Академический текст творчество или стандарт эссе


Отправная точка

Любой текст в академическом формате, будь его целью вступительное испытание или публикация в специализированном журнале, начинается с общей характеристики темы. В худшем случае это скучная тема, навязанная вам преподавателем, а в лучшем – проблема, которой вы увлечены так страстно, что вам не до сна. Чаще всего ваша исходная точка находится где-то посредине. Попросите преподавателя посоветовать книги или статьи по выбранной теме или сами обратитесь к авторитетным антологиям, сборникам или книжным сериям:

? Фостер Х., Краусс Р., Буа И.-А., Бухло Б., Джослит Д. Искусство с 1900 года: модернизм, антимодернизм, постмодернизм. 2-е изд. [2012] / Пер. с англ. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015 (с подробной тематической библиографией);

? Harrison С., Wood P.J., eds. Art in Theory 1900–2000: An Anthology of Changing Ideas. Oxford; Malden, M. A.: Wiley-Blackwell, 2002;

? серия «Themes and Movements» (Art and Photography / Ed. by David Campany, 2003; Land and Environmental Art / Ed. by Jeffrey Kastner, 1998; Art and Feminism / Ed. by Helena Reckitt and Peggy Phelan, 2001, etc.). London: Phaidon Press;

? серия «Documents of Contemporary Art» (Participation / Ed. by Claire Bishop, 2006; Memory / Ed. by Ian Farr, 2012; The Studio / Ed. by Jens Hoffman, 2012; Painting / Ed. by Terry Meyer, 2011; Utopias / Ed. by Richard Noble, 2009, etc.). Cambridge, M. A.; London: MIT; Whitechapel;

? хрестоматии издательства Routledge: Mirzoeff N. The Visual Culture Reader, 2012 (3-е изд.); Wells L. The Photography Reader, 2003.

Разумеется, вы не сможете ограничиться только этими сборниками: все нужные вам источники вы точно в них не найдете, и, кроме того, вам придется изучить полные версии работ по своей теме. Ваши источники должны быть разнообразными, а библиография вашего эссе – оригинальной и свидетельствующей о проделанном труде. Учебные заведения и библиотеки нередко предоставляют доступ к сетевым ресурсам, публикующим специализированные статьи, – таким, как JSTOR или Questia.

Ищите информацию в интернете вдумчиво: результат грамотно заданного поискового запроса дает полезные ссылки, но доверяйте только тем из них, которые подкреплены институциональным авторитетом.

Допустим, вы нашли в сети замечательный курс лекций или статью с подробной библиографией по вашей теме. Внимание! Нельзя воспроизводить без ссылок существующий материал, даже вспомогательный! Можно лишь пользоваться хорошими библиографиями для составления своего списка литературы.

Прочтите три-четыре наиболее важных текста по вашей теме и сделайте выписки. Резюмируйте каждую статью или главу книги в нескольких предложениях, выделите главное. Упорядочите выписки в виде таблицы или диаграммы. Вам нужно собрать факты, чтобы затем подкрепить ими собственные идеи. Эти «факты» включают:

? высказывания художников, критиков и других деятелей искусства;

? названия произведений;

? названия и даты выставок;

? рыночные данные;

? исторические сведения.

Все это должно поддержать ваши собственные идеи: не нужно перечислять факты, как это делается в энциклопедической статье. Помните, что любая цитата отражает точку зрения конкретного человека, ее автора. Она может свидетельствовать о широких познаниях, но не является истиной в последней инстанции (см. Объяснять или оценивать?, с. 25).

Приводя факты, сразу делайте ссылки на список литературы, чтобы в конце работы не искать заново имя автора, название книги/статьи, издательство, год и место выпуска, том или номер журнала, страницу и – для данных из проверенных сетевых источников – адрес сайта и дату вашего обращения к нему. Ссылки – не просто формальность. Они показывают, что автор проделал серьезный труд, подкрепив свои идеи фактическим материалом, а также что он знает и уважает труд своих коллег.

Изучая литературу, составляйте словарик, записывайте полезные термины или фразы с указанием части вашей работы, в которой они могут пригодиться. Когда ночью накануне сдачи текста вам не будет хватать собственных слов, эта палочка-выручалочка окажется под рукой.

Закончив краткий, но интенсивный этап исследования, попробуйте составить план или карту идей, наглядно показывающую связь тезисов будущего текста. Затем сгруппируйте и выстройте тезисы по порядку в соответствии с набранным материалом. Теперь нужно кратко – словах в сорока – очертить поле вашего исследования. Часто оно формулируется в виде вопроса, который вполне может оказаться вашим первым промахом, если будет:

? предвосхищающим (то есть содержащим в себе ответ);

? основанным на сомнительном допущении;

? слишком общим;

? слишком частным;

? устаревшим;

? неразрешимым из-за отсутствия или недоступности необходимой информации;

? требующим чудесного прозрения.

По ходу работы формулировка основного вопроса может потребовать изменений и уточнений – тем больше, чем дольше будет продолжаться ваше исследование. При подготовке диссертации он обычно меняется десятки раз, но, если на ваш текст отпущено три недели, вы можете позволить себе изменить свою отправную точку разве что единожды.


Основной вопрос

Взявшись «доказать» в тексте некую идею, не следует строить текст так, как будто бы она уже доказана. Иначе вы напомните детектива, который, вместо того чтобы спрашивать «Кто убил Роджера Акройда?», бросился доказывать, что это сделал дворецкий. Ваша цель не в том, чтобы найти подтверждение заранее сделанному выводу, а в том, чтобы исследовать неведомое. Изучите следующие примеры:

Предвосхищающий вопрос: Почему влиятельные галереи определили ход истории искусства? – Этот вопрос подразумевает, что влиятельные галереи определили ход истории искусства, что, может быть, и верно, однако нуждается в доказательстве. Кроме того, он исключает множество других факторов, повлиявших на «ход истории искусства».

Сомнительное допущение: Почему частные коллекционеры приобрели в сегодняшнем искусстве больше влияния и власти, чем коммерческие галереи? – Этот «вопрос» скрывает за собой допущение, согласно которому коллекционеры являются сегодня более сильными игроками, чем частные галереи. Какие коллекционеры? По сравнению с какими галереями? Как измеряются «влияние и власть»?

Слишком общий вопрос: Какова роль коммерции в истории искусства? – С тем же успехом можно спросить, сколько ангелов умещается на булавочной головке.

Неразрешимый вопрос: Являются ли влиятельные галереи самым важным фактором успеха художника? В этом вопросе слишком много переменных. О каком успехе идет речь: о финансовом, социальном, личном или о признании критиков? И как измерить роль других факторов: таланта, связей, художественной моды, выбора куратора, вкуса коллекционера или, наконец, простого везения?

Устаревший вопрос: Играют ли влиятельные галереи роль в признании нового искусства? – Разумеется, играют, но сегодня это слишком очевидно, чтобы требовать изучения.

Вопрос, требующий чудесного прозрения: Как арт-рынок развивающихся стран повлияет на современное искусство? – Старайтесь не заниматься предсказаниями.

Удачный вопрос: Как строятся отношения между коммерческими галереями и музеями в современной Великобритании? О приобретениях из частных галерей, сделанных музеем Тейт Модерн в 2004–2014 годах. – В этом вопросе оговорен конкретный период времени и тема, которую можно исследовать исходя из конкретных музейных приобретений и комментариев галеристов, художников и кураторов.

Как только вы сформулировали вопрос (его можно положить в основу краткой аннотации к вашему тексту из 100–250 слов, если она потребуется), приступайте к исследованию. Непременно поясните – с самого начала, во вступлении, – почему вы выбрали тех или иных художников, те или иные произведения или события в качестве показательных, способных убедительно охарактеризовать заявленную вами тему. Удостоверьтесь в том, что эта тема может быть раскрыта за имеющееся у вас время. Многие авторы распределяют время так:

? одна треть на сбор материала;

? одна треть на планирование и написание черновика;

? одна треть на итоговую редактуру.

Оцените, сколько времени есть в вашем распоряжении, и разделите его соответственно. Имейте в виду, что довольно много времени уходит на доработку черновика. Нельзя экономить на редактуре и окончательной вычитке текста. Порой приходится в последнюю минуту перерабатывать некоторые детали аргументации, оттачивать язык изложения, добиваясь ровной «академической интонации» всего текста. Не пренебрегайте финальной стадией работы!


Структура

Обычно студенты неплохо справляются со сбором материала, но многие из них спотыкаются на следующих стадиях, когда и определяется отличие удачного академического исследования от простого резюме прочитанных текстов или свободного размышления. Чтобы не зайти в тупик:

? ясно сформулируйте вопрос и четко очертите поле исследования;

? приведите свой довод или доводы, основываясь на собранных фактах;

? отберите и структурируйте материал, основываясь на своих доводах.

Ниже приводится базовый план академического эссе для бакалавриата и аспирантуры. Помните, что по крайней мере к концу первого пункта читатель вашего эссе должен ясно представлять себе его тему.

1. Введение (1–2 абзаца).

Сформулируйте вопрос или тему исследования. Будьте конкретны!

а) Изложите ваш тезис, основанный на проведенном исследовании и характеризующий ваш подход к вопросу или теме.

б) Объясните, почему вы обратились к вашей теме. Требование ясности не означает, что вы должны смирить свою индивидуальность: ясность может быть достигнута с помощью стиля – например, если вы начнете:

? с описания характерного произведения или события;

? с умело выбранной истории;

? с резюмирующей ваш посыл цитаты.

2. Контекст работы (2–4 абзаца).

а) Изложите историю вопроса: кто занимался данной проблемой? каковы были их основные идеи?

б) Введите ключевые термины: какие их определения существуют? какие из них вы будете использовать?

в) В чем интерес вашей темы? Для чего она важна? Почему она актуальна?

3. Первый довод/раздел, следующий из вышеизложенного или развивающий его:

а) пример;

б) дополнительные примеры;

в) первый вывод (если эссе короткое, переходите к заключению на этом этапе).

4. Второй довод/раздел, следующий из вышеизложенного или развивающий его:

а) пример;

б) дополнительные примеры;

в) второй вывод (если эссе средней длины, переходите к заключению на этом этапе).

5. Третий довод/раздел, следующий из вышеизложенного или развивающий его:

а) пример;

б) дополнительные примеры;

в) третий вывод (если эссе длинное, переходите к заключению на этом этапе).

6. Заключение.

Обобщите выводы и подтвердите тезис в развитом и углубленном виде. Не повторяйте введение!

7. Библиография и приложения: расшифровки интервью, данные статистических исследований, таблицы, схемы, графики, карты, списки, указатели.

В средний раздел эссе (пункты 3–5) можете включить столько доводов, сколько считаете нужным. Части, соответствующие каждому доводу, должны быть примерно одинаковыми. Такого правила придерживается большинство аспирантов: диссертация, содержащая от восьмидесяти до ста тысяч слов, должна последовательно развивать один тезис и составлять оригинальный вклад в осмысление своей темы.

Четко сформулируйте довод, тезис или вывод, основанный на вашем исследовании: он послужит путеводной нитью текста. Простое изложение информации, связанной с вашей темой, и сколь угодно интересных цитат, найденных вами по ходу работы, не принесут вам успеха. В то же время от эссе не ждут блестящей теории, достойной Нобелевской премии. Вполне достаточно удачной точки зрения, которая организует материал и свяжет воедино ваши мысли.

Найти свою точку зрения необходимо, и чем оригинальнее она будет, тем лучше, но если вначале она для вас неочевидна – не беда. Главное – твердо держитесь своей темы и своего тезиса: скажем, напоминайте их в конце каждого раздела, отмечая, как связаны с ними изложенные факты и идеи. Каждая часть текста должна развивать тезис, внося в него новые оттенки и избегая повторения.

Не ждите, что читателя посетит откровение свыше и он сам разберется в том, почему выбранные примеры подкрепляют ваши идеи: четко проговаривайте все логические связи (см. Как обосновывать свои идеи?, с. 72). Старайтесь сразу замечать и исключать из текста необязательные отступления и остановки на второстепенных деталях. Использовать все сведения, собранные в ходе исследования, невозможно. Отберите из них наиболее удачные и убедительные примеры, напрямую связанные с темой и тезисом. Не пытайтесь «обогатить» текст материалом, единожды отложенным в сторону, каким бы ценным он ни казался вам поначалу. Используйте только самое важное, но помните, что важными являются и контраргументы, и примеры, расшатывающие ваш тезис, и исключения из найденного вами правила.

Начинающим авторам часто кажется, что, следуя сухим и формальным академическим стандартам, они обесцветят свою мысль. Однако они смешивают форму и содержание. Если вы наполните стандартную форму оригинальными идеями, изложите их увлекательным, свободным от жаргона языком и поддержите яркими фактическими примерами, то вас ожидает триумф над гнетом условностей.

Впрочем, отходя от приведенной выше схемы, вы можете:

? менять разделы местами;

? вводить термины и определения, а также дополнять контекст не только в начале работы, но и далее;

? расширять, сужать, корректировать тезис;

? вводить в текст противоположную точку зрения, например в виде вопросов: каковы могут быть возражения в адрес моей теории? существуют ли иные решения поставленной мною проблемы? что противоречит моему выводу?

? использовать в качестве тезиса не ответ на вопрос, а новый вопрос или круг вопросов.

Каждая предлагаемая вами идея должна быть связана с предыдущей и поддерживаться примерами и фактами, приближая вас к итоговому выводу.

Организуйте материал – цитаты, истории, примеры – блоками, объединенными по теме или ключевому слову. Можете использовать для этого подменю «Ссылки и списки литературы» и «Предметный указатель» в меню «Ссылки» Microsoft Word.

Чтобы упорядочить собранный материал, нужно его рассортировать. Работая, скажем, над академическим эссе о готической теме в современном искусстве, соберите все найденные сведения в один текстовой файл, обозначьте каждый элемент одним-двумя ключевыми словами («руины», «призраки», «дома с привидениями») и выстройте блоки в алфавитном порядке. По ходу работы добавляйте к заголовкам подзаголовки («руины и литература XVIII века», «руины и модернизм»), следя за тем, чтобы блоки сохраняли единство. По их алфавитному перечню вы сразу увидите, какие приоритеты более важны, а какие – менее, и сможете составить план или схему будущего текста: для этого достаточно выстроить существенные информационные блоки (разделы) в логичном порядке, без сожаления отказавшись от несущественных. Подумайте, какой вывод можно сделать из фактов, собранных в каждом блоке. Не стоит тратить время на перетасовку их содержания – лучше проанализируйте имеющуюся информацию и соедините факты в умозаключения, а смысловые разделы – в связный текст.


Что делать и чего не делать?

Не занимайтесь плагиатом – не выдавайте чужую работу за свою. Плагиат – это мошенничество, и совершивший его оказывается запятнан как в этическом, так и в интеллектуальном смысле. Последствия для него могут быть самые разные: от переэкзаменовки при поступлении в вуз, незачета года или ступени образования до исключения из учебного заведения или даже судебного разбирательства. Не включайте в свою работу информацию из Интернета без ее тщательной проверки и указания авторства. «Подхваченные» предложение или абзац, которые вы ловко перефразировали, остаются плагиатом. Советую детально изучить критерии подлинности текста, принятые в вашем учебном заведении (обычно они приводятся на сайтах вузов)[75]. Если вы не уверены в требованиях к ссылкам и цитированию источников, можете обратиться к таким ресурсам, как www.plagiaris.org

Не заменяйте свое мнение цитатами. Ваша задача – не разыскать как можно более удачные цитаты, подкрепляющие ваши выводы и, возможно, формулирующие их лучше, чем это под силу вам, а проанализировать все сказанное и написанное по вашей теме. Не увлекайтесь цитатами: пусть их будет не более двух на страницу, если только нет крайней необходимости для большего. Основную часть работы должны составлять ваши собственные мысли. В одной цитате должно быть, как правило, не более четырех предложений; по возможности старайтесь цитировать кратко, укладываясь примерно в пятьдесят слов.

Цитируйте только уместные источники: высказывания художника или других компетентных деятелей искусства, взятые из официальных интервью, авторитетных изданий и с уважаемых сайтов. Не приводите опрометчивых суждений. Допустим, в эссе о политике поддержки искусства в разных странах Европы будет уместна информация из уст директора мадридского музея о том, какая часть его бюджета формируется из общественно финансируемых источников, но сомнительна его же попытка сравнить свой опыт с системой государственной поддержки искусства в Италии (если, конечно, он не основывается на данных проведенного исследования). Получив от кого-либо сведения, не входящие в сферу его непосредственной компетенции, тщательно их проверьте.

Все содержание заимствованных слов составляют мысли их автора. Взять хотя бы мнение художника о своем творчестве: будучи правдивым свидетельством о его замысле, оно совсем не обязательно говорит о значении его работ для вас. Всегда задумывайтесь о том, насколько ценна для вас та или иная цитата, что добавляет она к вашим доводам. Это должно быть ясно и читателю: не бросайтесь цитатами, заставляя читателя самого искать связь между ними.

Не следует браться за текст, едва наметив общий план. По мере развития плана, его наполнения точными примерами для каждого довода задача написания текста упростится сама собой. А завершив текст хотя бы вчерне, составьте план вновь: одним словом или одной строкой выразите суть каждого абзаца и проверьте, удалось ли вам сохранить логичный порядок. Последовательно ли развивается ваш тезис? Если нет, попробуйте поменять абзацы местами (здесь тоже может помочь сортировка текста по ключевым словам – см. с. 161). Фрагменты, не имеющие отношения к делу, исключите, добавьте недостающие связки или факты, которые могут помочь донести вашу мысль.

Если вам трудно составить развернутый план текста вначале, переработайте исходную схему согласно черновику. Профессионалы часто действуют именно так: составляют общий план, затем пишут «по наитию» и, наконец, структурируют получившийся текст, дорабатывая абзацы и выстраивая их в оптимальном порядке.

Очистите текст от повторов, «воды» и отступлений. Пишите не общими фразами, а по существу:

В начале девяностых годов художники считали «место» основным элементом своей практики.

Неужели так считали все художники девяностых годов и по отношению ко всей своей практике? Гораздо точнее будет такой вариант:

В начале девяностых годов некоторые художники считали «место» основным элементом своих произведений: примерами могут быть работы «О тропической природе» (1991) Марка Диона или «Мировое турне» (1993) Рене Грин.

Теперь поясните, как этот приоритет выразился в произведениях. Для соединения фраз или абзацев между собой используйте вводные слова и выражения: более того, в самом деле, в результате, поэтому, таким образом, подобным образом, напротив, как следствие, вместе с тем и т. д.

Не нужно перечислять произведения или иные данные, иллюстрируя еще не доказанную идею. Не пытайтесь представить источники как заведомо соответствующие вашему тезису: тем самым вы превратите исследование – поиск истины – в нечто противоположное, а именно в подтверждение заготовленных выводов. Рассматривайте каждое произведение в отдельности и при необходимости объясняйте:

Вопрос 1 Что это? Кто, где, когда, как создал произведение? Как оно выглядит?

Вопрос 2 Что оно может значить?

Вопрос 3 Что оно добавляет к вашей мысли или к нашему представлению о мире?

Не умалчивайте о спорных моментах, четко обозначайте условия верности ваших выводов. Студенты часто спрашивают:

? Что делать, если при сборе материала выявились противоречивые данные: рыночные цены, произведения, коллекции или институты, не вписывающиеся в стройную картину?

? Нужно ли принимать в расчет мелкие противоречия?

Безусловно, нужно. Факты в той или иной степени противоречат друг другу почти всегда. Либо сразу признайте исключения: «Не все „памятники“, созданные Томасом Хиршхорном, посвящены известным политическим деятелям: например…», либо будьте готовы к тому, что они вмешаются в ход вашего исследования. Четко очертите границы вашей работы: «Эссе не претендует на всесторонний обзор искусства перформанса семидесятых годов: оно сфокусировано на двух крупных работах лидеров этого жанра – Марины Абрамович и Вито Аккончи».

Нельзя просто не упомянуть об аукционных ценах или кураторах, чье поведение не согласуется с вашими выводами. Признавайте исключения – возможно, подчеркивая их редкость: «Куратор 54-й Венецианской биеннале Биче Куригер, в отличие от многих своих предшественников, выбрала необычный трансисторический подход…»

Если же соотношение подтверждений вашего тезиса и исключений из него составляет 1:3 или того меньше, значит, тезис неубедителен и нуждается в пересмотре.


Подсказки напоследок

При построении работы на нескольких ключевых терминах (например, «дигитальная образность», «коллаборация», «интерактивный музей», «развивающиеся рынки») используйте их умеренно, чтобы не обесценить. Если читатель будет натыкаться на такие слова и словосочетания в каждом предложении, то они, а вместе с ними и весь ваш текст, утратят смысл и превратятся в тавтологию. (Тавтология означает объяснение термина с помощью его самого, например: «коллаборация – это сотрудничество» или «интерактивный музей активно взаимодействует с посетителями». Подобные определения категорически недопустимы.) Загляните в известную книгу Николя Буррио «Реляционная эстетика» (1998)[76]. Обратите внимание, что автор – это заметно и в переводе – подбирает множество синонимов («общительность», «межчеловеческое взаимодействие», «сопричастность зрителя», «социальный обмен», «микросообщество»), нюансируя свой основной тезис. Свои волшебные слова – «реляционная эстетика» – он употребляет сравнительно нечасто, чтобы сохранить их ценность.

Не жалейте усилий на составление библиографии. Скажу по секрету: университетские преподаватели во многом судят о работе по библиографии, потому стоит заняться ею с самого начала. Если вы не прочли все упомянутые источники от корки до корки – ничего страшного, но перечень использованной литературы должен быть не меньше страницы и содержать достаточно много серьезных, значимых книг, а не только ссылки на источники в интернете. Прежде всего профессора смотрят на «первоисточники»: вы должны прочесть «Camera lucida» Ролана Барта (1980), а не только «Новую оксфордскую хрестоматию французской литературы», как бы ни была она хороша. Если вы цитируете по вторичным источникам, отметьте этот факт в ссылке, но помните: приоритет всегда за оригиналом.

Никогда не цитируйте пресс-релизы, Википедию или иные не проверенные в должной мере источники, если, конечно, они сами не входят в вашу тему (когда речь идет, скажем, о сомнительности сетевого арт-жаргона – см. пресс-релиз об Эладе Лассри, с. 100) или не требуются вам по иной веской причине: тогда непременно оговорите их ненадежность. Любую почерпнутую в них информацию трижды проверьте, а лучше обращайтесь к авторитетным источникам.

Всегда высоко ценится новый материал – ваше собственное интервью с художником, директором аукциона или куратором, самостоятельно проведенный опрос и т. п. Приведите особо важные для вас цитаты из осуществленного исследования и дайте ссылку на приложение к своей работе, где его результаты – текст интервью или данные опроса – будут помещены целиком. Всегда четко характеризуйте приводимые цитаты и факты, показывая, как именно они связаны с ходом вашей мысли.

Снабжайте ссылками все, что не является общеизвестным: цитаты, статистические сведения, упоминания исторических событий – словом, все, что может вызвать у читателя вопрос. При составлении примечаний придерживайтесь стандарта, принятого в вашем учебном заведении. В США или Великобритании это будут, скорее всего, чикагский, гарвардский стандарт или стандарт Ассоциации современного языка (MLA), детали которых изложены в изданиях:

? The Chicago Manual of Style: The Essential Guide for Writers, Editors, and Publishers [1906]. Chicago and London, 2010 (16-е изд.);

? Neville C. The Complete Guide to Referencing and Avoiding Plagiarism [2007]. Maidenhead: Open University Press, 2010 (2-е изд.);

? Modern Language Association of America, MLA Style Manual and Guide to Scholarly Publishing [1985]. New York, 2008 (3-е изд.)[4].

Иногда учебные заведения сочетают элементы этих стилей или используют менее распространенные, известные как ванкуверский или оксфордский. Если вам не предъявлены четкие требования, выберите один из стандартов сами и используйте его последовательно во всей работе. В крайнем случае возьмите любое академическое издание по искусству и следуйте его образцу. В то же время примечания – это не место для захоронения отходов, куда можно втиснуть любую дополнительную информацию и таким образом обойти ограничение в числе слов. Старайтесь обходиться простыми библиографическими ссылками и помните, что надстрочный знак примечания всегда ставится после знака препинания[5].

Наряду с датой выхода издания, по которому дается цитата, обязательно приводите дату первой публикации. Из ссылки «Immanuel Kant, Critique of Pure Reason, London: Penguin Modern Classics, 2008» следует, что Кант написал книгу два с лишним века спустя после своей смерти. Предпочтительным будет такой вариант: Immanuel Kant, Critique of Pure Reason [1781], London: Penguin Modern Classics, 2008.

Рассмотрим развитие базовой схемы построения академического эссе на примере конкретного текста, который начинается так:

Раньше под сайт-специфичностью подразумевалось нечто основательное, относящееся к земле и определяемое строгими законами физики. Сайт-специфичные произведения были прочно связаны с «присутствием», тематизировали силу тяготения, даже если в материальном отношении были эфемерными, и акцентировали неподвижность, даже если были рассчитаны на исчезновение или разрушение. Размещаясь в белом кубе галереи или в пустыне Невады, будучи архитектурно- или пейзажно-ориентированным, сайт-специфичное искусство исходило из понимания «места» как фактического местоположения, осязаемой реальности [1] <…> Cайт-специфичные работы, появившиеся на закате эпохи минимализма – в конце 1960-х – начале 1970-х годов [2], – в корне изменили эту модернистскую парадигму.

Текст 22. Мивон Квон. Место за местом: заметки о сайт-специфичности (Оctober, 1997).

Эссе Мивон Квон прослеживает изменения, которые претерпело сайт-специфичное искусство (как сам термин, так и произведения) с шестидесятых годов. Тема с очевидностью следует из текста, хотя Квон нигде не формулирует ее буквально. Это очень обширная тема, по ней можно написать диссертацию. Для работы меньшего объема и сложности ее можно было бы конкретизировать и сузить. Итак:

1. Введение

Постановка вопроса: как сайт-специфичное искусство изменилось с шестидесятых годов?

а) Изложение тезиса. Квон вводит понятие «места» как физического местоположения [1] и сразу начинает разговор о том, как расширилось это понятие за прошедшие десятилетия и как его расширение повлияло на произведения искусства.

б) Пояснение тезиса на конкретном примере. Квон ссылается на работы двух известных художников – Роберта Барри (приводится цитата из его интервью 1969 года) и Ричарда Серры – и характеризует их ранние взгляды на сайт-специфичное искусство.

2. Контекст работы

а) Исторические рамки. Квон кратко характеризует отправную точку своей работы – традицию модернистской скульптуры – и обозначает период, с которого начнется исследование [2].

б) Ключевые термины. В центре эссе Квон – менявшиеся на протяжении последних сорока лет определения «места», поэтому «введение ключевых терминов» проходит по всему ее тексту.

в) Актуальность темы. Квон приводит красноречивый пример – известную скульптуру Ричарда Серры «Наклонная дуга» (1981), которая была установлена в публичном пространстве, но вызвала недовольство местных жителей, предложивших перенести ее в другое место, – и цитирует письмо, написанное Серрой в 1985 году, в котором он яростно защищает свое произведение и объясняет, почему перемещение скульптуры исказит или даже уничтожит ее (дело было им проиграно).

3. Первый довод/раздел. Для художников, которые работали в области сайт-специфичного искусства на раннем этапе его развития, была важна критика «демонстративной белизны» галереи и бегство из нее.

а) Пример. Даниэль Бюрен и его стремление «разоблачить» пространство музея и других художественных институтов (c. 88 эссе Квон).

б) Дополнительные примеры. Ханс Хааке и его понимание «места» как возможности перехода из «физических пределов галереи в систему социально-экономических отношений (в работе „Конденсационный куб“, 1963–1965)» (с. 89). Майкл Ашер и его работа для ежегодной выставки Художественного института в Чикаго, в которой он попытался «продемонстрировать, что места проведения выставок вовсе не являются универсальными или вневременными» (там же).

в) Первый вывод. Для первого поколения представителей сайт-специфичного искусства «место» в буквальном смысле совпадало с фактическим пространством галереи.

4. Второй довод/раздел. Для художников следующего поколения понятие «места» вышло за пределы системы искусства и распространилось по всему окружающему миру.

а) Пример. Проект Марка Диона «О тропической природе» (1991) был осуществлен в четырех различных местах – как в галереях, так и в тропическом лесу на реке Ориноко (с. 92–93).

б) Дополнительные примеры. «В проектах таких художников, как Лотар Баумгартен, Рене Грин, Джимми Дарем и Фред Уилсон, важными „местами“ художественного исследования стали последствия колониализма, рабства, расизма и этнографических традиций в политике идентичности» (с. 93). По мнению историка искусства Джеймса Майера, которого цитирует Квон, «место» – это «процесс, <…> временная вещь, движение, цепочка смыслов, лишенная определенного фокуса» (с. 95).

в) Второй вывод. Понятие «места» неуклонно мигрирует в сторону блуждающей, не удерживающейся в четких границах «местности».

Квон продолжает эссе в неослабевающем темпе, выдвигая все новые идеи, подкрепляя их удачными примерами, делая логичные выводы и вместе с тем постоянно возвращаясь к своему основному тезису: понятие «места» меняется со временем, и вместе с ним меняется сайт-специфичное искусство.

5. Последний довод/раздел. Сегодняшний художник, работающий в области сайт-специфичного искусства, перемещается по миру, участвуя в интернациональных проектах и событиях, и тем самым вливается в глобальные потоки мигрантов и беженцев.

а) Пример. Постмодернистский теоретик Дэвид Харви пишет о меняющемся «мире, в котором становится все меньше пространственных барьеров для обмена, движения и коммуникации» (с. 107).

б) Дополнительный пример. Идея о том, что «современная жизнь представляет собой сеть свободно движущихся потоков» (с. 108), сродни «ризоматическому номадизму» в определении Жиля Делёза и Феликса Гваттари (с. 109).

Внимание! Прежде чем апеллировать в своем эссе к таким теоретикам, как Делёз и Гваттари, Квон хорошо подготовила своего читателя, снабдив его массой информации о сайт-специфичном искусстве и его истории: в итоге философские идеи не становятся прокрустовым ложем, в которое загоняются произведения, а способствуют пониманию искусства.

в) Контрпример. Квон признает, что, хотя для художников и интеллектуалов «место» превратилось из физического местоположения в абстракцию, для многих других оно по-прежнему остается материальной реальностью. По словам ученого Хоми Бхабхи, «Земной шар становится все меньше и доступнее для тех, кто им владеет. Но для бездомных и обездоленных – мигрантов и беженцев – нет большего желания, чем преодолеть несколько футов границы» (с. 110).

6. Заключение/итоговый вывод. «Место» в его обновленном определении можно рассматривать как совокупность различий и отношений между конкретными местоположениями, не сводя его к жесткой последовательности, в которой «одно место следует за другим».

Моей задачей не было составить реферат эссе Квон. Другой читатель может интерпретировать его содержание совсем не так, как это сделано в приведенной схеме. Ради экономии места я опустила многие замечательные примеры и суждения, а также безупречно составленные примечания, которыми они подкреплены. Мне хотелось продемонстрировать, что серьезный автор не пытается нашпиговать текст всеми найденными примерами, а заостряет внимание только на тех из них, которые обогащают его собственные убедительные и красноречивые наблюдения. Это позволяет Квон выстроить из доводов и примеров логичное повествование, которому ничуть не мешает контрпример Хоми Бхабхи, расходящийся с мнением исследовательницы, но лишний раз демонстрирующий широту ее мысли.

Рассмотренное эссе является образцом академического текста, написанного на высоком уровне. В расширенном и дополненном виде оно легло в основу книги Мивон Квон «Место за местом», вышедшей в 2002 году[77]. Даже самый способный студент первых курсов едва ли сможет соответствовать этому уровню, но не стоит отчаиваться!

? Проводите исследование как можно основательнее;

? ставьте актуальные и разрешимые вопросы, не опираясь на допущения;

? делайте логичные выводы, исходя из собранных фактов (см. Как обосновывать свои идеи?, с. 72);

? по возможности находите свою оригинальную точку зрения, которая позволит вам подобрать убедительные примеры.

И, наконец, не забудьте о требованиях к оформлению работы. Титульная страница обычно должна содержать следующую информацию:

? ваше имя и фамилию (или студенческий номер);

? название работы;

? дату сдачи работы;

? имя и фамилию преподавателя и/или научного руководителя;

? название учебного заведения.

Последний просмотр

Проверьте правильность написания редких слов и имен. Перечитайте работу по крайней мере дважды. Как правило, текст должен быть набран 12-м кеглем шрифта с двойным интервалом и полями не менее чем в 2,5 см. Пронумеруйте страницы. Убедитесь в наличии абзацных отступов. Еще раз проверьте, куда, когда и в каком виде вы должны представить свою работу. И сдайте ее вовремя!

Довольно часто студенты, не справившись с эссе, решают, что у них просто нет дара к письму. Тем не менее, академическое эссе — это жанр, предполагающий определенные правила, а потому написание добротного эссе предполагает в большей степени не дар, а дисциплину ума. Кроме того, академическое эссе — принципиально масштабируемый жанр. Именно поэтому в некоторых академических традициях эссе является ключевым элементом образовательного процесса: эссе пишутся каждую неделю, ведь научившись делать эссе на 5 абзацев, вы понимаете, как можно адаптировать это знание для курсовой, статьи или диссертации. В этом материале директор ИГИТИ Алексей Плешков и доцент Школы философии и культурологии Ольга Алиева объясняют некоторые конвенции жанра и делятся советами по улучшению техники письма.

1. Что такое академическое эссе

1.1. Академическое эссе — это не художественный очерк

Слово «эссе» порой вводит в заблуждение, поскольку в русском языке это слово обозначает «очерк, трактующий литературные, философские, социальные и другие проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме». Академическое эссе имеет не «свободную форму», а довольно строгую структуру.

1.2. Академическое эссе — это не философская эссеистика

Понятие «философская эссеистика» ассоциируется с теми текстами, в которых «подчеркнуто выражен индивидуальный взгляд на переживаемый и описываемый феномен, предмет или событие». Этот жанр вы, возможно, тоже в свое время освоите, но не надо приступать к этому освоению, когда преподаватель ждет от вас академическое эссе (и уж тем более, когда академическое эссе вы подаете в пакете заявки на грант, программу обмена и т.п.). Вашим переживаниям на заданную тему не место в академическом тексте (хотя никто не мешает вам быть индивидуальным через четкую артикуляцию собственного мнения).

1.3. Академическое эссе — это небольшое исследовательское высказывание

Академическое эссе – это текст, в котором вы обосновываете тот или иной тезис (см. 2.2.3), как правило полемического характера.

Ваша задача — доказать утверждение, исходя из некоторой перспективы, убедить в чем-то читателя. Или по крайней мере показать, что вы владеете способами доказательства и убеждения, принятыми в вашей области знания (а для этого надо знать хотя бы базовую литературу).

Ваша главная аудитория — это преподаватель или рецензент; подбирайте аргументы, исходя из этого. Не надо притворяться, что вы пишете для «широкого круга интересующихся читателей». Помните, что академическое эссе, как и любой научный текст, — это всегда диалог с вашими коллегами или с теми исследователями, которые занимались этим вопросом до вас. Если вы совсем не представляете себе научное поле, то, скорее всего, эссе написать не получится.

Тем не менее, в эссе вы демонстрируете не начитанность, а способность к автономному суждению: у вас есть мысль или идея, для которой вы можете привести достаточные основания, чтобы с ней считался любой рациональный читатель. Sapere aude, «дерзай знать» — или, как интерпретировал эту максиму Иммануил Кант, «имей мужество пользоваться собственным умом!»

Таким образом, академическое эссе — это небольшая исследовательская работа, которая отличается от курсовой объемом (фокусом): если в курсовой перед вами стоит обычно 2–3 взаимосвязанных вопроса (цель и необходимые для достижения цели задачи), на которые вы отвечаете в 2–3 главах, то эссе — это обычно ответ на один конкретный вопрос.

2. Структура эссе

2.1. Базовая структура

Эссе состоит из названия (да, преподаватель дает вам тему, название — уже часть эссе, которое требует навыка), введения, основной части и заключения.

2.2. Введение

2.2.1. Объем введения

В небольшом эссе введение — это обычно первый абзац (5–7 предложений, обязательно фиксирующий тезис вашей работы). При необходимости введение может быть и больше, но не более 1/5 вашей работы.

2.2.2. Организация введения

Самый простой способ организации введения — по принципу воронки. Вы начинаете с описания общей проблематики эссе, обозначаете ее важность, уточняете дисциплинарную область и, наконец, приходите к конкретике собственного тезиса (см. ниже 2.2.3). Также во введении можно использовать «крючки» (hooks) — это разнообразные интересности, которые, на ваш взгляд, заставят читателя продолжить чтение. Это может быть история (анекдот), связанная с проблемой, неожиданный факт или шутка. Тем не менее, введение — не конкурс КВН: все должно быть в меру и оправдано.

2.2.3. Формулировка тезиса

Ваше введение подчинено задаче формулировки тезиса, который складывается из двух элементов: темы (то, о чем вы говорите) и определяющей мысли (то, что вы об этом говорите). И то, и другое должны быть достаточно конкретны.

  • Тезис не обязательно анонсировать («мое эссе о…», «мой тезис состоит в том, что…»). Если вы выбрали удачный тезис и убедительно его сформулировали – читателю и так будет понятно, что это – тезис.
  • Не надо подменять тезис фактом. Факт – это то, что есть. Тезис – это некоторое суждение, истинность которого должна быть доказана.
  • Не надо апеллировать к популярному/ общему мнению. Это просто неинтересно.
  • Контролировать обе части тезиса (тема + определяющая идея). Случайная замена любой из частей тезиса грозит логической ошибкой (потеря тезиса). Специальная – логической уловкой (подмена тезиса).

2.2.4. Что еще написать во введении

Если объем предполагаемого эссе позволяет, частью введения могут стать:

(a) ключевые термины и понятия — в случае, если вы используете специфическую терминологию, отличную от характерного для вашей (суб)дисциплинарной области метаязыка;

(b) методология, если это важно для вашего исследования (если ваши главные методы — синтез и анализ, диалектика или сравнение, то лучше не прописывать методологию вовсе);

(c) состояние исследовательского поля, но не нужно описывать все релевантные исследования «от Адама до Потсдама». Вы можете выделить две-три точки зрения, которые явным образом друг с другом конфликтуют, и обозначить свою позицию в этом конфликте;

(d) план. Конечно, если у вас двухстраничное эссе, то план избыточен. Но если вы пишете большую работу – можно зафиксировать для читателя, как вы будете двигаться.

N.B.: Ничто не встречается во вступлении так часто, как «родился… жил… умер…» — и лишь крайне редко эти биографические очерки бывают оправданы. Вы пишете не статью для Википедии.

2.3. Основная часть

2.3.1. Сильные абзацы

Основная часть — это ваши рассуждения, призванные доказать выдвинутый во введении тезис. В эссе вообще нет и не может быть никакой «воды»: каждый абзац играет свою понятную читателю роль.

Старайтесь писать сильными абзацами. Конечно, бывают случаи, когда отказ от «сильных абзацев» оправдан логически или риторически. Но пока вы учитесь, лучше взять за правило писать исключительно сильными абзацами.

(a) Сильный абзац — это «микромодель» самого эссе.

(b) Тематическое предложение (topic sentence) — «микротезис» абзаца.В нем обязательно представлены тема и определяющая мысль: то есть это вспомогательный тезис, сохраняющий связь с тезисом всего эссе.

(c) Обоснование —это всегда аргументация в поддержку тематического предложения, а не свободное рассуждение на тему эссе.

(d) Детали (например, цитата) и примеры всегда подчинены тезису и обоснованию, они непроизвольны.

(е) Заключение не только подводит итог абзаца (в этом смысле, оно должно быть очевидно связано с тематическим предложением), но и позволяет подготовить переход к следующему абзацу как смысловой единице (например, через ключевые слова).

N.B. Иногда бывает, что у вас есть цитата или пример, которые, на ваш взгляд, идеально подходят для обоснования вашего тезиса. Эту цитату или пример нельзя вывалить на читателя просто так: нужно подготовить для них сильный абзац, т.е. подвести обоснование и тематическое предложение, а затем привести заключение.

2.3.2. Связность текста

(a) Следите за логичностью переходов и общей связностью текста.Но не пытайтесь подменить переходы «водой»: помните, что в хорошем эссе нет не только лишних абзацев, но и лишних предложений и даже слов.

(b) Не теряйте тезис своего эссе. Его потеря — это ошибка или уловка (см. 2.2.3), кроме того — угроза затопления эссе ненужной водой (см. 2.3.1).

(c) Используйте вводные слова (во-первых, во-вторых, таким образом, вместе с тем, однако, следовательно, тем не менее и пр.). Вводные слова — это важные маркеры хода вашего рассуждения.

2.3.3. Тема и рема

Есть простые техники, которые позволяют добиться связности текста. Например, правило темы и ремы: предложение состоит из уже известной информации (тема, англ. topic) и новой, добавляющейся информации (рема, англ. focus), которая по мере развития повествования/ аргументации сама становится темой. Это задает определенный ритм повествования: новое становится известным + добавляется новое, новое становится известным + добавляется новое и т.д. Подробнее о коммуникативной структуре предложения смотри на сайте http://rusgram.ru/

  • Тема и рема не обязательно совпадают с грамматическими подлежащим и сказуемым. Например, в предложении «Эта тема исследована удивительно плохо» новая информация выражена наречиями «удивительно плохо».
  • Рема обычно, но не всегда, ставится после темы. Критерием, позволяющим определить состав и темы и ремы, является вопрос, который может быть поставлен к предложению.
  • Тема — не всегда известная информация. Иногда это что-то новое, но, как правило, предполагавшееся в предыдущем контексте («zoom in» эффект).

Попробуем разобрать один пример из эссе про аналитическую философию времени.

2.4. Заключение

(a) Напомните основный тезис вашего эссе. Если вы его не потеряли (осознанно или нет) на протяжении всего текста — уже хорошо!

(b) Суммируйте ваши основные аргументы. Речь идет про аргументативное эссе, ваши рассуждения — и есть ваш главный вклад.

(с) Не стоит предлагать новую информацию в заключении. Если на этапе написания заключение вам в голову пришла новая идея или новый аргумент, он заслуживает места в теле эссе. В таком случае нужно пересмотреть структуру и найти для него место там. Заключение — не для нового, а для заключения.

(d) Будьте краткими. Ваш читатель дошел с вами до конца. Не нужно испытывать его.

(d) Ваше заключение дает вашему читателю понять, что эссе закончено. Это не значит, что вы должны анонсировать завершение эссе («сим завершаю»): хорошее заключение говорит само за себя.

3. Оформление эссе

Требованию к оформлению могут отличаться, мы ограничимся указанием лишь на самые общие принципы.

3.1. Цитирование и парафраз (кавычки и сноска)

(а) Всегда, когда используете чужие слова (прямое цитирование) или «идеи» (косвенное цитирование или парафраз), вы должны дать понять своему читателю, что это не ваши слова или идеи. Даже если вы ужали большой объем чужого текста в один собственный абзац (а это, безусловно, серьезная и творческая работа), необходимо сделать сноску. Текст не становится вашим от того, что вы внимательно его проработали.

(b) Ссылки на книги и статьи целиком, если вы используете конкретное высказывание или конкретную идею — ошибка: указывайте страницу или диапазон страниц.

(с) За редким исключением, тексты не самозарождаются в интернете. Ссылка на цифровую версию (без страниц), если существует печатная версия (со страницами) — дурной тон.

(d) Про цитирование античных авторов можно посмотреть видео (ссылка).

3.2. Корректная грамматика и пунктуация

Для начала запаситесь «Справочником по правописанию и литературной правке» Д. Э. Розенталя и обращайтесь к нему во всех спорных случаях. Проверить написание и значение слов можно на сайте http://gramota.ru Опасайтесь паронимов!

3.3. Форматирование текста

Об основных ошибках форматирования мы писали ранее (ссылка).

Материал подготовили Алексей Плешков и Ольга Алиева специально для сайта antibarbari.com.

В академической
среде все чаще встречается такая форма
проверки знаний, как эссе. У нее немало
преимуществ, но подобные задания нередко
ставят в тупик как студентов, так и
преподавателей. Из-за относительной
новизны эссе для российского образования
не все точно понимают, как его писать и
как оценивать результат. Предлагаем
разобраться в этом вопросе вместе.

Что
такое академическое эссе

В целом под
эссе понимается некий очерк, в котором
в свободной форме описывается
индивидуальная точка зрения на выбранную
проблему. Это жанр прозы, который может
носить литературно-критический или
философский характер.


Фундамент
эссе – личность автора: его позиция,
мнение, мировоззрение. Поэтому ему
присущ субъективный характер.

На первый
взгляд, субъективность и наука
несовместимы, ведь знания должны быть
объективными. Так мы и подходим к
определению академического эссе. Это
очерк, подкрепляемый логическими
аргументами и опирающийся на научные
источники.

Проще
говоря, автор академического эссе не
просто приводит любые субъективные
идеи, пришедшие ему в голову, но и находит
им объективные обоснования.

Чем
отличается от сочинения

Некоторые
ассоциируют эссе с сочинением.
Преимущественно виноваты в этом учителя
иностранных языков, использующие это
слово там, где должно быть “composition”.
Хотя нечто общее действительно найти
можно, отличия между двумя видами работ
– более веские:

  1. Предметный
    характер. Эссеист описывает свои
    соображения относительно конкретного
    элемента реальности, а не обо всем и ни
    о чем.
  2. Общественная
    значимость. Предметом работы становится
    проблема, актуальная для общества, а
    не личный опыт студента (вроде «Как я
    провел лето» или «Как я нашла любовь в
    Интернете»).
  3. Рациональная
    обоснованность. Автор не просто излагает
    факты, а приводит логические аргументы
    в их подтверждение.
  4. Наличие
    ссылок. Авторская позиция подкрепляется
    ссылками на научные источники. Поэтому
    эссе всегда заканчивается списком
    литературы.

Этих отличий
достаточно, чтобы дистанцироваться от
классического сочинения. Но сразу
возникает ощущение, что мы приблизились
к понятию курсовой работы. На самом деле
и от нее эссе достаточно далеко.

Чем
отличается от курсовой работы

В тексте
курсовой работы изучается определенный
вопрос или тема в рамках той или иной
дисциплины. Однако при написании эссе
к решению этой задачи подходят совершенно
иначе:

  1. Субъективность.
    В курсовой работе излагаются все точки
    зрения по изучаемой проблеме. Даже если
    предметом являются воззрения определенного
    ученого, студент обязан упомянуть его
    основных оппонентов. Автор эссе,
    наоборот, выбирает единственную точку
    зрения и обосновывает ее правильность.
  2. Доказательность.
    Курсовая работа просто излагает факты,
    из которых остается сделать выводы. В
    лучшем случае в конце студент напишет,
    что согласен с одной из описанных
    позиций, и изложит причины. Задача эссе
    – убедить читателя в истинности
    выбранного тезиса (либо опровергнуть
    истинность противоречащих ему), доказать
    правоту.
  3. Рефлексия.
    Выводы курсовой работы часто напрашиваются
    сами собой. Эссе же предполагает глубокое
    размышление: его выводы не лежат на
    поверхности. В процессе написания
    переосмысливается предмет работы и
    его свойства.

В курсовой
работе перечисляются все взгляды на
проблему, а в конце студент, преодолевая
застенчивость, высказывает свое мнение.
Те, кто не нацелен на высший балл, эту
часть опускают вовсе.

Эссе пишется
по обратному принципу. Сначала автор
излагает свое видение проблемы: без
него не будет данного академического
текста. Потом он ищет его подкрепления
в научной литературе.

Какие
есть виды эссе и все ли они подходят для
академических работ

Поскольку
эссе – это все-таки литературный жанр,
нельзя игнорировать его внутренние
классификации. Наиболее интересна для
нас – по способу изложения:

  1. Описание.
    Это фиксация эмпирического опыта с
    акцентом на те признаки, которые больше
    привлекли студента.
  2. Повествование.
    Это последовательный рассказ о
    произошедшем событии, где существенную
    роль играет личное восприятие случившегося
    эссеистом, даже если он непосредственным
    участником не был.
  3. Сравнение.
    Студент сравнивает два объекта по
    признакам, наиболее существенным на
    его личный взгляд. Выводы приобретают
    ярко выраженный субъективный характер.
  4. Аргументация.
    Эссеист занимает определенную позицию
    и приводит аргументы в доказательство
    ее правильности.
  5. Аналитика.
    Автор ищет причинно-следственные связи
    между явлениями и дает им индивидуальное
    обоснование.

Как видим,
аргументация в большей степени
соответствует данной выше характеристике
академического эссе. Тем не менее
сравнение и аналитика тоже могут
использоваться для таких работ, ведь
они обладают признаками научной
деятельности. А вот описание и повествование
для академической эссеистики не годятся:
они больше соответствуют понятию
литературных сочинений.

Структура
академического эссе

Самое
интересное, что структуры как таковой
нет. Работа может обойтись без содержания,
в отличие от курсовой или даже реферата.
Тем не менее определенная логическая
последовательность изложения текста
прослеживается:

  1. Введение.
    Это пара абзацев, в которых передается
    базовый тезис. Из него понятно содержание
    всей работы и позиция автора.
  2. Рассуждение.
    Это основная часть, состоящая из
    отдельных идей, составляющих тезис.
    Каждую из этих идей подкрепляют
    объективными данными. Приветствуется
    также приведение конкретных примеров.
  3. Заключение.
    Здесь студент вновь возвращается к
    обозначенному тезису, но не просто
    озвучивает его, а подчеркивает его
    доказанность.

Завершается
текст списком литературы. Без него
обойтись нельзя, в противном случае
текст из академического эссе превратится
в фантазийные рассуждения. Источников
можно взять немного, но они должны быть
достаточно авторитетными для убеждения
читателей.

Практические
рекомендации по написанию

Мы выяснили,
что такое академическое эссе, чем оно
отличается от сочинения и курсовой
работы, определились с подходящими
способами изложения. Тем не менее в
первый раз многие окажутся в тупике на
старте – и это нормально. Непривычная
форма контроля сначала обескураживает,
зато потом активизирует мыслительный
процесс.

Что же
делать для выхода из этого тупика:

  1. Проведите
    мозговой штурм с самим собой. Выпишите
    на листок все свои соображения по
    заданной проблеме. Не бойтесь противоречить
    общепризнанным позициям (разве что не
    стоит оскорблять чувства верующих,
    дискредитировать власть и вооруженные
    силы или откровенно кого-то оскорблять
    – эти деяния уголовно наказуемы).
  2. Кратко
    ознакомьтесь с литературой по теме.
    Хрестоматийных источников пока
    достаточно, ведь задача – понять, кто
    придерживается той же точки зрения,
    что и Вы.
  3. Подберите
    список источников. Здесь уже понадобятся
    монографии и научные статьи Ваших
    единомышленников.
  4. Сформулируйте
    тезис. Это высказывание должно быть
    емким, понятным и явно отражать ваш
    взгляд на предмет.
  5. Разбейте
    тезис на части. Имеется в виду не
    синтаксически (хотя и такое возможно),
    а семантически. Выделите несколько
    простых идей, которые легко аргументировать.
  6. Структурируйте
    источники. Для каждой идеи выбирайте
    подходящие аргументы.
  7. Найдите
    примеры. Теория здесь уже не поможет:
    это могут быть широко известные события,
    материалы судебной практики, результаты
    опросов.

Остается
лишь связать все это в логически
связанный, объединенный общей мыслью
текст. Как именно это делать – зависит
от Вас: это Ваши личные рассуждения, и
только Вам решать, как их вести.

Академическое письмо – это умение выражать и обосновывать свои мысли посредством краткого, при этом достаточно убедительного научного текста. Оно является одним из важных аспектов успешного обучения в вузе и дальнейшей научно-исследовательской деятельности, в том числе на международном уровне.

При помощи академического письма несколько последних десятилетий осуществляется научная и образовательная коммуникация между разными странами. Его принципами руководствуются ведущие редакторы самых компетентных научных изданий во всем мире, поэтому освоить их следует каждому хотя бы для того, чтобы облегчить свой путь в восхождении по карьерной лестнице в любой науке.

Англоговорящие страны сегодня играют ключевую роль в разработке системы академического письма (academic writing) и его научно-методической базы. Для российского образования это совершенно новая дисциплина, хотя поставленная ею проблематика для нашей страны не нова. Процессом развития научной письменной речи занимались специалисты из разных отраслей, в том числе лингвисты, филологи, семиологи, социопсихологии и даже представители профессий, занятых в информационных технологиях.

Жанры академического письма

Разработчики системы академического письма различают первичные (научная статья, диссертация, академическая рецензия, монография и т.п.) и вторичные жанры (описание научного проекта, тезис, автореферат, научная дискуссия, энциклопедическая статья, аннотация).

  • В научной статье автор приводит результаты собственного исследования. Кроме фактов, она содержит логические рассуждения и осмысление результативной части.
  • Диссертацию готовят для получения квалификации магистра или другой ученой степени.
  • В рецензии проводится разбор научного текста и дается критическая оценка работы.
  • Монография посвящается одной теме и готовится после накопления достаточного количества разнородных сведений (в том числе противоречивых) и научных материалов по предмету исследования.
  • Аннотация представляет собой сжатое изложение любого первоисточника (статья, диссертация, реферат и т.п.), короткая передача его сути. Она перечисляет рассмотренные вопросы по теме. Возможно описание структуры работы.
  • Реферат является близким по смыслу изложением переработанного первичного текста. Он достоверно передает информацию, раскрытую в первоисточнике. Может включать дополнительные сведения, новые данные.
  • Научная дискуссия предназначена для обсуждения научных проблем и поиска их решений. Начинается с выдвижения темы дискуссии и озвучивания противопоставлений (противоречий), после чего переходит к критическому рассмотрению существующих точек зрения.

Кроме этого, исследователи должны освоить еще один жанр – научно-публицистический (научно-популярный), используемый для публикации экспертной точки зрения в широком публичном поле.

Все перечисленные жанры различаются по содержанию, особенностям языка, композиции, функционально-речевой специфике. При этом их объединяет одна главная особенность – ясность, точность и однозначность выражения мыслей.

Особенности академического стиля письма

При написании любого текста в рамках академического письма следует учитывать его особенности. Так, научный текст как базовая модель академического письма должен иметь простую структуру, состоящую из введения, основной части и традиционного заключения.

  • Вступительная часть коротко раскрывает тему, вводит читателя в курс дела.
  • В основной части автор ссылается на научные исследования по теме и представляет собственное видение изучаемой проблемы.
  • В заключении делаются выводы, намечаются дальнейшие перспективы в исследуемом вопросе, делаются прогнозы.

При построении предложений, использовании специальной терминологии и профессиональных сокращений терминов автор должен понимать, для какой аудитории он пишет. При прочтении не должно оставаться никаких вопросов, тема должна быть раскрыта в полной мере и понятно.

Еще один важный аспект – ясность и точность высказываний, а также отсутствие пространственных размышлений, не имеющих практической ценности для читателя.

Естественно, необходимо строго следовать правилам грамматики, пунктуации и орфографии. Это облегчает понимание, исключает искажение смысла и двоякость сказанного.

В работе желательно использовать цитирование и ссылаться на работы других ученых. Это демонстрирует компетентность исследователя, широту проведенного им исследования и его законченность. Ссылаясь на другие исследования, их суть необходимо раскрывать настолько, чтобы читателю было понятно, о чем речь и с какой целью автором был приведен конкретный пример.

В заключение необходимо отметить, что овладеть научным текстом и академическим письмом необходимо всем: студентам высших учебных заведений, аспирантам, преподавателям, ученым и исследователям, публикующим научные статьи.

При намерении опубликовать свои работы в научных журналах они будут иметь больше шансов на положительный ответ от редакции. Лучше всего этому способствует аннотация, подготовленная с соблюдением правил академического письма.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *