А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб эссе

36

Эссе «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?»

Учительские истории.

В суете жизненных будней многие эпизоды забываются. Но наступает момент, когда они, эти эпизоды, поднимаются наверх из глубин памяти.

Но сначала небольшое отступление. Нынешний год для моей педагогической деятельности юбилейный. Двадцатый учебный год в маленькой деревенской школе. Судьба распорядилась так, что я вынуждена была переехать из города в деревню. В городе я работала в элитном учебном заведении. Поэтому переезд был для меня очень непростым. В школе на тот момент обучалось, как сейчас помню, 140 человек. Без начального звена. Они, малыши, учились в школе-сад. Ученики, в основном, дети механизаторов, доярок, скотников. Естественно, что художественные произведения мировой классической литературы в этих семьях не в особом почете. Поэтому иногда возникало ощущение, что на некоторых уроках литературы я бьюсь головой об стену. Тем не менее, я продолжала попытки «сеять доброе, вечное», в каждом писателе я стремилась раскрыть для детей незаурядную личность, устремляющую читателя к вершинам красоты, к совершенству. Одна из учениц как-то мне сказала: «Незамечательных, неудивительных писателей для вас не существует». И это было для меня высокой похвалой. Надеюсь, что все мои старания на ниве приобщения ребят к жизненным ценностям не проходят напрасно. И иногда получаешь подтверждение правильности выбранного педагогического пути.

В связи с этим вспомнился яркий случай, который произошел более 10 лет назад. Июнь. Окончился тяжелый школьный период. Сданы долгие, изнуряющие выпускные экзамены в 11 классе. Наконец-то вручены аттестаты об окончании школы. Выпускники, педагоги, родители собрались за праздничным столом в уютной школьной столовой. Присутствующие спешат поздравить друг друга с этим знаменательным событием.

Пришел и мой черед поздравить любимых детей. Естественно, я говорю им о том, что в каждого их них вложена частичка души учителя. И о том, что основная цель работы учителя – привить ребятам навык делать добро каждый день для всех, кто тебя окружает. И о том, что поступки героев художественных произведений, прочитанных на уроках литературы, помогут им сориентироваться в сложной жизненной ситуации. И о том, что прощание с каждым из них – серьезное испытание для каждого учителя.

Ответ выпускников не оставил равнодушным никого из присутствующих. Причем, это произошло стихийно, без подготовки. Ребята поднялись и хором прочитали наизусть стихотворение удивительного советского поэта Владимира Маяковского:

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ.

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?

И тогда я поняла, что эти повзрослевшие дети смогут остановиться среди суеты и замотанности жизни и насладиться красотой, окружающей нас, и научат этому своих детей.

Опубликовано 01.10.17 в 09:33 в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»



Размер файла: 157.83 Кбайт

Комментарии (15)

сменить сортировку

Касимова Людмила Михайловна, 01.10.17 в 12:48
0
Ответить Пожаловаться

Спасибо, Надежда Владимировна. Очень приятно. Хочу поздравить вас с вашими вчерашними именинами. Пусть ваш Ангел-хранитель будет всегда с вами рядом.

Ефимова Алла Ивановна, 04.10.17 в 21:28
1
Ответить Пожаловаться

С огромным удовольствием ознакомилась. Молодцы ребята, порадовали педагога.

Старшов Михаил Александрович, 07.10.17 в 07:10
2
Ответить Пожаловаться

Людмила Михайловна, поздравляю с победой и присоединяюсь к Вашим детям — тоже люблю вот это произведения ВВ. Новых Вам успехов в работе и в жизни!

Касимова Людмила Михайловна, 07.10.17 в 09:20
2
Ответить Пожаловаться

Михаил Александрович, спасибо за поздравление! Ваше внимание для меня особенно ценно. А Маяковский настолько непрост для изучения в школе в нечитающих классах… Спасибо.

Касимова Людмила Михайловна, 17.10.17 в 20:27
2
Ответить Пожаловаться

Юлия Хадиулловна, ваш комментарий мне очень приятен. Большое спасибо. К сожалению, в жизни нам часто не хватает похвалы и поддержки. Мы же все равно, как дети. Когда нас погладят по головке, мы стараемся стать лучше. Спа-си-бо.

показать все комментарии
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.

Анализ стихотворения «А вы могли бы?» Маяковского

Анализ стихотворения «А вы могли бы?» Маяковского

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 146.

Обновлено

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 146.

Обновлено

Творчество В. Маяковского разное: большинство его стихотворений поражает резкостью, но есть и стихи, которые запоминаются приподнятым настроением. В стихотворении «А вы могли бы?» присутствует своеобразная романтика и виден оригинальный стиль поэта. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «А вы могли бы?» по плану, который пригодится в 11 классе.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением А вы могли бы?.

История создания – стихотворение было написано в 1913 г., через год после того, как взошла творческая заря поэта.

Тема стихотворения – творчество, его роль в жизни.

Композиция – Стихотворение являет собой монолог-обращение лирического героя к окружающим. Рассказ героя не делится на части по смыслу. Автор, как бусины, нанизывает прекрасные ассоциации, которыми можно раскрасить обыденную жизнь. На строфы произведение не делится.

Жанр – лирическое стихотворение. В нём отражены мысли и чувства лирического героя.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры«я сразу смазал карту будняя, плеснувши краску из стакана», «косые скулы океана», «зовы новых губ», «флейта водосточных труб».

Эпитеты«жестяная рыба», «новые губы».

История создания

В литературу В. Маяковский пришел в 1912 г., после того как опубликовал стихотворение «Ночь». В этот же период поэт пристал к футуристам и посвятил себя поэтическому искусству. Так началась история создания анализируемого стихотворения и других шедевров известного русского футуриста. «А вы могли бы?» было написано в 1913 г., относится к раннему творчеству поэта. Известно, что жизнь молодого Маяковского складывалась непросто, видимо, печальный опыт научил поэта замечать красоту в простых вещах.

Тема

В строках анализируемого стихотворения раскрывается тема творчества, умения преображать мир вокруг. В связи с ней реализуется идея о том, что человек сам решает, как ему воспринимать мир: как серые будни или как яркую вдохновляющую реальность.

Произведение написано от первого лица, что помогает тонко прочувствовать настроение автора. В центре стихотворения лирический герой, который воспринимается читателем как неисправимый оптимист. Уже в первых строках он рассказывает, как раскрасил серые будни «краской из стакана».

Эту фразу следует воспринимать в переносном значении. Скорее всего, говорится о том, что герой скрасил будни чем-то, что приятно его душе.

На раскрашивании герой не остановился. В студне он заметил океан, а жестяная рыба поманила губами. Лирический герой подмечает каждую деталь. Ассоциации, которые возникают у него в голове, несколько необычные. Тем не менее герой не боится показаться окружающим чудаком. Наоборот, он гордится своим умением видеть прекрасное.

В последних строках герой обращается к другим людям. Он спрашивает, умеют ли они тоже видеть красоту в серых буднях. Этот вопрос скрывается за оригинальной метафорой: «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?». Вопрос, на первый взгляд, риторический. На самом деле, автор надеется, что каждый читатель даст на него свой ответ.

Композиция

Несмотря на то, что стихи написаны в духе футуризма, его композиция отличается простотой. Это монолог лирического героя, который рассказывает о своём восприятии серых будней. Он нанизывает метафорические образы, а потом обращается к окружающим. По смыслу стихотворение не делится на части. Формального разделения на строфы автор также не использует, что придаёт мыслям целостность.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. В. Маяковский использует перекрестную рифмовку АВАВ. В стихотворении есть и мужские, и женские рифмы.

Жанр

Жанр анализируемого произведения – лирическое стихотворение. В нём отражены мысли и чувства лирического героя, творческой личности, умеющей видеть прекрасное во всём.

Средства выразительности

Творчество футуристов удивляет свежими, оригинальными образами, сложными ассоциациями, экспериментами с формой. Анализируемое стихотворение – яркий пример этих особенностей популярного в начале ХХ века направления. Художественные средства, использованные Маяковским, позволяют автору передать внутреннее состояние лирического героя.

Каждый из созданных поэтом образов метафоричный: «я сразу смазал карту будняя, плеснувши краску из стакана», «косые скулы океана», «зовы новых губ», «флейта водосточных труб». Маяковский не изменяет себе, поэтому его метафоры несколько грубые. Дополняется картина эпитетами, но их в тексте немного: «жестяная рыба», «новые губы».

Средства выразительности помогают автору полно раскрыть тему и донести до читателей идею. Жесткости строкам придаёт аллитерация согласных «ж», «ч», «ш», «ц»: «На чешуе жестяной рыбы». Маяковский любит поиграть интонацией, но анализируемые стихи отличаются спокойными повествовательными предложениями, лишь в конце появляется вопросительное предложение.

Тест по стихотворению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Валерия Мязина

    8/8

  • Аркадий Козлов

    7/8

  • Дина Горбачёва

    8/8

  • Хава Кукаева

    4/8

  • Валентина-Юрьевна Тютюма

    8/8

  • Нурана Алиева

    8/8

  • Владимир Ганджук

    8/8

  • Алёна Мельникова

    8/8

  • Наталья Чаркина

    5/8

  • Юлия Пазухина

    8/8

Рейтинг анализа

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 146.


А какую оценку поставите вы?

О произведении

Автор: Маяковский В.В. |
Дата публикации: 1913 | Форма произведения: поэзия |
Жанр: лирический | Время событий: первая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 10 класс | Возраст: взрослые, подростки | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, образ водосточных труб, образ читателя Темы: мечта, свобода, смысл жизни

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ.

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?

Краткое содержание

“А вы могли бы?” Музыкальный дом в Дрездене.

Стихотворение написано от первого лица, что помогает читателям максимально тонко проникнуться эмоциями поэта. В эпицентре произведения располагается лирический герой, являющийся неисправимым оптимистом. С первых строк герой сообщает о том, что смог раскрасить серые будни «краской из стакана». Данное сообщение надо воспринимать не в прямом, а в переносном смысле: видимо, лирический герой скрасил свои будни чем-то таким, что было особенно приятно его душе.

Но на одном раскрашивании герой не остановился. Смотря на обыкновенный студень, он замечает целый океан, в котором жёсткая рыба манит губами. Взгляд лирического героя невероятно цепкий: он подмечает любую незначительную деталь окружающего мира. При этом в его голове возникают необычные ассоциации. Герой абсолютно не боится предстать перед читателями странным человеком. Всё с точностью наоборот: он гордится своей способностью видеть во всём лишь прекрасное.

Посредством заключительных строк лирический герой обращается к окружающим его людям, задавая им вопрос: «Способны ли они видеть красоту в серых житейских буднях?». На первый взгляд, этот вопрос выглядит риторическим. Но, герой надеется, что каждый читатель даст на него свой объективный ответ.

История создания

1912 год оказался для Маяковского особенно знаменательным: в этот год он уверенно вошёл в русскую литературу, опубликовав стихотворение «Ночь». Тогда же молодой поэт «отдал своё сердце» литературному направлению «футуризм». С этого момента началась история создания не только данного произведения, но и всех шедевров великого русского футуриста. Это стихотворение Маяковский написал спустя год после своего литературного дебюта, в 1913 г. Как известно, жизнь молодого поэта складывалась весьма непросто. Видимо поэтому, основываясь на собственном печальном опыте, он научился замечать черты прекрасного в самых простых и привычных вещах.

Жанр, направление, размер

Произведение относится к самому излюбленному жанру Маяковского – гражданской лирике. Стихотворение считается образцом литературного направления «футуризм». Основными особенностями данного направления являются следующие маркеры: неприятие буржуазного мира, протест против косности и узости мещанского мировосприятия.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. В качестве поэтического орудия автор использует  перекрёстную рифмовку, которая, в сочетании с четырёхстопным ямбом, придаёт стихотворным строкам особую напевность.

Композиция

С композиционной точки зрения, произведение представляет собой монолог-обращение лирического героя к окружающим людям. Этот монолог можно разделить на две семантические части. Поэт, словно бусины, нанизывает  множество ярких ассоциаций, вызванных у него обыденными вещами. Деление на четверостишия отсутствует, что придаёт стихотворному тексту особую целостность.

Образы и символы

Маяковский, работая в футуристической манере, с целью передачи основной идеи произведения, создал следующие образы:

  • образ лирического героя – центральный. Романтический герой предстаёт перед читателями эгоистичным бунтарём, готовым смело пойти против устоявшейся системы и добиться её качественного изменения. Он открыт для всего нового, разум его пластичен. Делая сравнение грязных водосточных труб с чудесной флейтой, герой доносит до нас мысль о том, что даже в невзрачных вещах присутствует красота. Он активно протестует против безликости окружающей его людской толпы. Именно поэтому герой желает подстроить «карту будней» под себя;
  • образ водосточной трубы – внешне уродливая водосточная труба представляется лирическому герою не пустой железкой, а волшебным музыкальным инструментом. Аналогичные «метаморфозы» происходят в воображении героя при взгляде на банальную трапезу: в студне он замечает «косые скулы океана». Таким образом герой создаёт собственную реальность, отличную от реальности привычной;
  • образ читателей – пребывая в восторженном состоянии духа, лирический герой обращается к читателям, желая и их вовлечь в придуманную им игру ассоциаций. Поэтому он спрашивает нас о том, смогли бы мы отыграть «ноктюрн на флейте водосточных труб?». Герою любопытно, способны ли читатели разглядеть что-то принципиально новое в обыденных вещах, найти очарование в неприглядных предметах, понять тайны окружающего мира;
  • образ «скул океана» – данный фантасмагорический образ выступает символом отдельного, необъяснимого и необъятного мира. Океан представляет собой бурную воду, которая никогда не пребывает в состоянии абсолютного штиля, и не имеет горизонта точно так же, как и великий человеческий разум. По мнению автора, важно суметь выйти за границы серой обыденности, тогда жизнь изменится в лучшую сторону;

Темы и настроение

В произведении автор раскрывает тему красоты окружающего мира. Каждый человек, по мнению Маяковского, должен самостоятельно решить, как ему следует воспринимать собственную жизнь: как череду серых будней, либо как волшебную, вдохновляющую реальность. Настроенческий пафос произведения передаёт читателям палитру невероятно ярких эмоций, таких как: уверенность в собственных  силах, оптимизм, нацеленность на успех, радость жизни.

Основная идея

Основная идея произведения заключена в следующем утверждении: каждому человеку необходимо избавляться от утилитаризма и узкого практицизма. Подобный настрой помогает не только  человеку, но и обществу, развиваться, продуктивно двигаться вперёд. Данное стихотворение представляет собой образец страстного призыва к расширению фантазийных рамок, к высвобождению творческой энергии, к попытке заново переосмыслить ранее принятые нормы общежития.

Средства выразительности

С целью передачи душевных эмоций лирического героя поэт использует самые разнообразные средства выразительности:

  • эпитеты – их немного в тексте: «новые губы», «жестяная рыба»;
  • метафоры – «зовы новых губ», «косые скулы океана», «флейта водосточных труб»;
  • инверсия – «на чешуе жестяной рыбы прочёл я зоны новых губ»;
  • риторический вопрос – «А вы могли бы?»;
  • аллитерации – жёсткость звучания стихотворным строкам придают согласные «Ж», «Ч», «Ш», «Ц»: «На чешуе жестяной рыбы прочёл я зовы новых губ».

Все произведения автора

  1. • А вы могли бы?
  2. • Во весь голос
  3. • Левый марш
  4. • Лиличка!
  5. • Люблю
  6. • Нате!
  7. • О дряни
  8. • Облако в штанах
  9. • Письмо Татьяне Яковлевой
  10. • Послушайте!
  11. • Прозаседавшиеся
  12. • Разговор с фининспектором о поэзии
  13. • Скрипка и немножко нервно
  14. • Хорошее отношение к лошадям
  15. • Юбилейное

Ирина Зарицкая | Просмотров: 3.4k

В. Маяковский «А вы МОГЛИ бы? »

Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?

При первом прочтении стихотворения обращаешь внимание на то, что оно
проникнуто настроением подъёма, жизненной силы и мощи: герой способен на всё,
он первооткрыватель, он всемогущ и всесилен. Он «смазал» одним движением всё рутинное, привычное, сонное и скучное. «Карта будня» — это метафора, которая воплощает в себе обыденность.

Герой не хочет с ней мириться: «плеснувши краску из стакана» , он преображает реальность. В этом и состоит его задача как художника. Он призван бороться со всем, что прочно вошло в быт и сознание человека, он должен открыть людям глаза, показать им прекрасное. Потому и противопоставляется «блюдо студня» (застывшая жизнь обывателя) «косым скулам океана» (свободе и творчеству) . Ведь не зря море в поэзии всегда было символом освобождения, изменчивости, неподвластности. Об этом писал ещё Пушкин. Несмотря на то, что Маяковский скептически относился к поэтам-классикам, в этом стихотворении он продолжает традиции Пушкина,
противопоставляя свободную и непокорную морскую стихию земле.

Герой противопоставляет себя всем окружающим. Как любой человек, который привносит новое, он обречён на непонимание. Но его одиночество не продлится долго, потому что он уже читает «зовы новых губ» . Значит, его труд не останется напрасным, из жестяной чешуи выйдут единомышленники, способные, как и он, беспорядочно разлить поэтическую палитру на серость и упорядоченность современной ему жизни.
Это вызов всему старому и отжившему.

Провокационный вопрос заключён уже в названии стихотворения. Поэт может сыграть ноктюрн даже на водосточной трубе, потому что видит в ней не просто полезную в быту конструкцию, а «флейту» .
Заканчивая стихотворение вопросительным предложением, лирический герой не только показывает разницу между собой и другими, но и как будто зовёт читателя за собой, предлагает ему испытать свои силы, проверить себя на способность видеть и чувствовать этот мир иначе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *