Предложите, как улучшить StudyLib
(Для жалоб на нарушения авторских прав, используйте
другую форму
)
Ваш е-мэйл
Заполните, если хотите получить ответ
Оцените наш проект
1
2
3
4
5
Под эту музыку я представляю себе скудную, повседневную жизнь. Как будто ты идешь, идешь, и все больше проблем, а выхода нигде нет. И вот вдруг происходит маленькое «чудо», и оно тебя зовет, зовет, и ты уже идешь к нему. И вот он, выход…
Но люди неблагодарно относятся к этому «чуду», и после того, как оно тебе помогло, ты решаешь сделать его тоже несчастным (от зависти), грустным, бедным. Но «чудо» стоит на своем и не дает сдачи, а просто хочет жить, помогать другим и радоваться! Но ты все сильнее злишься, и начинаешь предпринимать более сильные меры. И убиваешь его.…
Но душа-то живет! И только тогда ты начинаешь понимать, как был не прав с ним. И ругаешь себя за убийство. И думаешь, как бы мне исправить свою вину. И начинаешь поклоняться этому «чуду». Точно так, как давным-давно с Богом. Мы его убили, и его потом воскресили, и до сих пор верим в него и поклоняемся ему.
И эта приведенная ситуация должна нас привести к пониманию смысла жизни. Не совершая добра, вы никогда не будете счастливы. И прежде чем сделать, нужно подумать о последствиях и о будущем. Нужно все рассудить, а не причинять боль из-за зависти. Нельзя людей превозносить и унижать. И если на ваш вкус зло лучше, чем добро, то знайте: в любом мире всегда найдется добро искреннее, и оно будет исходить от самого сердца. И добро всегда должно существовать в каждом из нас. И нельзя быть жестоким друг к другу, ведь у каждого своя судьба.
Шевченко Ангелина, 5А класс
Сочинение на музыку Альбинони «Адажио»
Когда я посмотрела фильм «Адажио», я задумалась о жизни, ведь все мы не вечны. В этом произведении для главного героя все кончилось трагично.
Я так думаю, что «оригами» представлены в лице человека. В данном фильме я увидела, что некоторые люди могут быть бездушными и могут убить человека, которого они даже не знают и не понимают. Главного героя мне очень жалко, ведь он ничего плохого не сделал. Когда я посмотрела это произведение, мне стало грустно, резко упало настроение: может это все из-за печальной мелодии? Когда так безжалостно убили главного героя, я начала волноваться, я была растеряна. Наверное, автор пытается донести до нас, что в жизни не все так просто…
Если бы не орган, который звучит в этом произведении, я бы не смогла полностью описать свои чувства, мысли…
Я думаю, что после того, как посмотрела фильм «Адажио», я буду задумываться о своих поступках и их последствиях.
Шуватова Анастасия, 6Б класс
Достарыңызбен бөлісу:
Обновлено: 31.03.2023
Цель классного часа: проанализировать уровень нравственного развития учащихся.
Задачи: вовлечь учащихся в обсуждение поставленных проблем, побуждать их к анализу фактов, умению отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать иное мнение; продолжить формирование понимания учащимися нравственных понятий и ситуаций; помочь подросткам преодолеть неуверенность в себе и страх общения; способствовать формированию положительного нравственного климата в коллективе; прививать навыки терпимости и корректности в общении.
Форма проведения: диспут.
Оформление и оборудование:
Чистые листы А4
Участники: учащиеся 11 класса.
Сценарный план мероприятия
-Добрый день. (раздать чистые листы бумаги)
-Сделайте с ними, что хотите (сложите, порвите, помнИте…)
(Так и наша жизнь – сначала – чистый лист бумаги – потом – то, что мы делаем с ней.)
Перед тем как начать дискуссию, необходимо напомнить правила её ведения:
- С уважением относимся друг к другу.
- Чтобы высказаться, поднимаем руку.
- Порядок выступлений определяет ведущий.
- Свое мнение или позицию аргументируем фактами, примерами из жизни, литературы, фильмов и т.д.
- Признаем право каждого иметь свою точку зрения, свое особенное мнение.
- Обсуждаем точки зрения и взгляды, а не людей и личности.
Примерные вопросы для обсуждения:
-Какие вопросы возникли у вас после просмотра фильма?
-Для чего Г.Бардин создал такой фильм?
-Что он хотел этим сказать?
-Какие проблемы поднимает художник в своём фильме? (белая ворона; серая толпа, которая не хочет признавать кого-нибудь отличного от себя)
-Чем страшна толпа? (В толпе человек вынужден иногда менять свои личные интересы на интересы толпы. В толпе нет личностей. Толпа анонимна и не может нести ответственности.)
— Политический мультфильм? или нет? (Больше. Светлая мысль, новая идея, которую не приняло старое, прогнившее общество. Оно решило проверить создателя этой идеи, решило порвать его в клочья. Зачем? Нужно спросить себя).
– Что такое белая ворона?
Белая ворона – это отношение всего остального коллектива к человеку. Белые вороны появляются в сознании тех, кто их таковыми считает, а сами эти вороны не знают, что они вороны.
– Почему это место появляется?
— Кому же чаще всего достается роль белой вороны?
Каждый человек — личность, и каждый достоин того, чтобы к нему хорошо относились, уважали его интересы.
-Как можно объяснить финал фильма? ( Под конец режиссер подает занятную идею о том, что контраст белого и черного, не такой уж контраст в сравнении с серым, что относится более к социуму, нежели к палитре)
Мотив уничтожения, воскрешения и вознесения в точности повторяет библейские предания. Толпа.. Серость масс..
Этот мультфильм стоит посмотреть хотя бы просто ради некоего просвещения для себя. Возможно, даже он кого- то заденет, изменит чью- то жизнь, чьи-то идеи. Вы можете быть какого угодно цвета. Главное — не быть в толпе. Не быть серым. Ведь мы все по-своему уникальны.
— Через 4 месяца вы окончите школу, вступите во взрослую жизнь. Как она сложится, во многом зависит только от вас. Что бы вы хотели пожелать своим детям? (Пишут на листах А4; звучит музыка Томазо Альбинони)
Смысл фильма
Фильм был снят в 2000 году режиссером Бардиным и нарушил большое количество проблем, очень актуальных для современного общества. Это показ обнищания морального духа человечества, которое прогрессирует с каждым днем.
Человек, оскверняя словами и поступками другого человека, сталкивается с тем, что грязь, брошенная в кого-то, остается на руках обидчика. И часто не долетает до объекта. Эта житейская мудрость описывается благодаря образу Христа — таких аналогий в этом фильме очень много, поэтому он несет некий воспитательный характер.
Образ Иисуса очень распространен в культуре, потому что за ним закреплены догмы морали и правильного отношения к окружающим и жизни в целом. Но есть также и противоположная сторона этого образа — его как Мессию не воспринимает человечество. Люди готовы растерзать в клочья своего учителя, который пришел для того, чтобы научить добру, милосердию, взаимопониманию и житейской мудрости.
Конфликты интересов и ценностей, войны из-за политики и дележки территорий и человеческого ресурса — это то, что стало повседневным для современного человека. Мы живем в условиях обостренной реакции людей на происходящее и способность дать отпор любому обидчику — нужно это или нет. Некоторые страны нападают на территории своих соседей, отбирают земли и через определенное время уходят, оставив пустыню — без инфраструктуры, с разрушенной экономикой, голодом, бедностью, нищетой и отчаянием. Люди уничтожают редких животных, находящихся на грани исчезновения из-за своего похабного и равнодушного поведения и отношения к природе. Никто не думает о том, что останется его детям и внукам на этой земле, — загрязнение окружающей среды, огромное количество небезопасных веществ, которые попадают в воду, грунт, бездумное уничтожение лесов, сжигание травы, которое превращается в неконтролируемые пожары. Все это когда-нибудь приведет к исчезновению всего живого на планете, благодаря чему человек здесь и может существовать.
Но если бы все ограничивалось только равнодушному отношению к природе! Человек легко может убить другого человека, совершить теракт, подорвать толпу, уничтожить родного ребенка — на этой земле становится страшно жить, потому что порой человеческая жестокость не имеет границ и остановить ее бывает порой очень тяжело.
И когда приходит человек, который хочет прекратить все это и образумить других, в него кидают грязью и говорят, что он ничего не понимает и не знает как нужно жить. Такой участи заслуживает и Христос — его презирают и распинают за то, что он хотел принести в человеческое общество больше любви и терпимости к окружающим. Это страшно, потому что за желание помочь и подсказать правильный путь можно поплатиться жизнью.
Человек очень жестокий, и эта жестокость постепенно стирает доброту с его лица, приумножая ненависть, злость, жадность, тщеславие. Такие понятия как любовь, доброта, щедрость, честность и желание помочь без какой-либо выгоды воспринимаются как нечто смешное, дикое. Это редкость в современном мире — быть добрым, признательным и жертвовать собой ради кого-то.
Человечеству необходимо меняться в лучшую сторону и стараться сделать любовь главным достоинством своей жизни. Не нужно пичкать себя злостью и ненавистью, распространяя это все еще больше. Нужно постараться принять этот мир в новом обличье — доброта и понимание должны стать спутниками жизни каждого живущего на этой планете человека. Тогда, возможно, человечество начнет ценить то, что имеет, начнет учить свою историю, религию и сможет избежать повторения ошибок, которые когда-то уже были совершены.ю В этом и заключается весь смысл фильма.
- Полезная рецензия?
пожаловаться наспойлер? - Да / Нет
- 6 / 0
- тип рецензии:
И свет во тьме светит
Прекрасная трагическая музыка, лаконичный и оригинальный стиль, фигурки-оригами, никаких реплик. Явные библейские аллюзии. С другой стороны, истории Белого и Христа во многом отличаются. Иисус во время своей жизни согласно Евангелию героем не был и никуда свой народ не выводил (эта часть истории, скорее, ближе к Моисею, а он, в свою очередь, по преданию, умер в глубокой старости, осиянный славой).
Идея тут более общая, вернее, целая линия идей, и некоторые из них продиктованы более открытиями социальной психологии, чем древними легендами. Герои нужны людям лишь в тяжелые времена, дети бессмысленно жестоки, непохожих не любят, слава часто приходит посмертно, а в своих грехах чаще всего винят других. в данном случае, похоже, за смерть Белого разорвут Черного, который в его растерзании вовсе не участвовал и вообще, судя по всему, мирное и немного не от мира сего существо. Это все, в общем, довольно широко известно.
Но есть в мультфильме иллюстрация куда менее известной истины. Она тут не в фокусе, к сожалению (очень возможно, что о ней и сам Бардин не знал или не думал), а при этом очень важна. Почему Серые поступили так с Белым? Тут дело не в зависти как таковой — никаких благ у Белого не было, жизнь его не была легче, чем у прочих.. на него сразу смотрели как-то. настороженно, быть на его месте точно никто не хотел. Так в чем же дело?
Дело в том, что если бы Белый хотя бы разозлился на детей, которые вымазали его грязью, а то и наказал бы их, то все Серые, скорее всего, упали бы на колени прямо там, и Белый прожил бы свою жизнь в блеске почитания. Все хотят, чтобы вожак был добрым, благородным, снисходительным, но при этом его будут уважать только в том случае, если он хоть немножечко опасен. И не только вожак, в принципе, любой член общества (стаи). Всепрощение нашими инстинктами воспринимается как губительная слабость. Возможно, потому что одна из основ нашей социальности — мстительность, и отказ от мстительности воспринимается как опасный для всей стаи: если он не мстит даже за себя, то за всех нас мстить точно не станет. Всепрощение в природе означает смерть. Только духовно развитые люди могут побороть этот инстинктивный порыв напасть на всепрощающего (в ‘Адажио’ таковых не нашлось), хотя сам этот порыв будет даже у них. Ужасаться этому бесполезно, с этим нужно работать, как с любым инстинктом, в цивилизованном мире не востребованным. В принципе, себя или своего ребенка не так уж сложно приучить не делать зла неопасным людям, осознавая причины этого желания и своей волей преодолевая его. Но наряду с этим придется учить и быть латентно опасным, чтобы пореже оказываться жертвой — так как далеко не все вокруг еще возросли над собой.
В обыденной жизни вышеуказанный механизм проявляется в ситуациях куда менее трагичных, но тоже неприятных. Чтобы попасть в роль жертвы, даже необязательно быть героем или сделать кому-то добро. Помню один случай: за моей спиной в рейсовом автобусе какие-то юнцы бесновались и пинали спинку моего кресла. Когда я вежливо попросила их перестать, они только заржали, передразнили мою просьбу мерзким голосом и продолжили пинать уж точно нарочно, если даже перед этим не думали обо мне вообще. Когда же я грубо рявкнула, они притихли. Если бы я не рявкнула, мне пришлось бы терпеть это хамство всю оставшуюся дорогу. Каждый из нас может вспомнить подобные случаи.
Я бы еще отметила, что ‘Адажио’ не дает решения проблемы, он лишь восхищается Белым и бичует Серых. И еще произведение дистанцирует зрителя от Серых, потому что автор тоже дистанцирует себя от Серых. Да, любой нормальный человек не хочет видеть себя в толпе линчевателей, но практика показывает, что отстраняясь от этой мысли, человек куда вероятнее в этой толпе окажется. Для работы над собой стоит посмотреть на происходящее со стороны Серых. Почувствовать эту инстинктивную злость — вот ведь выпендрился, а? Да он считает себя лучше нас, даже грязь к нему не пристает! Герой? Да чего в нем такого, шел, как и мы все, да мы бы и без него справились. А ну-ка получи, зазнайка! Ты такой же как мы, ясно? Ах не такой? Лучше? То есть мы — ничтожества? Ну все, ты труп. А уже потом отстраниться и понять, что так вести себя плохо, хотя и естественно.
Мне кажется, что этот мультфильм смогут воспринять дети старше 5 лет и он, может быть, даже лучше будет понят младшими школьниками (что уже говорить о старшеклассниках?!), которые только сталкиваются с тесным существованием в группе сверстников (или заново остро его переживают, как в старших классах).
Я уже говорила, что в мультфильме нет диалогов, есть только музыка. На протяжении всего мультфильма звучит «Адажио Альбинони» (Адажио соль минор) итальянского композитора и музыковеда Ремо Джадзотто.
Читайте также:
- Значение слова цивилизация кратко
- Еда в азии 18 века кратко
- Олонецкая губерния и ее народные рапсоды кратко
- Применение белого чугуна кратко
- Любовь в жизни базарова кратко
Любовь – чувство трагическое.
Настоящая. Единственная. Не мечта о ней, не подделка, не фальшивка, не удобство и не средство для секса.
То чувство, когда Один человек становится всем миром. И все, вся жизнь становитася Им. Он и через него ты видишь остальных людей, события и вещи…
Все, все связано с Ним.
Любовь не станет беззаботным счастьем. Не знаю, есть ли вообще счастливая Любовь.
Может ли Любовь быть счастливой. В том самом общепринятом понимании: когда легко жить, когда есть крылья за спиной, и жизнь улыбается тебе, и все, кажется, счастливы, потому что счастливой чувствуешь себя ты…
Любовь – тяжелое чувство. Темной пеленой закрывает она от тебя солнце и день, и не хватает воздуха, потому что нет Его рядом…
Нет света, потому что нет его.
И когда Он рядом…нет легкости и счастья.
Потому что…никогда Он не станет достаточно близким тебе…даже в самые тайные минуты.
Потому что…жажда полного …и невозможного Единения томит душу, рвет сердце….
Потому что нет и не бывает абсолютно полного слияния душ, сердец, мыслей…и каждый взгляд и каждая мысль не о ВАС терзает душу ядом…
Каждая секунда наполнена блаженством Любви и страстью – темной, как вот это бархатное южное небо…
Она фатальна – эта Любовь.
Настоящая Любовь.
Никогда не станет она слабее, но измотает тебя…
Она выжжет душу, искалечит жизнь, ты станешь угрюмым и печальным, светлая радость уйдет из твоей жизни.
И все же…проклиная и жалуясь, ты будешь готов жизнь отдать за то, чтоб это чувство никогда тебя не покинуло!
метки: Адажио, Альбинонь, Музыка, Слава, Произведение, Композитор, Сочинение, Получить
Gatsby [гость ]
Дата: 18 ноября 2003 01:33
взято с
Кто раскрутил Альбинони?
независимое расследование
Адажио Альбинони — одно из самых известных музыкальных произведений. Именно оно непременно звучит, когда человека провожают в последний путь. Именно оно заставляет сердце слушателей сжиматься и навевает мысли о вечном. Именно оно стало первым сочинением, предвосхитившим возрождение славы композитора.
Однако лишь единицы знают истинное происхождение этого произведения. Вскоре после второй мировой известный музыковед Ремо Джацотто (Remo Giazotto) заканчивал биографию Томаза Альбинони (в те годы — известного лишь в узких кругах).
Как и полагается в любой серьезной биографической работе, Ремо пытался найти как можно более достоверные и полные исторические материалы, связанные с творчеством композитора. В своих поисках в Дрезденской государственной библиотеке он наткнулся на некий отрывок. Это был небольшой кусок произведения, вероятнее всего — медленная часть из трио-сонаты. Сохранились лишь шесть начальных тактов мелодии и линия баса.
Невозможно даже сказать, что Джацотто «реконструировал» или «восстановил» это произведение, здесь подходит только одно слово — «сочинил». Да, он практически сочинил известнейшее Адажио заново. Ему показалось, что эта музыка — типично церковного склада, поэтому он, недолго думая, добавил в произведение орган. Ну разве не выглядит иронией судьбы то, что именно это произведение пятидесятых годов нашего века привело к возрождению славы Альбинони? Теперь на концертах можно услышать его сонаты, симфонии, отрывки из опер…
И только теперь музыковеды пишут восторженные статьи об Альбинони, упоминают о том, что в его сочинениях «предвосхищены некоторые стилистические особенности классической симфонии». Раньше мало кто замечал это.
Похожая история (правда, с течением времени она стала намного более известна, ее можно встретить практически в каждой биографии композитора) случилась и с Иоганном Себастьяном Бахом. Композитор, который получил наибольшее количество голосов посетителей сайта Cultureciosque.com в голосовании «Лучший композитор тысячелетия» умер не то, чтобы в забвении, но… . Только во времена Мендельсона музыка Баха получила новую жизнь. А уж слава Баха нынешнего масштаба — заслуга ХХ века.
10 стр., 4506 слов
«Детские песни в творчестве советских композиторов второй …
… половины XX века, они однако были исследованы в контексте господствующей современном. На идеологии этапе развития музыкального образования актуальным представляется рассмотреть песни советских композиторов целостные как художественные произведения, созданные в …
Примеров — масса. Мог бы продолжать, но пишу все это не для простого увеселения почтенной публики. Просто задаю себе вопрос — насколько восприятие слушателями музыки зависит от своеобразной «раскрученности» автора? И прихожу к выводу, что в классике много напоминает ситуацию, которая царит в современной эстрадной музыке. Люди с большой осторожностью относятся к неизвестным именам и готовы любить все без разбора, когда это имя уже признают все вокруг. Так что и в классике некоторые композиторы остались в истории как дань своеобразной моде, а некоторые до сих пор незаслуженно забыты. Только время, большой отрезок времени снова расставляет все на свои места. И если Бах остался в сердцах слушателей всего мира, значит не зря он был «раскручен» во многом благодаря случайностям через век после смерти.
P.S.: И, конечно, теперь не забудьте в следующий раз, когда вы услышите известную мелодию Альбинони, продемонстрировать свои незаурядные музыкальные знания следующей фразой: «Ах, ну да — неподражаемое Адажио Джацотто!»
Чудесная тайна музыки. По законам красоты. «Адажио» Томазо Альбинони
Содержание:
- Преобразующее значение музыки.
- Необходимость сохранения и укрепления духовных запросов человека.
- Различный смысл выражений «слушать музыку» и «слышать музыку».
- Драматургическая роль музыки в театральных спектаклях, кинофильмах, телевизионных передачах.
- Выражение глубины и благородства художественного образа в Адажио Т. Альбинони.
- Созидание по законам красоты.
Музыкальный материал:
Т. Альбинони. Адажио (слушание произведения в разных исполнениях).
Характеристика видов деятельности:
- Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.
- Рассуждать о преобразующем влиянии музыки.
- Воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений (правдивое — ложное, глубинное — поверхностное).
- Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.
- Понимать характерные особенности музыкального языка (с учётом критериев, представленных в учебнике).
- Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.
- Устанавливать внешние связи между звуками окружающего мира и звуками музыки (с учётом критериев, представленных в Дневнике музыкальных размышлений).
- Творчески интерпретировать содержание изученного материала в слове, изобразительной деятельности (с учётом критериев, представленных в Дневнике музыкальных размышлений)
Постижение музыки предполагает не только её слушание (ведь мало слушать, нужно слышать!), но и воспитание условий для её восприятия. А это и развитие слуха, не просто слуха музыкального, но слуха как «органа души» (Б. Пастернак), и вхождение в музыкальную традицию, где устоялись свои жанры, формы, средства выразительности.
Вот почему так важно научиться воспринимать красоту мелодий и ритмов, глубину гармонии и выразительность фактуры. Каждое из этих средств несёт нам свою собственную информацию о содержании музыки, образуя её неповторимый язык. А ведь без знания языка трудно понять любую культуру, в том числе культуру музыкальную!
Чем больше человек умеет слышать, чем более обострённым становится его восприятие, тем больше преобразуется его собственная душа.
Нередко нам приходится видеть людей, душа которых находится как бы в дремлющем состоянии. Жизнь таким людям кажется довольно простой. Единственной формой жизни признаётся лишь видимое, осязаемое: материальные ценности, социальные достижения. Мир души таких людей становится всё более ограниченным, тусклым, замкнутым на мелких повседневных заботах.
Неудивительно, что приверженцы такой жизни музыку считают простым удовольствием, ничего общего не имеющим с постижением сущности мира. Однако, как утверждал английский писатель О. Уайльд, можно представить человека, который «вёл бы самую банальную жизнь, случайно услыхал какую-нибудь своеобразную музыкальную пьесу и вдруг открыл бы, что душа его помимо его ведения прошла сквозь ужасные чувства, познала чудовищные радости, или дико-романтическую любовь, или великое самоотвержение».
Не об этом ли читали мы в сказке Андерсена «Соловей»? И не является ли она потрясающим свидетельством того, что человек, ещё не переживший музыку как откровение, и человек, уже знающий такое переживание, — словно два разных человека?
Дремлющая душа гордого и властного владыки, способного на любые жестокости, превыше всего ценящего власть и её привилегии, и душа пробуждённая, обращённая к добрым делам, — таков смысл истории, поведанной великим сказочником Андерсеном.
В этом и состоит ответ на вопрос, почему истинное предназначение человека не может ограничиться только монотонной обыденностью, почему оно требует непременного участия музыки — своеобразного посредника между земным и высшим мирами.
Только музыка в силу её текучести и непрерывности способна обобщать смысл вещей. Обратите внимание, как необходима музыка везде, где требуется выразить глубинную суть содержания, — в кинофильмах, театральных спектаклях, телевизионных передачах. Наивно думать, что это всего лишь фон, который вводится для красоты.
Присмотревшись внимательно, можно обнаружить, что это важнейший элемент целого, а иногда и самый главный, без которого всё распадается. Не случайно к участию в создании киномузыки- с тех пор, как возникло киноискусство, — приглашались крупнейшие, талантливейшие композиторы: С. Прокофьев, Д. Шостакович, Г. Свиридов, А. Шнитке, Р. Щедрин и др.
Невозможно представить, например, кинофильм «Александр Невский» без участия музыки С. Прокофьева или фильм «Маленькие трагедии» (по А. Пушкину) без тонких музыкальных иллюстраций, созданных А. Шнитке.
Таких примеров множество в киноискусстве.
Музыка сопровождает и телевизионные показы картинных галерей, внося своим звучанием неповторимое ощущение духа времени, проникновенную интонацию повествования о великом и вечном.
Послушайте «Adagio» итальянского композитора XVIII века Т. Альбинони — музыку глубокой сосредоточенности и благородной сдержанности — и вы поймёте, отчего она так часто звучит там, где требуется внести особый тон неторопливой беседы времён.
Удел наш — музыке людской творений
И музыке миров внимать любовно,
Сзывать умы далёких поколений
Для братской трапезы духовной.
Приведённые строчки из стихотворения Г. Гессе (роман «Игра в бисер») могут послужить своеобразным эпиграфом к этой музыке, так настойчиво «вызываемой» для духовного посредничества между эпохами, культурами и искусствами.
Наверное, среди чувств человека, способных воспринимать страх, боль или радость, есть и такое, которое настроено на любовь ко всему в этом мире, что обладает собственной душой, что с радостью принимает каждого из нас в своё вечное содружество?
Есть внутренняя музыка души…
Она как память о полузабытом,
Она как дальний шум.
Не заглуши её с годами буднями и бытом!
Она таится в глубине, светя
Порой в случайном слове, в слабом жесте.
Её имеют многие.
Дитя лишь обладает её в совершенстве.
(Е. Винокуров)
Может быть, прав поэт, сказавший, что лишь дитя обладает в совершенстве «Музыкой души». Ведь только дети так доброжелательны и доверчивы, что с радостью и восхищением готовы принять любую самую малую радость жизни.
Постепенно открытость и непосредственность уходят от нас, вытесняемые различными обстоятельствами, усталостью, неудачами. И лишь немногие сохраняют в своей душе чистый свет первоначальной веры в то, что мир прекрасен и что жизнь — бесценный дар.
И среди сил, противостоящих разрушительному действию повседневности, не назовём ли мы музыку, помогающую нам увидеть и понять то, что без неё мы никогда бы не увидели и не поняли? Старые замки, которых давно нет на земле, далёкие земли, куда мы никогда не отправимся, неведомые нам глубины и непостижимые высоты – все эти прекрасные тайны мира есть одновременно и тайны музыки, которая напоминает нам о том, что прелесть жизни неисчерпаема и что отзвук её мы всегда носим в своей душе.
А если так, то не чудо ли, что под воздействием музыки в мире станет больше добрых дел, счастливых людей, красивых городов? Не в этом ли заключён и великий смысл древнего мифа о строительстве города Фивы, камни которого двигались музыкой? И хотя происходило такое явление вопреки законам физики, но уж никак не вопреки законам красоты.
Их смысл состоит в нерасторжимом единстве лучших стремлений человека – к добру, правде, бескорыстию, воплощённых в слове, звуке, краске или камне.
А не являются ли эти законы самыми прекрасными из всех законов, способных править людьми?
Вопросы и задания:
- Можно ли считать, что только произведения искусства построены по законам красоты? Назовите какие-либо явления или предметы окружающего мира, созданные по этим законам.
- Как вы думаете, почему присутствие музыки необходимо в таких видах искусства, как, например, театр или кино? Приведите примеры, подчёркивающие роль музыки в этих видах искусства.
- Как средства музыкальной выразительности учувствуют в создании музыкального образа «Адажио» Т. Альбинони?
- Среди средств музыкальной выразительности назовите те, которые можно встретить не только в музыке, но и в окружающем мире, а также те, которые являются принадлежностью только музыки.
«Адажио» Томазо Альбинони — одно из самых известных музыкальных произведений. Именно оно непременно звучит, когда человека провожают в последний путь. Именно оно заставляет сердце слушателей сжиматься и навевает мысли о вечном. Именно оно стало первым сочинением, предвосхитившим возрождение славы композитора.
Широко известный при жизни, после смерти Альбинони был довольно быстро позабыт, повторив судьбу А. Вивальди и И. Баха. Но если сочинения последних были обнаружены и обнародованы в 19 веке, то имя и творчество Альбинони долгое время оставалось известным только узкому кругу музыковедов и знатоков старинной музыки. Эта ситуация сохранялась вплоть до середины прошлого века.
Возрождению интереса к Альбинони поспособствовал итальянский музыковед, критик и редактор Ремо Джацотто. Джацотто хорошо знал его сочинения и старался донести его творчество до всего человечества. Именно Джацотто составил полный каталог сочинений Альбинони и написал его биографию. Большая часть наследия композитора хранилась в Дрезденской государственной библиотеке и после массированных бомбардировок авиацией союзников во время Второй мировой войны была потеряна.
В 1948 году Джацотто прибыл в Дрезден в поисках уцелевших материалов. В библиотечных руинах его ждала неожиданная находка! Это был маленький отрывок неизвестного до того времени произведения Альбинони. Сказать о том, что это за произведение, по сохранившимся линии баса и шести первоначальным тактам мелодии, было практически невозможно. Но именно этот скудный материал послужил отправной точкой для «воссоздания» знаменитого «Адажио».
Джацотто предположил, что это медленная часть из трио-сонаты. Далее ему показалось, что это произведение предназначалось для церковного богослужения, поэтому там обязан присутствовать орган. Таким образом и появилось «Адажио» для органа и струнных инструментов соль минор Томазо Джованни Альбинони в реконструкции Ремо Джацотто. Найденный фрагмент почему-то никогда не публиковался и по некоторым сведениям на нём отсутствует имя Альбинони. Это дало почву для многочисленных споров, не утихающих и по сей день: насколько музыка «Адажио» принадлежит Альбинони, а какая часть привнесена Джацотто. Одни утверждают, что невозможно не композитору (других произведений за Джацотто не зафиксировано) создать пусть и не монументальное, но всё-таки популярное произведение. Другие указывают на современный характер звучания «Адажио», применение техник письма неизвестных во времена Альбинони.
Траурный оттенок «Адажио» сделал его атрибутом похоронных церемоний, что ставит его в один ряд с «Траурным маршем» из Второй сонаты Фредерика Шопена, «Смертью Озе» из сюиты «Пер Гюнт» Эдварда Грига.
На самом деле музыка «Адажио» совсем не о потерях и безысходности. Это музыка о любви. Именно любовью к композитору Альбинони наполнил музыку его почитатель Джацотто. Огромной любовью, без пределов и сомнений. Он пошёл на эту мистификацию ради своего кумира, пожертвовав своим именем, отказавшись от славы и почестей. И эту жертву мы слышим в каждом звуке «Адажио» Ремо Джацотто памяти Томазо Альбинони.
Невозможно даже сказать, что Джацотто «реконструировал» или «восстановил» это произведение, здесь подходит только одно слово – «сочинил». Ну разве не выглядит иронией судьбы то, что именно это произведение пятидесятых годов нашего века привело к возрождению славы Альбинони? Теперь на концертах можно услышать его сонаты, симфонии, отрывки из опер…
Впервые реконструированное «Адажио» было исполнено в 1958 году. С тех мелодия «Адажио» использовалась неисчислимое количество раз. На музыку «Адажио» сочиняют стихи, и тогда оно звучит уже как песня. Наиболее известны варианты в исполнении Сары Брайтман и Лары Фабиан. В русскоязычном варианте широкую популярность приобрела песня «Мгновения» Николая Баскова.
Презентация
В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Альбинони. Адажио (в исполнении Берлинского филармонического оркестра и органа, дирижёр Г. Караян), mp3;
3. Сопроводительная статья — конспект урока, docx.
Дополнительно, для самостоятельного прослушивания по желанию, в архив вложено:
Альбинони. Адажио (в 5-ти вариантах, в исполнении Арианы, Лары Фабиан, Г. Гуралиа, Н. Баскова и инструментальное соло Игоря Крутого), mp3.