16 июня состоялись первые в 2021 году открытые защиты выпускных квалификационных работ студентов Академии Штиглица. Первыми свои дипломные проекты представили на суд Государственной экзаменационной комиссии будущие выпускники кафедры художественного текстиля: открытые защиты прошли в Античном и Готическом залах Учебного музея прикладного искусства Академии Штиглица. В Зале Совета прошли защиты кафедры живописи и реставрации, в Зале Генриха II свои проекты представили обучающиеся по направлению «Арт-бизнес» Центра инновационных образовательных программ Академии Штиглица.
По причине изменившейся эпидемиологической ситуации в связи с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) часть защит быле переведена в онлайн-формат.
Поздравляем студентов, успешно защитивших свои дипломные проекты, и желаем успешного прохождения экзамена тем, кто еще только готовится к защите выпускных квалификационных работ!
Открытые защиты в Академии Штиглица продлятся до 7 июля 2021 года.
График защит выпускных квалификационных работ
Зачем студентам Штиглица защищаться «в открытую»
Поделиться
Академия Штиглица сегодня проводит открытую защиту дипломных работ выпускников кафедр дизайна костюма, промышленного и графического дизайна. Зачем понадобилось возрождать традицию открытых защит узнаем у куратора этого проекта Ольги Калашниковой.
Как сообщают организаторы открытой защиты дипломов выпускников Академии Штиглица, объединенная защита дипломных проектов призвана представить общественности и профессионалам молодых специалистов, продемонстрировать творческий потенциал и высокий уровень подготовки выпускников Академии. На защиту дипломов, которая начнется сегодня в 15-00 в креативном пространстве «У Красного Моста» на набережной реки Мойки, 73, может попасть любой желающий. Подробнее об этом проекте в эфире [Фонтанки.Офис] рассказала его куратор, доцент кафедры дизайна костюма Академии им. Штиглица Ольга Калашникова.
Доцент кафедры дизайна костюма Академии им. Штиглица Ольга Калашникова о том, зачем нужны открытые для всех желающих защиты дипломов
[Фонтанка.Офис]
Аудиоподкаст эфира:
Доцент кафедры дизайна костюма Академии им. Штиглица Ольга Калашникова о том, зачем нужны открытые для всех желающих защиты дипломов
[Фонтанка.Офис]
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица
Общежитие:
Государственный:
Воен. уч. центр:
Бюджетные места:
Лицензия/аккредитация:
Сравнить
Оценить шанс поступить
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица — один из наиболее известных художественных вузов России. История академии как художественной школы уходит корнями во вторую половину XIX века, в эпоху бурного развития российской промышленности, которая, стремясь сделать свою продукцию конкурентно-способной на мировом рынке, поставила перед обществом проблему подготовки художников для производства.
Максимум специальностей при подаче документов — 5
Доля трудоустроенных выпускников
После первого высшего очного
На чтение 17 мин Просмотров 9.8к.
Обновлено 20.10.2022
Музей прикладного искусства Академии им. А.Л. Штиглица в Санкт-Петербурге имеет двухвековую историю. Сегодня он – сосредоточение уникальных произведений европейских и русских мастеров с античности до наших дней. Кроме того, музей Академии Штиглица славится богатыми интерьерами и архитектурой, олицетворяющей стиль историзма.
Сейчас это одновременно и музей и государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица. Среди творческой интеллигенции училище называют простовато-вульгарно «Мухой», так как в советское время оно носило имя Веры Мухиной. Во время посещения музея можно заглянуть в учебные залы и встретить учащихся. Училище популярное и конкурс туда очень высокий.
Интересные экскурсии в музей Академии Штиглица:
Истоки музея
Музей Академии Штиглица был открыт при Центральном училище технического рисования через два года после создания самого учебного заведения – 27 мая 1878 года. В эти же годы начало формироваться богатейшее музейное собрание, иллюстрирующее прикладное искусство различных эпох и народов.
Уникальные экспонаты покупали в антикварных лавках и у коллекционеров основоположники училища – промышленник и меценат Александр Людвигович Штиглиц, его зять и видный государственный деятель Александр Александрович Половцов и известный петербургский архитектор Максимилиан Егорович Месмахер.
В первые годы витрины с образцами из фарфора, ткани, эмали и металла украшали залы заведения, но именитый зодчий понимал – коллекции нужно своё, особое здание. С 1885 года Месмахер занимался разработкой и строительством музея – на это ему потребовалось целых десять лет. И вот, 12 мая 1896 года галерея приняла первых гостей, среди которых были даже члены императорской семьи.
Восхититься изящными работами мастеров Античности, Средневековья и Возрождения приходили петербуржцы и гости города. Но в первую очередь музей был образцом прекрасного для тех студентов, которые обучались монументально-декоративному, прикладному искусству и дизайну в училище Штиглица. Эту просветительскую концепцию поддерживало и само здание, которое сегодня является памятником архитектуры периода историзма.
Во внешнем оформлении музейного здания угадываются черты знаменитых итальянских творений XVI века. Конечно, проект не являлся компиляцией уникальных элементов: Максимилиан Егорович переосмыслил ряд элементов и соединил их в обобщённую, но гармоничную иллюстрацию неповторимой архитектуры Италии эпохи Возрождения.
Центр фасада украшен ризалитом с треугольным фронтоном, на котором помещен горельеф с изображением аллегорий живописи, скульптуры, архитектуры, прикладного искусства. В центре изображен атлетически сложенный коренастый мужчина с бородой и в рабочем фартуке — художник-труженик, очень напоминающий самого Месмахера, первого директора училища.
Внутреннее убранство музея, точнее 32-х его залов, также отражало почти все исторические эпохи и стили.
Жизнь музея в советские годы практически прекратилась. После революции 1917 года училище Штиглица было закрыто, а музейное здание передали Эрмитажу. В послевоенные годы на месте прежнего учебного заведения возникло художественно-промышленное училище, музей вновь приобрёл независимость, но почти половина его уникальной коллекции осталась в ведении Эрмитажа. С годами былое богатство восстановили благодаря экспонатам из других музеев.
Ангелочки «путти» на фонарях-таршерах у входа в Академию Штиглица
Перед тем как зайти в Музей Академии Штиглица обратите внимание на уникальные фонари-торшеры у входа. Они изготовленных в 1895 году по проекту архитектора М. Е. Месмахера. На их пьедесталах расположились ангелочки (путти — от итальянского putti, putto — младенец), которые олицетворяют различные ремесла.
Их считают ангелами-хранителями студентов академии. Есть традиция приносить им цветы перед экзаменами. А ещё есть ритуал подержаться за ножку маленького путти, как-бы выбирая соответствующую профессию, которую олицетворяет ангелок. А ещё простые прохожие люди просто потирают о их ручки, чтобы исполнилось желание.
Ну а теперь давайте заглянем в Музей Академии Штиглица прикоснувшись к этим старинным ручкам.
Музей в деталях: залы и экспонаты
Музей Академии Штиглица сегодня – это 35 тысяч предметов прикладного искусства от Античности до современности и 14 залов, расположенных в историческом здании.
Гостям музея представлена лишь часть коллекции, но эти несколько тысяч экспонатов представляют всё её разнообразие. Украшением залов стали керамика, фарфор, изделия из ткани и металла, ювелирные работы, мебель, костюмы и иные образцы русского и европейского мастерства.
Уже при входе в музей вас удивит красота интерьеров. Там где обычный гардероб, касса и сувенирная лавка необыкновенно красивая роспись стен и потолков. Это парадный вестибюль Академии.
Сразу за своеобразным холлом находится Аванзал, с него и начинается экскурсия по Академии Штиглица.
Аванзал
Ещё со времён Месмахера знакомство с музеем начинается с Аванзала. Его величественные своды, арочные колонны, детальные росписи, отдалённо напоминающие убранство римской виллы Мадама, выполнены в стилистике итальянского Возрождения.
Об истоках училища и музея рассказывают архивные фотографии и документы, расположенные в витринах. Главными элементами верхней площадки Аванзала стали мраморные вазоны, скульптуры и бюсты XIX столетия. Всё это – точные копии античных образцов.
Здесь мы можем увидеть образцы старинной деревянной мебели.
В центре Аванзала расположен вход в Большой выставочный зал, однако попасть в него простому гостю практически невозможно. Но это не значит, что мы не сможем заглянуть в него сейчас.
Большой выставочный зал
Этот зал, схожий по своей стилистике с двором итальянского палаццо, когда-то был самой большой выставочной площадкой Санкт-Петербурга. Месмахер оформили его в стиле итальянского палаццо, а галерею сделали двухэтажной – для лучшего обзора.
К слову, по второму ярусу гости всё-таки могут прогуляться, поднявшись сюда по лестнице из Аванзала. Но сначала оглядим сам зал.
Первое, что бросается в глаза – двойной стеклянный купол, который невероятно увеличивает пространство зала. Красивое, светлое, но такое хрупкое перекрытие сыграло свою историческую роль: в военные годы купол был разбит, и из-за холода и осадков фрески мастеров и студентов училища утратились.
Прогуляться вдоль арочных стен первого яруса можно вместе с сотрудником музея – во время обзорной экскурсии. В остальное время в зале проходят занятия для студентов.
Парадная лестница и второй этаж
На второй этаж ведёт мощная двухмаршевая лестница.
У входа на второй ярус Большого зала посетителя встречает сам барон Штиглиц. Его мраморную копию, сидящую в кресле, создал М.М. Антокольский в конце XIX века.
Обратите внимание на штиблет банкира барона Штиглица, вмятина на носочке. Это значит, что ботинки дорогие, кожа качественная. Да и надевал он их сам. Лакеи такие не носят, у них бы всё было не естественно гладко.
Отличительной особенностью здания Академии Штиглица является то, что он скорее похож на вокзал, чем на дворец. Например, кафель на полу, как на вокзале. Использовалась «не убиваемая» прочная метлахская плитка. А там где затёрлась или треснула, то значит сэкономили и использовали обычную дешевую цементную плитку.
Узоры кафеля не случайны. В них шаблоны и указатели музея где лучше встать, чтобы был наилучший обзор.
Далее вдоль стены идёт галерея античных образов – олимпийских богов и титанов. Композиция является точной гипсовой копией памятника I века до нашей эры – большой фризы Пергамского алтаря.
Осторожно заглянув в одну из дверей, можно увидеть творческий процесс учащихся. Академия ведь действующая.
Мольберты можно наблюдать и в выставочных залах музея. творческий процесс он такой.
Рафаэлевская (Папская) галерея
Из Большого зала мы перемещаемся в Папскую, или Рафаэлевскую галерею. Здесь сохраняется атмосфера Возрождения, ведь этот торжественный коридор очень напоминает лоджии Ватиканского дворца, возведённого для папы Льва X по проекту Рафаэля. Благодаря ему в декоре возник новый стиль – гротеск, который отличается причудливыми орнаментами.
Обратите внимание на напольную плитку. Как я уже писал выше, узоры не случайны. Здесь схема оформления всей комнаты и выделение мест куда встать для лучшего обзора.
Это одна из самых красивых комнат. Напоминает Рафаэлевскую галерею в Эрмитаже.
Разглядеть подобные узоры и образы можно и в сводах музейной галереи. В них – растительные и цветочные мотивы, мифические существа, античные боги и герои древних легенд. В позолоченных узорчатых рамах художники изобразили библейские сюжеты.
Винтовая лестница в Рафаэлевском зале музея Академии Штиглица расположена рядом с входом в главный зал.
Кессонный потолок в одном из помещений, где проходят занятия учащихся.
Римская лестница и временные выставки
После Рафаэлевской галереи мы попадаем в зал временных выставок.
А между галереей и залом находится красивая Римская лестница, по которой мы и спустимся на первый этаж. Стены лестницы расписаны по проекту М.Е. Месмахера.
Коптская галерея
Спустившись по Римской лестнице мы попадем в коптскую галерею. Здесь выставлены экспонаты старинной мебели и изделий из металла, керамики и витражей XVI-XIX вв.
Коптская галерея, где на глазах посетителей студенты-художники возрождают утраченные в советские годы настенные росписи. Эта работа – сложна и кропотлива, но уже скоро гости музея смогут насладиться былой красотой зала.
Интересным экспонатом выставки является кровать, «снимавшаяся» в фильме «Гамлет» (1964 года). Дубовая резная кровать с армуаром (шкафчиком) и изображением библейских сюжетов.
Комнаты временных выставок и витражи
Покинув коптскую галерею мы снова попадаем в Аванзал, а оттуда в малые итальянские галереи.
Но сначала зайдём в комнаты временных выставок и заодно полюбуемся витражами и росписью потолков в проёмах.
Два зала с временными выставками.
Малые Итальянские галереи
Продолжить прогулку по Музею Академии Штиглица можно в четырёх Итальянских галереях, которые идут по правую и левую стороны от Аванзала.
Малая Итальянская галерея 1 — предметы из металлов
Основой композиции первой, куда мы зашли, Итальянской галереи стали бытовые предметы из металлов. Подвесные чернильницы, футляры, цепи, иконки-складни – в деталях каждого экспоната просматривается талант его создателя.
Кроме экспонатов взгляд, конечно, привлекает красочные расписные своды.
Особое внимание гостей привлекает витрина с ключами, иллюстрирующая слесарное ремесло Европы и России XV-XIX-х веков. Экспозицию дополняют дверные и сундучные замки, накладки и даже измерительные инструменты мастеров.
Малая Итальянская галерея 2
В следующей галерее расположены предметы мебели из разных исторических эпох – от позднеготического немецкого гарнитура до испанских стульев из тиснёной кожи. Не менее интересную деталь интерьера представляют изумрудные изразцы немецких мастеров XVII столетия. Некоторые из них изображают видных деятелей – например, императора Леопольда I.
Пройдя до конца галереи, посетитель попадает к настольному кабинету. Этот оригинальный предмет мебели создали два века назад в Испании из орехового дерева и слоновой кости. Кабинет дополнительно украшен золоченой бронзой и детальной резьбой.
Малая Итальянская галерея 3
Следующая галерея продолжает тему старинной мебели и предметов декора. Из металлических изделий привлекают внимание блюда с мифологическими мотивами и кубок с изображением св. Христофора – копия из сокровищницы Люнебурга.
Во второй Малой Итальянской галерее находится единственное свидетельство ещё одного памятника искусства. Этот экспонат создали по подобию бюста Ипполиты Марии Сфорца в XIX веке. Оригинал, воплощённый в 1470-х годах Франческо Лаурано был уничтожен в Берлине в конце Второй мировой войны.
Малая Итальянская галерея 4 — керамика и фарфор
Одно из сосредоточий керамики и фарфора из коллекции музея находится в заключительной галерее. Здесь можно рассмотреть немецкие произведения XVI-XVIII веков, в том числе удивительные пивные кружки, а также образцы посуды из других европейских стран.
Так, в одной из витрин представлены работы валенсийских мастеров начала XVII столетия. Рядом с испанскими образцами – редкие в масштабах мира предметы Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Именно здесь впервые начали выпускать фарфор в далёком 1710 году. К слову, собрание музея славится и образцами других известных мануфактур Берлина, Севра, Вены, Челси, Вустера, Спода.
Отдельная веха истории посуды связана с фаянсом. Не обошлось без неё и в Итальянской галерее: здесь можно рассмотреть изделия парижской фабрики Теодора Дека.
На самом деле, как нам сказал экскурсовод, эта посуда тогда считалась «дешевкой» и особой ценности не имела.
Пусть вас не сбивают с толку вазы и мебель с восточными мотивами. Всё это – произведения в стиле неорококо, которому было свойственно подражание китайским художественным элементам. Тем не менее, в галерее имеются и подлинные вазы из Японии. Одна из них была подарена делегацией самому Николаю II.
Как пошутил экскурсовод, здесь выставлено три вазы, символ того, как все копировали друг у друга. Оригинал сделан японцами, его скопировали французы, а с французов сделали копию русские мастера.
На фоне сервизов и ваз особо выделяются старинные фигурки птиц и зверей, а также мифических персонажей, например, Сатира и Нимфы, выполненных в стилистике эротизма.
Есть в галерее и более «современные» экспонаты, созданные студентами училища во второй половине прошлого столетия. Среди самых выразительных фарфоровых комплектов – «Летний сад» (1971), «Транспорт наших предков» (1973), «Дон Кихот» (1963).
Русский зал «Теремок»
Прогуливаясь по Малым Итальянским галереям Музея Академии Штиглица мы можем попасть в разные залы. Пожалуй, самый нарядный из них – «Теремок», прообразом которого стал московский Теремной дворец. В 50-е годы прошлого столетия помещение сильно пострадало: его стены и своды были закрашены белой краской. Усилиями реставраторов убранство было восстановлено в 1980-х годах.
Русский дух был воплощён и в пространстве зала: Месмахер специально уменьшил объём низким сводом с распалубками и приподнятым полом, чтобы у гостей сложилось впечатление уюта тесных русских интерьеров. Особое настроение создаёт сказочная узорчатая роспись и цветные настенные изразцы из керамики.
Выход из сказочного зала украшают кованые ворота XVI века.
Из музейной коллекции в «Теремке» представлены предметы старинной мебели, воссозданные русские костюмы и элементы одежды, народные куклы из разных уголков Российской Империи, в основном из Польши. В то время одежду для кукол девочки шили сами.
Византийская комната
Музей Академии Штиглица не перестаёт удивлять. Из одной из Малых Итальянских галерей путь посетителя лежит в небольшой зал, который является яркой иллюстрацией эпохи историзма. Её олицетворением среди музейных экспонатов можно посчитать резное церковное кресло из орехового дерева с готическими деталями и неоготический кабинет с мотивами из Нового завета. Все эти изделия датируются XIX веком.
Продолжают готическую тему работы немецких художников – блюда с религиозными сценами. Из крупных экспонатов внимание привлекают старинные скамьи и резные кресла с росписью итальянского происхождения.
Зал Медичи
По соседству расположился зал, названный в честь династии Медичей.
Экспозицию украсили несколько ценных образцов резной мебели. Один только буфет можно разглядывать длительное время: помимо детальных узоров на нём изображена сцена «Борьба Зевска с титанами» с помощью небольших скульптур.
Остаться в зале подольше заставят зеркала в резных рамах, сундуки, шкафчики, барельефы, складной стол из чёрного дерева с библейскими мотивами.
К истории Медичей отсылает уникальный плафон, в медальонах которого написаны портреты самых ярких представителей семейства – Козимо и Льва X, а также Леонардо Лоредана и Федерико Урбино.
Зал изразцовых печей
Музей Академии Штиглица и финальный аккорд музейной концепции — зал изразцовых печей.
Официальное название комнаты музея – зал «Раннего итальянского Возрождения». В основу экспозиции легла богатая коллекция русских изразцовых печей (в зале представлено 15 образцов) и отдельных изразцовых произведений XVII-XIX веков.
Печи в коллекции музея стали появляться ещё до постройки легендарного здания. Самый первый экспонат Штиглицу передала новгородская купчиха Прядилова в 1887 году. В целом, этот предмет не был уникальным для нашей культуры: в XVIII столетии изразцовые печи встречались как в усадьбах, так и в простых жилых домах, если их хозяева были зажиточными.
Печи удивляют не только узорчатым оформлением, но и сюжетами. Так, на предмете из Владимирской губернии есть ряд жаровых сценок и даже подписи к ним. На одном изразце сказано – «Крепко карауль», на другом – «Труд нам нипочём». Остальные надписи не менее поучительны. А вот на калужской печи из коломенского дома купцов Мещаниновых изображены библейские и мифологические мотивы.
Вот пример сюжетного оформления: хозяин когда уезжал, оставлял попугая следить за женой, а потом его расспрашивал, что происходило.
В отдалённой части зала находятся дворцовые петербургские печи. Они отличаются выдержанностью, светлым тоном и оформлением в стиле классицизма и ампира. В качестве центральных образов мастера выбирали античных богинь и соответствующие орнаменты.
Как посетить музей Академии Штиглица
График работы музея Штиглица, экскурсии
Посещения музея Академии Штиглица возможно только в составе экскурсионных групп.
Экскурсии проводятся со вторника по воскресение. Понедельник выходной. Проходят обычно каждый час с 11:00 до 15:00.
Запись по тел. +7(812)273-5903 со вторника по пятницу, с 11:00 до 17:00 (кроме праздничных дней) или через сообщения в ВКонтакте.
Цена билетов
Стоимость для посетителей в составе группы, продолжительностью 1,5 часа:
- полный билет 900 рублей;
- дети до 7 лет 300 рублей;
- 500 рублей школьники, студенты, пенсионеры и другие льготные категории граждан.
Оплата только наличными.
Индивидуальные и тематические экскурсии с посещением музея Академии Штиглица
- Инстаграмный Петербург: Академия Штиглица, колокольня Исаакия и Анненкирхе. Автобусно-пешеходная. Вот это интересный вариант экскурсии, когда можно посетить сразу несколько эффектных мест Санкт-Петербурга с посещением Академии Штиглица. Длится 5 часов.
- Экскурсия по Академии Штиглица. 1,5 часа. В общем тоже самое, что купить билет непосредственно в Академии, но дороже. Вариант на случай, если в Академии билеты не продаются.
Как добраться
Адрес музея Академии Штиглица: Соляной переулок, 15. Проще всего дойти пешком от метро Чернышевская. Ориентир — Пантелеймоновская церковь, находится слева от Академии.
Ссылки
Официальный сайт Академии Штиглица — ghpa.ru
О посещении музея на сайте Академии.
Музей Академии Штиглица в ВКконтакте — vk.com/stieglitz_museum
Страничка ВК Академии Штиглица — vk.com/stieglitzacademy
Основные выводы: почему стоит посетить музей прикладного искусства Академии Штиглица и что находится рядом
Если вы открыли для себя Музей прикладного искусства Академии Штиглица только сегодня – обязательно посетите это культурное место с экскурсией.
- Через подлинные экспонаты и исторические реплики он проведёт вас по культурным вехам, познакомит с талантами европейский мастеров и наших соотечественников, раскроет художественные стили, свойственные Античности, Средневековью, Возрождению и последующим эпохам в новом свете.
- Восторг от интерьеров гарантирован, каждая комната уникальна и просто шедевр.
Достопримечательности рядом:
- Пантелеймоновская церковь, соседнее здание.
- Музей обороны и блокады Ленинграда, Соляной пер. 9
- Летний сад, в 5 минутах ходьбы.
- Михайловский замок.
- Михайловский сад.
- Марсово поле.
- Мозаичный дворик Владимира Лубенко, ул. Чайковского 2/7Д