Диплом аппарат арбитражного суда

метки: Арбитражный, Аппарат, Работа, Состав, Практик, Вопрос, Председатель, Коллегия

Правила оформления заказов на выполнение следующих видов работ:

  • Диплом (ВКР);
  • Дипломная работа;
  • Диплом МВА;
  • Дипломный проект;
  • Реферат;
  • Курсовая работа;
  • Отчет по учебно-ознакомительной практике;
  • Отчет по производственной практике;
  • Отчет по преддипломной практике;
  • Отчет по практике;
  • Другие типы работ.

Для оформления заказа на выполнение одного из видов работ по выбранной теме:

Организация работы аппарата суда

необходимо пройти несколько этапов:

1. Согласование заказа.

 согласование заказа  1

2. Закрепление заказа.

 закрепление заказа  1

3. Выполнение работы.

 выполнение работы  1

4. Получение работы.

 получение работы  1

Выбрать вариант оплаты наших услуг Вы можете . Посмотреть примерную стоимость услуг Вы можете на странице Прайс-лист .

Организация работы аппарата суда

Судейский корпус Высшего Арбитражного Суда РФ действует в составе Пленума Высшего Арбитражного Суда, Президиума Высшего Арбитражного Суда, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, которая включает в себя пять судебных составов, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, которая включает в себя три судебных состава.

Законом об арбитражных судах Пленуму Высшего Арбитражного Суда предоставлено право своим решением образовывать в составе Суда иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

Структура и штатное расписание утверждаются Председателем Высшего Арбитражного Суда в пределах численности судей и работников аппарата, установленной федеральным законом. Численность судей и работников аппарата на очередной год устанавливается федеральным законом о государственном бюджете.

Структура аппарата Высшего Арбитражного Суда включает в себя следующие под…4.9610676765441895

5 стр., 2416 слов

Ситуация морального выбора в практике работы юриста. Служебный …

… состоящая в претворении морально осознанного в достигаемое. В долге теория преобразуется в практику, моральные принципы и нормы — в реальные действия и поступки. Профессиональный долг мобилизует юриста или рабочую группу на исполнение работы качественно, в срок, …

Работа аппаратов судов по обеспечению их деятельности

Непосредственно в судах работа по обеспечению их деятельности возлагается на должностных лиц аппаратов соответствующих судов. В соответствии со ст. 32 Закона о судебной системе аппарат суда осуществляет обеспечение работы суда и подчиняется председателю соответствующего суда.

Работники аппарата суда являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания, а в военных судах могут также присваиваться воинские звания.

Деятельность верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа или районного суда организационно обеспечивает администратор соответствующего суда.

Таким образом, основные функции по организационному обеспечению деятельности суда возлагаются на администраторов суда, которые фактически являются руководителями аппарата суда.

В соответствии с законом администратор верховного суда республики, краевого, областного …4.862915992736816

Организация рассмотрения Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации вопросов судебной арбитражной практики

Одной из важных задач Высшего Арбитражного Суда является обеспечение единства правоприменения арбитражными судами законодательства, регулирующего отношения в экономической сфере, иными словами — обеспечение единства судебной арбитражной практики.

Организация этой работы осуществляется Высшим Арбитражным Судом по двум направлениям: аналитическая работа, проводимая во всех арбитражных судах, и дача разъяснений органами Высшего Арбитражного Суда — Пленумом и Президиумом Высшего Арбитражного Суда.

В соответствии со ст. 13 Закона об арбитражных судах в полномочия Пленума Высшего Арбитражного Суда входит, в частности, рассмотрение материалов изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дача разъяснения по вопросам судебной практики.

В силу п. 2 ст. 13 Закона об арбитражных судах по вопросам своего ведения Пленум Высшего Арбитражного Суда принимает постановления, обязательные для арбитражных …4.805450439453125

Организация приема граждан, рассмотрения жалоб и обращений граждан и организаций

Общий порядок организации приема граждан руководством арбитражных судов установлен Регламентом арбитражных судов.

В арбитражных судах председателем суда, заместителями председателя и руководителями структурных подразделений осуществляется прием представителей организаций и граждан, обращающихся по вопросам организации деятельности суда.

Порядок и время приема утверждаются соответствующим приказом (распоряжением) председателя арбитражного суда.

Информация по вопросам организации приема должна размещаться в доступном для посетителей месте.

Порядок пропуска граждан в здание (помещение) арбитражного суда устанавливается приказом председателя суда.

Пропускной режим должен обеспечивать соблюдение принципа гласности разбирательства дел, безопасность судей и работников аппарата арбитражного суда, а также поддержание порядка, необходимого для нормальной деятельности арбитражного суда.

31 стр., 15304 слов

Общая характеристика правоохранительной деятельности

… правоохранительной деятельности § 1.1 Понятия и основные направления правоохранительной деятельности Российская Федерация, как это закреплено в Конституции РФ, — демократическое федеративное правовое государство … Севрюгина, В.П. Божьева и др. В дипломную работу включены законодательные акты с учетом последних … ассоциации, в том числе обращение в суд, способствуют укреплению законности и правопорядка. …

Правила по обеспечению порядка и условий деятельности …4.643672466278076

Похожие темы:

Дипломные работы, отчеты по практике, курсовые, выполненные специалистами Компании PROF EDUCATION»:

Отчет бухгалтера по бухгалтерской практике: Бухгалтерский учет Основных средств и анализ их использования

1. Организационно-экономическая характеристика предприятия

ООО «Е-Групп» создано на основании решения Учредителя, 3 марта 2001 г. Форма собственности – частная.

ООО «Е-Групп»» обладает статусом юридического лица, у него в собственности находится обособленное имущество. ООО «Е-Групп» самостоятельно несет ответственность по своим обязательствам, осуществляет от своего имени различные сделки, исполняет обязанности по отношению к другим субъектам гражданских правоотношений, может быть истцом и ответчиком в суде.

Основной вид хозяйственной деятельности ООО «Е-Групп»: производство запасных частей для нефтегазового оборудования.

На рисунке 1 представлена организационная структура ООО «Е-Групп».

Рисунок.1 Организационная структура ООО «Е-Групп»

В таблице 1 приведены основные экономические показатели ООО «Е-Групп» за 2009-2011 г.

Таблица 1

Основные показатели хозяйственной деятельности ООО «Е-Групп», за 2009-

На основании анализа основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ООО «Е-Групп» можно сделать следующие выводы. За 2010 год выручка от продаж составила 15162 тыс. руб. по сравнению с 2009 годом рост выручки составил 30,2 %. Себестоимость реализованных продукции, работ и услуг -9715 тыс. руб.

подробнее

СИСТЕМА АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Информация о готовой работе


Тип: Дипломная работа  |
Возможен только новый заказ  |
Страниц: 108  |
Формат: doc  |
Год: 2005  |
 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ В РОССИИ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 5

1.1. ПОНЯТИЕ «АРБИТРАЖНЫЙ СУД» 5

1.2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ И СУДОПРОИЗВОДСТВЕ В НИХ 7

1.3. АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС 8

1.4. ИСТОРИЯ АРБИТРАЖА В РОССИИ 10

1.5. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СУДЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 12

1.6. ФУНКЦИИ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ 14

1.7. ПРИНЦИПЫ АРБИТРАЖНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В РФ 16

1.8. ЗАДАЧИ АРБИТРАЖНОГО СУДА 20

1.9. СУДЬИ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ 24

1.10. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ В РФ 28

ГЛАВА 2. СИСТЕМА АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 33

2.1. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ДЛЯ ВСЕХ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ РФ 35

2.2. ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 39

2.3. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ ОКРУГОВ (АРБИТРАЖНЫЕ КАССАЦИОННЫЕ СУДЫ) 43

2.4. АРБИТРАЖНЫЕ АПЕЛЛЯЦИОННЫЕ СУДЫ 44

2.5. АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 48

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ В СИСТЕМЕ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ 52

3.1. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 52

3.2. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ГАРАНТИРОВАНИЕМ СТАТУСА СУДЕЙ 55

3.3. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮСТИЦИЕЙ 56

3.4. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 58

3.5. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СИСТЕМЫ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ РФ. 61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68

БИБЛИОГРАФИЯ 73

ПРИЛОЖЕНИЕ №1. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ 76

ПРИЛОЖЕНИЕ №2. СХЕМА. СИСТЕМА АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 77

ПРИЛОЖЕНИЕ №3. СИСТЕМА АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 78

ПРИЛОЖЕНИЕ №4 СВОДНАЯ ТАБЛИЦА О ВНЕСЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ. 83

ПРИЛОЖЕНИЕ №5 АПК РФ 2002Г. ПРОТИВ АПК 1995 ГОДА. ЧТО НОВОГО? 84

ПРИЛОЖЕНИЕ №6 ПРОБЛЕМЫ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ РФ. 86

Введение

В соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации оте-чественная судебная система подразделяется на: общую юрисдикцию во главе с Верховным Судом РФ и юрисдикцию арбитражных судов во главе с Высшим ар-битражным Судом РФ . Такой дуализм не известен большинству государств даль-него зарубежья. Наличие двух самостоятельных судебных систем в России — ре-зультат ее исторического развития.

Оформление арбитражных судов началось в 90-е годы прошлого века, в свя-зи с переходом к рыночной экономике. Целью их формирования было обеспечить эффективную защиту прав и интересов участников предпринимательской и иной коммерческой деятельности. В настоящее время Арбитражные суды активно функционируют: переполнены делами , в связи с чем, очень часто затягивается рассмотрение споров. Тем не менее, все больше предприятий, организаций и дру-гих участников экономической деятельности обращаются в арбитражный суд в надежде найти справедливость и восстановить нарушенные права и интересы. Этим и обуславливается актуальность выбранной темы.

Цель настоящей работы — определить значение Арбитражных судов в со-временных реалиях, их роль в регулировании экономических отношений, отноше-ний между государственными органами и прочими субъектами экономической деятельности различных организационно-правовых форм.

Объектом данного исследования являются арбитражные суды всех уров-ней, полномочные действовать на территории РФ, российское арбитражное зако-нодательство, а также отношения, складывающиеся между субъектами экономи-ческой деятельности и арбитражными судами в РФ.

Для достижения вышеуказанных целей поставлены следующие задачи:

1. Дать общие положения об арбитражных судах вообще и в России в частности (раскрыть понятие «арбитражный суд», проанализировать общие прин-ципы арбитражного судопроизводства, общие для всех звеньев судебной системы задачи, основы деятельности арбитражных судов и статус их судей).

2. Проанализировать опыт рассмотрения споров в экономической сфере на примере некоторых иностранных государств, проследить историческое разви-тие арбитража в России.

3. Изучить систему Арбитражных судов с целью выявления общего в арбитражных судах России, особенностей каждого звена судебной системы, таким образом проанализировать обоснованность разделения судебной системы на че-тыре инстанции и соответствующего деления полномочий и задач.

4. Выявить проблемы, имеющие место при реализации судебной власти в сфере действия арбитражного законодательства, причины их возникновения и возможные пути их решения.

5. Сравнить полученные выводы и попытаться ответить на вопросы: С какой целью создана в России отдельная судебная система — система арбитражных судов? Какие задачи она призвана решать? Обоснована ли такая организация су-дебной власти и как оправдывается существование арбитражных судов в России?

На основании такой постановки задач и строится структура выпускной квалификационной работы: Введение; Глава 1 — Общие положения; глава 2 — Система арбитражных судов; Глава 3 — Проблемы арбитражных судов и возмож-ные пути их решения; заключение; список литературы.

Во введении определяются цели и задачи работы, актуальность выбранной темы, методологическая основа и теоретическая база работы.

В первой главе даются общие положения об арбитражных судах: анализи-руется понятие арбитражных судов и его значение, законодательная база арбит-ражного судопроизводства, рассматриваются общие принципы, функции и задачи арбитражного судопроизводства. Вкратце излагается история формирования сис-темы арбитражных судов в России, особенности зарубежных экономических су-дов; дается характеристика статусу судей. Отдельный параграф первой главы по-священ организационному обеспечению деятельности арбитражных судов.

Во второй главе рассматривается система арбитражных судов в России. Для наглядности и выделения общего для всей системы и специфических характери-стик отдельных ее звеньев положения закона об арбитражных судах в РФ сведены в таблицу (Приложение №2).

В третьей главе определяются проблемы, связанные с осуществлением ар-битражного судопроизводства, анализируются причины их возникновения и пред-лагаются пути их решения. Для удобства проведения анализа выявленные данные также сводятся в таблицу (Приложение№5).

В заключении подводятся итоги проделанной работы, излагаются основные выводы. Библиографический список перечисляет информационные источники, использованные для целей настоящей работы. После библиографии дается список сокращений, использованных в дипломной работе. В конце работы прикладыва-ются сводные таблицы, оформленные в помощь проведению анализа.

ВКР написана на основе анализа действующего законодательства, регули-рующего вопросы арбитражного процессуального права, положения судей в РФ, их статуса, места и роли арбитражных судов в РФ, их состава и системы.

Теоретической базой исследования явились труды следующих ученых: Шерстюк В.М., Филиппова П.М., Алиева Т.Т., Громова Н.А., Разинковой М.Н., Петрухина И.Л., Абовой Т.Е., Абсалямова А.В., Бахрах Д.Н., Кулешова И.В., Па-нова И.В., Ренова Э.Н., Решетниковой И.В., Россинского Б.В.

Список литературы

I. Нормативно-правовые акты:

1. Конституция РФ от 12.12.1993г. // РГ. № 237. 25.12.1993 г.

2. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 №95-ФЗ //СЗ РФ. 2002. №30. Ст.3012.

3. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 05.05.1995 №70-ФЗ. — М.: «Проспект», 1997 // Собрание законодательства РФ. 1995. №19. Ст.1709.

4. Кодексы и законы РФ. — СПб.: ИД «Весь», 2004.

5. Федеральный Конституционный закон «О судебной системе Россий-ской Федерации» от 31.12.1996г. №1-ФКЗ (в редакции Федеральных конституци-онных законов от 15.12.2001 № 5-ФКЗ, от 04.07.2003 №3-ФКЗ, от 05.04.2005 №3-ФКЗ). // СЗ РФ. 1997. №1. Ст.1. (2001. №51. Ст.4825; 2003. №27 (ч.1). Ст.2698; РГ 2005. №73).

6. Федеральный Конституционный закон «Об арбитражных судах в Рос-сийской Федерации» от 28.04.1995г. №1-ФКЗ (в ред. Федерального конституци-онного закона от 04.07.2003 №4-ФКЗ, с изм., внесенными Федеральным консти-туционным законом от 25.03.2004г. №2-ФКЗ). // СЗ РФ. 1995. №18. Ст.1589 (2003. №27. Ст.2699; 2004. №13. Ст.1111).

7. Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федера-ции» от 26.06.1992г. №3132-1 (в ред. Закона РФ от 14.04.1993 №4791-1; Указа Президента РФ от 24.12.1993 №2288; Федеральных законов от 21.06.1995 №91-ФЗ, от 17.07.1999 №169-ФЗ, от 20.06.2000 №89-ФЗ, от 15.12.2001 № 169-ФЗ, от 22.08.2004 №122-ФЗ, от 05.04.2005 №33-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением ВС РФ от 14.04.1993 №4792-1). // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №30. Ст.1792 (1993. №17. Ст.606; СЗ РФ. 1995. № 26. Ст.2399; 2001. №51. Ст.4834; 2004. №35. ст.3607; 2005. №15. Ст. 1278).

8. Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 07.07.1993 №5338-1 // РГ от 14.081993 №156

9. ФЗ от 21.07.1997 г. «О судебных приставах» и ФЗ от 21.07.1997г. «Об исполнительном производстве» // СЗРФ. 1997. №30. Ст.3591.

10. Сборник нормативных актов о суде и статусе судей РФ. Вып. 1. М., 1997. С. 227-233.

11. ФЗ от 08.01.1998 г. «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ» (СЗ РФ. 1998. № 2. Ст.223)

II. Учебники, научные статьи, иная юридическая литература.

1. Абова Т.Е. Арбитражный процесс в СССР. М.- 1985.

2. Арб. процесс: Учебник / под ред. М.К.Треушникова.- М.ООО «Горо-дец-издат», 2003

3. Шерстюк В.М. Арбитражный процесс (в вопросах и ответах). Ком-ментарии, рекомендации, предложения по применению АПК РФ. Издание третье, исправленное и дополненное. — Издат.дом «Городец», 2004.

4. Филиппов П.М., Алиев Т.Т., Громов Н.А. Сущность, задачи и значе-ние пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам судебных актов арбит-ражных судов, вступивших в законную силу. // «Российский судья». 2004. №2.

5. Разинкова М.Н. Функции арбитражного апелляционного суда. «Ар-битражный и гражданский процесс». 2005. №4.

6. Судебная власть/ Под ред. И.Л. Петрухина — М: Проспект, 2003.

7. Судебные системы европейских стран. Справочник / Пе-С89 перевод с франц. Д.И. Васильева и с англ. О.Ю. Кобякова. — М.: Международные отноше-ния, 2002.

8. Борисова Е. О производстве в арбитражном апелляционном суде.// «Хозяйство и право» №5-2004г. с.82.

9. Уязвимая неприкосновенность. Беседа с Т. Морщаковой // Эксперт. 2001. №10. с.63. (стр.373 книги)

10. Юридический энциклопедический словарь / Гл. ред. А.Я. Сухарев; Редкол.: М.М. Богуславский и др. — 2-е изд., доп. — Сов.энциклопедия, 1987.

III. Материалы судебной практики

1. Постановление VI Всероссийского съезда судей от 02.12.2004г. «О состоянии правосудия в РФ и перспективах его совершенствования». // «Правосу-дие» №2-2005 с.2-8.

2. Постановление Президиума ВАС РФ по делу № 101/04 от 30.03.2004г. // Вестник ВАС РФ. 2004. №8. С.76-77.

3. Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ 1995. N92; 2000. № 2. С. 97, № 11. С. 56; 2004. №8. С.76-77.

Примечания:

Примечаний нет.

(в ред. Федерального конституционного закона от 04.06.2014 N 8-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Организационное обеспечение деятельности арбитражного суда по осуществлению правосудия осуществляет аппарат этого суда.

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.07.2023 п. 2 ст. 45 излагается в новой редакции (ФКЗ от 19.12.2022 N 9-ФКЗ). См. будущую редакцию.

2. Руководство деятельностью аппарата арбитражного суда осуществляет председатель соответствующего суда.

3. Аппарат арбитражного суда:

1) организует предварительный досудебный прием лиц, участвующих в деле;

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.07.2023 пп. 2 п. 3 ст. 45 излагается в новой редакции (ФКЗ от 19.12.2022 N 9-ФКЗ). См. будущую редакцию.

2) принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов арбитражного суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату государственной пошлины, судебных расходов, подлежащих внесению на депозитный счет арбитражного суда, а также арбитражных штрафов;

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.07.2023 ст. 45 дополняется п. 2.1 — 2.3 (ФКЗ от 19.12.2022 N 9-ФКЗ). См. будущую редакцию.

3) содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях;

4) ведет учет движения дел и сроков их прохождения в арбитражном суде, осуществляет хранение дел и документов;

5) изучает и обобщает судебную практику;

6) подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, проводит информационно-справочную работу;

7) ведет статистический учет в сфере деятельности арбитражного суда;

8) осуществляет материально-техническое обеспечение арбитражного суда, социально-бытовое обслуживание судей и работников аппарата арбитражного суда;

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.07.2023 в пп. 9 п. 3 ст. 45 вносятся изменения (ФКЗ от 19.12.2022 N 9-ФКЗ). См. будущую редакцию.

9) организует работу по обращению к исполнению судебных актов арбитражного суда.

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.07.2023 п. 3 ст. 45 дополняется пп. 10 (ФКЗ от 19.12.2022 N 9-ФКЗ). См. будущую редакцию.

4. Положение об аппарате арбитражного суда утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

5. Для целей изучения специальных вопросов, возникающих при рассмотрении конкретных дел, относящихся к компетенции специализированного арбитражного суда, в его аппарате формируется группа советников, обладающих квалификацией, соответствующей специализации данного суда.

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.07.2023 п. 6 ст. 45 излагается в новой редакции (ФКЗ от 19.12.2022 N 9-ФКЗ). См. будущую редакцию.

6. Общая численность работников аппаратов арбитражных судов (без учета персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

7. Структура, численность работников и штатное расписание аппарата арбитражного суда определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации в пределах общей численности работников аппаратов арбитражных судов и бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.

8. Работники аппарата арбитражного суда являются федеральными государственными гражданскими служащими и замещают должности федеральной государственной гражданской службы. Работники аппарата арбитражного суда могут замещать должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

8.1. Имеющие классные чины работники аппарата арбитражного суда обеспечиваются служебным обмундированием.

(п. 8.1 введен Федеральным конституционным законом от 16.04.2022 N 1-ФКЗ)

8.2. Ношение служебного обмундирования является обязательным для работников аппарата арбитражного суда, участвующих в судебных заседаниях, а также осуществляющих непосредственное (личное) взаимодействие с гражданами и представителями организаций при исполнении своих служебных обязанностей, связанных с организацией судебных процессов и организационным обеспечением рассмотрения поступающих обращений.

(п. 8.2 введен Федеральным конституционным законом от 16.04.2022 N 1-ФКЗ)

8.3. Порядок и нормы обеспечения служебным обмундированием имеющих классные чины работников аппарата арбитражного суда, а также порядок его ношения утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с Советом судей Российской Федерации.

(п. 8.3 введен Федеральным конституционным законом от 16.04.2022 N 1-ФКЗ)

8.4. Техническое описание образцов предметов служебного обмундирования имеющих классные чины работников аппарата арбитражного суда утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации по согласованию с Советом судей Российской Федерации и Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

(п. 8.4 введен Федеральным конституционным законом от 16.04.2022 N 1-ФКЗ)

9. Права и обязанности работников аппарата арбитражного суда, являющихся федеральными государственными гражданскими служащими, и порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе. Указанным работникам аппарата арбитражного суда присваиваются классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации.

10. Права и обязанности работников аппарата арбитражного суда, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, устанавливаются трудовым законодательством Российской Федерации.

Тема: Аппарат арбитражного суда, его задачи, структура и функции

ID работы: 158384
Тип работы: Диплом
Предмет: Юриспруденция
Страниц: 65
Год написания: 2022

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Теоретические аспекты функционирования аппарата арбитражного суда в Российской Федерации 7
§1. Понятие и характеристика аппарата арбитражного суда 7
§2. Задачи и функции аппарата арбитражного суда 20
§3. Структура аппарата арбитражного суда 26
2. Современное состояние реализации задач и функций аппарата арбитражного суда в Российской Федерации 30
§1. Организационно-техническое обеспечение деятельности арбитражного суда 30
§2. Мероприятия материально-технического характера аппарата арбитражного суда 39
§3. Проблемы функционирования аппарата арбитражного суда 43
3. Перспективы реализации задач исполнения функций аппарата арбитражного суда в Российской Федерации 53
Заключение 63
Список использованных источников 65

Стоимость: 2500 руб.

Обратите внимание, что при необходимости Вы можете поднять оригинальность купленной работы, заказав услугу Рерайт, подробнее

ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Филиал в г. Брянске
Юридический факультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему «Арбитражный суд Российской Федерации»
Выполнил студент
группы ЗЮ-01-1
Малахова Е. А.
Проверил преподаватель

                             

Брянск
2003 г.

Содержание
  ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ В РОССИИ.. 6

ГЛАВА 2. СТРУКТУРА АРБИТРАЖНОГО СУДА.. 11

2.1 Состав и структура Высшего Арбитражного суда. 11

2.2 Состав и структура арбитражных судов федеральных округов. 13

2.3 Состав и структура арбитражных судов субъектов Федерации. 14

ГЛАВА 3. КОМПЕТЕНЦИЯ АРБИТРАЖНОГО СУДА.. 16

3.1 Компетенция и подведомственность дел Высшего Арбитражного суда. 16

3.2 Компетенция и подведомственность дел арбитражных судов федеральных округов  19

3.3 Компетенция и подведомственность дел арбитражных судов субъектов Федерации  20

ГЛАВА 4. НОВОВВЕДЕНИЯ В АРБИТРАЖНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ. 23

4.1 Законодательство об арбитражных судах. 23

4.2 Совершенствование арбитражной судебной системы.. 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28

ЛИТЕРАТУРА.. 30

ВВЕДЕНИЕ

С 1 июля 1995 года вступил в силу Федеральный конституционный закон “Об арбитражных судах в Российской Федерации”, новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации”.
Эти акты важны не только для работающих в арбитражных судах, прокуратуре, адвокатуре, в юридических службах предприятий и других областях, где возможно соприкосновение с деятельностью арбитражных судов, но и для юридической практики вообще, учитывая, что некоторые вводимые правовые конструкции не существовали ранее в российском праве.
Речь идет не о текущих изменениях законодательства об арбитражных судах и даже не о новой редакции этих актов. Налицо принципиальные изменения в правовом регулировании деятельности арбитражных судов, что дает все основание говорить о новом законодательстве не только по форме, но и по содержанию.
Характерно, что новые законы приняты практически в одном пакете, что позволило увязать процессуальные новеллы с судоустройственной реформой арбитражных судов.
Известно, что ранее действовавший закон об арбитражном суде и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации принимались не так уж и давно: соответственно 4 июля 1991 года и 5 марта 1992 года.
Однако практика показала, что, создавая в 1991-1992 гг. Новую судебную систему, законодатель как в судоустройственном, так и в процессуальном плане остановился в тот раз на полпути.
Практически правосудие в экономической сфере замыкалось в местных рамках, поскольку выйти за пределы юрисдикции арбитражных судов субъектов Федерации можно было только через надзор.
Не говоря уже о полуадминистративном его характере, надо сказать, что он оказался настолько перегружен, что с трудом справлялся с главной своей задачей обеспечения единства судебной практики на всей территории России.
Между тем, экономическое пространство России, которое опосредуется в том числе и через деятельность арбитражных судов, требовало одинаковой практики при решении арбитражными судами различных отнесенных к их подведомственности дел вне всякой зависимости от мест нахождения субъектов спора.
Выявилось также, что некоторые традиционные процессуальные институты не обеспечивают в современных условиях необходимый уровень оперативного и качественного рассмотрения дел арбитражными судами. С другой стороны, недостаточным в ряде случаев оказался и действовавший уровень процессуальных гарантий защиты прав и интересов предпринимателей и других субъектов права.
Новое законодательство об арбитражных судах позволяет преодолеть эти недостатки[1]. Содержащиеся в Законе новеллы направлены на то, чтобы любой из арбитражных судов, рассматривающий споры между организациями, расположенными в различных регионах России, и даже споры с участием иностранных фирм и компаний, функционировал в качестве составной части единой системы. Это означает, что арбитражный суд применяет единое материальное и процессуальное законодательство, при равной для всех возможности обжалования судебных решений и в конечном счете — судебной защите.
Особое значение закона состоит в том, что он является не только федеральным законом, но и федеральным конституционным законом, то есть правовым актом, который обладает после Конституции Российской Федерации высшей юридической силой. В развитие конституционных положений в законе установлено, что все арбитражные суды Российской Федерации — Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов Российской Федерации, то есть республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов- являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Это означает, что судьи арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации, включая председателей и заместителей председателей этих судов, назначаются на должность в порядке, установленном федеральным законом.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ В РОССИИ

Для более глубокого понимания сущности проблемы, обратимся к краткой истории арбитражных судов.
Разрешение торговых и иных хозяйственных споров упорядочивалось по мере создания и развития системы судебных учреждений. Их специфика определялась историческими условиями и национальными традициями в становлении правовых систем различных государств.
Прототипом арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие суды, рассматривавшие торговые и вексельные дела, а также дела о торговой несостоятельности или банкротстве.
После октябрьской революции, разногласия, возникающие между предприятиями и организациями, решались в административном порядке вышестоящими органами управления. Однако с развитием хозяйственных отношений, возникла необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями.
Создание органов государственного арбитража датируется 1922 годом. 21 сентября 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР было издано «Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями»
Этим Положением предусматривалось, что имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разрешаются Высшей арбитражной комиссией при Совете труда и обороны РСФСР, а на местах — арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях.
Создание специальных органов для разрешения имущественных споров между государственными организациями было связано с проведением мероприятий по укреплению социалистической законности, внедрению хозяйственного расчета в деятельности этих организаций в период осуществления новой экономической политики.
В связи с образованием Союза ССР ЦИК и СНК СССР б мая 1924 г. утвердили Положение об Арбитражной комиссии при СТО СССР, которым была определена ее компетенция и важнейшие принципы арбитражного процесса.
Арбитраж развивался с введением хозрасчета, договора, как формы оформления хозяйственных связей. В мае 1931 года был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями (Постановление СНК СССР от 20 марта 1931 г. № 229 и Постановление ЦИК и СНК СССР от 3 мая 1931 г. № 5/298).
В 1934 году Госарбитраж при СНК СССР по поручению Правительства СССР утвердил Правила рассмотрения и разрешения имущественных споров органами Госарбитража. Достоинство этих Правил состояло в том, что они содержали процессуальные нормы, определяющие порядок возбуждения дела, подготовки исковых материалов к слушанию и разрешению спора по существу.
С принятием постановления Совета Министров СССР от 15 марта 1953г. №768 «О Государственном арбитраже при Совете Министров СССР» Государственный арбитраж передавался в состав Министерства юстиции СССР.
Новые Правила рассмотрения хозяйственных споров принимались в 1963, 1976 годах и после их утверждения постановлением Совета Министров СССР от 5 июня 1980 года стали едиными для ведомственных и государственных арбитражей. Правила обогатились новыми процессуальными институтами, такими, как оставление иска без рассмотрения, упрощенный порядок разбирательства по ряду категорий дел, коллегиальное рассмотрение споров и др.
Новый этап в организации и деятельности государственных арбитражей ознаменовало принятие Советом Министров СССР 17 января 1974 г. постановления № 60 «О дальнейшем совершенствовании организации и деятельности органов государственного арбитража». Этим постановлением было установлено, что Государственный арбитраж при Совете Министров СССР, государственные арбитражи при Советах Министров союзных и автономных республик, государственные арбитражи при краевых, областных и городских исполкомах составляют единую систему Госарбитража в СССР. Государственный арбитраж при Совете Министров СССР был преобразован в союзно-республиканский орган. Этим постановлением также был централизован надзор за законностью решений органов Госарбитража, т.е. возложен на вышестоящие госарбитражи. Органы управления, при которых госарбитражи состояли, были освобождены от выполнения несвойственных им функций по надзору за законностью решений госарбитражей.
Ряд норм из Правил 1976 года перешли в Арбитражный процессуальный кодекс 1992 года, который, в частности, не предусматривал ведение протокола судебного заседания, позволял рассмотрение спора по материалам дела без участия сторон.
Наконец, некоторые нормы из Правил 1976 года мы обнаруживаем в Арбитражном процессуальном кодексе 1995 года, который не устанавливает порядка ведения заседания при рассмотрении спора (согласно п. 88 указанных Правил порядок ведения заседания определяется госарбитром, председательствующим в деле).
К концу восьмидесятых годов назрела необходимость создания взамен ведомственных и государственных арбитражей специальных арбитражных судов, что было вызвано новыми экономическими условиями, переходом к рыночной экономике, крушением монополии государственной собственности, активизацией хозяйственной деятельности различных негосударственных субъектов предпринимательской деятельности, попыткой привлечения в Российскую Федерацию иностранных инвестиций.
17 мая 1991 года Верховный Совет СССР принял два закона, в корне изменивших деятельность арбитражных органов: Закон СССР «О Высшем Арбитражном Суде СССР» и Закон СССР «О порядке разрешения хозяйственных споров Высшим Арбитражным Судом СССР». С введением в действие этих Законов устанавливался судебный порядок защиты прав и охраняемых законом интересов организаций, регламентированный органами законодательной власти, а не исполнительной, как это было ранее: Законом учреждался Высший арбитражный суд СССР, создавались коллегии по рассмотрению споров, а также Пленум Высшего Арбитражного Суда СССР. Для обеспечения защиты прав и законных интересов организаций предусматривалось дальнейшее расширение компетенции арбитражных судов, в том числе отнесение к их компетенции разрешения споров о признании недействительными не имеющих нормативного характера актов органов государственного управления и иных органов, не соответствующих законодательству и нарушающих права и законные интересы организаций, а не только актов вышестоящих органов, предприятий и организаций, как это было ранее. 4 июля 1991 года Верховным Советом РСФСР был принят Закон РСФСР «Об арбитражном суде», который вводился в действие с 1 октября 1991 года. С принятием названного Закона арбитражным судам становятся подведомственны споры с участием граждан- предпринимателей Следующий период в становлении и развитии арбитражных судов начинается после распада СССР, когда правовой основой их деятельности становятся законы РСФСР (Российской Федерации). 5 марта 1992 года Верховный Совет Российской Федерации принимает Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Этим Кодексом расширен круг лиц, имеющих право на обращение в арбитражный суд: это право предоставляется государственным органам и организациям, не являющимся юридическими лицами, в случаях, .’ предусмотренных законодательными актами Российской Федерации; ограничиваются обязанности по соблюдению претензионного порядка до обращения в арбитражный суд; предусматриваются коллегиальность рассмотрения споров, недопустимость повторного участия судьи в рассмотрении дела, участие в деле третьих лиц.
Исторический анализ современных проблем арбитражного судопроизводства показывает не только их преемственность, но и непрерывный поиск новых процессуальных форм, совершенствование ранее накопленного опыта, убеждает в необходимости исследования научной теории и практики деятельности судебных учреждений прошлых исторических периодов, не позволяет относиться ни к одной современной законодательной конструкции, ни к одному современному арбитражному процессуальному закону как к догме.

ГЛАВА 2. СТРУКТУРА АРБИТРАЖНОГО СУДА

2.1 Состав и структура Высшего Арбитражного суда

Высшим звеном системы является Высший Арбитражный Суд Российской Федерации — высший судебный орган по разрешению экономических и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. ВАС РФ является также организационным центром системы арбитражных судов.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации действует в составе:
·        Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
·        Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
·        судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
·        судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Каждая из названных структур Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации действует на базе четко очерченных федеральным конституционным законом правомочий.
В состав Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации входят Председатель и заместители Председателя, а также судьи Суда. В заседаниях Пленума могут принимать участие представители других ветвей судебной власти, законодательной и исполнительной власти, научных учреждений и граждане. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ныне решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов.
С 1 июля 1995 года в его составе председатели арбитражных судов субъектов Федерации не входят; да и сам Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации арбитражные дела не рассматривает- ни по первой инстанции, ни в порядке надзора.
Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, его заместителей и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а по решению Пленума в состав Президиума могут быть введены и судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации создаются из числа судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, возглавляются председателями коллегий, которые по должности являются заместителями Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
При Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует Совет председателей арбитражных судов, являющийся совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности. Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формулированием практики законов и иных нормативных актов и разработкой предложений по их совершенствованию, при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует Научно-консультативный совет. В его составе образованы секции: процедурного законодательства, административно-правовая, гражданско- правовая и международного частного права. Печатным органом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».

2.2 Состав и структура арбитражных судов федеральных округов

Вместо двухзвенной системы арбитражных судов создана трехзвенная система[2]. Промежуточным звеном между Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и арбитражными судами субъектов Российской Федерации созданы десять федеральных арбитражных судов округов в качестве кассационных инстанций.

Структурно арбитражный суд федерального округа состоит и действует в составе:
·        президиума;
·        судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
·        судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Президиум арбитражного суда округа состоит из председателя суда, его заместителей и председателей составов суда, а также тех судей суда, которые в качестве членов президиума суда округа были утверждены Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Он рассматривает вопросы судебной практики, утверждает членов судебных коллегий и председателей судебных составов суда и решает вопросы организации суда.
Судебные коллегии арбитражного суда округа, возглавляемые председателями коллегий — заместителями председателя суда, проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов, вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Федерации в первой и апелляционной инстанциях, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом суда. В судебных коллегиях судов округов предусмотрена возможность создания судебных составов из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию, формируемых председателем суда округа и возглавляемых председателями составов, утверждаемых президиумом суда округа.
Необходимо подчеркнуть, что федеральные арбитражные суды округов по отношению к охватываемым ими арбитражным судам субъектов Федерации вышестоящими судами являются лишь в процессуальном значении; а в организационном, кадровом и прочих значениях вышестоящим для всех арбитражных судов субъектов Федерации является исключительно Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Федеральные арбитражные суды округов позволяют перенести рассмотрения дела за пределы субъекта Федерации и на этой основе снять всякие опасения в пристрастности суда. Дают возможность они в то же время, в отличии от производства в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, приблизить рассмотрение дела к местам нахождения спорящих, что экономически не безразлично с учетом территории России.

2.3 Состав и структура арбитражных судов субъектов Федерации

Арбитражные суды субъектов Федерации принадлежат к низшему звену системы. Как отмечалось, в субъектах Федерации созданы и действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов. При этом на территории нескольких субъектов Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд, на пример, на территории г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области действует один арбитражный суд. Одновременно судебную власть на территории одного субъекта Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов; однако на практике пока этого нет. Всего сегодня в России действуют 82 арбитражных суда субъекта Федерации.
Структурно арбитражный суд состоит из президиума и двух судебных коллегий — по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. При этом следует отметить, что из-за ограниченной численности судей в ряде малозагруженных арбитражных судов субъектов Федерации не всегда есть смысл создавать полнокровные судебные коллегии, а иногда это просто невозможно.

ГЛАВА 3. КОМПЕТЕНЦИЯ АРБИТРАЖНОГО СУДА

3.1 Компетенция и подведомственность дел Высшего Арбитражного суда

Главным в деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является обеспечение единообразного понимания и применения всеми арбитражными судами законодательства, регулирующего экономические отношения. Эта важнейшая задача решается путем обобщения судебной практики и дачи разъяснений Пленумом или Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
На Высший Арбитражный Суд Российской Федерации закон возлагает организационное обеспечение деятельности арбитражных судов, подбор и подготовку кандидатов в судьи, работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов арбитражных судов, финансирование арбитражных судов.
Функцию, компетенцию и полномочия Высшего Арбитражного суда Российской Федерации можно разделить на несколько групп.
Прежде всего, этого судебный орган первой инстанции. В этом качестве он рассматривает лишь две группы дел:
а) дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;
б) экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, а также между субъектами Федерации. Кроме того, он рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты. До сих пор Высший Арбитражный Суд Российской Федерации ни одного дела по первой инстанции не рассматривал.
Далее, это судебный орган надзорной инстанции, единственный в системе арбитражных судов страны. Он рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов России.
Кроме того, это аналитический центр системы: изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Наконец, это организационный центр системы: ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах; решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров России (прежде всего, в части отношений с высшими хозяйственными и арбитражными судами Содружества Независимых Государств); осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их правовому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения, среди которых финансирование судов — своевременное и в полнм объеме- занимает далеко не последнее место. Образно говоря, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации для системы арбитражных судов страны в этом плане то же, что и Министерство юстиции Российской Федерации и его органы в субъектах Федерации для системы судов общей юрисдикции.
Пленум Высшего Арбитражного суда:
·        рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики;
·        решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой;
·        об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров;
·        утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации членов судебных коллегий и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
·        утверждает место постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов;
·        утверждает по представлению председателей арбитражных судов федеральных округов и субъектов Федерации судей, входящих в состав президиумов этих судов;
·        утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации регламент арбитражных судов и т.д.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации:
·        рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в России;
·        рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды системы.
Если Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации проводит свои заседания не реже двух раз в год, то Президиум заседает два раза в неделю.
В функции судебных коллег входит: рассмотрение дел по первой инстанции, изучение и обобщение судебной практики, разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных и правовых актов, анализ судебной статистики и т.д. В судебных коллегиях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации образуются судебные составы специализирующиеся на арбитражных делах определенных категорий.

3.2 Компетенция и подведомственность дел арбитражных судов федеральных округов

К полномочиям арбитражного суда федерального округа относятся:
·        проверка в кассационной инстанции законности судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Федерации в первой и апелляционной инстанциях;
·        пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов;
·        обращение в Конституционный суд России с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;
·        изучение и обобщение судебной практики;
·        подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
·        анализ судебной статистики.
При рассмотрении дела в кассационной инстанции арбитражный суд проверяет правильность применения норм материального права и норм процессуального права арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, т.е. проверка идет по вопросу права, а не факта. В этой связи не допускается ссылка в кассационной жалобе на недоказанность обстоятельств дела или постановлении суда выводов о фактических взаимоотношениях лиц, участвующих в деле, обстоятельствам дела. Тем самым восстанавливается традициональный облик кассационного производства, существующего в большинстве правовых систем.
Весьма широки полномочия председателя суда округа. Важно отметить, что он является судьей и в то же время — как председатель суда- процессуальной “фигурой”: осуществляет процессуальные полномочия, установленные Арбитражным Процессуальным Кодексом Российской Федерации. Как руководитель суда округа, председатель: организует деятельность суда, распределяет обязанности между своими заместителями; формирует из числа судей суда судебные составы; созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях, а также выносит на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные к ведению президиума; осуществляет общее руководство аппаратом суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда; представляет суд в отношениях с государственными, общественными и иными органами и т.д.

3.3 Компетенция и подведомственность дел арбитражных судов субъектов Федерации

Законом установлены следующие полномочия арбитражного суда субъектов Федерации. Он:
·        рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в России, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
·        рассматривает в апелляционной инстанции повторно дела, рассмотренные в этом суде в первой инстанции;
·        пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
·        обращается в Конституционный Суд России с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
·        изучает и обобщает судебную практику;
·        подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
·        ж) анализирует судебную статистику.
Президиум арбитражного суда субъекта Федерации, действующий в составе председателя суда, его заместителей, председателей судебных составов и тех судей, которых в этой роли утвердил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов суда; рассматривает вопросы судебной практики и другие вопросы организации работы суда.
Судебные коллегии арбитражного суда субъекта Федерации, возглавляемые председателями коллегий — заместителями председателя суда, рассматривают в первой и апелляционной инстанциях все дела, подведомственные арбитражным судам в России, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изучают и обобщают судебную практику и т.д. В арбитражном суде субъекта Федерации создаются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию, а в тех судах, где коллегий нет, из суда этого суда.
Закон[3] предоставил широкие полномочия и председателю арбитражного суда субъекта Федерации, являющегося, как и председатели судов обоих высших звеньев системы, и судьей и самостоятельной процессуальной “ фигурой ”, осуществляющей процессуальные полномочия, установленные Арбитражным Процессуальным кодексом Российской Федерации. А как руководитель суда, он:
·        организует деятельность суда;
·        распределяет обязанности между своими заместителями;
·        формирует судебные составы;
·        созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях, а также выносит на рассмотрение президиума вопросы, отнесенные к ведению президиума;
·        осуществляет общее руководство аппаратом суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда;
·        представляет суд в отношениях с государственными общественными и иными органами и т.д.
Законом также предусмотрено, что председатель арбитражного суда субъекта Федерации вправе принимать участие в заседаниях органов государственной власти соответствующего субъекта Федерации. Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время — с 1 июля 1995 года — в одном арбитражном суде любого субъекта Федерации действуют как бы два самостоятельных в процессуальном отношении суда — первой и апелляционной инстанции, в то время как до этого Высшие арбитражные суды республик в составе России могли рассматривать дела в порядке надзора. Сегодня же все без исключения арбитражные суды любого субъекта Федерации по своим полномочиям, кругу и характеру рассматриваемых дел и т.д. равны между собой.

ГЛАВА 4. НОВОВВЕДЕНИЯ В АРБИТРАЖНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

4.1 Законодательство об арбитражных судах

Новый Федеральный Конституционный Закон «Об арбитражных судах в РФ»[4] вступил в силу с 1 июля 1995 года. Таким образом, был сделан большой шаг по совершенствованию судебной системы, в ом числе одной из ее ветвей — арбитражных судов.
Существование этой ветви судебной власти в РФ закреплено в статье 127 Конституции РФ, которая гласит: «Высший Арбитражный суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики».
Необходимо отметить, что особое значение Закона состоит в том, что он является не только федеральным законом, но Федеральным Конституционным Законом, то есть правовым актом, обладающим после Конституции РФ высшей юридической силой. Также в законе установлено, что все арбитражные суды РФ — Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов федерации, являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ. Такое положение означает, что судьи арбитражных судов округов и субъектов федерации, включая председателей и заместителей председателей данных судов, назначаются на должность в порядке, установленным федеральными законами.
Судьи — члены арбитражного суда являются носителями судебной власти. Их статус. Как и статус судей других судов, определяется Законом РФ «О статусе судей в РФ». В России все судьи обладают единым статусом и различаются между собой лишь полномочиями и компетенцией (ст. 2 Закона «О статусе судей в РФ»).
Внесены изменения в систему арбитражных судов РФ[5]. Они определены практикой работы арбитражных судов. Теперь ВАС РФ освобожден от рассмотрения множества дел в качестве суда первой инстанции. В этом качестве он будет рассматривать лишь две группы дел: · дела о признании недействительными актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы РФ, Правительства РФ, не носящих нормативного характера, в случае их несоответствия закону и нарушения прав и законных интересов организаций и граждан; · экономические споры между Российской федерацией и ее субъектами, а также споры, возникающие между самими субъектами федерации.
Все остальные дела по первой инстанции будут рассматриваться арбитражными судами субъектов РФ.
Дела в порядке надзора будет рассматривать только одна судебная инстанция — Президиум Высшего Арбитражного суда РФ. Таким образом, надзорная коллегия прекращает свое существование после рассмотрения всех дел с протестами, поступившими до 1 июля 1995 года. Пленум ВАС также не будет рассматривать конкретные дела по протестам. Главная его задача — изучение и обобщение судебно-арбитражной практики и дача разъяснений арбитражным судам по применению законодательства, регулирующего предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Вместо действующей двухзвенной системы арбитражных судов, создается трехзвенная система: промежуточным звеном между ВАС РФ и арбитражными судами субъектов РФ будет 10 федеральных арбитражных судов округов, выступающих в качестве кассационных инстанций. В арбитражных судах субъектов РФ создаются апелляционные инстанции по пересмотру дел, рассмотренных в первой инстанции.
Важная роль отводится в Законе новому органу судейского самоуправления — Совету председателей федеральных арбитражных судов, который образуется при Высшем Арбитражном суде РФ в составе председателя ВАС РФ и председателей федеральных арбитражных судов округов и субъектов РФ. Этот орган является совещательным, на него возлагается рассмотрение вопросов организации работы арбитражных судов, их кадровой и финансовой деятельности.
Необходимо подчеркнуть, что Высший Арбитражный суд РФ осуществляет организационное обеспечение деятельности арбитражных судов, их финансирование, проводит подбор и подготовку кандидатов в судьи, организует учебу судей и специалистов системы. Все работники аппаратов арбитражных судов находятся на федеральной государственной службе и на них распространяются условия ее прохождения, установленные соответствующими правовыми актами.
Арбитражные суды финансируются за счет средств федерального бюджета в размере, обеспечивающем возможность полного и независимого осуществления правосудия.
Из всего вышесказанного можно сделать обобщающий вывод, что новшества арбитражно-процессуального законодательства, в частности рассмотренного подробно Закона, направлены на то, чтобы любой из арбитражных судов, рассматривающий споры между организациями, расположенными в различных регионах РФ или даже споры с участием иностранных фирм и компаний, функционировал в качестве составной части единой системы российского государственного правосудия. Это означает, что арбитражный суд применяет единое материальное и процессуальное законодательство, при равной для всех возможности обжалования судебных решений, и, в конечном счете, — судебной защиты.

4.2 Совершенствование арбитражной судебной системы

Одной из задач совершенствования арбитражно-процессуального законодательства является обеспечение доступности правосудия[6] в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, повышение эффективности судебной защиты предпринимателей.
Так же представляется рациональным предусмотреть положение, обязывающее судью принять меры к урегулированию спора между сторонами до разбирательства дала в судебном заседании. Для реализации этого предоставить сторонам возможность привлечения для урегулирования конфликта посредника. Этот опыт широко используется в большинстве стран мира наряду с другими альтернативными способами урегулирования споров. Функции посредников могли бы выполнять арбитражные заседатели (учитывая положительный опыт их привлечения к осуществлению правосудия), имея в виду профессиональный опыт в сфере предпринимательской деятельности.
Расширение возможностей использования различных примирительных процедур позволит, на мой взгляд, повысить оперативность судопроизводства в арбитражных судах.
В юридической литературе[7] существуют несколько точек зрения относительно срока обжалования решения арбитражного суда первой инстанции. В частности, есть предложения сократить месячный срок для подачи апелляционной жалобы на решение арбитражного суда до 10 дней.
Тем самым предлагается установить 10-дневный срок для вступления в законную силу решения арбитражного суда.
Не последнее место в эффективном функционировании всей системы арбитражных судов играют вопросы финансирования.
Усиление, укрепление статуса арбитражных судов, совершенствование деятельности, повышение эффективности, исполняемости решений арбитражных судов — должно содействовать укреплению их престижа, вообще права в нашем обществе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таковы структура и компетенция каждого звена системы арбитражных судов России. Разумеется, речь идет о структуре судов в процессуальном значении. Деятельность каждой структуры и в целом каждого арбитражного суда обеспечивает аппарат суда. Он в соответствии с закрепленными законом функциями:
·        организует предварительный досудебный прием лиц, участвующих в деле;
·        принимает и выдает документы, удостоверяет копии документов суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату госпошлины, судебных расходов, подлежащих внесению на депозитный счет суда, а также арбитражных штрафов;
·        содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях;
·        ведет учет движения дел и сроков их прохождения в суде, осуществляет хранение дел и документов;
·        изучает и обобщает судебную практику;
·        подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, проводит информационно-справочную работу;
·        ведет статистический учет в сфере деятельности суда
·        осуществляет материально- техническое обеспечение суда, социально-бытовое обслуживание судей и работников аппарата суда.
Важно отметить, что работники аппаратов всех арбитражных судов страны находятся на федеральной государственной службе и права, обязанности, ответственность работников аппаратов всех арбитражных судов России и условия прохождения ими государственной службы устанавливаются законами и иными нормативными актами о федеральной государственной службе. Нужно подчеркнуть, что более детально компетенция и объем правомочий и обязанностей структурных подразделений — процессуальных и относящихся к аппарату — большинства арбитражных судов страны закрепляются в положениях об этих подразделениях, утверждаемых в самих судах либо председателем суда, либо президиумом суда.
Из всех иных ветвей судебной власти система арбитражных судов наиболее завершена в своем развитии. Разумеется, может рассматриваться вопрос о создании новых судебных коллегий в арбитражных судах всех трех звеньев системы, например, коллегии по разрешению дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий, коллегии по разрешению налоговых споров и др. Но вряд ли уже сегодня целесообразно создавать четвертое звено системы — рай(гор)арбсуд; во всяком случае, соответствующего научного обеспечения эта идея пока не имеет, хотя в принципе смысл в этом есть.

ЛИТЕРАТУРА

1.     Андреева Т. М. «Обеспечение доступа к правосудию — главная задача совершенствования АПК РФ» // Хозяйство и право 2000, №9
2.     Андреева Т. Федеральный конституционный закон “ Об арбитражных судах в Российской Федерации”// Хозяйство и право , 1995г., № 9
3.     Анохин В. «Проблемы арбитражного процесса» // Хозяйство и право, 1997, № 4
4.     Арбитражный процесс: Учебник // Под ред. В.В. Яркова — М.: «Юристъ», 1999
5.     Арбитражный процесс: Учебник для вузов // Под ред. М.К. Треушникова — М.: Издательство «Спарк», Юридическое бюро «Городец», 1997
6.     Артюхин В.И. «Новый Арбитражно-процессуальный кодекс» // «Закон» 1995, №9
7.     Берестнев Б.А. «Некоторые вопросы организации работы судьи арбитражного суда по рассмотрению дел» // ВВАС РФ, 2000, №7.
8.     Бойков О. «Новое законодательство об арбитражных судах» // Российская Юстиция, 1995, №8.
9.     Комментарий к Арбитражному процессуальному Кодексу Российской Федерации. // Под ред. М.К. Юкова — М.: Юридическая фирма Контракт, 1996
10.                       Конституция Российской Федерации. Комментарий. М.: Юридическая литература, 1994
11.                       Матеров Н.В. «Частное определение арбитражного суда» // ВВАС РФ,1999, №7
12.                       Матеров Н.В., Судаков Г.В. «О языке решения арбитражного суда» // ВВАС РФ, 2000, №3
13.                       Поляков Ю.В. «О механизме исполнения решений арбитражного суда» // Хозяйство и право, 2000, №2
14.                       Рыжаков А.П. Постатейный материал к АПК РФ Рыжаков А.П. — М.: «Издательство ПРИОР», 2000 г.
15.                       Арбитражный процесс. Под ред. Проф. Треумникова М.К. М.: Зерцало, 1995
16.                       Федеральный конституционный закон “ Об арбитражных судах в Российской Федерации”, Арбитражный Процессуальный кодекс Российской Федерации. М.: “ Ось-89” , 1995г.
17.                       Яковлев В.Ф. «Об итогах работы арбитражных судов в 2000 году» // ВВАС, 2001, №5.
18.                       www.arbitr.ru Официальный сайт ВАС РФ в сети Интернет


[1] Бойков О. «Новое законодательство об арбитражных судах» // Российская Юстиция, 1995, №8.

[2] Бойков О. «Новое законодательство об арбитражных судах» // Российская Юстиция, 1995, №8.

[3] Федеральный конституционный закон “ Об арбитражных судах в Российской Федерации”, Арбитражный Процессуальный кодекс Российской Федерации. М.: “ Ось-89” , 1995

[4] Федеральный конституционный закон “ Об арбитражных судах в Российской Федерации”, Арбитражный Процессуальный кодекс Российской Федерации. М.: “ Ось-89” , 1995г.

[5] Артюхин В.И. «Новый Арбитражно-процессуальный кодекс» // «Закон» 1995, №9

[6] Андреева Т. М. «Обеспечение доступа к правосудию — главная задача совершенствования АПК РФ» // Хозяйство и право 2000, №9

[7] Анохин В. «Проблемы арбитражного процесса» // Хозяйство и право, 1997, № 4

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *