Актуальные проблемы специальной психологии эссе

Содержание

  1. Введение

  2. Актуальные
    проблемы

  3. Аномальные
    дети

Введение.

Специальная
психология — раздел психологии, посвященный
изучению особенностей умственно отсталых
детей, имеющих поражения коры головного
мозга, детей с нарушением деятельности
анализаторов, недоразвитием речи при
сохранном слухе. Первичный
дефект ведет к многочисленным вторичным
изменениям в личности аномального
ребенка. Основной задачей специальной
психологии является формирование
адекватной личности в условиях применения
специальных методов и приемов воспитания
и обучения, за счет которых происходит
замещение и перестройка нарушенных
функций. В
системе наук психологии вообще и
специальной, в частности, должно быть
отведено совершенно особое место.

Психология уже сейчас накопила много
фактов, показывающих, как новое знание
человека о себе делает его другим: меняет
его отношения, цели, его состояния и
переживания. Если же снова перейти к
масштабу всего человечества, то можно
сказать, что психология — это наука, не
только познающая, но и конструирующая,
созидающая человека.

Общая психология имеет несколько
ответвлений, одним из которых является
специальная психология. Специальная
психология изучает психофизиологические
особенности аномальных детей,
закономерности их воспитания и обучения.
Далее
мы будем оперировать именно этим
понятием, называя специальной психологией
раздел психологической науки о
закономерностях развития, воспитания,
обучения и подготовки к социальной
адаптации и реабилитации различных
категорий детей с проблемами в развитии.

Предметом исследования специальной
психологии как отрасли научного познания
являются дети с проблемами в развитии
и проблемы их обучения и воспитания.
Цели
и задачи воспитания аномального ребенка
определяются общими принципами психологии
и педагогики — подготовка к активной
общественно-полезной жизни, формирование
гражданских качеств, но реализуются
они в доступном объеме методами и
средствами, соответствующими степени
и структуре дефекта. В зависимости от
характера нарушения выдвигаются
специальные задачи, связанные с
преодолением его последствий. Воспитание
аномального ребенка осуществляется в
тесном контакте семьи и школы, в обстановке
взаимопонимания, взаимопомощи, разумного
сочетания требовательности и щадящего
режима.

Актуальные проблемы специальной психологии

1.
К основным проблемам современной
специальной психологии можно отнести
продолжающийся рост числа аномальных
детей, с изменением структуры отклонений:
снижается количество слепых и глухих
детей, но непрерывно растет количество
интеллектуальных нарушении. Первое
связывают с прогрессом в области
медицины, а второе — с увеличением
злоупотребления алкоголем, с
распространением наркомании и
токсикомании. Все это определяет
необходимость дальнейшего увеличения
числа специальных учреждений
коррекционно-педагогической службы.

2.
Специальная психология, развивающаяся
как пограничная область знаний между
медициной, педагогикой и социальной
службой. Поэтому имеется необходимость
в дальнейшей их интеграции для решения
общих проблем аномальных детей. Но, к
сожалению, эти сферы знаний имеют свои
классификации, методические подходы,
источники финансирования. Адекватным
подходом к преодолению их изолированности
являются ПМПК и комплексные реабилитационные
центры.

3.
Только 8-9% сотрудников специальных
учреждений имеют специальное образование.
Это требует увеличения объема подготовки
и специализации по специальной психологии
и коррекционной педагогике при
университетах.

4.
Значительно увеличилось количество
сложных и смешанных отклонений развития.
Это значительно утяжеляет нарушения,
осложняет возможности их диагностики
и коррекции; требует более дифференцированного
подхода к их диагностике и коррекции.
В связи с усилением асоциальных явлений
в обществе увеличилось количество детей
с девиантным поведением и сирот,
детей-инвалидов для которых организуются
специальные типы учебных заведений.

5.
По решению министерства образования с
1992 приоритетным направлением развития
специальной психологии и коррекционной
педагогики является создание специальных
классов КРО (дети с ЗПР) и КО (дети группы
риска) в общеобразовательных школах.
Это сближает возможности обучения
аномальных детей со своими сверстниками
и уменьшает возможность развития
вторичных психологических нарушений.

6.
Важное значение в связи с ростом
благосостояния определенной категории
лиц начинает выполнять специальное
домашнее обучение, осуществляемое без
изоляции ребенка от семьи и семейного
воспитания, что обеспечивает более
адекватное развитие его психики. Это
уменьшает возможность формирования
различных форм депривации.

7.
Быстрое увеличение числа пограничных
психологических нарушений и уменьшение
тяжелых аномалии привело к принятию
Министерством образования приказа о
преимущественном развитии не специальных
учреждений, а подготовки кадров по
специальной психологии для работы в
общеобразовательных учреждениях, с
1996 г. выделяются соответствующие штатные
должности. Кроме того, специалисты-дефектологи
требуются в широко развертываемую в
настоящее время сеть ПМПК, реабилитационных
центров, больниц.

Аномальные
дети.

К аномальным (от греч. anomalos
— неправильный) относятся дети, у которых
физические или психические отклонения
при-водят к нарушению общего развития.
Дефект
(лат. defectus — недостаток) одной из функций
нарушает развитие ребенка только при
определенных обстоятельствах. Наличие
того или иного дефекта еще не предопределяет
аномального развития. Потеря слуха на
одно ухо или поражение зрения на один
глаз не обязательно ведет к дефекту
развития, поскольку в этих случаях
сохраняется возможность воспринимать
звуковые и зрительные сигналы. Дефекты
такого рода не нарушают общения с
окружающими, не мешают овладению учебным
материалом и обучению в массовой школе.
Следовательно,
эти дефекты не являются причиной
аномального развития.

Дефект у взрослого человека,
достигшего определенного уровня общего
развития, не может привести к отклонениям,
так как его психическое развитие
проходило в нормальных условиях. Таким
образом, аномальными считаются дети с
нарушением психического развития
вследствие дефекта и нуждающиеся в
специальном обучении и воспитании.

К основным категориям аномальных
детей относятся: дети с нарушением слуха
(глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
с тяжелыми нарушениями речи (логопаты);
с нарушениями интеллектуального развития
(умственно отсталые, дети с задержкой
психического развития); с комплексными
нарушениями психофизического развития
(слепоглухонемые, слепые умственно
отсталые, глухие умственно отсталые и
др.); с нарушениями опорно-двигательного
аппарата.

Существуют и другие группы детей с
нарушениями и отклонениями в развитии,
например дети с психопатическими формами
поведения; дети, которые не могут
адаптироваться в школе, страдающие
школьными неврозами. Особую
группу детей, требующую к себе особого
внимания психологов и педагогов,
составляют одаренные дети.

Обучение
и воспитание аномальных детей, включение
их в общественную жизнь и производственную
деятельность — сложная социальная и
педагогическая проблема.

Аномальные
дети — сложная и разнохарактерная группа.
Различные аномалии развития по-разному
отражаются на формировании социальных
связей детей, на их познавательной
возможности и трудовой деятельности.
В зависимости от характера нарушения
одни дефекты могут полностью преодолеваться
в процессе развития ребенка, другие
лишь корригироваться, а некоторые только
компенсироваться. Сложность
и характер нарушения нормального
развития ребенка определяют различные
формы педагогической работы с ним.

Характер нарушения физического и
умственного развития ребенка оказывает
влияние на весь ход и конечный результат
развития его познавательной деятельности.

Образовательный уровень аномальных
детей резко различен. Один из них могут
овладеть лишь элементарными
общеобразовательными знаниями, другие
имеют в этом отношении неограниченные
возможности.

Характер нарушения оказывает влияние
и на возможности учащихся специальных
школ и классов в отношении практической
деятельности. Одни учащиеся специальной
школы овладевают высокой квалификацией,
другие могут выполнять малоквалифицированную
работу и требуют особой организации их
жизни и труда.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Обновлено: 31.03.2023

Одним из самых актуальных направлений специальной (коррекционной) педагогики на современном этапе как в России, так и во всем мире, является раннее психолого-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии. По данным статистики, в Российской Федерации число детей с проблемами в состоянии здоровья среди новорожденных составляет 74%, из них детей с нервно-психическими нарушениями-67%. Отмечается определенная динамика в общей структуре инвалидности: стремительно увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 3 лет (35,5% от общего числа детей с ограниченными возможностями здоровья).

Файлы: 1 файл

реф.docx

Одним из самых актуальных направлений специальной (коррекционной) педагогики на современном этапе как в России, так и во всем мире, является раннее психолого-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии. По данным статистики, в Российской Федерации число детей с проблемами в состоянии здоровья среди новорожденных составляет 74%, из них детей с нервно-психическими нарушениями-67%. Отмечается определенная динамика в общей структуре инвалидности: стремительно увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 3 лет (35,5% от общего числа детей с ограниченными возможностями здоровья).

  1. Актуальные проблемы специальной психологии.

1. К основным проблемам современной специальной психологии можно отнести продолжающийся рост числа аномальных детей, с изменением структуры отклонений: снижается количество слепых и глухих детей, но непрерывно растет количество интеллектуальных нарушении. Первое связывают с прогрессом в области медицины, а второе — с увеличением злоупотребления алкоголем, с распространением наркомании и токсикомании. Все это определяет необходимость дальнейшего увеличения числа специальных учреждений коррекционно-педагогической службы.

2. Специальная психология, развивающаяся как пограничная область знаний между медициной, педагогикой и социальной службой. Поэтому имеется необходимость в дальнейшей их интеграции для решения общих проблем аномальных детей. Но, к сожалению, эти сферы знаний имеют свои классификации, методические подходы, источники финансирования. Адекватным подходом к преодолению их изолированности являются ПМПК и комплексные реабилитационные центры.

4. Значительно увеличилось количество сложных и смешанных отклонений развития. Это значительно утяжеляет нарушения, осложняет возможности их диагностики и коррекции; требует более дифференцированного подхода к их диагностике и коррекции. В связи с усилением асоциальных явлений в обществе увеличилось количество детей с девиантным поведением и сирот, детей-инвалидов для которых организуются специальные типы учебных заведений.

5. По решению министерства образования с 1992 приоритетным направлением развития специальной психологии и коррекционной педагогики является создание специальных классов КРО (дети с ЗПР) и КО (дети группы риска) в общеобразовательных школах. Это сближает возможности обучения аномальных детей со своими сверстниками и уменьшает возможность развития вторичных психологических нарушений.

6. Важное значение в связи с ростом благосостояния определенной категории лиц начинает выполнять специальное домашнее обучение, осуществляемое без изоляции ребенка от семьи и семейного воспитания, что обеспечивает более адекватное развитие его психики. Это уменьшает возможность формирования различных форм депривации.

7. Быстрое увеличение числа пограничных психологических нарушений и уменьшение тяжелых аномалии привело к принятию Министерством образования приказа о преимущественном развитии не специальных учреждений, а подготовки кадров по специальной психологии для работы в общеобразовательных учреждениях, с 1996 г. выделяются соответствующие штатные должности. Кроме того, специалисты-дефектологи требуются в широко развертываемую в настоящее время сеть ПМПК, реабилитационных центров, больниц.

Тенденции развития специальной психологии:

— в настоящее время 45% детей с ограниченными возможностями учатся в общеобразовательных школах, что определяет приоритеты специального образования;

— активно развивается специальная система домашнего обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии и школы надомного обучения (особенно для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

— внедряются формы постинтернатной адаптации выпускников (умственно отсталых, слепых, глухих и др.), обеспечивается их профессиональное образование;

— создаются дошкольные варианты компенсирующего обучения для ранней коррекции и адекватной подготовки детей группы риска к общеобразовательной школе;

— отмечается смещение акцента в научных исследованиях и методологии образовательных учреждений с познавательной сферы в сторону развития эмоционально- личностной сферы детей с ограниченными возможностями;

— предполагается обязательное включение родителей в процесс коррекции отклонений в развитии;

— расширение образовательного пространства от рождения до пожилого возраста;

— создание системы психологического, трудового, социального сопровождения после окончания специальных школ; предлагается современная модель социализации выпускников;

— организация учреждений комбинированного типа, когда одновременно учатся дети с несколькими формами отклонений в развитии), особенно в небольшим городах;

— предлагается в рамках деятельности ПМПК и консилиумов школ комплексная технология диагностики отклонений в развитии (педагогическая, психологическая, медицинская, нейропсихологическая и т.д.);

— новый подход к коррекции детей со сложными дефектами ( слепоглухонемые, умственно отсталые с двигательными нарушениями и др.);

— предлагается современный коммуникативно-деятельностный подход к образованию детей с отклонениями в развитии; в частности, разрабатывается направление специальной психологии коммуникации;

— это предполагает переход от освоения ЗУН к общению, социальной адаптации при сохранении индивидуальности учащегося; формирование индивидуального мира детей – индивидуально- центрированный подход.

Основные цели создания системы ранней помощи:

1) охват всех детей раннего возраста с ограниченными возможностями и их семей специализированной профессиональной помощью.

2)диагностика и коррекция отклонений в развитии детей, предупреждение возникновения вторичных нарушений.

3)подготовка детей к интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

Ранняя комплексная помощь предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого-социально- педагогических услуг, ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной работы специалистов разного профиля.

3. Анализ трудностей, возникающих в процессе создания службы раннего психолого-педагогического сопровождения.

В 70–80-х годах ХХ века в нашей стране происходили серьезные изменения в сфере образования. В практике работы школ возникли и стали совершенствоваться различные варианты систем развивающего обучения. Возможность варьировать системы обучения появилась и в связи с развитием новых видов образовательных учреждений (лицеев, гимназий и др.). Произошедшие перемены сделали необходимым психологическое обоснование и сопровождение процесса обучения учащихся. В результате зародилась психология в образовании. С 1989 года в стране началась подготовка психологов для системы образования, в штате школ появились психологи. Первоначальный замысел, связанный с обеспечением учебного процесса в русле определенной системы психологического сопровождения, в ходе работы уточнялся, перестраивался и обогащался практическим опытом. Оказалось, что именно к практическому психологу в первую очередь адресуются запросы учителей, учащихся и родителей, связанные с самыми разнообразными проблемами, в том числе с проблемами развития, трудностями в обучении и формировании взаимоотношений.

Оглавление

1. Специальная психология — относительно молодая наука. 6

2. Специальная психология как наука 8

3. Цели и задачи специальной психологии 10

4. Проблемное поле и задачи специальной психологии 13

5. Место специальной психологии в системе научного знания 15

6. Специальная психология и другие разделы психологии 17

Список использованных источников 24

Файлы: 1 файл

актуальн пробл спец псих.docx

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Выполнила студентка 3

курса группы 301 по

логопедия Ахметова А.З.

Проверила: Хайртдинова Лена Фаритовна кандидат педагогических наук, доцент

1. Специальная психология — относительно молодая наука. 6

2. Специальная психология как наука 8

3. Цели и задачи специальной психологии 10

4. Проблемное поле и задачи специальной психологии 13

5. Место специальной психологии в системе научного знания 15

6. Специальная психология и другие разделы психологии 17

Список использованных источников 24

1.СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — ОТНОСИТЕЛЬНО МОЛОДАЯ НАУКА.

Специальная психология является областью научного знания, возникшего в связи с запросами практической жизни на стыке ряда наук: психологии, дефектологии, медицины. Изучая закономерности и механизмы освоения социокультурного опыта при атипичном психическом развитии и занимаясь разработкой методов комплексной помощи детям с таким развитием, специальная психология выстраивает теоретические модели и систему практической помощи детям с атипией развития. Специальная психология ставит также своей задачей изучение общественного мнения в отношении детей и лиц других возрастных категорий с нарушениями и атипиями развития. Таким образом, сфера практического труда психолога значительно расширяется. Следовательно, работающий в этой области специалист должен иметь четкую гражданскую позицию, он должен хорошо ориентироваться в достижениях смежных наук и уметь преломлять все это в русле профессиональных задач. Они создают основу для профессионального мышления, позволяют обозначить и выделить актуальные проблемы современной специальной психологии, могут способствовать решению проблем науки на современном уровне с учетом ситуации развития общества. Специальная психология как учебная дисциплина сегодня также находится в стадии становления. Методологические, теоретические и прикладные аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной сфер; общепсихологические, психофизиологические, клинико-психологические и социально-психологические принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении; методы организации системной комплексной помощи таким детям, включая психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное образовательное и жизненное пространство — вот далеко не полный перечень вопросов подготовки будущего психолога по специальной психологии. Изучая специальную психологию, студенты получают подготовку в области современных методов и технологий психодиагностической, психокоррекционной, психотерапевтической и психореабилитационной работы с детьми, имеющими трудности в восприятии информации, нарушения внимания, памяти, речи, интеллектуальной деятельности и эмоционально-волевой сферы, а также трудности в обучении. Подготовка по специальной психологии вооружает студента методами психологического консультирования и психологической поддержки. Актуальные проблемы современной специальной психологии анализируются в клинико-психолого- педагогическом и социально-психологическом аспекте. Раскрывается концепция комплекса параллельных служб в системе образования, ориентированных на оказание психологической, коррекционно-педагогической, социально-педагогической и медицинской помощи детям. Представлена модель организации специализированного кабинета детского психолога. Особое место отводится системе психологического изучения детей с проблемами: правилам организации обследования, порядку проведения диагностических процедур, вопросам сбора, интерпретации и представления психолого-педагогической информации.

2. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

Специальная психология — это наука, занимающаяся изучением закономерностей атипичного развития, его проявлений и влияния на жизненный путь человека. Специальная психология возникла и развивалась как пограничная область знаний, имеющая широкие связи с другими науками, особенно с общей психологией, медициной, педагогикой. Она вбирает в себя достижения гуманитарных и естественных наук (философии, социологии, юриспруденции; биологии, генетики, анатомии, физиологии и др.). Как и любая наука, являющаяся самостоятельной отраслью человеческого знания, специальная психология имеет свой предмет. Это закономерности атипичного развития, его причины и механизмы, особенности освоения социокультурного опыта людьми с атипиями (отклонениями и нарушениями психического развития), в частности, закономерности спонтанного и направленного познания окружающего мира, приобретения практического опыта, социализации и тех изменений в психике, которые происходят в процессе корректирующего воздействия специалистов.

Специальная психология изучает спонтанное и направленное формирование психических новообразований при атипичном развитии и определяет способы управления им в целях эффективной и оптимальной социализации каждого индивидуума с атипией.

Исторический взгляд на содержание науки позволяет констатировать, что специальная психология в общепринятом понимании традиционно рассматривает те отклонения, которые вмещаются в рамки сурдопсихологии, олигофренопсихологии, тифлопсихологии, логопсихологии как разделов дефектологии. Поэтому специальную психологию определяют как психологию особых состояний, возникающих преимущественно в детском или подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы). Они проявляются в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняют его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение

Однако специальная психология не ограничивается дефектологическим ракурсом. Отдельные исследования в ее контексте посвящены изучению детей со сложными комбинированными расстройствами; с эмоционально-волевыми нарушениями и аутизмом; с двигательными нарушениями; с девиантным поведением. Некоторые авторы рассматривают в качестве направления специальной психологии и психологию детей-сирот, детей-инвалидов (Трошин О. В., 2000). В отдельных случаях к компетенции специальной психологии относят также одаренных детей. Таким образом, содержание специальной психологии как науки тесно связано с объектом ее изучения.

Объект изучения специальной психологии — лица (дети и взрослые) с атипиями (врожденными или приобретенными отклонениями и нарушениями развития) и отношение к ним в обществе на разных этапах его существования.

Под атипией нами понимается развитие, при котором возникают изменения в виде отклонений или нарушений в функционировании когнитивных, эмоциональных и регуляторных процессов психики.

Следует, однако, сразу же отметить, что единое мнение в определении предмета и объекта изучения специальной психологии отсутствует, как нет и единообразия в ее категориально-понятийном аппарате.

3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

1. К основным проблемам современной специальной психологии можно отнести продолжающийся рост числа аномальных детей, с изменением структуры отклонений: снижается количество слепых и глухих детей, но непрерывно растет количество интеллектуальных нарушении. Первое связывают с прогрессом в области медицины, а второе — с увеличением злоупотребления алкоголем, с распространением наркомании и токсикомании. Все это определяет необходимость дальнейшего увеличения числа специальных учреждений коррекционно-педагогической службы.

2. Специальная психология, развивающаяся как пограничная область знаний между медициной, педагогикой и социальной службой. Поэтому имеется необходимость в дальнейшей их интеграции для решения общих проблем аномальных детей. Но, к сожалению, эти сферы знаний имеют свои классификации, методические подходы, источники финансирования. Адекватным подходом к преодолению их изолированности являются ПМПК и комплексные реабилитационные центры.

4. Значительно увеличилось количество сложных и смешанных отклонений развития. Это значительно утяжеляет нарушения, осложняет возможности их диагностики и коррекции; требует более дифференцированного подхода к их диагностике и коррекции. В связи с усилением асоциальных явлений в обществе увеличилось количество детей с девиантным поведением и сирот, детей-инвалидов для которых организуются специальные типы учебных заведений.

5. По решению министерства образования с 1992 приоритетным направлением развития специальной психологии и коррекционной педагогики является создание специальных классов КРО (дети с ЗПР) и КО (дети группы риска) в общеобразовательных школах. Это сближает возможности обучения аномальных детей со своими сверстниками и уменьшает возможность развития вторичных психологических нарушений.

6. Важное значение в связи с ростом благосостояния определенной категории лиц начинает выполнять специальное домашнее обучение, осуществляемое без изоляции ребенка от семьи и семейного воспитания, что обеспечивает более адекватное развитие его психики. Это уменьшает возможность формирования различных форм депривации.

7. Быстрое увеличение числа пограничных психологических нарушений и уменьшение тяжелых аномалии привело к принятию Министерством образования приказа о преимущественном развитии не специальных учреждений, а подготовки кадров по специальной психологии для работы в общеобразовательных учреждениях, с 1996 г. выделяются соответствующие штатные должности. Кроме того, специалисты-дефектологи требуются в широко развертываемую в настоящее время сеть ПМПК, реабилитационных центров, больниц.

Аномальные дети. К аномальным (от греч. anomalos — неправильный) относятся дети, у которых физические или психические отклонения при-водят к нарушению общего развития. Дефект (лат. defectus — недостаток) одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных обстоятельствах. Наличие того или иного дефекта еще не предопределяет аномального развития. Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к дефекту развития, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы. Дефекты такого рода не нарушают общения с окружающими, не мешают овладению учебным материалом и обучению в массовой школе. Следовательно, эти дефекты не являются причиной аномального развития. Дефект у взрослого человека, достигшего определенного уровня общего развития, не может привести к отклонениям, так как его психическое развитие проходило в нормальных условиях. Таким образом, аномальными считаются дети с нарушением психического развития вследствие дефекта и нуждающиеся в специальном обучении и воспитании. К основным категориям аномальных детей относятся: дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); с тяжелыми нарушениями речи (логопаты); с нарушениями интеллектуального развития (умственно отсталые, дети с задержкой психического развития); с комплексными нарушениями психофизического развития (слепоглухонемые, слепые умственно отсталые, глухие умственно отсталые и др.); с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Существуют и другие группы детей с нарушениями и отклонениями в развитии, например дети с психопатическими формами поведения; дети, которые не могут адаптироваться в школе, страдающие школьными неврозами. Особую группу детей, требующую к себе особого внимания психологов и педагогов, составляют одаренные дети. Обучение и воспитание аномальных детей, включение их в общественную жизнь и производственную деятельность — сложная социальная и педагогическая проблема. Аномальные дети — сложная и разнохарактерная группа. Различные аномалии развития по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на их познавательной возможности и трудовой деятельности. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития ребенка, другие лишь корригироваться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют различные формы педагогической работы с ним. Характер нарушения физического и умственного развития ребенка оказывает влияние на весь ход и конечный результат развития его познавательной деятельности. Образовательный уровень аномальных детей резко различен. Один из них могут овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями, другие имеют в этом отношении неограниченные возможности. Характер нарушения оказывает влияние и на возможности учащихся специальных школ и классов в отношении практической деятельности. Одни учащиеся специальной школы овладевают высокой квалификацией, другие могут выполнять малоквалифицированную работу и требуют особой организации их жизни и труда.

Гост

ГОСТ

Специальная психология появилась благодаря необходимости соединить такие науки, как психология, медицина и дефектология.

Специальная психология – это наука, занимающаяся отслеживанием закономерностей развития детей с ОВЗ и изучением их влияния на дальнейшую жизнь человека.

Специальная психология подразделяется на следующие отрасли:

  • сурдопсихология (психологические особенности людей с нарушениями слуха);
  • логопсихология (психологические особенности людей с речевыми особенностями);
  • тифлопсихология (психологические особенности людей с нарушениями зрения);
  • олигофренопсихология (психологические особенности людей с интеллектуальным дефектом);
  • тифлосурдопсихология (психологические особенности людей с нарушениями слуха и зрения);
  • психология детей с задержкой психического развития.

Теоретические задачи специальной психологии

Теоретическими задачами специальной психологии является:

  • разработка методик для воспитания детей с ОВЗ, также теоретическое объяснение способов коррекционной работы;
  • выявление способов снижения дефекта в целом и отдельных психических процессов у ребенка;
  • раскрытие особенностей развития и психического поведения у нормальных детей и детей с ОВЗ;
  • выявление зависимости характера и психического поведения;
  • раскрытие особенностей поведения детей с ОВЗ.

Актуальные теоретические проблемы современной специальной психологии

В настоящее время специальная психология сталкивается с множеством проблем, некоторые из них могут быть решаемы, некоторые — нет.

Так в настоящее время рост числа аномальных детей с различными отклонениями продолжает стремительно расти. Несмотря на то, что количество детей со слуховыми и зрительными отклонениями уменьшается, растет количество детей с интеллектуальными нарушениями. Безусловно, медицина сделала большой шаг вперед в лечении нарушений и отклонений, что позволяет вылечить разные заболевания, однако население продолжает злоупотреблять алкоголем и токсичными веществами, что непременно сказывается на состоянии здоровья их будущего поколения. Поэтому увеличение числа специальных коррекционных учреждений необходимо для предотвращения патологий у детей.

Готовые работы на аналогичную тему

Специальная психология развивается как пограничная область знаний между медициной, психологией, педагогикой и дефектологией. Отделение специальной психологии как самостоятельной науки необходимо для решения общих проблем аномальных детей и детей с ОВЗ.

За последнее время наблюдется значительное увеличение смешанных и сложных отклонений в развитии. Это значительно утяжеляет заболевание и уменьшает возможности диагностики, правильного постановления диагноза и дальнейшего лечения. Это требует раздельного изучения каждого отклонения, для чего необходимо большее количество специалистов. В связи с учащением случаев сложных и смешанных отклонений у детей в обществе увеличилось количество детей-сирот и детей-инвалидов, для которых организуются специальные типы учебных заведений.

В 1992 году министерством образования было принято решение о создании специальных классов для детей с ОВЗ и детей, находящихся в группе риска в общеобразовательных школах. Это сближает возможности обучения детей с отклонениями со своими сверстниками и уменьшает возможность развития вторичных психологических нарушений.

В последнее время становится возможным специальное домашнее обучение детей без изоляции ребенка от семьи, что должно снизить потенциальный стресс, с которым сталкивается ребенок в школе и коррекционных учреждениях, что обеспечивает более адекватное развитие его психики. Это уменьшает возможность формирования различных форм депривации.

Министерство образования приняло приказ о приоритетной подготовки специальных кадров по коррекционной педагогике и специально психологии для общеобразовательных учреждений. Решение было принято в связи с быстрым увеличением числа психических нарушений. Кроме общеобразовательных школ, специалисты с соответствующим образованием необходимы для реабилитационных центров и больниц.

Несмотря на успешное развитие медицины, ранняя диагностика отклонений в развитии ребенка невозможна. Ребенок с психическими отклонениями и другими дефектами в раннем возрасте развивается так же, как и нормальные дети. Ранее выявление отклонений опасно тем, что единичного симптома недостаточно. Соответственно, диагностика должна быть комплексной, регулярной и проводиться у нескольких специалистов – невролога, нейропсихолога и психолога.

Читайте также:

      

  • Переломы верхней челюсти реферат
  •   

  • Тема народа в лирике некрасова реферат
  •   

  • Советский гражданский процесс реферат
  •   

  • Комплекс упражнений на гимнастическом коврике реферат
  •   

  • Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений реферат

В настоящее время психология, как наука,занимает все более заничимое
место. Профессия психолог востребована практически во всех сферах
жизнидеятельности общества. Психологи работают не только в детских
образовательных учреждениях и в области здравохранения, но и в штате многих
предприятий.

 Специальная психология- отрасль психологии,
изучающая психологические особенности детей с нарушениями в развитии. По моему
мнению, она занимает особое место в общей психологии, важность которого
невозможно преувеличить. Основателем специальной психологии в России принято
считать Льва Семеновича Выготского. Именно он ввел такие понятия как «общие и
специфические закономерности развития нормальных детей и детей с отклонениями в
развитии», «первичный и вторичный дефект», «зона ближайшего развития».
 Истоки
же специальной психологии лежат в рамках такой науки как дефектология.  Сама
дефектология- это наука о психофизических  особенностях развития детей с
психическими или физическими недостатками, закономерностями их обучения и
воспитания. Важность специальной психологии не вызывает сомнений, стоит только
взглянуть на разделы, которые она рассматривает. Это и тифлопсихология,
сурдопсихология, олигофренопсихологи, логопсихология, психология лиц с
нарушением опорно- двигательного аппарата, с задержкой психического развития,
со сложными недостатками развития, с расстройствами эмоционально- волевой
сферы.

К. Д. Ушинский писал: «Прежде чем воспитать человека во всех
отношениях, его нужно познать во всех отношениях». Как же эти слова актуальны
сегодня. К большому сожалению, в нашей стране с каждым годом увеличиваетя число
детей с теми или иными нарушениями в развитии, или как их часто называют
«особенных» детей. Это связано и с неблагоприятным экологическим окружением, и
с «неправильным» образом жизни современных людей, с постоянно ускоряющимся
темпом повседневных проблем и т. д. На фоне этого растет потребность общества в
специалистах, которые помогут диагностировать на ранней стадии нарушения
развития, а как следствие успешно адаптировать ребенка к  социуму, дать
возможность чувствовать себя частью этого самого социума. Рання диагностика
имеет огромное значение для таких детей, чем раньше начать коррекционные
мероприятия, тем значительнее будут «сглажены» нарушения или полностью компенсированы.
Специальная психология дает нам возможность понять «особенных» детей, увидеть,
услышать или даже ощутить этот мир как они. Понять их образ мышления,
особенности памяти, восприятия, внимания, развития личности и речи. Быть не
таким как все- огромное испытание для ребенка, особенно страдает, в первую
очередь, психика маленького человечка. Для каждого важно найти того или тех кто
тебя понимает, понимает твои переживания и проблемы, а для них это архиважный
момент. Можно даже сказать, судьбоносный- проводя коррекционную работу с
ребенком, психолог дает ему шанс на полноценную жизнь в обществе.

Не могу не сказать и про неоценимую помощь, которая оказывается
специальными психологами семьям с детьми, которые имеют нарушения развития. Это
всегда тяжелое испытание для родителей и близких родственников- рождение
«особенного» малыша и многим без помощи специалистов не справиться. Такой
ребенок требует особого и ежеминутного внимания и участия, а родители не в
состоянии бывают ему это дать из-за надломленности собственной психики, нередки
случаи депрессивного состояния или испытываемого чувства вины. Психологи
помогают семье понять своего малыша, объясняют особенности его поведения,
развития, каких-то особенности определенных действий или же их отсутствие. А главное,
они вселяют в родителей надежду, что их вера, любовь и конечно постоянная
деятельность с маленьким членом семьи могут сотворить чудо. Ведь мы до сих пор
не знаем точно, на что способен организм человека, какие резервы в нем скрыты.

В написанном мною выше я пыталась показать как важна специальная
психология, как наука, и как востребованны сегодня специалисты данной сферы. А
главной проблемой на сегодняшний день, самой наболевшей, самой острой я считаю
катострафическую нехватку таких специалистов. В крупных городах, мегаполисах
этот вопрос стоит остро, а что говорить про перефирию?! Во многих населенных
пунктах о таких «узких» специалистах и не слышали. Но даже там, где есть
коррекционные дошкольные учреждения или коррекционные классы в общеобразовательных
школах существует масса проблем. Главная из них, что именно специальных
психологов практически нет, педагогов со специальным образованием- минимум. В
такие учреждения и классы собираются все «неудобные» дети. А под этот термин
попадают многие: дети с нарушением речи, гиперактивные или, наоборот, замкнутые
ребята, малыши с задержкой психического развития, дети трудно усваивающие
учебный материал. Более активные родители пытаются самостоятельно искать выход
из таких ситуаций, но не всем это под силу, а многие вообще  не считают это
проблемой. Ведь от проблемы проще отвернуться, чем начать её решать. Поэтому,
заканчивая свое размышление, хотелось бы надеятся, что в нашей стране в
ближайшем будущем все таки произайдет перелом в лучшую сторону в решении данной
ситуации. Ведь дети- это наше будущее, как бы бонально это не звучало. И каким
это будущее будет- зависит только от нас, от нашего отношения  ко всем детям-
обычным и «особенным»- сегодня.

Актуальные проблемы специальной психологии

Последнее десятилетие — период бурного развития специальной психологии: расширился диапазон изучаемых периодов психического развития и проблем, появились работы, обощающие некоторые направления исследований, отдельные ветви специальной психологии. Специальная психология вошла в раздел обязательных учебных дисциплин в учебных планах педагогических и психологических специальностей и специализаций. Открыты новые и уже отмечают юбилей первые кафедры специальной психологии в вузах. Изданы учебник и учебные пособия по специальной психологии. Появился журнал «Специальная психология». Началось развитие специальной психологической службы, которая до недавнего времени ограничивалась работой ПМПК. Все это свидетельствует о том, что специальная психология вышла за рамки дефектологии и сформировалась как целостная самостоятельная область.

На новом этапе научного и практического развития специальной психологии возникают новые проблемы:

* Изучение детей с ограниченными возможностями, не охваченных специальной психолого-педагогической помощью. По данным обследования школьников в 2004 г. в Курской области, являющейся репрезентативной по своим статистическим показателям для всей России, только дети с ЗПР и умственно отсталые составляют более 13%, а это значит, что около миллиона детей школьного возраста с недостатками развития не получают специальной психолого-педагогической помощи. По-прежнему остаются неохваченными такой помощью и большинство детей с тяжелыми и множественными дефектами.

* Развитие ранней специальной психологической службы, включающее раннее выявление, диагностику, психологическое сопровождение ребенка и его семьи.

* Фундаментальное изучение возможностей и условий интеграции детей с недостатками развития в образовательных учреждениях общего назначения.

* Разработка единого подхода к использованию терминологии. Непродуманная «борьба со стигматизацией» и непонимание различий между использованием терминологии в средствах массовой информации и в научной литературе привели к размыванию понятий и неадекватному использованию терминов. Вместе с тем, специфические для специальной психологии (и дефектологии в целом) термины (например, «недостаток») выпадают из употребления. Л.С.Выготский никогда не использовал сочетаний «нарушение мышления», «нарушение речи» и т.д.). Он употреблял только сочетание «нарушение развития».

* При переходе на единую международную систему высшего образования возникает необходимость обосновать специальную психологию и как новую область научных знаний, и как новую учебную дисциплину и специализацию, которой нет прямых аналогов за рубежом

По-прежнему актуальны и некоторые давно поставленные проблемы:

* Разработка методик дифференциальной психологической диагностики нарушений развития. До настоящего времени господствует интуитивно-эмпирический подход и «кустарная» организация диагностической работы. Это проявляется в произвольном выборе методик для проведения обследования, интуитивно-эмпирической оценке результатов выполнения диагностических заданий обследуемым и вытекающей из этого невозможностью сопоставления результатов обследования, проводимых разными диагностическими коллективами. Решение этой проблемы целесообразно начать с определения унифицированного набора диагностических методик, основанного на идеях Л.С. Выготского о сложной специфической структуре нарушенного психического развития.

* Разработка нового содержания и методов обучения детей с недостатками развития. При больших успехах в коррекции «специфических» (первичных) недостатков содержание и методы обучения общеобразовательным предметам в большинстве случаев остаются традиционными, перенесенными из обычной системы образования.

Лубовский В.И., Басилова Т.А.

Также читайте:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *