Эссе по теме музыка светлого рождества

рождественская классическая музыкаРождество Христово – один из самых любимых и долгожданных праздников у христиан всего мира. В нашей стране Рождество не отмечалось столь долго, что люди привыкли считать более значительным встречу Нового года. Но время расставляет всё по своим местам – страна Советов не продержались и одного века, а со времени рождения Христа пошло уже третье тысячелетие.

Сказка, музыка, ожидание чуда – вот что такое Рождество. А ещё с этого дня начинались святки – массовое народное гулянье, посиделки, катание на санях, гаданье, весёлые пляски и песни.

Рождественские обряды и развлечения всегда сопровождались музыкой, причем место находилось как для строгих церковных песнопений, так и для задорных народных колядок.

Сюжеты, связанные с Рождеством, служили источником вдохновения для художников и композиторов, творивших в самое разное время. Огромный пласт религиозной музыки Баха и Генделя невозможно представить без обращения к столь значимым для христианского мира событиям, русские композиторы Чайковский и Римский-Корсаков в своих сказочных операх и балетах обыгрывали эту тему, рождественские гимны, появившиеся еще в XIII веке, до сих пор очень популярны в западных странах.

Рождественская музыка и православная церковь

Рождественская классическая музыка свои истоки берёт в церковном песнопении. В православной церкви по сей день праздник начинается с колокольного перезвона и тропаря в честь Рождества Христова, затем поётся кондак «Дева днесь пресущественнаго рождает». Тропарь и кондак раскрывают и воспевают сущность праздника.

Известный русский композитор XIX века Д.С. Бортнянский во многом посвятил своё творчество церковному пению. Он выступал за сохранение чистоты духовной музыки, ограждая её от излишеств музыкального «украшательства». Многие его произведения, в том числе и рождественские концерты, поныне звучат в русских храмах.

Пётр Ильич Чайковский

Духовная музыка Чайковского занимает отдельную нишу в его творчестве, хотя при жизни композитора она вызывала немало споров. Чайковского обвиняли в преобладании светского начала в духовном творчестве.

Впрочем, говоря о теме рождества в классической музыке, в первую очередь в голову приходят шедевры Петра Ильича, довольно далёкие от церковной музыки. Это опера «Черевички» на сюжет повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» и балет «Щелкунчик». Два совершенно разных произведения – повествование о нечистой силе и детская рождественская сказка, объединены гениальностью музыки и темой рождества.

Современная классика

Рождественская классическая музыка не исчерпывается «серьёзными жанрами». Песни, особенно полюбившиеся людям, тоже вполне можно отнести к классике. Популярнейшая во всём мире рождественская песенка «Jingle Bells» родилась более 150 лет назад. Её можно считать музыкальным символом новогодних и рождественских праздников.

Сегодня музыка Рождества, потеряв во многом свою обрядовость, сохранила эмоциональный посыл праздничного торжества. В пример можно привести знаменитый фильм «Один дома». Американский кинокомпозитор Джон Вильямс включил в полотно саундтрека несколько рождественских песен и псалмов. Старая музыка при этом заиграла по-новому, передавая непередаваемую праздничную атмосферу (да простит читатель за тавтологию).

С наступающим всех Рождеством!

Автор – Сью Мак

                                               Музыка и праздник Рождества Христова.

           День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам. Евангелие так изображает это величайшее, всерадостное и чудесное событие: «Я возвещаю вам, — говорит Ангел вифлеемским пастухам, — великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»

           В этот день произошло великое для всего христианского мира событие — рождение Иисуса Христа в Вифлееме. Иисус в переводе с еврейского означает «спасение».  Иисус Христос был послан Богом на землю для искупления грехов и спасения человечества. Ветхозаветные пророки предсказали место и время рождения Спасителя мира — 5508 от сотворения мира. Так, 7 января (25 декабря по старому стилю) — это день рождения Сына Божьего на земле. С этого дня начинается отсчет времени.

           Согласно преданию Евангелия, мать Иисуса Христа Мария и ее муж Иосиф жили в Назарете, а в Вифлеем пришли, выполняя приказ правителя Августа появиться всему населению на перепись. Поскольку на перепись населения Римской империи собралось много людей, Мария и Иосиф не смогли найти места для ночлега, а потому им пришлось искать убежище в небольшой пещере, где из-за плохой погоды обычно прятались пастухи. Там Мария и родила Сына Божия.

           Тогда ангел спустился с неба и сообщил пастухам, которые в этот момент не спали, что Бог родился. Пастухи первые пришли поклониться младенцу. На небе засияла Вифлеемская звезда. Ориентируясь на нее, в пещеру с Марией и Иисусом Христом пришли трое мудрецов (волхвов), и принесли Богу подарки: золото, ладан и смирну. Золото символизировало царскую власть, ладан — волю Божию, смирна — судьбу пророка. Кстати, именно с тех давних времен пришла традиция изготавливать Вифлеемскую звезду и украшать ею новогоднюю елку.

           Одно из первых упоминаний о дне празднования рождения Иисуса Христа датируется четвертым веком. Иерусалимская, Русская, Украинская, Грузинская, Сербская православные церкви, а также Украинская греко-католическая церковь Праздник Рождества отмечают 7 января по новому стилю (что и соответствует 25 декабря по старому Юлианскому календарю, которого эти Церкви придерживаются). Этот праздник приходит к людям морозной ночи в час полуночной храмовой службы в сиянии свечей, в свете звезд и громком пении хора.

           Звуки детских голосов, славословят Бога, как ангельский глас, наполняют торжеством Вселенную. Небо и земля славят Рождество Христово. На земле, хотя бы ненадолго, воцаряется мир, а сердца наполняются доброй волей. Сам праздник Рождества Христова продолжается двенадцать дней. Последний день перед праздником называется Рождественским сочельником, его название произошло от особой пищи, которую по традиции едят в этот день – со́чива.  Сочиво готовят из вареной пшеницы и меда.

           В Православной Церкви совершаются часы, называемые Царскими, потому что издавна на этом Богослужении присутствовали цари, поклоняясь новорожденному Царю царей.

           Рождество  издавна сопровождалось красочными народными обычаями. Во многих странах, как и в России, его считали одним из главных семейных праздников. Рождество Христово слилось с древним славянским обрядом — Святками. Святочные обряды со временем превратились в Рождест-венские.

           После восхода первой звезды все садятся за стол, накрытый двенадцатью постными блюдами, и в торжественной тишине ужинают. Для русского народа одним из самых веселых периодов в году являются Святки, во время которых проходят массовые гуляния, игры, поются песни, все веселятся и шутят. обходят окрестные дома. Такие посещения называются колядованием.

           Колядовать ходили и ряженые — они в ролях разыгрывали рождественские рассказы, а кроме того и другие христианские сюжеты, которые пользуются неизменным успехом в народе.

           Переходя от дома к дому с известием вифлеемских пастырей, ряженые прославляли прише-ствие в мир Спасителя, который показал единственный путь к настоящему счастью — через любовь к ближним, отверз двери милосердия и сострадания.

           В старину «колядовали» накануне Рождества по всей Руси.  Песни –  «колядки», которыми величают Новорожденного Христа  отличаются большим разнообразием и зачастую свидетель-ствуют о глубокой древности своего происхождения.

           Рождество Христово с древности богато на обычаи. К ним относятся и строгий пост до первой звезды в Сочельник 6 января, и зажжение свечи на подоконнике в ночь на 7 января, которая была как бы знаком, что Пресвятая Дева Мария и праведный Иосиф могут в этом доме найти пристанище, и, конечно, колядки.

           Как правило, у колядок нет авторов, они часто неграмотны литературно, но великолепны по своему смысловому строю, по искренности и радостной доброте. Как правило, колядка – это маленький Рождественский рассказ о величайшем событии и прославление главных лиц той ночи, которая принесла самую радостную, самую главную весть – родился Спаситель мира!

           Колядуют в ночь с 6 на 7 января. Чаще всего колядовать ходят дети и молодые люди. В рождественских колядках принято прославлять Христа, поздравлять хозяина и хозяйку дома, и просить у них угощения.

Коляда-моляда
Прикатила молода!
Мы нашли коляду
Во Мироновом двору.
Эй, дядька Мирон,
Выноси добро во двор.
Как на улице мороз
Подмораживает нос.
Не велит долго стоять,
Велит скоро подать
Или тепленький пирог,
Или маслица, творог,
Или денежку копьем,

Или рубль серебром!

             ***

Нынче Ангел нам спустился
И пропел: “Христос родился!“.
Мы пришли Христа прославить,
А вас с праздником поздравить.

Вот идем мы, пастухи,
Прощены нам все грехи.
К дому путь свой правим,
Христа Бога славим.  

             ***

Накануне Рождества
Кто даст пирога,
Тому полон  хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом!
Кто не даст пирога,
Тому куричья нога,
Пест, да лопата,
Корова горбата.

        ***

Колядую, колядую
Я зайду в избу любую.
Попрошу хозяйку
Сладостей давай-ка.
И печенья, и конфет,
И с орехами щербет,
И халву, и шоколад,
Пастилу и мармелад,
Вкусное пирожное,
Сладкое мороженое
Мы и сами будем есть
И друг друга угощать
А хозяйку, а хозяйку
Добрым словом поминать!

           ***

Христос Спаситель
В полночь родился.
В вертепе бедном
Он поселился.
Вот над вертепом
Звезда сияет.
Христос Владыко,
В Твой день рожденья.
Подай всем людям
Мир просвещенья!

            ***

Коляда, коляда,

Коляда, коляда,

Накануне Рождества!

Тетенька добренька,

Пирожка-то сдобненька

Не режь, не ломай,

Поскорее подавай,

Двоим, троим,

Давно стоим,

Да не выстоим!

Печка-то топиться,

Пирожка-то хочется!

            ***

А дай Бог тому,

Кто в этом дому!

Ему рожь густа,

Рожь ужиниста!

Ему с колосу осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна пирог.

Наделил бы вас Господь

И житьем , и бытьем,

И богатством!

Рождество Христово, Ангел прилетел 

Рождество Христово, Ангел прилетел,
Он летел по небу, людям песню пел:
“Вы люди, ликуйте, все днесь торжествуйте,
Днесь Христово Рождество!”

Пастыри в пещеру первые пришли
И младенца Бога с Матерью нашли,
Стояли, молились, Христу поклонились – 
Днесь Христово Рождество!

Все мы согрешили, Спасе, пред Тобой,
Все мы, люди, грешны – Ты Один Святой.
Прости прегрешенья, дай нам оставленье – 
Днесь Христово Рождество!

Небо и земля 

Небо и земля, небо и земля
Ныне торжествуют.
Ангелы, люди, Ангелы, люди
Весело ликуют.

Христос родился, Бог воплотился,
Ангелы поют, славу воздают.
Пастухи играют, Пастыря встречают,
Чудо,чудо возвещают.

Во Вифлееме, во Вифлееме,
Радость наступила!
Чистая Дева, чистая Дева,
Сына породила!

Христос родился, Бог воплотился,
Ангелы поют, славу воздают.
Пастухи играют, Пастыря встречают,
Чудо,чудо возвещают.

Ночь тиха, ночь свята

Ночь тиха, ночь свята,
В небе свет, красота.
Божий Сын пеленами повит,
В Вифлеемском вертепе лежит.
Спи, Младенец Святой,
Спи Младенец Святой.

Ночь тиха, ночь свята,
И светла и чиста.
Славит радостный Ангелов хор,
Далеко оглашая простор
Над уснувшей землёй
Над уснувшей землёй.

Ночь тиха, ночь свята,
Мы поём Христа.
И с улыбкой Младенец глядит,
Взгляд Его о любви говорит
И сияет красой
И сияет красой.

Ты, хозяин, не томи 

Ты, хозяин, не томи,
Поскорее подари!
А как нынешний мороз
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать:
Либо из печи пироги,
Либо денег пятачок,
Либо щей горшок!
Подай тебе Бог 
Полный двор животов!
И в конюшню коней,
В хлевушку телят,
В избушку ребят
И в подпечку котят!

Маленький хлопчик 

Маленький хлопчик
Сел на снопчик.
В дудочку играет,
Колядку потешает.
Щедрик-Петрик,
Дай вареник,
Ложечку кашки,
Кольцо колбаски.
Этого мало,
Дай кусок сала.
Выноси скорей,
Не морозь детей.

Эта ночь святая, эта ночь спасенья

Эта ночь святая, эта ночь спасенья
Возвестила всему миру
Тайну Боговоплощенья.

В эту ночь у стада пастухи не спали.
Светлый ангел прилетел к ним
Из небесной светлой дали.

Страх объял великий тех детей пустыни,
Он сказал им: о, не бойтесь, –
 
Всему миру радость ныне.

Где Христос родился людям на спасенье,
Вы пойдите, посмотрите
На великое смиренье.

И с высот небесных раздалось вдруг пенье:
Слава, слава в вышних Богу,
На земли благоволенье.

http://gaudete.ru/wp-content/uploads/2014/12/slaider_music.jpg

 Музыкальное наследие, связанное с Рождеством, безгранично. Однако музыка,  светлая и одухотворённая, проникает в самую глубь человеческой души, открывая то сокровенное, чего он не может постичь другим путём. Пускай же в Рождество сердца откроются Христу, и радостное благовестие наполнит наши души.

Музыка русского Рождества

Светлый православный праздник — прекрасный повод вспомнить музыку русских классиков, которая даёт силы, питает душу и напоминает о важном.

Д. С. Бортнянский «Коль славен наш Господь в Сионе»

Руководитель Придворной певческой капеллы Дмитрий Бортнянский в 1794 году написал неофициальный гимн Российской империи на стихи Михаила Хераскова, ставший одним из знаковых произведений в истории русской музыки.

Кстати, влияние «Коль славен наш Господь в Сионе» прослеживается в известной советской песне Дмитрия Шостаковича на стихи Евгения Долматовского «Родина слышит»:

Н. А. Римский-Корсаков «Ночь перед Рождеством»

Сюита на основе одноимённой оперы классика из «Могучей кучки» — пиршество созвучий, которые чудесным образом создают приподнятое, зимнее, сказочное настроение. Римский-Корсаков, Гоголь, сюжет о кузнеце Вакуле верхом на чёрте… Отличный повод и переслушать, и перечитать.

М. И. Глинка «Молитва»

Михаил Гинка вдохновлялся не только сюжетами из русской истории, но и литургической музыкой. Свою «Молитву» он написал на фортепиано в порыве вдохновения, в качестве спонтанной импровизации. Музыке идеально подошло лермонтовское стихотворение «В минуту жизни трудную».

П. И. Чайковский «Декабрь. Святки»

Конечно, самое праздничное произведение Чайковского — это балет «Щелкунчик», действие которого происходит в рождественскую ночь. Не зря эта музыка звучит в зимние дни по всему миру! Но я предлагаю вспомнить цикл «Времена года» с его финальной частью, посвящённой декабрю. Уютная музыка, в которую можно укутаться, как в плед.

С. И. Танеев «По прочтении псалма»

Ученик Чайковского, Сергей Танеев настолько часто бывал в Ясной Поляне, что Лев Толстой всерьёз ревновал супругу к молодому композитору. Этот человек был не только автором благородной по замыслу и восхитительной по исполнению музыки, но и музыковедом европейского масштаба, и выдающимся педагогом. Философская кантата «По прочтении псалма» — последнее крупное сочинение композитора, который умер от пневмонии в 1915 году.

В. И. Ребиков «Вальс»

Имя Владимира Ребикова не особенно известно широкой публике. Яркий представитель русского и европейского модернизма, он писал как музыку по мотивам светских сюжетов, так и духовные произведения. «Вальс» из оперы «Ёлка» — замечательное дополнение к русскому рождественскому канону.

С. В. Рахманинов «Всенощное бдение»

Грандиозное хоровое сочинение Сергея Рахманинова на основе текстов православной службы, премьера которого состоялась в 1915 году, считается одной из лучших работ классика.

П. Г. Чесноков «Да исправится молитва моя»

Павел Чесноков руководил хорами до и после революции, был хормейстером Большого театра, преподавал в Московской консерватории. Его духовные произведения исполнялись по всей стране до 1920-х годов, но после вышли из репертуара. Композитор скончался в марте 1944 года от истощения организма и инфаркта миокарда, стоя в очереди за хлебом.

Г. В. Свиридов «Зимняя дорога»

Классик советской музыки и лауреат множества государственных премий, Георгий Свиридов опирался на многовековую традицию народной и духовной музыки. Романс «Зимняя дорога» по пушкинским мотивам — щемящее воспоминание о XIX веке, ода птице-тройке, в которой сердечное волнение рифмуется со снежным вихрем.

Спасибо за внимание!

1.jpg

Вертеп в Псково-Печерском монастыре

Давайте посмотрим на историю музыки глазами Рождества: ведь как только люди начали праздновать Рождество, появилась и рождественская музыка, потому что какой же праздник без музыки?


Можно посвятить жизнь изучению музыки Рождества, и это будет очень счастливая жизнь, потому что рождественская музыка всегда радостная! Я не знаю всех рождественских произведений, хотя давно их собираю в свою музыкальную коллекцию, каждое Рождество переслушиваю эти произведения и рассказываю о самых полюбившихся.


Предлагаю сегодня остановиться на нескольких произведениях. Не буду говорить «главных», потому что даже самая маленькая рождественская песня бесценна, так что воздержимся от оценок, какое из этих произведений достойно стать музыкальным символом Рождества.

Музыка эпохи барокко

Начнем, конечно, с Иоганна Себастьяна Баха. Свои партитуры он подписывал так: «Одному Богу слава», «Иисусе, помоги». Вся его музыка глубоко пронизана верой и евангельскими образами. О чем бы мы ни говорили, всегда можно начинать с Баха. Так что не нарушаю эту традицию и представляю произведение номер один: «Рождественская оратория» (1734 год). Она была написана в Лейпциге, где Бах провел около 30 лет своей жизни. Грандиозное сочинение, при первых звуках которого уже захватывает дух! Что такое оратория? Это очень популярный жанр в эпоху барокко. В каком-то смысле ораторию можно назвать духовной оперой. В наследство от оперы у оратории сохраняется ее структура: арии, хоры, оркестровые номера. Но, в отличие от оперы, в оратории нет сценического действия и костюмов, есть, скорее, музыкальное повествование.

Оратория Баха поистине грандиозна: «Ликуйте, возрадуйтесь! День сей хвалите! Свершенное ныне Всевышним восславьте! Отриньте уныние, печаль отложите и радость великую всем возглашайте!»

Или, например, нежная ария-колыбельная Девы Марии: «Ах, радость сердца моего, Младенец Иисусе! Сделай колыбельку мягкую Себе и успокойся в глубине души моей, чтобы не забывать Тебя мне никогда».

2.jpg

Кроме Рождественской оратории у Баха рекомендую послушать Кантату на первое воскресенье после Рождества и Кантату на воскресенье перед Рождеством Христовым.

Если в Германии Рождество не наступит, пока не исполнят «Рождественскую ораторию» Баха, в Англии Рождество не наступит без оратории «Мессия» Генделя. Тут не лишним будет сказать, что Бах и Гендель, два титана эпохи барокко, родились по соседству, в Эйзенахе и Галле, и в один год – 1685, но так и не встретились при жизни. Бах заочно был знаком с музыкой Генделя и восхищался композитором, а вот Гендель ничего про Баха, скорее всего, не слышал.

Одно из своих самых знаменитых произведений – ораторию «Мессия» – Георг Фридрих Гендель написал в Лондоне в 1741 году, чуть позже «Рождественской оратории» Баха.

Хотя оратория Генделя задумывалась как пасхальная и была впервые исполнена на Пасху, после смерти Генделя стало традицией исполнять «Мессию» в период Рождественского поста. В концертную программу сегодня обычно включается только первая часть оратории и хор «Аллилуйя» – именно этот хор стал визитной карточкой Генделя. Основу первой части оратории составляет Книга пророка Исаии, в которой предсказывается приход Мессии. Это музыка невероятной мощи и радости. Когда я слушаю ее, я представляю слепого Генделя, который дирижирует своей ораторией. Так же, как и Бах, Гендель под конец жизни полностью потерял зрение, но это его не остановило, он продолжал писать и выступать и незадолго до своей смерти дирижировал ораторией «Мессия», которая уже при его жизни стала знаменитой.

Музыка эпохи классицизма и романтизма

А теперь предлагаю заглянуть в эпоху классицизма и удивиться: а ведь там почти не писали рождественскую музыку! По крайней мере, композиторы, которые нам хорошо знакомы, венские классики: Гайдн, Моцарт и Бетховен – не написали по поводу Рождества ничего. Но у меня есть сюрприз для вас.

Сначала мне надо представить вам одного человека, родного брата Йозефа Гайдна, Микаэля Гайдна. Мир музыки очень тесен: Микаэль служил в Зальцбурге, где жил Моцарт, причем в то же время, что и Моцарт. Так что Микаэль Гайдн и Моцарт были прекрасно знакомы, у них есть даже совместное произведение. Микаэль Гайдн написал очень жизнерадостную Рождественскую кантату, которую я тоже предлагаю послушать.

3.jpg

Иоганн Микаэль Гайдн

Переходим к следующей эпохе – эпохе романтизма, а это весь XIX век. И тут мы остановимся надолго, потому что именно тогда Рождество стало и светским праздником со своими традициями. Тогда же появились рождественские рассказы: можно вспомнить Гофмана, Достоевского, Диккенса. И, конечно, появилась новая рождественская музыка.

Начну с Джоаккино Россини, который в первую очередь известен в России как оперный композитор. Во всем мире не сходит со сцен его блистательный «Севильский цирюльник». У Россини есть еще 38 опер, но они не так известны сегодня. Совсем иначе было при жизни Россини: его называли итальянским Моцартом, с восторгом ждали каждую новую оперу, и успех Россини был невероятным. Совершенно неожиданно в 37 лет Россини объявил о том, что опер больше писать не будет, и замолк. Слово свое сдержал, оперы писать перестал, жил в свое удовольствие. Иногда «баловался» фортепианными пьесами. К сожалению, редко звучит его прекрасная пьеса «Рождественская ночь» для фортепиано (La nuit de Noël) На самом деле, это пьеса из цикла для фортепиано под интригующим названием «Грехи старости».

Следует отметить, что именно в XIX веке фортепиано становится самым модным и востребованным инструментом: клавесины уходят в прошлое. Неудивительно, что многие композиторы были так влюблены в фортепиано, что для других инструментов и вовсе не писали: достаточно вспомнить Шопена. Ференц Лист тоже был поклонником фортепиано, хотя, в отличие от Шопена, писал много произведений и для оркестра. Фортепианная музыка Листа довольно своеобразна, правильнее сказать, она довольно сложна технически. Эта фортепианная музыка писалась для сцены, чтобы восхищать публику, собирать залы и получать высокие гонорары. И поэтому особняком в творчестве Листа стоит скромный цикл под названием «Рождественское дерево».

Цикл закончен в 1874 году и посвящен любимой внучке – Даниэле фон Бюлов. Цикл «Рождественское дерево» написан для маленькой девочки, так что сразу отпадают вопросы, почему эта музыка совсем «неэффектная» и где бесконечные пассажи и литовская мощь. «Рождественское дерево» – это музыка домашнего празднования, когда никого не нужно впечатлять сложностью. Музыка, пронизанная духом Рождества.

«Рождественское дерево» – это музыка домашнего празднования

В сюите всего 12 пьес: «Старая рождественская песнь», «Святая ночь», «Пастухи у яслей», «Поклонение волхвов», «Зажигают елку», «Колокольный перезвон», «Колыбельная», «Старая провансальская рождественская песня», «Вечерний звон», «В старину», «Полонез», «Венгерский марш».

Так что, как видите, в цикле есть традиционные рождественские сюжеты, такие как пастухи у яслей, и есть изображение семейного праздника, как, например, в пьесе «Зажигают елку». Цикл довольно объемный по времени, но он стоит того, чтобы его послушать.

Теперь переместимся во Францию, к Камилю Сен-Сансу. Когда произносят фамилию Сен-Санса, вспоминают обычно «Карнавал животных» и особенно «Умирающего лебедя». Но сам композитор считал «Карнавал» произведением несерьезным и даже не издавал его. Что касается «Лебедя», то он написал вполне нормального и здорового «Лебедя», а «умирающим» его прозвали только тогда, когда ставили хореографический номер для Анны Павловой. На самом деле, нет ничего удивительного в том, что мы плохо представляем себе прекрасную «Рождественскую ораторию» Сен-Санса. Как правило, мы вообще плохо представляем себе его наследие, а там есть что послушать, уверяю вас! У композитора 13 опер, симфонии, концерты…

Сен-Санс долгие годы служил в церкви органистом: у него есть удивительная симфония для органа с оркестром и ряд замечательных духовных сочинений. Зная это, уже не удивляешься тому, что у Сен-Санса есть и «Рождественская оратория», в каком-то смысле прямая наследница оратории Баха.

4.jpg

Камиль Сен-Санс. Источник: muzlifemagazine.ru

Популярные рождественские песни

Говоря о XIX веке, надо сказать пару слов о музыке, которую знают все. Это песня «Тихая ночь» (Stille Nacht). Ее популярности можно только позавидовать, ведь эта песня переведена, кажется, на все языки мира. А написал ее в 1816 году очень скромный человек, имя его теперь и не вспоминают, – Йозеф Мор. Это была поэма о Рождестве Христовом. Жил автор не просто скромно, а бедно. Когда Йозеф Мор служил в Оберндорфе, для него не нашлось дома, потому он был вынужден спать у церковного сторожа.

Перед Рождеством 1818 года Мор пришел к Францу Груберу – местному органисту – и попросил написать музыку для двух голосов. Грубер тут же сочинил музыку. Премьера «Тихой ночи» состоялась в тот же день на торжественной Рождественской мессе. Авторы гимна исполнили его сами.

В 1819 году в Оберндорф приехал инженер, чтобы отремонтировать церковный орган, и, уезжая, взял с собой копию «Тихой ночи». Он передал песню известным в то время певцам, и так песню узнали за пределами городка. В начале ХХ века церковь в Оберндорфе была разрушена наводнением, сейчас на ее месте стоит небольшая часовенка, а в соседнем доме открыт «Музей «Тихой ночи»». Самая старая из сохранившихся авторских партитур (около 1820 года) хранится в зальцбургском музее «Каролино-Августеум».

Скорее всего, именно для своих шестерых детей автор написал песню Jingle Bells

Еще одна знаменитая рождественская песня, которая сегодня звучит буквально повсюду, – Jingle Bells. С ней приключилась похожая история: музыку все знают, а имя композитора нет. Ее автор – Джеймс Лорд Пьерпонт, у него было шестеро детей, и, скорее всего, именно для них он и написал свою песню. Так что теперь, в очередной раз услышав знакомую мелодию, вы можете вспоминать скромного органиста Джеймса Пьерпонта.

Петр Ильич Чайковский

Обращаясь к творчеству Петра Ильича Чайковского, начнем со «Святок» из журнала «Нувеллист» за 1875 год. Да-да, знаменитый цикл «Времена года» был написан не по вдохновению, а по заказу журнала. Чайковский обязывался раз в месяц отправлять несложную фортепианную пьесу для музыкального приложения к журналу. Собственно, это было единственное требование: чтобы пьесы могла сыграть любая барышня. Чайковский на тот момент еще не был знаменитым композитором, а был педагогом Московской консерватории и жил на очень скромное жалование. Денег вечно не хватало, так что он был рад любому заказу. Это теперь не встретить русского пианиста, у которого в репертуаре не было бы цикла «Времена года». Написаны пьесы и правда несложно, их могут играть даже дети в музыкальных школах.

Последняя, 12-я пьеса называется «Святки»: она написана в ритме вальса, чем-то по атмосфере предвещающего сказочного «Щелкунчика». Между прочим, на музыку «Святок» был сделан первый русский мультфильм – «Рождество у обитателей леса», 1913 (!) год. Фрагмент мультфильма можно посмотреть в открытом доступе в интернете. Режиссер и оператор – основоположник русского анимационного кино Александр Старевич.

Балет «Щелкунчик» для меня – один из главных музыкальных символов Рождества, при первых его звуках меня наполняет ощущение счастья. Наверное, у нас на генетическом уровне уже заложена жажда «Щелкунчика» перед Рождеством.

Наверное, у нас на генетическом уровне заложена жажда «Щелкунчика» перед Рождеством

Со времен премьеры балета прошло 130 лет. Меняются трактовки, декорации, хореография, а музыка остается неизменной и пробивается сквозь самые слабые или, наоборот, накрученные постановки. Тот самый случай, когда музыку невозможно испортить ничем.

«Щелкунчик» – последний балет Чайковского, он написан композитором всего за год до смерти. Вернее, создавался балет довольно долго, потому что Чайковского постоянно отрывали от работы его гастроли: он даже успел побывать в Америке, где под его музыку открывали знаменитый Карнеги-холл. Заказ написать этот балет шел от императорского театра, сроки поджимали, Чайковский нервничал, жаловался, что даже во сне его преследуют бемоли и диезы. «Мой Щелкунчик» – так ласково Чайковский называл свою партитуру… Очень переживал, что получилось плохо. Знал бы он, какая судьба ждет «его Щелкунчика» и что теперь во всем мире, начиная с декабря, идет «Щелкунчик» и билетов на него не достать!

Незаслуженно забытый композитор

Если Чайковского и его «Щелкунчика» все знают, то следующего композитора, наверное, вспомнят немногие. Сергей Ляпунов – незаслуженно забытый композитор.

Родился он в 1859 году, учился в Московской консерватории у легендарного Сергея Ивановича Танеева, а потом отправился в Петербург, где сошелся с Балакиревым и композиторами «Могучей кучки». В 35 лет Ляпунов вступил на должность помощника управляющего Придворной певческой капеллой, старейшим музыкальным учебным заведением в России. В свое время управляющими также были Д. Бортнянский, М. Глинка и М. Балакирев. Через некоторое время Ляпунов был избран директором Бесплатной музыкальной школы, а в 1910 году стал профессором Петербургской консерватории.

5.jpg

Петербургская консерватория времен С. М. Ляпунова. Источник: classicalmusicnews.ru

Все изменила революция: Ляпунов был старостой церкви при Петроградской консерватории, серьезно занимался постановкой церковного пения, разработал специальный курс по изучению древнерусской духовной музыки. В 1921 году, уже после революции, в консерватории был учрежден класс русского церковного пения, руководить которым было поручено Ляпунову.

Но после Указа властей об изъятии церковных ценностей комиссары явились и в консерваторскую церковь. Ляпунов отказался выдавать им ключи. Церковь все равно разгромили, а Ляпунова судили по делу «петроградских церковников». Последнее свое произведение Ляпунов написал в зале суда (сохранилась рукопись партитуры с датой) – гимн «Богородице Дево, радуйся».

Ляпунов был осужден на 6 месяцев лишения свободы условно. Вскоре после этого он уехал в Париж, где стал руководить музыкальной школой для эмигрантов. 8 ноября 1924 года Сергей Михайлович Ляпунов скончался в возрасте 65 лет. Наследие Ляпунова значительное: это и фортепианная музыка (он был виртуозным пианистом) и симфонические произведения. Цикл «Святки» не такой сложный технически, но очень красивый. Обидно, что звучит эта музыка так редко.

«Композитор одного сочинения»

Еще одно рождественское произведение в русской музыке – это «Елка» Владимира Ребикова. Можно сказать, что он «композитор одного сочинения»: у Ребикова много произведений в самых разных жанрах, но вошел в историю музыки он благодаря своей опере «Елка», которая была поставлена в 1903 году. Опера камерная, домашняя, в ней всего несколько действующих лиц. Но музыка настолько пронзительная, что ее теперь часто исполняют отдельно, как инструментальное произведение. Сюжет «Елки» – гибрид «Мальчика у Христа на елке» Достоевского и «Девочки со спичками» Андерсена. На рождественских концертах довольно часто звучит вальс из этой оперы.

К теме Рождества обращались и композиторы ХХ века. Самым смелым предлагаю послушать музыку одного из самых неординарных французских композиторов – Оливье Мессиана. Про себя он говорил, что источниками его вдохновения служили Священное Писание и пение птиц. И действительно, музыка Мессиана написана так, как будто никогда не было Баха, Моцарта или Чайковского. Ни привычных гармоний, ни привычных мелодий и ритма мы у Мессиана не услышим. Он серьезно изучал пение птиц и говорил, что свои ритмы брал именно у них. Мессиан стал свидетелем многих катастроф ХХ века: он пережил Вторую мировую войну и прошел через лагерь для военнопленных Вернувшись в Париж в 1944 году, он написал грандиозный фортепианный цикл, который идет два часа, – «Двадцать взглядов на Младенца Иисуса».

Источниками вдохновения Оливье Мессиану служили Священное Писание и пение птиц

Рождественская музыка написана в разных стилях и жанрах, в разные эпохи. Что общего между «Рождественской ораторией» Баха и «Святками» Ляпунова? Ощущение чуда, которое пронизывает эти произведения. Каждое Рождество я слушаю эту музыку и вместе с ушедшими Бахом, Генделем, Чайковским и другими переживаю чудо Рождественской ночи вновь.


Доклад “Музыка Рождества”





2018-01-26T16:07:00+00:00

Доклад «Музыка Рождества»

Козлова Наталья Геннадьевна (руководитель), Грязина Мария Константиновна (участник)

ID 8057-63085, 25.01.2018 04:32:34

Поддержите эту публикацию — расскажите о ней в любимой социальной сети! Так вы сможете ее не потерять!

Краткое описание

В докладе «Музыка Рождества» рассказывается об истории и смысле этого христианского праздника, о главных богослужебных песнопениях православного праздника Рождества Христова, о самых известных Рождественских гимнах и народных колядках, о светских классических музыкальных произведениях, навеянных темой Рождества.

Доклад «Музыка Рождества»

Поддержите эту публикацию — расскажите о ней в любимой социальной сети! Так вы сможете ее не потерять!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *