Эссе по фильму дневник мамы первоклассника


Подборка по базе: Образец оформления анализа фильма (сериала).pdf, Объяснение концовки фильма.docx, Психологический анализ фильма.docx, Эссе. Анализ учебного фильма «Профессия логопед».docx, Анализ художественного фильма «Король говорит»..docx, проект Из истории фильма Дерсу Узала.docx, Анализ фильма с точки зрения психоанализа.docx, Анализ фильма 12.docx, График просмотра телевизора.docx, анализ фильма (2).docx


Эссе по дисциплине __Психологические основы преемственности дошкольного, начального и основного общего образования. _____

На тему _Мои впечатления от просмотра фильма ___

Студентки ИОиСН, профиля __»Педагогическое образование. .Начальное образование __

группы __0471-06__ ФИО ____Киряклиева Милана Эдуардовна___

Преподаватель: ___Лебедева Наталья Викторовна __

Эссе

Посмотрев фильм который называется «дневник мамы первоклассника», я могу сделать для себя некоторые выводы. Нужно сказать, что фильм захватил меня целиком с первого кадра. Я как будто окунулась в жизнь родителей и учеников первого класса. Этот фильм рассказывает о семье, в которой сын становится первоклассником. И жизнь первоклассника Васи показана с 1 сентября до конца этого первого, полного приключений учебного года. Мальчишка, которого сыграл Дима Полунин, за 1 год проживает целую жизнь. В ней есть место дружбе, ненависти одноклассников, первой детской любви. И очень правдоподобные истории, которые были в жизни у каждого ученика, там, в 90-х. Будь то лазание по деревьям, прыгание через ручей, вечный вопрос брать или не брать лыжи на физкультуру, воровство в классе, и спрятанные вещи и еще много всего интересного. Кино доброе, с невероятным чувством юмора, с правдоподобной игрой маленького главного героя и с таким же блестящим актерским составом. Из поведения первой учительницы. Я могу сделать вывод о том что она ведет себя очень профессионально. Она всегда приветлива, улыбается детям. Меня удивило, что она знает всех детей по именам. Из этого можно сделать вывод о том, что скорее всего она вела подготовительную группу, что позволило в будущем детям хорошо адаптироваться в классе и в школе. В фильме затрагивается ситуация разного социального положения и воспитания в семьях. Ребенок из менее благополучной семьи забрал домой игрушки одноклассников. Обстоятельства сложились таким образом, что в воровстве обвинили Васю. Преподаватель , со своей стороны, попыталась разобраться выслушав каждого из учеников. Тем самым, он пришла к выводу, что Вася не виноват, и вещи ребят взял другой мальчик. Дети решили по своему отомстить виновному, спрятав его вещи. Митрохину пришлось идти домой под дождем в одной школьной форме. Отец Васи провел серьезную беседу с сыном и настоял на том, что бы он извинился за свой поступок Придя домой к Митрохину и увидев в каких условиях он живет, Вася понял, что его жизнь сильно отличается от жизни некоторых людей. В этом эпизоде, отец, на своем примере, преподает урок сыну подарив украденную лошадку Митрохину. Мне фильм понравился в нём затрагиваются все трудности новой жизни для ребенка первоклассника и его родителей. Очень жизненные сцены родительского собрания с недовольством учительницы и выступлением родительского комитета. В фильме очень хорошо показано, как родители устают от современной школьной жизни ребенка.

Дневник мамы первоклассника

Маленький Вася (Дима Полунин) первый раз идет в первый класс, а его родители (Светлана Ходченкова и Дмитрий Ендальцев) не находят себе места. Все ли они подготовили? Не опоздают ли они на «линейку»? Что скажет им учительница на родительском собрании? И как пройдет первый школьный год Васи, который, как и большинство маленьких мальчиков, не может долго сидеть на одном месте?

Кадр из фильма «Дневник мамы первоклассника»

Хотя действие картины развивается в России, картина снималась в Одессе, на Одесской киностудии и в школе номер 16

Читая книгу Маши Трауб «Дневник мамы первоклассника», которая в самом деле устроена как собрание дневниковых записей на заявленную тему, быстро замечаешь, что это перспективный материал для ситкома и не слишком подходящий для полнометражного фильма. Каждая из записей «Дневника» – это отдельный маленький анекдотик, и при желании самые интересные из них легко раздуть в 20-минутные серии. Полнометражный фильм же требует другого. Ему нужно последовательное повествование с зачином, развитием действия, кульминацией и концовкой. В «Дневнике» же нет ничего подобного. Как и Вася, книга слишком непоседлива, чтобы быть чем-то вроде романов Роулинг о школьных годах Гарри Поттера.

Кадр из фильма «Дневник мамы первоклассника»

Разумеется, опытная сценаристка Марина Зверева, пишущая для большого и малого экрана с 1970-х годов, могла перекроить «Дневник» в соответствии с законами киноповествования. Но она не стала этого делать, и фильм сохранил и приумножил эпизодическую природу книги. Что, когда его смотришь, доводит до белого каления. Потому что картина раз за разом обрывает историю на самом драматически интересном месте и переходит к следующему, едва связанному с предыдущим фрагменту.

Кадр из фильма «Дневник мамы первоклассника»

Андрей Силкин работал над «Дневником» под руководством Станислава Говорухина. Силкин был вторым режиссером картины Говорухина «Благословите женщину», в которой в 2003 году дебютировала Светлана Ходченкова

Взять, например, сцену, в которой папа и мама Васи доводят себя до исступления, обсуждая, как нужно воспитывать мальчика. Финал фрагмента вполне определенен – герои должны либо примириться, либо развестись. Что дальше? А дальше – скачок во времени, и «Дневник» начинает рассказывать совсем другую историю, мельком замечая, что родители Васи все еще вместе. Что ж, мы рады за них, но что случилось в промежутке? Как они помирились? Как они договорились? Это ведь узнаваемая, реалистичная ситуация для молодой семьи. И, наверно, зрителям, желающим что-то вынести из картины, интересно, как такой конфликт может быть решен. Но фильм ставил многоточие там, где явно должно быть продолжение повествования. А ведь эту историю вполне можно было бы сделать драматическим стержнем ленты: «Выдержит ли счастливая в первых кадрах семья испытание школой? Не развалится ли она, когда станет ясно, что у папы и мамы разные взгляды на жизнь и на воспитание?» Согласитесь, любопытное могло бы выйти кино. Учитывая, что и папа, и мама по-своему правы. Но эта не та картина, которую снял режиссер сериала «Практика» Андрей Силкин.

Кадр из фильма «Дневник мамы первоклассника»

Вместо того чтобы копать вглубь и доводить до логического завершения заявленные в фильме семейные проблемы, «Дневник» лишь обрисовывает ситуации и бежит дальше. Бабушка учит внука играть в карты на деньги. Ну, и? Мама перестала зарабатывать надомной работой, потому что все время проводит с сыном. А что дальше? Бабушка то хочет, то не хочет сидеть с внуком. И где развязка? И так далее. Хотя заглавие вроде бы обещает погружение в семейные трудности, фильм предлагает лишь их перечисление и отказывается идти дальше.

Кадр из фильма «Дневник мамы первоклассника»

Некоторые истории, правда, лента все же рассказывает от начала и до конца. Но это наименее интересные зрителям истории, касающиеся школьной жизни Васи. В самом деле, что для взрослых важнее – как герои решат свои финансовые трудности или выступит ли Вася на школьном концерте (мальчик сперва получает роль, а потом заболевает и не может репетировать со всеми)? Конечно, в фильме для малышей вторая история была бы важнее первой. Но «Дневник» для детей не предназначен, хотя на нем и стоит значок «0+». Это явно кино для взрослых. Которое отказывается рассказывать взрослые истории от начала и до конца. Белое каление, как и было сказано…

Сценарное фиаско «Дневника» тем обиднее, что у фильма все в порядке с актерами. Ходченкова и Ендальцев убедительно изображают интеллигентную пару, маленький Полунин исключительно обаятелен, а на подхвате в картине такие звезды, как Елена Яковлева (бабушка) и Виктор Сухоруков (директор школы). Какое кино можно было бы снять с удачным сценарием! А вместо этого – сплошное разочарование. Хотя и с множеством точно подмеченных деталей из жизни молодых родителей и современной школы.

  • Рецензии

  • /
  • Дневник мамы первоклассника

    2014


К описанию фильма »
  • Добавить рецензию…

  • Все:
    4
  • Положительные:
    3
  • Отрицательные:
    0
  • Процент:87.5%
  • Нейтральные:
    1
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Когда я закончил смотреть фильм, я почувствовал себя обделённым, и не просто так.

Режиссёр более-менее постарался показать нам характеры персонажей, отлично справляется с созданием мини-конфликтов, но… не развивает их. Драматически, заявленный герой должен обладать дугой характера, и, преодолевая препятствия, измениться до неузнаваемости в конце своей роли. Здесь же мы видим будто обрезанный вариант: нам, как зрителям, заявляют персонажей, создают для них конфликтные ситуации(благо тема широкая), наши герои пытаются найти из них выход, находят… иии? И ничего. Катарсиса не случается, высшего момента напряжения в истории просто нет, конфликта в истории нету, нету интриги, нету завязки как и всего вытекающего. Конфликт существует только внутри отдельно взятых сцен, что, несомненно, плюс, но это ни к чему не ведёт! Ради чего тогда всё это было? Решительно не понятно.

Стоит рассказать о плюсах фильма более открыто, чувствуется, что была проведена хорошая работа с актерами (мальчик не в счет) в отдельно взятых сценах, грамотно выстроенные конфликты, имеющие место, до боли знакомые, которым не получится не проникнуться. Ну и шутки в фильме тёплые и забавные.

Главная идея фильма из-за отсутствия драматической структуры тоже, соответственно отсутствует, если конечно, мы не назовем просто постулирование ‘Воспитывать ребёнка-школьника — тРуДнО’ главной идеей.

Данный фильм рекомендуется лишь для тех, кто учится на режиссёра, как материал для исследования и выявления режиссёрских ошибок. Для рядового зрителя, к сожалению, данный фильм не способен принести внутреннего удовлетворения, точнее, способен, но лишь настолько, насколько способен, учитывая все его несомненные плюсы. А могло быть гораздо лучше. Спасибо за внимание.

5 из 10

прямая ссылка
+ комментарийдобавить комментарий

  • Полезная рецензия?
    пожаловаться на спойлер?
  • Да
    / Нет
  • 0 / 0

19 декабря 2022 | 04:56

  • тип рецензии:

К чему призвана система образования? Дать маленькому человечку, только вступающему в мир, знания о том, как этот мир устроен? Удовлетворить интерес к явлениям и их частицам? Развить имеющиеся способности и научить ими пользоваться себе и миру во благо?

«Да, да, да!» — воскликнет любой нормальный человек.

«Нет, нет, нет!» — кричит из всех углов «прогрессивная» Россия.

Живое знание, которое постоянно развивается и меняется, наша система образования превращает в догму, без владения которой ты — никто. Плохой человек, «редиска». «Ручку держим клювиком, клювиком…» А если не клювиком, то двойка вам и вашему детенышу, господа родители, какие бы умные и продвинутые вы не были. Государство лучше знает, как держать ручку.

Живой интерес ребенка к миру наша система способна, скорее, подавить: на это есть целый свод канонов, запретов и правил. Таких, что ребенок будет интересоваться всем, чем угодно, кроме того, что «задают». Хоть в солдатики играть, только не делать ненавистные прописи.

К слову о прописях. Они и родителей способны довести до белого каления, заставить чуть ли не отказаться от всех попыток помочь ребенку в нависшей над ним угрозе под названием «Школа». А так ли уж непогрешим неписанный закон, по которому мама должна заново учиться в первом классе вместе с ребенком (а иногда и во втором, и в третьем, и так до последнего)? Должна забросить себя, супруга и отношения с ним, свою собственную реализацию в этом мире? Должна заново проходить период пеленок и молочных смесей, только теперь уже в сфере разума? Бессонными ночами делать с ребенком, а часто и за него, домашние задания? А потом, дойдя до точки кипения, срывать долго подавляемое раздражение на своем же ребенке, ради которого, собственно, все и затевалось.

У героини Ходченковой такой срыв происходит уже в первый месяц «совместной» учебы. А к концу первой четверти она в истерике и не знает, что, зачем и почему.

Отец Васи совсем другого мнения: с чем семилетний ребенок способен справиться сам, без помощи родителей, без их постоянного нудения и гиперопеки — это и есть тот уровень знаний и умений, который ребенку необходимо постичь. Не более того. Папа всячески поощряет Васю к самостоятельному выбору, самостоятельным решениям. Позволяет развиваться тому дару, который заложен в Васе от рождения, а не навязан модой и принятыми в «стае» правилами.

И может показаться в середине фильма, что мама, с ее принципами воспитания, ну, совсем не права и не жизнеспособна. Но нет, фильм не о том. Важна гармония. И любой конфликт, кризис — всегда — не повод разрушать, а повод выйти на новую ступень взаимоотношений и обрести гармонию. Папа учит дисциплине, мама — дает необходимый баланс свободы (например, разрешает прогулять, когда — ну, очень не хочется идти в школу). Папа мудр и руководствуется здравым смыслом (зачем прыгать через канаву ради убеждений — канава грязная и мокрая, в ней холодно). Но мама вносит романтические нотки — воспитание чести и достоинства. Они дополняют друг друга, и в этом великая мудрость жизни.

Но где же сам ребенок? Послание, переданное зрителю через ребенка, не услышит только глухой. Нет, даже глухой — увидит. Увидит чистые, ясные, не замутненные невротическим восприятием мира детские глаза в ответ на возмущенные, сомневающиеся, негодующие, переживающие взгляды родителей и учителей. Его восприятие мира ещё не поставлено под закон «плохой-хороший». Он не оценивает мир, не разделяет его, а воспринимает целостно, как и положено ребенку. Вот почему часто его ответы вообще выбиваются из понятий, которыми оперируют родители. Он — из другой системы координат. Пока… Ему повезло: родители не успели воспитать из него невротика. Ну, ничего. Все впереди. Постарается школа — с таким-то учителем. В нашем обществе не место психологически здоровым личностям. Ими трудно управлять. Да и как управлять человеком, с помощью каких инструментов, если его самооценка, его внутреннее, субъективное восприятие себя не зависит от внешнего мира? Не зависит от оценочных суждений и от категорий «хорошо-плохо». Если он принят, принят родителями, бабушкой. А потом, предположим, будет принят (не оценен, а именно принят!) — другими значимыми для него людьми — например, учителями в школе. Невозможно будет управлять такой личностью. Нет таких рычагов и механизмов. Кроме любви. А на любви гос. систему не построишь. Вот и силится государственная машина образования привить всем невроз, чтобы с помощью оценок, невротических категорий построить «счастливое жизнеспособное общество». И становится такой невротик послушным винтиком в государстве. Послушно нервничает, когда он (а затем и его ребенок) опаздывает в школу (или на работу). Послушно переживает жуткий раздрай между невротичным желанием вписаться в систему и естественным желанием не изуродовать психику собственного ребенка. И послушно в результате этих бесконечных раздраев, разрывов целостности человеческой личности на постоянные оценки, зарабатывает рак, инфаркт или инсульт, чтобы освободить место под солнцем для других. Других — таких же выгодных Машине страдальцев, которые всю жизнь гоняются за чем-то призрачным, за понятийными сущностями, изобретенными цивилизацией. И упускают из виду главное — простое человеческое счастье.

прямая ссылка
+ комментарийдобавить комментарий

  • Полезная рецензия?
    пожаловаться на спойлер?
  • Да
    / Нет
  • 3 / 9

08 января 2017 | 15:10

  • тип рецензии:

Я смотрела на приключения первоклассника Васи Скворцова и вспоминала себя в первом классе. Совпало у нас почти всё, до мелочей — школа во дворе, рукой подать; дома в детской — коврик на стене с английским алфавитом; гладиолусы, плавающие в ванне в преддверии первого сентября; роль в школьном спектакле, которую отдали другому, пока ты болел; прыжки через канаву с водой и лазание по деревьям; лыжи на физкультуре, которые вечно неясно, надо ли приносить; измерение скорости чтения и проверка на наличие вшей; воровство в классе и спрятанные вещи и многое-многое другое. На меня нахлынула ностальгия, тем более естественная, что фильм снят в традициях 1970-80х годов, несколько напоминая ‘По секрету всему свету’.

Вася растёт и взрослеет, становится умнее, смелее, великодушнее. В этом ему помогают родители и бабушка.

Кстати, для меня дополнительный бонус кинокартины — игра талантливой Елены Яковлевой, воплотившей образ неунывающей юморной бабушки Василия.

Недочёты есть, но мелкие — мама в исполнении Ходченковой получилась слишком невежественной, несообразительной и рассеянной, социальные проблемы (например, материальное неравенство учеников) упомянуты вскользь, по касательной, что можно было бы объяснить ориентацией на аудиторию первоклашек, детей 6-8 лет, но при этом в одном эпизоде фильма заходит речь о супружеских изменах, что странновато для произведения с рейтингом 0+.

Впрочем, не стану придираться. Фильм мне пришёлся по душе. Побольше бы таких.

9 из 10

прямая ссылка
+ комментарийдобавить комментарий

  • Полезная рецензия?
    пожаловаться на спойлер?
  • Да
    / Нет
  • 6 / 4

07 апреля 2016 | 03:31

  • тип рецензии:

Обычная (в хорошем смысле этого слова) история обычной семьи. Очень милая и красивая пара, которая любит своё чадо, сына Васю, и мечтает вырастить из него Человека. Единственный ребёнок в семье, единственный любимчик родителей и бабушки идёт в первый класс. Всё готово, все собраны и волнуются. Не готов один Вася, его никто не предупредил, что школа на 11 лет и каждый день надо делать домашнее задание.

Родители, которые так предвкушали День знаний и новый этап в жизни их ребёнка, тоже оказались не готовы к такому повороту событий. Кто будет провожать Васю, делать с ним уроки или заставлять его делать уроки? Каждая семья сталкивается с этим и не знает, что делать, потому что ни в школе, ни в институте никто нас не учит, самому важному и самому необходимому. Как нужно жить? Что такое жизнь в браке? Жизнь с ребёноком? Чего от этого ждать? Нас к этому не готовят, мы это не проходили! Именно с этим сталкивается несчастная и счастливая семья Скворцовых.

Фильм состоит из четырёх частей (первая, вторая, третья и четвёртая четверть учебного года). К сожалению, эти части мало связаны между собой, поэтому фильм не оставляет достаточно целостного впечатления. Однако, я считаю, что это не сильно влияет на саму идею фильма и не мешает посмотреть в глаза своему будущему, настоящему или прошлому, так как ‘Дневник мамы первокласскника’ — очень реалистичен и хорош.

Стычки с учительницей, её упрёки, сборы в родительский комитет, праздник и детский концерт, несправедливость одноклассников по отношению к Васе, весёлая, добрая и молодящаяся бабушка, сглаживающая конфликты, милые шуточки и трогательные моменты. Всё это правда, наша жизнь. Всё это создаёт атмосферу уютного и семейного кино. Я благодарная за этот фильм, спасибо.

9 из 10

прямая ссылка
+ комментарийдобавить комментарий

  • Полезная рецензия?
    пожаловаться на спойлер?
  • Да
    / Нет
  • 19 / 7

07 января 2015 | 02:55

  • тип рецензии:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра  (Тюменская область)

город Радужный

Научно-исследовательская  работа
на X городскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее»

Сравнительный анализ изменения образа первоклассника в художественных фильмах разных эпох (на примере фильмов «Первоклассница» 1948 г., режиссёр Илья Фрэз, и «Дневник мамы первоклассника» 2014г., режиссёр Андрей Силкин)

Автор:

Абдрахимова Алтынай

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» 3 В класс

Руководитель:

Дыбленко Олеся Викторовна,

учитель начальных классов

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 8»

Радужный, 2020

Оглавление

Введение

3-4

Глава I

Кино как вид искусства

4-5

Глава II

Сравнительный анализ изменения образа первоклассника в художественных фильмах разных эпох (на примере фильмов «Первоклассница» 1948 г., режиссёр Илья Фрэз, и «Дневник мамы первоклассника» 2014г., режиссёр Андрей Силкин)

5-8

Заключение

8

Список литературы

9

Введение

Что делает с человеком хорошее кино? Развлекает? А может быть учит? Хорошее кино делает все это одновременно.[1]

Мел Гибсон

        Два года назад поступление в первый класс было для меня радостным и волнительным событием. Началась новая и увлекательная школьная жизнь. По рассказам взрослых,  учеба в школе, спустя много лет меняется, но каждый год 1 сентября новые первоклассники садятся за парты и «отправляются в страну Знаний». Желание узнать, как относятся первоклассники разных поколений к учёбе и школе, привело к теме исследования «Сравнительный анализ изменения образа первоклассника в художественных фильмах разных эпох (на примере фильмов «Первоклассница» 1948 г., режиссёр Илья Фрэз[2], и «Дневник мамы первоклассника» 2014г., режиссёр Андрей Силкин[3])

          Объект исследования: художественные фильмы «Первоклассница» 1948 г., режиссёр Илья Фрэз, и «Дневник мамы первоклассника» 2014г., режиссёр Андрей Силкин. 

          Предмет исследования: образ первоклассника в художественных фильмах «Первоклассница» 1948 г., режиссёр Илья Фрэз, и «Дневник мамы первоклассника» 2014г., режиссёр Андрей Силкин.                                         

          Гипотеза исследования: отношение к школе и к учебе в целом первоклассников разных эпох различно.

Цель работы: сравнить образы первоклассников в художественных фильмах разных эпох.

Всё это определяет задачи исследования:

  • изучить особенности кино как вида искусства;
  • сравнить сценарии фильмов по одной тематике;
  • проанализировать образы первоклассников;
  • популяризовать художественные фильмы на школьную тематику.

Актуальность исследования заключается в том, что анализ художественных фильмов в силу возрастных особенностей способен повлиять на детскую аудиторию и изменить отношение к школе и к учебе в целом.

         Новизна исследования обусловлена тем, что к сравнительному анализу художественных фильмов «Первоклассница» 1948 г., режиссёр Илья Фрэз, и «Дневник мамы первоклассника» 2014г., режиссёр Андрей Силкин, ранее из исследователей никто не обращался.

Организация и этапы исследования:

  • 2019 год – анализ специальной литературы; просмотр художественных фильмов «Первоклассница» 1948 г., режиссёр Илья Фрэз, и «Дневник мамы первоклассника» 2014г., режиссёр Андрей Силкин;  сравнение образов первоклассников.
  •   2020 год — обобщение результатов исследования; оформление текста научной статьи.

        При проведении данного исследования использовались следующие методы, способствовавшие более глубокому, детальному анализу полученных результатов исследования:

  • изучение справочной литературы;
  • сравнительный анализ образа первоклассника в кино;
  • систематизация собранного материала, его статистическая обработка.

Материалы данного исследования могут быть использованы на классных часах и внеклассных мероприятиях духовно-нравственной направленности.

Глава I. Кино как вид искусства

Кино – один из самых популярных видов искусства.

            Кинематограф – искусство воспроизведения на экране заснятых на светочувствительную пленку движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности. [4]

            Несмотря на другие развлекательные жанры, кино остается самым популярным и массовым видом искусства. Его любят независимо от возраста, культуры и образования. Просмотр хорошего фильма вызывает самые разные чувства: радость, грусть, смех, слёзы, сочувствие, огорчение и т.д. Кино позволяет заглянуть в будущее или переместиться в прошлое. Конечно, оно заставляет задуматься о жизни. И, как хороший учитель, воспитывает, обучает, помогает узнавать новое и неизведанное.

              Так мысль о создании детского кино возникла у передовых русских педагогов еще в дореволюционные годы, но получилось это не сразу. Первыми фильмами для детей стали иностранные картины, например, фильм Ж. Мельеса «Гулливер среди лилипутов». С 1908 года с возникновением русского кинопроизводства в киносеансы для детей стали включать исторические фильмы («Петр Первый») и русские народные сказки («Дедушка Мороз», «Царевна-лягушка»). В период Великой Отечественной войны выпуск детских фильмов сократился, но, несмотря на трудности, появлялись фильмы и сказки и добре и зле, о любви к родной земле. Позже стали появляться детские картины, в которых большое внимание уделялось выдающимся личностям, науке, семье и школе.

              К сожалению, в современном кинематографе немного фильмов, посвящённых жизни младшего школьника.  Но, интерес к фильмам о школе всегда был и остается обоснованным, ведь такие картины позволяют детям увидеть себя со стороны, задуматься об отношении к учебе и школе. В кинематографе такие картины занимают отдельную нишу, к ним зритель никогда не теряет интерес потому, что образ школьника, который раскрывается в детских фильмах, неизменен. Но каждая эпоха накладывает на него свой отпечаток. Желание сравнить образы первоклассников, привело к теме исследования «Сравнительный анализ изменения образа первоклассника в художественных фильмах разных эпох (на примере фильмов «Первоклассница» 1948 г., режиссёр Илья Фрэз, и «Дневник мамы первоклассника» 2014г., режиссёр Андрей Силкин).

Глава II. Сравнительный анализ изменения образа первоклассника в художественных фильмах разных эпох (на примере фильмов «Первоклассница» 1948 г., режиссёр Илья Фрэз, и «Дневник мамы первоклассника» 2014г., режиссёр Андрей Силкин)

               В фильмах «Первоклассница» 1948 г. (режиссёр Илья Фрэз) и «Дневник мамы первоклассника» 2014г. (режиссёр Андрей Силкин) представлены образы первоклассников разных эпох. Обе картины посвящены жизни младших школьников, их поступлению в школу и обучению в первом классе. В фильмах показаны отношения детей с родителями, с одноклассниками и учителями.

               Фильм «Первоклассница» 1948 года рассказывает об упрямой, избалованной, но очень самостоятельной и доброй  девочке Марусе Орловой, которая поступает в первый класс.

               В центре сюжета фильма «Дневник мамы первоклассника» 2014 года мальчик Вася, который также идет в первый класс.

             Перед ними открывается новая жизнь: встреча с первым учителем, общение в коллективе, дружба с одноклассниками, домашнее задание и еще много нового и интересного. И между этими героями художественное время  разницей в 66 лет. Изменилось ли отношение первоклассников разных эпох к школе, к семье, к сверстникам, к учителям? Поиск ответов на эти вопросы заставил меня с особым интересом пересмотреть понравившиеся фрагменты художественных фильмов и сравнить героев.

                Начать сопоставлять образы героев считаем необходимым с отношения их к школе и учебе в целом.

                В фильме «Первоклассница» видим огромное желание Маруси пойти в школу. Девочка даже взяла у мамы документы без спроса и самостоятельно пошла записываться в первый класс. Первого сентября Маруся собралась в школу очень быстро и все торопила маму, чтобы не опоздать.  В первый же день девочка захотела одна вернуться из школы, бабушка и мама ждали ее дома. На учебу первоклассница ходила с удовольствием, с первого дня самостоятельно выполняла домашнее задание. Очень важно было для Маруси показать свои старания учительнице, заслужить похвалу. Когда наступила очередь девочки дежурить в классе, она  пришла в школу раньше всех, привела в порядок доску, класс, следила за порядком, когда стали приходить все ученицы, в общем, очень ответственно выполняла свои обязанности. С таким желанием и старательностью Маруся ходила в школу каждый день.

                 В начале фильма «Дневник мамы первоклассника» появляются родители, мама готовит портфель и школьную форму для Васи, папа переживает, все ли готово, не опоздают ли они на линейку.  Для них очень важен первый день сына в школе. Мальчика поднимают с кровати, ведут умываться, завтракать. Глядя на нашего героя, мы понимаем, что родители больше рады этому празднику. Они провожают Васю в школу и встречают его после первого дня учебы. Вечером первоклассника ждет дома праздничный ужин и торт. Школьная жизнь началась не только для Васи, но и для его родителей, которые каждое утро будят и уговаривают мальчика быстрее собираться в школу, а вечером заставляют делать уроки.

                 Итак, мы видим, что наши герои по-разному воспринимали первый день в школе и отношение к учебе у них различно.

                 Далее нужно остановиться на разном подходе родителей к процессу обучения в школе.

                 Маруся была единственным ребенком в семье и жила с мамой и бабушкой, которые ее очень любили.  Папа подолгу отсутствовал из-за своей работы, он был летчиком.  Первый год обучения девочки он пропустил, но поздравил ученицу с поступлением в первый класс телеграммой. Мама Маруси была доктором и тоже много работала, поэтому девочка была очень самостоятельной. Она сама собиралась в школу, выполняла домашнее задание, старалась быть послушной ученицей. Мама и бабушка первоклассницы занимались ее воспитанием, обсуждали ее отношения с одноклассницами, отвечали на интересующие вопросы, но училась Маруся сама, без их помощи.

                    Вася Скворцов тоже единственный ребенок в семье, у него молодые родители, которые только с поступлением сына в первый класс понимают, сколько проблем и тревог приносит школьная жизнь. И понятно почему, оказалось, что мальчик совсем не готов к школе. У него нет особого желания учиться. Мама старается помочь Васе во всем, она думает, что ее сын еще маленький и ничего не умеет. Но, к сожалению, мама не видит грани между «я помогу» и «сделаю за тебя». За домашнее задание она усаживает своего первоклассника, отрывая от игрушек, или выполняет его сама, пока тот спит. Папа против этого, он хочет, чтобы сын был самостоятельным. Но вместо того, чтобы отстаивать свою точку зрения и прийти к единому принципу воспитания, он часто ругается с мамой. И такие отношения не прибавляют радости в обучении. Еще у Васи была бабушка, она любила своего внука и во многом ее взгляды на воспитание мальчика расходились с родительскими.

Но все же, несмотря на проблемы, все члены семьи за это год научились понимать и поддерживать  друг друга, идти на уступки и достойно справляться с трудностями.

                   Таким образом, видим, семья всегда играет большую роль в жизни ребенка, в его обучении и воспитании.

                   Интересно отметить, что, несмотря на разницу во времени, Маруся и Вася строят свои отношения с одноклассниками также как и мы сегодня: находят друзей, учатся сочувствовать, сопереживать, разрешать конфликты.

                   Но у Маруси явно наблюдаются лидерские качества. В начале фильма она ссорится с подружками, задирает нос, хочет быть во всем главной. Яркий эпизод про дежурство показывает, как гордится Маруся, когда учительница хвалит ее за чистоту и порядок в классе. Но девочке нравится, что ее слушаются остальные ученицы, и она не хочет уступать дежурство на следующий день своей однокласснице. Учительница советует Марусе сделать так, чтобы ее уважали всегда, а не только, когда она дежурная. И на протяжении всей истории мы видим, как меняется характер девочки, она становится дисциплинированной, отзывчивой и послушной ученицей. Маруся учится уступать, помогать своим одноклассницам и находит себе подружек.

              Отношения Васи с одноклассниками складываются также не просто. У него есть друзья Настя и Дима, в школе они всегда вместе. Однажды мальчики поспорили со своим одноклассником, что перепрыгнут через канаву. Им было страшно, но они не отступили, Вася даже прыгнул за своего друга. В эпизоде, когда у детей в классе пропали игрушки, и все обвинили в этом Васю, показывает, как сильно он переживал  несправедливость одноклассников по отношению к себе. В конце фильма, когда мальчик спрятал одежду своего одноклассника Митрохина, чтобы отомстить за воровство игрушек, папа заставил Васю отнести вещи тому домой и извиниться. И тут Вася понял, почему Митрохин  так поступал, извинился и подарил ему свою лошадку. Вася растет и взрослеет, становится великодушнее, умнее и смелее.

               Итак, видим, что новая жизнь в коллективе и общение с одноклассниками, меняют характеры наших героев. Они становятся добрее, смелее, отзывчивее и самостоятельнее.

               Интересно посмотреть на роль учителя в жизни ребенка в рассматриваемых художественных фильмах.

               В фильме 1948 года учительница предстает образцом мудрости и справедливости,  является примером для подражания. В фильме очень четко показаны взаимоотношения учениц и учителя. Анна Ивановна строгий педагог, с детьми у нее складываются деловые и доверительные отношения.

                В фильме 2014 года видим, что учитель вынужден больше общаться с родителями, так как те лишают своих детей самостоятельности и готовы решать их проблемы сами. В картине много эпизодов общения родителей и учителя на собраниях и после уроков. Это не плохо, но все же родители должны понимать, что в школе учатся их дети, а не они.

                И сейчас учитель остается примером и образцом для подражания для многих детей, нужно только давать им больше возможности  проявлять самостоятельность и ответственность.

               Заключение

Сравнительный анализ образов первоклассников  в художественных фильмах разных эпох позволил прийти к следующим выводам:

—  кино – популярный и массовый вид искусства, который воспитывает, обучает, помогает узнавать новое и интересное.

— фильмы о школе позволяют детям увидеть себя со стороны, задуматься об отношении к учебе и школе;

            — первоклассники разных эпох сталкиваются с одними и теми же проблемами, но меняется отношение родителей к учебному процессу.

Таким образом, гипотеза исследования: отношение к школе и к учебе в целом первоклассников разных эпох различно — подтвердилась частично.

Материалы данного исследования могут быть использованы на классных часах и внеклассных мероприятиях духовно-нравственной направленности. 

Следовательно, результаты исследования имеют практическую направленность: дают возможность популяризовать художественные фильмы на школьную тематику и  воспитывают в детях чувства ответственности и самостоятельности, учат их быть добрыми, смелыми и справедливыми.

Список литературы

  1. http://kinoterapia.info/theoretics-cinematherapy/aforizm-kinoterapia/
  1. https://www.kinopoisk.ru/film/42938/#!watch-film/477076fffd1eab29a53d816beb2e3bc5/kp
  1. https://www.youtube.com/watch?v=UlgsyH—UA
  2. Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. — 26-е изд., испр. и доп. — М. : Оникс [и др.], 2009. — 1359 c.

[1] http://kinoterapia.info/theoretics-cinematherapy/aforizm-kinoterapia/

[2] https://www.kinopoisk.ru/film/42938/#!watch-film/477076fffd1eab29a53d816beb2e3bc5/kp

[3] https://www.youtube.com/watch?v=UlgsyH—UA

[4] Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. — 26-е изд., испр. и доп. — М. : Оникс [и др.], 2009. — 1359 c.

Моя рецензия на «дневник мамы первоклассника»

29 ноября 2014 18:11

https://www.youtube.com/watch?v=41m1vs50YbY

События в картине «Дневник мамы первоклассника» разворачиваются в том порядке, в котором они были размещены в дневнике мамы, начиная с первого родительского собрания и заканчивая последним учебным днем первоклассника. В фильме показаны наиболее яркие дни мальчика, его папы и мамы.

Фильм довольно свежий, увидив название заинтересовалась и получила удовольствие, посмотрев на себя со стороны. На дочь (хотя в фильме мальчик). На бабушку — копия моя мама. И поняла, что, все-таки, хорошо, что муж не вмешивается в воспитание дочери и включается только когда его попрошу, находясь со мной на одной линии.

Рекомендую к просмотру и тем, кто пойдет в школу и тем у кого первый класс пройденый этап.

Фильм легкий и довольно веселый.

Сейчас хочу прочитать книгу, по которой снят фильм.

Аннотация очень понравилась:

Пока эта книга готовилась к выходу, мой сын Вася стал второклассником.

Вас все еще беспокоит счет в пределах десятка и каллиграфия в прописях? Тогда отгадайте загадку: «Со звонким мы в нем обитаем, с глухим согласным мы его читаем». Правильный ответ: дом — том. Или еще: напишите названия рыб с мягким знаком на конце из четырех, пяти, шести и семи букв. Мамам-рыболовам и биологам, которые наверняка справятся с этим заданием, предлагаю дополнительное. Даны два слова: «дело» и «безделье». Процитируйте пословицу. Нет, Интернетом пользоваться нельзя. И книгами тоже. Ответ: «Маленькое дело лучше большого безделья». Это проходят дети во втором классе. Говорят, что к третьему классу все родители чувствуют себя клиническими идиотами.

сам фильм

https://www.youtube.com/watch?v=Ec111sc2UAM

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *