Эссе по тексту солоухина про цветы

Сочинение по тексту Солоухина

Напишите сочинение по прочитанному тексту Солоухина

Текст для сочинения

Москва поглощает огромное количество цветов, и цены на них всегда высокие.
Но отчего же москвичи платят так дорого за один цветок? Отчего вообще люди платят за цветы деньги? Наверное, оттого, что существует потребность в красоте.
Если же вспомнить цветы, то придётся сделать вывод, что у людей теперь голод на красоту и голод на общение с живой природой, приобщение к ней, связь с ней, хотя бы мимолётную.
Тем более что в цветах мы имеем дело не с какой-нибудь псевдокрасотой, а с идеалом и образцом.
Тут не может быть никакого обмана, никакого риска.
Хрустальная ваза, фарфоровая чашка, бронзовый подсвечник, акварель, кружево, ювелирное изделие… Тут всё зависит от мастерства и от вкуса.
Вещь может быть дорогой, но некрасивой, безвкусной.
Надо и самому, покупая, обладать если не отточенным вкусом и чувством подлинного, то хотя бы пониманием, чтобы не купить вместо вещи, исполненной благородства, вещь аляповатую, помпезную, пошлую, лишь с претензией на благородство и подлинность.
Но природа жульничать не умеет.
Согласимся, что цветочек кислицы не тюльпан.
С одним тюльпаном можно прийти в дом, а с одним цветочком кислицы – скудновато.
Но это лишь наша человеческая условность.
Приглядимся к нему, к цветочку величиной с ноготок мизинца, и мы увидим, что он такое же совершенство, как и огромная по сравнению с ним, тяжёлая чаша тюльпана, а может быть, даже изящнее её … Что касается подлинности, то вопроса не существует.
Но, конечно, лучше, когда красоту не надо разглядывать, напрягая зрение.
Мимо цветочков кислицы можно пройти, не заметив их, а мимо тюльпана не пройдёшь.
Недаром, как известно, он был одно время предметом страстного увлечения человечества.
Однако и кроме возведения время от времени в культ какого-нибудь одного цветка, цветы имеют над людьми незаметную, но постоянную власть.
Потребность в них была велика во все времена.
Более того, по отношению общества к цветам можно было во все времена судить о самом обществе и о его здоровье либо болезни, о его тонусе и характере.
Государство в расцвете и силе – во всём мера.
Цветы в большой цене, однако без каких-либо патологических отклонений.
С разложением государственной крепости отношение к цветам принимает черты излишества и болезненности.
Разве это не своеобразный барометр?
У нас так же, как и везде в цивилизованном мире, цветами встречают новорождённого и провожают покойника, приветствуют именинника и благодарят артиста.
Но вот как могут цветы сочетаться с этими немытыми лестничными стёклами, с этими тёмными побитыми стенами? И с этим запахом в подъезде, и с этим лифтом, исцарапанным внутри острым гвоздём?.


Пример сочинения по тексту Солоухина

В небольшом тексте Солоухина поднимается множество проблем
и нравственно-этических, и эстетических, и даже социальных.

Я хочу остановиться на проблеме красоты,
выраженной в цветах, её влиянии на жизнь человека в современном обществе.

В. Солоухина волнует много вопросов.
На некоторые он отвечает сам:
«Отчего вообще люди платят деньги за цветы?
Наверное, оттого, что существует потребность в красоте».
И не просто потребность, а «голод на красоту»

Автор утверждает, что люди неравнодушны к цветам ещё и потому,
что в цветах они имеют дело «с идеалом и образцом».
Писатель рассуждает о том, что нужно обладать «отточенным вкусом»,
чтобы отличать настоящее произведение искусства от подделки.
И помочь в воспитании этого чувства могут цветы, потому что «природа жульничать не умеет».

В. Солоухин обращает внимание читателя на ту власть, которую цветы имеют над людьми во все времена.
Но заканчивает он свою статью риторическими вопросами о том, как могут цветы сочетаться с грязью и разрухой, окружающей нас, заставляя читателя самому ответить на них.

Позиция автора, что характерно для публицистической статьи, выражена прямо.
Он утверждает, что в современном обществе существует «голод на красоту»,
и это выражается в том, что люди покупают цветы, несмотря на их дороговизну.

С этой точкой зрения автора я полностью согласен.

Приведу некоторые аргументы.
Цветам посвящено великое множество стихотворений поэтов всех времён и народов.
И это не случайно!
Красоту цветка всегда ассоциировали с женской красотой, обожествляли её.
«Дарите женщинам цветы!»- призывает поэт.
Читая детям сказки:
«Аленький цветочек» Аксакова, «Маленький принц» Экзюпери, «Снежная королева» Андерсена,
— взрослые сознательно воспитывают в детях умение видеть красоту цветов, желание беречь её, ценить.
В сказе П. Бажова «Каменный цветок» мы видим мастера Данилу, который бился над разгадкой красоты живого цветка, пытаясь передать её в камне.
Многие современные женщины выращивают цветы и дома, и во дворе,
делая мир вокруг себя красивее, а значит, добрее.

В заключение хочется сказать, что, если люди покупают цветы, выращивают их,
значит, жива в них потребность в красоте, и это замечательно!

Цветы имеют над людьми незаметную, но постоянную власть, — вот проблема, над которой размышляет В. Солоухин.

Писатель рассуждает о том, что цветы занимают огромное место в жизни человека; люди за один цветок готовы отдать большие деньги. И все потому, что они ощущают «потребность в красоте». В. Солоухин считает, что человека притягивали и притягивают не только величественные тюльпаны, но и маленькие цветки кислицы.

Автор уверен: цветы имеют над человеком невидимую власть.

С этой точкой зрения трудно не согласиться: совсем не обязательно быть образованным человеком или обладать утонченным вкусом, чтобы по достоинству оценить красоту цветов.

Ярким примером этого может послужить рассказ А. Куприна «Фиалки». Главный герой, кадет-семиклассник Дмитрий Казаков, очарованный красотой весенних фиалок «с бессознательным изяществом» создает небольшой букетик. Красивая женщина, «принцесса из сказки», оказавшаяся рядом, так же будет восхищена  Кадет подарит ей незамысловатый букетик, который она прикрепит к своей груди. Какое единение чувств испытают герои! Вот она, невидимая власть цветов над человеком!

Другим примером «власти цветов» является история знакомства Мастера и Маргариты в известном романе русского классика М. Булгакова. Именно «тревожные желтые цветы», отчетливо выделявшиеся на фоне черного весеннего пальто женщины, привлекли внимание главного героя, заставили пойти за ней, всмотреться в ее лицо и…влюбиться!

Таким образом, могу сделать вывод, что цветы, действительно, имеют над людьми незримую, но постоянную власть.

Почему у людей так велика потребность покупать цветы, порой очень дорогие? Как соотносится состояние общества с отношением его членов к цветам? Как возможно любить цветы, восторгаться ими, украшать ими своё жилище и при этом делать вид, что не замечаешь грязи подъезде, исцарапанного лифта, брошенного где попало мусора?

Эти и другие вопросы ставит в своём тексте писатель В. Солоухин. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему понимание красоты, её источников.

Проблема понимания красоты – эстетическая проблема, она имеет важное значение для каждого из нас. От того, умеем ли мы отличить подлинно прекрасное от псевдокрасоты, зависит наш вкус, наше умение сделать жизнь красивее. В. Солоухин уверен, что у людей существует потребность красоты, «у людей теперь голод на красоту и голод к общению с живой природой, приобщению к ней, связь с ней, хотя бы мимолетную». Поэтому и Москва, и другие города готовы платить так дорого за цветы. А другая причина страсти человека к цветам в том, что в них «мы имеем дело не с какой-нибудь псевдокрасотой, а с идеалом и образцом».

Постепенно автор подводит нас к выводу о том, в чём источники подлинной красоты. Источником истинной красоты служит природа; рукотворная красота может быть дорогой, но фальшивой.

Конечно, я не могу не согласиться с выводом В. Солоухина: любая девушка, женщина предпочтёт получить в подарок букет цветов, роскошный или скромный, а не дорогую, но безвкусную аляповатую вазу, шкатулку, словом, безделушку.

В человеческом обществе испокон веков цветы играли особую роль, с ними связаны самые главные события в жизни человека. Знакомиться с девушкой вы идёте с цветами. Вы можете себе представить свадьбу без цветов? Новорождённого с мамой тоже встречают с цветами. В последний путь человека провожают ими же.

Об одном интересном обычае я недавно прочла в книге «Календарь примет». В июне, в Троицын день, девушки плели венки и бросали в воду, пытаясь определить свою судьбу, — не случайно этот день зовется Зелеными Святками. Чей венок поплывет быстрее всех, та девушка первой выйдет замуж. Плохой приметой считалось, если венок остановится, зацепившись за водные растения, или вовсе утонет. А молодые люди подтверждали приметы и ловили венки понравившихся им девушек. Чтобы вернуть венок себе, нужно было поцеловать юношу. Девушки хранили венки до самой свадьбы, а женщинам полагалось немедленно после праздника расплести свой венок. До сих пор существует обычай на Троицу украшать дом ветками берез и цветами.

Цветами восхищались многие поэты. Например, ещё в начальной школе мы читали стихотворение А. Фета «Ландыш». В нём поэт с восторгом пишет о скромной прелести одного из первых весенних цветов.

В. Солоухин, автор фрагмента, который мы анализируем, — тонкий знаток природы. У него немало стихов о цветах и растениях. Так, в стихотворении «Букет» он пишет о том, как он составлял букет: цветок к цветку, по оттенкам, по размерам. Не хотел брать в букет ни репейник, ни крапиву. Но потом приставил к букету сначала татарник, метелку щавеля, веточку крапивы, и букет засиял новой красотой.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать сочинение

В книге «Трава» В. Солоухин рассказывает интересную историю . В тюрьму заключённому принесли книгу, к одной их страниц которой прилипло крохотное зёрнышко. Заключенный посадил его в землю и из него вырос кустик земляники, который зацвёл восхитительными белыми цветами. Жизнь узника наполнилось новым смыслом.

И ещё одна история из этой книги. Нашли и вскрыли гробницу Тутанхамона. То попадались все разоренные, разграбленные захоронения египетских фараонов, и вдруг нашлась нетронутая гробница: все цело, все как сейчас положено.

Археолог Картер пишет, передавая свои первые впечатления от соприкосновения с древностью: «Что, однако, среди этого ослепительного богатства произвело наибольшее впечатление, это хватающий за душу веночек полевых цветов, положенных в гроб молодой вдовой. Вся царская пышность, все царское великолепие побледнели перед поблекшим пучком цветов, которые еще сохранили следы своих давних свежих красок. С неотразимой силой они напомнили нам, каким мимолетным мгновением являются тысячелетия». Для Солоухина цветы и травы – непостижимая тайна, зовущая человека вновь и вновь раскрывать её, и источник подлинной красоты.

Цветы… Садовые и полевые, роскошные и скромные, они часть природы, у них нерукотворная красота. Вглядитесь в скромную ромашку, в синий василёк, в прелестную незабудку, в гордый тюльпан, в великолепную розу, и вы получите наслаждение от их созерцания, от их тонкого, своеобразного для каждого вида аромата.

Автор: Светлана

9 готовых лучших сочинений ЕГЭ по тексту Солоухина (есть на нашей реке такие глухие и укромные места…), с кругом проблем и полным текстом для задания №27 ЕГЭ по русскому языку 11 класс.

Готовое сочинение ЕГЭ №1

Нам известно множество прекрасных строк о природе, нам известно множество великолепных картин и пейзажей – все они приносят нам эстетическое удовольствие, однако не каждый из нас по-настоящему способен видеть и чувствовать окружающий мир во всем его разнообразии и во всей его красоте. В данном тексте В.А. Солоухин поднимает проблему восприятия окружающего мира.

Автор с трепетом описывает близкие его сердцу «глухие и укромные места», однако через мгновенье обращает наше внимание на то, что как бы ни любил он созерцать прекрасные пейзажи, по сути, все мы «равнодушны ко всему, что окружает нас на земле». В.А. Солоухин делает акцент на том, что именно поэтому у большинства людей природа не вызывает никаких эмоций: для них мир состоит их двух частей – «из зелени и воды», в редких случаях картина способна наполняться чем-то еще. А ведь в окружающем нас мире каждая деталь имеет огромное значение! И даже сам писатель, как бы ни любил и не ценил он природу, к собственному стыду, ловит себя на мысли, что не знает названий огромного количества цветов, грибов, птиц – можно ли такое отношение к природе назвать любовью? Автор приводит в пример реку своего детства: на ней росли «пышные груды цветов», которые, к сожалению, вызывали в поэте лишь чувство нелепости, потому как даже спустя много лет он так и не узнал их названия – ни из учебников, ни от других, более опытных жителей, «ценителей» природы. В.А. Солоухин считает, что, к сожалению, зачастую человек не воспринимает окружающий его мир природы как источник созидания, красоты и жизненной силы.

Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что окружающий нас мир нужно воспринимать как неотъемлемую часть нашей жизни, как неиссякаемый источник вдохновения и жизненных сил, но, к сожалению, не все способны на такую любовь к природе, ведь она требует самоотдачи.

Проблему восприятия окружающего мира поднимает в своем рассказе «Зимний дуб» Ю. Нагибин. Главный герой, Савушкин, в силу своего возраста, имел необычный взгляд на природу: зимний лес был для него отдельным миром, волшебной страной, источником вдохновения и эмоций, а дуб – живым существом, таким же, как и все люди. Совсем другое видение имеет учительница мальчика, Анна Васильевна, она не просто не считает дуб живым существом, она пытается доказать Савушкину, что он не прав и неверно воспринимает окружающий мир – однако попав в зимний лес, учительница забрала свои слова обратно. Оказавшись в этой сказке, в невероятной красоты зимнем лесу, Анна Васильевна обрела другое видение, осознала свою ошибку и стала на шаг ближе к верному, по-детски чистому и искреннему восприятию природы.

Своим восприятием окружающего мира, своей близостью к миру природы известна героиня романа-эпопеи Л.Н. Толстова «Война и мир». Девушка умела замечать прекрасное во всех деталях пейзажа, вдохновляться ими и впитывать уверенность, стремление и чистоту. Природа помогала Наташе поддерживать веру в свою мечту, а сама героиня, благодаря своему душевному богатству, умела благодарить окружающий мир своей невероятной эмоциональной отдачей, единением и искренностью.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый из нас по-своему любит и ценит природу. Правильно воспринимать окружающий мир – значит видеть его во всех красках, во всех деталях и с трепетом и уважением к ним относиться.

Готовое сочинение ЕГЭ №2

Часто мы не замечаем волшебство и уникальность окружающего нас мира. Особенно это касается красоты природы, растущих вокруг, привычных глазу растений и цветов. Каждая травинка, каждый колосок уникален. И даже если мы обращаем внимание на их неповторимость, название растений оказывается неизвестным. Поэтому мы не способны поделиться своими впечатлениями с окружающими людьми.

Автор рассматриваемого текста Владимир Алексеевич Солоухин, русский писатель и поэт, задается вопросом восприятия людьми окружающего мира, а точнее, поднимает проблему человеческого равнодушия к окружающей природе.

Писатель повествует о цветах, которыми «невозможно не залюбоваться». Он думает, что имя этих необыкновенных растений должно быть известно всем, но выясняется, что это далеко не так. Те, кто живет в тесном соприкосновении с природой, настолько привыкают к ее красоте, что не замечают необыкновенной прелести окружающих растений. Для них это нечто само собой разумеющееся. Их не интересует мир вокруг, главное «просто полежать на траве, глядя вверх на плывущие облака». Людям не важно, как называется эта трава, какими свойствами она обладает. Автор приходит к выводу о том, что человечество стало равнодушным по отношению к окружающему миру и его удивительной красоте.

Писатель с сожалением замечает, что люди утратили былой интерес к тайнам мирозданья, к природе, ее законам и особенностям. Автору приходится часто слышать высказывания о любви к растительному и животному миру и восхищение его красотой, но на самом деле человечество остается равнодушным. Иначе люди знали бы название каждого растения и цветка.

Мне близка позиция В.А. Солоухина. Я верю, что многие из нас достаточно равнодушны к природе, хоть и скрывают это за маской заинтересованности. Мы должны уделять больше внимания миру, отслеживать появление новых видов растений, охранять экземпляры, которых остались считанные единицы на планете. Ведь если мы прекратим наслаждаться природой и интересоваться ей, вскоре совсем утратим смысл существования.

Многие художники слова, представители русской классической литературы поднимали проблему восприятия человеком окружающего мира. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» главный герой Евгений Базаров пытается из волшебного храма природы сделать лабораторию для исследований и научных экспериментов. Другими словами, он старается не замечать красоту окружающего мира и отрицает ее влияние на душу человека, его самочувствие и настроение. И только лишь перед лицом смерти он начинает осознавать всю ошибочность собственных взглядов и жалеть о прошлом отношении к природе.

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» изображен герой Андрей Болконский, который напротив вовремя осознает всю бесцельность собственной жизни, всю пустоту своих устремлений и желаний, когда над ним разворачивается бесконечное небо во время боевого ранения на Аустерлице. Вглядываясь в красоту природы, в ее необъятные просторы и осознавая ее величие, Андрей начинает постигать настоящие жизненные ценности. Л.Н. Толстой очень тонко показывает неразрывную взаимосвязь душевных терзаний человека и красоту окружающего мира.

Мы должны отдавать себе отчет в том, что мы – часть природы. И равнодушие к ней выдает отсутствие у человечества интереса к самому себе. Наша миссия – беречь красоту окружающего мира, постигать все новое, что в нем происходит, осознавать себя лучшей частью мирозданья.

Готовое сочинение ЕГЭ №3

В произведении Владимира Алексеевича Солоухина, русского писателя и поэта, автора деревенской прозы, затронута важная для многих проблема человеческого равнодушия по отношения к окружающей природе.

Кому , как не представителю деревенской прозы, затрагивать такую волнующую нас проблему? В предложенном тексте автор постепенно подводит читателя к интересующей его теме . В первых абзацах автор описывает свои родные края, в которых он рос. При помощи разнообразных лексических и грамматических средств выразительности В.А. Солоухин приковывает внимание читателя к дивным красотам родной флоры. Особого восхищения удостаивается некое незнакомое для него растение с белыми цветами.(предложения 8-11). Далее автор с помощью нескольких предложений(20-25) передает мысли односельчан, смысл которых отражает их равнодушие по отношению к цветам и природе в частности. Это наталкивает писателя на размышления о равнодушии людей(26-29). В конце концов, автор приходит к мысли , что люди очень часто равнодушны к природе, несмотря на их кажущуюся любовь к ней.

Я согласен с авторской точкой зрения. Действительно, многие люди равнодушны к природе, а сейчас, в век высоких технологий и технического прогресса, таких людей становится больше. Мы отдаляемся от матери-природы. На мой взгляд, это нехорошо… Для подтверждения правоты автора приведу примеры.

Например, в произведении Виктора Астафьева «Царь-рыба» показано человеческое равнодушие к природе , превратившееся у главного героя, браконьера , в хищническое отношение к ней. В этом произведении автор пытается донести мысль, что такое отношение не доведет людей до счастливого конца, ведь главный герой чуть не погибает от Царь-рыбы, которая олицетворяет разгневанную природу. Такое отношение — это производная от человеческого равнодушия. Другим примером может служить современная российская действительность. Например, сегодняшнюю молодежь практически не «вытащить» из виртуального пространства на природу. Они стали равнодушны к ней. Таково печальное положение. в моём классе таких людей — половина от общего числа.

Я прихожу к выводу , что автор был прав, утверждая , что многие люди равнодушны к окружающей природе. Хочется верить, что в человеческом сознании пройдет переворот мышления , и они вновь вернуться в лоно природы.

Готовое сочинение ЕГЭ №4

Обращаем ли мы внимание на тонкости окружающей нас природы? Как мы относимся к природе? Неравнодушны ли мы к ней? Над этой интересной проблеме размышляет В.А. Солоухин.

Проблема, выдвинутая В.А. Солоухиным, особенно важна в наши дни, потому что мы не замечаем вокруг себя ничего необычного. Для нас окружающий мир обыденный, но это не так. Ведь сколько всего что нас окружает очень интересно. Вот и в тексте автор описывает цветы, которые ему очень нравятся «но не знает названия» их. Также он акцентирует внимание на то, что на траве, которой можно лежать, растут не только «какой-нибудь пырей или одуванчик», но и «два десятка разнообразных трав». Мы не обращаем внимание на мелочи.

Все это подводит читателя к главной мысли, что не надо быть равнодушными к окружающей нас природе.

В ней столько интересного и красивого. С позицией В.А. Солоухина нельзя не согласиться. Действительно, мы не замечаем окружающую нас природу, а у нее очень много тонкостей.

Нельзя не вспомнить произведение Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова, восхищалась красотой. Увиденная красота окрыляет Наташу Ростову.

Приведу другой пример из произведения «Война и мир» Л.Н. Толстого. У Андрея Болконского, увидевшего красоту и величие могучего дуба во время поездки в Отрадное, произошли изменения в душе, которые помогли разобраться в себе.

Прочитав текст В.А. Солоухина, я задумалась о собственном отношение к окружающей природе. Вокруг нас столько необычного и интересного, нужно научиться наслаждаться природой.

Готовое сочинение ЕГЭ №5

Талантливый русский писатель Владимир Алексеевич Солоухин поднимает в данном тексте очень важную проблему — проблему восприятия человеком окружающего мира.

Порой люди не замечают, насколько прекрасна окружающая нас природа, как много в ней тайн и загадок. «На самый грубый, поверхностный взгляд, мир этот состоит только из двух частей: из зелени и воды» — говорит Солоухин. Так как же человек воспринимает окружающий мир природы? Не все люди воспринимают природу как источник радости, наслаждения. Кто-то считает, что она и есть всего лишь зелень и вода. Кто-то, наоборот, восхищается ею, находит в ней гармонию, покой, умиротворение. О том, что думает автор об этой проблеме, догадаться нетрудно. В.А.Солоухин считает, что человек слишком поверхностно относится к природе, воспринимает ее лишь как место, где он живет и работает. Сам он полагает, что окружающий мир природы гораздо шире и заслуживает особого внимания со стороны людей. Автор воспринимает природу как источник созидания, наслаждения, красоты, жизненной силы. Он говорит: «… то, что казалось нам зеленью, вовсе не просто зелень, а нечто подробное и сложное». Природу он воспринимает не просто как зелень и воду — природа для него что-то величественное, необъятное, прекрасное. Природа помогает автору думать, размышлять о жизни и о насущных проблемах: «Глядя на белые пышные груды цветов, я часто думал о нелепости положения».

Эта проблема нравственная, а значит, она не имеет срока давности. Меня она тоже не оставила равнодушной. Действительно, человек должен воспринимать природу как источник жизни на земле, заботиться о ней и восхищаться ею. Люди же равнодушны к окружающему нас миру («Мы вообще-то, я бы сказал, немного равнодушны ко всему, что окружает нас на земле»), и это очень плохо. Проблема восприятия человеком окружающего мира волновала умы многих русских писателей и поэтов. Так, И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети» на примере двух главных героев — Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова — показал, насколько разным может быть отношение людей к природе. Базаров, отвергая всякое эстетическое наслаждение природой, воспринимает ее как мастерскую, а человека – как работника («Природа не храм, а мастерская»).

Аркадий Кирсанов, друг Базарова, напротив, относится к природе со всем присущем молодой душе восхищением. Аркадий любит природу, Евгений же относится к ней с безразличием. Кирсанову общение с окружающим миром помогает залечить душевные раны, для него единение с природой, восхищение ей естественно и приятно. Базаров не стремится к контакту с природой – когда Евгению плохо, он идет в лес и ломает ветки, губит природу. Она не дарит ему ни желанного успокоения, ни наслаждения, ни душевного равновесия. Таким образом, Тургенев подчеркивает необходимость плодотворного и двухстороннего диалога с природой, а также призывает человека беречь её и наслаждаться ею, как это делает Аркадий Кирсанов.

Природа помогает нам открыть себя и окружающий мир. Об этом размышлял Л.Н.Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Природа дарит человеку надежду, помогает ему осознать свои истинные чувства, разобраться в собственной душе. Вспомним встречу князя Андрея Болконского с дубом. Если по пути в Отрадное старый, погибающий дуб наполнял душу героя лишь горечью, то на обратной дороге дерево»ожило». Дубс молодыми, зелеными листьями помогает Болконскому разобраться в себе, осознать, что жизнь не кончена, а впереди, может быть, счастье, радость, исполнение своего истинного предназначения. Этот текст, безусловно, обращает наше внимание на очень злободневную и важную проблему. На примерах русской литературы мы убедились в том, что природа — не просто то место, где мы живем. Природа — это нечто прекрасное, величественное, помогающее человеку залечить душевные раны, разобраться в самом себе.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый человек должен научиться видеть в природе то, что скрыто от наших глаз, наслаждаться природой, беречь ее и воспринимать как источник жизни, радости и наслаждения.

Готовое сочинение ЕГЭ №6

Природа играет важную роль в жизни людей. Связь с ней должна прививаться человеку с детства, ведь природа оказывает огромное влияние на формирование духовного мира.

Автор поднимает проблему восприятия окружающего мира. Этот вопрос особенно актуален в современном мире, так как в наше время темп городской жизни просто не оставляет людям времени на духовное уединение с природой. Данную проблему мы можем наблюдать в эпизоде, когда герой сидел у воды, он чувствовал себя в «обособленном, отгороженном от остального земного пространства мире».

Автор считает, что люди стали немного равнодушны к тому, что окружает их на земле. Они стали меньше воспринимать природу как источник созидания, красоты и жизненной силы. Солоухин призывает читателей пересмотреть своё отношение к природе, ведь душевная связь человека и окружающей среды крайне важна.

Невозможно не согласиться с позицией автора. Связь природы и человека играет важную роль в жизни людей с самого детства. Если человек воспринимает природу с потребительской точки зрения и относится к ней равнодушно, это сказывается на его душевном равновесии и внутренних качествах. Человека уже вряд ли можно назвать добрым и благожелательным, скорее циничным и эгоистичным. Примером может послужить произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой не мог обрести душевного спокойствия в какой-то степени оттого, что имел равнодушное отношение к природе. Татьяна же, наоборот, любила природу, потому в сложных жизненных ситуациях была человеком духовно сильным.

Также можно привести в пример роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Молодой нигилист Базаров считает, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Герой отрицает духовную связь человека и природы, полагая, что она служит людям лишь для удовлетворения их потребностей.

Таким образом, людям стоит пересмотреть своё отношение к природе. Ведь восприятие человеком окружающего мира сказывается на его душевном состоянии и личностных качествах.

Готовое сочинение ЕГЭ №7

Раньше, в традиционном обществе, люди относились к окружающему их миру более бережливо, но в современное время любовь к природе потеряла свою силу. Об этой проблеме размышляет В. А. Солоухин. Попробуем доказать это, обратившись к его тексту.

Рассуждая над данной темой, автор повествует о собственном опыте. Он рассказывает о цветах, которые видит «каждый раз» и «выделяет из всех остальных». Но несмотря на то, что автору они так сильно нравятся, он «ни разу не слыхал их названия». Из этого можно сделать вывод, что должное уважение к природе исчезло из душ и сердец людей. Общество стало более равнодушно к окружающему их миру.

Но неужели люди совсем перестали ценить природу, её красоту и богатства, которыми они пользуются безвозмездно?

Нет, народ любит природу: «роднички», «летние тёплые закаты», «собрать букет цветов». Просто человек начал придавать этому меньшее значение, он не думает о том, что должен быть благодарен окружающему его миру, должен показывать свои любовь и уважение заботой, знанием » разнообразных трав», которые по- своему «чем-нибудь интересны». Людей «затянули» рутина, повседневность, быт. Эти В. А. Солоухин хотел показать, что общество может ценить природу, но, так как жизнь меняется, у людей появляются другие заботы и они, стараясь их решить, забывают о роли окружающего мира.

Благодаря противопоставлению этих примеров читатель понимает, что люди способны на любовь к природе, но из-за изменения условий и ценностей в обществе, из-за появления бытовых проблем, они » задвигают» это чувство, приуменьшают его значение в их жизни.

Автор, размышляя над проблемой, пришёл к выводу: «люди немного равнодушны ко всему, что окружает их на земле».

Я согласна с В. А. Солоухиным. В современности человек занят решением бытовых проблем, у него не остаётся времени, которое он смог бы уделить изучению мира вокруг. Детей обучают базовым знаниям о природе, но не углубляют их и не воспитывают любовь к окружающему. Для взрослых важнее дать ребёнку навыки для жизни в социуме.

Итак, человек, адаптируясь к современному миру, забывает о долге перед природой.

Готовое сочинение ЕГЭ №8

Владимир Алексеевич Солоухин – русский поэт и писатель. В своем произведении он обращает внимание на проблему восприятия окружающего мира.

Автор от первого лица повествует о природе своего края. Он пишет, что в одну минуту мы видим просто зелень, но в следующую, уже нечто подробное и сложное. В.А. Солоухин пишет о нелепости положения, он много раз видел одни белые цветы, даже не просто видел, выделял их из всех, но не знал их названия. Знал ромашки, одуванчики, ландыши и множество других цветов, но не эти.

Автор считает, что человек должен узреть весь окружающий его мир, осознавать себя частью природы, а для этого необходимо знать, как называют те или иные травы и растения.

Я согласен с автором в том, что каждый человек должен понимать природу в гораздо большем значении, считать себя частью её.

Обратимся к произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети». Люди перестают понимать, что их родной и единственный дом – это природа, и она требует к себе бережного отношения. Главный герой произведения считает, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Многие люди в современном мире перестают ценить природу. Мы не чувствуем себя её частью, мы убиваем её, строя новый мир. Мы бросаем мусор, рубим деревья и ездим на машинах, отравляя окружающий нас мир.

В заключение хочу сказать, что стоит внимательнее относиться к природе, нужно беречь её, ведь она всегда нам помогала и будет помогать, если мы её полностью не уничтожим.

Готовое сочинение ЕГЭ №9

Мы встречаемся с природой повседневно. Люди восхищаются ей, но не любят на самом деле. Почему? В тексте поставлена проблема пренебрежительного отношения к природе. Почему мы к ней так беспечны?

Солоухин начинает рассуждать с таких слов: «Есть на нашей реке такие глухие и укромные места, что, когда продерёшься через спутанные лесные заросли, заполненные к тому же крапивой, и присядешь около самой воды, почувствуешь себя как бы в отгороженном от остального земного пространства мире». Именно в этом отрывке автор подмечает, насколько он любит природу за её способность делать человека спокойным, создать чувство уединения и гармонии. Сливаясь с природой, мы будто окунаемся не только в растительный и животный мир, но и в свой собственный. Также мне показался важным этот отрывок текста: «На месте, которое ты занял своим телом, растёт десятка два разнообразных трав, и ведь каждая из них чем-нибудь интересна: то ли образом жизни, то ли целебными для человека свойствами. Впрочем, это уж вроде как бы непостижимая для нашего ума тонкость». Здесь автор подмечает, насколько человечество к природе равнодушно. Мы любим массивные изгибы гор, цветы, что растут возле дома. Нам нравится любоваться ими, но большинство не способно любить её настолько, чтобы знать хотя бы названия того или иного растения. Мы восхищаемся красотой растительного и животного мира, но больше потребляем её, чем бережём и ценим.

Позиция автора такова: несмотря на всю горячую любовь к окружающему нас миру, за маской восхищения скрывается обыкновенное равнодушие, проявляемое в отсутствии интереса к тому, что чем мы восхищаемся.

Я согласна с мнением Солоухина. Действительно, чаще всего мы не придаём истинную ценность окружающим нас вещам. Для человечества это просто повседневность, приносящая дольку удовольствия.

Аргументировать свою позицию я буду произведением Тургенева «Отцы и дети». Евгений Базаров воспринимал природу не как дар, данный свыше, а как повседневность. Он относился к ней небрежно, воспринимая её существование как должное. Главный герой считал, что если он есть, то нужно ей пользоваться так, как угодно человечеству. По моему мнению такое мышление эгоистично.

В заключение стоит подчеркнуть: природа – это не просто окружающая нас повседневность. Это часть нашего внутреннего мира, нашей души. С природой зачастую ассоциируется уединение и гармония с самим. И хотя бы за это природу мы должны любить, беречь и ценить, проявлять уважение к ней, как к отдельной непредсказуемой личности.

Полный текст ЕГЭ есть на нашей реке такие глухие (Солоухин В.А):

(1)Есть на нашей реке такие глухие и укромные места, что, когда продерёшься через спутанные лесные заросли, заполненные к тому же крапивой, и присядешь около самой воды, почувствуешь себя как бы в отгороженном от остального земного пространства мире. (2)У черёмух выросли до своей величины будущие ягоды. (3)Теперь они гладкие, жёсткие, всё равно как вырезаны из зелёной кости и отполированы. (4)Листья ракиты повёрнуты то своей ярко-зелёной, то обратной, матовой, серебряной стороной, отчего всё дерево, вся его крона, всё, так сказать, пятно в общей картине кажется светлым.

(5)У кромки воды растут, наклонясь в сторону, травы. (6)Кажется даже, что дальше травы привстают на цыпочки, тянутся изо всех сил, чтобы обязательно, хотя бы из-за плеч, поглядеть в воду. (7)Тут и крапива, тут и высоченные зонтичные, названия которым здесь у нас никто не знает. (8)Но больше всех украшает наш замкнутый земной мирок некое высокое растение с пышными белыми цветами. (9)То есть каждый цветок в отдельности очень мал и был бы вовсе незаметен, но собрались цветы на стебле в бесчисленном множестве и образуют пышную, белую, слегка желтоватую шапку растения.

(10)А так как его стебли никогда не растут поодиночке, то пышные шапки сливаются, и вот уже как бы белое облако дремлет среди неподвижной лесной травы. (11)Ещё и потому невозможно не залюбоваться этим растением, что едва лишь пригреет солнце, как от белого цветочного облака поплывут во все стороны незримые клубы, незримые облака крепкого медвяного аромата. (12)Глядя на белые пышные облака цветов, я часто думал о нелепости положения. (13)Я вырос на этой реке, чему-то меня учили в школе. (14)Цветы эти я вижу каждый раз, и не просто вижу, а выделяю из всех остальных цветов. (15)А вот спроси меня, как они называются, – не знаю, почему-то ни разу не слыхал их названия и от других, тоже здесь выросших людей. (16)Одуванчик, ромашка, василёк, подорожник, колокольчик, ландыш – на это нас ещё хватает.

(17)Эти растения мы ещё можем называть по имени. (18)Впрочем, зачем же сразу обобщать, – может быть, один лишь я и не знаю? (19)Нет, кого бы я ни расспрашивал в селе, показывая белые цветы, все разводили руками: – (20)Кто их знает! (21)Полно их растёт: и на реке, и в лесных оврагах. (22)А как называются?.. (23)Да тебе на что? (24)Цветы и цветы, их ведь не жать, не молотить. (25)Нюхать и без названия можно. (26)Мы вообще-то, я бы сказал, немного равнодушны ко всему, что окружает нас на земле. (27)Нет, нет, конечно, мы часто говорим, что любим природу: эти перелески, и холмы, и роднички, и огневые, на полнеба, летние тёплые закаты. (28)Ну и собрать букет цветов, ну и, конечно, прислушаться к пению птиц, к их щебетанию в золотых лесных верхах в то время, когда сам лес ещё полон темно-зелёной, чёрной почти прохлады.

(29)Ну и сходить по грибы, ну и поудить рыбу, да и просто полежать на траве, глядя вверх на плывущие облака. «(30)Послушай, а как называется трава, на которой ты теперь так бездумно и так блаженно лежишь?» – «(31)То есть как это как? (32)Трава. (33)Ну там… какой-нибудь пырей или одуванчик». – «(34)Какой же тут пырей? (35)Тут вовсе нет никакого пырея. (36)Всмотрись повнимательнее. (37)На месте, которое ты занял своим телом, растёт десятка два разнообразных трав, и ведь каждая из них чем-нибудь интересна: то ли образом жизни, то ли целебными для человека свойствами. (38)Впрочем, это уж вроде как бы непостижимая для нашего ума тонкость». (По В.А. Солоухину*) * Владимир Алексеевич Солоухин (1924–1997) – русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

Проблемы текста:

1)Проблема отношения человека к родной природе (Как нужно относится к родной природе? Что должно лежать в основе нашей любви к ней?

2)Проблема отношения человека к красоте окружающего мира. (Всегда ли мы понимаем красоту природы? Как нужно относиться к тому, что тебя окружает, чтобы понять красоту мира?

Авторская позиция:

1)В основе нашей любви к родной природе должно лежать внимательное отношение к ней, не только к красивым пейзажам, но и к каждой травинке, к каждому цветку.

2)Мы часто только говорим о красоте окружающего нас мира, любуясь «перелесками, и холмами, и родничками, и огневыми, на полнеба, летними тёплыми закатами», но не замечаем красоты и разнообразия этого мира. Только внимательное отношение ко всему на Земле, поможет понять истинную красоту мира.

Смотрите также на нашем сайте:

  • 80 текстов ЕГЭ 2022 для написания сочинения с заданиями 22-26
  • Готовые сочинения для ЕГЭ 2021 Цыбулько И.П 36 вариантов по русскому языку

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения  — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Москва поглощает огромное количество цветов, и цены на них всегда высокие.

(2)Но отчего же москвичи платят так дорого за один цветок? (3)Отчего вообще люди платят за цветы деньги? (4)Наверное, оттого, что существует потребность в красоте. (5)Если же вспомнить цены, то придётся сделать вывод, что у людей теперь голод на красоту и голод на общение с живой природой, приобщение к ней, связь с ней, хотя бы мимолётную.

(6)Тем более что в цветах мы имеем дело не с какой-нибудь псевдокрасотой, а с идеалом и образцом. (7)Тут не может быть никакого обмана, никакого риска. (8)Хрустальная ваза, фарфоровая чашка, бронзовый подсвечник, акварель, кружево, ювелирное изделие… (9)Тут всё зависит от мастерства и от вкуса. (10)Вещь может быть дорогой, но некрасивой, безвкусной. (11)Надо и самому, покупая, обладать если не отточенным вкусом и чувством подлинного, то хотя бы пониманием, чтобы не купить вместо вещи, исполненной благородства, вещь аляповатую, помпезную, пошлую, лишь с претензией на благородство и подлинность.

(12)Но природа жульничать не умеет. (13)Согласимся, что цветочек кислицы не тюльпан. (14)С одним тюльпаном можно прийти в дом, а с одним цветочком кислицы  — скудновато. (15)Но это лишь наша человеческая условность. (16)Приглядимся к нему, к цветочку величиной с ноготок мизинца, и мы увидим, что он такое же совершенство, как и огромная по сравнению с ним, тяжёлая чаша тюльпана, а может быть, даже изящнее её… (17)Что касается подлинности, то вопроса не существует.

(18)Но, конечно, лучше, когда красоту не надо разглядывать, напрягая зрение. (19)Мимо цветочков кислицы можно пройти, не заметив их, а мимо тюльпана не пройдёшь. (20)Недаром, как известно, он был одно время предметом страстного увлечения человечества.

(21)Однако и кроме возведения время от времени в культ какого-нибудь одного цветка, цветы имеют над людьми незаметную, но постоянную власть. (22)Потребность в них была велика во все времена. (23)Более того, по отношению общества к цветам можно было во все времена судить о самом обществе и о его здоровье либо болезни, о его тонусе и характере. (24)Государство в расцвете и силе  — во всём мера. (25)Цветы в большой цене, однако без каких-либо патологических отклонений. (26)С разложением государственной крепости отношение к цветам принимает черты излишества и болезненности. (27)Разве это не своеобразный барометр?

(28)У нас так же, как и везде в цивилизованном мире, цветами встречают новорождённого и провожают покойника, приветствуют именинника и благодарят артиста. (29)Но вот как могут цветы сочетаться с этими немытыми лестничными стёклами, с этими тёмными побитыми стенами? (30)И с этим запахом в подъезде, и с этим лифтом, исцарапанным внутри острым гвоздём?..

(По В. Солоухину*)

*Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997)  — поэт, прозаик, публицист.

1

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1)  Люди готовы платить за цветы немалые деньги.

2)  Цветок цветку рознь: нужно дарить только дорогие цветы.

3)  Цветы имеют власть над людьми.

4)  По отношению общества к цветам нельзя судить о самом обществе.

5)  По отношению к живым цветам вопроса подлинности не существует.


2

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1)  В предложениях 3-5 представлено рассуждение.

2)  В предложениях 12—15 представлено рассуждение.

3)  22 предложение подтверждает суждение, высказанное в 21 предложении текста.

4)  29 предложение текста содержит описательный фрагмент.

5)  В предложениях 9-11 содержится повествование.


3

Выпишите слова, которые являются контекстными синонимами в предложениях.

огромное, высокие (предложение 1)

мастерство, вкус (предложение 9)

некрасивая, безвкусная (предложение 10)

незаметная, постоянная (предложение 21)


4

Среди предложений 21-27 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


5

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Такой приём, как (А)_____ (предложения 2—4), служит для того, чтобы привлечь читателей к обсуждению вопроса. Чтобы показать многогранность поднятой проблемы, которая может показаться мелкой, частной, В.Солоухин использует такое синтаксическое средство, как (Б)_____ (предложения 11, 28). Такой троп, как (В)_____ (предложения 23—27), и такое синтаксическое средство, как (Г)_____ (предложения 29—30), помогают писателю подчеркнуть свою мысль в тексте».

Список терминов:

1)  литота

2)  парцелляция

3)  риторическое обращение

4)  антонимы

5)  анафора

6)  вопросно-ответная форма изложения

7)  книжная лексика

8)  развёрнутая метафора

9)  ряды однородных членов

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:


6

Укажите способ образования слова ИЗЛИШЕСТВО (предложение 26).

Спрятать пояснение

Пояснение.

Основные проблемы:

1.  Проблема возникновения потребности людей покупать цветы. (Почему в большом городе люди готовы платить за цветы так много?)

2.  Проблема взаимосвязи состояния общества и повышения спроса на цветы. (Как соотносится состояние общества с отношением его членов к цветам?)

3.  Проблема красивого и безобразного в жизни. (Является ли естественным сочетание красоты и необустроенности быта, грязи?)

4.  Проблема понимания красоты. (В чём источники истинной красоты?)

Позиция автора:

1.  В большом городе особенно остро ощущается дефицит природной, естественной красоты, поэтому люди покупают цветы.

2.  Отношение к цветам может служить своеобразным индикатором состояния общества.

3.  Красота не может сочетаться с необустроенностью быта, грязью в подъездах. Нужно, чтобы красота проникала во все сферы человеческой жизни.

4.  Источником истинной красоты служит природа; рукотворная красота может быть дорогой, но фальшивой.

Спрятать критерии

Критерии проверки:

Критерии оценивания ответа на задание 27 Баллы
I Содержание сочинения
К1 Формулировка проблем исходного текста

Одна из проблем исходного текста (в той или иной форме в любой из частей сочинения) сформулирована верно

1

Проблема исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно.

Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов

0
К2 Комментарий к проблеме исходного текста

Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций.

Проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями

5

Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций.

Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не проанализирована (или проанализирована неверно).

ИЛИ Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к одному из примеров-иллюстраций.

Проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями

4

Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста.

Пояснения к примерам-иллюстрациям не даны.

Проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями

ИЛИ Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к одному из примеров-

иллюстраций.

Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не проанализирована (или проанализирована неверно)

3

Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы исходного текста. Пояснения к примерам-иллюстрациям не даны.

Смысловая связь между примерами-иллюстрациями не проанализирована (или проанализирована неверно).

ИЛИ Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания проблемы исходного текста. Дано пояснение к этому примеру-иллюстрации

2

Проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания проблемы исходного текста. Пояснения к этому примеру-иллюстрации не даны

1

Проблема прокомментирована без опоры на исходный текст.

ИЛИ Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы исходного текста, не приведены.

ИЛИ Вместо комментария дан простой пересказ исходного текста.

ИЛИ Вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста

Указания к оцениванию.

1. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста только указал, но не проанализировал

смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями, то анализ смысловой связи не засчитывается.

2. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку,

связанную с пониманием проблемы исходного текста, то пример-иллюстрация, в котором допущена подобная

ошибка, не засчитывается.

3. Если экзаменуемый при комментировании проблемы исходного текста допустил фактическую ошибку,

не связанную с пониманием проблемы исходного текста,

то данная ошибка учитывается при оценивании работы

по критерию «Соблюдение фактологической точности» (К12)

0
К3 Отражение позиции автора по проблеме исходного текста

Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста сформулирована верно

1

Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста сформулирована неверно.

ИЛИ Позиция автора (рассказчика) по проблеме исходного текста не сформулирована.

Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно позицию автора (рассказчика) по проблеме исходного текста, то такая работа по критериям К3 и К4 оценивается 0 баллов

0
К4 Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста

Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста сформулировано и обосновано

1

Отношение к позиции автора (рассказчика) исходного текста не сформулировано и не обосновано.

ИЛИ Формулировка и обоснование отношения к позиции автора (рассказчика) исходного текста не соответствуют проблеме исходного текста.

ИЛИ Отношение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен/не согласен с автором»)

0
II Речевое оформление сочинения
К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Логические ошибки отсутствуют

2

Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения.

В работе нет нарушений абзацного членения текста. Допущена одна логическая ошибка.

ИЛИ Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения.

Логических ошибок нет. Имеется одно нарушение абзацного членения текста.

ИЛИ Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения.

Имеется одно нарушение абзацного членения текста.

Допущена одна логическая ошибка

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Нарушений абзацного членения нет. Допущено две и более логические ошибки.

ИЛИ В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Логических ошибок нет. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста.

ИЛИ В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел. Имеется два и более случая нарушения абзацного членения текста. Допущено две и более логические ошибки

0
К6 Точность и выразительность речи

Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.

Указание к оцениванию. Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10

2

Работа характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи.

ИЛИ Работа характеризуется разнообразием грамматического

строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли

1

Работа характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи

0
III Грамотность
К7 Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет

3

Допущены одна-две ошибки

2

Допущены три-четыре ошибки

1

Допущено пять или более ошибок

0
К8 Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет

3

Допущены одна-две ошибки

2

Допущены три-четыре ошибки

1

Допущено пять или более ошибок

0
К9 Соблюдение грамматических норм

Грамматических ошибок нет

2

Допущены одна-две ошибки

1

Допущено три или более ошибки

0
К10

Соблюдение речевых норм

Допущено не более одной ошибки

2

Допущены две-три ошибки

1

Допущено четыре или более ошибки

0
К11 Соблюдение этических норм

Этические ошибки в работе отсутствуют

1

Допущена одна этическая ошибка или более

0
К12 Соблюдение фактологической точности

Фактические ошибки в работе отсутствуют

1

Допущена одна фактическая ошибка или более

0
Максимальное количество баллов 24

При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения*. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом 150 и более слов**.

Если в сочинении 69 и менее слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.

При оценке сочинения объёмом от 70 до 149 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается. Два балла по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 — орфографических ошибок нет;

К8 — пунктуационных ошибок нет.

Один балл по этим критериям ставится в следующих случаях:

К7 — допущено не более двух ошибок;

К8 — допущено не более двух ошибок;

К9 — грамматических ошибок нет;

К10 — допущено не более одной речевой ошибки.

Высший балл по критериям К7–К12 за работу объёмом от 70 до 149 слов не ставится.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1−К12) оценивается 0 баллов.

Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста

экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

___________________

* При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» — одно слово, «всё же» — два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М. Ю. Лермонтов» — одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» — одно слово, «пять лет» — два слова).

** Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания 26 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *