Эссе по философии иммануил кант

pencil

Узнай стоимость на индивидуальную работу!

icon
Цены в 2-3 раза ниже

icon
Мы работаем
7 дней в неделю

icon
Только проверенные эксперты

Готовые работы

/
Эссе

/ Философия

/ Эссе на тему: «Философия И.Канта»


Эссе на тему: «Философия И.Канта»

Тип
Эссе

Предмет
Философия

ID (номер) заказа
1249645

300 руб.


И. Кант – немецкий философ, считается основателем классической немецкой философии. Кратко охарактеризуем этические принципы Канта.
Этика Канта описывает нравственность человека. В его понимании нравственность существует ради нравственности, и человек должен придерживаться её не ради своих интересов, а самой нравственности.
Долг человека – «хорошее поведение», то есть следование нравственности. Хорошее поведение представляет собой совершение добрых дел.
Этическим долгом человека также является стремление к нравственному поведению. При этом нравственность не навязывается человеку богом. Однако, стремление к счастью опосредовано верой в бога. И бог предписывает, что этика и счастье могут существовать лишь после смерти. Мораль служит основой религии и зафиксирована в заповедях.
Актуальность этики Канта в настоящее время выражается в том, что сейчас религия, по крайней мере, среди молодого поколения в России и среди населения в целом в Европейских странах – сходит на нет.
Люди придумывает себе своего, личного бога. Для кого-то это вселенная, для кого-то нечто, пребывающее вне вселенной.
Есть мнение, что нравственность поддерживает (и является её источником) – религия. И мысль Канта о том, что нравственность должна соблюдаться ради самой нравственности придает этики Канта актуальность.
Однако, есть и другая сторона. Нравственность по Канту близко к понятию альтруизма. Альтруизм, на наш взгляд является свойственным не только человеку, а социальным животным вообще. И не религия является истоком нравственности, а обычные принципы выживания человека.
Совершать добрые поступки – спорное выражение. «Добро» — для каждого человека своё. Для одного добром будет убить, для другого оказать помощь. Поэтому, на наш взгляд, понятие «добрый поступок» нужно раскрывать более глубоко. Вероятно, более подходящее понятие – это взаимопомощь. Взаимопомощь является неотъемлемой частью жизни социальных групп, это относится и к людям, и к животным. Поэтому, на наш взгляд, альтруизм как нравственность и добродетель – никак не относится к религии.
Мысль о том, что нравственность не может быть человеку навязана богом, на наш взгляд, является актуальной.
С другой же стороны, нельзя не сказать, что альтруизм человеку не навязан, так как эволюционно повышал способности выживания человеческого рода.


    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 196

Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +

Новых работ ежедневно

computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar

Иванна

Экономика

Маркетинг

Информатика

icon

117447
рейтинг

icon

2821
работ сдано

icon

1266
отзывов

avatar

Ludmila

Математика

Физика

История

icon

117384
рейтинг

icon

5540
работ сдано

icon

2498
отзывов

avatar

icon

78598
рейтинг

icon

1898
работ сдано

icon

1202
отзывов

avatar

Константин Николаевич

Высшая математика

Информатика

Геодезия

icon

62710
рейтинг

icon

1046
работ сдано

icon

598
отзывов

Отзывы студентов о нашей работе

Анна

МГПУ

С П А С И Б О огромное! задание не из легких,но выполнили его за очень короткий срок!


star
star
star
star
star

Aleksasha

ИвГУ

Благодарю Александра! За ответственное отношение к работе и профессионализм!


star
star
star
star
star

Анастасия

РГСУ

Второй раз обращаюсь к этому исполнителю. Всё замечательно выполнено, без замечаний


star
star
star
star
star

arrow

С П А С И Б О огромное! задание не из легких,но выполнили его за очень короткий срок!


arrow

arrow

Благодарю Александра! За ответственное отношение к работе и профессионализм!


arrow

arrow

Второй раз обращаюсь к этому исполнителю. Всё замечательно выполнено, без замечаний


arrow

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Уравнения

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 18 апр.

Зачет

Онлайн-помощь, Физическая химия

Срок сдачи к 18 апр.

planes
planes

Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!


Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

Идеи И. Канта сегодня

НИУ-ВШЭ

Эссе по философии на тему:

Подготовил:

Попов Дмитрий Андреевич

Москва 2011

Введение

Целью данного эссе является анализ того, насколько идеи философов прошлого актуальны в современном мире, в частности идеи выдающегося немецкого учёного Иммануила Канта. Я выбрал для своей работы именно этого философа, так как его работы произвели на меня наибольшее впечатление, в сравнении с остальными теориями, освещёнными на занятиях. По причине того, что И. Кант, будучи выдающимся учёным своего времени, оставил после себя колоссальное наследие в философии, целесообразным выглядит несколько сузить область искомого анализа. Поэтому основной темой работы является актуальность идей И. Канта в современной антропологии.

Как правило, под термином «антропология» подразумевается философское учение о природе и сущности человека, рассматривающее человека, как особый род бытия. Смысл, который я вкладываю в это понятие в своём эссе немного иной, и проще всего его будет показать на примере высказывания известного афроамериканского философа Джеймса Сирила: «Отличительной чертой современности является тот факт, что человечество, в целом, находится на пути к полному самосознанию». Логика заключается в том, что мы должны совершенствовать самопознание, как с позиции личности, так и с позиции человеческого вида, а также взаимоотношение между ними. Это взаимоотношение и будет являться стержневой идеей данного эссе: меня интересует то, как каждый из нас связан с окружающим миром. Такое понятие антропологии восходит корнями к идеям Просвещения, заключающимся в попытке установить демократию на основе систематического знания о человеческой природе, знания о том, что человеческие существа имеют общего. Вышесказанное подводит нас к просвещенческой идее «вечного мира», которую И. Кант значительно развил в своих трудах. Ей мы также уделим должное внимание, ведь невооружённым взглядом видна невольная приближённость этой утопической идеи к современному миру с его гипертрофированным глобализмом.

Наконец, Кант считал, что труднейшей задачей человечества было осуществление правосудия во всем мире. В то же время, антропология должна исследовать познавательные, эстетические и этические универсалии, на которых идея человеческого единства может быть основана, например известное «поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой» — это ещё один вопрос, который необходимо рассмотреть в данной работе. Кроме того, параллельно с общим анализом идей И. Канта, я постараюсь осветить геополитическую обстановку в мире с позиции антропологии.

Космополитический проект Канта

Иммануил Кант начинал в качестве преподавателя географии в Балтийском порту Кенигсберга. Он опубликовал свою первую книгу, «Критика чистого разума» (1781), в возрасте 57 лет, что стало его, как философа, отправной точкой. Кант является основоположником той мысли, что общество может быть как выражением индивидуальной субъективности, так и коллективных сил. Коперник решил проблему движения небесных тел, «заставив» наблюдающего вращаться вокруг них, а не наоборот, как предполагалось ранее, таким образом, заменив геоцентрическую систему мира на гелиоцентрическую. Кант проецировал это достижение физики на метафизику. В своем предисловии к «Критике чистого разума» он пишет:

«До сих пор считали, что всякие наши знания должны сообразоваться с предметами… Но не разрешим ли мы задачи метафизики более успешно, если будем исходить из предположения, что предметы должны сообразоваться с нашим познанием?»

Для того чтобы понять мир, мы должны начать не с рассуждений об эмпирическом существовании объектов, но с рассуждений залегающих среди пластов нашего опыта и во всех принимаемых нами решениях. Этим я хочу сказать, что мир находится внутри каждого из нас в той же степени и масштабе, сколь он существует извне. Наша задача как субъективных индивидов, являющихся частью объективного мира наравне с остальным человечеством, есть объединение этих двух полюсов. Познания общества должны быть личными и нравственными, а отнюдь не определяемыми законами, налагаемыми на нас сверху.

Незадолго до этого Кант написал «К вечному миру» (1795). Последняя четверть восемнадцатого века увидела свою долю «глобализации» — Американская и Французская революции, Наполеоновские войны, рост Британской промышленности и международного движения за отмену рабства. Кант знал, что коалиции государств готовились к войне, и он ответил на это ощущение сближающегося мира, предложив способ того, как человечество может сформировать общество граждан мира, то есть вне понятия «границы государства». Он считал, что «космополитическое право», основное право всех граждан мира, должно опираться на условия универсального гостеприимства, то есть на право постороннего не быть воспринятым враждебно по прибытии на чужую территорию. Другими словами, мы должны иметь возможность свободно идти куда захотим, поскольку мир принадлежит всем нам в равной степени. Если проводить аналогии с современностью, то идеальным примером выглядит Европейский Союз, в той или иной степени объединивший государства Европы, несмотря на их культурные и исторические разногласия и противоречия, обеспечив ту самую Кантовскую идею «космополитизма»

«Более или менее тесное общение между народами земли развилось всюду настолько, что нарушение права в одном месте чувствуется во всех других. Из этого видно, что идея права всемирного гражданства есть не фантастическое или нелепое представление о праве, а необходимое дополнение неписаного кодекса государственного и международного права к публичному праву человека вообще и потому к вечному миру».

Это смелое толкование восходящего мирового порядка, написанное более двухсот лет назад, теперь можно рассматривать как наивысшую точку либеральной революции, достигнутую незадолго до того как быть подавленной собственным потомством — промышленным капитализмом и национальным государством. Сегодняшний мир является гораздо более социально-интегрированным, чем два века назад, современная экономика ощутимо неравноправна. Развитие Интернета обеспечило абсолютное выполнение тезиса И. Канта о тесноте общения народов земли, ведь он обеспечивает мгновенный и повсеместный многосторонний обмен информацией. История мира, в котором мы живем, действительно показывает, что создание учреждений, способных вершить правосудие во всем мире — необходимо. Задача построения глобального гражданского общества является для двадцать первого века необычайно актуальной и антропология должна сыграть в ней значительную роль.

Антропология и новая человеческая общность

Противники глобализации, которые открещиваются от новой тенденции всеобщей мобильности, близоруко апеллируя к национальным интересам, невольно втягивают себя в борьбу за сохранение привилегий западных стран. Изученные в курсе истории экономических учений идеи Маркса показывают нам, как социально-производственные отношения выступают в качестве оков для развития производственных сил. Сегодня им на смену пришла проблема, особенно остро стоящая перед Европейским Союзом — проблема суверенных государств, стремящихся сохранить установленные привилегии, ограничивая передвижение людей, товаров, денег и информации в мировом сообществе, что является комплексной и сложной проблемой. Транснациональные тенденции сегодня являются флагманом в борьбе с устаревшими национальными и региональными структурами, точно так же как развитие капитализма было основой либеральных революции в восемнадцатом и девятнадцатом веках. Человечество должно чувствовать себя в мире «как дома», чтобы противостоять взаимному отчуждению, и это подразумевает развитие, а не топтание на месте.

Развивающееся мировое сообщество — это и есть новая человеческая общность, и неоспорим тот факт, что осуществление дальнейшего комфортного существования людей на планете требует обновлённого общественного устройства. Такое устройство заключается в созидании мира, где все люди могут жить в согласии, а не в подчинении нормам, соответствующим интересам сильных мира сего, причём зачастую в ущерб остальным. Следующая человеческая общность будет не похожа на своих предшественников, христианскую и буржуазную версии, через которые Запад стремится подчинить и заменить неугодные культурные обычаи, которые образовывают жизнь людей во всем мире. Следует сказать, что под термином человеческая общность я подразумеваю социум, то есть социальную систему, являющую собой совокупность исторически сложившихся форм деятельности людей (родовые и семейно-родственные, социально-классовые, национально-этнические, территориально-поселенческие). Новая общность должна не просто допускать разнообразные культурные обычаи, но обязана основываться на осознании необходимости толерантности для построения истинного общества.

Заключение

космополитический кант антропология сообщество

Антропология И. Канта даёт исчерпывающее представление о том, что мы должны знать о человечестве в целом, если хотим построить справедливый мир, пригодный для всех. Кант сделал попытку прямо обратиться к возникновению мирового сообщества. Он задумал антропологию в первую очередь как форму гуманистского образования, и это резко контрастирует с акцентом на получение результатов научных исследований в университетах современности. Мы также могли бы перенять его «прагматичный» подход — индивидуальную программу пожизненного обучения, имеющей своей целью разработку практических знаний о мире. Кант рекомендовал, помимо систематического наблюдения за жизнью вокруг нас, изучение мировой истории, литературы, а также искал способ интеграции индивидуальной субъективности и моральной структуры мирового сообщества. Таким образом, быстрое развитие глобальных коммуникаций подразумевает далеко идущие преобразования мирового сообщества, и «антропология» в той или иной форме является одной из наиболее удобных для осмысленного использования интеллектуальных традиций.

Сочинение: Философия Канта

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Докритический или догматический период творчества

2. Критический период

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Немецкая классическаяфилософия не менее интересна и значима чем, например, античная философия илифилософия просвещения. Эммануила Канта называют «основоположником немецкойклассической философии».

Для нее характернотяготение к созданию универсальных философских систем, традиция, которая былапочти утрачена в предыдущие эпохи после античности. Э. Кант возвращается к этойтрадиции, и в этом плане он является основоположником и родоначальникомнемецкой классической философии. Отличительной чертой немецкой классическойфилософии является концентрация внимания на творческой деятельностичеловеческого духа, обладающего, по их мнению, автономностью и суверенностью поотношению к природе и миру. Другими словами, свобода человеческого духа ичеловеческой воли явились одной из центральных проблем немецкой классическойфилософии. И к формированию такой традиции Э. Кант приложил немалые усилия.

Творческую деятельностьЭ. Канта принято делить на два периода: докритический и критический. Вдокритический период философ занимался главным образом естественно научнымипроблемами и выдвинул ряд важных гипотез, в том числе «небулярную»космогоническую гипотезу, согласно которой возникновение и эволюция солнечнойсистемы выводится из существования «первоначальной туманности». В это жевремя философ высказал предположение о существовании большой вселенной галактиквне нашей галактики, развил учение о замедлении суточного вращения Земли врезультате приливного трения и учение об относительности движения и покоя.

Второй период — такназываемый «критический». В работах этого периода последовательно излагались:«критическая теория познания», этика, эстетика и учение о целесообразностиприроды. Основная работа критического периода «Критика чистого разума».

1.Докритический или догматический период творчества

В философии Э. Кантаможно выделить два этапа развития: докритический и критический. В докритическийили догматический период, который начался с окончания им Кенигсбергскогоуниверситета и длился до 1770 г. Э. Канта интересовали, главным образом,натурфилософские проблемы, то есть изучение бытия природного мира посредствомфилософии – об основаниях природного мира, о его законах бытия и развития ит.д. В решении этих проблем Э. Кант опирался на достижения естественнонаучногознания того периода и на математику. Онпредлагает рассмотреть новую немеханическую картину мира. В 1755 г. в своей работе«Всеобщая естественная история и теория неба» Э. Кант выдвигает эволюционнуютеорию происхождения Солнечной системы. Он утверждал что солнце «есть лишь однаиз звезд Млечного пути и что наш Млечный путь не есть предел строенияВселенной»[1].Кант подчеркивает мысль, что наша звездная система, как и любые системыВселенной, возникает на основе собственных законов, одних и тех же для любыхматериальных систем. Все тела во Вселенной состоят из атомов, которые обладаютвнутренне присущими им силами притяжения и отталкивания. Данная идея легла воснову его космогонической теории. Кант считал, что в первоначальном состоянии.Вселенная представляла собой хаос рассеянных материальных частиц (атомов) вмировом пространстве. Под влиянием присущей им силы притяжения они движутся понаправлению друг к другу, причем рассеянные элементы с большей плотностью,благодаря притяжению, собирают вокруг себя всю материю с меньшим удельным весом.На основе притяжения и отталкивания, различных форм движения материи Кантстроит свою космогоническую теорию. Он считал, что его гипотеза объясняетбуквально все: происхождение Вселенной и планет, и положение орбит, ипроисхождение движений. Более того, Э. Кант считает, что наша Вселенная постоянноизменялась во времени, то есть, имела свою собственную историю, вытекающую изестественно-природных законов. Он отвергает идею сотворения мира богом и егонеизменности после сотворения. По мнению Э. Канта, Бог никакого отношения квозникновению мира не имел.

Рассматривая процессразвития жизни и живых систем, Э. Кант подчеркивал невозможность объясненияпосредством принципа механицизма происхождения жизни и ее строения. Правда,ставя вопрос об ограниченности механицизма, Э. Кант не дает обоснования другихпринципов объяснения и понимания возникновения жизни.

Уже в докритическийпериод Э. Канта заинтересовала проблема соотношения основания познания иоснования бытия, которая приобрела фундаментальное значение для развития егофилософских взглядов. С точки зрения Вольфа и Лейбница, сторонником которых онвначале был, основания познания предмета, и основания бытия предметов совпадают.Познание и мышление лишь форма воспроизведения оснований бытия внешнего мира.Поэтому нельзя говорить об автономности и суверенности познания и мышления.Субъект познания всегда будет зависеть от предмета познания. По мысли Э. Канта,такая позиция закрывает путь к пониманию познания, познавательной деятельностичеловека как свободной, творческой и продуктивной. Необходимо найти собственныеоснования для познающего субъекта. Решение этой задачи потребовало от Э. Кантакритически подойти к оценке концепций познания, распространенных в философиитого времени. Поскольку зависимость субъекта познания от объекта, предметапознания невольно приводит к догматизму. Понятию «критика» Э. Кант придаетзначение и смысл не только как способу пересмотра, каких — либо теорий и идей,выявления в них недостатков, но и как способу достижения новых положительных,позитивных знаний творчески познающим субъектом.

2.Критический период

Второй периодфилософского творчества Э. Канта получает наименование «критического периода»,в рамках которого он революционным образом пересмотрел многие фундаментальныефилософские проблемы. Между двумя периодами был периодподготовки второго. Это период между 1770 г. и 1781 г. (выпуск «Критики чистогоразума»). В 1770 г. Э. Кант опубликовал работу «О форме и принципахчувственного и умопостигаемого мира», ставшей своего рода прологом для егоосновных работ «критического периода»: «Критики чистого разума» (1781),«Критики практического разума» (1788). Впервой книге Э. Кант изложил учение о познании, во второй – этику.

Основные принципы своейновой философии в систематической форме Э. Кант изложил в «Критике чистогоразума», которая вышла в 1781 году, и над которой он работал больше 10 лет. Вней он сформулировал три вопроса, которые всегда встают перед любой мыслящейличностью.

1. Что я могут знать? –ответ нужно искать в теоретической философии.

2. Что я должен делать? –ответ дает практическая философия.

3. На что я могутнадеяться? – ответ дает философия религии.

Позднее к этим трем вопросамв своей работе «Антропология» (1798 год) Э. Кант добавляет четвертый вопрос:«Что есть человек?» – ответ, на который дает философская антропология.

Поиск ответов на эти вопросы,которые, по мнению Э. Канта, и являются единственными и подлинными целямичеловеческого существования, составляют прерогативу человеческого разума,стремящегося к получению положительного знания.

Э. Кант рассматривает философиюкак «науку об отношениях всякого знания к существенным целям человеческогоразума»[2].И только решив эту проблему, философия может осуществлять свое призвание –научить человека тому, «каким надо быть, чтобы быть человеком»[3].

Чтобы выявитьзакономерности деятельности разума, направленного на получение всякогоистинного знания, Э. Кант создает свою собственную философскую теорию, идеиособой науки, «которую можно назвать критикой чистого разума»[4].Ее задачей он считает выявление общих законов познавательной деятельности человеческогоразума и определения границ знания. Э. Кант рассматривает важную проблему –бытие самих вещей вне нас, природу. Природа вещей как бы распадается на два«вида» – вещи сами по себе, обладающие внутренней сущностью и внутреннейорганизацией («вещи в себе») и внешним проявлением вещи (явления). Такимобразом, «вещи в себе», по Канту, трансцендентны, т. е. потусторонни,существуют вне времени и пространства. Отсюда его идеализм получил названиетрансцендентального идеализма.

В «Критике чистого разума»решаются две задачи:

1) учение о началах (чтоявляется началом познания);

2) «учение о методечистого разума»[5].

Всякое познаниеначинается с опыта, во времени он предшествует самому акту познания. Под опытомон понимает чувственность, чувственный опыт.

Знание, основанное наопыте, эмпирическое знание, по мнению Э. Канта, никогда не обладает истинной истрогой всеобщностью. Оно, так или иначе, зависит от конкретных условий отконкретных обстоятельств. Подлинное, истинное знание, обладающее необходимойвсеобщностью, может быть только априорным. Априорное знание основывается нааприорных понятиях, которые не выводятся из опыта, а уже даны человеческомуразуму.

Познавательная деятельностьсубъекта в философии Э. Канта представлена в виде деятельности рассудка иразума. Под рассудком Э. Кант понимает способность человека в процессе мышленияоперировать априорными понятиями. Так, рассудок становится всеобщимзаконодателем. Рассудок в своей деятельности стремится выйти за границы любогоопыта, стремясь к самодостаточности. Деятельность рассудка приобретает форму игрывоображения. В этой игре он имеет дело лишь с явлениями вещей, как предметомопыта, а не с их сущностью. Рассудок как бы покидает чувственно воспринимаемыймир, потому что этот мир ставит узкие рамки рассудку. Такова уже, по мнению Э.Канта, судьба человеческого разума.

Чистый рассудок, имеядело с множеством явлений, о которых он судит на основе априори, не может найтив себе основы для единства. Он скорее анализирует, чем синтезирует. Эту рольвыполняет теоретический разум, который вносит в чистый рассудокосновополагающие идеи, которые придают результатам деятельности рассудкацелостность и всестороннее единство. Благодаря разуму познание приобретаетупорядоченный, организованный и целенаправленный характер.

А познание становится абсолютнобезусловным, независимым от внешних условий, автономным. Познание становитсяподлинно творческим процессом.

Э. Кант подчеркиваетпротиворечивый процесс познавательной деятельности человека. До Э. Кантасчиталось, что бытие свободно от противоречий. А поскольку познание лишьвоспроизводит бытие, то в самом мышлении не может быть противоречий. Или еслионо все же есть, то это результат ошибок. Своего рода недоразумение какследствие только заблуждения. Э. Кант считает, что противоречивость мышлениявытекает из природы мышления. Это открытие было сформулировано Э. Кантом вучении об антиномиях разума. Он выделяет четыре пары антиномий чистого разума:

1. Мир имеет начало вовремени и пространстве и мир во времени и пространстве не имеет начала(бесконечен);

2. Мир состоит изпростого, неделимо и в мире нет ничего простого, все сложно;

3. В мире существуетсвобода, и в мире нет свободы, а есть необходимость;

4. В мире естьуниверсальная причина (Бог), все предопределяющая и в мире нет универсальнойпричины, все случайно.

Создавая свою системуфилософии, Э. Кант не ограничивается сферой чистого разума, направленного навыявление универсальных законов бытия природы. Он также анализируют сущностьпрактической деятельности, в основе которой лежит воля. В «Критикепрактического разума» Э. Кант пытается ответить на второй фундаментальныйвопрос бытия человека: «Чего я хочу и что я должен делать?». Ведь человекдействует не только теоретически (процесс отыскания истинного знания), но ипрактически. В основе практической деятельности человека лежит воля. Человекследует побуждениям своих природных инстинктов. Он стремится, к пользе, кпрагматизму, к выгоде, поскольку они вытекают из природы и являютсянеобходимыми. Воля есть осуществление намерений реализовать потребности иинтересы человека, без чего невозможно его бытие как таковое. Человек действуетв пределах необходимости и поэтому он изначально эгоист. Природа инеобходимость побуждают его действовать всегда единообразно. У человека нетиного выбора, кроме как действовать в соответствии со своей природой. Какприродное существо человек не свободен. Он действует в соответствии снеобходимостью, а не в соответствии со своей внутренней волей. Свобода естьвозможность выбора действия и поступка. В своем свободном волеизъявлениичеловек должен опираться на разум. Только в этом случаи воля и становитсясвободной. Разум учредитель свободы воли, ее законодатель. Что же являетсявнутренним мотивом, побуждением свободной воли? Из чувственной природы человека(его натуральности) свобода воли, по Канту, не выводима. Это лишь следованиенеобходимости. Но то, как воля становится не только свободной, но и добройволей является центральной проблемой в «Критике практического разума». Ведьчеловек, стремясь к достижению своих личных интересов и потребностей такжеопирается на волю, но воля не становится ни доброй, ни моральной. Такая воля неимеет в себе цели. Э. Кант считает, что изначально воля не является ни доброй,ни злой, она может стать или злой, или доброй. Поэтому он выводит «изначальноезло» за рамки «первородного греха»[6].Если человек преследует личную выгоду, он еще не становится злым. Но когда он возводитэтот принцип в постоянный закон, он обязательно становится злым, а его воля неможет стать доброй.

Э. Кант считает, чточеловек как разумное и духовное существо, выдвигает понятие, идею добра, всоответствии с представлениями, о которых он действует и действует его воля. Нопри этом нужно представить добро как таковое, как определенную духовнуюреальность. Ее, по Канту, и учреждает наш разум, узаконивает ее. Онатрансцендентна, поскольку выходит за рамки природы и опыта. Руководствуясьдоброй волей, человек становится подлинным человеком, возвышающимся над своейживотной природой. Содержанием и целью воли становится добро и ничто иное. Ееназначение – достижение добра и блага. Добро и благо есть единственные ценности,которые исключают зло как таковое или ограничивают сферу его действия. Этовозможно по Канту, только тогда, когда внутренним мотивом действия для человекастановятся его моральные побуждения. Человек постепенно может стать владыкойсвоих неморальных и эгоистических побуждений, постоянно осаждающих его. ДляКанта тождественны понятия разумного и нравственно-доброго. Поэтому внутреннимсодержанием и мотивом свободной воли становится добро которое учреждается иузаконивается разумом.

Целью практическогоразума и доброй воли является утверждение добра как высшего блага, котороестановится абсолютной ничем не заменимой ценностью.

Эта цель достигаетсячерез практические действия, поступки и поведение, которые человек выбираетсвободно и добровольно. Нравственный субъект должен всегда стремиться к добру,даже если никто не является добрым. Стремится к добру как таковому, даже еслионо труднодостижимо или недостижимо на практике. Только тогда человек может утвердитьсякак нравственно-ответственное существо. Для Э. Канта долг является центральнойкатегорией. Человек должен быть нравственно-добрым существом. Желать себе идругим людям только добра и блага.

Кант придавал значениесовести как «нравственному судилищу». Кант считал любовь и уважение главнымиобязанностями людей в отношении друг к другу. Любовь он толковал «какудовольствие от счастья других». Участливость он понимал как сострадание кдругим людям в их несчастьях и как разделение их радостей.

Кант осуждал такие порокикак: недоброжелательность, неблагодарность, злорадство. Он считал человеколюбиеглавной добродетелью.

Э. Кант в «Критикепрактического разума» выделяет два типа императивов. Одни он называет гипотетическими,вторые – категорическими, то есть безусловными. Гипотетические императивынаправлены на достижение конкретной практической цели. В этом случае человекчетко знает, что ему надо, и речь идет лишь о том – как реализовать намерение.Категорические императивы относятся к области морали. Они носят всеобщий,безусловный характер, поскольку они предписывают достижение добра и блага кактакового и ничего больше. Нравственные императивы носят предписательный иповелевающий характер. Человек может по своей воле или в силу необходимостиуклониться от выполнения нравственных императивов, но, по мнению Э. Канта, онне перестает быть нравственным субъектом.

Целью практическогоразума является воплощение нравственного идеала. Счастье злодеев неприемлемодля нравственного существа. Достижения счастья, по Канту, не делает человеканравственно-добрым. Стремление же сделать всех людей счастливыми являетсявозвышенным нравственным побуждением. Но при условии того что побуждение невлечет за собой насилие и принуждение. Для действительно нравственного человекадолгом является забота о счастье других, а не преследование личного счастья.«Собственное совершенство и чужое счастье» — формула долга по Э. Канту[7].По Канту, долг выше счастья и надежнее его. Третий вопрос, поставленный Э.Кантом над которым также бьется человеческий разум. Это вопрос о том, на чтоможет надеяться человек. Проблема веры в Бога и религии. В своей работе«Религия в пределах только разума» Э. Кант придерживается той же методологии:все выводится из деятельности разума. Кроме того, он указывает на то, что самапроблема Бога и веры в него вытекает из свободы нравственной воли.

По Э. Канту, идея свободыпредшествует идее Бога. А саму свободу учреждает разум человека «посредствомпонятия свободы дает идеям о Боге и бессмертии объективную реальность»[8].По мнению Канта, Бог есть возможность осуществления абсолютного добра, котороебез веры в эту возможность недостижимо. Люди верят в Бога не потому, что онсуществует, а Бог существует, поскольку люди в него верят, поскольку мы егомыслим как абсолютное добро. Кант считает, что наука не может ни доказать, ниопровергнуть бытие Бога. Он настаивает на нравственном доказательствесуществования Бога.

Идеи Бога, бессмертияносят априорный характер. Ограничиваясь лишь нравственным доказательством Бога,Э. Кант стремится преодолеть противоречие между верой и разумом, наукой ирелигией. Поэтому «религия разума – это чистая вера в добро…»[9].

Заключение

Э. Кант стал яркойфигурой в немецкой классической философии. В докритический период Кантзанимался проблемами математики и физики. Кант впервые поставил вопрос о том,что же изучает наука. Формирование философских воззрений Канта проходилопостепенно. Пожалуй, можно сказать, что Кант впервые в истории немецкогоидеализма восстановил диалектику. Кантовскаядиалектика – это диалектика границ и возможностей человеческого познания:чувств, рассудка и человеческого разума. Маркс и Энгельс высоко оценилисоциально-классовые основы философской системы Канта. Практически вся концепцияКанта направлена на человека, его связь с природой, изучение человеческихвозможностей. Э. Кант создает свою философскую систему, которая охватывает всюсистему бытия мира и человека.

Своими работами пофилософии, в частности «критикой чистого разума» Кант осуществил своего родапереворот в философии. Начало и конец кантовской «Критики чистого разума» — этопринцип свободы, автономия нашей воли. Мы ниоткуда свободу не возьмём, если нерешимся быть свободными. У Канта моральный закон ссылается на свободу, асвобода ссылается на моральный закон. Быть нравственным — значит бытьсвободным. Без свободных нравственных решений и поступков, наших собственных идругих людей, в мире не утвердятся и не сохранятся свобода и нравственность.

До тех пор покапрактический разум имеет право направлять нас, мы будем считать поступки обязательнымине только потому, что они суть заповеди Бога, а будем считать их Божественнымизаповедями потому, что мы внутренне обязаны совершать их.

Наследие Канта остаетсяактуальным, и по сей день, так как выдвинутые им идеи сохраняют теоретическое ипрактическое значение.

Списокиспользованной литературы

кант немецкийфилософия

1. Асмус, В.Ф. Кант. – М.: Наука,1973. – 532с.

2. Гулыга, А.В. Кант. – М.: Молодаягвардия, 1973. – 463с.

3. Гулыга, А.В. Гегель. – М.: Молодаягвардия, 1977. – 304с.

4. Дробницкий, О.Г. Теоретическиеосновы этики Канта / Философия Канта и современность. – М.: Мысль, 1974. – 388с.

5. Кант Э. Сочинения: В 6 т. – М.:Мысль, 1963–1966.

6. Мир философии. Книга для чтения. В2–х частях. – М.: ИПЛ, 1991.

7. Ойзерман, Т.И. Этикотеология и еесовременное значение // Вопросы философии. – 1997. – № 3. – С. 111.

8. Росси Ф.Д. Общественный авторитетразума. Критика, изначальное зло и предназначение человечества // Вопросыфилософии. – 2000. – № 7. – С.43 – 52

9. Судаков А.К. Чистая этика как рефлексиядоброй воли // Вопросы философии. – 1998. – № 3. – С.98

10. Философия: учебник / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. –2–е изд., испр. и доп. – М.: Юристъ, 1998. – 163с.

11. Кант Э. Критика чистого разума. –М.: Мысль, 1994. – 591с.

ЭССЕ

Теория познания И. Канта.
Является ли познание простым отображением мира?

 Как
же можно сделать человека

счастливым, не сделав его

 добродетельным и умным?

Кант Иммануил 

В словаре психологии познание –
процесс приобретения, переработки, кодирования и хранения знаний. Познание
включает в себя восприятие, представление, формирование понятий, мышление,
суждение и воображение.
Познавательный
интерес, прежде всего, можно охарактеризовать как сложное отношение человека к
предметам и явлениям, окружающим действительности, в котором выражено его
стремление к всестороннему глубокому изучению, познанию их существенных
свойств.

На мой взгляд, познание – это
активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого
индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и
учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать
на него. Человек не может существовать в мире и не познавать его. Как говорил
И. Кант: «Продвижение от знания о самом себе (о душе) к познанию мира и через
него к познанию первосущности столь естественно, что кажется подобным
логическому продвижению разума от посылок к заключению».

Величайший философ И. Кант обратился
к проблемам познания в своих многочисленных работах и построил свою теорию
этого феномена человеческого сознания. Главным философским произведением Канта
является «Критика чистого разума». Исходной проблемой для Канта является вопрос
«Как возможно чистое знание?». Прежде всего это касается возможности чистой
математики и чистого естествознания. Религия, философия, этика, право
начинаются, по мысли Канта, с познания мира. Условия для осуществления познания
заложены в самом человеке изначально. Невозможно  познавать догматически,
необходимо познавать критически – это основной тезис теории познания. И. Кант
говорил о том, что вещи существуют сами по себе, а познание этих вещей само по
себе – следовательно, познание не является  простым отражением мира.
Не наши познавательные способности
соответствуют миру, а мир должен сообразовываться с нашими способностями, чтобы
вообще могло состояться познание. Иначе говоря, наше сознание не просто
пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), но, скорее,
наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: разум
является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте.

Мир нам может являться по-разному,
подтверждением этого может являться искусство: живопись, архитектура,
литература, музыка – каждый творец по-своему видит гармонию, прекрасное. Как
заметил О. Уайльд, всякое искусство совершенно бесполезно и восприятие
прекрасного вызывает, прежде всего, состояние бескорыстной радости, полноты
сил, ощущение единства человека с миром. Поэтому познание – это основа развития
личности, его духовности, его внутреннего мира. Познание помогает человеку
структурировать действительность и свой внутренний мир, познание с помощью
искусства живописи, архитектуры, науки, музыки, балета помогают человеку
сохранить свой опыт для будущих поколений, и это отличает человека от других
живых существ, человек способен жить духовной жизнью.

На вопрос, что такое счастье, каждый
из нас, ответит по-разному: семья, должность, деньги. Поэтому в любой из наук
есть диаметральные точки зрения на какую-то проблему, именно это многообразие
взглядов и представлений дает человеку возможность развиваться, идти вперед. Мы
не познаем, что есть добро, если не увидим зло: Кант говорил о диалектике, противоречие
рассматривалось им как необходимый момент познания.
Но
диалектика для него – лишь гносеологический принцип, она субъективна, так как
отражает противоречия не самих вещей, а только противоречия мыслительной
деятельности. Именно потому, что в ней противопоставляются содержание знаний и
их логическая форма, предметом диалектики становятся сами эти формы.

В логическом аспекте теории познания
Кант ввел идею и термин «синтетическая сипа суждения», позволяющую осуществлять
синтез рассудка и данных чувственного восприятия, опыта. На мой взгляд, это
очень трудно осуществимо, ведь психика человека заведомо субъективна, возникает
слияние объекта и субъекта познания, что затрудняет процесс исследования.
Наши знания – это
духовная конструкция из материала восприятий которые формируют логические
категории.

              Согласно
Канту, мы познаем только явления – мир вещей самих по себе нам недоступен. При
попытке постигнуть сущность вещей наш разум впадает в противоречия. Действительно,
чем больше познает человек, тем больше вопросов возникает, тем круг проблем
увеличивается. Мы бессильны в некоторых вопросах бытия: Есть ли жизнь после
смерти? Как мы пришли в этот мир? Есть ли еще во Вселенной жизнь? Сегодня
несмотря на научно-технический прогресс, в педагогике остается открытым главный
вопрос: как обучать? Мы не наши лекарства от неизлечимых заболеваний, мы не
открыли вечный двигатель. Мы верим в религию и в медицину одновременно, случай.
Есть человек, который верит, что судьба  в его руках, а есть мир «вещей в
себе»: рок, случай, мировой разум. С помощью акта познания мы понимаем, что
есть прекрасное-безобразное, комическое-трагическое, героическое-трусливое,
возвышенное-низменное, правда-ложь, добро-зло, жизнь-смерть.
Акт познания – это Пушкин, Бах, Репин,
молекула воды, строение алмаза и многое другое, это мы сами.
«Под природой (в эмпирическом смысле) мы
разумеем связь существования явлений по необходимым правилам, т. е. по
законам…  Необходимость существования никогда нельзя познать из понятий: она
всегда познается только из связи с тем, что воспринимается, по общим законам
опыта»… «Но связь многообразного вообще никогда не может быть воспринята нами
через чувства» – Иммануил  Кант.

СОДЕРЖАНИЕ:

1)Иммануил Кант. Основные этапы творчества—стр.3-4

2)Этика И.Канта—стр.4-5

3)Эстетика И.Канта—стр.6-8

4)Мораль.Понятие морали у И.Канта—стр.8-10

5)Заключение—стр.10

6)Сочинение И.Канта—стр.11

7)Список литературы—стр.11

ИММАНУИЛ КАНТ .ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ТВОРЧЕСТВА.

Иммануи́л Кант(1724 -1804)

Иммануил Кант — (нем. Immanuel Kant [ɪˈmanuɛl kant] родился 22 апреля 1724 в городе Кёнигсберг, в Пруссии .Иммануил Кант — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.

Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь святого Эммануила, в переводе это еврейское имя означает «с нами Бог». До поступления в университет активно изучал естествознание. Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кёнигсбергский университет. Был сначала доцентом, затем профессором, и, наконец, ректором . Получил известность благодаря своим трудам в области философии, а также математики, естествознания, права и др. В 1781 г. выходит в свет главный труд Канта «Критика чистого разума».

Главная идея критической философии Канта следующая: прежде чем с помощью мышления исследовать какой-либо предмет, следует сначала изучить само «орудие» познания. Или, по терминологии того времени, дать критику способности познания. Этого не осуществила предшествующая философия, с чем в первую очередь и был связан общий кризис наук в XVIII столетии, который Кант стремился осмыслить и преодолеть.

«Критика чистого разума» имеет принципиально важное значение для науки, поскольку Кант обращается здесь к новым, неизвестным ранее проблемам: к проблеме априорных форм познания, к вопросу об источнике активности и свободы сознания, к проблеме субъекта, которую он ставит иначе, чем метафизика Нового времени. В учении об антиномиях Кант закладывает основы возрождения диалектического способа мышления. В то же время решение этих проблем в кантовской философии не может быть признано удовлетворительным: противопоставив субъективное объективному, мышление бытию, Кант считает их единство всего лишь идеалом, суть которого непостижима для человека. Стремясь преодолеть противоречие между бытием и мышлением, Кант подходит к нему иначе, чем в исследовании теоретической способности человека. А именно: в «Критике практического разума», составляющей основу его учения о морали, праве и государстве, философ осуществляет исследование воли как практической способности человека к действию.

Этапы творчества Иммануила Канта :

Кант прошёл в своем философском развитии два этапа: «докритический» и «критический» (Эти термины определяются работами философа «Критика чистого разума», 1781; «Критика практического разума», 1788 г.; «Критика способности суждения», 1790 г.)

I этап (1747—1755 годы) — Кант разрабатывал проблемы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью.

разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755 г.)

выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения;

выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас;

изучал роль приливов и отливов на нашей планете.

II этап (начинается с 1770 или с 1780-х гг.) — занимается вопросами гносеологии и в особенности процессом познания, размышляет над метафизическими, то есть общефилософскими проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетик.

Главным философским произведением Канта является «Критика чистого разума». Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?». Прежде всего, это касается возможности чистой математики и чистого естествознания («чистый» означает «неэмпирический», то есть такой, к которому не примешивается ощущение). Указанный вопрос Кант формулировал в терминах различения аналитических и синтетических суждений — «Как возможны синтетические суждения априори?» Под «синтетическими» суждениями Кант понимал суждения с приращением содержания, по сравнению с содержанием входящих в суждение понятий, которые отличал от аналитических суждений, раскрывающих смысл самих понятий. Термин «априори» означает «вне опыта», в противоположность термину «апостериори» — «из опыта».

Бог — «абсолютно необходимая сущность». Искренне верить в Бога — значит быть добрым и вообще истинно нравственным. В философии Канта нравственное соединено с идеей божественного. Церковь, исходя из идеала веры, есть всеобщее и необходимое нравственное соединение всех людей и представляет собою царство Божие на земле. Стремление же к господству нравственного миропорядка в земной и чувственной жизни, есть высшее благо.

Мнимая мораль — та, которая основана на принципах полезности, приятности, инстинкте, внешнем авторитете и различного рода чувствах.

О наличии у человека истинных моральных чувств, нравственных чувств или достоинств можно судить по тому, как человек свои частные интересы или все благополучие жизни подчиняет моральному долгу — требованиям совести.

Этика И .Канта: Этика Канта — это оригинальная, терминологически разработанная теория, имеющая глубокие корни в западной философской традиции. Центральная проблема этики Канта, как и Сократа, а также стоиков — проблема свободы.

Хотя корни его этики лежат еще глубже — в золотом правиле нравственности.

Главное открытие Канта — что в морали человек выступает собственным (и одновременно всеобщим) законодателем.

—> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <—

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *