Эссе по фильму подвиг разведчика

У каждого народа свой тип героя, и Россия не является исключением. Если отбросить персонажей, пользующихся мимолётной популярностью (не будем показывать пальцем), то окажется, что всенародной любовью и почтением у нас традиционно были окружены хоккеисты, космонавты и разведчики. Вот именно о разведчиках, вернее, о кинофильме «Подвиг разведчика» и пойдёт наш сегодняшний разговор.

«Подвиг разведчика» — фильм уникальный. Собственно, с него и началась национальная любовь к представителям опасного, но жутко романтичного труда работников разведывательных органов.

Кратко о содержании фильма, снятого и вышедшего на советские киноэкраны в 1947 году. Конечно же, действие происходит во время Великой Отечественной войны, и, естественно, в центре действия противостояние «наших» и немцев. Фашисты обосновались в украинском городе Винница. Именно туда и направляется советский разведчик Генрих Эккерт (который на самом деле никакой не Эккерт и тем более не Генрих, а совсем даже наш человек Алексей Федотов) с ответственным заданием — похитить переписку находящегося в этом городе нацистского генерала со ставкой Гитлера, которая содержит массу полезных для советского командования сведений.

Вам уже интересно? Тогда посетите торрент трекер фильмов и скачайте это классическое кино!

Эккерт попадает в Винницу, успешно решает проблему проникновения в круг, близкий к генералу, а затем не просто выкрадывает необходимые бумаги, но
и похищает самого генерала, разумно рассудив, что бумаги это хорошо, а живой «язык» — ещё лучше. Правда, дело осложняется тем, что один из людей, который должен был помогать разведчику, оказывается предателем, но нашему герою эти временные трудности не помеха и он с ними справляется, выполняет задание и возвращается домой, как и полагается, героем.

Собственно, по сюжету всё, никаких головокружительных поворотов и зигзагов, умопомрачительных интриг и ошеломляющих погонь и перестрелок «Подвиг разведчика» в себе не содержит.

Если смотреть фильм глазами современного зрителя, то картина больше походит на пародийную комедию. Слишком правильно прорисованные и плоские, плакатные образы героев: немцы — все сплошь либо дремучие дураки, которых вокруг пальца обвести ничего не стоит, либо настоящие бесчувственные чудовища, не признающие в жизни ничего святого. А наши — все благородные, бесстрашные умные и находчивые, готовые в любую секунду отдать жизнь ради великой Победы. Не балующий разнообразием ритм киноповествования, равно как и однообразная статичная операторская работа. Из всего фильма запоминаются лишь две сцены.

В первой из них связная рассказывает герою, как ему выйти на связь с его помощниками в захваченной врагами Виннице, какой должен быть пароль и отзыв. Слова пароля «У вас продаётся славянский шкаф?» по неизвестной причине сразу откладываются в памяти. Почему — непонятно, не иначе как здесь впервые в истории кинематографа была использована технология манипуляции сознанием с помощью 25-го кадра.


А вот вторая сцена действительно по праву стала классической. Итак, герой -разведчик в шкуре гитлеровца попадает на застолье таких же, как и он, гитлеровцев. И естественно, от одного из нацистов звучит тост «За победу!». Советский человек, пусть он и облачён во вражеский мундир, не может выпить за победу нацизма и поражение своей Родины. И герой встаёт, поворачивается лицом в камеру и с непередаваемой интонацией произносит: «За нашу победу!». Всем понятно, за чью победу поднимает бокал Эккерт-Федотов, тем более он чуть ли не подмигивает с экрана зрителям.

Из создателей картины внимания заслуживают режиссёр Борис Барнет и исполнитель главной роли Павел Кадочников, для которого эта работа стала самой значительной. К сожалению, имя Бориса Барнета современному зрителю почти неизвестно. Даже если не брать во внимание «Подвиг разведчика» (хотя знать создателя культового для нескольких поколений фильма не помешает), Барнет заслуживает внимания хотя бы потому, что его работа «Окраина», снятая в середине 30-х годов, во всём мире до сих пор считается одним из шедевров кино XX века.


Что касается Кадочникова, то, как ни странно, главная роль его жизни не может быть названа удачной работой. Во-первых, сам он не слишком органично смотрится в роли разведчика, работающего под прикрытием. В образе нет индивидуальности, на эту роль мог претендовать любой мало-мальски хороший актёр. К примеру, Евгений Самойлов (помните обаятельного военного из кинофильма «Сердца четырёх»?) уж точно справился бы с ролью Эккерта-Федотова как минимум не хуже Кадочникова.

Такая вот неприглядно-пародийная картина получается, если смотреть её с позиции современного искушённого кинематографическими изысками зрителя. Но, если представить себе атмосферу 1947-го года, когда «Подвиг разведчика» вышел в прокат, всё выглядит совсем по-другому. Народу, только-только пережившему страшнейшую в истории войну, нужны были герои для подражания, герои, которые могли бы своим существованием подтвердить грандиозность совершённого и вдохнуть силы для восстановления разрушенной страны. Кстати, у героя, сыгранного Павлом Кадочниковым, был реальный прототип — разведчик Николай Кузнецов, ликвидировавший в 1943 году высокопоставленного германского генерала фон Ильгена. И герой должен был быть идеальным, и враги должны быть настоящими врагами, без каких-либо сантиментов в сторону их «человечности». Нужна была легенда, и она появилась, вне зависимости от не слишком, может быть, заоблачного уровня её воплощения.


Так что «Подвиг разведчика» нужно посмотреть обязательно. Для кого-то — чтобы просто от души посмеяться (а как ещё реагировать, когда двое людей среди ночи несут в подвале в доме у сапожника какую-то чушь про славянский шкаф и при этом хотят, чтобы со стороны это смотрелось естественно и не вызывало подозрений). Для кого-то — чтобы просто прикоснуться к легенде. Мотивацию выбирайте сами.

Александр Бабицкий

Комментарии
1. Искушенный
Автор: platon — 07.08.2009 г.

Критик искушенный нашелся, хоть бы фильм посмотрел внимательно. «От одного из нацистов звучит тост». Тост сам разведчик и поднимал.
2. Разведчик — Алексей Федотов
Автор: Гость Анатолий — 02.12.2009 г.

Я много видел фильмов о наших разведчиках — на их примерах мы
дети войны прошли поучительную школу: не только Алексей Федотов
но и Николай Кузнецов и Рихард Зорге. [ Кстати сказать во Львове
находится могила Николая Кузнецова и очень бы хотелось узнать
о ее судьбе]
3. не нужно тиражировать глупости
Автор: Гость М.Саяпин — 04.04.2010 г.

«Если смотреть фильм глазами современного зрителя, то картина больше походит на пародийную комедию».

Да, комедию, только не пародийную. Это ГЕРОИЧЕСКАЯ КИНОСКАЗКА типа «Белого солнца пустыни», только про войну. А Федотов — это вариант Сухова. И когда эту пронизанную жёстким юмором ленту ставят на одну доску со «Щитами и мечами», получается действительно идиотизм.
Сила этой ленты (и её непреходящая ценность) в том, что, помимо юмора и массы культовых фраз, она пронизана ещё и неподдельным пафосом борьбы советского народа с захватчиками. И ещё очень тонко выверены акценты: правильный украинец — неправильный украинец, немцы — дураки и шкурники (Штюбинг, Поммер) — немцы — умные и храбрые (Руммельсбург, Кюн). Как это всё удалось филигранно сочесть Барнету — вот это и есть загадка таланта.

  • Рецензии

  • /
  • Подвиг разведчика

    1947


К описанию фильма »
  • Добавить рецензию…

  • Все:
    5
  • Положительные:
    4
  • Отрицательные:
    0
  • Процент:90%
  • Нейтральные:
    1
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

В нынешний год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне фильму «Подвиг разведчика», вышедшему на экраны страны в далеком для нас 1947 году, исполняется 73 года. Это солидный возраст, я бы даже сказал – почтенный.

Сюжет фильма довольно наивен – наш разведчик проникает, причем без особых видимых усилий, в логово фашистов, связанных по службе со ставкой Гитлера. Причем, этот самый разведчик ухитряется поступить на службу в немецкую армию, становится офицером и делает беспрепятственно свои шпионские дела. Можно сказать — круто! Можно – фантастика. Немцы показаны дураками и пьяницами. Возможно, они такими и были, что и привело Рейх к закономерному краху, не могу спорить. Но не все, конечно: фон Руммельсбург, например, разрабатывает хитроумную операцию по уничтожению советских подпольщиков, предпринимает меры по поимке парашютистов. Он тоже, конечно, показан в фильме не асом контрразведки, но хоть что-то.

Несомненно, в фильме есть и интересные моменты, ставшие визитной карточкой этой картины. Тост Эккерта «За Победу!» и его же повторный, после того, как все уже выпили «За нашу Победу!» — пример того, как можно подменить понятия, хотя бы для себя, не меняя способа действия.

Хороша еще и крылатая фраза из фильма (пароль и отзыв) давно ушедшая в народ:

— У Вас продается славянский шкаф?
— Шкаф продан, могу предложить никелированную кровать с тумбочкой.

Я не ищу специально в фильмах недостатков, так называемых киноляпов, но когда они бросаются в глаза, не могу пройти мимо, особенно если мне что-то непонятно.

Непонятно, например, как генерал фон Кюн командует фронтом, если у немцев не было такого понятия, как «фронт», а было понятие «группа армий».

Непонятно, почему наши офицеры с начала фильма ходят в погонах (они появились лишь в 1943 году), а действие разворачивается в 1942-м, судя по разговору со связной Терезой. (Ростов сдали летом 1942-го).

Непонятно, как можно было осуществлять закуп щетины при условии ведения военных действий на оккупированной территории, когда основная часть скотины была уже или съедена войсками (война-то уж не первый год идет), либо угнана заблаговременно куда-нибудь подальше. И вообще, как Эккерт совмещает свою службу с коммерческой деятельностью в фирме, в конторе которой он сидит каждый день? Конечно, возможно, что его деятельность прикрывает придурковатый адъютант фон Руммельсбурга Вилли Поммер (артист Сергей Мартинсон), но, в конце-то концов, в фильме показана немецкая армия с ее порядком, а не частная лавочка.

Непонятно почему Федотов-Эккерт (артист Кадочников), вместо того, чтобы дослушать отзыв пароля, отчего-то каждый раз радостно произносит его конец — «С тумбочкой!», и весь светится, будто он не разведчик, а лампочка, зажженная Глебом Кржижановским по плану ГОЭЛРО. Непрофессионализм разведчика? Но ведь по фильму он позиционируется, как бывалый шпион.

И все-таки, несмотря на все замечания и шероховатости, фильм неплохой. Потому, что это память о Великой Отечественной Войне. О том вкладе в Победу, о том подвиге, который совершали разведчики за линией фронта. А еще хочу сказать, что, несмотря на почтенный возраст картины и незамысловатый с виду сюжет, она смотрится, как ни странно, живо и все полтора часа держит зрителя в напряжении.

Я знаю людей, которые еще в детстве пересмотрели этот фильм по десятку раз. Не будет ничего плохого, если и вы с ней ознакомитесь хотя бы раз, рекомендую.

Несмотря на примитивность и недостатки, оценка

7 из 10

прямая ссылка
+ комментарийдобавить комментарий

  • Полезная рецензия?
    пожаловаться на спойлер?
  • Да
    / Нет
  • 5 / 4

03 февраля 2020 | 20:58

  • тип рецензии:

Цитата, конечно, известнейшая. На что я фильм этот ни разу до сего дня не видел, но остроумный тост разведчика, равно как и использующийся им пароль мне, безусловно, знакомы. О популярности картины это говорит убедительнее чего бы то ни было.

Кроме того нельзя не отметить чрезвычайно добротного уровня сценарий. К нему есть претензии – скажем, появление в нужном месте и в нужное время Штюбинга, не просто нивелированное, но и обращенное к выгоде главного героя его необычайной покладистостью, или, например, удивительная покорность грозного немецкого генерала, так безропотно соглашающегося на «маленькое путешествие», и др. Но, в то же время, он на удивление (в моем случае – искренне и неподдельное) продуман, а главное весьма сложен и оттого по-настоящему интересен: вычислить провокатора удается не сразу, план с подсадной уткой срабатывает лишь в последний момент, наконец, сейф – и тот открыть оказывается сложнее, чем хотелось бы. Для 1947 года… Снимаю шляпу.

Сложнее оценивать визуальную составляющую картины. О звуке говорить и вовсе не приходится. Качество изображения, впрочем, не мешает отдать дань уважения в целом достаточно высокому уровню операторской работы – порадовали, в частности, сцены выброски парашютистов – в иных современных фильмах не увидишь подобной реалистичности.

В плане актерских работ впечатления также весьма спорные. Уж очень смущает внешность главного героя. Да и произносимые им реплики, монологи, к сожалению, серьезно рознятся, на мой взгляд, по степени убедительности. Местами налицо явное переигрывание, что несколько коробит – тут уж ничего не поделаешь. Взять, к примеру, эпизод появления постороннего в момент встречи разведчика с радисткой. А уж пафосные (безотносительно к их справедливости) слова о том, чего никогда не понять немецкому генералу… Разочаровали, как ни крути. Не тот тон, истеричные нотки в голосе – досадно, что так смазали концовку. Лучше бы обойтись вообще без морали и нравоучений – меньше шансов сфальшивить.

Время, что скрывать, свое берет. Картина еще смотрится, но ощущение того, что она все больше устаревает, определенно, присутствует. Это не может не сказываться на оценке. Но лично я считаю зафиксированный на сегодня результат очень и очень неплохим:

6 из 10

прямая ссылка
+ комментарийдобавить комментарий

  • Полезная рецензия?
    пожаловаться на спойлер?
  • Да
    / Нет
  • 14 / 19

09 мая 2012 | 21:13

  • тип рецензии:

Начну с откровения: всегда считал, что если смотреть триллер — то современный, ибо старые банальны и скучны. Черт, как же я ошибался! Фильм ‘Подвиг разведчика’ Бориса Барнета стоит поставить в образец современному кинематографу соответствующего жанра. Здесь есть все что нужно для настоящего шпионского триллера!

На протяжении всего сюжета картина держит зрителя в нескончаемом напряжении. Казалось бы: вот, наконец можно расслабиться, а тут бац! и ход конем. Очень радует полное отсутствие какой-либо ‘затянутости’ или, напротив, ‘скомканности’ (с чем мы особенно часто встречаемся в современных новинках кино). И, конечно, подогревает атмосферу осознание основ кинофильма, берущего идею из реальных событий военного времени Второй Мировой.

Все-таки как приятно после надоевших ‘ультрадинамичных’ и совершенно бессмысленных зарубежных боевиков посмотреть действительно серьезный идейный и отлично реализованный кинофильм.

Это по-настоящему эпическое творение, полностью оправдывающее всю полноту названия ‘ПОДВИГ Разведчика’.

P.s. Заставлял местами улыбаться внешний вид Алексея Федотова (Генриха Эккерта): ему несколько переборщили с подкрашиванием ресниц.

9 из 10

прямая ссылка
+ комментарийдобавить комментарий

  • Полезная рецензия?
    пожаловаться на спойлер?
  • Да
    / Нет
  • 20 / 2

14 февраля 2012 | 04:57

  • тип рецензии:

Раньше в наших кинотеатрах крутили замечательные фильмы. Хорошие и очень хорошие – других просто оценок не могло быть. И этот фильм один из любимых. Фильм, покоривший тысячи мальчишеских сердец.

С замиранием сердца следили мы за сложной и опасной работой нашего разведчика Федотова (Павел Кадочников) в тылу врага. Цепенели от ужаса и вместе смеялись. Как здорово Павел Кадочников играет этих двух разных людей, как он здорово грассирует и как меняет свой облик, встречаясь с глупым Вилли Поммером (С. Мартирсон), или с нашим отважным подпольщиком Лещуком (А. Бучма); и как он пьет в окружении фашистов «за нашу Победу»; как ловко подделывает ключи от сейфа и как выкрадывает прямо из штаба генерала Кюна, в этой роли режиссер великого фильма «Окраина» и постановщик «Подвига разведчика» Борис Барнет. И не забыть нам нехитрые слова пароля, которые стали странным образом остались в памяти целого поколения.

Чтобы ни говорили о «мифологии» и о «авантюрно-залихватских похождений» разведчиков – этот фильм всегда будет любим в народе.

Судьба майора Федотова, поведанная в фильме, рассказ о силе духа, мужестве и — самое главное! – о любви к своему Отечеству.

Бессмертен подвиг наших людей в войне, мы склоняем головы перед памятью павших, за свое Отечество, за спасение мира и за наши жизни.

прямая ссылка
+ комментарийдобавить комментарий

  • Полезная рецензия?
    пожаловаться на спойлер?
  • Да
    / Нет
  • 22 / 3

09 мая 2011 | 10:27

  • тип рецензии:

Если не относится заранее предвзято к старому советскому кино, то по сути перед нами образцово-показательный шпионский военный триллер, заслуженно пользовавшийся бешеной популярностью в былые времена.

Несмотря на то, что искусство в СССР всегда было мощным рычагом воздействия на народные массы в плане пропаганды коммунистического мышления и соответствующего образа жизни, «Подвиг разведчика» совсем не выглядит заказной политической агиткой. Это ничуть не глупый, в меру пафосный, героический фильм, увлекательно снятый и выразительно сыгранный. Фашисты не показаны карикатурными придурками (как, например, в другом популярном послевоенном фильме – «Небесный тихоход»), а представляют собой грозных и смертельно опасных противников, с которыми мужественно борется майор советской разведки. Сценарий ленты по напряженности, драматизму и «остросюжетности» не уступает многим современным шпионским экшенам.

Поэтому у меня даже язык не поворачивается назвать «Подвиг разведчика» безнадежно устаревшим и ушедшим в небытие фильмом. Даже немногочисленные боевые и трюковые сцены смотрятся достойно, учитывая почтенный возраст картины. Я уж и не говорю про блестящие диалоги, растасканные на цитаты. Это, как упомянутый сообщником ТоР, «Славянский шкаф», так и другие, типа – «Я вам как разведчик разведчику говорю, что вы – болван, Штюбинг!». Или же тост, произносимый советским разведчиком на банкете фашистских офицеров: «За НАШУ победу!»

Так что всем любителям военно-шпионского жанра рекомендую не относиться к «Подвигу», как к «бесполезному ископаемому», а попробовать посмотреть. Не гарантирую, что понравится (это все — таки старое советское кино), но вероятность получения удовольствия от фильма, просто как классного жанрового представителя, достаточно высока.

P.S. Сравнительно недавно на телеэкраны страны выходил в общем-то неплохой военно-приключенческий минисериал «Смерть шпионам!», в котором была допущена абсолютно несуразная ошибка. Действие фильма происходит в 1944 году (!) и один герой спрашивает у другого: «Ты „Подвиг разведчика“ смотрел?»

Ну, неужели никто из съемочной группы не знал, что «Подвиг» был снят уже после войны???

прямая ссылка
+ комментарийдобавить комментарий

  • Полезная рецензия?
    пожаловаться на спойлер?
  • Да
    / Нет
  • 34 / 5

02 марта 2009 | 00:13

  • тип рецензии:

Фильм «Подвиг разведчика». Верно ли в его сюжете изображены действия советской разведки

Напомню краткое содержание фильма, снятого в 1947 году на киевской киностудии:

Майор Алексей Федотов советский разведчик. По документам Генриха Эккерта его направляют в оккупированную немцами Винницу. Задание – добыть секретные документы генерала Кюна. В результате ареста радиста Алексей остался без связи. Он вынужден установить контакт с подпольщиками, один из которых провокатор. Разведчик выполняет задание и возвращается в Центр, прихватив генерала.

Фильм «Подвиг разведчика». Верно ли в его сюжете изображены действия советской разведки

Сразу обозначим время событий. В первых кадрах фильма мы видим главного героя, одетого в шинель с погонами майора. В Красной Армии погоны ввели в январе 1943 года. Судя по всему, действие фильма происходит ранней весной того же года. К этому времени завершилась Сталинградская битва, и впереди нас ожидало сражение на Курской дуге.

Майор Федотов – закордонный разведчик. Он только что вернулся с важного задания, но, не успев пообщаться с женой, получает новое.

В ходе подготовки Алексей присутствует на допросе немецкого агента Штюбинга. Он заслан в наш тыл разведывательно-диверсионной службой CD «Цеппелин». Встреча нашего разведчика и немецкого агента была оправдана. Федотову необходимо было получить информацию по оперативной обстановке в районе города Винницы, где по сведениям разведки находилась ставка Гитлера. Тогда никто не мог предположить, что Штюбингу удастся сбежать.

Фильм «Подвиг разведчика». Верно ли в его сюжете изображены действия советской разведки

Подготовку Федотова к выполнению задания проводили профессионалы. Ему изготовили документы на имя Генриха Эккерта – коммерсанта из швейцарского города Цюриха. В Швейцарии, как известно, говорят на трех языках, в том числе и на немецком. Тщательно была продумана и легенда разведчика-нелегала. Путь его в Украину лежал через Восточную Пруссию. Там в городе Кенигсберге находилась фирма Фридриха Поммера. Его сын Вилли был адъютантом у генерала Румельсбурга – начальника охраны ставки Гитлера в Украине.

Восточную Пруссию с городом Кенигсбергом по современной разведывательной терминологии можно назвать страной промежуточной легализации.

Фильм «Подвиг разведчика». Верно ли в его сюжете изображены действия советской разведки

Коммерсанту Эккеру удалось заинтересовать старшего Поммера в организации совместного предприятия по заготовке щетины в Украине и познакомиться с Вилли. Благодаря его связям Генрих получил должность военного интенданта и отправился вместе с Вилли в Винницу.

Фильм «Подвиг разведчика». Верно ли в его сюжете изображены действия советской разведки

Перед этим разведчик вышел по явке на связь с нашей радисткой. Он сообщил в Центр о ходе выполнения задания, просил подготовить радиста для связи в Виннице и передать с ним деньги. Были оговорены место и время встречи с ним: третий фонарный столб слева от входа в кинотеатр «Арс», в каждый первый и третий вторник, с 19.00 до 19.30 по местному времени.

На всякий случай явкам советского подполья в Виннице были переданы пароль и отзыв, ставшие классикой жанра:

— У вас продается славянский шкаф?

— Шкаф продан, осталась никелированная кровать с тумбочкой.

Фильм «Подвиг разведчика». Верно ли в его сюжете изображены действия советской разведки

Пошел второй месяц пребывания Федотова в Виннице, а радист на встречу так и не вышел. При высадке на парашюте он попал в засаду и погиб. И вот тут у кинотеатра «Арс» и произошла случайная встреча нашего разведчика со Штюбингом. Надо сказать, что Федотов не исключал такой возможности и был подготовлен к ней. Дело в том, что ещё в Кенигсберге Центр предупредил его о побеге агента.

Федотов блестяще перевербовал Штюбинга и получил от него информацию о провале явок и гибели радиста. Среди оставшихся трёх подпольщиков находился провокатор, которого необходимо было вычислить и уничтожить.

У Федотова оставалась связь с руководством путем зашифрованных объявлений в немецкой газете. Этот способ активно использовала наша разведка, особенно в предвоенные годы. Объявления просматривала радистка в Кенигсберге и передавала информацию в Центр. Но вскоре этот канал связи был прерван — радистку запеленговали. В последнем донесении разведчик сообщил о провале явок в Виннице и гибели радиста.

Фильм «Подвиг разведчика». Верно ли в его сюжете изображены действия советской разведки

Оставшись без связи, Федотов принял решение действовать самостоятельно. Сначала надо было выявить провокатора и установить контакт с оставшимися подпольщиками. Они могли передавать его сообщения в партизанский отряд, где имелась рация.

Подставив гестапо немецкого прислужника из своей фирмы-прикрытия по закупке щетины, Федотов сумел выяснить имя провокатора и выйти на связь с оставшимся подпольщиком.

Фильм «Подвиг разведчика». Верно ли в его сюжете изображены действия советской разведки

Тем временем наш герой закрепил отношения с Вилли Поппером и узнал от него о скором приезде генерала Кюна. Он должен был привезти план действий Вермахта на восточном фронте. Разведчик принял решение выкрасть его и передать в Центр через линию фронта самолетом. Об этом в партизанский отряд сообщил его связник.

Фильм «Подвиг разведчика». Верно ли в его сюжете изображены действия советской разведки

В день проведения операции случилось непредвиденное. При вскрытии сейфа генерала сработала тревожная сигнализация. Только самообладание и находчивость спасли нашего героя от провала. Но, увы, и сейфе нужного документа не оказалось. Он хранился в другом, более надежном месте. Пришлось Федотову взять в качестве «языка» самого генерала и везти его на захваченном автомобиле в партизанский отряд к прилету самолета.

Подведем итог

В сюжете фильма «Подвиг разведчика» действия советской разведки изображены абсолютно точно. Дело в том, что один из авторов его сценария был Михаил Маклярский – полковник госбезопасности, руководивший в годы войны разведывательно-диверсионными группами, которые действовали на оккупированной немцами территории.

Фильм «Подвиг разведчика». Верно ли в его сюжете изображены действия советской разведки

Именно Маклярский взял в качестве прототипа главного героя, которого отлично сыграл Павел Кадочников, реального человека — советского разведчика Николая Кузнецова. Под видом старшего лейтенанта вермахта Пауля Зиберта он действовал в немецком тылу в районе города Ровно.

Картина «Подвиг разведчика» получила глубокую признательность зрителей. Все мальчишки послевоенных годов смотрели её по нескольку раз. Эта лента, вошедшая в классику советских остросюжетных фильмов, не утратила своей актуальности и сегодня.

Спасибо что дочитали до конца.

Окажите поддержку моему каналу, подписавшись на него, поставив лайки и написав свои комментарии

Все отзывы о фильме

Подвиг разведчика

СССР, Россия, Украина, 1947

О фильме В ролях Отзывы (2)Похожие

Рецензия «Афиши»

на

фильм

9

Майор Алексей Федотов (Кадочников) — суровый и нервный разведчик из тех, что не пишут писем, не оставляют номера полевой почты и иногда не прощаются с женой, уходя. Он прыгает с парашютом в Германию, а оттуда под видом картавого закупщика щетины едет в оккупированную Винницу с целью изъять у генерала Кюна (Барнет) его скоординированные с Гитлером планы.

Приключения красивого шпиона удостоились Сталинской премии второй степени и стали лидером проката: в 1947 году фильм посмотрели 22,73 миллиона человек. Полубог с полыхающим взором, постоянно срывающийся на дикий крик («Врешь!!!», «Марш!!!»), Кадочников при полном нацистском параде дает сто очков вперед даже и Хельмуту Бергеру. Кроме замечательно-ходульных актерских работ и инфернальных ночных пейзажей фильм блещет изощреннейшим сценарием, согласно которому Федотов провоцирует всех и вся, от фирмы «Поммер и сыновья» до военспеца Руммельсбурга, который здесь предстает ожившей картинкой из журнала. Пиком «Подвига» становится провокация совсем уже каламбурного свойства — тост Федото­ва, на голубом глазу провозглашающий «нашу победу» на сходке вражеского генералитета.

Лучшие отзывы о фильме «Подвиг разведчика»

    • 9

      Хороший фильм. Про то, какой, на самом деле, и является жизнь разведчика. Ждешь связи целыми неделями, рабочий день ненормированный.. Пить надо алкогольные напитки уметь не пьянея и др.
      Фильм с пафосом, но без капли наигрыша. И не то что веришь, что все так и было — так должно было быть. Наши все молодцы. И на вражеской стороне есть способные люди — но моральная правда у нас.. И потому мы победили..
      Надо очень любить свою Родину..
      И еще мне очень понравилось — что показана трудность жизни разведчика, и хрупкость этой жизни.. Погибнуть очень легко..
      И как наш генерал разведческий говорил — мне б было легче, если б враг был слабее)))) Верная мысль..

    • 10

      Художественно-документальный фильм «Подвиг разведчика» — это великолепная сатира на шпионскую деятельность, культ которой был выдуман юнкерско-кадетской хунтой для оправдания криминально-военных акций на оккупированной территории. В этом кинодокументе разоблачаются колониальные спец-службы, занимающиеся исключительно черной (контрабандной) коммерцией и организацией политических-националистических акций. Артистичный дуэт Павла Кадочникова и Сергея Мартинсона, сыгравших двух членов курляндского клана морозовых-круппов — это одна из самых точных портретных характеристик управленцев «восточной пруссии — остланда» — то есть всех славянизированных-колонизированных австро-датскими шведами земель. Хозяева социалистического проекта находились в балтийской швейцарии, откуда и осуществлялось управление «советской родиной». Главными целями фашистского колчаковского командования была организация сырьевых производств с дешевой рабочей силой и формирование казачьих цыганских этно-анклавов (торговля украинской щетиной) в интересах капиталистов-финансистов — главных заказчиков «войны» — раздела европы между романбургами. Тех из владельцев конкурентных предприятий, кто не желал подчиняться их кабальным жандармским условиям, брали в заложники и отправляли в тамбовские «волчьи» бандитские лагеря в сопровождении партизан-полицаев из агентской «подпольной» сети. В фильме остроумно показан весь прусско-османский «советский» генералитет, состоящий из ряженных под «маршалов-победителей» — полицейских наместников оккупационной зоны. В сюжетной линии противоборства вражеских разведок четко видны интриги внутри чиновно-партийной клики, основанные на распределении властных полномочий и прав доступа к управлению ресурсной базой. Неслучайно в картавом (намек на эсеровско-думского шута пуришкевича-савенкова) резиденте-эсесовце киевский провокатор гестапо, занимающийся вербовкой в националистическую «повстанческую борьбу за освобождение народа от немецких и русских имперских захватчиков» признает «настоящего хозяина». Поскольку «товарищ Сталин» наряду с прочими «великими государственными политическими мировыми деятелями» — это абсолютно голливудский одиозный персонаж, в пошлом образе которого, кто только не позировал в 40-х годах (основной прототип Адольф Чернов). В фильме прямо демонстрируются методы нацистов-чекистов по согласованному устранению рядовых исполнителей и участников их грязных махинаций в целях соблюдения конспирации и сохранении чести мундира. В эпизоде «неожиданной встречи» двух представителей секретных органов воюющих сторон, где они обвиняют друг-друга в предательстве, разоблачаются и высмеиваются сотрудники комитета Феликса Керенского, занимавшиеся постановочными акциями и уголовными махинациями в интересах тех, кто им платил.

Лучшие фильмы про войну, которые стоит посмотреть на 9 Мая

Лучшие фильмы про войну, которые стоит посмотреть на 9 Мая

7 спектаклей для детей на фестивале «Арлекин» в Санкт-Петербурге

спектаклей для детей на фестивале «Арлекин» в Санкт-Петербурге

Не сдать ЕГЭ и выжить: что делать если ребенок провалил ЕГЭ

Не сдать ЕГЭ и выжить: что делать если ребенок провалил ЕГЭ

10 мест в Петербурге, где растят будущих айтишников

мест в Петербурге, где растят будущих айтишников

Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»

Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость

Наверное только совсем молодые не знают и не помнят этого фильма. Ведь впервые он вышел в прокат в тяжелейшем для страны 1947 году. Да, сегодня герои его смотрятся наивными и гротесковыми. Но тогда, для людей видевших все своими глазами и испытавшими на себе все тяготы войны, это было нечто совершенно невообразимое.

Фильм «Подвиг разведчика» Киевская киностудия 1947 год

Сюжет прост. Есть советский разведчик Алексей Федотов(его играет великолепный Павел Кадочников) который под именем зондерфюрера Генриха Эккерта(это звание не предполагало наличии военного опыта и давалось людям выполнявшим определенные поручения в различных родах войск третьего рейха) получает от командования #ссср задание: добыть в #оккупированной #нацистами Виннице секретную переписку генерала фон Кюна с гитлеровской ставкой. Это помогло бы командованию #ркка построить новые наступательные планы. Конечно же разведчик Федотов проводит операцию «без сучка и без задоринки» , ведь он профессионал. Больше того, он не только умудряется выкрасть документы, но и прихватить с собой генерала. 

Фильм «Подвиг разведчика» Киевская киностудия 1947 год

Повторюсь, что не смотря на то, что герои сегодня смотреться довольно наивными, такой факт имел место в реальной жизни. Ведь прототипом Кадочникова стал советский #разведчик Николай Кузнецов, который действуя в тылу под прикрытием осуществил дерзкую операцию в Ровно. Он захватил и ликвидировал командующего восточными армиями особого назначения «Остенгруппе» генерала фон Ильгена. Увы, в отличие от киногероя реальный разведчик доставить «трофей» в центр не смог. И был вынужден расстрелять офицера. 

Мой друг Алексей Козлов подкинул еще одну интересную информацию о фильме. Так вот, я не обратил внимания на то, что сценарий к картине написал Михаил Маклярский которы в годы войны служил в диверсионном четвертом управлении НКВД, в котором собственно и числился реальный разведчик Николай Кузнецов. Поэтому в отличие от фильма Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», который был снят по сценарию писателя Юлиана Семенова «Подвиг разведчика» более реален. 

Чем же еще примечателен фильм? Начнем с того, что все герои говорят по русски. Но как выделить положительного персонажа, который, по идее, на протяжении всего фильма должен общаться на безукоризненном немецком? Режиссер Борис Барнет придумал один сценический ход. Федотов(Кадочников) сильно картавит. И мы понимаем, что он то хороший, и лишь вынужден говорить на немецком. Ну а некоторые сцены и сегодня смотрятся «она ура». Особенно момент когда советский разведчик должен поддержать тост «За победу!». Он лишь на секунду замирает, дожидаясь пока офицеры вермахта выпьют и произносит»За Нашу Победу!». 

За вашу Победу! Фильм «Подвиг разведчика» Киевская киностудия 1947 год

Но почему я вынес в заголовок имя Исаева-Штирлица? Дело в том, что в фильме 1947 года наиболее точно воспроизводится многое. В том числе и форма гитлеровцев. Почему это произошло? Ведь филь Татьяны Лиозновой более современный, напомню «#семнадцать мгновений веснывесны» снимался в начале 70-х годов прошлого века. Финансовые возможности были больше, да и консультантов по военной форме было не счесть. Может быть дело в том, что в распоряжении авторов фильма работавших над ним на Киевской киностудии было больше реальных трофеев? Но, наличие обмундирования вовсе не означает, что его можно использовать правильно. Тогда я стал смотреть на фамилии и имена создателей картины. И вот смотрите, что я смог найти. В титрах художником по костюмам значится Ю.Майер. Кто это? Что за человек? Возможности интернета сегодня огромны, просто задав в поиске фамилию я нашел следующее. Это оказывается женщина и именно ее назначили ответственной за костюмы героев. Звали ее Цуния(Юния) Григорьевна Майер. Я долго искал хоть какие-то сведения о ней. 

Фильм «Подвиг разведчика» Киевская киностудия 1947 год

Так вот родившаяся в Умани 25 июня 1895 года Юния Майер смогла поучится в женской гимназии как в Умани так и Киеве. А это значит, что либо семья была из «выкрестов» либо кто-то помог обойти ценз оседлости. Да, Умань была центром еврейского поселения, но вот учеба в Киеве. Потом она снова пошла учится, уже при советской власти и окончила школу народного искусства имени Шевченко тоже в Умани. Потом Юния переезжает в Киев, где с 1923 по 1928 год учится в Киевском художественном институте no классу живописи. Правда диплом не получает. У девушки заболели родители. И она снова возвращается к ним. Там она она работает учительницей рисования, лепки и графической грамоты в Уманской трудшколе, в железнодорожной школе на станции Кристиновка. Но вот в начале 30-х вновь переезжает в Киев. Основное место работы, а именно с 1934 года, Киевская киностудия художественных фильмов, в качестве ассистента художника. 

Юния Григорьевна Майер художник по костюмам. Фильм «Подвиг разведчика» Киевская киностудия 1947 год

Потом еще интересней. После #оккупации гитлеровской Германией Украины она продолжает работать на киностудии. Правда дворником. Значит немецкое командование использовало павильоны и оборудование киностудии в своих целях. И продолжает снимать кино или агитки. Соотвественно видеть и запоминать форму в которой ходили захватчики она может постоянно. Дворник человек неприметный, он видит все, а его не замечают. Вопрос в другом. Судя по фото внешность у Юлии Майер была характерная. Значит кто-то подделал ей документы? Да и то, что по происхождению она еврейка, на киностудии не знать не могли. Но никто не выдал секрета. Так что можно предположить, что девушка работала на подполье. 

Да и потом, к людям находившимся в оккупацию на территории врага относились в СССР мягко говоря «не очень». Но Юния продолжит работу на Киевской киностудии вплоть до 1956 года. Так что именно ей мы должны быть благодарны за то, что одежда на героях картины самая реалистичная.

Судя по двум рунам, не буду называть эти стрелки, у Вилли Поммера форма полностью идентична. Нет орла на груди, как у Генриха Эккерта(разведчик Федотов). Орел должен быть расположен а левом рукаве. Иные петлицы и погоны. Фильм «Подвиг разведчика» Киевская киностудия 1947 год.

Теперь собственно о форме героя Кадочникова. Как мы все помним он Sonderführer(Зондерфюрером). Это не военное звание. Стать им мог только гражданский человек. Офицеру такая должность не светила. Причем согласно мобилизационному плану Третьего Рейха это было явление временное. Приписаны они были в большинстве своем именно к штабам вермахта, крингсмарине, танковых войск, абвер, СС и СД. Знаки различия на форме военного образца, а носили они именно ее, постоянно менялись. И если в 1939 году погон состоял из серебряного шнура, то к 40-у году погоны стали широкими. А петлицы состояли из V -образного шитья серебряными нитками. Именно такие как у героя Кадочникова. Именно поэтому Генрих Эккерт носит мундир так похожий на общевойсковой и столь же похожие знаки различия. 

Фильм «Подвиг разведчика» Киевская киностудия 1947 год.

Вот и выходит, что в таком наивном фильме «#подвиг разведчика» герои выглядят более реальными, чем высшее командование Третьего Рейха в «Семнадцать мгновений весны». Которые, судя по одежде, постоянно что-то празднуют. Ведь ходят они в черных парадных мундирах. Которые, кстати были отменены в 1944 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *