Эссе по фильму класс коррекции 2014

Каримова Айгуль Фанильевна, гр.29ППО-3/1

Эссе по фильму «Класс коррекции»

Казалось бы, осеннее первосентябрьское утро, суета, радость и волнение после длительных каникул и школьники спешат на линейку в честь дня знаний. Но, первое с чем мы сталкиваемся в начале фильма это несправедливость со стороны школьной администрации и отсутствие торжественной линейки для учащихся в классе коррекционного образования. Как оказалось, что у коррекционного класса занятия уже давно начались и вовсю идут уроки. Сразу чувствуется грань и установка «коррекционщики» — мусор, которые не достойны, жить полноценной жизнью и быть наравне со всеми учениками школы.

Кроме того, для класса коррекции выделяют в помещении школы собственное крыло, изолированное от остальной школы железными решетками, это говорит о том, что неосознанно сами же взрослые в лице администрации и педагогов сделали этих детей «изгоями» отгородив их

для того «чтобы меньше на глазах маячили» уже заставило задуматься над отношением школы к особенным детям.

В такую школу попала главная героиня Лена Чехова, которую мать привела в школу после шестилетнего домашнего обучения, способную передвигаться только на коляске. У неё миопатия – неизлечимое нервно-мышечное заболевание, девочка до этого проводила время в обществе компьютера и кота. Однако девочка настроена, сдать ЕГЭ и получить аттестат, как и все её ровесники. Сильный характер и поступки Лены не заслуживают такого отношения к девочке – с самого первого дня в коррекционной школе она становится флагманом для одноклассников, пытается помочь им поставить себе целью пройти пресловутую комиссию, чтобы стать полноценными членами общества, а не «клеить коробочки» весь остаток жизни. Класс сразу принимает Лену, несмотря на то, что она новичок. За нее заступаются, парни спорят за то, кто по утрам будет везти ее коляску в школу. Но, в ходе событий понятно, что это не вовсе доброта, а корпоративная солидарность необходимая для выживания в мире презрения. Доброта сама по себе у них атрофировалась. Любовь Лены и Антона натыкается на стену ревности со стороны одноклассников (как это часто бывает, в Лену влюбляются сразу все). Но только что готовый в бой за любимую, вдруг исчезает из фильма, словно и его, в конце концов, съело равнодушие, — заставляет думать о той же непрочности чувств и связей в мире всеобщей ощетиненности. Также скрытой метафорой в фильме являются, проносящиеся мимо поезда, подчеркивающие неустроенность героев, их отстраненность от остального мира. Дети ищут для себя новый способ существования и находят его на окраине спальных районов, ложась на железнодорожные пути, прямо под проходящий поезд. 

Фильм не про инвалидов, это фильм о других, про тех, кто не может оставаться в обществе, про тех, кто изгнан или сам ушел. Внешняя неполноценность персонажей тут выглядит как интересный штрих, яркая деталь, но никак не влияет на сюжет. Во время просмотра меня меньше всего интересовало то, чем же больны все эти дети, потому что в первую очередь я видела в них сообщество отверженных, неважно по какому признаку.

В фильме «Класс коррекции» потрясающие взрослые, учителя, родители, врачи. Мне очень понравилось, как показали учителей: бесконечно усталых, в разной степени обозленных людей, у которых на запястьях звенят такие же рабские кандалы системы образования. Директор с именем Тереза Павловна, слова из ее уст звучат как установки: «Не люби школу! Здесь тебя не любят!», своими поступками показывает непрофессионализм, авторитаризм, хамство и бестактность. Классная руководительница не помогает, а скорее мешает Лене освоиться в школе, уборщица ругается из-за коляски, колёса которой оставляют на линолеуме чёрные полосы, и абсурдно требует завести сменную коляску или надеть на колёса чехлы. Все говорит о том, что нет особой разницы, ты учитель, ты ученик, ты уборщица. Ты уже несёшь эту заразу в себе, чтобы инфицировать другого. Фильм не про людей с ограниченными возможностями, а про душевных инвалидов. Которые всеми силами, поведением, словами показывают свою агрессию, цинизм и жестокость по отношению к главной героине.

В конечном эпизоде фильма прозвучала такая фраза из уст матери Лены: «Где-наш-то коридор с Леночкой? Где? В каком месте?». Фразу можно воспринять метафорически, от того что ее ребенок не такой как все, они не достойны ходить по этой земле, коридору школы рядом с «нормальными» людьми. Тогда где им найти «Свой коридор?». Картина оставляет много открытых вопросов для размышления, но точно видно, что современное общество не готово принять «других» людей, это комплексная проблема и решать её должен каждый из нас, работая над собой и правильно воспитывая новое поколение.

Казалось бы, любимый Антон предал, перестал замечать, одноклассники поиздевались, изнасиловали, комиссия не позволила перейти в обычный класс, не остаётся никакой надежды – и тут происходит чудо. Лена Чехова встаёт с инвалидной коляски и идёт по ненавистному школьному коридору. Проскальзывает метафора, победа индивидуальности в противостоянии жестокому миру.

год 2014
страна Россия
режиссер Иван И. Твердовский
сценарий Дмитрий Ланчихин, Мария Бородянская, Иван И.Твердовский
продюсер Наталья Мокрицкая, Ульяна Савельева, Мила Розанова, …
оператор Федор Стручев
художник Ренат Гонибов, Анна Чистова
В главных ролях: Мария Поезжаева, Никита Кукушкин, Филипп Авдеев, Ольга Лапшина, Наталья Павленкова, Юлия Серина, Артем Маркарьян, Мария Урядова, Наталья Домерецкая, Елена Нестерова.
премьера (мир) 9 июля 2014
премьера (РФ) 25 сентября 2014
релиз на DVD 28 октября 2014, «CD Land»
время 85 мин. / 01:25

Фильм «Класс коррекции». Что стоит за жестокой реальностью?

Основываясь на сюжете книги школьного психолога Екатерины Мурашовой, режиссер показывает зрителям непростую историю ребят, которых судьба объединила в один класс коррекционного обучения. Ребята с разными отклонениями, такими как эпилепсия, дефекты речи, последствия родовых травм и перенесенного в детстве менингита, стараются окончить школу, пройти важную для каждого из них комиссию и получить проездной билет во взрослую нормальную жизнь.


5
3634
23 Апреля 2017 в 07:14

«Класс коррекции» – фильм Ивана Твердовского, вышедший на экраны в 2014 году, многие критики называют артхаусным кино. Мнения разделяются: отнести картину к «чернухе» или к выдающейся дебютантской работе, за которую автор получил награду на «Кинотавре». Молодой режиссер в своей работе старается пройти по тонкой грани между художественным и документальным фильмом. Он хочет показать злободневные темы как бы со стороны непосредственного наблюдателя-участника, иногда в почти любительской съемке. Что именно удалось автору, каждый зритель решит для себя сам.

Мы же посмотрим на эту социальную драму, используя системное мышление, и попытаемся понять истинные мотивы поведения героев, их желания, их мысли, их мечты. Все секреты нам раскрывает Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Все начинается со школьного звонка

Основываясь на сюжете книги школьного психолога Екатерины Мурашовой, режиссер показывает зрителям непростую историю ребят, которых судьба объединила в один класс коррекционного обучения. Ребята с разными отклонениями, такими как эпилепсия, дефекты речи, последствия родовых травм и перенесенного в детстве менингита, стараются окончить школу, пройти важную для каждого из них комиссию и получить проездной билет во взрослую нормальную жизнь.

Чрезмерная строгость и даже жестокость со стороны педагогов к коррекционному классу, конечно, бросается в глаза. Директор школы отличается слишком требовательным, придирчивым отношением к ребятам, к их проблемам. Уровень учительского сочувствия, который логически должен расти в работе с нестандартными детьми, здесь практически иссякает. Отчеты, формальности, снятие с себя ответственности – вот то, что движет большей частью учителей в этой школе. Ученики класса коррекции даже не участвуют в праздничной линейке 1 сентября. В отдельном крыле здания, с отдельным коридором проходит вся школьная жизнь коррекционного класса. А после уроков они всей компанией бегут на «железку», где ради веселья ложатся под проезжающие поезда.

У нас в классе новенькая

Картина начинается с приходом в класс коррекции новенькой девочки, Лены Чеховой. Заболев и став инвалидом примерно в возрасте десяти лет, Лена провела шесть лет на домашнем обучении. А теперь в период ремиссии у нее появилась возможность снова учиться в школе, сдать экзамены и получить надежду на поступление в вуз.

Фильм «Класс коррекции»

1 сентября мама Лены везет дочь до школы в инвалидной коляске. На железнодорожном переезде они становятся свидетелями трагедии – мальчик, который учился в том же классе коррекции, что и Лена, попал под поезд и погиб. Этот эпизод с самого начала настраивает зрителя на тревожный лад.

Милая, нежная и красивая Леночка с кожно-зрительной связкой векторов сразу привлекает внимание всех одноклассников. С первого же дня она бессознательно объединяет вокруг себя, как кажется, добрых и вполне сочувствующих ребят, которые по очереди провожают ее со школы и помогают ей добраться до дома.

Проведя долгие годы на домашнем обучении, Лена искренне радуется новым друзьям. Будучи гораздо более развитой по сравнению со своими одноклассниками, она несет частичку культуры в класс коррекции. Через сочувствие к погибшему однокласснику, через страх за мальчишек, ложащихся под поезд, Лена реализует свойства зрительного вектора. Лена ведет себя согласно своей природной роли. Она несет в общество любовь, красоту, нежность, сочувствие.

Однако менее развитые одноклассники не могут ответить полной взаимностью на искренние чувства Лены. Цинично издеваясь над фотографией погибшего одноклассника и намазывая его изображение кашей, они абсолютно не чувствуют никакой утраты и соболезнования. «Вы ведете себя как звери, как уроды», – пытается пробудить в них сочувствие Лена.

Ей удается очень быстро создать эмоциональную связь с ребятами и стать сначала предметом обожания, а позднее и козлом отпущения для своих одноклассников. К сожалению, это тоже закономерность: во все времена кожно-зрительная женщина вызывала зависть и раздражение у своих соплеменниц тем, что привлекала всех мужчин. Такие же чувства вызывает Лена и у девочек-одноклассниц, которые в конце концов подталкивают мальчиков к страшному финалу.

Главное в жизни – любовь

Но пока мы наблюдаем зарождающуюся любовь между Леной и ее одноклассником Антоном. Выпускной класс – самое подходящее время для первого серьезного чувства. В этот период связь между детьми и их родителями ослабевает. Природа готовит ребят к взрослой жизни, чтобы в дальнейшем они смогли построить новую связь и создать свою семью. А пока проходит репетиция через испытание первой любовью.

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, самые яркие чувства вспыхивают между двумя людьми со зрительным вектором. Жить чувствами для них так же необходимо, как есть и дышать. Так, кожно-зрительная Лена с первого взгляда влюбляется в обаятельного анально-зрительного Антона. Не сумев противостоять сумасшедшему запаху кожно-зрительной красавицы, Антон без стеснения целует Лену на глазах у одноклассников. Повинуясь бессознательному желанию накормить свою девушку, Антон собирает в столовой нетронутые конфеты и печенье и угощает Лену. Он заступается за Лену перед директором школы, выплескивая стакан воды в лицо женщине, когда та обзывает девочку.

В другой день Антон убегает от полиции с девушкой на руках. Своим поведением и заботой он дает Лене ощущение безопасности и защищенности, за которое она искренне желает отдать свою любовь и саму себя. Надев мамины чулки, она просит Антона смазать ей кремом ноги в школьном туалете. Но внезапно зашедшая уборщица обвиняет ребят в сексуальной связи и докладывает об этом директору школы.

«Класс коррекции»

Мама лучше знает

В фильме мы видим двух мам с анальным вектором. Мама Лены – добрая анально-зрительная женщина, лучшая мама на свете. Она все делает ради дочери, достойно вынося все сложности ухода за дочерью-инвалидом. На новость о связи Лены с Антоном она реагирует спокойно, объясняя это первой любовью. Несмотря на то что она мать-одиночка, она не несет в себе месть и обиду за то, что муж оставил их, узнав о болезни дочери. Она терпеливо тянет лямку, стараясь дать своей дочери все, что в ее силах.

Мама Антона – неразвитая кожно-анальная женщина, которая яростно набрасывается на Антона и Лену, когда застает их дома в раздетом виде. Не в силах сдержать свою злость, она набрасывается с кулаками и на мать Лены прямо в кабинете директора, когда их вызывают в школу обсудить любовную историю их детей. Для нее это – позор. Более того, столь ранние отношения, да еще с девочкой-инвалидом, не входят в планы мамы Антона. Она оплачивает сыну репетиторов, чтобы он смог сдать экзамены и затем поступить в нормальный вуз.

Под натиском матери и под влиянием оговора и травли девочки одноклассниками Антон даже не смотрит в сторону Лены в день комиссии, когда она вся в синяках, униженная и оскорбленная, приходит в школу. И эти синяки совсем не от падений, как предположили члены комиссии.

Ненависть объединяет

Несколькими днями раньше из подъезда исчезает инвалидная коляска девочки. Влюбленный в Лену одноклассник Миша в порыве мести разбивает и сжигает коляску.

Его анальный вектор не развит и потому несет в себе склонность к насилию, желание причинять боль. Девушка, которая отказала ему, становится в его глазах ш…хой, с которой можно сделать все что угодно, над которой можно надругаться. Тем более что весь класс уверен, что Лена и Антон уже давно стали любовниками.

Всеобщая зависть к красивой и милой, хоть и неходячей девочке, выросла в огромную неприязнь почти всего класса к Лене. Придумав план и обманом заманив Лену на «железку», ребята жестоко избивают девочку и пытаются изнасиловать ее. Понимая, что она еще девственница, и сняв напряжение всеобщим надругательством над бедной калекой, они убегают. На этот момент в фильме, несомненно, тяжело смотреть. Предательство, унижение, оскорбление, боль – вот, что получает Лена взамен ее искренней любви и дружбы.

Социальная драма

Получив отрицательный ответ от комиссии, Лене предлагают вернуться к домашнему обучению, а значит, вместо аттестата получить лишь справку о среднем образовании и всю жизнь «клеить коробочки и собирать выключатели».

В отчаянии мать Лены идет по школе в слезах, понимая, что все их старания оказались тщетны. А тут еще эта уборщица с анальным вектором, срывающая на ней свое зло из-за того, что она прошла по только что вымытому полу. Тогда мать девочки берет тряпку и начинает сама мыть пол, плача и причитая, что весь пол стал грязный именно от их инвалидной коляски.

Несмотря на всю тяжесть произошедшего, конец картины можно назвать даже позитивным и внушающим надежду на лучшее будущее для Лены. Режиссер показывает девочку, уверенно идущую своими ногами. Стрессовая ситуация сработала как лекарство от психосоматического заболевания, и хочется верить, что коляска ей больше не пригодится.

Социальная драма «Класс коррекции»

Можно предположить, что главная идея автора картины заключалась в том, чтобы обратить внимание на проблемы школьного воспитания, на отношения между здоровыми и не совсем здоровыми людьми, на предельно низкий уровень сочувствия в обществе и одновременно зашкаливающую неприязнь друг к другу. Почему инвалиды не признаются в обществе полноправными людьми? Почему над ними издеваются и вместо помощи выплескивают на них презрение и ненависть. Что мы видим? Жестокую молодежь, извращенцев, не толерантное общество?

Высокий уровень напряжения в обществе системно-векторная психология Юрий Бурлана объясняет тем, что все мы живем своей индивидуальной жизнью, ощущая и осознавая только себя, не понимая желаний и особенностей других людей. Мы и себя-то не понимаем в полной мере, это ведет к ошибочной реализации, к тому, что большая часть людей просто потеряна или занимается нелюбимым делом. Не испытывая удовольствия от жизни, а зачастую уходя в глубокие фрустрации и депрессии, люди пытаются добрать удовольствия за счет друг друга, выплескивают свои плохие состояния на других, чтобы хоть как-то снять напряжение.

Подростки – не исключение. Они – лишь калька того, что происходит в обществе. Видя жестокое отношение к себе, не получая правильного воспитания в соответствии со своими природными задатками, они не развивают свои качества, не нарабатывают культурный слой, который делает из нас людей. Это значит, что они вырастают неспособными испытывать сочувствие и сострадание к другим людям, не ощущают ценности чужой жизни, ведь именно в этом и заключается предназначение культуры.

Об этом фильм «Класс коррекции». О культуре, об обществе, о нас. И о нашем будущем. Ведь вчерашние старшеклассники уже выходят в самостоятельную жизнь и начинают создавать наше общее завтра. Каким оно будет? Жестоким или милосердным? Неприязненным или сочувствующим? Зависит от каждого из нас уже сегодня.

Автор публикации:
Наталья Телешева, учитель иностранных языков


Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Аюченко А.Е.

1 курс, 2652д группа

Эссе по фильму «Класс коррекции»

Фильм был снят в 2014 году, частично основанный на реальных событиях. Этот год был очень тяжелый для всех инвалидов. Были люди, которые пропагандировали идею «Мир без инвалидов». Интернет просто охватывали любительские видео об издевательствах, насилии именно подростков и об «школьных разборках». Собственно эти проблемы зачастую в этом фильме показаны. Фильм помогает раскрыть всю гамму чувств и отношений общества к инвалидам. Режиссер накалил до предела конфликт черствости и безразличия общества к теме инвалидности и людей, «особенных», которые как — то отличаются от остальной серой массы «нормальных». Но вот вопрос: кто же из нас нормальнее: инвалид с душой открытою или культурно и духовно не развитый, с чувством собственного превосходства и черствости остальной народ? «Уродов» в обществе хватает, но когда тебя предают такие же, как и сам, от кого не ожидаешь подвоха и такой подлости, то просто опускаются руки. Инвалид уже изначально обездоленный и слабо защищенный человек, а общественное осуждение и презрение вбивает человека на самое дно жизни. Не понимают педагоги, которые должны изначально быть примером в воспитании детей, не понимают и осуждают прохожие, унижает государство, которое выплачивает мизерные пенсии инвалидам, на которые невозможно прожить, осуждают родители таких же инвалидов, не уважают, унижают и предают «друзья». Весь мир против тебя, чтобы ты мог в полной мере почувствовать себя ничтожеством. И, если ты, не дай бог забыл о своей доле и нелегкой судьбе, то тебе всегда напомнят «доброжелатели». А по сути это точно такие же люди, как и мы, только возможности у них ограничены, но чувства любви, желание быть любимым, понятым, и принятым от этого не становятся меньше. Каждый человек хочет и достоин, быть счастливым — это главный посыл, который автор сюжета запускает в мир. Хочется от имени таких побитых и обездоленных людей просто кричать: «Любите меня!» Зачастую понимать инвалидов и интересоваться их проблемами народ начинается тогда, когда кто-то из близких или сам оказывается в подобной ситуации.

Я считаю, что это очень достойная работа, которая не оставит равнодушным никого, кто еще не очерствел сердцем и душой, хотя сюжет в общем-то и предсказуем и где-то переигран, но оно и к лучшему. Давно надо было поднять эту проблему, чтобы общество задумалось, переосмыслило свою «нормальность» и принялось делать что-то для инвалидов.

Основные вопросы:


  1. Взрослые в фильме, — какие они?

Я считаю, что взрослые в этом фильме жестокие, не желающие понять героиню и всех «особенных» детей, которым нужна их помощь. Каждый из взрослых думал только о себе. И это самая главная ошибка. Ведь для ребенка взрослый является примером во всех случаях в жизни. Как ты относишься к человеку, так и к тебе относятся. И сейчас в нашем обществе, если человек отвечает добром на зло, то он уже считается «особенным». Чтобы изменить мир надо начать с себя.


  1. Почему школа в фильме не приняла главную героиню?

Школа в фильме не была оснащена всем необходимым для детей с ОВЗ. Не были сделаны пандусы, которые бы отвечали всем требованиям, стандартам. Также не были готовы морально и профессионально педагоги.

В настоящее время очень мало школ, которые были бы готовы к таким детям.


  1. Дети такие разные — почему?

Каждый ребенок индивидуален, у каждого есть свои проблемы.

Представление о мире, нормах, об обществе — вся важная информация представлена ребенку в большей степени от родителей.

Отношение родителей к детям с ОВЗ передается их ребенку. Родители должны воспитывать в своем ребенке доброжелательное отношение к таким детям. В первую очередь родители должны начать с себя. Дети с ОВЗ точно такие же, как и остальные , только возможности у них ограничены, но чувства любви, желание быть любимым, понятым, и принятым от этого не становятся меньше. Каждый человек хочет и достоин, быть счастливым — это главный посыл, который автор фильма запускает в мир.


  1. Какой должна быть школа для особенных?

Школа должна быть оснащена специальным оборудованием для «особенных» детей.

Школьное оборудование для детей-инвалидов – необходимая составляющая инклюзивного образования, открывающая детям с ограниченными возможностями путь к обучению вместе со своими сверстниками.

Вход в школу. Для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата у входа в школу необходимо установить пандус. А также для пандусов необходимым атрибутом является ограждающий бортик. Он предупреждает соскальзывание коляски. Двери должны открываться в противоположную сторону от пандуса, иначе ребенок на коляске может скатиться вниз. Вход в школу рекомендуется оборудовать звонком для предупреждения охраны.

Внутреннее пространство школы. Коридоры по всему периметру школы необходимо оснастить поручнями. Для того чтобы человек на коляске смог подняться на верхние этажи, в школьном здании должен быть предусмотрен хотя бы один лифт (возможно, понадобится ограничить доступ в него остальных учащихся), а также подъемники на лестницах. Если в школе есть телефон-автомат, его надо повесить на более низкую высоту, чтобы ребенок, на инвалидной коляске смог им воспользоваться.

Школьная раздевалка. Детям-инвалидам нужно выделить зону в стороне от проходов и оборудовать ее поручнями, скамьями, полками и крючками для сумок и одежды и т.д. Также можно для этих целей выделить отдельную небольшую комнату.

Школьная столовая. В столовой следует предусмотреть непроходную зону для учащихся-инвалидов. Желательно, чтобы эти столы находились в непосредственной близости от буфетной стойки в столовой. В то же время нежелательно детей-инвалидов сажать в столовой отдельно от остальных одноклассников.

Школьный туалет. В школьных туалетах надо предусмотреть одну специализированную туалетную кабинку для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе и инвалидов-колясочников). Кабина должна быть оборудована поручнями, штангами, подвесными трапециями и т.д. Все эти элементы должны быть прочно закреплены. Не менее одной раковины в туалете следует предусмотреть на высоте 80 см от пола. Нижний край зеркала и электрического прибора для сушки рук, полотенце и туалетная бумага располагаются на такой высоте.

Классные кабинеты. В учебных классах ребенку-инвалиду необходимо дополнительное пространство для свободного перемещения.


  1. В фильме меня больше всего потрясло отношение взрослых к детям с ОВЗ, а также зверское отношение детей друг к другу. Не уважение и предательство «друзей».

  2. В какой эпизод фильма хочется вмешаться.

Мне хотелось вмешаться во все острые моменты в фильме. Хотелось обнять и помочь героине и ее семье.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Класс коррекции

Потерявшая в результате болезни способность нормально двигаться Лена становится ученицей класса коррекции ближайшей школы. Ей непросто со своей неповоротливой коляской в новых условиях, но она очень скоро находит общий язык с одноклассниками и даже испытывает новое необыкновенное чувство влюбленности в Антона. Коррекционный класс постоянно находится под контролем педагогов, но по большому счету никто не желает тянуть такую нагрузку на себе, и класс заметно отстает от сверстников. Лена убеждает новых друзей в том, что учеба нужна им больше, чем учителям, хотя сама при этом оказывается предана и унижена.

Иван Твердовский за основу сценария взял одноименную книгу Екатерины Мурашовой, но в процессе подготовки полностью изменил и стиль, и жанр, и действие сюжета исходного произведения

Когда-то советское кино славилось своими необыкновенно сильными, пронзительными фильмами о школе, об умудренных опытом учителях и новом поколении, открывающем мир взрослых. На «Доживем до понедельника», «Большой перемене», «Розыгрыше», «Чучеле», «Дорогой Елене Сергеевне» вырастали поколения за поколениями, выпускались классы за классами, юные зрители узнавали себя в мальчишках и девчонках за партами, взрослые проникались проблемами отцов и детей. Вместе с перестройкой российского кино школьная тематика вымылась из числа прибыльных, обсуждаемых, популярных тем в кинематографе. Но актуальности не потеряла. И, наверное, это символично, что новые фильмы о школе снимает новое поколение режиссеров. Это правильно, это новое рождение, это новая надежда.

На 25-м открытом кинофестивале «Кинотавр» фильм был награжден призом за лучший дебют, а также получил главную награду от жюри кинопрокатчиков

«Класс коррекции» Иван Твердовский спешат отнести к разряду артхаусных картин, тех, которых обычно зрители стараются избегать, опасаясь погружения в мрачный мир авторов очередного фестивального шедевра. «Класс», безусловно, тоже не леденец на палочке, но, при всей мрачности тематики и происходящего на экране, он далек от полного погружения в тлен и безысходность. Большую часть картины зритель смотрит с болью, со страхом, с переживанием, но и с надеждой. Со светлым чувством, с ощущением какой-то высшей справедливости, пусть и выражающейся в том, что мальчишки и девчонки с физическими пороками тоже бывают по-своему счастливы. Эти моменты эйфории постоянно прерываются очередной волной проблем, скандалов, конфликтов, но ожидание хеппи-энда остается – ну просто не должна сложиться иначе история с такими яркими персонажами, с такой текстурой событий, с таким нервом и страстью. Не должна, но складывается, увы.

Твердовский продемонстрировал зрителю такой мир, который обычно мы стараемся не замечать: отводим глаза на улице, не обращаем внимания на проблемы лиц с ограниченными возможностями, не вникаем в их простые повседневные проблемы. Режиссер даже гиперболизирует этот неосознанный бойкот – его герои учатся в отдельном крыле школы, огороженном решеткой, они изгои в школьном дворе, от них шарахаются учителя и родители. Фильм вообще наполнен символами, такими, например, как проносящиеся мимо поезда, подчеркивающие неустроенность героев, их дистанцированность от остального мира. Но и чувства учеников «Класса коррекции» от этого становятся еще ярче – любовь, ненависть, глупость, предательство, ярость и страх показаны оголенными нервами. Инвалиды сколь беззащитны перед внешним миром, столь и ранимы в мире внутреннем.

Фантастическую по глубине работу продемонстрировали ведущие актеры картины, которые фактически выступили дебютантами в большом кино. Невероятная Мария Поезжаева дарит зрителям персонаж такой мощи и глубины, что каждое ее появление в кадре перебивает дыхание. Филипп Авдеев с такой легкостью располагает к себе и героиню, и зрителей, что кажется, будто ты знал этого парня всегда. Весь класс, все окружение Лены и Антона очень скоро становится своим, близким. И тем страшнее развязка.

Развязка, к сожалению, единственный небольшой минус картины. В то время как неизбежные в качестве сравнения французский и эстонский одноименные фильмы «Класс» к финалу выходят на пик переживаний, фильм Твердовского финиширует скомканно и скорее переходит на уровень притчи и метафоры, чем оглушает реализмом. За это не нужно ругать, возможно, это лишь повод для диалога зрителей между собой и с создателями ленты, но неожиданная перемена настроения слегка ранит, словно автор не сказал всей правды, предпочел отделаться удобной ему концовкой.

Но даже при этом картина остается одним из самых ярких впечатлений текущего года в отечественном кино. Сделанное в непростых условиях, снятое энтузиастами с привлечением молодых театральных актеров, рассчитанное не на изменение мира, а на каплю понимания со стороны зрителя, это кино поражает зрелостью, проработанностью и искренностью. Проблем людей, лишенных элементарных жизненных благ, «Класс коррекции» не решит, но он подчеркивает их. И отворачиваться от этих проблем нам, нормальным и здоровым, теперь станет чуточку труднее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *