Эссе по фильму звезда пленительного счастья

Историческое сочинение

на фильм  Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья»

«Звезда пленительного счастья», на мой взгляд, — это великолепный фильм о благородстве и любви, о мужестве и достоинстве, о верности и чести! Фильм назван строчкой стихотворения Пушкина «К Чаадаеву» — «звездой пленительного счастья», что означает свобода. Свобода — это счастье, пожалуй самое большое счастье для человека. Быть свободным — значит не быть ни чьим рабом.

В центре картины — восстание декабристов 14 декабря 1825 года на Сенатской площади, которое стало попыткой государственного переворота и превращения Российской империи в конституционное государство. Оно стало одним из самых значимых событий XIX века после Отечественной войны 1812 года.

Фильм основывается на исторических событиях. В послевоенные годы возникают офицерские сообщества, которые позднее трансформируются в первые тайные общества. Сначала это были «Союз спасения» и «Союз благоденствия». Они существовали в течение нескольких лет, пока ее руководителям не стало известно о предателях среди ее членов. После этого тайные общества были распущены. На их месте появились два новых: «Южное», возглавляемое Павлом Пестелем, и «Северное», которым руководили князь Трубецкой и Никита Муравьев.

Именно о деятельности этих двух обществ и пойдет речь в фильме «Звезда пленительного счастья».

Идейными вдохновителями восстания декабристов были: Александр Муравьев -(создатель союза), Сергей Трубецкой, Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Николай Каховский,Сергей Волконский.

Изначально единственной целью движения была отмена крепостного права. Затем участники тайных обществ решили добиваться установления в России конституционного строя и введения гражданских свобод. Но постепенно, видя, что царь все более склоняется к консервативному направлению в развитии страны, к будущим декабристам приходило понимание того, что действовать придется силой.

В фильме показаны тайные собрания декабристов. Князь Трубецкой говорит: «Монархию невозможно упразднить в одночасье. Ее можно ограничить законом». Другие декабристы восклицают: «Так будет же Республика!», «Позор крепостничеству!» Члены обществ Севера и Юга вели разговоры о цареубийстве: «Кровь тирана избавит Отечество от самовластия!» Когда Трубецкой говорил, что военная храбрость и политическое безрассудство — не одно и то же! В наших обстоятельствах восстание — гибель. Рылеев ему отвечал: » Да, мы погибнем… Но пример… останется навека!»

Зима 1825-1826 годов раскололо дворянское общество России. Вступление на престол Николая I, сменившего императора Александра, ознаменовалось восстанием.

Восстание декабристов началось ранним утром 14 декабря. Однако, изначально все пошло не так, как они планировали. Из истории известно, что Каховский, который ранее подтвердил, что готов ранним утром проникнуть в покои Николая и убить его, отказался это делать. И Якубович, который должен был направить войска на штурм Зимнего дворца, также отказался это делать.

Декабристам удалось призвать солдат выйти на Сенатскую площадь и выступить против самодержавия в России. В результате на площадь к 11 часам утра удалось вывести солдат Московского полка и матросов Гвардейского экипажа. Но заранее извещенный о заговоре Николай успел принять присягу у Сената ранним утром. В фильме показано, как Николай I встречает на пути к Сенатской площади мятежников, которые не признают его. Он отходит в сторону и пропускает их, зная, что ружья солдат не заряжены. Назначенный руководителем восстания князь Трубецкой не нашел в себе сил явиться на площадь и взять ответственность за возможную кровь.

К восставшим вышел лично Михаил Милорадович. Это генерал российской армии. Он призывал солдат покинуть площадь и вернуться в казармы. В это время один из декабристов, Коховский, приблизился к Милорадовичу и выстрелил в него. После этого по восставшим открыли огонь картечью. Восстание было подавлено.

В основу сюжетной линии положены судьбы декабристов: князя Трубецкого Сергея Петровича, его жены Трубецкой Екатерины Ивановны, князя Волконского Сергея Григорьевича и его жены Волконской Марии Николаевны, также поручика Ивана Анненкова и его жены Полины Гёбль.

Когда заговор был раскрыт, начались аресты декабристов:

Князь Сергей Петрович Трубецкой. Перед ним зачитывают манифест, в котором прописано: уничтожение бывшего правления, равенство всех сословий перед законом, уничтожение права собственности, народ Российский — не есть принадлежность какого-либо лица или семейства, крепостное право должно быть решительно уничтожено. В фильме показано, как царь прячется за гардиной, подсматривает за заговорщиком-декабристом и вдруг «выскакивает», чтобы ошарашить его и заставить во всём сознаться. Самолично проводит следствие, запугивает: «Ваша участь будет ужасной. Вы погубили Вашу семью. Ваше счастье, что нет детей…»

Князь Сергей Григорьевич Волконский. Николай I при встрече с князем говорит: «Могу Вас простить, если будете верным престолу». На что Волконский отвечает: «Ваше Величество, в том и несчастье, что вы все можете, что вы выше закона. А я бы желал, чтоб ваши подданные зависели от закона, а не от вашей угодности, капризов или минутных настроений». Наказание царя последовало сразу. Он страстно хотел расправиться с заговорщиками самым жестоким образом:»Заковать в железо, содержать как злодея».

Поручик Иван Александрович Анненков. На допросе у царя говорит: «Владеть крепостными, упиваться роскошью и считать себя свободным? Бог с Вами. На товарищей доносить не честно». На что Николай I злобно отвечает: «Я вас в крепости сгною.»

Судьбы дворян, посмевших открыто выказать свое негативное отношение к власти, — трагичны и драматичны. Пятеро декабристов были казнены.

Сцена казни. Жуткая и горькая. Декабристы стоят на эшафоте в белых мешках, натянутых на голову, с надписью «Злодей. Цареубийца». Сергей Иванович Муравьев-Апостол тогда произнес: «Проклятая земля, где не умеют ни составить заговоры, ни судить, ни вешать» или «Боже, спаси Россию и царя!». А Рылеев глубоко вдыхает воздух, когда выясняется, что казнь откладывается на несколько минут… А лицо его жены, когда она смотрит на остров… И отходит потихоньку от реки… Думаю, здесь она, быть может, хотела броситься в воду, покончить с собой, но превозмогла это желание — ради дочери.

Другие декабристы лишаются чинов, орденов и дворянства и ссылаются на каторжные работы в Сибирь.

Режиссер Владимир Мотыль на протяжении всего фильма показывает нам несчастную историю любви Ивана Анненкова к его нежной возлюбленной мадемуазель Поли. Благородный юноша, отпрыск старинного дворянского рода, пошел против воли своей властной бабушки. Он влюбился в бедную француженку-модистку и поддерживает своих товарищей в то злосчастное утро 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. Одним из самых трогательных эпизодов в фильме является момент, когда Полина едет по Петербургской набережной в коляске, а Иван догоняет ее, сидя верхом на благородном скакуне, в белоснежной парадной форме, влюбленный и прекрасный, и осыпает ее полевыми цветами. А вокруг ярко светит солнце, они оба счастливы и беззаботны, звучит чудесная музыка, и, кажется, что их счастье будет вечным. Однако судьба распорядилась иначе. После ареста Полина Гебль, даже не выйдя замуж за Анненкова, помчалась за любимым на край света, переплывая на лодке через расколотые невские льдины. Когда бабушка Анненкова сказала: «Мой сын — беглец?! Этому не бывать!» Полина ответила: «Ваш ответ достоин римлян, сударыня. Но их времена миновали». Полина на коленях перед Николаем I говорит, что его считают в Европе просвещенным правителем. «Я откажусь от своей родины», — восклицает она. И царь принимает ее прошение, приказывает выдать пособие на дорогу, приготовить для нее в Сибири жилье, возвратить конфискованные при аресте Ивана деньги, организовать венчание.

Великим образцом супружеской верности стала и Мария Волконская. Когда узнает о том, что ее муж сослан в Сибирь, она чувствует себя счастливой: «Самое страшное для нас позади. Теперь я буду ему нужна.» Она дочь боевого генерала Раевского, который командовал артиллерийской батареей во время Бородинской битвы. Ее выдают замуж за князя Волконского, который был старше ее и был старым другом ее отца. Когда Волконский перед отъездом в Сибирь прощался с Раевским он говорил: «А если бы мое участие в делах Общества оказалось бы помехой семейному счастию, то я, хотя и скрипя сердце, лучше бы отказался от счастья, чем изменил бы моим убеждениям и долгу.» Раевский отвечал: «Господь Всемилостивый! Да как же ты венчался-то с грехом этаким?»

Волконская одной из первых поехала вслед за своим мужем: «Других печалей, кроме тех, что касается Сергея у меня нет. Надо обладать большой силой духа, чтобы не посвятить себя тому, кто в этом нуждается. Я знаю, что все перенесу рядом с Сергеем.» Взять с собой маленького сына ей не разрешили.

«Мой сын пребывает в счастии, мой муж несчастен. Мое место рядом с мужем», — говорит она отцу. Также в депеше от царя было указано, что жене государственного преступника не будет дозволено покинуть место каторги прежде смерти супруга и даже после смерти не будет права вернуться в Россию. Но это не остановило Волконскую. Трудно спокойно смотреть и эпизод, в котором Мария Волконская приезжает к своему мужу на рудники, и видит его, закованного в кандалы, измученного и изможденного, бросается к нему на шею.

Екатерина Трубецкая также просит Николая I разрешения на отъезд к мужу. В сцене отъезда ее из Петербурга, вдова Рылеева смотрит на нее с доброй улыбкой, как бы говоря: будь счастлива встречей с любимым, пусть живущим в неволе и позоре, но живым… Путь в Сибирь был очень трудным. Семь тысяч верст по бездорожью…На границе Иркутска ее задерживают на целых полгода. Дальше Иркутска нельзя брать с собой ни денег, ни драгоценностей. Ее пугают, что придется жить в рудниках. Климат страшен, свидания с мужем редки — не более одного часа в арестантской палате в присутствии офицера. Но она мужественно ждет разрешения на продолжение пути. Наконец она его получает!!! «Жена, следуя за своим мужем, сделается причастной к его судьбе и потеряет прежние звания и титул, будет женой ссыльно-каторжного. Дети, которые приживутся в Сибири, поступят в заводские крестьяне, без права наследования имущества, а также ношения фамилии отца, поскольку будут числиться крепостными…»

Фильм заканчивается сценой, как жены декабристов стоят у частокола, за которым после работы исчезают их мужья. Горький трагичный финал.

После просмотра фильма начинаешь задумываться: Что может натолкнуть на такое «безумие» — поехать в ссылку в Сибирскую глушь к мужьям? Конечно любовь, а также чувство долга за Отчизну и семью.

В заключении хочу сказать, что фильм на меня произвел огромное впечатление. В этом фильме есть все: и счастье, и трагизм, и романтика, и самопожертвование. Гражданская позиция декабристов вызывает чувство уважения, а их участь заставляет глубоко сопереживать и восхищаться их мужеством. А жёны декабристов показали невероятную силу человеческого духа! Они преподали всем урок верности, гордости и любви!

Щепёткина Екатерина, 9 класс,

2018-2019 уч. год

‘Звезда пленительного счастья’, на мой взгляд, — великолепный образец того, каким должен быть фильм о благородстве и любви, о мужестве и достоинстве, о верности и чести!

Мы видим на экране созвездие наших великих любимых актеров — Баталов, Ливанов, Янковский, Стриженов, Смоктуновский, Костолевский, Пороховщиков, Даль, Н. Бондарчук, Купченко, Панкова.. . Одни имена чего стоят! И, поверьте, фильм достойнейшим образом показывает зрителю их талант и мощную настоящую игру!

Чего стоит образ Николая 1, злобного истерика, мстящего не столько за попытку надругаться над самодержавием, сколько из личной ненависти к людям, говорящим о свободе и совести.. . Мстящего изысканно и жестоко, даже женщинам, посмевшим пойти поперек его воли. Игра Василия Ливанова потрясает до мурашек! Куда вдруг пропал голос любимых всеми Холмса и Карлсона? Откуда вдруг возник противный и мерзкий крик, срывающийся на визгливую истерику? Это же надо так сыграть! Это же надо прочувствовать свой персонаж каждой клеточкой, чтобы выдать такое!

А как великолепен Алексей Баталов в роли князя Трубецкого! Достойнейшая роль! Красивая, благородная личность.. . Человек, запутавшийся в своем стремлении найти свой идеал. Один из руководителей Северного общества, князь Трубецкой не явился на Сенатскую площадь, отчего прослыл предателем в глазах своих товарищей и изменником в глазах императора. Сложная личность, офицер, любящий муж.. . Баталов раскрыл образ героя великолепно. Никого другого, кроме Баталова, я в этой роли не представляю.

А какой восхитительный образ воплотил на экране Игорь Костолевский! Юный кавалергард Иван Анненков, благородный юноша из старинного дворянского рода, пошедший наперекор воли своей суровой и властной, самодурной и сумасбродной, но при этом горячо любящей, бабушки (шикарно сыгранной Татьяной панковой!) . Юный Анненков влюбился не в ту девушку, которую хотела бы видеть рядом с внуком бабушка. Он влюбился во француженку-модистку Полину Гебль, девушку, что называется ‘без роду, без племени’. Он встал в ряды своих товарищей на Сенатской в то злосчастное утро 14 декабря.. . Всем этим он разочаровал, расстроил бабушку и ‘опозорил’ род Анненковых. История любви Анненкова и его возлюбленной мадемуазель Поли режиссер владимир Мотыль расскрывает нам на протяжении всего фильма.. .

Один из самых моих любимых эпизодов в фильме, когда Поли едет в коляске, а Анненков догоняет ее, верхом на лошади, сам в белой форме, прекрасный и влюбленный, он осыпает девушку полевыми цветами, ярко сияет солнце, они счастливы и беззаботны в тот момент, звучит чудная музыка, и, кажется, их счастье будет вечным.. . Но судьба распорядится иначе.

Эта девушка, Поли Гебль, помчалась за возлюбленным на край света, даже не будучи замужем за ним. И это ведь реальная история, а не выдумки! Актриса, воплотившая образ Поли — Эва Шикульска, прекрасна! Ее Полина мила, кокетлива, как все красавицы, и отважна, как все любящие женщины!

Великий образец супружеской верности показан нам на примере истории взаимоотношений Марии Волконской, в девичестве Раевской, дочери боевого генерала Раевского, командовавшего артиллерийской батареей при Бородине. Она вышла замуж за князя Волконского (великолепный Олег Стриженов) , который был намного старше ее, он был другом ее отца. Мария Волконская стала прообразом Татьяны Лариной в бессмертном ‘Евгении Онегине’. ‘Но я другому отдана и буду век ему верна. ‘ Эти строки Пушкин писал, вспоминая Марию.. . Она одна из первых отправилась к своему мужу, именно она привезла в Сибирь знаменитое Пушкинское послание декабристам ‘Во глубине сибирских руд… ‘ Наталья Бондарчук справилась со своей ролью на отлично! Вспоминаю эпизод, когда Мария, перенеся все тяготы путешествия, наконец-то встречается со своим мужем в руднике, она видит его, прикованного кандалами, изможденного, измученного, кидается к нему на шею.. . Когда я это вижу, в горле стоит комок, а на глазах слезы. Это один из самых сильных эпизодов в фильме!

Содержание

  1. О чём фильм «Звезда пленительного счастья»
  2. Смысл фильма
  3. Религия
  4. Символы
  5. Долг и честь
  6. Любовь и верность
  7. Смысл финала

Великолепная, очень трогательная и сильная работа наполнена понятным смыслом. Он заключён в подлинном благородстве, истинном самопожертвовании, любви и долге, верности и чести.

Декабристы в фильме воспринимают жизнь по другому. Их благородная душа не смогла терпеть несправедливость по отношению к простому народу, его униженность и угнетённость. Смелые жёны декабристов осталась верны своим мужьям. Их подвиг актуален во все времена, заслуживает восхищения и уважения. Будущим поколениям необходимо брать пример с этих самоотверженных людей.

О чём фильм «Звезда пленительного счастья»

Действие происходит в Петербурге, в тот день, когда войска присягали на верность новому императору Николаю I.

В зимний день, 14 декабря 1825 года самые блестящие офицеры из состава гвардии, цвет истинного русского дворянства, подняли восстание. Гвардейские офицеры выдвинули царю требования — отречься от престола, уничтожить самодержавную власть и немедленно отменить крепостное право, самое позорное явление в истории государства Российского.

Император распорядился подавить мятеж на Сенатской площади. С офицерами, дерзнувшими покуситься на самодержавие, император Николай I поступил жестоко. Главные организаторы восстания были повешены, остальных по велению царя отправили в Сибирь, на каторгу. Смелых офицеров лишили всех титулов, званий, прав и привилегий.

Следом за опальными мужьями отправилась их жёны. С болью в сердце они оставили благополучную жизнь, блестящее общество, роскошные балы и наряды. В Петербурге остались их богатые дома, страдающие от разлуки семьи. Жён, посмевших отправиться в Сибирь следом за мужьями, тоже лишили титулов и прав. Много лишений ожидало их на трудном пути, но они отважились на полную опасностей дальнюю дорогу.

В центре повествования находятся судьбы офицеров и их жён, которые боролись за право отправиться в ссылку за своими мужьями. Эти события указывают на контраст между действиями жён декабристов и поведением императора, с особой жестокостью оторвавшего матерей от детей.

Смысл фильма

Главным смыслом трогательного фильма следует считать героический подтекст.

Религия

Исторический фильм о судьбах декабристов наполнен религиозным смыслом. Картина с изображениями святых, показанная во время допросов офицеров, символизирует контраст со скорыми и жестокими распоряжениями императора. Самодержец не пожелал проявить смирение и мудрость, не захотел выслушать самих декабристов. Гравюра изображает село в Сибири.

Содержит намёк на будущие тяжёлые испытания и литургия, которая звучала в начале фильма. А трогательные слова литургии относятся к самим декабристам и их самоотверженным жёнам. «О страждущих, пленённых, путешествующих и о спасении их помолимся». Слова литургии призывают проявить сочувствие к пленённым офицерам. А страждущими показаны их жёны.

Символы

Содержится в фильме и символический смысл. Мрачная Нева, но которой идёт ледоход, символизирует бунт и хаос, смерть и разрушение. Темная вода, по которой движется ломающийся лёд, указывает на изменения в судьбе восставших офицеров.

Темные и узкие улочки внизу и яркие шпили, возносящиеся вверх, символизируют одновременно мрачные и яркие судьбы декабристов.

Долг и честь

Судьбы декабристов, смело и открыто восставших против самодержавия, полны трагизма. Но они не могли поступить иначе. Долг офицера велел им заступиться за угнетённых крестьян, честь дворянина заставила выступить открыто. Декабристы знали, что их ждёт. Поэтому их подвиг достоин восхищения и сожаления.

Любовь и верность

Жёны декабристов показали всему миру истинную любовь и верность. Подвиг, совершённый смелыми женщинами, окрашен яркими красками истинного благородства, человечности и покорности печальной судьбе. Утончённые и нежные, они бросили всё, что имели. Верные жёны кинулись на защиту своих мужей, поддержали их.

Когда им не удалось облегчить ужасное положение декабристов, они отправились за ними в Сибирь. Жёны совершили подвиг во имя любви и верности.

Смысл финала

Самоотверженные женщины терпели оскорбления от царских прислужников на каждом шагу.

Злобные холуи делали всё, чтобы сделать судьбу отважных женщин ещё тяжелее. У них отобрали всё, что только можно было отобрать. Бедные женщины терпели бесчисленные унижения. Но они с честью выдержали все испытания, не испугались трудностей. И в этом заключается великий подвиг самоотверженных женщин.

Отважные и верные жёны стали теми путеводными звёздами, которые осветили светом своей любви мрачный и тёмный путь своих благородных мужей.

Жёнам декабристов и их опальным мужьям остаётся только мечтать. Горстке смелых испуганных женщин на фоне белых сибирских снегов и мрачного серого забора острога будет светить звезда пленительного счастья. Она напоминает о прошлой жизни и вселяет надежду на будущее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *