Сатпаев Каныш Имантаевич | |
|
|
Дата рождения: |
12.04.1899 г. |
---|---|
Место рождения: |
Акмолинская область, Российской империи, ныне аул имени К. И. Сатпаева в Баянаульском районе Павлодарской области |
Дата смерти: |
31.01.1964 г. |
Место смерти: |
г. Москва |
Научная сфера: |
геология, металлогения |
Место работы: |
Академия Наук КазССР |
Учёная степень: |
доктор геолого-минералогических наук |
Учёное звание: |
Академик АН Казахской ССР, академик АН СССР |
Альма-матер: |
ТТИ (ТПУ) |
Награды и премии |
Сталинская премия (1942), Ленинская премия (1958), орден Ленина (1940, 1945, 1957, 1963), орден Отечественной войны 2-й степени (1945). |
Сатпаев Каныш Имантаевич (12.04.1899 г. — 31.01.1964 г.) — советский учёный-геолог, организатор науки и общественный деятель. Один из основателей советской металлогенической науки, основоположник казахстанской школы металлогении. Доктор геолого-минералогических наук (1942), профессор (1950), академик АН Казахской ССР (1946) и АН СССР (1946), первый президент Академии наук Казахской ССР. Получил известность как геолог, открывший Улутау-Джезказганское месторождение меди, бывшее на то время крупнейшим по прогнозируемым запасам.
Содержание
- 1 Биография
- 2 Научная деятельность
- 3 Труды
- 4 Награды
- 5 Память
- 6 Премия им. Сатпаева
- 7 Ссылки
- 8 Литература
Биография
Родился в Акмолинской области, Российской империи, ныне аул имени К.И. Сатпаева в Баянаульском районе Павлодарской области.
С 1909 по 1911 годы Каныш Сатпаев учился в аульной школе.
В 1911 году поступил в русско-киргизское училище в городе Павлодар, которое окончил в 1914 году с отличием. После окончания училища Каныш Сатпаев, несмотря на возражения отца Имантая, отправился на обучение в учительскую семинарию в Семипалатинске, где в связи с туберкулёзом у него возникли трудности со здоровьем. Тем не менее он получил диплом об окончании семинарии в 1918 году, сдав экзамены экстерном.
Каныш Имантаевич намеревался продолжить обучение с целью получения высшего образования, однако с аттестатом семинарии в то время в вузы принимали только при условии сдачи экзамена по математике и одного иностранного языка. Следующие полтора года Сатпаев готовился для поступления в Томский технологический институт. Параллельно с учёбой Сатпаев работал учителем естествознания двухгодичных педагогических курсов в Семипалатинске.
Работу и обучение пришлось отложить в связи с обострением туберкулёза. Почти год Сатпаев провел в родном ауле, принимая лечение и восстанавливая силы. Врачи считали, что он уже никогда не сможет продолжить учёбу, и сможет жить только в родном ауле, на свежем воздухе, принимая кумысолечение.
Находясь на лечении в Баянауле, Каныш Сатпаев начал составление учебника по алгебре для казахских школ, который он закончил в 1924 году. Данный учебник стал первым школьным учебником алгебры на казахском языке.
В 1920 году Сатпаев был назначен первым в Баянауле председателем Казкультпросвета (отдел по проведению культурно-просветительной работы среди трудящихся), созданного с укреплением советской власти. Тогда же постановлением Павлодарского ревкома он был назначен народным судьёй 10-го участка Баянаульского района.
В 1926 г. окончил Сибирский технологический институт (ТПУ).
В 1926 — 1941 гг. — инженер-геолог, руководитель отдела, главный геолог Атбасарского, Карсакпайского геологических трестов,
В 1941 — 1946 гг. — заместитель председателя, председатель президиума Казахского филиала АН СССР, организатор и первый президент АН Казахской ССР,
В 1947 — 1964 гг. — член президиума комитета по Ленинским и Государственным премиям, депутат Верховного совета СССР.
Скончался Каныш Сатпаев на 65-м году жизни, 31.01.1964 г., в Москве, после продолжительной болезни. Похоронен 3 февраля на Центральном кладбище города Алма-Аты. На могиле в 1968 году был установлен памятник скульптора А. П. Антропова, архитектора Н. А. Простакова.
Научная деятельность
Академик Иван Бардин (справа) и президент академии наук Казахской ССР Каныш Сатпаев (слева) на предприятии Карагандинского угольного бассейна. Караганда, Казахстан 01.07.1949
Национальная академия наук Казахстана
Основные труды посвящены исследованию геологии Центр. Казахстана, особенно изучению месторождений полезных ископаемых и вопросам использования их в народном хозяйстве. Труды Сатпаева способствовали выявлению в Улутау-Джезказганском районе крупного месторождения медных руд и месторождений ряда др. полезных ископаемых. Большая работа проведена им по составлению карт прогнозов полезных ископаемых.
Осенью 1926 года, проработав некоторое время в Москве после завершения учебы, Сатпаев уехал в Карсакпай. Перед ним встала задача организации и проведения первых стационарных геологоразведочных работ на медном Жезказганском и угольном Байконурском месторожденях, положивших начало планомерному выявлению запасов полезных ископаемых во всем Жезказган-Улытауском районе. В результате плодотворной работы в 1928 году Сатпаев пришел к смелому и обоснованному выводу о том, что «Жезказганский район представляет собой одну из богатейших провинций меди, в пользу которой в будущем, быть может, уступят пальму первенства не только месторождения Урала, но и большинство известных медных провинций Америки». Под руководством Сатпаева коллектив геологов добился блестящих результатов. К концу 1931 г. в недрах Жезказгана были выявлены огромные запасы руд, и он прочно занял первое место среди медных месторождений бывшего Союза. В 1938 г. было принято решение о проектировании и начале строительства Жезказганского горно-металлургического комбината. В 1940 г. за выдающиеся достижения в геологическом изучении Жезказган-Улытауского района К. И. Сатпаев был награжден орденом Ленина. Молодой горный инженер-геолог Каныш Сатпаев пятнадцать лет возглавлял комплексную геологическую службу в Жезказган-Улытауском районе.
В 1932 году К.И. Сатпаев публикует первую научную монографию «Джезказганский медно-рудный район и его минеральные ресурсы». К тому времени было установлено, что в рудах Жезказгана более 2 млн. тонн меди, а не 60 тыс. тонн, о которых говорили английские специалисты и сотрудники из Геологического комитета при СНК. Это было доказательством научного предвидения К.И. Сатпаева.
В 1934 г. на сессии Академии наук СССР К.И. Сатпаев выступает с докладом «Медь, уголь, железные, марганцевые руды и другие полезные ископаемые Джезказган-Улутауского района», в котором всесторонне обосновывает богатые перспективы Жезказганского месторождения и всего района. Ученые Москвы во главе с В.А. Обручевым убедились в безусловной победе молодого ученого.
К 1937 г. разведанные запасы меди позволили назвать Жезказган крупнейшим месторождением меди в мире и обосновать строительство здесь горнорудного предприятия.
13.02.1938 г. вышел Приказ Наркомтяжпрома о строительстве Жезказганского горно-металлургического комбината.
В 1941 г. К. И. Сатпаев назначается директором Геологического института Казахского филиала академии наук СССР, а через год он становится руководителем этого подразделения — будущей Академии наук Республики.
Осенью 1943 г. за заслуги в развитии науки и большие научные достижения К. И. Сатпаев был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР. В эти годы он особое внимание уделял ходу проектирования и строительства Казахстанской Магнитки, Балхаша и Атасуйского горнорудного комбината.
По поручению ЦК КП Казахстана и правительства республики провел большую подготовительную работу по созданию Казахской Академии наук. Создание Академии наук Казахской ССР стало итоговым результатом большой предварительной работы, проделанной К.И.Сатпаевым. В этой работе неоценимую помощь оказали ученые Москвы, Ленинграда и других городов страны, временно эвакуированные в Казахстан. Совместно с ними были разработаны меры по подготовке научных работников высшей квалификации — докторов наук, особенно из казахов; определены основные учреждения. Большая работа была проделана в области подготовки научных кадров — организована аспирантура по всем основным научным направлениям, причем в аспирантуру привлекались больше специалисты с производства. В подготовке научных кадров большую помощь научным учреждениям Казахстана оказали многие видные ученые нашей страны. Группа специалистов, преимущественно казахов, были направлены в докторантуру Академии наук СССР.
В октябре 1945 г. Правительство СССР вынесло решение об образовании Академии наук Казахской ССР. Официальное открытие республиканской Академии состоялось 1 июня 1946 года. Несомненно, это было крупнейшее событие в истории Казахстана, празд¬ник всего казахского народа.Совет Министров утвердил состав штаба науки республики. В него вошли 14 действительных членов Академии наук и 16 членов-корреспондентов.
В июне 1946 г. К. И. Сатпаев был избран первым Президентом Академии наук Казахстана. В октябре этого же года он был избран действительным академиком Академии наук СССР.
Комплекс зданий Академии наук Казахской ССР — это грандиозный архитектурный ансамбль, который был начат в 1948 и построен в 1957 году. Исключительная заслуга возведения главного штаба науки республики принадлежит первому президенту АН Канышу Имантаевичу Сатпаеву. К. И. Сатпаев занимался разработкой и формулировкой основных положений развития Академии в целом и отдельных ее научных учреждений в будущем, в частности, вопросом территориального размещения всего комплекса. Каныш Имантаевич предполагал, чтобы здание Академии отражало величие человеческой мысли, масштабность задач науки в республике.
По инициативе К. И. Сатпаева проводились выездные сессии Академии наук в крупнейших промышленных регионах республики — Усть-Каменогорске, Атырау, Караганде, Жезказгане, Кустанае. Были открыты новые академические институты: ядерной физики, математики и механики, гидрогеологии и гидрофизики, химии нефти и природных солей, химико-металлургический, горно-металлургический, ихтиологии и рыбного хозяйства, экспериментальной биологии, экономики, философии и права, литературы и искусства, языкознания.
Сатпаев лично руководил комплексным изучением природных ресурсов полуострова Мангышлак, исследованиями новых месторождений угля, нефти, газа, руд черной металлургии, активно поддерживал строительство канала Иртыш-Караганда.
Он создал и возглавил школу металлогении в Казахстане. Разработанный им комплексный подход формационного металлогенического анализа стал основополагающим для геологической науки и практики.
В 1958 году за разработку методологической основы и составление прогнозных металлогенических карт Центрального Казахстана, не имевших аналога в мировой геологической практике, группа казахстанских ученых-геологов во главе с академиком К. И. Сатпаевым была удостоена Ленинской премии. Эта работа показала роль казахстанских ученых и школы К. И. Сатпаева всему миру.
Представлял казахстанскую науку и за рубежом. В 1947 г. он в составе делегации Верховного Совета СССР посетил Англию, где достойно представлял ученых страны. Как член советской парламентской группы был принят Уинстоном Черчиллем, премьер-министром Англии Эттли. В 1958 г. К.И. Сатпаев в составе представительной делегации побывал в Китае, где принял участие в работе геологической конференции КНР.
Труды
Основные черты геологии и металлогении Джезказганского меднорудного района, в кн.: Большой Джезказган, М.—Л., 1935; О прогнозных металлогенических картах Центрального Казахстана, «Известия АН СССР. Серия геологич.», 1953, № 6; О металлогенических эпохах, формациях и поясах Центрального Казахстана, «Известия АН Казахской ССР № 124. Серия геологич.», 1953, вып. 17; О некоторых специфических особенностях геологии медистых песчаников Атбасар-Терсакканского района, там же, 1953, вып. 18; О специфике и основных этапах развития металлогении Центрального Казахстана, «Известия АН СССР. Серия геологич.», 1957, № 3.
Награды
- Сталинская премия (1942).
- Ленинская премия (1958).
- 4 ордена Ленина (1940, 1945, 1957, 1963).
- Орден Отечественной войны 2-й степени (1945).
- Почётный гражданин города Жезказгана.
- Почётный гражданин города Сатпаева.
Память
Именем К.И.Сатпаева названы:
- Институт геологических наук Академии наук Казахстана.
- Город Сатпаев в Карагандинской области (до 13 сентября 1990 года — город Никольский).
- Канал имени Каныша Сатпаева (с 22 сентября 1999 года).
- Малая планета 2402, открытая астрономом Н. С. Черных. По желанию первооткрывателя названа именем Сатпаева.
- Минерал сатпаевит с химической формулой 6Al (OH)3×3v (O2OH)×2v {O (OH)2}, обнаруженный в ванадиевых месторождениях. Цвет от канареечно-жёлтого до шафранно-жёлтого, блеск матовый, перламутровый.
- Экибастузский инженерно-технический институт.
- Казахский национальный технический университет имени К. И. Сатпаева (с 22 сентября 1999 года). В 1999 году в Алма-Ате у корпуса КазНТУ на углу улиц Сатпаева и Байтурсынова был установлен памятник К. И. Сатпаеву (скульптор Т. С. Досмагамбетов, архитектор А. С. Кайнарбаев).
- Улица Сатпаева в городе Алма-Ата и школы во многих городах Казахстана.
- Премия в области естественных наук Академии наук Казахстана. Ледник Сатпаева на северном склоне хребта Джунгарский Алатау, откуда берёт начало река Лепсы.
- Аул в Баянаульском районе Павлодарской области.
- Установлены памятники в Атырау, Актау, Караганде, Павлодаре, Аксу, Алма-Ате, Баянауле, Жезказгане.
- В 2008 году в Томске на Аллее геологов установлен бюст К. Сатпаеву, вторым после его учителя М.А. Усова.
- К столетию со дня рождения К. Сатпаева Национальным банком Республики Казахстан была выпущена памятная монета номиналом 20 тенге.
- В Павлодарском государственном университете имени С. Торайгырова ежегодно, начиная с 2001 года, проводится международная научно-практическая конференция «Сатпаевские чтения».
- Улица в городе Павлодаре.
- 1999 г. объявлен ЮНЕСКО годом К.И. Сатпаева.
- 11.11.2008 г. в рамках проходящего в г. Томске Международного научно-практического форума «Минерально-сырьевая база Сибири: история становления и перспективы», посвященного 100-летию первого выпуска горных инженеров и 90-летию образования Сибирского геологического комитета, в историческом центре города Томска состоялось открытие Аллеи геологов, где прошло торжественное открытие памятника Канышу Имантаевичу Сатпаеву.
Премия им. Сатпаева
Из Постановления Кабинета Министpов Республики Казахстан от 9 янваpя 1995 г. N 23 «О подготовке инженеpных и научных кадpов для Республики Казахстан в Томском политехническом унивеpситете».
Положение о стипендии имени К.И. Сатпаева в Томском политехническом университете.
1. Стипендия имени Каныша Имантаевича Сатпаева, первого Президента Академии наук Казахской ССР, выпускника Томского политехнического университета, учреждается для студентов, обучающихся в Томском политехническом университете по направлению Министерства образования Республики Казахстан.
Ее цель — содействовать сотрудничеству в подготовке инженерных и научных кадров для Республики Казахстан в Томском политехническом университете, укреплению дружбы граждан Содружества Независимых Государств.
2. Стипендия имени К.И. Сатпаева призвана:
развивать творческую инициативу студентов;
привлекать их к научно-исследовательской и конструкторской работе;
стимулировать высокую успеваемость и приобретение профессиональных качеств;
побуждать студентов к активной общественной работе.
3. Стипендии имени К.И. Сатпаева присуждаются ежегодно, их количество определяет Совет Республиканского фонда подготовки инженерных и научных кадров.
4. Решение о присуждении стипендии имени К.И. Сатпаева выносится на основе представлений факультетов Томского политехнического университета, заместителя Министра образования Республики Казахстан, председателя (или его заместителя)Республиканского фонда подготовки инженерных и научных кадров.
5. Стипендия устанавливается в размере 200 процентов от базовой и присуждается на один учебный год, начиная со второго курса.
6. Именной стипендиат имеет право на одну-две поездки ежегодно в любой район Казахстана с полной оплатой расходов за счет средств Республиканского фонда подготовки инженерных и научных кадров, а также преимущество перед другими претендентами при командировании на учебу за границу, на оплату творческих командировок по представлению декана факультета.
7. Средства на выплату стипендии выделяет Республиканский фонд подготовки инженерных и научных кадров.
Ссылки
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%82%D0%BF%D0%B0%D0%B5%D0%B2,_%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D1%8B%D1%88_%D0%98%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
http://www.kstu.kz/satpaev-kany-sh-imantaevich/
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/110376/%D0%A1%D0%B0%D1%82%D0%BF%D0%B0%D0%B5%D0%B2
http://novikovv.ru/kanish-satpaev/osnovatel-akademii-nauk-kazachstana
http://adilet.zan.kz/rus/docs/P950000023_/compare
Литература
Журнал «Томский политехник». Издание Ассоциации выпускников ТПУ. № 10, 2004 – 199стр.
Каны́ш Иманта́евич Сатпа́ев, каз. Қаныш Имантайұлы Сәтбаев — советский академик, геолог, организатор науки и общественный деятель. Один из основателей советской металлогенической науки, основоположник казахстанской школы металлогении
Каны́ш Иманта́евич Сатпа́ев родился 31 марта 1899, в ауле № 4 в Павлодарском уезде Семипалатинской области Российской империи (ныне аул имени К. И. Сатпаева Баянаульского района Павлодарской области) в семье бия. Он был младшим ребёнком: у него были старшие брат и сестра
С 1909 по 1911 годы Каныш Сатпаев учился в аульной школе. В 1911 году поступил в русско-казахское училище в городе Павлодар, которое окончил в 1914 году с отличием. После окончания училища Каныш Сатпаев, несмотря на возражения отца Имантая, отправился на обучение в учительскую семинарию в Семипалатинске, где в связи с туберкулёзом у него возникли трудности со здоровьем. Тем не менее он получил диплом об окончании семинарии в 1918 году, сдав экзамены экстерном.
Каныш Имантаевич намеревался продолжить обучение с целью получения высшего образования, однако с аттестатом семинарии в то время в вузы принимали только при условии сдачи экзамена по математике и одного иностранного языка. Следующие полтора года Сатпаев готовился для поступления в Томский технологический институт. Параллельно с учёбой Сатпаев работал учителем естествознания двухгодичных педагогических курсов в Семипалатинске.
Работу и обучение пришлось отложить в связи с обострением туберкулёза. Почти год Сатпаев провел в родном ауле, принимая лечение и восстанавливая силы. Врачи считали, что он уже никогда не сможет продолжить учёбу, и сможет жить только в родном ауле, на свежем воздухе, принимая кумысолечение.
Находясь на лечении в Баянауле, Каныш Сатпаев начал составление учебника по алгебре для казахских школ, который он закончил в 1924 году. Данный учебник стал первым школьным учебником алгебры на казахском языке.
В 1920 году Сатпаев был назначен первым в Баянауле председателем Казкультпросвета (отдел по проведению культурно-просветительной работы среди трудящихся), созданного с укреплением советской власти. Тогда же постановлением Павлодарского ревкома он был назначен народным судьёй 10-го участка Баянаульского района.
В начале 1921 года состоялась встреча Сатпаева с геологом М. А. Усовым, который приехал в Баянаул на кумысолечение. Усову удалось заинтересовать юношу геологией, и в том же 1921 году Каныш Сатпаев, добровольно оставив занимаемую им должность народного судьи, отправился поступать в технологический институт. Однако уже в начале 1922 года у него опять обострился туберкулёз, и Сатпаеву пришлось оставить учёбу и вернуться в аул. Продолжение учёбы было поставлено врачами под большое сомнение. Не желая отставать от однокурсников, Сатпаев проходит курс обучения дома. В этом ему помогает М. А. Усов, часто приезжающий в Баянаул на лечение. Спустя полтора года здоровье Каныша Имантаевича улучшилось, и он вернулся на учёбу в институт, успешно окончив его в 1926 году. После окончания заведения молодой инженер возвращается на родину.
В 1926 году, окончив институт и получив квалификацию горного инженера, Каныш Сатпаев был направлен в Атбасарский трест цветных металлов на должность начальника геологического отдела, а через год (в 1927), избран членом правления данного треста.
В ведении Атбасарского треста находилось медное месторождение и недостроенный медеплавильный завод в посёлке Карсакпай. Строительство завода началось десять лет назад, когда англичане взяли в концессию у бая Карсакпая территорию и начали поиски меди. Они построили плавильный цех, частично установили оборудование, но много меди найти им не удалось. С наступлением Февральской революции англичане покинули завод, который впоследствии решила достроить советская власть. Каныш Сатпаев, как главный геолог треста, отправился туда, чтобы осмотреть местность и узнать о продвижении строительных работ. Специалисты, занимавшиеся месторождением, и руководство завода относились к перспективе развития добычи меди в регионе очень скептически. Они считали, что её запасов хватит на ближайшие 10-15 лет, не более. Однако, осмотрев местность, Каныш Имантаевич с ними не согласился. Он считал, что в районе Джезказгана имеются огромные запасы меди, которые прежде не были обнаружены. Сатпаев начал исследование местности на наличие металла. Руководство Геолкома и эксперты, которые были знакомы с Джезказганским регионом, считали идею Каныша Имантаевича обречённой на провал.
Однако в начале 1933 года Геолком принимает решение о резком сокращении финансирования разведочных работ в Джезказгане. В целях сохранения кадров и продолжения работ Каныш Имантаевич был вынужден искать дополнительные источники финансирования. Он заключил соглашение с трестами «Золоторазведка» и «Лакокрассырьё» о разведке месторождений необходимых им ископаемых. Однако имевшихся средств было недостаточно ни для сохранения, ни тем более для увеличения исследовательских работ. Сатпаев обратился за помощью к М. А. Усову и его другу, профессору В. А. Ванюкову. С их помощью Канышу Сатпаеву удалось выступить в Академии наук СССР и доказать обоснованность сделанных им выводов касательно запасов медной руды Джезказгана. В постановлении третьей сессии Академии 1934 года говорилось о необходимости строительства в течение третьей пятилетки в Джезказгане медеплавильного комбината. Сессия также поддержала предложение Сатпаева о строительстве железнодорожной линии Джезказган — Караганда — Балхаш. Затем Каныш Имантаевич обосновал свои предложения перед наркомом тяжёлой промышленности Г. К. Орджоникидзе. После этого в регионе начались широкие исследовательские работы. Впоследствии оказалось, что Джезказганское медное месторождение было на тот момент крупнейшим в мире по прогнозируемым запасам. К 1940 году в Джезказгане было построено Досмурзинское водохранилище и железная дорога, соединяющая Джезказган, Караганду и Балхаш.
За открытие Джезказганского месторождения Каныш Сатпаев в 1940 году был удостоен высшей награды страны — ордена Ленина.
Каныш Сатпаев начал задумываться над созданием в Казахстане Академии наук ещё в 1944 году. С августа того года были начаты подготовительные мероприятия. Активно велась переписка с отделом науки ЦК КПСС.
1 июня 1946 года состоялась официальная церемония открытия Академии наук КазССР. Два дня спустя, 3 июня, на первом общем собрании Академии, состоявшемся в зале заседаний Президиума Верховного Совета КазССР, Каныш Сатпаев был избран её академиком и президентом. В том же году Сатпаев был избран академиком Академии наук СССР и депутатом Верховного Совета СССР 2 созыва. В 1947 году он был избран членом Президиума комитета по Ленинским и Государственным премиям при Совете министров СССР и оставался им до конца жизни. В 1949 году Каныш Имантаевич был избран членом ЦК КП Казахстана. В 1950 году он был утверждён в учёном звании профессора по специальности «геология» и избран депутатом Верховного Совета СССР 3 созыва. В 1951 году Сатпаев, по поручению Президиума АН СССР, принял участие в организационной сессии Академии наук Таджикской ССР. На данной сессии Каныш Имантаевич был избран почётным членом таджикской академии.
Скончался Каныш Сатпаев на 65-м году жизни, 31 января 1964 года, в Москве, после продолжительной болезни. Похоронен 3 февраля на Центральном кладбище города Алма-Аты. На могиле в 1968 году был установлен памятник скульптора А. П. Антропова, архитектора Н. А. Простакова.
Вопрос школьника по предмету История
2. Укажи автора первого школьного учебника по алгебре на казахском языке:
А) Саакен Сейфуллин;
Б) Каныш Сатпаев;
В) авторы издательства НИШ.
3. «Болашақ» (действующая с 1993 года) это …
A) научная конференция;
Б) система интеллектуальных школ;
В) международная стипендия.
Ответ учителя по предмету История
Ответ:
Каныш Сатпаева
Объяснение:
Каныш Сатпаев
Образование и наука
Ликвидация неграмотности взрослого населения стала одной из неотложных задач руководства республики в 20-е годы. В апреле 1924 года в Казахской АССР было образовано общество «Долой неграмотность!». В 1921-1927 годах в республике обучалось около 200 тыс. человек. В декабре 1931 года Президиум ЦИК и СНК Казахской АССР ввели всеобщее обязательное обучение (всеобуч) для неграмотного трудящегося населения в возрасте от 15 до 50 лет. Задачу ликвидации неграмотности (ликбез) среди взрослого населения в основном удалось выполнить к началу Великой Отечественной войны. Города Алма-Ата, Караганда, Аулие-Ата стали районами сплошной грамотности. В 1939 году грамотность населения республики достигла 65%, среди казахского населения-40%. Задачу полного искоренения азбучной неграмотности удалось выполнить лишь в конце 50-х годов XX века.
Народное образование. В мае 1926 года СНК республики принял «Устав единой трудовой школы», которая имела целью «дать детям возможность приобрести знание и навыки, необходимые им для разумной организации как своей личной жизни, так и жизни в обществе трудящихся». К 1925 году в Казахстане функционировало более 2,7 тысяч школ. В Чимкенте, Алма-Ате, Туркестане были открыты специальные школы для девушек-казашек и девушек других восточных национальностей. В 1921 году вышли первые учебники на казахском языке, к написанию которых были привлечены известные представители казахской интеллигенции. Учебные пособия по родной речи, иллюстрированный букварь написал основатель казахской лингвистики А. Байтурсынов. Методику преподавания родного языка, ставившую проблему двуязычия создал Ж. Аймауытов. Составителем первого учебника алгебры для средней школы на казахском языке стал К. Сатпаев, автором учебника по географии — А. Букейханов. К 1928 году для казахских школ было издано более 30 наименований учебников. В 1924 году А. Байтурсынов адаптировал к фонетике казахского языка арабскую графику. В 1929 году казахская письменность была переведена с арабской графики на латинскую. Это нанесло тяжелый удар по системе образования, оторвало народ от огромного духовного наследия. В 1940 году казахская письменность была переведена с латиницы на кириллицу. В 1930 году было введено всеобщее начальное образование. В 1930/1931 учебном году всеобщее обязательное обучение было введено в оседлых районах, а с весны 1931 года-в районах с кочевым населением. Шефство над всеобучем взял комсомол Казахстана. В 1928 году по инициативе комсомола начался Всеказахстанский культурный поход. В конце 30-х годов в республике было 120 средних специальных учебных заведений, выпустивших более 5000 специалистов. Эффективность работы учителей школ для взрослых возросла в результате методической помощи журнала «Аул мугалим» («Аульный учитель»), В 1939 году в Казахстане 160 учителейбыли награждены орденами и медалями.
Среднее специальное и высшее образование. В 1928 году в Казахстане был открыт первый педагогический институт, которому в 1935 году было присвоено имя Абая. В 1929 году открылся Алма-Атинский ветеринарно-зоотехнический институт, в 1930 году-Казахский сельскохозяйственный институт (в 1996 году путем слияния Алма-Атинского зооветеринарного и Казахского сельскохозяйственного институтов был создан Казахский государственный аграрный университет). В 1931 году начал работу Алма-Атинский медицинский институт (с 1989 года — Казахский национальный медицинский университет имени С. Д. Асфендиярова). В 1931-1932 годах были открыты Уральский и Кызыл-Ординский пединституты. Крупным событием в культурной жизни республики стало открытие в 1934 году Казахского государственного университета им. С.М. Кирова (сейчас Казахский национальный университет им. аль-Фараби). Во время становления университета в 1930-1940 годах с КазГУ была связана педагогическая деятельность таких известных ученых, как: М. Ауэзов, М. Габдуллин, Е. Бекмаханов, Т. Тажибаев, Д. Домбровский. В 1938 году при КазГУ им. С. Кирова была открыта первая в Казахстане аспирантура. Открытие в 1934 году Казахского горно-металлургического института (сейчас Казахский национальный технический университет имени К. Сатпаева) положило начало подготовке инженерно-технических кадров в республике. В Уральске, Семипалатинске, Петропавловске, Чимкенте, Актюбинске, Караганде, Кустанае были открыты учительские институты. В 30-е годы начала развиваться система заочного обучения. Накануне Великой Отечественной войны в Казахстане действовали 20 вузов, 118 средних специальных учебных заведений, в которых обучалось 40 тыс. человек. В вузах и техникумах различных регионов СССР в 30-е годы обучалось около 20 тысяч казахстанцев. В 1940 году в Казахстане было организовано 35 профессиональных учебных заведений. Имевшиеся в Казахстане вузы и средние специальные учебные заведения отражали сырьевой характер специализации отраслей промышленности республики.
Наука. 20-30-е годы XX века стали периодом становления науки в Казахстане. Первые научно-исследовательские учреждения в Казахстане появляются в 20-х годах. Крупным центром изучения истории, этнографии, экономики края и естественных наук стало Общество по изучению Казахстана (Казахского края), созданное в 1920 году. В 1926 году на месте древнего города Тараз проводил раскопки М. Массон, советский археолог, историк-ориенталист, участник многочисленных археологических экспедиций в республиках Средней Азии, автор свыше 260 работ. Комплексная экспедиция Академии наук СССР в 1926-1927 годах осуществила статистико-экономическое, почвенно-ботаническое, геологическое, гидрогеологическое обследование всего Казахстана. В 1932 году в Казахстане была создана база Академии наук СССР. Первоначально она имела в своем составе всего 2 сектора — зоологический и ботанический. В 1935 году на основе Казахстанской базы Академии наук СССР были созданы секторы геологии и истории. В 1935 году проходила научная сессия АН СССР, посвященная проблемам разведки Урало-Эмбинского района. С Казахстанской базой Академии наук слился Казахский научно-исследовательский институт национальной культуры, включавший секторы казахского языка и литературы, народного творчества. Казахстанская база Академии наук в 1938 году была преобразована в Казахский филиал Академии наук СССР, при котором открывались научно-исследовательские институты (НИИ) различного профиля. Накануне Великой Отечественной войны в 57 научных учреждениях Казахстана (включая вузы) трудились более 1700 ученых. В 1935 году была издана первая часть «Истории Казахстана с древнейших времен», написанная профессором С. Асфендияровым. В 20-30-е годы С. Сейфуллин, С. Муканов, А. Байтурсынов, К. Жубанов создали обобщающие труды по проблемам казахского языкознания и литературоведения.
-
Первый президент Академии Наук Казахской ССР
-
Крупный центр по изучению этнографии, истории, экономики и естественных наук края в 20–30-е годы XX века
-
Центральная объединенная студия художественных фильмов на базе Алма-Атинской киностудии и эвакуированных киностудий «Мосфильм» и «Ленфильм» организована в
-
В 1926 году на месте древнего города Тараза проводил раскопки
-
Крупным событием в культурной жизни республики стало открытие Казахского государственного университета им. С.М. Кирова (сейчас Казахский национальный университет им. аль-Фараби)
-
В каком году в Казахстане был открыт первый педагогический институт, которому в 1935 году было присвоено имя Абая?
-
Составителем первого учебника алгебры для средней школы на казахском языке стал К. Сатпаев, автором учебника по географии –
-
СНК республики принял «Устав единой трудовой школы» в
-
Казахская письменность была переведена с арабской графики на латинскую в
-
В 1930–1931 учебном году всеобщее обязательное обучение было введено в оседлых районах, а с весны 1931 года
-
Советские геологи, изучавшие недра Казахстана
-
Автор(-ы) труда(-ов) по проблемам казахского языкознания и литературоведения в 1920–1930-е гг.