Эссе про компетенции

В современном мире всё чаще поднимаются вопросы о профессиональной компетентности. Так что же такое профессионализм и профессиональная компетенция?
Под профессионализмом понимается умение людей эффективно и надёжно выполнять сложную деятельность в различных условиях, самостоятельно ставить профессиональные цели, по своей инициативе развивать способности, иметь высокий уровень мотивации и саморегуляции, и это особое мировоззрение человека.
Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство.
Необходимой составляющей профессионализма является профессиональная компетентность.
Понятие «компетентный» в словаре Ожигова определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой – либо области»
Моя область — это педагогика, поэтому передо мной встал вопрос о профессиональной компетентности учителя.
В педагогической науке, на данный момент, нет единого подхода к определению единого понятия профессиональная компетентность педагога.
Исследователь Маркова считает, профессионально компетентным такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитанности школьников.
Учёный Зеер в своих исследованиях отмечает, что знания, умения и опыт определяют компетентность человека, а способность мобилизовать их обуславливает компетенцию образованной, профессионально успешной личности.
Профессионально успешная личность, по мнению Н.А. Эверт, должна испытывать потребность в самопознании как способа совершенствования своей деятельности.
Мне кажется, что готовностью к самопознанию и саморазвитию должен обладать каждый педагог, который работает в современной школе. Компетентность учителя заключается в умении организовать обучение учащихся таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и проводить дискуссии, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения, мотивировать учащихся на более высокие достижения.
Оценивая собственную педагогическую деятельность, я понимаю, что такое обучение возможно только в личностно-ориентированном подходе. Реализуя личностно-ориентированное обучение, я ставлю перед собой основную цель — содействовать становлению ребенка, его индивидуальности, духовности, творческого начала. Ребенок должен определить собственную личную позицию в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить интересующие его проблемы, освоить способы их решения. Моя задача помочь ему в этом.
Позитивно – эмоциональный климат на уроке помогает реализовать личностный подход, выстраивать общение с учащимися как двусторонний процесс, при котором мы становимся полноправными партнерами. Каждый школьник на уроке должен достичь своей цели, выбрав свой собственный путь, в обучении, задав себе тот алгоритм, который удобен ему, поверить в собственные силы, получить справедливую оценку за свой труд. Личностно-ориентированная педагогика и здоровьесберегающие технологии – вот то, что, по моему мнению, должно стать совершенно обязательным в любой школе и для каждого профессионального учителя.
Оценивая свой профессиональный рост, я отмечаю в себе растущий интерес к психологическим знаниям. Если раньше я более всего внимания уделяла содержанию урока, его логической последовательности, рациональности распределения времени, приемам и методам, и считала, что это главное, то в последние годы мои приоритеты изменились.
Теперь те же приемы и методы, та же методика применяются мною более качественно и более эффективно. Я использую современные технологии, при этом ориентируюсь на позитивное сотрудничество, опору на самостоятельную познавательную деятельность и активность учащихся. Использую проблемное обучение, дифференциацию, активизацию познавательной деятельности для развития мышления, логики, осознанной памяти.
На уроках стараюсь использовать групповую работу для развития взаимопомощи, коммуникативных умений. Возросло воспитательное значение моих уроков. Мне хочется, чтобы ученики на уроке получали удовлетворение от общения, от собственной деятельности, и уходили с урока с чувством возросшего собственного достоинства. На уроках я стремлюсь научить детей видеть и радоваться всему прекрасному, что нас окружает.
Я считаю, что профессионально – компетентный педагог это тот, кто всегда учится творчеству, и творит – себя как личность, достигает хороших результатов в обучении и воспитании учащихся. Это психолог и исследователь, на котором лежит огромная ответственность за каждое произнесенное слово, мысль и жест. Соратник и друг способный бескорыстно дарить знания, доброту и любовь детям и принимать их такими, какие они есть.
Большинство педагогов стремятся постоянно повышать свой профессиональный уровень, предвляют итоги своего труда на семинарах, конференциях, имеют педагогические издания, я тоже стараюсь не отстать в этом профессиональном развитии.
В.М. Лизинский говорил: «Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить».
В наше время каждый родитель хочет, чтобы его ребенок учился в хорошей школе, у хорошего компетентного учителя, учителя – профессионала.
Поэтому сегодня повысился спрос на высококвалифицированного, творчески работающего педагога.
Учитель XXI века – должен быть всесторонне развитый и образованный человек.
Ещё древние отмечали: «Времена меняются – и мы меняемся вместе с ними».
Во все времена образовательная система служила зеркалом общества, изменяясь вместе с ним. На смену традиционной педагогике пришла новая, нацеленная на конкретного ребенка, педагогика вдохновляющая, внимательная, поддерживающая.
Поэтому рынок труда сейчас требует предельной ясности, точности и объективности в определении профессиональной пригодности к труду, профессиональной компетентности.
Педагогическую компетентность определяют как способность педагога к эффективной реализации в образовательной практике и достижению наилучших педагогических результатов за счет профессионально-личностного саморазвития. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. А в основе любого успеха лежит закон совершенствования, этот – то закон и утверждает, что любое большое достижение является результатом сотен и даже тысяч усилий, и только сумма этих усилий приведет нас к победе.
Поэт Генри Лонгфелло выразил это очень точно:
«Непросто достигать вершин успеха,
И стать великим сможет только тот,
Кто день и ночь шел через все помехи,
Пока другие спали без забот».

  Скачать сертификат | заказать Золотой сертификат о публикации  Заказать рецензию на публикацию

На современном рынке труда много специалистов. Почему одни занимают места с хорошей заработанной платой и перспективным карьерным ростом, а другие нет? Дело совсем не в удачливости, а в профессионализме отдельного кадра. Особенно в период кризиса работодатели стали более внимательны к набору новых сотрудников, а также и к переэкзаменовке старых кадров. Причина – желание, чтобы специалист, претендующий на место, был действительно специалистом, отвечающим всем заданным требованиям.

Работник должен иметь личные и профессиональные качества, навыки и умения, которые соответствуют его обязанностям. Такие качества называются компетенциями. Специалист должен обладать знаниями и опытом в отдельной профессиональной области, чтобы результат его работы мог достичь максимальной отметки. Личность должна быть развита как в трудовой, так и в культурной сферах. Кадр, обладающий необходимыми компетенциями – то, что ценят работодатели.

На мой взгляд, суровый кадровый отбор, основанный на выявлении компетенций претендующего на должность человека – предпосылка к профессиональному формированию бизнеса. Если хочешь, чтобы твое дело шло в гору – окружи себя хорошей трудоспособной командой, и результат не заставит себя ждать.

Но возникает вопрос: как завладеть необходимыми компетенциями? Во-первых, необходимо четко знать к чему ты стремишься, уметь определять цель и отличать истинные желания от ложных. Когда ты определил область своей будущей деятельности, необходимо получить соответственное образование. Это  может быть высшее образование, среднее-специальное или профессиональные курсы. Для тех, кто стремится к самосовершенствованию существуют школы переподготовки и повышения квалификации. Главное – не жалеть ни средств, ни сил, ни денег на подготовку к будущей профессиональной деятельности. Прежде чем что-то получить, надо что-то отдать, и этот принцип работает.

В тот момент, когда ты становишься компетентным специалистом для тебя открываются двери в лучшие фирмы.

На мой взгляд такой механизм необходим на современном рынке труда. Экономическая система – это цепочка, собранная из различных звеньев (банки, школы, ВУЗы, детские сады, больницы, СМИ), и все звенья должны работать идеально, потому что взаимо связанны, и качество работы одного звена зависит от качества работы другого.

Не менее важной стороной специалиста является его профессиональная мобильность. Мобильность – это качество личности, умеющей быстро менять свой статус и положение в различных средах (профессиональной, социальной, культурной).

На мой взгляд, наиболее важной из множества видов мобильности – культурная. Профессионал должен не только уметь выполнять свою работу в рамках своей компетенции, он должен уметь творчески мыслить, находить нестандартные решения различных ситуаций. Творчески воспринимать поставленные цели, быть активным, уметь прогнозировать результат.

Еще один вид мобильности, который я отмечу, профессиональная. Она бывает двух видов: горизонтальная и вертикальная. Горизонтальная – повышение профессионального мастерства, признанное социумом. Не так легко, как кажется, быть профессионально мобильным. Чтобы продвинуться «горизонтально», не достаточно хорошо работать или иметь большой опыт и стаж. Необходимо трудиться, чаще всего человек это делает сам, отдельно от своего работодателя. Самосовершенствование дается не так легко, как кажется. Пример: мы учимся пять лет в университете, получаем диплом и считаем, что достигли потолка, идем работать, предвкушая дальнейшее движение вверх по карьерной лестнице. И лишь немногие из нас решают поступить в аспирантуру, чтобы углубить свои знания и добиться большего мастерства в своей специальности. Мне кажется, это неправильным. Человек должен стремиться к достижению профессионального мастерства, ради удовлетворения своих амбиций, ради осознания себя личностью, а не ради денег или славы, хотя и эти цели являются неплохими стимуляторами к достижению желаемого профессионализма.

Вертикальная профессиональная мобильность – движение по административной (карьерной) лестнице. И тут, на мой взгляд, все более, чем понятно. Чем выше твое положения, тем больше денег, славы и власти, а также опыта и умений. Всякий осознанно или нет стремиться вверх по этой лестнице. Но и на этом пути есть свои подводные камни. Добиться повышения может быть не так сложно, а вот удержаться на новом месте, оправдать свои цели и добиться выполнения новых профессиональных задач может не каждый. Для этого необходимы стрессоустойчивость, напористость, самостоятельность и т.д. Необходимо быть хорошим начальником, обладать умением руководить, брать на себя ответственность.

Вывод: для достижения профессионального мастерства необходимо обладать компетенцией, которая достигается путем образования, самообразования и самовоспитания. От наличия компетенций зависит ваша профессиональная мобильность. Если вы — хороший специалист, умеете работать не покладая рук над поставленной задачей, то вы будете уважаемым и заслуженным профессионалом и в социуме и непосредственно у своего руководства.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №139

Эссе

на тему: «Формирование компетенций – важнейший инструмент реализации

ФГОС»

Выполнила: учитель ин. яз.

Гирш Лилия Евгеньевна

Нижний Новгород, 2015

Сегодня российская школа находится на очень важном этапе своего развития: осуществляется внедрение Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Это означает обновление содержания образования, методов обучения и достижение на этой основе нового качества его результатов. Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. То есть, мы должны осознать, что человек в современном мире должен обладать таким качеством, как компетентность. И, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения (ФГОС), основным результатом деятельности современной школы должна стать не сама по себе система знаний, умений, навыков учащихся, а комплекс компетентностей в таких областях деятельности, как интеллектуальная, гражданская, правовая, коммуникативная, информационная и т. п., чтобы выпускник школы мог самостоятельно решать возникающие проблемы в различных сферах жизни. Таким образом, сегодня образовательное учреждение должно «формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». Компетенция в переводе с латинского (competentia) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

Компетентностей достаточно много, но среди них выделяют ключевые (основные). Это наиболее общие (универсальные) культурно-выработанные способы действия (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества. Они приобретаются в результате опыта успешного применения полученных в образовательном процессе умений.

Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, выделяет следующие основополагающие, или ключевые, компетенции в образовании: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования.

Ценностно-смысловая компетенция — это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Поэтому эту группу компетенций можно поставить на первое место. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.  

При проведении урока учитель стремится к тому, чтобы ученик четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни.  Важно, чтобы учитель не сообщал знания в готовом виде, а побуждал учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация. При такой организации обучения ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. Особенно эффективно данный вид компетенции развивается при решении нестандартных, занимательных задач, а также при проблемном способе изложения новой темы, проведения  мини-исследований на основе изучения материала. Это способствует развитию творческих способностей учащихся, обучению их системе активных умственных действий. Информационная компетенция — при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции также являются жизненно необходимиыми, так как обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Коммуникативная компетенция — это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения. Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме, слушании. При этом осуществляется комплексное овладение всеми видами речевой деятельности как необходимое условие общения. Формируются эти навыки на уроках, во время внеклассной деятельности, при проведении бесед, экскурсий. Для развития этого вида компетентности применяются разнообразные виды работ: создание различных текстов (сочинений, сообщений), публичное выступление, продуктивная групповая коммуникация, создание диалогов, работа в группах.

Социально-трудовые компетенции — означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. 

Компетенции личного самосовершенствования.
С целью развития данного вида компетенций учителем используются задания на развитие навыков самоконтроля. Одним из приемов выработки самоконтроля является проведение проверки выполнения каких-либо упражнений. Такая проверка требует настойчивости и определенных волевых усилий. В результате у учащихся воспитываются ценнейшие качества – самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за них.

Таким образом очевидно, что компетентность – это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии, возраста, родственного состояния. И только сформировав в каждом учащемся ключевые компетенции, мы сможем достичь поставленной перед нами обществом и государством цели: воспитать  нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Список использованной литературы:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/Министерство образования и науки РФ,    

 М., Просвещение, 2014 г.

2. «Фундаментальное ядро содержания общего образования/Российская академия наук,  Российская академия образования»,  под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова, М., Просвещение, 2011 г.

3. Андреев, А. Знания или компетенции? / А. Андреев // Высш. образование в России: науч.-пед. журн. 2005. — № 2. — С. 3-11.

4.Бурцева, JI.B. Формирование речевых компетенций учащихся / JI.B. Бурцева // Управление школой. 2007. — № 8. — С.46-47.

5.Дахин, А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника / А. Дахин // Народное образование. 2004, № 4. — С.136-143

6.Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А Зимняя. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 38 с.

7.Зимняя, И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата современного образования Электронный ресурс. / И.А. Зимняя// Интернет-журнал «Эйдос». 2006. — 5 мая. Http://www.eidos.ru/iournal

8. Калинина, Н.В. Развитие социальной компетентности у младших школьников / Н.В. Калинина // Психология и шк. : науч.-практ. журн. 2005. — № 4. — С.62-72.

9. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада A.B.Хуторского в РАО Электронный ресурс. // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. — 23 апреля. Http://www.eidos.ru/journal

Эссе

Ключевые
компетенции учащихся

в новых
образовательных технологиях

Городнянской
Татьяны Николаевны,

учителя
русского языка и литературы

I квалификационной категории

НОЧУ
СОШ «Разум-Л» г. Москвы

Москва, 2015

Краткая аннотация

В данной работе
автор указывает на различия
традиционного и
компетентностного подходов в образовании
, раскрывает
лексическое значение слова «компетентность», а также анализирует виды основных
компетенций учащихся в современной школе. Особое внимание обращается на
формирование ключевых компетентностей учащихся с использованием интерактивных
форм и методов обучения на уроках русского языка и литературы.

Обращение
к проблеме формирования ключевых компетенций объясняется прежде всего тем, что
в настоящее время меняются цели образования. Теоретические, по сути, и
энциклопедические по широте знания, которые долгое время были главной целью
образовательного процесса, теперь становятся средством. Автор обращает
внимание, что компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на
будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с
учетом успешности взрослого в постоянно меняющемся обществе.

Содержание

1.    
Введение                                  
                                                                 4 стр.

2.1. Различия традиционного и
компетентностного подходов в образовании   5 стр.

2.2. Классификация ключевых
компетентностей                                               6 стр.

2.3. Использованием интерактивных
форм обучения на уроках русского языка и литературы с целью формирования у
учащихся ключевых компетентностей  8 стр.

3. Заключение                                                                                           
        9 стр.

4. Список использованной
литературы                                                             10 стр.

Ведение

Современная
образовательная школа в аспекте ФГОС должна формировать целостную систему универсальных
знаний, умений, навыков, а также ключевые компетенции, определяющие современное
качество содержания образования.

Для педагога – это
переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и
получения детьми практического опыта. Для учащихся – переход от пассивного
усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению,
использованию на практике. Главной проблемой учителя является поиск средств и
методов развития образовательных компетенций учащихся как условие, обеспечивающее
качественное усвоение программы.

В современной школе
ученик должен комфортно себя чувствовать в новых социально-экономических
условиях, а внимание учителя должно быть направлено на вовлечение каждого
школьника в активную познавательную и творческую деятельность. Этого можно
добиться, используя новые технологии, необходимые для активной мыслительной
деятельности и развития коммуникативности учащихся. Учитель выступает как
сценарист урока, режиссер, партнёр

В настоящее время
возросла роль некоторых качеств личности, таких как: способность быстро
ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний,
умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур. Эти
качества получили название «ключевых компетенций».

В Федеральной
концепции модернизации российского образования впервые на государственном
уровне предложено использовать для оценки качества содержания образования
современные ключевые компетенции, которые определены как система универсальных
знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной
ответственности.

Соответственно, принципиально
меняются цели образования. Другими словами, отечественная школа нуждается в
смещении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию.

Различия
традиционного и компетентностного подходов в образовании

Рассмотрим, в чем
же заключаются различия традиционного

и компетентностного подходов в
образовании…

Традиционный

Компетентностный

Главная
идея: знания приводят к личностному успеху.

Главная
идея: к личностному успеху приводит опыт самостоятельного решения проблем.

Решение
проблем рассматривается как способ закрепления знаний.

Решение
проблем – смысл образовательной деятельности.

Признак
высокого уровня образованности – способность воспроизвести большой объём
сложного по своему содержанию материала.

Уровень
образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень
неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно.

С позиций компетентностного подхода
основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится
формирование ключевых компетентностей.

Смысл
компетентностного подхода в том, что ученик должен осознавать постановку самой
задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных
действий.

Сравнение
результатов компетентностного образования с традиционным

Результат
традиционного образования

Результат
компетентностного образования

Знания

это информация, присвоенная человеком

Существует
в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней.

Умения

это подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым
точно, быстро и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта,
которые, совершенствуясь и автоматизируясь, превращаются в навыки

Совершенствуется
не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с
другими компетентностями

Навыки

это действия, выполняемые автоматически

Деятельность
всегда осознана, а не выполняется автоматически

В сравнении с
другими результатами образования компетентность является интегрированным
результатом, проявляется при использовании в практической деятельности и
жизненных ситуациях, позволяет решать целый класс задач, существует в форме
деятельности, а не информации о ней, совершенствуется не по пути автоматизации
и превращения в навык, представляет собой осознанное применение знаний, умений
и навыков в практической жизненной ситуации.

Классификация
ключевых компетентностей

Основополагающими,
или ключевыми, компетенциями в образовании (по А.В. Хуторскому) являются
следующие: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные,
коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного
самосовершенствования

Ценностно-смысловая
компетенция
— это компетенции в сфере
мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью
видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и
предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий
и поступков, принимать решения.

Общекультурная
компетенция
круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо
осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это особенности
национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни
человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных,
социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни
человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере

Учебно-познавательная
компетенция
— это совокупность компетенций
ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей
элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с
реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации
целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки
учебно-познавательной деятельности. Ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя,
обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую
информацию.

Информационная
компетенция
. При помощи реальных объектов и
информационных технологий формируются умения самостоятельно искать,
анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать,
преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции также
обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся
в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Мы
часто даем такие задания, для выполнения которых необходимо привлечь Интернет,
справочники, словари, энциклопедии.

Коммуникативная
компетенция
— это создание различных текстов
(сочинений, сообщений), публичное выступление, продуктивная групповая
коммуникация, создание диалогов, работа в группах. Чаще всего все они
совмещаются на уроке.

Социально-трудовые
компетенции
 означают владение знаниями и опытом
в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина,
наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права
потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и
обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального
самоопределения. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в
современном обществе навыками социальной активности и функциональной
грамотности.

Компетенции
личного самосовершенствования
— это развитие навыков самоконтроля, самостоятельности и
решительности в действиях, ответственности за них, критическоге отношения к
результатам

Уроки русского
языка и литературы в большей степени способствуют развитию коммуникативной,
информационно-познавательной компетентности. Основными видами деятельности на
уроках являются: выделение главной мысли текста, составление схем, таблиц.
Работа с текстом строится на интерпретации, алгоритмизации, презентации. В
процессе овладения диалогом, монологом развиваются умения слышать, понимать
собеседника, строить умозаключения, доказывать мысль. Таким образом, каждый
ученик совместно с учителем двигается по своей учебной траектории, учится
формулировать цель любой деятельности, организовывать и планировать свою
деятельность и товарищей, регулярно проводить анализ деятельности,
корректировать ее, подводить итоги, делать выводы. Данный подход позволяет
учителю организовать работу каждого ученика на уроке и дома, обеспечить
сотрудничество ученика с одноклассником и учителем, корректировать его
деятельность, целенаправленно работать с целью достижения успешного результата.

Использованием интерактивных
форм обучения на уроках русского языка и литературы с целью формирования у
учащихся ключевых компетентностей
 

Овладевают этими
умениями учащиеся на уроках с использованием интерактивных форм обучения:
урок-конференция, урок-суд, урок-спектакль, урок-дискуссия, урок-презентация
проекта. Компетентностно-ориентированные задания изменяют организацию
традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но и требуют умения
применять накопленные знания в практической деятельности.

На уроке русского
языка в 7 классе я предлагаю задания различного уровня сложности, например, лексические
уравнения. (-Какое слово надо поставить вместо вопросительного знака, чтобы получилось
одинаковое соотношение?)

1) Лоб – чело = глаза-?                            2) Храбрец – трус = радоваться-?

3)Брег – берег = город -?                        4)
Блестеть — блистать = вытереть-?

На уроках литературы
в 5 классе при изучении произведения Тургенева «Муму» я ставлю проблемные
вопросы, а также предлагаю составить синквейн к образу (по выбору – Герасима,
Татьяны, барыни, Муму), и дети успешно справляются с этим заданием. В старших
классах, анализируем образ Раскольникова на урок-суде, уроке-диспуте.

На уроках русского
языка
использую практико-ориентированное задание.
Неумелое использование фразеологизмов в речи часто создает комический эффект,
этим приемом пользуются писатели-сатирики. Дети составляют небольшой
юмористический рассказ, употребляя максимальное количество фразеологических
оборотов, чтобы заставить читателя улыбнуться.

-Проблемное
задание: почему от существительных мужского рода (названий профессий: матрос,
электрик кочегар, штукатур, пилот) нельзя образовать существительные женского
рода по типу теннисист – теннисистка?

Данные задания
дают возможность активизировать познавательную деятельность учащихся, т.к. в их
решении присутствует элемент открытия.

Метод проектов
базируется на компетентностно-ориентированных образовательных технологиях.. Презентации
Power Point являются одним из типов мультимедийных проектов. При изучении
творчества поэтов и писателей учащиеся занимаются созданием презентаций на
заданные темы, а затем защищают свой проект.

Заключение

Таким образом, формирование ключевых компетенций учащихся создает
в школе условия, стимулирующие учебный процесс, способствует углублению и
расширению сферы познава
тельной деятельности
учащихся.
А использование новых технологий в
обучении развивает активное самостоятельное мышление ребенка, его творческие,
интеллектуальные, коммуникативные умения: работать с текстом (чтение текстов,
выделение главной мысли, вести поиск информации, анализировать ее, делать
обобщения, выводы). Учащиеся учатся вести беседу, дискуссию, отстаивать свою
точку зрения, подкрепленную аргументацией, используя имеющиеся необходимые
знания в любой ситуации Учатся  активно, самостоятельно, критически мыслить.

 В современных условиях является актуальной задачей формирование
творческой личности, обладающей креативным мышлением. На сегодняшний день
необходимо предоставить каждому учащемуся сферу деятельности, необходимую для
реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности
в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, способности к
социальной адаптации и творческому самовыражению. Поэтому педагогам учить надо
так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной
необходимостью, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится
всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Список
используемой литературы

  1. Бермус А. Г. Проблемы и
    перспективы реализации компетентностного подхода в образовании//На сайте:
    http: /journal/2015/0910-12.htm.
  2. Блинов В. И., Сергеев И.
    С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной
    деятельности: практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2012.
  3. Болотов В. А., Сериков В.
    В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной
    программе//Педагогика. – 2013.
  4. Иванов Д.А., Митрофанов
    К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы,
    понятия, инструментарий. Учебно – методическое пособие. 2010- М.
  5. .Лебедев О. Е.
    Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2014. — № 5.
  6. Мелехина С.И. Развитие
    познавательной активности школьников в процессе учебной проектной
    деятельности. — Киров, 2011.
  7. Хуторский А. В. Ключевые
    компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии
    образования и теории педагогики. Центр «Эйдос»//На сайте:
    www/eidos/ru/news/compet.htm.ррррр

«Общие компетенции: ориентиры для развития или недостижимые цели».

Начало формы

Моя работа – частица моей души, здесь я встретила немало замечательных людей, которые стали моими друзьями, здесь я училась преодолевать невзгоды, решать проблемы, задачи, которые возложены на меня, как на преподавателя.
      Мудрая восточная поговорка гласит: «Если хочешь, чтобы помнили день – посади цветы, если хочешь, чтобы помнили долго – расти деревья, если хочешь, чтобы помнили вечно – учи детей». В своем работе я попытаюсь отразить свое видение преподавателя и тем самым подтвердить жизнеспособность этой мудрой восточной поговорки. В с своей деятельности я изучаю и реализуюобразовательные технологий для достижения поставленных целей .

Применяю такую технологию, как эвристическая беседа — это вопросноответная форма работы с обучающимися. Сущность эвристической беседы состоит в том, что путем постановки перед подростками определенных вопросов и совместных с ними логических рассуждений подвожу обучающихся к определенным выводам, составляющим сущность рассматриваемых процессов.

Использую игровые технологии, которыедают возможность использовать коллективные формы взаимодействия обучающихся.

Основная цель игры развитие творческих умений и навыков, формирование творческого потенциала и профессионально – ориентированного мышления. Этот метод обучения дает моим подопечным возможность применить полученные знания в условиях приближенных к реальным производственным условиям.

Применяю на уроках игры, например, «Выберите способ обработки узла, детали швейного изделия», «Выбери необходимое оборудование для изготовления наволочки», «Определите температурные режимы влажно-тепловой обработки изделия с учетом свойств материала», «Составь последовательность обработки изделия по образцу» и др.

К организации игр в группе на лабораторно-практических занятиях предъявляю определенные требования: стараюсь, чтобы игра основывалась на свободном творчестве подростков; стараюсь вызывать у обучающихся только положительные эмоции; учитываю возрастные и индивидуальные особенности каждого обучающегося; подвожу ребят к обязательному конечному результату.

Личностно – ориентированная технология. Один из используемых мной приемов: сделай сам – помоги товарищу. Каждый подросток – индивидуальность, со своим складом мышления, восприятия, памяти. Знание особенностей личности каждого из учеников позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению.

Успешно и быстро справляющиеся с заданием обучающиеся могут стать скучающими созерцателями, им предлагаю помочь обучающиеся, неуверенным в себе,которые хорошо воспринимают такую совместную работу, активизируются и находят выход из возникшего затруднения. Такая помощь поощряется дополнительной оценкой, кроме того, сильных обучающихся увлекает процесс «наставничества». Параллельно решаются и воспитательные задачи: обучающиеся приобретают навыки работы в коллективе, у них развивается чувство товарищеской взаимопомощи, что в дальнейшем поможет им адаптироваться в производственном коллективе.

Применяюи здоровьесберегающие технологии, онинаправлены на обеспечение психического здоровья обучающихся с ОВЗ, которые достигаются через учёт особенностей каждого подростка группы, создание благоприятного психологического фона на уроке.

Использую индивидуальные приёмы обученияспособствующие появлению и сохранению интереса к учебному материалу, приводящие к предотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации к учебной деятельности, приросту учебных достижений. Каждый обучающейся должен ощущать веру в свои силы, для этого создаю ситуацию успеха (я могу!).

На уроках технологии изготовления швейных изделий провожу индивидуально-повторное обучение, предусматривающее ограничение умственной и физической нагрузки. Такая форма обучения им доступна.

Главными условием нормального психосоциального развития и обучения лиц с ОВЗ является спокойная и доброжелательная атмосфера, создаваемая постоянным присутствием лиц, которые внимательно относятся к эмоциональному их благополучию.

Таким образом, в результате применения данных видов технологий в процессе обучения у детей с ОВЗ возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации. Вот такие методы применяю для достиженияпоставленных целей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *