Эссе по теме правовая компетентность педагога

РЕФЕРАТ

Тема:
«Правовая компетентность педагога»

Автор:
Горшкова Людмила Михайловна

Педагог 
МОУ Ильинская СОШ

2022
год

Правовая компетентность педагога

Современный
этап развития системы образования обуславливает теоретическое осмысление и
практическое освоение правовых аспектов профессиональной деятельности педагогов
в соответствии с нормами права и защиты интересов воспитанников. Ключевые
положения, связанные с необходимостью приобретения педагогами правовых знаний,
и требования по соблюдению нормативно-правовых и законодательных документов
отражены в Профессиональном стандарте педагога и Федеральных государственных
образовательных стандартах дошкольного образования [1].

В государственной
программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг.
определены основные задачи в области повышения профессионального уровня
педагогических работников общеобразовательных организаций.

Достижению результатов
выполнения одного из приоритетных направлений вышеуказанной программы –
внедрению профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в
сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования) (воспитатель, учитель)» — способствует разработка нормативной и
методической документации, регламентирующей использование профессионального
стандарта педагога.

В 2015 году разработан
следующий перечень нормативной и методической документации, регламентирующий
использование профстандарта педагога в соответствии с требованиями Комплексной
программы повышения профессионального уровня педагогических работников
общеобразовательных организаций.

В соответствии со ст. 10
Закона об образовании в РФ устанавливаются следующие уровни общего образования:
дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее. Таким образом,
юридически дошкольное образование выступает уровнем общего образования, дающим
начало обеспечению возможности реализации права на образование на протяжении
всей жизни, т.е. непрерывному образованию. В связи с этим, отказ в
предоставлении услуг муниципального дошкольного образовательного учреждения
ребенку (со ссылками, например, на наличие очередности) вполне обоснованно
должен расцениваться как нарушение конституционных прав этого ребенка. Причем,
начиная с двух месяцев – возраста, с которого согласно ФГОС ДО реализуются
образовательные программы дошкольного образования. Согласно ст. 64 Закона об
образовании в РФ образование направлено на формирование общей культуры,
развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных
качеств, формирование учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья
детей. Достижение указанных целей осуществляется средствами реализации
образовательных программ образования.

В своей работе педагог
руководствуется документами Федерального уровня:

Документы федерального
уровня:

1.   Федеральный
закон №273 «Об образовании в Российской Федерации».

2.   Приказ
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября
2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта педагога
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

3.   Комплексная
программа повышения профессионального уровня педагогических работников
общеобразовательных организаций № З241п-П8 от 28 мая 2014 г.

4.   Программа
поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных
(муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы (Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р).

5.   Примерная
форма трудового договора с работником государственного (муниципального)
учреждения (эффективный контракт), утвержденная распоряжением Правительства РФ
от 26.11.2012 № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования
оплаты в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 гг.».

6.   Приказ
Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. №
761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования».

7.   Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 апреля 2014 г. №
276 «Об утверждении порядка аттестации педагогических работников организаций,
осуществляющих образовательную деятельность».

8.   Постановление
Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 850 «О вознаграждении педагогических
работников федеральных государственных общеобразовательных учреждений за
выполнение функций классного руководителя».

9.   Приказ
Министерства образования и науки РФ от 27.03.2006 г. № 69 «Об особенностях
режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников
образовательных учреждений».

10.                      
Постановление Правительства РФ от
26.10.2013 г. № 963 «О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых
помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям,
заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их
заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных
государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по
трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках
городского типа)».

11.                      
Постановление Правительства РФ от
08.08.2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических
работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей
руководителей образовательных организаций».

12.                      
Постановление Правительства РФ от
14.05.2015 г. № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках».

13.                      
Постановление Правительства РФ от
04.04.2003 г. № 197 «Об особенностях работы по совместительству педагогических,
медицинских, фармацевтических работников и работников культуры».

14.                      
Постановление Правительства РФ от
15.04.2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы».

15.                      
Приказ Министерства образования и науки
России от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах
часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических
работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников,
оговариваемой в трудовом договоре».

Документы регионального
уровня – 
это нормативные документы,
определяющие регламент предоставления государственной услуги «Аттестация
педагогических кадров».

Документы локального
уровня (уровень организации):

·      трудовой
договор (или эффективный контракт) с педагогом;

·      положение
об оплате труда;

·      порядок
проведения аттестации;

·      должностная
инструкция учителя;

·      номенклатура
должностей;

·      штатное
расписание;

·      устав
образовательной организации в новой редакции;

·      программа
развития образовательной организации;

·      основная
образовательная программа образовательной организации;

·      коллективный
договор;

·      правила
внутреннего трудового распорядка;

·      положение
о конфликте интересов педагогического работника;

·      локальные
акты, сопровождающие методическую работу, положения по органам местного
самоуправления (совет педагогов, совет трудового коллектива).

Знание Конституции
Российской Федерации, официальных документов, определяющих приоритетные
направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и
иных нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность и
правовой статус участников образовательного процесса, локальных актов образовательного
учреждения.

формирование правовой компетентности
педагогов, как профессионально необходимого качества, может быть успешным при
условиях:

— обеспечения правового характера
образовательных отношений в общеобразовательном учреждении;

— знания педагогом своего правового
статуса и правового статуса партнеров по образовательным отношениям;

 — его умения реализовывать и защищать
свои права и интересы, а также уважать и защищать права и интересы
контрсубъектов этих отношений.

   Большой проблемой современной
отечественной системы образования является несоответствие содержания
образования потребностям современной экономики. Поэтому наряду с общепризнанной
социокультурной теорией содержания образования (В.В.Краевский, В.С. Леднев,
И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), формируется компетентностная теория содержания
образования. Ее разработчиками являются В.А. Болотов, О.Е. Лебедев, А.А.
Пинский, В.В.Сериков, И.Д. Фрумкин, Д.Б. Эльконин.

Компетентностный подход раскрывается через три основные
понятия:

·        
компетентности- содержательные обобщения
теоретических и эмпирических знаний, представлений в форме понятий, принципов,
смыслообразующих положений;

·        
компетенции — обобщенные способы действий,
обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности: социальная,
коммуникативная и др.

·        
метакачества — свойства, способности,
обуславливающие продуктивность выполнения любой профессиональной,
учебно-познавательной деятельности.

Если соотнести определения компетентности,
компетенции и метакачеств, данных Э.Ф. Зеером, с пониманием компетентности,
предложенным учеными московской педагогической школы, то можно понять, что многие
 понятия составляют суть определения компетентности В.А. Сластениным и его
единомышленниками[4].

       Изучая
статьи  С.Ф. Вольской и А.А. Зайцева, можно сказать, что правовая
компетентность есть «сложное явление, характеризуемое социальным, специальным,
индивидуальным и личностным компонентами, она выражается в наличии у педагога
не только знаний и умений в области применения отдельных норм права в
профессиональной деятельности, но и в повседневной гражданской жизни». Д.В.
Московцев также указывает на характеристику правовой компетентности, которая
включает в себя законодательную, нормативную, этическую, социальную,
информационную и психологическую составляющие. А.В. Коротун рассматривает
правовую компетенцию как свойство личности педагога, «основанное на признании
правовых ценностей, отражающее готовность и способность применить систему
правовых знаний и умений в осуществлении социально-правовой деятельности,
позволяющее личности мобилизоваться на эффективное выполнение данной
деятельности»

Проверка правовой
компетентности для педагогических работников:

В соответствии с Законом
«Об образовании» под образованием понимается

1) целенаправленный
процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства,
сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся)
установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)
(Преамбула закона «Об образовании»)

2) совокупность
преемственных общеобразовательных и профессиональных образовательных программ

3) формирование общей
культуры личности, адаптация личности к жизни в обществе, создание основы для
осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ [3].

     Правовая
компетентность педагога представляет собой интегрированное личностное качество
специалиста сферы образования, отражающее единство его теоретико-правовой
подготовленности и практической способности к правомерной реализации профессиональной
деятельности, осуществлению правового воспитания, защите прав и интересов
детей. Правовая компетентность педагога существенно отличается от правовой
компетентности специалистов других отраслей общественного производства,
поскольку она:

  • предполагает знание
    правовых норм и опыт их реализации не только в области повседневного
    взаимодействия граждан, но и в сфере образования;
  •  обеспечивает
    интеграцию педагогических и правовых норм в процессе регулирования
    образовательных отношений;
  •  служит средством
    развития правовой культуры учащихся;
  •  включает знание
    правового статуса ребёнка, выступает гарантом соблюдения и защиты прав
    несовершеннолетних учащихся (воспитанников);
  •  является
    предпосылкой правомерного поведения педагога в процессе его профессиональной
    деятельности;
  •  позволяет
    реализовывать и в случае необходимости отстаивать профессиональные права
    педагога.

    Уважение к праву
является значимым элементом ценностно-смыслового компонента правовой
компетентности. Уважительное отношение к праву в профессиональной
педагогической деятельности проявляется в добровольном подчинении фактического
поведения нормам, принципам и аксиомам права, закрепленным в различных его
источниках (законах, подзаконных нормативных правовых актах, договорах
нормативного характера и др.). Уважение к праву также может рассматриваться как
фактор, который исключает профессиональную небрежность педагога, его
безразличное отношение к социальному смыслу, назначению и результатам своей
деятельности. Принятие правовых ценностей позволяет педагогу формировать
аналогичные своим взгляды учащихся на роль права в регулировании общественных
отношений.

Еще одной правовой
ценностью, по мнению многих специалистов w области юриспруденции и педагогики,
является признание значимости прав человека. При этом имеется в виду наличие у
человека чувства собственного достоинства, осознания своих прав, умения их
реализовать и защитить. Это также признание прав других людей. Уважая себя как
личность, человек должен уважать права другого человека.

Педагогический работник как
субъект образовательных правоотношений должен четко осознавать, что его
деятельность» связана с соблюдением законных прав и интересов учащихся
(воспитанников). Вместе с тем, как показывает практика, многие в своей
деятельности-опираются не на правовые предписания, а на свои представления о
возможном и допустимом поведении[5].

Заключение. 

Правовая компетентность является неотъемлемой частью компетентности
современного педагога, отвечающего требованиям государства, а также исследователей,
занимающихся проблемами ее определения и формирования. Правовая компетентность
педагога включает в себя: когнитивный и поведенческий компоненты, ценностные
правовые установки, связанные с внутренним убеждением в необходимости
реализации норм права.

Формирование правовой компетентности происходит в процессе освоения
необходимых и систематизированных правовых знаний, которые являются наиболее
важными её элементами. Приобретение правовых знаний представляет собой
теоретико-познавательную деятельность, которая состоит в передаче, накоплении и
усвоении знаний, умений, навыков правового характера — знаний о праве, правовых
ценностях, принципах, нормах, умений и навыков получать, анализировать,
использовать (применять) эти правовые знания в реальной жизнедеятельности, в
профессиональной деятельности, а также в практике его реализации, умении
использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Полученные
знания должны перерасти в личное убеждение, в установку строго следовать
правовым предписаниям, а затем – во внутреннюю потребность и привычку соблюдать
правовые нормы, проявлять правовую активность 

Динамичное обновление законодательства, постоянные нововведения
общественной практики формируют необходимость особого внимания к проблеме правовой
подготовки педагогических кадров всех уровней. Правовая компетентность
преподавателя определяется уровнем его правосознания и правовой активности.
Основу такой его компетентности составляют система знаний и понимания права, а
также действий в соответствии с ними [1].

Список использованной
литературы

1. Колдина
М.И., Сундеева М.О., Татаренко М.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ // Международный студенческий
научный вестник. – 2018. – № 2. ;

2. http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/11175/2/2019kolosova.pdf
Развитие правовой компетентности у педагогов
дошкольной образовательной организации

3.
https://infourok.ru/kursyTested/index/936533836Конспект
основного содержания курса
«Профессиональные компетенции педагога в
рамках Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от
29.12.2012 и Федерального государственного образовательного стандарта общего
образования»

4. http://educoroang.ru/O_centre/projects/sip/razvitie- Развитие
правовой компетентности педагогов

5. http://www.dslib.net/obwpedagogikaПравовая
компетентность педагога современной школы

 

 

Автор: Макаусова Галина Владимировна

    ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА

Г.В. Макаусова, преподаватель профессионального модуля

ГБПОУ «Белореченский медицинский колледж» министерства здравоохранения Краснодарского края

Образование  играет в жизни человека очень важную роль. Человек связан с системой образования значительную часть своей жизни. Образование оказывает воздействие на социализацию, процесс становления личности, влияет на её активность, развитие духовно-нравственных качеств, творческих способностей, ответственности за поступки и действия, трудовую деятельность.

     Большинство родителей, когда приводят детей в образовательную организацию, ожидают, что педагоги, ведущие образовательный процесс, дадут их детям качественные знания, применив которые в дальнейшем, будущие специалисты будут профессионально грамотными, способными к профессиональному росту, и именно их деятельность будет направлена на дальнейшее социально-экономическое и культурное развитие нашей страны.

     Педагог должен быть не только профессионально грамотным, но и социально компетентным, часто – юридически грамотным, уметь организовывать, руководить и самому подчиняться, разрешать конфликты и принимать решения. Для этого педагогу необходимо знать нормативно-правовые документы и уметь применять их в практической педагогической  деятельности. Более того, профессиональный стандарт педагога требует от него правовой грамотности, т.е. педагог должен иметь правовую компетентность.

     Что же такое правовая компетентность?

     Правовая компетентность – это качество действий педагога, обеспечивающих эффективное использование в педагогической деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти; разработку локальных нормативных правовых актов; принятие решений в рамках существующей законодательной базы.

     Иными словами, правовая компетентность – это способность специалиста- профессионала ориентироваться в образовательной ситуации с позиции законодательства, решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.

     Основываясь на определении правовой компетентности  можно определить, что же входит в содержание правовой компетентности:

— знание основ нормативно-правовых документов образовательного процесса в контексте идей модернизации;

— выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности;

— умение защищать детей и подростков от неблагоприятного влияния социальной среды;

— умение обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса;

— умение вести документацию, необходимой педагогу.

Формирование правовой компетентности педагогов,  как профессионально необходимого качества,  может быть успешным лишь при определенных  условиях:

— знания педагогом своего правового статуса и правового статуса партнеров по образовательным отношениям (педагогов, учащихся, родителей);

— умения педагога реализовывать  и защищать свои права и интересы, а также уважать и защищать права и интересы  учащихся, родителей и своих коллег;

— применение  теоретических знаний по правовой компетентности в практической образовательной деятельности.

Какие же нормативно-правовые документы должен знать педагог и руководствоваться ими в своей работе?

Педагог должен знать:

— Конституция РФ.

— Конвенция о правах ребенка.

— Трудовой Кодекс РФ.

— Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации».

— Устав Учреждения.

— Локальные акты учреждения (положения, приказы, инструкции).

— Права и обязанности всех участников образовательного процесса.

— Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Что же нам нужно знать и уметь, чтобы иметь правовую компетентность?

Итак, чтобы иметь нормативно-правовую компетентность, необходимо знать Закон «Об образовании в Российской Федерации», нормативно-правовые документы, устав, локальные акты, знать свои права и обязанности.

Необходимо быть готовым к организации педагогической деятельности на основе законодательства об образовании; уметь правильно организовать свою деятельность на основании нормативно-правовых актов; уметь грамотно отстаивать свои права в сложной ситуации.

Таким образом, нормативно-правовая компетентность – это специальная профессиональная компетентность, которая  является одной из составляющих управленческой компетентности,  и которая необходима каждому современному педагогу для педагогической деятельности, это – требование времени и    профессионального стандарта.

     Эссе на тему «Профессиональная компетентность педагога»

     Что значит для меня- компетентность педагога? Я смотрела значение этого слова в разных словарях, везде оно трактуется примерно одинаково. Например, в словаре  С.И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области».

         В настоящее время понятие «компетентность» расширено, в него включены личностные качества человека.  Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

           Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

           Наверное, педагог,  как никто другой, должен быть компетентен во всех областях образовательной деятельности, ведь огромная ответственность за детей лежит на его плечах. Именно он закладывает азы самых положительных личностных качеств в каждого ребенка. В свою очередь, каждый родитель, отдавая свое «чадо» в руки педагога, хочет видеть в нем идеал, сочетающий в себе ум, внешнюю и душевную красоту, умение заботиться о детях и проявлять к ним искреннюю любовь, обладать творческими умениями и навыками, быть разносторонней личностью, готовой придти на помощь и дать достойный совет, уметь пользоваться различными технологиями, а также передавать свои знания и опыт в полной мере в соответствии с современными стандартами. Конечно это постоянная работа над собой и стремление к совершенству, но самое главное – это любовь к детям! Ведь именно она помогает двигаться вперед вместе с ними и каждый день узнавать что-то новое, открывая для себя интереснейший мир, мир детства, добра и любви! Кто, если не мы будем учить ребят смотреть на сложности современного мира и умению справляться с ними через призму доброжелательности, отзывчивости и уважению друг к другу? И кто, если не дети дадут толчок педагогу к самосовершенствованию и стремлению стать идеалом? Я считаю, что современный педагог, несомненно, должен идти в ногу со временем, быть вместе с ребятами, но чуть-чуть впереди, а главное быть человеком, имеющим доброе сердце, чего так не хватает сегодня.

         Педагог должен обязательно повышать свою профессиональную компетентность. Одной из форм повышения является самообразование. «Основой приобретения нужных для жизни знаний всегда было, есть и будет  самообразование»- Л.И. Коган.  Также формами, направленными на развитие компетентности педагога, могут быть: семинары-практикумы; прохождение различных курсов повышения квалификации;  проведение открытых мероприятий по обмену опытом педагогической деятельности и, конечно-же, желание педагога познавать и  самореализовываться.

     Каждый год к компетентности педагога современное общество предъявляет всё новые требования. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

— воспитательно-образовательной;

— учебно–методической;

— социально–педагогической.

Воспитательно–образовательная деятельность предполагает осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.
 Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает консультативную помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств.

Вывод: профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.

Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому, именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

Рыжкова Ольга Викторовна

Окончила Дагестанский Государственный Университет в 1996 году

Работаю учителем английского языка в МБОУ «Школа №15» с 1999 года.

Правовая компетентность учителя.

Развитие правового государства и формирование гражданского общества в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его

неотчуждаемых прав и свобод. Правовое государство представляет собой определенный политико-правовой режим функционирования государственной власти, где создаются все условия для всестороннего и гармоничного развития личности, общества в целом. Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Среди существующих условий и предпосылок успешного формирования и

функционирования правового государства следует назвать наличие в стране гражданского общества.

Под правовой компетентностью понимается готовность педагога эффективно использовать в своей профессиональной деятельности законодательные и иные нормативные правовые документы для решения соответствующих профессиональных задач. К нормативным документам можно отнести: Конституцию Российской Федерации; федеральные конституционные и федеральные законы Российской Федерации, в том числе Закон Российской Федерации «Об образовании», постановления Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; основные нормативные акты, регламентирующие деятельность государственно-управленческих, образовательных, педагогических, правоохранительных и воспитательных органов и учреждений. Также специфическую нормативную базу деятельности современного учителя составляют федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и примерные основные образовательные программы общеобразовательного учреждения, для работы с текстом которых необходима правовая компетентность. 
Требования к правовой компетентности учителя обусловлены государственной политикой Российской Федерации, которая направлена на формирование правосознания граждан, традиций безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует становлению России как современного цивилизованного государства.

Актуальность формирования правовой компетентности учителей нацелена на реализацию программ правового обучения и воспитания с целью повышения правосознания граждан, формирования правовой культуры общества и в итоге — построения правового государства с самостоятельным гражданским обществом. 
Правовое государство представляет собой определенный политико-правовой режим функционирования государственной власти, где создаются все условия для всестороннего и гармоничного развития личности, общества в целом. Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Среди существующих условий и предпосылок успешного формирования и функционирования правового государства следует назвать наличие в стране гражданского общества. 
Становление и развитие гражданского общества связано с существенным изменением социальных связей и структур, правовых и государственных отношений. Такое общество формируется по мере осознания каждым его членом собственной свободы, основанной на естественных неотчуждаемых правах.

Формирование правовой компетентности педагога включает в себя передачу знаний, умений в сфере правовых отношений и формирование навыков их применения в профессиональной деятельности, способствует правовой социализации личности педагога в общественной жизни. Правовая компетентность учителя должна формироваться последовательно в процессе повышения правосознания и правовой культуры его личности в учебно-воспитательном процессе. 
Структуру правовой компетентности учителя составляют такие компетенции, как: уважительное отношение к праву и закону, способность к восприятию правовой информации, умение работать с источниками профессиональной правовой информации, в том числе при помощи компьютера; способность осуществлять профессиональную педагогическую деятельность на основе развитого правосознания и правовой культуры. 
Развитие правовой компетентности учителя является одной из первоочередных задач современного профессионального педагогического образования. В процессе становления правового государства правовая подготовка педагогов — одно из важнейших направлений системы высшего профессионального педагогического образования, качество которого влияет на уровень правовой культуры будущего педагога как одного из существенных условий его компетентности. 

Правовая культура личности – это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность. Показателем правовой культуры является правовая активность личности. Одной из форм проявления правовой активности можно назвать добросовестную служебную деятельность. Правовая культура личности педагога способствует выработке стиля правомерного поведения, который, в свою очередь, формируется в зависимости от степени усвоения и проявления ценностей правовой культуры общества, специфики профессиональной деятельности учителя, индивидуальной неповторимости творчества каждой личности.

Культурный стиль правомерного поведения характеризуется постоянством соблюдения правовых принципов, спецификой решения жизненных проблем, выражающейся в особенностях выбора варианта правомерного поведения.

Ещё древнеримский учёный Квинтилиан писал, что учителем может быть высокообразованный человек, и только тот, кто любит, понимает, изучает детей. Он должен быть сдержанным, тактичным, знать меру похвал и наказаний, являть пример нравственного поведения для учеников. Проблема нравственности и морали учителя всегда являлась неотъемлемой частью профессиональной деятельности педагога. Учитель не только должен знать законы государства, но и следовать моральным принципам и своим примером прививать своим ученикам уважение к законодательству страны. На первом месте стоит воспитательная роль учителя, без которой невозможно обучение. В.Л.Сухомлинский считал, что «быть хорошим учителем можно только будучи хорошим воспитателем… Без участия в воспитательной работе вся педагогическая культура, все знания педагога являются мертвым багажом». Особенную актуальность в плане правовой культуры педагога обрели его слова о том, что «… чем лучше становится жить, чем больше ценностей бытового характера и духовной культуры предоставляется в распоряжение молодого поколения… тем труднее воспитывать, тем больше возрастает ответственность всех, причастных к воспитанию».

Правовая культура педагогов должна способствовать росту правосознания, формированию гражданской позиции обучающихся. 

Итак, одним из основных условий формирования должного уровня правовой культуры и правосознания общества является правовая компетентность педагогов. От ее уровня зависит повышение уровня правовых знаний педагогов, учащихся, их родителей, уважительное отношение к закону, сознание и чувство ответственности, активная и справедливая правовая позиция в сфере общественных отношений. 
Учитель, обладающий правовой компетентностью, должен иметь не только теоретические представления об определенных юридических нормах жизни, законах, но и применять эти знания в практической деятельности. Он должен быть готов к целенаправленной деятельности по трансляции правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов от одного поколения к другому, привитию ученикам специальных правовых знаний, навыков, правил поведения, связанных с совершением тех или иных юридически значимых действий, поступков. 

Введение

Развитие правового государства и формирование гражданского общества в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод. Правовое государство представляет собой определенный политико-правовой режим функционирования государственной власти, где создаются все условия для всестороннего и гармоничного развития личности, общества в целом. Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Среди существующих условий и предпосылок успешного формирования и функционирования правового государства следует назвать наличие в стране гражданского общества.Что такое правовая компетентность?Правовая компетентность – это качество действий педагога, обеспечивающих эффективное использование в педагогической деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти; разработку локальных нормативных правовых актов; принятие решений в рамках существующей законодательной базы.Иными словами, правовая компетентность – это способность специалиста- профессионала ориентироваться в образовательной ситуации с позиции законодательства, решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.Основываясь на определении правовой компетентности можно определить, что же входит в содержание правовой компетентности:- знание основ нормативно-правовых документов образовательного процесса в контексте идей модернизации;- выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности;- умение защищать детей и подростков от неблагоприятного влияния социальной среды;- умение обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса;- умение вести документацию, необходимой педагогу.Формирование правовой компетентности педагогов, как профессионально необходимого качества, может быть успешным лишь при определенных условиях:- знания педагогом своего правового статуса и правового статуса партнеров по образовательным отношениям (педагогов, учащихся, родителей);- умения педагога реализовывать и защищать свои права и интересы, а также уважать и защищать права и интересы учащихся, родителей и своих коллег;- применение теоретических знаний по правовой компетентности в практической образовательной деятельности.Правовая компетентность педагогаПод правовой компетентностью понимается готовность педагога эффективно использовать в своей профессиональной деятельности законодательные и иные нормативные правовые документы для решения соответствующих профессиональных задач. К нормативным документам можно отнести: Конституцию Российской Федерации; федеральные конституционные и федеральные законы Российской Федерации, в том числе Закон Российской Федерации «Об образовании», постановления Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; основные нормативные акты, регламентирующие деятельность государственно-управленческих, образовательных, педагогических, правоохранительных и воспитательных органов и учреждений. Также специфическую нормативную базу деятельности современного учителя составляют федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и примерные основные образовательные программы общеобразовательного учреждения, для работы с текстом которых необходима правовая компетентность.  Требования к правовой компетентности учителя обусловлены государственной политикой Российской Федерации, которая направлена на формирование правосознания граждан, традиций безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует становлению России как современного цивилизованного государства.Актуальность формирования правовой компетентности учителей нацелена на реализацию программ правового обучения и воспитания с целью повышения правосознания граждан, формирования правовой культуры общества и в итоге — построения правового государства с самостоятельным гражданским обществом. Правовое государство представляет собой определенный политико-правовой режим функционирования государственной власти, где создаются все условия для всестороннего и гармоничного развития личности, общества в целом. Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Среди существующих условий и предпосылок успешного формирования и функционирования правового государства следует назвать наличие в стране гражданского общества.  Становление и развитие гражданского общества связано с существенным изменением социальных связей и структур, правовых и государственных отношений. Такое общество формируется по мере осознания каждым его членом собственной свободы, основанной на естественных неотчуждаемых правах.Формирование правовой компетентности педагога включает в себя передачу знаний, умений в сфере правовых отношений и формирование навыков их применения в профессиональной деятельности, способствует правовой социализации личности педагога в общественной жизни. Правовая компетентность учителя должна формироваться последовательно в процессе повышения правосознания и правовой культуры его личности в учебно-воспитательном процессе.  Структуру правовой компетентности учителя составляют такие компетенции, как: уважительное отношение к праву и закону, способность к восприятию правовой информации, умение работать с источниками профессиональной правовой информации, в том числе при помощи компьютера; способность осуществлять профессиональную педагогическую деятельность на основе развитого правосознания и правовой культуры.  Развитие правовой компетентности учителя является одной из первоочередных задач современного профессионального педагогического образования. В процессе становления правового государства правовая подготовка педагогов — одно из важнейших направлений системы высшего профессионального педагогического образования, качество которого влияет на уровень правовой культуры будущего педагога как одного из существенных условий его компетентности. Правовая культура личности – это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность. Показателем правовой культуры является правовая активность личности. Одной из форм проявления правовой активности можно назвать добросовестную служебную деятельность. Правовая культура личности педагога способствует выработке стиля правомерного поведения, который, в свою очередь, формируется в зависимости от степени усвоения и проявления ценностей правовой культуры общества, специфики профессиональной деятельности учителя, индивидуальной неповторимости творчества каждой личности.Культурный стиль правомерного поведения характеризуется постоянством соблюдения правовых принципов, спецификой решения жизненных проблем, выражающейся в особенностях выбора варианта правомерного поведения.Ещё древнеримский учёный Квинтилиан писал, что учителем может быть высокообразованный человек, и только тот, кто любит, понимает, изучает детей. Он должен быть сдержанным, тактичным, знать меру похвал и наказаний, являть пример нравственного поведения для учеников. Проблема нравственности и морали учителя всегда являлась неотъемлемой частью профессиональной деятельности педагога. Учитель не только должен знать законы государства, но и следовать моральным принципам и своим примером прививать своим ученикам уважение к законодательству страны. На первом месте стоит воспитательная роль учителя, без которой невозможно обучение. В.Л.Сухомлинский считал, что «быть хорошим учителем можно только будучи хорошим воспитателем… Без участия в воспитательной работе вся педагогическая культура, все знания педагога являются мертвым багажом». Особенную актуальность в плане правовой культуры педагога обрели его слова о том, что «… чем лучше становится жить, чем больше ценностей бытового характера и духовной культуры предоставляется в распоряжение молодого поколения… тем труднее воспитывать, тем больше возрастает ответственность всех, причастных к воспитанию».Правовая культура педагогов должна способствовать росту правосознания, формированию гражданской позиции обучающихся. Итак, одним из основных условий формирования должного уровня правовой культуры и правосознания общества является правовая компетентность педагогов. От ее уровня зависит повышение уровня правовых знаний педагогов, учащихся, их родителей, уважительное отношение к закону, сознание и чувство ответственности, активная и справедливая правовая позиция в сфере общественных отношений. Учитель, обладающий правовой компетентностью, должен иметь не только теоретические представления об определенных юридических нормах жизни, законах, но и применять эти знания в практической деятельности. Он должен быть готов к целенаправленной деятельности по трансляции правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов от одного поколения к другому, привитию ученикам специальных правовых знаний, навыков, правил поведения, связанных с совершением тех или иных юридически значимых действий, поступков. Нормативно-правовые документы Полный перечень нормативно-правовых документов есть в дополнительных общеобразовательных программах каждого педагога, в прошлом году мы уже с ними подробно знакомились. Сейчас я только напомню самые основные документы, которыми должен руководствоваться в своей деятельности каждый педагогический работник.Педагог должен знать:- Конституция РФ;- Конвенция о правах ребенка;- Трудовой Кодекс РФ;- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;- Законодательные акты Минобрнауки РФ, Крыма;- Решения городского органа управлением образования;- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 29.08.2013г. № 1008);- Требования СанПин 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014г.;- Устав Учреждения;- Локальные акты учреждения (Положения. Приказы, инструкции);- Права и обязанности всех участников образовательного процесса;- Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.Трудовой Кодекс – это обязательный документ, который необходимо знать каждому работнику, и не только педагогическому, потому что вся деятельность работника регламентирована Трудовым Кодексом, с ним мы сталкиваемся каждый день. На основании этого документа осуществляется прием на работу, увольнение, предоставление отпусков, дней отдыха, доплат, социальных пособий и льгот, разрешение трудовых споров, организации труда с соблюдением условий техники безопасности и охраны труда. Согласно Трудовому Кодексу государство гарантирует трудовые права и свободы граждан, создание благоприятных условий труда, защиту прав и интересов работников и работодателей.Основный нормативный документ, касающийся осуществления образовательной деятельности – это Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.В Законе «Об образовании в Российской Федерации» статья 75 посвящена Дополнительному образованию, в которой определено, что дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формировании культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени.Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные способностиДополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные.Содержание дополнительных общеобразовательных программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.Как организовать и осуществлять образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам определяет очень важный документ, который так и называется «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 29.08.2013г. № 1008);Согласно этому Порядку занятия осуществляются по общеразвивающим дополнительным общеобразовательным программам технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической направленности.Реализуются они в течение всего календарного года, включая каникулярное время, и ежегодно обновляются с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.Группы формируются из обучающиеся одного возраста или разного возраста.Обучающиеся имеют право заниматься в нескольких коллективах, менять их.Расписание занятий объединения составляется администрацией по представлению педагога с учетом пожеланий учащихся и родителей, возрастных особенностей учащихся для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся.При реализации дополнительных общеобразовательных программ в образовательной организации могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные занятия, могут проводиться массовые мероприятия.Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов организовывается образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам, адаптированным для этих категорий детей с учетом особенностей их психофизического развития. Для обучения таких категорий обучащихся необходимо создание определенных условий.Что нужно знать и уметь, чтобы иметь правовую компетентность?Итак, чтобы иметь нормативно-правовую компетентность, необходимо знать Закон «Об образовании в Российской Федерации», нормативно-правовые документы, устав, локальные акты, знать свои права и обязанности.Необходимо быть готовым к организации педагогической деятельности на основе законодательства об образовании; уметь правильно организовать свою деятельность на основании нормативно-правовых актов; уметь грамотно отстаивать свои права в сложной ситуации.Функции нормативно-правовой компетентности, или проще говоря, где в своей работе мы можем применить свою правовую компетентность:- в разработке дополнительной общеобразовательной программы согласно нормативным документам и ее реализации;- в рациональной организации процесса обучения с целью сохранения здоровья учащихся;- в организации контроля за результативностью обучения и воспитания;- в непосредственной деятельности педагога дополнительного образования согласно должностным инструкциям и функциональным обязанностям;- в участии в общественных органах управления учреждения и управлении коллективом детского объединения;- при ведении документации педагога дополнительного образования.

Заключение

Таким образом, нормативно-правовая компетентность – это специальная профессиональная компетентность, которая является одной из составляющих управленческой компетентности, и которая необходима каждому современному педагогу для педагогической деятельности, это – требование времени и профессионального стандарта.
Список литературы

Образовательное право: учебное пособие для бакалавров./ Под общ. ред. Д.А. Аксёновой. – М.: Книгодел, 2016. – 312 с.Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 000–ФЗ от 01.01.01 г. (с изм. от 01.01.2001 г.)] // Российская газета. — 2012 — 31 декабря.Российская Федерация. Законы. О трудовых пенсиях в Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 000–ФЗ от 01.01.01 г. (с изм. от 01.01.2001 г.)] // Российская газета. — 2001 — 20 декабря.Российская Федерация. Постановление Правительства РФ. О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого предоставляемого педагогическим работникам [Текст]: [Постановление № 000 от 01.01.01 г. (с изм. от 01.01.2001 г.)] // Российская газета. — 2002 — 05 октября.Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]: [Федеральный закон № 000–ФЗ от 01.01.01 г. (с изм. от 01.01.2001 г.)] // Российская газета. — 2001 — 31 декабря.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *