Одним из самых гениальных произведений русской и мировой литературы является поэма «Мертвые души». В ней Гоголь сумел изложить вечные проблемы людей, главная из которых — сильнейшее моральное и духовное оскудение личности. Николаю Васильевичу было важно «показать хотя бы с одного боку всю Русь», что и стало основным идейным замыслом поэмы, однако «один бок» выразил гораздо больше, чем задумал сам автор.
Писатель очень точно смог изобразить все особенности разных характеров персонажей. Важную часть поэмы занимают главы с описанием помещиков-крепостников России того времени. Перед читателем по очереди раскрываются образы героев и их духовный и моральный упадок.
Повествование начинается с Манилова. На первый взгляд он кажется человеком безобидным, приятным в общении, услужливым, гостеприимным, любезным. Герой строит нереальные планы совершенствования деревни. Но вскоре становится ясно, что этот человек является обычным фантазером и позером. Он лишь рисуется перед собеседниками, но реально ничего не делает для своего преуспеяния. Таких бездеятельных и пустых людей можно встретить в любое время в любом месте.
Следующая героиня — Коробочка. Сам Гоголь назвал ее «дубиноголовой». Эта женщина скупа, подозрительна и невежественна. Она не интересуется окружающим миром, ей ничего не интересно. Этот порок все чаще и чаще встречается в современном мире, помешанном на потреблении. Столь же органично вплетается в современность Ноздрев, который сочетает в себе множество отрицательных качеств: лживость, наглость, назойливость.
Грубый и ограниченный консерватор Собакевич остаточно категорично относится к новым проявлениям, мысль о «просвещении» кажется ему чуждой. Собакевич является ярым крепостником и без зазрения совести проявляет свою человеконенавистническую натуру. Плюшкин также представляет собой идеальный пример жуткого собственника. Жадность — его второе имя. В этом герое не осталось ничего человеческого и светлого. Оба этих типажа характерны для нашей эпохи, более того, они вечны, как крайности, в которые неизменно впадает человек во времена капитализма.
Чичиков — персонаж, который пытается заработать любой ценой. Это «рыцарь копейки», зацикленный на богатстве. Необъятный эгоизм и бессовестность прячутся под маской дружелюбия и доброты. Таких дельцов много и в наше время, их жертвами стали многие приватизированные предприятия и целые города — обнищавшие и выжженные безработицей.
В своем произведении Н.В. Гоголь выражает душевную скорбь за духовное обеднение своих персонажей, которые являются собирательными образами помещиков и чиновников того времени. Писатель смог изобразить все низменное социальное зло. Читателю представлены архетипические образы разных духовно разложившихся людей: их безразличие к окружающему миру, отсутствие стремления к чему-то высокому, обособленность от других. Поэтому данная поэма остается актуальной и в наше время.
Предыдущая
СочиненияСочинение: Беликов вчера и сегодня (по рассказу «Человек в футляре»)
Следующая
СочиненияСочинение: Образ шинели в повести «Шинель» (Н.В. Гоголь)
Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Мертвые души / Поэма «Мертвые души» и ее актуальность в наши дни
Поэма «Мертвые души» и ее актуальность в наши дни
А разве мне всегда весело бороться с ничтожным грузом мелких страстей, идти об руку с моими странными героями? О, сколько раз хотел бы я ударить в возвышенные струны, увлечь гордо за собой поклонников и с торжеством приковать их к победной своей колеснице.
Н. В. Гоголь
Поэма «Мертвые души» является одним из самых замечательных произведений русской литературы. Великий писатель-реалист Николай Васильевич Гоголь показал всю современную Россию, сатирически изобразив поместное дворянство и губернское чиновничество. Но если присмотреться, отвратительные и жалкие черты гоголевских персонажей не изжиты до сих пор и ярко проявляются и сегодня, на рубеже нового века.
Смех Гоголя включал в себя и чувство острой скорби, рожденное картинами духовного угасания, “омертвения” человека, его унижения и подавления, явлениями социального застоя. Недаром писатель говорил о том, что ему приходится озирать жизнь “сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы”. И вместе с тем смех Гоголя не вызывает разочарования, он пробуждает энергию сопротивления и протеста, энергию действия.
Название гоголевской поэмы имеет, по крайней мере, два значения. Под “мертвыми душами” разумеются и умершие крестьяне, скупкой которых занимается помещик Чичиков, и абсолютно живые герои произведения — помещики и чиновники города NN.
Заслуга великого писателя прежде всего в том, что он мастерски изобразил в своем произведении множество самых разнообразных характеров. Центральное место в поэме занимают главы, повествующие о разных типах помещиков-крепостников в тогдашней России. Картины упадка хозяйства, полного духовного обнищания, деградации личности приводят читателя к мысли о том, что именно эти «хозяева жизни» и являются «мертвыми душами».
Описание помещиков Гоголь дает в определенном порядке, и шаг за шагом обрисовывает степень морального упадка всего помещичьего класса. Образы помещиков проходят перед нами один за другим, и с каждым новым персонажем все больше видна потеря этими людьми всего человеческого. То, что в Манилове только угадывается, в Плюшкине уже получает свое реальное воплощение. «Мертвые души» — это поэма о типичных явлениях российской действительности, современной Гоголю, и в образах крепостников автор сатирически показал губительную силу крепостного права.
Галерея помещиков в поэме открывается образом Манилова. На первый взгляд, этот хозяин вовсе не кажется “монстром”, «мертвой душой». Наоборот: «на взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности…» Немного слащавый, «сахарный», очень любезный и чрезвычайно приятный мужчина, особенно на фоне остальных героев поэмы. Однако Гоголь раскрывает всю пустоту и бесполезность Манилова. Его хозяйство разоряется, в поместье запустение, «вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время». В самом доме Манилова поражает какое-то чувство отсутствия хозяина. Рядом с красивой мебелью убогие кресла, на столе лежит уже два года книга, заложенная закладкой на 14-й странице. А Манилов строит бессмысленные проекты, не занимается имением. Он может только приятно улыбаться и расточать любезности. Единственный результат его «работы» — «горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядами». Из желания оказать любезность едва знакомому ему Чичикову Манилов не просто дарит тому своих умерших крестьян, но и берет на себя расходы по оформлению купчей. Вначале странная просьба Чичикова смущает помещика, но Манилов не в состоянии подумать над предложением и легко дает убедить себя. Так незлой, любезный человек предстает перед нами как «мертвая душа», не потерявшая, однако, еще какие-то человеческие черты.
Пародией на человека представлена и Коробочка, которую автор называет «дубинноголовой». На фоне крепкого хозяйства показана тупая, невежественная барыня. Она настолько глупа, что даже не может понять всей дикости предложения Чичикова. Для нее продажа умерших так же естественна, как и торговля продуктами. Коробочка только боится «продешевить» при продаже нового товара. Вот к чему приводит человеческая страсть к наживе.
Другой образ «живого мертвеца» олицетворяет собой Ноздрев. Его жизнь — бесшабашное веселье, постоянный кутеж. Ему все друзья, с кем он пьет и играет в карты, проигрывая и пропивая за несколько дней плоды труда своих крестьян. Ноздрев груб и бесцеремонен: «Эх, Чичиков, ну что тебе стоило приехать. Право, свинтус ты за это, скотовод этакий…» Гоголь иронически называет Ноздрева «историческим человеком», подчеркивая его типичность: «Лицо Ноздрева верно уже сколько-нибудь знакомо читателю». В отличном состоянии у него только псарня. Образ Ноздрева ярко показывает развращающий характер крепостного права.
А вот перед нами Собакевич, владелец хорошего имения. «Казалось, в этом теле совсем не было души…,» — пишет Гоголь. Собакевича интересует только еда и дальнейшее обогащение. Он спокойно воспринимает предложение Чичикова и начинает с ним торговаться. Человеческие чувства в нем давно уже умерли, недаром Гоголь сравнивает Собакевича со средней величины медведем. Этот человеконенавистник — законченный реакционер, гонитель науки, просвещения. Интересно следующее описание гостиной героя: “Стол, кресла, стулья — все было самого тяжелого и беспокойного свойства, — словом, каждый стул, казалось, говорил: “И я тоже Собакевич!” Откровенное сравнение Собакевича с неживыми предметами уже говорит о его неподвижности, бездушии. А ведь именно душа является движущим началом в человеке, недаром древние люди изображали ее в виде крыльев птицы. Именно душа вдохновляет человека на движение, развитие, творчество.
Но не таковы персонажи поэмы. «Венцом» этой пирамиды оказывается Плюшкин, «прореха на человечестве”, «мертвая душа». Духовная гибель человека показана в нем с огромной обличительной силой. Образ Плюш кина подготавливается описанием нищего села, голодных крестьян. Господский дом кажется «дряхлым инвалидом», читателя не покидает ощущение, будто он забрел на кладбище. На этом фоне возникает странная фигура: не то мужик, не то баба, в «неопределенном платье, похожем на женский капот». Однако не нищий стоял перед Чичиковым, а самый богатый помещик в округе, в котором жадность убила даже понимание ценности вещей. У Плюшкина все гниет в кладовых, он целыми днями собирает в деревне всякую дрянь, воруя у своих же крестьян. Вещи для него дороже людей, которые «мрут, как мухи» или ударяются в бега. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» — восклицает Гоголь. А ведь раньше Плюшкин был только расчетливым, бережливым хозяином. Крепостное право убило в нем человека, превратило в «живой труп», не вызывающий ничего, кроме отвращения.
Так Гоголь показывает полную деградацию поместного дворянства. От Манилова до Плюшкина прослеживает автор ступени моральной гибели человека-паразита. Ведь помещики живут за счет своих крепостных, забывая об общественных интересах. Все они являются духовными мертвецами.
В поэме есть и совершенно новый герой, до сих пор не встречавшийся в русской литературе. Это представитель нарождающегося класса «приобретателей». В образе Павла Ивановича Чичикова Гоголь вывел на всеобщее обозрение черты «рыцаря копейки».
На первый взгляд Чичиков производит впечатление скользкого, многоликого человека. Это подчеркивается его внешностью: «В бричке сидел господин не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».
Словно хамелеон, Чичиков постоянно меняется. Он способен придавать своему лицу нужное выражение, чтобы казаться приятным собеседником. Говоря с чиновниками, герой поэмы «очень искусно умел польстить каждому». Поэтому он быстро завоевывает в городе необходимую репутацию. Общий язык Чичиков находит и с помещиками, у которых покупает умерших крестьян. С Маниловым он выглядит особенно любезным и обходительным человеком, чем и очаровывает хозяина. У Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина Чичиков ведет себя в соответствии с обстановкой и к каждому умеет найти подход. Только Ноздрева он не поймал в свои сети. Но эта была единственная неудача Чичикова.
Чтобы добиться результата, наш герой пускает в ход все свое умение обворожить человека. А цель у него одна — обогащение, и ради этого Павел Иванович готов лицемерить, часами тренируясь у зеркала. Главное для него — деньги. Они нужны герою поэмы не сами по себе, а как средство дальнейшего накопления. Еще в детстве Чичиков хорошо усвоил наказ отца угождать начальникам, дружить «с теми, кто побогаче» и беречь «копейку». Запали в душу мальчика отцовские слова: «Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкою».
Обладая большим умом «со стороны практической», Чичиков начал копить деньги в, школе, наживаясь на товарищах и отличаясь особой скупостью. Уже в те годы проявилась душа этого «приобретателя». Обманом, подхалимством Чичиков пробивал себе дорогу, не останавливаясь ни перед чем. Он хитрит, обворовывает государство, «надувает» коллег. Взяточничество становится его стихией.
Постепенно аферы Чичикова приобретали все больший размах. От скромного повытчика до таможенного чиновника прослеживает Гоголь путь своего героя. Любыми путями он стремится увеличить состояние. За идею покупки «мертвых душ» он ухватился быстро. Предпринимательский талант Чичикова не согласуется с нравственными нормами. Для него нет никаких моральных устоев. Чичиков с радостью заключает: «А теперь же время удобное, недавно была эпидемия, народу вымерло, славу Богу, немало». На человеческом горе, на чужих смертях он строит свое благополучие.
Чичиков — такое же порождение времени, как Онегин или Печорин. Об этом писал Белинский, отмечая, что «Чичиков, как приобретатель, не меньше, если не больше Печорина, — герой нашего времени». Мы же без преувеличения можем сказать, Чичиков воплотил в себе черты многих современных предпринимателей, для которых превыше всего выгода. И как это ни прискорбно, но это “герой” и нашего времени тоже.
Творчество великого писателя на удивление близко соприкасается с проблемами наших дней. Гоголевские образы позволяют яснее понять активность современных беззастенчивых дельцов, стяжателей; также внутренний облик людей, которые реальное общественное дело подменяют пустым прожектерством; да и тех, кто с “вдохновением” и в то же время впустую растрачивают свою и чужую энергию на бесполезные занятия,
Косность, застой, консерватизм вызывают в писателе протест, ибо они рождают страх перед любыми переменами в мире. В наши дни мы наблюдаем всплески агрессивного, воинствующего консерватизма в странах Америки и Западной Европы. Разумеется, в эпоху стремительного развития науки и техники существенно изменился лик и практика консерватизма. Но сохранилось то, о чем нам напоминают произведения великого сатирика, — стремление сокрушить разумное, новое ради сохранения старого, отжившего. Современным реакционерам также свойственно представление, что жизнь полностью подвластна только им, что власть и деньги решают все.
В поэме Гоголя накопительство зачастую приобретает облик того явления, которые в наши дни получило название вещизма. Современные “вещисты”, разумеется, не собирают никому не нужный хлам, а приобретают дорогие престижные вещи. Однако суть одна; как и Плюшкин, они оказываются под неусыпной, незыблемой властью вещей, собранных ими с великим старанием. Не вещи служат их владельцам, а человек становится их слугой, предавая забвению многое из того, чем отличается настоящая человеческая жизнь.
Гоголь отразил в поэме такое социальное зло, как бездуховность. С большой художественной силой он изобразил людей, лишенных высоких стремлений, замкнутых только на себе, равнодушных ко всему, что их непосредственно не затрагивает. Бездуховность — постоянный спутник разного рода приобретателей, накопителей, тех, кто поглощен погоней за чинами, стремится достигнуть своих целей любыми средствами.
Утрата нравственных критериев характеризует и ту изображенную Гоголем самодовольную обыденщину, самовлюбленную пошлость, которая иронически относится к духовным интересам и “высоким материям”.
Связи творчества Гоголя с современностью широки и многолики. Само осознание этих связей обогащает наши представление о завоеваниях русской классической литературы. Неиссякаемая сила образных обобщений Гоголя раскрывают непреходящее значение его художественного наследия.
98019 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Мертвые души / Поэма «Мертвые души» и ее актуальность в наши дни
Смотрите также по
произведению «Мертвые души»:
- Краткое содержание
- Полное содержание
- Характеристика героев
- Критические статьи
А разве мне всегда весело бороться с ничтожным грузом мелких страстей, идти об руку с моими странными героями? О, сколько раз хотел бы я ударить в возвышенные струны, увлечь гордо за собой поклонников и с торжеством приковать их к победной своей колеснице. Н. В. Гоголь
Поэма «Мертвые души» является одним из самых замечательных произведений русской литературы. Великий писатель-реалист Николай Васильевич Гоголь показал всю современную Россию, сатирически изобразив поместное дворянство и губернское чиновничество. Но если присмотреться, отвратительные и жалкие черты гоголевских персонажей не изжиты до сих пор и ярко проявляются и сегодня, на рубеже нового века.
Смех Гоголя включал в себя и чувство острой скорби, рожденное картинами духовного угасания, «омертвения» человека, его унижения и подавления, явлениями социального застоя. Недаром писатель говорил о том, что ему приходится озирать жизнь «сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы». И вместе с тем смех Гоголя не вызывает разочарования, он пробуждает энергию сопротивления и протеста, энергию действия.
Название гоголевской поэмы имеет, по крайней мере, два значения. Под «мертвыми душами» разумеются и умершие крестьяне, скупкой которых занимается помещик Чичиков, и абсолютно живые герои произведения — помещики и чиновники города NN.
Заслуга великого писателя прежде всего в том, что он мастерски изобразил в своем произведении множество самых разнообразных характеров. Центральное место в поэме занимают главы, повествующие о разных типах помещиков-крепостников в тогдашней России. Картины упадка хозяйства, полного духовного обнищания, деградации личности приводят читателя к мысли о том, что именно эти «хозяева жизни» и являются «мертвыми душами».
Описание помещиков Гоголь дает в определенном порядке, и шаг за шагом обрисовывает степень морального упадка всего помещичьего класса. Образы помещиков проходят перед нами один за другим, и с каждым новым персонажем все больше видна потеря этими людьми всего человеческого. То, что в Манилове только угадывается, в Плюшкине уже получает свое реальное воплощение. «Мертвые души» — это поэма о типичных явлениях российской действительности, современной Гоголю, и в образах крепостников автор сатирически показал губительную силу крепостного права.
Галерея помещиков в поэме открывается образом Манилова. На первый взгляд, этот хозяин вовсе не кажется «монстром», «мертвой душой». Наоборот: «на взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности…» Немного слащавый, «сахарный», очень любезный и чрезвычайно приятный мужчина, особенно на фоне остальных героев поэмы. Однако Гоголь раскрывает всю пустоту и бесполезность Манилова. Его хозяйство разоряется, в поместье запустение, «вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время». В самом доме Манилова поражает какое-то чувство отсутствия хозяина. Рядом с красивой мебелью убогие кресла, на столе лежит уже два года книга, заложенная закладкой на 14-й странице. А Манилов строит бессмысленные проекты, не занимается имением. Он может только приятно улыбаться и расточать любезности. Единственный результат его «работы» — «горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядами». Из желания оказать любезность едва знакомому ему Чичикову Манилов не просто дарит тому своих умерших крестьян, но и берет на себя расходы по оформлению купчей. Вначале странная просьба Чичикова смущает помещика, но Манилов не в состоянии подумать над предложением и легко дает убедить себя. Так незлой, любезный человек предстает перед нами как «мертвая душа», не потерявшая, однако, еще какие-то человеческие черты.
Пародией на человека представлена и Коробочка, которую автор называет «дубинноголовой». На фоне крепкого хозяйства показана тупая, невежественная барыня. Она настолько глупа, что даже не может понять всей дикости предложения Чичикова. Для нее продажа умерших так же естественна, как и торговля продуктами. Коробочка только боится «продешевить» при продаже нового товара. Вот к чему приводит человеческая страсть к наживе.Другой образ «живого мертвеца» олицетворяет собой Ноздрев. Его жизнь — бесшабашное веселье, постоянный кутеж. Ему все друзья, с кем он пьет и играет в карты, проигрывая и пропивая за несколько дней плоды труда своих крестьян. Ноздрев груб и бесцеремонен: «Эх, Чичиков, ну что тебе стоило приехать. Право, свинтус ты за это, скотовод этакий…» Гоголь иронически называет Ноздрева «историческим человеком», подчеркивая его типичность: «Лицо Ноздрева верно уже сколько-нибудь знакомо читателю». В отличном состоянии у него только псарня. Образ Ноздрева ярко показывает развращающий характер крепостного права.
А вот перед нами Собакевич, владелец хорошего имения. «Казалось, в этом теле совсем не было души…,» — пишет Гоголь. Собакевича интересует только еда и дальнейшее обогащение. Он спокойно воспринимает предложение Чичикова и начинает с ним торговаться. Человеческие чувства в нем давно уже умерли, недаром Гоголь сравнивает Собакевича со средней величины медведем. Этот человеконенавистник — законченный реакционер, гонитель науки, просвещения. Интересно следующее описание гостиной героя: «Стол, кресла, стулья — все было самогр тяжелого и беспокойного свойства, — словом, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» Откровенное сравнение Собакевича с неживыми предметами уже говорит о его неподвижности, бездушии. А ведь именно душа является движущим началом в человеке, недаром древние люди изображали ее в виде крыльев птицы. Именно душа вдохновляет человека на движение, развитие, творчество.
Но не таковы персонажи поэмы. «Венцом» этой пирамиды оказывается Плюшкин, «прореха на человечестве», «мертвая душа». Духовная гибель человека показана в нем с огромной обличительной силой. Образ Плюш кина подготавливается описанием нищего села, голодных крестьян. Господский дом кажется «дряхлым инвалидом», читателя не покидает ощущение, будто он забрел на кладбище. На этом фоне возникает странная фигура: не то мужик, не то баба, в «неопределенном платье, похожем на женский капот». Однако не нищий стоял перед Чичиковым, а самый богатый помещик в округе, в котором жадность убила даже понимание ценности вещей. У Плюшкина все гниет в кладовых, он целыми днями собирает в деревне всякую дрянь, воруя у своих же крестьян. Вещи для него дороже людей, которые «мрут, как мухи» или ударяются в бега. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» — восклицает Гоголь. А ведь раньше Плюшкин был только расчетливым, бережливым хозяином. Крепостное право убило в нем человека, превратило в «живой труп», не вызывающий ничего, кроме отвращения.
Так Гоголь показывает полную деградацию поместного дворянства. От Манилова до Плюшкина прослеживает автор ступени моральной гибели человека-паразита. Ведь помещики живут за счет своих крепостных, забывая об общественных интересах. Все они являются духовными мертвецами.
В поэме есть и совершенно новый герой, до сих пор не встречавшийся в русской литературе. Это представитель нарождающегося класса «приобретателей». В образе Павла Ивановича Чичикова Гоголь вывел на всеобщее обозрение черты «рыцаря копейки».
На первый взгляд Чичиков производит впечатление скользкого, многоликого человека. Это подчеркивается его внешностью: «В бричке сидел господин не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».
Словно хамелеон, Чичиков постоянно меняется. Он способен придавать своему лицу нужное выражение, чтобы казаться приятным собеседником. Говоря с чиновниками, герой поэмы «очень искусно умел польстить каждому». Поэтому он быстро завоевывает в городе необходимую репутацию. Общий язык Чичиков находит и с помещиками, у которых покупает умерших крестьян. С Маниловым он выглядит особенно любезным и обходительным человеком, чем и очаровывает хозяина. У Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина Чичиков ведет себя в соответствии с обстановкой и к каждому умеет найти подход. Только Ноздрева он не поймал в свои сети. Но эта была единственная неудача Чичикова.Чтобы добиться результата, наш герой пускает в ход все свое умение обворожить человека. А цель у него одна — обогащение, и ради этого Павел Иванович готов лицемерить, часами тренируясь у зеркала. Главное для него — деньги. Они нужны герою поэмы не сами по себе, а как средство дальнейшего накопления. Еще в детстве Чичиков хорошо усвоил наказ отца угождать начальникам, дружить «с теми, кто побогаче» и беречь «копейку». Запали в душу мальчика отцовские слова: «Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкою».
Обладая большим умом «со стороны практической», Чичиков начал копить деньги в, школе, наживаясь на товарищах и отличаясь особой скупостью. Уже в те годы проявилась душа этого «приобретателя». Обманом, подхалимством Чичиков пробивал себе дорогу, не останавливаясь ни перед чем. Он хитрит, обворовывает государство, «надувает» коллег. Взяточничество становится его стихией.
Постепенно аферы Чичикова приобретали все больший размах. От скромного повытчика до таможенного чиновника прослеживает Гоголь путь своего героя. Любыми путями он стремится увеличить состояние. За идею покупки «мертвых душ» он ухватился быстро. Предпринимательский талант Чичикова не согласуется с нравственными нормами. Для него нет никаких моральных устоев. Чичиков с радостью заключает: «А теперь же время удобное, недавно была эпидемия, народу вымерло, славу Богу, немало». На человеческом горе, на чужих смертях он строит свое благополучие.
Мы же без преувеличения можем сказать, Чичиков воплотил в себе черты многих современных предпринимателей, для которых превыше всего выгода. И как это ни прискорбно, но это «герой» и нашего времени тоже.
Творчество великого писателя на удивление близко соприкасается с проблемами наших дней. Гоголевские образы позволяют яснее понять активность современных беззастенчивых дельцов, стяжателей; также внутренний облик людей, которые реальное общественное дело подменяют пустым прожектерством; да и тех, кто с «вдохновением» и в то же время впустую растрачивают свою и чужую энергию на бесполезные занятия,
Косность, застой, консерватизм вызывают в писателе протест, ибо они рождают страх перед любыми переменами в мире. В наши дни мы наблюдаем всплески агрессивного, воинствующего консерватизма в странах Америки и Западной Европы. Разумеется, в эпоху стремительного развития науки и техники существенно изменился лик и практика консерватизма. Но сохранилось то, о чем нам напоминают произведения великого сатирика, — стремление сокрушить разумное, новое ради сохранения старого, отжившего. Современным реакционерам также свойственно представление, что жизнь полностью подвластна только им, что власть и деньги решают все.
В пбэме Гоголя накопительство зачастую приобретает облик того явления, которые в наши дни получило название вещизма. Современные «ве-щисты», разумеется, не собирают никому не нужный хлам, а приобретают дорогие престижные вещи. Однако суть одна; как и Плюшкин, они оказываются под неусыпной, незыблемой властью вещей, собранных ими с великим старанием. Не вещи служат их владельцам, а человек становится их слугой, предавая забвению многое из того, чем отличается настоящая человеческая жизнь.
Гоголь отразил в поэме такое социальное зло, как бездуховность. С большой художественной силой он изобразил людей, лишенных высоких стремлений, замкнутых только на себе, равнодушных ко всему, что их непосредственно не затрагивает. Бездуховность — постоянный спутник разного рода приобретателей, накопителей, тех, кто поглощен погоней за чинами, стремится достигнуть своих целей любыми средствами.
Утрата нравственных критериев характеризует и ту изображенную Гоголем самодовольную обыденщину, самовлюбленную пошлость, которая иронически относится к духовным интересам и «высоким материям».
Связи творчества Гоголя с современностью широки и многолики. Само осознание этих связей обогащает наши представление о завоеваниях русской классической литературы. Неиссякаемая сила образных обобщений Гоголя раскрывают непреходящее значение его художественного наследия.
Обновлено: 31.03.2023
ПОЭМА «МЕРТВЫЕ ДУШИ» – ЗЕРКАЛО НАШЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Задачи:
Провести теоретический обзор по данной проблеме.
Проанализировать галерею помещиков и сопоставить их пороки с грехами.
Распределить помещиков по кругам ада (по Данте)
4. Отобразить зеркальность помещичьей Руси и нашей действительности.
1.2 Религиозные образы поэмы.
Что касается дома, то это отдельная история. Мы знаем, что только дома мы чувствуем себя в безопасности, это наша крепость, здесь наши близкие и родные люди. Именно поэтому должны сохранять дом в чистоте, в порядке. Описывая дома помещиков, становится понятно, что ни один из домов не соответствует понятию – Очаг. Эти дома неуютные, некомфортные, они не способны оградить от бед и угроз окружающего мира. Наверное, дописав остальные части поэмы, Гоголь бы смог показать нам и преображение домов помещиков. В финале, думаю, это не были бы пустые, заброшенные, захламившиеся усадьбы, очень темные, холодные и бездушные. Ведь основа всего произведения заключается в перерождении и преображении всего, что связано с душой. А это и сами люди, и их дома, и города.
Глава II Анализ произведения «Мертвые души
2.1 Описание портретов помещьичей галереи.
Далее следует единственный представитель женского пола помещик — Коробочка. Главная цель её жизни — упрочнение своего богатства, беспрестанное накопительство. Чичиков неслучайно видит в её поместье следы умелого хозяйствования. Эта хозяйственность обнаруживает её внутреннее ничтожество. У неё, кроме желания приобрести и извлечь пользу, нет чувств. Вид ее затрёпанный и малопривлекательный.
Помещик Ноздрев — любитель всякого рода собраний, балов и ярмарок. Не случайно Чичиков встретился с ним в трактире. Постоянная подвижность и неугомонность — его характерные особенности. Богатый запас своей энергии этот помещик целиком растрачивает в кутежах, бесчисленных скандалах и драках. Ноздрев — хвастун и враль. Рассказывая о своих похождениях в обществе, он обязательно что-нибудь соврет. Его друзья это карты и выпивка.
И самым последним из галереи помещиков является Плюшкин. Самый противоречивый герой произведения. Стоит отметить, что это единственный герой, у которого есть биография. В былые времена он имел семью, часто принимал гостей. Считался бережливым хозяином, у которого всего было вдоволь. Потом жена умерла. Вскоре старшая дочь убежала с офицером, а сын вместо службы поступил в полк. Плюшкин обоих детей лишил своего благословения и денег и с каждым дней становился все скупее. В конечном итоге он сосредоточился на одном своем богатстве, а после смерти младшей дочери все былые в нем чувства окончательно уступили место жадности и подозрительности. Чичиков даже путает Плюшкина с ключницей из-за того, что тот совершенно плохо одет и ходит в лохмотьях. Его амбары забиты хлебом, но при этом он морит голодом крестьян.
Таким образом, в каждом помещике чувствуется внутренняя мертвенность, бесчувственность, их души как будто прикрыты толстым слоем грязи. Нет внутреннего развития, суть всей их жизни — призрачное существование и прозябание. А, поскольку, город составляют живущие в нем люди, то и на городе лежит печать мертвой бесчувственной жизни. Даже описание писателя говорит нам об этом: пустынные, неосвященные, широкие улицы, бесцветные, однообразные дома, заборы, чахлый сад с тощими деревьями…
2.2 Распределение страстей помещиков по кругам ада.
На протяжении нескольких лет я был учеником воскресной школы, поэтому многие знания основ православия для меня не только теоретические. Неоднократно в школе мы беседовали со священниками на разные темы и задавали волнующие нас вопросы, в том числе касающиеся души, вечной жизни и греховности. Особый интерес представляет жизнь в Раю и Аду. Потому мне захотелось попробовать распределить грехи и пороки помещиков согласно кругам ада.
Рассматривая концепцию произведения, приводятся доказательства, что помещики идут друг за другом, как очередность кругов ада, в возрастании. Хочется выяснить правоту этого утверждения, в качестве проверки возьмем божественную комедию по Данте. По его версии все грешники располагаются в аду определенным образом.
Первый круг: некрещеные и младенцы
Второй круг: сладострастники
Третий круг: чревоугодники
Четвертый круг: расточители и скупцы
Пятый круг: гневные и ленивые
Шестой круг: лжеучители
Седьмой круг: разбойники, самоубийцы, богохульники
Восьмой круг: обманувшие не доверившихся
Девятый круг: обманувшие доверившихся
Следующий помещик — это Коробочка, персонаж предстает перед читателями с грехом накопления и получения выгоды ото всего возможного. Таким образом, помещица Коробочка попадает в четвертый круг, как скупой человек.
Третьим помещиком предстает Ноздрев, его грехи — это сладострастие к алкоголю и чревоугодие, но также не стоит забывать, что Ноздрев, играя в карты, всегда пытался обмануть тех, с кем играл. Мы рассматриваем главные грехи, поэтому Ноздрев попадает прямо в восьмой круг ада.
Далее идет помещик Собакевич, который все время препровождения предпочитает плотно и много есть. Грех чревоугодия — есть третий круг ада.
И последний из галереи следует Степан Плюшкин. Спорный персонаж поэмы. Но для меня все четко и понятно, у человека есть амбары с хлебом, но крестьяне голодуют. У Плюшкина так же есть грех, когда все вещи, не важно, нужны они или нет, человек несет к себе в дом. Но, опираясь на литературные источники, эти грехи можно списать из-за сложности жизни Степана, потеряв все, он боится потерять любые вещи, олицетворяя их с потерей родственников. Тогда, опираясь на теорию кругов ада, Плюшкин попадает лишь во второй круг.
Таким образом, распределяем помещиков.
Второй круг: — Плюшкин
Третий круг: Собакевич
Четвертый круг: Коробочка
Пятый круг: — Манилов
Восьмой круг: Ноздрев
Девятый круг: Чичиков
2.3 Сравнительный анализ Гоголевской Руси и нашей действительности.
«Если я усну и проснусь через сто лет, и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу, — пьют и воруют». (М. Салтыков-Щедрин).
Вторым важным аспектом утверждения Салтыкова-Щедрина является проблема алкоголизации народа. Это серьезная проблема нашей страны. Проблема пьянства есть у такого помещика, как Ноздрев.
Мне кажется, что Гоголь взял в основу произведения разбитое зеркало, трещины – это изменение времени, а основное изображение осталось прежним. Таким образом, мы понимаем, что зеркала могут нести в себе похожие исторические события на долгие времена.
Заключение
Подводя итог моей работы, хочется сказать, что поэма является огромным наследием того времени и имеет огромную актуальность в наши дни. Смыслом всего произведения является преобразование человеческой души от мертвой к живой. Ведь только человек с живой душой способен любить, сочувствовать, сопереживать, помогать и просто жить. Идеальных людей не существует и в каждом из нас есть черты характера, страсти, как у помещиков поэмы. Просто надо не давать им прорастать через нашу душу, укореняться в нашем сознании, иначе они поработят нас. Хочется надеяться, что Россия сумеет когда-нибудь стать великой православной страной и в сознании людей укрепятся такие понятия, как вера в Бога, христианская жизнь с соблюдением всех заповедей. Ведь следовать им так просто, нужно только захотеть каждому!
Список литературы:
Аксаков К.С. Несколько слов о поэме Гоголя: похождения Чичикова или мертвые души.
Читайте также:
- Смешные или абсурдные истории рассказанные гоголем в петербургских повестях сочинение
- Вечный спор ангела и демона происходит в нашей собственной совести сочинение
- Сочинение на тему жалобы животных
- Почему нельзя ограничиваться изучением опыта подготовки дефектологов только в своей стране сочинение
- Historically men were the hunters and women the homemakers it should stay like that сочинение
Содержание
- Актуальность произведения «Мертвые души»
- Исторический контекст
- Актуальность в современном мире
- Актуальность произведения «Мертвые души»
- Социальная актуальность
- Философская актуальность
- Литературная актуальность
- Актуальность произведения Мертвые души
- История создания произведения
- Актуальность произведения
Актуальность произведения «Мертвые души»
«Мертвые души» — это произведение, которое остается актуальным до сегодняшнего дня.
Исторический контекст
Роман был написан Николаем Гоголем в 1842 году. В то время Россия проходила через трудный период именно в сфере экономики и социально-политической системы. В произведении Гоголя отразились основные проблемы того времени, такие как коррупция, произвол чиновников, невыносимые условия жизни крестьян. Кроме того, автор выделяет проблему социальных различий и недовольства людей системой.
Актуальность в современном мире
- Проблема коррупции. В современном мире проблема коррупции принимает все более глобальный характер. В «Мертвых душах» Гоголь описывает практики, которые использовались в прошлом, но которые и по сей день не редки в жизни некоторых регионов России и многих других стран.
- Бюрократизм. Цинизм и бездействие государственных чиновников, подконтрольных только своим интересам, происходит и в наше время. Напомним об огромных очередях в инстанциях России, о том, как тяжело бывает добиться какой-либо справедливости.
- Социальные различия. В «Мертвых душах» ставится проблема социальных различий и неравенства в обществе. Эта тема присутствует весьма актуальной и в наши дни, можно увидеть многие проявления несправедливости по отношению к определенным слоям населения.
В заключение можно сделать вывод, что произведение «Мертвые души» Николая Гоголя остается актуальным до сегодняшнего дня, в нем слишком много проблем и тем, которые до сих пор не нашли своего разрешения и могут быть негативно проявлены в современной жизни.
Актуальность произведения «Мертвые души»
«Мертвые души» — это роман, написанный Николаем Гоголем в первой половине XIX века. Он стал настоящим шедевром русской литературы и актуальным произведением до сих пор. Почему?
-
Социальная актуальность
Роман Н.В.Гоголя «Мертвые души» содержит в себе яркий отражение социальной жизни России XIX века. Герой произведения, Чичиков, активно занимается покупкой мертвых душ, то есть людей, которые уже умерли, но остались в реестре крестьянских душ. Главный герой пытается использовать этот реестр для своих целей — построения карьеры и богатства. Тем самым показывая пороки скрытые под призрачной личиной благочестия и просвещенности.
-
Философская актуальность
В романе присутствуют многие философские идеи, которые актуальны и в нашем времени. Например, мы видим здесь тему бытия и ничто, которая оказала огромное влияние на философию XX века. Читатель может задуматься о смысле своей жизни, жизни общества, о ее смысле и направленности.
-
Литературная актуальность
Роман Гоголя является классикой русской литературы. Он входит в золотой фонд мировой литературы и учебники по всему миру. Многие писатели ссылаются на этот роман как на образец литературы, достоверности и правдивости.
Кобьясь особенным чувством юмора, Гоголь поднимал почти все противоречия русской действительности. «Мертвые души» — это настоящий шедевр не только русской, но и мировой литературы. Произведение завораживает своим ярким и остроумным юмором, даёт возможность заглянуть в прорезь времени и увидеть реалии жизни того времени через преломление гениального произведения.
Актуальность произведения Мертвые души
«Мертвые души» – одно из самых известных произведений Н.В.Гоголя, не утратившее своей актуальности и на сегодняшний день.
История создания произведения
«Мертвые души» – это эпическая поэма, написанная Н.В.Гоголем в 1842 году. В своем произведении Гоголь описывает жизнь помещиков и крестьян в России в начале 19 века. Книга была написана поэтапно: первый том был опубликован в 1842 году, а второй том вышел уже после смерти автора в 1852 году. Однако, невзирая на большие временные расстояния между публикациями первого и второго томов, «Мертвые души» всегда оставались актуальными и интересными для читателей.
Актуальность произведения
- Критика социальной системы.
- Описание бюрократической машины.
- Актуальность размышлений о морали и справедливости.
«Мертвые души» являются не только шедевром русской литературы, но и глубоким социальным и философским исследованием недостатков русской жизни начала 19 века. Гоголь описывает судьбы различных личностей, живущих в условиях несправедливости и неэффективной бюрократической машины, которая оказывает негативное влияние на общество. Кроме того, автор размышляет о морали и справедливости, задается вопросом о роли людей в обществе и отношении к бедным и обделенным.
Сегодня, несмотря на то, что общество изменилось, «Мертвые души» остаются актуальными и важными для нас, так как и сегодня у нас существуют социальные проблемы и несправедливость, и книга, написанная Н.В.Гоголем, показывает нам, как важно бороться за свои права и быть честными и справедливыми.