Эссе по фильму педагогическая поэма а с макаренко кратко

Эссе

Педагогическая поэма

Существует мнение, что методов воспитания существует ровно столько, сколько существует хороших педагогов. Жизнь и деятельность А. С. Макаренко – яркое подтверждение этого тезиса. Его педагогический подход можно считать уникальным, и причин тому множество. Назовём лишь некоторые из них.

Во-первых, ему пришлось работать в исключительных условиях, и это очень ярко показано в фильме «Педагогическая поэма». Колонисты во многом сами обеспечивали себя дровами, отчасти питанием, строили жилые помещения. Нужно было быть почти аскетом, чтобы в этих условиях находить силы для ежедневного педагогического подвига, совмещая его с хозяйственными делами и изучением специальной литературы.

Во-вторых, очевидно, что А. С. Макаренко и его соратники в буквальном смысле ежедневно рисковали жизнью, ведь известно, что малолетние преступники – самый жестокий и опасный народ, способный на невиданные зверства. Совладать с таким коллективом – все равно что дрессировать диких животных: без постоянной выдержки и внутренней силы в этой сфере и шагу не сделать.

Специфика «объекта педагогического воздействия» многих бы поставила в тупик, но не гениального А. С. Макаренко, чей опыт в настоящее время изучается и за рубежом. В-третьих, деятельность А. С. Макаренко не была его работой, но целиком составляла его жизнь. И это безусловный нравственный и педагогический подвиг. Действуя зачастую по наитию, через ошибки и поражения, педагог нащупал свой уникальный метод воздействия и взаимодействия и завоевал непререкаемый авторитет среди бывших уголовников и беспризорников, ставших колонистами-«горьковцами».

Какие же принципы лежат в основе педагогической системы А. С. Макаренко? Рамки нашей работы не позволяют детально последить за их становлением и подробно описать их, однако даже беглый обзор позволит составить общее представление об особенностях воспитательной работы в колонии имени М. Горького. Сразу обращает на себя внимание поразительная способность А. С. Макаренко доверять человеку и верить в него. Не раз случалось, что его подводили, обманывали, но практически никогда он не вычеркивал человека из своей жизни. Такое сопоставление может показаться странным, но здесь проявляется глубоко христианский принцип, утверждающий возможность покаяния и нравственного воскресения падшего человека.

Более того, в фильме есть своеобразная вариация истории блудного сына, когда воспитанник, покинув было колонию, возвращается к своему наставнику со слезами и становится его верным соратником, исполняя должность «инкассатора» -курьера (А. С. Макаренко поручает ему перевозку денег, вооружая личным наганом). Именно доверие позволило бывшему преступнику и грубияну Задорову стать сначала командиром отряда, а затем студентом Технологического института.

Этот же принцип лежит в основе системы самоуправления, на котором держится вся хозяйственная жизнь колонистов. А. С. Макаренко удалось внедрить в сознание подростков идею личной ответственности. Наказание неотвратимо» – об этом знал каждый его питомец. И в этом заключалась его полемика с кабинетными учеными, привыкшими к абстракциям, но не знавшими практической жизни и практической педагогики.

Если отвлечься от идеологических наслоений фильма и книги А. С. Макаренко, можно считать его подход в педагогике одним из самых значительных достижений отечественной педагогической мысли. Более того, педагог и воспитатель предложил, разработал и практически примени великолепную систему управления людьми, изучать которую следует и тем, кого называют современными менеджерами.

Принципы А. С. Макаренко основаны на высокой требовательности к человеку и вере в его высокое предназначение.

В современных реалиях мы находим много общего с той историей, которой минул уже целый век. Я для себя недавно открыл прекрасного педагога начала двадцатого века Антона Семеновича Макаренко. Его умение достать в человеке личность перекликается с желанием того же Максимом Горьким и Антоном Чеховым в культовых произведениях литературы того времени. Книга Макаренко «Педагогическая поэма» совместила в себе учение о развитие личности, основных аспектах советского воспитания, истории постреволюционного времени и становлении социума на новые рельсы.

История написания книги

В течение десяти долгих лет Макаренко и его «Педагогическая поэма» наполнялись свежими и актуальными фактами. Я не увидел в произведении художественного почерка, в нем присутствует документализм – фактическое отражение реальных событий. Макаренко лишь добавляет шика в свою сторону, он словно главный герой романа организовывает колонию, делает верные шаги по исправлению ребят, а в итоге становится творцом их реализации в мирной жизни.

Я не умаляю заслуг Антона Сергеевича, но на сегодня всё это смотрится приторно-сладким в той жесточайшей действительности, какой подкинула обществу страны революция. Когда мы пытаемся сбить запах пота после трудового дня, мы просто желаем, чтобы люди рядом не задохнулись. Макаренко же стремился этот запах выдать за некое торжественное и легендарное, при этом, не забывая про нюансы педагогических методик, которые актуальны по сей день.

книга а. с. макаренко педагогическая поэма

Сочинение «Педагогическая поэма» Макаренко

Теоретическое наследие А. С. Макаренко, его убеждения и сверкающий талант, получившие полное развитие в 20-е и 30-е годы, до сих пор верно служат школе, обогащают нашу идейную и творческую жизнь. Время не гасит, а открывает все новые и новые грани его подвижнической и разносторонней педагогической работы, пережитых им 200 тысяч часов рабочего напряжения — тех драгоценных часов, в течение которых через его руки прошло более 3000 детей и подростков. «Педагогической поэме» А. С. Макаренко отдал 10 лет напряженного труда. Одним из самых важных
событий в истории создания этой замечательной книги является посещение A. M. Горьким колонии, которой руководил Макаренко. Большой интерес великого писателя к намерению создать книгу о педагогическом эксперименте объяснялся, по словам Макаренко, тем, что Горького живо «интересовали новые позиции человека на земле, новые пути доверия к человеку и новые принципы общественной творческой дисциплины». «Поэма» рассказывает, как в детской колонии, созданной в первые годы после гражданской войны, шло формирование «настоящего человека» из числа беспризорных, мелких воров, людей, искалеченных трудными и жестокими условиями гражданской войны. Создание великолепного по своим идейно-нравственным качествам коллектива показано в поэме широко и многопланово. В работе над книгой были и взлеты и периоды неверия в успех. Бывало так, что законченные главы казались не художественным произведением, а «книгой по педагогике», написанной в форме воспоминаний. Уверенность в писателя вселил А. М. Горький — первый читатель и редактор «Педагогической поэмы». Он писал: «На мой взгляд, «Поэма» очень удалась Вам. Не говоря о значении ее сюжета, об интереснейшем материале, Вы сумели весьма удачно разработать этот материал и нашли верный, живой и искренний тон рассказа, в котором юмор Ваш уместен, как нельзя более». «Поэма» состоит из трех частей. В ее основе — хронологическое описание становления и развития очень сложного воспитательного учреждения, прошедшего путь от анархизма беспризорщины и мещанского индивидуализма до боевой, кипучей советской действительности, освещенной нормами социалистического общежития. Отличительной особенностью «Поэмы» является мастерское сочетание художественного повествования, теоретической борьбы в педагогике 20-х годов и публицистики. Тонкий художественный вкус А. С. Макаренко не допустил перегруженности книги деталями быта и подробностями педагогических исканий. Он заостряет внимание читателя на фактах и событиях, которые в конечном результате и определили систему воспитания коллектива колонистов и очень выпукло раскрыли суть гуманистической со кой педагогики, а самого автора выдвинули в число лучших выразителей ее боевого духа. Нравственно-эстетический идеал автора поэмы аходит наиболее полное выражение в уважении к человеку и в высокой требовательности к нему, в поэтизации творческого труда. А С. Макаренко был очень одаренным человеком. Свою педагогическую деятельность он начинал в то время, когда наряду с талантливостью особое значение имели жизненный пример, гражданский пафос, нравственно-идейная целеустремленность и высочайшее бескорыстие. Эти качества позволили ему добиться блестящих успехов в борьбе за воспитание нового человека. Поэзию педагога Макаренко питало его стремление передать воспитанникам все богатство нового мироощущения, обрадовать их новыми перспективами, мыслями и чувствами, сделать их лучше и окрыленнее. Главное в его труде — не «укрощение» дикой ватаги беспризорников, а становление детского коллектива, формирование личности нового человека.

О чем ведется речь в каждой главе книги?

Каждая глава – это продолжение сериала про ребят из колонии. В двадцатых годах прошлого века она была организована под Полтавой. Действие происходит даже не на территории современной России. Две женщины педагога плюс сам Макаренко и завхоз организуют исправительную колонию, у них всего шестеро подопечных, но большие амбиции. В итоге парни законам педагогики и правилам не подчиняются, один из них даже совершает убийство в городе.

В первой главе «рэмбо» Макаренко избивает одного из ребят, или по книге устраивает столь ненужную и несвоевременную порку, за которую педагогу безумно стыдно. По мановению волшебного «пенделя» дети начинают прислушиваться к педагогу и начинают его уважать. Поэма описывает правила колонии, в которой были свои дежурные, наказание за проступки и определенная иерархия взаимоотношений.

Огромной разницы между содержанием книги «Педагогическая поэма» и фильмом «Республика Шкид» я не нашел, может читатели в комментариях укажут мне нюансы, которых с первого взгляда не видно. Фильм четко показал, историю с обворовыванием бабушки, ситуацию с появлением вора продовольствия, буржуя и только прибавил историю любви.

содержание книги Макаренко педагогическая поэма

В третьей главе коллектив всё-таки образуется, создается патрулирование. Сразу стоит четко понять, что дети в колонии были не только воры и потенциальные убийцы, но и вполне образованные, но оставшиеся одни после жестокой революции. Поэтому Макаренко, безусловно, лучший, но и внутри коллектива происходили логичные процессы роста и обмена информацией.

Пропаганда блестящей советской жизни описывается в четвертой главе, к ребятам приезжает Горький, они уже готовы трудиться на благо единым целям. Социализм, если подводить краткий анализ, прекрасен в грамотных руках и логичному к нему отношению. Может быть, он и не приносит развития стране и радостей человеку, но если он идеологически прописан, значит это и есть социализм.

Вечная молодость “Педагогической поэмы” А. С. Макаренко

… Я неопытный и даже заблуждающийся создавал коллектив из людей заблудших и отсталых.

А. Макаренко

Теоретическое наследие А. С. Макаренко, его убеждения и сверкающий талант, получившие полное развитие в 20-е и 30-е годы, до сих пор верно служат школе, обогащают нашу идейную и творческую жизнь. Время не гасит, а открывает все новые и новые грани его подвижнической и разносторонней педагогической работы, пережитых им 200 тысяч часов рабочего напряжения – тех драгоценных часов, в течение которых через его руки прошло более 3000 детей и подростков.

“Педагогической

поэме” А. С. Макаренко отдал 10 лет напряженного труда. Одним из самых важных событий в истории создания этой замечательной книги является посещение A. M. Горьким колонии, которой руководил Макаренко. Большой интерес великого писателя к намерению создать книгу о педагогическом эксперименте объяснялся, по словам Макаренко, тем, что Горького живо “интересовали новые позиции человека на земле, новые пути доверия к человеку и новые принципы общественной творческой дисциплины”.

“Поэма” рассказывает, как в детской колонии, созданной в первые годы после гражданской

войны, шло формирование “настоящего человека” из числа беспризорных, мелких воров, людей, искалеченных трудными и жестокими условиями гражданской войны. Создание великолепного по своим идейно-нравственным качествам коллектива показано в поэме широко и многогшаново.

В работе над книгой были и взлеты и периоды неверия в успех. Бывало так, что законченные главы казались не художественным произведением, а “книгой по педагогике”, написанной в форме воспоминаний. Уверенность в писателя вселил А. М. Горький – первый читатель и редактор “Педагогической поэмы”. Он писал: “На мой взгляд, “Поэма” очень удалась Вам.

Не говоря о значении ее сюжета, об интереснейшем материале, Вы сумели весьма удачно разработать этот материал и нашли верный, живой и искренний тон рассказа, в котором юмор Ваш уместен, как нельзя более”.

“Поэма” состоит из трех частей. В ее основе – хронологическое описание становления и развития очень сложного воспитательного учреждения, прошедшего путь от анархизма беспризорщины и мещанского индивидуализма до боевой, кипучей советской действительности, освещенной нормами социалистического общежития.

Отличительной особенностью “Поэмы” является мастерское сочетание художественного повествования, теоретической борьбы в педагогике 20-х годов и публицистики. Тонкий художественный вкус А. С. Макаренко не допустил перегруженности книги деталями быта и подробностями педагогических исканий. Он заостряет внимание читателя на фактах и событиях, которые в конечном результате и определили систему воспитания коллектива колонистов и очень выпукло раскрыли суть гуманистической со кой педагогики, а самого автора выдвинули в число лучших выражателей ее боевого духа.

Нравственно-эстетический идеал автора поэмы а ходит наиболее полное выражение в уважении к человеку и в высокой требовательности к нему, в поэтизации творческого труда.

А С. Макаренко был очень одаренным человеком. Свою педагогическую деятельность он начинал в то время, когда наряду с талантливостью особое значение имели жизненный пример, гражданский пафос, нравственно-идейная целеустремленность и высочайшее бескорыстие. Эти качества позволили ему добиться блестящих успехов в борьбе за воспитание нового человека. Поэзию педагога Макаренко питало его стремление передать воспитанникам все богатство нового мироощущения, обрадовать их новыми перспективами, мыслями и чувствами, сделать их лучше и окрыленнее. Главное в его труде – не “укрощение” дикой ватаги беспризорников, а становление детского коллектива, формирование личности нового человека.

Поэзия его человеческого и учительского подвига, поэзия постижения и преобразования жизни его воспитанников логически вылилась в “Педагогическую поэму” – одну из самых удивительных и читаемых книг мировой литературы.

Секрет вечной молодости “Поэмы” заключается в глубоком проникновенна автора в социальные проблемы своего времени, в деятельной любви к детям, в смелой постановке вопроса о стиле, тоне, организационных формах и средствах советского воспитания, в том, что автору удалось сказать свою пусть не очень большую, но необходимую правду. Как художник слова, он глубоко чувствовал социально-экономические сдвиги в нашем обществе. Как педагог, он перспективно и смело прокладывал пути новой советской системы воспитания. Сейчас хорошо видно все величие подвига педагога-новатора.

Такой опыт требовал апробации временем. Время показало, что педагог и художник до сих пор учит нас масштабно мыслить, ответственно и конкретно подходить к каждому педагогическому явлению.

Чему учит книга?

Произведение Макаренко, как мы уже понимаем, учит взаимодействию с детьми, их педагогическому воспитанию и личностному развитию в угоду строю, актуальному на тот период. Есть некий «золотой стандарт», который открывает даже краткое содержание произведения. В нем основы общения и организации групп детей, которые на сегодня реально применять в детских домах, а также исправительных колониях для совершеннолетних.

чему учит и чем полезна книга Макаренко педагогическая поэма

В свое время работал вожатым в детском пионерлагере, там большинство воспитателей используют методики Макаренко. Насколько слабым оказался советский строй в плане появления новых учений в сфере педагогического воспитания, застой в этом направлении характеризует то, что не было у того государства будущего и огромных шансов на долгосрочное существование.

«Педагогическая поэма»: анализ произведения (Макаренко А.С.)

По совету Горького Антон Макаренко создал основное литературное произведение — “Педагогическую поэму”. На материале жизни колонии писатель показал сам процесс социалистического перевоспитания детей, искалеченных двумя войнами, голодом, беспризорностью, раскрыл рождение нового человека в коллективе и труде.

Тему труда — одну из важнейших тем советской литературы – Александр Макаренко наполнил новым содержанием, ибо показал труд как строительство нового мира и формирование нового человека. Герои “Педагогической поэмы” — дети и подростки — изображены не преступниками, не “отбросами общества”, не маргиналами, но людьми; в каждом из них писатель-педагог находит человеческое, открывает человека по-своему талантливого, многогранного, со стремлением к добру и справедливости. Поэтому каждый из них способен, изжив прошлое, обрести смысл жизни, выпрямиться и осуществить фундаментальную “потребность в самореализации” (Телль). Потому, проводя анализ “Педагогической поэмы” Макаренко, можно заметить, что поколение беспризорников и правонарушителей 20-х годов предстает у писателя спасенным, а не “потерянным поколением”, что подтвердили судьбы их реальных прототипов в 30-50-е годы. Смыслом жизни для колонистов становится не материальное благополучие, постепенно создаваемое собственным трудом, а становление человеческой личности как универсальной и гармонической, обретение ею мужества (“не пищать!”) и гуманизма, устроение общества по законам красоты (“завоевание” Куряжа).

Деятельность воспитателя показана в произведении “Педагогическая поэма” Макаренко как борьба за человека, как творчество и подвиг. Автобиографический образ заведующего колонией им. А.М. Горького принадлежит к числу лучших воплощений советского человека в литературе. “Педагогическая поэма” — уникальное художественное произведение о научном творчестве в области воспитания. Основные положения новаторской педагогической теории воплощены в книге через развитие характеров воспитателя и колонистов, диалектику взаимоотношений коллектива и личности, жизненные конфликты и ситуации. “Педагогическая поэма” представляет собой особую жанровую разновидность романа воспитания — в типологическом ряду с “Жизнью Клима Самгина” М. Горького, “Как закалялась сталь” Н. Островского, “Кащеевой цепью” М. Пришвина и другими романами советской литературы 30-х годов.

Источник: Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. — М.: Флинта: Наука, 1998

Кому стоит прочесть книгу?

О чем данное произведение вам уже понятно. Но кому рекомендуется книгу читать в обязательном порядке. Выделим основные группы людей, которым полезно «Педагогическая поэма» для прочтения:

  • студенты педагогических университетов;
  • преподаватели школ;
  • специалисты области культуры;
  • «фанаты» советского уклада жизни;
  • желающие новой революции;
  • образованные люди;
  • старшие из числа детей в колониях и специализированных детских домах.

кому стоит прочесть книгу Макаренко педагогическая поэма

Слушать произведение можно в наушниках в аудиоформате, поэтому особых проблем изучения литературы классиков педагогики нет.

Отзывы читателей

Не хочу умных фраз, но произведение нашло только положительный отклик в лице читателей. Наш читатель лучший в мире. Есть небольшой процент, который считает, что актуальность материала отчасти потерялась, но их мало. Если смотреть вглубь книги, то там пустота, но даже простые и логичные методы Макаренко игнорируются современными преподавателями, причем взамен ничего не применяется. Из комментариев читателей приятно читать позитивные аннотации, ведь время было доброе пусть и немного напускное. А когда человек желает добра ближнему, то он из обезьяны способен сделать человека.

К похожим произведениям можно отнести, Пантелеев «Республика Шкид», Макаренко «Книга для родителей», Николай Островский «Как закалялась сталь».

[Всего: 1 Средний: 5/5]


Подборка по базе: Презентация по литературе _А.Твардовский. Поэма _Василий Теркин_, Антон Макаренко.doc, Казақ әдебиеті Н.Айтұлының «Бәйтерек» поэмасының тарихи және көр, Тема 2.2. Педагогическая деятельность и педагогическое взаимод, 2-сабақ.НАйт ұлы.Бәйтерек поэмасының идеясы мен тақырыбы.pptx, 1-сабақ.Н.Ай тұлы.Бәйтерек поэмасы.docx, 1-сабақ. М.Шахановтың «Нарынқұм зауалы» поэмасы..docx, Эссе по теории А.С. Макаренко.docx, Реферат педагогическая психология.docx, Тема 2.2. Педагогическая деятельность и педагогическое взаимод


Силинкова В.В.

Эссе на тему «Педагогическая поэма А.С. Макаренко».

«Педагогическая поэма» Макаренко — это образец огромного, тяжелого, но при этом невероятно значимого, великого труда педагога, граничащего с подвигом.

Результатом работы, как мы видим из произведения «Педагогическая поэма» Макаренко, стало перевоспитание более 3000 колонистов, ставших полноценными гражданами советского общества. Специфика отражена в ряде литературных произведений Макаренко. «Педагогическая поэма» кратко описывает основные принципы его воспитательной деятельности на практике.

Помимо прочтения книги, мне также удалось посмотреть фильм «Педагогическая поэма».

Фильм снят по известной одноимённой повести Антона Семёновича Макаренко, выдающегося советского педагога и писателя. В 20-30-е годы прошлого века, он руководил сначала трудовой колонией имени А.М. Горького близ Полтавы, а затем коммуной имени Ф.Э. Дзержинского под Харьковом. Макаренко занимался массовым перевоспитанием детей-беспризорников и малолетних преступников, и добился в этом блестящих, непревзойдённых результатов . Фильм вышел в прокат в 1955 году, и в нём ещё живо ощущается инерция сталинского периода.

Современному человеку, которого отделяет от той эпохи более полувека, достаточно любопытно наблюдать за взаимоотношениями между людьми, показанными в фильме. Естественно, нужно сделать некоторую скидку на то, что мы смотрим художественный фильм, а не кинохронику. Поэтому уместнее рассматривать общие тенденции происходящего, а не степень реализма. В чём разница реализма «Педагогической поэмы» и современного кино можно понять, например по сцене, когда один из воспитанников убил человека. Само убийство не показано, говорится только о свершившемся факте, внимание концентрируется на отношении персонажей к произошедшему. В современном кино, зачастую лишённом серьёзной смысловой нагрузки, убийство смакуется, показывается во всех подробностях, иногда нарочито замедленно.

Фильм «Педагогическая поэма» рассказывает о человеческих отношениях. Поражает, например, степень доверия между людьми. Сначала, нам показывают её в разговоре уже состоявшихся граждан — Макаренко и начальника, назначающего его на должность. В момент, когда Антону Семёновичу предлагают основать колонию в уже определённом месте, Макаренко говорит — «Надо же посмотреть, подходящее ли оно». На, что следует ответ начальника: — «Я уже смотрел. Что ж ты, лучше меня увидишь?». Современному зрителю, скорее всего, может показаться, что начальник-самодур, таким образом самоутверждается перед подчинённым. Совсем по-другому выглядит эта сцена, после того, как в дальнейшем мы видим, её своеобразное повторение в момент, когда Макаренко доверил получить деньги одному из своих воспитанников, показавших себя ранее не с самой лучшей стороны. Принеся деньги воспитанник говорит: — «Вот деньги — пересчитайте» , на что получает ответ: — «Но ты же уже считал!». Таким образом в сцене разговора Макаренко с начальником мы видим не просто разговор двух людей, а разговор двух равных. В сцене же с воспитанником, Макаренко, отказавшись пересчитывать деньги, поднимает того до своего уровня, как бы говоря: «ты — такой же человек, как и я, равный мне». Такое отношение к воспитаннику имеет очень мощный эффект, позволяющий ему почувствовать себя личностью. Эту же сцену дополнительно подчеркивает и третья сцена в конце фильма с приглашённым на праздник сбора урожая писателем Максимом Горьким — несомненным кумиром и авторитетом для ребят. Горькому дают почётное право первым начать покос. Горький берёт в руки косу и начинает трудиться вместе с воспитанниками колонии, что поднимает их до уровня Горького, ведь теперь они вместе занимаются одним делом. То, что раньше приходило к ребятам как осознание, когда они читали книги Горького — «он такой же как мы» , становится объективной реальностью.

Дополнительно, в этой сцене покоса, можно увидеть необыкновенное отношение к труду. Труд здесь обставлен как праздник — заниматься им почётно, и даже великий писатель, не только его не гнушается, но с удовольствием принимается за дело. Любовь к труду и важность его для человека, декларируются даже в песне: «…только тот хозяин жизни, кто живёт трудом своим!..»

Воспитанников колонии на протяжении всего фильма учат быть людьми. А человеком может называться только тот, кто является хозяином своей жизни. «Ограничиваться только жалостью мы не имеем права — мы должны быть требовательными и суровыми», — говорит Антон Семёнович Макаренко — «любить и уважать человека, значит предъявлять к нему высокие требования». Таким образом, основа педагогического метода Макаренко — любовь к человеку, ведь, например, по определению Эриха Фромма, любовь — это заинтересованность в жизни и развитии другого человека.

В фильме показана ценность реального опыта, противостоящая теоретизированиям оторванным от реальности. Вступивший в острую полемику с Макаренко инспектор, в подтверждение своих слов, сыплет научной терминологией. Слова эти, скорее всего им зазубренны — на поверку оказывается, что он не знает элементарных вещей — впервые видит барометр и не понимает принципа его работы. «Вы нарушаете все инструкции! Вы воспитываете рабов!» — возмущается инспектор и серьёзно просчитывается. Ведь воспитанники-поселенцы уже усвоили урок «вы люди, или сявки?», т.е. буквально: хозяева или рабы. То, что они действительно не рабы, они доказывают прогоняя инспектора и возвращая тем самым Макаренко обратно.

Реальному Макаренко и его методу воспитания в период его активной деятельности противостояли сторонники привнесённой с запада науки — педологии и последователи педагогических методов Монтессори. Сторонники педологии считали, что ребёнок с самого рождения фатально обусловлен биологическими и социальными факторами, влиянием наследственности и какой-то неизменной среды.

Корней Чуковский называл педологов горе-теоретиками , да и сам Макаренко весьма гневно отзывался о них: «Я всегда честно старался разобраться в педологической „теории“, но с первых же строк у меня разжижались мозги, и я не знал даже, как квалифицировать всю эту теорию: бред сумасшедшего, сознательное вредительство, гомерическая дьявольская насмешка над всем нашим обществом или простая биологическая тупость. Я не мог понять, как это случилось, что огромной практической важности вопрос о воспитании миллионов детей, то есть миллионов будущих и притом советских рабочих, инженеров, военных, агрономов, решается при помощи простого, тёмного кликушества и при этом на глазах у всех».

Возможно сцены с инспектором, отражают суть конфликта педологов и Макаренко.

С 1950-х годов методы педологии опять стали использоваться педагогами и психологами. А с прекращением существования советской педагогической системы, и с практикой заимствования «готовых» западных систем воспитания и обучения, вместо разработки своих, педология вновь вернулась в нашу систему образования. Например, система тестирования учеников, разделение учащихся на классы по способностям — методы педологии.

Несомненно, легко провести аналогию, между происходящим в фильме, и событиями происходящими в стране в целом. «Всё хорошо, но мы стои́м на месте. Коллектив должен видеть, что впереди радостное будущее. Дайте нам что-нибудь, чтобы голова закружилась от работы!» — говорит Антон Семёнович Макаренко, в момент, когда колония начинает работать как часы, и приносить доход государству. Советский человек видел впереди великий светлый ориентир — коммунистическое будущее. Эта грандиозная цель позволяла с радостью совершать колоссальные трудовые подвиги. Человек ощущал себя хозяином своей страны, своего будущего, а значит был подлинно свободным. Результатами труда человека той эпохи мы пользуемся до сих пор. И уже кажутся фантастическими те объемы работы, которые были сделаны за мобилизационные годы пятилеткок. И совершенно понятно, что без образа будущего, без грандиозных планов, и без самоотверженного труда, невозможно ни стать человеком в полном смысле этого слова, ни хоть чуточку приблизится к великим достижениям советской эпохи.

Значение деятельности Макаренко в педагогике необычайно велико, но, пожалуй, самая большая заслуга его заключается в том, что он смог связать гуманистические принципы воспитания детей с коммунистической идеей, по которой основу общества составляет трудовая деятельность каждого из его членов. Таким образом, колонист превращался из обычного потребителя материальных благ, в созидающую, сознательную личность, которая была всесторонне развитой благодаря хорошему образованию. Он делал ошибки, извлекал из них уроки, наблюдал за теми изменениями, которые происходили в колонии день ото дня. Это сложно – видеть в подростках-зверёнышах людей, любить их и верить в то, что они не потеряны для общества. Несмотря ни на что, Макаренко ни на минуту не терял доверия, понимания и деликатности по отношению к колонистам. Конечно, в его практике были безнадежные случаи, но они были единичными. Антон Семенович работал над каждым из беспризорников до последнего, очень редкий воспитанник изгонялся из колонии. Но, в любом случае, опыт общения с Макаренко заставлял их по-иному взглянуть на мир и переосмыслить тот небольшой промежуток времени, который им довелось прожить. Он сумел показать малолетним правонарушителям безграничность и красоту мира, в котором есть место добру, дружбе и счастью, а не только борьбе за выживание, несправедливости и нужде.

Итак, подводя итоги, можно выделить 5 принципов воспитания сильной личности:

  1. Коллектив
  2. Самоуправление («каждый ребенок должен включаться в систему реальной ответственности и в роли командира, и в роли рядового».)
  3. Трудовое воспитание
  4. Учитель/воспитатель/родитель («Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне. И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы, если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете, то вы никогда ничего не заслужите, кроме презрения».)
  5. Дисциплина («Наша задача воспитывать правильные привычки, такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому что мы так привыкли»)

А что же происходит в современном мире?! Дети убегают из детских домов, приютов, интернатов. Все чаще СМИ освещают, как воспитатели жестоко обращаются с детьми и подростками, издеваются над ними, заставляют вступать в сексуальные связи. И это все происходит в учреждениях, находящихся под контролем государства и социальной защиты населения. Очень часто дети остаются без должного внимания и то, что заложено в них природой, находит свое применение в криминальной среде или вообще не находит. Детские воспитательные колонии — учреждения закрытого типа. Не смотря на то, что колонии называются воспитательными, воспитание в основном заключается в поддержании порядка и режима, в исполнении наказания. Работники колонии считают, что исправить тех, кто однажды попал в колонию, практически нереально, даже если это подростки. Да. Они преступники, среди которых есть те, кто убивал, насиловал, грабил, избивал жестоко и беспощадно, но вместе с тем это еще дети, на воле у них, как и у взрослых, порой нет ни работы, ни дома, ни семьи и общество виновато в том, что они оступились.

Система воспитания, созданная Макаренко, носит универсальный характер, поскольку позволяет работать с детьми независимо от того, в какой социальной среде они были воспитаны. Но заслуга Антона Семеновича, прежде всего в том, что он разработал научные основы перевоспитания, опираясь на которые можно сознательно и успешно вести перевоспитание «трудных» и криминализированных детей. И пока детские дома, интернаты и колонии для несовершеннолетних существуют, выход из создавшегося положения я вижу в том, чтобы они работали по системе Макаренко. Там дети чувствуют себя комфортно, никуда не убегают и выходят в жизнь достойными людьми.

С первых минут фильм «Педагогическая поэма» не даёт возможности зрителю смотреть его без острого внимания, быть равнодушным. Перед нами сразу предстаёт грустная картина, ссора мальчика с воспитателем, который в корне неверно реагирует на проделку ребенка. Грустные чувства вызывает реакция педагога, он называет мальчика Антона неадекватным, усугубляет ситуацию.

Фрагмент для ознакомления

Антон Семёнович стал для колонистов тем человеком, который откинув все предрассудки, относился к ним не как к малолетним преступникам, а как к детям, нуждающимся во внимании и понимании. В наше время это ничуть не потеряло актуальности. Разврат и примеры недостойного поведения окружают ребятвсе так же, социальные сети и интернет пестрят вещами, сбивающих детей с истинного пути. От этого наша роль как педагогов только ценнее. После того, как ребята учли все положенные им уроки, стали трудолюбивыми, превратились в надежных и достойных молодых людей, Макаренко совместно с ними начал вести поиски новых горизонтов для осуществления своей великолепной педагогической деятельности. Вся команда выбрала место, где они будут развиваться и развивать. Было принято решение переехать в новую детскую колонию. Там они встретили таких же обездоленных и несчастных ребят, какими были когда-то сами. Но когда воспитанники одной колонии встали против другой, в дело пошли те же самые методы воспитания, потому что бороться приходилось с теми же самыми драками и беспризорностью. Метод Макаренко снова не заставил долго ждать и принёс радостные плоды.Как итог, Антон Семёнович в фильме «Педагогическая поэма» показывает нам: нет неисправимых детей.У каждого свой путь становления, кому-то нужно больше времени, а кому-то меньше. Мы видим какую высокую результативность приносит создание коллектива в воспитании,легче развиваться вместе с кем-то, нежели по одиночке, иметь единомышленников, на которых ты будешь равняться и которым будешь помогать. И, само собой, как глубоко облагораживает человека труд. Макаренко послужилпримером не только своим воспитанникам, но и всем нам, потому что это один из самых ярких образцовых педагогов в истории.

В современных реалиях мы находим много общего с той историей, которой минул уже целый век. Я для себя недавно открыл прекрасного педагога начала двадцатого века Антона Семеновича Макаренко. Его умение достать в человеке личность перекликается с желанием того же Максимом Горьким и Антоном Чеховым в культовых произведениях литературы того времени. Книга Макаренко «Педагогическая поэма» совместила в себе учение о развитие личности, основных аспектах советского воспитания, истории постреволюционного времени и становлении социума на новые рельсы.

История написания книги

В течение десяти долгих лет Макаренко и его «Педагогическая поэма» наполнялись свежими и актуальными фактами. Я не увидел в произведении художественного почерка, в нем присутствует документализм – фактическое отражение реальных событий. Макаренко лишь добавляет шика в свою сторону, он словно главный герой романа организовывает колонию, делает верные шаги по исправлению ребят, а в итоге становится творцом их реализации в мирной жизни.

Я не умаляю заслуг Антона Сергеевича, но на сегодня всё это смотрится приторно-сладким в той жесточайшей действительности, какой подкинула обществу страны революция. Когда мы пытаемся сбить запах пота после трудового дня, мы просто желаем, чтобы люди рядом не задохнулись. Макаренко же стремился этот запах выдать за некое торжественное и легендарное, при этом, не забывая про нюансы педагогических методик, которые актуальны по сей день.

книга а. с. макаренко педагогическая поэма

«Педагогическая поэма» как пособие для стартапа

Первое и главное: идеального времени и идеальных условий для начала нового дела не существует. Если вы искренне полагаете, что государство должно создать условия для бизнеса, вам не нужно заниматься бизнесом. Если вы считаете, что у кого-то есть идеальные условия для воспитания детей, вам лучше держаться подальше от педагогики. Если вам постоянно чего-то не хватает для того, чтобы «начать делать», стартап – это не ваше.

В 1920 году, когда Макаренко стартовал со своим проектом колонии, менее подходящие условия было бы просто тяжело придумать. Копеечный первоначальный капитал, отсутствие регулярного финансирования, отсутствие жилых помещений и адаптационных программ для беспризорников, разруха и преступность как норма жизни общества, гражданская война, которая закончится лишь через 2 года. Но Макаренко не считал неопределенность поводом ничего не делать, и эта мысль сохраняет ценность и для сегодняшнего бизнеса тоже.

Это вовсе не значит, что не нужно все продумывать и просчитывать. Разумеется, нужно! Собственно, именно это понимание конечной цели и того результата, к которому нужно прийти, дало Антону Макаренко представление, что для этого нужно, и направление поиска того, чего не хватает.

Смотрим дальше. Ныне каждая вторая статья, посвященная стартапам и советам «как начать», содержит рекомендацию протестировать идею. В сущности, Макаренко, в лучших традициях стартапа, сначала протестировал будущую модель колонии на небольшом количестве подопечных. Первая партия воспитанников состояла всего из 6 человек, что позволило наработать и опробовать разные варианты коммуникаций и выбрать оптимальный. Сейчас этому можно научиться, например, на нашем курсе «Лучшие техники коммуникации», а 100 лет назад людям, взявшимся за любое новое дело, приходилось до всего доходить своим умом.

Именно в таких условиях оказался Антон Макаренко, имевший профильное педагогическое образование и изучивший опыт педагогов России и Европы. В частности, труды педагога из Швейцарии Иоганна Песталоцци, педагога и психолога Павла Блонского, многих других. И пришел к предсказуемому выводу, что в итоге нет «ни метода, ни инструмента, ни логики» как действовать конкретно в его ситуации [А. Макаренко, 2017]. Предсказуемому потому, что любой самый гениальный труд – это в некоторой степени обобщение, а не пошаговый алгоритм или инструкция к действию. Так что даже с нынешним уровнем развития знаний и доступности информации никто не даст точный рецепт, что и как делать конкретно в вашем случае.

Настойчивость и умение убеждать – еще два важных момента для стартапа. Только так можно раздобыть инвестиции. Большинство стартапов начинают с ограниченными финансовыми ресурсами, равно как и описанный в «Педагогической поэме» проект.

Заметим, что совет обращаться за помощью и в органы власти, и к руководителям производственных предприятий по-прежнему актуален. Возможно, ваша компания сможет выиграть государственный тендер, особенно, если правильно проведет предварительные переговоры. А это уже гарантированное финансирование из бюджета, что всегда неплохо. Возможно, у того руководителя, к которому вы обратитесь за инвестициями, есть еще какой-нибудь бизнес, и вы получите если не инвестиции, то хотя бы свой первый оплаченный заказ.

И, наконец, стоит затронуть такой момент: если часть стартаперов готова броситься в «омут с головой», не просчитав даже приблизительные риски и потребности в финансах, другая часть постоянно откладывает начало нового дела. Помимо ожидания неких «идеальных условий» и «идеального времени» для начала нового дела, о которых мы говорили ранее, есть еще одна напасть: страх собственной некомпетентности. Причем он преследует вовсе не каких-то двоечников и недоучек, как можно было бы подумать.

Чаще такому страху подвержены люди, имеющие профильное образование, достаточно хорошо начитанные и готовые учиться постоянно. Им стоит прочитать не только «Педагогическую поэму», но и приложение к заявлению Макаренко с просьбой о зачислении в Центральный Институт организаторов народного просвещения. Приложение под названием «Вместо коллоквиума» в те годы являлось возможной альтернативой для тех, кто был не готов сдавать вступительные экзамены.

Так вот, Макаренко, уже 2 года руководивший колонией, не постеснялся признаться, что слабо помнит курс физики и математики, не слишком силен в химии и анатомии, и весьма фрагментарно знаком с философией [А. Макаренко, 1922]. Это не помешало зачислению в вуз, который, впрочем, Макаренко оставил спустя полтора месяца, потому что было необходимо вернуться к работе в колонии. Поэтому не стоит бояться отсутствия знаний, не имеющих непосредственного отношения к стартапу. И тем более не стоит бояться учиться дальше, если вы ощутите в этом необходимость.

Теперь подытожим, чему учит бизнесменов и стартаперов «Педагогическая поэма» (кратко):

  1. Нет и никогда не будет идеальных условий для бизнеса и любого нового дела.
  2. Нужно понимать, чего вы хотите, какова ваша цель.
  3. Неопределенность не должна быть препятствием для действия.
  4. Общение с чиновниками является неизбежным злом, хотя толку от них мало.
  5. Контактировать с чиновниками нужно, потому что изредка от этого бывает толк.
  6. Воровство было, есть и будет, поэтому смиритесь, и ищите аргументы, если воруют свои.
  7. Веским аргументом может быть лишь тот, который сопрягается с системой ценностей человека.
  8. Эмоция «завтрашней радости» и сценарий психологического будущего являются определяющими для выбора человека.
  9. Новую идею всегда нужно тестировать на малых объемах, партиях, количествах.
  10. Вы не можете знать всё, и никто другой не может точно знать, как будет правильно лично для вас.

Как видите, из книги и взглядов Макаренко можно вынести много полезного. Сам по себе факт, что по сей день организуются семинары, посвященные системе Макаренко, говорит о жизнеспособности многих его идей, даже если на самом семинаре пришли к несколько иным выводам [Э. Зарединова, К. Агафонова, 2019]. Иные выводы тоже вполне закономерны. Как мы разобрались ранее, ни один опыт 100-летней давности нельзя применить один к одному уже потому, что за 100 лет в мире меняется слишком многое.

И, пожалуй, стоит сказать еще об одном уроке Макаренко для сегодняшних «акул бизнеса». Записывайте свои идеи, планы, шаги, действия и новые идеи, которые приходят в результате ваших шагов и действий. Так больше шансов, что это, в конце концов, сложится в стройную систему вашего бизнеса. Как знать, не возьми Антон Макаренко на себя труд обобщить 8 лет работы в колонии, быть может, его концепция не была бы столь известна и не вызвала бы такого резонанса. Макаренко писал «Педагогическую поэму» 10 лет. Если вы разделите 864 страницы текста на 10 лет, увидите, что вы на такое тоже наверняка способны.

К слову, литературно-художественная сторона этого, в общем-то, прикладного труда тоже была высоко оценена профессиональными литераторами. Это видно по научному труду «Педагогическая поэма» А. С. Макаренко в литературном процессе 1930-х годов» [А. Силаев, 2009]. Столь же лестные оценки профессионализму автора можно встретить в диссертационном исследовании «Проблематика и поэтика «Педагогической поэмы» А.С. Макаренко» [О. Синиченко, 2006].

Так что пишите, и, как знать, быть может, именно по вашей книге потом снимут фильм, как сняли киноленту по книге Макаренко. К слову, вот ссылка: «Педагогическая поэма» (фильм). Киноработа режиссеров Алексея Маслюкова и Мечиславы Маевской вышла на экраны в 1955 году, а главную роль сыграл актер Владимир Емельянов.

Мы желаем, чтобы каждая прочитанная книга была вам полезна. Мы желаем, чтобы вы были успешны в бизнесе и не стеснялись пробовать перо в литературном творчестве!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Что такое MBA и чему там учат?
  • Кубик Блума
  • Книги древних греков, которые нужно прочесть
  • 5 книг, которые сделают из вас профессионального мнемониста
  • Искусство оптимального чтения
  • Профессия учитель: призвание быть наставником
  • Педагогика сотрудничества – обучение через диалог и объединение
  • Концепции Выготского: современная актуальность и актуальная современность
  • Развитие коммуникационных навыков у детей
  • Успех и саморазвитие: ключевые идеи

Ключевые слова:1Коммуникации

О чем ведется речь в каждой главе книги?

Каждая глава – это продолжение сериала про ребят из колонии. В двадцатых годах прошлого века она была организована под Полтавой. Действие происходит даже не на территории современной России. Две женщины педагога плюс сам Макаренко и завхоз организуют исправительную колонию, у них всего шестеро подопечных, но большие амбиции. В итоге парни законам педагогики и правилам не подчиняются, один из них даже совершает убийство в городе.

В первой главе «рэмбо» Макаренко избивает одного из ребят, или по книге устраивает столь ненужную и несвоевременную порку, за которую педагогу безумно стыдно. По мановению волшебного «пенделя» дети начинают прислушиваться к педагогу и начинают его уважать. Поэма описывает правила колонии, в которой были свои дежурные, наказание за проступки и определенная иерархия взаимоотношений.

Огромной разницы между содержанием книги «Педагогическая поэма» и фильмом «Республика Шкид» я не нашел, может читатели в комментариях укажут мне нюансы, которых с первого взгляда не видно. Фильм четко показал, историю с обворовыванием бабушки, ситуацию с появлением вора продовольствия, буржуя и только прибавил историю любви.

содержание книги Макаренко педагогическая поэма

В третьей главе коллектив всё-таки образуется, создается патрулирование. Сразу стоит четко понять, что дети в колонии были не только воры и потенциальные убийцы, но и вполне образованные, но оставшиеся одни после жестокой революции. Поэтому Макаренко, безусловно, лучший, но и внутри коллектива происходили логичные процессы роста и обмена информацией.

Пропаганда блестящей советской жизни описывается в четвертой главе, к ребятам приезжает Горький, они уже готовы трудиться на благо единым целям. Социализм, если подводить краткий анализ, прекрасен в грамотных руках и логичному к нему отношению. Может быть, он и не приносит развития стране и радостей человеку, но если он идеологически прописан, значит это и есть социализм.

Правила в колонии

Постепенно заведующему удается организовать определенную дисциплину в колонии. «Малина» отменяется. Отныне все должны убирать свои постели, в спальнях назначаются дежурство. Уходить без спроса из колонии запрещается. Нарушителей обратно не пускают. Также все воспитанники в обязательном порядке должны посещать школу.

Отдельно представлена проблема воровства в произведении «Педагогическая поэма» Макаренко. Краткое содержание, приведенное ниже, только подчеркивает это. Коллектив воспитанников к тому времени насчитывал уже около тридцати человек. Продуктов питания постоянно не хватает. Колонисты крадут провизию со склада; однажды у заведующего пропадают деньги. Кульминационным моментом становится кража денег у старушки-экономки, которая отбывала из колонии. Макаренко устраивает разбирательство, вора находят. Антон Семенович прибегает к методу «народного суда». Буруна (колониста, уличенного в воровстве) выставляют перед коллективом. Воспитанники негодуют по поводу его проступка, готовы сами учинить над ним расправу. В итоге Буруна отправляют под арест. После этого инцидента воспитанник перестал воровать.

Чему учит книга?

Произведение Макаренко, как мы уже понимаем, учит взаимодействию с детьми, их педагогическому воспитанию и личностному развитию в угоду строю, актуальному на тот период. Есть некий «золотой стандарт», который открывает даже краткое содержание произведения. В нем основы общения и организации групп детей, которые на сегодня реально применять в детских домах, а также исправительных колониях для совершеннолетних.

чему учит и чем полезна книга Макаренко педагогическая поэма

В свое время работал вожатым в детском пионерлагере, там большинство воспитателей используют методики Макаренко. Насколько слабым оказался советский строй в плане появления новых учений в сфере педагогического воспитания, застой в этом направлении характеризует то, что не было у того государства будущего и огромных шансов на долгосрочное существование.

«Педагогическая поэма»: анализ произведения (Макаренко А.С.)

По совету Горького Антон Макаренко создал основное литературное произведение — “Педагогическую поэму”. На материале жизни колонии писатель показал сам процесс социалистического перевоспитания детей, искалеченных двумя войнами, голодом, беспризорностью, раскрыл рождение нового человека в коллективе и труде.

Тему труда — одну из важнейших тем советской литературы – Александр Макаренко наполнил новым содержанием, ибо показал труд как строительство нового мира и формирование нового человека. Герои “Педагогической поэмы” — дети и подростки — изображены не преступниками, не “отбросами общества”, не маргиналами, но людьми; в каждом из них писатель-педагог находит человеческое, открывает человека по-своему талантливого, многогранного, со стремлением к добру и справедливости. Поэтому каждый из них способен, изжив прошлое, обрести смысл жизни, выпрямиться и осуществить фундаментальную “потребность в самореализации” (Телль). Потому, проводя анализ “Педагогической поэмы” Макаренко, можно заметить, что поколение беспризорников и правонарушителей 20-х годов предстает у писателя спасенным, а не “потерянным поколением”, что подтвердили судьбы их реальных прототипов в 30-50-е годы. Смыслом жизни для колонистов становится не материальное благополучие, постепенно создаваемое собственным трудом, а становление человеческой личности как универсальной и гармонической, обретение ею мужества (“не пищать!”) и гуманизма, устроение общества по законам красоты (“завоевание” Куряжа).

Деятельность воспитателя показана в произведении “Педагогическая поэма” Макаренко как борьба за человека, как творчество и подвиг. Автобиографический образ заведующего колонией им. А.М. Горького принадлежит к числу лучших воплощений советского человека в литературе. “Педагогическая поэма” — уникальное художественное произведение о научном творчестве в области воспитания. Основные положения новаторской педагогической теории воплощены в книге через развитие характеров воспитателя и колонистов, диалектику взаимоотношений коллектива и личности, жизненные конфликты и ситуации. “Педагогическая поэма” представляет собой особую жанровую разновидность романа воспитания — в типологическом ряду с “Жизнью Клима Самгина” М. Горького, “Как закалялась сталь” Н. Островского, “Кащеевой цепью” М. Пришвина и другими романами советской литературы 30-х годов.

Источник: Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. — М.: Флинта: Наука, 1998

Кому стоит прочесть книгу?

О чем данное произведение вам уже понятно. Но кому рекомендуется книгу читать в обязательном порядке. Выделим основные группы людей, которым полезно «Педагогическая поэма» для прочтения:

  • студенты педагогических университетов;
  • преподаватели школ;
  • специалисты области культуры;
  • «фанаты» советского уклада жизни;
  • желающие новой революции;
  • образованные люди;
  • старшие из числа детей в колониях и специализированных детских домах.

кому стоит прочесть книгу Макаренко педагогическая поэма

Слушать произведение можно в наушниках в аудиоформате, поэтому особых проблем изучения литературы классиков педагогики нет.

Становление коллектива

Постепенно в колонии формируется настоящий коллектив. Воспитанники ориентируются уже не только на себя, но и на других. Значимым моментом в произведении «Педагогическая поэма» Макаренко (краткое содержание тому подтверждение) является создание патрулирования. Колонисты организовывали добровольные отряды, охраняющие местные территории от грабителей, браконьеров и др. Несмотря на то что жители близлежащих земель с опасением относились к подобным отрядам, зачастую не отделяя их от местных бандитов, для самого коллектива колонистов это был серьезный шаг в развитии. Бывшие преступники смогли ощутить себя полноценными членами общества, приносящими пользу государству.

В свою очередь, все больше крепнет дружба колонистов внутри коллектива. Активно применяется принцип «один за всех и все за одного».

Отзывы читателей

Не хочу умных фраз, но произведение нашло только положительный отклик в лице читателей. Наш читатель лучший в мире. Есть небольшой процент, который считает, что актуальность материала отчасти потерялась, но их мало. Если смотреть вглубь книги, то там пустота, но даже простые и логичные методы Макаренко игнорируются современными преподавателями, причем взамен ничего не применяется. Из комментариев читателей приятно читать позитивные аннотации, ведь время было доброе пусть и немного напускное. А когда человек желает добра ближнему, то он из обезьяны способен сделать человека.

К похожим произведениям можно отнести, Пантелеев «Республика Шкид», Макаренко «Книга для родителей», Николай Островский «Как закалялась сталь».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *