В 1513 году Никколо Макиавелли написал трактат «Государь» (итальянское название «Il Principe», первоначально рукопись была озаглавлена «De Principatibus» – «О княжествах»).
Флорентиец Макиавелли родился в семье юриста и быстро сделал политическую карьеру, заняв высокую должность во Флорентийской республике. После того, как Лоренцо Медичи сверг республику, Макиавелли был обвинен в 1512 году в заговоре против нового правителя и отправился в изгнание. Тем не менее, его главный трактат «Государь» посвящен именно Лоренцо Медичи, в котором Макиавелли видел государственного деятеля, способного достичь серьезных вершин, в том числе, объединить итальянские города и создать сильное государство.
Значение «Государя» заключается, в первую очередь, в том, что это первый в истории трактат, автор которого открыто и даже цинично систематизирует методы и приемы захвата и удержания власти в условиях и тирании, и республики. При этом рассуждения Макиавелли лишены эмоций, и автор «Государя» одинаково спокойно анализирует неизбежность подавления сопротивления политических оппонентов и народа, включая целесообразность казней и жестокостей, и возможность гибели самого государя вследствие заговора.
Символическое надгробие Никколо Макиавелли. Церковь Санта-Кроче, Флоренция.
Чтобы понять цинизм, но в то же время и объективность Макиавелли, достаточно перечислить способы прихода к власти, которые он разбирает: удача (умелое и решительное использование благоприятного стечения обстоятельств), доблесть, подлость или преступление, выбор решением народа или элиты. Причем Макиавелли вполне допускает захват власти через злодеяния. Он бесстрастно рассуждает о том, что максимальная жестокость целесообразна на первом этапе захвата и удержания власти, а затем следует постепенно давать мотивированные послабления, но не в качестве уступок народу или оппонентам, а как милость государя.
Трактат Макиавелли разительно отличается от политических трактатов Античности (в первую очередь, от книг Платона и Аристотеля), всегда строившихся на этической основе и подчинявшей государство интересам народа, и от Средневековых опусов, в которых государство рассматривалось как проявление Божественной воли, а не как инструмент в руках волевого государя, действующего отнюдь не по Божьему промыслу.
Конечно же, такая откровенность шокировала современников, и «Государь» был впервые напечатан уже после смерти автора в 1532 году. В 1546 году на Тридентском соборе прозвучало утверждение, что «Государь» написан рукой Сатаны, а с 1559 года трактат Макиавелли включили в первый «Индекс запрещенных книг».
Несмотря на такое неоднозначное отношение к «Государю», земляки практически сразу же после смерти Макиавелли, который умер в 1527 году в родной деревне Сен-Кашано, признали его величие и установили символическое надгробие – кенотаф – в церкви Санта-Кроче, в месте захоронения выдающихся флорентийцев.
Статуя Никколо Макиавелли на фасаде Галереи Уффицци, Флоренция.
«Государь» и сегодня остается книгой, вызывающей самые противоречивые оценки. В 2001 году этот трактат был признан Немецким литературным обществом самой спорной книгой всех времен и народов, обойдя «Лолиту» Набокова и «Молот ведьм».
Тем не менее, идеи Макиавелли и поныне используются в политике, которая со времени «Государя» осознается как искусство прихода к власти и удержания власти, а также как наука об укреплении государства и власти правителя, в менеджменте, в социальной психологии и в других современных науках.
Само понятие «макиавеллистический» используется для обозначения борьбы за власть и – шире – за достижение цели любой ценой, не взирая на средства достижения цели, а также в смысле «откровенный и циничный, не смущающийся безнравственности в политике и управлении».
Читать трактат «Государь» и другие сочинения Никколло Макиавелли.
Сочинение: Николо Макиавелли и его труд «Государь»
Николо родился рядом с городом-государством Флоренция, Италия, в 1469 году. Макиавелли жил в беспокойную эпоху, когда Римский папа мог обладать целой армией, а богатые города-государства Италии попадали один за другим под власть иностранных государств ― Франции, Испании и Священной Римской империи. Это было время постоянных перемен союзов, наёмников, переходивших на сторону противника без предупреждения, когда власть, просуществовав несколько недель, рушилась и сменялась новой. Возможно, наиболее значительным событием в череде этих беспорядочных переворотов было падение Рима в 1527 году. Богатые города, вроде Флоренции и Генуи, перенесли примерно то же, что и Рим 12 столетий назад, когда он был сожжён германской армией. В 1494 году Флоренция восстановила Республику и изгнала семью Медичи, правителей города в течение почти 60 лет. 4 года спустя Макиавелли появился на государственной службе, как секретарь и посол (в 1498 году). Макиавелли был включён в Совет, ответственный за дипломатические переговоры и военные дела. Между 1499 и 1512 годами он предпринял множество дипломатических миссий ко двору Людовика XII во Франции, Фердинанда II, и к Папскому двору в Риме. С 1502 до 1503 он был свидетелем эффективных градоустроительных методов солдата-церковника
Чезаре Борджиа, чрезвычайно способного военачальника и государственного деятеля, целью которого в то время было расширение его владений в центральной Италии. В 1503—1506 гг. Макиавелли был ответственен за флорентийскую милицию, включая защиту города. Макиавелли оказался в опале и в 1513 году был обвинен в заговоре и арестован. Несмотря ни на что, он отвергал свою причастность и был в конечном счете освобожден. Он удалился в свое поместье в Sant’Andrea в Percussina около Флоренции и начал писать трактаты, которые и обеспечили ему место в истории политической философии.
В своей работе «Государь» Никколо Макиавелли рассматривает правление главы государства с единовластной формой правления. В начале книги он классифицирует виды государства и разделяет их на два типа: республики и государства, управляемые единовластно. Способы приобретения государства он делит на наследственное либо новое (приобретенное «… либо своим, либо чужим оружием, либо милостью судьбы, либо доблестью» ). Макиавелли считает, что наследному государю легче удержать власть, потому что его подданные успели привыкнуть правящему дому; даже если он утратит власть, ему легче будет отвоевать ее обратно. Государю, правящему в смешанном государстве (если наследный царь присоединяет к своему государству новое владение) сложно удержать власть. Причиной этому он называет естественное явление, когда люди считают, что новый правитель будет лучше старого, но после смены власти все же убеждаются, что старый правитель был лучше нового, что вызывает перевороты в стране. Что касается присоединенных земель со схожим языком культурой: для правителя такого государства Макиавелли дает совет: во избежание переворотов во вновь присоединенной части государства следует полностью уничтожить род прежнего государя, а также сохранить все прежние налоги и законы — тогда завоеванные земли легко присоединятся к старым. Присоединение государства с чужой культурой Макиавелли считает сложным делом и дает такие советы для государя: либо переселиться самому во вновь завоеванные земли, либо основать там несколько колоний. Макиавелли также рассматривает государства с точки зрения того, существует ли какая-либо знать в государстве или нет. Здесь он сравнивает Францию, в которой существует знать, на привилегии которой король безнаказанно посягнуть не может, и Турцию, про которую он говорит так: «Турецкая монархия повинуется одному властелину; все прочие в государстве — его слуги; страна поделена на округи — санджаки, куда султан назначает наместников, которых меняет и переставляет, как ему вздумается». Таким образом Турцию сложно завоевать и легко удержать, потому что завоеватель встретит единогласный отпор населения и вынужден рассчитывать скорее на свои силы, чем на какие-либо внутренние раздоры. Во Франции же все наоборот — существует возможность вступить в сговор с кем-либо из знати, кто может помочь открыть завоевателю доступ в страну. Это имеет и обратную сторону, потому что потом появляется опасность со стороны союзников и покоренных силой. Далее Макиавелли говорит, что основой власти в государстве являются хорошие законы и хорошее войско. Он выделяет три вида войск: собственные, союзнические либо наемные. Макиавелли категорически против защиты страны союзническими или наемными войсками; он считает, что такие войска не способны защитить государство от решительных атак, а в мирное время способствуют разорению государства. Он приводит множество примеров, которые доказывают, что использование наемных войск идет во вред государству: «Рим и Спарта много веков простояли вооруженные и свободные. Швейцарцылучше всех вооружены и более всех свободны. В древности наемников призывал Карфаген, каковой чуть не был ими захвачен после окончания первой войны с Римом, хотя карфагеняне поставили во главе войска своих же граждан. После смерти Эпаминонда фиванцы пригласили Филиппа Македонского возглавить их войско, и тот, вернувшись победителем, отнял у Фив свободу. Миланцы по смерти герцога Филиппа призвали на службу Франческо Сфорца, и тот, разбив венецианцев при Караваджо, соединился с неприятелем против миланцев, своих хозяев. Сфорца, его отец, состоя на службе у Джованны, королевы Неаполитанской, внезапно оставил ее безоружной, так что спасая королевство, она бросилась искать заступничества у короля Арагонского».
Союзнические войска он также называет бесполезными и говорит про них: «пусть союзническое войско призывает тот, кто не дорожит победой, ибо оно куда опасней наемного. Союзническое войско — это верная гибель тому, кто его призывает: оно действует как один человек и безраздельно повинуется своему государю; наемному же войску после победы нужно и больше времени, и более удобные обстоятельства, чтобы тебе повредить; в нем меньше единства, оно собрано и оплачиваемо тобой, и тот, кого ты поставил во главе его, не может сразу войти в такую силу, чтобы стать для тебя опасным соперником. Короче говоря, в наемном войске опаснее нерадивость, в союзническом войске — доблесть». Макиавелли доказывает, что собственное войско — лучший вариант, а государство, опирающееся на наемные и союзнические войска непрочно. Макиавелли считает, что военное дело — главная обязанность государя, которую он не может ни на кого переложить; в мирное время нужно проводить учения в войсках, заниматься тактикой и стратегией. Главным для государя Макиавелли считает умение действовать по обстоятельствам, трезво оценивать жизненные реалии.
Он считает, что лучше быть скупым царем чем щедрым, потому что бережливость позволит провести военные кампании без введения дополнительных налогов, щедрость нужна лишь на пути к власти. Если власть уже достигнута, то бережливость царя со временем приведет к лучшим результатам. Так же он считает, что лучше быть жестоким чем милосердным — «государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости. Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствует беспорядку. Ибо от беспорядка, который порождает грабежи и убийства, страдает все население, тогда как от кар, налагаемых государем, страдают лишь отдельные лица». «… из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса — волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков. Тот, кто всегда подобен льву, может не заметить капкана».
Это высказывание относится к тому, как государь должен держать свое слово. Не следует сдерживать свое обещание, если это вредит интересам государства или если исчезли причины, побудившие его дать. Государь должен позаботиться о том, чтобы не вызвать в своих подданных ненависть или презрение. « Решение государя касательно частных дел подданных должны быть бесповоротными, и мнение о нем должно быть таково, чтобы никому не могло прийти в голову, что можно обмануть или перехитрить государя» — пишет Макиавелли. Конец книги посвящен разбору примеров когда государи Италии лишались своих государств и почему это произошло, а так же прогнозу на будущее.
Вывод
Макиавелли понимает, что, будучи государем, человек не имеет права быть романтиком; он должен трезво оценивать ситуацию в своей стране и поступать так, как диктуют ему обстоятельства. Конечно, многие из его советов неприменимы в современном мире, и тем не менее своим трудом он внес большой вклад в политологию. «Государь» — хороший практический труд, он обобщает опыт прошедших веков и современных ему политических событий и на основе этого делает оригинальные выводы и полезные рекомендации. Одновременно, Макиавелли пытается объяснить, почему в жизни государства происходят те или иные явления. Огромная заслуга этого труда в отделении политической жизни государства от религиозной. Впервые политика была описана как автономаня дисциплина.
- Начало
- Галерея
- Артклуб
- Магазин
- Новости
- Форум
«Государь» Никколо Макиавелли, анализ 1 384 слова читать ~9 мин.
- 0
«Государь» (в англоязычном переводе «The Prince») был написан Никколо Макиавелли и опубликован в 1532 году. Посвящение Макиавелли с заголовком «Никколо Макиавелли Великолепному Лоренцо Медичи» – это письмо Лоренцо Медичи, который был племянником Джованни Медичи (Льва X) и стал герцогом Урбино в 1516 году. Макиавелли предлагает свою книгу со свойственной ему скромностью, отмечая, что она стилистически проста и недостойна его аудитории. Макиавелли описывает свою книгу как краткое изложение своего «понимания деяний великих людей», призванное помочь Лоренцо Медичи достичь выдающегося положения в качестве князя.
Макиавелли начинает с краткой защиты того, почему он, простой гражданин, должен знать об искусстве управления больше, чем правители. Для своего оправдания он использует метафору: человек, стоящий на горе, лучше всего видит пейзаж внизу, а человек, стоящий внизу, лучше всего видит гору. Точно так же, пишет Макиавелли, “чтобы полностью постичь природу людей, нужно быть князем, а чтобы полностью постичь природу князей, нужно быть обычным гражданином”. В этом утверждении скрыта идея о том, что отстранённый взгляд наблюдателя является более надёжным ориентиром, чем практический опыт, и лучшим средством для совершенствования искусства управления.
Посвящение даёт читателю представление о предполагаемой аудитории Макиавелли. Хотя книга имеет научный тон, она не предназначена для учёных. «Государь» предназначен для того, чтобы давать советы, наставлять и влиять на умы правителей. Изначально это было своего рода практическое руководство для начинающих князей. Лишь позднее «Государь» стал рассматриваться как важный трактат по политической философии.
Макиавелли написал «Государя» как практическое руководство по управлению государством (хотя некоторые учёные утверждают, что книга была задумана как сатира и, по сути, как руководство о том, как не надо править). Эта цель очевидна с самого начала – посвящения книги Лоренцо Медичи, правителю Флоренции. «Государь» не отличается особой теоретичностью или абстрактностью; его проза проста, а логика прямолинейна. Эти черты подчёркивают желание Макиавелли дать практический, легко понятный совет.
В первых двух главах описывается сфера применения книги. В «Государе» речь идёт об автократических, а не о республиканских режимах. В первой главе даётся определение различных типов княжеств и князей; тем самым создаётся конспект для остальной части книги.
В третьей главе подробно описывается, как поддерживать составные княжества – то есть княжества, которые были созданы недавно или присоединены к другой державе, так что князь не знаком с народом, которым он правит. Глава III также представляет основные проблемы книги – политику власти, военное дело и народную добрую волю – в сжатом виде.
Главы с IV по XIV составляют сердце книги. Макиавелли даёт практические советы по целому ряду вопросов, включая преимущества и недостатки, сопутствующие различным путям к власти, как приобретать и удерживать новые государства, как справляться с внутренними мятежами, как заключать союзы и как поддерживать сильную армию. В этих главах подразумеваются взгляды Макиавелли на свободу воли, человеческую природу и этику, но эти идеи не проявляются в явном виде как темы для обсуждения до более позднего времени.
Главы с XV по XXIII посвящены качествам самого князя. В целом, эта дискуссия ведётся в соответствии с основополагающим мнением Макиавелли о том, что высокие идеалы приводят к плохому правлению. Это предположение особенно верно в отношении личных добродетелей. Определёнными добродетелями можно восхищаться ради них самих, но если князь действует в соответствии с добродетелью, это часто вредит государству.
Аналогично, некоторые пороки могут вызывать неодобрение, но порочные действия иногда необходимы для блага государства. Макиавелли объединяет эту линию рассуждений с другой: темой о том, что завоевание благосклонности населения – лучший способ сохранить власть. Таким образом, видимость добродетели может быть важнее истинной добродетели, которая может рассматриваться как помеха.
Заключительные разделы «Государя» связывают книгу с конкретным историческим контекстом: Раздробленность Италии. Макиавелли излагает свой рассказ и объяснение неудач прошлых итальянских правителей и завершает его страстной мольбой к будущим правителям нации. Макиавелли утверждает, что только Лоренцо Медичи, которому посвящена книга, может восстановить честь и гордость Италии.
Биографическая и историческая справка
Никколо Макиавелли родился 3 мая 1469 года во Флоренции, Италия, и его детство прошло спокойно, он получил гуманистическое образование, обычное для молодых людей из среднего класса эпохи Возрождения. Он также два года изучал математику бизнеса, а затем в течение следующих семи лет работал в Риме на флорентийского банкира. После возвращения во Флоренцию в 1494 году он стал свидетелем изгнания семьи Медичи, олигархических деспотов, правивших Флоренцией в течение десятилетий, и прихода к власти Джироламо Саваноролы, доминиканского религиозного фанатика, который вскоре после этого захватил власть в регионе.
Италия того времени стала ареной интенсивного политического конфликта. За контроль над Италией боролись города-государства Флоренция, Милан, Венеция и Неаполь, а также папство, Франция, Испания и Священная Римская империя. Каждая из этих держав пыталась придерживаться стратегии обыгрывания других держав друг с другом, но они также прибегали к менее благородным методам, таким как шантаж и насилие.
В тот же год, когда Макиавелли вернулся во Флоренцию, в Италию вторгся Карл VIII Французский – первый из нескольких французских вторжений, которые произойдут при жизни Макиавелли. Эти события повлияли на отношение Макиавелли к правительству, став фоном для его последующих страстных призывов к единству Италии.
Поскольку Саванорола критиковал руководство церкви, папа Александр VI прервал его правление, отлучив его от церкви в 1497 году. В следующем году, в возрасте двадцати девяти лет, Макиавелли вошёл в состав флорентийского правительства в качестве главы Второй канцелярии и секретаря Совета десяти по вопросам войны. В качестве канцлера он был послан во Францию с дипломатической миссией в 1500 году. Он регулярно встречался с папой Александром и недавно коронованным королём Людовиком XII.
В обмен на аннулирование брака Людовик помог Папе утвердить его сына, Чезаре Борджиа, в качестве герцога Романьи. Интриги этих трёх людей повлияли на политическую мысль Макиавелли, но именно Борджиа сделал больше всего для формирования мнения Макиавелли о лидерстве. Борджиа был хитрым, жестоким и порочным политиком, и многие люди презирали его. Тем не менее, Макиавелли считал, что Борджиа обладал чертами, необходимыми для любого лидера, который стремился бы объединить Италию.
В 1500 году Макиавелли женился на Мариетте ди Лодовико Корсини, с которой у него родилось шестеро детей. Три года спустя папа Александр VI заболел малярией и умер. Преемник Александра VI умер менее чем через месяц после вступления в должность, и был избран Юлий II, враг Борджиа. Позднее Юлий II изгнал Борджиа в Испанию, где тот умер в 1506 году.
Тем временем Макиавелли помог создать и обучить флорентийское гражданское ополчение, чтобы уменьшить зависимость Флоренции от наёмников. Позже, в том же году, он служил флорентийским дипломатом при папе Юлии, поведение которого как «папы-воина» он наблюдал воочию. В 1512 году семья Медичи восстановила контроль над Флоренцией, и Макиавелли был отстранён от должности.
Через год его ошибочно обвинили в участии в заговоре с целью восстановления республики, продержали в тюрьме три недели и пытали на дыбе. Он уехал из Флоренции в тихий городок Сант-Андреа и решил заняться писательской деятельностью. В 1513 году он начал писать «Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия» – книгу, посвящённую государствам, управляемым политически активными гражданами. Она была закончена только в 1521 году, в основном потому, что он прервал работу над «Рассуждениями», чтобы написать «Государя».
Макиавелли отчаянно хотел вернуться к политике. Одной из его целей при написании «Государя» было завоевать расположение Лоренцо Медичи, тогдашнего губернатора Флоренции и человека, которому посвящена книга; Макиавелли надеялся получить должность советника во флорентийском правительстве. Но Медичи принял книгу равнодушно, и Макиавелли не получил приглашения на должность чиновника. Реакция публики на «Государя» также поначалу была безразличной. Но постепенно, по мере распространения информации, книга стала подвергаться критике как аморальная, злая и нечестивая.
Кроме «Рассуждений», Макиавелли написал «Искусство войны» и комедийную пьесу «Мандрагора». После преждевременной смерти Лоренцо в 1519 году его преемник, Джулио, поручил Макиавелли написать «Флорентийскую историю», а также несколько небольших дипломатических работ. Макиавелли также написал «Жизнь Каструччо Кастракани» в 1520 году и комедийную пьесу «Клизия». В 1526 году Джулио Медичи (ныне папа Климент VII), по настоянию Макиавелли, создал комиссию по изучению укреплений Флоренции и включил в неё Макиавелли.
В 1527 году дипломатические ошибки папы Медичи привели к разграблению Рима наёмниками Карла V. Флорентийцы изгнали своего правителя Медичи, и Макиавелли попытался вновь занять пост, который он так давно покинул. Но его репутация помешала его амбициям. Теперь он был слишком тесно связан с Медичи, и республика отвергла его. Вскоре здоровье Макиавелли стало подводить его, и он умер через несколько месяцев, 21 июня 1527 года.
Философский контекст
Наиболее революционным аспектом «Государя» является его разделение политики и этики. Классическая политическая теория традиционно связывала политический закон с высшим, моральным законом. В отличие от этого, Макиавелли утверждает, что политические действия всегда должны рассматриваться в свете их практических последствий, а не каких-то возвышенных идеалов.
Ещё одна поразительная особенность «Государя» заключается в том, что он гораздо менее теоретичен, чем предшествовавшая ему литература по политической теории. Многие более ранние мыслители строили гипотетические представления об идеальных или естественных государствах, но Макиавелли прагматично обращался к историческим фактам, чтобы обосновать «Государя» в реальных ситуациях. Книга посвящена нынешнему правителю Флоренции, и совершенно очевидно, что Макиавелли хотел, чтобы его советы были серьёзно восприняты влиятельными людьми его времени. Это практическое руководство для правителя, а не абстрактный философский трактат.
Книга Макиавелли отличается и тем, что касается свободы воли. Мыслители Средневековья и Ренессанса часто обращались к религии или древним авторам за объяснениями чумы, голода, нашествий и других бедствий; они считали, что реальное предотвращение таких бедствий не под силу человеку. В «Государе», когда Макиавелли утверждает, что люди способны защитить себя от несчастий, он выражает необычайную уверенность в силе человеческого самоопределения и подтверждает свою веру в свободу воли в противовес божественной судьбе.
С момента первой публикации идеи Макиавелли были чрезмерно упрощены и очернены. Его политическая мысль обычно – и несправедливо – определяется исключительно в терминах «Государя». Прилагательное «макиавеллистский» используется для обозначения «манипулятивный», «обманчивый» или «безжалостный». Но «Рассуждения» Макиавелли, произведение значительно более длинное и развитое, чем «Государь», раскрывает республиканские темы патриотизма, гражданской добродетели и открытого участия в политической жизни.
- Эрмитаж готовится к запуску экспозиции в помещениях Главного штаба
- Выставка «Каменный цветок» в Государственном центре современного искусства
- Выставка картин Михаила Шварцмана в Государственном Центре современного искусства
- Медали и гравюры Великих русских побед в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
- Выставка «Геннадий Бурлакин. Скульптура и графика» в Белорусском государственном художественном музее
- Ирбитский государственный музей признал картину подлинником Рубенса
- Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева приглашает на выставку «Инфинитив»
- «Игра престолов», краткое содержание
Кому понравилось
Макиавелли Н.
Никколо Макиавелли | |
Niccolò Machiavelli | |
философ, политик, писатель | |
---|---|
Дата рождения: |
3 мая 1469 |
Место рождения: |
Флоренция |
Дата смерти: |
21 июня 1527 |
Место смерти: |
Флоренция |
Никко́ло Макиаве́лли (в оригинале: Никколо́ Макьяве́лли; итал. Niccolò Machiavelli; 3 мая 1469, Флоренция — 21 июня 1527, там же) — итальянский мыслитель, писатель, политический деятель (занимал во Флоренции пост государственного секретаря).
Надгробие Никколо Макиавелли
Выступал сторонником сильной государственной власти, допуская в случае необходимости использование любых средств для её укрепления («Государь», опубликован в 1532 году). Автор военно-теоретических трудов. Типичный представитель гуманизма — светского мировоззрения эпохи Возрождения.
Автор идеи о всеобщей воинской обязанности (в трактате «О военном искусстве» призывал к переходу от наёмной к набираемой по призыву из граждан государства армии).
В работах «Государь» («Князь») и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» Макиавелли рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов. Макиавелли называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее.
Исторически Макиавелли принято изображать тонким циником, считающим, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, и что в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели. Впрочем, такие представления скорее следует отнести к исторически сформировавшемуся имиджу Макиавелли, чем к объективной реальности. Возможно, на упомянутый имидж повлиял прямой, честный подход, способность Макиавелли называть вещи своими именами, а также восприятие современников, рассматривавших его труды через призму собственных религиозных, идеалистических представлений, и приближающиеся эпохи сентиментализма и романтизма.
Существуют два способа действия для достижения целей: путь закона и путь насилия.
Первый способ — способ человеческий, второй — диких животных.
Государи должны уметь пользоваться обоими способами. Философский имморализм Макиавелли оправдывает это тем, что не будет же сам народ поступать лишь благодатно, а значит и направляющий их государь — принцип (в терминологии самого автора) для укрепления своей власти должен быть готов к адекватному ответу.
Труды Макиавелли считают освобождающими политику от принципов морали, хотя скорее он предстает бесстрастным советником вождей общества.
Благодаря упомянутому представлению, именем Макиавелли («макиавеллизм») называется политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали.
Самоуверенность, смелость и гибкость — вот от чего зависит успех политики, по мнению некоторых читателей Макиавелли.
При рассмотрении форм правления он отдает предпочтение республике, а не монархии.
Единовластие необходимо при создании и реформировании государств, а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти. Однако сложность его достижения предопределяет необходимость «сильной руки» — того самого принципа, который должен во что бы то ни стало направить государство к республике пусть даже аморальными методами, с болью перешагивая через собственную мораль, отдав затем всю свою власть в руки народа. И в этом коренится основная проблема Флоренции и всего мира: где же найти столь благородного мужа?!
Рассматривая политику применительно к конкретному обществу, Макиавелли отмечает большое влияние на неё борьбы противоположных классов: простого народа и элиты, имущих и неимущих.
Из соотношения борющихся в обществе сил он выводит и конкретные формы государства.
Он предпочитает умеренную республику или «смешанную форму государства», в которой сочетаются демократический, аристократический и монархический элементы власти.
Содержание
- 1 Биография
- 2 Философия
- 3 Политическая технология
- 4 Цитаты
- 5 Сочинения
- 6 Библиография
- 7 Ссылки
- 8 Примечания
Биография
Никколо Макиавелли родился в деревне Сан Кашано рядом с городом-государством Флоренция, Италия, в 1469 году, и был вторым сыном Бернардо ди Николо Макиавелли (1426—1500), адвоката, и Бартоломмеа ди Стефано Нели. Его образование дало ему полное знание латинской и итальянской классики. Макиавелли родился в шумную эру, в которую Римский папа мог вести армии, и богатые города — государства Италии падали один за другим в руки иностранной Франции, Испании и Священной Римской империи. Это было время постоянной перемены союзов, наёмников, переходивших на сторону соперников без предупреждения, когда власть, просуществовав несколько недель, рушилась и сменялась новой. Возможно, наиболее значительным событием в течение этого беспорядочного переворота было падение Рима в 1527 году. Богатые города, типа Флоренции и Генуи, перенесли примерно то же, что и Рим 12 столетий назад, когда он был сожжён германской армией.
В 1494 году Флоренция восстановила Республику и изгнала семью Медичи, правителей города в течение почти 60 лет. Макиавелли появился на государственной службе, как секретарь и посол в 1498 году.
Маккиавелли был помещён в Совет, ответственный за дипломатические переговоры и военные дела. Между 1499 и 1512 годами он предпринял множество дипломатических миссий ко двору Людовика XII во Франции, Фердинанда II, и к Папскому двору в Риме. С 1502 до 1503 он был свидетелем эффективных градоустроительных методов солдата-церковника Чезаре Борджиа, чрезвычайно способного военачальника и государственного деятеля, целью которого в то время было расширение его владений в центральной Италии. Главными его орудиями были смелость, благоразумие, уверенность в своих силах, твердость, а подчас и жестокость.
В 1503—1506 гг. Макиавелли был ответственен за флорентийскую милицию, включая защиту города. Он не доверял наемникам (позиция, разъясненная подробно в «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» и в «Государе») и предпочитал ополчение, сформированное из граждан. В августе 1512 после запутанного ряда сражений, соглашений и союзов Медичи с помощью Папы римского Юлия II восстановили власть во Флоренции и республика была отменена. Об умонастроении Макиавелли в последние годы службы свидетельствуют его письма, в частности, Франческо Веттори.
Макиавелли оказался в опале и в 1513 году был обвинен в заговоре и арестован. Несмотря ни на что, он отвергал свою причастность и был, в конечном счете, освобожден. Он удалился в свое поместье в Sant’Andrea в Percussina около Флоренции и начал писать трактаты, которые и обеспечили ему место в истории политической философии. Макиавелли умер в Сан-Кашано, в нескольких километрах от Флоренции, в 1527. Местонахождение его могилы неизвестно; однако кенотаф в его честь находится в Церкви Санта-Кроче во Флоренции.
Философия
- Рационализм — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум.
·*Метафизик[1][2][3]
- Антропологический минимализм (в противоположность антропоцентризму) — убеждение в слабости и несовершенстве человеческой природы
- Политический имморализм-отрицание морали в политике.
или, другая интерпретации этого понятия
- Политический имморализм- названный вскоре после его смерти макиавеллизмом и охарактеризованный самим Макиавелли в его знаменитой фразе «Цель оправдывает средства».
Политическая технология
- Учреждение колоний (своих людей) — метод турецкого султана
- Опора на оппозицию внутри стана врагов — метод римлян, опиравшихся на этолийцев при захвате Греции
- Избегать ненависти и презрения, которые сгубили римских императоров. Ненависть вызывается посягательством на имущество и женщин своих сторонников. Презрение вызывается бедностью, нерешительностью, малодушием, непостоянством
- Дела непопулярные возлагать на других, а популярные делать самим
- Искусно создавать врагов
- Привлекать одарённых людей
- Развлекать народ зрелищами
- Участвовать в собраниях, на которые разделен народ
- Решительное и своевременное подавление недовольства
- Кто захватит город, с давних пор пользующийся свободой, и пощадит его, того город не пощадит
- «Все вооружённые пророки побеждали, а безоружные гибли»
- Факторы власти: собственные сторонники, народ, знать, чужеземцы
- Качества государя — сдержанность, осмотрительность и милость
- Добродетели государя: милосердие, верность, человечность, прямодушие и благочестие
- Государь должен творить добро, насколько это возможно, и зло — насколько это необходимо
- Постоянность в требованиях.
Цитаты
- Войны нельзя избежать, можно лишь оттянуть ее — к выгоде противника
- Кто меньше полагался на милость судьбы, тот дольше удерживался у власти
- Обиды нужно наносить разом: чем меньше их распробуют, тем меньше от них вреда; благодеяния же полезно оказывать мало-помалу, чтобы их распробовали как можно лучше
- Нельзя верить тому, что видишь в спокойное время
- Расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует скорее во вред себе, нежели на благо, так как, желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру
- Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость
- Та война справедлива, которая необходима, и то оружие священно, на которое единственная надежда
- Бог не все исполняет сам, дабы не лишить нас свободной воли и причитающейся нам части славы
- люди не умеют быть ни достойно преступными, ни совершенно хорошими: злодейство обладает известным величием или является в какой-то мере проявлением широты души, до которой они не в состоянии подняться
- Людей следует либо ласкать либо изничтожать — поскольку человек за меньшее зло может отомстить, а за большее не может
- Скрой то что говоришь сам, узнай то, что говорят другие и станешь подлинным князем
- Каждый видит, каким ты кажешься, но мало кто чувствует, каков ты есть
- Народ, привыкший жить под властью государя и благодаря случаю ставший свободным, с трудом сохраняет свободу
- Чтобы узнать, что должно случиться, достаточно проследить, что было… Это происходит от того, что все человеческие дела делаются людьми, которые имели и всегда будут иметь одни и те же страсти и поэтому неизбежно будут должны давать одни и те же результаты
- Не верь, когда какой-то лицедей.Кричит, что жизнь ему отрада, дескать.Отраднее чем жить среди людей,Со свиньями в хлеву помои трескать.
- Не золото, как провозглашает всеобщее мнение, а хорошие солдаты суть пружина войны, ибо за золото не всегда найдёшь добрых солдат, а хорошие солдаты всегда достанут золото.
- Смотри своей судьбе в лицо, сторонись зла, но коли не можешь его избежать сноси ожидающую тебя расплату как мужчина, не падай духом, не расслабляйся, как женщина.
- ..и все- таки я полагаю, что натиск лучше, чем осторожность, ведь фортуна — женщина, и чтобы с ней сладить, ее надо бить и пинать, таким она поддается скорее, чем тем, кто вяло берется за дело. И как женщина она — подруга молодых, ибо они менее осмотрительны, более отважны и с большей дерзостью ее укрощают.
- Я уподобил бы судьбу бурной реке, которая, разбушевавшись, затопляет берега, валит
деревья, крушит жилища, вымывает и намывает землю: все бегут от нее прочь,все отступают перед ее напором, бессильные его сдержать. Но хотя бы и так,-разве это мешает людям принять меры предосторожности в спокойное время, то есть возвести заграждения и плотины так, чтобы, выйдя из берегов, река либо устремилась в каналы, либо остановила свой безудержный и опасный бег?
- Ибо умы бывают трех родов: один все постигает сам; другой может понять то, что постиг первый; третий — сам ничего не постигает и постигнутого другим понять не может. Первый ум — выдающийся, второй — значительный,третий — негодный.
Сочинения
- Никколо Макьявелли «Сочинения и письма», pdf, 820 страниц
- «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия»
- Н.Макиавелли. Сочинения. Рус. яз.
- Государь.или Князь.или Монарх. или О княжествах. 1513-1515
Библиография
- Никколо pro et contra.Антология исследований о нем.
- Л. М. Баткин. Макьявелли; Е. П. Никитин. Загадка «Государя»; С. Н. Бледный. Истоки российского «макиавеллизма»
- Попова И. Ф. «Правила императоров» танского Тай-цзуна и «Государь» Н. Макиавелли //Восток-Запад. Историко-литературный альманах 2003-2004. Под редакцией акад. В. С. Мясникова. М., 2005. С.191-203. ISBN 5-02-018485-3 (в обл.).
- Грамши А. Тюремные тетради
Ссылки
- Il Principe at MetaLibri Digital Library.
- Макиавелли, Никколо — Биография. Библиография. Высказывания
- Николло Макиавелли: горе уму — Передача Натальи Басовской на «Эхе Москвы»
Примечания
- ↑ http://magazines.russ.ru/vestnik/2001/2/mak.html
- ↑ Государь/Пер. с итальянского. — М.: Эксмо; СПб.: Мидгард. 2006 (Гиганты мысли)
- ↑ Государь: Сочинения исторические и политические. Сочинения художественные: Сборник/Н. Макиавелли; пер. с итал. Г. Муравьёвой, Н. Томашевского, Е. Солоновича и др. — М.: Эксмо, 2008
Источник: Макиавелли Н.
ГОСУДАРЬ Трактат Государь — главный предмет рассуждения Макиавелли и центральный политический образ, созданный им в трактате. Предварительно рассмотрев, какие бывают типы государств («республики либо управляемые единовластно», гл. I), дав исторические примеры их различных вариантов, Макиавелли переходит к проблеме политической власти и прежде всего тех условий, которые позволяют ее завоевать, а завоевав, удержать.
Начиная с XIV главы, он целиком сосредоточился на личности правителя, что видно уже из названий отдельных глав: «О том, за что людей, в особенности государей, восхваляют или порицают» (гл. XV), «О жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь или страх» (гл. XVII), «О том, как государи должны держать слово» (гл. XVIII), «Как надлежит поступать государю, чтобы его почитали» (гл. XXI). Макиавелли оправдывает политика, действующего по обстоятельствам, сохраняющего верность слову, являющего милосердие, но в душе всегда готов к тому, «чтобы переменить направление, если события примут другой оборот или в другую сторону задует ветер фортуны…». В знаменитой XXV главе «Государя» («Какова власть судьбы над делами людей и как можно ей противостоять») говорится о Времени, которое позволяет или препятствует достижению успеха, а именно успех есть мера доблести. Это понятие (virtu) Макиавелли применительно к своему Г. лишает прежнего гуманистического значеия — нравственной добродетели и толкует в значении скорее античном, связанном с военной доблестью. Следующая и последняя XXVI глава «Государя» — «Призыв овладеть Италией, освободить ее из рук варваров». Макиавелли не видит в современной ему истории человека, достойного этой цели. Поэтому он готов`согласиться даже на то, чтобы ее осуществил недостойный, каковой и послужил прототипом для его Г., — Чезаре Борджиа, герцог Валентине. Сын папы Александра VI, он являл собой пример самого жестокого, напористого и до поры до времени удачливого политического авантюриста. После смерти папы судьба, правда, отвернулась от Чезаре, обрекая его на гибель (1507), а государство, создаваемое им с таким мастерством и такой кровью, — на крушение. Макиавелли был непосредственным Свидетелем того, как это государство рождалосъ в войнах, ибо по поручению Флорентийской республики 1502-1504 гг. не раз сопровождал войска герцога Валентине, в своих донесениях не раз предупреждал, насколько тот опасен и коварен. При жизни бывший для Макиавелли политическим противником, Чезаре после своей смерти станет тем оригиналом, с которого будет списан портрет идеального современного Г.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl
Обыкновенно, желая снискать милость правителя, люди посылают ему в дар то, что имеют самого дорогого, или чем надеются доставить ему наибольшее удовольствие, а именно: коней, оружие, парчу, драгоценные камни и прочие украшения, достойные величия государей. Я же, вознамерившись засвидетельствовать мою преданность Вашей светлости, не нашел среди того, чем владею, ничего более дорогого и более ценного, нежели познания мои в том, что касается деяний великих людей, приобретенные мною многолетним опытом в делах настоящих и непрестанным изучением дел минувших. Положив много времени и усердия на обдумывание того, что я успел узнать, я заключил свои размышления в небольшом труде, который посылаю в дар Вашей светлости. И хотя я полагаю, что сочинение это недостойно предстать перед Вами, однако же верю, что по своей снисходительности Вы удостоите принять его, зная, что не в моих силах преподнести Вам дар больший, нежели средство в кратчайшее время постигнуть то, что сам я узнавал ценой многих опасностей и тревог. Я не заботился здесь ни о красоте слога, ни о пышности и звучности слов, ни о каких внешних украшениях и затеях, которыми многие любят расцвечивать и уснащать свои сочинения, ибо желал, чтобы мой труд либо остался в безвестности, либо получил признание единственно за необычность и важность предмета. Я желал бы также, чтобы не сочли дерзостью то, что человек низкого и ничтожного звания берется обсуждать и направлять действия государей. Как художнику, когда он рисует пейзаж, надо спуститься в долину, чтобы охватить взглядом холмы и горы, и подняться в гору, чтобы охватить взглядом долину, так и здесь: чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу.
Пусть же Ваша светлость примет сей скромный дар с тем чувством, какое движет мною; если Вы соизволите внимательно прочитать и обдумать мой труд, Вы ощутите, сколь безгранично я желаю Вашей светлости того величия, которое сулит Вам судьба и Ваши достоинства. И если с той вершины, куда вознесена Ваша светлость, взор Ваш когда-либо обратится на ту низменность, где я обретаюсь, Вы увидите, сколь незаслуженно терплю я великие и постоянные удары судьбы.
Глава I
Какие бывают государства и как они приобретаются
Все государства, все державы, обладавшие или обладающие властью над людьми, были и суть либо республики, либо государства, управляемые единовластно. Последние могут быть либо унаследованными — если род государя правил долгое время, либо новыми. Новым может быть либо государство в целом — таков Милан для Франческо Сфорца; либо его часть, присоединенная к унаследованному государству вследствие завоевания, — таково Неаполитанское королевство для короля Испании.
Франческо Сфорца (1401–1466) — первый герцог Миланский из династии Сфорца, основатель миланской ветви династии, командир военного отряда в итальянском городе-коммуне. Так как Франческо Сфорца был первым герцогом Милана из династии Сфорца, Макиавелли называет государство новым — для данного правителя. В то же время династические войны в Неаполитанском королевстве в XV столетии привели к ослаблению государства до такой степени, что это королевство стало сателлитом Испании, сохраняя свою независимость лишь формально. Начиная с 1503 года и до середины XVIII столетия королями Неаполя были представители династии испанских Габсбургов. Именно поэтому Макиавелли определяет Неаполитанское королевство как присоединенное к унаследованному государству в результате завоевания.
Новые государства разделяются на те, где подданные привыкли повиноваться государям, и те, где они искони жили свободно; государства приобретаются либо своим, либо чужим оружием, либо милостью судьбы, либо доблестью.
Глава II
О наследственном единовластии
Я не стану касаться республик, ибо подробно говорю о них в другом месте. Здесь я перейду прямо к единовластному правлению и, держась намеченного выше порядка, разберу, какими способами государи могут управлять государствами и удерживать над ними власть.
Начну с того, что наследному государю, чьи подданные успели сжиться с правящим домом, гораздо легче удержать власть, нежели новому, ибо для этого ему достаточно не преступать обычая предков и впоследствии без поспешности применяться к новым обстоятельствам. При таком образе действий даже посредственный правитель не утратит власти, если только не будет свергнут особо могущественной и грозной силой, но и в этом случае он отвоюет власть при первой же неудаче завоевателя.
У нас в Италии примером может служить герцог Феррарский, который удержался у власти после поражений, нанесенных ему венецианцами в 1484 году и Папой Юлием в 1510-м, только потому, что род его исстари правил в Ферраре.
Герцог Феррарский — судя по указанным датам, Макиавелли имеет в виду сразу двух герцогов Феррары из рода д’Эсте: Эрколе I, правившего в 1471–1505 гг., и его сына Альфонсо I, правившего в 1505–1534 гг. Именно у Альфонсо был конфликт с Папой Юлием, в процессе которого герцог был отлучен от Церкви, а владения его Папа попытался реквизировать в пользу Церкви. Однако следует заметить, что удержать герцогство Альфонсу удалось исключительно благодаря военным союзам, сначала с Францией, а затем с Испанией и Францией. Именно удачный выбор союзников помог герцогу Феррарскому не только удержать само герцогство, но и вернуть города, уже отчужденные Римской церковью (Модену и Реджио). Так что данный пример нельзя считать абсолютно верным для такого тезиса. Хорошим примером является реставрация монархии в Англии в 1660 году после протектората Оливера Кромвеля. Стоило лишь умереть лорду-протектору, и протекторат был отменен, а главой государства стал Карл II Стюарт, сын казненного короля Карла I.
Ибо у государя, унаследовавшего власть, меньше причин и меньше необходимости притеснять подданных, почему они и платят ему большей любовью, и если он не обнаруживает чрезмерных пороков, вызывающих ненависть, то закономерно пользуется благорасположением граждан. Давнее и преемственное правление заставляет забыть о бывших некогда переворотах и вызвавших их причинах, тогда как всякая перемена прокладывает путь другим переменам.
Глава III
О смешанных государствах
Трудно удержать власть новому государю. И даже наследному государю, присоединившему новое владение, так что государство становится как бы смешанным, — трудно удержать над ним власть, прежде всего вследствие той же естественной причины, какая вызывает перевороты во всех новых государствах. А именно: люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого. Что опять-таки естественно и закономерно, так как завоеватель притесняет новых подданных, налагает на них разного рода повинности и обременяет их постоями войска, как это неизбежно бывает при завоевании. И таким образом наживает врагов в тех, кого притеснил, и теряет дружбу тех, кто способствовал завоеванию, ибо не может вознаградить их в той степени, в какой они ожидали, но не может и применить к ним крутые меры, будучи им обязан — ведь без их помощи он не мог бы войти в страну, как бы ни было сильно его войско. Именно по этим причинам Людовик XII, король Франции, быстро занял Милан и так же быстро его лишился. И герцогу Лодовико потому же удалось в тот раз отбить Милан собственными силами. Ибо народ, который сам растворил перед королем ворота, скоро понял, что обманулся в своих упованиях и расчетах, и отказался терпеть гнет нового государя.
Людовик XII, прозванный Отцом народа, — французский король из династии Валуа, правил с 1498-го по 1515 год. Наиболее значимыми событиями его правления были войны с Италией. Формально Людовик XII имел права на Миланское герцогство, так как был внуком Валентины Висконти, единственной дочери Джана Галеаццо Висконти, первого герцога Милана. Право на наследование Милана было одним из пунктов брачного контракта, заключенного между Валентиной Висконти и Людовиком Орлеанским, младшим братом французского короля Карла VI Безумного. В результате Людовик XII предъявил права на Милан и захватил его в сентябре 1499 года при поддержке местного населения, выражавшего недовольство правящим герцогом Лодовико Моро. Однако французы вели себя в Милане отнюдь не дружественно, пользуясь всеми правами захватчиков на отвоеванной территории, и миланцы активно поддержали герцога Лодовико при его возвращении через два месяца. Король Людовик был вынужден оставить город. Впоследствии Франция вернула себе Милан, но для второго захвата пришлось воспользоваться не помощью местного населения, которое уже не желало видеть французов в своем городе, а предательством наемников, которые выдали герцога Лодовико его врагам.
Правда, если мятежная страна завоевана повторно, то государю легче утвердить в ней свою власть, так как мятеж дает ему повод с меньшей оглядкой карать виновных, уличать подозреваемых, принимать защитные меры в наиболее уязвимых местах. Так, в первый раз Франция сдала Милан, едва герцог Лодовико пошумел на его границах, но во второй раз Франция удерживала Милан до тех пор, пока на нее не ополчились все итальянские государства, которые рассеяли и изгнали ее войска из пределов Италии, что произошло по причинам, названным выше. Тем не менее Франция оба раза потеряла Милан. Причину первой неудачи короля, общую для всех подобных случаев, я назвал; остается выяснить причину второй и разобраться в том, какие средства были у Людовика — и у всякого на его месте, — чтобы упрочить завоевание верней, чем это сделала Франция.
Начну с того, что завоеванное и унаследованное владения могут принадлежать либо к одной стране и иметь один язык, либо к разным странам и иметь разные языки. В первом случае удержать завоеванное нетрудно, в особенности если новые подданные и раньше не знали свободы. Чтобы упрочить над ними власть, достаточно искоренить род прежнего государя, ибо при общности обычаев и сохранении старых порядков ни от чего другого не может произойти беспокойства. Так, мы знаем, обстояло дело в Бретани, Бургундии, Нормандии и Гаскони, которые давно вошли в состав Франции; правда, языки их несколько различаются, но благодаря сходству обычаев они мирно уживаются друг с другом. В подобных случаях завоевателю следует принять лишь две меры предосторожности: во-первых, проследить за тем, чтобы род прежнего государя был искоренен, во-вторых, сохранить прежние законы и подати — тогда завоеванные земли в кратчайшее время сольются в одно целое с исконным государством завоевателя.
Но если завоеванная страна отличается от унаследованной по языку, обычаям и порядкам, то тут удержать власть поистине трудно, тут требуется и большая удача, и большое искусство. И одно из самых верных и прямых средств для этого — переселиться туда на жительство. Такая мера упрочит и обезопасит завоевание — именно так поступил с Грецией турецкий султан, который, как бы ни старался, не удержал бы Грецию в своей власти, если бы не перенес туда свою столицу.
Аналогичным образом поступил Адольф Гитлер, устраивая в 1942 году под Винницей комплекс вервольфа и переводя туда из прусского Растенбурга свою ставку и генеральный штаб. Однако военные действия складывались таким образом, что Гитлеру не удалось проверить данное положение об управлении государством: он посетил вервольф всего трижды, а последнее его пребывание закончилось в середине сентября 1943 года, так как уже в марте 1944 года все коммуникации ставки были уничтожены. Но кроме личного пребывания главы государства на завоеванных территориях во все времена широко практиковалось назначение заместителей: губернаторов, вице-губернаторов, гауляйтеров (в случае Гитлера) и так далее. Так, все колонии Великобритании управлялись губернаторами, назначавшимися королем и имевшими весьма широкие полномочия на территории колонии. Фактически губернаторы были заместителями короля и обеспечивали то самое «личное присутствие», о котором говорит Макиавелли.
Ибо только живя в стране, можно заметить начинающуюся смуту и своевременно ее пресечь, иначе узнаешь о ней тогда, когда она зайдет так далеко, что поздно будет принимать меры. Обосновавшись в завоеванной стране, государь, кроме того, избавит ее от грабежа чиновников, ибо подданные получат возможность прямо взывать к суду государя, что даст послушным больше поводов любить его, а непослушным — бояться.
И если кто-нибудь из соседей замышлял нападение, то теперь он проявит большую осторожность, так что государь едва ли лишится завоеванной страны, если переселится туда на жительство.
Другое отличное средство — учредить в одном-двух местах колонии, связующие новые земли с государством завоевателя. Кроме этой есть лишь одна возможность — разместить в стране значительное количество кавалерии и пехоты. Колонии не требуют больших издержек, устройство и содержание их почти ничего не стоят государю, и разоряют они лишь тех жителей, чьи поля и жилища отходят новым поселенцам, то есть горстку людей, которые, обеднев и рассеявшись по стране, никак не смогут повредить государю; все же прочие останутся в стороне и поэтому скоро успокоятся, да кроме того, побоятся, оказав непослушание, разделить участь разоренных соседей.
Следует заметить, что возможны два варианта колонизации территорий: в результате завоевания (как, к примеру, было с американским доминионом) и мирным путем. Примером мирной колонизации в ХХ в. является колонизация Советским Союзом Восточной Европы, которая произошла в результате освобождения Восточной Европы от немецко-фашистских захватчиков во время Второй мировой войны. При этом была сохранена государственность стран Восточной Европы, а их статус был статусом полноправных союзников, а не просто колонизированных территорий.
Так что колонии дешево обходятся государю, верно ему служат и разоряют лишь немногих жителей, которые, оказавшись в бедности и рассеянии, не смогут повредить государю. По каковому поводу уместно заметить, что людей следует либо ласкать, либо изничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое — не может; из чего следует, что наносимую человеку обиду надо рассчитать так, чтобы не бояться мести. Если же вместо колоний поставить в стране войско, то содержание его обойдется гораздо дороже и поглотит все доходы от нового государства, вследствие чего приобретение обернется убытком; к тому же от этого пострадает гораздо больше людей, так как постой войска обременяет все население, отчего каждый, испытывая тяготы, становится врагом государю, а также враги могут ему повредить, ибо хотя они и побеждены, но остаются у себя дома. Итак, с какой стороны ни взгляни, содержание подобного гарнизона вредно, тогда как учреждение колоний полезно.
Колонизация была крайне популярна во все времена, начиная от Древнего мира и заканчивая знаменитыми колониями Великобритании. Обратите внимание на площадь американского континента, где говорят на английском языке, добавьте к ней Австралию — и удивитесь: такие громадные территории ухитрилась колонизировать крошечная Англия, не слишком обремененная населением. И это еще не считая других колоний, где население сохранило свои обычаи и язык (к примеру, Индия).
Следует заметить, что в тех случаях, когда метрополия мала, а колония велика, в конце концов возникает ситуация, когда колония желает отделиться от метрополии либо мирно, либо в результате восстания. Примерами являются и война за независимость Америки, и восстание в Индии. Когда большая колония богатеет, она перестает видеть смысл в том, чтобы кормить маленькую, но очень жадную метрополию.
В чужой по обычаям и языку стране завоевателю следует также сделаться главой и защитником более слабых соседей и постараться ослабить сильных, а кроме того, следить за тем, чтобы в страну как-нибудь не проник чужеземный правитель, не уступающий ему силой. Таких всегда призывают недовольные внутри страны по избытку честолюбия или из страха, — так некогда римлян в Грецию призвали этолийцы, да и во все другие страны их тоже призывали местные жители.
В 862 году, согласно «Повести временных лет», племенами ильменских словен, кривичей, мери и чуди были призваны варяги на княжение в Новгород — Рюрик с братьями Синеусом и Трувором. Именно это событие принято считать началом русской государственности. Так как Рюрик оказался сильным правителем, то к Новгородскому княжеству во времена княжения Рюрика примыкали более слабые соседи, либо как часть княжества, либо как союзники.
Порядок же вещей таков, что когда могущественный государь входит в страну, менее сильные государства примыкают к нему — обычно из зависти к тем, кто превосходит их силой, — так что ему нет надобности склонять их в свою пользу, ибо они сами охотно присоединятся к созданному им государству. Надо только не допускать, чтобы они расширялись и крепли, и тогда, своими силами и при их поддержке, нетрудно будет обуздать более крупных правителей и стать полновластным хозяином в данной стране. Если же государь обо всем этом не позаботится, он скоро лишится завоеванного, но до того претерпит бесчисленное множество трудностей и невзгод.
Римляне, завоевывая страну, соблюдали все названные правила: учреждали колонии, покровительствовали слабым, не давая им, однако, войти в силу; обуздывали сильных и принимали меры к тому, чтобы в страну не проникло влияние могущественных чужеземцев. Ограничусь примером Греции. Римляне привлекли на свою сторону ахейцев и этолийцев, унизили Македонское царство, изгнали оттуда Антиоха. Но, невзирая ни на какие заслуги, не позволили ахейцам и этолийцам расширить свои владения, не поддались на лесть Филиппа и не заключили с ним союза, пока не сломили его могущества, и не уступили напору Антиоха, домогавшегося владений в Греции.
Антиох III, прозванный Великим (241–187 до н. э.), стал царем в восемнадцатилетнем возрасте, был одним из правителей государства Селевкидов (монархия, образовавшаяся после распада империи Александра Македонского), потерпел поражение от Рима в войне за влияние в Восточном Средиземноморье.
Конец ознакомительного фрагмента.