Эссе по сказке салтыкова щедрина пропала совесть

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ сказки Пропала совесть

Сочинение Анализ сказки Пропала совесть Салтыкова-Щедрина

Сатирическую сказку «Пропала совесть» М.Е. Салтыков-Щедрин написал в 1869 году. Здесь автор изложил свои размышления на тему жизни, нравственности, морального разложения общества в то время.

Читатель видит жизнь людей, которые утратили свою совесть. Каждый из героев отождествляет собой определенную часть общества. Примечательно, все персонажи в сказке относятся к тем классам, которые не производят материальных благ. Тут нет рабочих и крестьян, автор показывает нам моральный облик «прослойки» общества.

Всем этим людям совесть не нужна. Утратив ее, все они почувствовали облегчение, им стало легче жить. Совесть здесь показана как старая, грязная тряпка, к которой не хочется прикасаться.

Автор показывает нам собственный взгляд на совесть. По его мнению, она способна делать человека лучше, заставляет его различать добро и зло, удерживает от дурных поступков. Даже самые лживые и циничные люди обнаруживают в себе что-то хорошее, когда обретают совесть. Пьяница плачет горькими слезами, трактирщик уговаривает посетителей своего заведения отказаться от пьянства. Рыночный воришка бросает воровать и пытается делать добрые дела, а финансист горит желанием вернуть все обманом полученные деньги. Но все эти порывы не дают никакого результата, ведь в этом обществе царит извращенная мораль, и все хорошее там считается лишним, не нужным.

С горькой иронией автор пишет о людях, которых не радует такая находка, как совесть. Они передают ее друг другу, как обузу, и ни в одних руках она не задерживается. Ведь каждый спешит делать зло, воровать, обманывать, никто не хочет оставить ее себе. Это больное общество, а болезнь вызвана отсутствием совести.

М.Е. Салтыков-Щедрин видел все недостатки существующей системы, он понимал, что все проблемы России следует решать радикально, путем уничтожения старых законов и создания новых. Он критиковал правовые порядки, которые совершенно не отвечали требованиям гуманизма и справедливости. Однако и нравственности автор придавал огромное значение. Причем он считал, что воспитывать в людях любовь, добро и сострадание следует с детства. Недаром измученная совесть просит дать ей покой в сердце обычного русского ребенка.

Именно молодое поколение способно изменить жизнь к лучшему. Но для этого оно должно вырасти честным, милосердным, справедливым. В сердцах молодых людей должна жить совесть, причем она должна занимать там почетное место. Тогда и жизнь станет совсем другой.

Анализ 2

В сказке, пользуясь эзоповской манерой изложения, Салтыков-Щедрин изображает абстрактное понятие совести через конкретный образ. За прямым смыслом высказывания читаются на втором плане подлинные мысли автора о природе человеческого бытия. Салтыков-Щедрин считал совесть проводником к нравственным законам жизни, к вере в Бога, дающей путь к спасению. Совесть мешает комфортно жить, заставляет мучиться от содеянного. Но люди, лишенные совести, развращены вседозволенностью, неосознанно склонны к самоуничтожению. Начиная духовно деградировать, они живут, хватая, как животные, лишь свой кусок, истребляя друг друга ради личной выгоды.

В сказке совесть, выброшенная за ненадобностью из человеческих душ, в образе дряхлой ветошки мытарствует по всем слоям русского общества. Брошенная на дороге и затоптанная ногами прохожих, истерзанная, оплеванная, попадает она сначала к пьянчужке, который, не выдержав внезапного прозрения о своей никчемной жизни, избавляется от этой тягостной ноши, подсунув ее знакомому кабатчику. Тот начинает страдать оттого, что наживается на спаивании народа, пытается вылить все вино в канаву и перебить бутылки и посуду. Его практичная жена, спасая источник наживы, подсовывает эту непотребность в карман мундира квартальному надзирателю. И у того начинаются проблемы, он стал стыдиться брать мзду с торговцев, и даже сам стал отдавать деньги тем, у кого отбирал. Интересно, что, обретя совесть, он становится посмешищем для обывателей. Дальше побывала совесть у еврейского ростовщика-финансиста, в чьем счастливом семействе даже дети умело и с удовольствием считают деньги. Но он, заподозрив обман, ловко сплавил ее в генеральский благотворительный фонд, где совесть вообще потерялась.

Бесприютная совесть, перебывав у многих, не находит себе пристанища, нет ей нигде места. Она просится, наконец, в чистое детское сердце у последнего своего постояльца – мещанина, надеясь, что с этим ребенком, и она вырастет. Тем самым Салтыков-Щедрин показывает, что совесть может выжить только в невинной душе, незапятнанной стремлением к греховным наслаждениям и наживе.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Пропала совесть

Анализ сказки Пропала совесть

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Маленький Принц и Роза

    Немало произведений было написано вначале прошлого века большим количеством гениальных и талантливых писателей. Французский литератор и летчик Антуан де Сент-Экзюпери безусловно относится к их числу.

  • Сочинение по сказке Царевна-лягушка

    Данная сказка давно уже вошла в анналы истории, как яркий представитель народного фольклора. Каждый человек найдет в сказке свой смысл, на то она и сказка

  • Пороки чиновничества в комедии Ревизор Гоголя сочинение

    В «Ревизоре» пороки чиновничества обличаются Гоголем с неимоверной искрометностью. Автор допускает, что мир высокопоставленных людей полон своеобразной моральной гнили

  • Сочинение на тему Письмо другу

    Привет, дорогой друг. Я знаю, что давно не писал тебе, не спрашивал, как у тебя дела. Но, честно говоря, у меня совершенно не было времени!

  • Сочинение на тему Гимн России

    Гимн вызывает чувство гордости за Родину. Когда разносятся эти слова, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым, и разлетается во все стороны прекрасная музыка, созданная Александром Васильевичем Александровым

Публикуем свежие сочинения по сказке Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» для экзамена ЕГЭ.

Да, очень интересное!

42.22%

Не очень. Есть произведения и получше…

24.02%

Проголосовало: 4830

Поделись статьей с друзьями в соцсетях! Портал «Логоправ» для тех, кто хочет быть отличником! 🙂

Этот рейтинг составлен на основании ваших голосов. Поставьте лайк или дизлайк каждому варианту сочинения для участия в голосовании!

5 лучших сочинения на тему "Пропала совесть" (для  ЕГЭ № 27)

Вариант 1

Сказка «Пропавшая совесть» М.Е. Салтыкова-Щедрина поднимает вопрос о разрушительных последствиях общества без нравственных устоев.

Отсутствие совести заставляет людей совершать страшные преступления без чувства вины и ответственности. Совестливые люди, напротив, мучаются от своих поступков и часто подвергаются насмешкам и непониманию со стороны общества. Автор подчеркивает различия между этими двумя типами людей, делая вывод, что жить без совести гораздо легче, но последствия далеко не утешительны.

Сердца тех, кто не испытывает угрызений совести, ожесточаются, что дает им неограниченную свободу льстить, унижаться и обманывать, не задумываясь о своих поступках.

В конечном счете, совесть необходима для того, чтобы удержать человека и заставить его соблюдать нравственные законы, даже если это сопряжено с дискомфортом самобичевания.

Вариант 2

«Пропала совесть» — это сатирическая повесть Салтыкова-Щедрина, в которой исследуются последствия потери совести. Автор представляет себе общество, в котором люди отчуждены от чувства вины за свои поступки, что приводит к моральному разложению и разрушению духовных ценностей.

Совестливые люди мучаются, а люди без совести занимаются постоянным грабежом и разбоем. Однако писатель говорит о том, что жизнь без совести не без последствий, и что жить без нее легче, но результат может быть не утешительным. Без совести люди могут льстить, унижаться и обманывать, не задумываясь о своих поступках.

Потеря совести позволяет людям наслаждаться плодами ничем не ограниченной свободы, но сердца людей, не знающих, что такое раскаяние, ожесточаются. Салтыков-Щедрин не недооценивал значение нравственности как действенного элемента в социальной борьбе. Ему была не чужда идея влияния стыда и совести на привилегированную верхушку общества. Писатель показывает полное извращение всех нравственных категорий в паразитических слоях общества. «

Пропала совесть» — это сатира на исторически устаревшие моральные принципы привилегированных классов, где совесть превращена в «негодную тряпку», от которой все стремятся как можно скорее избавиться. Сказка предостерегает от последствий жизни без совести и подчеркивает важность морали в обществе.

Вариант 3

Салтыков-Щедрин «Пропала совесть» — это сатирическая повесть, проливающая свет на моральную развращенность привилегированных слоев общества.

В повести писатель изображает общество, в котором совесть считается бесполезной и отбрасывается власть имущими. Повесть является мощным комментарием к устаревшим моральным принципам паразитических слоев общества. Салтыков-Щедрин показывает, как моральные ценности общества переворачиваются с ног на голову, как добродетели уживаются с пороками благодаря лицемерию.

Автор не верит в достижение социальных изменений только путем нравственного исправления, но он признает огромное значение морали как эффективного элемента в социальной борьбе. Его можно назвать великим моралистом, поскольку он верил в влияние стыда и совести на привилегированную верхушку общества. Особенно примечательна концовка сказки Салтыкова-Щедрина, где чистое сердце маленького ребенка растет вместе с его совестью. Это мощное послание передает, что надежда на лучшее будущее заключается в воспитании совести у молодого поколения. Сказка Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» — это произведение литературы вне времени, которое побуждает задуматься о моральных ценностях общества и важности совести в осуществлении социальных перемен.

Смысл повести ясен и не требует объяснений, поскольку подчеркивает значимость морального компаса в обществе и необходимость его защиты и воспитания. Свидетельством непреходящей актуальности произведения Салтыкова-Щедрина является то, что оно продолжает анализироваться и цениться читателями и сегодня.

Вариант 4

В сказке Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» исчезновение совести проходит незаметно для общества. Люди получают свободу клеветать, обманывать и причинять вред другим без чувства вины.

Однако эта вновь обретенная свобода приводит к моральному разложению, к росту грабежей и разрухи в обществе. Тем временем совесть остается замученной и забытой на обочине дороги, отвергнутая прохожими. Только пьяница осмеливается поднять ее, и его пронзает электрический поток самосознания.

Совесть пьяницы заставляет его осознать уродство своей прошлой жизни, и он горько плачет над своим внезапным пробуждением. Отчаявшись избавиться от этого бремени, он передает свою совесть Прохорычу, который осознает ошибочность своего пути. Затем совесть переходит из рук в руки, вызывая дискомфорт и страх у каждого, кто ее держит. В конце концов, один из горожан находит маленького русского ребенка, который укрывает совесть в своем чистом сердце, позволяя ей расти и побеждать неправду, коварство и насилие в будущем.

Сказка предупреждает нас об опасности морального разложения и о важности совести для ведения добродетельной жизни.

Сказка Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» — это очень сильное описание внутреннего состояния человека. С помощью эзопова стиля повествования автор создает конкретный образ, чтобы представить абстрактное понятие совести. Совесть изображается как руководство к соблюдению нравственных законов и веры в Бога, ведущее к спасению. Она мешает людям жить комфортно и заставляет их мучиться над своими поступками. Те, у кого нет совести, развращены вседозволенностью, живут как животные и уничтожают друг друга ради личной выгоды.

В повести отброшенная совесть бродит по всем слоям русского общества, попираемая ногами и покрытая шрамами. Она переходит от пьяницы к трактирщику, к квартальному, к еврейскому ростовщику-финансисту, не находя себе пристанища. Персонажи, столкнувшиеся с совестью, вынуждены признать свои аморальные поступки, и это заставляет их страдать. Квартирмейстеру стыдно брать взятки, а ростовщик-финансист подозревает мошенничество.

Интересно, что когда квартальный надзиратель находит свою совесть, он становится посмешищем для обывателей. Это говорит о том, что погоня за наживой и греховными удовольствиями считается в обществе нормальной. Сказка заканчивается тем, что совесть находит приют в чистом и невинном детском сердце. Это иллюстрирует, что совесть может выжить только в незапятнанных душах.

В целом, «Пропавшая совесть» Салтыкова-Щедрина — это сильная притча о важности совести в жизни человека. Повесть показывает, что без совести человек духовно деградирует и живет как животное. В ней также показано, что погоня за наживой и греховными удовольствиями нормализована в обществе, поэтому совести трудно найти пристанище. Однако сказка дает надежду на то, что совесть может выжить в чистых и невинных душах.

А что вы думаете по поводу этого произведения? Поделись своей точкой зрения в комментариях!

Содержание

  1. Анализ сказки Пропала совесть Салтыкова-Щедрина сочинение
  2. Вариант 2
  3. Анализ сказки Пропала совесть Салтыкова-Щедрина
  4. Несколько интересных сочинений
  5. Сочинение Анализ сказки Пропала совесть Салтыкова-Щедрина
  6. Анализ 2
  7. Также читают:
  8. Картинка к сочинению Анализ сказки Пропала совесть
  9. Популярные сегодня темы
  10. «Пропала совесть. По-старому толпились люди на улицах и в театрах. » (по тексту Салтыкова-Щедрина, проблема роли совести в жизни человека) (ЕГЭ по русскому)
  11. Проблема воспитания. По тексту М.Е. Салтыкова-Щедрина Пропала совесть. И никто не догадывался (ЕГЭ по русскому)
  12. Нужна ли человеку совесть? По тексту М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» (Сборник под редакцией Сениной) (ЕГЭ по русскому)

Анализ сказки Пропала совесть Салтыкова-Щедрина сочинение

Основной идей произведения являются авторские размышления на социально-нравственную тему места в жизни человека чувства в виде совести, раскрывающуюся на примере образов героев сказки, попавших в необычную ситуацию.

Сюжетная композиция сказки выстроена в описании общества, из жизни членов которого вдруг неожиданно пропадают муки совести, при этом герои произведения ничуть не сожалеют об утрате негодной тряпицы и надоедливой приживалки в виде совести, поскольку стали ощущать себя более свободными, почувствовав вседозволенность, порождающую агрессивную злобу и общественный хаос.

Писатель изображает картину падения человека, в котором исчезают человечность, созидание, препятствующие разрушительному краху в душах людей, подставляющим друг друга, выказывающим лесть, пресмыкание, лгущим, оговаривающим ближнего путем клеветы и наушничества.

Повествование сказки пронизано авторским отношением к проблеме совестливого человека, поскольку в этом проявление писатель видит живое и настоящее, что влечет за собой ощущение людьми благодатных чувств в виде удовлетворения собственными поступками и, соответственно, душевного покоя.

Один из героев сказки, изображенный автором в качестве горького пропойцы, алкоголика, первый обретает совесть и, освободившись от пьяного угара, осознает свое бесполезное, никчемное существование, в ужасе вспоминая собственные постыдные поступки. Еще одним из героев, почувствовавших муки совести, становится торговец спиртным Прохор, который испытав впервые данное чувство, ощущает собственное облегчение, впервые совершив поступок ответственного человека.

Писатель доносит собственный взгляд на чувство совести, которое, по его мнению, сочетается с моральными принципами общественного самосознания, способных понимать положительную и отрицательную сторону жизни, подчеркивающих истинную сущность каждого человека. Данная способность развивается с детства, поскольку душа младенца является чистой и непорочной, впитывающей все доброе, хорошее, что вкладывается в маленькое бескорыстное сердце.

Финал произведения ясно демонстрирует необходимость с младенчества воспитывать в детях положительные человеческие качества, заключающиеся в добре, любви, сострадании, милосердии. Совесть в качестве главной героини сказки желает обрести себя в душе малыша, способного принять ее в свое сердце и растворить в нем, ощущая совесть в виде хранительницы истинной человечности.

Вариант 2

Перед вами сказка под названием «Пропала совесть», которую написал знаменитый писатель Салтыков-Щедрин. Здесь он рассказывает не только о своей жизни, но и о жизни других людей.

Многие люди живут много лет, но до сих пор не знают, что такое совесть. Все герои данного произведения относятся к одной категории людей. Здесь нельзя увидеть крестьян или рабочих людей.

Каждый из этих героев уже давно не имеет совести и очень даже хорошо живут без нее. Теперь она не мешает им жить, да и жить без нее намного лучше и проще. В этом произведении совесть показана как негодная тряпка, которую никто не хочет подбирать и мазать об нее руки.

Писатель старается донести до зрителей, что совесть совсем другое чувство. При помощи совести человек может сделаться намного лучше, чем раньше. Он будет понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. И стараться не совершать плохого другому человеку. Даже если вы циничный человек, то в нем также можно отыскать положительные качества. Пьяница старается уговорить всех кто принимает алкоголь навсегда от него отказаться. Воришка больше не хочет воровать, а старается вернуть все награбленное на свое место.

Каждый человек, который нашел совесть и подобрал ее, старается практически сразу же передать ее дальше, чтобы она не задерживалась у них, ведь им она совсем не нужна. Никто не хочет жить совестливо, ведь это наоборот им в убыток. Лучше всего воровать, обманывать и делать людям зло.

А вот для того чтобы у людей появлялась совесть и засела глубоко в душе, нужно немного поменять мир, в котором мы сейчас живем. Кроме этого нужно обязательно поменять законы, которые гласят об обратном. И воспитывать людей нужно с самого детства, чтобы это у них осталось.

И это все должны сделать молодые ребята, которые живут в стране. А начинать нужно в первую очередь с себя, а потом уже что-то спрашивать с других людей. Они должны быть грамотными, добрыми, отзывчивыми, милосердными и справедливыми людьми. У каждого молодого человека должна находиться совесть, которая сидит в сердце и занимает там главное и почетное место. Вот только после этого жизнь наша станет немного меняться и спустя некоторое время измениться навсегда.

Анализ сказки Пропала совесть Салтыкова-Щедрина

Несколько интересных сочинений

Талант, гениальность, мания величия. Эти темы старались осветить многие писатели. А.П.Чехов в 1893 году пишет повесть «Черный монах» о своем современнике

Эпизодов, где главными героями оказывается прокурор не очень-то и много, но они все-таки есть. Самая первая встреча Чичикова предоставляется нам на балу, где присутствует Ноздрев.

В своём известном произведении Ионыч Антон Павлович затронул очень серьёзную тему. Автор подробно описал, как может в человеке погибнуть его душа.

И. А. Бунин написал «Тёмные аллеи» в последние годы своего творчества, поэтому во всех рассказах сборника можно заметить мудрость и большой жизненный опыт писателя. Преимущественно рассматривались темы любви.

Источник

Сочинение Анализ сказки Пропала совесть Салтыкова-Щедрина

Сатирическую сказку «Пропала совесть» М.Е. Салтыков-Щедрин написал в 1869 году. Здесь автор изложил свои размышления на тему жизни, нравственности, морального разложения общества в то время.

Читатель видит жизнь людей, которые утратили свою совесть. Каждый из героев отождествляет собой определенную часть общества. Примечательно, все персонажи в сказке относятся к тем классам, которые не производят материальных благ. Тут нет рабочих и крестьян, автор показывает нам моральный облик «прослойки» общества.

Всем этим людям совесть не нужна. Утратив ее, все они почувствовали облегчение, им стало легче жить. Совесть здесь показана как старая, грязная тряпка, к которой не хочется прикасаться.

Автор показывает нам собственный взгляд на совесть. По его мнению, она способна делать человека лучше, заставляет его различать добро и зло, удерживает от дурных поступков. Даже самые лживые и циничные люди обнаруживают в себе что-то хорошее, когда обретают совесть. Пьяница плачет горькими слезами, трактирщик уговаривает посетителей своего заведения отказаться от пьянства. Рыночный воришка бросает воровать и пытается делать добрые дела, а финансист горит желанием вернуть все обманом полученные деньги. Но все эти порывы не дают никакого результата, ведь в этом обществе царит извращенная мораль, и все хорошее там считается лишним, не нужным.

С горькой иронией автор пишет о людях, которых не радует такая находка, как совесть. Они передают ее друг другу, как обузу, и ни в одних руках она не задерживается. Ведь каждый спешит делать зло, воровать, обманывать, никто не хочет оставить ее себе. Это больное общество, а болезнь вызвана отсутствием совести.

М.Е. Салтыков-Щедрин видел все недостатки существующей системы, он понимал, что все проблемы России следует решать радикально, путем уничтожения старых законов и создания новых. Он критиковал правовые порядки, которые совершенно не отвечали требованиям гуманизма и справедливости. Однако и нравственности автор придавал огромное значение. Причем он считал, что воспитывать в людях любовь, добро и сострадание следует с детства. Недаром измученная совесть просит дать ей покой в сердце обычного русского ребенка.

Именно молодое поколение способно изменить жизнь к лучшему. Но для этого оно должно вырасти честным, милосердным, справедливым. В сердцах молодых людей должна жить совесть, причем она должна занимать там почетное место. Тогда и жизнь станет совсем другой.

Анализ 2

В сказке, пользуясь эзоповской манерой изложения, Салтыков-Щедрин изображает абстрактное понятие совести через конкретный образ. За прямым смыслом высказывания читаются на втором плане подлинные мысли автора о природе человеческого бытия. Салтыков-Щедрин считал совесть проводником к нравственным законам жизни, к вере в Бога, дающей путь к спасению. Совесть мешает комфортно жить, заставляет мучиться от содеянного. Но люди, лишенные совести, развращены вседозволенностью, неосознанно склонны к самоуничтожению. Начиная духовно деградировать, они живут, хватая, как животные, лишь свой кусок, истребляя друг друга ради личной выгоды.

В сказке совесть, выброшенная за ненадобностью из человеческих душ, в образе дряхлой ветошки мытарствует по всем слоям русского общества. Брошенная на дороге и затоптанная ногами прохожих, истерзанная, оплеванная, попадает она сначала к пьянчужке, который, не выдержав внезапного прозрения о своей никчемной жизни, избавляется от этой тягостной ноши, подсунув ее знакомому кабатчику. Тот начинает страдать оттого, что наживается на спаивании народа, пытается вылить все вино в канаву и перебить бутылки и посуду. Его практичная жена, спасая источник наживы, подсовывает эту непотребность в карман мундира квартальному надзирателю. И у того начинаются проблемы, он стал стыдиться брать мзду с торговцев, и даже сам стал отдавать деньги тем, у кого отбирал. Интересно, что, обретя совесть, он становится посмешищем для обывателей. Дальше побывала совесть у еврейского ростовщика-финансиста, в чьем счастливом семействе даже дети умело и с удовольствием считают деньги. Но он, заподозрив обман, ловко сплавил ее в генеральский благотворительный фонд, где совесть вообще потерялась.

Бесприютная совесть, перебывав у многих, не находит себе пристанища, нет ей нигде места. Она просится, наконец, в чистое детское сердце у последнего своего постояльца – мещанина, надеясь, что с этим ребенком, и она вырастет. Тем самым Салтыков-Щедрин показывает, что совесть может выжить только в невинной душе, незапятнанной стремлением к греховным наслаждениям и наживе.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Пропала совесть

Популярные сегодня темы

Главного персонажа произведения можно назвать весьма актуальным и ярким сразу для нескольких эпох. Благодаря тому, что автор наделил его весьма яркими и запоминающимися особенностями

В этом году родители подарили мне на день рождения двух крысят. Они купили их в зоомагазине вместе с книжкой по уходу за грызунами. Я давно мечтала о домашних питомцах, поэтому очень обрадовалась такому «пушистому» подарку.

Рассказ «Сигнал» был написан Гаршиным в 1877 году. Герои рассказа – маленькие люди Семён и Василий, оба рабочие. Их можно назвать традиционной литературной парой «типичных людей». Их не интересуют глобальные вопросы

На высоком берегу реки Волга и двух её притоков, стоит красивый старинный город Тверь. Его название происходит от речки Тверец, которая протекает возле города. От города до Москвы 163 км. Город, со всех сторон

Картина «девушка, освещенная солнцем» была написана Валерием Серовым в 1888 году, летом в усадьбе своих родственников. На портрете изображена двоюродная сестра художника Мария Симовичь, чьё изображение стало так популярным и известным

Источник

«Пропала совесть. По-старому толпились люди на улицах и в театрах. » (по тексту Салтыкова-Щедрина, проблема роли совести в жизни человека) (ЕГЭ по русскому)

Автор приведённого текста с горечью и иронией повествует о том, что совесть на самом деле никому не нужна, что она лишь мешает людям в осуществлении их корыстных планов: «А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплёванная, затоптанная ногами пешеходов…всякий удивлялся, каким образом в благоустроенном городе…может валяться такое вопиющее безобразие.» Тем не менее, истинное отношение писателя к совести показано в конце отрывка.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Совесть обязательно убережёт своего будущего обладателя от совершения злодеяний, наставит его на верный путь: «И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нём большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия…»

М.Е.Салтыков-Щедрин уверен, что совесть – главный нравственный ориентир человека, «лакмусовая бумажка» его мыслей, поведения, поступков. Совесть никогда не спит – она вечно бдит, чтобы охранять человека от безнравственности.

Безусловно, я разделяю точку зрения автора. Человек без совести – не человек. Совесть помогает нам подумать над своими ошибками и вовремя их исправить. Это произошло с героем повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Пётр Гринёв с самого начала вступления во взрослую, самостоятельную жизнь бездумно проигрывает у малознакомого человека большую сумму денег, сто рублей. Не слушая доводы своего слуги Савельича о том, что деньги отдавать не надо, он указывает старику, что его место – быть слугой и во всём ему, Петру, подчиняться. Спустя короткое время к Гринёву приходит осознание того, что он поступил ошибочно и обидел преданного ему человека. Пётр извиняется перед ним и обещает впредь советоваться с ним насчёт денежных вопросов, и только после этого его совесть успокаивается. Именно совесть помогла герою сохранить добрые отношения со слугой и остаться человеком в сложившейся ситуации. Над значением совести задумывались многие русские писатели. Так, Д.И.Фонвизин утверждал, что совесть всегда как друг остерегает прежде, нежели как судья наказывает. Действительно, порой совесть уберегает нас от того, чтобы быть осуждёнными знакомыми, друзьями, родными. Лучше тысячу раз подумать и взвесить с помощью совести свой поступок, чем потом горько жалеть о случившемся и слушать упрёки со всех сторон.

Таким образом, совесть – неотъемлемая часть в жизни любого нравственно и духовно здорового человека. Совесть, несмотря на то, что делает человека беспокойным, вечно размышляющим, украшает его, очищает, одаряет гуманностью.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id23992

Источник

Проблема воспитания. По тексту М.Е. Салтыкова-Щедрина Пропала совесть. И никто не догадывался (ЕГЭ по русскому)

Великий сатирик М.Е.Салтыков-Щердин в одной из поучительных сказок обращается к проблеме воспитания. Писатель уверен, что достойный человек непременно должен быть совестливым. С какого периода надо формировать в душе милосердие и доброту?

В иносказательной форме Михаил Евграфович повествует об исчезновении совести. Вместе с ней кардинально изменился и мир, теперь его населяют циничные и бессовестные сребролюбцы.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Основная мысль щедринского произведения заключена в том, что формировать доброту и справедливость в душе необходимо с первых лет жизни, иначе совесть может не успеть укорениться в сердце. Конечно же, великий писатель прав, считая детское сердце наиболее восприимчивым к добру.

Его мысль подтверждают и иные примеры из художественной литературы. В романе «Капитанская дочка» А.С.Пушкин показал как дворянин Гринев, отправляя сына на службу, наказал ему «хранить честь». С детских лет отец воспитывал в Петруше совестливость и чувство долга. И молодой офицер с честью прошел тяжелые испытания: во время захвата Белогорской крепости мятежниками Пугачева он проявил мужество, не потерял достоинство, отказавшись перейти на сторону бунтовщиков. Гринев не нарушил клятвы, данной императрице, не предал свое Отечество.

В романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский создал образ «интеллектуального» убийцы, имевшего в детские годы добрых и заботливых родителей. Позже Раскольников отступил от заложенных в душу принципов, поддался утопическим мыслям о делении человечества на слабых и сильных. В итоге он совершил смертный грех. Однако совесть не покинула его: она заставила Родиона отдать последние деньги нуждающемуся семейству Мармеладовых, а позже – рассказать Соне о своем злодеянии. Девушка помогла ему решиться на признание вины, после чего герой покаялся и в период отбывания наказания на каторге начал думать о новой жизни.

Таким образом, сызмальства заложенная в душу совесть помогает человеку подняться и обрести утраченную нравственность даже после чудовищного падения. Она – наш внутренний советчик и судья, к которому всегда следует прислушиваться.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id8473

Источник

Нужна ли человеку совесть? По тексту М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» (Сборник под редакцией Сениной) (ЕГЭ по русскому)

Имя М.Е.Салтыкова-Щедрина нам хорошо известно. Многие из нас читали его «Сказки для детей изрядного возраста». Еще одну сказку, вернее притчу, я прочитала сейчас и задумалась над вопросами: «Нужна ли человеку совесть? Можно ли ее воспитать? Трудно ли жить совестливому человеку?»

Проблема совести возникла не сейчас, но в наше время она особенно актуальна.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Многие мои современники считают, что жить без совести легче. Слова «Какой ты бессовестный!» уже никого не пугают и не смущают. Свое отношение к проблеме высказывает в образной форме и русский писатель.

Позиция писателя мне понятна: без совести жить легче: «ловчее подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать». Но именно совесть предостерегает человека от дурных, безнравственных поступков, поэтому воспитывать ее надо с детства.

Я согласен с писателем во всем: многие живут без совести, без чести, и им хорошо. Но зато с ними плохо, потому что если человек постоянно идет на сделку с совестью, то никогда не знаешь, что от него ожидать. И наоборот, совестливому человеку можно многое доверить и знать, что он не подведет.

Много примеров отношения к совести нам дает русская литература. Так, писатель В.Быков в произведении «Сотников» показал истоки героизма героя, которые заключаются именно в его совестливости. Перед расстрелом Сотников вспоминает эпизод из своего детства, когда он без разрешения взял маузер отца, а тот неожиданно выстрелил. По совету матери мальчик попросил у отца прощения, но обманул его, сказав, что решился на это сам. Этот случай остался у него в памяти на всю жизнь, с тех пор он ни разу не солгал ни отцу, ни матери, никому другому.

Проблема совести лейтмотивом проходит через произведение другого писателя 20 века М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Прокуратор Иудеи Понтий Пилат отправляет на казнь Иешуа Га-Ноцри, понимая, что тот невиновен. Но слишком силен был страх лишиться места, должности и, как следствие, всяческих благ. Две тысячи лет мучился герой от осознания непоправимости своего поступка, и только слова мастера («Свободен!») освободили его от мук совести.

Таким образом, проблема, поднятая в притче М.Е.Салтыковым-Щедриным, важна для любого времени. Если человек хочет прожить свою жизнь достойно и остаться в памяти потомков как пример, он не сможет «отмахнуться» от своей совести. Главное – чтобы он слышал ее голос в суете шумной и многоцветной жизни.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id32288

Источник

Кстати, как настроение после вчерашнего?

Сегодня поразмышляем на тему, что делать, если совести нет, и постараемся написать хорошее сочинение на тему “Пропала совесть” раскрывающее суть данного вопроса.

Пропала совесть: сочинение ЕГЭ по тексту Салтыкова-Щедрина

Как изменится мир, если у человека исчезнет совесть? Это может привести к деградации общества и разрушению духовных ценностей. В своем произведении М.Е. Салтыков-Щедрин обсуждает последствия утраты совести.

Автор представляет общество без моральных устоев, в котором человек больше не испытывает чувства вины за свои поступки и не несет ответственности за них. Согласно писателю, это приводит к непоправимым последствиям. Люди, лишенные совести, совершают самые ужасные преступления с абсолютным равнодушием.

Напротив, люди с совестью мучаются и берут на себя ответственность за свои поступки. Они часто подвергаются насмешкам и не понимаются обществом.

Писатель выделяет различия между бессовестными и совестливыми людьми и делает вывод, что жить без совести может показаться легким, но это может привести к опасным последствиям.

В итоге автор приходит к выводу, что без совести люди могут льстить, пресмыкаться и обманывать, не задумываясь о своих поступках.

М.Е. Салтыков-Щедрин правильно подмечает, что отсутствие совести может ожесточить сердца людей и дать им ничем не ограниченную свободу. Это может привести к противоречивым поступкам, как в случае с героем романа Достоевского “Преступление и наказание”.

Таким образом, без совести человека уже ничего не сдерживает и ничто не заставляет задумываться о своих поступках. Необходимо помнить, что моральные устои необходимы для сохранения порядка в обществе и защиты духовных ценностей.

Кратко по тексту Салтыкова-Щедрина “Пропала совесть”

Пропала совесть: проблема, аргументы

М.Е. Салтыков-Щедрин считает, что утрата совести делает жизнь человека “легче”, но это только на первый взгляд. Люди могут ощущать себя “бодрее и свободнее”, но это свобода не настоящая, поскольку они становятся менее моральными и этическими. Вместо того, чтобы руководствоваться принципами честности, справедливости и уважения к ближнему, они становятся более склонными к обману, лести, пресмыканию и клевете.

Автор показывает, что у того, кто вновь нашел совесть, жизнь становится труднее. Герой истории, который вначале был пропойцей, обрел совесть и теперь испытывает “горькое сознание действительности”. Он больше не может жить бездумно и безответственно, потому что теперь он осознает свои действия и их последствия. Жизнь стала для него “несносной”, но это потому, что он теперь видит мир с более широкой и глубокой перспективы, которая включает не только его личные интересы, но и интересы общества в целом.

Таким образом, М.Е. Салтыков-Щедрин показывает, что утрата совести может привести к кратковременному ощущению свободы и легкости, но это всего лишь иллюзия. Настоящая свобода и счастье приходят только тогда, когда человек живет по принципам справедливости и морали.

Автор высказывает мнение, что без совести людям живется легче, потому что никакие нравственные ограничения не заставляют их задумываться о правильности или неправильности своих поступков. Такой человек готов на все ради достижения своих целей, и ничто не останавливает его от безнравственных действий.

Эта идея отражена во многих художественных произведениях, например, в романе “Преступление и наказание” Ф.М. Достоевского, где Раскольников страдает от чувства вины после совершения преступления, в то время как Лужин не испытывает совести и делает все, чтобы достичь своих корыстных целей.

Также эта тема затронута в романе “Два капитана” В.А. Каверина, где отсутствие совести позволяет Николаю Антонычу строить свою жизнь так, как ему хочется, даже если это вредит другим людям.

Таким образом, автор считает, что без совести жизнь может стать проще и легче, но это может привести к безнравственности и вредить окружающим людям.

Пропала совесть: краткое изложение сказки Салтыкова-Щедрина

В сказке “Пропала совесть” Салтыков-Щедрин использует эзоповскую манеру изложения, чтобы изобразить абстрактное понятие совести через конкретные образы. На поверхности сказки мы видим, что совесть выбрасывается из человеческих душ и проходит через разные слои общества, прежде чем оказаться в чистом детском сердце. Однако на более глубоком уровне автор передает свои мысли о природе человеческого бытия.

Салтыков-Щедрин считал совесть проводником к нравственным законам жизни и к вере в Бога, которая дает путь к спасению. Он представляет совесть как нечто, что мешает нам жить комфортно, заставляя нас мучиться от содеянного. Но он также показывает, что люди, лишенные совести, развращены вседозволенностью и склонны к самоуничтожению. Они живут, как животные, лишь для личной выгоды и истребляют друг друга.

В образе дряхлой ветошки, выброшенной на дороге и затоптанной ногами прохожих, совесть истерзана и оплевана. Она попадает сначала к пьянчужке, который избавляется от нее, подсунув ее знакомому кабатчику. Тот начинает страдать оттого, что наживается на спаивании народа, и пытается избавиться от совести, выливая все вино в канаву и перебивая бутылки и посуду. Его жена, спасая источник наживы, подсовывает эту непотребность в карман мундира квартальному надзирателю. У него начинаются проблемы, и он становится посмешищем для обывателей, стыдясь брать мзду с торговцев и даже сам отдавая деньги тем, у кого отбирал.

Дальше совесть побывала у еврейского ростовщика-финансиста, который заподозрил обман и ловко сплавил ее в генеральский благотворительный фонд, где она вообще упала ниже плинтуса.

Наконец, она находит убежище в детском сердце мещанина, который еще не испорчен жизнью и не загрязнен греховными поступками.

Таким образом, автор показывает, что совесть может выжить только в чистом и невинном сердце, которое не жаждет греховных наслаждений и наживы. Взрослые же, которые отвергают свою совесть, теряют свою человечность и становятся жертвами своих же пороков.

Готовые сочинения ЕГЭ по тексту М.Е. Салтыкова-Щедрина из 5 варианта Цыбулько ЕГЭ 2023 русский язык 36 тренировочных вариантов, проблема текста, позиция автора, вывод.

Сочинение ЕГЭ по тексту Салтыкова-Щедрина

Что происходит с человеком, утратившим совесть? Страшно представить мир, в котором не будет существовать добродетели, а зависть и ненависть возьмут верх над людьми. В таком случае нас ждёт настоящая деградация, которая приведёт к окончательному нравственному распаду и разрушению духовных ценностей. В предложенном тексте М.Е. Салтыков-Щедрин поднимает проблему последствий утраты совести.

Автор пытается представить общество, в котором не существует никаких моральных устоев. Это значит, что человеку теперь чуждо чувство вины за свои деяния, и он больше не берёт на себя ответственность за те или иные поступки. По мнению писателя, это приводит к непоправимым последствиям. Так, «мудрые мира поняли, что они наконец-то освободились от последнего ига» и «остервенились», занявшись постоянными разбоями и грабежами. Для людей, утративших совесть, нет ничего святого, поэтому они с абсолютным равнодушием совершают самые страшные преступления.

Напротив, совестливые люди зачастую очень сильно мучаются, подвергая каждое своё действие самой беспощадной оценке: «…встрепенувшаяся совесть указывает только один выход – выход бесплодного самообвинения». М.Е. Салтыков-Щедрин приводит в пример пропойцу, над которым «хохочет и глумится» толпа. Это свидетельствует о том, что люди, способные чувствовать муки совести, подвергаются насмешкам и обречены остаться не понятыми обществом.

Приведённые аргументы противопоставлены друг другу, так как писатель хочет подчеркнуть отличия между бессовестными и совестливыми людьми. Он приходит к выводу, что жить без совести гораздо легче, однако последствия, к которым это может привести, отнюдь не утешительны.

Итогом размышлений автора становится такая позиция: утрата совести позволяет людям льстить, пресмыкаться, обманывать, не задумываясь о своих действиях.

Нельзя не согласиться с точкой зрения М.Е. Салтыкова-Щедрина. Действительно, сердца людей, которые не знают, что такое угрызения совести, ожесточаются. Они получают ничем не ограниченную свободу и пользуются её плодами. Вспомним, например, такого персонажа, как Свидригайлов. Герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» совершает как благородные, так и по-настоящему подлые поступки. Подобная противоречивость объясняется его абсолютным равнодушием и к добру, и к злу.

Таким образом, без совести человека уже ничего не сдерживает и ничто не заставляет задумываться о своих поступках. Напротив, совесть не позволяет жить легко и удобно, потому что она требует соблюдения нравственных законов.

Сочинение №2

В предложенном для анализа тексте автор ставит проблему утраты совести.

Размышляя над тем, к чему приводит потеря нравственности, писатель акцентирует внимание на том, что человек может опуститься, если забудет о честности и справедливости: он начнёт доносить, клеветать, обманывать, унижаться. Это неизбежно приведёт к деградации личности: вместо высоких принципов останутся низкие потребности, удовлетворение которых ничем не ограничено.

Следствием подобных процессов станет разрушение общественных структур. Разруха, грабежи, разорение, страдание — вот итог утраты совести конкретным человеком. Общественный порядок зиждется не только на законе, но и на нравственном чувстве, позволяющем людям мирно сосуществовать.

Второй пример является следствием первого и показывает, что утрата совести индивидом не личная, а социальная проблема, имеющая множество отрицательных последствий. Ирония в том, что потерю совести невозможно не заметить.

Позиция автора ясна: может показаться, что утрата способности отличать плохое от хорошего, малозначима, но это не так. Без совести не может быть счастья и мирного существования ни для кого.

Я согласен с автором. Только по-настоящему потеряв что-то, мы понимаем, как это было важно. Так и с совестью. Например, герой Пушкина Швабрин сначала просто попал в Белогорскую крепость после дуэли, это ещё не трагично, но впоследствии он вообще перестал руководствоваться совестью в своих поступках, поэтому преследовал Марью Миронову, перешёл на сторону Пугачёва, оклеветал Гринёва. В конце концов герой превратился в изгоя, предателя, человека, с которым никто не хотел бы иметь дело, это закономерный итог для тех, кто считает совесть досадным и неудобным чувством. На самом деле она руководит нами на жизненном пути.

Итак, утрата совести — это трагедия и человека, и общества.

Сочинение №3

Человек — существо, способное к рефлексии, то есть способное оценивать свои поступки с точки зрения добра и зла. Что помогает ему в этой нелёгкой задаче? Конечно, совесть. Так какую же роль играет совесть в нашей жизни? Именно над этим вопросом рассуждает великий русский писатель М.Е. Салтыков-Щедрин.

Автор приведённого текста с горечью и иронией повествует о том, что совесть на самом деле никому не нужна, что она лишь мешает людям в осуществлении их корыстных планов: «А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплёванная, затоптанная ногами пешеходов…всякий удивлялся, каким образом в благоустроенном городе…может валяться такое вопиющее безобразие.» Тем не менее, истинное отношение писателя к совести показано в конце отрывка.

Совесть обязательно убережёт своего будущего обладателя от совершения злодеяний, наставит его на верный путь: «И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нём большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия…» М.Е. Салтыков-Щедрин уверен, что совесть – главный нравственный ориентир человека, «лакмусовая бумажка» его мыслей, поведения, поступков. Совесть никогда не спит – она вечно бдит, чтобы охранять человека от безнравственности.

Безусловно, я разделяю точку зрения автора. Человек без совести – не человек. Совесть помогает нам подумать над своими ошибками и вовремя их исправить. Это произошло с героем повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Пётр Гринёв с самого начала вступления во взрослую, самостоятельную жизнь бездумно проигрывает у малознакомого человека большую сумму денег, сто рублей. Не слушая доводы своего слуги Савельича о том, что деньги отдавать не надо, он указывает старику, что его место – быть слугой и во всём ему, Петру, подчиняться. Спустя короткое время к Гринёву приходит осознание того, что он поступил ошибочно и обидел преданного ему человека. Пётр извиняется перед ним и обещает впредь советоваться с ним насчёт денежных вопросов, и только после этого его совесть успокаивается. Именно совесть помогла герою сохранить добрые отношения со слугой и остаться человеком в сложившейся ситуации. Над значением совести задумывались многие русские писатели. Так, Д.И. Фонвизин утверждал, что совесть всегда как друг остерегает прежде, нежели как судья наказывает. Действительно, порой совесть уберегает нас от того, чтобы быть осуждёнными знакомыми, друзьями, родными. Лучше тысячу раз подумать и взвесить с помощью совести свой поступок, чем потом горько жалеть о случившемся и слушать упрёки со всех сторон.

Таким образом, совесть – неотъемлемая часть в жизни любого нравственно и духовно здорового человека. Совесть, несмотря на то, что делает человека беспокойным, вечно размышляющим, украшает его, очищает, одаряет гуманностью.

Сочинение №4

Какое значение имеет совесть в жизни человека? Именно над этой проблемой рассуждает в тексте М. Е. Салтыков-Щедрин.

Автор повествует нам о том, что люди перестали уделять должное внимание совести. Для них важнее стало жить так, как будет им комфортнее. И людям даже не важно, что их комфорт может принести неприятности ближнему. Один из героев текста на время приобрёл совесть. Она открыла ему глаза: «Память без пощады извлекала из тьмы постыдного прошлого все подробности насилий, измен, сердечной вялости и неправд; воображение облекало эти подробности в живые формы».

Конечно, он захотел от неё избавиться, так как понимал, что долго не сможет мучить себя такими постыдными воспоминаниями. Так и плутала совесть по свету, пока не натолкнулась на маленькое дитя. В его чистом сердце нашлось ей место, так как ребёнок ещё слишком мал, чтобы совершить что-то ужасное: «Растёт маленькое дитя, а вместе с ним растёт в нём и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нём большая совесть». Таким образом, можно сделать вывод, что совесть необходимо воспитывать с самого детства. Только тогда человек сможет стать достойной личностью.

Позиция автора выражена чётко: совесть имеет огромное значение в жизни человека, но, к сожалению, она есть не у каждого. И чем больше людей будут её иметь и развивать, тем меньше в мире будет ссор, плохих поступков.

Я полностью разделяю мнение М. Е. Салтыкова-Щедрина. Более того, считаю, что именно она является неким источником взаимоответственности между людьми. Моё мнение подтверждает литературное произведение Юрия Яковлева «Мальчик с коньками». Совесть не позволила пройти ребёнку мимо человека, которому так нужна помощь, хоть мальчик и торопился на каток. Главный герой не только помог мужчине добраться до дома, но и вызвал медицинскую помощь, сопровождал его до больницы и до последнего переживал за него. Таким образом, можно сказать, что совесть, если она есть, проявляется у человека по отношению ко всем людям, а не только к друзьям и родственникам.

Подводя итог, можно сделать вывод, что совесть нужна каждому. Она имеет огромное значение в жизни человека. И чем больше в мире будет совестливых людей, тем меньше катастроф и несчастий обрушится на человечество.

Проблема роли совести в жизни человека

Что такое совесть? Какую роль она играет в жизни человека? Именно эти вопросы возникают при чтении текста русского классика М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Раскрывая проблему роли совести в жизни человека, автор обращается к жанру сказки и предлагает ситуацию, когда совесть в мире людей исчезает. Люди не замечают пропажи совести, но чувствуют себя «бодрее и свободнее». Теперь им «ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать». Этот пример говорит о том, что отсутствие в людях «обличительницы-совести», которую окружающие воспринимали в качестве надоедливой приживалки, устраняет нравственные преграды, и люди не чувствуют терзаний, совершая безнравственные поступки. Воспользовавшись плодами свободы от угрызений совести, человек утрачивает моральные препоны, начинаются грабежи и разбои, земля разоряется.

Найдём в тексте ещё один пример, ярко иллюстрирующий значение совести в жизни общества. Когда бедная изгнанница совесть лежала на дороге, её поднял один пропойца, который позарился бы с пьяных глаз даже на негодную тряпицу, в надежде получить за неё шкалик. В этот момент его пронзает, словно электрическая струя, совесть, к нему «постепенно возвращается то горькое сознание действительности, на избавление от которого были потрачены лучшие силы его существа». Но проснувшееся сознание не приносит пьянице примирения и надежды на новую жизнь. Вместо того, чтобы наполнить своё существование благородным смыслом, пропойца освобождается от совести, подкинув её старинному знакомому Прохорычу. Из этого следует, что совесть необходима человеку для осознания своих ошибок, для нравственного преображения. Но если человек слаб душой, он не сможет действовать в соответствии с голосом совести.

Оба примера противопоставлены друг другу. В первом случае мы видим, что происходит с людьми, если они освобождаются от совести, для них не существует никаких моральных преград, и мир приходит в упадок и разрушается. Во втором случае совесть помогает пропойце осознать неправедность своего образа жизни, но у него отсутствует сила воли, чтобы изменить себя и стать лучше.

Авторская позиция заключается в следующем: совесть – это нравственный различитель добра и зла компас, который указывает нам правильное направление жизненного пути. Совесть играет важную роль в жизни общества, помогает сохранить гармоничные и справедливые отношения между людьми.

Я поддерживаю мнение автора. Действительно, если в мире не будет совести, то люди будут руководствоваться только личными интересами и желаниями, не считаясь с мнением других, мир придёт в запустение.

Приведу пример из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой Родион Раскольников создал теорию, по которой сильные мира сего имеют право разрешить своей совести переступить через преступление. Позже, оказавшись на каторге за убийство старухи-процентщицы, герой осознаёт, что если люди будут действовать только в соответствии со своими представлениями о справедливости и не будут прислушиваться к голосу совести, то наступит Апокалипсис, конец света, так как люди будут убивать друг друга, не чувствуя нравственных преград.

В заключение хочу подчеркнуть, что если бы люди всегда поступали в соответствии с законами морали и всегда прислушивались бы к голосу совести, то мир стал бы лучше, исчезли бы войны.

Пример сочинения №7

Что происходит с тем, кто утратил совесть? Тяжелее или легче становится его жизнь? На эти вопросы отвечает русский писатель М.Е. Салтыков-Щедрин.

Здесь поднимается проблема последствий утраты совести для человека.

Автор выражает мысль о том, что с потерей совести «ход человека» делается «легче», что сами люди ощущают себя «бодрее и свободнее», поскольку «обличительница-совесть» больше не приводит в душу человека «нравственную смуту» и не «затрудняет движения», поскольку людям становится «ловчее подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать».

Такие общие авторские мысли дополняются демонстрацией изменений, произошедших с конкретным человеком, который по сюжету подобрал совесть. Показывая, что от этого пропоец не испытал никаких положительных эмоций, М.Е. Салтыков-Щедрин демонстрирует, что до этого жить герою было намного проще: без совести у пропойцы не было «горького сознания действительности», ему не было так «несносно», как это стало, когда он обрел совесть.

Авторскую позицию можно сформулировать так: без совести людям живется легче, так как ничто больше не заставляет их думать о правильности или неправильности поступков, так как ничто больше не останавливает их от безнравственных действий, направленных на достижение личного блага.

С автором текста трудно не согласиться. Если совесть является нравственным ограничителем, заставляющим людей задумываться о собственных действиях и останавливающим от многих аморальных поступков, то человек без совести больше не задумывается о том, как следует и не следует себя вести, он делает все, что только пожелает, готовый на все ради достижения своих целей. Об этом размышляли в своих художественных произведениях многие писатели. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» показано, что совесть не позволяет Раскольникову спокойно отнестись к совершенному преступлению, на протяжении всего повествования он тяготится размышлениями о произошедшем. В этом плане более простым является существование Лужина, который без зазрения совести совершал безнравственные поступки, основываясь на желании заботиться только о своем «кафтане». Ничто не мучило его сознание, его действия ничем не были ограничены, ничто не останавливало его от достижения собственных корыстных целей.

Поднятая в тексте М.Е. Салтыкова-Щедрина проблема находит отражение и в романе В.А. Каверина «Два капитана». Отсутствие совести помогало Николаю Антонычу строить свою жизнь так, как ему хотелось: чтобы быть вместе с Марьей Васильевной, он специально плохо снарядил экспедицию своего двоюродного брата капитана Татаринова; чтобы получить славу, он представлялся человеком, который многое сделал для того, чтобы экспедиция состоялась. Автор показывает, что Николаю Антонычу было просто жить, поскольку у него не было никаких конфликтов с самим собой.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что с утратой совести жизнь становится более простой, так как человека больше ничего не тяготит и не мучит, так как его больше ничего не останавливает от совершения безнравственных поступков, с помощью которых он достигает своих целей.

Пример сочинения №8

Что происходит с человеком, утратившим совесть? Именно этот вопрос находится в центре внимания М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Размышляя над данной проблемой, автор рассказывает о том, ка меняется человек с исчезновением совести. Он с лёгкостью может “. . . льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать. ”, его душевное состояние становится “бодрее и свободнее”. Так Салтыков-Щедрин убеждает нас в том, что с исчезновением совести у человека сильно меняются нравственные ценности.

Также автор обращает внимание и на другой эпизод из этого произведения. Пропоец случайно находит “совесть”, и не понимает, почему он так резко изменился. Ему становится очень плохо, “. . . проснувшееся сознание не приносит ему с собой ни примирения, ни надежды, а встрепенувшаяся совесть указывает только один выход — выход бесплодного самообвинения. ”. На данном примере автор показывает, что жить с совестью намного труднее, чем без неё. Таким образом, оба примера, будучи противопоставленными друг другу, помогают понять, что есть два типа людей. Бессовестному человеку жить намного легче, чем тому, кто постоянно борется с внутренними разногласиями.

Автор считает, что человек, утративший совесть, очень сильно меняется. У него появляются новые нравственные ценности, которые позволяют ему совершить плохие поступки.

Я согласна с позицией автора и считаю, что человек без совести становится жестоким и безнравственным. Для подтверждения своей точки зрения приведу пример из читательского опыта. В произведении В. С. Токаревой “Сволочей тоже жалко” рассказывается о женщине, которая столкнулась с сильным жизненным потрясением. Её знакомая Фаина жестоко обошлась, солгав о том, что у дочери главной героини опухоль мозга. Данный потупок доказывает, что так может поступить только бессовестный человек.

В заключении хочется отметить, что человеку, утратившему совесть, легче жить, но при этом он становится равнодушным и жестоким по отношению к окружающим.

Текст М. Е. Салтыкова-Щедрина и проблемы

Пропала совесть по старому толпились люди сочинение ЕГЭ по тексту

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *