Эссе по требованиям академического письма

Довольно часто студенты, не справившись с эссе, начинают думать, что у них просто нет дара к письму. Тем не менее, академическое эссе — это жанр с определёнными правилами, а потому написание добротного эссе предполагает в большей степени не дар, а дисциплину ума. Кроме того, академическое эссе — принципиально масштабируемый жанр. Именно поэтому в некоторых академических традициях эссе является ключевым элементом образовательного процесса: эссе пишутся каждую неделю, ведь научившись делать эссе на пять абзацев, вы понимаете, как можно адаптировать это знание для курсовой, статьи или диссертации. IQ публикует подробное руководство по написанию академических эссе от Алексея Плешкова, директора ИГИТИ им. Полетаева НИУ ВШЭ, и Ольги Алиевой, доцента Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ, в котором они объясняют некоторые конвенции жанра и делятся советами по улучшению техники письма. Впервые этот материал увидел свет на сайте Antibarbari HSE — Греко-латинский клуб ВШЭ.

1. Что такое академическое эссе

1.1. Академическое эссе — это не художественный очерк

Слово «эссе» порой вводит в заблуждение, поскольку в русском языке оно обозначает «очерк, трактующий литературные, философские, социальные и другие проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме». Академическое эссе имеет не «свободную форму», а довольно строгую структуру.

1.2. Академическое эссе — это не философская эссеистика

Понятие «философская эссеистика» ассоциируется с теми текстами, в которых «подчеркнуто выражен индивидуальный взгляд на переживаемый и описываемый феномен, предмет или событие». Этот жанр вы, возможно, тоже в свое время освоите, но не надо приступать к его освоению, когда преподаватель ждёт от вас академическое эссе (и уж тем более, когда академическое эссе вы подаёте в пакете заявки на грант, программу обмена и т.п.). Вашим переживаниям на заданную тему не место в академическом тексте (хотя никто не мешает проявлять вашу индивидуальность через чёткую артикуляцию собственного мнения).

1.3. Академическое эссе — это небольшое исследовательское высказывание

Академическое эссе — это текст, в котором вы обосновываете тот или иной тезис (см. 2.2.3), как правило полемического характера.

Ваша задача — доказать утверждение, исходя из некоторой перспективы, убедить в чём-то читателя. Или по крайней мере показать, что вы владеете способами доказательства и убеждения, принятыми в вашей области знания (а для этого надо знать хотя бы базовую литературу).

Ваша главная аудитория — это преподаватель или рецензент; подбирайте аргументы, исходя из этого. Не надо притворяться, что вы пишете для «широкого круга интересующихся читателей». Помните, что академическое эссе, как и любой научный текст, — это всегда диалог с вашими коллегами или с теми исследователями, которые занимались этим вопросом до вас. Если вы совсем не представляете себе научное поле, то, скорее всего, эссе написать не получится.

Тем не менее, в эссе вы демонстрируете не начитанность, а способность к автономному суждению: у вас есть мысль или идея, для которой вы можете привести достаточные основания, чтобы с ней считался любой рациональный читатель. Sapere aude, «дерзай знать» — или, как интерпретировал эту максиму Иммануил Кант, «имей мужество пользоваться собственным умом!»

Таким образом, академическое эссе — это небольшая исследовательская работа, которая отличается от курсовой объёмом (фокусом): если в курсовой перед вами стоит обычно 2–3 взаимосвязанных вопроса (цель и необходимые для достижения цели задачи), на которые вы отвечаете в 2–3 главах, то эссе — это обычно ответ на один конкретный вопрос.

2. Структура эссе

2.1. Базовая структура

Эссе состоит из названия (да, преподаватель дает вам тему, название — уже часть эссе, которое требует навыка), введения, основной части и заключения.

2.2. Введение

2.2.1. Объём введения

В небольшом эссе введение — это обычно первый абзац (5–7 предложений, обязательно фиксирующий тезис вашей работы). При необходимости введение может быть и больше, но не более 1/5 вашей работы.

2.2.2. Организация введения

Самый простой способ организации введения — по принципу воронки. Вы начинаете с описания общей проблематики эссе, обозначаете её важность, уточняете дисциплинарную область и, наконец, приходите к конкретике собственного тезиса (см. ниже 2.2.3). Также во введении можно использовать «крючки» (hooks) — это разнообразные интересности, которые, на ваш взгляд, заставят читателя продолжить чтение. Это может быть история (анекдот), связанная с проблемой, неожиданный факт или шутка. Тем не менее, введение — не конкурс КВН: всё должно быть в меру и оправдано.

Пример введения по «принципу воронки»

Начиная с ранних греческих мыслителей – Анаксимандра, Парменида, Эмпедокла, – время так или иначе оказывается в центре внимания крупнейших европейских философов. Однако, несмотря на внушительную историческую глубину обсуждения, можно довольно точно определить время и место рождения современной философии времени. В 1908 году в журнале «Mind» вышла статья преподавателя Кембриджского университета Джона Эллиса МакТаггарта «Нереальность времени». Это исследование положило начало почти столетнему спору между А- и B-теориями времени. Хотя B-теория сегодня видится наиболее обоснованной с точки зрения естественных наук, именно А-теория обладает значительными преимуществами для философского осмысления природы времени.

Пример «крючков»

«Время» — третье наиболее часто употребляемое существительное в русском языке, в первой десятке вместе с ним — «год» (1-е место) и «день» (6-е). Согласно Оксфордскому словарю английского языка, «time» — самое распространенное существительное в современном lingua franca, и в первой десятке вновь — и «день» (5-е), и «год» (3-е). Сходное положение, по всей видимости, обнаружится во многих современных языках.

NB! Здесь необходимо не забыть подтвердить высказывание ссылками.

2.2.3. Формулировка тезиса

Ваше введение подчинено задаче формулировки тезиса, который складывается из двух элементов: темы (то, о чем вы говорите) и определяющей мысли (то, что вы об этом говорите). И то, и другое должны быть достаточно конкретны.

 Тезис не обязательно анонсировать («моё эссе о…», «мой тезис состоит в том, что…»). Если вы выбрали удачный тезис и убедительно его сформулировали — читателю и так будет понятно, что это — тезис.

 Не надо подменять тезис фактом. Факт — это то, что есть. Тезис — это некоторое суждение, истинность которого должна быть доказана.

 Не надо апеллировать к популярному или общему мнению. Это просто неинтересно.

 Контролировать обе части тезиса (тема + определяющая идея). Случайная замена любой из частей тезиса грозит логической ошибкой (потеря тезиса). Специальная — логической уловкой (подмена тезиса).

2.2.4. Что ещё написать во введении

Если объём предполагаемого эссе позволяет, частью введения могут стать:

(a) ключевые термины и понятия — в случае, если вы используете специфическую терминологию, отличную от характерного для вашей (суб)дисциплинарной области метаязыка;

(b) методология, если это важно для вашего исследования (если ваши главные методы — синтез и анализ, диалектика или сравнение, то лучше не прописывать методологию вовсе);

(c) состояние исследовательского поля, но не нужно описывать все релевантные исследования «от Адама до Потсдама». Вы можете выделить две-три точки зрения, которые явным образом друг с другом конфликтуют, и обозначить свою позицию в этом конфликте;

(d) план. Конечно, если у вас двухстраничное эссе, то план избыточен. Но если вы пишите большую работу — можно зафиксировать для читателя, как вы будете двигаться.

N.B.: Ничто не встречается во вступлении так часто, как «родился… жил… умер…» — и лишь крайне редко эти биографические очерки бывают оправданы. Вы пишете не статью для Википедии.

2.3. Основная часть

2.3.1. Сильные абзацы

Основная часть — это ваши рассуждения, призванные доказать выдвинутый во введении тезис. В эссе вообще нет и не может быть никакой «воды»: каждый абзац играет свою понятную читателю роль.

Старайтесь писать сильными абзацами. Конечно, бывают случаи, когда отказ от «сильных абзацев» оправдан логически или риторически. Но пока вы учитесь, лучше взять за правило писать исключительно сильными абзацами.

(a) Сильный абзац — это «микромодель» самого эссе.

(b) Тематическое предложение (topic sentence) — «микротезис» абзаца. В нём обязательно представлены тема и определяющая мысль: то есть это вспомогательный тезис, сохраняющий связь с тезисом всего эссе.

(c) Обоснование — это всегда аргументация в поддержку тематического предложения, а не свободное рассуждение на тему эссе.

(d) Детали (например, цитата) и примеры всегда подчинены тезису и обоснованию.

(е) Заключение не только подводит итог абзаца (в этом смысле, оно должно быть очевидно связано с тематическим предложением), но и позволяет подготовить переход к следующему абзацу как смысловой единице (например, через ключевые слова).

N.B. Иногда бывает, что у вас есть цитата или пример, которые, на ваш взгляд, идеально подходят для обоснования вашего тезиса. Эту цитату или пример нельзя вывалить на читателя просто так: нужно подготовить для них сильный абзац, то есть подвести обоснование и тематическое предложение, а затем привести заключение.

2.3.2. Связность текста

(a) Следите за логичностью переходов и общей связностью текста. Но не пытайтесь подменить переходы «водой»: помните, что в хорошем эссе нет не только лишних абзацев, но и лишних предложений и даже слов.

(b) Не теряйте тезис своего эссе. Его потеря — это ошибка или уловка (см. 2.2.3), кроме того — угроза затопления эссе ненужной водой (см. 2.3.1).

(c) Используйте вводные слова (во-первых, во-вторых, таким образом, вместе с тем, однако, следовательно, тем не менее и пр.). Вводные слова — это важные маркеры хода вашего рассуждения.

2.3.3. Тема и рема

Есть простые техники, которые позволяют добиться связности текста. Например, правило темы и ремы: предложение состоит из уже известной информации (тема, англ. topic) и новой, добавляющейся информации (рема, англ. focus), которая по мере развития повествования/аргументации сама становится темой. Это задаёт определенный ритм повествования: новое становится известным + добавляется новое, и опять новое становится известным + добавляется новое и т.д. Подробнее о коммуникативной структуре предложения смотри на сайте «Русская корпусная грамматика».

 Тема и рема не обязательно совпадают с грамматическими подлежащим и сказуемым. Например, в предложении «Эта тема исследована удивительно плохо» новая информация выражена наречиями «удивительно плохо».

 Рема обычно, но не всегда, ставится после темы. Критерием, позволяющим определить состав и темы и ремы, является вопрос, который может быть поставлен к предложению.

 Тема — не всегда известная информация. Иногда это что-то новое, но, как правило, предполагавшееся в предыдущем контексте («zoom in» эффект).

Попробуем разобрать один пример из эссе про аналитическую философию времени.

Обсуждение времени в современной аналитической философии [тема, задана темой эссе] обусловлено базовой концептуализацией, предложенной Джоном Эллисом МакТаггартом [рема]. В есть статье «Нереальность времени» (1908 г.) [тема, подхватывает и «приближает» рему предыдущего предложения] артикулируется два способа понимания времени [рема]. Во-первых, как А-ряда [контрастная тема], предполагающего наличие у объектов объективных, но изменчивых темпоральных свойств или «А-свойств» [рема]. Во-вторых, как B-ряда [контрастная тема], предполагающего только фиксированные транзитивные и ассиметричные отношения или В-отношения [рема]. Соответственно, дискуссии о времени в современной аналитической философии [тема] могут быть описаны как противостояние А- и B-теоретиков времени [рема], хотя эти позиции и претерпели значительное изменение по сравнению с исходной интуицией МакТаггарта [подводка к новому абзацу].

2.4. Заключение

(a) Напомните основный тезис вашего эссе. Если вы его не потеряли (осознанно или нет) на протяжении всего текста — уже хорошо!

(b) Суммируйте ваши основные аргументы. Речь идет про аргументативное эссе, ваши рассуждения — и есть ваш главный вклад.

(с) Не стоит предлагать новую информацию в заключении. Если на этапе написания заключение вам в голову пришла новая идея или новый аргумент, он заслуживает места в теле эссе. В таком случае нужно пересмотреть структуру и найти для него место там. Заключение — не для нового, а для заключения.

(d) Будьте краткими. Ваш читатель дошел с вами до конца. Не нужно испытывать его.

(d) Ваше заключение дает вашему читателю понять, что эссе закончено. Это не значит, что вы должны анонсировать завершение эссе («сим завершаю»): хорошее заключение говорит само за себя.

3. Оформление эссе

Требованию к оформлению могут отличаться, мы ограничимся указанием лишь на самые общие принципы.

3.1. Цитирование и парафраз (кавычки и сноска)

(а) Всегда, когда используете чужие слова (прямое цитирование) или «идеи» (косвенное цитирование или парафраз), вы должны дать понять своему читателю, что это не ваши слова или идеи. Даже если вы ужали большой объём чужого текста в один собственный абзац (а это, безусловно, серьёзная и творческая работа), необходимо сделать сноску. Текст не становится вашим от того, что вы внимательно его проработали.

(b) Ссылки на книги и статьи целиком, если вы используете конкретное высказывание или конкретную идею — ошибка: указывайте страницу или диапазон страниц.

(с) За редким исключением, тексты не самозарождаются в интернете. Ссылка на цифровую версию (без страниц), если существует печатная версия (со страницами) — дурной тон.

(d) Про цитирование античных авторов можно посмотреть видео.

3.2. Корректная грамматика и пунктуация

Для начала запаситесь «Справочником по правописанию и литературной правке» Д.Э. Розенталя и обращайтесь к нему во всех спорных случаях. Проверить написание и значение слов можно на сайте gramota.ru. Опасайтесь паронимов!

3.3. Форматирование текста

Об основных ошибках форматирования можно подробно прочитать вот в этом материале на сайте Antibarbari HSE — Греко-латинский клуб ВШЭ.
IQ

При поступлении во многие высшие учебные заведения абитуриентов просят написать академическое эссе.

В статье мы расскажем, как написать академическое эссе, какая у него структура и какую тему выбрать для этого вида работы. В конце вас ждут готовые образцы академического эссе.

Кстати, мы уже писали о видах и формах эссе. Чтобы не пропустить новые публикации, подписывайтесь на Telegram-канал. Там мы собрали интересные предложения для вашей учебы.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Для чего пишут академическое эссе

Академическое эссе — это небольшое исследование будущего студента.

Академическое эссе, как и сочинение, включают в портфолио абитуриента. Оно имеет достаточно большой вес при поступлении. У такого вида работы есть свои цели и задачи:

  • с помощью эссе оценивают способность студента структурировать информацию и мыслить логически;
  • качественное эссе показывает, насколько хорошо абитуриент может работать с источниками информации, выбирать главное и отсеивать второстепенное;
  • академическое эссе показывает приемной комиссии особенности мышления будущего студента.

Как выбрать тему для академического эссе

Некоторые вузы дают готовый список тем для академического эссе, другие оставляют этот момент на выбор потенциального студента.

Лучше, чтобы тема эссе была понятна абитуриенту и находила в нем отклик. Ведь при написании такого эссе не получится отделаться шаблонными фразами. Важно показать свои рассуждения и дать работе свою эмоциональную окраску.

Кстати, лучше не брать из списка слишком легкую тему для эссе. Скорее всего, эту тематику взяли многие абитуриенты. Написать что-то необычное и цепляющее будет в этом случае сложно.

Если тема для академического эссе свободная, лучше не брать такие спорные тематики как религия, политика, личные убеждения.

Как понять, в каком стиле надо писать академическое эссе

По стилю изложения эссе может быть разного направления: описание, рассуждение, сравнение. Чтобы понять, какой стиль у конкретного академического эссе, надо посмотреть на формулировку темы. Там и будут подсказки для определения стиля:

  1. Если тема эссе начинается со слова «опишите», то от автора требуется просто описать определенные факты, события и выделить из этого главное.
  2. Если в формулировке темы просят объяснить что-либо, то тогда автор должен проанализировать тему, показать причины и следствия в рамках заданной тематики.
  3. Эссе, которое начинается со слова «докажите», должно содержать аргументы автора и прямые доказательства.
  4. Когда тематика академического эссе содержит слова «сравните» или «проведите аналогию», то в таком эссе надо сравнить или сопоставить идеи, произведения, теории и т.д.

Требования к академическому эссе

У каждого вуза свои требования к академическому эссе. Ознакомиться с ними можно на сайте учебного заведения.

Академическое эссе сильно отличается от других видов работ, например, от мотивационного письма. Главное отличие — это строгая структура текста и особый стиль изложения.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Академическое эссе

Перед написанием академического эссе можно составить план работы

Структура

Обычно, эссе включает такие структурные элементы как:

  • введение;
  • тезисы;
  • аргументы;
  • выводы и заключение.

Введение в академическом эссе должно быть интересное и цепляющее, монотонные и однотипные высказывания не подойдут. Оно не должно быть объемное, надо постараться обрисовать тему и само эссе в нескольких предложениях:

Мой выбор — профессия юриста. Почему я выбрал профессию юрисконсульта? Потому что профессия юрисконсульта является основой знаний для каждого человека, которые необходимы для того, чтобы человек мог самостоятельно эффективно защищать свои права и интересы. По истечении многих лет можно назвать известных людей в этой профессии: Кони А.Ф., Урусов А.И., Плевако Ф.Н., Руденко Р.А., Муравьев Н.В., Спасович В.Д., Александров П.А., Андреевский С.А., Арсеньев К.К., Пергамент О.Я. и так далее (вступление академического эссе по праву). 

Тезис — это основа, на которой строится вся работа. Он помогает приемной комиссии уловить суть эссе и его направление. При формулировке тезиса не стоит использовать вопросы. Тезис должен отражать предположения автора и быть в утвердительной форме.

Эта профессия довольно интересна, а также перспективна сегодня. Я хотел бы помочь людям, которые защищены законом и государством, но не обладают знаниями или способностью защищать свои законные интересы в суде (тезис академического эссе по праву). 

Аргументация — это доказательства автора. Тут абитуриент описывает причины, которые привели к постановке тезиса. Аргументы должны относиться к самому тезису, а не ко всей теме:

Юрисконсульты должны уметь работать не только с бумагами и верховенством закона. С другой стороны, они должны быть в состоянии передать свои знания людям. И это намного сложнее, чем работа с бумагами. В процессе реализации своих полномочий юрисконсульты общаются с разными людьми, у которых разные характеры, их отношение к миру, индивидуальные особенности мышления, память, разный уровень развития. И все это необходимо учитывать, чтобы правильно ориентироваться в сложившейся ситуации, находить правильные решения, удовлетворять человека (аргументация академического эссе по праву). 

В заключении надо сделать свои собственные выводы и завершить мысль. Можно кратко повторить тезис и подытожить все эссе:

Профессия юрисконсульта требует всю жизнь подчинить лозунгу: «Знай закон, служи закону, защищай закон». Только человек, который строит свою профессиональную деятельность на моральных стандартах, основанных на принципах добра, чести, правды и справедливости, может помочь другому человеку решить его судьбу (заключение академического эссе по праву).

Объем и стиль написания

Объем академического эссе зависит от требований конкретного учебного заведения. Обычно, это от 4 до 20 тысяч знаков. Не надо лить воду, в академическом эссе главное — это содержание.

Стиль изложения академического эссе — деловой. Лучше не употреблять слишком много научных терминов, можно разбавить их лирическими выражениями. Приемная комиссия должна увидеть, что абитуриент хорошо разбирается в требованиях к академическому эссе и придерживается их.

Вопросы к академическому эссе

Перед написанием академического эссе задайте себе такие вопросы:

  1. Что я хочу рассказать членам комиссии? Как мне сформулировать это емко и ясно?
  2. Почему то, о чем я пишу, имеет значение для меня? 
  3. Как я могу доказать свое мнение?
  4. Что я бы сказал об этом эссе, если бы его написал другой абитуриент?

Как правило, ответы на эти вопросы подскажут автору, в каком направлении двигаться и что писать.

Академическое эссе: примеры работ

Посмотрите готовый образец и примеры академического эссе:

Эссе для поступления в магистратуру

Евангельские образы и смыслы в сказках А.С.Пушкина
    Чтение классической русской литературы является одним из способов постижения Евангелия. А в истории русской литературы стоит всем нам известная личность А.C. Пушкина. Кто изучал его биографию, тот знает, что характер у Пушкина был противоречивый. Очень темпераментный и энергичный. Он часто попадал в плен страстей, увлечений. Но, в то же время, у него с самой ранней юности была духовная жажда, духовный поиск. И постепенно он вышел из этой поры юношеских увлечений. И в результате его настольной книгой стало Священное Писание.
    Эта любовь у Пушкина выразилась даже в том, что он стал изучать древнееврейский язык и заявлял, что хочет читать книги Библии на языке оригинала. Также Пушкин говорил, что без любви к Священному Писанию невозможно даже стать настоящим человеком. И плодом такой тяги к книге Библии выразился во многих его произведениях, но ярче всего в сказках.
    Наиболее откровенными и частыми образы и смыслы Евангелия встречаются нам в поучительной сказке-притче «Сказка о рыбаке и рыбке». В ней  при желании можно увидеть очень много евангельских образов и смыслов. Постараемся найти  рассмотреть их.
     Главные герои этой сказки нам  известны: злая старуха, послушный   старик и всемогущая золотая рыбка. Но и другие, неодушевленные участники сказки-притчи – море, корыто,землянка – имеют библейское значение. Лейтмотивом этой сказки может послужить премудрость Соломона: «Надеющийся на богатство свое упадет»(Притч. 11: 28).  
    На евангельский подтекст указывает число лет живших у моря старика и старухи – тридцать лет и три года – возраст Христа. Рыбка – раннехристианский символ Господа Иисуса Христа. Золото – символ божественности, святости и вечности.
    На евангельский подтекст указывает число лет живших у моря старика и старухи – тридцать лет и три года – возраст Христа. Рыбка – раннехристианский символ Господа Иисуса Христа. Золото – символ божественности, святости и вечности.
    Кем же могут являться старик и старуха, которые живут в землянке? Землянка (земля) – это тело человеческое, из земли оно создано (см.: Быт. 2: 7), старик – это ум, старуха – это сердце человека. Море – это жизнь человеческая (житейское море).
    Старуха (сердце) все время находится в землянке (доме, тереме, дворце), то есть сердце не выходит за пределы своего тела. Старик (ум) ходит по всему свету, житейскому морю и приносит сердцу разные вести, в том числе и чудесные.
Старик (ум) закидывает сеть (невод) в море. По Феофилакту Болгарскому, такой образ означает глубину мыслей, познаний человека.
Раз он в море закинул невод, –
Пришел невод с одною тиной.
Тина в данном случае – нечто мелкое, суетное.
    Он в другой раз закинул невод,
    Пришел невод с травою морскою.
    Трава часто встречается в Библии как символ временного, преходящего, непостоянного: Человек – что трава, дни его, как полевой цветок, так и он отцветает (Пс. 102: 15). Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал (1 Пет. 1: 24).
В третий раз закинул он невод, –
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, – золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь».
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!»
    Каждый человек в своей жизни так или иначе встречается с Господом, но не узнает Его. Иногда в виде странников, или нуждающихся, болящих, в темнице томящихся (Мф. 25: 31–46). Более того, по православному учению, в ближнем мы должны видеть Господа. 
Откуп, о котором говорит рыбка, – это напоминание об откупе за нашу бессмертную душу: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16: 26). Как же может откупаться всемогущая золотая рыбка, исполняющая любые желания и по своей воле попадающая в человеческие руки? Здесь аналогия с добровольными страданиями Христа от рук человеческих.
С корыта начинаются требования старухи, а заканчиваются земным царством. Как это похоже на удовлетворение страстей чревоугодия и тщеславия, тех искушений, пред которыми не устоял Адам и которые отразил Господь Иисус Христос. 
Чем больше просит старуха, тем пуще она злится. Интересную аналогию можно провести между старухой, которая хочет стать царицей, и реальной исторической личностью. Такою была императрица Евдоксия, негласная правительница при слабом императоре Аркадии. Святитель Иоанн Златоуст открыто обличал ее из-за неумеренной роскоши и греховного поведения. За это Евдоксия приговорила святого к смертной казни, заменив ее изгнанием Златоуста из Константинополя. 
И чем сильнее человеческое безумие, тем выше волны бурного моря мирских страстей. Старуха приказывает старику:
«Воротись, поклонися рыбке,
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».
Мы знаем, кто хотел стать превыше Бога и чем это закончилось. К сожалению, в этой сказке старик и старуха совершают ту же ошибку, когда задумывают стать выше Бога. И остаются у разбитого корыта.
    Старик и старуха, составляя единое целое – душу человеческую, повторяют грехопадение Адама, не устояв перед искушением страстей: чревоугодия, сребролюбия, тщеславия, а напоследок и сатанинской гордыни, пожелав властвовать над золотой рыбкой.
    Все мы похожи на старика, ходящего по краю моря и не узнающего Господа! А Господь нас спрашивает: «Какой выкуп ты дашь за свою душу? Чего тебе надобно? Где твое сокровище, где твое сердце?  (ср.: Мф. 6: 21). 

  1. Феномен одиночества (философия).
  2. Реклама и PR (маркетинг).
  3. Человек и общество (обществознание).

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Теперь вы знаете, как написать академическое эссе при поступлении. А если у вас возникнут трудности, обращайтесь в студенческий сервис. Наши эксперты без труда напишут любое эссе быстро и качественно.

Первое, что нужно знать об академическом эссе, – это его отличие от мотивационного письма. Главная цель мотивационного письма (Statement of Purpose) – донести информацию до приемной комиссии о вас как о личности и академике, описать ваши достижения и цели в будущем. Проще говоря, мотивационное письмо – это письмо о себе.

Что касается академического эссе, это письмо от себя. Оно должно раскрывать ваши навыки мышления, анализа и аргументации по отношению к основной мысли. Поэтому подход к написанию эссе во многом отличается от мотивационного письма, хотя есть и немало сходств.

Примеры академических эссе для поступления в университет

Тема эссе

Тема может быть заранее определена университетом. К примеру, «На сегодняшний день, является ли “мозговой штурм» достаточно эффективным методом решения проблем?”. В других случаях вуз лишь задает направление рассуждений в конкретной области: “На Ваш взгляд, какая школа управления имеет сильнейший потенциал?”. Третий вариант – вы выбираете основную тему по заданному предмету на свое усмотрение. При самостоятельном выборе помните, что важно взять ту тему, по которой вы сможете наиболее логично объяснить свою позицию.

Ошибки при выборе темы академического эссе

  • Прописная истина. Что бы вы подумали, прочитав 6 страниц с аргументацией тезиса «человек произошел от обезьяны»? Конечно, если вы нашли революционные доказательства теории эволюции, это прекрасно, но в таком случае это уже не эссе, а целый научный труд.
  • Слишком спорный вопрос. Не затрагивайте темы, которые обсуждать не принято: религия, политика, личные предпочтения и т.д. Дело не в том, что вы должны показать свою индифферентность, а в том, что ваше мнение может идти в разрез с мнением члена комиссии. Даже если подобные вопросы вас искренне интересуют, отложите это для будущих исследований, вступительное эссе – не лучшее для них место.

Нужна помощь с документами

Определение стиля академического эссе

Часто в самой постановке темы, которую выдвигает университет, есть подсказки, которые помогут вам понять, какой характер должно носить ваше академическое эссе. Например, могут встретиться следующие формулировки[1]:

  • Опишите (Describe). В этом случае, нужно систематически писать о фактах, событии или процессе, выделяя важные части. При описании чего-либо от вас не требуется объяснять суть явления, интерпретировать его или выражать свое к нему отношение.
  • Объясните (Explain). Здесь уже потребуется анализ поставленной темы, а не просто ее описание или обобщение. Ключевые вопросы – “Почему?” и “Как?” – станут вашими помощниками в объяснении причинно следственных связей.
  • Докажите (Argue). Если вас просят что-то доказать, то основным содержанием эссе должна стать последовательная аргументация своего мнения с помощью примеров и фактов. Также не забудьте показать свою осведомленность о наличии противоположной точки зрения.
  • Рассмотрите (Discuss). Вашей задачей будет описать и интерпретировать точку зрения, подкрепив ее фактами и доказательствами, обязательно взятыми из сторонних источников.
  • Взгляните критически (Critique). Вашей основной целью станет критический подход к поставленной задаче или теме. Важно сбалансировано раскрыть как позитивные, так и негативные моменты. Старайтесь сохранять объективность.
  • Сравните (Compare and contrast). При такой формулировке необходимо найти и сравнить сходства и различия двух идей, событий или интерпретаций.

Структура академического эссе

Как правило, структура включает в себя четыре основных части: вступление, тезис, аргументацию и заключение. По сути, тезис представляет собой основную мысль работы, поэтому располагать его можно и после аргументации, но в этом случае он уже войдет в заключение. Если же вы уже имеете мнение по заданному вопросу, начните с тезиса, а затем уже приводите аргументы. Главное – логичность и согласованность текста. Если вы используете отрывки чужих работ или цитаты из книг, оформите это соответствующими сносками. Разбивайте текст на параграфы согласно ходу мысли – аргументация должна быть разделена на несколько частей.

Отредактируем документы

Вступление

Здесь вам пригодится совет из первого шага по написанию мотивационного письма. ваша первая задача при написании любого интересного текста – создание «крючка», т.е. некого предложения, которое способно пробудить интерес читателя и непосредственно связано с основной темой. Будьте оригинальны, но не перестарайтесь. Найдите то, что характеризует ваш тезис или поставленную проблему наиболее точно, например, мнение относительно известного специалиста в этой области или на первый взгляд непримечательный факт, который как нельзя лучше подходит к вашему тезису. Необязательно с него начинать работу – свой крючок вы можете найти и в ходе написания основной части, но в конечной редакции текста его использование во вступлении крайне желательно.

Далее развивайте мысль, чтобы постепенно от крючка прийти к основной части работы. В нескольких словах опишите поставленную проблему, но не лейте воду – пишите только то, что непосредственно влияет на ваш тезис.

Основные ошибки во вступлении

  • Заход издалека. Фактически начать можно с чего угодно, будь то факты, цитата, вопрос или случай из жизни. Однако что бы вы не выбрали, введение должно быть напрямую связано с темой эссе. Не пытайтесь охватить всю историю вопроса с начала времен (“С самого зарождения цивилизации…”) или медленно подводить читателя от общего к частному (если тема эссе — кризис в странах Европы из-за коронавируса, долгая преамбула о сущности экономики вряд ли будет актуальна). Не стоит долго ходить вокруг да около[2].
  • Клише. Большая часть абитуриентов использует шокирующие факты из прессы, «правила жизни» известных людей или довольно плоские шутки – различные фразы Стива Джобса уже наверняка намозолили глаза членам приемной комиссии, и они навряд ли обратят внимание на очередное подобное вступление.
  • Сухость. Помните, ваша задача – привлечь и удержать внимание читателя в течение всего текста, и если уже во вступлении начнется сухое изложение фактов, даже при наличии крючка интерес комиссии угаснет еще до основной части эссе.
  • Несогласованность. Проследите четкую связь мыслей и фактов, которая соединяет основную тему, вступление и последующие параграфы. Структурируйте текст, не загромождайте вступление лишней информацией.

Тезис

После выбора темы первым делом необходимо начать с формирования тезиса. Тезис – это не определенный доказанный факт, не мнение и не результат наблюдений. Это также не аргументация, не комплекс причинно-следственных связей и не описание определенного феномена – все это будет дальше. Тезис – это главная мысль вашего эссе, основная сущность которой заключена в нескольких утверждениях.

Представьте ситуацию: вы сидите с эссе в руках прямо перед членом комиссии, и он, не читая вашей работы, задает вам вопрос: «В чем основная мысль этой работы?». Так вот, тезис – это те несколько предложений, которые могут ответить на этот вопрос без лишних уточнений и поправок. Наличие тезиса в тексте не только помогает читателю понять смысл работы, но и помогает увидеть, насколько его поняли вы и насколько остальной текст согласован с ним.

Учтите, что, как правило, заданная тема эссе представляет собой спорный вопрос или суждение и не предполагает однозначного ответа. Именно поэтому вашей задачей является не поиск объективного решения, которого, скорее всего, попросту не существует, а постановка и аргументация своей точки зрения.

Основные ошибки при постановке тезиса

  • Вопросительная форма. Главная задача тезиса – выразить ваше мнение, поэтому не стоит формулировать тезис с помощью вопросительных предложений. Задав риторический вопрос, вы рискуете подойти к нему слишком философски и в итоге не обозначить свою позицию. Ваше эссе потеряет сам смысл аргументации и превратится в абстрактные размышления, так и не нашедшие ответа. Оставьте вопросы до учебного года. Будьте уверены, но не слишком радикальны.
  • Слишком большой объем. Помните – важным критерием является соблюдение основных канонов. Сам тезис по определению – емкое, но не длинное утверждение. Отличайте вывод от аргументов и не расписывайте тезис на целый лист.
  • Неопределенность. Не используйте тезис для дальнейшей полемики – читатель должен легко проследить цепочку вашей мысли и её конец. Неопределенность тезиса вызывает лишь дополнительные вопросы и создает впечатление, что вы просто решили не доводить свою мысль до конца.
  • Недоказуемость. Старайтесь не апеллировать к абстрактными или субъективным критериям и концепциям, которые трудно обосновать. Например, добро и зло, настоящее искусство и так далее. Такой тезис трудно доказать, а значит будет сложно прийти к каким-либо конкретным умозаключениям[3].

Нужна помощь с документами

Аргументация

По своей сути аргументация – это попытка убеждения. На этом этапе уже необходимо описать те причины, которые определили тезис. Посвятите каждой из них по небольшому параграфу и следите за законченностью каждого, играйте на их контрастах – старайтесь, чтобы каждый следующий параграф отличался от предыдущего, не нарушая логической цепочки. Главные критерии, которые необходимо соблюдать при аргументации: тематика, последовательность, хронология и контраст. Избегайте односложных утверждений: для каждого аргумента необходимо выстраивать контекст. Помните о том, что тезис можно привести и в конце работы, не замыкайтесь на строгой последовательности выделенных частей.

Основные ошибки при аргументации

  • Повторение. Не развивайте одну и ту же мысль в двух параграфах, это противоречит их обособлению. Новый параграф – новый аргумент.
  • Лишняя информация. Следите за тем, чтобы любое из предложений непосредственно относилось к основной теме. Даже если у вас появилось непреодолимое желание написать невероятно интересный факт, перечитайте его несколько раз и подумайте, не лучше ли его использовать в качестве «крючка»?
  • Несогласованность. Если в очередном параграфе вы используете связь с еще одной причиной, убедитесь, что эта причина была описана выше. Не путайте логическую связь, забегая вперед.

Заключение

В последней части эссе необходимо кратко и лаконично закончить свою мысль. Подведите итог рассуждению, вкратце повторите тезис, если он был в начале работы. Или же приведите тезис, если решили расположить его после аргументов.

Основные ошибки в заключении

  • Новые аргументы. Заключение – не информативная, а сводная часть. Не добавляйте новых причин в конце, лучше добавьте еще один параграф в основную часть.
  • Повторение. Не нужно описывать структуру написанной работы и буквально повторять написанное выше – если читатель дошел до заключения, то он это уже прочитал.

Отредактируем документы

Работа с источниками

Если для вашего эссе необходимы большие объемы фактической информации, необходимо правильно работать с источниками. Не спешите бездумно копировать информацию из Википедии. Если и обращаться к этому ресурсу, то только в раздел ссылок. Лучше всего найти нужную вам информацию в научной литературе и оригинальных научных статьях. Но даже в этом случае критически подходите к информации, ведь многие книги были написаны десятки или сотни лет назад и могли потерять свою актуальность, а научные исследования могли быть проведены с целью найти подтверждение той или иной теории, а не раскрыть истину, от чего теряют свою непредвзятость.

Помощь в составлении эссе

В данной статье отражены только основные моменты при составлении академического эссе. Для того чтобы учесть все тонкости, вы можете обратиться к нам за профессиональной помощью в подготовке эссе, мотивационных и рекомендательных писем. Также мы предлагаем свою помощь в заполнении электронной заявки и редактуре всех аппликационных документов. Опираясь на свой многолетний профессиональный опыт, мы можем качественно и быстро подготовить ваши документы в университет для дальнейшего 100% зачисления в зарубежный вуз.

Подробнее об услуге Стоимость услуг

Связанные статьи

«Адаптация», 2002 год
«Адаптация», 2002 год

Довольно часто студенты, не справившись с эссе, начинают думать, что у них просто нет дара к письму. Тем не менее, академическое эссе — это жанр с определёнными правилами, а потому написание добротного эссе предполагает в большей степени не дар, а дисциплину ума. Кроме того, академическое эссе — принципиально масштабируемый жанр. Именно поэтому в некоторых академических традициях эссе является ключевым элементом образовательного процесса: эссе пишутся каждую неделю, ведь научившись делать эссе на пять абзацев, вы понимаете, как можно адаптировать это знание для курсовой, статьи или диссертации. IQ публикует подробное руководство по написанию академических эссе от Алексея Плешкова, директора ИГИТИ им. Полетаева НИУ ВШЭ, и Ольги Алиевой, доцента Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ, в котором они объясняют некоторые конвенции жанра и делятся советами по улучшению техники письма. Впервые этот материал увидел свет на сайте Antibarbari HSE — Греко-латинский клуб ВШЭ.

1. Что такое академическое эссе

1.1. Академическое эссе — это не художественный очерк

Слово «эссе» порой вводит в заблуждение, поскольку в русском языке оно обозначает «очерк, трактующий литературные, философские, социальные и другие проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме». Академическое эссе имеет не «свободную форму», а довольно строгую структуру.

1.2. Академическое эссе — это не философская эссеистика

Понятие «философская эссеистика» ассоциируется с теми текстами, в которых «подчеркнуто выражен индивидуальный взгляд на переживаемый и описываемый феномен, предмет или событие». Этот жанр вы, возможно, тоже в свое время освоите, но не надо приступать к его освоению, когда преподаватель ждёт от вас академическое эссе (и уж тем более, когда академическое эссе вы подаёте в пакете заявки на грант, программу обмена и т.п.). Вашим переживаниям на заданную тему не место в академическом тексте (хотя никто не мешает проявлять вашу индивидуальность через чёткую артикуляцию собственного мнения).

1.3. Академическое эссе — это небольшое исследовательское высказывание

Академическое эссе — это текст, в котором вы обосновываете тот или иной тезис (см. 2.2.3), как правило полемического характера.

Ваша задача — доказать утверждение, исходя из некоторой перспективы, убедить в чём-то читателя. Или по крайней мере показать, что вы владеете способами доказательства и убеждения, принятыми в вашей области знания (а для этого надо знать хотя бы базовую литературу).

Ваша главная аудитория — это преподаватель или рецензент; подбирайте аргументы, исходя из этого. Не надо притворяться, что вы пишете для «широкого круга интересующихся читателей». Помните, что академическое эссе, как и любой научный текст, — это всегда диалог с вашими коллегами или с теми исследователями, которые занимались этим вопросом до вас. Если вы совсем не представляете себе научное поле, то, скорее всего, эссе написать не получится.

Тем не менее, в эссе вы демонстрируете не начитанность, а способность к автономному суждению: у вас есть мысль или идея, для которой вы можете привести достаточные основания, чтобы с ней считался любой рациональный читатель. Sapere aude, «дерзай знать» — или, как интерпретировал эту максиму Иммануил Кант, «имей мужество пользоваться собственным умом!»

Таким образом, академическое эссе — это небольшая исследовательская работа, которая отличается от курсовой объёмом (фокусом): если в курсовой перед вами стоит обычно 2–3 взаимосвязанных вопроса (цель и необходимые для достижения цели задачи), на которые вы отвечаете в 2–3 главах, то эссе — это обычно ответ на один конкретный вопрос.

2. Структура эссе

2.1. Базовая структура

Как делается академическое эссе: рекомендации от преподавателей НИУ ВШЭ

Эссе состоит из названия (да, преподаватель дает вам тему, название — уже часть эссе, которое требует навыка), введения, основной части и заключения.

2.2. Введение

2.2.1. Объём введения

В небольшом эссе введение — это обычно первый абзац (5–7 предложений, обязательно фиксирующий тезис вашей работы). При необходимости введение может быть и больше, но не более 1/5 вашей работы.

2.2.2. Организация введения

Самый простой способ организации введения — по принципу воронки. Вы начинаете с описания общей проблематики эссе, обозначаете её важность, уточняете дисциплинарную область и, наконец, приходите к конкретике собственного тезиса (см. ниже 2.2.3). Также во введении можно использовать «крючки» (hooks) — это разнообразные интересности, которые, на ваш взгляд, заставят читателя продолжить чтение. Это может быть история (анекдот), связанная с проблемой, неожиданный факт или шутка. Тем не менее, введение — не конкурс КВН: всё должно быть в меру и оправдано.

Пример введения по «принципу воронки»

Начиная с ранних греческих мыслителей – Анаксимандра, Парменида, Эмпедокла, – время так или иначе оказывается в центре внимания крупнейших европейских философов. Однако, несмотря на внушительную историческую глубину обсуждения, можно довольно точно определить время и место рождения современной философии времени. В 1908 году в журнале «Mind» вышла статья преподавателя Кембриджского университета Джона Эллиса МакТаггарта «Нереальность времени». Это исследование положило начало почти столетнему спору между А- и B-теориями времени. Хотя B-теория сегодня видится наиболее обоснованной с точки зрения естественных наук, именно А-теория обладает значительными преимуществами для философского осмысления природы времени.

Пример «крючков»

«Время» — третье наиболее часто употребляемое существительное в русском языке, в первой десятке вместе с ним — «год» (1-е место) и «день» (6-е). Согласно Оксфордскому словарю английского языка, «time» — самое распространенное существительное в современном lingua franca, и в первой десятке вновь — и «день» (5-е), и «год» (3-е). Сходное положение, по всей видимости, обнаружится во многих современных языках.

NB! Здесь необходимо не забыть подтвердить высказывание ссылками.

2.2.3. Формулировка тезиса

Ваше введение подчинено задаче формулировки тезиса, который складывается из двух элементов: темы (то, о чем вы говорите) и определяющей мысли (то, что вы об этом говорите). И то, и другое должны быть достаточно конкретны.

  • Тезис не обязательно анонсировать («моё эссе о…», «мой тезис состоит в том, что…»). Если вы выбрали удачный тезис и убедительно его сформулировали — читателю и так будет понятно, что это — тезис.
  • Не надо подменять тезис фактом. Факт — это то, что есть. Тезис — это некоторое суждение, истинность которого должна быть доказана.
  • Не надо апеллировать к популярному или общему мнению. Это просто неинтересно.
  • Контролировать обе части тезиса (тема + определяющая идея). Случайная замена любой из частей тезиса грозит логической ошибкой (потеря тезиса). Специальная — логической уловкой (подмена тезиса).

2.2.4. Что ещё написать во введении

Если объём предполагаемого эссе позволяет, частью введения могут стать:

(a) ключевые термины и понятия — в случае, если вы используете специфическую терминологию, отличную от характерного для вашей (суб)дисциплинарной области метаязыка;

(b) методология, если это важно для вашего исследования (если ваши главные методы — синтез и анализ, диалектика или сравнение, то лучше не прописывать методологию вовсе);

(c) состояние исследовательского поля, но не нужно описывать все релевантные исследования «от Адама до Потсдама». Вы можете выделить две-три точки зрения, которые явным образом друг с другом конфликтуют, и обозначить свою позицию в этом конфликте;

(d) план. Конечно, если у вас двухстраничное эссе, то план избыточен. Но если вы пишите большую работу — можно зафиксировать для читателя, как вы будете двигаться.

N.B.: Ничто не встречается во вступлении так часто, как «родился… жил… умер…» — и лишь крайне редко эти биографические очерки бывают оправданы. Вы пишете не статью для Википедии.

2.3. Основная часть

2.3.1. Сильные абзацы

Основная часть — это ваши рассуждения, призванные доказать выдвинутый во введении тезис. В эссе вообще нет и не может быть никакой «воды»: каждый абзац играет свою понятную читателю роль.

Как делается академическое эссе: рекомендации от преподавателей НИУ ВШЭ

Старайтесь писать сильными абзацами. Конечно, бывают случаи, когда отказ от «сильных абзацев» оправдан логически или риторически. Но пока вы учитесь, лучше взять за правило писать исключительно сильными абзацами.

(a) Сильный абзац — это «микромодель» самого эссе.

(b) Тематическое предложение (topic sentence) — «микротезис» абзаца. В нём обязательно представлены тема и определяющая мысль: то есть это вспомогательный тезис, сохраняющий связь с тезисом всего эссе.

(c) Обоснование — это всегда аргументация в поддержку тематического предложения, а не свободное рассуждение на тему эссе.

(d) Детали (например, цитата) и примеры всегда подчинены тезису и обоснованию.

(е) Заключение не только подводит итог абзаца (в этом смысле, оно должно быть очевидно связано с тематическим предложением), но и позволяет подготовить переход к следующему абзацу как смысловой единице (например, через ключевые слова).

N.B. Иногда бывает, что у вас есть цитата или пример, которые, на ваш взгляд, идеально подходят для обоснования вашего тезиса. Эту цитату или пример нельзя вывалить на читателя просто так: нужно подготовить для них сильный абзац, то есть подвести обоснование и тематическое предложение, а затем привести заключение.

2.3.2. Связность текста

(a) Следите за логичностью переходов и общей связностью текста. Но не пытайтесь подменить переходы «водой»: помните, что в хорошем эссе нет не только лишних абзацев, но и лишних предложений и даже слов.

(b) Не теряйте тезис своего эссе. Его потеря — это ошибка или уловка (см. 2.2.3), кроме того — угроза затопления эссе ненужной водой (см. 2.3.1).

(c) Используйте вводные слова (во-первых, во-вторых, таким образом, вместе с тем, однако, следовательно, тем не менее и пр.). Вводные слова — это важные маркеры хода вашего рассуждения.

2.3.3. Тема и рема

Есть простые техники, которые позволяют добиться связности текста. Например, правило темы и ремы: предложение состоит из уже известной информации (тема, англ. topic) и новой, добавляющейся информации (рема, англ. focus), которая по мере развития повествования/аргументации сама становится темой. Это задаёт определенный ритм повествования: новое становится известным + добавляется новое, и опять новое становится известным + добавляется новое и т.д. Подробнее о коммуникативной структуре предложения смотри на сайте «Русская корпусная грамматика».

  • Тема и рема не обязательно совпадают с грамматическими подлежащим и сказуемым. Например, в предложении «Эта тема исследована удивительно плохо» новая информация выражена наречиями «удивительно плохо».
  • Рема обычно, но не всегда, ставится после темы. Критерием, позволяющим определить состав и темы и ремы, является вопрос, который может быть поставлен к предложению.
  • Тема — не всегда известная информация. Иногда это что-то новое, но, как правило, предполагавшееся в предыдущем контексте («zoom in» эффект).

Попробуем разобрать один пример из эссе про аналитическую философию времени.

Как делается академическое эссе: рекомендации от преподавателей НИУ ВШЭ

2.4. Заключение

(a) Напомните основный тезис вашего эссе. Если вы его не потеряли (осознанно или нет) на протяжении всего текста — уже хорошо!

(b) Суммируйте ваши основные аргументы. Речь идет про аргументативное эссе, ваши рассуждения — и есть ваш главный вклад.

(с) Не стоит предлагать новую информацию в заключении. Если на этапе написания заключение вам в голову пришла новая идея или новый аргумент, он заслуживает места в теле эссе. В таком случае нужно пересмотреть структуру и найти для него место там. Заключение — не для нового, а для заключения.

(d) Будьте краткими. Ваш читатель дошел с вами до конца. Не нужно испытывать его.

(d) Ваше заключение дает вашему читателю понять, что эссе закончено. Это не значит, что вы должны анонсировать завершение эссе («сим завершаю»): хорошее заключение говорит само за себя.

3. Оформление эссе

Требованию к оформлению могут отличаться, мы ограничимся указанием лишь на самые общие принципы.

3.1. Цитирование и парафраз (кавычки и сноска)

(а) Всегда, когда используете чужие слова (прямое цитирование) или «идеи» (косвенное цитирование или парафраз), вы должны дать понять своему читателю, что это не ваши слова или идеи. Даже если вы ужали большой объём чужого текста в один собственный абзац (а это, безусловно, серьёзная и творческая работа), необходимо сделать сноску. Текст не становится вашим от того, что вы внимательно его проработали.

(b) Ссылки на книги и статьи целиком, если вы используете конкретное высказывание или конкретную идею — ошибка: указывайте страницу или диапазон страниц.

(с) За редким исключением, тексты не самозарождаются в интернете. Ссылка на цифровую версию (без страниц), если существует печатная версия (со страницами) — дурной тон.

(d) Про цитирование античных авторов можно посмотреть видео.

3.2. Корректная грамматика и пунктуация

Для начала запаситесь «Справочником по правописанию и литературной правке» Д.Э. Розенталя и обращайтесь к нему во всех спорных случаях. Проверить написание и значение слов можно на сайте gramota.ru. Опасайтесь паронимов!

3.3. Форматирование текста

Об основных ошибках форматирования можно подробно прочитать вот в этом материале на сайте Antibarbari HSE — Греко-латинский клуб ВШЭ.
IQ

Авторы текста: Ольга Алиева, Алексей Плешков

В академической
среде все чаще встречается такая форма
проверки знаний, как эссе. У нее немало
преимуществ, но подобные задания нередко
ставят в тупик как студентов, так и
преподавателей. Из-за относительной
новизны эссе для российского образования
не все точно понимают, как его писать и
как оценивать результат. Предлагаем
разобраться в этом вопросе вместе.

Что
такое академическое эссе

В целом под
эссе понимается некий очерк, в котором
в свободной форме описывается
индивидуальная точка зрения на выбранную
проблему. Это жанр прозы, который может
носить литературно-критический или
философский характер.


Фундамент
эссе – личность автора: его позиция,
мнение, мировоззрение. Поэтому ему
присущ субъективный характер.

На первый
взгляд, субъективность и наука
несовместимы, ведь знания должны быть
объективными. Так мы и подходим к
определению академического эссе. Это
очерк, подкрепляемый логическими
аргументами и опирающийся на научные
источники.

Проще
говоря, автор академического эссе не
просто приводит любые субъективные
идеи, пришедшие ему в голову, но и находит
им объективные обоснования.

Чем
отличается от сочинения

Некоторые
ассоциируют эссе с сочинением.
Преимущественно виноваты в этом учителя
иностранных языков, использующие это
слово там, где должно быть “composition”.
Хотя нечто общее действительно найти
можно, отличия между двумя видами работ
– более веские:

  1. Предметный
    характер. Эссеист описывает свои
    соображения относительно конкретного
    элемента реальности, а не обо всем и ни
    о чем.
  2. Общественная
    значимость. Предметом работы становится
    проблема, актуальная для общества, а
    не личный опыт студента (вроде «Как я
    провел лето» или «Как я нашла любовь в
    Интернете»).
  3. Рациональная
    обоснованность. Автор не просто излагает
    факты, а приводит логические аргументы
    в их подтверждение.
  4. Наличие
    ссылок. Авторская позиция подкрепляется
    ссылками на научные источники. Поэтому
    эссе всегда заканчивается списком
    литературы.

Этих отличий
достаточно, чтобы дистанцироваться от
классического сочинения. Но сразу
возникает ощущение, что мы приблизились
к понятию курсовой работы. На самом деле
и от нее эссе достаточно далеко.

Чем
отличается от курсовой работы

В тексте
курсовой работы изучается определенный
вопрос или тема в рамках той или иной
дисциплины. Однако при написании эссе
к решению этой задачи подходят совершенно
иначе:

  1. Субъективность.
    В курсовой работе излагаются все точки
    зрения по изучаемой проблеме. Даже если
    предметом являются воззрения определенного
    ученого, студент обязан упомянуть его
    основных оппонентов. Автор эссе,
    наоборот, выбирает единственную точку
    зрения и обосновывает ее правильность.
  2. Доказательность.
    Курсовая работа просто излагает факты,
    из которых остается сделать выводы. В
    лучшем случае в конце студент напишет,
    что согласен с одной из описанных
    позиций, и изложит причины. Задача эссе
    – убедить читателя в истинности
    выбранного тезиса (либо опровергнуть
    истинность противоречащих ему), доказать
    правоту.
  3. Рефлексия.
    Выводы курсовой работы часто напрашиваются
    сами собой. Эссе же предполагает глубокое
    размышление: его выводы не лежат на
    поверхности. В процессе написания
    переосмысливается предмет работы и
    его свойства.

В курсовой
работе перечисляются все взгляды на
проблему, а в конце студент, преодолевая
застенчивость, высказывает свое мнение.
Те, кто не нацелен на высший балл, эту
часть опускают вовсе.

Эссе пишется
по обратному принципу. Сначала автор
излагает свое видение проблемы: без
него не будет данного академического
текста. Потом он ищет его подкрепления
в научной литературе.

Какие
есть виды эссе и все ли они подходят для
академических работ

Поскольку
эссе – это все-таки литературный жанр,
нельзя игнорировать его внутренние
классификации. Наиболее интересна для
нас – по способу изложения:

  1. Описание.
    Это фиксация эмпирического опыта с
    акцентом на те признаки, которые больше
    привлекли студента.
  2. Повествование.
    Это последовательный рассказ о
    произошедшем событии, где существенную
    роль играет личное восприятие случившегося
    эссеистом, даже если он непосредственным
    участником не был.
  3. Сравнение.
    Студент сравнивает два объекта по
    признакам, наиболее существенным на
    его личный взгляд. Выводы приобретают
    ярко выраженный субъективный характер.
  4. Аргументация.
    Эссеист занимает определенную позицию
    и приводит аргументы в доказательство
    ее правильности.
  5. Аналитика.
    Автор ищет причинно-следственные связи
    между явлениями и дает им индивидуальное
    обоснование.

Как видим,
аргументация в большей степени
соответствует данной выше характеристике
академического эссе. Тем не менее
сравнение и аналитика тоже могут
использоваться для таких работ, ведь
они обладают признаками научной
деятельности. А вот описание и повествование
для академической эссеистики не годятся:
они больше соответствуют понятию
литературных сочинений.

Структура
академического эссе

Самое
интересное, что структуры как таковой
нет. Работа может обойтись без содержания,
в отличие от курсовой или даже реферата.
Тем не менее определенная логическая
последовательность изложения текста
прослеживается:

  1. Введение.
    Это пара абзацев, в которых передается
    базовый тезис. Из него понятно содержание
    всей работы и позиция автора.
  2. Рассуждение.
    Это основная часть, состоящая из
    отдельных идей, составляющих тезис.
    Каждую из этих идей подкрепляют
    объективными данными. Приветствуется
    также приведение конкретных примеров.
  3. Заключение.
    Здесь студент вновь возвращается к
    обозначенному тезису, но не просто
    озвучивает его, а подчеркивает его
    доказанность.

Завершается
текст списком литературы. Без него
обойтись нельзя, в противном случае
текст из академического эссе превратится
в фантазийные рассуждения. Источников
можно взять немного, но они должны быть
достаточно авторитетными для убеждения
читателей.

Практические
рекомендации по написанию

Мы выяснили,
что такое академическое эссе, чем оно
отличается от сочинения и курсовой
работы, определились с подходящими
способами изложения. Тем не менее в
первый раз многие окажутся в тупике на
старте – и это нормально. Непривычная
форма контроля сначала обескураживает,
зато потом активизирует мыслительный
процесс.

Что же
делать для выхода из этого тупика:

  1. Проведите
    мозговой штурм с самим собой. Выпишите
    на листок все свои соображения по
    заданной проблеме. Не бойтесь противоречить
    общепризнанным позициям (разве что не
    стоит оскорблять чувства верующих,
    дискредитировать власть и вооруженные
    силы или откровенно кого-то оскорблять
    – эти деяния уголовно наказуемы).
  2. Кратко
    ознакомьтесь с литературой по теме.
    Хрестоматийных источников пока
    достаточно, ведь задача – понять, кто
    придерживается той же точки зрения,
    что и Вы.
  3. Подберите
    список источников. Здесь уже понадобятся
    монографии и научные статьи Ваших
    единомышленников.
  4. Сформулируйте
    тезис. Это высказывание должно быть
    емким, понятным и явно отражать ваш
    взгляд на предмет.
  5. Разбейте
    тезис на части. Имеется в виду не
    синтаксически (хотя и такое возможно),
    а семантически. Выделите несколько
    простых идей, которые легко аргументировать.
  6. Структурируйте
    источники. Для каждой идеи выбирайте
    подходящие аргументы.
  7. Найдите
    примеры. Теория здесь уже не поможет:
    это могут быть широко известные события,
    материалы судебной практики, результаты
    опросов.

Остается
лишь связать все это в логически
связанный, объединенный общей мыслью
текст. Как именно это делать – зависит
от Вас: это Ваши личные рассуждения, и
только Вам решать, как их вести.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *