Эссе по истории принятие христианства на руси

Принятие
христианства на Руси в X веке

Одним из важнейших событий в
Российской истории было принятие христианства. В 988 г. великий князь Владимир,
его дети, дружина, и, возможно, несколько тысяч жителей Киева были крещены в
водах Днепра византийскими священнослужителями. Эта дата считается годом
принятия Русью христианства, она известна благодаря одной из старейших летописей
— «Повести временных лет».

Принятие одной из доминирующих
религий было исторической необходимостью. Внутриполитические аспекты, такие как
зарождение новых общественных отношений, углубление социального неравенства,
требовало новой идеологии, так как язычество было не в состоянии дать
объяснения таким комплексным вопросам. Доминирующими религиозными течениями
того времени в Восточной Европе были православие, католичество и ислам.

Закономерным было то, что Русь решила
обратиться именно к православию. Византия была сильным политическим союзником,
занимавшим видное место на политической арене. Князь Святослав, отец Владимира,
был побежден в войне с нею. Арабские государства терпели поражения от Византии,
претендовавшей на господство в Сирии и Закавказье. Кроме того, Восточная
Империя укреплялась в это время и на Балканах. Поэтому для Владимира принять
христианство по Византийскому образцу было политически выгодно. В то же время и
византийские императоры нуждались в военной помощи Руси, что показала Корсунь.

Примером исторической случайности,
пожалуй, может быть то, что в природе существует «путь из Варяг в Греки», и им
пользовались славяне. Этот «путь» позволил христианству проникнуть на Русь еще
до официального крещения, так как христианские связи пронизывали всю Северную и
Восточную Европу на протяжении этого пути. Не существуй этот географический
водный путь, вполне вероятно, что Христианство пришло бы на Русь значительно
позднее.

Крещение Руси имело огромное значение
в истории России. В условиях сложившейся политической обстановки принятие
православия и заключение союза с Византией были необходимостью перед лицом
внешних и внутренних проблем. Единая вера в то время подарила людям ощущение
единства и общности, став своеобразной государственной идеологией.

Список литературы

1.        
Белкин А.И. Крещение Руси: альтернативы и
историческая реальность // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки
и образования. 2013. №4 (24). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kreschenie-rusi-alternativy-i-istoricheskaya-realnost
(дата обращения: 27.11.2020).

2.        
Максимова Е.Р. Крещение Руси // БМИК.
2015. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreschenie-rusi (дата
обращения: 28.11.2020).

3.        
Ахмерова К.Д. Значение крещения Руси //
БМИК. 2015. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-krescheniya-rusi
(дата обращения: 28.11.2020).

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа имени И.Е.Кулакова»

с.Приуральское                                                                    

Сочинение – эссе на тему

«Значение принятия Русью христианства и влияние этого шага на различные сферы жизнедеятельности древнерусского государства»

             Автор:  Цыкунов Сергей, обучающийся 6 класса

             Учитель истории : Степаненко Татьяна Леонидовна

                                       2014г.

Сочинение – эссе на тему

«Значение принятия Русью христианства и влияние этого шага на различные сферы жизнедеятельности древнерусского государства»

Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени.  Язычество не обеспечивало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христианство и ислам.

Владимир вошёл в историю как князь-креститель. Попытавшись реформировать и унифицировать язычество ( 980 г.) «и стал Владимир княжить в Киеве, один и поставил кумиры на холме за теремным двором : деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь и приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля русская и холм тот…» ( Из «Повести временных лет»)  и не преуспев в этом, в 988-989 г. князь крестился сам и заставил креститься Русь.

М.Н. Карамзин о Владимире: « главное право его на вечную память и благодарность состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной веры…» Я согласен с оценкой М.Н. Карамзина.

В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный — один из учеников Христа. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского общества.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.

На мой взгляд, христианство создало широкую основу для объединения всех народов этого общества. Исчезла граница между русом и славянином, угро-финном и славянином и т. д. Всех их объединила общая духовная основа. Христианство постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества. Значительным культурным переворотом было введение единой письменности. Принятие христианства способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Под влиянием христиан развивались храмное строительство, книжное дело, литература, история и философия. На основе христианизации происходит становление нового типа государственности в Киевской Руси, которая в значительной мере приобретает византийскую форму. Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине XI в. начинается оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела. К концу XII в. церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. Значительная роль отводится церкви в международных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями. Крещение помогло преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности, способствовало духовному развитию человека.  В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, а значит и стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса.

Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатствам и насилие со стороны его верхов. При этом она формировала уважение к власти, т. к. “несть власти не от Бога”, воспитывала терпимость к ближнему.

Принятие христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. В монастырях велось летописание. Крупные церковные храмы типа Софийского собора в Киеве становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси.
Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала она и против рабства.
Таким образом, христианизация способствовала формированию русской цивилизации, ставшей разновидностью христианского европейского мира.

ГОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ» (080504.65/3)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: Отечественная история
Тема: Крещение Руси. Роль православия в развитии древнерусского государства
Выполнил: Зантман Татьяна Михайловна
Группа № 3210053002
Проверяющий преподаватель: Московкин Владимир Васильевич
г. Салехард
2011
Введение. 1
1. Предпосылки принятия Русью христианства.2
2. Причины принятия христианства князем Владимиром.3
3. Исторический смысл крещения Руси.6
Заключение. 8
Список литературы… 8

Введение

Принятие языческой Русью христианства в X веке стало бесспорно одним из важнейших событий русской истории, сыгравшим огромную роль в последующем политическом, экономическом и культурном развитии страны.
Становление и укрепление древнерусского государства, борьба с племенной раздробленностью, развитие феодальных отношений порождали необходимость в принятии новой идеологии. Древняя Русь была многонациональным государством, поэтому нужна была наднациональная, мировая религия.
Исторический акт принятия христианства византийского, православного толка был совершен князем Владимиром Святославовичем в 988г., и с этого момента в сонме европейских христианских государств появилась Киевская Русь. Самой первой его попыткой была религиозная реформа 980 года – суть её в создании единого пантеона языческих богов во главе с Перуном и предания ему стройной иерархической системы.
Реформа потерпела поражение, но она расшатала племенные религиозные верования и тем самым подготовила почву для принятия христианства.
История русской (древнерусской) культуры началась именно после принятия Русью христианства, и дата крещения Руси становится, таким образом, начальной точкой отсчета национального культурно-исторического развития России. На месте разрозненных и слабо развитых в экономическом, социальном и политико-государственном отношении восточнославянских племен, разбросанных на окраине европейского континента, на границе между оседлыми поселениями и Великой Степью — жизненным пространством кочевых народов, — возникло европейское феодально-монархическое централизованное государство, сплоченное единой идеологией и созидательными устремлениями.
Принятие Русью христианства представляет собой момент принципиального культурно-исторического выбора, который на столетия предопределил важнейшие черты русской культуры и повлиял на развитие социально-экономических и политико-правовых процессов.

1. Предпосылки принятия Русью христианства.

Дохристианская (языческая) культура Древней Руси была бесписьменной, ее мировоззренческую основу составлял политеизм (многобожие). По определению Б. А. Рыбакова, славянское язычество — это «часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой всех позднейших мировых религий». Мифологический словарь и обрядовые традиции славянского язычества восходят к древним индоевропейским источникам. Пантеон славяно-русского язычества сформировался на основе сакрализации природных сил и стихий. Небесную стихию олицетворял Сварог; воздух и ветер — Стрибог; землю и плодородие — Мокошь и т. п. Человек и Вселенная в рамках такого миропонимания находились в состоянии гармонического равновесия, подчинявшегося неизменному и вечному круговороту природных циклов. Существование в языческом сознании такого рода извечной гармонии предопределяло понимание человека как чисто природного, а не социального существа, отсутствовало здесь и представление о времени, поскольку согласно языческим верованиям загробная жизнь есть вечное продолжение жизни земной. Соответственно не было и понимания хода исторического времени, направленности и смысла истории как процесса.
Разрушение привычного жизненного уклада в период постоянных миграций в первом тысячелетии нашей эры создавало предпосылки для усвоения более универсальных верований. Христианство на Руси распространялось как длительная работа по внедрению религии, где добровольно, где насильственно в течение нескольких веков. Можно предположить, что еще в первом веке нашей эры славянские земли посетил апостол Андрей с миссией распространения христианства.
Ольга, управлявшая государством после смерти своего мужа, также приняла крещение, что считается историками тактическим ходом в сложной дипломатической игре с Византией.
Постепенно христианство приобретало статус религии. Распространение христианства в придворной и дружинной среде создавало предпосылки для официального признания новой религии и для массового крещения восточных славян.
Основными предпосылками исторического религиозного выбора Древней Руси можно назвать:
· особое геополитическое положение Руси, заключавшееся в ее нахождении между Западом и Востоком, что приводило к постоянной подверженности духовной жизни и культуры русского народа перекрестному влиянию различных цивилизаций;
· исторически сложившаяся юго-восточная направленность торгово-экономических, внешнеполитических, идейных интересов Руси, поскольку на протяжении многих веков именно отсюда для Руси исходила максимальная военная угроза, а основной обмен идеями и людьми для восточнославянских племен шел в южном и северном направлении.
Следовательно, проблема выбора религии, а вместе с ней и определенного культурно-исторического пути, стояла перед Русью очень остро, так как:
· речь шла о достижении национального сплочения и этнокультурного объединения разрозненных восточнославянских племен;
· речь шла о геополитическом самоопределении древнерусской народности, постепенно приобретавшем не только географический, но и политический, культурно-религиозный смысл;
· вместе с направленностью национальных интересов выявлялось направление собственного территориально-государственного и национально-культурного развития.
Русь до своего исторического крещения проявляла большой интерес и к исламу, и к иудаизму в соседних с собой странах, но выбор пал именно на христианство, впоследствии – православное христианство.

2. Причины принятия христианства князем Владимиром.

Владимир многим был обязан язычникам. Он щедро отблагодарил их, но чувствовал себя очень стеснительно под контролем языческой верхушки и волхвов. Они препятствовали его созидательной деятельности. Своими военными победами, строительными успехами внутри страны, мудрой дипломатией по отношению к соседним государствам Владимир укрепил роль и значение княжеской власти и более не терпел соперничества. Уже со второй половины 80-х годов язычники потеряли в Киеве свою ведущую роль.
Но Владимир не сразу пошел на введение христианства. Летописное «Сказание об испытании или выборе вер» описывает, что сначала он встретился с посланцами из других земель и расспросил их о монотеистических религиях – мусульманстве, иудаизме, римском и византийском христианстве. Это было не случайно: монотеистические религии выросли из одного корня, к тому же Русь имела тесные связи и с христианскими странами – Германией, Византией Римом, и с мусульманскими – Волжской Болгарией, Хорезмом, а также контакты с еврейскими общинами в Хазарии и на территории Руси.
Во всех религиях того времени главным была обрядность. Только участием в жертвоприношениях, а на Востоке еще и соблюдением четких предписаний относительно приема пищи и омовений, можно было доказать принадлежность к определенной религии. В то время как Рим и Греция в этом отношении терпимость, на Востоке свирепствовала система религиозных запретов. Христианство в отличие от восточных религий не знало никаких вносящих разделение обрядов, не знало даже жертвоприношений. Поэтому, отказав по разным причинам первым трем посольствам, Владимир благосклонно выслушал пространную речь православного греческого философа, который, кратко опровергнув учения мусульман, латинян и иудеев, сжато изложил ветхозаветную историю, пророчества об отвержении Богом иудеев и пришествии Спасителя и, наконец, перешел к новозаветным событиям. Большое впечатление на князя произвел рассказ о грядущем Втором пришествии, при этом ему была показано полотно с изображением Страшного суда.
Потом, посовещавшись с боярами и представителями городов, Владимир направил посольства в окрестные страны. Возвратившись, послы рассказали о религиозных обычаях и обрядах этих стран. Они побывали и в мусульманской мечети у болгар, и у католиков-немцев, но самое большое впечатление на них произвела патриаршая служба в Царьграде. Пораженные красотой византийского богослужения, послы заявили Владимиру и всей его дружине: «Не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом». Выбор веры был обусловлен не тем, какая из них красивее, а тем, какая вера истинная.
Князь Владимир, первым приняв святое Крещение, принципиально, качественно изменил свою жизнь. Причем изменил, будучи уже достаточно зрелым человеком, закореневшим в своих привычках, пристрастиях. А ведь очень тяжело в зрелом возрасте все это преодолевать. Этим он и отличается от многих европейских правителей, которые принимали христианство из соображений выгоды, практичности и прогрессивности. Для него это был вопрос нравственного выбора, что видно из всей его дальнейшей жизни.
Ряд исторических причин способствовал крещению Руси. Во-первых, интересы развивавшегося государства требовали отказа от многобожия с его племенными богами и введения монотеистической религии по принципу: единое государство, один великий князь, один всемогущий Бог. Во-вторых, этого требовали международные условия. Весь европейский мир принял христианство, и Русь более не могла оставаться языческой окраиной. В-третьих, христианство с его новыми нравственными нормами требовало гуманного отношения к человеку вообще, к женщине, матери и детям, в частности; оно укрепляло семью – основную ячейку общества. В-четвертых, приобщение к христианству давало сильный толчок в развитии культуры, письменности, духовной жизни страны. И наконец, развитие общественных отношений, совершенствование души, и посмертное воздаяние.
Исторический выбор древнерусским обществом в качестве государственной религии именно восточного христианства был продиктован не только государственно-политической мудростью князя Владимира и тех слоев раннефеодального общества у восточных славян, которые он представлял в своей политике, но и потенциальной «предрасположенностью» древней восточнославянской культуры именно к такому, а не иному выбору.
На первом плане была территориальная близость Византии как культурного, религиозного и политического центра, с давних пор ощущавшаяся Русью как важный фактор исторического развития. Именно Константинополь являлся во всех отношениях культурно-политическим и духовно-религиозным центром для Руси (не только территориально, но и в ценностно-смысловом отношении), нежели Иерусалим, Рим или аравийская Мекка.
Византийская империя была для русских не только богатым и могущественным соседом, она выступала как идеал государственного могущества, всемирной признанности, экономического и духовного богатства, как пример оптимального общественного устройства — централизованного, иерархизированного, регламентированного до мельчайших деталей ритуального или церемониального характера. Владимир желал, чтобы Русь стала державой, равновеликой Византии, была ее партнером, союзником, а может даже и конкурентом во всех международных делах.
Выбор православного христианства, вероятно, опирался и на религиозно-культурный опыт предков, освященный заветами отцов. Почитание предков, веками устоявшихся обычаев, укоренившихся в быту и образе жизни систем ценностей, было характерно для восточных славян. Поэтому коренное изменение всей системы ценностей и норм культуры (а именно так следует рассматривать Крещение Руси) должно было опираться — хотя бы условно и частично — на традицию, на имеющийся социокультурный опыт.
Западное христианство означало для Руси признание над собой власти папы, как духовной, так и политической. Стремление древнерусских князей к государственной самостоятельности и независимости, к культурному и религиозному самоутверждению не соответствовала тем историческим задачам, которые решала на этом этапе своего национального становления и развития древнерусская народность, стремившаяся к культурному, политическому и религиозно-духовному оформлению.
Следовательно, в лице Византии и восточно-христианской церкви древняя Русь получила совершенную модель преодоления язычества в формах христианства, притом в культурно-исторических условиях, максимально близких древнерусским.

3. Исторический смысл крещения Руси.

Трудно переоценить глубину духовного переворота, совершившегося в русском народе, во всей его жизни, во всем мировоззрении. В чистых днепровских водах, как в «бане пакибытия», осуществилось таинственное преображение русской духовной стихии, совершилось духовное рождение народа, призванного Богом к невиданным еще в истории подвигам христианского служения человечеству. «Тогда начал мрак идольский от нас отходить, и заря Православия явилась, и солнце евангельское землю нашу осияло», – записывает летописец.
Благодаря крещению Руси появляется «учение грамоте» и «учение книжное». Перевод священных книг, написание исторических, художественных, педагогических книг, согласованные действия князей и духовной власти по просвещению населения обеспечили широкое распространение грамотности и более высокого образования на Руси в домонгольский период, результатом чего стал расцвет древнерусской культуры.
К X веку на Руси складывается ситуация, когда необходимым является введение обязательного элементарного образования. Причины этого историки видят в том, что в это время был составлен славянский алфавит, а этнографическое единство славянских племен помогло распространению письменности. Основной причиной чаще всего называют введение христианства на Руси и перевод с греческого на русский Священного Писания и других книг. Поэтому первые училища на Руси были открыты князем Владимиром по совету митрополита Михаила. В доказательство этих фактов можно привести летописные свидетельства, где говорится о том, что первые училища являлись не только учебными, но и воспитательными учреждениями. Используя летописи, характеризующие жизнь Новгорода, можно сделать вывод о том, что грамотность стала неотъемлемой частью русских городов. При церковных и монастырских школах и библиотеках трудились греческие болгарские и первые русские художники-иконописцы, летописцы, переписчики и переводчики церковных сочинений.
Лихачев Д.С. в своих работах доказывает высокий уровень развития культуры, литературы и просвещения на Руси. Основной причиной, повлекшей за собой культурный переворот, он считает введение единой письменности. Письменность нужна была для развития государственного аппарата, торговли, для частной переписки.
Институт Церкви сыграл свою особую роль в формировании христианских подходов к благотворению и милосердию к ближнему. С принятием христианства в Древней Руси начинается новый этап общественного попечения. Помощь имеет различные стратегии поддержки: от материальных до изменения сценариев жизни нуждающегося. Христианские каноны милосердия расширяют парадигму помощи и поддержки, выстраивают ориентиры защиты, исходя не только из витальных, но и духовных потребностей человека.
Что же касается того, как христианство повлияло на внешние формы народной жизни, то семена христианства, брошенные князем Владимиром, быстро победили те институты, которые с христианством были совершенно несовместимы. Прежде всего, это многоженство. Христианская церковь проповедовала, что прелюбодеяние является грехом. Ограничив прелюбодеяние и добровольный развод (которые в языческие времена были традиционными), церковь ввела новую модель брачного поведения, основанную на христианской любви. Эта модель предполагала духовное, а не плотское начало в браке. Исходя из идеи о том, что семья — плод христианской любви одного человека к другому (единственному), церковь запретила полигамный брак. Основной нормой нового типа семейно-брачного поведения стала моногамная семья. Фундаментом такой семьи был христианский брак, который в православной церкви является одним из семи таинств. В сознание человека постепенно формировалось понимание того, что семейный союз должен быть освящен церковью в таинстве венчания. Так как вступают в брак по истинной любви друг к другу, то он соединяет мужчину и женщину на всю жизнь, а потому христианский брак не может быть расторгнут.
Таким образом, Христианство изменило саму сущность семейно-брачных отношений, утверждая, что цель брака в том, чтобы супруги помогали друг другу и дополняли друг друга. А так как главная цель человеческой жизни это спасение души, то супруги должны поощрять друг друга к христианскому образу жизни.
В результате реорганизации языческой семьи сформировалась основа для будущего развития русской классической патриархальной семьи, которая в течение последующих столетий определяла менталитет русского народа, его отношение к повседневным общественным и экономическим проблемам жизнедеятельности.
Крещение Руси дало тот «цивилизационный толчок», благодаря которому она стала, говоря современным языком, полноправным субъектом мировой истории и вошла в семью христианских народов. Этому во многом способствовали экономические и культурные связи Киева с Византией.
Приобщение Киевской Руси к богатому духовному наследию Византии открывало также путь к развитию отечественной философской мысли.
Древнерусское государство стало на один уровень с государствами Западной Европы, а во многом и превзошло их.

Заключение

Великий князь Владимир осуществил смелую государственную реформу, которая позволила Древней Руси встать вровень с развитыми феодальными монархиями. Принятие византийской традиции предопределило все последующее развитие — и политики, и экономики, и тем более культуры.
Христианство стало тем руслом, по которому потекла в древнерусскую землю культура самой развитой цивилизации того времени – Византии.
Согласно православному Преданию, единство Церкви заключается не в централизации церковного управления и не в единообразии церковной жизни; оно есть тождество веры, а, следовательно, верность Духу истины, созидающему Церковь Христову и пребывающему в ней. Таким образом, с крещением Руси братские русские, украинские и белорусские народы не только восприняли неисчерпаемые сокровища церковной письменности – Священное Писание, творения святых отцов, жития святых и богослужебные книги, но обрели основу для своего духовного единства.
Народ прозвал своего духовного родоначальника Красным Солнышком. В этой оценке слышится и признательность, и благодарность за дарованное тепло, за радость, за саму жизнь. Да, в Х веке от этого великого государственного мужа и Угодника Божия началась новая Русь, новый народ, новый Дух, новый путь, новая культура.

Список литературы

1. Георгиева Т.С. Христианство и русская культура: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ВЛАДОС, 2004. — 239 с.
2. Карпов А.Ю. Владимир святой. – 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 2004. – 454 с.
3. Миронов В.В. Философия: учебник для вузов. — М.: Норма, 2005. – 928 с.
4. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. – 342 с.
5. Светозарский А.К. Рождение цивилизации, или Крещение Руси как поворотный момент нашей истории: статья. – Православие.ru, 5августа 2009.
6. Экономцев И.А. Православие. Византия. Россия. Сб. статей. – М.: Христианская литература, 1992. – 231 с.

Предмет: Религия
Тип работы: Эссе
Язык: Русский
Дата добавления: 11.01.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете узнать как правильно написать эссе по религии:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

К 10 веку нашей эры Русь была очень молодой, но находилась в состоянии быстрого развития. Какова была причина этого быстрого развития? Фактически, почти все развитие государства зависит от развития ремесел. Русские ремесла развивались в основном в результате активной торговли. В то время Россия граничила с Византией на юге.

Византия имеет 2000-летнюю историю и является большим хранилищем знаний. Конечно, Византия развивалась далеко за пределами России, и распределение товаров было связано с сырьем из России — мехом, зерном, и различными изделиями ручной работы, Оружие, книги, картины. Однако Россия получала взамен византийские технологии, научные открытия, знания, культуру и идеи вместе с поставками. Русский народ «уважал Империю и всегда уважал роскошные формы жизни. Это поражало их воображение. Трепетное отношение необразованных к образованным«.

Когда русские прибыли в Константинополь, они были впечатлены культурными достижениями Византии и величием христианской церкви. «Не только стремление к личным интересам, но и возможность привлечь Россию в Константинополь, но и любопытство увидеть чудеса образованного мира!». Процветающая Византия показала пример того, что монотеизм может сделать для развития нации. Насколько важно единство идеологии людей, которые живут в одной стране? Возможно, некоторые личные соображения князя Владимира и некоторые эпизоды его жизни также были затронуты.

Вероятно, он принял во внимание крещение своей бабушки Ольги, которая оставила о себе хорошие воспоминания. Его грешное языческое прошлое, такое как власть, насилие и борьба братства за многоженство, возможно, в конечном итоге привело его к мысли о духовном очищении, которое оставляет плохое в прошлом. Но в большинстве случаев он действовал исходя из практических соображений.

Дело в том, что принятие им христианства было обусловлено женитьбой на сестре византийского императора. Это необычайно поднимало его авторитет, а следовательно, укрепляло и княжескую власть.

Так называемая проблема «выбора веры», от которой во многом зависел весь процесс российской истории. Согласно записям, Владимира в Киеве были три монотеистических представителя: ислам, иудаизм и христианство. Владимир отверг Ислам. Изображение рая Магомета и цветущей глины поразило его воображение.

Однако обрезание, казалось, было для него ненавистным ритуалом и безрассудным был запрет пить вино. «Русское наслаждение — это вино, а не квас», — похоже так он ответил на искушение мусульман. Он не принял иудаизм из-за у евреев их собственного государства, так как они были разбросаны по всей земле. Услышав про евреев, он спросил, где их родина. «В Иерусалиме, — ответили проповедники, но Бог бросил нас в чужой стране с гневом». «А, так вы наказаны Богом и осмеливаетесь учить других?» — сказал Владимир. «Я не хочу потерять свою родину, как вы».

Он не принял предложение, сделанное посланниками папы, упомянув тот факт, что его бабушка отвергла католицизм. Немецкий католический посол рассказал ему о величии Всевышнего и важности идолов. Принц ответил: «Возвращайся». Наш отец не принял религию от папы. Только проповедь представителя православной византийской церкви произвела на него впечатление.

Неизвестный философ, посланный греками, во многих словах отрицает многие другие верования и рассказывает Владимиру о Библии, Ветхом Завете, обо всем содержании Нового Завета, истории создания, рая, греха, потопа, Первые люди, избранные люди, христианский тон греха, семь заповедей, и в качестве заключения он воспевает справедливость, восхождение на небеса, грешников в образе последнего суда — вечных страданий. Ошеломленный этим зрелищем, Владимир вздохнул. «Польза от добра и печаль от зла!». «Крещен», ответил философ.

Однако Владимир послал своего посла в разные страны, чтобы не спешить с решением. Вернувшись в Киев, послы просветили князя по поводу поклонения Мухаммеду, не проявили уважения к католицизму и с энтузиазмом поговорили с князем о византийцах. «Все попробовали сладости, но уже ненавидели горечь. Мы признали греческую религию и больше ничего не хотим». Владимир все же хотел услышать от Бояра и старейшин. «Всякий раз, когда греческий закон был не лучше других, твоя бабушка Ольга была бы самой мудрой из всех людей и не приняла бы его». Ольга первая решила стать христианинкой. Как это связано с легендой? Какова реальная причина выбора религии? Очевидно, что эта легенда скрывает реальный факт, который остановил выбор русских на христианском православии.

Во-первых, это прочная культурная и экономическая связь с Византией, сформировавшаяся задолго до царствования Владимира, а Византия являлась уникальной и влиятельной православной общиной. Кроме того, князь, вероятно, учитывал международные обстоятельства, отношения между церковью и государством и некоторые догматические различия. Например, утверждение папой светской власти и тот факт, что католическая церковь не учитывала местные качества и воинственность, вынудили молодых государственных вождей отказаться от этой формы христианства.

Православная Церковь была подчинена светской власти. Это соответствует восточнославянской традиции, в которой князь был также главой религиозного культа. Прежде всего, православные были более терпимы к местным традициям, и Византия в то время была центром цивилизации и наследником великих римлян, самой развитой и культурной нации Европы.

Крещение можно было провести в собственной столице Владимира. Но князь хотел сияния и величия в этом важном действии. Некоторые из греческих королей и патриархов казались достойными сообщить всему народу о новой хартии поклонения. Гордость власти и славы не позволяла Владимиру унижать себя в греческих рассуждениях, он искренне признавал свои языческие ошибки и смиренно искал крещения: он выбрал христианскую веру.

Собрав великую армию, князь отправился в Херсон на лодке. Херсон находился в Тавридах под Севастополем. Этот торговый город, древнейший из которых был построен уроженцами Гераклита, был основан в 10 веке, несмотря на то, что дикие люди жили у Черного моря и великие разрушения со времен Геродота Скитая до козаров и пекенегов.

Он признал высшие силы греческого императора, но не уважал их. Он избрал своего босса и следовал своему республиканскому закону. Жители торговали во всех маринах на Черном море пользовались обильно. Владимир остановился у гавани или Херсонской бухты, высадил армию на побережье и окружил город со всех сторон. С древних времен херсонцы смело защищались. Князь угрожал стоять под их стенами в течение трех лет, если они не сдадутся, но они отказались от его предложения, надеясь, что получат скорую помощь от греков.

К счастью, у Владимира нашелся союзник по имени Анастасий. Этот человек выстрелил стрелой с надписью на русском. Вы можете забрать это. Князь быстро обратился за советом и приказал вырыть водный поток, следы которого сохранились возле нынешнего Херсонского участка.

Впоследствии оголодавшие граждане сдались русским. Русский князь, покоривший славный город, на протяжении веков умевший отражать нападения диких людей, еще больше гордился своим величием и отдал его императорам Василию и Константину. Дружба со знаменитыми греческими королями, казалось, демонстрировала его амбиции.

Империя стала жертвой восстания и растерянности после смерти героя Зимискеса. Военные лидеры Скрил и Фок не хотели подчиняться законному суверенитету и обсуждали положение дел с ними. В этих условиях император забыл обычную гордость греков и осветил язычников. Василий и Константин заявили, что хотят спасти престол и корону с помощью сильного русского князя и рассчитывают на своего зятя. Примите христианскую религию и получите руку принцессы и небеса.

Владимир, уже готовый к этому, с радостью согласился креститься, но до этого он хотел, чтобы император послал к нему свою сестру в качестве гарантии делегирования и дружбы. Анна была в ужасе: по словам греков, брак с князем был диким и свирепым, жестоким пленом для нее и больше похожим на ненависть, чем на любовь. Тем не менее, политика требовала этой жертвы.

Несчастная принцесса поплыла в Херсон в сопровождении известных духовных и государственных служащих. Там люди встретили ее как Спасителя со всеми признаками энтузиазма и радости. Согласно летописи, князь был ранен и ничего не видел. Анна сразу же убедила его креститься, сказав, что она увидела его в тот момент, когда святой положил на него руку. Русские бояре, пораженные такими чудесами, приняли истинную религию вместе с князем (у церкви Василия Блаженного, которая стояла на городской площади между двумя палатами, где жил великий князь и его невеста).

Херсонский митрополит и византийские старейшины провели эту строгую церемонию и были благословлены Россией как верный союзник и были очень рады за Константинополь своим взаимодействием с Владимиром и самой принцессой.

Брак продолжился. Владимир помог Василию победить мятежника Фока и восстановить могущество Империи. Затем Владимир оставил завоевания, построил церковь в Херсоне и вернул город греческому королю на холме, где горожане убрали землю из-под стены, поблагодарив сестер за их руки. Вместо заключенного он взял несколько священников из Херсона и Анастасия, которые помогли ему, занять город. Вместо комплиментов он подарил сосуд церкви, Св. Климента и Тевеса, двух идолов и четырех бронзовых лошадей, в качестве знаков любви (это, вероятно, нынешние апостолы Андрей и Тит). Изящные произведения античного искусства стояли в период Нестрово на старой киевской площади возле церкви. Руководствуясь Херсонским митрополитом с христианскими секретами и моральными учениями, Владимир вернулся в столицу и зажег людей светом крещения.

Распространение христианства на Руси

Исчезновение идолов послужило подготовкой к этой победе. Некоторые были изрублены, а некоторые сожжены. Главный Перун был привязан к конскому хвосту, избит тростью и сброшен с горы в Днепр. Царские солдаты столкнули его с берега в бурный поток, чтобы язычники не вытащили идола из реки. И он разбился волнами о берег (и это место стало называться Перуновым). Удивленные люди не смели защищать воображаемых богов, но плакали. Это была последняя дань мифам о них.

Толпа устремилась к берегам Днепра и утверждала, что, раз великий князь и бояре отвергли старую веру отцов, новая вера должна быть мудрой и священной. Владимир появился там и был в сопровождении собора греческого священника, и этот знак привел бесчисленное количество людей в реку. В воде вдоль буруга по грудь и шею стояло множество людей. Отец и мать держали ребенка на руках. Священник крестил молитвой и пел славу Всемогущему.

Святой собор созвал всех киевлян, когда торжественная церемония была завершена, Владимир с восторгом уставился в небо и произнес вслух молитву. «Благослови этих новых детей. Пусть они знают вас истинного Бога. Установите правильную веру в них. Помоги мне в искушении зла и слава твоему святому имени с достоинством!» В этот замечательный день радовались Земля и Небеса. Относительно киевского крещения источники давали противоречивые данный в свое время. С 988 традиционными датами. Согласно годичной истории, крещение в Киеве произошло в Днепре, согласно жизни Владимира, в притоке Днепра. Владимир был крещен в честь Василия Великого, святого покровителя императора Василия II.

Изменения в религиозных культах повлекли за собой разрушение некогда уважаемых образов Бога, их общественные обязанности королевскими слугами, строительство церквей, в которых стояли языческие идолы и храмы. Вскоре признаки христианской религии, принятой сувереном, его детьми, аристократами и людьми, появились в пессимистическом языческом аболиционизме России, и алтарь истинного Бога был заменен идолоподобной горой. непосредственно ниже.

Князь построил деревянную церковь Святого Иоанна в Киеве. Василий призывал построить каменную церковь во имя Божией Матери от опытного архитектора в Константинополе, где стоял Перун. В Киеве в 989 году Владимир заложил первую в России каменную церковь под именем Пресвятой Богородицы. Русские в то время были построены византийскими архитекторами и позже умели делать большие каменные здания. Эта церковь была названа одной, потому что князь Владимир пожертвовал ей одну десятую часть своего дохода. Между тем священник, заядлый пастор алтаря, проповедовал Христа в разных частях страны.

Многие люди, как киевляне, были крещены. Те, кто были связаны древними законами, отвергали новые. В некоторых странах России из-за язычества, которое господствовало до 12 века. Владимир, похоже, не хотел насильно совесть. Но он использовал самые лучшие и надежные средства для искоренения языческих ошибок. Он пытался просветить россиян. Созданная для установления веры в познание Божьей книги, уже переведенной на славянский язык кириллицей и Мефодием в 9-м веке, и, возможно, для школьной молодежи, которая была первой основой российского народного образования Эрцгерцог был известен киевским христианам.

Принятие христианства

Добрые дела казались ужасными новостями, и знаменитые жены неосознанно увлекали своих детей в науку, но сетовали на то, что они умерли, потому что считали письмо опасной магией. Распространение христианства осуществлялось возникающими церковными организациями королевской власти и власти, наряду с сопротивлением в различных слоях населения, а также священством.

Иларион, столица Киева, признал, что крещение в Киеве происходило под навязчивой идеей. «Стойкий к повелению князя, довольный Богом, крещенный страхом перед Орденом, если не по собственной воле». В других городах традиционные культы заменяются новыми. В Новгороде существует легенда о введении христианства епископом Иоахимом Корсняниным и царскими правителями Добринья и Путията: «Они смешивают крест с мечом и путают Добринью с огнем». Таким образом, христианизация древней Руси была противоречивой.

Другие регионы, такие как Новгород, должны были креститься «огнем и мечом», если киевская община мягко приняла новую религию в соответствии с волей княжеской власти. Язычники сохранили свое положение, особенно в сердцах людей. Православная церковь адаптировалась к местной среде, сочетая праздники поклонения языческим богам с культом святого духа. Таким образом, праздник Купала присоединился ко дню Иоанна Крестителя, Перун — ко дню пророка Илии. Чисто языческое происхождение Масленицы также выжило. В результате происходит интеграция православных и языческих, так называемых «двойных вер» или русских православных. Постепенно языческие элементы были вытеснены им, но многие из них жили в течение длительного времени.

Крещение оказало глубокое влияние на культурную жизнь страны, особенно на технологическое развитие киевских луз под влиянием греческого христианства. В сельском хозяйстве резко возросли садоводческие технологии. Это, несомненно, было обусловлено увеличением потребления овощей. Потребление овощей стимулировалось многочисленными постами, созданными христианским аскетическим учением и требованиями монашеской жизни. Тот факт, что многие овощные культуры пришли из Византии, указывает на происхождение многих растительных названий.

Крещение Руси приблизило ее не только к семье христианских славянских государств, но и к системе европейских христианских стран с их культурными достижениями. Русская культура была обогащена достижениями ближневосточных стран и, конечно же, византийскими культурными ценностями с глубокими историческими традициями. Россия выиграла от союза с Византией, но в то же время ей пришлось постоянно противостоять политическим и церковным притязаниям Византии, пытавшнйся подчинить Россию. Тем не менее, Владимир после русского крещения чувствовал, что его сила была полной среди других христиан в мире.

Сочинение: Принятие христианства на Руси.

Крещение Руси.

Мы сказали, что киевский князь Владимир Святославович при-

нял христианство. За крещением князя тотчас же последовало при-

нятие христианства всею Русью и торжественное упразднение язы-

чечкого культа на Руси.

Языческие верования наших предков вообще мало известны.

Как и все арийцы, русские славяне поклонялись силам видимой

природы и почитали предков.

Не достигшее большого развития и не имевшее внутренней

крепости языческое миросозерцание наших предков должно было

легко уступать посторонним религиозным влияниям. Если славяне

легко примешивали к своим суевериям суеверия диких финнов и

подпадали влиянию финских шаманов — «волхвов» и «кудесников», —

то тем более должна была влиять христианская вера на тех сла-

вян, которые могли ее познать.

Торговые сношения с Грецией облегчали для Руси знакомство

с Христовою верою. Варяжские купцы и дружинники, раньше и чаще

славян ходившие в Царьград, прежде славян стали там обращаться

в христианство и приносили на Русь новое учение, передавая его

славянам. В княжение Игоря в Киеве была уже христианская цер-

ковь св.Илии, так как по слловам летописца, в Киеве «мнози бо

беша варязи христиани». В дружине самого князя Игоря было много

христиан. Жена князя св.княгиня Ольга также была христианкою.

Словом, христианская вера стала хорошо знакома киевлянам еще

при первых варяжских князьях. Правда, Святослав был холоден к

греческой вере; а при сыне его Владимире в Киеве еще стояли еще

языческие «кумиры» (идолы) и еще бывали пред ними человеческие

«требы», или жертвы. Летописец рассказывает, как при Владимире

языческая толпа киевлян однажды (983) убила двух варягов-хрис-

тиан, отца и сына, за отказ отца добровольно отдать своего сына

в жертву «богам». Но все же, несмотря на это мучение христиан,

христианство в Киеве продолжало распространяться и в общем де-

лало большие успехи. Князь Владимир принял новую веру, имея

полную возможность познакомиться с нею и узнать ее превосходс-

тво и внутреннюю силу.

О том, как крестился князь Владимир и как от крестил свой

народ, на Руси существовало много преданий. Не помня точных

обстоятельств дела, одни рассказывали, сто князь крестился в

Киеве; другие указывали место его крещения в городе Василеве(в

35 верстах от Киева); третьи говорили, что он принял крещение в

Крыму, в греческом городе Корсуне (Херсонесе), после того6 как

взял этот город у греков. Лет сто спустя после крещения Руси

летописец занес в свою летопись такие предания об этом событии:

Пришли (говорит он) к Владимиру (986) сначала волжские

болгары, похваляя свое магометанство, затем немцы от римского

папы, затем хазарские евреи с проповедью своего закона и, нако-

нец, греческий философ с православным учением. Все они хотели

привлечь Владимира в свою веру. Он же выслушивал их и всех от-

сылал прочь, кроме грека. С греком он беседовал долго, отпустил

его с дарами и почестями, но пока не крестился. В следующем го-

ду (987) созвал Владимир своих советников и рассказал им о при-

ходе к нему проповедников, прибавив, что более всего его пора-

зили рассказы греческого философа о православной вере. Советни-

ки дали мысль князю послать в разные страны своих послов пос-

— 2 —

мотреть: «Кто како служит Богу?» Побывав и на востоке, и на за-

паде, послы попали в Царьград и были поражены там несказанным

благолепием греческого богослужения. Они так и сказали Владими-

ру, прибавив, что сами не хотят оставаться более в язычестве,

познав православие. Это испытание вер через послов решило дело.

Владимир прямо спросил своих советников: «Где крещение примем?»

А они согласно ответили: «Где тебе любо». И вот в следующем 988

году Владимир пошел с войсками на Корсунь и осадил его. Город

упорно сопротивлялся. Владимир дал обед креститься, если возь-

мет Корсунь и действительно взял его. Не крестясь еще, он пос-

лал в Царьград к царям-братьям Василию и Константину, грозя ид-

ти на них и требуя за себя замуж их сестру Анну. Цари сказали

ему, что не могут выдать царевну замуж за «поганого», то есть

за язычника. Владимир ответил, что готов креститься. Тогда цари

прислали ва Корсунь сестру свою и снею духовенство, которое

крестило русского князя и венчало его с царевноб. Перед креще-

нием Владимир заболел и ослеп, но чудесно исцелился во время

самого таинства крещения. Помирясь с греками и отдав им Кор-

сунь, он возвратился с православным духовенством в Киев и крес-

тил всю Русь в православную греческую веру.

Таково сказание летописи. В нем, повидимому, соединились в

одну повесть разные предания: 1) предание о том, Владимиру

предлагали свою веру болгары, хазары, немцы и греки, пришедшие

в Киев и жившие в нем; 2) предание о том, что Владимир, не

только пребывавший во тьме язычества, но пораженный и физичес-

кою слепотою, чудесно во время крещения прозрел сразу и духов-

ными и телесными очами, и 3) предание о том, что для принятия

греческой веры Владимир счел нужным осадить греческий город

Корсунь, чтобы вместе с ним как бы завоевать и веру греческую,

приняв ее рукою победителя.

По сказаниям греков и арабов вот что известно о походе

Владимира на Корсунь: В то время в Византийской империи прои-

зошло восстание войска под предвадительством полководца Вар-

ды-Фоки. Греческое правительство, не располагая силами, искало

помощи у киевского князя Владимира. Союз был заключен (987):

Владимир соглашался послать свои войска в помощь Византии, за

что получал руку греческой царевны Анны, а сам обязывался при-

нять христианство. Благодаря русскому вмешательству, мятеж был

подавлен и Варда-Фока погиб (988). Но Византийцы после победы

не исполнили своих обещаний, данных Владимиру. Тогда Владимир

начал войну с греками, осадил и взял Корсунь, — главный гречес-

кий город в Крыму, — и настоял на исполнении греками договора.

Он принял христианство и получил в супружество царевну (989).

Где именно был он крещен и когда именно состоялось крещение, —

в 988 или 989 году, — точно неизвестно.

Возвратившись из корсунского похода в Киев с греческим ду-

ховенством, Владимир начал обращать киевлян и всю Русь к новой

вере. Он крестил в Киеве народ на берегах Днепра и его притока

Почайны. Кумиры старых богов были повергнуты наземь и брошены в

реку. На их местах были поставлены церкви. Так было и в других

городах, где христианство водворяли княжеские наместники. По

преданию, новая вера распространялась мирно, за исключением

немногих мест. Так, в Новгороде пришлось применить силу. В глу-

— 3 —

хих углах (например, у вятичей) язычество держалось, не уступая

христианской проповеди, еще целые века; да и по всей стране

старые верования не сразу были забыты народом и сплетались с

новым вероучением в пеструю смесь веры и суеверия.

Крещение Руси не следует представлять себе, как одну прос-

тую премену верований. Христианство, став господствующей рели-

гией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении,

но и в целом ряде новых установлений и учреждений. Из Греции

пришла на Русь иерархия: в Киеве стал жить русский митрополит,

поставляемый константинопольским патриархом; в других городах

были поставлены подчиненные митрополиту епископы (на первых по-

рах их было пять, потом число их дошло до 15-ти). В Киеве и во

всех епархиях строились церкви и устраивались монастыри; причты

церквей и братия монастырей подчинялись своему епископу, а че-

рез него митрополиту. Таким образом власть митрополита прости-

ралась на всю Русь и объединяла все духовенство страны. Вместе

с христианством на Русь пришла письменность, а с нею книжное

просвещение. Как ни слабо оно было на первых порах, оно все же

оказывало могучее влияние на познавших его людей. Богослужебные

и священные книги были принесены на Русь на доступном для всех

языке славянском, том самом, на котором изложили их славянские

первоучители свв. Кирилл и Мефодий и их болгарские ученики.

Язык этих книг был вполне понятен русским и «книжное учение»

было поэтому незатруднено. Тотчас по крещении на Руси возникают

школы с учителями-священниками и появляются книжники-любители

просвещения, собиравшие и переписывавшие книги. Митрополит и

вообще духовенство управляли и судили подчиненных им людей так,

как это делалось в греческой церкви, на основании особого сбор-

ника законов Номоканона, получившего на Руси в болгарском пере-

воде название Кормчей книги. В этом сборнике заключались цер-

ковные правила Апостольские и вселенских соборов, также граж-

данские законы православных византийских императоров. Церкви

принадлежали земли, на которых духовенство и монастыри вели хо-

зяйство по-своему, руководясь византийскими обычаями и закона-

ми, устанавливая такие юридические отношения к земледельцам,

какие были приняты в Греции.

Таким образом на Руси вместе с новым вероучением появились

новые власти, новое просвещение, новые законы и суды, новые

землевладельцы и новые землевладельческие обычаи. Так как Русь

приняла верц из Византии, то все новое, что пришло вместе с ве-

рою, имело византийский характер и служило проводником визан-

тийского влияния на Русь.

В языческое время на Руси было лишь одно общественное раз-

личие: люди делились на свободных и несвободных, или рабов.

Свободные назывались мужами; рабы носили название «челядь» (в

единственном числе холоп, роба). Положение рабов, очень много-

численных, было тяжко: они рассматривались как рабочий скот в

хозяйстве своего господина. Они не могли иметь собственного

имущества, не могли быть свидетелями в суде, не отвечали за

свои преступления пред законом. За них ответствовал господин,

который имел право жизни и смерти над своим холопом и наказывал

его сам, как хотел. Свободные люди находили себе защиту в своих

родах и сообществах; холоп мог найти себе защиту только у свое-

— 4 —

го господина; когда же господин его отпускал на волю или прого-

нял, раб становился изгоем и лишался покровительства и приста-

нища.

Таким образом в языческом обществе княжеская власть не

имела той силы и значения, какое имеет государственная власть

теперь. Общество делилось на самостоятельные союзы, которые од-

ни лишь своими силами охраняли и защищали своих членов. Вышед-

ший из своего союза человек оказывался бесправным и беззащитным

изгоем. Семья, при обычаи многоженства, умычки и покупки не-

вест, имела грубый языческий характер. Рабство было очень расп-

ространено. Грубая сила господствовала в обществе и человечес-

кая личность сама по себе в нем не имела никакого значения.

Под влиянием христианства языческие порядки на Руси начали

заметно смягчаться.

Христианская церковь, основанная на Руси князем Владими-

ром, не могла примириться с таким порядком. Вместе с Христовым

учением о любви и милости церковь принесла на Русь и начала ви-

зантийской культуры. Уча язычников вере, она стремилась улуч-

шить их житейские порядки. Под влиянием христианства отдельные

лица из языческой среды изменяли к лучшему свои взгляды и нра-

вы, шли вослед Христу и являли высокие примеры нравственной

христианской жизни и даже подвижничества. О самом князе Влади-

мире предание говорит, что он смягчился под влиянием новой ве-

ры, стал милостив и ласков. Среди дружины из земских людей поя-

вилось много благочестивных христиан, почитавших церковь, лю-

бивших книги и иногда уходивших от мирских соблазнов в монасты-

ри и в пустынное житье. Через свою иерархию и примером ревните-

лей новой веры церковь действовала на нравы и учреждения Руси.

Проповедью и церковною практикою она показывала, как надо жить

идействовать в делах личных и общественных.

Церковь старалась поднять значение княжеской власти. Кня-

зей она учила, как они должны управлять: «воспрещать злым и

казнить разбойников». «Ты поставлен от Бога на казнь злым, а

добрым на милованье», — говорила духовенство князю Владимиру,

указывая ему, что князь не может остаться безучастным к насилию

и злу в своей земле, что он должен блюсти в ней порядок. Такой

взгляд духовенство основывало на убеждении, что княжеская

власть, как и всякая земная власть, учинена от Бога и должна

творить Божью волю. Но так как «всяка власть от Бога» и так как

князь «есть Божий слуга», то ему надлежит повиноваться и его

надлежит чтить. Церковь требовала от подданных князя, чтобы они

«имели приязнь» к князю, не мыслили на него зла и смотрели на

него, как на избранника Божия. Очень грубо было воззрение язы-

ческой Руси на князей, как на дружинных конунгов, которые берут

дань за свои военные услуги земле и которых можно прогонять,

если они не угодны, и даже убивать (как древляне Игоря). Цер-

ковь всячески боролась с таким взглядом и поддерживала автори-

тет князей, смотря на них как на прирожденных и богоданных го-

сударей. Когда князья сами роняли свое достоинство в грубых

ссорах и междоусобиях («которах» и «коромолах»), духовенство

старалось мирить их и учить, чтобы они «чтили старейших» и «не

переступали чужого предела». Так духовенство проводило в жизнь

идеи правильного государственного порядка, имея пред собою при-

— 5 —

мер Византии, где царская власть стояла очень высоко.

Найдя на Руси ряд союзов, родовых и племенных, дружинных и

городских, церковь образовала собою особый союз — церковное об-

щество; в состав его вошло духовенство, затем люди, которых

церковь опекала и питала, и, наконец, люди, которые служили

церкви и от нее зависели. Церковь опекала и питала тех, кто не

мог сам себя кормить: нищих, больных, убогих. Церковь давала

приют и покровительство всем изгоям, потерявшим защиту мирских

обществ и союзов. Церковь получала в свое владение села, насе-

ленные рабами. И изгои, и рабы становились под защиту церкви и

делались ее работниками. Всех своих людей одинаково церковь су-

дила и рядила по своему закону (по Кормчей книге) и по церков-

ным обычаям; все эти люди выходили из подчинения князю и стано-

вились подданными церкви. И как бы ни был слаб или ничтожен

церковный человек, церковь смотрела на него по-христиански —

как на свободного человека. Для церковного сознания все были

братья во Христе и не было пред Господом ни раба, ни господина.

В церкви не существовало рабство: рабы, подаренные церкви, об-

ращались в людей лично свободных; они были только прикреплены к

церковной земле, жили на ней и работали на пользу церкви. Таки

образом, церковь давала светскому обществу пример нового, более

совершенного и гуманного устройства, в котором могли найти себе

защиту и помощь все немощные и беззащитные.

Церковь затем влияла на улучшение семейных отношений и во-

обще нравственности в русском обществе. На основании греческого

церковного закона, принятого и подтвержденного первыми русскими

князьями в их «церковных уставах», все проступки и преступления

против веры и нравственности подлежали суду не княжескому, а

церковному. Церковные судьи, во-первых, судили за святотатство,

еретичество, волшебство, языческие моления. Церковные судьи,

во-вторых, ведали все семейные дела, возникавшие между мужьями

и женами, родителями и детьми. Церковь старалась искоренить

языческие обычаи и нравы в семейном быту: многоженство, умыка-

ние и покупку жен, изгнание жены мужем, жестокости над женами и

детьми и т.п. Применяя в своих судах визянтийские законы, более

развитые, чем грубые юридические обычаи языческого общества,

духовенство воспитывало лучшие нравы на Руси, насаждало лучшие

порядки.

В особенности восставало духовенство против грубых форм

рабства на Руси. В поучениях и проповедях, в беседах и разгово-

рах представители духовенства деятельно учили господ быть мило-

сердными с рабами и помнить, что раб — такой же человек и хрис-

тианин, как и сам его господин. В поучениях запрещалось не

только убивать, но и истязать раба. В некоторых слючаях церковь

прямо требовала у господ отпуска рабов и рабынь на свободу. По-

лучая рабов в дар, церковь давала им права свободных людей и

селила их на своих землях; по примеру церкви иногда тоже делали

и светские землевладельцы. Хотя такие примеры были и редки, хо-

тя увещания благочестивых поучений и не искореняли рабства, од-

нако изменялся и смягчался самый взгляд на раба, дурное обраще-

ние с рабами стало почитаться «грехом». Оно еще не каралось за-

коном, но уже осуждалось церковью и становилось предосудитель-

ным.

— 6 —

Так широко было влияние церкви на гражданский быт язычес-

кого общества. Оно охватывало все стороны общественного уст-

ройства и подчиняла себе одинаково как политическую деятель-

ность князей, так и частную жизнь всякой семьи. Это влияние бы-

ло особенно деятельно и сильно благодаря одному обстоятельству.

В то время, как княжеская власть на Руси была еще слаба и киев-

ские князья, когда их становилось много, сами стремились к раз-

делению государства, — церковь была едина и власть митрополита

простиралась одинаково на всю Русскую землю. Настоящее единов-

ластие на Руси явилось прежде всего в церкви, и это сообщало

церковному влиянию внутреннее единство и силу.

Рядом с воздействием церкви на гражданский быт Руси мы ви-

дим и просветительную деятельность церкви. Она была многообраз-

на. Прежде всего просветительное значение имели те практические

примеры новой христианской жизни, которые давали русским людям

отдельные подвижники и целые общины подвижноков — монастыри.

Затем просветительное влияние оказывала письменность, как пере-

водная греческая, так и оригинальная русская. Наконец, просве-

дительное значение имели те предметы и памятники искусства, ко-

торые церковь создала на Руси с помощью греческих художников.

Примеры благочестивой христианской жизни являли как мирс-

кие, так и церковные люди. Летописец говорит, что сам князь

Владимир после крещения стал добрым и миростивым, заботился об

убогих и нищих, думал о книжном просвещении. Среди его сыновей

были также благочестивые князья. В среде простых людей на пер-

вых же порах после принятия новой веры являются христиане в са-

мом высоком смысле слова. Таков, например, Иларион, из священ-

ников села Берестова (около Киева), поставленный в сан русского

митрополита за свое благочестие, ученость и удивительный ора-

торский талант. Таков инок св.Феодосий, игумен Печерского Киев-

ского монастыря, с детства проникнутый Христовым учением, оста-

вивший зажиточный дом для монашеской убогой жизни и стяжавший

себе славу подвижника, писателя и проповедника. Влияние подоб-

ных людей в русском обществе было очень велико и благотворно.

Вокруг них собирались их последователи и ученики и образовывали

целые общины, называемые монастырями. Древние монастыри не

всегда были похожи на нынешние. Удаляясь из городов в лесную

глушь, тогдашние монахи составляли свое особое поселение как бы

в пустыне, не имея до времени ни храма, ни монастырских стен.

Их община кормилась своими трудами и терпела нужду даже во все

необходимом до той поры, пока не получала известности и не

привлекала благочестивых поклонников. Строгая жизнь и трога-

тельное братство иноков, способ хозяйства их, совершенно новый

для языческой среды, основанный на личном бескорыстии иноков и

на их неустанном труде на пользу братии, — все это очень сильно

действовало на умы тогдашних людей. Они желали помочь благочес-

тивой братии, чем могли: строили в монастыре храмы, дарили мо-

настырю земли и рабов, жертвовали золото и драгоценности.

Скромная община монахов превращалась в богатый и благоустроен-

ный монастырь и делалась религиозным и просветительным средото-

чием для своей области. Монастырь учил не только вере, но и

«книжному почитанию», и хозяйственным приемам. В монастырях об-

разовывались целые библиотеки и процветала грамотность; почти

— 7 —

все знаменитые писатели Киевской Руси вышли из монастырей. Хо-

зяйство монастырей устраивалось по византийским образцам и ру-

ководилось византийскими законами и правилами. В этом хозяйстве

не было рабов, потому что церковь не допускала у себя рабства,

и рабочий люд пользовался гражданскими правами, хотя и был

прикреплен к церковной земле. На обширных землях монастырей все

хозяйственные порядки установлялись сообразно указаниям гречес-

кого закона и отличались правильностью и стройностью. Поэтому

монастырское (и вообще церковное) землевладение становиллось

образцом не только для частных, но даже и для княжеских земель-

ных хозяйств.

В первое время христианская письменность на Руси не была

обширна. Книги, принесенные на Русь вместе с крещением, предс-

тавляли собою болгарские переводы Библии, богослужебных книг,

поучений, исторических книг, Кормчей книги и т.п. Под влиянием

этой болгарской письменности создалась и собственная русская

письменность, в которой главное место занимали летописи и жития

святых, поучения и молитвы. Эта письменность, за немногими иск-

лючениями, не отличалась ни ученостью, ни литературным искусс-

твом. Первые киевские писатели были просто грамотными людьми,

обладавшими некоторой начитанностью. Они подражали переводным

образцам так, как умели, без школьной учености и риторического

искусства. Тем не менее их произведения оказывали заметное вли-

яние на духовную жизнь наших предков и содействовали смягчению

нравов на Руси.

Наконец, христианская вера на Руси совершила переворот в

области пластического искусства. Языческая Русь не имела храмов

и довольствовалась изваяниями идолов. Христианство повело к

созданию громадных каменных храмов в главнейших городах. Киевс-

кий храм Успения Богоматери, получивший название Десятинной

церкви потому, что Владимир уделил на его содержание «десятину»

(то есть десятую часть) княжеских доходов, был древнейшим ка-

менным храмом в Киеве. Каменные храмы в Киеве, Новгороде и в

других главнейших городах Руси были созданы вслед за Десятинною

церковью. Они строились по византийским образцам и украшались

богатейшими мозаиками и фресками. Архитектурное дело и живопись

под влиянием церковного строительства достигли в Киеве значи-

тельного развития. А с ними вместе развились и прочие искусства

и художественные ремесла, в особенности же ювелирное дело и

производство эмали. Первыми мастерами во всех отраслях худо-

жественного производства были, конечно, греки. Позднее под их

руководством появились и русские мастера. Развилось таким обра-

зом национальное искусство. Но оно в Киевской Руси отличалось

резко выраженным византийским характером и поэтому известно в

науке под именем русско-византийского.

Митрополит Иларион в своем «Слове о Законе и благодати»

находит заслуживающим удивление то, что Владимир решился при-

нять эту веру, не быв никем в ней просвещен, своим великим умом

в состоянии был понять, что, христианство лучше язычества, «Ка-

ко верова! Како разгореся в любовь Христову?»

Монах Иаков написал «Похвалу князю Русскому Володимеру».

Он объясняет его поступок, во-первых, тем, что сам Бог «просве-

тил сердце его», во-вторых, тем, что, «слышав о бабке своей

— 8 —

Ольге, как приняла она святое крещение и пожила всеми добрыми

делы украсившися», возгорел желанием подражать ей.

Нестор Печерский дает знать, что Владимиру было особенное,

сверхъестественное откровение.

В вопросе о принятии Владимиром христианской православной

веры содержатся два отдельные вопроса, во-первых: кем он обра-

щен в нее; во-вторых: от кого он принял крещение.

Для проповеди православного христианства к Владимиру не

приходили ни посол греческий, ни какой бы то ни было сторонний

миссионер. Следовательно, его проповедников нужно искать дома,

и, следовательно, ясно, что таковыми были те варяги-христиане,

которые в большом числе находились в Киеве со времени Игоря.

Эти варяги-христиане расположили принять христианство Ольгу,

они же обратили в христианство и Владимира.

Россия в продолжение долгого времени после крещения Влади-

мирова оставалась без митрополита и без церковного управления.

Но если бы Владимир крестился от греков, то какие причины могли

бы воспрепятствовать последнем дать нам митрополита и ввести

церковное управление вскоре после крещения? Возможное из сего

заключение есть то, что Владимир крестился не от греков и в

продолжение того или другого времени не завязывал с ними сноше-

ний.

Дело о крещении Владимира обыкновенно представляется так,

что, решившись принять христианство и крестившись сам, он тот-

час же приступил к крещению своего народа. В действительности

это не могло быть так. Переменить веру для народа не шутка.

Игорь и Ольга не отважились на это. Крестившись сам, Владимир

мог находить благоразумным подготовить народ к перемене веры.

Владимир не вступал в сношения с греками потому, что его собс-

твенное крещение было делом частным.

Прежде чем обращаться к речи о том, что расположило Влади-

мира оставить язычество и принять христианство, считаем нужным

возвратиться к повести, помещенной в летописи, чтобы дать неко-

торые разъяснения.

Кто был творцом повести, пока остается неизвестным. Есть

вероятность предполагать, что он был не русский, а грек, из

числа многих греков, живших в России в период домонгольский.

Сравнив Владимира с Константином Великим, автор взывает к ним

обоим: «О святая царя Константине и Володимире! избавляйта от

всякие беды греческие и русские!» Русские не притязали молиться

о греках, считая их людьми слишком высокими, чтобы они могли

нуждаться в чужих молитвах, слово «греческие» заставляет подоз-

ревать в авторе грека.

Для какого грека не могло быть желательным убедить русс-

ких, что вера, которую они, русские, приняли от греков, есть

вера самая лучшая?

Практическая цель редакции повести: укрепить русских людей

в привязанности к своей вере и усилить отвращение к чужим ве-

рам. В Киеве и других городах жило немалое количество людей ла-

тинской веры в качестве солдат в войсках князей, торговцев.

Купцы русские, кроме Запада, ездили в магометанскую Камскую

Болгарию, разноверный Крым. Таким образом, некоторые классы на-

ходились в большом общении с иноверцами. А это могло воспламе-

— 9 —

нить ревность какого-нибудь особенно усердного поборника веры в

видах воспитания и отвращения к другим верам создать нашу по-

весть.

Приняв веру истинную, Владимир должен был воодушевляться

желанием дать ту же веру и своему народу. Но в этом решении

принимали участие и мотивы государственные, он действовал и как

великий государь.

Русские принадлежали к семейству европейских народов, но

оказывались в нем, так сказать, уродом. Все другие европейские

народы были уже христианскими и начали жить тою новою гражданс-

кою жизнью, которую получили вместе с христианством и которая

отделяла их от народов языческих как особый нравственный мир.

Чтобы войти в этот мир, и нам ничего не оставалось более сде-

лать, как последовать примеру других.

Владимир понял настоявшую Россию необходимость стать стра-

ною христианскою, чтобы сделаться страною вполне европейскою.

Представителями христианства были в то время греки и папа.

Обратителями Владимира были киевские варяги-христиане. Варяги

не имели личного интереса убеждать Владимира принять христианс-

тво именно от греков.

Крестившись от папы, Владимир вступил бы в многочисленный

сонм окружавших его государей. Но он был бы в нем младшим, сде-

лался бы весьма ограниченным в своей свободе его членом. На

против, крестившись от греков, Владимир сохранял свободу, не

подвергал себя опасности быть в мальчиках и на послугах у дру-

гих.

Спустя два года после собственного крещения, Владимир ре-

шился приступить к крещению народа. Прежде чем делать это, он

решился войти в сношения с греками, так как для будущей русской

церкви нужна была иерархия. Для сей цели надлежало отправить

посольство с просьбой. Но он поступил иначе: отправился войной

на греческий город и только в качестве победителя завязал с

греками сношения.

Язычество не было религией в современном понимании. Это

была довольно хаотическая совокупность различных верований,

культов, но не учение. Это соединение религиозных обрядов и це-

лого вороха объектов религиозного почитания. Поэтому объедине-

ние людей разных племен, в чем так нуждались восточные славяни

в Х-ХII веках, не могло быть осуществлено язычеством. Между тем

стремление вырваться из-под угнетающего воздействия одиночества

среди редконаселенных лесов, болот и степей, боязнь грозных яв-

лений природы заставляли людей искать объединения.

Время и события требовали познания мира и истории в широ-

ких масштабах. Достойно особого внимания, что эта тяга к более

широкому пониманию мира, чем то, которое давалось язычеством,

сказывалось прежде всего по торговым и военным дорогам Руси,

там, где вырастали первые государственные образования. Стремле-

ние к государственности не было, разумеется, принесено извне,

иначе оно не имело бы на Руси такого феноменального успеха, ко-

торым ознаменовался Х век.

Истинный создатель огромной империи Руси — князь Владимир

1 Святославович в 980 году делает первую попытку объединения

язычества на всей территории от восточных склонов Карпат до Оки

— 10 —

и Волги, от Балтийского моря до Черного. После создания панте-

еона богов в Киеве он послал своего дядю Добрыню в Новгород, и

тот «постави кумира над Волхвом». Однако интересы страны звали

Русь к религии более развитой и более вселенской. Последняя

должна была служить своеобразным приобщением Руси к мировой

культуре. И не случайно этот выход на мировую арену органически

соединялся с появлением на Руси высокоорганизованного литера-

турного языка, который это приобщение закрепил бы в текстах,

прежде всего переводных. Письменность давала возможность обще-

ния не только с современными культурами, но и с культурами

прошлыми. Она лелала возможным написание собственной истории,

филосовского обобщения своего национального опыта, литературы.

Христианизация Руси и родство правящего рода с византийс-

ким двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенно

равных основаниях.

Благодаря болгарской письменности христианство сразу выс-

тупило на Руси в виде высокоорганизованной религии с высокой

культурой. Та церковная письменность, которая была передана нам

Болгарией, — это самое важное, что дало Руси крещение. Христи-

анство в целом способствовало возникновению сознания единства

человечества.

Принятие христианства из Византии оторвало Русь от магоме-

танской и языческой Азии, сблизив ее с христианской Европой.

Болгарская письменность сразу позволила Руси не начинать лите-

ратуру, а продолжать ее и создавать в первый же век христианс-

тва произведения, которыми мы вправе гордиться. Сама по себе

культура не знает начальной даты. Но если говорить об условной

дате начала русской культуры, то я считала бы самой обоснован-

ной 988 год.

Пушкин так сказал о христианстве: «История новейшая есть

история христианства». Роль и значение христианства на Руси бы-

ли очень изменчивы, как изменчиво было на Руси само правосла-

вие. Однако, учитывая то, что музыка, живопись, в значительной

мере архитектура и почти вся литература в Древней Руси находи-

лись в орбите христианской мысли, ясно, что Пушкин был прав,

если широко понимать его мысль.

Принятие Русью христианской веры — выдающееся событие в ее

истории, во многом предопределившее дальнейшее развитие полити-

ческой, общественной, культурной и духовной жизни. Крещению Ру-

си уделено большое место в «Повести временных лет». В ней под-

робно повествуется о принятии христианской веры кназем Владими-

ром Святославичем, крещении киевлян, новгородцев. Этот эпизод

предваряется рассказом о выборе или «испытании» различных рели-

гий, предпринятом князем Владимиром накануне крещения, в ре-

зультате чего он и отдал предпочтение христианству. Сообщаемые

летописцем сведения отразили подлинные исторические события, но

некоторые из них явно вымышлены.

Евгений Евстигнеевич Голубинский (1834-1912) — один из

крупнейших дореволюционных исследователей истории русской церк-

ви. Его главный труд — двухтомная «История русской церкви», ох-

ватившая период с Крещения Руси до середины XVI в. Историк обс-

тоятельно изучил многие рассказы, повести, бытовавшие в офици-

альной церковной традиции, показал легендарность и недостовер-

— 11 —

ность многих из них, за что оказался в немилости у Синода. Так,

по его мнению, входящий в состав «Повести временных лет» расс-

каз о выборе веры князем Владимиром составлен гораздо позднее

Крещения Руси, Чтобы прославить православную веру и отвратить

русский народ от других религий.

В 1988 г. широко и торжественно отмечалось Крещение Руси.

Появилось множество статей и книг, авторы которых вновь и вновь

пытаются осмаслить историческое значение этого эпохального со-

бытия. Среди них — работы академика Дмитрия Сергеевича Лихаче-

ва, одного из крупнейших современных исследователей истории,

культуры, литературы Древней Руси. Многие годы Дмитрий Сергее-

вич Лихачев возглавляет сектор древнерусской литературы Инсти-

тута русской литературы (Пушкинского дома) в Санкт-Петербурге.

В статье, отрывок из которой приводится здесь, автор размышляет

о широком гуманитарном значения принятия христианства на Руси,

что связано со «вселенским», всечеловеческим характером этой

религии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *