Диплом введение методы исследования

Методы исследования в дипломе.png

В статье рассматриваются подходящие для диплома методы научного исследования и их формулировка.

Что такое методы научного исследования?

После определения объекта и предмета исследования нужно выбрать методы исследования. Они продемонстрируют, каким cпособом будет собрана и проанализирована информация.

Метод – это инструмент, который дает студенту исходные данные и помогает сделать выводы.

Выбранные методы должны отвечать требованиям:

  • Научность: методология изложена в учебниках и статьях, опробована учеными.
  • Объективность: результатам этих методов можно верить. Например, есть разница между «смотреть» и «наблюдать» – способы научного наблюдения всегда четко оговорены и проверяемы.
  • Дополняемость: каждый новый метод в работе расширяет или изменяет данные других, вместе они работают на цель.
  • Специфичность: в каждой науке есть свои уникальные методы, которые привычны специалистам этой области.

Убедитесь, что выбранных методов достаточно для выполнения всех поставленных задач в дипломе.

Задайте вопросы: «Какие данные мне нужны? Как я это узнаю? Как я пойму, какой вывод делать?».

Как правильно написать методы исследования в дипломе

После объекта и предмета исследования во введении пишется: «В выпускной квалификационной работе использованы следующие методы исследования: теоретические (перечисление), эмпирические (перечисление) и специальные (перечисление)».

Подробное применение эмпирических методов должно быть показано в первой части исследовательской главы: как именно будут получены и проанализированы данные (обычно это параграф 2.1.).

Не забудьте перечислить и пояснить использованные методы при защите.

Теоретические и практические методы исследования

У студента в выпускной квалификационной работе, как правило, стоит 4 основных задачи: изучить теорию, собрать практические данные, обработать их и сделать выводы. Отсюда необходимость в теоретических методах исследования (проработать существующие данные) и практических методах (получить собственные данные и проанализировать их).

Основные теоретические методы обработки имеющихся данных

Перечислим самые распространенные и часто применяемые методы:

  • теоретический анализ и синтез позволяют рассмотреть изучаемый объект по частям, а затем объединить данные в общее знание о нем;
  • сравнение выявляет общее и отличия в данных разных ученых об объекте и/или предмете изучения;
  • аналогия переносит известные данные о предмете на еще неизученные; используется, когда предмет не поддается изучению напрямую;
  • индукция (восхождение от частного к общему, обобщение) нужна, чтобы на основе данных разных ученых сделать общий теоретический вывод;
  • дедукция (конкретизация, движение от общего к частному) распространяет общий вывод на отдельные случаи;
  • классификация выделяет в существующих данных структуру; за основу классификации могут быть взяты и физические характестики (объем, масса и пр.), и различные материалы (металл или дерево) и даже жанры музыки и хореографические стили;

Пример метода классификации

классификация диплом.jpg

  • абстрагирование (идеализация) выявляет закономерности, не зависящие от конкретных условий;
  • моделирование теоретических ситуаций дает шаблоны для применения на практике; в число типов моделирования входят: мысленное (в виртуальном мире или мыслях), предметное (какая-то из частей объекта) и знаковое (формулы, таблицы, чертежи).

Пример метода моделирования

моделирование таблицы.jpg

Более важными в студенческой работе являются практические, или эмпирические методы, ведь благодаря им собираются данные для самостоятельного исследования, реализуется научная новизна диплома.

Частные (практические) методы для большинства наук

Далее приводим список методов, которые являются общими для многих наук:

  • Наблюдение. Собрать данные, которые можно непосредственно воспринимать органами чувств, по специальной схеме.

В научном наблюдении нужно выполнить ряд условий, чтобы получить достоверные данные, главное из которых – объективное восприятие действительности.

  • Эксперимент. Поместить изучаемый объект в искусственные условия и зафиксировать результаты. Эксперименту нужен план.

Помните, что нужны управляемые автором условия (можете ли вы их создать?) и гарантия, что ваш эксперимент чист от посторонних воздействий.

  • Изучение документов и других продуктов деятельности. Изучив их, можно получить новую, ранее неизвестную информацию о самих вещах и жизни их создателей.

Пример метода изучения документов

документы диплом.jpg

Пример метода измерения

  • Измерение. Фиксируются численные значения разных качеств объекта (длина, рост, скорость и т.п.). Важно наличие цифр. Часто считается разновидностью наблюдения.

измерения диплом.jpg

  • Опрос (интервью или анкетирование). Способы узнать информацию от людей. Используется в гуманитарных науках.

Опрос проводится устно в форме интервью или письменно в форме анкетирования. В обоих случаях нужен список вопросов.

  • Методы статистики и математического анализа нужны для выяснения закономерностей в собранных данных, для обобщения их в числовую форму (процентов, баллов, метрических или условных единиц).

Пример метода статистики и математического анализа

метод статистики.png

Математика позволяет доказать, что полученные в дипломе выводы достоверны. С помощью корреляций и регрессий строятся модели для прогнозирования.

Иные методы

Помимо общепринятых теоретических и практических методов, есть ряд альтернативных. Советуем внимательно изучить их и, возможно, применить в своей работе. Прямо сейчас представим вам систему, которую в свое время предложил академик А.Я.Флиер. Их используют при подготовке самостоятельных творческих работ, выполняемых учащимися.

Гуманитарные методы

Одним из таких методов является гуманитарный, делящийся на:

  • исторический – описание и характеристика истории культуры в ее традиционном виде, с учетом линейной хронологической очередности событий и явления;

  • историко-психологический – рассмотрение того, как со временем развивается культура, изучение ее динамики, выделение устойчивых и принятых цивилизационных типологий состояния психики;

  • герменевтический – изучение культуры через раскрытие смыслов, которые были заложены в культурные предметы и явления при их изначальном создании;

  • символизм: культурный и постструктурализм – трактовка материала в пределах определенного контекста, так называемая эклектическая методология.

  • феноменологический – поиск каких-либо феноменов, неожиданных и уникальных событий в изучении исторических культурных фактов; смыслы могут восприниматься в отрыве от исторического контекста.

Социально-научные методы

Второй классификацией является социально-научная методология, включаящая:

  • структурный функционализм – объяснение культурно-исторических процессов и выделение из них, что решают задачи социума, удолетворение нужд и потребностей его представителей;

  • эволюционизм –рассмотрение истории культуры через призму ее становления и усложнения;

  • структурализм – характеристика культурно-исторические объектов и нахождение в них вещественных и понятийных объектов, анализ структуры культуры;

  • волновые и циклические модели культурной динамики – рассмотрение культур как самодостаточных и независимых цивилизаций, изучение повторяющихся циклов и процессов внутри них.

Специальные методы, характерные для вашей специальности, можно найти в учебных пособиях, методичке по ВКР, на профильной кафедре, у научного руководителя, из кандидатских диссертаций. Именно эти методы дают наиболее качественные данные для анализа.

Хотите заказать диплом с высоким процентом уникальности и большим объемом? Обратитесь за помощью к нашим авторам.

Примеры методов в дипломной работе

С понятием «методы исследования» студент сталкивается не только в дипломной работе. Уже во введении к курсовой также нужно перечислить способы, которые использовались при исследовании и написании научного труда.

В данной статье вы узнаете, как определяют это понятие в науке, какие методы научного исследования встречаются в дипломной работе и каковы их особенности. Поймёте, какие из них рекомендуется использовать в проектах определённых тематик. А также на примере увидите, как выглядит методологическая основа дипломной работы.

А чтобы первыми получать свежие статьи, подписывайтесь на наш информационный ресурс. И не забывайте пользоваться актуальными акциями и скидками от компании.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Что такое методы в дипломной работе

Итак, чтобы описать теоретико-методологическую основу исследования в дипломной работе, нужно понимать, что стоит за определением понятия «методы исследования».

Метод исследования дипломного проекта — это использование принципов мировоззрения по отношению к процессам познания.

Если говорить проще, то методология исследования — это способ соотносить данные исследования с другими фундаментальными науками, важнейшей из которых является философия. Это соотношение и станет методологической основой исследования дипломной работы.

В науке используется огромное количество методов. Но нас конкретно будут интересовать лишь те, что можно применить к дипломной работе. Их выбор напрямую зависит от того, какие цели и задачи студент перед собой ставит.

Несмотря на огромное количество методов в науке, каждый будет преследовать единственную цель: найти истину, правильное понимание и объяснение сложившейся ситуации, а в редких случаях — даже попытаться её изменить.

Классификация методов исследования

Методологические основы, используемые в дипломной работе, можно разделить на:

  • общие (теоретические, универсальные) методы исследования в дипломной работе;
  • частные (эмпирические или практические) методы исследования в дипломной работе.

Студент должен понимать, какой метод он выбирает и для чего. Определение методов исследования, используемых при написании дипломной работы, случайным образом недопустимо.

Давайте более подробно остановимся на каждой группе, чтобы обоснованно выбрать нужный метод для решения конкретной проблемы.

Теоретические методы исследования

Эти методы являются универсальными и служат для систематизации фактов в научной работе.

При написании дипломной работы используют в основном следующие теоретические методы:

  • анализ;
  • синтез;
  • моделирование;
  • аналогия;
  • дедукция;
  • индукция;
  • обобщение;
  • классификация;
  • абстрагирование;
  • формализация;
  • конкретизация;
  • аналогия.

Давайте рассмотрим каждый теоретический метод исследования подробнее.

Анализ

Наиболее часто используемый метод, применяемый в дипломной работе.

Методологическая основа исследования дипломной, которая опирается на анализ, призвана разложить предмет или описываемое явление на признаки и свойства, чтобы изучить его более конкретно.

В качестве примера можно привести частые сравнения разных художественных стилей, автомобильных характеристик разных марок, стилей выражения мыслей писателей и так далее.

Синтез

В отличие от предыдущего метода синтез соединяет отдельные элементы (свойства, признаки) в единое целое для более детального изучения.

Методы синтеза и анализа часто используют вместе как методологическую основу исследования. Это позволяет сначала найти различия, а потом элементы, которые объединяют полученные результаты.

Моделирование

При этом методе объект исследования, существующий в реальности, переносится в искусственно созданную модель. Делается это с целью более успешного моделирования ситуаций и получения итогов, которые трудно было бы достичь в действительности.

Аналогия

При методологической основе в виде аналогии производится поиск сходства предметов и явлений по определённым признакам. И на этом сходстве делают выводы.

Дедукция

Метод дедукции позволяет сделать выводы об определённых явлениях и предметах, основываясь на общих данных. Здесь действует принцип от общего к частному.

Индукция

В противоположность к предыдущему индуктивный метод основан на принципе от частного к общему. И побуждает вести рассуждения от конкретных моментов к общей картине.

Обобщение

Метод обобщения чем-то схож с дедукцией. Здесь также делается общий вывод о предметах или явлениях на основе многих мелких признаков.

Специалисты различают:

  • индуктивное обобщение (эмпирическое) — переход от более конкретных свойств или характеристик предмета и явления к более общим;
  • аналитическое обобщение — переход от одного мнения к другому в ходе мыслительного процесса без применения эмпирической действительности, то есть конкретных опытов.

Классификация

Метод классификации подразумевает деление предмета или явления на группы по определённым признакам. Основная задача этого метода — структурировать, сделать информацию более чёткой и понятной для усвоения.

Классифицировать можно на основе разных признаков. Например:

  • по физическим свойствам (весу, размеру, объёму);
  • по материалу (пластик, дерево, металл, фарфор);
  • по жанрам (скульптура, живопись, литература);
  • по архитектурным стилям.

Классифицировать можно и по геополитическим факторам, хронологическим и прочим другим.

Абстрагирование

В основе этого метода лежит конкретизация отдельных признаков какого-то отдельно взятого явления или предмета, которое необходимо изучить в рамках исследования. Суть абстрагирования — изучить какое-то конкретное свойство исследуемого объекта, не учитывая при этом все остальные его характеристики.

Метод абстрагирования — один из самых важных и основных методов исследования в дипломной работе гуманитарного уклона. С его помощью смогли отметить незаметные на первый взгляд, но важнейшие закономерности в таких науках, как педагогика, психология, философия.

Абстрагирование

Хороший пример абстрагирования — разделение литературы на различные стили и жанры

Формализация

Суть метода формализации — передать структуру или сущность явления (объекта) через знаковую модель, используя для этого математические схемы, формулы или символы.

Конкретизация

Под конкретизацией понимают детальное изучение объекта или явления в реально существующих условиях.

Аналогия

Суть метода аналогии состоит в том, чтобы находить общее между предметом исследования и другими объектами, опираясь на знания об определённых свойствах и характеристиках изучаемого предмета или явления. В результате можно прийти к интересным и полезным с научной точки зрения выводам.

Этот метод не является стопроцентно верным и не всегда даёт надёжные результаты. Однако в целом его эффективность довольно высокая. Чаще всего его используют в тех случаях, когда определённые предметы или явления нельзя изучить напрямую (например, при исследовании планет земной группы, при определении их свойств, условий для потенциального заселения населением Земли).

В разных науках используются совершенно разные методы исследования. Но в любой специальности и научной сфере в дипломной работе всегда будет использоваться минимум два: синтез и аналитический метод исследования.

Практические (частные) методы исследования

В дипломной работе наравне с теоретическими применяются практические методы. Предпочтение зависит от изучаемого объекта или явления. Заключается их особенность в определённом способе исследования информации, её сбора и обработки, а также проведения научных экспериментов.

Частные методы исследования в дипломной работе используются непосредственно для сбора конкретных данных о явлении или объекте. Эти методы помогают описать и выявить новые явления и предметы, найти закономерности или доказать гипотезы.

А теперь давайте познакомимся с наиболее популярными практическими методами при написании проекта дипломной работы. Среди них:

  • наблюдение;
  • сравнение;
  • измерение;
  • эксперимент;
  • измерение;
  • практическое моделирование;
  • беседа и интервью;
  • опрос и анкетирование;
  • описание.

Давайте подробнее рассмотрим каждый практический метод.

Наблюдение

В основе наблюдения в дипломной работе лежит объективное восприятие действительности для сбора данных о свойствах и отношениях объектов исследования. Этот метод открывает любое научное познание, вот почему его считают ключевым при проведении любых исследований. Суть метода состоит в том, чтобы наблюдать за объектом исследования и фиксировать любые важные изменения в форме, реакциях, свойствах или его положения в пространстве.

Сравнение

Метод сравнения считается одним из самых популярных. Его используют для сопоставления двух или нескольких объектов исследования по какому-то одному признаку.

Эксперимент

Метод эксперимента толкуется как воспроизведение наблюдения или явления в определённых условиях. Экспериментом может служить также опыт, целью которого будет проверка (опровержение или подтверждение) имеющихся положений. Главное — сохранить два критерия граммотного исследования: доказательность и повторяемость. Ведь задача эксперимента заключается не только в том, чтобы продемонстрировать наглядные результаты или открыть новое свойство, но и показать, что его можно повторить на практике.

Эксперимент

Опыты Галилея с пушечным ядром и свинцовым шариком может воспроизвести каждый

Измерение

Метод измерения — один из самых эффективных. Речь идёт о фиксации каких бы то ни было физических параметров объекта исследования (объём, рост, вес, длина и прочие) с помощью единиц измерения. Результат, полученный в ходе применения данного метода, будет фиксироваться в числовом значении.

Практическое моделирование

В общем смысле модель — это структурированный уменьшенный образ чего-то, имитация одного или нескольких объектов.

Моделирование может быть:

  • предметным (при воспроизведении отдельной части объекта);
  • знаковым (при использовании формул, чертежей, схем и прочего);
  • мысленным (при проведении операций в виртуальном мире или в своём воображении).

Без моделирования не обойтись при разработке новейших технологий, конструировании автомобилей, сооружений и так далее.

Беседа и интервью

Суть обоих методов заключается в том, чтобы найти и опросить человека, который обладает какой-либо ценной информацией об изучаемом предмете исследования.

Многие могут не видеть разницы между беседой и интервью. Последнее отличается более структурированным и регламентированным порядком: в ходе проведения интервью собеседник отвечает на чётко поставленные вопросы, которые интервьюер заготовил заранее. Кроме того, человек, задающий вопросы, никак не должен демонстрировать своё отношение.

Беседа и интервью

Беседа же имеет непринуждённый характер, а участники могут высказывать своё мнение по вопросам

Опрос и анкетирование

Данные методы также имеют много общего между собой. Их суть заключается в предварительной подготовке вопросов, на которые хотят получить ответы. Отвечающим могут предоставить несколько готовых вариантов ответов на выбор.

Основное отличие опроса от анкетирования состоит в форме их проведения. Опрос, как правило, может быть как устным, так и письменным. А вот анкетирование предполагает только письменный формат. Нередко во время анкетирования ответ можно давать в графическом виде.

Плюсом этих практических методов в дипломе считается большой охват аудитории. Ведь если удалось опросить много человек, то и шансов получить более точные данные намного выше.

Описание

Специалисты отмечают сходство данного метода с наблюдением. При проведении исследования методом описания фиксируют не только поведение и явления, но также внешний вид и признаки объекта изучения.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Узкоспециализированные методы

В разных направлениях специализации могут использоваться свои узкопрофильные методы исследований. Давайте рассмотрим, какие их виды встручаются в таких научных сферах, как:

  • экономика;
  • педагогика/психология;
  • филология.

Экономика

Для экономической дисциплины характерны точные методы исследований:

  • разные виды анализа: позитивный, нормативный, функциональный, статический, динамический. Экономико-математическое моделирование;
  • метод финансовых коэффициентов;
  • сценарный метод прогнозирования экономических явлений;
  • метод единства исторического и логического;
  • остроение экономических гипотез;
  • метод «при прочих равных условиях».

Педагогика и психология

В этих социальных науках основной акцент делают на изучении поведения и проявления личностных качеств, используя следующие методы:

  • изучение продуктов творчества учеников;
  • интервью и беседа;
  • изучение групповой дифференциации;
  • включённое наблюдение;
  • педагогические контрольные испытания (тестирование);
  • анкетирование (опрос);
  • ранжирование;
  • шкалирование;
  • регистрация.

Филология

Гуманитарные науки, а особенно филология часто используют свои узкоспециализированные методы исследований. Среди них:

  • разные виды анализа: композиционный, дискурсный, мотивный, интертекстуальный, дистрибутивный, контекстный, семантический;
  • лингвистический эксперимент;
  • биографический метод;
  • контент-анализ;
  • лексикографическая статистика;
  • дифференциальный анализ оппозиций;
  • нарративный метод;
  • дихотомия;
  • трансформационный синтез и анализ;
  • метод «Конкретное литературоведение»;
  • семиотический метод.

Другая методология исследования

Совершенно иную систему для методологической основы исследования в дипломных работах предложил академик А.Я. Флиер. По его мнению, все методы разделяются на два типа:

  • гуманитарные;
  • социально-научные.

Давайте посмотрим, какие методики входят в эти разные типы и в чем они отличаются друг от друга.

Гуманитарные методологии

Среди гуманитарных методологий научных исследований встречаются:

  • историческая;
  • герменевтическая;
  • феноменологическая;
  • историко-психологическая;
  • культурный символизм и постструктурализм.

Историческая методология

Этот метод описывает историю культуры в соответствии с принципом выстраивания линейной хронологической последовательности её событий и явлений.

Герменевтическая методология

Исследует культуру, раскрывая (дешифруя) изначальные смыслы культурных явлений, заложенные в них при создании.

Феноменологическая методология

Метод трактует исторические факты культуры с точки зрения их видимости наблюдателю и ищет в них смыслы, актуальные вне исторического контекста.

Историко-психологическая методология

Методика изучает историческую динамику культуры, выявляя в ней устойчивые стадиальные (цивилизационные) типы социально обусловленного сознания и состояний психики.

Культурный символизм и постструктурализм

Этот метод интерпретирует материал в контекстуальных рамках, совмещая разные методологии, которые устанавливают сами авторы исследований по различным основаниям, и трактует его как неизбежно неполный в своей символико-смысловой познаваемости.

Социально-научные методологии

Социально-научные методологии представлены:

  • эволюционизмом;
  • циклическими и волновыми моделями культурной динамики;
  • структурным функционализмом;
  • структурализмом;
  • пограничными методологиями.

Давайте подробнее расскажем о каждой методологии.

Эволюционизм

Это метод, который исследует истории культуры с позиций признания её прогрессивного развития, поэтапно усложняя её структуры (ответвления эволюционизма; формационная теория, диффузионизм, неоэволюционизм, культурный материализм).

Циклические и волновые модели культурной динамики

Эти виды методов описывают культуры как отдельные «самодостаточные организмы» (цивилизации), а происходящие в них процессы как замкнутые циклы или повторяющиеся волновые движения.

Структурный функционализм

Метод интерпретирует культурно-исторические процессы как функциональные, решающие какие-то имманентные социальные задачи по удовлетворению интересов и потребностей людей.

Структурализм

Описывает культурно-исторические объекты с точки зрения поиска в них соотношения вещественного и понятийного аспектов, анализирует структуры культуры как системы знаков.

Пограничные методологии

Такие методы определяют новые проблемные области культурно-исторической науки (постмодернизм).

Как написать методы в дипломной работе

Отлично! Теперь мы знаем, какие методы исследования существуют. Если повезёт, мы даже понимаем, какие методологические основы нам можно использовать в нашей работе.

Чтобы облегчить себе работу, можно использовать стандартные речевые конструкции при формулировке методологии и методов исследования. Например:

  • в основу настоящей работы легли положения … методологии;
  • работа основана на положениях … методологии;
  • методологическую основу/базу исследования составили положения … методологии;
  • в исследовании/ работе использованы следующие методы …, методы исследования — это … и так далее.

Не забывайте указывать в хронологическом порядке, какие деятели занимались изучением данной проблемы. А в истории исследования можно упомянуть исторический контекст, рассказать, что успели добавить к имеющимся данным новейшие авторы.

Есть и стандартные конструкции, используемые при описании методов исследований:

  • изучение … восходит к …;
  • в … веке … были подробно изучены и описаны …;
  • проблемами … занимались …;
  • огромный вклад в разработку проблемы … внёс …/внесла работа/исследование/труд …;
  • большое значение имеют работы …;
  • работы последних лет позволяют говорить о …;
  • опыт истории … показывает, что …;
  • в настоящее время господствующей точкой зрения является …;
  • такой подход характерен для …;
  • начало изучению этого вопроса было положено трудами …, в работах …;
  • заметное место в работах … занимает положение …;
  • в числе разрабатываемых в этом русле проблем можно назвать …;
  • ……. подробно освещено в работах …;
  • связь …показана в … и так далее.

При написании заключения стоит сделать упор на описание структуры работы со следующими стандартными конструкциями:

  • всё вышесказанное определило структуру работы, которая состоит из введения, … глав, заключения, списка литературы, приложения (последнее указывается, если в работе есть приложение);
  • логика, цели и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из …;
  • во введении даётся общая характеристика работы, обосновывается актуальность темы и её социальная значимость, определяются цель, задачи, методологическая основа исследования и методы исследования, а также даётся краткий обзор разработанности проблемы;
  • первая глава посвящена …,
  • во второй главе рассматривается/ говорится о…, в первой главе были рассмотрены …, вторая глава начинается с …, затем …;
  • заключение представляет собой выводы по работе/ в заключении приведены основные выводы и так далее.

Пример описания методов в дипломной работе

Чтобы разобраться, как описать методологическую основу исследования в дипломной работе, изучите наш пример:

Тема: профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи

Цель исследования: выявление предпосылок возникновения дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и детей без речевой патологии.

В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой были определены следующие задачи исследования:

  1. Изучение теоретического и методического аспекта проблемы исследования по данным специальной литературы.
  2. Теоретическое обоснование и разработка методики экспериментального исследования.
  3. Экспериментальное изучение состояния разных сторон устной речи и психических процессов и функций, обеспечивающих формирование письменной речи, определение типологии выявленных недостатков у дошкольников с ОНР.
  4. Обработка полученных экспериментальных данных
  5. Разработка комплекса методических приёмов дифференцированной коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие предпосылок письменной речи у детей с ОНР.

В соответствии с намеченной целью и задачами исследования нами были определены следующие методы:

  1. Теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования.
  2.  Наблюдение.
  3.  Беседа, анкетирование.
  4. Анализ продуктов деятельности детей.
  5. Изучение медико-педагогической документации.
  6. Экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего эксперимента, анализа и обобщения полученных данных.

Заключение

Это далеко не все методы, которые могут можно использовать при написании научных работ. Но с самыми популярными и важными мы постарались вас ознакомить.

Выбирая методы, помните: они должны быть научно обоснованными и современными. Использование устаревших методов недопустимо. Кроме того, методы должны быть согласованы с задачами исследования, потому как для решения каждой отдельной задачи требуется определённый метод.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

И совершенно нормально, что вы не знаете их все. А зачем, когда есть специальный сервис помощи студентам? Знать такие вещи — это работа специалистов. А ваша задача — получить от жизни и молодости всё, что можно!

Методологическая основа исследования описывается во введении к каждой дипломной работе. Этот пункт обязателен, так как выбор способов проведения любых изысканий намечает их ход и влияет на конечный результат: именно грамотный отбор адекватных и эффективных методов исследования определяет глубину изучения проблемы, помогает решить поставленные задачи и служит твердой базой достижения намеченных целей.

Содержание

  • Методы исследования в дипломной работе
  • Общенаучные методы
    • Универсальные методы исследования для диплома
  • Частные научные методы исследования в дипломе
    • Пример частных методов исследования в дипломной работе
  • Пример описания методов исследования в ВКР
  • Видео по теме
  • Комментарии

Методы исследования в дипломной работе

Под методами научного исследования понимаются теоретические и практические приемы получения знаний, приобретения умений и навыков, сбора данных. Они делятся на две большие категории:

  1. Общие – универсальные для всех отраслей знания.Писать диплом
  2. Частные – применяемые в определенных сферах науки.

Методы исследования в дипломе подбираются из арсенала этих двух групп.

Общенаучные методы

Эти приемы исследовательской работы применяются со времен Античности и философами, и математиками, и историками и относятся к базовым, так как подходят и для теоретических разработок, и для практических экспериментальных проектов в качестве методов обработки литературных источников, документов, эмпирических данных, статистических сведений.

Универсальные методы исследования для диплома

Название Суть
1. Анализ
  • Последовательное описание объекта на основе его умозрительного разложения на составные части.
  • Изучение основных принципов через характеристику частных положений.
  • Детальное рассмотрение, разбор фактов, явлений.
2. Синтез
  • Характеристика объекта через описание связей и зависимостей его частей.
  • Обобщение, соединение.
3. Сравнение Сопоставление для выявления различий или сходств явлений, предметов.
4. Дедукция
  • Логическое выведение частных положений из общей мысли.
  • Обнаружение отдельных следствий общих достоверных положений, фактов.
5. Индукция
  • Рассуждение в направлении от частных фактов и положений к общим выводам.
  • Заключение о признаках или качестве множества элементов на основании их изучения у определенной показательной части компонентов всего множества.
6. Формализация Передача сущности или структуры объекта в знаковой модели с помощью математических символов, формул, схем.
7. Конкретизация Рассмотрение объекта в реальных условиях существования.
8. Абстрагирование Намеренное отвлечение от каких-либо несущественных сторон явления или предмета с целью выделить его главные свойства, признаки, качества и связи.
9. Системный анализ Оценка объекта как системы с учетом факторов, оказывающих влияние на ее существование или функционирование.
10. Моделирование

Замена явления или предмета аналогом, обязательно содержащим важные признаки оригинала.

11. Классификация Распределение предметов и явлений по определенным группам на основании общих признаков или отдельного показателя.
12. Эксперимент
  • Воспроизведение явления или наблюдение за ним в определенных условиях.
  • Опыт, нацеленный на проверку – подтверждение или опровержение – теоретических положений.

Методология исследования в дипломе по любой специальности обязательно включает как минимум два самых распространенных способа научного познания – анализ и синтез.

Частные научные методы исследования в дипломе

Наравне с универсальными в каждой научной отрасли применяются соответствующие ее объекту и предмету особые методики изучения материала, сбора и обработки информации, проведения экспериментов.

Пример частных методов исследования в дипломной работе

Экономика Педагогика, психология Филология
  • Анализ: позитивный, нормативный, функциональный, статический, динамический.
  • Экономико-математическое моделирование.
  • Метод финансовых коэффициентов.
  • Сценарный метод прогнозирования экономических явлений.
  • Метод единства исторического и логического.
  • Построение экономических гипотез.
  • Метод «при прочих равных условиях».
  • Изучение продуктов творчества учеников.
  • Интервью.
  • Беседа.
  • Изучения групповой дифференциации.
  • Включенное наблюдение.
  • Педагогические контрольные испытания (тестирование).
  • Анкетирование (опрос).
  • Ранжирование.
  • Шкалирование.
  • Регистрация.
  • Анализ: композиционный, дискурсный, мотивный, интертекстуальный, дистрибутивный, контекстный, семантический.
  • Лингвистический эксперимент.
  • Биографический метод.
  • Контент-анализ.
  • Лексикографическая статистика.
  • Дифференциальный анализ оппозиций.
  • Нарративный метод.
  • Дихотомия.
  • Трансформационный синтез и анализ.
  • «Конкретное литературоведение».
  • Семиотический метод.

Пример описания методов исследования в ВКР

Тема: профилактика дисграфии у детей с общим недоразвитием речи

Цель исследования: выявление предпосылок возникновения дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и детей без речевой патологии.

В соответствии с поставленной целью и сформированной гипотезой были определены следующие задачи исследования:

  1. Изучение теоретического и методического аспекта проблемы исследования по данным специальной литературы.
  2. Теоретическое обоснование и разработка методики экспериментального исследования.
  3. Экспериментальное изучение состояние разных сторон устной речи и психических процессов и функций, обеспечивающих формирование письменной речи, определение типологию выявленных недостатков у дошкольников с ОНР.
  4. Обработка полученных экспериментальных данных
  5. Разработка комплекса методических приемов дифференцированной коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие предпосылок письменной речи у детей с ОНР.

В соответствии с намеченной целью и задачами исследования нами были определены следующие методы:

  1. Теоретический анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования.
  2. Наблюдение.
  3. Беседа, анкетирование.
  4. Анализ продуктов деятельности детей.
  5. Изучение медико-педагогической документации.
  6. Экспериментальный метод, включающий проведение констатирующего эксперимента, анализ и обобщение полученных данных.

Методы исследования в дипломной работе должны полностью соответствовать заявленным задачам, чтобы дать автору возможность получить исчерпывающе полную и объективную информацию о конкретном предмете изучения. Ошибка при выборе способов и приемов проведения изысканий приведет к неполноте массива собранных данных или их субъективности, что может повлечь за собой неверные выводы. Поэтому при перечислении использованных в дипломной работе методов, особенно частных, желательно обосновать их выбор – уточнить, почему именно они подходят для изучения предмета и объекта исследования.

Автор: Виктория Шейх Халиль.

Написать научную работу – это одна из главных задач студента.
Самым сложным является практическая часть исследования. В данной части исследователь изучает проблему и предоставляет результаты своей работы. Как описать то, как проводилось изучение предмета?
Необходимо использовать методы исследования. Именно они помогают показать, как были получены выводы и подготовлены решения научной проблемы.
Сегодня мы решили подробно разобраться, что такое методы исследования и как их использовать в научной работе. Читайте нашу статью до конца, чтобы понять на примерах, какие из методов для вас больше подходят.

Содержание

  1. Что такое методы исследования?
  2. Какие методы исследования бывают: классификация
  3. Как правильно сформулировать методы исследования?
  4. Как написать методы исследования в курсовой работе — пример
  5. Пример описания методов исследования в дипломной работе
  6. Какие методы исследования использовать в диссертации и научных работах
  7. Ошибки при формулировке методов исследования
  8. Как проверить работу на плагиат?
  9. Как повысить уникальность текста?

01 Что такое методы исследования?

Что такое методы исследования

Методы исследования – это приемы, с помощью которых вы изучаете научную проблему.

Когда вы выполняете свое исследование, то непременно должны рассказывать в своей научной работе каждое действие. Научный стиль не приемлет простого пересказа: в нашей работе была рассмотрена такая-то проблема. Вам нужно с помощью научных методов показать, как именно вы рассмотрели эту проблему. Может быть, был проведен анализ, то есть вы рассмотрели части, элементы предмета исследования. Может быть, вы провели сравнение предмета с тем «как должно быть» и выявили несоответствия.

Таким образом, методы исследования нужны для того, чтобы описывать процесс изучения предмета исследования и научной проблемы.

Методы исследования помогают достичь цели работы. Поэтому вам нужно четко определить цель и задачи исследования. Затем вы сможете понять, какие действия вам предстоит выполнить. Это может быть эксперимент, с помощью которого вы сможете объяснить научную проблему по психологии. Это может быть модель, с помощью которой вы сможете подтвердить свою гипотезу исследования и т.д.

Пользоваться методами исследования приходится на протяжении всей практической части. Поэтому важно понять, какие методы для вас наиболее подходят.  Давайте рассмотрим их классификацию. 

Лайфхак
Перед классификацией расскажем, что любая научная работа после написания должна отправляться на проверку антиплагиата. Обычно в российских вузах используют сервис Антиплагиат ВУЗ. Это закрытая от свободного доступа система, которая определяет самый точный показатель оригинальности. 
Пройти такую проверку с высоким процентом уникальности можно с помощью программы Антиплагиат Киллер. Она скроет все заимствования и повысит процент до 80-90%. При этом сам текст не меняется. Вам не придется ничего делать самому. Только отправляйте заявку с прикрепленным документов. Получившийся результат пришлем без предоплаты. 
Также поможет правильно оформить работу по требованиям ГОСТ за сутки. 

02 Какие методы исследования бывают: классификация

Самый частый вопрос студентов – какие бывают методы исследования. На самом деле существует большое количество научных методов.

Какие методы исследования бывают

Однако необходимо также понять, что существует деление на общие методы, а также на специальные. Они выделяются как набор для научных областей. Поэтому в классификации приводятся виды методов исследования с разными уровнями.

  1. Общенаучные методы. Они используются в разнообразных науках и делятся на 3 уровня.
  • Теоретический уровень предполагает исследования на основе умозаключений и рассуждение:
  • Анализ – разложение научной проблемы на части или элементы для детального изучения
  • Синтез – из разных элементов предмета складывается общая система, которую изучает исследователь
  • Обобщение ‒ соединение качеств или свойств в одно представление и описание их в общей системе
  • Абстрагирование – поиск и нахождение ключевого элемента или свойства предмета, который рассматривается отдельно от других признаков
  • Индукция ‒ рассуждение или исследование предмета от частного к общему, т.е. отдельные факты выстраивают общий вывод
  • Дедукция – рассуждение или исследование предмета от общего к частному, т.е. общий тезис доказывается с помощью частных фактов.
  • Экспериментально-теоретический уровень

методы исследования

  • Эмпирический уровень ‒ это значит, что исследования проводятся на основе чувственного опыта.
  • Наблюдение предполагает восприятие информации на основе органов чувств (зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, осязательное) в естественных условиях.
  • Эксперимент – это создание искусственных условий, при которых исследователь собирает данные посредством наблюдения.
  • Измерение – сравнение разных критериев, параметров с эталоном и определение величины или степени с помощью единицы измерения.
  • Сравнение – это установление общих и разных черт объектов, признаков или свойств.
  • Опрос – сбор данных посредством ответов людей на вопросы, подготовленные исследователем.

Такие методы используются в разных науках, будь то экономика, юриспруденция, журналистика или медицина. Поэтому несколько из них обязательно участвуют в каждой научной работе студента.

  1. Дальше мы перейдем к специальным методам, которые подходят только для определенных областей науки. Обычно в университетах проводят курс по изучению специальных методов исследования для конкретной науки. Однако если у вас его не было, то вам обязательно нужно разобраться самостоятельно, какие методы вам могут понадобиться.

Начнем с методов, которые могут понадобиться на направлении юриспруденция.

  • Историко-правовой – рассмотрение правовых норм и юридической практики в разных промежутках времени, истории
  • Право-социологический ‒ выявление и оценка правовой ситуации и действительности региона путем опроса и анкетирования местных жителей
  • Сравнительно-правовой – установление общих и разных черт правовой ситуации между правовыми институтами различных стран мира.

Теперь определим специальные методы исследования для научных работ по экономике:

  • Экономический анализ – это деление экономических явлений на факторы или категории, влияющие на распределение ресурсов
  • Статистико-экономический – анализ статистических данных
  • Расчетно-конструктивный – выявление закономерностей между экономическими явлениями и процессами.

Рассмотрим также некоторые специальные методы по психологии:

  • Беседа – это обсуждение проблемы с целью выявить определенные факты. Происходит в форме диалога.
  • Психологический эксперимент – создание определенных условий с целью наблюдения поведения человека, помещенного в данные условия без предупреждения.
  • Тестирование – сбор ответов, выбранных из нескольких вариантов, с целью обобщения каких-либо данных.

Таким образом, каждая наука обладает собственным набором научных методов. Вам необходимо обратиться на кафедру, чтобы взять методичку и узнать про специальные методы, либо же найдите их в интернете.

03 Как правильно сформулировать методы исследования?

Чтобы правильно сформулировать методы исследования, необходимо прежде всего определиться с целью и задачами научной работы. Когда вы поймете, что нужно сделать, то нужно будет решить, как это нужно сделать.

Обычно используют такие шаблоны, как-то:

«Перечислим методы исследования…»

«Методы, используемые в нашем исследовании…»

«Для исследования были использованы такие методы…»

Затем вам необходимо выбрать подходящие методы и перечислить их.

Посоветуйтесь с вашим научным руководителем, если вы не уверены, что описали все необходимые методы. Студент может не знать о всех методах – это нормально. Поэтому вы без укорений получите помощь от научного руководителя. 

Таким образом вы сможете правильно сформулировать методы исследования.

Как сформулировать методы исследования

04 Как написать методы исследования в курсовой работе — пример

Давайте рассмотрим примеры, чтобы правильно написать методы исследования в курсовой работе. В первую очередь необходимо продемонстрировать цель работы. Именно она задает пути исследования и выбор способов изучения проблемы. 

К примеру, тема курсовой работы по истории: «Правление Петра I».

«Целью данного исследования является выявление и изучение особенностей правления Петра I».

«Методы, используемые в исследовании: исторический, критический, анализ, синтез и сравнение».

Как вы видите, здесь можно только перечислить названия. Необязательно называть, где и как именно используется данный метод. В больших работах можно дать краткое объяснение к каждому методу, как он используется в работе.

Тема курсовой работы по социологии: «Понятие смерти в среде молодежи».

«Цель исследования в данной научной работе определяется изучением отношения молодежи к феномену смерти, понимание основных аспектов смерти».

«Для исследования были использованы такие методы, как анкетный опрос, анализ, дедукция, эксперимент».

Таким образом, вы можете заметить, что в перечне методов исследования используются не только общие методы, но и специальные. Это обязательный критерий к данному пункту введения.

05 Пример описания методов исследования в дипломной работе

Теперь рассмотрим примеры для правильного описания методов в дипломе.

Тема дипломной работы по журналистике: «Представление о современной России в зарубежных СМИ».

«Цель данного исследования – выявление особенностей представления о современной России в зарубежных СМИ под влиянием экономических отношений».

«Перечислим методы исследования: дедуктивная логика поможет на основе рассмотренных изданиях в разных странах сделать общий вывод о представлении России за рубежом. Анализ статей проводится достаточно широко для очертания образа. В практической части мы использовали интервью журналиста зарубежной страны, чтобы выявить частное представление о России».

Таким образом выглядит правильное описание методов исследования в дипломной работе. Здесь дано краткое определение как именно используются методы и для каких задач.

Тема дипломной работы по педагогике: «Развитие памяти у детей на уроках иностранного языка».

«Цель исследования — обосновать и экспериментально доказать эффективность комплекса разработанных упражнений, направленных на развитие памяти у младших школьников на уроках английского языка».

«Методы научного исследования: анализ психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, беседа, наблюдение, анкетирование, социометрия, качественная и количественная обработка данных».

методы исследования в дипломной работе

Тема дипломной работы по экономике: «Анализ финансового состояния предприятия».

«Цель данной дипломной работы заключается в изучении методов анализа финансового состояния, как инструментов принятия управленческого решения и выработки, на этой основе, практических рекомендаций и выводов».

«При проведении данного анализа были использованы следующие методы: горизонтальный анализ вертикальный анализ, анализ коэффициентов (относительных показателей), сравнительный анализ».

Таким образом, мы рассмотрели примеры дипломной работы. Теперь вы знаете, как правильно оформлять методы исследования. Запомните, что они всегда должны быть согласованы с целью научной работы.

06 Какие методы исследования использовать в диссертации и научных работах

В данной части мы рассмотрим примеры диссертационной работы. Какие используются методы в диссертации.

Тема диссертационной работы: «Жизненные ценности в сознании молодежи».

«Основной целью исследования является выявление жизненных ценностей в понимании студентов».

«Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась общими теоретическими положениями и их соотношением с практическими результатами, репрезентативностью выборки, использованием валидного инструментария и статистической обработкой данных с последующей интерпретацией».

В больших научных работах, как в диссертации, важно кратко описать методы исследования. Так, подтверждается их значимость в исследовании.

Чаще всего в диссертации приводятся не методы, а собственная методика.

Методика отличается от методов тем, что конкретизирует приемы и действия по изучению предмета исследования. Таким образом, методы приближаются к описанию задач.

Однако это опять же необязательный пункт. В диссертационных работах также может идти перечисление методов. Давайте посмотрим на следующем примере.

Тема диссертации по юриспруденции: «Отстранение от работы: проблемы правового регулирования».

«Цель диссертационной работы состоит в комплексном изучении теоретических и практических проблем правового регулирования отстранения работника от работы и разработке на этой основе соответствующих предложений по дальнейшему совершенствованию трудового законодательства и практики управления».

«Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы, к которым относятся системный анализ, общеправовой синтез, системное моделирование и прогнозирование, диалектический метод. К специально-научным методам отнесены метод правового сравнения, теоретико-юридический метод, метод обобщения показателей».

Таким образом, мы рассмотрели примеры оформление методов исследования в разных работах. Используйте примеры в качестве образца, чтобы правильно написать свою часть введения.

методы исследования в диссертации

07 Ошибки при формулировке методов исследования

Теперь давайте рассмотрим, какие ошибки нельзя допускать ни в коем случае при написании методов исследования.

  • Нельзя путать порядок структуры введения. Методы исследования обязательно должны указываться уже после определения цели и задач. Этого требует логика.
  • В любой работе должны указываться как общенаучные методы, так и специальные. Это показывает, что работа была выполнено качественно и правильно.
  • Нельзя писать приемы и способы введения, в которых вы не уверены. Лучше обратиться к научному руководителю и попросить у него помощи.

Итак, не допускайте этих ошибок, чтобы успешно пройти проверку нормоконтроля. Также вам понадобится правильно оформить работу в соответствии с требованиями ГОСТ. Мы подготовили для вас специальное видео, которое поможет вам быстро и легко оформить курсовую в соответствии с Госстандартом.

08 Как проверить работу на плагиат?

Когда ваша работа будет завершена, вам останется лишь проверить уникальность текста.

Вы можете бесплатно проверить свою работу через Антиплагиат ру. Данная система предлагает всем пользователям попробовать бесплатную демо-версию программы поиска плагиата. Мы подготовили для вас специальную статью, которая поможет подробно узнать, как самостоятельно обработать текст в Антиплагиат Ру.

Для проверки научных работ на уникальность также отлично подходит проверка в Антиплагиат ВУЗ. Это усовершенствованная разработка Антиплагиат ру.

В нее вложен мощный движок и богатая база источников. Именно эти особенности необходимы для анализа студенческих работ в вузе. Поэтому доступ к системе есть только у сотрудников университета. Студенты не могут узнать, какой процент уникальность покажет преподавательская проверка, потому что ни один бесплатный сервис не сможет дать точный результат оригинальности.

Однако на сервисе анти-антиплагиат.рф. доступна услуга «проверка уникальности в Антиплагиат ВУЗ». Благодаря нашим разработчикам, теперь у каждого пользователя есть возможность узнать точный процент самостоятельности текста заранее.

Вместе с результатом обработки документа вы получаете полный отчет, благодаря которому все найденные заимствования будут отражены в тексте. Также вы сможете сразу получить справку-сертификат Антиплагиат ВУЗ. Этот официальный документ можно сразу подшить к курсовой или дипломной работе. 

09 Как повысить уникальность текста?

Если вас не устроил ваш показатель оригинальности, то вам необходимо повысить уникальность текста. Давайте рассмотрим бесплатные способы.

  • Сокращение лишнего. Прочитайте заимствование и убедитесь в том, что вам нужны данные чужие слова. Если без них смысл текста не меняется, то удаляйте плагиат.
  • Если удалить заимствование нельзя, то попробуйте перефразировать. Для этого поймите ключевую мысль автора и изложите ее своим языком. Таким образом, программа проверки уникальности не заметит плагиата.
  • Добавить слова-паразиты. Так называются слова, которые не несут в себе никакого значения, а только увеличивают объем. Используйте, например, такие вставки: «следовательно, имея ввиду, учитывая тот факт, исходя из, мы думаем, мы считаем, таким образом, в итоге и т.д.».

Таким образом, вы можете использовать эти бесплатные методы, которые эффективно помогут повысить процент самостоятельности.

Однако если у вас нет времени, чтобы самостоятельно дорабатывать свой текст, воспользуйтесь услугой «кодировки» от анти-антиплагиат.рф.

Специальная программа на нашем сервисе за пару минут обработает ваш документ таким образом, что система проверки уникальности не сможет обнаружить плагиата. При этом ваш текст никак не изменится.

Услуга повышения оригинальности предоставляется без предоплаты. Сначала вы самостоятельно проверяете повышение процента, а только за тем мы присылаем чек на оплату. Гарантируем, что вас приятно удивит результат, ведь уровень самостоятельности вырастет до 85-95%.

Таким образом, вы сможете быстро и легко пройти проверку на плагиат.

Сегодня мы с вами рассмотрели, что такое методы исследования в курсовой и дипломной работе. Теперь вы знаете, какая классификация существует и какие особенности при написании методов необходимо учитывать. Не забывайте о типичных ошибках, которые часто допускают студенты. А мы желаем вам успехов.

Полезные ссылки:

Повышение оригинальности текста онлайн бесплатно

Теоретическая и практическая значимость исследования

Гипотеза исследования в курсовой и дипломе – пример

Актуальность темы исследования, как написать: пример

Объект и предмет исследования — как написать, пример

Образец титульного листа диплома по ГОСТУ 2023

Образец титульного листа курсовой по ГОСТУ 2023

Что такое методология в дипломной работе

Методология исследования — это способ соотносить данные исследования с другими фундаментальными науками. Это соотношение и станет методологической основой исследования дипломной работы.

Методы исследования – это средства и способы, которые используются для доказательства теории и обоснования практических результатов.

Какие методы исследований бывают

Классификация методов, используемых при написании дипломных работ, довольно широка. Научная литература делит их в широком смысле на теоретические и практические.

Практические методы исследований

Практические (эмпирические) методы исследования – это методы, которые наполняют дипломную работу проверенными сведениями и цифрами, полученными при непосредственной работе с объектом.

Наблюдение

Наблюдение – это изучение объекта через восприятие его поведения, реакций в реальных или искусственно созданных условиях.В основе наблюдения в дипломной работе лежит объективное восприятие действительности для сбора данных о свойствах и отношениях объектов исследования. Этот метод открывает любое научное познание, вот почему его считают ключевым при проведении любых исследований. Суть метода состоит в том, чтобы наблюдать за объектом исследования и фиксировать любые важные изменения в его форме, реакциях, свойствах или в его положениях в пространстве.

Сравнение

Сравнение – это выявление общих черт и различий у объектов на основе сопоставления их свойств. Метод сравнения считается одним из самых популярных. Его используют для сопоставления двух или нескольких объектов исследования по какому-то одному признаку.

Моделирование

Моделирование – это изучение свойств специально созданного аналога объекта, в котором присутствуют характеристики оригинала. При этом объект исследования, существующий в реальности, переносится в искусственно созданную модель. Делается это с целью более успешного моделирования ситуаций и получения итогов, которые трудно было бы достичь в действительности.

Эксперимент

Эксперимент – это тестирование теоретических предположений на практике. Метод эксперимента толкуется как воспроизведение наблюдения или явления в определенных условиях. Экспериментом может служить также опыт, целью которого будет проверка (опровержение или подтверждение) имеющихся сведений. Задача эксперимента заключается не только в том, чтобы продемонстрировать наглядные результаты или открыть новое свойство, но и показать, что его можно повторить на практике.

Опрос и анкетирование

Суть данных методов заключается в предварительной подготовке вопросов, на которые хотят получить ответы. Отвечающим могут предоставить несколько готовых вариантов ответов на выбор. Основное отличие опроса от анкетирования состоит в форме их проведения. Опрос, как правило, может быть, как устным, так и письменным. А вот анкетирование предполагает только письменный формат. Нередко во время анкетирования ответ можно давать в графическом виде.

Теоретические методы исследований

Любая дипломная работа начинается с введения и изучения теории. Студенту предстоит найти, систематизировать, изучить горы литературы, содержащей размышления и исследования ученых, работавших над проблемой до него. И здесь не обойтись без выработки методологии. В науке принято делить теоретические приемы на две большие категории: общенаучные и частные научные.

Анализ

Анализ – это изучение объекта на основе исследования его составляющих. Предмет представляется в виде системы связанных элементов или характеристик, и изучается каждый из них. Это наиболее часто используемый метод, применяемый в дипломных работах.

Методологическая основа исследования дипломной, которая опирается на анализ, призвана разложить предмет или описываемое явление на признаки и свойства, чтобы изучить его более конкретно.

Синтез

Синтез – это обратная сторона анализа, изучение объекта путем установления взаимосвязей его отдельных элементов. В отличие от анализа синтез соединяет отдельные элементы (свойства, признаки) в единое целое для более детального изучения.

Дедукция

Дедукция – это движение от общей мысли к частным следствиям при построении умозаключений. Хорошо подходит для установления индивидуальных признаков объекта. Метод дедукции позволяет сделать выводы об определенных явлениях и предметах, основываясь на общих данных. Здесь действует принцип от общего к частному.

Индукция

Индукция – это движение от частных случаев или свойств к общему выводу. Умозаключения о свойствах всей системы делаются на основе изучения ее конкретных характеристик в отдельных элементов.В противоположность дедукции индуктивный метод основан на принципе от частного к общему и побуждает вести рассуждения от конкретных моментов к общей картине.

Абстрагирование

Абстрагирование — это конкретизация отдельных признаков какого-то отдельно взятого явления или предмета, которое необходимо изучить в рамках исследования. Суть абстрагирования — изучить какое-то конкретное свойство исследуемого объекта, не учитывая при этом все остальные его характеристики.

Аналогия

Аналогия — это поиск сходства предметов и явлений по определенным признакам. На этом сходстве и основыаются выводы.

Классификация

Классификация — это деление предметов или явлений на группы по определенным признакам. Основная задача этого метода — структурировать информацию, сделать ее более четкой и понятной для усвоения. Выполнять классификацию можно на основе разных признаков.

Как выбрать методы исследования

Методы исследования в дипломной работе должны соответствовать следующим требованиям:

  1. актуальность – используемые способы изучения объекта должны соответствовать современным тенденциям в данной области знания;
  2. эффективность – выбранный метод должен давать достоверный результат;
  3. соответствие задачам исследования – выбранный тип исследования должен ориентироваться на получение необходимого результата;
  4. взаимосвязь – все использованные методы должны составлять цельный комплекс мер, позволяющих всесторонне и полно изучить исследуемый объект.

Примеры методов исследования

Пример обозначения методов исследования в дипломной работе

Рисунок 1. Пример обозначения методов исследования в дипломной работе

Образец оформления методов исследования в дипломной работе

Рисунок 2. Образец оформления методов исследования в дипломной работе

Пример оформления методов исследования в дипломной работе

Рисунок 3. Пример оформления методов исследования в дипломной работе

Ответы на вопросы

Что представляют собой методы исследования?

Методы исследования представляют собой инструменты, которые позволяют доказать теорию и обосновать практические результаты проведенного исследования.

На какие виды делятся методы исследования?

Методы исследования делятся на теоретические и практические.

Какие виды теоретических методов исследования существуют?

Теоретические методы исследования бывают общенаучными и частными научными.

Какие требования следует учитывать при выборе исследовательских методов в дипломной работе?

Во-первых, методы должны быть актуальными на момент проведения исследования. Во-вторых, методы должны быть эффективными и давать достоверные результаты. В-третьих, методы должны соответствовать поставленным задачам исследования. В-четвертых, выбранные методы должны составлять единый взаимосвязанный комплекс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *