Эссе по атаке титанов

Ответ:

Атака титанов» — постапокалиптическая манга Хадзимэ Исаямы. Выпускается в ежемесячном журнале Bessatsu Shonen Magazine японского издательства «Коданся» с октября 2009 года. За 100 лет до начала событий манги человечество было практически полностью уничтожено неизвестной гуманоидной расой огромных существ, названных «титанами». Люди были вынуждены укрыться за тремя высокими стенами, которым дали названия Сина, Роза и Мария. Так люди жили многие годы, надеясь, что находятся в полной безопасности. За каждой стеной с внешней стороны были построены «районы» — городки, служащие внешним рубежом обороны и также окруженные стенами.

«Титаны» — плотоядные великаны, напоминающие людей, но отличающиеся огромным ростом — от трех до пятнадцати метров, и в манге появляются создания ещё более чудовищных размеров. Титаны не носят никакой одежды и обладают различными у разных титанов особенностями, будь то отсутствие кожи, огромное туловище или пилообразные зубы. Они пожирают людей, хотя и не нуждаются в пище; передвигаются в одновременно комичной и пугающей манере. Автор манги Хадзимэ Исаяма, отвечая на вопрос, почему он выбрал великанов на роль противостоящих людям чудовищ, отвечал «великаны — это мерзко, вот почему». На образ разрушительных титанов могли повлиять не столько излюбленные японским кинематографом тема огромных монстров-кайдзю, подобных Годзилле или Гидоре, сколько картины испанского художника Франсиско Гойи.

В манге появляется несколько военных подразделений, призванных защищать поселения людей от титанов. Солдат обучают сражаться и убивать титанов с помощью «устройства пространственного маневрирования», УПМ. Оно позволяет перемещаться в трёхмерном пространстве, цепляясь за объекты и выступы, и даёт возможность достигнуть единственного слабого места титанов — основания шеи. Солдаты гарнизона охраняют стены, но единственные люди, которые выходят за их пределы, — бойцы разведывательного отряда. Также есть Королевская стража, выполняющая роль полиции и охраняющая Короля.

В центре событий «Атаки титанов» находятся трое героев: сын врача Эрен Йегер, его приемная сестра Микаса Аккерман и их друг детства Армин Арлерт. В начале манги титаны под предводительством невиданных ранее разумных «колоссального титана» и «бронированного титана» вторгаются в их родной округ Сингансина, проломив ворота во внешней стене — мать Эрена и Микасы погибает, а сами они вместе с Армином вынуждены искать укрытия за внутренними стенами. При этом отец Эрена, Гриша Йегер, перед отъездом оставляет сыну таинственный ключ от подвала в захваченной титанами Сингансине. Эрен клянется отомстить титанам, и все трое вступают в ряды армии.

Действие возобновляется спустя пять лет, когда подросшие герои выпускаются из военного училища. Герои вместе со своим учебным классом находятся в округе Трост — укрепленном южном поселении у второй стены. Трост, как и Сингансина, подвергается нападению титанов; вооруженная УПМ армия пытается противостоять им, но терпит поражение, и часть солдат, включая Эрена, съедают титаны. Спустя некоторое время на помощь людям приходит новый разумный титан, враждебно настроенный по отношению к сородичам — позже герои признают в нём Эрена, открывшего в себе способность временно превращаться в титана. Командование использует неожиданного союзника-титана, чтобы отбить Трост и заделать пробоину в воротах. Эрена судят как представляющего потенциальную опасность для человечества, но его берет под свое крыло разведотряд под началом Эрвина Смита и капитана Леви, и друзья Эрена также вступают в это подразделение.

Содержание

  1. Введение
  2. Правда ли мы все свободны в данный момент времени?
  3. Что такое Свобода?
  4. Свобода в Атаке Титанов
  5. Вывод

«Это казалось иллюзией, но все мы рождены свободными. И когда кто-то хочет отнять у нас свободу, сколь бы силён он ни был — не имеет значения. Горячая ли вода, ледяная ли земля, да всё равно что! Тот, кто видел… Тот, кто видел их хоть раз — самый свободный человек на Земле! Бороться! Ради этого и жизни не жалко! Согласен, ужасен и жесток может быть этот мир. Да и пускай! Пусть суров и страшен этот мир! Да и пускай! Борись! Борись! Борись! Борись!»

− Эрен Йегер

Введение

Познание свободы у каждого разное. И в зависимости, где ты его применяешь, оно будет всегда иметь различные смыслы. Человек может быть свободен душевно и физический. Свободен от обязательств, свободен от страданий и тягости жизни. У всего есть свобода. Но с тем же самым её нет… Человек зависим от своих инстинктов и желаний. Пока они присутствуют, он никогда не будет свободен. Но моё понимание вольности совсем другое…

Кенни и Король стен

«Мы живём во власти того, что нас пьянит.»

− Кенни Аккерман

Я считаю, что персонаж, чью цитату я привел в начале, прав. И человек станет свободным тогда, когда сможет увидеть мир за пределами выстроенными им границ разума. Когда он покинет привычную ему обстановку, сможет увидеть то, чего не видел раньше. Мы сами определяем пределы независимости, и что делает нас такими, а так же методы её достижения. Ведь мы родились, чтобы всецело познать это чувство.

Правда ли мы все свободны в данный момент времени?

Я считаю что, нет. Мы от части свободны, но это лишь иллюзия… Мы можем поехать куда угодно, пойти куда хотим и делать что захотим (если это не во вред кому-то). Это и есть свобода в понятии государственности. Люди сами ограничивают свободу своих действий, ссылаясь на то, что кто-то из вне контролирует всю их жизнь, и они ищут ключ от неё в других. Но я думаю, что все они свободны, хоть и не понимают этого и не захотят понимать, пока им кто-то не разъяснит это, разжуёт и впихнёт, скормив им правду. Людям требуется внимание остальных, показать, насколько они жалкие и моля пожалеть их, утешить. Потому они сами не знают, чего хотят, поэтому и считают себя рабами системы, в которой живут.

Что такое Свобода?

Понятие свободы состоит в том, что никто из вне не смог нарушить или как-либо пошатнуть вашу волю, выбор и решение. Ведь только вы решаете, насколько хотите быть свободными и что вам для этого требуется. Так же как и у всего сущего, у свободы есть и свои границы и рамки, в которой она может существовать.

Свобода в Атаке Титанов

Атака Титанов

К примеру, возьмём персонажа из популярного аниме и манги “Атака Титанов”. Действия разворачиваются в мире, где остатки человечества прячутся за 3-мя 50-ти метровыми стенами в надежде спастись от человекоподобных монстров, титанов. Наполнивший мир и уничтожив его, титаны сожрали всё человечество, ведь те любят полакомиться человечиной.

Детство Эрена

Главный герой Эрен12 летний мальчик, живущий на острове за стенами со своей семьёй всю свою жизнь. Он считает себя и всех окружающих не свободными, то есть скотом повинующихся системе государства, а стены и титанов – предметами ненависти. Не было бы монстров, поедающих людей, не появились бы стены, ограничивающие его и свободу всех остальных.

А людей, называющих себя “разведчиками” Эрен считал героями, способными пойти против мнения большинства, и считает их самыми свободными людьми за стенами. Однажды Эрен вместе со своим другом читают книгу, которая переворачивает весь внутренний мир обоих мальчишек. В ней они узнаёт про мир за стенами, бескрайний океан, ледяную землю и огненную воду. После чего обретают должную мотивацию и свой внутренний стержень – “увидеть мир за стенами и обрести настоящую, правдивую свободу“.

Разведчики

Само по себе данное произведение Хадзимэ Исаямы (автора Атаки Титанов) насквозь пропитано философией, как, например: милитаризм, расизм, порочные круги ненависти, философия смерти и пропаганды. Но всё это отдельные темы для статей.

На беспощадных титанов история к счастью не останавливается. На место того, что ограничивало “Свободу” Эрена, встают сами люди, всё человечество…

Как оказывается дальше, мир за пределами стен цел, а люди, живущие на материке, ненавидят весь остров и людей, живущих на нём, называя всех их демонами (племенем Имир, Элдийцами), способным превращаться в титанов. Именно по их вине мир был разрушен и подвергался тирании на протяжении 1000 лет. Видя всё это, добравшись до моря, Эрен задаёт вопрос своим товарищам:

Обращение Эрена

− Если мы убьём всех врагов что ждут нас там, за океаном, станем ли мы по-настоящему Свободными?

− Эрен Йегер

Выйдя за стены и увидев океан, он хотел познать “Воли” а не людей, жаждущих его смерти и смерти всех, кто живёт на острове. Поэтому он ставит новую цель – достигнуть “Свободы” любыми способами, будь то устроить государственный переворот или же тотальный геноцид всего мира. Как говорится: “убей… Или будешь убит”.

Вывод

Мы, люди, с самого рождения получаем способность мыслить, думать и решать. Вместе с этим мы получаем свободу, пусть и не значительную, но это она. По другому её можно назвать свободой мысли, вольностью и т.д.. Она дана каждому, но принять её дано не всем. С ней мы так же можем достигнуть физической свободы. Эрен тому хороший пример. Живя за стенами, он мечтал и жил мечтами о внешнем мире. А в конце произведения он смог достигнуть её. Уничтожив 80% человечества. Пусть и ценой своей жизни он достиг желанного, и смог увидеть, а после и показать всем своим друзьям и всему своему народу…

Что такое Свобода.

ФОТО НИЖЕ СОДЕРЖАТ СПОЙЛЕРЫ ИЗ МАНГИ!

Дмитрий Майерс

Внимание, спойлеры!

Про Игру престолов говорят все. Зима близко и все прочее. Многие говорят о жестокости этого сериала. Кто-то возмущается — чему «Игра престолов» учит.

А про Атаку титанов говорят меньше, хотя это вещь куда более жестокая. Я по долгу службы посмотрел первый сезон (преподаю комиксы, главная аудитория — подростки, надо быть в теме их увлечений).

Гойя "Колосс"
Гойя «Колосс»

Учит она следующим вещам:

1. Жестокость.

Титаны постоянно жрут людей, люди орут, плачут, помирать не хотят. Когда сражаются с титанами — погибают в большом количестве. Если человек обращается в титана, то он убивает десятки людей, иногда в изощренной форме, или же с криками ярости убивает других титанов, которые в целом очень похожи на людей.

2. Легкое отношение к смерти людей.

Если в старых боевиках в большом количестве гибли безымянные бандиты, то в «Игре престолов», «Ходячих мертвецах» и «Атаке титанов» умирают персонажи, к которым мы привыкли. Часто — главные герои. Часто их убивают жестоко и с выдумкой. В первый раз это шокирует, потом — не очень. Преодолевается психологический барьер.

3. Легкое отношение к расчленению человека.

Часто титаны выглядят как люди без кожи. Мышцы, связки — все наружу. Есть титан, у которого видно кишечник и легкие. Когда студентов-медиков впервые приводят в морг, многие получают травму: у нас есть естественный барьер перед расчлененкой. Кто-то даже вида крови не переносит (например, как ни странно, Фрейд). Титан без кожи поначалу вызывает омерзение, но постепенно зритель привыкает. Конечно, в кровавых компьютерных играх происходит нечто близкое.

4. Каннибализм

Огромный человек жрет маленького. В принципе, оба они люди. Иногда титаны толпой поедают другого титана. Если человек в облике титана съест другого человека, способного к обращению, то получит его силу. Важно, что каннибализмом занимается не враг, а положительный герой. Каннибализм в аниме «Атака титанов» — вещь обычная.

5. Начальники — всегда идиоты

Если возникает в аниме мэр, или король, или какой-нибудь бургомистр, любой представитель администрации, то он или дурак, или подлец. Почти всегда трус. Вредит, гадит, предает. Подчиняться ему стыдно. Нормальные начальники — это только командиры боевых отрядов (полевые командиры), но тоже не всегда. Правда, потом они поставили новую королеву, которая скучает по своей возлюбленной девушке-титану, и новая королева вроде бы нормальная.

Есть и еще странные моменты. Ближе к концу третьего сезона прямым текстом сообщается, что навык перевоплощения в титанов получен от беса. Изображен бес в христианской традиции — с рогами и хвостом. Героев это вообще не смущает.

На самом деле, набор довольно обычный для современного молодежного кино.

Атака титанов рассчитана в первую очередь на пятнадцатилетних, потому что главному герою как раз 15 лет.

В целом возникает ощущение, что наших подростков готовят к какому-то очень жестокому миру. Они должны привыкать ко всем этим кровавым вещам, чтобы не бояться и не отлынивать, когда все начнется.

Кто-то может подумать, что я пытаюсь бить тревогу. Как в фильме «Брат» какая-то тетенька на рынке орала «ой, что делает-ца!» Это не так.

Идея бить тревогу представляется мне слишком ожидаемой, а потому а) неэффективной и б) скучной. Я просто анализирую и делюсь выводами.

В качестве иллюстрации поставил картину Гойи «Колосс», потому что отчасти ею вдохновлялся автор манги. Кадры из аниме ставить не хочу — они слишком неприятные.

После прочтения комментариев к новости о дате выхода продолжения финального сезона, захотелось высказаться по поводу столь противоречивой финальной арки манги. Рассмотрим, что автору (не) удалось показать, какие есть у нее проблемы, причем тут вообще музыкальное видео на один из эндингов и многое другое. Естественно, дальше пойдут спойлеры.

Ожидание и реальность

Ожидания

Почему фанаты полюбили «Атаку Титанов»? Можно похвалить аниме за отличный продакшен: великолепная музыку Хираюки Савано, экшен от Арифуми Имая и режиссуру Тэцуро Араки.

Но этого всего нет в манге, зато там есть необычный сеттинг, общее ощущения чего-то большего, чем просто сёнэн, и тайна. Тайна – подвал. Когда он будет открыт, он обязательно либо впечатлит либо разочарует. Ведь тяжело оправдать интригу, которая вынашивалась столько лет.

Подвал, скорее, оправдал ожидания, тем более ему предшествовала одна из самых крутых битв, эпизоды её экранизации даже взлетели в топ-10 IMDB среди всех сериалов (не только аниме).

Помимо своего эффекта подвал еще и мгновенно возвысил мангу. Столько чеховских ружей выстрелило, все стало иметь смысл. Если раньше было лишь ощущение что это не просто сёнэн, то теперь-то точно это взрослое произведение. Серьезная драма про войну, на которую мы можем взглянуть с двух сторон и, по задумке автора, понять, что нет правых или виноватых. Просто этот мир – жесток.

Автор же, Хадзиме Исаяма, под впечатлением от Muv Luv Alernative, в какой-то момент начинает играть с воспоминаниями из будущего, общей детерминированностью бытия и подобными темами, с которыми легко обжечься. Эрен теперь может передавать свои воспоминания в прошлое. Оказывается, это он манипулирует своим отцом, чтобы тот убил детей и захватил силу Титана Прародителя. Поворот сюжета – крышесносящий, автор снова провернул поворот уровня подвала, но… стоп, а что это меняет? Ни у кого и раньше же не было проблем с отцом Гришей, зачем это вообще было нужно? Быстрое осознание, что это какой-то поворот ради поворота.

Впрочем, проехали, у нас тут кульминация манги – «Гул Земли» (rumbling). Чистый хайп. «ЭТО УЖЕ НЕ ОСТАНОВИТЬ!!!» говорят завершающие слова главы в журнале. Эрен – невероятный главный герой, сильный, решительный, патриот своей страны.

Выходит 126 глава и настроение резко меняется, глава сделана весьма посредственно. В ней слишком много событий, моментально решается конфликт с Конни, моментальное воссоединение с Анни (будто-то бы с ней никогда и не воевали) и формирование «Альянса». Это спорная глава, которую очень легко критиковать, но самое главное, она дает очертания дальнейшего направления сюжета. Это, возможно, главная причина ненавидеть ее и Альянс.

Ведь Эрен прав! У него не было выбора, нет другого решения конфликта. Как они смеют ему противостоять! Они хотят спасти мир, они, эти поддонки, cringevengers (cringe + avengers).

Также резко, как пролетает 126-я глава, комьюнити манги разделяется на тех, кто яростно поддерживает Эрена и тех, кто поддерживает Альянс или, по крайней мере, нейтрален.

Ладно, они противостоят ему, но ведь Эрен же теперь всемогущ. Очевидно, что выиграть они не могут. Тогда как закончится манга? Если Эрена остановят, то это не интересно. Определенно, Эрен должен выиграть. Поскольку он не лишил своих друзей и даже воинов Марли титанических сил, значит это только одно – он их убьёт. Появляется интерпретация клипа на эндинг, которая окончательно фиксирует «идеальную» концовку.

Эрен завершает Гул Земли, убивает своих друзей и возвращается к себе домой к своей жене Хистории и их ребенку. Имир же перерождается в виде этого дитя. Эрен держит ее на руках и говорит «ты свободна». Этот кадр сам автор проспойлерил еще очень давно, сказав, что он будет в концовке, поэтому люди нашли куда его добавить.

Какое-то музыкальное видео. Это шутка? Конечно же, видео здесь не причем, многие пришли бы к тому же выводу и так. Ведь идея того, что Эрен победит просто нравится.

Давайте теперь посмотрим на то, что происходит в манге.

Спор в 112-й: Эрен их предупреждает, пытается отдалиться от своих друзей чтобы они не мешали. Потом и вовсю заключает их в тюрьму.

Отец Хистории – фермер? Меня не проведешь, очевидно здесь какая-то тайна. Отец – Эрен. Вот удобно 130-я глава подоспела. Хистория там спрашивает: «что ты думаешь насчет того, чтобы я завела ребенка?» Очевидно, что подразумевается «с тобой».

Воспоминания Эрена в 130 заканчиваются вот так

Все друзья на черном фоне. Над ними повешен death flag — они все умрут.

Желаемое за действительное

Конечно, не все фанаты заскочили на лодку AnR, многие понимали, что это лишь интерпретация. Важно то, что победа Эрена притягательна для большого количество читателей. А когда есть определенный набор идей, разделяемый группой, то часто рождается секта, в терминах реддита: circle jerk. Явление когда группа изживает и затыкает всех несогласных и все более и более убеждается в свой правоте. Жертвой пал самый популярный на тот момент сабреддит по манге r/titanfolk и не только

С этого момента любые события интерпретируются так, как хочется их видеть, а не так, как показывает их автор.

Очень быстро возрастала ненависть к главным героям. Особенно к Микасе, которую называли slavekasa, dogkasa и т.д. Десятки постов посвящаются тому как бы посильнее унизить Микасу. Хорошо общее настроение показывает вот этот пост. Это шуточный и относительно безобидный пост, но тут важно количество апвоутов. 16к+. Менее популярные посты просто показывать стыдно.

Ну и кто теперь клоун?

«You’re cringe» говорит Елена всем остальным. На самом же деле в этой главе она лишь отметила, что вы не лучше, чем я, но такое чувство будто никто этого вообще не видит. Лишь единицы отмечают в комментариях, мол люди, вы сами себе накручиваете и будете разочарованы. Конечно же, почти никто не слушает.

Думаю, настроение понятно. Давайте теперь без остановок сразу перенесемся в финал.

Эффект разорвавшейся бомбы

Итак, огромное количество фанов абсолютно оторвалось от реальности манги. Все решит финальная глава. Первые текстовые утечки появляются в сети. На реддите кипит активность. Пост с обсуждением утечек набирает больше 100к комментариев, это максимум для реддита. Создается второй тред.

Массы фанатов не верят своим глазам, когда читают утечки. Что-то явно здесь не так — это ложь, скоро появится настоящая глава и все прояснится.

Прояснится, что утечки были правильные. Происходит очень болезненное осознание, как если бы плоскоземельцев отправли в космос.

Комьюнити взрывается. Угрозы кидаются редактору манги. Это именно он виноват. Нет это жена Исаямы (лол), нет это сам автор. Предатель, обман, в последний момент все поменяли, нас не проведешь.

Кто-то даже сходит с ума.

Эффект такой сильный, что люди даже не читают главу, но уверены, что она плохая из-за чужой реакции.

Не читал, но осуждаю!

Самое ироничное это то, как фанаты «исправляли» концовку. Они просто поменяли пару фраз, увеличили число жертв и сделали так, что Эрен любит Хисторию, а не Микасу (которую все ненавидят). Комментарии там, кстати, по делу, но 7k кармы и 200 наград о многом говорит.

Неоправданные ожидания важны на эмоциональном уровне. Например, я не люблю последнюю трилогию «Звездных Войн» и поэтому просто не пошел на 9-й фильм. Я не будут говорить, что это плохой фильм, т.к. мне просто уже не интересно, и тем более я не буду гореть «да как они посмели». А вот если бы сложилось впечатление, что в IX-то все исправят и надо сходить, то, возможно, негативные эмоции от разочарования были бы сильнее простой индифферентности. В случае с Титанами для многих эта ситуация была доведена до критической точки.

Показательно, что такая реакция в основном возникла на западе (не везде) и вроде бы Китае. Японцы и корейцы, например, судя по словам знающих язык, восприняли хорошо. Вот, например обзор с 1млн+ просмотров с положительными комментариями (google translate в помощь). Да и продажи главы в Японии были весьма достойны, во многих местах полностью распродали тираж. Другими словами, здесь явно есть культурные и личные особенности восприятия.

Так что же произошло? Давайте разберемся.

Детерминизм и Эрен

Основная проблема, пожалуй, в том, как воспринимается Эрен. Эрен не до конца понятен, из-за чего каждый видит в нем то, что хочет. Его мотивы многогранны и открываются постепенно. Перед разными людьми он предстает в разных образах . Такая манера повествования, наверное, самая большая ошибка Исаями. Потому, что каждый раз, когда часть пазла открывается может сложиться впечатление, что его поведение противоречит предыдущим действиями или словам. Кому-то он говорит одно, другим — другое, а потом действует наоборот. Вот и возникает это ощущение: «Это не я не разобрался, а просто автор дурак!»

Так кто же такой – Эрен?

По существу, я не думаю, что произведение судит о том, что «правильно», а что «неправильно». Скажем, когда я читал «Himeanole» Фуруи Минору, я знал что общество, следуя социальным нормам, будет считать серийного убийцу непростительным. Но когда я начал рассматривать его жизнь и ее условия, я задался вопросом «Если это для него естественно, то кого винить?». Я даже думал: «Это лишь случайность, что я сам не родился убийцей?». Мы можем оправдывать то, чего не можем достичь фразой «что мы недостаточно старались», здесь есть некая горечь. С другой стороны, для преступника подход «Я таким стал не из-за того, что мало старался» это форма утешения…

Хадзиме Исаяма

Другими словами, манга сочетает детерминизм и свободу воли. В 130 главе Эрен говорит об этом напрямую в своих мыслях: «Даже если все было увековечено в камне с самого начала… Даже если это мои желания…».

Человек может делать то, что он желает, но не может желать, что ему желать

Шопенгаур

Эрен не знает источник своих желаний, он был рожден таким. Еще в 73 главе (3 сезон, эпизод 13) Эрен говорит Армину, что мысли о свободе предают ему сил, но он не знает почему. Затем то же самое он повторяет в финальной главе. В мире титанов, видимо, никто не знает почему они это делают. Ани спасает Армина в первом сезоне, не понимая зачем, Николло спасает скаутов от вина и остается в недоумении.

В известной фразе Эрена «потому что я был рожден в этот мир» важно еще словосочетание в этот мир. Будучи рожден в другом мире тот же самый человек оказался бы в других обстоятельствах и все было бы по-другому. Это часть детерминизма. Если бы Микаса дала другой ответ… это был бы другой мир.

Фатальный изъян Эрена — его помешательство на свободе. На том чего не существует.

Кенни: «Мы все рабы чего-то». Леви: «Они двигаются вперед, потому что всегда опьянены чем-то.»

Для Эрена воплощение свободы, это мир за пределами стен, мир из книг Армина. Но выйдя за пределы стен Эрен не чувствует свободы, он не может насладиться моментом. Потому что, в отличие от Армина, его никогда не интересовал океан сам по себе. Его бесило то, что он не может его увидеть. Эрен никогда не достигнет свободы, потому что существование человека всегда ограниченно реальным миром и его физическими возможностям. Единственное, что он в силах — это достичь свободу для своих друзей и частично для себя. Не даром Эрен так смотрит на Армина в последней главе. Видя те самые реки огня, Армин может чувствовать что-то, что Эрену не доступно.

Ах, если бы не было людей за пределами стен. Эрен ненавидит факт существования человечества, потому что это препятствие на пути к свободе. Он хочет его уничтожить, стереть, но он не ненавидит конкретных людей.

Проблема в том, что Эрен не из тех, кто легко может остановиться, когда задета его «свобода». Если работорговцы угрожают тогда еще малоизвестной ему девочке Микасе, то нужно их убить. Уничтожить тварей, колоть и колоть, СДОХНИТЕ МРАЗИ! Если Армина избивают другие дети, то нужно их догнать и отомстить, нельзя ни в коем случае дать им уйти, даже если Армин этого не хочет. Если человечество своим существованием ограничивает свободу, то значит надо уничтожить человечество. СДОХНИТЕ ЖИВОТНЫЕ!

Для человека с молотком все будет гвоздем. В текущих обстоятельствах Эрен не может не использовать «Гул Земли». Причем использовать именно так, как было в манге, потому что мир детерминирован именно так. Пи = 3.14159… и точка. Обсуждению не подлежит. Ягами Лайту нельзя давать тетрадку, Уолтеру Уайту давать варить мет, Эрену силу Атакующего Титана.

Основная двигающая сила – желание. Желание уничтожить человечество. Желание свободы для своих друзей. Желание, чтобы друзья жили долго и счастливо.

Вечная жизнь Элдии? Не в приоритете. Нам 3 сезона показывают какие на острове ублюдки, которым наплевать на людей. Подземный город где условия хуже, чем в лагерях Марли, «геноцид» Aккерманов и азиатов. Эти люди никогда не будут жить в мире. Эрен не патриот, это лишь маска, чтобы манипулировать Флоком и отцом. Но жизнь острова важна, потому что там живут его друзья. Это напрямую следует из аксиоматических желаний.

Эти цели невозможно выполнить на 100% поэтому, выражаясь математическим языком, нужно максимизировать целевую функцию.

В этом плане манга вполне себе завершается их максимумом. Да, не полностью (Саша мертва, часть человечества выживает), но в сумме всех целей – это компромиссный максимум. Нельзя завершить «Гул Земли» или же остановить раньше (50-летний план), ведь останется сила Титанов, а значит Армин (и Хистория во втором случае) умрет.

Но самое главное, «Гул Земли» — это то, что манит, это то, чего хочется, это «этот сценарий» о котором Эрен упоминает в сцене с отцом. Все остальное лишь оправдание и рационализация желания. Эрен не будет ничего делать, чтобы предотвратить «этот сценарий», не расскажет о будущем никому из друзей, не начнет с частичного Гула Земли (всегда можно продолжить, если не помогло). Ему, как Уолтеру Уайту, просто нравится это.

Эрен персонаж с изъяном, который запутался в собственных мыслях. Персонаж, который может вести себя противоречиво. Он так устроен. Критиковать Эрена также продуктивно как критиковать Декстера за то, что он же может просто перестать убивать.

Эрен — это лучшее, что есть в финальной арке. Его главы, где Эрен предстает в своем истинном обличие, 130 и 131 (+ 73 но ее значимость тогда была неочевидной) — жемчужина арки и одни из лучших глав во всей манге. Как же жаль, что автор уделил ему столь мало времени.

Финал и Имир

Как уже отмечалось, финал взорвал сообщество. Я могу лишь согласиться, что он показан в излишней спешке и обладает многими недоработками. Остается лишь мечтать о том, что автор растянул его главы на 2-3. Надеюсь хоть в аниме будут улучшения. Как минимум английский перевод окажется лучше.

Например, Райнор в оригинале говорит что-то вроде «Ну ты и ушлепок, Эрен» (yatsu), а в переводе «What a man you are».

«Спасибо. Ты стал массовым убийцей ради нас.» – другая мем-фраза, которую сложно воспринимать серьезно в такой формулировке.

Имир – еще один спорный персонаж эндинга. Про нее мало, что можно написать, т.к. она не произнесла ни слова. Как и остальными персонажами, Имир двигают желания. Из-за ее молчаливости мы можем лишь спекулировать, но одно было сказано четко: Имир испытывала чувства к королю Фрицу и она хотела чтобы Микаса сделала выбор и преодолела свою любовь к Эрену.

Микаса это некая альтернативная версия Имир и ее противоположность.

  • Имир была сделана рабом, Микаса была спасена от рабства.
  • Фритц лишил Имир всего, использовал ее. Эрен же полюбил Микасу. Он даже преодолел себя и пожелал ей двигаться дальше, пожелал забыть о нём, хотя ранее (хронологически) признался Армину, как он этого не хочет.
  • У Микасы была настоящая любовь. У Имир болезненный стокгольмский синдром.

Даже при такой настоящей любви Микаса все равно смогла убить Эрена. Имир понимает это, осознает как на самом деле выглядит любовь, признает свою ошибку и перестает держаться за мир Путей, уничтожая его. Впрочем, можете предложить свою интерпретацию чувств Имир. В манге прямого ответа нет. Автор просто забил.

Понятно, что конкретное желание Имир увидеть выбор Микасы кажется весьма случайным. Признаю, это был некоторый чит от автора. Это важный пункт, замени который, все сложилось бы по другому. Но ведь это и есть основная особенность детерминизма! Это правда, все сложилось бы по другому. Но в этом жестоком мире предпосылки были именно такие и сложилось все именно так. Люди с религиозным мышлением часто используют аргумент подгонки. Мол, наш мир идеально подогнан. Да, но иначе нас бы не существовало.

Наративно произведение выстраивалось вокруг: «повторять ошибки снова и снова», «нельзя забывать историю», «нет оправданий геноциду», «уничтожая мир вокруг вы лишь воссоздаёте его копию в меньших масштабах». Все это не может привести к безусловной победе Парадиза ценой всех остальных. Даже если бы Гул бы завершен, Исаяма нашел бы способ уничтожить Парадиз.

Знаю, что многих сильно триггерят дополнительные страницы. Спустя столетие (столетия?) идет какая-то война из-за неизвестных причин и уничтожается город рядом с могилой. Я надеюсь, все понимают, что интерпретация «Парадиз уничтожен в будущем из-за Гула Земли 100 лет назад», это ваши попытки выдать желаемое за то, что специально оставлено неопределенным.

Мы не знаем как будет выглядеть мир в будущем и каково будет отношение к Элдийцам. Эрен совершил самое серьезное преступление из виданных миром, но своей страной на официальном уровне он не был порицаем. К чему это приведет мы не знаем. Возможно ни к чему хорошему, но определенно, что основная причина почему ненавидели элдийцев все равно ушла. Наивно думать, что элдийцев ненавидит за историю. Причина ненависти была четко объяснена капитаном Гроссом и самим Эреном. Элдийцы — монстры, которые могут в любой момент стать титанами. Представьте, ваш сосед — Элдиец. Возможно, хороший человек, но что если придет кто-то с силами Зика. Все погибнут — именно это камень преткновения, а не история. Когда мир узнает об пацифизме короля во время объявления войны, первая реакция людей: «Если они не собираются вторгаться, то чего мы так паримся?» Только потом Вилли раскручивает толпу, что Эрен Йегер новая угроза. А Эрен, конечно же, с удовольствием подкидывает дров в огонь.

Что же показано на той странице? Да кто его знает? Стандартная для манги идея, что люди всегда будут воевать? Мир не может быть вечен. Уникальные ресурсы или режим иегеристов, неверное, стали причиной будущего конфликта. Это разумная интерпретация и я не вижу почему из разных интерпретаций нужно выбирать не ту, которая соответствует предыдущем идеям манги.

Впрочем, в итоге все равно остается слишком реалистичная, даже нигилистическая картина. Если мир детерминирован, а люди в нем рождаются со склонностью воевать, то в долгосрочной перспективе ничего нельзя изменить. Мира не достичь! Он может быть только временным. Фрэнсис Фукуяма ошибается, не будет «конца истории».

Мысль печальная и не вдохновляющая, а поэтому не вызывающая как положительных так и сильно отрицательных эмоций.

Пару слов про дерево. Сила титанов и пути — это то, что было создано Имир. Что будет с другими людьми при контакте с источником всего сущего неизвестно. Я думаю, последний кадр не более, чем «жизнь всегда найдет путь» из главы 137.

Критика

Статья слишком быстро разрастется. Давайте, я кратко пройду по еще не упомянутой критике и проблемам.

Действия Эрена слишком легко оправдать в рамках сюжета.

Исаяма не пытается раскрыть мир подробнее. Из-за этого тяжело сочувствовать миру. Причем автор не останавливается, наоборот только нагнетает: остальной мир относится к Элдийцам еще хуже, чем Марли. Скауты — идеалисты для них нет оправдания геноциду и жизнь ценой человечества (ради которого они двигались вперед) не стоит того. Быть может Исаяма думал, что смотря столько времени со стороны скаутов для нас это будет очевидно. Но это не было очевидно.

Несправедливо! Манга оправдывает или не наказывает некоторых персонажей, оправдывает любовь к «педофилу», оправдывает геноцид.

Никто и не обещал, что это манга о справедливости. Она о жизни и конфликтах, а жизнь не справедлива. «Оправдание» геноцида я уже рассмотрел. Любовь Имир и не подразумевается как нечто, что должно понравиться. Соглашусь, что Эрен слишком хорошо был принят персонажами в 139 главе. Реакция Анни вообще не понятна. Однако, нельзя сказать, что он не был наказан если уж тема наказаний так важна. Тот факт, что он в каком-то смысле причина смерти матери, самой серьезной травмы в его жизни, мне кажется неслабым наказанием.

К слову, автор осознал это и в финальной редакции добавил к словам Армина «твой омерзительный поступок». В конце концов, давайте меньше смотреть на слова и больше на действия. Эрен говорил, что попробовали все, хотя в реальности он сбежал при первой же проблеме. Армин может говорить все, что хочет, но он рисковал своей жизнью и этим показал свою позицию.

Автор меняет правила на ходу: стирание памяти Микасы, убийство Зика останавливает Гул Земли, хотя Имир должна действовать самостоятельно.

Эрен не менял память Микасы. В 138 главе наратив идет со стороны Эрена, Микаса лишь «подыгрывает». Прошло ли на самом деле 4 года? Не думаю. Это не воспоминания Микасы, Эрен сам произносит, что якобы произошло. В самый последний момент перед смертью он показывает ей альтернативный мир.

С Зиком можно спекулировать зачем он все еще нужен, но на самом деле это не имеет значения. Если Имир сейчас действует самостоятельно, то она также самостоятельно может остановить титанов в нужный момент. Ей так хочется. Дешевое объяснение? Какое есть.

У всех сюжетная броня

Это правда. Сюжетной брони у героев прилично. Я уже отмечал в комментариях, что автор загнал себя здесь в ловушку. Силы Титана Прародителя слишком сильны. В контексте мира он непобедим. Поэтому единственный оставшийся вариант, это то, что непобедимый противник хочет проиграть. В этой ситуации все меняется. Теперь броня частично обоснована. Ведь, как минимум, Микаса и Армин должны были выжить. Само мироздание сделает все, чтобы они выжили. Любые события будут повернуты в нужную сторону. Бертольду не суждено было умереть в тот день. Микасе и Армину не суждено было умереть в этой битве. Чтобы они выжили Фалко обязан был получить его силу.

Есть одно существенное «но». Как только ты понимаешь, что вторая сторона не особо-то горит желанием противостоять героям, то ставки становятся очень низкими. Герои не могут погибнуть, если сами не захотят самоубиться. Поднять ставки автор мог. Для финалы нужны Микаса и Армин (и Фалко как транспорт). Уж из воинов-то Марли можно было кого-нибудь убить. Райнор поднимает руку: «Меня! Меня!».

Для меня же лично это не было совсем уж большой проблемой, ведь герои-то не знают, что они «в броне». Как минимум, мы получили масштабный экшен из-за которого аниматоры MAPPA, я думаю, ненавидят Исаяму. У них впереди много бессонных ночей.

Заключение

Остановлюсь на этом. Финал Атаки Титанов это не пик манги. Он не сравнится с «Возвращением в Шинганшину» или «Объявлением войны», но я все равно рад, что он был. Так уж вышло, что финал очень чувствителен к восприятию и интерпретациям. Разные люди видят в нем разное. Исаяма определенно совершил ошибки в форме повествования. Слишком амбициозным было показать трагедию Эрена Йегера так.

Уолтер Уайт − главный герой, от его лица идет почти все повествование. Аналогично с Декстером и Ягами Лайтом. Эрен же главный герой, который появляется эпизодически. В рамках основной битвы он просто спит.

«Атака Титанов» конечно же, сёнэн выходящий в сёнэн журнале. А значит сюжет здесь – это прежде всего клей, связующий и дающий фон для битв и экшена. Арка Восстания не была так уж хорошо воспринята, поэтому не удивительно, что в финале Исаяма решил не ударяться в психологию слишком сильно.

При этом всем, критика финала, как правило, гораздо более низкого уровня, чем сам финал. Зачастую это лишь рационализация желания увидеть «темный финал как в Devilman» или «патриота, который ни перед чем не остановится ради своей семью и страны» или «Возвращение в Шинганшину 2.0». Эти желания, словно желания самого Эрена так манят, что когда ты понимаешь, что они не исполнятся, наступает сильное разочарование.

«Я хочу все стереть» – в этот момент фрустрации люди максимально близки к тому состоянию, в котором был сам Эрен.

В апреле на Кинопоиске выходит финальный эпизод «Атаки титанов» — постапокалиптического аниме-сериала по манге Хадзимэ Исаямы, снятый Тэцуро Араки, который работал над «Тетрадью смерти». Кинопоиск спросил людей разных профессий, почему это великая вещь.

По сюжету сериала многие годы человечество ведет борьбу с титанами — исполинскими гуманоидами-людоедами. Чтобы от них скрыться, люди построили высокие стены, но в один день титанам удается их проломить. В аниме много отсылок к самым страшным эпизодам XX века, неожиданно срифмовавшимся с нашим временем.

Однако массовую аудиторию увлекло залихватское развитие истории, насыщенность и напряжение которой сравнивают с «Игрой престолов». В этом январе компания Parrot Analytics присудила «Титанам» награду в номинации «Самое востребованное шоу», где раньше как раз побеждали «Престолы». Также «Титаны» сместили с первого места в рейтинге лучших аниме My Anime List «Стальной Алхимик: Братство», который удерживал эту позицию последние одиннадцать лет. Четвертый сезон «Атаки» получил рекордные оценки на кинопортале IMDb: два эпизода заработали рейтинг 9,9, а седьмой — вовсе 10.

О том, почему стоит смотреть одно из ярчайших анимационных шоу прямо сейчас, мы писали в нашем гиде. На этот раз мы предложили высказаться фанатам, актерам озвучки и кинематографистам, чтобы собрать любовные весточки от тех, кто не смог спрятаться от могучих лапищ «Атаки».

Микаса

Макс Шишкин

Режиссер, автор Telegram-канала «ШишКИНО»

Я начал знакомство с «Атакой титанов» в 2013 году. Меня уговорили смотреть с воплями, что это великая вещь и что это обязательно должно мне зайти даже больше «Тетради смерти». Но друзья, причем не анимешники, оказались правы: я посмотрел все доступные на тот момент 25 эпизодов за двое суток. А потом понял, что второй сезон придется ждать несколько лет и начал, как все, страдать.

Я только в 24 года узнал, что, оказывается, можно влюбиться и страдать от неразделенной любви к персонажу аниме. Хотя всегда думал, что анимешники странные в своих истериях по вымышленным героям, но сам угодил в эту ловушку. Кажется, моя влюбленность в Микасу (одна из центральных героинь аниме, приемная сестра главного героя истории, импульсивного и драчливого Эрена Йегера; сильная физически и эмоционально-холодная девушка. — Прим. ред.) пропала с последним сезоном, потому что она сменила прическу и в характере растеряла свою очаровательную сдержанность и эмоциональную нейтральность.


Мне кажется, невероятная популярность «Атаки» кроется в грамотном и постепенном знакомстве с этой вселенной.

Ты осознаешь масштаб детальной проработки вплоть до физическо-научного подхода к технологиям, при этом информацию о мифологии и истории получаешь маленькими порциями. Ощущение, что все продумано наперед, не покидало меня с первых серий, поэтому интрига и уворачивание от спойлеров из манги создавали свой многолетний развлекательный опыт. Но меня, помимо прочего, очень зацепила линия молодых ребят на войне — вообще не припомню такого погружения в эту тему.

В «Атаке» много загадок, она эпична, у сериала потрясающая анимация, динамичнейший вход в историю и максимально грамотные акценты на клиффхэнгерах. В каких сериалах на середине сезона вам показывают смерть главного героя! «Игре престолов» такое не снилось. Потом — бац! — новый поворот. Бац — еще один! И вот ты уже на игле из загадок и интриг, и так все сезоны.

Михаил Хананашвили

UX-лид в «Сбере», автор Telegram-канала UX Horn

У нас в семье это целая традиция. Мы садимся в воскресенье вечером с чайком и пледом и смотрим серии, а потом еще у нас получается обсудить какие-то важные темы, которые нас особенно взволновали.

Вообще, я наткнулся на «Атаку титанов», когда закончился первый сезон; на фоне остальных аниме, которые выходили в то же время, сериал смотрелся интересно, но без восторгов, поэтому я на два года его забросил. Попытка вернуться к нему (с подачи своего старшего ребенка) оказалась успешнее, и вот тут уже я не смог оторваться.


Популярность «Атаки» стала для меня открытием: я думал, что из-за специфики мультипликации жанр аниме все же предназначен для ограниченного круга, но именно «Атака» показала, как я заблуждался.

Настолько популярным и культовым она стала из-за прекрасно проработанных и подвижных героев, их характеры отлично продуманы, в сериале большое количество отсылок, которые способны моментально перевернуть сюжет с ног на голову.

Рисунок из манги

Эдуард Царионов

Главный редактор podcasts.ru, автор подкаста об аниме «Бака!»

Ты сразу понимаешь, что это очень хорошее аниме. Да, в случае с экранизациями многое зависит от того, как удастся адаптировать мангу-первоисточник. Студиям Wit и Mappa это блестяще удалось. Успех «Атаки» — в умело построенном мире, в загадках и тайнах, на которых построен сюжет, в запоминающихся персонажах и, конечно, в стильном и невероятном экшене. Финальный сезон я пока откладываю до полного выхода серий, чтобы потом его сразу целиком обсудить в нашем подкасте.


Неудивительно, что «Атака титанов» понравилась даже тем, кто не является поклонником аниме, ведь автор манги многое берет из западной культуры.

Сами титаны во многом вдохновлены рисунками Гойи, в истории вымышленного мира аниме прослеживаются параллели с нацистской Германией, и даже конструкция с макгаффином в виде подвала следует привычным западным тропам. Это когда в истории есть какой-то предмет, вокруг которого строится сюжет, и все персонажи хотят его заполучить. Поэтому даже те, кто не погружен в японскую культуру и не привык к странностям аниме, смогут оценить этот сериал.

Александр Март

Руководитель отдела по работе с пользователями на сайте «Пикабу»

Меня смущала рисовка титанов, что сказывалось на общем впечатлении, поэтому сразу я не ушел в сериал с головой. Я был готов к интересной истории про противостояние детей некоему злу, но по мере развития сюжета понял, какое колоссальное количество тем создателям удалось охватить.


В «Атаке титанов» идет речь про устройство общества, про политику, про сложность принятия решений.

Раскрывается проблема неверного выбора, когда последствия твоих решений вроде бы неочевидны, но в итоге могут оказаться фатальными. Много внимания в аниме уделяется страхам и переживаниям людей перед лицом опасности. В этом все мы, мне кажется, похожи, так что героям тут легко сопереживать и ассоциировать их с собой. Также дополнительных очков «Атаке» добавляет факт, что здесь нет стереотипных анимешных элементов, которые могли бы отпугнуть. Например, нет карикатурно плачущих персонажей, комиксовых облачков или панцушотов, в конце концов. Иногда думаешь, что аниме есть на любую тему, а в «Титанах» все же есть что-то очень оригинальное. И интрига! Она не вымучена, как во многих сериалах, где ты прям чувствуешь, что тебе оставили эту недосказанность в конце серии умышленно. Здесь мы следим за органичным развитием сюжета, которое заставляет тебя после каждой серии думать: «А что же будет дальше?»

Если говорить о финальном сезоне, на него сложновато перестроиться, потому что изменились рисовка и стиль повествования, но по мере выхода новых серий я готов назвать его лучшим завершением сериала, которое могло бы быть. Отчасти это связано с тем, что все, что происходило ранее, вело именно к этому финалу. Ну, и плотность событий не может не радовать. Осталось дождаться финальной серии, и пока нет оснований полагать, что она может оставить меня разочарованным.

Николай Ганайлюк

Создатель «Научного шоу профессора Николя»

Я за свои 37 лет не смотрел аниме-сериалов, хотя, конечно, видел фильмы Хаяо Миядзаки и Макото Синкая, так что мне очень повезло столкнуться с эпичной «Атакой титанов» в качестве введения в жанр. Повелся на высокий рейтинг, отличные отзывы и возрастное ограничение в 18+ — и чуйка не подвела! Понятно, что все хвалят сюжет — он невероятно интересный, — но я еще обожаю саундтрек. Посмотрев серию, потом хожу весь день напеваю. Плюс у «Атаки» очень удобный хронометраж. Можно отвлечься во время удаленной работы и посмотреть 20-минутную серию. Ну, или в моем случае 25-минутную, так как я никогда не пропускаю заставку из-за песен.

Дмитрий Кузьмин

Специальный редактор онлайн-кинотеатра PREMIER

«Атака титанов» уже давно вышла за рамки какой-либо жанровой принадлежности и заявила о себе, взорвав всю аниме-фан-базу, так что даже обычные люди про нее хоть что-то, да слышали. История противостояния людей страшному внешнему врагу оказалась ложной, на первый план вышли человеческие конфликты — расовые, национальные, экономические, военные. И это, пожалуй, самое интересное здесь. Не спорю, некоторые метафоры выглядят лобовыми и совсем не прозрачными (например, концлагеря и повязки эльдийцев). Но, кажется, сегодня именно так и следует говорить со зрителем — в лоб и без намеков. Достаточно посмотреть вокруг и увидеть, что люди забыли о базовых гуманистических принципах. Плюс в «Атаке титанов» почти нет специфического японского юмора, который часто отталкивает массового зрителя и в то же время привлекает фанатов, но есть достаточно понятная западному человеку рисовка — без больших глаз и разноцветных волос.

Для меня «Атака титанов» прежде всего великолепно и скрупулезно прописанные персонажи, а также понимание авторов, куда идет повествование и чем все закончится. Известный прием foreshadowing (предзнаменование) используется здесь буквально с первых кадров. Кстати, поэтому сериал обязательно стоит пересмотреть, когда выйдет финальная серия: зная устройство мира и расстановку сил, первый сезон заиграет новыми красками.


«Атака титанов» для меня — лучший не анимационный, а вообще лучший сериал последних лет. Уровня «Во все тяжкие» без всяких скидок.

Сейчас идеальное время для аниме-индустрии: манги становятся популярнее в разных странах. Из того, что вышло после «Титанов», можно назвать «Мою геройскую академию», «Истребителя демонов» и «Магическую битву». Любопытно, что сейчас японская манга по продажам в мире на порядок опережает американские комиксы даже гигантов Marvel и DC. «Истребитель демонов» (действие аниме и манги разворачивается в Японии начала XX века; главный герой, Тандзиро Камадо — юный дровосек, чью семью однажды ночью растерзало сверхъестественное существо, которое в народе зовут демоном, и теперь Тандзиро вступает в Корпус истребителей демонов, секретную организацию, которая борется со злом по всей Японии. — Прим. ред.) c 2016 года продался в районе 150 млн копий на бумаге и цифровых носителях. Никакой Бэтмен, Супермен и Человек-паук о таких цифрах даже мечтать не могут. У «Атаки титанов» было что-то около 100 млн копий с 2009 года.

Александр Парфенов

Актер озвучки (студия Deep), его голосами говорят Леви, Армин, Фалько и другие герои

Когда «Титаны» начали выходить, я был в армии и посмотрел их, уже когда они стали массовым феноменом. Мое знакомство началось с озвучки второго сезона, который был не так крут, как первый, а по-настоящему зацепился за сериал во второй половине третьего сезона. Вопрос о том, насколько «Атака» станет классикой, решается сейчас. Мне кажется, многое зависит от финальной серии.

Что касается озвучки, то на меня слегка давит груз ответственности, потому что я понимаю, что много людей посмотрят этот сериал именно в нашей озвучке. Нужно правильно передать чувства своих героев, чтобы через них зрители поняли суть. Но, когда произведение отлично снято, герои яркие и многогранные, процесс работы над таким фильмом увлекает, конечно. Не столько потому, что ты фанатеешь от произведения. Оно захлестывает тебя с головой и как зрителя, и как актера.

Идея-то, казалось бы, простая: человечество заперто в городе за стенами, жуткие голые гиганты бродят вокруг, происходит падение стены, какой-то природный искренний ужас. Совсем неважно то, что это аниме, это вполне мог бы быть киносериал, потому что это аниме без ярко выраженного японского культурного кода. Чистейшее фэнтези. Поэтому любой зритель из любой страны может смотреть его, не зацикливаясь на том, что это аниме, и, более того, после таких культовых вещей люди часто начинают смотреть и другие японские мультфильмы. «Атака титанов» может влюбить в себя даже самых скептически настроенных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *