Эссе про крещение руси

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа имени И.Е.Кулакова»

с.Приуральское                                                                    

Сочинение – эссе на тему

«Значение принятия Русью христианства и влияние этого шага на различные сферы жизнедеятельности древнерусского государства»

             Автор:  Цыкунов Сергей, обучающийся 6 класса

             Учитель истории : Степаненко Татьяна Леонидовна

                                       2014г.

Сочинение – эссе на тему

«Значение принятия Русью христианства и влияние этого шага на различные сферы жизнедеятельности древнерусского государства»

Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени.  Язычество не обеспечивало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христианство и ислам.

Владимир вошёл в историю как князь-креститель. Попытавшись реформировать и унифицировать язычество ( 980 г.) «и стал Владимир княжить в Киеве, один и поставил кумиры на холме за теремным двором : деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь и приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля русская и холм тот…» ( Из «Повести временных лет»)  и не преуспев в этом, в 988-989 г. князь крестился сам и заставил креститься Русь.

М.Н. Карамзин о Владимире: « главное право его на вечную память и благодарность состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной веры…» Я согласен с оценкой М.Н. Карамзина.

В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный — один из учеников Христа. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского общества.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.

На мой взгляд, христианство создало широкую основу для объединения всех народов этого общества. Исчезла граница между русом и славянином, угро-финном и славянином и т. д. Всех их объединила общая духовная основа. Христианство постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества. Значительным культурным переворотом было введение единой письменности. Принятие христианства способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Под влиянием христиан развивались храмное строительство, книжное дело, литература, история и философия. На основе христианизации происходит становление нового типа государственности в Киевской Руси, которая в значительной мере приобретает византийскую форму. Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине XI в. начинается оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела. К концу XII в. церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. Значительная роль отводится церкви в международных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями. Крещение помогло преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности, способствовало духовному развитию человека.  В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, а значит и стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса.

Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатствам и насилие со стороны его верхов. При этом она формировала уважение к власти, т. к. “несть власти не от Бога”, воспитывала терпимость к ближнему.

Принятие христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. В монастырях велось летописание. Крупные церковные храмы типа Софийского собора в Киеве становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси.
Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала она и против рабства.
Таким образом, христианизация способствовала формированию русской цивилизации, ставшей разновидностью христианского европейского мира.

            КАФЕДРА   
                 
истории Отечества, науки и культуры

            НАПРАВЛЕНИЕ        
 __________________________________

МОДУЛЬ                       История

Эссе

НА ТЕМУ:      Крещение Руси и его историческое значение_____

_____________________________________________

                           
_____________________________________________

                           
_____________________________________________

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1.Причины принятия христианства на
Руси и его историческое значение…………………………………………………………………………4

2.Крещение Руси и его
последствия.………………………………………….6

Заключение………………………………………………………………………7

Список использованных
источников………………………………………….8

Введение

До середины 10
века на Руси преобладала язычество. Ментальность славян — язычников базировалась
на идее равнозначности и вечности противоположных начал («добра» и «зла»). И
мир ими стал восприниматься на основании парных понятий. Символом защиты от
злых сил являлся круг. Отсюда и пошло возникновение различных украшений, как
венки, цепи, кольца. Но укрепление государства требовало принятия единой веры,
что и обуславливает актуальность данной темы исследования.  Именно это и стало
одной из самых основных причин крещения Руси. Наиболее детально выбор
Владимиром веры отмечается в «Повести временных лет». В соответствии с летописями,
князя покорила красота византийских храмов и обрядов. Однако, еще до 988 года,
года крещения Руси, многие жители Киева уже приняли христианство по
византийскому образцу.

Проблемам,
связанным с изучением вопросов, касающихся причин и последствий принятия
христианства на Руси посвящено множество работ российских ученых, например,
таких, как Вагнер Г.К.  «Крещение Руси и новое художественное сознание», Грязнова
О.А. «К вопросу о научном подходе к историческим исследованиям на примере
современной отечественной историографии крещения Руси», Карамзин Н.М. «История
государства российского», Беляев С.А.  «Откуда началось Крещение Руси» и
др.

1.Причины принятия христианства
на Руси и его историческое значение

В годы княжения Владимира
Святославовича произошло самое крупное событие в жизни Руси — принятие
христианства (988 год), которое стало выдающимся актом, политически и
идеологически закрепившим формирование единого Древнерусского государства. Также
оно стало  важным результатом русско-византийских отношений в X в.

Как и иные раннефеодальные
государства, Руси необходима была   общегосударственная религия, которая бы смогла
закрепить только что образованное государственное единство. Дохристианская
религия — язычество — такой роли не играла, выступая идеологией родового строя.
Она лишь вошла в некоторое противоречие с новыми условиями классового общества
и государства и не была способна освящать и укреплять имеющийся общественный
порядок.

Главными причинами
принятия христианства выступили (рисунок 1):

Рисунок
1 – Причины принятия христианства[1]

Историческое
значение принятия на Руси христианства состоит в следующем:

— христианство способствовало
объединению восточных славян в единое древнерусское общество, смогло создать духовную
основу русской государственности. Каждый, кто становился христианином, переставал
ощущать себя лишь частицей какого-либо местного коллектива;

— христианская
церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со
стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству, насилие со стороны
его верхов. При этом она создавала терпимость к ближнему и уважение к власти, поскольку
«несть власти не от Бога»;

— христианство смогло
повлечь за собой существенные сдвиги в культурном развитии, была распространена
письменность, летописание, стали создаваться первые рукописные книги, имеющие церковное
содержание[2];

— православная
церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское
общество. Она смягчала нравы, упорно боролась против многоженства и других
языческих пережитков. Церковь выступала и против рабства;

Таким образом,
историческое значение принятия на Руси христианства состоит в стремлении подкрепить
мировой авторитет Руси, в изменении быта граждан, церковью было запрещено жертвоприношение,
многоженство, кровная вражда; в освоении Византийского культурного наследия,
преобладало развитие культуры, формирование памятников письменности; в
изменении международного положения Древнерусского государства, оно вошло в ряды
христианских стран Европы; в удержании всех славянских земель.

2.Крещение Руси и его
последствия

При князе
Владимире Святославиче основной религией Киевской Руси  стало христианство. В
это время князь столкнулся с увеличившейся печенежской угрозой. Для защиты от
кочевников он начал строить на границе Руси линии крепостей. Именно в его
период правления осуществлялось действие многих русских былин, которые повествовали
о подвигах богатырей. В городах стали развиваться различные ремёсла и торговля.
Формировались памятники письменности «Повесть временных лет», Остромирово
евангелие. О высоком уровне грамотности населения Киевской Руси говорят многочисленные
берестяные грамоты. Киевская Русь вела торговлю с южными и западными славянами,
Скандинавией, Византией и пр. [3]
После смерти князя в государстве стала происходить новая междоусобица.
Святополк Окаянный в 1015г. убивает своих братьев Бориса, Глеба и Святослава.
Борис и Глеб в 1071 году стали причисленными к лику святых на Руси. Сам
Святополк был побеждён Ярославом и умер в изгнании.

Правление
Ярослава Мудрого (1019-1054) и выступило порой наивысшего расцвета Киевской
Руси. Общественные отношения стали регулироваться сборником законов «Русская
правда» и княжескими уставами. Ярослав Мудрый осуществлял довольно активную
внешнюю политику. Он смог породниться с многими правящими династиями Европы,
что говорило о широком международном признании государства в европейском
христианском мире. Стало разворачиваться интенсивное каменное строительство. В
1036 году Ярослав нанес поражение печенегам и их набеги на Русь прекратились.

Многие
исследователи считают, что принятие православия было не только достаточно хорошо
продуманной акцией с государственной стороны, но и определенным душевным
порывом, а также признаком раскаянья за братоубийство и разгул.

Важно заметить,
что благодаря мощной византийской поддержке,  которую Русь получила после
крещения, славянское государство обрело немалый вес на политической арене как
Европы, так и Азии. Кроме всего этого, принятие на Руси христианства способствовало
активному начатию  налаживания отношений с теми странами, которые исповедовали эту
же веру. Получив новый статус «цивилизованного», а не языческого, государства, христиане
стали развивать торговые отношения с европейскими государствами. В результате
чего данные контакты принесут не только экономическую, но и политическую
выгоду, сделав Киевскую Русь весомым игроком на международной арене[4].

Важно заметить, что
именно христианство смогло стать  центральной духовной силой, которая и сплотила
народ на Руси. И даже во время государственной раздробленности Церковь была неизменной,
помогая при всем этом христианам чувствовать себя единой нацией. Также последствием
можно назвать общее смягчение нравов. Церковь предпринимала массу усилий для
искоренения языческих обычаев. Прекращение жертвоприношений и кровавых обрядов
– прямая заслуга новой веры. Просвещение и нравственное воспитание народа стали
настоящей обязанностью христианского духовенства.

Заключение

Обобщив все
вышесказанное, можно заметить, что массовое крещение на Киевской Руси
начавшееся при князе Владимире далеко не всегда было добровольным и процесс
христианизации государства был растянут на долгое время. Многие летописи
сохранили скупые данные о насильственном крещении Руси. Необходимо заметить,
что в народе языческие верования и обряды были сохранены многие века.

Значение принятия
христианства в Киевской Руси для развития государства переоценить в настоящее
время довольно сложно. После 988 года Киевская  Русь стала претендовать на наиболее
высокий статус в отношениях с иными европейскими государствами, что смогло упрочнить
 международные связи. Одним из важных последствий крещения государства выступило
постепенное сплочение общества, а также смягчение определенных нравов. Для
развития культуры такое событие стало грандиозным.

Таким образом, провозглашение
в виде христианской религии стало одной из особо важных вех в истории нашего
государства. В честь данного события стали отмечать День крещения Руси.

Список использованных
источников

1.Вагнер, Г.К. 
Крещение Руси и новое художественное сознание // Палеоросия. Древняя Русь: во
времени, в личностях, в идеях. – 2018.- №1.- С.120-126.

2.Грязнова, О.А.
К вопросу о научном подходе к историческим исследованиям на примере современной
отечественной историографии крещения Руси // Вестник Московского государств.
обл. университета. – 2016.-№5. – С.61-67.

3.Карамзин, Н.
М. История государства российского: учебник / Н. М. Карамзин. – М.: Юрайт,
2019. — 268 с. 

4.Семенникова,
Л.И. История России в 2 ч.: учебное пособие / Л. И. Семенникова. – М.: Юрайт,
2019. — 328 с. 

5.Беляев, С.А.  Откуда
началось Крещение Руси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/4011724.html

ГОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ» (080504.65/3)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: Отечественная история
Тема: Крещение Руси. Роль православия в развитии древнерусского государства
Выполнил: Зантман Татьяна Михайловна
Группа № 3210053002
Проверяющий преподаватель: Московкин Владимир Васильевич
г. Салехард
2011
Введение. 1
1. Предпосылки принятия Русью христианства.2
2. Причины принятия христианства князем Владимиром.3
3. Исторический смысл крещения Руси.6
Заключение. 8
Список литературы… 8

Введение

Принятие языческой Русью христианства в X веке стало бесспорно одним из важнейших событий русской истории, сыгравшим огромную роль в последующем политическом, экономическом и культурном развитии страны.
Становление и укрепление древнерусского государства, борьба с племенной раздробленностью, развитие феодальных отношений порождали необходимость в принятии новой идеологии. Древняя Русь была многонациональным государством, поэтому нужна была наднациональная, мировая религия.
Исторический акт принятия христианства византийского, православного толка был совершен князем Владимиром Святославовичем в 988г., и с этого момента в сонме европейских христианских государств появилась Киевская Русь. Самой первой его попыткой была религиозная реформа 980 года – суть её в создании единого пантеона языческих богов во главе с Перуном и предания ему стройной иерархической системы.
Реформа потерпела поражение, но она расшатала племенные религиозные верования и тем самым подготовила почву для принятия христианства.
История русской (древнерусской) культуры началась именно после принятия Русью христианства, и дата крещения Руси становится, таким образом, начальной точкой отсчета национального культурно-исторического развития России. На месте разрозненных и слабо развитых в экономическом, социальном и политико-государственном отношении восточнославянских племен, разбросанных на окраине европейского континента, на границе между оседлыми поселениями и Великой Степью — жизненным пространством кочевых народов, — возникло европейское феодально-монархическое централизованное государство, сплоченное единой идеологией и созидательными устремлениями.
Принятие Русью христианства представляет собой момент принципиального культурно-исторического выбора, который на столетия предопределил важнейшие черты русской культуры и повлиял на развитие социально-экономических и политико-правовых процессов.

1. Предпосылки принятия Русью христианства.

Дохристианская (языческая) культура Древней Руси была бесписьменной, ее мировоззренческую основу составлял политеизм (многобожие). По определению Б. А. Рыбакова, славянское язычество — это «часть огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений, верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой всех позднейших мировых религий». Мифологический словарь и обрядовые традиции славянского язычества восходят к древним индоевропейским источникам. Пантеон славяно-русского язычества сформировался на основе сакрализации природных сил и стихий. Небесную стихию олицетворял Сварог; воздух и ветер — Стрибог; землю и плодородие — Мокошь и т. п. Человек и Вселенная в рамках такого миропонимания находились в состоянии гармонического равновесия, подчинявшегося неизменному и вечному круговороту природных циклов. Существование в языческом сознании такого рода извечной гармонии предопределяло понимание человека как чисто природного, а не социального существа, отсутствовало здесь и представление о времени, поскольку согласно языческим верованиям загробная жизнь есть вечное продолжение жизни земной. Соответственно не было и понимания хода исторического времени, направленности и смысла истории как процесса.
Разрушение привычного жизненного уклада в период постоянных миграций в первом тысячелетии нашей эры создавало предпосылки для усвоения более универсальных верований. Христианство на Руси распространялось как длительная работа по внедрению религии, где добровольно, где насильственно в течение нескольких веков. Можно предположить, что еще в первом веке нашей эры славянские земли посетил апостол Андрей с миссией распространения христианства.
Ольга, управлявшая государством после смерти своего мужа, также приняла крещение, что считается историками тактическим ходом в сложной дипломатической игре с Византией.
Постепенно христианство приобретало статус религии. Распространение христианства в придворной и дружинной среде создавало предпосылки для официального признания новой религии и для массового крещения восточных славян.
Основными предпосылками исторического религиозного выбора Древней Руси можно назвать:
· особое геополитическое положение Руси, заключавшееся в ее нахождении между Западом и Востоком, что приводило к постоянной подверженности духовной жизни и культуры русского народа перекрестному влиянию различных цивилизаций;
· исторически сложившаяся юго-восточная направленность торгово-экономических, внешнеполитических, идейных интересов Руси, поскольку на протяжении многих веков именно отсюда для Руси исходила максимальная военная угроза, а основной обмен идеями и людьми для восточнославянских племен шел в южном и северном направлении.
Следовательно, проблема выбора религии, а вместе с ней и определенного культурно-исторического пути, стояла перед Русью очень остро, так как:
· речь шла о достижении национального сплочения и этнокультурного объединения разрозненных восточнославянских племен;
· речь шла о геополитическом самоопределении древнерусской народности, постепенно приобретавшем не только географический, но и политический, культурно-религиозный смысл;
· вместе с направленностью национальных интересов выявлялось направление собственного территориально-государственного и национально-культурного развития.
Русь до своего исторического крещения проявляла большой интерес и к исламу, и к иудаизму в соседних с собой странах, но выбор пал именно на христианство, впоследствии – православное христианство.

2. Причины принятия христианства князем Владимиром.

Владимир многим был обязан язычникам. Он щедро отблагодарил их, но чувствовал себя очень стеснительно под контролем языческой верхушки и волхвов. Они препятствовали его созидательной деятельности. Своими военными победами, строительными успехами внутри страны, мудрой дипломатией по отношению к соседним государствам Владимир укрепил роль и значение княжеской власти и более не терпел соперничества. Уже со второй половины 80-х годов язычники потеряли в Киеве свою ведущую роль.
Но Владимир не сразу пошел на введение христианства. Летописное «Сказание об испытании или выборе вер» описывает, что сначала он встретился с посланцами из других земель и расспросил их о монотеистических религиях – мусульманстве, иудаизме, римском и византийском христианстве. Это было не случайно: монотеистические религии выросли из одного корня, к тому же Русь имела тесные связи и с христианскими странами – Германией, Византией Римом, и с мусульманскими – Волжской Болгарией, Хорезмом, а также контакты с еврейскими общинами в Хазарии и на территории Руси.
Во всех религиях того времени главным была обрядность. Только участием в жертвоприношениях, а на Востоке еще и соблюдением четких предписаний относительно приема пищи и омовений, можно было доказать принадлежность к определенной религии. В то время как Рим и Греция в этом отношении терпимость, на Востоке свирепствовала система религиозных запретов. Христианство в отличие от восточных религий не знало никаких вносящих разделение обрядов, не знало даже жертвоприношений. Поэтому, отказав по разным причинам первым трем посольствам, Владимир благосклонно выслушал пространную речь православного греческого философа, который, кратко опровергнув учения мусульман, латинян и иудеев, сжато изложил ветхозаветную историю, пророчества об отвержении Богом иудеев и пришествии Спасителя и, наконец, перешел к новозаветным событиям. Большое впечатление на князя произвел рассказ о грядущем Втором пришествии, при этом ему была показано полотно с изображением Страшного суда.
Потом, посовещавшись с боярами и представителями городов, Владимир направил посольства в окрестные страны. Возвратившись, послы рассказали о религиозных обычаях и обрядах этих стран. Они побывали и в мусульманской мечети у болгар, и у католиков-немцев, но самое большое впечатление на них произвела патриаршая служба в Царьграде. Пораженные красотой византийского богослужения, послы заявили Владимиру и всей его дружине: «Не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом». Выбор веры был обусловлен не тем, какая из них красивее, а тем, какая вера истинная.
Князь Владимир, первым приняв святое Крещение, принципиально, качественно изменил свою жизнь. Причем изменил, будучи уже достаточно зрелым человеком, закореневшим в своих привычках, пристрастиях. А ведь очень тяжело в зрелом возрасте все это преодолевать. Этим он и отличается от многих европейских правителей, которые принимали христианство из соображений выгоды, практичности и прогрессивности. Для него это был вопрос нравственного выбора, что видно из всей его дальнейшей жизни.
Ряд исторических причин способствовал крещению Руси. Во-первых, интересы развивавшегося государства требовали отказа от многобожия с его племенными богами и введения монотеистической религии по принципу: единое государство, один великий князь, один всемогущий Бог. Во-вторых, этого требовали международные условия. Весь европейский мир принял христианство, и Русь более не могла оставаться языческой окраиной. В-третьих, христианство с его новыми нравственными нормами требовало гуманного отношения к человеку вообще, к женщине, матери и детям, в частности; оно укрепляло семью – основную ячейку общества. В-четвертых, приобщение к христианству давало сильный толчок в развитии культуры, письменности, духовной жизни страны. И наконец, развитие общественных отношений, совершенствование души, и посмертное воздаяние.
Исторический выбор древнерусским обществом в качестве государственной религии именно восточного христианства был продиктован не только государственно-политической мудростью князя Владимира и тех слоев раннефеодального общества у восточных славян, которые он представлял в своей политике, но и потенциальной «предрасположенностью» древней восточнославянской культуры именно к такому, а не иному выбору.
На первом плане была территориальная близость Византии как культурного, религиозного и политического центра, с давних пор ощущавшаяся Русью как важный фактор исторического развития. Именно Константинополь являлся во всех отношениях культурно-политическим и духовно-религиозным центром для Руси (не только территориально, но и в ценностно-смысловом отношении), нежели Иерусалим, Рим или аравийская Мекка.
Византийская империя была для русских не только богатым и могущественным соседом, она выступала как идеал государственного могущества, всемирной признанности, экономического и духовного богатства, как пример оптимального общественного устройства — централизованного, иерархизированного, регламентированного до мельчайших деталей ритуального или церемониального характера. Владимир желал, чтобы Русь стала державой, равновеликой Византии, была ее партнером, союзником, а может даже и конкурентом во всех международных делах.
Выбор православного христианства, вероятно, опирался и на религиозно-культурный опыт предков, освященный заветами отцов. Почитание предков, веками устоявшихся обычаев, укоренившихся в быту и образе жизни систем ценностей, было характерно для восточных славян. Поэтому коренное изменение всей системы ценностей и норм культуры (а именно так следует рассматривать Крещение Руси) должно было опираться — хотя бы условно и частично — на традицию, на имеющийся социокультурный опыт.
Западное христианство означало для Руси признание над собой власти папы, как духовной, так и политической. Стремление древнерусских князей к государственной самостоятельности и независимости, к культурному и религиозному самоутверждению не соответствовала тем историческим задачам, которые решала на этом этапе своего национального становления и развития древнерусская народность, стремившаяся к культурному, политическому и религиозно-духовному оформлению.
Следовательно, в лице Византии и восточно-христианской церкви древняя Русь получила совершенную модель преодоления язычества в формах христианства, притом в культурно-исторических условиях, максимально близких древнерусским.

3. Исторический смысл крещения Руси.

Трудно переоценить глубину духовного переворота, совершившегося в русском народе, во всей его жизни, во всем мировоззрении. В чистых днепровских водах, как в «бане пакибытия», осуществилось таинственное преображение русской духовной стихии, совершилось духовное рождение народа, призванного Богом к невиданным еще в истории подвигам христианского служения человечеству. «Тогда начал мрак идольский от нас отходить, и заря Православия явилась, и солнце евангельское землю нашу осияло», – записывает летописец.
Благодаря крещению Руси появляется «учение грамоте» и «учение книжное». Перевод священных книг, написание исторических, художественных, педагогических книг, согласованные действия князей и духовной власти по просвещению населения обеспечили широкое распространение грамотности и более высокого образования на Руси в домонгольский период, результатом чего стал расцвет древнерусской культуры.
К X веку на Руси складывается ситуация, когда необходимым является введение обязательного элементарного образования. Причины этого историки видят в том, что в это время был составлен славянский алфавит, а этнографическое единство славянских племен помогло распространению письменности. Основной причиной чаще всего называют введение христианства на Руси и перевод с греческого на русский Священного Писания и других книг. Поэтому первые училища на Руси были открыты князем Владимиром по совету митрополита Михаила. В доказательство этих фактов можно привести летописные свидетельства, где говорится о том, что первые училища являлись не только учебными, но и воспитательными учреждениями. Используя летописи, характеризующие жизнь Новгорода, можно сделать вывод о том, что грамотность стала неотъемлемой частью русских городов. При церковных и монастырских школах и библиотеках трудились греческие болгарские и первые русские художники-иконописцы, летописцы, переписчики и переводчики церковных сочинений.
Лихачев Д.С. в своих работах доказывает высокий уровень развития культуры, литературы и просвещения на Руси. Основной причиной, повлекшей за собой культурный переворот, он считает введение единой письменности. Письменность нужна была для развития государственного аппарата, торговли, для частной переписки.
Институт Церкви сыграл свою особую роль в формировании христианских подходов к благотворению и милосердию к ближнему. С принятием христианства в Древней Руси начинается новый этап общественного попечения. Помощь имеет различные стратегии поддержки: от материальных до изменения сценариев жизни нуждающегося. Христианские каноны милосердия расширяют парадигму помощи и поддержки, выстраивают ориентиры защиты, исходя не только из витальных, но и духовных потребностей человека.
Что же касается того, как христианство повлияло на внешние формы народной жизни, то семена христианства, брошенные князем Владимиром, быстро победили те институты, которые с христианством были совершенно несовместимы. Прежде всего, это многоженство. Христианская церковь проповедовала, что прелюбодеяние является грехом. Ограничив прелюбодеяние и добровольный развод (которые в языческие времена были традиционными), церковь ввела новую модель брачного поведения, основанную на христианской любви. Эта модель предполагала духовное, а не плотское начало в браке. Исходя из идеи о том, что семья — плод христианской любви одного человека к другому (единственному), церковь запретила полигамный брак. Основной нормой нового типа семейно-брачного поведения стала моногамная семья. Фундаментом такой семьи был христианский брак, который в православной церкви является одним из семи таинств. В сознание человека постепенно формировалось понимание того, что семейный союз должен быть освящен церковью в таинстве венчания. Так как вступают в брак по истинной любви друг к другу, то он соединяет мужчину и женщину на всю жизнь, а потому христианский брак не может быть расторгнут.
Таким образом, Христианство изменило саму сущность семейно-брачных отношений, утверждая, что цель брака в том, чтобы супруги помогали друг другу и дополняли друг друга. А так как главная цель человеческой жизни это спасение души, то супруги должны поощрять друг друга к христианскому образу жизни.
В результате реорганизации языческой семьи сформировалась основа для будущего развития русской классической патриархальной семьи, которая в течение последующих столетий определяла менталитет русского народа, его отношение к повседневным общественным и экономическим проблемам жизнедеятельности.
Крещение Руси дало тот «цивилизационный толчок», благодаря которому она стала, говоря современным языком, полноправным субъектом мировой истории и вошла в семью христианских народов. Этому во многом способствовали экономические и культурные связи Киева с Византией.
Приобщение Киевской Руси к богатому духовному наследию Византии открывало также путь к развитию отечественной философской мысли.
Древнерусское государство стало на один уровень с государствами Западной Европы, а во многом и превзошло их.

Заключение

Великий князь Владимир осуществил смелую государственную реформу, которая позволила Древней Руси встать вровень с развитыми феодальными монархиями. Принятие византийской традиции предопределило все последующее развитие — и политики, и экономики, и тем более культуры.
Христианство стало тем руслом, по которому потекла в древнерусскую землю культура самой развитой цивилизации того времени – Византии.
Согласно православному Преданию, единство Церкви заключается не в централизации церковного управления и не в единообразии церковной жизни; оно есть тождество веры, а, следовательно, верность Духу истины, созидающему Церковь Христову и пребывающему в ней. Таким образом, с крещением Руси братские русские, украинские и белорусские народы не только восприняли неисчерпаемые сокровища церковной письменности – Священное Писание, творения святых отцов, жития святых и богослужебные книги, но обрели основу для своего духовного единства.
Народ прозвал своего духовного родоначальника Красным Солнышком. В этой оценке слышится и признательность, и благодарность за дарованное тепло, за радость, за саму жизнь. Да, в Х веке от этого великого государственного мужа и Угодника Божия началась новая Русь, новый народ, новый Дух, новый путь, новая культура.

Список литературы

1. Георгиева Т.С. Христианство и русская культура: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ВЛАДОС, 2004. — 239 с.
2. Карпов А.Ю. Владимир святой. – 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 2004. – 454 с.
3. Миронов В.В. Философия: учебник для вузов. — М.: Норма, 2005. – 928 с.
4. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. – 342 с.
5. Светозарский А.К. Рождение цивилизации, или Крещение Руси как поворотный момент нашей истории: статья. – Православие.ru, 5августа 2009.
6. Экономцев И.А. Православие. Византия. Россия. Сб. статей. – М.: Христианская литература, 1992. – 231 с.

КРЕЩЕНИЕ РУСИ В далекие доисторические времена славяне поклонялись языческим богам, но в конце первого тысячелетия на Руси распространяется христианство. Старинные рукописи, в которых говорится о важнейших фактах истории, или древние летописи, свидетельствуют о том, что 988 год — это год крещения Руси. В Киеве на высокой горе на берегу Днепра установлен памятник князю Владимиру, во времена княжения которого состоялось крещение Руси. Владимира народ называл Святителем, от слова «святой», потому что с его согласия славяне приобщились к новой религии, приняли христианство. Крещение Руси было важнейшим событием в истории славян, оно имело большое прогрессивное значение для развития государства, культуры, духовной жизни народа. Русская Православная церковь несла людям идеи добра, справедливости, миролюбия, благородства и вела борьбу с насилием, жестокостью и злом. Через десять столетий, в 1988 году, русские люди и христиане всех стран торжественно отпраздновали тысячелетие крещения Руси. В Москву съехались представители всех христианских церквей мира, делегации различных религий и религиозных объединений, общественных организаций, посланцы более чем ста стран. Русская Православная церковь принимала высоких гостей в Троице-Сергиевой лавре под Москвой. Здесь состоялся торжественный Собор — юбилейные выступления священнослужителей, посвященные тысячелетию крещения Руси. Об этих необыкновенных торжествах возвестил колокольный звон, его волнующая мелодия не затихала над Москвой и ее окрестностями в течение двух дней — одиннадцатого и двенадцатого июня тысяча девятьсот восемьдесят восьмого года.

Сочинение на тему: КРЕЩЕНИЕ РУСИ

КРЕЩЕНИЕ РУСИ

В далекие доисторические времена славяне поклонялись язы­ческим богам, но в конце первого тысячелетия на Руси распрос­траняется христианство. Старинные рукописи, в которых гово­рится о важнейших фактах истории, или древние летописи, свидетельствуют о том, что 988 год – это год крещения Руси.

В Киеве на высокой горе на берегу Днепра установлен па­мятник князю Владимиру, во времена княжения которого со­стоялось крещение Руси. Владимира народ называл Святите­лем, от слова “святой”, потому что с его согласия славяне

приобщились к новой религии, приняли христианство.

Крещение Руси было важнейшим событием в истории славян, оно имело большое прогрессивное значение для развития госу­дарства, культуры, духовной жизни народа. Русская Православ­ная церковь несла людям идеи добра, справедливости, миролю­бия, благородства и вела борьбу с насилием, жестокостью и злом.

Через десять столетий, в 1988 году, русские люди и христи­ане всех стран торжественно отпраздновали тысячелетие кре­щения Руси. В Москву съехались представители всех христи­анских церквей

мира, делегации различных религий и религиозных объединений, общественных организаций, по­сланцы более чем ста стран. Русская Православная церковь при­нимала высоких гостей в Троице-Сергиевой лавре под Москвой.

Здесь состоялся торжественный Собор – юбилейные выступ­ления священнослужителей, посвященные тысячелетию кре­щения Руси.

Об этих необыкновенных торжествах возвестил колоколь­ный звон, его волнующая мелодия не затихала над Москвой и ее окрестностями в течение двух дней – одиннадцатого и две­надцатого июня тысяча девятьсот восемьдесят восьмого года.

Глоссарий:

– сочинение на тему крещение руси

– эссе на тему крещение руси

– сочинение крещение руси

– эссе крещение руси

– крещение руси сочинение

Loading…

Сочинение на тему: КРЕЩЕНИЕ РУСИ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *