метки: Управление, Задача, Расчет, Автоматизация, Система, Уровень, Затрата, Требовать
23 |
|
Список использованных источников |
24 |
Введение
Сегодня бюджетирование – одно из ключевых средств достижения стратегических целей компании. Используя годовые и оперативные бюджеты, топ-менеджмент может точно анализировать и прогнозировать развитие бизнеса. Автоматизация бюджетирования и управленческой отчетности призвана упростить и повысить эффективность этой деятельности.
Составление бюджета и автоматизация отчетности позволяет предприятию максимально эффективно использовать имеющиеся и привлекаемые ресурсы, выгодно использовать рыночные колебания, избежать неблагоприятных ситуаций. В современных условиях осуществление такого сложного процесса как бюджетирование требует использования современных инструментов по автоматизации бюджетирования и управленческой отчетности. Если небольшие предприятия могут обойтись возможностями Excel или Access, то крупным компаниям необходим специальный инструментарий – комплексные системы бюджетирования и автоматизация составления отчетности. «Микротест» предлагает использовать для этих целей ведущие программные средства – SAP SEM, Microsoft Dynamics AX, IBM Cognos 8 Planning, 1С: Консолидация 8.
Важно знать, какого рода автоматизация требуется конкретной компании. Важно создать надежную и достоверную систему оценки исполнения разных бюджетов разных уровней.
Цель работы: рассмотреть теоретические и методологические основы автоматизации бюджетирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить
Объектом работы является процесс автоматизации бюджетирования.
Во введении определена актуальность выбора темы курсовой работы.
В первой главе работы рассмотрены теоретические и методологические основы автоматизии бюджетирования.
Во второй главе работы рассмотрен пример составления бюджета общепроизводственных расходов.
Предметом исследования работы является совокупность методологических, теоретических и практических вопросов по процессу автоматизации бюджетирования. Исследование строилось на основе анализа действующих нормативных положений по тематике курсовой работы, изучении экономической литературы
Глава 1. Теоретические и методологические основы автоматизации бюджетирования
1.1. Предпосылки, сфера применения и принципы автоматизации управления затратами на предприятии
В связи с недостаточным уровнем компьютеризации формирования и ведения нормативной базы, ее локальностью по видам расчетов, отсутствием или недостаточным уровнем компьютеризации первичного оперативного учета затрат на производство, несоответствием по времени, учетным единицам и точности управленческого (производственного) и бухгалтерского учета оперативно контролировать и регулировать уровень затрат на производство очень трудно. Необходимо также, чтобы расчеты по управлению затратами были включены в общую информационную, программную, техническую и организационную систему управления предприятием.
Все сказанное позволяет сделать вывод о необходимости увеличения уровня компьютеризации при управлении затратами на базе современных технических средств сбора, передачи, накопления, обработки и использования информации на всех стадиях жизненного цикла товара (продукции или услуги): «исследование – проектирование – производство – реализация».
Предпосылки для этого имеются. Это наличие высокопроизводительных и достаточно надежных средств формирования, сбора, передачи, обработки и отображенияуправленческой информации; соответствующих экономико-математических методов прогнозирования, моделирования, планирования, учета и регулирования хода производственного процесса и его обеспечения; потребности в коренном улучшении прогнозирования и регулирования уровня затрат на предприятии, т.е. в управлении затратами; квалифицированных кадров, обладающих опытом компьютеризации задач управления.
При подготовке к компьютеризации управления каким-либо процессом, в том числе и к компьютеризации задач по управлению затратами, возникает желание максимально увеличить число компьютеризированных задач (расчетов), при этом наблюдается тенденция концентрации расчетов на верхних уровнях управления, что приводит к некоторой информационной перегрузке одних уровней управления и к недостатку необходимой информации на других уровнях управления и, в конечном счете, к снижению эффективности всей системы управления.
С учетом изложенного четкое определение сферы компьютеризации затратами необходимо.
Под определением сферы компьютеризации управления следует понимать отнесение расчетов, реализующих те или иные функции управления, к одному из двух классов задач:
1) требующих компьютеризации в первую очередь;
2) требующих компьютеризации во вторую очередь либо вообще не требующих или не поддающихся компьютеризации.
Чтобы обосновать отнесение задач управления затратами к указанным классам необходимо выбрать и обосновать признаки классификации.
Исследования, проведенные авторами, и практика компьютеризации задач по управлению затратами показали, что основными признаками классификации целесообразно считать:
- трудоемкость расчетов;
- стоимость расчетов;
- обеспечение информационного и алгоритмического сопряжения смежных задач управления затратами и системы управления предприятия в целом;
- обеспечение оперативности управления затратами и ее соответствие динамике процесса производства и управления в целом;
- точность расчетов;
- возможность реализации новых задач управления.
Задачи по управлению затратами многовариантны, они решаются на основе большого числа взаимодействующих, а подчас и противоречивых факторов, которые порождают множество различных вариантов решений и схем управления. Применять принцип оптимума не всегда целесообразно из-за его сложности и специальных требований, поэтому при определении сферы компьютеризации необходимо задачи, относящиеся к первому классу (требующие компьютеризации), разделить на два подкласса: поддающиеся формализации и требующие оптимизации; не поддающиеся формализации и не требующие оптимизации.
Основной признак задач первого подкласса – мног овариантность.
Выбрать наилучший вариант – задача часто невозможная при ручных методах расчета, в то же время есть задачи, не требующие нескольких вариантов расчета, т.е. решаемые методом прямого расчета.
Чтобы решать оптимизационные задачи большой размерности (а задачи по управлению затратами информационноемкие), необходимо использовать специальные экономико-математические методы, поэтому их наличие есть второй признак классификации. Примером задачи, требующей использование экономико-математических методов, может служить прогнозирование затрат на выпуск продукции. Методы ее решения многообразны, например, имитационное моделирование экономических процессов.
В результате классификации задач управления затратами по данной методике выявлено, что большинство задач требуют компьютеризации, в меньшей мере требуют непосредственной компьютеризации задачи (функции) непосредственного принятия управляющих воздействий, так как они выполняются человеком, но на основе информации, полученной с использованием компьютеров.
Предварительное определение сферы компьютеризации повысит эффективность системы за счет более рационального использования технических средств и методов управления затратами.
Управление затратами на предприятии – часть единого процесса управления предприятием, но в частном случае ее можно рассматривать как самостоятельную систему, имеющую свои специфические особенности, свой критерий управления и включающую в себя экономико-правовую, организационно-техническую и информационную стороны.
Для достижения цели функционирования управления затратами с применением компьютеров можно сформулировать следующие принципы компьютеризации при
1. Системный подход к процессу управления затратами, предполагающий взаимосвязь всех расчетов по прогнозированию, планированию, учету, калькулированию и регулированию уровня затрат, связь и взаимодействие с другими подсистемами управления предприятия, с другими субъектами по вертикали.
2. Комплексность системы, заключающаяся в максимальном охвате компьютеризацией всех операций по формированию, сбору, передаче, накоплению, обработке, отображению и использованию информации. Все задачи (расчеты) находятся в неразрывной временной, содержательной, технической, программной и информационной связи друг с другом и представляют в своей совокупности замкнутую систему управления затратами на всех стадиях жизненного цикла, распределенную по уровням, связанную входными и выходными сетевыми информационными каналами с другими системами (подсистемами) по горизонтали и вертикали.
3. Компьютеризация должна качественно улучшить систему прогнозирования, учета и калькулирования, изменить методологию формирования и распределения затрат на выпускаемую продукцию (в части обоснования уровня и увеличения доли затрат, прямо относимых на продукцию), обеспечивать работников управления точной и оперативной информацией о состоянии затрат и отклонениях их от плановых (нормативных), вырабатывать варианты управленческих решений с анализом результатов их реализации.
4. Методологическое, информационное, техническое и программное единство или совместимость по всем уровням управления (сетевая совместимость), с системой управления предприятием в целом, с региональными и другими системами управления.
5. Компьютеризация должна охватывать все уровни производства и управления, все места осуществления затрат с распределением управленческой информации о затратах по уровням.
6. Система управления затратами должна принимать информацию от людей, технических средств внутри системы и из других систем, передавать (вводить) их в ту или иную вычислительную систему, обрабатывать, накапливать информацию, выдавать в виде печатного документа или отображать в удобочитаемом виде.
Курсовая работа: Проблемы автоматизации бюджетирования
Автономная некоммерческая образовательная организация
«Одинцовский гуманитарный институт»
Факультет Экономики и менеджмента
Кафедра финансов и кредита
Курсовая работа
по дисциплине: Финансовое планирование и бюджетирование
тема: Проблемы автоматизации бюджетирования
Выполнила студентка
группы Ф-41
очной формы обучения
Пилявская Ольга Федоровна
Научный руководитель
Одинцово, 2010
Введение
Сегодня термин «бюджет» понимается уже не только как детализированный план доходов и расходов, но и как эффективный инструмент планирования, управления обязательствами и активами, а также как инструмент повышения мотивации. Это одна из составляющих системы финансового управления, предназначенная для оптимального распределения ресурсов хозяйствующего субъекта во времени. После либерализации экономики и широкого распространения доступных персональных компьютеров развитие получили автоматизированные учётные системы, которые позволили автоматизировать бюджетные процессы на предприятии, решая при этом ряд важных задач. Полноценное бюджетирование приобрело потребность в автоматизации, так как осуществление оперативного сбора, обработки и консолидирование фактических данных без нее практически стало невозможно.
Возможности специализированной автоматизированной системы бюджетирования позволяют спланировать любой многомерный бюджет с необходимой периодичностью, применять различные методики, регламентировать процедуры согласования, утверждения и контроля бюджета. Соответственно, задачами данной работы являются: рассмотрение видов, функций АСБ, а также отечественных и зарубежных их примеров. Главной целью работы является выделение всевозможных проблем при выборе, внедрении и сопровождении автоматизированных систем бюджетирования. В практической части работы приводится пример автоматизации гибкого бюджета коммерческой организации посредством средств программы Excel.
I . Теоретическая часть
1. Автоматизация бюджета на предприятии
1.1 Понятие и необходимость внедрения АСБ
На определенном этапе развития бизнеса перед руководителями большинства предприятий остро встает вопрос формирования системы бюджетирования. Это многогранная проблема, включающая в себя вопросы структурирования внутреннего информационного пространства, методологические аспекты бюджетирования и его автоматизацию.
В настоящее время все больше компаний испытывают потребность в получении оперативной и достоверной информации для принятия качественных управленческих решений. Предприятия уделяют внимание не только анализу результатов своей работы, но и планированию дальнейшей деятельности. Это выражается в стремлении эффективно использовать собственные ресурсы и возможности. На сегодняшний день одним из наиболее востребованных инструментов для оперативного планирования и управления компанией являются автоматизированные системы бюджетирования и финансового планирования.
Необходимость автоматизации очевидна и не подлежит сомнению в случае, если речь идет о текущем бюджетировании, которое требует периодической корректировки годового бюджета. Без использования программного обеспечения невозможно многовариантное планирование, столь необходимое для процесса генерации бюджета.
В годы существования СССР и наличия централизованной социалистической экономики не было экономических стимулов для создания автоматизированных систем оперативного управления финансами предприятий. Процесс автоматизации промышленности и торговли шёл по пути разработки АСБ крупных государственных структур, создаваемых на базе ЭВМ. Внедрение локальных вычислительных систем на отдельных предприятиях в большинстве случаев было возможно благодаря развитию производства отечественных микро-ЭВМ. Они охватывали все основные участки информационного поля коммерческих фирм.
С развитием рынка и повышением конкуренции, в том числе и со стороны западных компаний, российские фирмы вынуждены искать новые инструменты, которые обладали бы не только учётными функциями, но и широкими возможностями проведения анализа и поддерживающих процесс бюджетного управления. В то же время на российском рынке появились и обосновались западные специализированные системы бюджетирования, которые хотя и дороже, чем российские, но поддерживают более широкий набор функций. Они используют более современные и дорогие IT-технологии, чем российские системы, но, как правило, их внедрение обходится пользователю дешевле.
1.2 Примеры отечественных АСБ
Сегодня на российском рынке представлено более двух десятков систем автоматизации бюджетирования и внутрихозяйственной отчетности как иностранного, так и отечественного производства. Они разнообразны по своему построению, применяемым информационным технологиям, глубине проработки функций и ориентации на количество пользователей. Значительную популярность на российском рынке приобрел финансовый органайзер серии «Тор-Консультант». Он объединяет управленческую технологию с полным набором оперативного управления, инструкций и комментариев по разработке и применению конкретных бюджетных форм и компьютерные программы, позволяющие не только автоматизировать все расчеты по бюджетированию, но при необходимости и смоделировать адаптированную бюджетную схему для предприятий различных областей деятельности. На российском и украинском рынках наиболее прогрессивные управленческие системы, применяемые также и в сфере бюджетирования, предлагает корпорация «Галактика». «Галактика», формирующаяся на основе концепции MRP II, предусматривает: планирование для массового, серийного, индивидуального производства при сборке на заказ, изготовлении на заказ и на склад; единый механизм планирования сбыта, производства и снабжения; долгосрочное и оперативное планирование; консолидацию и декомпозицию планов; регистрацию фактов выполнения по товарно-сопроводительным документам; автоматическое сравнение плановых и фактических показателей с расчетом отклонений; планирование в произвольной структуре временных периодов; отражение планов в разных направлениях; сквозное перепланирование при изменении спроса или состояния производства. Эта система содержит модуль «Управление бюджетом», предназначенный для автоматического формирования плановых и фактических показателей бюджетов на основе первичной производственно-хозяйственной и бухгалтерской документации.
Для наглядного представления рассмотрим ряд выполняемых задач в области бюджетирования в системе «Галактика»:
— автоматическое построение консолидированных бюджетов для любой сложной организационной структуры управления предприятия;
— автоматизацию процедуры согласования бюджетов и хранения данных на всех этапах согласования;
— обеспечение гибкости бюджетирования, что создает возможности для формирования и анализа различных вариантов бюджетов;
— гибкая наладка аналитических признаков статей и их визуального изображения в типовых формах бюджетов;
— гибкая наладка отражения форм бюджетов для каждого подразделения;
— формирование плановых показателей бюджетов по оперативным планам
— формирование фактических показателей бюджета в автоматическом режиме на основе оперативных и бухгалтерских данных;
Кроме того, на отечественном рынке предлагает свои специализированные пакеты прикладных программ компания «Диск», а именно: «ДИСК: универсальная учетная система + ФП + ПП». В нем реализовано бюджетирование.
НПП «Информационные технологии», ведущий украинский разработчик корпоративных информационных систем для крупных и средних промышленных предприятий, предлагает на рынке полнофункциональную ERP, MRP II систему «ИТ–Предприятие», которая создает условия для комплексной автоматизации деятельности всех служб промышленного предприятия.
Для автоматизации бюджетирования в крупных корпорациях и холдинговых компаниях часто используется программная продукция, относящаяся к определенному классу интегрированных систем управления (ИСУ).
Специалисты группируют ИСБ в следующие основные классы: MRP (Manufacturing Require-ments Planning): предусматривает управление производством
— MRP II (Manufacturing Resource Planning): включает бизнес-планирование, планирование спроса, реализации, производства, потребности в материальных ресурсах, производственных мощностях, управление заказами клиентов, оценку выполнения и т. п.;
— ERP (Enterprise Resource Planning): предусматривает управление всеми разновидностями ресурсов предприятия,
— ERP II (Enterprise Resource and Relationship Planning) создает возможности для управления внешними отношениями предприятия с поставщиками, заказчиками, партнерами
Все интегрированные управленческие системы позволяют упорядочить производственные процессы, минимизировать временные потери на всех операциях, снизить брак, отработать документооборот. Но системы таких классов чрезвычайно дороги, характеризуются низким уровнем адаптивности, длительностью внедрения, наладки и тестирования, сложностью обучения пользователей. Наиболее известные системы автоматизации бюджетирования, которые разрабатываются в высокоразвитых странах на основе соответствующих классов интегрированных управленческих систем, — SAP/R3, BAAN IV, IFS и прочие. Из российских также можно привести в пример системы «Инталев: Бюджетное управление», «КИС: Бюджетирование», «Контур Корпорация. Бюджет Холдинга»; из зарубежных — Geac Performance Management, Hyperion Planning. Данные программы ориентированы в первую очередь на средние предприятия, решающие в процессе осуществления своей деятельности множество неоднородных задач.
Все рассмотренные программы позволяют формировать бюджеты как для организации в целом, так и для ее отдельных структурных подразделений. Более того, большинство программ допускают формирование бюджетов для отдельных направлений деятельности предприятия. Таким образом, достигается автоматизация индивидуальной технологии планирования в части разработки собственных бюджетных форматов и режимов их консолидации.
Однако внедрение компьютерной программы — отнюдь не достаточное условие функционирования системы бюджетирования на предприятии. Автоматизация бесполезна, если не существует его методологической концепции и не сформирована информационная платформа. Не следует забывать, что бюджетирование является составной частью процесса управления предприятием, который опирается на управленческий учет. И если на предприятии не существует управленческого учета, отделенного от бухгалтерского, то вряд ли можно говорить об эффективной системе управления и полноценности ее составляющих.
Однако, если на предприятии имеются все эти требования, то автоматизация поможет только улучшить процесс бюджетирования засчет своей функциональной составляющей. Рассмотрим ее далее.
1.3 Функциональные возможности АСБ
Для начала рассмотрим общие цели и функции, которые выполняют автоматизированные системы бюджетирования для того, чтобы в дальнейшем перейти к конкретным примерам. Прежде всего, это полный цикл управления, включающий в себя процессы планирования, оперативного контроля, учёта в формате бюджетов и анализ бюджетных отклонений.
Под функцией планирования в бюджетировании понимается процесс получения бюджетной информации на будущие периоды, представленной с определённой степенью вероятности.
Функция контроля необходима для отслеживания исполнения утверждённых планов и предупреждения нарушений бюджетной дисциплины на основе данных о предполагаемых хозяйственных операциях непосредственно перед их совершением. Учёт традиционно заключается в отслеживании исполнения утверждённых планов на основе данных о совершённых хозяйственных операциях. На стадии анализа осуществляется сравнение бюджетной информации и интерпретация полученных отклонений (в том числе анализ план/план, план/контроль, план/факт).
Выполнять данные функции могут как отдельные модули бюджетирования в рамках интегрированной КИС, так и специализированные программные продукты, разработанные специально для бюджетирования. Однако на практике АСБ либо ограниченно поддерживает основные этапы, полностью реализуя поддержку одного из них, либо какие-то из этапов бюджетного цикла не поддерживаются вообще. С точки зрения функциональной ориентации АСБ можно выделить системы следующих типов:
· АСБ, ориентированные на управленческий учёт (в основном это те бюджетные системы, которые выросли из российских систем бухгалтерского учёта) (“У”);
· план-ориентированные АСБ, т. е. системы, предназначенные для разработки планов и анализа выполнения планов (“П”);
· АСБ, ориентированные на контроль исполнения бюджетов, где задачи бюджетирования тесно связаны с функциями документооборота, контролем исполнения лимитов и ограничений на использование бюджетных средств (“К”);
· АСБ, ориентированные на проведение многомерного OLAP-анализа бюджетных данных (“А”).
Сведения о функциональной специализации для выбранных систем даны в табл. 1.
Таблица 1. Функциональная специализация систем бюджетирования
№п/п | Программный продукт | Функциональная специализация |
1 | Инталев: Корпоративные финансы 2004 | У |
2 | Инталев 2005 v. 8.0 | К, У |
3 | BusinessBuilder PlanDesigner | П, А |
4 | ERA:Budgeting (Active Planner) | П |
5 | Oracle Financial Analyzer | П, А |
6 | Hyperion Pillar | А |
7 | Adaytum e.Planning | П |
8 | Comshare MPC | П, А |
9 | КИС: Бюджетирование. NET | П |
10 | Финансовый органайзер Красный Директор |
П |
Реализация перечисленных функции автоматизированными системами бюджетирования происходит в разрезах:
— бюджета продаж
— оперативных бюджетов
— прогнозе исполнения бюджета
— контроля и анализа исполнения бюджета.
1.Бюджет продаж
Прогнозирование в процессе бюджетирования является лишь одной из составляющих, но его значение нельзя недооценивать. Только качественный прогноз позволяет построить адекватные бюджеты. Но к сожалению, большинство рассмотренных программ не обеспечивают возможности прогнозирования на основе статистических данных. Исключение составляют Comshare MPC с выделенным модулем прогнозирования, содержащим десять различных методов анализа временных рядов и правилом выбора оптимального результата; «Контур Корпорация. Бюджет Холдинга» с возможностью «экстраполяции фактических данных предыдущих периодов с учетом весовых коэффициентов, моделирующих влияние внешних и внутренних факторов, для расчета прогнозируемых величин прибыли»; «Галактика» с механизмом прогнозирования величин некоторых видов затрат. Система Hyperion Planninig естественным образом интегрируется с системой бизнес-моделирования Business Modelling того же поставщика, реализующей различные методы прогнозирования и, в частности, построение многофакторных моделей.
Следующим шагом к составлению бюджета продаж, отправной точки составления всех прочих бюджетов, является анализ производственных мощностей. Согласование полученного прогноза продаж с детальным анализом мощностей позволяет сформировать адекватный бюджет продаж, а учет относительной прибыльности продукции — оптимальный бюджет. В реализации этого шага наблюдается существенное различие между рассмотренными продуктами: ряд программ этого вообще не делает, поскольку в некоторых зафиксированы элементарные ограничения, но есть программы, в которых производится детальный анализ, к примеру «Галактика» и «КИС: Бюджетирование». Компания «Инталев» совместно с ИТРП выпускает продукт «ИТРП+Инталев: Производство и финансы», позволяющий решать указанные задачи.
Оптимизацию бюджета продаж с учетом относительной прибыльности продукции не реализует ни одна программа, что является их недоработкой, поскольку показатели рентабельности выпускаемой продукции на этапе контроля выполнения бюджета рассчитывает большинство программ.
2. Оперативные бюджеты
Следующий этап процесса бюджетирования — составление прочих оперативных бюджетов: производственного, закупки/использования материалов, прямых трудовых затрат, общепроизводственных, общехозяйственных и коммерческих расходов.
Первые проблемы встречаются при реализации процесса составления производственного бюджета. Причем они носят принципиальный методологический характер, разделяющий множество программ бюджетирования на две категории. В одну попадают системы, в которых отсутствует процедура оперативного производственного планирования, ее яркими представителями являются Hyperion Planning и «Инталев: Бюджетное управление». Другие системы имеют в своем составе мощный модуль оперативного планирования производства.
Очевидно, что для производственных предприятий с обширным ассортиментом выпускаемой продукции и с необходимостью оперативного согласования производственных запасов с графиком производства, с ограниченными складскими ресурсами представляется весьма полезным детальное планирование производства. Особый случай — производство с динамическим бюджетом продаж, однозначно требующее детального производственного бюджета.
Бюджеты общепроизводственных, общехозяйственных и коммерческих расходов формируются всеми рассмотренными программами с большей или меньшей степенью автоматизации этого процесса: статистическим прогнозированием величины общехозяйственных расходов, учетом функциональной связи объемов продаж и величины коммерческих расходов.
Полная функциональность программ наблюдается в части составления денежного бюджета, формирующегося на основе бюджета продаж и оперативных бюджетов. Возможен учет практически всех факторов, влияющих на него: планируемые суммы дебиторской и кредиторской задолженности, отсрочки платежей, налоговые выплаты, внеоперационные доходы и расходы.
3. Прогноз исполнения бюджета
Процесс планирования завершается формированием прогнозных финансовых документов. Эти возможности реализованы во всех рассмотренных программных продуктах.
Обязательными элементами составления прогнозной отчетности являются расчет прогнозных значений финансовых показателей, определение величины маржинальной прибыли и расчет плановой себестоимости. Однако утверждать, что получаемая таким образом совокупность бюджетов является единственно верным ориентиром для руководства предприятия, не стоит. Причина тому — стохастическая природа ряда факторов, формирующих прибыль предприятия, и в первую очередь объемов продаж. Именно поэтому невозможно однозначно определить, какие значения примут те или иные факторы. В связи с этим возникает необходимость формирования нескольких вариантов бюджетов, соответствующих различным сценариям развития ситуации, то есть осуществление гибкого бюджета.
Большинство рассмотренных программ реализуют этот подход. Они допускают по крайней мере три наиболее важных варианта — оптимистичный, пессимистичный и наиболее ожидаемый. Некоторые продукты имеют в своем арсенале функционал, позволяющий создавать непрерывную модель функционирования предприятия, то есть допускают ведение непрерывного бюджета.
4. Контроль и анализ исполнения бюджета
Все рассмотренные программы реализуют прежде всего процесс отслеживания исполнения бюджетов. Предусмотрены различные режимы контроля, в частности мягкий и жесткий. Анализ исполнения бюджетов может проводиться в различных разрезах, например, бюджета движения денежных средств — по статьям, а бюджета продаж — по товарам. При этом многими разработчиками хорошо продумано визуальное представление получаемой информации.
Кроме непосредственного контроля исполнения бюджетов необходимо проводить коррекцию бюджетных статей на фактические данные, следовательно, в программе должна быть реализована концепция текущего бюджета. Все рассматриваемые продукты позволяют делать это в том или ином формате. Кроме того, в программах реализованы методы анализа отклонений (так называемый план-фактный анализ), которые вместе с факторным анализом, анализом чувствительности, также реализованными во всех рассмотренных программах, позволяют принимать взвешенные управленческие решения.
автоматизированный бюджетирование стоимость сопровождение
2. Проблемы автоматизации бюджетов
Проблема выбора средств автоматизации бюджетирования на предприятии – тема актуальная для многих предприятий. При выборе АСУ предприятия сталкиваются с рядом проблем, половина которых вытекает из неправильного выбора автоматизированной системы, а вторая половина связана с организационной несогласованностью действий клиента и компании, осуществляющей внедрение.
Из первого блока проблем выделяются следующие:
— проблема выбора метода внедрения АСУ
— скрытая функциональность системы
— возможность адаптации и открытость АСУ
— реальная стоимость внедрения и сопровождения
Рассмотрим подробнее сущность перечисленных проблем и возможные варианты их решения.
1.Проблема выбора метода внедрения АСУ
Основные проблемы автоматизации бюджетирования заложены в финансовой модели бюджетирования, которую для себя определяет и реализует предприятие. Существует два основных подхода к автоматизации этой финансовой модели, с помощью которой рассчитываются бюджеты. Согласно первому, наиболее распространенному варианту, постановку бюджетирования нужно начинать с выбора программного продукта, который можно будет настроить в соответствии с нуждами конкретного предприятия. Причем это можно сделать достаточно быстро, и автоматизированная система бюджетирования заработает через несколько месяцев.
Второй подход предполагает в качестве первого этапа разработку методологии и регламентов бюджетирования, которые затем в течение определенного времени будут отрабатываться на предприятии. Далее компании предстоит сделать выбор: либо искать максимально удобную информационную систему, либо разрабатывать ее собственными силами или через стороннюю организацию. Схематично две основные стратегии автоматизации бюджетирования представлены на рис. 1.
Конечно, оба этих подхода не являются безупречными. Если компания выбирает первый вариант, то главное — убедиться в том, что методология, «зашитая» в программе, соответствует потребностям данной организации. Как показывает практика, при выборе первого варианта стратегии анализ и планирование проекта либо вообще отсутствуют, либо этот этап настолько минимизирован, что при внедрении системы автоматизации возникают большие сложности. И проблема, как правило, заключается в несоответствии методологии, «зашитой» в программном продукте, потребностям компании.
Компании, выбирающие данный путь, считают, что постановка бюджетирования — достаточно простая задача. Поэтому аналитический этап сводится к выбору программы и подрядчика, который будет выполнять проект по ее внедрению. И, если компания твердо не знает, чего хочет добиться от проекта, она не сможет выдвинуть четкие требования к программному продукту и той методологии, которая должна быть в нем реализована.
Второй метод автоматизации бюджетирования используется гораздо реже, чем первый. Причем основной причиной его выбора становится не наличие четкой стратегии и плана реализации проекта по постановке бюджетирования, а то, что компания не смогла найти свою программу за приемлемую цену. Второй подход, конечно же, требует больших усилий на этапе постановки бюджетирования, поскольку предполагает «ручной» сбор информации при планировании бюджетов и формировании отчетов об их исполнении. 2. Скрытая функциональность системы
Функциональность, стоимость и трудозатраты по внедрению – одни из важнейших факторов при выборе программы. Однако объективно оценить преимущества той или иной системы очень сложно, потому что, несмотря на достаточно агрессивную маркетинговую компанию многих фирм, информативность, предлагаемых ими материалов не высока. Обычно акцент ставиться либо на невысокую стоимость, что характерно для отечественных разработчиков, либо на перечислении наименований компаний, где система уже внедрена. И в том и другом случаях, как правило, нет возможности получить информацию о том, какой функциональностью обладает система.
3. Возможность адаптации и открытость АСУ
Внедрение новой автоматизированной системы не означает отказ от наработанных методов планирования, а прежде всего сокращение временных и людских затрат на выполнение рутинных операций. Поэтому автоматизированная система бюджетирования должна обладать возможностями ее 100%-ой настройки на принятую схему планирования, а не наоборот. Система должна позволять пользователю использовать как уже заложенные в систему алгоритмы типовых расчетов, так и самому определять собственные.
Также необходимо определить степень «открытости» данной автоматизированной системы, т.е. возможность ее интеграции с имеющимися в банке автоматизированными системами. Современная автоматизированная система должна не только поддерживать гибко настраиваемый импорт/экспорт фактических данных из учетных систем, но и обладать возможностями отслеживания лимитов по статьям, нормативов и других ключевых показателей и выдавать соответствующие предупреждения.
Немаловажным при взаимодействии учетных автоматизированных систем и системы бюджетирования является технология обновления бюджетных справочников. Полноценное обновление предполагает хронологический учет всех изменений, таких как добавление, удаление, объединение, дробление, изменение наименований для статей, единиц организационной структуры и т.д.
4. Реальная стоимость внедрения и сопровождения
Совокупная стоимость системы складывается из стоимости покупки лицензии, внедрения и технической поддержки системы. Перед покупкой лицензий полезно заранее знать включает ли техническая поддержка консультации по реализованной модели бюджета или лишь обновление до новый версий и исправление ошибок в старых. В таблице 2 приведены стоимостные параметры, которые характерны как для отечественных, так и зарубежных систем.
Таблица 2. Структура стоимости и срок внедрения автоматизированной системы бюджетирования
№ п/п | Характеристики | На что следует обратить внимание |
1 | Стоимость лицензий | В Договоре необходимо уточнить спецификацию ПО, точно определить какие программные продукты будут поставлены разработчиком. Это позволит исключить ситуацию, когда необходимая функциональность единой системы бюджетирования, будет обеспечиваться множеством программных продуктов данного разработчика, каждый из которых обладает избыточной или недостаточной функциональностью. |
2 | Стоимость дополнительного программного обеспечения | Зачастую базовая конфигурация без дополнительных модулей не отвечает всем функциональным и техническим требованиям. Лучше узнать об этом до покупки лицензий на ПО. В случае использования в качестве базы данных программного обеспечения сторонних разработчиков необходимо уточнить наличие в банке лицензий на такое ПО и оценить его стоимость. |
3 | Стоимость услуг по внедрению | Услуги фирмы-поставщика, как правило, дешевле, чем услуги консультантов, например, из первой пятерки. Основной критерий выбора того, кто осуществляет внедрение это уровень знаний консультантов сторонней организации по линии данного программного продукта, специалистов фирмы-поставщика по специфике управления финансами в банке и, наконец, собственных специалистов. Можно минимизировать расходы на внедрение, если высокая квалификация собственных специалистов позволяет ограничиться обучением их навыкам работы с данной системой. |
4 | Техническая поддержка | Кто оказывает техническую поддержку поставщик или разработчик ПО, в случае если речь идет о зарубежной системе. |
5 | Срок поставки | Срок официальной поставки лицензий на зарубежное ПО может отличаться от заявленных нескольких дней. |
6 | Срок внедрения | Необходимо предусмотреть время на обучение сотрудников, непосредственно на внедрение и проверку функций и характеристик системы. Общий срок внедрения не должен превышать 6 месяцев. |
Очевидно, что предвидеть все возможные проблемы в договоре между сторонами невозможно. Но наиболее типичные конфликты сторон можно предотвратить, следуя заранее согласованной технологии внедрения.
Второй блок проблем включает:
— взаимное перекладывание ответственности с Заказчика на Исполнителя и наоборот;
— желание в течение периода внедрения реализовать больше, чем изначально планировалось;
— неудачный выбор времени внедрения.
1. Взаимное перекладывание ответственности обычно является следствием некачественно составленного договора на внедрение и приводит к затягиванию сроков и охлаждению отношений между клиентом и поставщиком системы. Значительно облегчает процесс внедрения автоматизированной системы бюджетирования создание совместной рабочей группы с участием специалистов Заказчика и Исполнителя. В состав такой группы рекомендуется включить ведущих специалистов Заказчика из подразделений, непосредственно занятых в процессе планирования и анализа бюджета.
Другой немаловажный фактор успеха — максимальное содействие Исполнителю в обеспечении его информационными материалами. Заказчику стоит еще до начала внедрения ознакомить Исполнителя с документацией, регламентирующий процесс бюджетирования, с тем, чтобы минимизировать время, необходимое Исполнителю для обследования. Это позволит избежать ошибок и неточности в реализации автоматизированной модели бюджета.
2. Желание в течение периода внедрения реализовать больше, чем изначально планировалось
Схема этой проблемы такова: Заказчик стремиться за оговоренную сумму использовать исполнителя на максимум возможного, а исполнитель идет на поводу, не желая портить сложившихся партнерских отношений. При этом следует помнить, что при внедрении автоматизированной системы бюджетирования важен не процесс, а результат. Поэтому по итогам проведения предварительного обследования системы планирования, используемой до автоматизации, следует детализировать календарный план и утвердить его перед началом внедрения на самом высоком уровне.
3.Неудачный выбор времени внедрения
Несмотря на то, что актуальным вопрос приобретения автоматизированной системы становиться именно в период составления ежегодного бюджета, это наиболее неудачный момент начала внедрения.
Создание макета бюджета на основе данных уже прошедшего периода также нельзя назвать удачным, так как ценность такой автоматизированной модели для практического применения не высока. Также неподходящим является время незадолго до начала составления бюджета, так как дополнительные трудозатраты на освоение нового ПО, составление бюджета, основных обязанностей специалистов банка может привести к естественному отторжению новой автоматизированной системы и отрицательным результатам. Наиболее подходящим можно считать период сразу после утверждения бюджета, составленного «ручным» способом.
5. Автоматизация гибкого бюджета
Гибкий бюджет — бюджет, охватывающий меняющийся диапазон продаж. С его помощью руководитель организации обозначает взаимосвязь между генеральным бюджетом, который не меняется в течение планового периода, и фактическими результатами. В этой части работы рассмотрим автоматизацию данного бюджета посредством средств Excel. Все возможные формулы будут отражены в таблицах. Для начала сгруппируем и подсчитаем переменные и постоянные расходы. Для суммирования и определения отклонений используются формулы суммы и разницы между ячейками. Каждая таблица будет находиться на новом листе, соответственно, номер таблицы означает номер листа. Это будет удобно для того, чтобы наглядно показать, из какого источника мы берем необходимое значение в расчетах отклонений.
Таблица 1. Гибкий бюджет
Статья | Гибкий бюджет(ячейка В) | Фактические затраты (ячейка С) | Отклонение(ячейка D) |
Переменные расходы, из них | В4+В5+В6+В7=800 | С4+D5+D6+С7=831 | С3-В3=31 |
Материалы | 300 | 326 | D4-C4=26 |
Трудозатраты | 280 | 260 | D5-C5=-20 |
Управленческие расходы | 50 | 45 | D5-C5=-5 |
Общепроизводственные расходы | 170 | 200 | D8-C8=30 |
Постоянные расходы, из них | В10+В11=250 | C10+C11=305 | С10-В10=55 |
Управленческие расходы | 100 | 140 | D11-C11=40 |
Общепроизводственные расходы | 150 | 165 | D12-C12=15 |
Всего | В3+В9=1050 | С3+С9=1136 | D3+D9=86 |
Проанализируем отклонения фактически исполненного бюджета от гибкого по следующим факторам: цена и количество материалов, трудозатраты и ставка заработной платы, доля переменных и постоянных затрат в общепроизводственных расходах. По гибкому бюджету планируется затратить 1000 единиц материалов по цене 260 руб., а фактически потрачено 1200 единицы по цене 240 руб.
Таблица 2. Расчет отклонений по фактору цены и количеству материалов
Статья | Гибкий бюджет (ячейка В) | Фактический бюджет (ячейка С) |
Затраты материалов | 1000 | 1200 |
цена | 260 | 240 |
Итого | B2*B3=260000 | C2*C3=288000 |
Отклонение по фактору цены | (C3-B2)*C2=-44000 | |
Отклонение по фактору количества материалов | (C2-B2)*B3=52000 | |
Итого отклонений | B5+B6=8000 |
Таблица 3. Расчет отклонений по трудозатратам и ставке заработной платы
Статьи | Гибкий бюджет | Фактический бюджет |
Затраты труда | 15000 | 13000 |
Ставка з/п | 150 | 175 |
Итого | B2*B3=2250000 | C2*C3=2275000 |
Отклонение по трудозатратам | (C2-В2)*С3=-300000 | |
Отклонение по ставке заработной платы | (С3-B3)*B2=325000 | |
Итого отклонений | B5+B6=25000 |
Таблица 4. Расчет отклонений по доле общепроизводственных затрат в постоянных и переменных расходах
Статья | Гибкий бюджет (ячейка В) | Фактический бюджет (ячейка С) |
Переменные расходы | ='[Гибкий бюджет.xlsx]Лист1′!$B$2=170 | ='[Гибкий бюджет.xlsx]Лист1′!$С$2=200 |
Постоянные расходы | ='[Гибкий бюджет.xlsx]Лист1′!$В$3=150 | ='[Гибкий бюджет.xlsx]Лист1′!$С$3=165 |
Затраты труда | ='[Расчет отклонений по трудозатратам и ставке заработной платы.xlsx]Лист3′!$B$2=15000 | ='[Расчет отклонений по трудозатратам и ставке заработной платы.xlsx]Лист3′!$С$2=13000 |
Нормативная ставка по постоянным расходам | В3/В4=0,01 | |
Нормативная ставка по переменным расходам | В3/В4=0,0113 |
Рассчитав необходимые отклонений с помощью таблицы Excel, остальные показатели удобно рассчитывать ручным способом. По отдельности посчитаем отклонения постоянных и переменных расходов.
1.Значение постоянных расходов по фактическому объему производства: 0,01*13000=130
Отклонение по сравнению с гибким бюджетом составляет: 165-130=35
Отклонение по объему производства составит: (15000-13000)*0,01=20
Отклонение постоянных расходов в фактическом и гибком бюджете:165-150=15
Проверка: 20+15=35
2. Значение переменных расходов по фактическому объему производства:
0,0113*13000=147
Отклонение по сравнению с гибким бюджетом составляет: 180-147=33
Отклонение по объему производства составит: (15000-13000)*0,0113=23
Отклонение постоянных расходов в фактическом и гибком бюджете:180-170=10
Проверка: 23+10=33
Исходя из проведенных расчетов, сформулируем следующие выводы:
Отклонения фактического бюджета от гибкого по факту количества материалов и цене в общем носят положительный характер, но за счет цены они отрицательные: -44000 руб. В связи со снижением трудозатрат отклонения также отрицательные: -300000руб.
Заключение
Осуществление автоматизации бюджетирования на предприятии — неотъемлемая часть управления всеми процессами на нем. С ее помощью осуществляется планирование различного вида бюджетов, контроль за их исполнением и даже прогнозирование. Но, как было рассмотрено в работе, имеется ряд проблем внедрения автоматизированной системы бюджетирования (АСБ) на предприятие. И все они начинаются от выбора способа внедрения системы и заканчивая вопросами взаимоотношений поставщика программы и фирмой-заказчиком в процессе работы АСБ. Многие проблемы могут возникнуть при внедрении зарубежной системы на отечественное предприятие, а именно ее адаптация, степень открытости, функциональные возможности при обычно высокой стоимости, связь заказчика и исполнителя.
Все проблемы решить не представляется возможным. Предприятие, собирающееся внедрить автоматизированную систему бюджетирования, должно выбрать подходящую стратегию этого процесса, программу, отвечающую требованиям самой организации, а также предусмотреть все интересующие вопросы в договоре для избежания разногласий с поставщиком.
Автоматизация бюджетирования посредством средств приложения Excel позволяет снизить рутинный труд подсчета сумм, отклонений, расчета необходимых показателей путем введения простых формул в итоговые ячейки. Но пока процесс бюджетного управления реализован в Excel в понятном, но все же примитивном виде. На первом этапе бюджетирования это неважно, если такой способ помогает руководителю принимать решения и согласовывать все бюджеты. Но потом обязательно встает вопрос выбора одной из автоматизированных систем, которые с успехом применяются во многих организациях и становятся инструментом планирования и управления компанией
Список литературы
1.Автоматизация бюджетирования: необходимость, достаточность, функциональность.
www.osp.ru/cio/2005/05/173989.html
2. Автоматизация бюджетирования на предприятии.
www.a-counter.com
3. Автоматизация бюджетирования: проблемы и решения www.klerk.ru/soft/articles/2718.html
4. Бюджетирование. Материал из Википедии – свободной энциклопедии
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5
5. Новый подход к автоматизации бюджетирования
http://www.cfin.ru/press/zhuk/2006-7/9.shtml
метки: Автоматизация, Предприятие, Система, Бюджетный, Бюджетирование, Данные, Расчет, Средство
4. Взаимодействие со сторонними организациями в рамках деятельности департамента:
5. Ежедневный мониторинг наличия денежных средств на счетах ЗАО «Телмос»; анализ достаточности денежных средств для финансирования текущей деятельности Компании;
6. Контроль за своевременным и правильным исполнением налогового календаря;
7. Организация процесса подготовки и контроль за своевременным представлением отчетов для руководства и акционеров ЗАО «Телмос», регулирующих органов, которая включает:
8. Анализ финансовых условий и визирование хозяйственных и клиентских договоров;
9. Оценка и дальнейший контроль за финансово-экономической обоснованностью долгосрочных финансовых вложений (инвестиционный анализ);
10. Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Телмос»;
11. Осуществление мероприятий по совершенствованию текущей деятельности Департамента, а именно:
Глава 3. Автоматизация бюджетного управления в деятельности финансовой службы ЗАО «Телмос»
В первой главе данного дипломного проекта были сформулированы и обоснованы критерии, которым должна соответствовать система, предназначенная для ведения бюджета. В рамках данных критериев оценка систем дана по следующим направлениям:
В таблице 1 представлен сравнительный анализ наиболее известных из существующих на сегодняшний момент систем бюджетирования.
Таблица 1.
Исходя из вышеперечисленных характеристик, можно сделать следующие выводы:
На основании сравнения и анализа вышеперечисленных систем автором была смоделирована система бюджетного управления для ЗАО «Телмос», которая полностью отвечает потребностям данного предприятия и при этом содержит элементы, присущие системам вышеперечисленных разработчиков
Система управления финансами ЗАО «Телмос» формировалась спонтанно. Сначала была создана база данных, которая включила в себя информацию по договорам, контрагентам, оборудованию и так далее. Потом был организован доступ сотрудников подразделений к этой базе данных. В процессе работы сотрудников подразделений с базой, данные в ней изменялись, а в задачу финансовой службы (в части бюджетного управления) входил сбор, анализ и корректировка измененных данных с целью формирования бюджета предприятия.
Все усовершенствования в базе производились по мере возникновения проблем или неудобств, с которыми сталкивались сотрудники при работе с ней.
Руководством ЗАО «Телмос» было принято решение о самостоятельном решении проблем бюджетного управления, без обращения в консалтинговые компании и без покупки готового программного продукта по автоматизированному финансовому управлению.
8 стр., 3565 слов
Анализ хозяйственной деятельности строительной организации как объект анализа
… Предметом экономического анализа являются хозяйственная деятельность строительной организации и её результаты, изучаемые по данным учёта … анализе хозяйственной деятельности особое значение приобретает изучение экономической эффективности технического прогресса, специализации и кооперирования, совершенствования форм и методов хозяйствования, организации и управления. При экономическом анализе …
В данном дипломном проекте система бюджетного управления смоделирована в полном объеме таким образом, чтобы упорядочить и усовершенствовать деятельность существующей.
SADT — одна из самых известных и широко используемых систем проектирования. SADT (аббревиатура выражения Structured Analysis and Design Technique — методология структурного анализа и проектирования) — это методология, разработанная специально для того, чтобы облегчить описание и понимание искусственных систем, попадающих в разряд средней сложности.
Описание системы с помощью SADT называется моделью. В SADT-моделях используются как естественный, так и графический языки. Для передачи информации о конкретной системе источником естественного языка служат люди, описывающие систему, а источником графического языка — сама методология SADT. В дальнейшем вы увидите, что графический язык SADT обеспечивает структуру и точную семантику естественному языку модели. Графический язык SADT организует естественный язык вполне определенным и однозначным образом, за счет чего SADT и позволяет описывать системы, которые до недавнего времени не поддавались адекватному представлению.
С точки зрения SADT модель может быть сосредоточена либо на функциях системы, либо на ее объектах. SADT-модели, ориентированные на функции, принято называть функциональными моделями, а ориентированные на объекты системы — моделями данных. Функциональная модель представляет с требуемой степенью детализации систему функций, которые в свою очередь отражают свои взаимоотношения через объекты системы. Модели данных представляют собой подробное описание объектов системы, связанных системными функциями. Полная методология SADT поддерживает создание множества моделей для более точного описания сложной системы.
Одна SADT-диаграмма сложна сама по себе, поскольку она содержит от трех до шести блоков, связанных множеством дуг. Для адекватного описания системы требуется несколько таких диаграмм. Диаграммы, собранные и связанные вместе, становятся SADT-моделью. В SADT дополнительно к правилам синтаксиса диаграмм существуют правила синтаксиса моделей. Синтаксис SADT-моделей позволяет аналитику определить границу модели, связать диаграммы в одно целое и обеспечить точное согласование между диаграммами. Никакой другой метод структурного анализа не позволяет так точно, как SADT, соединять диаграммы в тщательно организованные комплекты, называемые моделями.
SADT-модель является иерархически организованной совокупностью диаграмм. Диаграммы обычно состоят из трех-шести блоков, каждый из которых потенциально может быть детализирован на другой диаграмме. Каждый блок может пониматься как отдельный тщательно определенный объект. Разделение такого объекта на его структурные части (блоки и дуги, составляющие диаграмму) называется декомпозицией.
Декомпозиция формирует границы, и каждый блок в SADT рассматривается как формальная граница некоторой части целой системы, которая описывается. Другими словами, блок и касающиеся его дуги определяют точную границу диаграммы, представляющей декомпозицию этого блока. Эта диаграмма, называемая диаграммой с потомком, описывает все, связанное с этим блоком и его дугами, и не описывает ничего вне этой границы. Декомпозируемый блок называется родительским блоком, а содержащая его диаграмма — соответственно родительской диаграммой. Таким образом SADT-диаграмма является декомпозицией некоторого ограниченного объекта.
Принцип ограничения объекта встречается на каждом уровне. Один блок и несколько дуг на самом верхнем уровне используются для определения границы всей системы. Этот блок описывает общую функцию, выполняемую системой. Дуги, касающиеся этого блока, описывают главные управления, входы, выходы и механизмы этой системы. Диаграмма, состоящая из одного блока и его дуг, определяет границу системы и называется контекстной диаграммой модели. Таким образом, этот блок изображает границу системы: все, лежащее внутри него, является частью описываемой системы, а все, лежащее вне него, образует среду системы.
SADT-модели развиваются в процессе структурной декомпозиции сверху вниз. Сначала декомпозируется один блок, являющийся границей модели, на одной диаграмме, которая имеет от трех до шести блоков, затем декомпозируется один (или больше) из этих блоков на другой диаграмме с тремя-шестью блоками и т.д. Название диаграммы совпадает с названием декомпозируемого блока. Результатом этого процесса является модель, диаграмма верхнего уровня которой описывает систему в общих терминах «черного ящика», а диаграммы нижнего уровня описывают очень детализированные аспекты и операции системы.
Контур Корпорация. Бюджет. Разработчик: Intersoft Lab. Партнер: ТрастКонто. |
|
1. Состав и свойства информационных объектов |
|
1.1. Измерения бюджетных статей |
Система поддерживает все необходимые измерения для ведения бюджета многофилиальной организации. Бюджет можно планировать и анализировать в следующих разрезах:
|
1.2. Бюджетные планы статей |
В системе предлагаются планы статей для ведения:
Состав статей этих планов может быть изменен и настроен под задачи конкретной организации. Кроме того, можно дополнительно создать свои бюджетные планы, их состав неограничен. |
1.3. Первичная информация |
Система построена на базе Хранилища данных, в котором может быть собрана вся необходимая первичная информация для бюджетирования:
|
2. Функциональность и алгоритмы системы |
|
2.1. Алгоритмы планирования |
Реализация технологии «скользящего бюджета». В системе предусмотрена возможность планирования по кварталам с разбивкой по месяцам. |
2.2. Алгоритмы учета и исполнения бюджета |
Предлагаемое в системе Хранилище ориентировано также на хранение первичных данных бухгалтерского учета. Механизм интеграции системы позволяет собирать эти данные из различных внешних источников, а специальные алгоритмы рассчитывать на их основе фактические значения бюджетных статей.
Штатные режимы системы обеспечивают расчет значений статей по данным внесистемного учета, находящимся в Хранилище (бюджетным документам, показателям и др. первичным данным). |
2.3. Агрегация и консолидация учетных данных |
В системе выполняется автоматическая агрегация значений бюджетных статей по временным периодам и по иерархии статей в плане.
Система обеспечивает автоматический расчет: |
2.4. Аллокация и трансферты |
Для описания алгоритмов аллокаций и трансфертов могут использоваться языки Python и Visual Basic. |
2.5. Алгоритмы расчета финансовых результатов |
По итогам этапов бюджетирования (планирования, учета исполнения бюджета) рассчитывается ряд показателей, в частности, смета капитальных вложений по бизнесам и подразделениям, расходы на каждого сотрудника, финансовый план по бизнесам и подразделениям и др. |
3. Организация работы пользователя с системой |
|
3.1. Автоматизация коллективной работы с бюджетом |
Пользователи могут работать с Хранилищем данных через клиентские приложения в локальной сети, через удаленных клиентов и web-клиентов. Пользователь может вводить, редактировать, просматривать и анализировать бюджетные данные, в зависимости от заданного для него уровня доступа. Коллективно составляя бюджет в едином Хранилище, все пользователи могут интерактивно взаимодействовать друг с другом, обсуждая и согласовывая бюджетные показатели. |
3.2. Удобства в работе с системой |
OLAP-анализ. С помощью OLAP-клиента Контур Стандарт можно выполнят ь динамический анализ данных Хранилища, генерировать «на лету» произвольные отчеты. В составе OLAP-клиента предлагается набор готовых форм динамических отчетов для получения и анализа финансовых планов по бизнес – направлениям и подразделениям, сметы капитальных вложений, структуры доходов и расходов по сотрудникам и др. |
3.3. Секретность и безопасность данных |
Типы пользователей и права доступа. В системе предопределены следующие группы пользователей: В специальном журнале протоколируются все действия пользователей системы. |
4. Архитектура, платформа, средства интеграции |
|
4.1. Архитектура |
Система построена на базе Хранилища данных. Хранилище данных имеет реляционную (relational) архитектуру со схемой «снежинка» (ROLAP). Архитектуру Хранилища данных можно сделать гибридной (HOLAP), используя многомерные БД в качестве витрин данных, в которые будет импортироваться информация из Хранилища. Структура Хранилища данных настроена на хранение бюджетных данных (бюджетных планов), данных бухгалтерского учета (лицевых и балансовых счетов, документов), данных внесистемного учета (бюджетных документов и др.) |
4.2. Программно – аппаратная платформа |
|
4.3. Средства расширения функций системы |
Система открыта для расширения и модернизации ее функциональных возможностей. Разработчику новых приложений предлагаются:
Редактор макропрограмм для написания программного кода на языках Python и VB Script. |
4.4. Средства интеграции с другими средствами автоматизации |
|
Comshare MPC. Разработчик: Comshare Software. Партнер: Корус Консалтинг |
|
1. Состав и свойства информационных объектов |
|
1.1. Измерения бюджетных статей |
Основные измерения, необходимые для ведения бюджета реализованы следующим образом:
Клиенты, потребители и поставщики. Могут быть представлены как отдельные измерения бюджетных статей. |
1.2. Бюджетные планы статей |
В системе нет понятия «бюджетный план». Вместо этого статьи бюджета объединяются в группы, причем каждая статья может быть включена одновременно в несколько групп. Заполнение группы статей может быть закреплено за каким-то одним конкретным подразделением. Система позволяет хранить неограниченное количество различных версий бюджета. Основные свойства бюджетных статей:
|
1.3. Первичная информация |
В системе не хранятся первичные данные (платежные поручения, мемориальные ордера, бюджетные документы, заявки и т.д.), которые могут быть использованы для расчета значений бюджетных статей. В качестве первичной информации представляются только данные по плановым расходам на зарплату сотрудников и амортизационным начислениям, причем в рамках отдельного модуля. Система имеет механизмы поддержки финансовой логики. Например, каждая статья бюджета может быть одного из двух типов — статья Баланса и статья Отчета о прибылях и убытках. Это влияет на алгоритм расчета значений по ней. |
2. Функциональность и алгоритмы системы |
|
2.1. Алгоритмы планирования |
|
2.2. Алгоритмы учета и исполнения бюджета |
|
2.3. Агрегация и консолидация учетных данных |
Агрегация может производиться во всех аналитических разрезах в режиме реального времени. Все вычисления выполняются на сервере.
В системе реализованы различные алгоритмы консолидации. По умолчанию данные на более высоком уровне рассчитываются путем суммирования данных нижних уровней. |
2.4. Аллокация и трансферты |
|
2.5. Алгоритмы расчета финансовых результатов |
Система имеет механизмы поддержки финансовой логики (дебет/кредит, актив/пассив и т.д.). Например, можно рассчитать исходящий остаток по балансовому счету за период как сумму его входящего остатка и оборотов, определяемых как значение по некоторой статье. Система может автоматически выполнять перекрестную проверку значений указанных статей. |
3. Организация работы пользователя с системой |
|
3.1. Автоматизация коллективной работы с бюджетом |
Многопользовательская работа в едином информационном пространстве — это один из ключевых элементов концепции системы Comshare MPC. Все пользователи в режиме реального времени работают в единой базе данных. В процессе планирования руководитель видит кто, когда и какие ввел значения, и имеет возможность вмешаться в этот процесс, самостоятельно снабжая те или иные данные пояснениями, пополняя план новыми показателями или не принимая очередной версии, если она приводит на верхнем уровне бюджета к неблагоприятной финансовой картине. Количество подобных уровней согласования бюджетов неограниченно. |
3.2. Удобства в работе с системой |
Во-первых, это разработка и предоставление по электронной почте стандартных отчетов, готовых к распечатке. Во-вторых, это подготовка отчетов пользователями «на лету» с помощью встроенной в систему OLAP-компоненты. OLAP-отчеты имеют устойчивую связь с базой данных. |
3.3. Секретность и безопасность данных |
Права пользователей в системе настраиваются в зависимости от их роли в процессе бюджетирования, а также от права доступа к той или иной структурной единице. В системе выделяются следующие группы пользователей: Для ведения пользователей и групп пользователей в системе предусмотрен отдельный модуль.
Фиксируется кто, когда и какие устанавливал значения и выполнял корректировочные проводки по бюджетным статьям. |
4. Архитектура, платформа, средства интеграции |
|
4.1. Архитектура |
Comshare MPC имеет открытую архитектуру и может функционировать на основе различных как реляционных, так и многомерных СУБД. Это реализуется за счет выделения в качестве промежуточного слоя сервера приложений. Для организации хранения данных в Comshare MPC используется схема «Звезда», которая состоит из центральной таблицы фактов (транзакций) и связанных с ней таблиц внешних ключей. Собственного Хранилища исходных первичных данных нет. |
4.2. Программно – аппаратная платформа |
Одно- или двухпроцессорный компьютер класса Pentium III. Объем памяти — 1 GBОперационная система — Windows 2000, Windows NT, Unix, AS400. СУБД — Oracle 8i, MS SQL Server 7.0 или 2000, Hyperion Essbase 5.х или 6.0, IBM OLAP Server.
Операционная система — Windows 2000, Windows NT Microsoft Internet Information Server Microsoft Internet Authentication Services
Компьютер класса Pentium с ОС Windows 95, 98, 2000 или NT 4. 128-256 MB RAM Internet Explorer 4 (Service Pack 2) или 5. Связь с локальной сетью или доступ к Интернет |
4.3. Средства расширения функций системы |
|
4.4. Средства интеграции с другими средствами автоматизации |
|
Hyperion Pillar. Разработчик: Hyperion Solutions Corporation. Партнер: Вестона (в составе холдинга Ланит). |
|
1. Состав и свойства информационных объектов |
|
1.1. Измерения бюджетных статей |
Основные измерения, необходимые для ведения бюджета, реализованы следующим образом:
Клиенты, потребители и поставщики. Присутствуют плоские справочники — предприятия, |
1.2. Бюджетные планы статей |
В системе предложен следующий состав бюджетных планов: баланс, бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств. При планировании различаются также планы задолженности, собственных средств, основных средств, позволяющие автоматическое выполнение некоторых функций, характерных для этих планов. Основные свойства статей бюджетных планов:
|
1.3. Первичная информация |
|
2. Функциональность и алгоритмы системы |
|
2.1. Алгоритмы планирования |
|
2.2. Алгоритмы учета и исполнения бюджета |
|
2.3. Агрегация и консолидация учетных данных |
|
2.4. Аллокация и трансферты |
|
2.5. Алгоритмы расчета финансовых результатов |
Автоматически выполняется расчет ликвидности, а также основных финансовых результатов в базовом финансовом инструменте. Для расчета себестоимости и подобных ей показателей необходимы дополнительные настройки. |
3. Организация работы пользователя с системой |
|
3.1. Автоматизация коллективной работы с бюджетом |
Требуется отдельный сотрудник – «администратор бюджета» для дистрибуции и консолидации бюджетов подразделений и филиалов. |
3.2. Удобства в работе с системой |
|
3.3. Секретность и безопасность данных |
|
4. Архитектура, платформа, средства интеграции |
|
4.1. Архитектура |
|
4.2. Программно – аппаратная платформа |
Персональные компьютеры под управлением Windows или Macintosh. |
4.3. Средства расширения функций системы |
|
4.4. Средства интеграции с другими средствами автоматизации |
|
Adaytum e.Planning. Разработчик: Adaytum Software. Партнер: Robertson & Blums Corporation. |
|
1. Состав и свойства информационных объектов |
|
1.1. Измерения бюджетных статей |
Допускается произвольное количество измерений. Предопределенных измерений нет. В «плоских» справочниках могут быть описаны все измерения, которые необходимы для детализации бюджета:
|
1.2. Бюджетные планы статей |
В системе нет предопределенных планов и, соответственно, нет характерной для них бизнес-логики. Допускается произвольное количество бюджетных планов, которые пользователю предстоит создать и настроить самостоятельно. Основные свойства бюджетных статей:
Встроенных типов данных «плановое значение», «фактическое значение» и «отклонение» в системе нет. План, факт и отклонение могут быть представлены как дополнительное измерение бюджетного плана. При этом расчет отклонения может быть настроен с помощью формул.
|
1.3. Первичная информация |
Документы в системе хранить нельзя. Вся первичная информация может быть представлена только как значения ячеек многомерных таблиц (например, плановое и фактическое количество продаж).
|
2. Функциональность и алгоритмы системы |
|
2.1. Алгоритмы планирования |
|
2.2. Алгоритмы учета и исполнения бюджета |
Является достаточно сложной для системы задачей, поскольку отсутствует поддержка финансовой логики (счет, двухсторонняя проводка и т.д.) и все исходные данные находятся во внешних системах. Требуется разработка специальных внешних макропрограмм.
|
2.3. Агрегация и консолидация учетных данных |
|
2.4. Аллокация и трансферты |
|
2.5. Алгоритмы расчета финансовых результатов |
Могут быть реализованы с помощью базовых механизмов системы, но потребуют дополнительной настройки. Декларируется, что в системе есть большое количество специфических встроенных функций, предназначенных для финансового планирования. Но, что конкретно они собой представляют, выяснить не удалось. |
3. Организация работы пользователя с системой |
|
3.1. Автоматизация коллективной работы с бюджетом |
Организация коллективного планирования бюджета является, пожалуй, самой сильной стороной системы. Система построена по традиционной технологии «клиент-сервер» — все пользователи в режиме реального времени работают в единой базе данных. Прогнозирование на уровне подразделений выполняется посредством специальных Web-шаблонов. Шаблоны можно настраивать, трансформируя столбцы и строки, выводя на экран или скрывая пустые и заполненные нулями поля. После того, как пользователь ввел в систему всю необходимую информацию, ее можно сохранить в системе или передать на рассмотрение и утверждение менеджеру следующего уровня. Сохраненные данные отмечаются флажком «work in process» и остаются доступными для последующего редактирования. Переданным на рассмотрение данным присваивается флажок «locked», они доступны только для просмотра. Менеджеры высшего уровня могут просмотреть статус всех шаблонов, за которые они непосредственно несут ответственность, увидеть детальную информацию по каждому изменению в отдельности и по всем изменениями в целом. После этого менеджеры высшего уровня могут принять их, либо попросить внести дополнительные изменения, либо самостоятельно исправить значения. В случае внесения дополнительных изменений менеджер получает сообщение по электронной почте о том, что ему нужно предупредить нижестоящих пользователей о необходимости внесения изменений, при этом статус изменяется с «locked» на «work in progress». В случае утверждения шаблона вышестоящим менеджером, он становится доступным для менеджера следующего уровня |
3.2. Удобства в работе с системой |
|
3.3. Секретность и безопасность данных |
Пользователям разрешено работать только с шаблонами, относящимися к их подразделению, и вводить данные в шаблоны, авторизированные для ввода. Разграничение прав доступа к данным может выполняться на уровне подразделений, групп пользователей или индивидуально. Не очень удобно то, что для каждого модуля системы существует свой отдельный интерфейс администрирования. Фиксация действий пользователей. Обеспечивается средствами СУБД и Интернет-сервера. |
4. Архитектура, платформа, средства интеграции |
|
4.1. Архитектура |
Adaytum e.Planning имеет реляционную базу данных, эмулирующую многомерные таблицы. Собственного хранилища данных нет. Система четко делится на три функциональных модуля:
|
4.2. Программно – аппаратная платформа |
Одно- или двухпроцессорный компьютер класса Pentium III. Операционная система — Windows NT Server 4. Обязательна установка 3-го , 4-го и 5-го Service pack. Объем памяти — 256 MB и 1 GB СУБД — Microsoft SQL Server 7.0 или Oracle 8i. Microsoft Internet Information Server
Компьютер класса Pentium с ОС Windows 95, 98, 2000 или NT 4. 28 MB RAM для Analyst (рекомендуется.256 MB для больших вычислений) Internet Explorer 4 (Service Pack 2) или 5. Связь с локальной сетью или доступ к Интернет |
4.3. Средства расширения функций системы |
Открытый API для программиста. Система предоставляет API для доступа к данным |
4.4. Средства интеграции с другими средствами автоматизации |
Система не обеспечивает автоматический контроль соответствия значений в таблице D-Cube и первичных данных во внешних источниках.
|
Бюджетное управление для 1С:Предприятие. Разработчик: Консультационно-внедренческая фирма «Инталев». |
|
1. Состав и свойства информационных объектов |
|
1.1. Измерения бюджетных статей |
В системе предусмотрены измерения статей — ЦФО, товар, контрагент (клиент, поставщик):
Клиенты, потребители и поставщики. Ведение иерархических каталогов контрагентов в масштабе возможностей «1С:Предприятие». |
1.2. Бюджетные планы статей |
В системе представлены следующие бюджетные планы:
Система предусматривает взаимосвязи бюджетов и логику их использования в строгом соответствии с методикой «Пять шагов». Основные свойства статей бюджетных планов:
Проводки по бюджетным статьям. В системе это скрыто. О внутренней природе установки значений по бюджетным статьям можно судить, основываясь на понимании архитектуры «1С:Предприятие». |
1.3. Первичная информация |
|
2. Функциональность и алгоритмы системы |
|
2.1. Алгоритмы планирования |
|
2.2. Алгоритмы учета и исполнения бюджета |
|
2.3. Агрегация и консолидация учетных данных |
|
2.4. Аллокация и трансферты |
|
2.5. Алгоритмы расчета финансовых результатов |
В системе хорошо проработан анализ структуры затрат, расчет безубыточности, себестоимости, маржи, рентабельности. Это обеспечивается построением дерева расчета взаимосвязанных финансовых показателей. |
3. Организация работы пользователя с системой |
|
3.1. Автоматизация коллективной работы с бюджетом |
В рамках возможностей «1С:Предприятие» очень удобно организована работа пользователей с единой базой данных. Помимо работы пользователей со статьями предусмотрен управленческий документооборот, применение которого позволяет автоматически изменять состояние статей. |
3.2. Удобства в работе с системой |
|
3.3. Секретность и безопасность данных |
|
4. Архитектура, платформа, средства интеграции |
|
Проще говорить об архитектуре, платформе и средствах интеграции системы «1С:Предприятие», чем системы «Бюджетное управление», поскольку последняя является конфигурацией первой. Поэтому в отличие от остальных систем бюджетирования, этот раздел не будет подробно рассматриваться. Единственное, на что стоит обратить внимание — это генератор отчетов. Модуль «Репортер» предназначен для формирования любой управленческой отчетности и произвольных выборок из различных баз данных (IB Database, MS SQL Server, Oracle, Sybase, DB/2, Informix, Paradox, Dbase, Access, FoxPro, а также из любых других, к которым есть ODBC-драйверы). |