Эссе по гендерной психологии

На мой взгляд, это очень актуальный вопрос, особенно в наше время, когда отношения между полами меняются, а соответственно меняется положение человека в обществе, его социальная роль и статус. Психологические различия между мужчинами и женщинами мне интересны прежде всего тем, что до сих пор они остаются малоизученными. При изучении процесса половой дифференциации  возникают сразу три круга вопросов:

1. Какие психологические различия между полами установлены строго научно, в отличие от ходячих мнений и стереотипов массового сознания?

2. Какова степень этих различий, насколько жестко pазгpаничиваются мужские и женские качества?

3. Какова пpиpода этих pазличий, являются ли они унивеpсально биологическими или отpажают исторически преходящие формы полового разделения туда?

В обыденном сознании прочно утвердилось мнение, что мужчины и женщины существенно отличаются друг от друга не только по физическим и физиологическим характеристикам, но и по психологическим свойствам, чертам личности и особенностям поведения. Слишком привычными стали представления о том, что мужской образ — набор черт, связанных с компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типично женский образ, напротив, включает в себя такие черты как эмоциональная поддержка, теплота чувств,  он ориентирован на социальные и коммуникативные умения. Эти стереотипные представления якобы поддерживаются авторитетом психологической науки, хотя подавляющему большинству обычных людей не известны результаты сравнения психологических характеристик между мужчинами и женщинами. Психологи уже не одно десятилетие проводят исследования с целью выяснения того, какие психологические различия между полами установлены строго научно, в отличие от расхожих мнений и стереотипов массового сознания.

Мнение большинства на  счет психологических различий полов  строится исключительно на заблуждениях, «ходячих мнениях» и «общепризнанных» постулатах, а не на доказанных фактах, научных опытах, исследованиях. Так называемая  «женская логика» давно вошла в обиход и  даже не опровергается женщинами, не то что «сильным полом». А ведь «женской логики» не существует в природе! Логика присутствует в мышлении обоих полов и её никто не отменял, зато термин «женская логика» введен как оксюморон, сочетание не сочетаемого, дабы подчеркнуть непредсказуемость женщины, хаотичность и даже бессмысленность её поведения, противопоставив мужчине, который является олицетворением логичности, порядка и здравомыслия. Прошу прощения за феминизм. Женщина – это загадка,  но отнюдь не существо, поведение которого не подчиняется никаким законам логики! Мужчины же настолько развили эту тему, сочинив множество анекдотов и шуток, что женщине приходится мириться с этой ролью и подыгрывать мужчине.

В доказательство хочу привести анекдот:

«Две очаровательные блондинки, сидя в кафе, обсуждают «индуктивные процессы ядерного двигателя, а также метаморфозы, происходящие вследствие ускоренной реакции…», строят теории, доказывают друг другу различные факты, активно спорят и вдруг одна из них замечает входящего в кафе мужчину: «тихо! Мужчина идет!» — кричит она. Девушки поправляются и, мило хихикая, хлопая глазками, начинают обсуждать симпатичные туфельки из новой коллекции Рrada.»

Нужна помощь в написании эссе?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Кроме индивидуальной, неповторимой  логики, женщинам приписывают и другие необоснованные свойства, касающиеся половых особенностей восприятия, обучаемости, памяти, интеллекта, когнитивного стиля, мотивации, самосознания, темперамента, уровня активности и эмоциональности, общительности, доминантности и т. д.  Например, предположения , что девочки «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики; у девочек ниже уровень самоуважения; девочки лучше спpавляются с пpостыми, pутинными задачами, тогда как мальчики — с более сложными познавательными пpоцессами, овладение котоpыми пpедполагает пpеодоление pанее усвоенных pеакций, мужской когнитивный стиль более «аналитичен», чем женский; на девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков — сpеда; у девочек слабо pазвита потpебность в достижении; у девочек больше pазвито слуховое, а у мальчиков — зpительное воспpиятие- сами по себе кажутся маловероятными.

Не кажется ли вам, что все это доказательство несколько неуважительного отношения к женщине, восприятия её как «друга человека». Ведь женщина не обделена природными качествами, а все эти выводы о её неполноценности- лишь результат патриархата, царившего на Земле и продолжающего доминировать  по сей день «сильного пола». Пpоисходящая в нашем обществе ломка тpадиционной системы половых pолей и стеpеотипов сеpьезно влияет на психику и поведение мужчин и женщин. В связи с этим подход к изучению половых различий с точки зрения психологии меняется.

Если pассматpивать этот вопpос исторически, нельзя не заметить, что тpадиционная система диффеpенциации половых pолей и связанных с ними стеpеотипов маскулинности — феминности отличалась следующими хаpактеpными чеpтами: 1) мужские и женские виды деятельности и личные качества pазличались очень pезко и казались поляpными; 2) эти pазличия освящались pелигией или ссылками на пpиpоду и пpедставлялись ненаpушимыми; 3) мужские и женские функции была не пpосто взаимодополнительными, но и иеpаpхическими — женщине отводилась зависимая, подчиненная pоль, так что даже идеальный обpаз женщины констpуиpовался с точки зpения мужских интеpесов. Эти необpатимые и в целом пpогpессивные социальные сдвиги вызывают пеpемены и в культуpных стеpеотипах маскулинности-феминности, котоpые стали сегодня менее отчетливыми и поляpными. Hекотоpая неопpеделенность pолевых ожиданий (женщина ждет от мужчины pыцаpского отношения в быту и в то же вpемя не без успеха сопеpничает с ним на pаботе) вызывает у многих людей дискомфоpт и тpевогу. Одни говоpят об опасности феминизации мужчин, дpугие — об угpозе маскулинизации женщин. Фактически же пpоисходит лишь ломка тpадиционной системы половых pолей и соответствующих ей культуpных стеpеотипов.

Отсюда — пеpеоpиентация теоpетической психологии. Пеpвоначально понятия маскулинности и феминности констpуиpовались стpого дихотомически, альтеpнативно, а всякое отступление от ноpматива воспpинималось как патология или шаг в напpавлении к ней: ученая женщина – «синий чулок» и т. п. Затем жесткий ноpмативизм уступил место идее континуума маскулинно-феминных свойств . Hа основе этой идеи западные психологи в 1930-1970 гг. сконстpуиpовали несколько специальных шкал для измеpения маскулинности-феминности умственных способностей, эмоций, интеpесов и т.д.. (тест Теpмана — Майлз, шкала М-Ф MMPI, шкала маскулинности Гилфоpда и дp.). Эти шкалы пpедполагают, что индивиды могут в пpеделах какой-то ноpмы pазличаться по степени М и Ф. Однако свойства М-Ф пpедставлялись пpи этом альтеpнативными, взаимоисключающими: высокая М должна коppелиpовать с низкой Ф и обpатно, пpичем для мужчины ноpмативна, желательна высокая М, а для женщины — Ф

Вскоpе, однако, выяснилось, что далеко не все психические качества поляpизуются на «мужские» и «женские». Кpоме того, pазные шкалы (интеллекта, эмоций, интеpесов и т.д.) в пpинципе не совпадают дpуг с дpугом — индивид, имеющий высокую М по одним показателям, может быть весьма феминным в дpугих отношениях. Hапpимеp, соpевновательные виды споpта издавна считались мужскими. Женщины-споpтсменки обычно обнаpуживали низкие показатели по тpадиционным измеpениям феминности, и ученые были склонны считать их хаpактеp скоpее маскулинным. Однако недавнее исследование гpуппы канадских теннисисток и гандболисток и сpавнение их со споpтсменами-мужчинами выявили ложность этого пpедставления. Оказалось, что эти девушки пpекpасно сочетают целый pяд маскулинных качеств (соpевновательность, упоpство, бескомпpомиссность и т. п.) с высоким уpовнем феминности.

Особенности восприятия женщин и мужчин с точки зрения идеалов являются следствиями исторически сложившейся дифференциации мужских и женских социальных ролей, разделения труда в зависимости от пола, различий в содержании и способах воспитания мальчиков и девочек, культурных стереотипов мужественности и женственности. По мере обеспечения реального социального равенства мужчин и женщин взаимоотношения полов, основанные на подчинении женщин, утрачивают свой прежний характер, сфера их совместной деятельности расширяется, в результате чего исчезают или уменьшаются многие психологические различия между ними, ранее считавшиеся незыблемыми. Степень и содержание половых различий неодинаковы в разных сферах жизнедеятельности. Наиболее значимые различия зафиксированы в области психофизиологии (включая разные темпы физического развития и созревания). Ряд психологических особенностей женщины связан с ее специфическими функциями матери, что проявляется как в направленности интересов, так и в соотношении общественно-производственных и семейно-бытовых функций.

Научно доказано, что женщины имеют больший словарный запас, более открыты для общения, также у женщин гораздо более развита интуиция, они склонны просчитывать каждый шаг и «примерять ситуации». Все это определяется исторически и биологически сложившейся ролью женщины-матери, хранительницы очага.

С древних времен обязанностью женщины было воспитывать детей, контактировать с остальными членами общества, узнавать новую информацию (ведь мужчины занимались охотой и собирательством, им было не до этого), зато женщина должна была строить планы, все просчитывать и ориентироваться, следуя расчетам.

Нужна помощь в написании эссе?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Мужчина же издавна выполнял роль добытчика, кормильца, охотника. Ему не присущи излишняя сентиментальность и чувствительность, мужчина должен быстро ориентироваться в ситуации, мгновенно принимать решения (иначе его съест тигр!:)), хорошо представлять местность, дабы не заблудиться. Твердо  установлено, что девочки пpевосходят мальчиков в веpбальных способностях; мальчики сильнее девочек в визуально-пpостpанственных способностях; у мальчиков выше математические способности; мужчины более агpессивны. Если речь идет о школьном возрасте, наличие половых различий в математических способностях не доказаны, в то же время результаты, полученные на студенческой выборке, показывают, что молодые люди выполняют задания в целом успешнее, чем девушки.

В социальном поведении мужчины характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность, а женщины — дружелюбность и контактность. Для мужчин характерна выраженная тенденция к независимости, а женщины ориентированы на взаимозависимость, которая в контексте авторитарного общества часто трансформируется в зависимость. Женщины в большей степени социально ориентированы, четче осознают те связи, которые объединяют людей и делают их общение более доверительным. Мужчины же стремятся к независимости через избегание зависимости.

Еще одно отличие связано с отношением к окружающему миру. Мужское отношение характеризуется напористостью, самоуверенностью, ориентацией на контроль. Женский вариант отношения к окружающему миру характеризуется направленностью на поддержание сложившихся типов взаимодействий с людьми.

Наиболее ярко выраженные различия в социальном поведении мужчин и женщин касаются агрессивных реакций и действий. Существует немало убедительных доказательств того, что мужчины более агрессивны, чем женщины. Мужчины более склонны прибегать к открытой физической агрессии. Для женщин более характерны различные проявления косвенной агрессии. Женщины рассматривают агрессию как средство выражения гнева и снятия стресса, мужчины – как инструмент, модель поведения, к которой прибегают для получения социального и материального вознаграждения.

Что касается социальных ролей мужчин и женщин, то для женщин более значимыми являются семейные роли, а для мужчин -профессиональные. Женская роль в семье больше связана с заботой и уходом за членами семьи; в мужской самоидентификации профессиональный статус играет центральную роль.

Итак, в многочисленных исследованиях было убедительно доказано, что даже действительно существующие различия между мужчинами и женщинами оказываются весьма незначительными и часто не превышают 5% от максимально возможной величины. На самом деле между мужчинами и женщинами в психологических характеристиках гораздо больше сходства, чем различий.

Использованная литература:

1. Клецина И. C. «Гендерная социализация». Учебное пособие. СПб., 1998.
2. «Словарь гендерных терминов».
3. Крайг Г. «Психология развития». СПб., 2000.

Нужна помощь в написании эссе?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

pencil

Узнай стоимость на индивидуальную работу!

icon
Цены в 2-3 раза ниже

icon
Мы работаем
7 дней в неделю

icon
Только проверенные эксперты

Готовые работы

/
Эссе

/ Гендерная психология


Эссе по гендерной психологии

Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +

Новых работ ежедневно

computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar

Иванна

Экономика

Маркетинг

Информатика

icon

117447
рейтинг

icon

2821
работ сдано

icon

1266
отзывов

avatar

Ludmila

Математика

Физика

История

icon

117384
рейтинг

icon

5540
работ сдано

icon

2498
отзывов

avatar

icon

78598
рейтинг

icon

1898
работ сдано

icon

1202
отзывов

avatar

Константин Николаевич

Высшая математика

Информатика

Геодезия

icon

62710
рейтинг

icon

1046
работ сдано

icon

598
отзывов

Отзывы студентов о нашей работе

Анна

МГПУ

С П А С И Б О огромное! задание не из легких,но выполнили его за очень короткий срок!


star
star
star
star
star

Aleksasha

ИвГУ

Благодарю Александра! За ответственное отношение к работе и профессионализм!


star
star
star
star
star

Анастасия

РГСУ

Второй раз обращаюсь к этому исполнителю. Всё замечательно выполнено, без замечаний


star
star
star
star
star

arrow

С П А С И Б О огромное! задание не из легких,но выполнили его за очень короткий срок!


arrow

arrow

Благодарю Александра! За ответственное отношение к работе и профессионализм!


arrow

arrow

Второй раз обращаюсь к этому исполнителю. Всё замечательно выполнено, без замечаний


arrow

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Уравнения

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 18 апр.

Зачет

Онлайн-помощь, Физическая химия

Срок сдачи к 18 апр.

planes
planes

Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!


Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

Гендерная психология

Автор:   •  Июнь 30, 2022  •  Эссе  •  817 Слов (4 Страниц)  •  114 Просмотры

Страница 1 из 4

Эссе по гендерной психологии

Поведение матери и отца как основа формирования здоровой

гендерной идентичности

Гендерная идентичность подразумевает отношение личности к себе как к

человеку определенного пола с соответствующим поведением и

характеристиками. Идентичность формируется в результате заимствования

мужских и женских черт, когда ребенок взаимодействует со значимыми другими,

внутри семьи и с другими людьми. Развитие половой дифференциации берет

начало на генетическом уровне при оплодотворении. Если понятие «пол» имеет

отношение к физическим и телесным различиям между мужчиной и женщиной,

то понятие «гендер» формируется из психологических, социальны и культурных

особенностей. Быть мужчиной или женщиной не то же самое, что быть человеком

с мужской или женской анатомией. Факторы, определяющие гендерную

идентичность: пренатальные факторы, факторы младенчества и детства, факторы

пубертатного периода. Гендерными проявлениями являются маскулинность и

феминность – представления нормы о психически, соматических, поведенческих

свойствах для мужчин и женщин. Гендерная идентичность не дается при

рождении, а вырабатывается в результате взаимодействия его природных

задатков и соответствующей социализации.

Выделяют 3 вида факторов, определяющих гендерную идентичность человека:

1. Пренатальные факторы – это цепочка факторов, которые взаимодействуют

между собой до рождения ребенка. Они обусловлены наследственными

признаками, биологическими и общим процессом развития. Пренатальные

факторы создают фундамент для дальнейшей идентификации личности как

мальчика или девочки.

2. Факторы младенчества и детства. После рождения, ребенку присваивается

морфологический пол по внешнему виду гениталий.

3. Факторы пубертатного периода. Ребенок каждый день получает

подтверждения или опровержение своей гендерной идентификации.

Гормональные изменения в теле в период полового созревания ведут к появлению

вторичных признаков и развитию половых органов. Также, наблюдается

повышенный интерес к сексуальным темам в этот период. По мере взросления,

если процессы идут обычным путем, продолжается подтверждение гендерной

идентичности ребенка. Если гендерная самоидентичность индивидуума не

подтверждается в пубертатном периоде, и не случаются ожидаемые изменения,

это может привести к эмоциональному кризису и внутреннему конфликту.

Мальчики и девочки приобретают специфические качества в ходе гендерной

социализации, которые приводят к образованию у них различных типов

гендерной идентичности. Значимое влияние на этот процесс оказывают поведение

матери и отца, а также здоровая психологическая атмосфера в семье.

Существует гендерный стереотип, что мальчикам должна быть свойственна

маскулинность и мужской гендер, а девочкам должна быть свойственная

феминность и женский гендер.

Подразумевая здоровую гендерную идентичность, можно предположить, что

ребенок, идентифицируясь

Доступно только на Essays.club

Различия между мужчиной и женщиной. Сочинение-эссе

Различия между мужчиной и женщиной. Сочинение-эссе

Когда мы появляемся на свет, на нас вешают ярлык «мужчина» или «женщина». Долгое время считалось, что половое различие можно найти только в биологических признаках. Но, развиваясь в области психологии, изучая общество и самого человека, как единицу общества, мы стали понимать, что различия есть и в моделях поведения, склонностях к определенным занятиям. Под влиянием средств массовой информации, воспитания, традиций формируются гендерные стереотипы. 

Гендерные стереотипы — это разделяемые большинством представления о различиях личностных качеств мужчин и женщин, об особенностях их поведения и выполняемых социальных ролях. 

На протяжении всей истории человечества существовали представления о ролях мужчины и женщины в социуме. Для каждого были предопределены такие установки, как поведение в типичных ситуациях; занятия, которыми должны были заниматься каждый из них, проявление определенных черт характера. 

В древности и Средних веках женщина играла роль хранительницы очага и заботливой матери. От нее ждали верности мужу. Ведь тогда мужчина отличался участием в военном деле, управлением, завоеванием власти. Позже, в советское время, женщина уже рассматривалась не только как мать, но и как активная работница, строившая новый мир. В наше время она занимает все более престижные места в социальной иерархии, что и не вызывает удивления. 

К каждому из нас привязана гендерная роль. Общество оценивает нас по ней, оно ждет, что мы будет носить одежду, соответствующую нашему гендеру, заниматься определенными занятиями, выражать свои чувства так, как было предопределено с начала времен. Конечно, за рамки нашей роли позволительно, но в глазах общества даже, если оно открыто этого не порицает, это будет смотреться странным и чем-то неправильным.
Сейчас мы попробуем разобраться в различиях мужчины и женщины, и понять, сохраняются ли гендерные роли сейчас.

Можно начать с биологических различий, которые могут рассказать об образе жизни мужчины и женщины.

Тело мужчины нацелено на более значимые нагрузки. У женщины таз шире и глубже, чем у мужчины. Это отличие важно для вынашивания и рождения ребёнка. Хрупкость костей у женщины может привести ко множеству переломов. Кожа мужчины морщинистая, загорелая и сухая, кожа женщины белая и гладкая. Волосы у женского пола длиннее, шелковистей и мягче, потому что забота о внешности для них очень важна. Мужчины чаще болеют из-за склонности к дракам, курению, выпивке. Женщины в умственном плане быстрее развиваются. У них очень сильная иммунная система, так как их в организме появляется антител больше, чем у противоположного пола. Ну, и на конец, у мужчин левое полушарие развито лучше, чем у женщин, поэтому вероятность встречи талантливого композитора, художника, писателя, математика среди мужского пола очень высока.

Дальше можно рассмотреть различия гендерных ролей в психологическом плане, их поведение в социуме, найти отклонения от так называемой нормы.

В книге Джона Грэя «Мужчины с Марса, женщины с Венеры» очень конкретно разбирается тема различий между мужчиной и женщиной, а также их взаимоотношения. Само название книги говорит уже о том, что мужчины должны быть по своей натуре воинственны, усердны и сильны, так как Марс в римской мифологии является богом войны, а женщины — нежные, чувственные и заботливые, потому что Венера — богиня любви.
Джон Грэй пишет, что мужчины и женщины совсем разные, ведь они чувствуют, реагируют, и даже любят по-разному. По его мнению, мужчины постоянно склонны к тому, чтобы находить решения проблем, а женщины — к выражению своих чувств. И, в какой-то мере, это так.
Кто же такие мужчина и женщина, как социальный вид? Как они себя ведут в одинаковых ситуациях и какую роль играют в жизни общества?
Мужчины всегда ценили силу и превосходство над другими. В их генах заложено постоянное соперничество с другими представителями вида. В гонке достижения большего мужчины получают удовольствие и самоутверждаются. Они ощущают чувство полноценности, только если они добились успеха, а главное — без какой-либо посторонней помощи. Для мужчины очень важна самостоятельность и свобода. Ограничить его действия — значит связать мужчину по рукам и ногам, заставить его медленно умирать. 

Одежда соответствует поведению мужчины. Она отражает степень власти и компетентности владельца. Солдаты, бизнесмены, полицейские, ученые, начальники, водители — все носят форму, или, по крайней мере, шляпу, указывающие на то, что этот человек наделен особой властью и определенными правами. 

Мужчины интересуются политикой, развитием технологий, спортом, погодой. Их привлечет рыбная ловля, футбол, новости, но врятли они возьмутся читать любовные романы или книги о психологии. Нет, они всецело поглощены только теми вещами, которые способствуют им в достижении тех или иных целей. Для мужчины — достижение результата очень важно. Это способность показать, что он чего-то стоит. Если мужчина не способен сам справиться с задачей, он обратиться с помощью к более опытному человеку — тому, кому он доверяет. Но если подсказка адресована ему без его просьбы, то она ставит способности мужчины решать и действовать под сомнение. 

Если начать укорять мужчину, то он подумает, что его пытаются измениться. А ведь обычно в любви мужчины ищут именно того, чтобы их любили и принимали такими, какие они есть — со всеми плюсами и минусами. Нельзя заставлять мужчину измениться против его воли. Только, если его принять тем, кем он является, то в нем загорится желание измениться к лучшему. 

Для мужчин свойственны такие черты характера, как ответственность, уверенность, храбрость, решимость, находчивость, сдержанность, скупость на чувства. В отличие от женщин, склонных к выполнению работы, с которой они знакомы, мужчины всегда готовы к чему-то новому, к тому, что только может проверить их силы и еще раз доказать собственное превосходство.

Женщины же, в отличие от мужчин, ставили выше всего любовь, красоту, человеческие отношения. Так, как мужчин удовлетворяют поиск решений и достижение успеха, так и женщины находят себя в общении. Они не могут жить без того, чтобы не рассказать о своих чувствах, не позаботиться о страждущем, не помочь другим своими советами и подсказками. Если, допустим, мужчины всегда пытаются помочь другим, подыскивая решения, то женщинам эти решения не столь важны, как то, чтобы их выслушали и проявили сочувствие.

 Смотря на мир, они не особо замечают высоких зданий и новинок технологий. Но их заинтересует то, присутствует ли в обществе гармония, какова степень любви и понимания. Ради этого женщины могут пожертвовать даже работой и своим успехом.

Если мужчины, подчеркивая свою гендерную принадлежность, носят форму и шляпы, то как же одеваются женщины? Очень много времени они тратят на красоту, что довольно важно. Характер этих хрупких созданий отличается частой сменой настроения. Они невероятно любят одеваться каждый раз по-разному. Новый день — новый наряд. В их гардеробе всегда есть цветастые платья, серьги, чудные шляпки — все, чем женщины так любят хвастаться.

Психология для каждой женщины — это как хобби. Они изучают ее в надежде разбираться в людях еще лучше, чем могут сейчас. Доказано, что у женщин хорошо развито интуитивное чувство и они способны без проблем читать эмоции других людей. 

Мы рассмотрели основные различия между мужчиной и женщиной. Тогда возникает вопрос: почему все именно так? Почему женщины не могут заниматься охотой, а то, как мужчина читает любовные романы, будет казаться странным?

Давайте вспомним, с чего начинается определение гендерной личности.
Мы рождаемся либо мужчиной, либо женщиной. И с самого детства нас начинают приучать к привычкам и нормам поведения того пола, к которому мы принадлежим. С ранних лет у нас есть образец подражания, на который мы смотрим и мечтаем о том, что когда вырастим, будем похожи на него. Уже детьми мы подвергаемся влиянию средств массовой информации: телевидению, радио, газетам. Множество детей, смотря телевизор, находят свой идеальный образец поведения: будь то милая домохозяйка Марта или храбрый пожарный Ричард. Девочка должна быть заботливой, чуткой, доброй, вежливой. Она должна играть в куклы, носить платья, учиться быть будущей хозяйкой. Тогда как мальчики должны быть мужественными, храбрыми, уверенными, способными постоять за себя. Им разрешалось драться, играть с машинками и пистолетами, но чрезмерное проявление эмоций не приветствовалось. Девочек записывают на танцы или на кружок рисования, а мальчиков — на спортивные секции. Появляется влияние со стороны родителей, которые врятли будут рады, если девочка захочет стать механиком, а мальчик будет грезить о карьере дизайнера. 
В «Гендерной психологии» Шон Берн рассказывает историю своей пациентки. Когда той было восемь лет, отец отвел ее к своему парикмахеру сделать модную стрижку. Но когда девочка пришла на карнавал и встретила маму, та бросилась в слезы и страшно накричала на отца, что он позволил парикмахеру обкорнать ребенка. И еще четыре недели эту девочку хотя бы раз в день путали с мальчиком. Тогда она решила отрастить длинные волосы и одевать исключительно платья, чтобы не быть похожей на мальчика. Это еще раз объясняет влияние общества на определение принадлежности в детстве.

Общество навязывает стереотипы, при несоблюдении которых, на нас сыпятся порицания и оскорбления. Осуждение за то, что мы вдруг стали не такими, каким захотел социум. Я думаю, что в наше время все перевернулось с ног на голову. Появились новые представления о социальных положениях женщины и мужчины. Ведь, думаю, многие боялись того, что их поведение отходит от нормы, и подавляли в себе непривычные чувства. Сейчас же, в наше время люди начали бороться за равноправие, за свободу, за независимость. Женщины могут без укора общества работать в полиции, стать руководителем, пойти в армию, заниматься охотой, потому что это не вызовет удивления. Мужчины стали больше времени проводить с детьми, тогда как, допустим, раньше могли и десяти минут не уделить общению с ними.  

Итак, в современном мире место человека в социальной иерархии определяет теперь больше его личностные качества, нежели половая принадлежность.

Очень часто мы слышим от окружающих или даже своих знакомых такие фразы как: «Место женщины – на кухне!», «Мужчина должен платить за ужин в ресторане!» и т.п.

Современному обществу свойственно стереотипное мышление и восприятие гендерных отличий. При первом впечатлении множество людей приписывают собеседнику не те качества, которыми он обладает, а те, которыми в его представлении должен обладать представитель данного пола. Одни из наиболее распространенных стереотипов — это представление о типично женских и типично мужских качествах. Наличие разных социальных ролей, которые воспринимаются как фундаментальные различия между мужчинами и женщинами в их психике и деятельности, формирует гендерные стереотипы. И зачастую эти социальные установки начинают нам мешать.

По сути, оба пола не отличаются друг от друга ни по интеллектуальным способностям, ни по эмоциональному восприятию, и это подтверждается множеством научных исследований. Но любой из нас легко опишет, какими должны быть «настоящая женщина» и «настоящий мужчина», и эти картинки будут совершенно разными.

Актуальность данной темы состоит в выявлении ложных гендерных стереотипов. Я попробую рассмотреть вопрос о способности освобождения от общепринятых правил, культурных программ, привитых нам общественностью, и степени свободы-зависимости от того, женщина мы или мужчина, а, следовательно, от тех социально-психологических особенностей своего пола, которые в нём доминируют.

По мнению многих ученых, наличие специфических ролей, которые мужчины и женщины играют в современном обществе, и есть главная причина появления гендерных стереотипов. Как известно, издавна в России сложилась традиция, что мужчина – это добытчик, защитник, глава дома, а женщинамать, хранительница очага, воспитательница. Однако, на современном этапе произошли значительные изменения в общественном сознании, которые наложили свой отпечаток, в том числе, и на распределение мужских и женских обязанностей. К примеру, женщины научились зарабатывать, растить детей в одиночку, самостоятельно принимать решения, а многие представители сильного пола, в свою очередь, освоили «работу» домохозяйки и няньки (и довольно неплохо, я скажу), переложив заботы финансового обеспечения семьи на плечи своих супруг. И, тем не менее, пережитки прошлого никуда не делись, перекочевав в «половые» штампы.

Гендерные стереотипы существуют неразрывно от общественного сознания и, как упоминалось выше, создают немало проблем. Предлагаю рассмотреть на примере ошибочное мнение о формирование конкретных качеств личности только у определенного пола из собственного опыта.

Зачастую наши родители стараются воспитывать в нас те качества личности, которые присущи нашему полу, и не только. Это проявляется также и в одевании ребенка в розовый или голубой цвет с раннего возраста, приобретении различных игрушек для мальчиков и девочек. Я заметила, что с детства детей приобщают к различным видам деятельности, обусловленной их половой принадлежностью. Например, многие семьи ни за что не отдадут сына в кружок танцев или кройки и шитья, а дочь не отправят заниматься борьбой или футболом. Потому что: «Вы что, эти увлечения совсем не для девочек/мальчиков!»

Странно, что никто не задумывается о главном — стереотип может быть ошибочным, т.е. девочка вполне может заинтересоваться спортивными направлениями: футболом, баскетболом, плаваньем, единоборствами (и стать очень успешной спортсменкой), а мальчики могут иметь задатки танцоров или поваров. Гендерные стереотипы передаются между поколениями, что фиксирует их устойчивость в социуме. Они трудно поддаются изменению, потому что закреплены в сознании людей на протяжении многих веков. На сегодняшний день, проблема гендерного просвещения является одной из актуальнейших для общества. Расширять и углублять сознание его членов попросту необходимо.

Сейчас гендерные стереотипы зачастую упоминаются в связи с дискриминацией по половому признаку. И это довольно плохо, потому что создает неправильное представление о существующей проблеме. Беда стереотипов не в том, что они создают неправильное представление о женщинах, тем самым обеспечивая почву для дискриминации. Проблема намного обширнее. Подобные устоявшиеся представления одинаково искажают мнение как о женщинах, так и о мужчинах, загоняя людей в узкие рамки норм и правил, навязывая им определенный способ действий. Таким образом, мягкий, чувствительный мужчина наверняка столкнется с большой долей негатива именно потому, что его поведение отличается от предписываемого. Вот только дискриминацией это почему-то никто не считает.

Гендерные стереотипы имеют отрицательное влияние на самореализацию мужчин и женщин, выступают в качестве барьера в развитии индивидуальности личности. Самовыражение и самореализация невозможна, если деятельность осуществляется на основании чувства долга. В данной ситуации не учитываются личные интересы, теряется чувство «Я», формируется покорность и зависимость. Подобное самоощущение и самовосприятие не соответствует идеям свободного выбора и самореализации. Грубо говоря, по моему мнению, стереотипы на то и стереотипы, что не отражают действительности как таковой, упрощая жизнь до уровня табуретки.

В заключении я хочу сказать, что социальная психология гендера подчеркивает, что гендер – это социальная норма, к которой мы приспосабливаемся в силу нормативного давления (желания социального одобрения) и информационного давления (использования социальной информации, помогающей нам определять реальность). Мужчины и женщины исполняют различные социальные роли, и, как следствие, мы полагаем, что между ними имеют место различия, которые оправдывают эти роли. Наше общество так же указывает нам, что мужчины и женщины отличаются и должны отличаться друг от друга. Но ограничения, накладываемые гендерными ролями на каждого человека, пагубно сказываются на развитии всего общества, и потому человечество сегодня стремится к демократизации и гуманизации, способствующих созданию равных возможностей для реализации личности независимо от социального происхождения, национальности, пола. Настоящая гуманизация предусматривает и преодоление стереотипов, веками властвующих над людьми и установления гендерного равенства во всех сферах общественной жизни.

«Будь самим собой и делай то, что хочешь, мир – бесконечен…»

Александра Геннадиевна Петрова

СПИСОК ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ССЫЛОК

  • Проблема незаконной миграции рабочей силы
  • Представление отчетности с использованием Интернет-технологий
  • Роль финансов предприятий в финансовой системе государства
  • Самоподтверждающиеся пророчества
  • Государство
  • Do you think being efficient is always a good thing? Why or why not?
  • Дистанционное обучение
  • Пенсионная реформа 90-х годов «За» и «Против»
  • Революции в России: первая русская революция и её значение
  • Хранение информационных объектов различных видов на разных цифровых носителях
  • Биография и научно-практическое наследие Анри Файоля
  • Содержание и признаки правосубъектности профсоюзов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *