Эссе по фильму все еще элис

Посмотрела фильм «Все еще Элис».

image

Кино про женщину, у которой обнаружилась редкая генетически обусловленная форма болезни Альцгеймера с ранним дебютом. Все привыкли, что Альцгеймером болеют седовласые бабушки. А главная героиня фильма, которую сыграла Джулианна Мур, совсем не старая женщина, а вовсе даже красивая и успешная.

Болезнь Альцгеймера — это нейродегенеративное заболевание. Есть генетические механизмы, которые запускают образование белка бета-амилоида. Это «плохой» белок, который откладывается на стенках мелких сосудов мозга и в его клетках, что нарушает когнитивные функции. У человека снижаются память и внимание, развиваются нарушения мотивационной сферы, становится все труднее и труднее выполнять сначала профессиональные, а потом и самые нехитрые бытовые дела.

В фильме наглядно показано, что за сухими словами про снижение памяти, внимания и прочие когнитивные нарушения, скрывается трагедия. Вот была ты счастливой женщиной, на пике своей карьеры, с любящей семьей. А потом пришел Альцгеймер и все пошло под откос. Ты рассчитывала, что все будет плавно и постепенно, а предательские гены решили иначе и болезнь прогрессирует стремительно. Тебя выкидывают с работы, ты забываешь, как готовить «семейный» рецепт любимого всеми пудинга (который готовила тысячу раз), потом забываешь названия слов, а потом не узнаешь свою дочь.

Мне кажется, суть болезни отлично передана в эпизоде с таблетками. Элис заранее составила видеоинструкцию для будущей себя, где подробно рассказала, куда нужно пойти, где взять таблетки и сколько из выпить, чтобы тихо умереть, перестать быть для всех обузой и бессмысленным овощем, который не помнит где находится туалет. В лучших традициях Голливуда героиня должна была под печальную музыку выполнить инструкции от самой себя из прошлого и умереть, the end, титры, все рыдают.

Но Альцгеймер не таков. И Элис несколько раз пытается выполнить простую инструкцию, и каждый раз забывает на одном из этапов простого алгоритма, что дальше, и ей приходится возвращаться. И наконец она берет эти таблетки, и наливает воды в стакан, чтобы запить, но тут ее внимание отвлекает хлопнувшая дверь. Таблетки рассыпаются, и Элис снова забывает алгоритм, и про видео тоже забывает. Тщательно продуманный заранее план самоубийства проваливается. Ведь выпить горсть таблеток — это целая история, которая требует нормальных когнитивных возможностей.

Во всех рецензиях делается акцент на то, как тяжело и грустно Элис болеть Альцгеймером. На самом деле, тяжело и грустно ей было тогда, когда она ждала результаты анализов. А потом начали нарастать когнитивные нарушения, а вместе с тем критика к своему состоянию стала слабеть. Иными словами, чем хуже становилось Элис, тем меньше это ее беспокоило.

По-настоящему тяжелым Альцгеймер оказывается для семьи заболевшего. Наблюдать, как с каждым днем сыплется личность близкого человека, а вместо него остается незнакомец с пустыми глазами — вот это, мне кажется, и есть трагедия этой болезни.

И вот на что я обратила внимание в фильме:

Отличная диагностика. Куча диагностических тестов на когнитивные способности, ПЭТ и генетический тест. У нас диагностика когнитивных способностей обычно ограничивается тестом рисования часов, тестом трех слов (понравилась идея задания — запомнить имя и адрес вымышленного человека, возьму на заметку) и далее кто во что горазд и сколько у врача есть времени на пациента. Вместо ПЭТ — для диагноза куда чаще используются косвенные признаки на МРТ. Генетические тесты — развлечение для избранных. И что немаловажно — диагностика ранняя.

Элис бегает. Героиня фильма продолжает совершать регулярные пробежки, потому что это улучшает кровоток в тканях мозга и помогает замедлить прогрессирование болезни, о чем напоминает ей невролог. У нас рекомендация не забывать о физической активности часто заменяется советом попить препарат гинкго билоба «от памяти». И это отнюдь не от низкой осведомленности врачей… У нас по-прежнему мало людей, которые готовы оторвать зад от дивана на часок в пользу более активного времяпровождения, даже если эта рекомендация исходит от врача.

У Элис прекрасный муж. Он поддерживает ее с самого начала и не теряет самообладания, даже когда Элис уже не способна удержать в голове абсолютно ничего. Запомнился момент, когда они стоят в кафе и он спрашивает, какое ей купить мороженое, а она доверчиво склоняет голову ему на плечо. У нас большинство мужей предпочитает развестись, как только узнают о серьезном диагнозе супруги.

В общем, фильм показался мне интересным и вполе правдоподобным с медицинской точки зрения, хоть и далеким от российских реалий. Но тем интереснее его смотреть.

Alice

Рецензия на фильм «Все еще Элис/Still Alice»

«-Ты понимаешь, о чем эта книга?
-…любовь…
-Да, мама.»

Кино, как некогда заметил мистер ripple, делится, в большинстве своем, на две категории. Одна призвана баловать зрителя внушительными спецэффектами, космическими бюджетами и громкими именами на огромных постерах. Другая же существует, дабы мы не забыли, что значит настоящее актерское искусство, игра настолько натуральная и правдоподобная, чтобы зрители поверили, что это и не игра вовсе.

Фильм «Все еще Элис» принадлежит ко второй категории. Здесь вы не увидите ничего фантастического, мистического или мифологического. Здесь нет и внезапных сюжетных поворотов или закрученных ходов. И если вы ищете фильм для «хладнокровного убийства времени за кружечкой чая/кофе/пива или чего то покрепче» то проходите мимо, пожалуйста: эта картина не для вас. Все, на чем строится фильм — голая актерская игра, которая заставляет поверить и в историю, и в ее реальность.

Главные роли исполнили Джулиана Мурр (Элис), Алек Болдуин (ее муж) и Кристен Стюарт (ее дочь). По поводу Кристен сегодня никаких шуток или колкостей. Она исполнила свою роль так, как полагается. Что же до Джулианы, то ее талант и мастерство стали очевидными уже очень давно, однако с каждой новой картиной она продолжает их доказывать и приумножать. Сказать, что ее роль сыграна хорошо — ничего не сказать. Ей несомненно удалось убедить зрителя, что персонаж Элис — совершенно реальный человек, исторически существующая личность. Мурр прекрасно удалось воплотить образ женщины — любящей матери, жизнерадостного и целеустремленного человека, женщины, чья жизнь полна и прекрасна и, наконец, человека, больного болезнью Альцгеймера.

Даже люди, мало или совсем не разбирающиеся в медицине, наверняка знают или слышали об этой болезни. Недуг Альцгеймера представляет собой прогрессирующее падение интеллекта, в следствие чего развивается слабоумие, расстройства кратковременной и длительной памяти, изменения и нарушения в ориентации и поведении. Встречается у людей пожилого возраста, однако существует редкая форма, способная войти в активную фазу уже в возрасте 35-40 лет.

Элис больна им. Постепенно она становится забывчивой, растерянной и неуклюжей. Она составляет список вопросов, вопросов самой себе, включающих такие как «Как тебя зовут?», «Дата твоего рождения?», «Как зовут твоих детей?» «Где ты живешь?» и так далее. И в случае если она не однажды не сможет ответить ни на один вопрос, Элис оставляет себе послание.

Таков сюжет. Никаких излишеств, лишних сюжетных линий, лишнего времени. Весь фильм — история, рассказанная со своего логического начала и до логического конца.

Лента снята с минимумом фонового сопровождения и популярными в таких фильмах «ручными» камерами — единственной составляющей, к которой можно предъявить некоторые претензии. Дело в том, что «плавающая» съемка часто выхватывает совершенно ненужные элементы композиции, отвлекая внимание зрителя от действия, и напрягает глаз. Это, пожалуй, единственная проблема картины.

В остальном я считаю «Все еще Элис» великолепным фильмом, достойным вашего внимания ничуть ни меньше, а может даже больше многих современных ей картин.

rate for RM 5of 5

Кино в деталях ... "Все еще Элис"

Посмотрел фильм «Всё еще Элис» (2014) режиссеров Ричарда Глацера и Уэша Уэстмоленда. В главных ролях — Джулиана Мур и Алек Болдуин. Фильм в этом году был номинирован на «Оскар» и даже получил его. Возможно, поэтому я и решил его посмотреть.

Сюжет фильма таков: преуспевающий преподаватель лингвистики в Колумбийском университете отмечает свое пятидесятилетие. У нее любящий муж и трое замечательных детей. Внезапно она начинает понимать, что забывает некоторые слова прямо на лекции… Это становится настоящей проблемой. В итоге она обращается к врачу, и у нее диагностируют раннюю стадию болезни Альцгеймера.

После этого жизнь героини круто меняется. Прогрессирующая болезнь лишает ее сначала возможности работать, потом просто жить, и в конце концов от нее как от человека совсем ничего не остается.

На экране проходят все этапы болезни, которая является приговором страшнее СПИДа. Личность человека разваливается буквально на глазах. Нет, это не выглядит как драма и трагедия. Просто жизнь без начала и конца, в которой нет места хеппи-энду.

Наверное, каждый после 40 лет периодически забывает те или иные слова, даты начинают путаться, а знакомые — сливаться с героями прочитанных книг. Примерить болезнь Альцгеймера на себя — это вполне обоснованная задача каждого. Как-то я прочитал, что этой болезни не бывает у курильщиков, а также у тех, кто выпивает как минимум две чашки кофе в день. После этого я даже начал пыхтеть — правда, сил моих хватило не надолго. Но в целом, собственно говоря, риск болезни Альцгеймера — это весьма весомая причина для эмиграции.

Каждый, кто хоть раз побывал в психоневрологическом диспансере в России, понимает, что там ад наступил уже очень и очень давно. Понятно, что жизнь в подобном состоянии кажется совершенно невыносимой, а в России она поистине ужасна.

Героиня пыталась создать «запас знаний» и совершить самоубийство в ситуации потери памяти. Однако самоубийство ей не удалось — потеря памяти и личности делает такие решительные шаги невозможными. Героине Джулианы Мур остается только жить…

В финале фильма ее муж переезжает на работу в другое место и оставляет присматривать за женой , которая к тому моменту ничего не помнит, младшую дочь. Героиню отвели к новорожденному внуку. Она взяла его на руки, но не смогла вспомнить, кто он такой. Единственное, что подсказала ей память, — это то, что она когда-то уже держала ребенка на руках.

Признаться, я ожидал модного нынче мотива эвтаназии. На Западе это живая и обсуждаемая тема. Правда, в России ввиду отсутствия обезболивающих и ужасающего состояния медицины регулярно сотни человек кончают жизнь самоубийством, в то время как эвтаназия лицемерно запрещена. Стоит заметить, что самые злые люди, которых я знал, были глубоко православными: постились, молились и в то же время ненавидели весь мир. Понятно, что им приятнее наблюдать самоубийство, нежели облегчать страдания.

В финале звучит нотка гуманизма: последняя сцена доказывает, что человек всегда человек, даже с болезнью Альцгеймера. Младшая дочка главной героини зачитывает отрывок романтического содержания, и ее мама понимает, что он о ЛЮБВИ. Пока жива в человеке любовь, пока он понимает, что это такое, он жив, и не важно в каком он состоянии…

«Всё еще Элис» советую посмотреть!

«Все еще Элис»

[sendpulse-form id=»2327″]

alice-on-beachЭлис Хауленд — профессор лингвистики Колумбийского университета, блестящая учёная, преподавательница, на лекции которой приезжают со всей страны, автор классического учебника по лингвистике. Она живёт размеренной жизнью университетского профессора: интересная работа, восхищённые студенты, любимый муж, уже выросшие чудесные трое детей (старшая замужняя дочь начинает заговаривать о скорых внуках). Вот только… небольшие проблемы начинают всё более и более чувствительно укалывать Элис: например, она запинается на лекции, из головы выскакивает элементарный термин. Профессор Хауленд отшучивается, никто ничего не заподозрил. Вылетевшее слово приходит в голову позже — такое со всеми случается.

alice-lectureОднако непонятные сложности нарастают, и Элис дисциплинированно обращается в университетский медицинский центр и сообщает о проблемах с памятью и нарушении ориентации в пространстве: недавно она заблудилась на пробежке в кампусе. Да, это что-то странно-пугающее. Элис озвучивает свои страхи: опухоль в мозге, рак, смертельная болезнь. Но результат диагностики ошеломляет и сваливает с ног: ранний Альцгеймер.
Элис в ужасе и отчаянии. Она спорит с врачом, но через некоторое время спорить становится бесполезно — слишком много признаков. Родные не в силах принять этот диагноз: как? Женщина в полном расцвете сил, на вершине академической карьеры, мать и жена, умница и чудесный человек. И вдруг — такая нелепая, неотвратимая, разрушительная болезнь?

Поначалу всё идёт почти так же, как и шло раньше. Элис выкручивается на лекциях, выезжает на прежних наработках и оставшихся знаниях, но студенты (а у неё отборные студенты) начинают догадываться и пишут негативные отзывы на работу профессора (это американский университет, там учащиеся дают обратную связь по итогам работы преподавателя). Элис вынуждена признаться своему завкафедрой и он отстраняет её от работы.

У Элис появляется ощущение, что всё, над чем она работала, что создавала в своей жизни, уплывает из рук, как песок сквозь пальцы — неумолимо и не удержать.

Вот и любимая работа утрачена.

alice-visiting-doctorВыясняется, что ген Альцгеймера получен от кого-то из родных, но и мать и отец умерли рано, и она просто не знала о том, что сидит на часовой бомбе со взведённым механизмом. Но зато можно проверить детей — у сына гена нет, у старшей дочери обнаружен, бунтарка-младшая дочь отказалась проходить обследование. Чувство вины Элис и отчаяния детей от неожиданно свалившегося недуга тоже отравляет их отношения.

Детям и мужу больно смотреть на стремительно теряющую привычный облик мать и жену, на то, как пустеет её взгляд. С виду она такая же, как и была — но уже не та знакомая любящая мама. А ей больно каждую минуту, когда её снова не слушается речь, когда она не может подобрать слова. Слова! Она, профессиональный лингвист — лучший лингвист, знающий о словах всё! И они предают её. Даже подобрать названия простейшим вещам она теперь не в состоянии. Мучительно она подыскивает слова, чтобы выразить свои желания, и с каждым днём это становится всё труднее.

Элис горько заявляет мужу: «Лучше бы у меня был рак». Рак бы просто убил тебя, убил целиком, ту, какая ты есть. А Альцгеймер отгрызает тебя по кусочку, по капельке. Очередная крошка падает в темноту небытия и неосознавания. И в раке не так стыдно признаться — тебе сочувствуют. Тогда как болезнь Альцгеймера приходится скрывать, как нечто постыдное и унизительное (в попытке объяснить свои чувства Элис забывает слово «стигматизация», и в этом тоже есть чёрная ирония). И тысячу раз больно от каждой маленькой потери.

alice-talkingПод видом дочери человека, больного Альцгеймером, Элис посещает дом престарелых, специализирующийся на этом заболевании. Персонал показывает ей, как будут обращаться с её воображаемым «папой» — на самом деле, она хочет посмотреть, что ждёт её саму. Это ужасно, пугающе, неотвратимо. И даже вышколенные доброжелательные медсёстры всё-таки для собственного удобства обращаются с больными, как немножечко с неодушевлёнными предметами — чтобы они не нанесли повреждений самим себе, конечно же. Элис раздавлена и угнетена. Перспектива впереди безрадостная.

И она предпринимает меры: готовит план ухода на случай, когда не сможет ответить на контрольные вопросы, которые ей каждое утро задаёт смартфон: «Как зовут твою старшую дочь?» «На какой улице ты живёшь?» «В каком месяце твой день рождения?»

alice-and-lidiaЭлис приглашена выступить на конференции, посвящённой болезни Альцгеймера — это трогательная и жалкая её попытка защитить своё достоинство. Она привлекает технические средства на помощь себе: смартфон, маркер, которым вычёркивает слова в речи на конференции.

Элис отчаянно сражается на своей тихой войне. Она борется мужественно, самоотверженно и дисциплинированно, но болезнь безжалостна и всемогуща. Синдром Альцгеймера прогрессирует стремительно, разъедая, словно кислотой, всё, на что она может опереться — её память, её разум, её воспоминания. И понемногу острая боль утраты когнитивных функций сменяется успокоительным забвением. Чернота непонимания, неосознавания, неузнавания становится благом. Элис отчаянно борется, но вся её борьба за то, чтобы ещё несколько лишних минут, часов, дней выстоять на клочке суши, затопляемом безжалостным приливом, оттягивая неизбежное.

alice-and-johnИ родные, погоревав, смиряются и начинают заниматься своими делами. Сын плачет, глядя на выступление мамы на конференции, но живёт своей жизнью — он интерн медицинской школы, крайне загружен и очень амбициозен. Муж (вечно занятый) винит себя, но принимает приглашение на работу от клиники Мэйо возглавить у них отделение. Это великолепный карьерный шанс, почему он должен отказываться? А жене будет предоставлен первоклассный уход в клинике, он лично проследит. С Элис остаётся только несломленная младшая дочь, которая не может смириться, что её мать будет беспомощна и отдана на попечение чужим профессиональным, но равнодушным людям. Она не может списать маму со счетов, забрасывает свою едва наклюнувшуюся артистическую карьеру и берёт уход за почти всё утратившей мамой в свои руки.

Элис вглядывается в ужасающую черноту непонимания, которая неумолимо подступает и несёт с собой немоту и невозможность выразить словами мысли, чувства, любовь.

Сильный, печальный, щемящий фильм. Фильм о любви, нежности, заботе — и об утрате. О том, как хрупко всё то, что делает нас теми, кем мы привыкли себя считать.

Посмотреть фильм можно тут


Понравилась статья?
Чтобы получать свежие статьи психолога, подпишитесь на Telegram-канал

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *