Эссе что значит для меня выражение потерять нос

Николай Васильевич Гоголь – мастер художественной прозы. В своих произведениях автор поднимает острые социальные конфликты, рисует необычные образы, умело сочетает фантастические элементы с реальностью.

Потеря носа в одной из петербургских повестей, принадлежащих перу писателя, — таинственный момент, который имеет огромное значение для раскрытия замысла.

Проснувшись поутру, цирюльник Иван Яковлевич обнаруживает в свежеиспеченном хлебе отрезанный нос. Герой в страхе мечется по дому, не зная, что предпринять, чтобы избавиться от ужасной находки. Жена разгневана и просит немедленно унести нос с глаз долой. Цирюльник заворачивает орган в тряпочку и сбрасывает в реку в удобный момент, когда рядом нет никого из знакомых.

Прочитав первую часть повести, мы пока еще совершенно не можем понять, о чьем носе идет речь, хотя Иван Яковлевич и догадывается, кому он принадлежит. Мы никак не возьмем в толк, как вообще такое могло случиться? И вот во второй части приоткрывается завеса тайны. Писатель вводит в текст повести еще одного героя – майора Ковалева. Коллежский асессор, Платон Ковалев, мечтающий о блестящем развитии карьеры и приехавший в Петербург подыскать теплое местечко, просыпается тем же утром, 25 марта, и обнаруживает потерю носа на своем лице. Подобное происшествие выбивает героя из колеи: он просто не представляет, как ему жить дальше. Без руки или ноги Ковалев смог бы вести сносное существование, а вот без носа ему никак не обойтись. Теперь он просто урод, которого можно и в окошко выбросить.

Майор предпринимает попытки отыскать нос. И сразу же его находит. Каково же удивление читателей, когда мы понимаем, что нос Ковалева живет собственной жизнью. К тому же он еще и выше рангом, чем его хозяин. Нос наведывается к знакомым, отстаивает службу в Казанском соборе, — в общем, живет обычной жизнью, и до беды Ковалева ему нет дела. Причем, когда коллежский асессор пытается поставить его на место, он совершенно спокойно объясняет, что живет сам по себе и ничьей частью не является.

Но все же нос возвращается к своему хозяину. Таким же таинственным способом, как и исчез. Ковалев пребывает просто на седьмом небе от счастья, он снова прогуливается по Невскому проспекту, волочится за хорошенькими женщинами, ходит в театры. Так зачем же Гоголю понадобилось изображать эту самую потерю носа и что значит выражение «потерять нос»? Проанализировав текст повести, мы пришли к выводу, что потерять нос означает жить двойными стандартами, преклоняться перед фантомами, которые дорого одеты и, видимо, занимают хороший статус в обществе. Что же творится в головах этих людей, которые воспринимают нос как тайного советника и начинают заискивать перед ним всего лишь из-за того. что он носит золотой мундир? Потерять нос – значит, потерять всякое разумное начало, прийти к полному уничтожению себя как личности. Таким образом, Гоголь пытается показать всю горечь, презрение и разочарование, которое он испытывает в отношении современного общества.

Предыдущая

СочиненияО чём предупреждает Гоголь в повести «Нос»? :: сочинение по литературе на Спринт-Олимпик.Ру

Следующая

СочиненияКакие пороки раскрывает Гоголь в Ковалёве? (по повести «Нос») :: сочинение по литературе на Спринт-Олимпик.Ру

Что значит «потерять нос» или шизофрения по-гоголевски

Повесть Н.Гоголя «Нос» продолжает быть актуальной, а потому и обсуждаемой. До сих пор вопрос о пресловутой потере главным персонажем повести своего носа подвергается все новым и новым расшифровкам и интерпретациям. Можно ли сказать еще что-то в отношении нарисованной Гоголем фантастической картины? Как соотносится древний гоголевский манускрипт с сегодняшней реальностью?

В настоящее время считается общепризнанным, что потеря носа в повести Н.Н.Гоголя означает потерю частички себя, своего «Я», а также некое фантастическое отделение социального статуса человека от его физической и нравственной сущности. На самом деле, писатель в форме социальной фантасмагории раскрыл двойную шизофрению своего времени. С одной стороны, восприятие коллежским асессором Ковалевым своего носа в качестве самостоятельного действующего лица свидетельствует о явном раздвоении личности, то есть о клинической шизофрении. Блуждания же носа по городу, его превращение в статского советника и надменная беседа со своим «хозяином» лишь подтверждают глубокое психическое помешательство главного персонажа. Все его тайные мечты о головокружительной карьере, страхи перед высшими чинами и комплексы относительно собственных возможностей выразились в диалоге с носом в форме статского советника, то есть с самим собой.

С другой стороны, асессор Ковалев не одинок в своем помешательстве – другие люди также сталкиваются с этим странным предметом. Так, цирюльник Иван Яковлевич ухитряется обнаружить нос в свежеиспеченном хлебе. Врач, обследовавший главного героя, также удостоверяет факт пропажи носа, хотя помочь ничем не может. Более того, по столице поползли странные слухи: кто-то видел нос на Невском проспекте, кто-то – в Таврическом саду. В довершение всего некий полицмейстер, схвативший нос при попытке бегства по чужим документам в Ригу, возвращает асессору Ковалеву его пропажу. Все это недвусмысленно говорит о том, что все социальное окружение главного героя также, как и он сам оказалось во власти жестокой шизофрении. Фактически данное социальное заболевание у Гоголя принимает форму массовых галлюцинаций. Именно эта череда нелепых галлюцинаций превращает повесть «Нос» в сатирическую фантасмагорию.

Так что же означает по Гоголю «потерять нос»? Ответ таков: это возникновение полной вакханалии или, по выражению булгаковского профессора Преображенского, разрухи в головах людей, развитие социальной шизофрении, когда общество утрачивает разумное начало, начинает жить двойными стандартами, преклоняется перед социальными фантомами, утопает во лжи и окончательно теряет какую-либо связь с созидательной деятельностью. С этой точки зрения в гоголевском «потере носа» юмора, иронии и сарказма гораздо меньше, чем горечи, разочарования и презрения к современному обществу. И не зря Николай Гоголь входит в пантеон величайших классиков России – классика не устаревает. А потому и «потеря носа» сегодня также актуальна, как и во времена автора бессмертной повести.

Официальная ссылка на статью:

Балацкая Я.Е. Что значит «потерять нос» или шизофрения по-гоголевски// «Неэргодическая экономика», 27.09.2017.

Зародившаяся в 80–е годы XX века концепция клиентоцентричности в последнее десятилетие реализуется в конкретных цифровых проектах национального и глобального уровня. Россия полностью встроилась в новый технологический тренд и создает новые виды цифровых услуг в разных сегментах социального пространства. Цель статьи состоит в рассмотрении этапов внедрения в мировую и российскую практику принципов клиентоцентричности. Основной акцент сделан на внедренный в России информационный Суперсервис «Поступление в вуз онлайн» и его аналогах в других странах мира. Анализ показал, что Россия уже прошла основные этапы становления подобных цифровых платформ и находится в группе стран–лидеров новой инициативы. Международный опыт показывает, что ближайшие аналоги российского Суперсервиса созданы под патронажем государства в Швеции и Германии. Вместе с тем в статье показано, что сегодня уже действуют частные глобальные сервисы на рынке высшего образования – австралийская и англо–китайская инициативы соответственно. Обсуждается вопрос о расширении цифровизации российского рынка высшего образования за счет запуска глобальных сервисов в рамках частно–государственного партнёрства.

В статье рассматривается такая фаза взаимодействия цивилизаций, как столкновение. Актуальность её изучения связана с тем, что в настоящее время происходит столкновение двух враждующих мегацивилизаций – техногенного мира (Запад), основанного на технологическом прогрессе, кардинально меняющем культурную и мировоззренческую составляющую общества, и традиционного мира (Не–Запад), ориентированного на передаваемые из поколения в поколение традиции и нормы. В исследовании рассматривается история формирования концепции цивилизаций от характеристики стадии развития общества, следующей за дикостью и варварством, до формирования представлений о мегацивилизациях. Анализ философии насилия в контексте развития цивилизаций показал, что благосостояние техногенной цивилизации базируется на жестокости и несправедливости в период её формирования и что её развитие, основанное на технологическом прогрессе, высвобождавшем рабочую силу, стало возможно за счёт использования таких их «утилизации», как казни, эмиграция в Новый Свет, поддержание высокой преступности, колониальные захваты и низкая продолжительность жизни. Однако экономическое развитие традиционных (незападных) цивилизаций на фоне роста их цивилизационного самосознания привело к происходящему в настоящее время столкновению цивилизаций, которое грозит человечеству не просто глобальным конфликтом, но и его полным уничтожением. Показано, что геополитический аспект происходящего столкновения связан с очередным витком сменяемости мировых центров капитала в соответствии с циклами Арриги, который в XXI веке переживает новую веху своего развития, связанную с угасанием гегемонии США и формированием нового лидера. Практическая значимость исследования связана с изучением такого механизма взаимодействия цивилизаций, как столкновение, и перспектив перехода к новому миру, основанному на многополярности и идеологии диалога.

The article considers the current state of economic science and the methodological contradictions accumulated in its depths. The central thesis is the paradox of science, according to which meeting all the strict criteria of scientificity does not allow the current economic knowledge to give an effective response to the challenges of modernity. In order to substantiate this paradox, four attributes of the scientific nature of economics have been considered: theoretical, observational, inductive (historical) and experimental. Seven groups of objective causes provoking the decline in the practical relevance of economics were investigated in parallel. The emergence of the paradox of science against the background of long–term failures of economic science in explaining and predicting the key events of modernity indicates that for over 30 years it has been in a global methodological deadlock, in which one can stay indefinitely, rather than in a crisis that is resolved sooner or later. Therefore, a new social science – socionomics – needs to be created. Such attempts have been repeatedly made, but failed. Consideration of the methodological features of tectology, cybernetics, general systems theory and synergetics allows us to understand the reasons for these failures: identifying systems of different nature and assuming the universality of the laws to which they obey. The article shows new attempts of interdisciplinary research in Russia aimed at revealing deep analogies between structural patterns in physics, chemistry, biology and informatics and spatio–temporal archetypes (hexagrams) in the Chinese “Book of Changes” (“I Ching”). The author has revealed the reasons why these studies do not lead to final success in spite of their obvious fruitfulness: “The Book of Changes” operates with content and form of the phenomenon, but not with its scale, which gives the illusion of accuracy, but does not allow to make practically significant calculations. The contours of a new science – socionomics – are outlined.

помогите набросать сочинение по Гоголю «нос» на тему «Что для меня значит потерять нос?»



Ученик

(128),
закрыт



13 лет назад

Дополнен 13 лет назад

xD всё это довольно забавно, но если я не здам работу завтра…меня четвертуют…люди…я жить хочу=)
помогите пожалуйста)))

mancubus

Мудрец

(19476)


13 лет назад

Нос — образно как атрибут и достоинство «светского человека» (без носа в присутственном месте не покажешься, и т. п.) . В теме подляна кроется — является ли нос единственным, чем Вы гордитесь? ) об этом и пишите…

wostaloulyst

wostaloulyst

Вопрос по литературе:

Что значит для меня потерять нос?
Помогите пожалуйста!!!!!!!

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

Ответы и объяснения 1

aterestwha

aterestwha

Что будет если я потеряю нос?
Мне было очень интересно по размышлять на эту тему. Ну во первых  я перестану ощущать прекрасные запахи своих любимых цветов. 
Во вторых я перестану ощущать все запахи этого мира, а значит он станет серым и скучным. Такая жизнь будет очень трудно для меня. Это можно по праву сравнить с потерей глаз или ушей. Ведь мы перестанем ощущать этот мир. Мы перестанем находиться в гармонии с ним.
Ну и конечно без носа я буду очень не красивым человеком. (если ты девочка можно и так… (Конечно как любой девушке мне хочется  быть красивой, но если у меня не будет носа  мое лицо будет не привлекательным)
И как же жить человеку без носа ведь благодаря ему мы получаем кислород, и выводим углекислый газ, благодаря нему мы дышим и живем. 

Знаете ответ? Поделитесь им!

Гость

Гость ?

Как написать хороший ответ?

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете
    правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не
    побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и
    пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

  • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся
    уникальные и личные объяснения;
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не
    знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к
    пользователям;
  • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие
вопросы в разделе Литература.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи —
смело задавайте вопросы!

Литература — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.

В

этой статье попробуем дать ответ на вопрос: «как в повести «Нос» проявляются черты фантастического реализма Гоголя».

Известный литературный классик Гоголь Николай Васильевич в каждом своём произведении удивляет и поражает затейливым сюжетом и гармоничным переплетением совершенно противоположных идей фантастики и реальности, юмора и трагедии. Этой теме посвящены многие исследования, посвящаются научные работы, статьи и даже целые книги.

Учитывая то, что реализм определяется как возможность отображения жизни с максимальной точностью в деталях, то фантастический реализм Гоголя можно определить, как интеллектуальное отражение реальности сквозь призму фантастических, необъяснимых событий и деталей.

Стоит отметить, что фантастическое в его произведениях выражается не просто во включении в сюжетную линию мифических существ и необъяснимых событий, оно колоритно описывает мировосприятие автора и позволяет проникнуть в его специфику видения мира, порой абсолютно отличающуюся от привычной.

Одним из таких ярких произведений является рассказ «Нос», который вошёл в цикл «Петербургских повестей». И, хотя, в нём полностью отсутствует выдуманный фантастический персонаж, в классическом его понимании, сама фантастика остаётся.

Сюжетная линия никак не подготавливает читателя к последующим развязкам. Она будто опрокидывает на голову читателя ушат с холодной водой, ставя сразу перед фактом случившегося фантастического события. До конца повести тайной остаются причины и предпосылки происшествия.

В повести, Нос показывает такую манеру поведения, какая подходит для высокопоставленного должностного лица: посещает молитву в соборе, совершает прогулки по улицам Петербурга, имеет планы на выезд заграницу. Создаётся удивительная ситуация, когда, казалось бы, происходят немыслимые вещи, но люди вокруг будто ослеплены и не замечают этого.

Таким образом у Носа наблюдается две сущности. Одна, непосредственно, физиологическая – как часть тела чиновника Ковалёва, а другая – социальная, которая наполнена событиями, как жизнь обычного человека, но при этом, являющегося по своему званию выше, чем его хозяин. Нос умело манипулирует своими сущностями, и Гоголь это красочно показывает в сюжетной линии.

Само повествование автор наполняет таким социальным феноменом, как слухи. Повсюду в тексте можно встретить, как люди делятся услышанным, что Нос посещал Невский проспект или заходил в магазин. Здесь слух проявляется на фоне необъяснимого события, которое воспринимается, как реальное. Через такой приём автор показывает, что путём слухов любое происшествие наполняется значимостью и достоверностью. Следовательно, человек высмеивается как источник немыслимых, неправильных, невозможных действий.

Невероятная пропажа носа с лица чиновника Ковалёва, удивительная самостоятельность отдельной части тела в сюжете символически отображает состояние общественного порядка в то время. У читателя закрадываются раздумья по поводу того, что статусность человека гораздо более значима, чем сам человек. Люди становятся зависимыми от стереотипов, шаблонов поведения и норм, принятых в обществе. В такой обстановке любой абсурдный предмет может получить среди людей больше привилегий, если наделён особым статусом и этот статус становится важнее, чем человек. В этом и раскрывается основная задумка произведения.

Таким образом, сквозь призму фантастических происшествий, Николай Васильевич Гоголь шутливо указывает читателю на вполне реальные проблемы общества. В этом и заключается фантастический реализм повести.

В произведении чётко отслеживается проблема «слепоты» людей сквозь призму общественного статуса, склонность к распространению слухов, что тем самым укрепляет привычные убеждения. Автор высмеивает их абсурдность и, в то же время, склонность людей к вере в эти невообразимые события.

История создания «Нос» — сатирическая абсурдистская повесть, написанная Николаем Васильевичем Гоголем в 1832-1833 годах. Это произведение часто называют самой загадочной повестью. В 1835 году журнал «Московский наблюдатель» отказался напечатать повесть Гоголя, назвав её «плохой, пошлой и тривиальной». Но, в отличие от «Московского наблюдателя», Александр Сергеевич Пушкин считал, что в произведении «так много неожиданного, фантастического, весёлого и оригинального», что он уговорил автора опубликовать повесть в журнале «Современник» в 1836 году.

(Гоголь и Нос. Карикатура) Повесть «Нос» подвергалась жестокой и неоднократной критике, в результате ряд деталей в произведении переделывался автором: например, встреча майора Ковалёва с Носом была перенесена из Казанского собора в Гостиный двор, а финал повести менялся несколько раз.

Блистательный гротеск Это один из самых любимых литературных приемов Н.В. Гоголя. Но если в ранних произведениях он использовался для того, чтобы создать в повествовании атмосферу загадочности и таинственности, то в более поздний период превратился в способ сатирического отображения окружающей действительности. Повесть Нос — наглядное тому подтверждение. Необъяснимое и странное исчезновение носа с физиономии майора Ковалева и невероятное самостоятельное существование его отдельно от хозяина наводят на мысль о противоестественности порядков, при которых высокий статус в обществе значит гораздо больше, чем сам человек. При таком положении вещей любой неодушевленный предмет может внезапно получить значительность и вес, если приобретет надлежащий чин. В этом основная проблематика повести Нос.

Тема произведения Так в чем смысл столь невероятного сюжета? Основная тема повести Гоголя Нос — это потеря персонажем частички своего я. Вероятно, это происходит под воздействием нечистой силы. Организующая роль в сюжете отводится мотиву преследования, хотя конкретное воплощение сверхъестественной силы Гоголем не указывается. Тайна захватывает читателей буквально с первой фразы произведения, о ней все время напоминается, она достигает своей кульминации…но разгадки нет даже в финале. Покрыто мраком неизвестности не только загадочное отделение носа от тела, но и то, как он мог существовать независимо, да еще в статусе высокопоставленного чиновника. Таким образом, реальное и фантастическое в повести Гоголя Нос переплетается самым немыслимым образом.

Характеристика главного героя Главный герой произведения — отчаянный карьерист, готовый на все ради повышения по службе. Он сумел получить чин коллежского асессора без экзамена, благодаря службе на Кавказе. Заветная цель Ковалева — выгодно жениться и стать высокопоставленным чиновником. А пока, чтобы придать себе больше веса и значительности, он везде именует себя не коллежским асессором, а майором, зная о преимуществе военных званий над гражданскими. «Он мог простить всё, что ни говорилось о нем самом, но никак не извинял, если это относилось к чину или званию», — пишет о своем герое автор

Замечательная повесть Н.В.Гоголя «Нос» состоит из трех частей и повествует об удивительных событиях, произошедших с коллежским асессором Ковалевым.… Содержание Двадцать пятого марта петербургский цирюльник Иван Яковлевич обнаруживает в свежеиспеченном хлебе нос. Иван Яковлевич с удивлением узнает, что нос принадлежит одному из его клиентов, коллежскому асессору Ковалеву. Цирюльник пытается избавиться от носа: выбрасывает его, но ему постоянно указывают на то, что он что-то уронил. С большим трудом Ивану Яковлевичу удается бросить нос с моста в Неву.

Думается, Гоголь недаром сделал местом действия повести Нос Петербург. По его мнению, только здесь могли произойти обозначенные события, только в Петербурге за чином не видят самого человека. Гоголь довел ситуацию до абсурда – нос оказался чиновником пятого класса, и окружающие, несмотря на очевидность его нечеловеческой природы, ведут себя с ним как с нормальным человеком, соответственно его статусу. (Ковалев и Нос)

А в это время коллежский асессор просыпается и не находит у себя носа. Он шокирован. Прикрыв лицо платком, Ковалев выходит на улицу. Он весьма расстроен произошедшим, так как теперь не сможет появляться в свете, да к тому же у него много знакомых дам, за некоторыми из которых он не прочь поволочиться. Неожиданно он встречает свой собственный нос, наряженный в мундир и панталоны, нос садится в карету. Ковалев спешит за носом, оказывается в соборе. (Нос выходит из кареты)

Нос ведет себя так, как и подобает значительному лицу в чине статского советника: делает визиты, молится в Казанском соборе с выражением величайшей набожности, заезжает в департамент, собирается по чужому паспорту уехать в Ригу. Никого не интересует, откуда он взялся. Все видят в нем не только человека, но и важного чиновника. Интересно, что сам Ковалев, несмотря на свои старания его разоблачить, со страхом подходит к нему в Казанском соборе и вообще относится к нему как к человеку.

Гротеск в повести заключается еще и в неожиданности и, можно сказать, несуразности. С первой же строчки произведения мы видим четкое обозначение даты: Марта 25 числа – это сразу не предполагает никакой фантастики. И тут же – пропавший нос. Произошла какая-то резкая деформация обыденности, доведение ее до полной нереальности. Несуразица же заключается в столь же резком изменении размеров носа. Если на первых страницах он обнаруживается цирюльником Иваном Яковлевичем в пироге (т.е. имеет размер, вполне соответствующий человеческому носу), то в тот момент, когда его впервые видит майор Ковалев, нос одет в мундир, замшевые панталоны, шляпу и даже имеет при себе шпагу – а значит, ростом он с обычного мужчину. (Пропажа носа)

Последнее появление носа в повести – и он опять маленький. Квартальный приносит его завернутым в бумажку. Гоголю неважно было, почему вдруг нос вырос до человеческих размеров, неважно и почему он опять уменьшился. Центральным моментом повести является как раз тот период, когда нос воспринимался как нормальный человек

Сюжет повести условен, сама идея – нелепа, но именно в этом и состоит гротеск Гоголя и, несмотря на это, является довольно реалистичным. Чернышевский говорил, что подлинный реализм возможен лишь при изображении жизни в формах самой жизни.

Гоголь необычайно раздвинул границы условности и показал, что эта условность замечательно служит познанию жизни. Если в этом нелепом обществе все определяется чином, то почему же нельзя эту фантастически-нелепую организацию жизни воспроизвести в фантастическом сюжете? Гоголь показывает, что не только можно, но и вполне целесообразно. И таким образом формы искусства в конечном счете отражают формы жизни.

Намеки гениального автора В повести Гоголя много сатирических тонкостей, прозрачных намеков на реалии современного ему времени. Например, в первой половине 19 века очки считались аномалией, придающей облику офицера или чиновника некоторую неполноценность. Для того чтобы носить этот аксессуар, требовалось специальное разрешение. Если герои произведения в точности соблюдали предписания и соответствовали форме, то Нос в мундире приобретал для них важность значительного лица. Но стоило полицмейстеру выйти из системы, нарушить строгость мундира и надеть очки — он тотчас заметил, что перед ним всего лишь нос — часть тела, бесполезная без своего хозяина. Так переплетается реальное и фантастическое в повести Гоголя Нос. Недаром современники автора зачитывались этим неординарным произведением.

Литературная экскурсия Цирюльник, нашедший в печёном хлебе нос, живёт на Вознесенском проспекте, а избавляется от него на Исаакиевском мосту. Квартира майора Ковалёва находится на Садовой улице. Разговор между майором и носом происходит в Казанском соборе. Цветочный водопад дам сыплется по тротуару Невского от Полицейского до Аничкина моста. Танцующие стулья танцевали на Конюшенной улице. По сведениям Ковалева именно на Воскресенском мосту торговки продают очищенные апельсины. Студенты Хирургической академии бегали смотреть на нос в Таврический сад. Орденскую ленточку майор покупает в Гостином дворе. «Нос-близнец» питерской версии находится на Андреевском спуске в Киеве. Литературный фонарь «Нос» установлен на ул. Гоголя в г. Бресте.

Нос Ковалева был установлен в 1995 году на фасаде дома №11 по Вознесенскому проспекту, г. Санкт-Петербург)

В наследии гениального украинского и русского писателя Н. В. Гоголя есть немало произведений, заслуживающих внимания требовательного читателя. Особенностью его творчества является тонкий юмор и наблюдательность, склонность к мистицизму и просто невероятные, фантастические сюжеты. Именно такой и является повесть «Нос» (Гоголь), анализ которой мы сделаем ниже.

Сюжет повести (кратко)

С краткого содержания повести следует начинать ее анализ. «Нос» Гоголя состоит из трех частей, в которых рассказывается об невероятных происшествиях в жизни некоего коллежского асессора Ковалева.

Итак, одного дня городской цирюльник Петербурга Иван Яковлевич находит в буханке хлеба нос, который, как позже выясниться, принадлежит весьма уважаемому человеку. Брадобрей пытается избавиться от своей находки, что делает с большим трудом. Коллежский асессор в это время просыпается и обнаруживает пропажу. В шоке и расстройстве он выходит на улицу, прикрыв лицо платком. И вдруг встречает свою часть тела, которая наряжена в мундир, разъезжает по городу, молится в соборе и так дальше. На просьбы вернуться на свое место нос не реагирует.

Повесть Н. В. Гоголя «Нос» рассказывает дальше о том, что Ковалев пытается найти пропажу. Он отправляется в полицию, хочет дать объявление в газету, но ему отказывают из-за необычности такого дела. Измученный Ковалев идет домой и размышляет о том, кто может стоять за такой злой шуткой. Решив, что это штаб офицерша Подточина — из-за того, что он отказался жениться на ее дочери, асессор пишет ей обвинительное письмо. Но женщина в недоумении.

Город быстро полнится слухами о невероятном происшествии. Один полицейский даже ловит нос и приносит владельцу, однако поставить его на место не удается. Доктор также не знает, каким образом заставить держаться отвалившийся орган. Но примерно через две недели Ковалев просыпается и находит свой нос на своем законном месте. Цирюльник, который пришел выполнить свою обычную работу, больше не стал держаться за эту часть тела. На этом повесть заканчивается.

Характеристика и анализ. «Нос» Гоголя

Если посмотреть на жанр произведения, то «Нос» — повесть фантастическая. Можно утверждать, что автор рассказывает нам о том, что человек суетится без причины, живет впустую и не видит дальше своего носа. Его одолевают повседневные заботы, которые не стоят и ломаного гроша. Он успокаивается, нащупав привычную обстановку.

К какому выводу подталкивает детальный анализ? «Нос» Гоголя — это повесть о человеке, который слишком загордился, которому нет дела до людей ниже чином. Словно оторванный нюхательный орган в мундире, такая личность не понимает обращенных к нему речей и продолжает делать свое дело, каким бы оно не было.

Смысл фантастической повести

Используя фантастический сюжет, оригинальные образы и совсем нетипичных «героев», великий писатель размышляет о власти. Ярко и злободневно он рассказывает о жизни чиновников и их вечных заботах. Но разве о своем носе должны заботиться такие люди? Разве они не должны решать реальные проблемы простых людей, над которыми они руководствуют? Это скрытая насмешка, которая привлекает внимание к большой проблеме современного Гоголю общества. Таков был анализ. «Нос» Гоголя — произведение, которое стоит прочесть на досуге.

Литературоведческая интерпретация повести Н.В. Гоголя «Нос» в единстве элементов содержания и формы.

О себе: Я работаю учителей русского языка и литературы уже 12 лет. В другой профессии себя не могу представить. Почти все время у меня забирают дети, но остается и на свою семью. Я люблю прогулки на свежем воздухе, на которые мы всей семьей часто ходим и летом, и зимой. Мы любим рыбалку, вместе ходим за грибами и ягодами. Летом стараемся обязательно посетить один из городов нашей страны.

Думается, Гоголь недаром сделал местом действия повести «Нос» Петербург. По его мнению, только здесь могли «произойти» обозначенные события, только в Петербурге за чином не видят самого человека. Гоголь довел ситуацию до абсурда – нос оказался чиновником пятого класса, и окружающие, несмотря на очевидность его «нечеловеческой» природы, ведут себя с ним как с нормальным человеком, соответственно его статусу. Да и сам Ковалев – хозяин сбежавшего носа – ведет себя точно так же. «По шляпе с плюмажем можно было заключить, что он [нос] считался в ранге статского советника», и Ковалева именно это удивляет больше всего.

В этом произведении образ носа – это художественный эквивалент жизненно необходимого человеку качества.
Гоголь написал повесть «Нос», чтобы показать мир таким, каким он его видит, абсурдным и безумным. Ряд критиков и исследователей пытались истолковать это произведение, как выражение мистических воззрений писателя, как вторжение таинственных сил в людей. Однако это не так. Необычный сюжет обусловлен сатирическим замыслом повести.

«Фантасмагория» «Носа» создала ему славу одного из самых загадочных произведений Гоголя. В рассказе о приключениях майора Ковалева многие критики видели художественное выражение идей господства иррациональных сил в жизни людей. Однако ничего ирреального, мистического в повести «Нос» нет. «Фантасмагория» «Носа» обусловлена тем сатирическим заданием, которое поставил перед собой писатель, создавая это произведение. В первоначальной редакции «Носа» все «приключения» майора Ковалева происходили во сне. «Впрочем, все это, что ни описано здесь, виделось майору во сне. И когда он проснулся, то в такую пришел радость, что вскочил с кровати, подбежал к зеркалу и, увидевши все на своих местах, бросился плясать в одной рубашке по всей комнате». Исключение мотива сна имело целью обострить характеристику майора Ковалева, обрисовку его жизненного поведения.

Сатирические черты «Носа» объясняют то, почему цензура отнеслась к повести с особой придирчивостью. В первоначальный текст повести Гоголя вынужден был внести существенные изменения. Так, например, сцена встречи майора Ковалева со своим двойником была перенесена из Казанского собора в Гостиный двор, что, естественно, приводило к ослаблению остроты ситуации. Цензура сделала в повести ряд купюр, изъяв из нее рассуждения о майорах, указание на то, что Ковалев дает взятку квартальному, и т.д. Всеми этими «поправками» и «изъятиями» цензура стремилась устранить сатирический дух произведения; однако он выражался не в отдельных фразах или даже эпизодах, а в тех основных образах, которые рисовал здесь Гоголь.
Необычайные ситуации, фантастика являются в «Носе» исходным моментом для воплощения живых человеческих характеров, отражения социальных взаимоотношений. По своему жанру повесть эта представляет сатирический гротеск, в котором писатель, используя фантастику, создал блистательные художественные обобщения.

В центре повести находится образ майора Ковалева, отличающийся большой жизненной правдой. Ковалев упоен своим чином, своим положением. «Ковалев был кавказский коллежский асессор. Он два года только еще состоял в этом звании и потому ни на минуту не мог его позабыть; а чтобы более придать себе благородства и веса, он никогда не называл себя коллежским асессором, но всегда майором». Звание, чин для Ковалева — все; это и положение в обществе, и возведение в ранг добродетельного благородного человека. Потому Ковалев с такой нетерпимостью и относится ко всякому неодобрительному слову, касающемуся его чина. Ковалев — человек не злой и не добрый — все его мысли сосредоточены на собственной особе. Особа эта очень незначительна, и вот он всячески старается ее увеличить и прикрасить… «Спроси, душенька, майора Ковалева». «Майор» звучит красивее, чем «коллежский асессор». У него нет ордена, а он покупает орденскую ленточку, везде, где можно, он упоминает о своих светских успехах и знакомстве с семьей штаб-офицерши и статской советницы. Он очень занят своей наружностью — все его интересы вертятся около шляпы, прически, гладко выбритых щек. Он гордится еще и особенно своим чином. Как можно всколыхнуть этого человека? Очевидно, затронув его чин или его наружность, не иначе; больше ничего он в жизни не понимает.

Ковалев объят неукротимым желанием быстрее продвинуться выше. Потому он и спешит назвать себя майором, чтобы «более придать себе благородства и веса». «Майор Ковалев приехал в Петербург по надобности, а именно искать приличного своему званию места: если удастся, то вице-губернаторского, а не то – экзекуторского в каком-нибудь видном департаменте. Майор Ковалев был не прочь и жениться, но только в таком случае, когда за невестою случится двести тысяч капиталу».

Неожиданное «несчастье», приключившееся с Ковалевым, обостряет все его поведение; оно точно выворачивает его наизнанку, показывает в нем все то, что было глубоко скрыто от постороннего глаза. Неприятное происшествие обозначает крушение его надежд на успешную карьеру, на обольстительно манившие его чины и богатство. Сознание утери веса в обществе заставляет Ковалева болезненно, «трагически» переживать «страшное» событие его жизни. «Трагедия» Ковалева раскрыта в своем остро комическом звучании, показана, как веселая трагикомедия. Представительность, которая так необходима для успеха в обществе, утеряна майором Ковалевым. «Мне ходить без носа, согласитесь, это неприлично. Какой-нибудь торговке, которая продает на Воскресенском мосту очищенные апельсины, можно сидеть без носа: но, имея в виду получить… притом будучи во многих домах знаком с дамами: Чехтарева, статская советница, и другие… Вы посудите сами…»

Тут со всей ясностью и выявляется художественная функция фантастики. Как лакмусовая бумага, фантастическая «происшествие» выявляет реальное стремление Ковалева, спрятанное под маской благонравия и приличия. «Исчезновение» носа мгновенно привело героя к утрате им всех его «достоинств». Ковалев сразу потерял облик важной персоны. Но при этом Ковалев не забывает высказать своего глубокого презрения к простым людям. И это главное, что твердо сохранилось у него после «происшествия».

Сатирический характер носит рассказ о носе, который превратился в статского советника и действует как заправский председатель знати. «Через две минуты нос действительно вышел. Он был в мундире, шитом золотом, с большим стоячим воротником; на нем были замшевые панталоны; при боку шпага. По шляпе с плюмажем можно было заключить, что он считался в ранге статского советника. По всему заметно было, что он ехал куда-нибудь с визитом. Он поглядел в обе стороны, закричал кучеру: «Подавай!», сел и уехал».

Фантастический сюжет рассказан Гоголем, как история абсолютно реальная. В этом отношении особенно интересен знаменитый эпизод в Казанском соборе. Ковалев встречает там свой собственный нос, который стоял в стороне и с выражением величайшей набожности предавался своим религиозным чувствам. Нос, судя по его мундиру и шляпе с плюмажем, оказался статским советником, т. е. чином старше Ковалева. Нос Ковалева зажил самостоятельной жизнью. Нетрудно представить себе, сколь велико было возмущение коллежского асессора. Но беда-то заключается в том, что Ковалев не может дать волю своему возмущению, ибо его собственный нос состоял в чине гораздо более высоком, чем он сам. Диалог коллежского асессора со своим носом точно имитирует разговор двух неравных по рангу чиновников: смиренно просительную интонацию речи Ковалева и самодовольно-начальственную фразеологию Носа.

В рассказе о носе – статском советнике Гоголь в форме гротеска раскрыл ту реальную истину, что в современном ему обществе предметом безграничного почитания является чин, звание, а вовсе не тот, кто им обладает. Носитель мундира, звания может быть пустышкой, ничем, простой фикцией, но это не изменит к нему отношения. Само по себе звание достаточно для того, чтобы вращаться в обществе и пользоваться весом. Это ничто, одетое в мундир статского советника, и изображено в «Носе». Фантастика и здесь служит прекрасным средством раскрытия нелепости реальных явлений жизни. Весьма характерно, что двойник Ковалева выше чином, чем он сам. В то время как Ковалев носит чин восьмого класса (коллежский асессор), двойник носит чин пятого класса (статский советник).

Весь рассказ о злоключениях Ковалева проникнут искрящимся комизмом. Живой и увлекательный юмор, обладающий сатирическими красками, носит глубоко жизненный характер.

Фантастическое событие служит в повести той сюжетной основой, которая позволяет писателю показать не только Ковалева, но и образы людей различного общественного положения. Тут цирюльник Иван Яковлевич и частный пристав, квартальный надзиратель и чиновник газетной экспедиции, доктор и штабс-офицерша Подточина. Странное происшествие, «несообразности», приключившиеся с Ковалевым, выразительно оттеняют ту мертвящую скованность, которая характеризует общественную среду, избранную в «Носе».

Рассказывая о частном приставе, Гоголь резкими штрихами набрасывает выразительный портрет стража законности. «Частный был большой поощритель всех искусств и мануфактурностей, но государственную ассигнацию предпочитал всему. «Это вещь, — обыкновенно говорил он, — уж нет ничего лучше этой вещи: есть не просит, места займет немного, в кармане всегда поместится, уронишь – не расшибется».

Гоголь придаёт своей повести фантастический характер потому, что только в таком городе как гоголевский Петербург, где вместо людей по улицам движутся маски, где выше всего ценятся вещи и чины, могло случиться такое происшествие как пропажа носа. Этим невероятным происшествием Гоголь как бы подчёркивает призрачность петербургской среды, её противоречие всем правилам и нормам человеческого существования.

В повести «Нос» Гоголь развивает приём, которым воспользовался в «Невском проспекте», — создание образа излишне преувеличенной характеристикой одной из его черт, — доводит в «Носе» его до гротеска. В мире действуют уже не люди, а предметы и вещи. Гротеск в повести заключается еще и в неожиданности и, можно сказать, несуразности. С первой же строчки произведения мы видим четкое обозначение даты: «Марта 25 числа» – это сразу не предполагает никакой фантастики. И тут же – пропавший нос. Произошла какая-то резкая деформация обыденности, доведение ее до полной нереальности. Несуразица же заключается в столь же резком изменении размеров носа. Если на первых страницах он обнаруживается цирюльником Иваном Яковлевичем в пироге (т.е. имеет размер, вполне соответствующий человеческому носу), то в тот момент, когда его впервые видит майор Ковалев, нос одет в мундир, замшевые панталоны, шляпу и даже имеет при себе шпагу – а значит, ростом он с обычного мужчину. Последнее появление носа в повести – и он опять маленький. Квартальный приносит его завернутым в бумажку. Гоголю неважно было, почему вдруг нос вырос до человеческих размеров, неважно и почему он опять уменьшился. Центральным моментом повести является как раз тот период, когда нос воспринимался как нормальный человек.
Таким образом, фантастические элементы в повести Н. В. Гоголя — это один из способов сатирического изображения многих пороков общества, один из способов утверждения реалистического начала в жизни.

Сюжет повести условен, сама идея – нелепа, но именно в этом и состоит гротеск Гоголя и, несмотря на это, является довольно реалистичным. Чернышевский говорил, что подлинный реализм возможен лишь при изображении жизни в «формах самой жизни». Гоголь необычайно раздвинул границы условности и показал, что эта условность замечательно служит познанию жизни. Если в этом нелепом обществе все определяется чином, то почему же нельзя эту фантастически нелепую организацию жизни воспроизвести в фантастическом сюжете? Гоголь показывает, что не только можно, но и вполне целесообразно. И таким образом формы искусства отражают формы жизни.

В рассказе можно усмотреть весьма определенную художественную цель – заставить людей почувствовать окружающую их пошлость.

Используя жанр сатирического гротеска, писатель насыщал его большим общественным содержанием. Весьма существенно то близкое соприкосновение между повестями «Нос» и «Невский проспект», которое обнаруживается в обрисовке образов Ковалева и Пирогова – пустых, ничтожных людей, объятых жаждой «возвышения», погруженных в заботы о карьере. Писатель развенчивал тот культ чина, который составлял неотъемлемую особенность социальной жизни эпохи. Характеризуя привилегированную среду, ее «правоверных» представителей, декабрист Улыбшев писал: «Чины, кресты и ленты – их кумиры, исключительное мерило их уважения и почтения, главный двигатель их деятельности и единственная цель существования. Таким образом, степень достоинства определяется у них только густую эполет или же табелью о 14 классах». Тот же «закон», действовавший в жизни общества, очень метко определил Белинский, который писал в шестой статье о Пушкине: «В то время священный сан человека не признавался ни за что, и человек считался ниже не только титулярного советника, но и простого концелярства».

«Смех – великое дело!» – писал Гоголь. Высокая правда бытия освещает его произведения, каких бы темных сторон действительности он ни касался. Гоголь хотел, чтобы зритель выходил из театра «в счастливом расположении, помирая от смеха или обливаясь сладкими слезами, и понесшись с собой какое-нибудь доброе намерение». Но эти чувства испытывает и читатель его прозы. Стремление сделать человека лучше, добрее, счастливее, всегда двигало пером писателя.

Давно нет на свете Николая Васильевича. Но и сейчас, спустя более полутора лет, человеческие ценности не меняются. Всё новые и новые ковалевы приезжают покорять столицу, и ничего не меняется под солнцем.

Библиография:


1. Дилакторская О. Г. Повесть Н. В. Гоголя «Нос» (бытовой факт как структурный элемент фантастики). — Вестник ЛГУ, 1983, вып. 3
2. Дилакторская О. Г. Фантастическое в повести Н.В. Гоголя «Нос» Русская литература. — 1984. — № 1.
3. Литературный журнал «Русская жизнь», С.-Пт., 2005, статья Юрия Нечипоренко «Вокруг Гоголя»
4. Мажинский С. Художественный мир Гоголя. М.: Просвещение, 1971.
5. Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. М., 1978.
6. Машинский С. Н.В. Гоголь в русской критике и воспоминаниях современниках. М.: Просвещение, 2005.
7. Сумарова И.Р. Незнакомый Гоголь, — М.: Высшая школа, 2000.
8. Осокина Ирина Игоревна «Не собирайте сокровищ на земле…» «Портрет» Н.В.Гоголя. «Литература в школе» – 10. 2006..

«Гротеск –

древнейший
художественный прием, основанный, как
и гипербола, на преувеличении,


заострении качеств и свойств людей,
предметов, явлений природы и фактов
общественной жизни» Однако не всякое
преувеличение является гротеском. Здесь
оно имеет особый характер: изображаемое
абсолютно фантастично, нереально,
неправдоподобно и ни в каком случае не
возможно в настоящей жизни.

Наряду с гиперболой,
гротеск широко использовался в различных
мифах, легендах и сказках (например,
можно вспомнить такого сказочного
героя, как Кощей Бессмертный).

Эффект гротескных
образов усиливается тем, что они обычно
показываются наравне с обычными,
реальными событиями.

Если говорить о
повести Н.В. Гоголя «Нос», то здесь
также наблюдается сочетание абсурдной
истории с исчезновением носа и будничной
реальности Петербурга.
Гоголевский образ Петербурга


качественно отличается от тех, что были
созданы, например, Пушкиным или
Достоевским. Так же как и для них, для
Гоголя это не просто город – это
образ-символ; но гоголевский Петербург
– это средоточие какой-то невероятной
силы, здесь случаются загадочные
происшествия; город полнится слухами,
легендами, мифами.

Для изображения
Петербурга Гоголь использует такой
прием, как синекдоха
– перенесение
признаков целого на его часть. Таким
образом, достаточно сказать о мундире,
шинели, усах, бакенбардах – или носе –
чтобы дать исчерпывающее представление
о том или ином человеке. Человек в городе
обезличивается, теряет индивидуальность,
становится частью толпы

Думается, Гоголь
недаром сделал местом действия повести
«Нос» Петербург. По его мнению,
только здесь могли «произойти»
обозначенные события, только в Петербурге
за чином не видят самого человека. Гоголь
довел ситуацию до абсурда – нос оказался
чиновником пятого класса, и окружающие,
несмотря на очевидность его «нечеловеческой»
природы, ведут себя с ним как с нормальным
человеком, соответственно его
статусу

.
Да и сам Ковалев – хозяин сбежавшего
носа – ведет себя точно так же.

Гоголь построил
свой сюжет таким образом, что это
невероятное событие – внезапное
исчезновение с лица носа и дальнейшее
его появление на улице в виде статского
советника – либо не удивляет персонажей
вовсе, либо удивляет, но не тем, чем
должно, по логике вещей. Например,
почтенный седой чиновник из газетной
экспедиции выслушивает просьбу Ковалева
абсолютно равнодушно Квартальный,
который возвращал Ковалеву его нос,
также не увидел в этой ситуации ничего
странного и даже по привычке просил у
того денег.

А что же Ковалев? Его волнует отнюдь не
то, что без носа, в принципе, он должен
быть лишен возможности дышать, и первым
делом майор бежит не к врачу, а к
обер-полицмейстеру. Он беспокоится
только о том, как же он теперь появится
в обществе; на протяжении повести очень
часто встречаются сцены, когда майор
заглядывается на симпатичных девушек.
Благодаря небольшой авторской
характеристике мы знаем, что он сейчас
занимается выбором себе невесты. К тому
же у него есть «очень хорошие знакомые»
– статская советница Чехтарева,
штаб-офицерша Пелагея Григорьевна
Подточина, очевидно, обеспечивающие
ему полезные связи. Несомненно, это
преувеличение, чтобы показать читателю,
что же является реальной ценностью
для петербургского чиновника.

Нос ведет себя так, как и подобает
«значительному лицу»

в чине
статского советника: делает визиты,
молится в Казанском соборе,заезжает в
департамент, собирается по чужому
паспорту уехать в Ригу. Никого не
интересует, откуда он взялся. Все видят
в нем не только человека, но и важногочиновника

. Интересно, что сам
Ковалев, несмотря на свои старания его
разоблачить, со страхом подходит к нему
в Казанском соборе и вообще относится
к нему как к человеку.

Гротеск в повести

заключается
еще ив неожиданности и, можно сказать,
несуразности

. С первой же строчки
произведения мы видим четкое обозначение
даты: «Марта 25 числа» – это сразу
не предполагает никакой фантастики. И
тут же – пропавший нос. Произошла
какая-то резкая деформация обыденности,
доведение ее до полной нереальности.
Несуразица же заключается в столь же
резком изменении размеров носа. Если
на первых страницах он обнаруживается
цирюльником Иваном Яковлевичем в пироге
(т.е. имеет размер, вполне соответствующий
человеческому носу), то в тот момент,
когда его впервые видит майор Ковалев,
нос одет в мундир, замшевые панталоны,
шляпу и даже имеет при себе шпагу – а
значит, ростом он с обычного мужчину.
Последнее появление носа в повести –
и он опять маленький. Квартальный
приносит его завернутым в бумажку.
Гоголю неважно было, почему вдруг нос
вырос до человеческих размеров, неважно
и почему он опять уменьшился.Центральным
моментом повести является как раз тот
период, когда нос воспринимался как
нормальный человек.

Сюжет повести условен, сама идея –
нелепа

, но именно в этом и состоит
гротеск Гоголя и, несмотря на это,
является довольно реалистичным. Гоголь
необычайно раздвинул границы условности
и показал, что эта условность замечательно
служит познанию жизни. Если в этомнелепом обществе все определяется
чином,

то почему же нельзя эту
фантастически-нелепую организацию
жизни воспроизвести в фантастическом
сюжете? Гоголь показывает, что не только
можно, но и вполне целесообразно. И таким
образомформы искусства

в
конечном счете отражаютформы жизни.

Как в повести «Нос» проявляются
черты «фантастического реализма»
Гоголя? — Именно абсурдность и
фантастичность сюжета
вызвала такую
обильную критику в адрес писателя. Но
следует понимать, что эта повесть
обладает двойным смыслом, и замысел
Гоголя намного глубже и поучительнее,
чем кажется на первый взгляд. Именно
благодаря такому невероятному сюжету
Гоголю удается привлечь внимание к
важной на то время теме –положении
человека в обществе, его статус и
зависимость личности от него

. Из
повести становится ясно, что Ковалев,
который для большей важности называл
себя майором, всю свою жизньпосвящает
карьере и социальному статусу, у него
нет никаких других надежд и приоритетов.

В русской литературе широко пользовались
гротеском при создании ярких и необычных
художественных образов Н. В. Гоголь
(«Нос», «Записки сумасшедшего»),
М. Е. Салтыков-Щедрин («История одного
города», «Дикий помещик» и другие
сказки) , Ф. М. Достоевский («Двойник.
Приключения господина Голядкина»).

Что означает для героя повести
утрата носа?

— Ковалев теряет свой
нос – то, что, казалось бы, нельзя потерять
без видимых на то причин, — и теперь не
может показаться в приличном месте, в
светском обществе, на работе и в любом
другом официальном учреждении. А с носом
ему договориться не удается, нос делает
вид, что не понимает, о чем говорит его
хозяин и игнорирует его. Этим фантастическим
сюжетом Гоголь желает подчеркнутьизъяны тогдашнего общества, недостатки
мышления и сознания того слоя общества

,
к которому принадлежал коллежский
асессор Ковалев.

Гротеск — это мир небывалый, особый,
противостоящий не только повседневному
быту, но и реальному, действительному.
Здесь гротеск граничит с фантастикой,
нереализмом. Он показывает, как нелепо
сталкиваются страшное и смешное,
абсурдное и достоверное.

Таков и мир гоголевской
повести «Нос». Разве в наше время
возможно необъяснимое исчезновение
носа майора Ковалева, бегство его от
законного хозяина, а затем столь же
необъяснимое возвращение на свое место.
Только используя гротескно — сатирический
жанр, Гоголь смог показать этот злополучный
нос, существующий одновременно, как
часть лица, и в виде статского советника,
служащего по ученой части. Что удивительно
нам, никак не удивляет остальных
персонажей комедии. Необыкновенные
происшествия приводят нас в негодование,
а все смотрят на это, как на запланированное
действо. В конце концов, мы понимаем,
что гротеск может существовать и без
фантастики. Если задуматься, то
действительно некоторые чиновники
ходят, задрав нос, и иногда думаешь, что
нос ими управляет. В какой-то мере Гоголь
описал наше общество, он совместил
реальное с нелепым, смешное со страшным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *