Очень важно, начиная исследование, определить проблему какого уровня предполагается решить и в какой круг иных проблем она входит. Тем самым будет возможность определить методологию и методику исследования.
К узловым проблемам современной психологии труда можно отнести ниже перечисленные:
1. Индивидуальность в труде и профессии. Сюда входит изучение структуры индивидуальности и ее свойств, проявляющихся в трудовой деятельности, индивидуального стиля деятельности . Это изучение носит методологический характер.(Например, при необходимости работать в повышенном темпе человек с подвижным типом нервной системы может решать задачи на основеспособности легко ускорять действия — и переходить от одного состояния к другому, а человек инертного типа может опираться на свою предусмотрительность, внимание — , систематичность.)
2. Трудовая деятельность как условие для реализации потенциала индивидуальности. Сюда включается отношение к труду, удовлетворенность трудом, привлекательность труда, эффективность трудовой деятельности, психологическая готовность к труду, мотивация трудовой деятельности, потребности, как факторы повышения эффективности труда. В целом рассматривается семейство проблем, определяющих значение труда для человека.
3. Профессия как характеристика овладения человеком трудовой деятельности. Сюда входит изучение процесса формирования профессионала, профессиональных умений и навыков, стереотипов поведения, характеристика профессионализма и его духовных основ. Профессионализм рассматривается как совокупность характеристик субъекта труда, необходимых для производства им инновационных продуктов деятельности с ориентацией на общечеловеческие ценности.
4. Профессионально-значимые качества индивидуальности. Сюда относится изучение профессионально ценных особенностей психики людей, своеобразия психического склада у представителей разнотипных профессий, особенностей, познавательной, волевой, эмоциональной и коммуникативной сферы людей разных профессий. Сюда также относятся проблемы профессионального отбора и диагностики, профессиональной пригодности. Основополагающим моментом для изучения обозначенной проблематики выступает идея С.Л.Рубинштейна о том, что во всяком труде, как умственном, так и физическом, участвуют в той или иной степени все стороны личности.
5. Профессиональная направленность как программирующее и регулирующее свойство индивидуальности. Профессиональная направленность- это интегративное образование, система побуждений, определяющих избирательное отношение человека к разным аспектам мира профессий, источник активности человека в труде.
6. Профессиональное самосознание как системообразующий фактор индивидуальности в труде, создающий возможности для личностного и профессионального роста и развития индивидуальности. Сюда относится целое семейство проблем таких, как изучение самоопределения, самооценки, саморефлексии, саморегуляции, самоактуализации и самореализации в профессии, а также самовоспитания.
7. Профессиональная психологическая устойчивость как изучение психических состояний в труде. Сюда относятся изучение помехоустойчивости, надежности, стрессоустойчивости, адаптации в профессии, здоровье профессионала, а также противоположных процессов дезадаптации, профессионального выгорания и деформации. Решение данного круга проблем становится возможным через изучение ”жизнетворческого потенциала человека” (Л.В.Сохань), имеющего важное значение для преодоления и предупреждения возникновения ситуации риска в социальной и индивидуальной жизни личности.
8. Психология безопасности труда. Решается круг проблем, связанных с укреплением, поддержанием и восстановлением здоровья профессионала, с развитием его способности решать профессиональная проблемы. Рассматриваются разнообразные факторы риска здоровью и пути профилактики болезни.
9. Кривая развития человека как профессионала в процессе жизни. Сюда относится изучение периодов допрофессионального развития, профессиональной подготовки, профессиональной ориентации и профессионального консультирования, достижение оптимума профессионального развития — пики оптимальной эффективности в профессии (акмэ), профессионального долголетия, а также кризисы профессионального становления. Рассматриваются сложные механизмы приобщения человека к труду, в том числе профессиональному, с учетом психологических тенденций, характерных для разных возрастных периодов. Каждый возрастной период рассматривается как с точки зрения собственной ценности, так и с точки зрения того вклада, который период вносит в целостный процесс профессионального развития.
Между узловыми проблемами психологии труда существуют взаимосвязи, которые проявляются через пересечения частных проблем. Изучением таких взаимосвязей достигается комплексность в исследовании предмета современной психологии труда.
ПРОФЕССИОГРАФИЯ — технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека. Применяется для разработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий и практических рекомендаций по обеспечению взаимосоответствия человека и профессии. Обеспечивает постановку практической задачи и организацию ее решения в целях оптимизации и повышения эффективности профессионального труда.
Профессиография содержит комплекс методов изучения профессиональной деятельности, в том числе:
1) методы сбора эмпирических данных — изучение документации, наблюдение, опрос, изучение продуктов деятельности, методы биографический и трудовой, метод эксперимента;
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
2) методы их анализа — метод оценки экспертной, метод анализа качественного данных эмпирических, методы анализа статического;
3) методы психологической интерпретаций — анализ структурно-системный и анализ функционально-структурный.
Профессиография охватывает разные стороны конкретной профессиональной деятельности — социальные, социально-экономические, исторические, технические, технологические, правовые, гигиенические, психологические, психофизиологические, социально-психологические и пр. Объем, глубина и детальность их изучения зависят от социального заказа.
Профессиография информационная нацелена на обеспечение профессионально-ориентационной работы и содержит все названные характеристики, хотя дает их обобщенно, кратко, описательно.
Профессиография коррекционная направлена на повышение безопасности профессионального труда, она детально и аналитически описывает только те характеристики, что служат основными источниками опасного поведения человека в данной сфере.
Профессиография диагностическая обеспечивает организацию профессиональной психодиагностики и ориентирована на изучение технических, правовых, технологических, гигиенических, психологических, психофизиологических и социально-психологических характеристик труда — только на тех этапах работы, от которых в большей степени зависит конечный результат и где требуются самые высокие показатели скорости, точности деятельности и ответственности за выполнение задания.
Профессиография формирующая используется в процессе профессионального обучения и охватывает социально-экономические, исторические и правовые характеристики профессии в общих чертах — с детальной аналитической проработкой технических и технологических сторон конкретной профессиональной деятельности.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОФЕССИОВЕДЕНИЕ
Психологическое профессиоведение (психология профессий) — направление психологии труда, в котором разрабатываются теоретико-методологические подходы, принципы и технологии, методы изучения конкретных профессий, а также проводятся исследования по их классификации.
В психологии труда и психологическом профессиоведении используются следующие термины:
§ «труд» (work) — общественно-необходимая деятельность человека, требующая усилий в достижении определенных целей, результатов;
§ «работа» (job) или обязанности работника, вид конкретной трудовой деятельности объединяет группы сходных постов, должностей. Виды работ могут быть групповыми или индивидуальными (субъект труда — один человек или команда, группа);
§ «задача», «задание» (task) — единица труда, которая предполагает выполнение трудовых действий;
§ «трудовой пост», «должность» в организации (position); трудовых постов в организации столько, сколько в ней работает людей, если все должности заняты; должность может быть и вакантной;
§ «профессия» — область общественного разделения труда, в которой создаются определенные продукты, имеющие потребительную стоимость; сам процесс трудовой деятельности, его своеобразие; требуемая профессиональная квалификация и уровень компетентности работников; осознание человеком своей принадлежности к профессиональному сообществу (профессиональная идентичность). Используются и другие термины, например «специальность» (как разновидность профессиональной образовательной программы в учебном заведении). В англоязычных странах применяются такие термины: «occupation» — профессия, занятие, как группа сходных видов работ в разных учреждениях; «vocation» — профессия — главное дело жизни, призвание; «career» — карьера, понимаемая как последовательность постов, работ, профессий, которые человек занимает в течение жизни, характеристика общей схемы трудовой жизни;
§ «профессиональная роль» (role) — специфические обязанности работника, его типичные функции, а также воспринимаемые обязанности человека в организации (со стороны самого работника и других людей).
Изучение профессий может проводиться как исследование конкретных видов профессиональной деятельности либо с точки зрения профессионального развития, карьеры. Рассмотрим далее проблемы психологического изучения конкретных видов профессионального труда. Решение любой практической задачи в области психологии труда основывается на понимании особенностей конкретной профессиональной ситуации, содержания выполняемой человеком трудовой деятельности.
Метод профессиографии
Описание профессиональной деятельности является первым и важнейшим этапом любого исследования в психологии труда, оно основывается на всестороннем ее изучении и определенной систематизации данных. Такой комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессий в целях установления особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией) и ее функционального обеспечения получил название профессиографии. Основным результатом профессиографии как метода является составление профессиограммы. Конкретная профессиограмма разрабатывается по определенной схеме и для решения определенных задач. В процессе разработки профессиограммы на основе описательно-технологических характеристик профессии по определенной схеме выделяются профессионально важные качества (ПВК) для данной профессии.
Важной частью профессиограммы является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности (ПВК) или препятствующих успешному ее выполнению (антиПВК). Содержание и объем психограммы зависят от цели изучения профессии. В качестве таковой могут выступать профессиональный отбор, профессиональная подготовка, рационализация труда и отдыха, профессиональная ориентация.
Различают следующие виды психограмм (В.Е. Орел).
1. Психограмма, составленная для целей профотбора, включает две группы требований:
а) требования, которые определяют некомпенсируемые и необходимые ПВК и должны предъявляться к любому среднему работнику;
б) желательные требования, определяющие возможность достижения высокого уровня профессионального мастерства. Кроме того, психограмма такого рода должна содержать перечень психологических противопоказаний, т.е. тех характеристик личности, которые определяют неспособность к данной профессии.
2. В противоположность указанному типу психограмма в целях рационализации производственного обучения предполагает акцентирование внимания на тех ПВК, которые поддаются значительному развитию в процессе упражнений по мере овладения профессией. Особую роль приобретает сравнительный анализ деятельности опытного специалиста и динамики формирования молодого работника. Такой анализ предполагает выделение и сопоставление психологических структур, показывающих степень соответствия процесса формирования молодого работника тем требованиям, которые предъявляются к профессионалам с большим опытом работы.
3. Специфика психограммы в целях оптимизации режимов труда и отдыха заключается в обнаружении наиболее лабильных психических функций, динамика которых служит индикатором слабых мест в организации труда.
4. Наиболее широкой по своему содержанию является профессиограмма (психограмма) в целях профориентации молодежи, поскольку она предполагает наличие самых разнообразных знаний о профессии. В состав данного вида профессиограммы рекомендуется включать две взаимодополняющие и взаимосвязанные части: основную, предназначенную для молодежи, и дополнительную, рассчитанную на педагогов, мастеров производственного обучения и т.п.
На основе целей и задач, для решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий, Е.М. Иванова выделяет следующие типы профессиограмм:
а) информационные профессиограммы, предназначенные для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес;
б) ориентировочно-диагностические профессиограммы, которые служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и составляются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми образцами организации трудовой деятельности;
в) конструктивные профессиограммы, которые служат для совершенствования эргатической системы на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала;
г) методические профессиограммы, предназначенные для подбора адекватных методов исследования эргатической системы, т.е. направленные на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы;
д) диагностические профессиограммы, целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и «бюрократическом» уровнях, а затем все это переводится на язык, необходимый для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики).
*Содержание и структура профессиограмм. А.К. Маркова анализирует и выделяет следующие основные подходы к содержанию и структуре профессиограмм.
+Комплексная профессиограмма (К.К. Платонов, Ю.В. Котелова и др.) учитывает широкий круг характеристик (социальных, технических, экономических, медико-гигиенических и др.), а также указывает предмет, цели, способ, критерии оценки результатов и т.п.
Комплексный анализ описания профессии включает производственную характеристику профессии и ее специальностей; оценку экономического значения профессии; социально-психологическую характеристику профессии (престиж в обществе, особенности межличностного взаимодействия); определение объема знаний, умений и навыков, необходимых для успешного профессионального труда, особенно тех, которые определяют профессиональное мастерство, сроки подготовки и перспективы продвижения; санитарно-гигиеническую характеристику условий труда с акцентированием внимания на «профессиональных вредностях»; составление перечня требований, предъявляемых к состоянию здоровья работника и медицинских противопоказаний к данной профессии; формулировку требований, предъявляемых к психологическим характеристикам человека, и выделение профессионально важных качеств (ПВК) (В.Е. Орел).
+Аналитическая профессиограмма (Е.М. Иванова) раскрывает не отдельные характеристики компонентов профессии, а обобщенные нормативные показатели профессии и показатели психологической структуры профессиональной деятельности. При этом специально анализируются объективные характеристики труда и его психологическая характеристика, что в итоге и позволяет выделять ПВК, соответствующие данным задачам.
Аналитическое профессиографирование включает в себя два основных этапа: анализ операционально-технологической структуры труда и анализ собственно психологической структуры деятельности субъекта труда. Психолог должен сначала изучить данную профессиональную деятельность на основе анализа существующей нормативной документации (на «бюрократическом» и «технологическом» языках), а затем все это перевести на язык психологии, что и позволяет ему выделить на основе психологических характеристик действий сами ПВК.
+Психологически ориентированная профессиограмма (Е.И. Гарбер), где выделяются:
а) описание внешней картины труда, трудовое поведение (фотография рабочего дня, хронометраж рабочего времени при выполнении конкретных заданий, временная динамика производственной активности, типичные ошибки и др.);
б) внутренняя картина труда (типичные реакции личности на определенные профессиональные ситуации, интегральные образования личности работника (способности, структуры научения и опыт, психические состояния), интеллектуальные и эмоциональные процессы, эмоции, воля, внимание, память, психомоторика).
+Модульный подход в профессиографировании (В.Е. Гаврилов). Психологический модуль представляет собой «типовой элемент профессиональной деятельности, присущий ряду профессий и выделяемый на основе общности требований к человеку». Структура модуля состоит из следующих элементов:
- объективные характеристики типового элемента (например, для рабочего – измерение объектов без помощи инструментов и приборов – это левая часть модуля);
- психологические характеристики требований к человеку, предъявляемые этим элементом (например, для рабочего – объемный и линейный глазомер, точность – это правая часть модуля).
Каждая профессия состоит из нескольких модулей. Число возможных модулей меньше, чем число всех профессий, поэтому целесообразнее (и экономичнее) изучать эти модули и уже из них составлять описание самих профессий.
Развивая идеи модульного подхода, А.К. Маркова предлагает свой оригинальный задачно-личностный модульный подход к профессиографированию. Общая схема задачно-личностного профессиографирования предполагает анализ профессии на основе выделения профессиональных задач. Модуль профессии понимается в данном случае как «совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности». В состав модуля входят, таким образом, «соединение не просто отдельного нормативного трудового действия и желательного психологического качества, а сочетание определенной задачи труда и связанных с ней предмета, условий, действий, результатов (левая часть модуля) с рядом психологических качеств (правая часть модуля)». При этом целесообразно выделять:
а) приоритетные, ядерные, стержневые профессиональные задачи;
б) производные, вспомогательные задачи.
А.К. Маркова формулирует также основные требования к профессиограмме, среди которых четкое выделение предмета и результата труда (на что направлены главные усилия человека); описание целостной профессиональной деятельности (а не выделение отдельных компонентов и сторон труда); демонстрация возможных линий развития человека в данной профессии; показ возможных перспектив изменения в самой профессии; направленность профессиограммы на решение практических задач (профессиограмма как основа профотбора, профессионального обучения, рационализации труда и др.); выделение и описание различных некомпенсируемых профессиональных психологических качеств (ПВК), а также тех качеств, которые могут быть компенсированы.
Принципы профессиографирования. К.К. Платонов выделяет следующие основные принципы профессиографирования.
Принцип целенаправленности: психологическое изучение профессии должно проводиться не само по себе, а для решения исследовательских или практических задач, которые определяют уровень изучения профессий, предмет исследования и методы.
Принцип личностного подхода: следует учитывать возможные вариации индивидуального стиля деятельности и возможности компенсации одних индивидуально личностных свойств другими. В данном случае подчеркивается условность, относительность психограммы успешного профессионала как модели желательного набора ПВК.
Принцип допусков: в случае профотбора необходимо указывать не только набор ПВК и противопоказаний, но и количественные границы минимума и максимума при их измерении.
Принцип надежности: нельзя ограничиваться только благоприятными условиями труда, нужно выявить, описать и учесть также редкие, экстремальные ситуации. Это особенно важно при изучении опасных профессий.
Принцип дифференциации и типизации: следует учитывать внутрипрофессиональные различия, а также объединять в группы сходные по каким-либо параметрам профессии.
Принцип перспективности и реальности: рекомендуется учитывать тенденции развития профессии, рассматривать профессии в культурно-исторической перспективе.
К указанным выше принципам О.Г. Носкова добавляет еще несколько.
Этический принцип: важно придерживаться равного уважения к представителям разных профессий, не допускать обесценивания каких-то видов труда ради рекламы какой-либо профессии.
Принцип конкретности: для анализа профессии недостаточно простого перечисления задач, выполняемых работником, важно выяснить также степень значимости этих задач, частоту их встречаемости, распределение во времени, последовательность; эти характеристики могут быть установлены лишь при изучении конкретных трудовых постов в организациях (эргатических системах) и постепенном обобщении частных видов труда в группы по специальностям и профессиям (Е.А. Климов).
Принцип целостности: профессиональная деятельность человека должна рассматриваться как целостная система, а не как механическая сумма элементарных действий, операций.
Принцип системной детерминации: следует учитывать зависимость изучаемой профессиональной деятельности от особенностей организации, в которой трудится субъект труда.
Принцип деятельностного опосредования: своеобразие предметного и функционального содержания трудовой деятельности определяет специфику содержания сознания, опыта субъекта труда, профессиональные особенности его психических процессов.
Схемы профессиографирования. При составлении профессиограмм для сбора эмпирических данных применяются следующие методы: изучение документации по данной профессии;
o наблюдение за работой специалистов;
o опрос специалистов (экспертный метод);
o изучение продуктов (результатов) данного труда, анализ ошибок;
o трудовой метод;
o метод искусственной деавтоматизации: исследование не столько сформированных автоматизированных навыков работника, сколько самой трудовой деятельности, которую осваивает обучающийся рабочий;
o биографический метод, позволяющий исследовать профессиональный путь работника на основании его опроса и изучения документации;
o метод эксперимента, где сам эксперимент понимается как исследование влияния на трудовой процесс естественных или специально организованных факторов;
o метод моделирования трудового процесса, позволяющий выделять и анализировать наиболее существенные характеристики данного труда.
Можно выделить и различные конкретные схемы профессиографирования. Так, Е.М. Иванова определяет две основные составляющие профессиограммы: субъект и объект труда.
Субъект труда предполагает выделение и описание следующих характеристик:
а) объективные характеристики субъекта труда (здоровье, стаж, образование, успешность работы);
б) социальная когнитивно-мотивационная структура (информированность о социальной значимости профессии, о своей роли в обществе, осознание себя членом профессиональной среды, отношение к своей профессиональной деятельности);
в) профессиональная когнитивно-мотивационная структура (знание о трудовом процессе в целом; знание предмета, целей, условий и задач трудового процесса; личностное отношение к труду как к процессу и результату);
г) психологическая структура конкретной деятельности (выделение цели, способность выполнять действия и операции);
д) эмоционально-волевая структура субъекта труда (индивидуальный стиль деятельности, функциональное состояние субъекта труда).
Объект труда:
а) история и перспективы развития данного трудового процесса (научно-технический и социально-экономический прогресс);
б) социальная структура и направленность объекта труда (социальная направленность, социально-технические и социально-экономические характеристики объекта труда);
в) сама структура трудового процесса, позволяющая выделить предмет труда, средства труда, трудовую задачу; структуру условий труда: микроклимат и гигиенические условия; социально-психологические условия; организацию труда;
г) операционально-техническая структура труда (операционально-технологические действия; правила исполнения трудовых действий).
Е.С. Романова и Г.А. Суворова предложили ориентировочную схему экспресс-изучения профессии:
- технико-экономическое описание (технология, оборудование, нормы, оплата труда);
- организация и условия труда (социальные и физические условия, освещенность, температура, влажность, профессиональные вредности, режим труда);
- документация по текучести кадров, сбоям в работе и т.п.;
- подробное описание самой трудовой деятельности (основные операции и действия);
- психофизиологическая характеристика трудовой деятельности (характеристика ПВК).
Эти пять типов профессий разделяют по признаку целей на три класса:
1. Гностические профессии (Г)
Примеры:
§ в типе «человек — природа» — контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая;
§ в типе «человек — техника» — пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники;
§ в типе «человек — человек» — судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог;
§ в типе «человек — знаковая система» — корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор;
§ в типе «человек — художественный образ» — искусствовед, музыковед, театровед.
2. Преобразующие профессии (П)
Примеры:
§ в типе «человек — природа» — мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер;
§ в типе «человек — техника» — слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана;
§ в типе «человек — человек» — учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, экскурсовод;
§ в типе «человек — знаковая система» — чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер;
§ в типе «человек — художественный образ» — цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.
3. Изыскательские профессии (И)
Примеры:
§ в типе «человек — природа» — летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь;
§ в типе «человек — техника» — раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор;
§ в типе «человек — человек» — воспитатель, организатор производства, организатор торговли;
§ в типе «человек — знаковая система» — программист, математик;
§ в типе «человек — художественный образ» — художник по проектированию интерьера, композитор.
По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела:
1. Профессии ручного труда (Р)
Примеры:
- в классе гностических профессий — лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант;
- в классе преобразующих профессий — ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец;
- в классе изыскательских профессий ручные средства могут быть, по-видимому, только вспомогательными, как, например, карандаш и бумага в руках конструктора.
2. Профессии машинно-ручного труда (М)
Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.
3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А)
Оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.
4. Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф)
Здесь имеются в виду психологические средства труда — разного рода мысленные эталоны (например, у акробата — мысленный образец последовательности действий, у дирижера — образные эталоны и т.д.).
По условиям труда Е.А. Климов делит профессии на четыре группы:
1. Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным» (б):лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ.
2. Работа, связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (о):агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор госавтоинспекции.
3. Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п. (н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный.
4. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности (м): воспитатель детского сада, учитель, следователь.
Выделенные четыре группы являются не взаимоисключающими, но частично совпадающими. Они приведены просто как возможное средство различения профессий по тем признакам, которые человек сочтет для себя важными.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
метки: Метод, Процесс, Психология, Трудовой, Психологический, Технический, Производственный, Профессиональный
Предмет и задачи психологии труда
Цели:
Знать:
— историю возникновения и развития психологических представлений о труде;
— понятие, предмет и методы психологии труда;
— основные психологические признаки труда и профессии;
Уметь:
самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
Психология и труд
В современном обществе возрастает роль психологических знаний о трудовой деятельности человека в связи с особенностями социально-экономического и технического развития всех сфер и форм нашей жизни, увеличением сложности, ответственности и опасности многих видов труда, повышением требований к уровню функциональных резервов человека при выполнении профессиональных задач.
Знания психологических закономерностей трудовой деятельности, возможностей и ограничений человека в реализации трудовых задач, законов взаимной адаптации человека и орудий труда являются целью и предметом научно-практической дисциплины «психология труда».
Психология труда, являясь отраслью психологической науки, изучает психологические особенности различных видов трудовой деятельности в их зависимости от общественно-исторических и конкретных производственных условий, от орудий труда, методов обучения труда и от психологических качеств личности трудящегося.
Психология труда — это отрасль психологической науки, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда.
Основными задачами психологии труда являются изучение и разработка практических рекомендаций по следующим проблемам:
1) психологические особенности конкретных видов профессиональной деятельности (ее средств, содержания, условий и организации, анализ ошибок, классификация профессий и т. д.);
2) влияние индивидуально-психологических особенностей человека на эффективность, надежность, безопасность труда;
3) психологические закономерности формирования профессиональной пригодности человека (профориентация, профотбор, профподготовка, адаптация к труду);
8 стр., 3617 слов
Психологические особенности старых людей. Психологические задачи …
… самосознания старого человека. 5. Определить психологические задачи развития в поздней взрослости. 1. Взаимосвязь психологического и физического старения 1.1Физиологическое обоснование ухудшения памяти В психологии нет чё … обучение пожилых лиц новым навыкам, требует более строгой внешней организации профессиональной деятельности (например, использование записных книжек, расписаний и т.д.). В то же …
4) функциональные состояния субъекта труда (утомление, эмоциональное напряжение, стресс, монотония и др.) и методы их диагностики, профилактики и коррекции;
5) психологические закономерности взаимодействия человека и техники;
6) инженерно-психологическое обеспечение (проектирование, оценка) процесса создания и эксплуатации новой техники и т. д.
Психология труда занимается не только изучением и обоснованием путей, методов и средств совершенствования деятельности, но также исследованием фундаментальных явлений психики человека (формирование субъекта труда, механизмы регуляции состояний, роль личностных особенностей в трудовом поведении, формирование профессиональных способностей и т. д.).
Взаимоотношение психологии и труда как социально-экономического процесса преобразования окружающего мира строятся на основе ряда принципиальных положений о сущности психологии труда:
— она направлена не только на облегчение труда человека, но и стремится сделать его более продуктивным, созидательным, безопасным, приносящим удовлетворение и материальный достаток;
— она стремится приспособить труд к человеку и человека к труду (идея господства человека над природой, техникой, другими людьми спорна, а иногда и абсурдна);
— она отражает существенную изменчивость и значительные индивидуальные различия состояния психики, свойственные разным людям в трудовой деятельности.
Предметом психологии труда является психологическая сущность трудовой деятельности, особенности личности трудящегося (как ее профессиональные способности) и ее взаимодействие с производственной средой.
Психологическая сущность трудовой деятельности заключается в тех требованиях к психическим свойствам, состояниям и процессам, которые предъявляет к трудящемуся его профессия. Различные виды производственной деятельности (профессии и специальности) требуют для ее успешного осуществления различные особенности личности рабочего: его направленности, опыта, характера, способностей, психических состояний, внимательности, восприятий, памяти, мышления, эмоциональности, волевых усилий и психомоторики,— которые и определяют способности к этой деятельности.
Основные проблемы психологии труда.
Психические свойства, состояния и особенности психических процессов у трудящихся различны, а их производственная деятельность требует определенных качеств. Возникает противоречие между требованиями производства к трудящемуся и его возможностями их удовлетворения. Отсюда появляется необходимость отбора лиц, у которых либо уже есть природные, либо могут быть развиты в процессе профессионального обучения и практической деятельности требующиеся для осваиваемого вида труда личные качества работника, и вместе с этим приспособления процесса труда, технологии и технических средств производства к общим психическим свойствам человека. Снятие противоречий между требованиями производства к трудящемуся и его возможностями их удовлетворения — первая основная проблема психологии труда, над решением которой работают не только специалисты-психологи, но и инженеры, техники, рабочие-новаторы и педагоги профессионально-технического образования.
4 стр., 1980 слов
Технологии социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста
… обобщения данных различных отраслей знания. Культурологические аспекты деятельности людей «третьего возраста» отражены в исследованиях отечественных … исследования в области философии, истории, социологии, психологии, медицины и др. В современном обществе, ориентированном … трудах Ю.П. Азарова, Г.М. Бирженюка, Л.С. Жарковой, А.П. Маркова, В.М. Чижикова, Н.В. Шарковской и др. Проблемы досуга людей …
Решение этой проблемы усложняется тем, что требования зависят от технических средств и технологии производства, которые не остаются постоянными, а претерпевают существенные преобразования, изменяя вместе с тем и требования к психике рабочих, которая тоже меняется по мере повышения образования, опыта и в результате изменений отношений личности.
Производственная среда, с которой взаимодействует рабочий, это прежде всего совместно с ним работающие люди, находящиеся в одном с ним производственном звене, бригаде и общем производственном коллективе. Коллектив предъявляет к каждому своему члену определенные требования, которые должны постоянно удовлетворяться каждой личностью. Из взаимоотношений коллектива и личности возникает вторая важная проблема психологии труда, проблема оптимальных межличностных отношений в процессе производства и создания благоприятного социального психологического климата на предприятии.
Внешняя среда — это материальные и эстетические условия труда и технические средства производства, с которыми рабочий постоянно взаимодействует. Температурные условия работы, освещенность и окраска материальных предметов непосредственно воздействуют на его психическое состояние и течение психических процессов, положительно или отрицательно влияя на его дееспособность, а следовательно, и на производительность труда. Технические средства производства, которыми он управляет, влияют на его психику своей сложностью, трудоемкостью, подвижностью, исправностью или неисправностью, удобствами или неудобствами управления ими и даже внешним видом. Но это взаимодействие влияний технических средств зависит и от того, в каком состоянии рабочий их содержит и как управляет ими. Приведение внешней среды в оптимальное состояние, обеспечивающее наиболее высокую дееспособность рабочего, — третья из главнейших проблем психологии труда.
Дееспособность труженика зависит также от физической, умственной и нервной нагрузки на него, обусловленной характером его работы: темпом, ритмом, чередованием труда и отдыха и взаимодействием с совместно выполняющими технологические процессы членами трудового коллектива. Все это обеспечивается системой организации производственного труда. Психологическое обоснование организации трудовых процессов с целью обеспечения высокой дееспособности тружеников и повышения их производительности труда — четвертая из важнейших проблем психологии труда.
В решении своих проблем психология труда использует закономерности общей психологии для повышения качества и облегчения трудовой деятельности и для успешного профессионального обучения и воспитания трудящихся, лучшего обеспечения выбора и освоения ими профессии. Вместе с тем психология труда открывает свои специфические закономерности и разрабатывает принципы изучения и использования психических явлений в труде и формирования личности рабочего, обогащая тем самым общую психологическую науку. Тесно связана психология труда и с социальной психологией, самостоятельной отраслью которой она является.
За время своего развития психология труда накопила много психологических знаний о труде, приведя их в стройную систему. Продуманное их использование в трудовых процессах дает большой эффект в повышении дееспособности тружеников и производительности их труда, поэтому в современных условиях психология труда стала не только наукой, накапливающей и систематизирующей психологические знания о труде, но и одной из производительных сил.
15 стр., 7240 слов
Психология управленческого воздействия в деятельности руководителя
… и феномены: личность, общности, их образ жизни и деятельность, с целью качественного и полного решения задач организации); способы воздействия (традиционно выделяют четыре основных: … Сущность управленческого воздействия руководителя Теоретические основы психологии воздействия. Психология воздействия — одно из базовых направлений современной психологии управления, что объясняется прямым выходом …
Задачи психологи труда
1. Рассмотренные в предыдущем параграфе предмет и основные проблемы психологии труда предопределяют стоящие сейчас перед ней задачи. Если ее первоочередная проблема — снятие противоречий между требованиями профессии к психике трудящегося и его психологическими возможностями, то совершенно очевидно, что прежде всего надо изучать эти требования путем психологического анализа трудовых процессов той или иной профессии, а затем — в чем соответствуют, а в чем не соответствуют требованиям производства психологические качества тех, кто должен работать или уже работает по этой профессии.
Из этого следует, что первоочередная задача психологии труда — психологическое изучение и описание профессии с целью профессиональной ориентации, консультации, профессионального отбора молодежи и формирования у учащихся профтехучилищ профессиональных способностей и призвания. Эта задача решается одним из разделов психологии труда — психологической профессиографией, разрабатываемой не только психологами, но и педагогами-практиками и являющейся частью синтетической науки — профессиологии.
2. Вторая задача — изучение способностей людей, которые намереваются работать по той или иной профессии или уже работают, но еще не вполне овладели ею, или же мастеров своего дела, обладающих высокоразвитыми профессиональными способностями, для изучения сущности последних. Не овладевшие профессией изучаются для того, чтобы определить соответствие их способностей требованиям производства и изыскать меры по развитию недостаточно развитых для данного вида деятельности способностей или переключения того или иного человека на другую профессию, к которой он более способен. Эта вторая задача решается трудовой экспертизой (в частности, профессиональной консультацией) на основании педагогических, психологических и производственных характеристик, а при необходимости и обследованиями специалистами — психологами и врачами.
3. Профессиональные способности формируются в процессе профессионального обучения и практической производственной деятельности по осваиваемой профессии. Освоение профессии и развитие профессиональных способностей невозможно без успешного формирования необходимых знаний, навыков и умений. Значит, третья задача психологии труда — психологическое изучение процесса формирования профессиональных знаний, навыков, умений с целью выявления психологических закономерностей этих процессов, использование которых может помочь в усовершенствовании методики учебной и воспитательной работы по подготовке квалифицированных рабочих осваиваемой профессии. Эта задача психологии труда решается главным образом преподавателями и мастерами профессионально-технического обучения при консультации и руководстве со стороны методистов и психологов.
4. Недостаточные способности к той или иной профессии и степень развития других, выявляемых в процессе учебной или практической деятельности по этой профессии, путем анализа взаимодействия оператора и машины, правильности и ошибочности его действий, а также профилактики брака и аварий, требуют устранения последних и развития способностей. Отсюда вытекает четвертая задача психологии труда — обеспечение безопасности труда посредством изучения ошибочных действий и поиска путей их профилактики и устранения. Профилактика и устранение ошибочных действий имеет большое значение в усовершенствовании методики профессионального обучения, а также в предупреждении брака, травм и аварий в производственной деятельности. Анализ ошибочных действий осуществляется инженерами-производственниками, рабочими-наставниками, преподавателями технических предметов и мастерами производственного обучения под руководством психологов.
11 стр., 5410 слов
Психология, введение в профессию
… зарубежных исследователей в области профессионального самоопределении, психологии труда и роли профконсультанта, чьи взгляды … и смысл такой методики). Собственно методическая деятельность, по мнению Г.П.Щедровицкого, начинается тогда, … (см. Михайлов. 1975: Укке. 1972). Выбор профессии Д.Сьюпер рассматривает как событие, но сам … является до сих пор нерешенной задачей и поэтому обращение к данной …
5. Успешность формирования профессиональных способностей, а следовательно, и повышение качества производственных действий во многом зависят от психических состояний учащихся профессиональных учебных заведений и молодых, еще недостаточно опытных рабочих. Поэтому пятая задача психологии труда — изучение их психических состояний и настроений в процессе учебной и производственной деятельности с целью разработки наиболее рациональных методов управления психическим состоянием. В решении этой задачи основная роль принадлежит тем, кто непосредственно руководит учебной и производственной работой изучаемых.
6. Психические состояния и общее настроение совместно обучающихся или работающих на производстве в значительной мере определяются их межличностными отношениями и социально-психологическим климатом в коллективе или группе. Отсюда возникает шестая задача психологии труда — изучение межличностных отношений и социально-психологического климата в процессе учебной и производственной деятельности с целью выработки мероприятий по усилению благотворного его влияния на повышение дееспособности и производительности труда.
7. Дееспособность трудящихся также зависит от режима труда, обусловленного его организацией, обеспечивающей темп и ритм работы, чередование труда и отдыха, физической, умственной и нервной нагрузки. Поэтому седьмая задача психологии труда — изыскание мер профилактики и снятия усталости и утомления с целью сохранения дееспособности на достаточно высоком уровне и повышения производительности труда. Эта задача также решается не только психологами и врачами, но и организаторами производственной деятельности трудящихся, а также руководителями и педагогами профессиональных учебных заведений.
В современных условиях производительность труда зависит главным образом от технических средств производства, от их мощности, быстродействия, надежности, безопасности, от удобств управления ими в эксплуатации. Современные технические средства производства уже настолько сложны и продолжают еще более усложняться, что управляющему ими оператору становится все труднее и дольше овладевать ими. Поэтому появилась настоятельная необходимость приспосабливать технические средства производства к общим психическим свойствам оператора. Из этих обстоятельств возникла восьмая задача психологии труда — гуманизация технических средств производства, решаемая недавно возникшим, но уже быстро развивающимся разделом психологии труда — инженерной психологией. Свои специфические задачи инженерная психология решает силами инженеров-конструкторов и производственников совместно с психологами.
Разумеется, это лишь общие задачи, относящиеся ко всем профессиям сфер материального производства и обслуживания. Применительно к отдельным профессиям они, конечно, решаются своеобразно, с учетом их специфики и, кроме того, более конкретно и детализированно. А поскольку различных профессий большое количество и они недолговечны, одни отмирают, другие возникают совершенно иными, постольку решение общих и частных задач психологии труда чрезвычайно усложняется. Одним лишь психологам своевременно решать их уже невозможно. Поэтому важнейшей, девятой задачей психологии труда стало распространение накопленных ею знаний среди инженерно-технических и инженерно-педагогических работников, наставников и мастеров -производства, а также преподавателей технических предметов и мастеров производственного обучения, с тем чтобы они, в совершенстве зная сущность своих профессий и вооружившись знаниями психологии труда, конкретизировали бы эти общие задачи применительно к своим профессиям и специальностям, подчиняя их задачам своей педагогической работы.
7 стр., 3432 слов
Творческий труд как личностно-образующее взаимодействие взрослых …
… односторонняя зависимость учения от игры, а труда — от учения» (там же). Как видим, на протяжении всей истории отечественной психологии теория ведущей деятельности переосмысливается (в частности в работах … что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В содержании игры выражено более или …
4. Система отраслей психологии труда
Проблемы, стоящие перед психологией труда, решаемые ею общие и частные вопросы и уже накопленный научный материал систематизирован в несколько ее отраслей. Более того, есть все основания считать, что эта система необходима и достаточна, чтобы в нее укладывались все отдельные вопросы, которые будут решаться психологией труда в будущее, обозримое время:
I. Методология психологии труда.
II. Психологическая профессиография.
III. История психологии труда (опыт ее прошлого, когда психология труда была подменена некритически заимствованной из-за рубежа психотехникой, к тому же претендовавшей на роль самостоятельной науки, содержит не только много ценного, но и много ошибок, имеющих тенденцию повторения).
А. Подсистема форм приспособления личности к видам труда:
IV. Психологическая рационализация подбора кадров:
1. Профессиональная ориентация:
а) профессиональное просвещение (профессиональное обучение, воспитание и пропаганда);
б) профессиональная консультация;
в) профессиональная адаптация.
2. Психологический профессиональный отбор.
3. Психологический профессиональный подбор.
4. Изучение роли личного фактора в несчастных случаях и браке (ретроспективная трудовая экспертиза).
V. Психологическая рационализация профессионального образования:
1. Психология трудового воспитания.
2. Психология трудового обучения.
3. Психология тренировок и тренажеров.
4. Психологическая подготовка и мобилизация к различным видам труда.
Б. Подсистема форм приспособления труда к требованиям личности:
VI. Психология организации труда:
1. Рационализация рабочего места и производственных межфункциональных связей.
12 стр., 5899 слов
1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических …
… сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека Структура деятельности: действия, операция, психофизиологические … психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология — естественная наука, активно использующая экспериментальные методы для проверки гипотез. С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии …
2. Режим труда и отдыха.
3. Профилактика усталости.
4 Борьба с монотонией.
5. Управление межличностными отношениями и социально-психологическим климатом.
VII Инженерная психология (психологическая гуманизация техники):
1 Приспособление орудий труда и техники к личности.
2. Психологические проблемы технической эстетики (психология эстетизации техники и производственной среды).
5. Методы психологии труда
Психология труда пользуется основными методами общей психологии (см. выше тему «Методы психологии»), но из-за специфичности психической деятельности человека в процессе труда имеет свои методы, а также широко использует некоторые методы других наук.
Методы психологии труда в зависмости от того, для каких целей применяются и в чьих руках находятся, могут быть четырех видов:
1) методы специальных научных исследований, выполняемых квалифицированными психологами научно-исследовательских институтов;
2) методы психологии, используемые преподавателями профессионально-технических учебных заведений и мастерами производственного обучения и наставниками на производстве самостоятельно или вместе с сотрудниками научно-исследовательских институтов для усовершенствования методики учебно-воспитательной работы с учащимися;
3) методы научно-практических работ, осуществляемые инженерами-производственниками и квалифицированными рабочими, новаторами производства в целях повышения производительности труда;
4) ряд методов, применявшихся вначале только для исследовательских работ, но постепенно переходящих в процесс проведения испытательных работ. Испытания, применяемые при решении практических задач психологии труда, в том числе и при определении способностей человека и нормировании труда, должны иметь строго научное обоснование и соответствовать природе изучаемых психических явлений.
Одна из важнейших задач психологии труда в современных условиях научно-технического прогресса — вооружить своими методами психологических исследований инженеров-педагогов, мастеров производственного обучения, инженеров-производственников и рабочих-новаторов с тем, чтобы они, широко пользуясь этими методами, совершенствовали производственное и педагогическое мастерство, обогащая в то же время своими исследованиями, и опытом психологию труда. Существует ряд основных требований к практическому применению методов психологии труда. Прежде всего они должны соответствовать теории, их породившей, задаче, решаемой с их помощью, и условиям, в которых эта задача решается. Принцип объективности изучения требует не ограничиваться поверхностными проявлениями изучаемых явлений и своими мнениями о них, а находить закономерности, управляющие ими, обосновывать выводы зарегистрированными фактами, доступными проверке другими людьми.
4 стр., 1886 слов
Роль безопасных условий труда в повышении качества трудовой жизни
… психологии, что обеспечивает наиболее эффективный трудовой процесс, уменьшает утомляемость и предотвращает опасность возникновения профессиональных заболеваний. Оптимальная поза человека в процессе трудовой деятельности обеспечивает высокую работоспособность и производительность труда, … в процессе трудовой деятельности труд делится на физический и умственный. Физический труд характеризуется …
Каждая трудовая деятельность, как и каждая личность рабочего, имеет свою психологическую структуру, раскрываемую при ее изучении разными методами. Не вся психологическая структура конкретной трудовой деятельности или личности равнозначна: отдельные ее профессионально значимые компоненты весьма существенно влияют на конечный эффект деятельности, другие могут совсем не влиять; одни ее компоненты оказываются устойчивыми в неблагоприятных условиях, другие — чрезвычайно ранимыми. При изучении психологической структуры трудовой деятельности особое внимание необходимо уделять как профессионально значимым, так и легко ранимым компонентам их структуры.
Принцип единства личности и деятельности требует при изучении трудовой деятельности учитывать особенности личности, при этом профессионально важные ее свойства следует изучать не в одном, а в разных видах деятельности. Личность рабочего и трудовую деятельность — исследовать в их развитии и изменении под влиянием благоприятных и неблагоприятных внешних факторов. Если же изучение проводится однократно, то оно должно рассматриваться только в качестве «среза».
Применение метода всегда должно соответствовать принципу целенаправленности, т. е. исследователю должно быть ясно, какие именно практические или теоретические вопросы ему нужно решить. Метод должен быть подчинен решаемой задаче, а не задача должна применяться к методу. Поскольку исследования по психологии труда, кем бы они ни проводились, имеют целью научное обоснование ответов на вопросы практики, нередко весьма эффективна такая последовательность построения исследований:
1) широкое наблюдение и массовый опрос практиков;
2) анализ собранного материала и отбор заслуживающих внимания мнений и предложений с целью определения наиболее актуальных психологических проблем;
3) разработка рабочей гипотезы и методики исследования с применением соответствующих решаемым проблемам методов.
Лучше всего, когда любая задача решается не одним, а несколькими методами, взаимно дополняющими друг друга.
Сущность некоторых методов психологии труда
Ниже раскрывается сущность некоторых методов, отнесенных в предыдущем параграфе в основном к группе методов, которые могут быть применимы педагогическим составом профтехучилища и инженерами-педагогами и наставниками на производстве.
Трудовой метод. Чтобы изучить психологическую сущность какой-либо профессии или специальности, исследователь сам включается в эту деятельность, начиная осваивать ее, обучаться или практически работать, если эта специальность ранее была освоена, но при этом анализирует свои производственные действия на основе самонаблюдения и ведя соответствующие повседневные записи их результатов. Трудовой метод особо необходим педагогам общих дисциплин и инженерам-педагогам для того, чтобы лично разобраться в изучаемой ими трудовой деятельности и по возможности приобрести хотя бы небольшой личный профессиональный опыт.
Участвующее наблюдение. Если предыдущий метод нацелен на изучение деятельности, то этот — на изучение личностей, ее выполняющих. При его применении в наиболее «чистом виде» изучаемые не знают, что служат объектами изучения, и относятся к изучающему как к одному из членов трудового коллектива. Это снимает их настороженность и позволяет cобрать более объективные данные.
4 стр., 1700 слов
СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТНИКОВ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕЙ …
… нетрадиционных форм организации труда, которые предъявляют к организму повышенные требования функционирования. Одной из новых форм трудовой деятельности является вахтово-экспедиционный метод (ВЭМ), широко применяемый … характерологических и поведенческих особенностей испытуемых в период вахты стр53 3.2 Анализ динамики социально – психологических особенностей изучаемого контингента в течение вахты, …
Объективная регистрация трудовых операций. Вся трудовая деятельность складывается из совокупности психических актов, отдельных действий, приемов и операций. Современные технические средства исследований позволяют изучать все трудовые процессы не только личным наблюдением исследователя, но и с помощью объективной регистрации изучаемых явлений. Примером такой регистрации может служить фотографирование рабочей позы или выражения лица. Последнее лучше производить так называемой скрытой камерой, незаметно для исследуемого.
Киносъемка этих же или других объектов, например, показаний контрольных приборов, наблюдаемых рабочим, направления взгляда, рабочих движений, мимики и пантомимики, если она не мешает выполнению работы, представляет собой еще лучший методический прием регистрации психических явлений. Киносъемка может быть обычной по скорости, ускоренной и, напротив, замедленной, импульсной, что позволяет анализировать трудовые операции до мельчайших подробностей и выявлять таким путем те или иные закономерности трудовых процессов.
На обычном кимографе или на тончайших осциллографах с помощью пневматических или электрических датчиков информации можно регистрировать ряд отдельных перемещений узлов станка, движений и реакций самого рабочего. Возможности объективной регистрации речи, шумов работы машин при исправном и неисправном состоянии, звуковой сигнализации и т. д. дает магнитофонная запись.
Такая объективная регистрация на станках-лабораториях, которые уже начали появляться в передовых профтехучилищах, дает возможность изучать разнообразные трудовые операции в целях усовершенствования тех или иных трудовых процессов для наиболее эффективного обучения их выполнению.
Анализ продуктов деятельности. Умельца видно по его изделиям. Они же показывают и неумельца, а также халатно относящегося к работе, допускающего небрежность, ошибки и брак. По изделиям можно отличить способного, но неумелого и совсем неспособного к данной работе. Если проанализировать количество и качество изделий в течение рабочего дня по отдельным отрезкам времени, то можно обнаружить продолжительность врабатывания, период наивысшей производительности труда и начало усталости или утомления и сделать выводы о наилучшем режиме труда. Количество изделий в единицу времени с учетом уровня квалификации показывает расторопность или медлительность, устойчивость внимания, прочность навыков, срывы в работе и многое другое.
Анализ ошибочных действий. Эффективность анализа ошибочных действий определяется законом, сформулированным так: «Закономерность, которая не нарушается, может быть скрыта, а ее нарушение способствует ее проявлению». Так в патологии лучше проявляется то, что в норме бывает скрыто. Ошибочные действия — это своего рода «патология деятельности». Ошибки в труде в зависимости от их характера, стойкости и повторяемости показывают: незнание техники выполнения неудающихся действий, отсутствие каких-то конкретных навыков и умений, неспособность правильно выполнять эти действия; в чем-то проявленную невнимательность, халатность или небрежность, плохой самоконтроль, быструю утомляемость, подавленное или стрессовое психическое состояние и т. д.
Учет повторяемости ученических ошибок позволяет определять процесс формирования навыков, умений и мастерства, а на основе этого — оценивать эффективность упражнений. Выявление и устранение причин ошибочных действий дает возможность усовершенствовать методику профессионально-технического обучения, условия и режим труда и тем самым повышать производительность и качество трудовой деятельности.
Метод искусственного изменения структуры действий. Сущность этого метода исследования заключается в том, что при выполнении определенного вида деятельности при заранее продуманной методике последовательно выключаются отдельные анализаторы и их группы; меняется поза или хватка за рычаги управления; вводятся дополнительные раздражители, отвлекающие внимание; изменяется эмоциональный фон деятельности, ее мотивы, и это позволяет оценивать роль изменяемых факторов в структуре трудовой деятельности. Этот метод важен еще и потому, что опытный рабочий, имеющий прочные навыки, в процессе деятельности в нормальных условиях работы не замечает того, как осуществляются эти автоматизированные действия, поэтому не может их анализировать и объяснять, а наблюдающий со стороны не всегда имеет возможность обнаруживать психологическую структуру изучаемых действий.
Искусственная деавтоматизация навыков позволяет вскрыть то, что незаметно работающему и наблюдающему за его действиями.
Метод моделирования трудовых процессов. Большая сложность и высокая динамичность некоторых трудовых процессов не позволяют изучать их рассмотренными методами и техническими средствами с необходимой точностью. Такие процессы моделируются, т. е. упрощаются. Из всей совокупности изучаемого трудового процесса выделяются главнейшие, определяющие успех работы, создаются упрощенные, а иногда и искусственные условия осуществления этой деятельности, и в этих смоделированных условиях изучается сложный трудовой процесс. Обычно для этого используются тренажеры, представляющие собой упрощенные макеты агрегатов или технологических установок.
Биографический метод применяется наиболее часто при изучении формирования черт личности передовиков производства, новаторов, рационализаторов, изобретателей и выдающихся мастеров своего дела. При этом устным опросом, по документам и другим сведениям исследуется жизненный путь изучаемого с точки зрения его профессиональной деятельности и ее влияния на приобретение специальных знаний, на формирование навыков, умений, мастерства, профессиональных способностей и различных черт личности. Однако при изучении биографии и связанных с ней вопросов надо пользоваться непосредственно первоисточниками, а не литературной обработкой биографии.
Для психологии труда интересен анализ биографий не только передовиков производства, но и лиц, не справляющихся с требованиями данной профессии, ушедших на другую работу, не сразу нашедших свое призвание. Это особенно важно для решения проблем профориентации, профконсультации и профотбора.
Анкетный метод — это массовый опрос, осуществляемый путем рассылки или раздачи анкет. Он является своего рода «заочной краткой беседой». Материалы, полученные с помощью анкет, проигрывают в глубине, а иногда и в достоверности отдельных ответов, но зато выигрывают в массовости. Успех анкетирования во многом зависит от того, насколько продуманы вопросы. Так, наводящие вопросы в анкете часто предопределяют характер ответов и делают их недостоверными. Нельзя ставить вопросы, которые непонятны опрашиваемым или могут быть по-разному поняты.
Психологические выводы должен делать сам опрашивающий на основании ответов на вопросы анкеты, формулировки которых соответствуют знаниям опрашиваемых. Нельзя, например, учащегося профтехучилища спрашивать: «Хороша ли у вас скорость зрительного восприятия?», — но можно выяснить это, спросив: «Всегда ли вы успеваете прочитать надпись на экране в кино?», — конечно, убедившись при этом в грамотности опрашиваемого.
Наиболее доступны такие формы анкет, которые требуют однозначных ответов, например: «да» или «нет», «нравится», «безразлично», «не нравится». Обычно такие ответы обозначаются условными знаками, определенными анкетой, которые облегчают подсчет, анализ, сравнение ответов и выводов из них посредством статистической обработки количественных материалов.
Метод хронометража — это замеры времени и последовательности труда и отдыха в течение всего рабочего дня или суток (хронофотография рабочего дня) или замеры времени выполнения отдельных движений, действий или операций (собственно хронометраж).
Возможны и замеры латентных (скрытых) периодов различных сенсомоторных и сенсоречевых реакций, включенных в изучаемую трудовую деятельность, с использованием для этого способов фиксации: кинометодов, хроноциклографии, кимографов и осциллографов, магнитофонов и соответствующих датчиков информации. Для целей психологии труда можно использовать хронометраж, получаемый в практике технического нормирования.
Регистрация физиологических функций в процессе труда позволяет проникать в явления, недоступные прямому наблюдению, в частности в эмоциональные состояния. К таким замерам физиологических функций, крайне важным для психологии труда, относятся электрокардиография и замеры частоты пульса, кровяного давления, частоты и глубины дыхания, степени зажима рычагов управления, уже используемые на станках-лабораториях.
Метод тестирования. Тест — это краткое задание, количественная и качественная оценка выполнения которого служит показателем совершенства основных в его структуре психических функций. Тесты позволяют выявлять наличие или отсутствие определенных способностей, знаний, навыков, умений, охарактеризовать некоторые качества личности и выяснить степень ее пригодности для работы по той или иной профессии. Психодиагностическая и тем более психопрогностическая ценность теста в значительной степени зависит от уровня научного эксперимента и достоверности психологического факта, который был положен в основу теста. Недостаточно научно обоснованные тесты, не опирающиеся на правильную теорию, которые иногда пытаются неумело «приспособить» (адаптировать) к этой теории, могут привести к весьма существенным ошибкам.
Необходимо различать возможно более обоснованное «применение тестов» и всегда необоснованное «тестирование», при котором психологический анализ результатов, получаемых с помощью тестов, необоснованно подменяется математическими манипуляциями числом правильных решений.
Математический метод отработки психологического материала, полученного другими методами, имея свои принципиальные подходы, во многом смыкается с методом моделирования, давая возможность создавать математические модели количественным выражением психических явлений. Он дает возможность наглядно выражать результаты изучения тех или иных психологических явлений в виде диаграмм, графиков и схем, облегчающих анализ исследуемых трудовых процессов и свойств личности.
^
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
Доктор психологических наук, профессор М.К.Тутушкина,
Кандидат психологических наук, доцент Ю.А.Афонькина
Современная психология труда характеризуется многообразием решаемых ею задач, которое определяется, во-первых, все возрастающим разнообразием видов и форм трудовой деятельности; во-вторых, динамичностью мира труда, выражающейся в трансформации привычных представлений о разных компонентах профессий; в-третьих, расширением диапазона проявлений человека в труде как индивида, личности и субъекта деятельности.
Содержанием специальности «Психология труда, инженерная психология, эргономика», в области психологических наук является исследование или проектирование процессов, характеризующих субъекта труда в соответствующих средах обитания. Труд понимается в широком смысле как производство людьми ценностей при взаимодействии с системами природы или культуры. Объектом исследования, проектирования являются факты и закономерности формирования, функционирования субъектов труда (индивидуальных, групповых) в разнообразных условиях среды.
Предмет психологии труда состоит в изучении закономерностей развития и функционирования человека как субъекта труда, т.е. психология труда ориентируется не на изучение профессиональной деятельности как таковой, а на изучение психики человека, включенного в труд. Перемещаются акценты с изучение трудовых процессов на изучение субъекта, их осуществляющего.
Изучение труда вне анализа внутренних психологических особенностей профессионала приводит к сужению предмета психологии труда. Приоритет изучения трудовой деятельности как таковой над изучением субъекта, ее производящего, лишает психологию труда собственно психологического содержания.
Поскольку « субъект труда» является составной частью понятия индивидуальности наряду с «индивидом» и «личностью».,то следует признать предметом современной психологии труда закономерности развития и проявления индивидуальности в труде, включающей индивидуально-типологические свойства, необходимые для осуществления трудовой деятельности.
Такой подход является развитием идей Б.Г.Ананьева, который рассматривал труд как сферу проявления индивидных, личностных, субъектных свойств человека.
Таким образом, на психологию труда распространяются принципы гуманистической психологии, а изучение индивидуальности вводится в новый контекст – в контекст трудовой деятельности. Тем самым не только преобразуется предмет психологии труда согласно новым подходам в современной психологии, но и обогащается научное представление об индивидуальности человека. Профессия выводится за рамки трудового процесса и рассматривается не с технологической, а с антропологической позиции. Изучение проблем психологии труда с антропологической (человекоцентрированной) позиции позволяет решить задачу, которую М.А.Дмитриева признает главной для психологии труда: это установление динамического равновесия в системе субъект труда- профессиональная среда. Собственная активность человека выступает гарантией его успешного профессионального функционирования и профессионального развития.
Приоритетными направлениями в современном психологическом изучении профессий, согласно подходам А.А.Бодалева, Д.Н.Завалишиной, Н.С.Пряжникова, следует назвать:
-самореализация и самоактуализация в профессии;
-профессия и смысл жизни;
-профессия и человеческое достоинство;
-самосовершенствование и самовоспитание в профессии.
Налицо сложная диалектическая взаимосвязь исследования личностного и профессионального развития, которая является важнейшим методологическим основанием для изучения всех проблем психологии труда.
Наряду с традиционно выделяемыми разделами психологии труда: собственно психологией труда, инженерной психологией и эргономикой (Н.С.Пряжников) необходимо расширить ее разделы, выделив организационную и экономическую психологию.
Собственно психология труда предполагает изучение , классификацию и проектирование профессий как областей приложения духовных и физических сил людей, анализ требований, предъявляемых разными видами труда к личным качествам человека, условий безопасности труда, оптимизации режимов труда и отдыха в разных профессиях и др. Главная проблема собственно психологии труда- изучение профессии и индивидуальности.
^ предполагает изучение отношений в системе человек-техника, а именно психологические проблемы конструирования, эксплуатации и производства сложных технических систем, особенности функционирования операторов и операторских групп, включенных в управление сложными автоматизированными системами, вопросы тренажерной подготовки и психологической подготовки.
^ предполагает изучение отношений в организации организационного поведения и культуры, функционирование человека в организационных системах, в процессах руководства, включая конфликтные и экстремальные ситуации.
^ предполагает изучение субъектов хозяйственных отношений, отношений между производителем и потребителем, а также экономической деятельности и поведения, психологические проблемы маркетинга, рекламы, распределения ресурсов.
Эргономика является наукой о труде, имеющей много параметров, характеризующих труд в различных аспектах, уровнях. Эргономика делает акцент на технологической стороне трудовой деятельности, например, это анализ и проектирование рабочего пространства, изучение, оценка и оптимизация трудовых процессов в разных профессиях.
Итак, пять разделов психологии труда характеризуют труд и функционирование в нем субъекта труда с разных сторон.
В современной психологии труда, исходя из понимания ее предмета, выделяются узловые проблемы, вокруг которых. группируются более частные (вторичного или даже третичного уровня). Образуется семейство проблем или гнездо, связанных между собой проблем (рис.1). Решение частной проблемы возможно путем включения ее в более общую, узловую проблему. В то же время решение частных проблем определяет возможности пути реализации узловой проблемы.
Рисунок 1.
Очень важно, начиная исследование, определить проблему какого уровня предполагается решить и в какой круг иных проблем она входит. Тем самым будет возможность определить методологию и методику исследования.
К узловым проблемам современной психологии труда можно отнести ниже перечисленные:
- ^ . Сюда входит изучение структуры индивидуальности и ее свойств, проявляющихся в трудовой деятельности, индивидуального стиля деятельности . Это изучение носит методологический характер.
- ^ Сюда включается отношение к труду, удовлетворенность трудом, привлекательность труда, эффективность трудовой деятельности, психологическая готовность к труду, мотивация трудовой деятельности, потребности, как факторы повышения эффективности труда. В целом рассматривается семейство проблем, определяющих значение труда для человека.
- ^ Сюда входит изучение процесса формирования профессионала, профессиональных умений и навыков, стереотипов поведения, характеристика профессионализма и его духовных основ. Профессионализм рассматривается как совокупность характеристик субъекта труда, необходимых для производства им инновационных продуктов деятельности с ориентацией на общечеловеческие ценности.
- ^ Сюда относится изучение профессионально ценных особенностей психики людей, своеобразия психического склада у представителей разнотипных профессий, особенностей, познавательной, волевой, эмоциональной и коммуникативной сферы людей разных профессий. Сюда также относятся проблемы профессионального отбора и диагностики, профессиональной пригодности. Основополагающим моментом для изучения обозначенной проблематики выступает идея С.Л.Рубинштейна о том, что во всяком труде, как умственном, так и физическом, участвуют в той или иной степени все стороны личности.
- ^ Профессиональная направленность- это интегративное образование, система побуждений, определяющих избирательное отношение человека к разным аспектам мира профессий, источник активности человека в труде.
- ^ , создающий возможности для личностного и профессионального роста и развития индивидуальности. Сюда относится целое семейство проблем таких, как изучение самоопределения, самооценки, саморефлексии, саморегуляции, самоактуализации и самореализации в профессии, а также самовоспитания.
- ^ . Сюда относятся изучение помехоустойчивости, надежности, стрессоустойчивости, адаптации в профессии, здоровье профессионала, а также противоположных процессов дезадаптации, профессионального выгорания и деформации. Решение данного круга проблем становится возможным через изучение ”жизнетворческого потенциала человека” (Л.В.Сохань), имеющего важное значение для преодоления и предупреждения возникновения ситуации риска в социальной и индивидуальной жизни личности.
- ^ Решается круг проблем, связанных с укреплением, поддержанием и восстановлением здоровья профессионала, с развитием его способности решать профессиональная проблемы. Рассматриваются разнообразные факторы риска здоровью и пути профилактики болезни.
- ^ . Сюда относится изучение периодов допрофессионального развития, профессиональной подготовки, профессиональной ориентации и профессионального консультирования, достижение оптимума профессионального развития- пики оптимальной эффективности в профессии (акмэ), профессионального долголетия, а также кризисы профессионального становления. Рассматриваются сложные механизмы приобщения человека к труду, в том числе профессиональному, с учетом психологических тенденций, характерных для разных возрастных периодов. Каждый возрастной период рассматривается как с точки зрения собственной ценности, так и с точки зрения того вклада, который период вносит в целостный процесс профессионального развития.
Между узловыми проблемами психологии труда существуют взаимосвязи, которые проявляются через пересечения частных проблем (рис.2). Изучением таких взаимосвязей достигается комплексность в исследовании предмета современной психологии труда.
страница | 2/16 |
Дата | 29.09.2011 |
Размер | 2,7 Mb. |
Тип | Документы, Образовательные материалы |