Эссе по фильму офицеры 1971 года

? Эссе по историческому фильму Офицеры

                            Бодякшин Сергей Александрович1121Б1ЮР4

Качественное изучение любой темы невозможно без обращения к историческим источникам. В науке принято так называть все сохранившиеся свидетельства о прошлом, которые могут нам дать объективную картину происходившего. Как мы теперь знаем, существует несколько определений данного термина. ? Например, Тихомирова, который говорил, что историче-ский источник – это всякий памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества.

Одним из типов исторических источников являются источники, относящиеся к изобразительному искусству, в частности – художественное кино. Не только документальное, но и игровое кино, и даже мультипликация могут использоваться в качестве исторического источника.

Рассмотрим это на примере такой сложной и важной темы, как по-нятие чести и достоинства в советской системе ценностей, через призму замечательного фильма «Офицеры». Год создания фильма — ведущая информация, с которой начинается анализ художественного кино. Фильм «Офицеры» был снят? в 1971 году. С инициативой создания этой картины выступил тогдашний министр оборо-ны СССР Андрей Грé чко. Это фильм о трёх поколениях советских офицеров, где главные герои – боевые товарищи, несмотря на все превратности судьбы, пройдя множество испытаний, хранят верность дружбе, долгу, офицерской чести.

Художественный фильм — в первую очередь авторское произведение, которое выражает точку зрения его создателей. Однако через взгляды создателей фильма так или иначе трансформируются существующие взгляды той социальной среды, в которой живут авторы, и господствующая идеология государства и общества, для которого предназначено художественное произведение. На протяжении всей истории нашей страны, и в 70-е годы в том числе, понятия чести и достоинства в советской системе ценностей были очень важны. На этих понятиях растили и воспитывали молодое поколение. И здесь фильм «Офицеры» как исторический источник сыграл огромное воспитательное значение, показав становление молодых офицеров через довольно большой исторический период – с 1920-х до 1970-х годов, включая боевые действия Гражданской и Великой Отечественной войн. ? Фильм о том, что «есть такая профессия — Родину защищать», понравился молодым людям. Образы, созданные Василием Лановым и Георгием Юматовым, стали символами защитников Родины. В те годы во много раз возросло число заявлений, поданных в военные училища.

И кстати, главные слова фильма – «Есть такая профессия – Родину защищать», с которыми герои фильма живут всю свою жизнь вместе с жизнью страны, были сказаны именно Грé чко. А многие члены съемочной группы и герой актера Георгия Юматова – Алексей Трофимов – прошли через Великую Отечественную войну, поэтому, создавая фильм, они все снова проживали то, что было тогда… Отсюда историческая достоверность многих фактов, самой атмосферы фильма, предметов быта, военной техники и в том числе костюмов.

» За трудовую сознательность, рабоче-крестьянскую дисциплину и преданность мировой революции наградить курсанта Трофимова красными революционными шароварами», – если вы смотрели фильм, то должны вспомнить момент из начала фильма. Довольно запоминающийся эпизод, над которым позже даже немного подсмеивались. На самом деле это не выдумка режиссера. В годы Гражданской войны Красная армия ещё не успела сформировать полноценную наградную систему. Да и с форменным обмундированием было не всегда хорошо. Поэтому и награждали не только орденами и медалями, но и ценными вещами. Одной из таких вещей были штаны. Ну а чтобы они выглядели как награда, их и шили из красного сукна. Под стать цвету революции, так сказать. Красные шаровары выдавали также курсантам. Даже Георгий Жуков, в молодости – курсант рязанских кавалерийских курсов, вспоминал: «Явившись в штаб и сдав документы, мы были приняты командиром полка. Глядя на наши красные штаны, он неодобрительно заметил: «Мои бойцы не любят командиров в красных штанах». Что было делать? Эти штаны были у нас единственными, других курсантам не выдавали».

Вообще вся атмосфера фильма наполнена историческими компонентами, будь то музыка именно той эпохи; или фотоаппарат, на который Егор делает совместное фото с Машей; или тёплая домашняя обстановка; поезд, в котором везут раненых бойцов; самолёт, на котором лихой Иван Варавва улетает с маленького аэродрома… Даже небольшая афиша о концерте из произведений Моцарта написана по старым правилам русского языка, с бук-вами ер и ять. С помощь всех этих точных деталей мы можем встраиваться в историческую атмосферу тех времён, изучать её.

Но самое главное в фильме, это, конечно же, отношения друзей-офицеров, которых соединила судьба, война, любовь к одной женщине. И безусловно, честь и достоинство, возведённые в формулу всей жизни и отсылающие к Кодексу чести офицера.

Что же такое честь и достоинство? В словаре русского языка Ожегова даны следующие определения: «честь – достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы», «достоиство – совокупность высоких моральных качеств в самом себе».

Почему же честь и достоинство чаще всего упоминаются в паре друг с другом? Потому что неразрывны. Проявление чести – это когда командир Иван Варавва в одиночку спасает от нападения басмачей красноармейца Алексея Трофимова. Честь и мужество – это когда Трофимов тащит на спине и спасает раненого товарища, получая при этом тяжёлое ранение. Это раненые бойцы, готовые к отправке в госпиталь, но, не задумываясь встав-шие на защиту санитарного поезда. Это Маша, оставившая маленького сына, чтобы сражаться за Родину, это Егор, погибший героем. Это тот морально-нравственный стержень, на котором держатся качества, определяющие человека как личность: мужество, самопожертвование, внутренняя свобода, неспособность прогибаться под навязанные извне обстоятельства.

Люди чести и долга. «Я слово дал»… И это начинается с детских книг. Таких, как рассказ Пантелеева «Честное слово». Конечно, в любом художественном фильме есть доля авторского вымысла. ? Тем не менее исторические фильмы, к которым относятся и «Офицеры», доносят не только суть исторических событий, переносят в определённое пространство и время, но и отражают морально-нравственные ценности эпохи фильма через главных героев. Таких как Трофимов и Варавва, Люба, Егор и Маша.

В начале фильма награждают молодого красноармейца Трофимова, в середине – его сына Егора. В конце за доблесть и честь уже в наше время награждается внук Иван. Думаю, неспроста показана такая связь времён и поколений. Категории «честь» и «достоинство» на века. Это общечеловеческие ценности, которым надо учиться не только у «героев былых времён», но и с помощью исторических источников.

Фильму «Офицеры» уже 50 лет, но понятия чести и достоинства, ярко раскрытые в нём, были актуальны не только в советской системе ценностей, они важны всегда. Именно поэтому фильм «Офицеры», безусловно, стоит рассматривать как ценный исторический источник, позволяющий молодому поколению не просто погрузиться в атмосферу другого времени, но и познать один из самых важных уроков – урок духовной нравственности, воспитывающий чувство патриотизма и гордости за страну.

 Использованная литература:

1. Ожегов, С. И. Словарь живого великорусского языка / С. И. Ожегов. – Текст: электронный. – URL: http: //www. ozhegov. org/ (дата обращения: 18. 09. 2021).

2. Источниковедение: учебник для вузов / А. В. Сиренов; под редакцией А. В. Сиренова. — Москва: Юрайт, 2021. — 396 с. – Текст: электрон-ный. – URL: https: //urait. ru/viewer/istochnikovedenie-468777#page.. (да-та обращения: 18. 09. 2021).

3. Судакова, А. А. Кинематограф как исторический источник: научная статья / А. А. Судакова. – Текст: электронный. – URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/kinematograf-kak-is.. (дата обращения: 18. 09. 2021).

4. Что такое исторические источники: примеры и виды источников– Текст: электронный. – URL: https: //fb. ru/article/154437/chto-takoe-istoricheskie.. (дата обращения: 18. 09. 2021).

5. Игровое кино как исторический источник. – Текст: электронный. – URL: https: //ihistorian. livejournal. com/468749. html (дата обращения: 18. 09. 2021)

Фильм — о любви к Родине, к жизни… И, конечно, к женщине. Герои — боевые товарищи — несмотря на все превратности судьбы, хранят верность дружбе, долгу, офицерской чести. Им пришлось пройти сквозь множество испытаний, сквозь сражения гражданской и Отечественной, но они остались такими, как в юности. И даже «любовный треугольник» не может этого изменить…
Действие этого фильма охватывает довольно большой период — с двадцатых по 70-е годы. В центре внимания авторов жизнь всего одной семьи — Алексея Трофимова, в первых кадрах фильма юного курсанта, а в конце — убеленного сединами генерала, жены его Любаши, их сына Георгия и, наконец, внука Ивана. Но фильм нельзя назвать просто семейной хроникой. Помимо принадлежности к одной семье, у героев есть еще одна особенность, роднящая их друг с другом. Все они военнослужащие. И военнослужащие не просто по необходимости, по стечению обстоятельств, но и по призванию, которому они верны до конца и которое, как эстафету, передают своим детям и внукам.
Именно профессия героев и является, по замыслу авторов, драматургическим стержнем фильма. Она, эта профессия, формирует характеры, взгляды, мировоззрение, определяет логику движения сюжета, сосредотачивая внимание авторов на тех узловых моментах жизни героев, когда особенно ярко и очевидно проявляется их призвание, их еще с детских лет усвоенная привычка считать себя воинами Советской Армии, их гордость за свою профессию — профессию защитников Родины.

Оцени ответ

Эссе по фильму «Офицеры»

Недавно произошел у меня разговор с моей бабушкой. Мы обсуждали актуальную тему войны. Бабуля родилась в первые послевоенные годы, но боль потерь и остаточные разрушения зданий она помнит хорошо. Дабы мне прочувствовать эмоции того времени, она посоветовала посмотреть фильм «Офицеры».
Сюжет разворачивается с 1920х по 1960 гг. Главными героями фильма являются офицеры, товарищи по бою. Судьба у них совсем нелегкая , всюду окружают большие сложности, за их широкими крепкими плечами стоит пройденная Великая Отечественная война и Гражданская война. Их главным стимулом сохранить жизнь на поле боя – является вернуться к своей любимой женщине, которой мужчины оставались верны всегда. Хотя иногда могли возникать и «любовные треугольники».
Особого внимания заслуживает любовная линия Алексея Трофимова и Любы. Во время войны мужественно на фронт отправляется вся их ячейка общества: Алексей, сын пары- Егор, и сама Любовь не сидит в стороне, а служит в военном госпитале. Самым сложным испытанием судьбы является трагическая погибель Егора. После таких плохих вестей у человека всегда происходит аксиологическая переоценка, после которой приходит и новое онтологическое знание. Ведь невозможно жить как прежде, без огромной части своей души. Эта пара является примером самой чистой и верной любви, которая смогла пережить все негодования жизни и тёмные моменты их судьбы.
Ещё одной важной линией является взаимодействие Алексея Трофимова и Ивана Вараввы. Они познакомились на новом месте ъслужбы и стали примером крепкой и беспрекословной мужской дружбы. Двое этих персонажей являются людьми светлыми, добрыми , открытыми, знающими своё место в жизни. Преданность такого союза пройдёт через многие года и ничего её не разрушит. Мне кажется, что на такую дружбу стоит равняться. В нашей жизни у людей часто происходят разногласия в ценностях , даже спустя много лет совместной жизни или совместного общения. Думаю, если каждый будет жертвовать своим упрямством, учиться уступать человеку и заботить не только о себе — в мире будет намного больше крепких союзов.
Фильм вызвал у меня сильные чувства. Ощущается патриотизм и мужественность офицеров . Ведь не каждый,особенно в наше время сможет взять и пойти защищать родину и отдать самое дорогое,что у него есть—свою жизнь .

Сочинение

От героев былых времён…

Год российского кино стартовал по всей стране. Этот жанр искусства давно завоевал сердца зрителей. Андрей Тарковский называл кино «запечатлённым временем» и говорил, что кино с литературой объединяет «несравненная свобода, с какой художники имеют возможность обращаться с материалом, предоставляемым действительностью, последовательно организовывать этот материал».

Кинематограф охватил все сферы деятельности. Железная дорога часто приковывала к себе внимание деятелей искусства. Она символизировала движение, развитие. Кино также воплощенное движение.

Период немого кино заслуженно носит звание Великого. Оно подарило миру главнейшие изобразительные достижения. Одним из наиболее  популярных  был фильм  «Прибытие поезда на вокзал Ля Сьота», снятый в 1895 году. Фильм приобрел широкую известность, несмотря на то, что на экране демонстрируется всего лишь остановка поезда у железнодорожной платформы вокзала  и движущиеся вдоль вагонов пассажиры. Просмотр фильма вызывал панику среди публики, которая не была психологически готова воспринять «ожившее» изображение движущегося поезда. Фильм стал каноническим произведением кино благодаря тому, что впервые в истории выразительно передал на плоском экране движение в перспективе — поезд появлялся издалека, проходил наискось справа налево через весь экран на первый план и уходил за левый край экрана, создавая впечатление пространства. Фрагменты из этого фильма вошли в художественный фильм «Человек с бульвара Капуцинов», в котором иронично отражена история раннего кинематографа.

Вокзалы, перроны, вагоны стали местом действия во многих кинофильмах. Контрастом отражены в них встречи и расставания, горе и радость, одиночество и любовь.

На 2016 год приходится ряд значимых киноюбилеев. Если произнести слова: «Есть такая профессия…» — и сделать паузу, то большая часть взрослого населения России безошибочно ее завершит: «Родину защищать!» Эта фраза из одного из лучших советских фильмов «Офицеры», которому в этом году исполняется 45 лет с момента выхода на экран.

В детстве я долго не могла понять, почему родители с таким трепетом пересматривают фильм «Офицеры».  Когда пришло мое время,  я начала смотреть его тоже каждый год, потому что в нашей семье это стало традицией. И я хорошо помню, как плакала моя мама и с трудом сдерживал слезы папа.  Мне хочется, чтобы сегодняшние подростки знали о таких фильмах, а после просмотра проникались чувством долга и любви к своей стране. Детские впечатления  самые сильные, и для меня этот фильм навсегда сросся с рассказами моих родных. Когда в начале ленты герои Юматова и Ланового лихо скачут на боевых конях, я вспоминаю, что мой прадед воевал в кавалерии в Средней Азии, как герои фильма.

Если перечислять все, что переворачивает душу в этом фильме, придется пересказывать весь сюжет. Бесконечное множество красок жизни переплетено в одном фильме: уважение к женщине, офицерская честь, женская преданность, мужская дружба, безответная любовь, человеческие страдания потерь близких…

Каждый момент фильма — это одна история,  которая  по-своему отражает переживания и чувства героев в определенный  промежуток истории страны. Действие начинается со знакомства главных героев Любы и Алексея, защитившего её от хулиганов. Она становится его женой  и следует за своим мужем по гарнизонам, потому что у него долг перед страной, а её долг — быть рядом. Во время Гражданской войны начинается их крепкая дружба с Ваней Вараввой, прошедшая через всю жизнь. Он искренне и безответно любит Любу, жену своего боевого товарища, но нет даже и в мыслях её «отбить».

В фильме немало трогательных и добрых эпизодов. Например, мне очень запомнился момент, когда в вагоне поезда Люба рожает сына Егора, Ванечка Варавва бежит к ней по крыше вагонов с охапкой полевых цветов, он счастлив за неё и за друга. Это невероятно красивый момент. Уважение к понятиям женщина, друг, рождение человека является одним из определяющих в личности этого героя и передаются от него к зрителю. 

Много ли мы знаем о войне? О беспощадной, злой, жестокой войне, которой все равно, кто ты: убеленный сединами генерал, девушка-партизанка или ребенок.  Люба Трофимова  растит сына одна (муж  постоянно в командировках). Во время войны Егор защищает Родину, как отец. Люба была главврачом санитарного поезда. Совершенно неожиданно к ней приходит Маша, оставляет рожденного от Егора сына Ивана и уходит на фронт, несмотря на возможность остаться в тылу. Маша  отдала сына, чтобы спасти его, чтобы попасть на фронт: она хотела отомстить фашистам за смерть матери.  Красивая, наивная, настоящая. Война отбирает у главных героев близких людей, с новой силой проявляется необъяснимое чувство Родины и долга её защищать.  И колесит маленький Ваня со своей бабушкой по дорогам войны в санитарном поезде. И снова Люба Трофимова выдерживает это трудное время. Война, как говорится, без потерь не проходит. Она всё выдержит, пока муж и сын воюют на передовой. Но жизнь не дает послаблений: Люба узнает о гибели сына, да еще как узнает!? Она была рядом с сыном во время его смерти, но так далеко от него. Если бы не фото (еще один эпизод жизни), Егора так бы и похоронили как безымянного солдата — одного из тысяч. Поезд продолжает свой путь, в разбитое стекло врывается свежий воздух, с грохотом стучат колеса, а сердце матери разрывается от горя: где взять силы, чтобы жить дальше? Да,  каждый из этих моментов —  шедевр. А из них состоит весь фильм от начала до конца: настоящая любовь, настоящая война, настоящая жизнь,  потому что есть «такая профессия — Родину защищать».

Как не вспомнить момент,  когда уже в конце встречаются два Ивана.  И все мы помним просьбу Вараввы: «А внука что б Иваном назвали! Иваном, слышите!» И вот он… суворовец… 
— А это кто?!
— Внук.
— Как зовут тебя, Егорыч?
— Иваном, товарищ генерал-полковник.
— Тезка, значит.

И на глазах у этого мужественного человека, прошедшего войну, появляются слезы.

И в конце фильма зритель уже видит повзрослевшего Ивана, достойно продолжившего дело своего отца и деда. Вот в чём заключается чистота фильма — это чистота духа, проявляющаяся в поступках главных героев, в их отношении друг к другу, в их самопожертвовании ради любви к Родине, ради тех идеалов, в которые они искренне верят  и которые становятся их духовным стержнем на всю жизнь. 

В поступках героев видишь и логику, и искренность, им веришь, их уважаешь. Каждый из них — герой, настоящий,  и в то же время каждый из них живой человек. Глядя на них, понимаешь, почему наш народ выстоял в тяжелейшей войне, и испытываешь гордость, что являешься частью этого народа, потомком этих прекрасных людей.

Скоро май, и я обязательно буду смотреть фильм «Офицеры». 

Прекрасный фильм о войне, любви и дружбе. Он включает в себя  разные «эпохи» нашей истории- начиная с Гражданской войны, захватывая Великую Отечественную и заканчивая нашем временем. Благодаря известным актерам Георгию Юматову, Василию Лоновому, Алине Покровской удалось создать эталон отношений между людьми. Я восхищена тем, как трепетно они относятся к своим чувствам, как дорожат любовью и дружбой. В фильме это все показано в такой трогательной форме, что хочется пересматривать вновь и вновь! Хочется просто низко поклониться им за их героизм, за их упорство, за те подвиги, которые они совершали на благо страны, своего народа, очень часто рискуя своей жизнью.Весь фильм смотрится на одном дыхании. События проносятся на экране столь стремительно и захватывающее, что невозможно оторваться. Чередуется и радость и горе и трогательные моменты. 
Замечательная игра актеров, интересные диалоги, замечательная музыка — все это захватывает и не отпускает до самых финальных кадров. В душе как-то светлее становится после просмотра этого фильма. Как-то так, мысли есть, дальше продолжай))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *