Подборка по базе: сро эссе лексика.docx, Шулёв Д.А УПТ-005яфз Эссе.docx, Рецензия на эссе Майер.docx, конкурс эссе педагог.docx, Занятие 2. Как написать вступление к эссе.pptx, 91 эссе.pdf, Задания (темы) для выполнения эссе_2022_2023 уч год_ Производств, Управление личной эффективностью Эссе 1.docx, нис эссе.pdf, Аптықай Қазыбек ЕП 20-14к эссе псих.docx
Эссе
«Агенты социализации»
В каждом обществе имеются социальные группы и институты, с которыми подрастающее поколение связано в той или иной степени. Они называются агентами социализации. Агенты социализации служат проводниками культуры данного общества в целом, а также культуры соответствующих социальных групп. Обычно выделяют три следующих вида культурной трансмиссии (передачи).
Вертикальная трансмиссия — это передача культурных ценностей, верований, умений и т.п. от родителей к детям. Под горизонтальной трансмиссией подразумевается освоение ребенком социального опыта и традиций культуры в общении со сверстниками. При “непрямой” трансмиссии индивид обучается в специализированных институтах социализации (школах, вузах), а также на практике — у окружающих его, помимо родителей, взрослых — родственников, старших членов общины, соседей и т.п.
Исследователи, рассматривающие разнообразные по форме и содержанию взаимодействия человека с окружающим миром, обычно выделяют первичную и вторичную социализацию. Соответственно можно говорить об агентах первичной и вторичной социализации.
Агенты первичной социализации — это ближайшее и непосредственное окружение человека (родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, другие родственники, няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, руководители внеклассных кружков и т.д.). Агенты вторичной социализации — это представители администрации школы, вуза, предприятия, армии, милиции, церкви, государства, сотрудники средств массовой информации и т.д. Каждый из агентов первичной социализации может выполнять множество функций (отец — опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторичной — одну-две. Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной — нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые специализированы. Так, взаимозаменяемы некоторые функции родителей и ровесников — сверстники выступают в роли партнеров по играм и квазиродителей: старшие дети опекают и заботятся о младших. Взаимозаменяемы также функции родителей и родственников, вторые могут заменить первых. Однако этого же нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они являются узко специализированными: судья не может заменить бригадира или учителя.
Агенты первичной социализации составляют первичную среду личности. Агенты вторичной социализации относятся к формальному (официальному) окружению человека, вторичной среде. Для ранних этапов социализации характерна исключительная значимость первичной среды. По мере взросления человека, овладения им какой-либо профессией, развития его деятельности в тех или иных организациях возрастает роль вторичной среды. Тем не менее первичная среда всегда остается “ближе” для человека и более значимой.
Если говорить о норме, то с первых дней своего появления на свет ребенок оказывается в сфере семьи. Хотя контакты с матерью в течение первых месяцев жизни ребенка имеют для него преобладающее значение, постепенно начинает сказываться и влияние других членов семьи. Будет ли он в ней единственным ребенком или окажется одним из братьев и (или) сестер, старшим или младшим — все это не может не влиять определенным образом на формирование его личности. Так, единственные дети в семье могут иметь существенные преимущества в некоторых отношениях перед детьми, имеющими братьев и сестер. Единственный ребенок обладает более высоким уровнем самооценки, он легко принимает помощь в случае необходимости, в большинстве тестов на проверку знаний и “логических” способностей он имеет самые высокие показатели. С другой стороны, единственный ребенок не привык к близкому общению с другими детьми (для него более естественны отношения “родитель — ребенок”). Он часто не знает, как вести себя в интимных отношениях позже, когда женится или выходит замуж. Он не привык к сложностям других индивидов. Единственный сын обычно ожидает от жены, что она облегчит ему жизнь, не требуя ничего взамен. Единственная дочь часто сверхзащищена родителями, что заставляет ее ожидать только заботы от друзей и мужа впоследствии.
Агенты социализации индивида.
Агент социализации – это субъекты общественных отношений, которые прямо или косвенно воздействуют на индивида с целью его социализации.
Агенты социализации делятся на две группы6
1. Первичные агенты: мама и папа, брат, сестра, бабушка с дедушкой, другие близкие родственники, гувернантки, друзья… влияют на формирование взглядов, убеждений, ценностей.
2. Вторичные агенты: администрация учебного заведения, представители государственных органов, сми… помогают усвоить социальные нормы.
Институты социализации – это место, где человек может пройти процесс социализации. Социализация человека происходит всю жизнь, поэтому на каждом жизненном этапе вступают в дело разные агенты и институты социализации.
Целью социализации является развитие познавательных и мыслительных навыков, осваивание ролей и правил поведения в обществе.
Отличия первичных агентов социализации от вторичных:
Первичные:
· Весьма сильно влияют на личность в первые два этапа жизни (в детстве и юношестве)
· Играют большую роль и выполняют ряд важнейших функций
· Воздействие универсально
· Деятельность агентов как правило безвозмездна
· Неформальный характер взаимоотношений
Вторичные:
· Наибольшее влияние оказывают в зрелом возрасте и старости.
· Четкая роль с одной-двумя функциями
· Невозможно подменить роль
· Деятельность агентов носит возмездный характер
· Формальные взаимоотношения
Социализация происходит чаще естественным образом, стихийно. Осуществляется двумя способами: взаимодействие на основе социальных ролей (интеграция); усвоение сложившихся в обществе убеждений и образцов поведения.
Воспитание является целенаправленным процессом и представляет собой организованную деятельность. Осуществляется двумя способами: сообщение и разъяснение известных, готовых способов деятельности или социальных норм; создание специальных социально-педагогических условий, стимулирующих интересы и вызывающих развивающую деятельность.
Эссе – размышление «Педагог как агент
социализации»
Поразительный
простор мысли открывает данное высказывание. Должна ли я доказать это
утверждение, или наоборот, ответить на вопрос. Так или иначе, прежде всего
нужно понять смысл этой фразы.
Для
начала стоит определиться с самими понятиями, входящими в состав высказывания.
Педагог – человек ведущий
практическую деятельность воспитания и обучения.
Агент – посредник,
представитель, проводник.
Социализация
— усвоение социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих человеку
успешно функционировать в обществе.
Если
перефразировать фразу, чтобы она не была такой «избитой», то получится – «Воспитатель,
это тот человек, который является проводником малыша в окружающий его мир». На
первый взгляд утверждение кажется верным, ведь ребенок, как социум, пока что
находится в развитии. От того, найдут ли общий язык воспитатель и ребенок, во
многом зависит, как в дальнейшем малыш будет вести себя. Станет ли он
самодостаточной личностью, или, наоборот, всю жизнь будет страдать комплексами.
Таким образом на воспитателя возлагается огромная функция содержанием которой является
передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного
общества, подрастающего малыша.
Посмотрим
на проблему с другой стороны. Социализация? Понятно, что она всем нужна, но
никто не знает, как она выглядит. Потребность в социализации всплывает у
песочницы. Как только юный гражданин одолевает двухлетний рубеж. А когда
подходит очередь идти в государственный детский сад, вся семья внезапно
проникается необходимостью ускорить вхождение в социум. В последнее время, у
родителей сложилось такое мнение, что, как только они отдали ребенка в детский
сад, то обязанности по социализации ребенка перекладываются на воспитателя.
Нет!!! Родители – это первичные агенты социализации ребенка. Ведь само по себе,
понимание и овладение навыками происходит автоматически. Ребенок автоматически
усваивает те нормы и ценности, которыми «владеет» семья. В действительности,
воспитание моральных идеалов, конечно, важная функция социализации, но к
садикам и школам она имеет довольно отдаленное отношение.
По
мере размышления по данному высказыванию, я думала, какой привести пример. И
тут мне пришла идея. В настоящий момент, я – объект социализации. Я учусь в
колледже, меня также окружают педагоги, и мне выпал такой шанс посмотреть
изнутри на эту ситуацию. Могу ли я сказать, что педагоги колледжа являются
моими проводниками? Вот здесь, мы и приходим к нашему первому суждению, ответа
на вопрос. И я могу сказать, что да, 90 % педагогов колледжа обеспечивают мою целостную
систему универсальных знаний, умений и навыков, а также стремление к
самостоятельной деятельности и личной ответственности. Для остальных педагогов,
студенты – как пустое место, которые обязаны ему по гроб жизни. И как же здесь
действует высказывание – «Педагог как агент социализации»?, да в таком случае
уместно – «Педагог как агент десоциализации». Но это грубо сказано, но смысл
понятен.
Поэтому
подводя итоги моих размышлений, я все-таки могу сказать, что педагог – это
агент социализации. По крайней мере, лично я к этому буду стремится. Я приложу
все усилия для формирования будущей личности, самостоятельного члена общества,
способного на творчество и создание положительного социального опыта.
Эссе «Педагог как агент социализации»
Социализация детей — специфический социальный процесс. Социальное развитие — это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.
Так как, дошкольное образовательное учреждение как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования то, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей.
Социальное воспитание — одно из направлений современного дошкольного образования. Для успешной реализации его целей педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности.
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей и педагогов. От того каковы условия развития малыша в окружающем социуме зависит его дальнейшая гражданская позиция. Соответственно, педагог и родитель, должны понимать и оценивать важность и ответственность воспитания и обучения детей.
Первым институтом социализации для дошкольника является детский сад. Здесь ребёнок получает первый опыт общения с чужими взрослыми, учиться взаимодействовать с группой сверстников. Одна из основных задач в ДОУ — это создание социально-благополучной среды для каждого воспитанника. Одна из главных целей — способствовать успешной социализации ребенка. Таким образом, система воспитательно-образовательной программы ДОУ, как института социализации, должна быть построена на принципах комплексного подхода в воспитании и обучении детей в период раннего возраста. Цели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ заключаются во всестороннем обучении ребенка на основе гармоничного сочетания интеллектуального и физического развития, формировании у детей социальных контактов и способности к совместным действиям в условиях развивающего обучения и воспитания. В детском саду происходит взращивание человека в процессе создания условий для развития целенаправленных, позитивных и духовно-ценностной ориентаций.
Педагог в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. Очень важно стремиться не подавлять, а направлять инициативу ребят; развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление. Коллективная деятельность является одной из главных форм воспитания и социализации личности. Это выполнение важных общественных работ, совместные занятия, труд, игра.
Анализируя возрастные особенности ребёнка мы видим, что необходимо именно с детства формировать и развивать социальные качества и потребности ребенка: интерес к знаниям, любовь к природе, умение жить в коллективе, считаться с его интересами, дорожить ими. Этот процесс можно и нужно осуществить благодаря игре. Ведь игру как наиболее освоенную детьми деятельность, можно использовать как средство включения детей в жизнедеятельность, средство развития любознательности, метод изменения позиции пассивных детей, активизации детей, адаптации их в социальном мире. Игровая форма помогает детям включиться в познавательную деятельность, дает возможность многогранного раскрытия личности, развития ее способностей, сплачивает детей. Игровая деятельность способствует усвоению норм взаимопомощи, сдержанности, воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, духовные, нравственные, эстетические, трудовые качества, формирует личность в целом. Ведь посредством игры ребенку предоставляется возможность смоделировать, проанализировать и проиграть те жизненные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни. Это является своего рода «репетицией» будущей жизни. Именно через игровую деятельность происходит освоение детьми социального опыта, совершенствование коммуникативных навыков и навыков построения взаимоотношений со сверстниками.
Таким образом, самодвижения потребностей высокого духовного порядка, например, потребности в познании, в искусстве, в творчестве, в достижении моральных и общественных ценностей, необходимо для полноценного формирования личности человека. Более того, отсутствие роста этих потребностей, обеспечивающих активное функционирование человеческих способностей, обязательно ведет сначала к застою личности, а затем и к ее распаду. Напротив, при развитии духовных потребностей человека будет решена проблема внутренней стимуляции его активности и непрекращающегося совершенствования его личности, его социализации.
Сегодня современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, — к безрезультативности воспитания, либо же ошибках в воспитании. Поэтому основные усилия воспитателя должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей. Педагоги, воспитатели и родители должны рассматриваться как партнеры в рамках целостного процесса социализации ребенка. Это означает равенство сторон, взаимное уважение, высокий уровень толерантности, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества.
Таким образом , психологические особенности работы воспитателя с группой в дошкольном образовательном учреждении направлено на выявление особенностей протекания адаптации воспитанников, на содействие более быстрому и менее болезненному завершению через создание условий, способствующих охране и укреплению здоровья воспитанников, снятию стресса и обеспечению положительного эмоционального состояния ребенка, формированию, адекватных возможностям воспитанников, форм общения, организации поведения детей, созданию условий, вызывающих познавательную активность.
Воспитатель обязан владеть глубокими и систематизированными знаниями, и в первую очередь в области психологии, педагогики, управления учебно-воспитательным процессом. Роль воспитателя в современном воспитательном процессе состоит вовсе не в том, чтобы замкнуть на себе все воспитательные влияния и взять руководство процессом в свои руки. Наоборот, его организующая и направляющая сила тем значительнее, чем больше в ней демократизма, творческой свободы. Воспитатель добивается значительных успехов только тогда, когда учитывает условия и обстоятельства, в которых протекает воспитательный процесс, внимательно анализирует последствия своих воспитательных действий и делает из них правильные выводы.
Хотелось бы закончить свое эссе цитатой :
«Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю».
В. А. Сухомлинский
,
Под средствами общения понимается то, каким образом человеку реализует определенное содержание и цели общения. Зависят они от(1 культуры человека, уровня развития, воспитания и образования. Когда мы говорим о развитии у человека способностей, умений и, навыков общения, мы прежде всего имеем в виду технику и средства общения.
Техника общения — это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное.
Прежде чем вступать в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнера по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приемы общения. Затем, уже в процессе общения, необходимо контролировать его ход и результаты, уметь правильно завершить акт общения, оставив у партнера соответствующее, благоприятное или неблагоприятное, впечатление о себе и сделав так, чтобы в дальнейшем у него возникло или не возникло (если этого желания нет) стремление продолжать общение,
На начальном этапе общения его техника включает такие элементы, как принятие определенного выражения лица, позы, выбор начальных слов и тона высказывания, движений и жестов, привлекающих внимание партнера действий, направленных на его преднастройку, на определенное восприятие сообщаемого (передаваемой информации).
Выражение лица должно соответствовать трем моментам: цели сообщения, желаемому результату общения и демонстрируемому от ношению к партнеру. Занимаемая поза, как и выражение лица, также служит средством демонстрации определенного отношения или к партнеру по общению, или к содержанию того, что сообщается. Иногда субъект общения сознательно контролирует позу для того, чтобы облегчить или, напротив, затруднить акт общения. Например, разговор с собеседником лицом к лицу с близкого pacстояния облегчает общение и обозначает доброжелательное отношение к нему, а разговор, глядя в сторону, стоя вполоборота или: спиной и на значительном расстоянии от собеседника, обычно затрудняет общение и свидетельствует о недоброжелательном к нему, отношении. Заметим, что поза и выражение лица могут контролироваться сознательно и складываться бессознательно и помимо воли желания самого человека демонстрировать его отношение к содержанию разговора или собеседнику,
Выбор начальных слов и тона, инициирующих акт общения,) также оказывает определенное впечатление на партнера. Например,) официальный тон означает, что партнер по общению не настроен) устанавливать дружеские личные взаимоотношения. Той же цели1 служит подчеркнутое обращение на «Вы» к знакомому человеку. Напротив, изначальное обращение на «ты» и переход к дружескому, неофициальному тону общения являются признаком доброжелательного отношения, готовности партнера пойти на установление неофициальных личных взаимоотношений.
Первые жесты, привлекающие внимание партнера по общению, равно как и выражение лица (мимика), часто являются непроизвольными, поэтому общающиеся люди, для того чтобы скрыть свое состояние или отношение к партнеру, отводят в сторону глаза и прячут руки. В этих же ситуациях нередко возникают трудности в выборе первых слов, часто встречаются обмолвки, речевые ошибки, затруднения.
В процессе общения применяются некоторые другие виды техники и приемы разговора, основанные на использовании так называемой обратной связи. Под ней в общении понимается техника и приемы получения информации о партнере по общению, используемые собеседниками для коррекции собственного поведения в процессе общения.
Обратная связь включает сознательный контроль коммуникативных действий, наблюдение за партнером и оценку его реакций, последующее изменение в соответствии с этим собственного поведения. Обратная связь предполагает умение видеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнер воспринимает себя в общении. Малоопытные собеседники чаще всего забывают об обратной связи и не умеют ее использовать.
Коммуникативные способности — это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность.
Применяемые на практике техника и приемы общения имею возрастные особенности. Так, у детей они отличны от взрослых, а дошкольники общаются с окружающими взрослыми и сверстникам иначе, чем это делают старшие школьники. Приемы и техника общения пожилых людей, как правило, отличаются от общения молодых.
Дети более импульсивны и непосредственны в общении, в их технике преобладают невербальные средства. У детей слабо развита обратная связь, а само общение нередко имеет чрезмерно эмоциональный характер. С возрастом эти особенности общения постепенно исчезают и оно становится более взвешенным, вербальным, рациональным, экспрессивно экономным. Совершенствуется и обратная связь.
Профессиональность общения проявляется на этапе преднастройки в выборе тона высказывания и в специфических реакциях на действия партнера по общению. Актерам свойствен игровой (в смысле актерской игры) стиль общения с окружающими, так как они привыкают к частому исполнению разных ролей и нередко сживаются с ними, как бы продолжая игру в реальных человеческих взаимоотношениях. Учителям и руководителям в силу сложившихся недемократических традиций в сфере делового и педагогического общения нередко бывает свойствен высокомерный, менторский тон. У врачей, особенно у психотерапевтов, в общении с людьми обычно проявляется повышенное внимание и сочувствие.
1) Обоснуйте необходимость
системы социальных ценностей для формирования личности. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в
нескольких связанных между собой распространенных предложениях, раскрывать
причинно-следственные и (или) функциональные связи.)
2) Кто является агентами
вторичной социализации? (Назовите любых трех агентов вторичной социализации.)
3) Приведите по одному примеру, иллюстрирующему
социализирующую роль каждого из указанных в пункте 2 агентов вторичной
социализации. (Каждый пример
сформулирован развернуто. Примеры не должны дублировать друг друга по
содержанию.)
Ответ:
1) Обоснование:
Система социальных ценностей (моральных,
политических, религиозных и др.) составляет основу мировоззрения любой личности,
влияя на её формирование и развитие. Социальные ценности служат ориентирами в повседневной
деятельности людей, помогают оценивать свое поведение и поведение других людей,
происходящие в обществе события. На основе системы социальных ценностей человек
вырабатывает собственные ценностные ориентации, которые станут основой его жизни
и деятельности и помогут интегрироваться в общество.
2) Агенты вторичной социализации:
1. Армия.
2. СМИ.
3. Политическая партия.
3) Примеры, иллюстрирующее социализирующую роль указанных агентов:
1. Армия. За время службы в армии Иван
освоил военную специальность. Приобретенный профессиональный опыт пригодился Ивану
и в гражданской жизни – он помог быстро найти работу. (Усвоение профессиональных
навыков)
2. СМИ. Вячеслав посмотрел на известном
сайте видеоролик, как правильно завязывать и носить галстук. Теперь Вячеслав правильно
носит галстук и выглядит не хуже, чем его коллеги по работе. (Приобретение новых
знаний).
3. Политическая партия. Студент первого
курса ВШЭ Дмитрий на лето устроился на подработку в качестве промоутера в предвыборный
штаб партии «Зеленая альтернатива». Регулярно раздавая листовки и общаясь с местными
жителями, Дмитрий стал убежденным сторонником экологичного поведения, что в дальнейшем
заставило его отказаться от полиэтиленовых пакетов и пластиковых бутылок. (Формирование
социально-ответственного поведения).
Источник: НезЛО Антона Чубукова
Социализация — это специфический процесс по усвоению человеком принятых и действующих в определенном сообществе правил. Именно социализация помогает конкретному индивиду успешно войти в состав какого-либо сообщества и начать коммуникацию внутри него, взаимодействуя с другими участниками данного сообщества. Осуществление указанного процесса невозможно без агентов социализации, о которых мы и поговорим чуть ниже.
Что такое «агенты социализации»?
Агенты социализации – это группы индивидов или отдельные люди, активно влияющие на личность в процессе ее жизнедеятельности и тем самым способствующие ее становлению с одновременным усвоением конкретной личностью социальных ролей, а также принятых в определенном сообществе норм.
Процесс социализации включает две стадии: первичную (состоящую из познания человеком принятых в социуме ценностей и их изучения) и вторичную (когда индивид прекращает поддерживать известные ему прежде нормы и полностью переходит к новой системе ценностей). В соответствии с этим делением, агенты социализации также делятся на первичных и вторичных:
- К первичным агентам относят людей, оказавших максимальное влияние на человека, в эту категорию входят его родственники, ближайшие друзья, а также школьные учителя, тренеры в спортивной секции и т.д. Входящие в этот круг лиц люди часто и долго контактируют с индивидом, прямо влияя на него и помогая ему усваивать общепринятые социальные нормы;
- К вторичным агентам можно отнести не только отдельных людей, но и большие группы индивидов, включая целые социальные институты, с которыми человек контактирует по формальным или деловым вопросам (к примеру, работодатели, государственные органы, средства массовой информации др.). Однако контакты с ними тоже оказывают существенное влияние на процесс социализации личности и на усвоение ею ценностной системы определенного социума.
Примеры агентов социализации
Агенты социализации окружают нас с момента появления на свет, к таковым относят:
- родственников и семью;
- друзей;
- одноклассников, однокурсников, коллег по работе;
- СМИ;
- интернет.
Особенно ощутимое влияние на человека оказывают его родные, ведь они чаще всего контактируют с ним и являются наиболее близкими ему людьми. К тому же, успех социализации сильно зависит от условий формирования личности. Например, дети из благополучных семей могут получить хорошее образование и воспитание, в то время как дети неблагополучных родителей изначально лишены этого, что значительно замедляет процессы их развития и личностного становления.
Существенную роль при социализации личности играют друзья и школьный коллектив. Уже в школе дети получают свод определенных правил, регулирующих межличностные взаимоотношения внутри общества, а потому роль школы в процессе социализации можно оценить как положительную. В то же время, общение со сверстниками может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на формирующуюся личность, однако, только общение учит человека взаимодействовать с окружающими, из-за чего роль указанного фактора тоже скорее положительна, нежели отрицательна.
Немалое значение в жизни современного человека отводится Интернету и СМИ, следовательно, их тоже необходимо отнести к агентам социализации. Интернет и средства массовой информации привлекают людей возможностью получить информацию, к тому же, в Интернете человек может выразить собственное мнение, не боясь осуждения со стороны окружающих. При этом массив информации, предоставляемой людям в Сети в наши дни огромен, что мешает ее тщательной оценке и может приводить к восприятию индивидом ложной системы норм и ценностей.
Помимо этого, к агентам социализации относят и трудовой коллектив. С годами трудовые навыки индивида совершенствуются, он достигает впечатляющих карьерных успехов, и, одновременно с этим, начинает все больше общаться с коллегами, оказывающими на него все более ощутимое влияние.
Классификация агентов социализации по возрасту
На различных этапах социализации влияние тех или иных агентов на личность заметно отличается. Приведем примеры:
- Главными агентами социализации для ребенка 1-3 лет являются его родные, в частности, ближайшие родственники, к которым относят родителей, дедушек и бабушек, сестер и братьев. Чувство привязанности к людям и желание им доверять формируются у детей именно в этот период жизни;
- В возрасте 3-8 лет у ребенка появляются дополнительные агенты социализации, к примеру, воспитатели и учителя. На данной стадии происходит процесс овладения личностью перечнем очень важных познавательных и мыслительных навыков;
- В возрасте 8-15 лет социализация обеспечивается преимущественно малыми социальными группами сверстников, в которые вступают дети и подростки. Основной задачей данных групп является облегчение процесса по переходу человека во взрослую жизнь.
Роль агентов социализации в обществе
Агенты социализации выполняют ряд важных функций, к которым относят:
- помощь в становлении личности и осознании ею себя как части общества;
- усвоение индивидом принятых в социуме правил, ценностей и норм;
- сохранение и накопление социального опыта;
- участие в формировании мировоззрения и самореализации личности;
- стимуляция преобразующей деятельности внутри общества.
Понятие десоциализации, ее агенты
Десоциализацей называют противоположный социализации процесс, в результате которого человек теряет приобретенные им ранее качества по взаимодействию с другими членами общества, параллельно утрачивая имевшиеся у него нормы и ценности. Проявления данного процесса различны, он варьируется от малозначительной дезориентации при общении с окружающими до ситуаций, связанных с полной утратой человеком былых социальных связей, восстановить которые часто не представляется возможным.
Чаще всего к десоциализации приводит тюремное заключение, попадание в психиатрическую больницу, участие в военных действиях и т.д. Естественно, у данного явления есть собственные агенты, например, люди, ведущие асоциальный образ жизни, наркоманы, алкоголики, криминальные элементы.
Заключение
Таким образом, социализация продолжается на протяжении всей человеческой жизни, но ее наиболее активный период выпадает на юность и молодость. Благодаря социализации человек получает своеобразный свод правил по поведению в обществе, на котором в дальнейшем будет строиться его личная система ценностей и мировоззрение. К тому же, приобретенные при социализации навыки сказываются на умении человека общаться с другими людьми, на его способности работать в команде, а также на уровне его целеустремленности, социальной активности и творческого мышления.