Эссе по теме балет щелкунчик

Сочинение на тему: «Балет Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» — самая новогодняя история».

Так уж получается, что каждый Новый год мы ждем чуда. Может, не совсем волшебства, но все же, чего-то такого, что заставило бы затаить дыхание…

А что такое чудо? Может оно рядом с нами? Может это мягкие, ласковые, пушистые снежинки, медленно опускающиеся на вашу ладошку, а может – нарядная, вся в ярких гирляндах, новогодняя елочка или подарки от Деда Мороза, спрятанные под ней.

Ах, какое это удовольствие – наряжать елочку. Я всегда с замиранием сердца жду, когда будет установлена елка и я смогу открыть заветную коробочку с елочными игрушками. Там разноцветные блестящие шарики, зайчики и белочки, звездочки и огоньки, и, конечно же, мои любимые сказочные герои. Я осторожно достаю из коробки своих любимцев и передо мною, словно по волшебству, оживает сказка… Что я слышу? Звучит «хрустальная», чарующая музыка. Я узнаю этот музыкальный инструмент. Это челеста. Да это же танец Феи Драже! Она танцует на серебристом шарике, легонько дотрагиваясь до него своими крошечными ножками, словно паря в невесомости, и в один миг мир вокруг меня становится волшебным.

Как здорово погрузиться в сказку, особенную, необыкновенную, в которой есть заколдованный принц, текут Апельсиновые ручьи и Лимонадные реки, зеленеют Цукатные рощи и высятся Конфетные города, а с героями происходят разные превращения! И я знаю такую сказку. Это «Щелкунчик и Мышиный король» Э.Гофмана. И еще это знаменитый балет «Щелкунчик» на музыку великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.

Здесь все волшебно, события происходят в канун большого и светлого праздника — Рождества.

В доме Штальбаума собрались гости. Крестный Мари принес подарки для детей, среди которых была неуклюжая игрушка с широкой улыбкой, предназначенная для колки орехов – Щелкунчик.

Эта игрушка сразу понравилась Мари. Она не могла расстаться со Щелкунчиком, даже когда все дети уже ушли спать.

Мари так заигралась, что не заметила, как вокруг все стало меняться. Вдруг елка стала огромных размеров и откуда-то послышался странный шорох. В комнате появилась целая армия мышей, а Щелкунчик внезапно ожил и превратился в прекрасного юношу. Он собрал армию из солдатиков и отправился в бой на врага, но силы их были неравны. Мари, увидев это, решила помочь Щелкунчику и бросила свой башмачок в Короля мышей. Враги испугались внезапной атаки и разбежались.

Когда Мари очнулась, перед ней оказался ее крестный — Дроссельмейер, представший в образе волшебника. Он рассказал об удивительном сказочном мире, в который совсем непросто попасть. Для этого нужно преодолеть снежную бурю, возникшую на пути. Но Мари и Щелкунчик отправляются в эту сказочную страну. Они оказываются в чудесном городе Конфитюренбурге. В этом городе много сладостей и гостей, встречающих их. Фея Драже устраивает пышный бал в их честь и Мари становится настоящей принцессой, после того, как Щелкунчик рассказал о своем чудесном спасении благодаря помощи Мари. Когда торжество заканчивается, волшебник помогает девочке вернуться домой из своего чудесного путешествия. 

Ощутить всю прелесть этой сказочной истории нам помогает великолепная музыка гениального русского композитора Петра Ильича Чайковского.

Музыка очень тонко передает все события, происходящие с героями, рисует образы самих героев, их чувства и переживания.

Сцену роста елки в I акте сопровождает музыка поистине симфонического размаха — вначале тревожная, призрачная, рисующая суету мышей и странные ночные видения, она постепенно ширится, будто визуально изображая рост елки, расцветает и превращается в прекрасную мелодию.

Музыка тонко воплощает все происходящее и в последующей сцене: и окрики часового, и барабанный бой, и военные, хотя и игрушечные, фанфары, и мышиный писк, и напряжение схватки, и чудесное превращение Щелкунчика.

Вальс снежинок прекрасно передает ощущение холода, игру лунного света и в то же время разнообразные чувства героини, оказавшейся в таинственном волшебном мире.

Особенно незабываем Дивертисмент из второго акта, который заключает в себе череду танцев на балу в сказочной стране. Это яркий, зажигательный испанский танец – Шоколад и волнующий, наполненный негой восточный танец – Кофе, характерный китайский танец – Чай и живой, задорный русский Трепак, изящный танец пастушков и, наконец, Вальс цветов, завораживающая мелодия которого узнаваема во всем мире. А вот и «хрустальный» танец Феи Драже, изящный и грациозный, искрящийся светом и волшебством, с которого и началась моя новогодняя история.

Это история о чуде, которое мы можем творить сами. Оглянитесь вокруг, мир полон чудес, только присмотритесь внимательнее. Счастья вам и новогоднего чуда!

Работу подготовила: Рыжанкова Алина, ученица 7 класса Кадинского филиала ГУО «Могилевская районная детская школа искусств имени Л.Л.Иванова»

Учитель: Лукьянова Лилиана Анатольевна 

Автор материала: А. Рыжанкова (7 класс)

Балет состоит из двух актов и написал его всемирно известный русский композитор Петр Ильич Чайковский. Поскольку он русский, тебе надо в сочинении 100 раз написать, какой он офигенный композитор и какая прекрасная музыка в этом балете и как тебе эта музыка понравилась.

Краткий сюжет можно прочитать в Википедии.

Нужно написать, что ты был под огромным впечатлением от Рождественской Елки и атмосферы праздника в начале 1-го акта, зажигательная, звонкая, запоминающаяся мелодия тебе очень понравилась.

В схватке Щелкунчика и Мышиного Короля музыка была напряженная, ты искренне сопереживал Щелкунчику, приглушенное освещение сгустило атмосферу опасности.

А потом ЩЕлкунчик победил и ты искренне наслаждался потрясающе грациозными парами, исполняющими «Вальс Цветов», а больше всего тебе понравился дуэт Маши и Щелкунчика.

А еще тебе очень понравился «Танец Феи Драже», исполнительница в нем так легко и красиво двигается, тебе очень понравилось.

Типа того))

1 вариант сочинения. По плану (157 слов)

План

1. Моя первая поездка в театр

2. Балет «Щелкунчик»

а) поездка в театр;

б) мои впечатления.

3. Воспоминания на всю жизнь.

В этом сочинении я хочу рассказать про мою первую поездку в театр оперы и балета.

Однажды педагоги нашей музыкальной школы решили свозить своих учеников в театр на балет «Щелкунчик». Через несколько дней перед каникулами мы отправились туда. Ехали мы очень долго.

Когда добрались до театра, у нас оставалось ещё очень много времени до балета, и нам рассказали про правила поведения в театре. В театрах есть антракты, во время которых можно было отдохнуть.

Мы перекусили и пошли на спектакль. Я была в восторге. В зале было так красиво. Начался спектакль. Открылся занавес, и я ещё больше удивилась. «Здесь так красиво!» – чуть не закричала я на весь зал. Декорации казались настоящими! Артисты мне очень понравились, они пытались передать все эмоции своих героев, и у них это получилось. Весь балет прошел прекрасно. Мне очень понравилось. После спектакля мы отправились домой.

Хоть мы и провели весь день вдали от дома, мне понравилась эта поездка. Она оставила мне воспоминания на всю жизнь.

Оценка: 4

(157 слов)

2 вариант сочинения. По плану (106 слов)

План

1. Замечательное место.

2. Зрительный зал:

а) ожидание представления;

б) девушки и юноши на сцене;

в) музыка во время представления;

г) восторг зрителей;

д) завершение представления.

3) Незабываемый день.

Год назад я посетила замечательное место – театр оперы и балета.

Высокое здание с белыми колоннами поразило меня. В большом зрительном зале было много народа, все с нетерпением ждали представления. Вот открывается занавес, и на сцене появляются артисты. Девушки в белых пышных платьях плавно и грациозно танцевали на сцене. Юноши в нарядной одежде красиво танцевали под звуки прекрасной мелодии. Во время представления тихая, спокойная музыка менялась на громкую и завораживающую. Я с восторгом смотрела на артистов. Любовалась их плавными и изысканными движениями. С замиранием ждала следующей сцены. В конце представления прогремели бурные аплодисменты, и все артисты вышли на поклон.

Мне очень понравилась театральное представление это было незабываемо.

Оценка: 4

(106 слов)

Сказки – это самый любимый раздел программы по литературе у школьников. Практически все дети читают их с удовольствием и охотно выполняют потом письменные задания. Вашему вниманию предлагается сочинение “Щелкунчик и мышиный король”, написанное ученицей 6 класса.

“Щелкунчик и Мышиный король” – это произведение Э. Т. Гофмана. Я прочитала сказку с большим удовольствием, мне было очень интересно узнать, чем закончится эта история о несчастном Щелкунчике и доброй девочке Мари. Я переживала за них, и была рада, что все закончилось

хорошо. Конечно, это всего лишь сказка, но герои стали мне как родные.

Давайте с ними знакомиться.

Главная героиня произведения – девочка Мари. Ей всего семь лет, она совсем малышка, но в ее груди бьется большое и доброе сердце. К тому же она находчивая, бесстрашная и справедливая.

Второй важный герой – Щелкунчик. Это заколдованный человек, хотя взрослые считают его обычной куклой. Щелкунчик имеет уродливую внешность, но сердце у него тоже доброе и благородное.

Мыши, их Королева и ее сын – негативные герои сказки. Они противные,

гадкие и подлые. К тому же обжоры.

Они постоянно обижают ни в чем не виноватого Щелкунчика, который не сделал им никакого зла.

Брат Мари – Фриц. Сначала он вел себя не очень хорошо, и я думала, что он плохой герой. Но потом Фриц исправился, стал помогать Мари победить Мышиного короля. Крестный Мари – Дроссельмейер.

Это именно его племянника превратили в Щелкунчика. Мари обижается на крестного за то, что он не хочет вызволять юношу, но у Дроссельмейера есть на то свои причины. Это необычный герой.

Сначала кажется, что он злой, но на самом деле – добрый.

Еще в сказке были родители Мари и Кондитер из Конфетенбурга, который мне очень понравился. Это настоящий волшебник – он может исполнить любую детскую мечту. Приключения Мари начинаются в Рождественскую ночь, когда все люди (даже взрослые) ждут чуда.

А с Мари как раз в это время случилось несчастье – она поранила локоть и должна лежать в постели. Но девочка не унывает, потому что попала в настоящую сказку. Правда, родители не верят ей, думают, что Мари все просто снится…

В Кукольном царстве девочка знакомится с Щелкунчиком. Он нравится ей, хоть у него уродливая внешность. Мари хочет помочь несчастному, которого обижают противные мыши, жалеет его. Ее доброе сердце плачет внутри, видя, как страдает Щелкунчик.

Благородная малышка даже отдает все свои сладости сыну Мышиной королевы, только бы не трогали ее нового друга. А потом просит своего брата Фрица помочь ей бороться с мышами. И Фриц соглашается дать свою игрушечную саблю, которым Щелкунчик отрубил сынку Мышиной королевы все его семь голов.

Если бы не Мари, вряд ли бы Щелкунчик смог совершить такой смелый поступок. Но девочка верила в него и поддерживала, и это сделало заколдованного юношу храбрым и сильным. Случилось настоящее чудо!

Мне очень понравилась Страна сладостей, описанная Гофманом. Еще понравились игрушки, которые крестный Мари изобретал для детей. Они просто удивительные!

Каждый ребенок хотел бы себе такие.

Сказка закончилась хорошо. Мыши побеждены, а Щелкунчик снова превратился в человека.

И какой же красивый юноша из него получился! Он очень благодарен Мари за то, что она его спасла, и хочет на ней жениться, когда девочка вырастет.

Эта сказка научила меня многому. Я поняла, что добро всегда побеждает зло, если ничего не бояться и верить в лучшее. Добрые, благородные люди за свои страдания получают награду, с ними случаются настоящие чудеса.

Я хочу быть похожей на Мари, которая никого не испугалась и спасла своего друга. А ведь ей всего семь лет! Но не важно, какого ты возраста, а важно, какое сердце бьется у тебя в груди!

Loading…

Содержание

  1. Все, что вы хотели знать о балете “Щелкунчик”
  2. Культура Искусство
  3. Содержание
  4. История создания балета
  5. Литературная основа сюжета
  6. Постановка в Мариинском театре
  7. “Щелкунчик” в Большом театре
  8. “Щелкунчик” на мировой сцене
  9. Интересные факты о балете “Щелкунчик”
  10. Краткая история создания балета «Щелкунчик»
  11. Сюжет
  12. Композиторы детям: балет “Щелкунчик” П.И. Чайковского
  13. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король».
  14. История создания балета
  15. Действующие лица:

Все, что вы хотели знать о балете “Щелкунчик”

Культура Искусство

Содержание

Балет “Щелкунчик” — одна из самых популярных и коммерчески успешных постановок во всем мире. Волшебную сказку о победе любви и света над силами зла и тьмы под Новый год смотрят миллионы людей. Разумеется, традиция наряжаться и отправляться в театр всей семьей, чтобы снова восхититься доброй сказкой о Маше и Щелкунчике и послушать великолепную музыку, особенно сильна на родине автора музыки и самой первой постановки — у нас, в России.

В предновогодние дни и в сам вечер Нового года во многих семьях существует многолетняя традиция поздравлять друг друга в великолепном праздничном убранстве театра, под бессмертную и чарующую музыку Чайковского.

Музыкальная ткань балета — невероятно яркая и образная: выразительность не уступает изобразительности, очень тонко и точно передавая мелодическими средствами развитие сюжета и характеры персонажей чудесной сказки. Как создавался замечательный балет, какие постановки считаются самыми удачными — и любопытные факты о “Щелкунчике”.

История создания балета

В 1890 году П. И. Чайковскому было предложено написать одноактную оперу и балет — предполагалось, что оба произведения будут исполняться в один вечер. Работать композитор начал вместе с хореографом Мариусом Петипа — они постоянно обсуждали малейшие детали будущей постановки. Петр Ильич продолжал работу над музыкой даже во время путешествия на пароходе в США — он принимал участие в открытии знаменитого Карнеги-холла.

К февралю 1892 года спектакль был полностью закончен — Русское музыкальное общество очень благосклонно приняло премьеру сюиты из “Щелкунчика”, а первая постановка на сцене Мариинского театра состоялась в декабре этого же года

pochemu xotya by raz v novogodnyuyu noch nuzhno sxodit na balet shhelkunchik

Литературная основа сюжета

Первоисточник — сказка Гофмана “Щелкунчик и Мышиный король”, вышедшая в 1861 году. По ней девочка Марихен Штальбаум получает в подарок довольно уродливую куклу — щипцы для колки орехов. В то время в Германии считалось, что щелкунчики приносят в дом удачу, поэтому дарить их было вполне обычным делом.

Ночью Щелкунчик оживает и вступает в битву с полчищем мышей. Крестный Дроссельмейер утром рассказал девочке таинственную историю о своем племяннике, которого заколдовал жестокий Мышиный король. Затем Марихен и ее кукол Клару и Щелкунчика снова атакуют мыши — после победы над ними они дружно отправляются в волшебное царство, где девочка становится настоящей принцессой.

На французский язык сказку перевел Эмиль Лабедолльер, а затем над художественной адаптацией и расцвечиванием перевода поработал создатель “Трех мушкетеров” Александр Дюма. Именно его версия и была взята за основу при работе над балетом.

Постановка в Мариинском театре

“Щелкунчик” и опера “Иоланта” были показаны перед Новым годом в Мариинском театре — костюмами занимался Всеволожский, а дирижировал постановками Р. Дриго. Публике больше понравилась опера, а критики вообще приняли премьеру довольно прохладно. С тех пор два этих произведения никогда больше не ставились в одну программу.

Тем не менее постановка оставалась в репертуаре Мариинки еще три десятка лет — и довольно скоро воздушный, легкий и мелодичный спектакль стал очень популярен у публики, а традиция отдавать второстепенные роли ученикам профильных заведений осталась со времен премьеры балета и дожила до наших дней.

pochemu xotya by raz v novogodnyuyu noch nuzhno sxodit na balet shhelkunchik 1

“Щелкунчик” в Большом театре

Большой поставил балет через 27 лет после Мариинки — уже в стране, разрушенной революцией и войной, — но даже тогда постановка была сделана с размахом. В первой версии 1919 года сцена была оформлена в виде огромного стола, на котором стоял кофейный сервиз, а из него по ходу разворачивания сюжета выпархивали танцоры. Декорации были нарисованы художником Константином Коровиным, хореографию тогда ставил Александр Горский.

Московской же версии балета выпал самый громкий успех — именно “Щелкунчик” в постановке Юрия Григоровича триумфально объехал весь мир — с 1966 года этот балет не покидает репертуар ГАБТа.

“Щелкунчик” на мировой сцене

Балет уже более века с успехом идет на подмостках других стран — отличаются костюмы и прочтение хореографии в разных постановках, но все равно он остается празднично-волшебным “Щелкунчиком”. Одна из ярких и приметных версий — от балетмейстера Джорджа Баланчина. Впервые зрители Нью-Йорка увидели ее в 1954 году, и с тех пор количество поклонников этой постановки только растет.

Музыка балета П. И. Чайковского использовалась и для создания полнометражных мультфильмов волшебной красоты: в 1940 году студия Уолта Диснея выпустила ленту “Фантазия”, а Борис Степанцев создал анимационный фильм по сказке Гофмана — на нем выросли многие поколения советских детей.

pochemu xotya by raz v novogodnyuyu noch nuzhno sxodit na balet shhelkunchik 2

Интересные факты о балете “Щелкунчик”

Первая постановка балета в Мариинском театре поразила публику в первую очередь силой звучания оркестра. Особое внимание привлек инструмент челеста.

В основе танца “Кофе” лежит древняя грузинская народная колыбельная, а во время завораживающего танца снежинок на сцену медленно падает конфетти — его общая масса около 20 кг.

За весь спектакль сменяется примерно 150 различных костюмов, а за кулисами постоянно должны находиться около 60 человек для смены оборудования, нанесения грима и смены нарядов танцовщиков.

Танцовщик Франк Рассел Гэли стал самым возрастным исполнителем роли Щелкунчика — на момент выступления ему было 74 года и 101 день, что является абсолютным рекордом для действующего солиста балета в истории.

Знаменитый блондин-проказник из “Один дома” Маколей Калкин тоже был Щелкунчиком — он сыграл в голливудском фильме-балете сразу две роли, кроме роли деревянной куклы ему довелось сыграть племянника Дроссельмейера в экранизации сценической версии Баланчина.

Дирижер Стивен Ричман сумел уговорить знаменитого джазмена Дюка Эллингтона сделать невероятное — выпустить собственную оригинальную трактовку музыки балета. Двойной диск вышел в 1960 году и назывался The Nutcracker Suites. В первой части можно услышать традиционную сюиту, во второй же Эллингтон вместе с коллегами по джазовому цеху исполняют авторские обработки. Ключевая роль в них отводится кларнету, трубе, саксофону и роялю. Несмотря на неожиданное звучание, сюита ничуть не потеряла праздничности, легкости и очарования.

Источник

Краткая история создания балета «Щелкунчик»

Пётр Ильич Чайковский получил от дирекции императорских театров интересный заказ. Он должен был создать балет из двух актов. Великий композитор выбрал в качестве сюжета волшебную историю Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король».

Произошло знаменательное событие в 1890 году. Волшебную историю композитор использовал в пересказе Александра Дюма-отца.

Чайковский работал старательно, сначала он изложил свою задумку на бумаге, и только после этого начал сочинять музыку. Помогал великому композитору Мариус Петипа, известный хореограф. Работа была прервана поездкой Чайковского в Америку, на открытие «Карнеги-Холла». Даже на пароходе создатель волшебного балета не переставал сочинять чудесные мелодии, известные каждому ценителю искусства.

Работа была закончена в феврале 1892 года. В марте того же года публика впервые услышала сюиту из музыки к прекрасному балету. Дирижировал оркестром сам композитор. Создание Петра Ильича Чайковского публика приняла благосклонно. Мариус Петипа к этому времени тяжело заболел.

Постановкой занялся балетмейстер Мариинского театра Лев Иванов. Он растворился в музыке Чайковского, полностью превратил все такты в танец.

И 18 декабря публика увидела балет «Щелкунчик». Без критики не обошлось, но были и положительные отзывы. Создание Петра Чайковского прожило на сцене Мариинского театра больше трёх десятков лет.

Новая версия создана Фёдором Лопуховым, известным балетмейстером. В сценарии главную героиню звали Кларой, как у Гофмана, в переводе Дюма её звали Мари, а в советское время героиня стала Машей.

В балете «Щелкунчик» создатель обратился к своей любимой теме, теме победы над злыми чарами силой истинной любви. Прекрасная музыка с невероятной тонкостью передаёт и писк мышей, и бой барабанов, и схватку, и превращение главного героя в прекрасного принца.

Танец снежных хлопьев, игра лунного света, танцы чая и шоколада, великолепный вальс цветов отличаются тонкостью и изяществом звука.

Композитор посвятил свой последний балет директору императорских театров, Ивану Всеволожскому. Этот талантливый и разносторонний человек создал эскизы костюмов для «Щелкунчика».

В произведении Гофмана девочку зовут Мари. Кларой в оригинале звали куклу главной героини. Когда началась Первая мировая война, главная героиня стала Машей. А вот её брат Фриц имя сохранил. Дело в том, что Фриц — отрицательный персонаж.

Сюжет

В доме Зильбергауза собрались гости. Наступил канун Рождества. Дети радуются великолепной ёлке, рады долгожданным подаркам. Но самых главных подарков Клара и Фриц ждут от крёстного девочки, загадочного Дроссельмейера. Часы пробили полночь, и таинственный гость появился. Он принёс невероятные подарки — механических кукол. Дроссельмейер сделал их сам. Дети рады, но строгий отец опасается, что дети сломают кукол. Он велит запереть их в шкаф, который стоит в его кабинете.

Клара расстроена, но добрый Дроссельмейер принёс ещё одну куклу, Щелкунчика. Во время игры Фриц сломал куклу. Клара пожалела Щелкунчика, она уложила его на кровать своей любимой куклы. Детей отправили спать, гости после общего танца разъехались по домам.

Клара не может уснуть, мысли о бедном Щелкунчике не дают ей покоя. Девочке слышатся странные звуки, ей мерещатся глаза мышей, вместо совы на часах сидит её крёстный, Дроссельмейер.

В волшебном городе счастливую пару ждут. Их готова принять сама Фея Драже. Пара приплывает в лодке из позолоченной скорлупы. Для счастливой пары танцуют сказочные персонажи.

Источник

Композиторы детям: балет “Щелкунчик” П.И. Чайковского

43895717Вот уже в нескольких поколениях для многих детей и взрослых неизменна мечта попасть на балет «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского. Если вслушаться в это слово – «Щелкунчик» – перед каждым из нас всплывает что-то очень близкое и родное. Не раз приходил к нам в гости этот добрый и любимый друг. Но у каждого свой Щелкунчик.

Кому-то вспоминается чудесный советский мультфильм «Щелкунчик» (1973), а в 2004 году вышел другой, русско-немецкий мультфильм «Щелкунчик», также по мотивам сказки Э.Т.А. Гофмана и с использованием музыки из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

Любители художественных фильмов могли видеть новогодний фильм в формате 3D «Щелкунчик и Крысиный Король», снятый Андреем Кончаловским.

Кто-то помнит и любит этого героя просто по одноимённой сказке Эрнста Гофмана. Ну и, в конце концов, есть те, кому посчастливилось видеть вживую балет «Щелкунчик» на сцене, в который влюбились всем сердцем уже после первого просмотра. Сначала они посещали его в детстве с родителями, а теперь с удовольствием, самостоятельно, раз за разом приходят посмотреть «Щелкунчика» уже со своими детьми.

guitar99010213Это сказка с великолепной музыкой великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Щелкунчик стал символом новогоднего праздника не только потому, что сама история происходит в Рождество, но и потому, что в ней много волшебства, чудесных превращений и таинственных приключений. Именно поэтому, по традиции, очень многие театры добавляют в свой репертуар в новогодние дни балет «Щелкунчик».

Гофман «Щелкунчик и Мышиный король».

Эта сказка Эрнеста Теодора Амадея Гофмана была опубликована в 1816 году. Ее главные герои — девочка по имени Марихен (в разных редакциях девочку зовут Кларой или Мари) Штальбаум и странная игрушка — щипцы для колки орехов в форме солдатика, тот самый легендарный Щелкунчик, которого подарил Марихен ее крестный, сказочник Дроссельмейер. Только он знал, что Щелкунчик – это не безобразная игрушка, а прекрасный принц, которого заколдовала злая королева Мышильда.

nutckracker barvikhaВ рождественскую ночь начинаются сказочные превращения, благодаря которым Щелкунчик оживает и вступает в схватку с мышами. В этой битве ему помогают тоже ожившие игрушки Марихен. И вот счастливый финал – Щелкунчик убивает Мышиного короля, тем самым рассеивая злые чары. И Марихен, полюбившая уродливую игрушку, видит перед собой расколдованного принца. Он приглашает её в свою страну, где объявляет Марихен своей принцессой.

Впервые балет «Щелкунчик» был показан в Санкт-Петербурге в декабре 1892 года, на сцене Мариинского театра. Постановка этой волшебной сказки, рассказанной на Рождество, стала традиционной в предновогодние дни. Этот спектакль нравится всем без исключения, и его посещают с удовольствием и дети, и взрослые.

F070

Спектакль «Щелкунчик», показанный впервые в декабре 1892 года, сразу же покорил сердца зрителей. Ведь в этой постановке были заняты известнейшие артисты. Кроме того, именно тогда возникла традиция распределять малые партии в балете между студентами хореографических училищ. Эта традиция сохранилась и по сей день, причем отнюдь не только в Мариинке. Именно поэтому среди тех, кто бывает на спектакле, всегда оказываются друзья и родители юных дебютантов.

6661Вполне объясним успех этой сказки. Ведь это не просто сказочная история. Она учит нас самоотверженности и чести, умению стоять за себя, бороться с несправедливостью и злом, пусть даже оно будет сильнее тебя и на его стороне будут магические силы. Не боясь проиграть эту битву, смело бросаясь в бой — только так мы сумеем победить. Этому учит детей героический Щелкунчик. Эта бессмертная история, рассказанная нам Эрнстом Амадеем Гофманом и бережно перенесённая в музыкальное измерение Петром Ильичом Чайковским, напоминает взрослым о том, что не всё в мире можно купить. Есть ещё и настоящие неподдельные чувства!

История создания балета

Либретто к балету создано Мариусом Петипа по мотивам сказки Эрнста Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» (1816 год; в основу либретто легло переложение сказки, сделанное в 1844 году Александром Дюма-отцом), однако Театральная энциклопедия ошибочно называет автором переложения Дюма-сына.

original

Премьера балета состоялась 6 (18) декабря 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге в один вечер с оперой «Иоланта». Роли Клары и Фрица исполняли дети, учащиеся Петербургского Императорского театрального училища, которое оба закончили лишь через несколько лет в 1899 году. Партию Клары исполнила Станислава Белинская, Фрица — Василий Стуколкин. Другие исполнители: Щелкунчик — С. Легат, фея Драже — А. Дель-Эра, принц Коклюш — П. Гердт, Дроссельмейер — Т. Стуколкин, племянница Марианна — Л. Рубцова; балетмейстер Л. Иванов, дирижёр Р. Дриго, художники М. Бочаров и К. Иванов, костюмы — И. Всеволожский и Е. Пономарев.

Действующие лица:

schelkunchik balet chajkovskij75823988

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *