Эссе по фильму жаворонок

Обновлено: 17.04.2023

Пару дней назад разместила заметку об одном фильме, не буду упоминать название. Почему? Не хочется в эту заметку тащить негатив, с которым обрушились на меня. Я не в обиде, никого не заблокировала, не удалила ни одного коммента, просто не стала участвовать в обсуждении.

Комментарии прочитала. Благодарна всем, независимо от обрушевшейся на меня ярости, за один конструктивный момент. Какой? За упоминание фильма «Жаворонок». Я его впервые посмотрела сегодня ночью. Искреннее мое спасибо вам всем!

О фильме.

  • Никита Курихин(1922-1968). Ушел из жизни в 45 лет. С 1941 по 1947 год служил в рядах Советской Армии, участник ВОВ;
  • Леонид Менакер(1929 — 2012).Ушел из жизни в 82 года.В 1941 году эвакуирован в Москву из Ленинграда.
  • Михаил Дудин(1916 — 1993). Ушел из жизни в 77 лет. С 1939 года на фронте, сначала на Финской войне, затем на Великой Отечественной;
  • Сергей Орлов(1921 — 1977) — Ушел из жизни в 56 лет. Участник ВОВ.
  • Операторы:Николай Жилин, Виктор Карасев.
  • Композитор:Яков Вайсбурд.
  • Художник:Борис Быков.
  • Страна:СССР.
  • Производство:Ленфильм.
  • Год:1964.
  • Премьера:1 мая 1965.
  • Актеры:Вячеслав Гуренков, Геннадий Юхтин, Валерий Погорельцев, Валентинс Скулме, Бруно Оя, Эрвин Абель, Жанис Катлапс, Хейно Мандри, Гунарс Плаценс, Олев Тинн, Янис Юров.

Два сценариста и два режиссера, а правильнее, точнее — командир взвода тяжелых танков Сергей Орлов, пехотный капитан Михаил Дудин , стрелок-радист бомбардировочной авиации Никита Курихин и военный стригунок Леонид Менакер. Стригунок — это годовалый жеребенок, если вы не знали. «Военный жеребенок» — Леонид Менакер.

Я посмотрела этот фильм. Немногословный, реалистичный.

Чёрно-белый. Как в документальном репортаже — минимализм и нереальная глубина.

Такой и должна быть картина, основанная на реальных событиях, за героев которой искренне переживаешь и гордишься ими. Сергей Орлов на войне был танкистом. Он точно знал, что это за военная машина «танк», что такое в танковая атака, что такое гореть в танке.

Их было четверо. Четверо солдат, искалеченных, затравленных, обессиливших, но не сломленных. Плен для них не стал концом. Плен стал для них продолжением войны.

Триумфальным маршем шел оживший танк с экипажем смертников по глубоким тылам противника. И стелились ему под гусеницы маленькие города большого рейха: Версдорф, Вайсбург, Шпремберг.

В этом фильме мир впервые увидел ДРУГУЮ войну. Настоящую:

  • Которая «не до ордена — была бы Родина».
  • Которая «одна на всех — мы за ценой не постоим. «

Очень сильные последние кадры. Гитлеровцы застрелили Ивана-водителя. Один в растерянности снимает очки. Другой смеется. Остальные отворачиваются и опускают головы .

  • Танк, уходящий в свет. В бесконечность.
  • Танк — Жаворонок, улетает к ангелам, унося с собой свой экипаж.

Жаворонок на Руси птица почитаемая. Их запрещалось употреблять в пищу, а убивать считалось грехом .

По преданиям, жаворонок — символ весны. любимая птица ангелов. В народе жаворонок издревне считался «чистой птицей». Связник между земным миром и раем.

Считалось, что он подхватывает души усопших и уносит их в рай.

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля —
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой.
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей.

Жаворонок кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

Жаворонок (1964): смотреть онлайн
Жаворонок (1964): смотреть онлайн

отзывы

Пастор Шлаг , поскольку информация на данном сайте часто бывает неточна , я ориентировался на текст самого фильма .

Светлый фильм. В чем разница между «Жаворонок» — самая ранняя и самая высотная птичка и «Т-34» — модель танка.
А разница между советским фильмом времён оттепели и капиталистическим компьютерным фильмом к дате. Что после первого фильма хочется жить, жить не предав память о своих предках. А после второго не очень.

Роскошный фильм.
Светлая память авторам-фронтовикам. Ну и с наступающим всех причастных и сочувствующих. Здоровья и всех благ.

Согласен ! Особенно порадовало высказывание танкиста (Юхтина) на счет заключения пакта Молотов/Ребентроп , чувствуется фильм эпохи Оттепели , ну на счет того как до войны с немцами лабызались , а потом жалели об этом.

Потрясающий фильм. Наизусть знаю, а все равно сердце останавливается, слезы душат. Спасибо ВАМ фронтовики за Подвиг, за Победу! А авторам за ТАКОЙ фильм, за ТАКИЕ эмоции.

№73 Сергей Странник
. считаю что и концовка фильма верная и сильная по исполнению — посмотрите на гитлеровских солдат — зенитчиков, после того как застрелили Ивана-водителя, -один в растерянности снимает очки, другой смеется довольный что пристрелил русского — «унтерменшена», спасшего немецкого мальчика, остальные отворачиваются, опускают головы — то же «лицо войны».
. Фильм передает главное (словами даже сложно сказать) психологию войны, психологию советского солдата, психологию тех людей — наших дедов и прадедов, бабушек и прабабушек, отцов и матерей, которые смогли победить, и не «шапкозакидательством», а стойкостью, самопожертвованием, неимоверным трудом, техникой, руководством, идеологией, — всем тем из чего формируется АРМИЯ, ВЕЛИКОЕ ГОСУДАРСТВО. СОВЕТСКАЯ АРМИЯ была лучшей. И не только победить, но поднять из «пепла», возродить разрушенное хозяйство, и не 300, а за 30 лет. Низкий им поклон.
P.S. Современные фильмы о Великой Отечественной войне с героями у которых «компьютеры в глазах», за крайне редким исключением (бывают из правил исключения) просто «отдыхают» по своему уровню по сравнению с таким фильмами как «Жаворонок».

№29 Andrej121052
. Сейчас так не снимают. Черно-белое решение с высоким профессионализмом операторской работы. Молодежи такое решение, возможно, смотреть не интересно- нет спецэффектов, компьютерной графики, звук не тот. А ведь основное не это- суть, соль в людях и их поступках. Хороший фильм, снятый людьми, которые историю войны не по лживым изложениям событий тех лет изучали (или просто бегло читали), а сами были участниками и свидетелями жесточайшего противостояния.

Не оставляет равнодушным.
Ранее писали о финальной сцене. Вполне в стилистике картины. Было бы лучше,если бы показали повешение оставшегося в живых?
Возникает вопрос ,почему не дозаправились ,проехали столько городков,заправки-то есть ,наверняка,и солярка.
И найти их с помощью авиации можно очень быстро,но,тут-то понятно,прошло слишком мало времени.
PS . Смотреть кино по нашему TV — это такая гадость. -((((

Это не «Жаворонок» противопоставляют «Тз4». Это «Т 34» противопоставляют Жаворонку. Фильм «Жаворонок» — это абсолютно самодостаточный бриллиант. И он не нуждается в том, что бы сравниваться с кем то.

«Жаворонок» часто противопоставляют новейшему «Т-34». Вот раньше шедевры снимали, а теперь. Но, честно говоря, «Жаворонок» при новом просмотре спустя много лет не кажется мне шедевром, как не казался и в 60-е годы. Тогда я ещё в школе учился, и мне казалось, что фильм недостаточно приключенческий (в этом смысле мне больше понравился узбекский «Подвиг Фархада»). А «Жаворонок» неплохой, но не потрясающий. И штампов, и ляпов кино тех лет хватает. Немцы довольно-таки карикатурные. Как водится, у всех поголовно автоматы, а Главгад щеголяет в эффектной чёрной форме СС. Портупеи, насколько мне известно, их офицеры во время войны не носили. И потом, разве пленных не стригли наголо? У всех узников довольно большие шевелюры.

По моему режиссер слабоват. Он более красивыми кадрами интересовался чем логикой. Особенно где женщины по полю бегут. Красиво ,но не правдоподобно.

Подражание авторскому (поэтическому) кино в фильме весьма заметно — то Калатозову, то Тарковскому, а операторы явно «под Урусевского» снимали. И финальная сцена показалась мне искусственной, с этим ребёнком, неожиданно появившимся перед танком. Советский человек должен непременно спасти ребёнка, жертвуя собственной жизнью.

Фильм потрясающий и не стареющий, по крайней мере, для меня. Он весь проникнут символизмом, хотя выписан штрихами нового реализма и советской киноповести. То, что он сделан на основе мало известных событий, описанных у генерала Попеля, не имеет особого значения (хотя это и хорошо, как любой факт, заставляющий гордится своими соотечественниками). Он самоценен по своей сути, так же как и равные ему по эмоциональному воздействию фильмы о советских людях в войне «Отец солдата» и (более приглушенный, нарративный) «У твоего порога».

Надеюсь, что эти отзывы искренние и люди действительно так думают, а не просто следуют моде на обругивание современного кино о войне и восхваление военного кино старого, советского (будем честны, и в СССР бывало снимали ерунду, и сейчас приличные фильмы случаются). Надеюсь, что кино у всех этих рецензентов действительно вызвало такой неописуемый восторг.

У меня сложилось несколько иное мнение.

фильм жаворонок

Можно было бы назвать его главным героем, но это танк.
Как сообщают специалисты, танк выпуска 1942-1943 года. Был специально восстановлен для съемок в фильме (заплатки на корпусе хорошо видны и в сюжет как раз укладываются). После съемок танк остался на Ленфильме. В девяностые годы его отдали на ремзавод в Стрельну, где он до сих пор и находится.

Итак, лето сорок второго года, в лагерь для военнопленных прибывает лощёный оберштурмфюрер, весь такой в модных чёрных очках, в перчаточках, чёрной форме от Хьюго Босс с нарукавной повязкой, ромашку нюхает. (Чёрную форму эсэсовцы тогда уже не носили да и такие очки явный анахронизм из шестидесятых, но образ эсэсовской гниды зрителю подан).

У этого эсэсовского старшего лейтенанта есть идея – для испытаний нового боеприпаса к немецкой противотанковой пушке стрелять по трофейным советским танкам, в которые посадить экипажи из военнопленных. И начинает он отбирать людей в танковые экипажи методом тыка. Ну и выбирает, таким образом, главного героя, единственного, наверное, настоящего танкиста, бывшего мехвода тридцатьчетвёрки.

фильм жаворонок

Главный герой и… нет, не главный злодей, просто злодей

Испытания новых немецких снарядов проходят весьма оригинально – по артиллерийскому полигону, изрытому какими-то оврагами и буграми, мечутся во все стороны чуть не десяток тридцатьчетвёрок одновременно, а немецкая противотанковая батарея по ним азартно лупит. Да-да, танки с экипажами-смертниками заправлены, отремонтированы, комплектны и на ходу. Разве что боеприпасы у немцев хватило ума не выдавать.

Задача танков – доехать до батареи. Немцы вовсю промахиваются, кругом взрывы как на поле боя, но если уж попадут, то вылезающих из подбитого танка пленных тут же расстреливает невидимый пулемётчик. (Зачем? А просто так). Начальство на всё это благосклонно взирает из бункера и сетует разве на то, что в борт тридцатьчетвёрки новым снарядом пробиваются легко, а в лоб – ну никак.

фильм жаворонок

Проведение испытаний нового артиллерийского боеприпаса методом отбивания танковой атаки. Немцы, что с них взять

Н-да. Вы меня извините, конечно, но это какой-то лютый бред. Какой смысл в подобных испытаниях – тайна великая есть. Разве что пощекотать себе нервы – намотают тебя на гусеницы обозлённые русские пленные, или нет. Поедут на своих танках в разные стороны, или пойдут на прорыв строем в одном направлении.

В то, что немцы вполне способны для уточнения заброневого действия своих снарядов и изучения влияния поражающих факторов на экипаж, посадить в обстреливаемый на полигоне танк, хоть в трофейный, хоть в свой опытный, живых людей (наших пленных) с лёгкостью веришь. Немцы и не такой ещё сволочизм себе позволяли, и не такие опыты на людях ставили.

А вот в то, что у сидящих в танке смертников будет шанс этот танк не просто завести и с места тронуться, но и вовсе сбежать на нём с полигона, верится с превеликим трудом. Точнее, не верится вовсе. А происходит в кино именно это. Как и следовало ожидать.

фильм жаворонок

На этой тридцатьчетвёрке с переднего плана, со штампованной башней и характерными заплатками на носу, герои и будут в основном раскатывать. Однако иногда её будет внезапно подменять Т-34-85, вроде того, что стоит на заднем плане.

(Почему в Чехию – я не понимаю. В Протекторате Богемии и Моравии та же самая немецкая власть, Чехословакия-то уже три года как тю-тю, кончилась, а Сопротивление тамошнее было сродни Французскому или, там, Бельгийскому – одно название).

фильм жаворонок

Экипаж смертников внутри танка. Кто из них француз ясно без подсказок

В процессе наведения шороха экипаж то на наших женщин-остарбайтеров наткнётся, работающих в поле, то новой одёжкой прибарахлится, то немецкий памятник снесёт на площади, то легковушки подавит, то пива баварского выпьет.

Но и немцы не дремлют, пытаются танк перехватить. И герои, так и не израсходовав бесконечные патроны к МП-40, и бесконечное дизтопливо, гибнут в бою один за другим. Главный герой последним, предательски застреленный в спину, спасая немецкого мальчика, который в одиночестве в чистом поле, вылез прямо под гусеницы.

фильм жаворонок

Режиссёры ещё не забыли, для чего амбразуры в бортах танковой башни, и МП-40 для этого как раз подходит

Немцев традиционно для советского кино играют прибалты (яблочко от яблони, как говорится), и немцы эти не менее традиционно неимоверно карикатурны. Злобные негодяи, трусы и дураки, что военные, что гражданские. Не умеем мы, чаще всего, показывать врага, не умеем. Если они, немцы эти, были такими трусливыми недоумками – как мы умудрились им чуть войну не проиграть, и в чём честь победы над таким бестолковым врагом? С англичан надо брать пример, они своих побеждённых врагов вон как пиарят и превозносят, чтобы показать всем – глядите, кого мы победить сумели.

фильм жаворонок

Немцы преследуют героев на советских послевоенных БТР-152 с прицепленными пушками Д-48, а сзади едет БТР-40

И ведь вполне можно было бы вытянуть такой сюжет, пусть с отступлениями от реализма и здравого смысла, но – не вышло.

фильм жаворонок

Современное состояние того главного героя, который танк. После покатушек по отечественным просторам. Колёсики уже новые, от Т-54, аутентичные из фильма куда-то посеяли

Сценарий написан двумя поэтами — фронтовиками — танкистом С.

Орловым и пехотинцем М.

Один из режиссеров, Н.

Курихин — тоже ветеран войны, стрелок — радист бомбардировочной авиации.

Когда пересматриваешь фильм сейчас, глаз отмечает досадные ляпы и глупости в кадре : охранники концлагеря — солдаты вермахта с партийными нарукавными повязками со свастикой, отряд мальчиков Гитлерюгенда в странной форме, больше напоминающей униформу Союза свободной немецкой молодежи ГДР под предводительством девицы (!

). Глаз — то отмечает, но сила воздействия этого фильма не уменьшается.

К нему трудно подходить с обычными мерками и оценками.

И дело тут не только в ностальгии.

Вообще, когда смотришь этот фильм, создается впечатление, что два режиссера сняли два абсолютно разных фильма, а затем снятое смонтировали в один.

Так разнятся между собой эти две части.

Одна снята в стиле худших советских фильмов о войне — с карикатурными немцами и истерической патетикой.

Другая — что — то вроде былинного эпоса о героях, которые под стать Нибелунгам — в яростном и чистом порыве они мчатся в свой последний бой.

Этот фильм заставляет задуматься о таком феномене как героизм.

Подленькое, на мой взгляд, высказывание.

Народу не нужны герои, нужны трусливые приспособленцы, тихие мещане, блудливые чиновники?

Кто же тогда будет двигать вперед историю, кто же останется в памяти?

Я против культа мертвых героев и бравурных призывов типа «Грудью на врага!

Для меня — это что — то вроде звездного часа, ослепительной вспышки, когда человек думает не о своей шкуре, а о своей душе, о спасении ближнего.

Они могли бы спокойно досидеть Великую Войну в тылу, хлебая лагерную баланду, униженно ломая шапку перед нацистами.

В то время, как их братья сражались с врагом.

И они воспользовались чудесным шансом — бежали из немецкого плена 22 июня 1942 года.

И последние часы своей жизни прожили как свободные и сильные люди и погибли как герои.

Этот путь неразделим с печалью… И когда наденешь вещмешок — сердце, потревоженное далью, тронет, тронет острый холодок… Жаворонок только — черной точкой, словно гвоздь, забитый в небосвод, вяжет, вяжет песенную строчку — и никак ее не допоет… Ю.

Стальная машина Т-34 в плену. Полтора часа свободы и воинского подвига. Фильм «Жаворонок» о советских танкистах

Как жаль, что приписка «основано на реальных событиях» часто потеряла всякий смысл в мировом кинематографе. Стремление увеличить ёмкость кинокассы не имеет ничего общего с исторической достоверностью. К счастью, советский кинематограф выделялся в лучшую сторону и этот фильм о войне оказался настоящим. Без всяких приписок.

Кинолента, совместный плод творчества режиссёров Леонида Менакера и Никиты Курихина, порадовал ясной основой из исторических фактов.

Со школьных времён мы знаем об угнанном немецком бомбардировщике военнопленным Михаилом Девятаевым. Как оказалось, угон грозной броневой машины и вызов паники в фашистском тылу это тоже исторический факт и далеко не один.

Сюжет

Лето 1942-го года. На военном полигоне в тылу нацистской Германии проходят натурные испытания противотанковых орудий. Для оценки возможностей и улучшения технических характеристик своих орудий и новых снарядов военные инженеры и боевые офицеры вермахта используют трофейные танки Т-34 Красной Армии.

Для большей достоверности испытаний сформированы экипажи «смертников» из числа военнопленных.

Остаться в живых в немецком плену большая удача или везение, и военнопленные ищут возможность покинуть лагерь. Хотя обречённость каждого человека прослеживается сразу, ведь до линии фронта неизмеримо далеко.

Удастся ли использовать возможность для побега и сам финал военной истории мы узнаем только после просмотра.

Военные реквизиты

Советский танк Т-34 образца 1942 года стал главным техническим героем ленты. Нет ошибок в достоверности модели, всё верно. Именно такое 76-мм орудие танка Л-11 (или похожее орудие Ф-34) монтировалось на башню танка в начале сороковых. Модернизированных позднее «тридцатьчетвёрок» в фильме просто нет, как нет и ошибок создателей.

Боевые испытания немецких снарядов выполнены из известного орудия Pak-38 (50-мм), довольно удачного и эффективного по тому времени.

После войны эти орудия массово были направлены на переплавку, однако оригинальных экземпляров хватало на большинстве киностудий СССР.

Т-34 это средний танк Второй мировой войны, самый массовый в РККА.

Удачная разработка конструктора Михаила Кошкина изначально оснащалась 76-мм пушкой. Модификация с мощной 85-мм пушкой появилась в начале 1944 года. Обладал передовой конструкцией с дизельным двигателем и наклоном броневой защиты, высокой ремонтопригодностью.

Участник боёв в Великой Отечественной в 1941-1945 годах, а также в Корейской войне 50-х, конфликте между Египтом и Израилем в 60-х, военных действиях на Кипре в 1974.

Актёрская группа

Советский военнопленный Иван в роли Вячеслава Гуренкова получился настоящим героем. Отношение к военнопленным красноармейцам со стороны немцев печально известно.

Русский механик-водитель выжил и на его долю выпала отвага, обдумывание боевой вылазки и даже уместный кураж.

В группе военнопленных правдиво смотрятся и актёры Геннадий Юхтин, Валентин Скулме, Валерий Погорельцев. В невыносимых условиях плена их героев объединяет многое и понимают они друг друга с полуслова. Для всех них честь и преданность Родине не были пустыми словами или казённой выдержкой из Устава.

За всеми действиями и фразами актёров мы следим без перерыва, ведь это подлинная игра лучших из лучших.

Противник, столь жестокий и беспощадный, смотрится отлично, без известных глупостей. Изобразить в таком качестве, без лишних придумываний, просто блестяще удалось Бруно Ою, Хейно Мандри, Эрвину Абелю и Жанису Катлапу.

Их лица очень близки к их героям, где угадываются характер, военная выправка и стеклянные, жёсткие глаза. Без таких, прямо скажу, фактурных актёров, любые воспроизведения солдат вермахта будут вызывать справедливые сомнения. У актёров, кому суждено сыграть нашего противника, роли стали превосходными.

В эпизоде русских (конечно, советских) невольниц актрисами Любовью Малиновской и Людмилой Глазовой переданы отчаяние, надежда и искренняя сестринская любовь к соотечественникам.

Короткий эпизод героинь, мощный по своей жизненной сути и остро щемящий сердце любого человека.

Сцены, которые сейчас не снимают

Современные военные фильмы, претендующие на историчность, славятся, к сожалению, слабыми диалогами героев. В их речах фальшь очевидна и уловима сразу. Также аналогично плохо смотрятся психологические аспекты очень многих кинокартин, снятых в последний десяток лет.

Когда нет диалогов, нет смысловой нагрузки, отсутствует внутреннее переживание героев, не помогут ни значительные бюджеты, ни восхитительные эффекты, ни псевдоисторические сцены.

Я не вижу в чёрно-белом «Жаворонке» указанных ниже сцен, которые можно сколько-нибудь поставить под сомнение.

1. Поле, на котором работают угнанные на чужбину русские женщины. Бесплатная рабочая сила из окуппированных территорий Советского Союза использовалась бюргерами активно, в том числе в сельском хозяйстве.

2. Сцена в немецком кафе, где драматизм достигает своего психологического пика, сегодня практически исключена. Уничтожение городского милитаристского памятника носит вполне ясную цель и обычные гражданские немцы будут помнить это до конца войны. Лето 42-го это тяжёлые для Красной Армии бои и настроения в Германии были ещё победными.

3. Сама попытка угона восстановленного танка здесь не потеряла зрелищности. Никак не могло быть в танке боекомплекта, немецкая педантичность и оправданная осторожность не позволили известные вольности.

Поэтому, видимо, режиссёры не стали втирать очки зрителю, а просто добавили правдоподобности. За что им честь и благодарность.

Итоги

Тем, кто интересуется военной историей, кто имеет белые пятна в хронологии Великой Отечественной войне, кинолента станет неким откровением. В отсутствие привычных сейчас спецэффектов, где мы наблюдаем действительно впечатляющий полёт снаряда или пули, фильм выделяется очень высокой режиссурой и проработанным до самых мелочей сценарием.

Если внимательно слушать речь героев, их диалоги, то непременно придёт мысль, что подобное встретить в современных военных фильмах и сериалах можно с необычайным трудом.

Киношная цензура в СССР не всегда оказывалась последней инстанцией, иногда она преодолевалась властью свыше. Однако здесь консультанты, вчерашние фронтовики и истинные историки, не позволили перейти границы вседозволенности и сделать из войны неуместную мультипликацию.

Реконструкторы военных событий и историки, конечно, укажут на несколько незначительных несоответствий. Но только, скорее, в части войскового реквизита.

Режиссёрская же работа выполнена на «отлично», что не позволит зрителю просто взять и забыть фильм о героях. Конечно, отмечу труд сценаристов Михаила Дудина и Сергея Орлова (командир взвода танков «Климент Ворошилов»!), которым довелось самим воевать на передовой. Очевидно, что соврать или приукрасить сюжет им было нельзя.

Сегодня, когда в школьной программе нет чёткой структуры изложения самой кровопролитной войны, кинолента 1964-года о военнопленных вызовет только благодарность за память. Правдивость, реальность происходящего, фактурность актёров стали главными достоинствами фильма.

Читайте также:

      

  • Сочинение на тему милосердие и сострадание 5 класс
  •   

  • Сочинение по картине шишкина на опушке соснового леса
  •   

  • Что я открыл для себя в романе война и мир сочинение
  •   

  • Что такое современный этикет и общегражданский этикет сочинение
  •   

  • Сочинение на тему деятельность человека 6 класс обществознание

Фильм снят в 1964 году киностудией «Ленфильм». Таким образом, сразу можно сказать, что фильм строго ограничен идеологией той эпохи. Однако нельзя не отметить, что хрущевская «оттепель» весьма серьезно повлияла на картину. В фильме раскрывается если не запретная, то, во всяком случае крайне неудобная для советского кинематографа (как, впрочем, и литературы) тема плена, поведения человека в плену, отношения советских пленных и их поработителей.

С самого начала авторы фильма предупреждают нас: «В основу фильма положен подлинный факт». Подлинный или нет — не знаю, подозреваю, что во многом «подлинность факта» обусловлена мемуарами Попеля. В любом случае, не стоит, на мой взгляд, искать в фильме историческую основу, это, вне всякого сомнения, типичная легенда.

Итак, в июне 1942 года немцы испытывают новые боеприпасы в к противотанковым орудиям. Чтобы приблизить условия к натуральным, они раз за разом выводят на полигон трофейные «тридцатьчетверки» с экипажами из пленных танкистов. Уже это выделяет фильм из череды военных картин — впервые ясно признается не только то, что немцы взяли в плен много наших бойцов, но и захватили немало исправной военной техники.

Экипажи подбитых танков уничтожаются на месте, видимо, для того, чтобы не привыкали к трассе. Однако один из водителей ухитряется подвести машину почти к самым орудиям. Это производит благоприятное впечатлениена эсэсовца, которые руководит испытаниями, и «ивану» предлагается интересный вариант: его не только не убьют, но предоставят возможность сделать еще один проход, причем на танке будет установлена рация, чтобы он вел машину туда, куда будет приказано. Эсэсовский офицер тесно связан с проиышленными кругами Германии, представленными карикатурным промышленником в шортах, а хочет как можно скорее впарить Вермахту новый боеприпас. Если «иван» сделает все, как положено, ему обещана свобода, но остальные члены его нового «экипажа» будут расстреляны, вот как этих только что расстреляли.

Надо сказать, что эсэсовец лично отбирает своих «испытателей» в концлагере, и когда он приказал выйти из строя этому махнику, между ними произошел короткий разговор: пленный сказал, что он танкист, водитель Т-34. Немец усмехнулся и ответил, что настоящие танкисты — в России, на «Тихий Дон», а ты, «иван», плохой танкист, да к тому же без танка.

На ремонт поврежденной машины «ивану» и его экипажу: молодому парню с незамысловатым именем «Алеша», долговязому танкисту и чахоточному французу, который неведомо как прибился к этой команде, дается три дня. Все это время механик тщательно следит за тем, чтобы танк восстанавливался, как следует, пресекает попытки саботажа и ведет себя, как законченная сволочь…

Дальнейшие события, в общем, предугадать нетрудно, поэтому я не стану расписывать их подробно. Да, в финале не уцелеет никто — это просто невозможно в Германии летом 1942 года. Но люди отведут душу широко, по-русски, но без зверства.

Что можно сказать об игре актеров? В то время не принято было отображать широкую гамму чувств разнообраными сокращениями лицевых мышц, поэтому, в общем, игра местами достаточно условна. Командир экипажа немногословен, эмоции скрывает, поэтому когда они все-таки прорываются, это оказывается довольно неожиданно и вполне жизненно. Француз, в общем, отражает наши представления о французах: очень живой, очень эмоциональный, но без карикатурности. Сцена, когда он в танке смешит товарищей — почти трогательная. Молодой комсомолец несколько невнятен, но, думаю, тут скорее вина режиссера и сценариста, которые представили парня несколько ходульным. Самый интересный персонаж, как ни странно, это второй танкист — долговязый. На протяжении фильма он сильно меняется, как под воздействием внешних обстоятельств, так и через влияние товарищей (поход в немецкий погребок за пивом поставлен и сыгран очень хорошо). Сцена, в которой он делает свой последний выбор, сделана очень талантливо, до определенного момента ен понимаешь, что он задумал.

Отдельное слово надо сказать о немцах. Фашисты в фильме не то, чтобы карикатурны, они, скорее, абсолютно чужие и чуждые, причем в отображении этой чуждости коллектив, на мой взгляд, переборщил. Однако есть один, очень сильный эпизод, в самом конце, где гитлеровские артиллеристы, приготовившиеся любой ценой не пропустить бешеный русский танк, который явно рвется к очень важной цели, проявляют почти уважение к последнему поступку танкиста.

И в заключение, хочу отметить, что в фильме снимался как настоящий танк Т-34 со штампованной башней-гайкой, так и его уменьшенная но крайне похожая копия. Об этой копии была интересная статья в журнале «Полигон» — именно она участвует в ряде сцен, и, если не знать в каких именно, определить, что это не настоящий танк, невозможно.

Фильм, разумеется, на любителя. Но я посмотрел с удовольствием.

И. Кошкин
Источник

«Жаворонок» снят на основе реальных событий. Сценарий написан двумя поэтами-фронтовиками -танкистом С. Орловым и пехотинцем М. Дудиным. Один из режиссеров, Н. Курихин — тоже ветеран войны, стрелок-радист бомбардировочной авиации.

Когда пересматриваешь фильм сейчас, глаз отмечает досадные ляпы и глупости в кадре: охранники концлагеря — солдаты вермахта с партийными нарукавными повязками со свастикой, отряд мальчиков Гитлерюгенда в странной форме, больше напоминающей униформу Союза свободной немецкой молодежи ГДР под предводительством девицы (!). Глаз-то отмечает, но сила воздействия этого фильма не уменьшается. К нему трудно подходить с обычными мерками и оценками. И дело тут не только в ностальгии.

Вообще, когда смотришь этот фильм, создается впечатление, что два режиссера сняли два абсолютно разных фильма, а затем снятое смонтировали в один. Так разнятся между собой эти две части. Одна снята в стиле худших советских фильмов о войне — с карикатурными немцами и истерической патетикой. Другая — что-то вроде былинного эпоса о героях, которые под стать Нибелунгам — в яростном и чистом порыве они мчатся в свой последний бой.

Этот фильм заставляет задуматься о таком феномене как героизм. Бертольд Брехт когда-то сказал: «Несчастен народ, который должен иметь героев». Подленькое, на мой взгляд, высказывание. Народу не нужны герои, нужны трусливые приспособленцы, тихие мещане, блудливые чиновники? Кто же тогда будет двигать вперед историю, кто же останется в памяти?

Я против культа мертвых героев и бравурных призывов типа «Грудью на врага!» Понятие «героизм» намного сложнее. Для меня — это что-то вроде звездного часа, ослепительной вспышки, когда человек думает не о своей шкуре, а о своей душе, о спасении ближнего.

Герои фильма «Жаворонок» — трое русских и один француз. Они могли бы спокойно досидеть Великую Войну в тылу, хлебая лагерную баланду, униженно ломая шапку перед нацистами. В то время, как их братья сражались с врагом. И они воспользовались чудесным шансом — бежали из немецкого плена 22 июня 1942 года. И последние часы своей жизни прожили как свободные и сильные люди и погибли как герои.

Этот путь неразделим с печалью…
И когда наденешь вещмешок —
сердце, потревоженное далью,
тронет, тронет острый холодок…
Жаворонок только — черной точкой,
словно гвоздь, забитый в небосвод,
вяжет, вяжет песенную строчку —
и никак ее не допоет…

Ю. С. Белаш

Пару дней назад разместила заметку об одном фильме, не буду упоминать название. Почему? Не хочется в эту заметку тащить негатив, с которым обрушились на меня. Я не в обиде, никого не заблокировала, не удалила ни одного коммента, просто не стала участвовать в обсуждении.

Комментарии прочитала. Благодарна всем, независимо от обрушевшейся на меня ярости, за один конструктивный момент. Какой? За упоминание фильма «Жаворонок». Я его впервые посмотрела сегодня ночью. Искреннее мое спасибо вам всем!

О фильме.

Режиссеры:

  • Никита Курихин (1922-1968). Ушел из жизни в 45 лет. С 1941 по 1947 год служил в рядах Советской Армии, участник ВОВ;
  • Леонид Менакер (1929 — 2012). Ушел из жизни в 82 года. В 1941 году эвакуирован в Москву из Ленинграда.

Сценаристы:

  • Михаил Дудин (1916 — 1993). Ушел из жизни в 77 лет. С 1939 года на фронте, сначала на Финской войне, затем на Великой Отечественной;
  • Сергей Орлов (1921 — 1977) — Ушел из жизни в 56 лет. Участник ВОВ.
  • Операторы: Николай Жилин, Виктор Карасев.
  • Композитор: Яков Вайсбурд.
  • Художник: Борис Быков.
  • Страна: СССР.
  • Производство: Ленфильм.
  • Год: 1964.
  • Премьера: 1 мая 1965.
  • Актеры: Вячеслав Гуренков, Геннадий Юхтин, Валерий Погорельцев, Валентинс Скулме, Бруно Оя, Эрвин Абель, Жанис Катлапс, Хейно Мандри, Гунарс Плаценс, Олев Тинн, Янис Юров.

Два сценариста и два режиссера, а правильнее, точнее — командир взвода тяжелых танков Сергей Орлов, пехотный капитан Михаил Дудин, стрелок-радист бомбардировочной авиации Никита Курихин и военный стригунок Леонид Менакер. Стригунок — это годовалый жеребенок, если вы не знали. «Военный жеребенок» — Леонид Менакер.

Я посмотрела этот фильм. Немногословный, реалистичный.

Чёрно-белый. Как в документальном репортаже — минимализм и нереальная глубина.

Такой и должна быть картина, основанная на реальных событиях, за героев которой искренне переживаешь и гордишься ими. Сергей Орлов на войне был танкистом. Он точно знал, что это за военная машина «танк», что такое в танковая атака, что такое гореть в танке…

Их было четверо. Четверо солдат, искалеченных, затравленных, обессиливших, но не сломленных. Плен для них не стал концом. Плен стал для них продолжением войны.

Триумфальным маршем шел оживший танк с экипажем смертников по глубоким тылам противника. И стелились ему под гусеницы маленькие города большого рейха: Версдорф, Вайсбург, Шпремберг…

«На смерть, что и на солнце — во все глаза не глянешь. «

«Пока есть горючее в баках, не судьба меня, а я её выбираю.»

В этом фильме мир впервые увидел ДРУГУЮ войну. Настоящую:

  • Которая «не до ордена — была бы Родина».
  • Которая «одна на всех — мы за ценой не постоим…»

Очень сильные последние кадры… Гитлеровцы застрелили Ивана-водителя. Один в растерянности снимает очки. Другой смеется. Остальные отворачиваются и опускают головы …

  • Танк, уходящий в свет. В бесконечность.
  • Танк — Жаворонок, улетает к ангелам, унося с собой свой экипаж…

Жаворонок на Руси птица почитаемая. Их запрещалось употреблять в пищу, а убивать считалось грехом.

По преданиям, жаворонок — символ весны. любимая птица ангелов. В народе жаворонок издревне считался «чистой птицей». Связник между земным миром и раем.

Считалось, что он подхватывает души усопших и уносит их в рай.

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля —
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей…

Сергей ОРЛОВ, 1944

Советский фильм заставлял задуматься о том, что значит быть человеком, как изменила Германию зараза фашизма. Современная же версия истории о «Жаворонке» превратилась в развлечение, где нет фашизма, а есть лишь блатное балагурство и «экшн».

Т-34

Т-34

Т-34

Приближается 9 Мая, великий день в истории России и огромного числа стран, которые дали отпор человеконенавистнической идеологии фашизма, стремившейся уничтожить и поработить «неправильные народы» Советского Союза. По уже сложившейся традиции в преддверии непосредственно Дня Победы российского зрителя ждет марафон хорошо знакомых фильмов о войне.

С недавнего времени к фильмам о Великой Отечественной войне, которые стали неотъемлемой частью нашей культуры, стали добавляться новые, сделанные уже в постсоветских России и странах бывшего СССР. И помимо новых картин, пытающихся в ином свете посмотреть на события великой войны, делаются попытки «освежить» старую классику, по всей видимости, в стремлении подстроить ее под нового, искушенного в кинематографе зрителя или компенсировать недостаток новых идей избытком современных эффектов.

Одним из таких примеров стал вышедший в 1964 году фильм «Жаворонок» режиссеров Никиты Курихина и Леонида Менакера, по которому в 2019 году режиссером Алексеем Сидоровым был снят «ремейк», получивший незамысловатое название «Т-34». Прежде чем приступить к обсуждению самой картины, нужно отметить, что фильмы о Великой Отечественной войне — это особая категория, поскольку вооруженные конфликты, в том числе и глобальные, были и до нее, но такой войны как предельной концентрации столкновения сил света и тьмы, жизни и смерти еще не было. Это был не только конфликт на суше, море и в воздухе — противоборство шло и в душах его участников, поэтому невозможно поместить картину об этой войне в прокрустово ложе обыкновенного кино: фильм будет стремиться либо к крайней метафоричности, либо к крайней натуралистичности, но тем сложнее вызов для создателя, и тем более многомерен взгляд на подвиг народа и низость врага.

С моей точки зрения, рассматривать историчность фильма в плане техники и внешнего вида солдат смысла нет, поскольку важнее заглянуть сквозь это внешнее и рассмотреть то, что внутри, на глубине, за всем этим наносным. Иными словами, нужно «выпарить некий концентрат идей», стоящих за каждой из картин. Только тогда можно будет верным образом сравнить оба фильма.

Наиболее интересным в фильмах является то, каким показан враг, то есть немецкий фашист. Так, фильм «Жаворонок» начинается в концлагере. Немецкий тыл, на дворе июнь 1942 года, в машине прибывшего в лагерь оберштурмфюрера СС играет веселая и непринужденная музыка, светит солнце, а на плацу концлагеря стоят пленные красноармейцы. В этой обыденности идет отбор будущих смертников для испытания нового немецкого оружия. Немецкому командованию важно протестировать новый снаряд, а именно то, какое поражающее действие он оказывает на экипаж вражеского танка. Иными словами, перед немцами ставится вполне техническая задача, для решения которой необходимы живые манекены.

Показателен и диалог фашиста с главным героем Иваном, которого играет Вячеслав Гуренков. Фашист, узнав, что пленный № 6413 — механик-водитель танка Т-34, ухмыляется и сообщает, что это не так, настоящий водитель танка на фронте, а пленный красноармеец — «плохой танкист и без танка». Авторы «Жаворонка» избегают прибегать к натуралистическим средствам для демонстрации ужасов концлагеря, несмотря на это, позор и стыд пленного советского танкиста, вызванный замечанием фашиста, понятен и виден.

После этого зритель вместе с главным героем оказывается на полигоне, где, как в тире — спокойно и обыденно, под веселую музыку — немецкие военные расстреливают безоружные танки Т-34, в которых находятся живые экипажи. Экипажи подбитых танков, пытающихся выбраться из горящей техники, расстреливают из пулеметов под ту же веселую музыку. Сидящие в бункере наблюдатели сетуют на то, что снаряды противотанковых орудий не берут лобовую броню советского танка — все пробития только в борт. Эсэсовец, отмечая мастерство механика-водителя, сохраняет жизнь главному герою, пленному № 6413, который подошел ближе всего к позициям орудий на полигоне. Солдаты смеются над танкистом, который не понимает, почему его еще не расстреляли. Ему предлагают собрать экипаж и подойти как можно ближе к орудиям. В обмен на это ему обещают жизнь, экипаж же расстреляют — такова инструкция.

В этом эпизоде показано отношение к пленным, как к расходному материалу: обыденность и приемлемость данного положения вещей для немецких военных. Находясь в тылу, они решают вопросы своего карьерного роста и успешной сдачи комиссии из Берлина новых снарядов для армии. В их глазах война практически выиграна. Резкий контраст между летом и музыкой, смехом расчетов немецких орудий и смертью советских пленных показывает еще ярче непринужденное соседство смерти и жизни в немецком концлагере.

В свою очередь, фильм «Т-34» встречает зрителя батальным полотном эпического масштаба, выдержанным в лучших традициях голливудских блокбастеров. Младший лейтенант Николай Ивушкин, которого играет Александр Петров, встречается в бою со своим немецким антагонистом штандартенфюрером СС Клаусом Ягером. Его играет Винценц Кифер. Противостояние Ивушкина и Клауса заканчивается победой из последних сил немецкого танкиста. Автор особо уделяет внимание личному противостоянию двух танковых командиров. Сражение заканчивается тем, что механик-водитель Василенок — в исполнении Виктора Добронравова — и Ивушкин лежат на земле, поет церковный хор, камера поднимается в небо.

Следующий эпизод «Т-34» переносит зрителя тоже в концлагерь, но на дворе уже 1944 год. Ночь, идет дождь, играет марш, и на станцию приходит состав с пленными для уничтожения. Начальник лагеря с кнутом объясняет пленным, что здесь «отделяют агнцев от козлищ», и что немец — их новый господин. Авторы фильма специально пресыщают образ фашиста чрезмерной инфернальностью, которую они передают очень натуралистично и красочно. Ивушкин публично демонстрирует неповиновение, в отличие от остальных пленных, и попадает в карцер, где этот же маньяк из СС сечет его кнутом, наслаждаясь пытками.

На этих двух примерах можно уже сделать определенные выводы о двух этих фильмах, которые, казалось бы, рассказывают об одной исторической эпохе. В фильме «Жаворонок» в образе фашистов ясно проступает чуть ли не механистический расчет: они холодно решают поставленные перед ними задачи, а пленные для них — расходный материал, подобный бумаге для мишеней. Фашисты здесь показаны слугами новой идеологии, заразившей всю Германию. Они — не лишенные разума маньяки, как в «Т-34», и разум их пропитан идеологией, исключающей равенство рода человеческого. Этим и страшен образ фашистов в «Жаворонке». В «Т-34» фашисты — садисты, своей чрезмерной инфернальностью напоминающие антигероев из голливудских фильмов.

Человеконенавистнической идеологии нет, есть маниакальное помешательство садиста или одержимого идеей мести фашиста, которой противопоставлен «супергерой» Ивушкин. Постепенно возникает ощущение, что это фильм не о войне и лагере смерти, а очередной блокбастер про супергероев. Не помогает отделаться от этого чувства и сцена, без которой невозможно представить себе супергеройские фильмы Голливуда. Зритель оказывается в логове «суперзлодеев», где происходит встреча генерала Хайнца Вильгельма Гудериана, рейхсфюрера СС Генриха Гиммлера и штандартенфюрера СС Клауса Ягера. В определенный момент кажется, что они вот-вот закричат марвеловское «Hail Hydra», и к ним выйдет сам Красный Череп.

Стоит отметить тонкий момент: Гиммлер спрашивает Ягера, ненавидит ли он русских, на что штандартенфюрер СС Ягер отвечает: «Я солдат, мне не важны эмоции». Иными словами, он просто выполняет приказы, для него не существует идеологии, требующей уничтожить «неполноценные» расы. Еще один пример освобождения Великой Отечественной войны от идеологии и превращения Ваффен–СС в простых солдат.

План фашистов обернулся против них: советские военнопленные на танке вырвались с полигона, начав сеять панику в спокойной и сытой Германии. Здесь ключевую роль, помимо непосредственно концовки, играет сцена в мирном немецком городе. В советском фильме зритель становится свидетелем проводов солдата на фронт. Бармен уверен, что с русскими будет покончено до конца года: «Я трезвый человек, я знаю, что такое война. К Новому году с русскими будет покончено, и тогда начнется новая жизнь». Из окна видна площадь Победы, в центре которой стоит статуя викинга с мечом над головой.

Именно на эту площадь и врывается вырвавшийся из немецкого плена Т-34. Немцы сначала принимают его за немецкий танк, но мехвод сбивает с постамента статую викинга, и над площадью повисает тишина. «Русские», — говорит кто-то в баре. Мехвод просит одного из членов экипажа — пехотинца, который попал в плен в самом начале войны, принести пива. Тот неуверенно входит в бар и видит испуг немцев, которые только что провожали бравого солдата на фронт. В это время молодой пленный порывается схватить автомат у мехвода, чтобы пойти на помощь пехотинцу. Но мехвод парирует: «Пуля не все решает, — и добавляет, — я видел, как они „хендехох“ умеют, а он — нет; пусть поглядит». Пехотинец возвращается с пивом. Посыл этой сцены в том, что поражение и страх, как в случае с пехотинцем, который попал в плен в самом начале войны и ничего кроме них не видел, нужно преодолеть лично.

В «ремейке» советского фильма сцена, похоже, направлена на придание все той же бравурной супергеройскости персонажам, чье поведение напоминает не людей, прошедших ад концлагерей и находящихся в среде тех, кто их в этот ад толкнул, а героев водевиля, отдающего уголовной романтикой. Так, наводчик Волчок, роль которого исполняет Антон Богданов, разоружив немецкого жандарма, начинает его грабить, приговаривая «пошел на налима, поймал Никодима». Немец послушно и смиренно подчиняется. Заряжающий Серафим Ионов — его играет Юрий Борисов — тем временем начинает хватать овощи с уличного прилавка. Чувствительная немка, увидев внешний вид пленного, помогает ему взять побольше. Наводчик тем временем приводит из бара двух официанток с пивом. Мехвод, отхлебнув пива, сообщает, что «вот оно счастье». Создается ощущение какой-то блатной разбойничьей шайки, ворвавшейся в город. Вопрос не в том, что они берут трофеи, а в том, что показано это как мародерство.

Своего смыслового накала фильмы достигают естественным образом в конце. В «Жаворонке» после продолжительных боев в живых остается только мехвод, который мчится навстречу немецкой засаде. Немецкий офицер дает команду, и тут один из солдат кричит: «Стойте, не стреляйте!» Прямо на дорогу перед танком выбегает ребенок с собачкой, он спотыкается и падает. Мехвод видит ребенка. Танк приближается и вот-вот раздавит его, но мехвод — человек, прошедший нацистский концлагерь, едва ли видевший со стороны немцев хоть каплю человечности, — на ходу выпрыгивает из танка и спасает ребенка. В этот момент один из немцев дает очередь из автомата в спину танкиста, смотрит на других, те утвердительно ему кивают. Лишь один немецкий солдат, тот который кричал, чтобы не стреляли, обескуражен и шокирован.

Упрощенчеством было бы увидеть лишь попытку советских режиссеров показать бесчестие фашистов по отношению к советскому солдату. Концовка «Жаворонка» заставляет задуматься о том, что значит быть человеком. Где и когда, как не в условиях предельной опасности, ставить персонажа перед выбором: раздави ребенка, который, скорее всего, вырастет ничуть не лучше окружающих его довольных фашизмом бюргеров, и у тебя будет возможность спастись и мстить врагу дальше, или прояви не холодный расчет, а человечность, подставь спину фашистам — и что? Сможешь показать одному немецкому солдату неприемлемость его идеологии?

Со своей стороны, финал «ремейка» разворачивает перед нами эффектное эпическое действо. Ивушкин попадает в засаду Клауса, и разворачивается битва суперзлодея с супергероем. По устоявшейся традиции в российском кино про войну эсэсовцы крайне аккуратны, элегантны, дисциплинированы и возвышенно благородны; они рыцари, тогда как советские солдаты представлены каким-то блатным сбродом. Ягер может уничтожить танк Ивушкина, но он лишь бросает ему перчатку и вызывает на дуэль. Ивушкин — его Немезида, его необходимо уничтожить в «честном» бою. Высокомерие Клауса подводит его, и Ивушкин в фантастическом стиле марвеловских комиксов одерживает победу над «Пантерой» фашиста.

Крайне показательна финальная сцена «ремейка»: танк фашиста Клауса нависает над пропастью, и Ивушкин, выбравшись из танка, сначала хочет пристрелить Клауса, но Ягер протягивает ему руку, Ивушкин принимает пожатие и хочет вытащить немецкого командира, штандартенфюрера СС, из танка, спасти его. Но Клаус лишь пожимает руку Ивушкину и отпускает ее. Танк Клауса срывается в пропасть. Видимо, автор хочет подчеркнуть «рыцарство» штандартенфюрера СС, который не смог выполнить долг перед фашисткой родиной.

Иными словами, если советский фильм, помимо многого прочего, что не смогло войти в настоящую статью, заставлял задуматься о том, что значит быть человеком, как изменила Германию зараза фашизма, и как простые немецкие бюргеры жили спокойно, приняв эту новую реальность. Современная же версия истории о «Жаворонке» превратилась в развлечение, где нет фашизма, пытавшегося построить ад на земле — в Бухенвальде, Дахау, Освенциме, Собиборе и огромном числе других лагерей смерти, нет постановки взрослых вопросов, а есть лишь блатное балагурство и «экшн».

Уместен ли такой подход? С моей точки зрения, нет, поскольку Великая Отечественная война для России — сакральна и не зря является одной из последних скреп, сдерживающих российское общество от распада. Нельзя превращать фильмы о войне в картины про войнушку, которые не дают возможность поставить принципиальные для человечества и человека вопросы. Так мы рискуем не только выхолостить память о подвиге советского солдата-освободителя, но разучиться мыслить человеческими категориями и свести Героический подвиг народа к супергеройскому комиксу по мотивам исторических событий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *