Эссе по фильму проверка на дорогах

Эссе по предмету: История (Пример)

Содержание

Введение.

Основная часть. Рецензия фильма.

Заключение.

Выдержка из текста

Всё дальше от нас страшные события Великой Отечественной войны. Уже выросло не одно поколение, которое узнаёт о тех грозных днях из рассказов оставшихся в живых немногочисленных ветеранов, многообразных книг, статей и фильмов. Их авторы по-разному показывают войну. Кто отражает героико-патриотическую направленность, кто подходит к ней с идеологической и политической точки зрения, кто ищет в минувших днях сенсацию, а кто-то делает из этого боевик или приключения. Но есть ряд произведений, показывающих правду о войне. Она иногда оказывается горькой, страшной, порою жесткой и несправедливой. Некоторые её стороны стараются замолчать, приукрасить или обойти стороной. Но находятся те, кто пытается рассказать нам об этом. К такому показу минувшей войны я бы отнёс и фильм Алексея Юрьевича Германа «Проверка на дорогах» (1971), снятый по повести его отца, Юрия Германа, «Операция «С Новым годом!».

Список использованной литературы

1. Айххольц Д. «Генеральный план Ост»: о порабощении восточноевропейских народов. // www.scepsis.net/library/id_2108.html .

2. Айххольц Д. Цели Германии в войне против СССР. // www.scepsis.net/library/id_704.html .

3. Боффа Д. Оккупация и сопротивление. // История Советского Союза. – в 2-х т. – т. 2. // www.scepsis.net/library/id_3169.html #a 1.

4. Дембицкий Н.П. Судьба пленных. // www.scepsis.net/library/id_1250.html #_ftnrefX.

5. Замечания и предложения «Восточного министерства» по генеральному плану «Ост» // www.scepsis.net/library/id_703.html #a 4.

Обновлено: 17.04.2023

Фильм о войне, которому не страшна пыль забвения. Война и судьбы от Алексея Германа

Тема Великой Отечественной всегда была на слуху в советское время. И дело даже не в том, что пионерами мы патриотично стояли в Почётном карауле, пели военные песни или посещали места боёв.

Почти в каждой семье были близкие и родственники, не вернувшиеся с войны. Если взять биографию только своих близких, то скорее всего, обнаружим среди них защищавших Ленинград, стоявших насмерть в Сталинграде, освобождавших Кубань и Минск, давших бой под Прохоровкой и дошедших до рейхстага. А кто-то найдёт и вспомнит тех, кто погиб в концлагере, умер от ран в госпитале и не уцелел в тяжелейших боях 1941-го. Особый трагизм тех, кто попал в плен, поэтому у каждого своя память.

Дебютный фильм режиссёра Алексея Германа не ждал триумфальный успех. При таких звёздных актёрах и жизненном сюжете кинолента о войне легла на запретную полку на полтора десятка лет. В СССР цензура работала исправно, но с этим фильмом случился перебор. Зрителю он стал доступен в середине 80-х и я помню довольно полные залы при прокате.

Эта лента достойнейшая во всех смыслах и судьба главного героя никого не должна смущать. На войне не бывает чистых листов, там земля и кровь давно стали единым целым.

Сюжет

Зима 1942-го. Попавший в плен сержант РККА Александр Лазарев (Владимир Заманский) и вскоре вставший на службу немцам добровольно сдаётся партизанам.

Он больше не видит себя на стороне тех, кто с пришел на его землю захватчиком.

Однако, чтобы быть принятым в партизанский отряд, ему предстоит доказать искренность своих намерений.

Финал фильма и судьбы героев узнаем после просмотра.

Работа актёрской группы

Трудно сказать, каким образом в таком фильме появились тогдашние известные актёры. Каждая роль, главная или вторая, прожиты (сыграны не совсем подходит) по-настоящему.

Бывшему сержанту и бывшему полицаю Лазареву сочувствуешь и даже переживаешь за него. Такие, как он, должны пройти суровую проверку, в этом сомнений нет.

Упрекнуть партизана-разведчика Виктора Соломина (Олег Борисов) в излишней жёсткости к Лазареву вряд ли возможно. Немецкие захватчики прекрасно разбирались в войне не только на поле боя.

Множество наших партизанских отрядов были разгромлены через внедрение немецкой агентуры и не единичные предательства.

Не верит Лазареву и майор Петушков (Анатолий Солоницын). Накал событий таков, что поставить арестованного к стенке это дело святое и справедливое.

По официальным данным, количество военнопленных РККА за годы войны составило более 4,5 млн.человек.
Часть из них добровольно перешла на службу нацистской Германии и участвовала в диверсиях, карательных операциях, Несколько миллионов погибли в концлагерях. Выживших в плену, как правило, ждала система лагерей ГУЛАГ.
В числе военнопленных, не уронивших честь в немецком плену, были генералы Дмитрий Карбышев, Иван Шепетов, Михаил Лукин.

Охранник на вышке Виктор Павлов появился в фильме лишь эпизодично. Но и запомнился своей ядрёной речью предателя.

Молодой русский полицай (Николай Бурляев) получился достойным полного презрения. Он хочет жить и готов ради этого честно служить нацистам, пусть и с оружием в руках.

А вот роль командира отряда Ивана Егоровича Локоткова (Ролан Быков) хороша абсолютно во всём. Жизненный опыт, следование своей философии, стремление разобраться и достичь истины это его притягательная натура.

Его герой в концовке фильма создал прямо скажу, выдающуюся сцену.

Да, именно на таких солдатах и офицерах мы выстояли в кровопролитных сражениях, и во многом благодаря таким характерам.

Отступление (небольшое)

Владимир Заманский из тех, кто был фронтовиком в полном смысле слова. На передовой, лицом к лицу с сильным вермахтом. И награды его боевые, за смелость и решительность.

Опалённого войной фронтовика Заманского в фильме выдаёт взгляд и ловкость обращения с пулемётом.

Помните, как он быстро его переставил на вышке? Движения чёткие, военные, без суеты. Сложная судьба великого актёра, непростая жизнь.

Итоги

Отличная работа 70-х режиссёра Алексея Германа пережила многих «цензурщиков» от правящей партии. Пережила своей реальностью, искренними характерами, сценами без ретуши и верой в победу.

Как говорится, из песни слов не выкинешь, и непростая сторона войны режиссёром показана отлично. Парадоксально, однако современные военные фильмы уступают работам прошлых лет. Уступают смыслом, актёрской игрой, речью героев. Много чем. И поэтому работа Германа если и не образец военного кино, то уж точно смелая и достоверная экранизация того времени.

Кинолента снята без очевидных ляпов, многие детали проработаны на совесть. Диалоги и размышления героев шикарные, они поражают отсутствием малейшей фальши. Умели тогда снимать так, чтобы не было стыдно.

Читайте также:

      

  • Вебинар сочинение егэ по литературе
  •   

  • Почему швондер кажется шарикову своим сочинение
  •   

  • Сочинение про стивена кинга
  •   

  • Макар чудра итоговое сочинение аргументы
  •   

  • Почему бабушка купила пряник внуку сочинение

Советский военный фильм 1971 года выпуска под названием «Проверка на дорогах» первоначально назывался несколько по-другому: «Операция «С Новым годом!»

Однако, советские чиновники кино не оценили, усмотрев в нем «клевету» на партизанское движение времен Великой Отечественной войны. Потому картина «легла на полку», вплоть до 1985 года (то бишь до «перестроечной» эпохи).

Режиссер, Алексей Герман, за свою жизнь снял не так много картин. И знаете, то, что я видел до «Проверки…» мне как-то вообще не зашло. «Хрусталев, машину!» — переизбыток постмодернизма. «Трудно быть богом» — вообще, издевательство над первоисточником и квинтэссенция грязи и известной субстанции.

Почему стоит посмотреть советский фильм «Проверка на дорогах»?

Я уже подумал, что и «Проверка на дорогах» — товар с той же самой полки. Но нет, эта картина мне «зашла», потому ее я смело могу рекомендовать к просмотру.

Прежде всего, в рамках фильма удалось показать интересную историю. Не только о главном герое, который вынужден был податься в коллаборационисты, предать свою советскую родину ради выживания. Но и о двух командирах-антиподах. Первый, в исполнении актера Ролана Быкова, является почти былинным «батей-командиром». Он человечный, позитивный, гуманный, заботится о своих людях. И он готов поверить оступившемуся раз, дабы выполнить важную задачу. Редкое сочетание прагматизма, настоящей доброты и лидерских качеств.

«И погибнуть, Лазарев, нельзя, и без вести пропасть тоже нельзя. Тебе эшелон пригнать надо. И чтобы люди подтвердить могли…»

Почему стоит посмотреть советский фильм «Проверка на дорогах»?

«Антиподом» является другой командир, «пришлый», вырученный партизанским отрядом, но рангом повыше. Он — настоящий кремень, яростно ненавидящий любого врага, не знающий жалости и прощения. И его позиция понятна и ясна: сын-летчик погиб как герой, но не сдался немцам.

Ролан Быков удивил, вообще. Для меня это был всегда «Кот Базилио», мастер скорее комедийных ролей. А тут такой образ.

Сама же проблема «коллаборационистов-партизан» вполне реальна. Многие «власовцы» (здесь обобщаю) часто в итоге переходили на сторону партизан, порой — целыми подразделениями. Один из самых ярких случаев — эсэсовская «Дружина» под руководством В.В. Гиль-Родионова.

В.В. Гиль.
В.В. Гиль.

Подполковник Красной армии, Гиль попал в плен в 1941 году. Довольно быстро стал сотрудничать с немцами. Начал с сотни, потом был батальон, затем — бригада. Но в 1943 году Гиль-Родионов переходит на сторону партизан, вместе с большей частью своей «Дружины» (больше 1000 солдат и командиров). Его награждают орденом Красной звезды, бывшая «Дружина» получает наименование «1-й Антифашистской партизанской бригады». Сколько там было людей, наподобие главного героя картины «Проверка на дорогах»? В 1944 году бригада была почти полностью уничтожена, сам Гиль — погиб в бою. Вот такая реальная история.

«Мне ведь политика ни к чему. Про фашистов, только и знал, что песенку эту: «Мы фашистов не боимся — возьмем на штыки!»

Почему стоит посмотреть советский фильм «Проверка на дорогах»?

Конечно, у Германа масштабы помельче. Но отлично показаны ужасы «партизанской войны». Тут вам и карательные отряды, и полицаи, и советские военнопленные, и бедствия мирных жителей, и гибель людей «из-за пустяка». Снято красиво и довольно натуралистично, даже эпизодические персонажи — запоминаются. В советском кино темы оккупации, коллаборационизма и военнопленных затрагивались редко. Нынешние же киноделы превращают серьезные проблемы и ситуации в фарс. Потому, «Проверка на дорогах». Возможно, самый лучший фильм Алексея Германа. И там есть, на что посмотреть.И концовка классная.

— А ты что все еще в капитанах-то ходишь?
— Эх, Локотков-то в капитанах, зато наши пушки по Берлину бьют.

А с вами был Темный критик, еще увидимся. Ставьте лайки понравившимся статьям, это очень важно для развития канала. И да, у меня еще есть отличный паблик в ВК, заходите! Еще один мой канал на Дзене, про войны и политику прошлых веков — Темный историк.

  • Рецензии

  • /
  • Проверка на дорогах

    1971


К описанию фильма »
  • Добавить рецензию…

  • Все:
    36
  • Положительные:
    28
  • Отрицательные:
    1
  • Процент:89.7%
  • Нейтральные:
    7
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Сюжет рассказывает о тяжелейших событиях 1942 года, когда Красная армия отступала и на оставленных землях с фашистскими оккупантами сражались партизаны.

Многочисленные поражения на первых этапах войны ломали некоторых солдат советских войск и они дезертировали или переходили к врагу.

Так предатель советской Родины Лазарев решил уйти от фашистов и примкнуть к партизанам. Но можно ли ему верить?..

В Советском фильме 1972 года с по-настоящему великими актерами (Ролан Быков, Владимир Заманский, Олег Борисов и другие) оказался скрыт большой христианский гуманистический смысл.

Фамилия Лазарев у главного героя неслучайна. Как библейский Лазарь он был мертв, будучи предателем, и (духовно) воскрес, когда снова встал на защиту родного Отечества, примкнув к советским партизанам.

Ужасы немецких фашистов побуждали партизан справедливо не верить герою и просто расстрелять пособника врага. Но их останавливал Красный командир Локотков (в исполнении гениального Ролана Быкова). Локотков протянул Лазареву локоть поддержки, поверив в искренность его намерений. А сюжет приобрел христианский мотив (локального) всепрощения на фоне ужасов насилия и смертей. Так Локотков стал главным героем фильма и войны.

Удивительно, насколько глубоко религиозный фильм был снят в атеистическом, но по-настоящему гуманистическом Советском обществе!

В общем, Проверка на дорогах — нестареющий шедевр, который нужно смотреть!

прямая ссылка
+ комментарийдобавить комментарий

  • Полезная рецензия?
    пожаловаться на спойлер?
  • Да
    / Нет
  • 0 / 0

27 февраля 2023 | 14:49

  • тип рецензии:

Судьбе во время вынужденного карантина угодно было подсунуть два фильма подряд: «Проверку на дорогах» (1971) и бондарчуковский «Сталинград» (2013).

Возник некий эффект. В итоге сравнение привело к однозначной победе «Проверок», но открылись ракурсы, которых не было при первых просмотрах.

Шедевр Германа до сих пор воспринимается, как искусство высшей пробы. Фильм уже знаком хорошо, видел его много раз, но каждая встреча становится актом прикосновения к потрясающему достижению.

Эффект правдивости. Для кинореализма наверняка важно: забываешь, что видишь актёров. Почти каждый из исполнителей главных ролей известен по другим фильмам, кого и в каких только ролях не доводилось видеть, но…

Просто по-детски веришь в реальность персонажа, даже не пытаясь искать типичное в типичном или ещё поверять возникшую гармонию какой-нибудь алгеброй. Просто веришь и принимаешь режиссёрский взгляд, как свой.

Эффект абсурдности войны. Ни капельки не гламурная картина о жизни и смерти. Пронзительно чётко дано, что война абсолютно античеловечна и антилогична. Иногда во время просмотра ощущаешь себя так, будто приоткрыл окно в ад: герои и даже некоторые антигерои охотно бы ушли из ада в рай, да грехи не пускают.

Кто-то изживает «карму» страданием, кто-то бушует и ищет правду, кто-то идёт на пулемётную вышку, как на Голгофу, не успевая додумать мысль об искуплении. Просто некогда. До смерти секунды. Проверка на дорогах позади, но проверка происходит непрерывно, пока ещё жив.

И это правило для всех — и для тех, кто оступился, и для тех, кто не предавал, не поддавался слабости и страху…

Есть признаки шедевра и в том, что образы Локоткова и Лазарева остаются с тобой навсегда. Когда хочется упростить, считаешь примером для себя человека. Когда есть ум и силы призадуматься, включаешь в свою жизнь идеалы и принципы.

Источником их стал фильм «Проверка на дорогах», а главные люди этого фильма дополняют тебе основы твоей жизни идеями и принципами, отчасти представленными по ходу действия, пока не закончится последний эпизод.

Даже если знаешь наизусть последовательность кадров и речи героев, то прикасаешься уже не к видам и портретам, а к принципам. И это никогда не надоест, если кино настоящее.

Так вот всё от шедевра к шедевру и от впитывания смыслов из настоящего прекрасного кино о важном и страшном становится частью тебя.

Разумеется, фильм достоин самой высшей оценки, годится для любого возраста старше детсадовского. И несомненно, что такое кино достойно повторных прикосновений.

10 из 10

прямая ссылка
+ комментарийдобавить комментарий

  • Полезная рецензия?
    пожаловаться на спойлер?
  • Да
    / Нет
  • 11 / 1

11 июня 2021 | 15:56

  • тип рецензии:

По стечению обстоятельств довелось когда-то подряд посмотреть этот фильм, а потом ещё и про 20 дней без войны с Никулиным и Гурченко. Тогда сильно изменились представления о войне и тыле. Прошло почти 30 лет и опять, как по заказу, произошла встреча с фильмами, только в обратном порядке — первыми теперь были «Двадцать дней без войны». Проверено временем дважды: один из лучших фильмов века.

Прививка от Германа до сих пор работает. Не смотрятся ни «Солдаты свободы», как бы их ни рефрэшили, даже «Освобождение», а современная киноклюква на темы Отечественной войны даже как кино не воспринимается.

Становится досадно, что «Проверку» пятнадцать лет держали в запасниках. Кстати, очень понятно, почему: планка киноправды у Германа на таком высоком уровне, что «соответствующие партийной генеральной линии» антишедевры придворной кинематографии просто имели бы скандально пустые залы, если бы публика имело что-то для сравнения.

До сих пор восхищают и мастерство режиссёра, да и всех, кто делал фильм, и актёрские работы. Для меня на полке шедевров все три германовских достижения рядом с самым лучшим, что сделало человечество в кино: к уже упомянутым ещё надо добавить и ленту «Мой друг Иван Лапшин», а насчёт «Торпедоносцев» немного другое восприятие, они кажутся отдельными, что ли. Не знаю пока… Его Аранович хорошо снял, но Герман, хоть и писал сценарий, а мог бы снять ещё лучше, как кажется.

Драма человека, совершившего солдатский подвиг ценой жизни, потому что стыдно было, лучше, чем Германом, на мой вкус никем не описана. Бывает, начинаются споры в своём кругу про СССР…

Ну, всяко бывает, однако не знаю ни одного человека, который считал бы, что советская цензура правильно делала, припрятывая на полки шедевры. Вот этот фильм — шедевр, на 15 лет украденный нелюдью у людей. А оценки фильму максимальные.

10 из 10

прямая ссылка
+ комментарийдобавить комментарий

  • Полезная рецензия?
    пожаловаться на спойлер?
  • Да
    / Нет
  • 9 / 7

07 мая 2020 | 20:50

  • тип рецензии:

У Германа все по-настоящему: если по сюжету идет ливень, то персонажи в кадре промокшие насквозь; если мороз — актеры мерзнут всерьез, да и сам зритель начинает зябнуть под впечатлением от реалистичности. Если солдаты по сюжету голодные и давно толком не ели — так они и в кадре худые и сморщенные. Если на экране сцена ‘дуэли’ на зимней дороге, то зритель наравне с ее участниками чувствует как глаза застилает снежной пылью, начинает бешено колотиться сердце, а нервы натягиваются. Одним словом, Герман — настоящий гений изобразительного искусства в области кино.

Особенно хочется выделить работу Ролана Быкова. Его герой Лоскутков — обаятельнейший образ военного человека. В завершающей сцене режиссер показывает свою позицию: именно за счет таких людей была выиграна война. На плечах простых русских мужиков, рассудительных и справедливых, страна смогла вынести все тяготы и дать отпор врагу. При этом такие как Лоскутков не обласканы наградами, всю войну прошли в одном звании. Они не готовы идти по головам, в каждом солдате видят человека, а не просто пушечное мясо. Благодаря им на фронте сохранялись остатки человечности.

‘Проверка на дорогах’ — тяжелая психологическая драма, показанная максимально убедительно. Здесь и противостояние двух командиров, и ненависть к предателю, душевные муки самого предателя и желание начать с чистого листа. Животное желание жизни у одних, и сознательная жертвенность своей жизнью — у других.

Выразительное кино от первого до последнего кадра.

прямая ссылка
+ комментарийдобавить комментарий

  • Полезная рецензия?
    пожаловаться на спойлер?
  • Да
    / Нет
  • 11 / 1

10 февраля 2020 | 23:43

  • тип рецензии:

В фильме довольно откровенно для патриотического военного сценария показано, что все партизаны и полицаи относятся к одним и тем же лагерно-чекистским структурам и совместно занимаются преступлениями на оккупированной территории под кураторством эмвэдэшных служб — ‘фронтовых штабов’. Простые хуторские жители презирают и боятся ряженных карателей, которые грабят и насилуют, а также затягивают молодых парней в бандитские акции-провокации в личных интересах старост-начальников, которые все являются операми-сыскарями. В этой картине восхищают актерские работы по созданию исторически точных характеристик действий всех героев, которые получали награды и сроки в зависимости от выполнения или невыполнения заданий корпорационного командования. И поэтому внутри отрядов была жесткая конкуренция за угождение юнкерским офицерам, поощряемая такими хитрыми опытными начальниками как персонаж Ролана Быкова.

Взрывы мостов, и ликвидация барж с крепостными ранеными солдатами, случайно выжившими на закрытых оружейных полигонах, и которых командование не хотело возвращать домой как ненужных свидетелей, и сопровождение железнодорожных грузоперевозок в анклавы курляндских помещиков, — вот то, чем занимались и на чем зарабатывали ‘лесные братья’ и на что намекается в отдельных эпизодах. Считаю. что этот фильм наряду с другими нашими тематическими кинопроизведениями является настоящим историческим кинодокументом, который должны изучать современные русские студенты и школьники, интересующиеся настоящими фактами об истории страны.

  • Полезная рецензия?
    пожаловаться на спойлер?
  • Да
    / Нет
  • 2 / 8


23 января 2020 | 16:53

  • тип рецензии:

Ушедший от немцев солдат Лазарев пробрался к партизанам, но свое прошлое загладить не так легко… Не все ему верят.

Алексей Герман всегда был режиссёром бескомпромиссным и поэтому их всех его фильмов до перестройки по существу вышли лишь ’20 дней без войны’ и то с трудом. Седьмой спутник шел вторым экраном и известен лишь поклонникам Германа и киноманам, а Мой друг Иван Лапшин попал уже в перестройку. Но самым, как оказалось, многострадальным фильмом стала Операция с Новым годом (Проверка на дорогах). Та и вовсе легла на ‘полку’ и только чудом сохранилась. Почему?

Как рассказывал сам режиссёр, больше всего начальство возмутили небанальные оборванные партизаны. ‘Клевета на доблестных защитников Родины!’ Хотя это была всего лишь правда. Да и какими могли быть партизаны в глубоком тылу противника. Отдельной претензией стала героиня Майи Булгаковой, которая бросает тяжёлые упрёки тем же партизанам, вплоть до обещания сдать их фашистам… Впрочем, в итоге не выполняет его.

Мало того, что партизаны оборванные, так они ещё и не героические — один рванул за коровой, пренебрегая воинским долгом, второй даже с оружием не может охранить предателей… А командир отряда травит анекдоты, да отпаривает ноги в тазу… Явно не тот образ героя-партизана, который мог рисоваться в правильном кино.

Странно, что цензоры (специально или случайно…) пропустили ‘вопиющие’ христианские аллюзии типа оставленной у дерева иконы, вряд ли случайной фамилии Лазарев и совсем уж не случайной сцены, которая прямо указывает на Иуду, удавившегося по слабости и неверию…

Что уж говорить про конфликт комиссара (вот уж ‘повезло’ Солоницыну играть не самых адекватных героев в военном кино) и командира отряда (Ролан Быков), завязавших во время ‘битвы насмерть’ спор о ценности жизни пленных. Мягко говоря, неудобно отвечать было на вопросы об оправданности многочисленных жертв, которых не жалели подобные Петушковы… С другой стороны, насколько же трудно в условиях, когда жизни — грош цена, не разбрасываться людьми, не ждать и не создавать ситуации преднамеренного геройства.

И уж самый болезненный (и до сих пор) вопрос: А можно ли верить тому, кто предал? При этом Герман опускает в тексте, но держит под спудом вопрос, а не провокатор ли Лазарев?..

Но всё-таки наиболее важен нравственный выбор между безвестной смертью и сытой сиюминутной жизнью (звериным желанием выжить). Слабость и сила — нравственная и звериная. Наконец, совесть, которая не позволяет жить предателем. Финал… Наверное, про то, что победа общая и неизвестная, а часто неофициальная и малая. В ней неизвестные солдаты и негероические герои. А в людей надо просто верить.

прямая ссылка
+ комментарийдобавить комментарий

  • Полезная рецензия?
    пожаловаться на спойлер?
  • Да
    / Нет
  • 10 / 0

08 декабря 2019 | 00:28

  • тип рецензии:

Режиссёрский дебют Алексея Германа раскрыл потенциальные актёрские возможности Владимира Заманского. Сдержанность протагониста, который не распыляется и не метает бисер, переживая свой конфликт исключительно внутри, позволяет мне сказать, что Заманский очень серьёзно подошёл к вопросу об актёрской игре, отдавшись своей роли полностью. Недаром Владимир удивлялся вопросам несознательных граждан:

— Владимир, как Вы могли играть этого полицая?!

Без сомнения, режиссёру и актёру не чуждо христианское: если человек оступился на жизненном пути, то это вовсе не означает, что он не сможет заслужить прощения.

Фильм имеет сторонние мотивы, которые акцентируют внимание не только на глубинной трагедии человека, но и на мирском — кесарю кесарево. Конфликт майора Петушкова (Анатолий Солоницын) и Ивана Локоткова (Ролан Быков) очень остро затрагивает проблему человечности и идейности перед лицом боевых действий. Если командир партизанского отряда сочувствует предателю, понимая, что его вина может быть омыта кровью врага, то Петушков не хочет лишних забот, открыто заявляя о том, что Лазарева нужно пустить в расход.

Если меня попросят назвать самый выдающийся фильм про войну, то я, пожалуй, назову вовсе не ‘Иди и смотри’, что, конечно, никоим образом не умаляет значимости киноленты по мотивам «Хатынской повести», но если у Климова во главе угла стояло детское восприятие тех ужасов, которые настигли Советский Союз, то в «Проверке на дорогах» очень сильно осознание великовозрастным человеком своей собственной судьбы.

Я скажу следующее — смотрите «Проверку на дорогах». Это уникальная работа.

10 из 10

  • Полезная рецензия?
    пожаловаться на спойлер?
  • Да
    / Нет
  • 10 / 1


31 июля 2018 | 11:45

  • тип рецензии:

Давно не испытывала потрясения во время просмотра фильма.

Сначала посмотрела ‘Двадцать дней без войны’, фильм хороший, но не захватил мое восприятие полностью. Посмотрела его, т. к. читала книги Гурченко про работу с Никулиным. Сама она пишет про войну, про непроходящий холод, про окоченелых людей на улице, про то как стояли в очереди за водой у проруби, а немец отбирал воду и выливал. Все эти картинки сильнее отразились в картине ‘Проверка на дорога’, в моем восприятии.

Феноменальная игра актеров (актеры, говорят, о том как их ломал Герман, заставлял работать в данном контексте). Ролан Быков, сыграл жизнеутверждающую роль. Сильнейшая личность командира, который во время лишений и жизненных трагедий травит анекдоты. И одновременно чувствуется груз ответственности за людей, которые его окружают.

Владимир Заманский, роль ‘блудного сына’. Видно как он кается и какой ад у него в душе.

Фильм просто и правдиво говорит о подвиге наших дедов, о сострадании в нечеловеческих условиях, о несправедливости к попавшим в плен. После таких фильмов, хочется почтить память героев, мысленно их поблагодарить. Обязательно покажу фильм детям!

прямая ссылка
+ комментарийдобавить комментарий

  • Полезная рецензия?
    пожаловаться на спойлер?
  • Да
    / Нет
  • 8 / 3

28 июля 2018 | 20:16

  • тип рецензии:

Война успешно порождает множество вещей, но более всех иных массово она после себя оставляет следующее: боль и легенды. Легенды разные: о человеческой вере и непоколебимом духе, о самоотверженности и самопожертвовании, о силе и мужестве, о многом ином, что так или иначе пересекается с ранее упомянутыми чертами людского характера. И при съёмках фильма на военную тематику очень важно уметь правильно подать эту легенду, акцентировать внимание зрителя на том, о чем хочется поговорить, вместе с тем не забыв обременить визуальный ряд и демонстрацией столь же распространённой в военное время, той самой боли. Горечь и страх могут быть не только внутри созданной истории, точнее они могут там и не быть, однако окружать рассказываемую историю они должны, дабы не терялась чувственная нить времени. Когда персонажи и сценарий отвечают за событийную черту фильма, атмосфера и мастерская реализация антуража — за проникновенность. На таких принципах строились главные фильмы о войне в стране народа, вкусившего более всего иного мира порождения этой самой войны: в СССР.

И так вышло, что с течением времени, как утихала боль, которая закономерно с течением времени даже после таких своих масштабов нисходит, как сама страна пережила собственное разделение, как кинематограф начал вместе с талантливыми и идейными творцами впускать в своё нутро неумелых бизнесменов с камерами, фильмы о войне.. изменились. Стали пошлее, нереальней, менее проникновенными — не знаю, как правильно сказать. Сегодня примеры вроде ‘Брестской крепости’ — исключение. И потому обязательно следует иногда возвращаться в тот кинематограф, вновь входить в ту плеяду фильмов, которые пугали, завораживали, нравоучительно говорили о боли и страданиях, показывали пример героизма и отваги. Способов для подобного ‘путешествия’ существует масса: ‘В бой идут одни старики’ Быкова, ‘Они сражались за Родину’ Бондарчука, ‘Иди и смотри’ Климова — зависит о желаемого масштаба и тематики размышлений.

Но вместе с тем куда менее распространенным и также действенным для подобного “возвращения” является первый полнометражный фильм Алексея Германа ‘Проверка на дорогах’.

Что интересно, Герман в данной работе только начинает развитие собственного, неповторимого стиля, вместе с тем продолжая развивать умение общаться со зрителем на неоднозначные темы, которое он продемонстрировал ещё в своей прошлой работе ‘Седьмой спутник’, что была создана в соавторстве с Григорием Ароновым. Размышляя о природе предательства, Герман даёт два примера, два характера с различной судьбой и мотивами. Он не симпатизирует кому-то определённому, на что ярко намекает финал. Зритель сам решает, кому сопереживать, а кому нет. Герман вовсе не на данных героях ставит свой фильм — он лишь затрагивает одну определённую легенду с одним определённым лицом в центре внимания, Лазарев (Владимир Заманский), вместе с тем стремясь показать общий портрет войны, на что явственно намекают начало и финал картины. Это позволяет вплести в событийное веретено множество отзвуков, неких сторонних происшествий, вместе с тем не потеряв определённой линии рассуждения — очень умело воссозданная схема, которая в кинематографе является, к слову, не самой простой, особенно для первой полнометражной работы. Хотя незаурядность Германа после данной картины однозначно дала о себе знать: его умение напомнить, оживить кадр, не используя вместе с тем актёров — это отдельная тема для разговора. За ней требуется следить по мере роста Алексея Юрьевича как режиссера, однако отличительная черта уже крайне яркая и проникновенная.

Столь грамотно поставленная декорация, её подробное насыщение, распределение предметов и особенностей интерьера, которые настолько акупунктурно введены в кадр ‘3 на 4’, что не только не перезагружают его, а воссоздают то ненастное время и, главное, окружают им зрителя — это непередаваемое ощущение, которое и принято называть пространным обозначением ‘магия кинематографа’.

Это фильм исключительной красоты. Она встречается только в советских фильмах и только на определённую тематику. На какую? Думаю догадаться не трудно. Он сентенциозный и красивый, пугающий и философский, в рамках обыкновенного, среднего хронометража он размышляет о вере человека в своё отечество, о гордости человека, о чести и бесчестии. Это локальная картина о глобальной войне, которая полностью отражает специфику и ужас тех великих сражений и людей, которые их вели и/или от них страдали. И вместе с тем это — картина далеко не о войне и людях, а о чувствах. Чувствах не межличностных, а индивидуальных. И благодаря той простоте и глубине, с которой Герман ведёт диалог со зрителем, ‘Проверка на дорогах’ остаётся в памяти не размотанным комом тем и образов, к которому если и не захочется полноценно вернуться вновь, то прильнуть в воспоминаниях, пытаясь определить те паттерны, благодаря которым он работает — возжелается.

P.S. Спасибо за внимание.

прямая ссылка
+ комментарийдобавить комментарий

  • Полезная рецензия?
    пожаловаться на спойлер?
  • Да
    / Нет
  • 4 / 2

05 июля 2018 | 18:26

  • тип рецензии:

Когда на экраны страны вышел ‘Трудно быть Богом’ Алексея Германа, многие взвыли. Ожидали, помня культовый в советские времена роман братьев Стругацких, одно — а получили совсем другое.

Если бы недовольные внимательно посмотрели хотя бы ‘Проверку на дорогах’, недовольства было бы гораздо меньше. Поскольку гораздо меньше бы пришло на ‘Трудно быть Богом’, а те, кто пришел, знали бы, что их ждет.

Во-первых, что нужно сразу отметить — ‘Проверка на дорогах’ разбивает миф о Германе — великом сценаристе. Герман как сценарист — посредственность. Здесь, правда, в титрах значится еще Эдуард Володарский, но, поскольку сценарий основан на повести отца Алексея Германа, его ведущую роль вряд ли можно отрицать.

К числу главных недостатков сценария относится непрописанность главных героев. Попробуйте на основе фильма дать ответ на вопрос: ‘Почему Лазарев стал предателем?’ Или, если это трудно: ‘Почему Лазарев перешел к партизанам?’ По факту, это роль-функция (подобная таким же ролям-функциям в ‘Освобождении’ Озерова) — исполняющему ее Владимиру Заманскому остается только улыбаться.

Это же можно отнести и ко всем остальным героям фильма. Фактически, ‘Проверка на дорогах’ — это пропагандистская агитка о трагических власовцах, злых комиссарах и мудрых командирах тактического звена, готовящая типичные для 1990-х вбросы о людоеде Сталине и дуболоме Жукове, которые лично развязали войну против миролюбивого Гитлера и из-за которых СССР и понес такие потери (‘гнали безоружные дивизии на пулеметы, уничтожали мины штрафниками и т.п.’).

Разумеется, Герман не был бы выдающимся режиссером, если бы не попытался прикрыть всю эту чернобелость замысла за счет стилистики. Ему это почти удалось. Почти — поскольку фильм смотрится не как единое стройное повествование, а как слабо связанная мозаика эффектно поставленных эпизодов.

Если бы эту ленту снял какой-нибудь посредственный режиссер, ее можно было бы назвать превосходной. Для режиссера калибра Германа это просто плохой фильм. Не верите — сравните с ‘Торпедоносцами’, снятыми в германовской стилистике, но другим режиссером.

прямая ссылка
+ комментарийдобавить комментарий

  • Полезная рецензия?
    пожаловаться на спойлер?
  • Да
    / Нет
  • 35 / 112

24 июня 2018 | 18:55

  • тип рецензии:

  • Создатели
  • Отзывы11
  • Рецензии2
  • karamorik26 мая 2011

    Фильм был снят в 1971 году под названием

    Фильм был снят в 1971 году под названием «Операция» С Новым годом». Выпущен на экран только в 1986 году под названием «Проверка на дорогах».

    Я считаю, что война — это не тема для кино сюжета, по моему мнению нет хороших фильмов о войне. Война может служить лишь толчком для проявления человеческого характера ,а не становиться самой героиней кинофильма. Любой человек познается, как говорят мудрые, «в беде», то есть именно на войне.

    На мой взгляд — это лучшая военная драма. Особенно удачен, на мой взгляд, тот факт что фильм черно-белый! Это дает эффект своего рода документальности картины. Гениальность в совершенной, безукоризненной целостности. Стилистика изображения, и даже монтажа, полностью совпадает со стилистикой драматургии фильма.

    Потрясающий актерский состав. Играть в такого рода фильмах это большой труд. Восхищение вызывает, как актеры вжились в роли, как потрясающе передают образы и характеры людей волею судеб оказавшихся в партизанском отряде. Актерские работы в фильме «Проверка на дорогах» на мой взгляд является эталоном мастерства.

    Сценарий для фильма написан Алексеем Германом по мотивам произведения его отца Юрия Германа. Этот фильм, который в некоторых эпизодах трудно смотреть без слез, — о подлинном лице войны. У нее много лиц, но это — одно из самых страшных и нелюбимых к показу советским агитпропом. И заслуга Германа и других создателей «Проверки» — в том, что он не побоялся посмотреть в это лицо, и показать его нам.

    Но самый главный вопрос, который ставит эта картина: «Как понять, что есть добро, а что зло?». Очень интересно в течении фильма понаблюдать и поразмышлять над этим. Обязательно посмотрите этот фильм даже если вам не нравятся военные фильмы.

Правила размещения рецензии

  • Рецензия должна быть написана грамотным русским языкомПри её оформлении стоит учитывать базовые правила типографики, разбивать длинный текст на абзацы, не злоупотреблять заглавными буквами
  • Рецензия, в тексте которой содержится большое количество ошибок, опубликована не будет
  • В тексте рецензии должно содержаться по крайней мере 500 знаковМеньшие по объему тексты следует добавлять в раздел «Отзывы»
  • При написании рецензии следует по возможности избегать спойлеров (раскрытия важной информации о сюжете)чтобы не портить впечатление о фильме для других пользователей, которые только собираются приступить к просмотру
  • На ivi запрещен плагиатНе следует копировать, полностью или частично, чужие рецензии и выдавать их за собственные. Все рецензии уличенных в плагиате пользователей будут немедленно удалены
  • В тексте рецензии запрещено размещать гиперссылки на внешние интернет-ресурсы
  • При написании рецензии следует избегать нецензурных выражений и жаргонизмов
  • В тексте рецензии рекомендуется аргументировать свою позициюЕсли в рецензии содержатся лишь оскорбительные высказывания в адрес создателей фильма, она не будет размещена на сайте
  • Рецензия во время проверки или по жалобе другого пользователя может быть подвергнута редакторской правкеисправлению ошибок и удалению спойлеров
  • В случае регулярного нарушения правил все последующие тексты нарушителя рассматриваться для публикации не будут
  • На сайте запрещено публиковать заказные рецензииПри обнаружении заказной рецензии все тексты её автора будут удалены, а возможность дальнейшей публикации будет заблокирована

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *