Эссе по фильму human

Данный телевизионный проект не имеет сюжета. Его можно снимать в
течение долгих лет. Главный герой фильма – человек. Но не просто
среднестатистический человек, лишенный половых и психологических
признаков, не просто безликий индивид, а личность в полноте и глубине
переживаний.
Камера, мотор! Крупные планы. Такие разные лица. Со всего мира.
Африка и Северная Америка, Казахстан и Иран. Разного цвета кожи. С
широко распахнутыми глазами и узкоглазые. С «растительностью» на лице и
без нее. Кто-то с пирсингом в носу. А чье-то лицо надежно укрыто за
плотной тканью паранджи.
Через всю первую серию фильма проходят лейтмотивом звуки песни и
пейзажи. Горы, скалы, пустыня. Ослепительно белый песок. Тени на песке –
идет караван. Потом пустыня зазеленеет. Шумит восточный базар.
Отражение солнца в воде. Лодка, рассекающая спокойную водную гладь.
Природа контрастна по отношению к людским страстям. Страсти преходящи
– она вечна.
Основная тема первой части фильма – любовь. Всем участникам
предлагается высказаться. Это не интервью, никакого интервьюера в кадре
нет. Это взволнованные монологи.
Один с детства считал, что любовь должна причинять боль, другой
путает любовь с сексом (мол, она мне не жена, а женщина, с которой я живу),
третий вспоминает, как ухаживал за тяжело больной женой в последние годы
ее жизни, и этот уход был ему в радость.
Смогли превозмочь все преграды и быть с любимым и японец,
облучившийся после бомбардировки Хиросимы, и араб, потерявший в
автомобильной катастрофе руки и ноги.
Другая тема, поднимаемая в рассказах людей, — каково быть мужчиной
и каково быть женщиной. Мнения и здесь, конечно, разделяются. Кроме
традиционного типа домохозяйки и верной жены зритель видит и слышит
исповедь лесбиянки, а также женщины, чей муж приходится ей двоюродным

братом. Кто-то изменил пол в стремлении стать женщиной. Кто-то любит
себя таким, как рожден.
Из контекста становится понятно, что некоторые из участников фильма
– заключенные. И их истории, должно быть, самые потрясающие истории.
Мужчина убил жену с ребенком, получил пожизненный срок, но и его
возродила любовь. Слезы сами собой катятся из глаз, на камеру, он не
скрывает и не утирает их. Девушка сделала аборт и попала в тюрьму.
Раскаяния нет – иначе не смогла бы продолжить учебу. У супругов родилось
семеро детей, но муж регулярно избивал жену. Женское долготерпение
хорошо известно, но однажды и ему приходит предел – жена убивает мужа.
Девушка, изнасилованная отчимом в одиннадцатилетнем возрасте,
признается, что сейчас готова убить его.
Ничего не происходит в этом фильме – жизнь продолжается. Она
разворачивает перед нами свою панораму как бы сама собой. Что ей до
человека и его страстей? Мы в этом мире – только гости и прохожие.
Фильм этот можно смотреть и без перевода. Человека выдают даже не
слова, а мимика и выражение глаз. Поэтому приходится и смотреть, и
слушать. Это не всегда просто. Такой фильм требует сопереживания и
вживания.

Необычный мультимедийный проект французского фотожурналиста Яна Артюса-Бертрана представлен, в первую очередь, 188-минутной режиссерской мастер-версией «Человек/Human», которая вышла на полный экран в 2015 году. На платформе YouTube этот документальный фильм размещен в свободном доступе в виде трех полуторачасовых форматов, с субтитрами на шести языках: английском, французском, арабском, русском, испанском, португальском.

«Человек» ‒ участник кинематографического движения, направленного на изменение мира. Если говорить об истоках создания проекта, то его идея созвучна легендарному антиглобалистскому кинотриптиху Г. Реджио «Каци», 1983 – 2002. Опорной точкой для сценарных решений стала кинодрама Т. Малика «Древо жизни», 2010. Творческий замысел окончательно сформировался, когда однажды из-за поломки вертолета Артюс-Бертран застрял где-то в Мали. Местный крестьянин, с которым он провел весь день, поведал много интересного о себе.

Авторская группа проекта «Человек», состоящая из 20-ти участников, в течение 3-х лет побывала в 65-ти государствах во всех уголках нашей планеты. Журналисты взяли более двух тысяч интервью у самых разных людей: фермер и солдат; обитатель мусорной свалки и офисный работник; крестьянин и житель мегаполиса; русский отец, отчаявшийся вылечить больного ребенка, и палестинец, потерявший дочь в результате теракта в арабо-израильском конфликте; мальчик, которого выбросили на улицы Киншасы, потому что считают колдуном, и одинокая ирландка среднего класса, уныло стареющая без биологической семьи; афганские беженцы и неприкасаемые в Индии; женщины-рабыни и израильтянка, спасенная из Варшавского гетто нацистским офицером.

Все расы и народности, все сословия и религии, все возрасты и поколения, все социальные прослойки и психотипы. На 63 языках мира звучат монологи ‒ откровения реальных людей, которые на расположенную в метре от них камеру абсолютно доверительно отвечают на один и тот же набор из сорока вопросов: о мечтах и разочарованиях, о работе и семье, об амбициях и неудачах, о бедствиях и счастье. Зритель не слышит самих вопросов, не знает никаких подробностей о самих участниках интервью (их имен, биографических сведений и стран, откуда они родом), а лишь слушает рассказ человека на родном наречии.

В фильме автор не говорит высокопарных слов о миссии человека, а постигает феномен одного. Гений Яна Артюса-Бертрана питает сила, про которую мы часто забываем ‒ способность изменять мир одним маленьким, крошечным, временами кажущимся незначительным действием. Череда жгучих историй о личных страданиях или более мягких размышлений о повседневных жизненных трудностях завершается таким финалом. Фигура мужчины, стоящего на скалистом уступе Абиссинского нагорья. Когда медленный отлет камеры возвращает пейзажу реальную масштабность, человек полностью исчезает из вида. Но зритель точно знает, что он там стоит. Таким образом фотограф-журналист-режиссер подчеркивает смысл, авторский посыл и основополагающий тезис фильма: «мир – это мы».

Жанр киноленты далек от традиционной документалистики в стиле «говорящих голов». Показательными являются выстроенный монтаж и непосредственность высказываний участников съемок. Например, ошарашивающие слова раскаявшегося убийцы о понимании любви – юного афроамериканца Леонардо заключили в тюрьму пожизненно. Или мудрое размышление про счастье седовласого уругвайца Хосе Мухика – осужденный за партизанщину бывший президент страны провел 10 лет в одиночной камере.

Публицистическая фундаментальность в Human удивительным образом сочетается с туристическим глянцем. Глаза разбегаются от красок и геометрии роскошных земных ландшафтов: зеленые рисовые поля, завораживающие облака, птичий клин в небе, бурлящие воды рек. Их сменяют картины цивилизации: вздымающиеся человеческие волны на европейском футбольном стадионе; бульдозер на гигантской свалке, снятой длиннофокусным объективом, накатывает на зрителя гору мусора; единая масса из сотен людей в спасательных кругах, которые впритык друг к другу качаются на волнах водного аттракциона. Все это резко контрастирует с «личными» крупными планами. Люди, рассказывающие о себе, показаны на черном фоне, без музыкального сопровождения и какой-либо персональной информации с тем, чтобы подчеркнуть то общее, что есть у всех нас.

Human имеет мощную политическую составляющую и яркий социальный окрас. Затронуто множество актуальных и глобальных тем: голод, нищета, насилие, война, политика, религия, вынужденная миграция, проблемы гендерной системы, мораль и безнравственность. Но фильм не дает ответа на вопросы, а их задает. Это делает «прозрачным» его смысл: чтобы каждый из нас увидел и понял, чем на самом деле живет планета.

На премьере фильма в Санкт-Петербурге, которая проходила в рамках фестиваля «Послание к Человеку», Ян Артюс-Бертран сказал, что хочет снять подобный проект в России. Он назвал страну неординарной из-за громадности и необжитости территорий. «У русских ‒ огромное сердце», ‒ считает француз, широко известный как неутомимый борец за общение и понимание среди людей.

January 31 2016, 21:44

Category:

  • Кино
  • Cancel

Несколько лет назад вертолёт французского фотографа и режиссёра экологического фильма «Дом» Яна Артюса-Бертрана, известного своими снимками разных уголков Земли, сделанными с воздуха, потерпел крушение над сельскими районами Мали. И пока шёл ремонт, фотожурналист познакомился с местным фермером и расспросил его о жизни, надеждах и ценностях. Так появилась идея фильма «Человек». А в сентябре 2015 года его увидели несколько тысяч зрителей одновременно на Генеральной ассамблее ООН, Международном Венецианском кинофестивале и на YouTube.

«Человек» — грандиозное документальное многочасовое кинополотно ошеломляющей красоты. В его основу легли две тысячи интервью, взятые у людей разного возраста, пола и расы из 60 стран мира на тему любви, положения женщин, работы и бедности.

Вообще ленту составляют три компонента. Во-первых, это удивительные и потрясающие в своей уникальности и эксклюзивности пейзажи, снятые в излюбленной манере Артюса-Бертрана – с воздуха. Во-вторых, это этническая музыка, мгновенно западающая в душу и создающая некое медитативное настроение всему фильму. И в-третьих, конечно же, люди. Режиссёр сажает их перед камерой и показывает зрителю только их портреты на чёрном фоне. Перед камерой чаще всего оказываются простые люди: крестьяне, фермеры, обычные трудяги и иногда заключённые. Имена и личности этих людей остаются неизвестны зрителю. Ведь важно здесь не то, кто они, а то, как они живут и как воспринимают мир.

«Человек» рассчитан на максимально широкую аудиторию, поэтому не стоит ждать от него глубоких рассуждений типа ницшеанства или философии экзистенциализма. По сути, фильм не ставит никаких вопросов перед зрителем, не делает никаких выводов и не пытается в чём-то убедить или открыть глаза на мир. Он являет собой огромную палитру взглядов и мнений, словно красками рисуя ими портрет Человека как представителя биологического вида Homo sapiens.

Оригинал у меня тут.

эссе по научно-документальному фильму Человек


2 страницы


0 источников


Добавлена 22.06.2021

Фрагмент для ознакомления 1

Фрагмент для ознакомления 2

Эссе по фильму «Человек»
Фильм посвящен развитию человека в период от зачатия до рождения. Мы узнаем, как мала вероятность для каждой клетки развиться в человека – при зачатии существует множество преград, до 10 часов движения необходимо, чтобы добраться до яйцеклетки.
Повествование раскрывает возможности стволовых клеток, которые способны стать любой частью тела и сформировать любую ткань.
Следует отметить спорные утверждения: безусловно, генетика определяет предрасположенность к заболеваниям, но сложно однозначно утверждать, что она определяет характер, потому что он детерминирован социальным окружением и воспитанием.
Интересными оказались сведения о том, что плацента не только защищает ребенка механически и от поступающих из крови веществ, но и провоцирует выброс целой системы гормонов, которые управляют беременностью и останавливают выр

Показать больше

Фрагмент для ознакомления 3

Рубрики : Культура, Шоу-рум


Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными, сделав любое пожертвование или купив что-то из нашего литературного мерча.


Совсем недавно в ограниченный прокат вышел новый документальный фильм «HUMAN» французского режиссера и журналиста Яна Артюса-Бертрана. Мы познакомились с этим шедевром и можем с уверенностью сказать: пожалуй, это лучшее высказывание о человеке, созданное в наше время. Моноклер размещает эти истории на своих страницах и предлагает посмотреть их, чтобы заглянуть внутрь себя.

Благодаря тысячам интервью я понял одну истину: намного легче добиться профессионального успеха, чем состояться как человек. Мы все должны задаваться не только вопросом: «Чего я достиг в своей карьере?» Нужно каждый день спрашивать себя: «Какой я человек?»

Фильм Яна Артюса-Бертрана «Human» — это гигантское четырёхчасовое полотно, 3 тома реальных историй 2000 мужчин и женщин из 60 стран и сотни разных эмоций – счастливый смех во время разговора о разводе («я знаю, мне не стоило сейчас смеяться, но я так свободна»), королевская надменность, перед которой так и хочется преклонить колени, на лице работницы мусорной свалки в Мбебесе («Для некоторых я работаю в грязи, но я, Аида, хочу им сказать, что эту грязь я не отвергаю. Потому что я в ней работаю. У меня другой взгляд на это»), вызов и кокетство молодой мусульманки в разговоре о религиозности («Я жду, когда кто-нибудь религиозный запретит мне так себя вести»).

В ковчеге Артюса-Бертрана нашлось место всем – Марие-Терезе, темнокожей монахине из Конго, Марие, фермеру без земли из Бразилии, Пан Ги Муну, госсекретарю ООН, Биллу Гейтсу, Селли, беженке из Сирии, Воиншет из Эфиопии из семьи с двадцатью детьми, уругвайскому зеку – молодые, старые, печальные, светлые, смуглые и белокожие, все они говорят о себе, но как будто и о нас с вами.

Лица, лица, лица – все разные, но невероятно красивые, и такие близкие-родные, что хочется рассмотреть каждую черту, уловить любое изменение настроения, впитать все повествование, будто мы не виделись так долго и встреча была такой желанной. «Это кино о вас и о том, что только любовь спасет мир», — сказал в своем видеообращении Ян Артюс-Бертран. И правда — «HUMAN» — это история о нас самих, человеческом целом, которое когда-то распалось на миллиарды песчинок.

Этот фильм может вас изменить, может глубоко изменить вас и вашу жизнь. Моя роль в фильме очень скромная, главные герои – это те, кто говорят. Основной принцип фильма – это то, что все люди, которые в нем говорят – это говорим мы с вами. В фильме нет никаких комментариев. Почему после столетий философских рассуждений мы продолжаем убивать друг друга?Как выйти из замкнутого круга ненависти? Почему люди оставляют свои семьи и близких и уезжают в другие страны, эмигрируют? В чём смысл жизни? Почему в Индии, например, есть 160 миллионов людей, которых называют неприкасаемыми, они не имеют никаких прав. Почему гомосексуализм запрещен в 160 странах, и в 20 из них за это можно лишиться жизни? Мой фильм – это один большой вопрос, на который нет ответа. Возможно ли понять бедных, если ты не жил в бедности? Можно ли понять то, что пережили люди, которые были на войне? Даже не смотря на то, что я против армии, иногда, когда я слышу, что люди, убивавшие ранее, продолжают испытывать желание убивать, я думаю, что мне стоило бы пережить это, чтобы понять. Поэтому я и сделал этот фильм. Чтобы каждый из нас мог встать на место другого»

Отдельный герой фильма, который появляется в самых острых и напряженных моментах – Планета. Фильм наполняет медитативное созерцание пейзажей, которые режиссер снимал, пролета над землёй на воздушном шаре (!): ледяные озера, медленный и величественный караван, который торжественно плывет по пустыне, розовые фламинго над озером в Конго, волны, с захлестом бушующие над островом. Мгновение, чтобы перевести дух, а потом снова внимать голосу Человека.

Увидеть «HUMAN» Яна Артюс-Бертрана — чтобы увидеть себя.

HUMAN VOL.1: Любовь, женщины, труд и бедность

HUMAN VOL.2: Войны, прощение, гомосексуализм, семья и жизнь после смерти

HUMAN VOL.3: Счастье, образование, инвалидность, иммиграция, коррупция и смысл жизни

Источник: Humanфильм/Youtube.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *