Эссе по истории план клише

УНИКАЛЬНЫЙ СПОСОБ НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ ПО ИСТОРИИ. ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ.

https://www.zastavki.com/pictures/1680x1050/2015/Girls_Girl_writing_in_a_notebook_099281_16.jpg
https://www.zastavki.com/pictures/1680×1050/2015/Girls_Girl_writing_in_a_notebook_099281_16.jpg

Сочинение одно из сложнейших задание на ЕГЭ по истории. Нужно обладать не только знаниями по вопросу, но и изложить их правильно, соблюдая определенные условия. Важно еще и то, что с каждым годом условия написания сочинения усложняются. Нет никакой возможности заучить сочинение, но можно облегчить себе задачу, уяснив алгоритм и вооружившись клише написания сочинения.

Эта статья поможет в этом. Если вы не хотите читать, посмотрите видео на RUTUBE – Историо Морио https://rutube.ru/video/private/638d56a0f29c175cfd7b1ccebe77057d/?p=0wh0vsiepRt6w1f6CNhOIQ

А лучше прочитайте и посмотрите видео.

Вы запомните клише, чтобы на самом экзамене не мучится с подбором слов и не тратить драгоценное время. Ваша задача вставить в предоставляемый шаблон фактический материал по теме. В клише предлагаются слова –синонимы (они выделены курсивом).

Итак, предполагается два направления сочинения – личность и процесс.

КЛИШЕ ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ (ЭССЕ) НА ЕГЭ ПО ИСТОРИИ 2022 г.

СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИЧНОСТИ

АЛГОРИТМ

ШАГ 1.

Выбрать личность

ШАГ 2.

Событие, связанное с этой личностью – причина – результат.

ШАГ 3.

Событие, связанное с этой личностью – причина – результат.

ШАГ 4.

Еще одна личность, связанная с любым событием, ее конкретные действия.

ШАГ 5.

Оценка одного из событий на историю после смерти личности, о которой сочинение.

2-3 исторических термина.

КАЖДЫЙ ШАГ ЛУЧШЕ НАЧИНАТЬ С НОВОЙ СТРОКИ!

КЛИШЕ

Такой-то (указать личность) являлся тем-то (князь, царь, император, реформатор и т.п.). … участвовал в следующих исторических событиях и процессах … (назвать)

Во- первых, событие такое-то. Причиной этого (событие) послужило, явилось, стало, было, …. В следствии чего стало…

Во-вторых, назвать событие. Причиной этого (событие) послужило, явилось, стало, было … Следствием явилось.

В этом событии значительную роль сыграла такая-то личность ИМЯ. Он организовал, устроил, создал, провел (например, реформы), оказал влияние, содействовал, способствовал, ускорил, оказал влияние на…, сыграл ключевую роль.

Таким образом… (событие) привело, повлияло, способствовало, явилось причиной, послужило, активировало, актуализировало, результатом явилось….

ТЕРМИНЫ.

Указать статус личности, должность (это термин) и, конечно, термины из курса истории.

Хорошо бы назвать историческую эпоху, например, Смутное время, «просвещенный абсолютизм», «бироновщина» и т.п. – это термины.

КЛИШЕ ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ (ЭССЕ) НА ЕГЭ ПО ИСТОРИИ 2022 г.

СОЧИНЕНИЕ ПО ПРОЦЕССАМ

ТРЕБУЕТСЯ

Отразить два события в процессе.

Две личности в этих событиях

Две причинно-следственные связи

Влияние события на историю или мнение историков

Должно быть 2-3 исторических термина.

АЛГОРИТМ

ШАГ 1.

Выбрать тему

ШАГ 2.

Событие, его причина и результат. + личность.

ШАГ 3.

Событие, его причина и результат. + личность.

Или + две личности к одному событию.

ШАГ 4.

Вывод по процессу.

КЛИШЕ

Такой-то …. (исторический процесс) имел место быть во времена правления …. (Это уже будет личность).

В таком-то историческом процессе можно выделить два важнейших исторических события.

Во-первых, важным событием можно назвать… Целью этого события явилось, было… предпосылкой явилось… Описать событие. И здесь можно влияние правителя на событие, что он сделал.

Это привело, следствием этого события, мероприятия, действий и т.п. явилось.

Во-вторых, следует выделить… (здесь второе событие). Целью события явилось, было… предпосылкой явилось… Описать событие. Важную роль в этом событии сыграл, отведена такому то… видную роль здесь сыграл… Он сделал то-то и то-то… Например, он явился автором, провозгласил, предпринял попытку… , который (сделал то-то). В последствии это привело к…

Таким образом, данный исторический процесс (назвать процесс) имел важные исторические последствия… оказал влияние на исторический ход …. (здесь общий вывод).

Как запомнить фактический материал?

Если вы только начинаете готовиться, то лучше всего делать такие таблицы. Если вам уже скоро писать сочинение, то постарайтесь хотя бы представить, глядя на таблицы, владеете вы таким материалом или нет. Сможете на экзамене вычленить из всего спектра своих знаний соответствующую информацию и изложить её в сочинении.

КЛИШЕ ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ (ЭССЕ) НА ЕГЭ ПО ИСТОРИИ 2022 г.

ТАБЛИЦА ПО ЛИЧНОСТЯМ

КЛИШЕ ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ (ЭССЕ) НА ЕГЭ ПО ИСТОРИИ 2022 г.

Похожим образом заполняете таблицу по процессам.

ТАБЛИЦА ПО ПРОЦЕССАМ

процесс

событие

Причина/следствие

личность

КЛИШЕ ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ (ЭССЕ) НА ЕГЭ ПО ИСТОРИИ 2022 г.

КАКИЕ БУДУТ НА ЕГЭ ПРОЦЕССЫ?

ВАМ БУДЕТ ПРЕДЛОЖЕНО НЕСКОЛЬКО ПРОЦЕССОВ ИЗ ДАННОГО СПИСКА

· образование Древнерусского государства;

· укрепление Древнерусского государства в X−XI веках;

· внешняя политика русских князей в 879−945 гг.;

· борьба Древнерусского государства с половцами в XI-XII вв.;

· внутренняя политика киевского князя в 1019−1054 гг.;

· разделение Древнерусского государства на отдельные княжества и земли;

· монгольское нашествие на Русь в XIII в.;

· борьба Руси против монгольского владычества в XIV в.;

· борьба за первенство в Северо-Восточной Руси в XIV в.;

15 век

· формирование единого Русского государства в 1462–1505;

16 век

· опричная политика Ивана Грозного;

· внутренняя политика России периода «Избранной Рады»;

· внешняя политика России в эпоху Ивана Грозного;

· Смута в Российском государстве;

17 век

· внешняя политика России в 1645-1676 гг.;

· городские бунты и восстания в России в XVII веке;

18 век

· внешняя политика России в 1725−1762 годах;

· государственные преобразования первой четверти XVIII в.;

· внешняя политика России в 1762-1796 гг.;

· социально-экономические преобразования первой четверти XVIII в.;

· участие России в Русско-турецких войнах второй половины XVIII века;

19 век

· внутренняя политика Российской империи в первой четверти XIX в.;

· деятельность декабристов в Российской империи;

· внутренняя политика России в 1825–1855 гг.;

· внешняя политика России в 1825-1855 гг.;

· проведение Великих реформ 1860-х − 1870-х гг.;

· движение революционного народничества в России;

· внешняя политика России в 1855-1881 гг.;

· внешняя политика России в 1881–1894 гг.;

20 век

· Первая российская революция;

· Великая российская революция 1917 г. (Октябрьская. Правильно: Великая Октябрьская социалистическая революция)

· первые революционные преобразования большевиков.

· политика «военного коммунизма» в Советской России.

· проведение в СССР новой экономической политики (нэп).

· индустриализация в СССР.

· проведение политики «перестройки» в СССР.

· политика «десталинизации» в СССР.

· проведение политики «Оттепели» в СССР.

· внутренняя политика СССР в июне 1945 — апреле 1953 гг.

· внешняя политика России в декабре 1894– июле 1914 гг.;

· участие России в Первой мировой войне.

· участие СССР в Великой Отечественной войне в июне 1941-октябре 1942 гг.

· участие СССР в Великой Отечественной войне в ноябре 1942-декабре 1943 гг.

· участие СССР в Великой Отечественной войне в январе 1944 — мае 1945 гг.

· внешняя политика СССР в 1964-1982 гг.

· внутренняя политика СССР в 1985-1991 гг.

Смотрите видео других уникальных и полезных советов на RUTUBE канале Историо Морио https://rutube.ru/plst/145844. Здесь в кратких видео вы узнаете объемные темы. Самое-самое главное для ЕГЭ.

НАПИШИТЕ, КАКОЙ ФРАГМЕНТ ИЗ ОБЪЯСНЕНИЯ НЕ ПОНЯТЕН И КАК ВЫ ГОТОВИТЕСЬ.

УДАЧИ НА ЭКЗАМЕНЕ!

КЛИШЕ ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ (ЭССЕ) НА ЕГЭ ПО ИСТОРИИ 2022 г.

С ВАМИ ИСТОРИО МОРИО

#егэ по истории#сочинение по истории#эссе по истории#сочинение на егэ#клише сочинения по истории#процессы на сочинении по ситории#личности на сочинении по истории#как писать сочинение по истории 2022#образец сочинения по истории#

Эссе по истории

Содержание:

  1. Что такое эссе по истории
  2. Как написать эссе по истории
  3. Особенности эссе по истории
  4. Основные признаки эссе по истории
  5. Структура эссе по истории
  6. Введение
  7. Основная часть
  8. Заключение
  9. План написания эссе по истории
  10. Как написать эссе по истории
  11. Алгоритм написания эссе по истории
  12. Советы по написанию эссе по истории
  13. Объем эссе по истории
  14. Оформление эссе по социологии
  15. Шаблон — клише для эссе по истории
  16. Пример написания эссе по истории
  17. Пример№1
  18. Пример№2
  19. Скачать готовые эссе по истории
  20. Образцы эссе по истории

Эссе по истории – это небольшое по объему изложение, которое представляет из себя эмоциональное рассуждение автора по конкретной проблеме по предмету «История».

Эссе по истории обычно используются для оценки успеваемости учащихся в школе или университете. Исторические эссе проверяют ряд навыков, включая историческое понимание, интерпретацию и анализ. Чтобы написать хорошее эссе по истории, студенты должны изучить вопрос, понять его направленность и требования, получить информацию и доказательства посредством исследований, а затем составить четкий и хорошо организованный ответ.

Если вы хотите научиться сами выполнять эссе по любым предметам, то на странице «что такое эссе и как его написать» я подробно рассказала.

Что такое эссе по истории

Эссе по истории — это прозаическое этюд небольшого объема и свободной композиции, представляющий общие или предварительные соображения по теме предмета «История»

Эссе по истории имеет пояснительный и утвердительно-иллюстративный характер.

В эссе по истории господствует не сюжетная или логическая последовательность, а семантические аналогии и параллели, иллюстрированный анализ. В эссе автор высказывает мнение, положения и пытается его доказать, а не бескомпромиссно утверждать. Эссе носит нравственную окраску, автор выражает и доказывает свою позицию. Наличие конкретной темы эссе не предусматривает исчерпывающего трактовки, определения, утверждения, анализа. Необходимо охарактеризовать явление со всех сторон, не охватывая при этом его полностью.

При выборе темы для эссе помните, что надо быть уверенным в том, что вы:

  1. обладаете неплохими знаниями по данной теме;
  2. ясно понимаете смысл высказывания ;
  3. можете выразить свое отношение к высказыванию (согласиться с ним полностью или частично, попытаться опровергнуть его);
  4. владеете терминами, которые понадобятся для грамотного обсуждения темы (термины и понятия, которые вы сможете использовать);
  5. сумеете привести в поддержку своей позиции примеры из истории.

Основные требования к написанию эссе по истории:

1) Понимание проблемы, заложенной в цитате (о чем хотел сказать автор цитаты? Какая проблема лежит в цитате?).

Возьмем для примера высказывание историка К.Д.Кавелина: «Царствование Петра было продолжением царствования Иоанна».

О чем хотел сказать автор этих слов?

  • а) о том, что Петр I был всего лишь преемником Иоанна Грозного и его напрасно возводят в ранг великих реформаторов; 1
  • б) о том, что еще Иоанн положил начало тем преобразованиям, которые в XVIII в. кардинально изменили облик России;
  • в) о том, что любой крупный политик и государственник стоит на плечах своих предшественников;
  • г)…

2) Собственное мнение автора эссе (согласен или не согласен он с автором цитаты).

«Я согласен/ не согласен…»; «Мне кажется …»

3) Доказательства автора эссе в пользу своего мнения, основанные на исторических фактах, анализе исторических источников и литературы.

  • исторические примеры: «Проведем аналогии…»; «Сравним …»; «Обратим внимание на различия…»; «Вспомним…»;
  • усиление своих аргументов: «Я выделил несколько факторов: первый… второй…»; «Помимо таких отличий существует еще одно, на мой взгляд, основное»; «Это на первый взгляд незначительное противоречие, усиливается, если посмотреть на…»; «Более того…»;
  • обобщение доказательств: «Таким образом…»; «Это ли не…» и т.п.

4) Вывод автора эссе, который ни в коем случае не должен претендовать на место единственно правильного вывода или мнения; лучше всего закончить работу вопросительным предложением.

  • «Было ли правление Петра продолжением правления Ивана Грозного? Я высказал свое мнение, однако остается еще много вопросов, на которые сложно ответить однозначно/ответить на которые мне мешает ограниченность во времени (если это олимпиада) …» и т. д.

Критерии оценивания эссе:

  1. понимание смысла высказывания, ставшего темой работы;
  2. раскрытие личной позиции автора по теме;
  3. грамотность использования исторических теорий, понятий, фактов;
  4. логичность изложения темы;
  5. аргументированность и точность выводов;
  6. знание освещения данной проблематики в научных теориях, высказываниях ученых, политиков и т.д;
  7. образность, эмоциональность.

Как написать эссе по истории

Эссе диктует необходимость использования исторических и общекультурных понятий, цитат историографии. Автор может показать свою широкую осведомленность по данному вопросу, высказать свою точку зрения.

Цель эссе по истории — выявить умение самостоятельно в письменной форме целостно выразить мнение по определенному вопросу (теме, проблеме), в котором автор должен показать не только умение логично излагать главное, но и анализировать описываемый предмет с разных позиций, аргументировать свое утверждение.

Для написания эссе необходимо хорошее знание предмета рассуждения, развитое мышление, навыки связной речи, знание специфических признаков эссе.

При написании эссе по истории нужно:

  • Знать отличительные особенности эссе как формы произведения и особенности исторического эссе;
  • Видеть проблему, сформулированную в теме работы, четко определять ее пределы;
  • Определять предмет эссе;
  • Делить эссе на смысловые части (видеть структуру работы);
  • Отмечать круг событий, явлений и понятий, необходимых для ответа на вопрос;
  • Иллюстрировать утверждения соответствующими примерами и анализировать их;
  • Выделять причинно-следственные связи;
  • Применять аппарат сравнительных характеристик;
  • Использовать статистические данные, цитаты, применять знания историографии;
  • Структурировать информацию и выкладывать ее логично;
  • Делать промежуточные (текущие) выводы, конечные и обобщения;
  • Демонстрировать владение научным стилем речи;
  • Оформлять эссе аккуратно, в соответствии с требованиями.

Особенности эссе по истории

Эссе по истории — это демонстрация ассоциативных связей между историческими понятиями, фактами, явлениями, эссе принимает форму строго формализованного изложения мыслей с достаточной базой аргументации. Оно требует особого строгости и логичности, точности изложения мысли, взвешенности, объективности, скрупулезности отбора материала и его аргументации. Вместе с тем, в эссе по истории должна быть ясно, четко и просто изложена основная мысль. Эссе не должно быть перегружено несущественными примерами и доказательствами, свободой творческой фантазии, раскидистыми соображениями, оно не должно приобретать ярко эмоциональную форму. Если существует своя оригинальная позиция по высказываемой проблеме, то она должна быть проиллюстрирована убедительными доказательствами. Желательно, чтобы в эссе наблюдалось знания историографии, использовались цитаты (наиболее ярко иллюстрируют утверждение, мнение). Вообще, эссе по истории характеризует достаточное доля консервативности, его в какой-то степени можно сравнить с научной статьей, в которой анализируется какая-то важная проблема.

Основные признаки эссе по истории

  • Наличие конкретной темы
  • Небольшой объем
  • Свободное владение темой и ее личностное осмысление (понимание)
  • Знание алгоритмом раскрытия темы
  • Глубина раскрытия проблемы на теоретическом уровне
  • Логика построения рассуждений
  • Целостность (внутреннее смысловое единство)
  • Согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;
  • Аргументация основных выдвинутых положений, достаточное количество наиболее ярких и важных примеров и доказательств;
  • анализ (разложение проблемы на ее составляющие) информации;
  • В меньшей степени — свободная композиция и открытость (Нет претензии на полное, исчерпывающее раскрытие темы)
  • Использование различных форм и способов, с помощью которых происходит наполнение содержания работы
  • Самостоятельность;
  • Наличие собственного взгляда на предмет рассуждения.

Рассуждать на тему можно, только глубоко понимая суть предмета и, не допуская логических ошибок, следуя алгоритму составления эссе и критериям оценки.

Основным критерием оценки эссе является степень раскрытия содержания: на основе знания и понимания темы должно быть осуществлено ее разностороннее, логическое, аргументированное раскрытие.

Я составила таблицу по которой преподаватели оценивают эссе, посмотрите как они смотрят на эссе:

Критерий Оценивание эссе
Знания и понимание теоретического материала
  • Ученик определяет рассматриваются явления, события, факты и понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры; все затронутые явления, события, факты и понятия прямо относятся к изучаемой теме
Анализ
  • Ученик умело использует приемы сравнения и обобщения для анализа взаимосвязи событий и явлений, применяя категории анализа, сопровождает обоснованной интерпретацией приводятся примеры
Использование информационного пространства
  • Ученик использует различные источники информации. Приводятся различные точки зрения и высказывается собственная их оценка. Данные располагаются в удобной для чтения и понимания форме
Построение суждений
  • Работа демонстрирует ясность и последовательность в рассуждениях. Выдвинутые тезисы сопровождаются аргументацией
Оформление
  • Форме изложения при оценке придается второстепенное значение, однако при небрежном оформлении, большом количестве грамматических и стилистических ошибок, затрудняющих понимание, оценка может быть снижена

Структура эссе по истории

Структура эссе, как и любого произведения, должна быть выстроена по традиционному плану:

  1. введение,
  2. основная часть,
  3. заключение.

Введение

Во введении можно продумать вступительные фразы, связанные с основными базисными явлениями, событиями, фактами, анализ которых необходим в эссе. Можно сделать ссылку на личный опыт или провести аналогию с подобными явлениями в истории России или общей истории, поставить проблемы (проблему) или вопросы, написать цитату, пословицы, крылатое выражение; оттолкнуться от важнейшего обобщения, подводит к основной мысли эссе. На этом этапе важно показать, что вы понимаете поставленную перед вами проблему, чтобы развернуто ее сформулировать своими словами, поставить вопросы, на которые в ходе работы необходимо ответить. Можно определить актуальность и важность темы эссе.

Основная часть

Содержание должно включать две составляющие (проблема, как минимум, анализируется с двух сторон) и каждый абзац, содержащий анализ одного любого положения должен быть построен по модели: утверждение-аргумент-объяснение (или усиление утверждения).

Прежде всего, необходимо продумать смысловые куски основной части (структуру), затем тезисы (утверждение положения), затем аргументы (доказательства, примеры). Нужно обратить внимание на логичность, смысловое единство, точность, краткость, доказательность, выразительность. Необходимо использовать доказательства своей позиции — исторические примеры фактов, статистику, высказывания известных личностей, другие подтверждения, раскрывающие основную мысль эссе. На данном этапе написания сначала необходимо продумать главные утверждение, собрать важные аргументы и проанализировать их. лучше,

  • Доказательство — это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью настоящих и связанных с ним суждений, но не тождественных ему: аргументация или доказательство должны основываться на данных науки и практики. убеждения же могут быть основаны на предрассудках, неосведомленность людей, видимости доказательности (не должно быть характерным для эссе по истории).
  • Доказательство или аргументация — это рассуждение, использующее факты, истинные суждения, научные данные и убеждает нас в истинности того, о чем идет речь. Любое доказательство имеет структуру, которая включает в себя: тезис, аргументы, вывод или оценочные суждения.
  • Тезис — это суждение, которое надо доказать.
  • Аргументы — это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности (факты, статистика, цитаты, законы науки и т. д.).
  • Вывод — мнение, основанное на анализе фактов.
  • Оценочные суждения — это мнения, основанные на убеждениях или взглядах. Тезис и аргумент могут быть связаны методами индукции (от частного к общему), дедукции (от общего к частному) и аналогии (сравнения).

В зависимости от поставленной проблемы (вопроса), анализ может проводиться на основе следующих категорий:

  • причина — следствие,
  • общее — особенное,
  • форма — содержание,
  • часть — целое,
  • постоянство — изменчивость.

Структуру эссе (по абзацам) можно изобразить в виде логической цепочки:

  1. Утверждение — объяснение — пример + утверждение — объяснение — пример = обобщения — утверждение — заключение или
  2. Объяснения — пример — утверждение + объяснение — пример — утверждение = обобщения — вывод.
  3. Утверждение — пример — объяснение — вывод + утверждение — пример — объяснение — вывод = общий вывод.

Составляющие внутри смыслового блока и сами блоки могут меняться.

В процессе построения эссе по истории важно знать, что один абзац (смысловой блок) может иметь только одно утверждение и одно или несколько доказательств.

В основной части содержания, как минимум, должно быть две части, каждая из которых может завершаться текущим выводом. В одной из частей, обычно в первой, автор утверждает, что данное явление (событие, личность …) несет положительную характеристику, а в другой части работы необходимо остановиться на тех проблемах, связанных с этим явлением (событием, личностью. ..).

Заключение

Заключение должно суммировать или еще раз кратко объяснить содержание основной части, заострить внимание на главном выводе, подчеркнуть смысл и значение написанного, выразить свое отношение, вернуться к теме эссе с кратким обобщением написанного. Но самое главное, необходимо дать ответ на главный вопрос темы эссе. При этом коротко суммируются все важнейшие идеи, подводится общий итог рассуждениям и, возможно, предлагается направление дальнейших рассуждений по этой теме. При этом необходимо избегать повторения и перефразирования мыслей, уже приведенных в основной части эссе. Вывод должен быть короткий и представлен в виде основного вывода или оценочного суждения, которое может оставлять поле для дальнейшего суждения.

План написания эссе по истории

План написания эссе по истории должен выглядеть следующим образом:

  • Эпиграф.
  • Вступление (3-5 предложений).
  • Основная часть (2 составляющие):
  • Положительная оценка.
  • Текущий вывод.
  • Проблемы, связанные с предложенной темой работы.
  • Текущий вывод.
  • Вывод (5-10 предложений).

Как написать эссе по истории

Текст эссе должен быть написан четко, разборчиво и ясно.

Эссе это творческая работа и не должна быть описательной в виде реферата, а должна быть сосредоточена на аргументированном изложении автором своей точки зрения, критическом оценивании рассматриваемого материала и затрагиваемых вопросов, что должно раскрыть их аналитические способности. Хорошее эссе возможно только в том случае, если в открытии темы наблюдается неожиданный сдвиг так назваемая «Точка сюрприза«- это то, что может удивить и обогатить, даже возмутить читателя.

Черты, которые свойственны эссе:

  • личный характер восприятия проблемы и ее осмысление;
  • небольшой объем;
  • свободная композиция;
  • непринужденность повествования;
  • парадоксальность;
  • внутреннее смысловое единство.

Основная цель написания эссе по истории — раскрыть предложенную тему путем приведения различных аргументов (тезисов), которые должны подкрепляться доказательствами и иллюстрироваться всевозможными примерами.

Задача эссе по истории состоит в формировании у студента умения вырабатывать и корректно аргументировать свою точку зрения на новые для автора (а часто и объективно спорные) проблемы.

Алгоритм написания эссе по истории

  1. внимательно прочитайте все темы (высказывания), предложенные для написания эссе;
  2. выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям: а) вам это интересно; б) вы понимаете смысл высказывания; в) вам есть что сказать по теме (вы знаете термины, вы можете привести примеры, у вас есть личный опыт и т.д.);
  3. определите основную идею утверждения (о чем оно?), используйте для этого метод перефразирования (скажите то же самое, но своими словами);
  4. приведите аргументы «за» или «против» высказывания (если у вас будут аргументы «за» и «против» афоризма, взятого за тему, ваше эссе может быть полемическим по своей природе);
  5. выбрать примеры, факты, ситуации из жизни, личный опыт и т.д. для каждого аргумента;
  6. посмотрите на выбранные иллюстрации еще раз: использовали ли вы свои знания по теме;
  7. подумайте о том, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.);
  8. распределите выбранные аргументы или контраргументы по порядку (это будет ваш условный план);
  9. придумайте введение (вы можете написать в нем, почему вы выбрали это утверждение, определите свою позицию, задайте свой вопрос автору цитаты и т.д.);
  10. изложить свою точку зрения в последовательности, которую вы наметили;
  11. сформулируйте общее заключение по теме эссе и при необходимости отредактируйте его.

Написание эссе по истории должно иметь следующую структуру:

1. Введение (введение) — это исходная идея (проблема), связанная с конкретной темой. В предисловии определяется тема эссе и даются определения основных встречающихся понятий.

  • формулировка темы, ее актуальности и значимости;
  • расхождение мнений относительно предложенного суждения, взгляда;
  • переход к основному суждению.

2. Содержание (основная часть) – аргументированное изложение основных тезисов.

Основная часть этого основана на аналитической работе, в том числе на анализе фактов. Наиболее важные концепции исторической науки, включенные в данное эссе, систематизированы и проиллюстрированы примерами.

Суждения, приведенные в эссе, должны быть доказательны.

  • суждения (аргументы), которые выдвигает автор (2-3), определение основных понятий, используемых при выдвижении тезисов;

Доказательство — это совокупность логических методов обоснования истинности позиции с использованием других истинных и связанных с ними суждений.

  • Доказательства и поддержка — факты или примеры, подтверждающие суждение, точку зрения;
  • Рассмотрение и опровержение контраргументов (необходимо показать, почему автор считает их слабыми и предпочитает собственное утверждение).

Структура любого доказательства включает в себя:

  • тезис – суждение, которое надо доказать;
  • аргументы – суждения, опирающиеся на категории, которые используются при доказательстве истинности тезиса;
  • вывод – суждение, логически вытекающее из приводимых автором аргументов.

3. Заключение – это окончательное заключение по теме, к которому автор пришел в результате своих рассуждений. В заключении обобщаются основные идеи. Вывод может быть представлен в виде суммы мнений, которые оставляют место для дальнейшего обсуждения.

  • повторение основного суждения, мнения;
  • краткий обзор аргументации в защиту главного вывода;
  • общее заключение о важности, правильности данного утверждения, позиции.

После того как эссе написано его нужно проверить. Проверить правильность написания эссе по истории можно по этим пунктам:

  • структура (проверьте, существует ли логическая связь между частями эссе);
  • искренность тона (избегайте слишком эмоциональных прилагательных и наречий);
  • единство стилей (важно определить, что вы не переходите от научного стиля к публицистическому, разговорному и наоборот);
  • объем (помните, что эссе должно быть коротким, значит нужно урезать все лишнее);
  • привлекательность эссе, его индивидуальность (есть ли в эссе что-то особенное, что позволяет вам выделиться из ряда других эссе)?

Советы по написанию эссе по истории

  1. Стоит отметить, что в историческом образовании, с которым мы имеем дело, нет абсолютно «правильных» или «неправильных» ответов на вопросы, как это происходит в физике или математике — есть только более или менее аргументированные точки зрения.
  2. Итоговая оценка (балл) за эссе обычно дается учащимся, их собственным суждениям и рассуждениям.
  3. При изложении собственной позиции основное внимание уделяется: а) способности критически и независимо оценивать диапазон данных и точки зрения/доказательства других; б) способности понимать, оценивать и связывать между собой ключевые моменты любых проблем и вопросов; в) способности различать то, что более или менее важно; г) способности понимать аналитические подходы и модели; д) готовность различать противоположные подходы и модели, а также их применение.
  4. Победителями являются эссе, написанные в краткой, ясной и лаконичной форме.

Объем эссе по истории

Объем эссе по истории составляет от 3 до 8 страниц.

Нет четких критериев для объёма эссе по истории. Иногда длинные эссе не оцениваются высоко, а короткие — высоко оцениваются. Важно не количество страниц эссе, а его содержание.

Оформление эссе по социологии

Эссе начинается с титульного листа, считающегося первой страницей. На титульном листе номер страницы не ставится. План в эссе не обязателен, так как структура плана предполагает введение и заключение, а также деление основного вопроса на под вопросы, что в эссе сделать, как правило, затруднительно. Объем эссе не позволяет писать подробные введение и заключение на нескольких страницах. В начале эссе можно ограничиться одной или несколькими фразами, вводящим читающего в курс рассматриваемого вопроса. Вместо заключения достаточно сформулировать вывод, к которому пришел автор в результате рассуждений. В эссе обязателен список использованной литературы и ссылка на используемые источники информации по общепринятым правилам.

Структура оформления эссе по истории:

  • Титульный лист (титульный лист является первой страницей эссе) см. приложение 1;
  • Содержание (содержание включает: введение; наименования всех разделов, подразделов, пунктов и подпунктов основной части задания; заключение; список литературы);
  • Введение (во введении обосновывается актуальность, цель и задачи выбранной темы исследования, а также объект и предмет исследования);
  • Основная часть (состоит из нескольких разделов, в которых излагается суть эссе);
  • Заключение (в заключении формулируются основные выводы о проделанной работе);
  • Полный библиографический список (в том числе и адресов Интернет – сайтов).

Текст:

  • эссе оформляют на листах формата А5 (148х210), объем текста примерно 20 страниц;
  • параметры шрифта: гарнитура шрифта — Times New Roman, начертание — обычный, кегль шрифта — 10 пунктов, цвет текста – авто (черный);
  • параметры абзаца: выравнивание текста – по ширине страницы, межстрочный интервал – полуторный.

Нумерация:

  • каждую структурную часть необходимо начинать с нового раздела со следующей страницы;
  • страницы нумеруют арабскими цифрами внизу страницы, справа;
  • нумерация страниц начинается с титульного листа, но на титульном листе и на странице «Содержание» номер страницы не указывается, нумерация указывается с цифры 3 (с третьей страницы).

Основная часть:

  • текст основной части разбивают на разделы (при большом объеме информации еще на подразделы, пункты и подпункты);
  • разделы, подразделы, пункты, подпункты нумеруют арабскими цифрами;
  • разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах излагаемого материала и обозначаться арабскими цифрами, в конце номера раздела точку не ставят;
  • подразделы нумеруют в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и порядкового номера подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точку не ставят, например: «1.1»;
  • пункты нумеруют в пределах каждого подраздела. Номер пункта состоит из порядкового номера раздела, подраздела, пункта, между цифрами и в конце номера точку не ставят, например: «1.1.2».

Ссылки:

Ссылки в эссе, как и в других студенческих работах, можно делать двумя способами:

  1. ссылка размещается внизу страницы
  2. в конце всего текста.

Иллюстрации:

  • иллюстрации (рисунки, графики, диаграммы, схемы) выполняются чёрно-белыми. Формат иллюстраций – JPEG;
  • иллюстрация, выполненная средствами Microsoft Office, должна представлять собой единый объект (все элементы должны быть сгруппированы). Не допускается вставка сканированных изображений;
  • размещение иллюстраций в тексте – с обтеканием текстом сверху и снизу;
  • подрисуночные надписи печатаются в текстовом редакторе (не на самом рисунке);
  • иллюстрации следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице;
  • выравнивание иллюстраций – по центру;
  • иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией, например «Рисунок 1. «название рисунка» »;
  • на все иллюстрации в тексте должны быть даны ссылки. При ссылках на иллюстрации следует писать «… в соответствии с рисунком 2» и т.п.;
  • подписываются рисунки внизу картинки справа.

Таблицы:

  • выполняются средствами Microsoft Office. Шрифт – Times New Roman 10 пт;
  • таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице;
  • таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией, например «Таблица 1»;
  • название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким;
  • название таблицы следует помещать над таблицей справа, без абзацного отступа, в одну строку с ее номером через тире, например «Таблица 1 – Структура потребления электроэнергии».

Шаблон — клише для эссе по истории

  • Скачать шаблон — клише для эссе по истории №1
  • Скачать шаблон — клише для эссе по истории №2

Эссе по истории

Пример написания эссе по истории

Пример№1

Эссе по истории на тему «Роль Личности в Истории»

Роль Личности в Истории

У каждого человека своя судьба, у каждой личности своя роль в истории человечества. Можно заметить, что каждый человек доказывал свою правоту, свои мысли. Каждая личность оказалась в нужное время и в нужном месте.

Хотелось бы отметить, что, личность становится великой общественной силой, только тогда, когда свободная деятельность явится сознательным и свободным выражением необходимости и тогда, уже ничто не может помешать ей и ничто не помешает.

Если взять Моно со взглядами Лампрехта, то по их теории можно говорить о том, что если поставить заместо Людвика XV другого человека или изменить его характер, то исход изменился бы не только войны. Этот исход бы повлиял на все будущее, Франция скорее всего бы не потеряла такие ценности, что унесла за собой война, а значит, скорее всего, она могла быть значительно богаче не только в экономическом плане, но даже и в территориальном. Но Моно, как и многие французике историки так и не дали точного и полного ответа на вопрос о роли личностей в истории.

Опираясь на мнение Минье, стоит отметить, что многое зависит не только от личности человека, а также о тех факторах, про которые зачастую мы забываем или не видим. Физические и физиологические силы природы играют огромную роль в истории человечества. И если бы нос Клеопатры был бы короче, то история была бы другой.

Случайности существуют, не все зависит от нас самих, не все зависит от наших сил, здоровья, стремления и так далее. Во многом играет важность время и случайность. Взять, к примеру Бутурлина и заменить на Суворова, то, может быть, история Пруссии пошла бы иначе. Выходит, отсюда следует говорить, что судьба государств зависит иногда от случайностей, которые можно назвать случайностями второй степени. А сейчас задумайтесь и ответьте себе сами, все ли зависит от личности и его роли в истории?

Личность – это нечто большее, чем человек. Не каждый человек является личностью. История пишется не на одном каком-то примере о роли личности, а на примере каждого поступка, мысли, подвига, желания каждой личности, а также случайностей, физиологической и физической силы природы. Для всего человечества открыто огромное поле действий, свободы, действий. Оно открыто абсолютно для каждого человека имеющих очи, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, и сердце, чтобы любить своих ближних. Понятие великий есть понятие относительное.

Пример№2

Эссе по истории

Эссе по истории

Эссе по истории

Эссе по истории

Эссе по истории

Скачать готовые эссе по истории

  1. Скачать эссе по истории на тему: Крестьянские войны в истории России
  2. Скачать эссе по истории на тему: Причины распада СССР
  3. Скачать эссе по истории на тему: Внешняя политика Александра 3
  4. Скачать эссе по истории на тему: Моя семья в XX в.
  5. Скачать эссе по истории на тему: Политика Павла I замыслы и реализация
  6. Скачать эссе по истории на тему: Период 1917-1922 года
  7. Скачать эссе по истории на тему: Историческое значение победы в Великой Отечественной войне
  8. Скачать эссе по истории на тему: Античность- Средние века — Новое время. Причины и механизмы смены эпох

Образцы эссе по истории

  1. Корейская война 1950-1953
  2. Восстановление экономики СССР в послевоенные годы
  3. И.В.Сталин как политический деятель
  4. XX съезд КПСС и борьба за власть после смерти И.В.Сталина
  5. Внутренняя политика СССР в период правления Н.С.Хрущева
  6. Внутренняя политика СССР 1953-1964 гг.
  7. Карибский кризис 1962 г. и новый виток «холодной войны»
  8. Война во Вьетнаме 1965-1973
  9. Партизанское движение в СССР в годы Великой Отечественной
  10. войны
  11. Советские полководцы Великой Отечественной войны
  12. Советское общество в 50-е гг.XX в.
  13. Советское общество в 60-70-е гг. XX в.
  14. Свержение Н.С.Хрущева и новый политический курс
  15. Л.И.Брежнев как политический деятель
  16. Экономическая реформа 1965 г. и ее результаты
  17. Внешняя политика СССР в 60-80-е гг. XX в.
  18. Война в Афганистане 1979-1989
  19. Движение диссидентов в СССР
  20. Развитие культуры в период «оттепели»
  21. Развитие науки и техники в 50-60-е гг. XX в.
  22. М.С.Горбачев как политический деятель
  23. Начало политики Перестройки
  24. Реформы политической системы и политика «гласности» в
  25. период Перестройки
  26. Национальная политика в период Перестройки
  27. Внешняя политика М.С.Горбачева
  28. Потсдамская конференция. Итоги и влияние на мировую политику.
  29. Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси.
  30. Юридическое оформление крепостного права в России
  31. Экспансия с Запада. Борьба с агрессией крестоносцев.
  32. Христианская культура и языческие традиции Руси.
  33. Учреждение патриаршества в России
  34. Утверждение новой модели экономического капиталистические
  35. отношения в промышленности и сельском хозяйстве.
  36. Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании.
  37. Торговый путь «из варяг в греки». Его значение для Руси и Византии
  38. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники.
  39. Свержение золотоордынского ига.
  40. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизации.
  41. Русь и Степь. История взаимоотношений Руси и Золотой Орды
  42. Роль монгольского завоевания в истории Руси.
  43. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.
  44. Расцвет культуры до монгольской Руси.
  45. Развитие норм права на Руси. Категории населения.
  46. Промышленный переворот и развитие капиталистических отношений в России
  47. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.
  48. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей.
  49. Причины распада Древнерусского государства.
  50. Причины и характер Смуты
  51. Православная Церковь и идея единства Русской земли.
  52. «Повесть временных лет». Возникновение государства.
  53. Опричнина и ее роль в российской истории
  54. Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь.
  55. Петровские преобразования, их значение
  56. Народническое движение.
  57. Либеральные реформы 60—70-х годов XIX в
  58. Либеральное движение. Распространение марксизма в России.
  59. Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв.
  60. Культура России в первой половине XIX в
  61. Культура народов Российского государства во второй половине XVI-XVII в.
  62. Культура Древней Руси как один из факторов древнерусской народности.
  63. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв.
  64. Монархии и республики.
  65. Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы.
  66. Завершение объединения русских земель и образование Российского государства.
  67. Движение декабристов как начало либерального направления в России
  68. Геополитическое положение средневековой Руси
  69. Восточнославянские племенные союзы и их соседи
  70. Внешняя политика России во второй половине XIX в
  71. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции.
  72. Национальный подъем в России.
  73. Английская революция XVII века: причины, участники, итоги, значение.
  74. Реформы и революции в странах Латинской Америки во второй половине ХХ в.
  75. Эволюция социал-демократических движений в ХХ в.
  76. Страны Восточной Европы во второй половине ХХ в.: выбор путей развития.
  77. Освобождение народов Азии и Африки во второй половине ХХ в.
  78. Раскол и объединение Германии во второй половине ХХ в.
  79. Движение Сопротивления в годы Второй мировой войны: участники, формы, итоги.
  80. «Новый курс» Ф. Рузвельта: сущность и значение для американской и всемирной истории ХХ в.
  81. Европейская культура первой трети ХХ в.
  82. Национал-социализм в Германии.
  83. Тоталитарные и авторитарные режимы в странах Европы в 1920–
  84. 1930-е гг.:приход к власти и причины падения
  85. Освободительные движения в первой трети ХХ в.: революции, ненасильственное сопротивление.
  86. Международные отношения в 1920–1930-е гг.: этапы и тенденции, проблемы
  87. Версальско-Вашингтонская система: принципы и противоречия.
  88. Революции 1918–1919 гг. в Европе: причины, итоги, значение.
  89. Международные отношения в последней трети ХIX – начале ХХ в.
  90. Художественная культура Европы в ХIX в.: основные течения, их представители.
  91. Гражданская война 1861–1865 гг. в США: участники, сущность, итоги.
  92. Национальные движения в странах Европы в ХIX в.
  93. Промышленный переворот в странах Европы в Новое время
  94. (предпосылки, сущность, последствия).
  95. Рабочее движение в Европе в ХIX в.: задачи, этапы развития, результаты.
  96. Реформация и контрреформация в странах Европы.
  97. Французская революция конца ХVIII в.: причины, участники, итоги, значение.

Олимпиады — хороший шанс ещё в школе углубить свои знания по предмету, а также заработать дополнительные баллы для поступления в вуз. Мы писали о том, в каких соревнованиях школьники могут принять участие, а сегодня подробно расскажем, как писать историческое эссе на олимпиаде, чтобы получить максимум баллов за это задание.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Лайфхаки для успешной учёбы и поступления вы найдёте в нашем информационном телеграм-канале. А в специальной группе мы собрали для подписчиков скидки и выгодные предложения.

Что такое историческое эссе и как его писать на олимпиаде

Основная цель написания исторического эссе на олимпиаде — сформулировать отношение ученика к важной исторической проблеме, доказать свою позицию по противоречивому вопросу и при этом использовать убедительные аргументы.

Как писать эссе по истории на олимпиаде, чтобы получить высокий балл? Проследите, чтобы в тексте вашего сочинения были:

  • личностный характер восприятия конкретной темы;
  • внутреннее смысловое единство и логическое изложение;
  • чёткая структура.

Темы для эссе по истории на олимпиаде

Темы эссе на олимпиаде по истории обычно представлены в виде высказываний исторических или современных общественных деятелей, политиков, учёных и т. д. Эти цитаты относятся к разным историческим эпохам и обычно носят полемический характер.

Приведём несколько тем-примеров для олимпиадного эссе по истории:

  1. «Политические успехи народов, вошедших в состав Древнерусского государства… стали возможны только при известных условиях внутреннего их развития. Было бы наивным думать, что объединение восточного славянства и неславянских народов под властью Киева есть результат какого-либо внешнего вмешательства» (Б. Д. Греков).
  2. «Во всех действиях Святослава мы видим руку полководца и государственного деятеля, заинтересованного возвышении Руси и упрочении её международного положения. Серия походов Святослава была мудро задумана и блестяще осуществлена» (Б. А. Рыбаков).
  3. «Наименование Русского государства империей, а Петра императором всероссийским отразило глубокие изменения во внутреннем и международном положении страны. Государство, участие которого в международных делах ограничивалось отношениями с соседними странами Восточной и Юго-Восточной Европы, теперь прочно вошло в круг европейских держав» (Н. И. Павленко).
  4. «Екатерину можно назвать виновницей крепостного права не в том смысле, что она создала его, а в том, что это право при ней из колеблющегося факта, оправдываемого временными нуждами государства, превратилось в признанное законом право, ничем не оправдываемое» (В.О. Ключевский).
  5. «Хотя многие русские, особенно при дворе и в армии, имели все основания забыть о Павле, фактически то, что Павел совершил за четыре года и три месяца своего правления, оказалось основополагающим для России в первой половине XIX в.» (Родерик Мак-Грю, американский историк).
  6. «Политика выжидания и лавирования между различными дворянскими группировками особенно характерна для первого периода царствования Александра I. Но по мере того, как он укреплялся на престоле, его политика приобретала все более определенный характер. Он, как и его предшественники, добивался упрочения самодержавия» (А. П. Бажова).
  7. «Война, вероятно, отодвинула взрыв буржуазно-демократической революции, но приблизила революцию социалистическую» (П.В. Волобуев)
  8. «Начиная войну, руководство Германии исходило из того, что советское многонациональное государство распадется на враждующие национальные группировки. Однако этот расчет не оправдался» (О. А. Ржешевский).
  9. «Победа в Великой Отечественной войне была достигнута не столько благодаря Сталину, сколько, несмотря на него, вопреки его тяжким ошибкам и преступлениям, так дорого обошедшимся нашему народу» (Г. Я. Рудой).
  10. «Беловежские соглашения не распускали СССР, а лишь констатировали его фактический к тому моменту распад» (Б. Н. Ельцин).

Отметим, что темы эссе можно условно разделить на четыре группы: о людях; о событиях; о процессах и закономерностях; темы на сопоставление (людей, событий, процессов и т.д.).

План эссе по истории на олимпиаде

Мы предложим вам структуру эссе для Всероссийской олимпиады школьников по истории. Обратите внимание, что на региональных олимпиадах на разных этапах к этой работе могут быть представлены другие требования.

Введение

За вступление к эссе можно получить до 10 баллов:

  • обоснование выбора темы (до 5 баллов);
  • формулировка проблем и постановка задач (до 5 баллов).

Таким образом, школьник должен сформулировать оригинальное разноплановое объяснение выбора темы (мало просто написать, что она ему интересна, нужно объяснить чем), сформулировать проблемы и предложить задачи, которые он будет решать в дальнейшем тексте.

В идеале ученик должен сформулировать 4 проблемы и, соответственно, поставить перед собой 4 задачи.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Эссе по истории для олимпиады

Обратите внимание: примеры эссе по истории для олимпиады в 11-ом классе будут отличаться от образцов исторических сочинений для ЕГЭ

Основная часть

За основной раздел работы учащийся может получить до 35 баллов. В этой части автору необходимо последовательно раскрыть и доказать собственную позицию по тем проблемам, которые он обозначил во вступлении. При этом если в эссе по литературе или обществознанию допустимо использовать аргументы из произведений искусства или личного опыта, в работе по истории доказательствами могут быть только конкретные исторические факты или цитаты авторитетных учёных.

Задача школьника при подготовке этого раздела — аргументированно продемонстрировать своё согласие или несогласие (полное либо частичное) с автором высказывания, которое он выбрал в качестве темы.

При оценке этой части жюри использует такие критерии:

  1. Правильность использования исторических терминов и фактов.
  2. Убедительность авторской точки зрения (логичность и последовательность изложения аргументов).
  3. Знание различных мнений по выделенной проблеме.
  4. Творческий характер подачи информации.

Не забудьте, что после обоснования решения каждой выделенной проблемы нужно написать краткий вывод.

Выводы

За последний раздел можно получить до 5 баллов. В заключении должны быть представлены конкретные выводы, к которым ученик пришёл после рассмотрения всех выделенных проблем и, конечно, они не должны противоречить тому, что он изложил в основной части.

Старайтесь не писать заключение слишком обобщённо: за это могут снизить баллы.

Как написать эссе по истории для олимпиады

Дадим несколько советов, которые помогут справиться с эссе по истории на олимпиаде:

  1. Заранее подберите несколько периодов, в которых вы будете лучше всего ориентироваться, чтобы на олимпиаде выбрать высказывание, посвящённое одному из них. Изучайте соответствующую литературу и ключевые цитаты историков, которые изучали выбранную вами эпоху. Мнения историков для эссе по истории на олимпиаде могут стать важным аргументом, который докажет ваше мнение.
  2. Тренируйтесь писать эссе по разным цитатам, а потом вместе разбирайте их с учителем. Он укажет на допущенные ошибки, это поможет избежать их во время самой олимпиады.
  3. Внимательно прочитайте предложенные в качестве темы высказывания и выберите то, которое соответствует знакомому вам периоду и не содержит незнакомых понятий. Не додумывайте за автора и не искажайте смысл цитаты.
  4. Правильно организуйте время (обычно на эссе даётся 1,5 часа). Потратьте несколько минут на то, чтобы продумать структуру эссе, сразу выделите 4 проблемы и подберите соответствующие аргументы. Если понимаете, что не можете справиться с раскрытием темы, лучше выбрать другое высказывание, а не тратить время впустую.
  5. Не старайтесь написать слишком много. Один из ключевых признаков эссе — небольшой объём. Стандартным считается эссе на 2-3 страницы рукописного теста на листах формата А4.

Клише для исторического эссе на олимпиаде

В историческом эссе принято использовать следующие фразы и обороты:

  • «выбор данной темы продиктован следующими соображениями»;
  • «исходя из формулировки темы, мне предстоит ответить на следующие вопросы»;
  • «я должен буду определить следующие позиции»;
  • «рассмотрим несколько точек зрения по данной проблеме»;
  • «проиллюстрируем это приложение следующим фактом»;
  • «в исторической науке существует несколько подходов к данной проблеме»
  • «мне кажется, в данной ситуации уместно воспользоваться таким историческим термином»;
  • «вот почему я согласен с мнением»;
  • «именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания»;
  • «резюмируя сказанное, следует отметить».

Примеры исторического эссе для олимпиады

Приведём пример эссе по истории для олимпиады в 9-ом классе.

Примеры эссе по истории для олимпиад в других классах будут отличаться только периодами, которые будут затронуты в тематических высказываниях: структура и принципы аргументации останутся теми же.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Теперь у вас есть образцы эссе по истории для олимпиады, и вы сможете хорошо справиться с этим заданием. А справиться с подобной работой в школе или вузе поможет учебный сервис: оставляйте заявку на эссе по истории и будьте уверены в качественном результате.

План, шаблон, клише для исторического сочинения

Качественное эссе по истории должно полностью соответствовать критериям, на которые опираются эксперты при проверке работы.

Задание 29 ЕГЭ по истории на написание исторического сочинения может встретиться в двух видах:

  1. Сочинение по одному из трех исторических процессов
  2. Сочинение по одному из трёх исторических деятелей

Если Вы пишете сочинение по историческому процессу, то примерная абзацная структура Вашей работы может быть следующей:

1 абзац

Во вступлении необходимо сообщить, какой исторический процесс Вы выбрали, какие события (явления, процессы) происходили в нем, а также можно обозначить исторических деятелей, принимавших участие в обозначенных событиях

2 абзац

Здесь нужно упомянуть первое событие (явление, процесс), произошедшее в рамках выбранного процесса, указать причину его возникновения и следствие, к которому оно привело + упомянуть личность, участвовавшую в событии и раскрыть ее роль/значение в указанном событии

3 абзац

В третьем абзаце следует так же подробно, как и во втором абзаце, расписать второе событие (явление, процесс), произошедшее в рамках выбранного процесса, указать причину его возникновения и следствие, к которому оно привело + упомянуть еще одну личность, участвовавшую в этом событии, и раскрыть ее роль/значение в указанном событии

4 абзац

В заключение исторического сочинения следует оценить значение выбранного исторического процесса для истории России (или найти последствия, к которым данный процесс привел).


Остановимся подробнее на некоторых критериях.

К2. Исторические личности и их роль

Составители ЕГЭ для раскрытия роли личности советуют использовать «глагольные формы», которые указывают на конкретные действия и выражают «волю» исторического деятеля.

Практика показывает, что следующие глаголы экспертами не засчитываются и их использовать не нужно:

  • Родился (в 1928 году);
  • Руководил (войском, полком и т.д.);
  • Командовал (отрядом и пр.);
  • Думал (над проведением реформы);
  • Победил (в войне);
  • Размышлял (над чем-то);
  • Женился (на царевне);
  • Взошел на престол.

Все перечисленные выше глаголы не раскрывают роль личности в событиях, поскольку они не подразумевают совершения действий, требующих усилий и воли самого деятеля. Тот факт, что Петр I размышлял над чем-то, никак не раскрывает его роль; то, что он родился в 1672 году — тоже.

Однако если Вы используете глаголы (лучше сразу несколько), позволяющие передать волевые действия, Вы получите максимальный балл по К2:

  • инициировал (принятие закона);
  • сказал (напутственные слова солдатам, что воодушевило их);
  • выступил с инициативой (о создании нового вида войск);
  • отдал приказ (идти в атаку);
  • разработал (положения реформы);
  • убедил (противника подписать мирный договор);
  • предложил (ликвидировать крепостное право) и т.д.

Обратите внимание!

Добавление слова «лично», «собственноручно», «самостоятельно» и пр. не добавит «воли» и «конкретики» действиям, которые Вы описываете. Вы должны быть уверены, что если Вы опустите данные слова, то глагольные формы не потеряют смысл и также будут описывать волевые действия и раскрывать роль исторической личности.

К3. Причинно-следственные связи

Для получения максимального балла по К3 необходимо прописать причины (предпосылки) указанных событий и следствия, к которым они привели.

Для обозначения причины НЕ НУЖНО использовать следующие глаголы (они носят субъективный характер):

  • хотел (получить выход к Черному морю);
  • желал (победить Швецию в войне);
  • думал (о необходимости вхождения в Антанту);
  • не любил (Карла XII и поэтому начал с ним войну) и т.д.

Глаголы (фразы), которые правильно передают причину (предпосылку):

  • Причиной начала Северной войны стала необходимость выхода в Балтийское море для развития и углубления торговых отношений с западноевропейскими государствами;
  • Причиной принятия Соборного уложения стала необходимость появления единого свода законов, которому подчинялось бы всё население России, а также потребность в законодательном закреплении крепостного права, удобного высшему сословию.

Переходя к указанию последствий событий, не забывайте, что писать о том, что произошло в ходе (или в конце) самого события, неверно:

  • Последствием Великой Отечественной войны стала победа Советского союза (победа — не последствие, а результат самого события);
  • К последствиям битвы у деревни Лесная относится победа русского войска над Швецией (аналогично: победа — не последствие, а результат, часть самого события);

Если Вы пишете сочинение по исторической личности, то абзацная структура Вашей работы может быть такой:

1 абзац

Во вступлении необходимо сообщить, какую историческую личность Вы выбрали, какие события (явления, процессы) происходили при её жизни, а также кто еще участвовал в них.

2 абзац

Здесь нужно упомянуть первое событие (явление, процесс), в котором участвовала выбранная личность, указать причину возникновения данного события и последствие, к которому оно привело + упомянуть личность, участвовавшую в событии, и раскрыть ее роль/значение в указанном событии (с помощью глагольных форм)

3 абзац

В третьем абзаце следует так же подробно, как и во втором абзаце, расписать второе событие (явление, процесс), произошедшее при жизни выбранного исторического деятеля, указать причину его возникновения и следствие, к которому оно привело + назвать еще одну личность, участвовавшую в этом событии, и раскрыть ее роль/значение в указанном событии

4 абзац

В заключение исторического сочинения следует сделать вывод, указав влияние событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России.

Шаблоны, фразы и глагольные формы, которые рекомендуется и не рекомендуется использовать при написании исторического сочинения по личности, совпадают с теми, что были даны выше для сочинения по историческому процессу.

Особенности эссе по истории

Любое эссе — это вид сочинения на заданную тему, которое учит вырабатывать собственный взгляд на мир. В эссе по истории ко всему требуется показать конкретные знания. Написание такой работы — обязательная часть ЕГЭ по истории, учебной программы профильных вузов. Планируете связать будущее с этим предметом? Пришло время научиться писать изложение по образцу.

Виды исторических эссе

Выделяют два вида эссе по этому предмету:

  • рассуждение на основе цитаты;
  • анализ выбранного периода.

В первом случае дается выражение известной исторической личности, учащийся анализирует ее деятельность и высказывает точку зрения, подтверждает историческими событиями и фактами из биографии. В роли автора фразы выступает деятель, в отношении которого существует общепринятая положительная или отрицательная оценка: либо герой, либо тиран. Преподаватель дает старшекласснику или студенту непрофильных вузов цитату Гитлера? Он не ждет рассуждений, оправдывающих действий фюрера, и анализа внутреннего мира диктатора.

Второй тип предполагает сложный вид работы и твердые знания. Его часто предлагают на госэкзамене и студентам истфакультета. На ЕГЭ периоды касаются истории России, в университетах сочинения задают и по всемирной истории. Требования, по которым оценивается анализ исторического периода, в обоих случаях одинаков.

  1. Указать два конкретных основных события в периоде — реформа, смена власти, принятие основополагающих документов.
  2. Отразить роли двух исторических личностей в этих событиях: правителей, вождей, военачальников, заговорщиков.
  3. Раскрыть две причинно-следственные связи в том, как описываемые события повлияли на дальнейшее развитие России.
  4. Оценить значение этого периода для развития страны: как возрождение и расцвет или наоборот кризис.
  5. Использовать научную терминологию.
  6. Не допустить ошибки в датах, именах, названиях мест, событий и документов.
  7. Правильно применить форму изложения.

Цари Руси

Источник: sites.google.com

Критерии эссе по истории ЕГЭ 2023

Готовое сочинение оценивают по семи критериям (К7), максимальная отметка — 12 баллов. 

К1. 2 балла за два правильно указанных процесса.

К2. Еще 2 балла, если правильно отмечены два исторических лица и охарактеризована их роль с указанием конкретных действий, которые повлияли на ход и результат явлений временного интервала.

К3. Также 2 балла за правильно прописанные две причинно-следственные связи. Если уже называли причины и следствия при упоминании роли деятеля и это было засчитано по критерию К2, позаботьтесь о том, чтобы назвать еще две дополнительные.

К4. Плюс 1 балл, если дали оценку явлениям, опираясь на конкретные факты, мнения историков

К5. За корректное использование терминологии в изложении — 1 балл.

К6. Дает 3 балла, если в сочинении нет фактических ошибок.

1 или 2 балла выставят тогда, когда по первым четырем критериям выставлено не менее 5.

К7. Дополнительно 1 балл за ответ, представленный в виде именно связного изложения.

1 балл можно получить, если по критериям К1-К4 получена сумма 5.

Структура сочинения

Структура исторического сочинения одинакова для всех видов. Эссе делят на 4 больших абзаца-раздела или части.

В первой части укажите на то, что выбранный этап важен для истории страны и подтвердите это как минимум двумя значимыми событиями. Во втором разделе  раскройте роль исторических деятелей в перечисляемых событиях. В третьем абзаце переходите к описанию выявленных причинно-следственных связей. Оценку значимости анализируемого периода сформулируйте в заключительной части.

Книги

Источник: culture.ru

Исторические факты

Работа на госэкзамене пишется об определенном этапе: история древней Руси и Средневековье (912-1689), новая (1689-1984) и новейшая (1894-2012) история. Выпускнику на выбор предоставляется три временных отрезка, в некоторых вариантах с конкретными хронологическими рамками. Например, март 1801–май 1812 года или октябрь 1917-октябрь 1922 года. В зависимости от выбора темой сочинения станет либо первая половина правления императора Александра 1, либо период Гражданской войны. 

Оценочные знания

Чтобы предоставить оценку выбранному периоду, вы должны знать, какие существуют версии описания событий и фактов и точки зрения на этот счет. Глубина раскрытия вопроса и сила представляемых аргументов — главный критерий оценки этого пункта. И здесь воспользуйтесь помощью и высказываниями авторитетных ученых Соловьева, Карамзина, Ключевского.

Характеристика исторической личности

Просто развернутое описание конкретной персоны недостаточно для раскрытия темы и высокой оценки. Сконцентрируйтесь на описании роли личности в конкретном периоде деятельности, подкрепленном достоверными фактами. 

Причинно-следственные связи

Пожалуй, один из самых сложных моментов в работе по части набора рейтинга. Смысл в том, что любое явление вызвано каким-то другим процессом и влечет за собой новое происшествие. Здесь важно показать умение анализировать факты, делать выводы и выстраивать события в хронологическим порядке и логической последовательности.

Как писать эссе по истории

Чтобы не упустить важных деталей в оформлении выпускной работы, запомните алгоритм написания:

  1. Выбрать знакомый период, дать ему название, раскрыть его специфику.
  2. Разделить события на важные и второстепенные, выделить 4 ключевых, связанных между собой.
  3. Обозначить для себя минимум 2 значимые персоны, имевшие влияние на ход развития.
  4. Обратить внимание на причины, которые спровоцировали упомянутые явления.
  5. Заранее выучить оценки выбранных периода и событий, данные учеными-историками.
  6. Определить исторические факты, которые послужат доказательством.
  7. Писать только те даты, имена и названия, в которых уверены.
  8. Аналитика на первом месте: покажите, что не просто хорошо ориентируетесь в учебной программе, но и умеете работать с материалом.

В завершение систематизируйте все, составьте план и по нему напишите сочинение.

Церковь

Источник: i.pinimg.com

План

План эссе поможет структурировать работу и сделать понятной для проверки.

  1. Начинайте с краткой характеристики этапа. Дайте название тому, что скрывается под хронологическим отрезком: время правления монарха, революция.
  2. Расскажите о первом значимом событии, случившемся в этот отрезок, о причинах и следствиях этого явления, назовите связанную с процессом личность и ее конкретные дела. 
  3. То же — со вторым не менее значимым явлением, его причинами и следствием, связанной с этим личностью и ее конкретные дела. 
  4. В завершение оцените значимость периода для истории развития страны.  

Говоря о причинно-следственных связях, назовите и объясните причины и итоги реформ, революций, войн, бунтов.

Событий, причинно-следственных связей, личностей может быть больше двух, если это помогает полно раскрыть содержание и значение исторического временного промежутка.

Оценить значение периода значит объяснить, как изменились экономика и культура, какие случились победы или поражения во внешней политике.

Шаблонные фразы и клише

При написании сочинения используйте следующие клише:

Вступление

  • Это эпоха правления/царствования…
  • Во время правления произошли глобальные преобразования…
  • Для обозначенного временного отрезка характерно/свойственно…
  • Наиболее значимые события — это…

Основная часть

  • В это время произошло вторжение/переворот/коренной перелом.
  • Причиной объединения территорий/принятия реформы/введения войск стало…
  • Особую роль в развитии этого события сыграл (имя исторической личности)…
  • Наиболее яркими личностями периода были…
  • Личность (имя и фамилия) написал произведение/отменил/отдал приказ…
  • Рассмотрим общие причины для приведенных событий.

Заключение

  • Ученые не имеют единого мнения о событиях этого хронологического отрезка истории.
  • Авторитетный историк (имя) убежден, что…
  • Обозначенные исторические события ознаменованы (речь о последствиях)…
  • Результатом этих событий стали такие процессы (написать, как из этого события возникло другое следствие или как определенная причина породила событие)…
  • Правлению/действиям (имя исторической личности) вряд ли можно дать однозначную оценку.
  • Можно смело утверждать, что эпоха стала периодом…

Основные ошибки при написании сочинения

Приведенный шаблон лучше использовать как костяк. Добавьте больше примеров, исторических лиц, связей. Будьте уверены в том, что пишите, чтобы не потерять баллы (а их больше — 3!) за фактические ошибки. События разрешается обозначать без дат.

Если на экзамене вдруг все заготовки разом вылетят из головы, постарайтесь максимально подробно описать события выбранного отрезка времени. Есть шанс, что эксперт самостоятельно найдет необходимые по критериям факты. Не превращайте эссе в план, стройте последовательное взаимосвязанное описание. В противном случае можно лишиться балла за последний критерий, даже если идеально выполнили предыдущие.

Для задания предлагается хронологически очерченный промежуток времени. Но бывают моменты, когда это условие не нужно понимать буквально. Описывая значение события, обязательно выйдите за верхнюю границу периода. Вы же будете рассуждать о том, какое значение процессы и явления имели для развития страны.

Баллы снижаются, если критерии соблюдены не полностью. Поэтому помним, что в экзаменационном изложении должен быть анализ минимум двух событий, роли минимум двух личностей, прослежены минимум две связи между причинами и следствиями. И никакой небрежности в отношении исторических терминов.

Эссе по истории: примеры

Посмотрите примеры эссе, особенно те, которые получили высокие баллы.

Подготовка к ЕГЭ и шаблонов к эссе по истории требует определенных навыков и времени. В подготовке к экзаменам помогут специалисты сервиса Феникс.Хелп. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *