Эссе про лермонтова 7 класс

Я могу с уверенностью сказать, что Михаил Юрьевич Лермонтов – мой любимый поэт. Мне нравятся все его стихи. Это признанный мастер слова.

Мне нравятся стихи Лермонтова за то, что они заставляют задуматься о жизни. Недавно я прочел стих под названием “Молитва”. В нем говорится о том, что человек постоянно сталкивается в жизни с трудностями, однако нужно найти в себе силы и очистить свою душу при помощи молитвы.

Сердце сжимается от тихой грусти, когда я читаю стих Лермонтова “Тучи”. Я представляю, как душа поэта мчится, не зная покоя, в “сторону южную”. Если задуматься, то каждый человек в определенные периоды своей жизни не может найти душевное пристанище.

Творчество Лермонтова – это бесценное сокровище русской литературы. Мне нравится, что в стихах Михаила Юрьевича описываются трудности, с которыми сталкивается каждый человек.

Опубликовано 18 октября, 2019

  • Сочинения
  • По литературе
  • Лермонтов
  • Мой любимый писатель и поэт Лермонтов

Мой любимый писатель Лермонтов Нет ни одного человека, у которого бы не было любимого поэта. В моем случае этим поэтом является – Михаил Юрьевич Лермонтов. Его произведения вошли в мою жизнь во время обучения в школе.

Михаил Лермонтов – один из удивительных поэтов в мире, такой же как Александр Пушкин и Александр Грибоедов. В своих стихах он воспевает природу во всех ее проявлениях.

Одной из основных тем в его творчестве – это любовь к родине, детям, женщине. Конечно, в его жизни было много женщин, которым он посвящал свои стихи, но каждая для него была прекрасной музой, мучительницей или обожательницей. Однако для некоторых, особенно любимых им женщин, он посвятил циклы стихов. Михаил Юрьевич Лермонтов – это такой поэт, стихи которого, помогают мне понять, то, что творится у меня в душе и вокруг, помогает преодолеть слабости в трудные минуты, подсказать, что делать дальше.

Книги Михаила Юрьевича Лермонтова – это другой мир, в который я погружаюсь, взяв в руки его книгу, потому что его стихи пробуждают даже те чувства, которые, я думала, не пробудятся никогда. Я бы хотела обладать теми качествами, какими обладают герои в его произведениях, такими качествами как сила, целеустремленность, сила воли, верность своим идеалам, для того, чтобы не чувствовать страха перед трудностями или новыми изменениями.

Его произведения, которые были посвящены природе, всегда различаются между собой. Он воспринимает природу как воплощение гармонии и красоты, наполняя свои произведения размышлениями о жизни и ее проблемах.

Мое любимое стихотворение Лермонтова — это «Смерть поэта», в этом стихотворение он показывает, ту любовь, что испытывал к Пушкину. Он умер, сражаясь на дуэли, я думаю, что в последние моменты жизни, он был горд, что умер так же, как и его кумир. Невозможно передать чувства, которые испытываешь при чтении его произведений. Для каждого человека Лермонтов по-особенному близок и неповторим. Все его творчество – это размышления о жизни, о Родине, о смерти, о бесконечности.

Важнейшей чертой его лирики является изменчивое настроение то грусть, то радость, то есть постоянно меняется в своих произведениях и размышления.

Сочинение Лермонтов мой любимый поэт

Каждый человек, который любит стихи и прозу имеет своего любимого автора. Его произведения помогают пережить трудные моменты в жизни, переключиться на творчество и забыть о проблемах. Для меня таким автором является Михаил Юрьевич Лермонтов.

Автор прожил достаточно мало лет по современным меркам, но успел написать много произведений, которые впечатлили меня. Мне нравится Михаил Юрьевич, потому что в его персонажах я узнаю себя. Его герои целеустремленны, никогда не сдаются, всегда идут к своей цели и мечте. Именно такое качество мне нравится не только в литературных произведениях, но и в современных людях.

В основном произведения Лермонтова автобиографичные. Он описывал тех людей, которые проживали то непростое время вместе с ним. Он описывал события, которые трогают сердце и душу. Мне очень близко то время, в котором он жил, поэтому его прозаические произведения, его стихи для меня значат больше, чем просто хорошие романы и стихотворения.

Кроме того, мне нравится произведения Михаила Юрьевича еще и потому, что они очень поучительны. В современной литературе можно мало найти таких романов, которые бы правильно воспитывали подрастающее поколение. В романах Лермонтова есть не только яркие события, красивый сюжет, но и поучительный смысл, который актуален и на сегодняшний день. Например, самым лучшим произведением в литературе я считаю роман Лермонтова «герой нашего времени». Он учит нас товариществу и дружбе, а в образе Печорина я узнаю себя, потому что бываю так же одинок.

Таким образом, Михаил Юрьевич Лермонтов – один из самых известных поэтов и прозаиков русской литературы. Его произведения пронзают сердце и душу, заставляют переживать за героев его романов, дают пищу для размышлений. Современным авторам не хватает того стиля написания, той искренности, с которой писал свои произведения Лермонтов. Я надеюсь, что дети в младших классах полюбят Михаила Юрьевича так же, как полюбил его когда-то его я.

План

1.Лиризм поэзии Лермонтова

2.Лермонтов – мастер эпитета.

3.Захватывающая сила эмоций в стихах поэта о природе.

Михаил Юрьевич – автор-романтик, автор — драматург. Матушка природа наделила его страстями, его произведения наполнены романтизмом, музыкальностью и лиризмом: «…Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез…» («Ангел») Лермонтов относился к тем творческим счастливчикам, умеющим посредством рифмы и прозы передавать душевные переживания, живые разговоры.

Тончайшими художественными мазками поэт рисовал литературные портреты и образы. «Музыка сердца» руководила гениальным автором: «…Стихов неведомых задумчивое пенье, Тебя, забывчивый, но незабвенный друг…» («Демон») Во многих стихотворениях поэта богато описана природа, она прекрасна и гармонична, она свободна и вечна. Но Лермонтову жить «трудно», оттого, что ему нет «свободы и покоя» и он хотел бы соединиться с природой, с вечностью: «…Надо мной чтоб вечно зеленея Тёмный дуб склонялся и шумел».

Природа у Лермонтова загадочна и переменчива, она живет и угасает, Читая его стихи о природе, окунаешься в «студеную воду», погружаешься в прохладную тень или идешь по земле, усыпанной золотыми листьями, грустишь и радуешься вместе с автором.

Сочинения по творчеству Лермонтова

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Лермонтов
  • Личность Печорина
  • По стихотворению Утес
  • Жизнь и судьба Печорина
  • Печорин и Грушницкий (сравнительная характеристика)
  • Образ Печорина
  • Анализ эпизода Дуэль Печорина и Грушницкого
  • Дружба в жизни Печорина
  • Калашников и Кирибеевич. Сравнительная характеристика
  • Про купца Калашникова
  • Трагедия Печорина, ее сущность и причины
  • Образ Мцыри в поэме Лермонтова
  • Характеристика Мцыри
  • В чем трагедия Печорина?
  • По стихотворению Листок
  • По стихотворению Тучи
  • По поэме Мцыри
  • Бородино
  • Герой нашего времени по произведению
  • Любовная лирика Лермонтова
  • Путешествие на поле славы
  • Мое отношение к Печорину (9 класс из героя нашего времени)
  • Мцыри как романтический герой
  • Печорин — герой своего времени
  • Парус — мое любимое стихотворение Лермонтова
  • Мой Лермонтов
  • Мой любимый поэт Лермонтов
  • Значение дуэли в романе Герой нашего времени
  • Лирика Лермонтова
  • Образ Бэлы в романе Герой нашего времени
  • Мои любимые страницы в романе Герой нашего времени
  • Мой любимый герой в романе Герой нашего времени
  • Тамара в произведении Демон
  • Образ Демона в поэме Лермонтова
  • Анализ главы Княжна Мэри
  • Анализ главы Тамань
  • Вера в романе Герой нашего времени
  • Максим Максимыч в романе Герой нашего времени
  • Отношения Печорина и Бэлы
  • Герой нашего времени — История создания
  • Анализ главы Фаталист: Герой нашего времени — роман Лермонтова
  • Анализ главы Максим Максимыч
  • Грушницкий в романе Герой нашего времени
  • Женские образы в романе Герой нашего времени
  • Дружба и взаимоотношения Печорина и Максима Максимыча в романе Герой нашего времени
  • Анализ поэмы «Мцыри»
  • Цель побега Мцыри
  • Характеристика и образ Кирибеевича (опричник)
  • Анализ главы «Фаталист»
  • Анализ стихотворения «Узник»
  • Анализ романа «Герой нашего времени»
  • История души человеческой в романе «Герой нашего времени»
  • Образ Казбича (характеристика)
  • Печорин в романе Герой нашего времени
  • Основные мотивы лирики Лермонтова
  • Печорин и Ундина

Золотой век русской литературы подарил миру большое количество талантливых личностей, которые внесли большой вклад в развитие не только русской, но и мировой литературы. Одним из таких классиков является Михаил Юрьевич Лермонтов. Становление его творчества напрямую связано с Александром Сергеевичем Пушкиным. Лермонтов так глубоко уважал и ценил творчество Пушкина, что сам последовал по его стопам и стал не менее великим поэтом.

Михаил Лермонтов, как многие другие поэты писал произведения на те темы, которые его потрясли или произвели фурор в душе поэта. Он всегда глубоко проникался той темой, которой посвящал свои стихотворения. Первым эмоциональным потрясением в жизни Лермонтова которое сильно повлияло на творчество поэта является смерть А.С. Пушкина. После этого события молодой человек пишут стихотворение «Смерть поэта», в котором он отразил всю бурю чувств и печали. Данное стихотворение было опубликовано в журнале, что принесло славу молодому поэту. Это событие считается ключевым в зарождении творчества М.Ю. Лермонтова.

Жизнь поэта нельзя назвать радужной и счастливой. Ему пришлось служить в Крыму, на Кавказе, где велась ожесточенная борьба. ЭТО на нанесло серьезную печать на душу и творчество Михаила Юрьевича. Помимо этого, поэт не был женат, но страдал от неразделённой любви к Варваре Лопухиной. Именно ей было посвящено огромное множество любовной лирики в письмах. Исходя из этих фактов жизни поэта, можно заметить, что в его творчестве прослеживаются три основных направления, а именно:

  • Война на Кавказе
  • Неразделенная любовь
  • Трагедия человеческой судьбы

Третья, не менее важная, линия творчества поэта посвящена трагедии судьбы человека. Такое направление появилось благодаря его способности сочувствовать людям, переживать за их жизнь и судьбу. Лермонтов много поведал на войне и в обычной жизни, в путешествиях, где встречал разных людей с разными историями из жизни. Лермонтов находился в постоянном творческом поиске: изучал фольклор и написал произведение «Песня про купца Калашникова», историческая тема «Бородино и прочее.

Лермонтов прожил короткую, но глубоко значимую жизнь. До трагедии своей смерти поэт подвел итог всего своего творчества произведением «Герой нашего времени», где он рассмотрел важный вопрос: как человеку стать счастливым. Это и стало прекрасной точкой в жизни и творчестве Михаила Юрьевича.

Адресаты любовной лирики Лермонтова

Жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова была короткой и не столь насыщенной любовными приключениями, как, например, биография Пушкина. Он отличался некоторым постоянством чувств и отношений. Ниже вы можете ознакомиться с адресатами любовной лирики Лермонтова.

Екатерина Александровна Сушкова познакомилась с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым весной 1830 года. Она была на два года старше поэта, и смотрела на него, как на мальчика. Тем более что Михаил Юрьевич был невысокого роста. Сушкова писала о Лермонтове:

Екатерина Александровна была очаровательна, с длинными до пят черными волосами и выразительными черными глазами она сводила с ума мужчин. Лермонтов также не остался равнодушен к ней. Только Сушкова вела себя с ним как опытная кокетка. И кстати, в свете она получила репутацию кокетливой барышни.

Осенью того же 1830 года они расстались и вновь встретились в Петербурге 4 года спустя. Лермонтов уже не был наивным пылким юношей и совсем другими глазами смотрел на Сушкову, которая собиралась замуж за Алексея Лопухина, друга Михаила, но родные Алексея были против. Лермонтов согласился подыграть, и начал ухаживать за Сушковой. Теперь Лермонтов и Сушкова поменялись ролями. Екатерина Александровна в самом деле, по ее собственному признанию влюбилась в поэта, Лермонтов лишь изображал влюбленность.

В пору своей увлеченности Сушковой Лермонтов посвятил ей следующие произведения:

  • «К Сушковой»;
  • «Благодарю!»;
  • «Зови надежду сновиденьем»;
  • «Нищий»;
  • «Стансы»;
  • «Ночь»;
  • «У ног других не забывал»;
  • «Я не люблю тебя, страстей…».

Варвара Александровна Лопухина (в браке – Бахметьева) была всего на год моложе поэта. В 1831 году ее привезли в Москву из имения, и здесь они познакомились. Любовь между молодыми людьми была взаимной. Но родственники Варвары Александровны были против их брака, очевидно, ввиду слишком юного возраста обоих. Михаилу Лермонтову едва исполнилось 17 лет. Поэт посвятил любимой девушке следующие стихи.

  • «К Л.-» («У ног других не забывал…»);
  • «К*» («Мы случайно сведены судьбою…»);
  • «К*» («Оставь напрасные заботы..»);
  • «Она не гордой красотою…»;
  • «Слова разлуки повторяя…».
  • «Прими мой дар».

Так отзывался родственник Лермонтова А. А. Шан-Гирей об отношениях Лермонтова к Лопухиной.

Наталья Федоровна Иванова, – дочь литератора и драматурга Ф. Ф. Ива́нова. Она старше Лермонтова на полтора года. В начале знакомства Наталья Федоровна поощряла и принимала ухаживания юного поэта, сумела влюбить его в себя, но потом он встретил с ее стороны холодность и равнодушие.

Наталье Федоровне был посвящен так называемый «Ивановский цикл» стихотворений, которые он писал на протяжении 2-х лет, и драма «Странный человек».

  • «Н. Ф. И….вой»
  • «Н. Ф. И.»
  • «Романс к И…»,
  • «К ***» («Всевышний произнес свой приговор»)
  • «Когда одни воспоминанья»
  • «К чему волшебною улыбкой»
  • «1831-го июня 11 дня»
  • «Видение» «Я видел юношу: он был верхом».

Предположительно, Наталье Федоровне поэт посвятил не менее 40 стихотворений.

Мария Алексеевна Щербатова на 5 лет моложе Лермонтова. Познакомилась с ним в 1839 году, когда она сама была уже вдовой, а поэт пользовался популярностью и признанием общественности. Мария Алексеевна, по словам А.И. Тургенева, любила поэта. Молодая образованная вдова предпочитала балам и развлечениям литературные и художественные салоны. В одном из салонов – у Карамзиных она встретила Лермонтова, творчеством которого давно восхищалась.

Марии Алексеевне поэт посвятил следующие стихи:

  • «Молитва» («В минуту жизни трудную»);
  • «М.А.Щербатовой»;
  • «Отчего».

Евдокия Петровна Ростопчина на три года старше Лермонтова. С ней он познакомился в начале 30-х годов. Она была родной сестрой товарища по пансиону С. Сушкова. Лермонтов был увлечен красотой графини, но сблизились они лишь в 41-м году во время его пребывания в Петербурге.

По словам Ростопчиной, присутствовавшей на вечере прощания с Лермонтовым, уезжавшим на Кавказ, у него было упадническое настроение. Он словно предчувствовал свою смерть.

Ростопчина посвятила Лермонтову стихотворение «На дорогу!», а когда поэт уехал на Кавказ, передала Е.А.Арсеньевой свой сборник «Стихотворения»(1841) с посвящением:

Евдокия Петровна, вспоминая Михаила Юрьевича, указала на сознательный «демонизм» и «донжуанство» юного Лермонтова и благодатность ссылки (как сурового испытания) для созревания его гения. Лермонтов посвятил Ростопчиной 2 стихотворения:

  • «Крест на скале» (1830);
  • «Додо».

Екатерина Григорьевна Быховец стала последней подругой в жизни поэта. Но Екатерина Григорьевна напоминала ему Вареньку Лопухину, которую он продолжал любить всем сердцем. Ей он посвятил стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю», в котором есть такие строки.

Екатерина Григорьевна была с Лермонтовым в последний день его жизни незадолго до дуэли. Об этой встрече сохранилось воспоминание:

Тема поколения в лирике Лермонтова

Тема поколения в лирике М. Ю. Лермонтова

Тема поколения очень широко представлена в лирике Лермонтова. Она раскрывается во многих стихотворениях, например таких как «Дума» (1838) и «И скучно, и грустно» (1840).

В стихотворении «Дума» «я» лирического героя переходит в «мы» (то же встречается у Пушкина в стихотворении «К Чаадаеву»). Это инвектива (грозное обличение) поколения, Лермонтов предъявляет строгий счет своим современникам, он отмечает свое время как «безвременье», прочерк в истории.

Он обличает вялость, безыдейность и безынициативность людей своего времени, их равнодушие, унылую покорность и нежелание что-либо менять:

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно-малодушны,

И перед властию — презренные рабы.

Поэт считает, что его поколению не суждено ничего сделать для страны, и понимал, насколько глубокая пропасть лежит между его поколением «реакции» и пушкинскими современниками, пылающими вольнолюбием, стремлением к переменам и жаждой нового. Пушкин в свое время призывал к борьбе, считал, что его поколению суждено сделать что-то очень важное для России и оставить свой след в истории:

И на обломках самовластья Напишут наши имена!

А. С. Пушкин, «К Чаадаеву» (1818) Люди лермонтовского поколения, чей расцвет пришелся на годы «реакции» (снижения градуса общественного напряжения и разочарования в идеях гражданского гуманизма), должны были все вопросы решать заново, пересматривать свое отношение к реальности и систему ценностей.

Если в лирике Пушкина жизнь часто преподносится как праздник, как бокал вина, как роман, то у Лермонтова повторяется только один образ — пир, но пир на празднике чужом («Как часто, пестрою толпою окружен», 1840 год).

Для лермонтовского лирического героя жизнь — бокал, из которого пьешь не в полную силу, а скупо и опасливо; жизнь не приносит никакой радости, в ней нет веры, творчества, любви, нет цели и смысла.

Лермонтовское поколение получило наследство, которое не может не только использовать по назначению, но и сохранить, оно его просто растрачивает. Лермонтов, понимая это, задумывается о том, как отнесутся к этому потомки, и выносит жестокий вердикт:

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

Это достаточно строгий суд, но Лермонтову дает право так говорить то, что лирический герой судит себя так же, вместе со всеми. Об этом говорит лирическое «мы», подразумевающее под собой все поколение в целом.

Анна Ахматова о Лермонтове: «слово слушается его, как змея заклинателя»

Анна Ахматова, поэт, литературный критик, переводчик «Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называют «сотой интонацией».

Слово слушается его, как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не имеют себе равных ни в какой из поэзии мира.

Это так неожиданно, так просто и так бездонно… Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза — достояние лишь зрелого возраста. И даже то, что принято считать недоступным для больших лириков — театр, — ему было подвластно…
До сих пор не только могила, но и место его гибели полны памяти о нем. Кажется, что над Кавказом витает его дух, перекликаясь с духом другого великого поэта: «Здесь Пушкина изгнанье началось и Лермонтова кончилось изгнанье…».

Из очерка «Все было подвластно ему» (1964 г.).

Александр Герцен о Лермонтове: «его стихотворения — самая полная его биография»

Александр Герцен, писатель, публицист, философ «Рядом с Пушкиным стоит другой поэт — его младший современник… Как и большинство русских дворян, он с юных лет служил в гвардии. Стихотворение, написанное им насмерть Пушкина, повлекло за собою ссылку на Кавказ: Лермонтов так глубоко полюбил тот край, что в известном смысле его можно считать певцом Кавказа. Жизнь Лермонтова, хотя он обладал полной материальной независимостью — этим редким для поэтов даром судьбы, — была тем не менее сплошной цепью страданий, о чем достаточно красноречиво говорят его стихотворения.

Преданный и открытый в дружбе, непоколебимый и бесстрашный в ненависти, он не раз должен был испытать горечь разочарования. Слишком часто отторгали его от друзей истинных, слишком часто предавали его друзья ложные. Выросший в обществе, где невозможно было открыто высказать все, что переполняло его, он был обречен выносить тягчайшую из человеческих пыток — молчать при виде несправедливости и угнетения.
С душою, горевшей любовью к прекрасному и свободному, он был вынужден жить в обществе, которое прикрывало свое раболепие и разврат фальшивым блеском показного великолепия. Первая же попытка открыто выразить бурлившее в его душе яростное возмущение — ода на смерть Пушкина — навлекла на него изгнание. Путь активной борьбы для него был закрыт, единственное, чего у него не могли отнять, был его поэтический гений, и теперь, когда душа его переполнялась, он обращался к поэзии, вызывая к жизни полные мучительной боли звуки, патетические мелодии, язвительную сатиру или любовную песнь. Его произведения — это всегда правдивое выражение глубоко пережитого и до конца прочувствованного, всегда внутренняя необходимость, порожденная какой-то особой ситуацией, особым импульсом, что, как заметил Гете, всегда служило отличительным признаком истинной поэзии.

Лермонтов находился под сильнейшим влиянием гения Пушкина, с чьим именем, как мы уже сказали, связано начало его литературной известности. Но Лермонтов никогда не был подражателем Пушкина. В отличие от Пушкина Лермонтов никогда не искал мира с обществом, в котором ему приходилось жить: он смертельно враждовал с ним — вплоть до дня своей гибели. День 14 декабря 1825 г., который завершил собою период относительно мягкого царствования Александра, допускавшего некоторые ростки либерализма, и кровавым террором возвестил становление деспотического режима Николая, стал переломным днем в жизни России, в русской литературе. Пушкин в то время находился в зените славы; Лермонтов только вступал в литературу. <…>

Лермонтов принадлежит к числу поэтов, которых принято называть «субъективными». Его произведения отражают прежде всего его собственный внутренний мир — его радости и печали, его надежды и разочарования. Герои Лермонтова — часть его самого; его стихотворения — самая полная его биография. Все это отнюдь не следует понимать в том смысле, что он был лишен качеств объективного поэта. Ничего подобного. Многие его произведения — «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», например, -доказывают, что он в полной мере обладал умением создавать характеры, никак не подсказанные его собственным. Но он принадлежал к тем натурам, в чьих сердцах все струны, связывающие их с эпохой, звучат с такой неистовой силой, что их творческий гений никогда не может полностью освободиться отличных переживаний, впечатлений, раздумий».

Из статьи «Русская литература: Михаил Лермонтов» (1860 г.).

Литература. 8 класс. Учебник. Часть 1

Литература. 8 класс. Учебник. Часть 1

Учебник подготовлен в рамках программы «Литература. 5–11 классы» (авт. Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова). Реализует основные цели и задачи литературы в 8 классе: вводит в круг чтения доступные пониманию подростков произведения разных жанров отечественных и зарубежных авторов; содействует нравственному и мировоззренческому развитию личности; обучает пользованию Интернетом как современным средством решения познавательных, читательских, творческих, коммуникативных задач.

Купить

Первую половину девятнадцатого века называют «золотым веком» русской культуры. В этот период творили многие поэты и писатели, относимые сегодня к разряду классиков. Но Пушкин и Лермонтов занимают среди них особое место.

Михаила Юрьевича Лермонтова принято называть преемником Пушкина. Однако не верно считать, что их идеи, взгляд на мир, отношение к нему полностью совпадают. Пушкин, даже подмечая несовершенства окружающей действительности, не отделял себя от неё, он пребывал в некой гармонии с ней. В творчестве Лермонтова преобладающим мотивом является мотив одиночества, тоски и изгнанничества. Только в общении с природой он находит успокоение. Ярким примером тому служит стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…».

Тема одиночества, разлада с миром людей проходит сквозной нитью через все творчество поэта. Впервые появившись в ранних стихах («Один среди людского шума», 1830), она остается ведущей и в позднем творчестве («Выхожу один я на дорогу…», 1841).

Своеобразным продолжением темы одиночества является тема смерти. Устав от своих душевных терзаний, лирический герой Лермонтова начинает искать смерти, порой даже бросая вызов Создателю. Как, например, в стихотворении «Благодарность», 1840 года. Лирический герой обращается к Богу, но его слова вместо заявленной благодарности полны едкой иронии. В финальных же строках звучит прямой вызов.

Отказываясь от Бога, Лермонтов фокусирует свое внимание на образе Демона, который становится центральным и в лирических стихотворениях, и в одной из романтических поэм.

В заключение хотелось бы сказать несколько слов о значении творчества Лермонтова для русской литературы. Он был во многом новатором. Так, мотив вызова, брошенного Богу, впоследствии использовал Достоевский при создании образа Ивана Карамазова. А после него многие писатели двадцатого века. Изображение войны глазами простого солдата (прием, использованный в «Бородино») стало обычным явлением в литературе более позднего периода, в частности, в романе Толстого «Война и мир» и произведениях о Великой Отечественной войне. А что стоит его психологизм, положенный в основу создания образа Печорина?! Вся литература второй половины ХIХ буквально училась на примере творчества Лермонтова.

Читаемое в разделе:

  • Система образов в романе «Герой нашего времени»
  • Печорин и Лермонтов
  • Особенности композиции романа «Герой нашего времени»
  • Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова
  • Сочинение на тему: «Мцыри и природа»
  • Роль портретных описаний в прозе Лермонтова
  • Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Ранее опубликованные в разделе:

  • Сочинение на тему: «Мцыри и природа»
  • Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»
  • Роль портретных описаний в прозе Лермонтова
  • Крупные поэтические формы в творчестве М.Ю.Лермонтова
  • Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова
  • Печорин и Лермонтов

Новые материалы раздела:

  • Встреча Печорина с Максимом Максимычем
  • Сочинение по роману «Герой нашего времени» на тему: Печорин глазами Бэлы.
  • Фатализм в судьбе и жизни Печорина. Сочинение

Популярные сочинения

  • Сочинение Нужно ли анализировать свои ошибки? — рассуждение
    Как говорится, не ошибается тот, кто ничего не делает. Ошибки присуще каждому человеку, их не стоит бояться. Они нас учат, а эти уроки нам преподает жизнь.
  • Сочинение Образ затерянного города в Грозе Островского
    Александр Николаевич Островский в своей пьесе «Гроза» указывает, что все события происходят в городе под названием Калинов. На первый взгляд вряд ли можно заметить в этом городе что-то необычное
  • Сочинение на тему Мой любимый мультфильм
    У каждого из нас есть свои любимые передачи! В детстве я любила смотреть мультипликационные фильмы. Они сейчас уходят в прошлое и самые лучшие мультфильмы остаются навсегда в нашем сердце.

Ниже приводится школьное сочинение-эссе «Мой Лермонтов», которое размещено в качестве примера подобного рода сочинений, не претендует на идеальность и безошибочность, не предназначено для дословного копирования.

За свою небольшую жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов сумел создать множество замечательных поэтических и прозаических произведений.

Мне, как и многим другим читателям, близка пейзажная лирика М. Ю Лермонтова. Мир, описываемый поэтом, прекрасен и загадочен, в нём он пытается найти ответы на волнующие автора вопросы, через него он приближается к Богу. Разнообразны настроения и эмоции, описываемые М. Ю Лермонтовым в своих стихах: это и печаль осеннего леса, и задумчивость старого утёса, и жизнерадостность и приветливость юного серебристого ландыша.

Особенно восхищает способность М. Ю Лермонтова выразить в стихах те эмоции, которые вызывает окружающий мир, умение увидеть красоту в самых, казалось бы, незначительных проявлениях величия природы, то как поэт описывает созерцание природы, которое приносит ему спокойствие, умиротворение.

Я думаю, что образы, созданные М. Ю. Лермонтовым, интересны читателям спустя многие десятилетия потому, что они затрагивают человеческие чувства и эмоции, которые были и будут понятны людям разных исторических эпох, представителям различных культур. Каждый может найти в стихах М. Ю Лермонтова что-то, близкое именно ему. Ещё один секрет успеха писателя – его искренность. Только откровенно делясь с читателем своими чувствами и мыслями, автор может «достучаться» до него — заставить его сопереживать лирическому герою.

ПОКАЗАТЬ / СКРЫТЬ ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Сочинения

  • Сочинение-анализ стихотворения «Посмотри – какая мгла…»
  • Что я узнал о послевоенном детстве подростков из произведений В. П. Астафьева и В. Г. Распутина?
  • Анализ стихотворения С. А. Есенина «Пороша»
  • Каким я представляю рассказчика (по рассказу Ф. А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»)
  • Описание левши
  • Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»
  • Сочинение «Моя будущая профессия»
  • Что можно узнать о России из сборника рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника»?
  • Сочинение «Зимний день в городе»
  • Сочинение «Могу ли я стать лидером?»
  • Сочинение «Фет — пейзажист»
  • Сравнительный анализ стихотворений «Листья» Ф. И. Тютчева и «Учись у них – у дуба, у берёзы…» А. А. Фета
  • Сочинение «Стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога»»
  • Сочинение «Рассказ о добром человеке»
  • Сочинение «Речь в защиту смелости»
  • Сочинение «Как я однажды помогал маме»
  • Сочинение ««Шинель» Н. В. Гоголя»
  • Сочинение «Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее…»
  • Сочинение «Я и моя сестра Мила» (по картине В. Хабарова «Портрет Милы»)
  • Сочинение «Похвальное слово Ломоносову – поэту, учёному, общественному деятелю»
  • Отзыв на историческую балладу А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
  • Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»
  • Сочинение «Царский суд расходится с судом народа, который поёт славу Калашникову?»
  • Сочинение-эссе «Мой Лермонтов»
  • Сочинение по картине И. Попова «Первый снег»
  • Сочинение «Товарищество в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»»
  • Сочинение «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)»
  • Сочинение «Лучше от дураков погибнуть, чем принять от них похвалу»
  • Сочинение «А. П. Чехов и И. А. Бунин»
  • Сочинение «Как наступает весна в нашем городе»
  • Анализ стихотворения А. Т. Твардовского «Снега потемнеют синие»
  • Сочинение «Образ Юшки (по рассказу А. П. Платонова «Юшка»)»
  • Отзыв по рассказу Ф. А. Абрамова «О чём плачут лошади»
  • Сочинение на тему «Книга – наш друг и советник»
  • Ответы на вопросы по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Какие вечные проблемы поднимает А. С. Пушкин в романе «Капитанская дочка»? В чём современно звучание романа?
  • Подняться над жестоким веком, сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни людей
  • Можно ли считать, что Пушкин мечтал, чтобы Гринев соблюдал честь дворянина, Савельич — честь крестьянина и чтобы человечность объединяла все сословия?
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…»)
  • Сочинение «Нравы города N» (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
  • Ответы на вопросы по повести Н. В. Гоголя «Шинель»
  • Ответы на вопросы по произведению М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
  • Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень»
  • Анализ стихотворения А. А. Блока «Россия»
  • Сочинение «Юмористическая книга «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом“»»
  • Сочинение «Как я понимаю фразу, которой заканчивается повествование «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история»»
  • Сочинение на тему «Что рассказывают поэты о войне, о подвигах солдат, о потерях, об ожидании встреч, о тяжести разлук и утрат?»
  • Сочинение «Как решить проблему безработицы?»
  • Сочинение «Pros and Cons of Studying Online»
  • Филология

  • Гендерная семантика англоязычного поэтического текста
  • Гендерные стереотипы в рекламном дискурсе
  • Границы предложения в англоязычном поэтическом тексте
  • Зрительно-цветовые образы в аспекте текстовой референции
  • Интерпретация как способ понимания художественного текста
  • Интерпретация понятия инварианта в современной лингвистике
  • Интерпретация языковых репрезентаций базовых эмоций человека
  • Интуиция и чувство языка
  • К вопросу о принципах взаимоотношения знаковых систем
  • Комплимент как этическая норма общения
  • Лингвистические факторы регистровой дифференциации лексики
  • Локальные индикаторы развертывания действия в тексте
  • Номинативная структура цветовой метафоры
  • О «недискриминационной» лексике в английском языке
  • Основные смысловые единицы
  • О специфике языковой региональной политики
  • Оценочно-экспрессивная лексика в устойчивых выражениях
  • Переживание времени и грамматическое время
  • Полевые структуры цветообозначающей лексики
  • Поэтический текст как явление письменного языка
  • Прагматический и семантический компоненты в структуре значения слова
  • Предметная сторона значения терминов искусств, философских и научных терминов
  • Природа символа и художественный текст
  • Просодический акцент в читаемом тексте
  • Противоречит ли принцип иронии принципу вежливости в общении?
  • Процесс демократизации современного английского языка
  • Роль междометий и местоимений в создании подтекста в диалоге
  • Самопрезентация в чате
  • Семантика числа в англоязычном поэтическом тексте
  • Семантико-грамматические особенности глаголов, обозначающих фазы действия
  • Семантико-грамматические характеристики устойчивых единиц в деловом английском
  • Семантический диапазон текстопостроения от первого лица
  • Смысловая конвергенция текстов как предмет исследования диалогики текста
  • Статус и семантика вторых компонентов фразовых глаголов
  • Суггестивные аспекты семантики текста
  • Текстовое преломление модальности
  • Теория речевых актов
  • Типология содержательных структур поэтического текста
  • Характеристика текстов общественно-политического содержания
  • Художественная деталь как маркер подтекста
  • Языковая личность: основные направления исследования
  • Языковые основы сенсорной зрительно-цветовой образности
  • Языковое сознание в условиях учебного билингвизма
  • Языковые и неязыковые параметры фатического дискурса
  • Михаил Юрьевич Лермонтов по праву вошел в число великих русских поэтов. Образы, созданные поэтом, со временем не тускнеют и продолжают волновать сердца все новых и новых поколений людей.

    Содержание

    1. Сочинение «Мой Лермонтов»
    2. Сочинение «Что такое для нас Лермонтов»
    3. Сочинение по литературе на тему «Лермонтов»
    4. Сочинение на тему «Творчество М.Ю. Лермонтова»
    5. Сочинение «Мотивы одиночества, тоски по свободе в лирике М.Ю. Лермонтова.»

    Сочинение «Мой Лермонтов»

    Но у каждого человека есть свой, любимый и близкий именно ему Лермонтов. Одни видят в нем прежде всего певца родины, прославляющего «ее степей холодное молчанье, ее лесов безбрежных колыханье, разливы рек ее подобные морям». Другие воспринимают поэта как юношу, печально и задумчиво смотрящего вдаль, которому «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Кому-то дорог и близок Лермонтов — мятежный автор «Паруса», который, как и его лирический герой, сам просит бури, бесстрашно рвется навстречу бушующей стихии. И все они правы.

    В стихотворениях поэта звучат мужество и грусть, жажда свободы и ощущение ее недостижимости, предчувствие утрат, любовь к родине и родной природе. Его произведения многообразны по тематике, настроению, жанрам. Однако все они объединены особым голосом, особой интонацией и мелодикой, отличающей Лермонтова от других поэтов. Автор словно вовлекает читателя в свои размышления, раскрывает перед ним самое заветное из того, что таится в глубинах человеческой души. Искренний голос поэта очаровывает, волнует нас, заставляет сопереживать его чувствам и мыслям, обогащает наш внутренний мир.

    Мне более всего близок Лермонтов — певец прекрасной природы. Его стихотворения, посвященные природе, также различаются между собой. Мы видим мир природы во всех его проявлениях, в его движении и изменении, мир, живущий собственной, интересной и загадочной жизнью. Это идеальный мир, созданный мечтой поэта, избавленный от зла и несправедливости. Природу поэт воспринимает как источник прекрасного, воплощение гармонии и красоты. И в то же время автор наполняет свои пейзажи размышлениями о проблемах общественной и личной жизни.

    В пейзажной лирике Лермонтова мы встречаем различные, постоянно изменяющиеся настроения. Здесь и осенняя грусть, и сожаление об уходящем лете с его радостями и светом. Поэтому в осенние картины проникают печальные нотки: мы видим «пожелтевшие листья», и «мрачную зелень елей», и «тусклый месяц», проглядывающий сквозь туман. В глубокой задумчивости «тихонько плачет» одинокий старый утес, грустя о золотой тучке, умчавшейся поутру вдаль. Но стоит перелистнуть страничку, и вот уже «свежий лес шумит при звуке ветерка», и «ландыш серебристый приветливо кивает головой», и «студеный ключ играет по оврагу». И совсем другие чувства охватывают нас. Вместо грусти приходит радость от созерцания окружающей красоты, забываются все тревоги и волнения.

    Различны и сами пейзажи, которые рисует перед нами Лермонтов. Мы словно видим в них разные страны и континенты, интересные своей неповторимостью, имеющие свои особенные черты. Вот «вокруг лесистых гор» Кавказа «дикой пеленой» вьется туман и «река журчит одна». Или предстает перед нами одиноко растущая на диком севере сосна, «одета, как ризой», сыпучим снегом. И мечтает она о «крае, где солнца восход». В пустынных степях Аравии, под знойными лучами палящего солнца, стоят «три гордые пальмы». И под ними «из почвы бесплодной» пробивается родник, журча студеной водой. А вот, посреди голубой глади, «в тумане моря» белеет одинокий парус, под золотым лучом солнца стремящийся к неведомой стране.

    Трудно передать те чувства, которые испытываешь, читая стихотворения поэта. Невероятно богатство и разнообразие его пейзажей и тех мыслей и эмоций, которыми они наполнены. Можно „ долго спорить о том, какой же он на самом деле — великий Лермонтов. И трудно найти однозначный ответ. Ведь для каждого человека он свой — любимый и близкий именно ему, волнующий и неповторимый. И это, мне кажется, главная особенность лирики Лермонтова — передавать минутные настроения, и глубокие размышления. Грустить и радоваться, постоянно меняться, каждую минуту быть другим, но всегда говорить правду о том, что на душе.

    Сочинение «Что такое для нас Лермонтов»

    Как объяснить то ощущение грусти и гордости, которое охватывает, когда открываешь томик его стихов? Почему его стихи, проза, его личная судьба воспринимаются миллионами людей как личное переживание? Я думаю потому, что в Лермонтове очень много созвучных струн с каждым, кто серьезно относится к жизни и своему собственному достоинству. Как и Пушкин, Лермонтов очень рано стал осознавать себя как поэт. В ряде своих стихотворений Михаил Лермонтов говорит о себе как о «певце свободы» с пылкой и деятельной душой. «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой…», пишет поэт. Молодая мятежность Лермонтова, необъяснимая зрелость его мысли, точность зрения и вдохновенный талант — это дар свыше, поэтому Лермонтова можно считать избранником.

    Герцен, почти ровесник Лермонтова, называл свое поколение «отравленным с детства». Если лицеист Пушкин рос в атмосфере страстных споров о будущем России, а юноши его поколения верили, что это будущее зависит от них, от их ума, таланта, деятельности, то Лермонтов, родившись позже на пятнадцать лет, становится центром внимания передовых людей в самые тяжелые годы реакции. Надежды на конституцию, республику, свободу рухнули. Царь Николай 1 твердо запомнил уроки 14 декабря 1825 года. Он не только отправил декабристов на виселицу и каторгу, но и принял все меры к тому, чтобы их дело не возродилось. Ровесники Лермонтова не могли мечтать о какой-либо деятельности, потому что деятельность в эпоху Николая 1 сводилась к повиновению. Нужно было быть. очень смелым и мужественным человеком, чтобы в лицо кинуть им слово: «Палачи, стоящие у трона.» Лермонтов поэт не побоялся расправы над собой, в один день он стал знаменит, написав стихотворение, посвященное смерти Пушкина. «Смерть поэта» это гневный протест, самый настоящий обвинительный акт против стоящих у трона «свободы, гения и славы палачей.» Гениальное стихотворение Лермонтова перекликается с его стихотворным откликом на смерть другого поэта, близкого Лермонтову по дружеским связям и творчеству Одоевского. Одоевский был опальный поэт.

    По мнению большинства, жизнь должна идти тихо, без бурь, но мятежный дух Лермонтова прорвал эту ужасающую «тишину». Он страстно обращается к своему поколению, упрекая его в бездействии. В стихотворении «Дума» поэт пишет: Печально я гляжу па наше поколенье, Его грядущее иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья В бездействии состарится оно.

    «Дума» заканчивается предсказанием о строгом суде грядущих поколений. Идейно стихотворение близко к взглядам декабристов. Как и «Смерть поэта», оно произвело сильнейшее воздействие на умы и сердца современников. В стихотворении «Поэт» Лермонтов говорит о роли поэта в обществе, он напоминает о том времени, когда могучие слова поэта воспламеняли бойца для битвы и звучали, «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных.» Печатать Лермонтова было опасно. Редактор Краевский, напечатав ряд его стихотворений, сидел, как на кратере вулкана, ожидая ареста со дня на день. Журнал «Отечественные записки» был самым популярным, потому что он, хотя и с риском, печатал Лермонтова. Лермонтов четко дал характеристику своему обществу: «Перед опасностью позорно малодушны и перед властью презренные рабы.» Реакционная критика обвинила поэта в том, что он не любит русский народ и клевещет на молодое поколение.

    Лермонтов ответил своим идейным противникам стихотворениями «Как часто пестрою толпою окружен…» и «Родина». Он писал: «О! как мне хочется смутить веселость их и бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью.» Бабушка Лермонтова, безумно любя внука, постоянно сокрушается, зная, что его ждет трагический конец и что он со своим мятежным характером не умрет своей смертью. Она говорила: «Бедный Мишель, пока одни подыскивают себе невест и устраивают свои материальные дела, он так и остался неисправимым чудаком.» Но ктото же должен говорить правду! Поэт должен будить людей для лучших целей, а не увлекаться призрачной мишурой. Лермонтов четко знал свой путь, его мятежный дух не мог смириться с унылой действительностью. Он пишет; Нет, я нe Байрон, я другой, Еще нeвeдoмый изб­paннuк, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой.

    В стихотворении «Пророк» звучит протест против непонимания поэта обществом. Лермонтов рассказывает о том, какова оказалась судьба поэта пророка: его обличительные речи и высокие призывы встретили враждебное отношение со стороны людей, погрязших в «злобе и пороке». Жажда свободы и недостижимость ее важная тема лирики Лермонтова. Полемизируя с пушкинским «на свете счастья нет, но есть покой и воля, «Лермонтов утверждает, что нет ни счастья, ни покоя. Поэт, чувствуя себя одиноким в мире, не веря ни в дружбу, ни в любовь, считает жизнь «пустой и глупой шуткой». Лермонтов написал «Бородино», которое стало гимном русским богатырям, отдавшим свою жизнь за родину. Позднее Лев Толстой сказал, что без этого произведения не было бы «Войны и мира». Лермонтов протестует против бесцельной и бездумной жизни, темы его произведений разнообразны и глубоки по внутреннему содержанию. Он был патриотом своей страны. В стихотворении «Родина» он писал: «Люблю Отчизну я, но странною любовью…» Высоко Лермонтова оценил Чехов.

    Чехов писал: «Я не знаю языка лучшего, чем у Лермонтова. У него я учился писать.» Многие стихи Лермонтова принадлежат к шедеврам мирового искусства. Трудна судьба поэта. За свои дерзкие стихи Лермонтов не только был в опале, но и за ним был установлен негласный надзор. Сам граф Бенкендорф внимательно следил за его деятельностью. Бабушка Лермонтова очень часто обращалась к Бенкендорфу с просьбой помочь, когда Михаила отправляли в очередную ссылку. «Не дождаться мне, видно, свободы, а тюремные дни, будто годы, и окно высоко над землей, и у двери стоит часовой,» писал Лермонтов. Высоко творчество Лермонтова оценил Гоголь, восклицая: «Где же истинные люди на Руси? Как горька судьба писателя и поэта, ополчившегося против зла». Делая вывод, можно сказать, что каждая мысль Лермонтова бередит душу, каждое слово звучите как набатный звон в мертвой тишине русского царства. Поднять голос в защиту свободы в годы реакции, когда всякая общественная мысль замирала, это значило проявить большое гражданское мужество и смелость. До конца своей жизни поэт был верен выбранной теме, боролся за свободу личности и свободу своей Родины. В этом сказался мятежный дух Лермонтова.

    Сочинение по литературе на тему «Лермонтов»

    Вариант 1

    Произведения этого поэта пробуждают все чувства, они призваны будоражить сознание. Когда мне в руки попадают стихотворения М. Ю. Лермонтова, я оказываюсь в совершенно особом мире, волнующем и зовущем.

    К поэме Лермонтов обратился в самом начале своей творческой карьеры. Около 30 поэм вышло из-под его пера. Они держат неразрывную связь с его лирикой, в них прослеживаются все те же темы, идеи и образы. Продолжая художественные начинания Пушкина и Байрона, поэт развивал русскую романтическую поэму, как жанр.

    Главное место в лирических поэмах Лермонтова достается герою, который прямо противостоит обществу. Он является одновременно и жертвой, и мстителем, а его вина вызвана независящими от него обстоятельствами. Желание героя возродиться через любовь обычно заканчивается печально.

    Среди творчества Лермонтова особенно хочется выделить стихотворение «Смерть поэта». Оно является моим любимым.

    Когда в 1837 году поэту стало известно о смертельном ранении Пушкина, которое тот получил на дуэли, он создал это стихотворение. Однако Лермонтов узнал о том, что в высших кругах распространяется клевета на Пушкина, что его винят в дуэли. Свое возмущение поэт выразил в последних 16 строках, которые добавил к тексту, начинаются они так:

    «А вы, надменные потомки

    Известной подлостью прославленных отцов…»

    В то время, когда друзья Пушкина боялись написать правду о его гибели, Лермонтов был первым, кто это сделал. Своим стихотворением он указывает на то, что светское общество в первую очередь нужно винить в смерти прославленного поэта. Ведь оно не понимало Пушкина при жизни. Однако потом автор пишет:

    «Убит!.. к чему теперь рыданья,

    Пустых похвал ненужный хор

    И жалкий лепет оправданья?

    Судьбы свершился приговор!»

    Лермонтов был, безусловно, великим поэтом, ему удавалось передавать истинные человеческие чувства в своих произведениях и заставлять читателя проживать их, как собственные.

    Вариант 2

    Михаил Юрьевич Лермонтов родился 2 октября 1814 г. в Москве. Рос и воспитывался в имении своей бабушки Арсеньевой (село Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии). Отец Лермонтова, Юрий Петрович, армейский капитан в отставке, бил бедным тульским помещиком. Мать, Мария Михайловна, происходила из знатного и богатого рода. Бабушка не могла примириться с таким неравным браком своей единственной дочери. Мать умерла от туберкулеза, не дожив до 22 лет и оставив сиротой трехлетнего сына. После смерти жени Юрий Петрович покинул Тарханы. Мальчик остался на воспитании у бабушки. Как ни, мал был в то время Лермонтов, как ни скрывали от него многое из распри между отцом и бабушкой, все же эта тяжелая семейная драма заставила его рано задуматься над отношениями между людьми и почувствовать себя одиноким. Это развило в нем мечтательность, задумчивость. В поэме “Сашка” Лермонтов писал:

    Он не имел ни брата, ни сестры,

    И тайных мук его никто не ведал.

    До десятилетнего возраста Михаил Юрьевич рос болезненным мальчиком. В качестве воспитателей били приглашены иностранцы. Несколько раз бабушка возила Мишу на Кавказ. Это значительно улучшило здоровье подростка. Осенью 1828 г. Лермонтов бил принят в IV классе Московского университетского благородного пансиона. Среди преподавателей били профессора университета. Занятия в пансионе обогатили юношу умственно, расширили кругозор поэта в области науки, литератур, искусства; содействовали быстрому созреванию в нем поэтического таланта; укрепляли его свободолюбивые настроения.

    В августе 1830 г. Лермонтов поступил в Московский университет, где проучился до 1832 г. В пансионе и университете он написал около 300 стихотворений, 16 поэм и 3 драмы. Среди них немало подлинно художественных созданий (“Нет, я не Байрон, я другой…”, “Желание”, “Зачем я не птица, не ворон степной…” и др.). Раннее творчество исполнено протеста поэта против реакции, воцарившейся в стране. В нем звучит призыв в борьбе, к действию: “Так жизнь скучна, когда боренья нет”; “Не могу на родине томиться, прочь отсель, туда, в кровавый бой”. В 1831 г. умер отец Лермонтова. На эту смерть поэт откликнулся стихотворением: «Ужасная судьба отца и сына…»

    В 1832 г. за вольномыслие поэту был дан “совет” уйти из университета. И он поступает в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Учебу в школе Лермонтов назвал “страшными годами”. Это била казарма николаевского времени. Юнкера свободное время проводили в кутежах и буйных проказах.

    В ноябре 1834 г. Михаил Юрьевич бил произведен в офицеры и определен в гвардейский гусарский полк. Моральный отдых Лермонтов находил в творчестве. В 1835–1836 гг. поэт создает ряд прекрасных произведений: драму “Маскарад”, поэму “Боярин Орша”, оставшуюся незаконченной повесть “Княгиня Лиговская”, где впервые появляется Печорин, и ряд лирических стихотворений. В 1837 г. создает знаменитое стихотворение “Смерть поэта”. Стихи Лермонтова волновали читателей, как своим содержанием, так и могучей силой художественного слова. Стихотворение “Смерть поэта” дошло до царя с надписью: “Призыв к революции”. Поэт бил арестован, а через неделю отправлен в свою первую ссылку на Кавказ, где шла война с горцами.

    В феврале 1840 г. состоялась дуэль Лермонтова с сыном французского посланника Варанта. Михаила Юрьевича арестовали и снова отправили под пули на Кавказ, где он непрерывно участвовал в боях. В 1841 г. подстрекаемый врагами Лермонтова Мартынов вызвал поэта на дуэль. Вечером 15 июня М.Ю. Лермонтов бил убит на дуэли и 17 июня погребен на Пятигорском кладбище, а в апреле 1842 г., по ходатайству бабушки, его прах перевезли в Тархан.

    Вариант 3

    Михаил Юрьевич Лермонтов, был рожден в семье небогатых московских помещиков в 1814 году. Отец Михаил Юрьевича, отставной военный из Тульской губернии. Мама Лермонтова умерла, когда маленькому Мише было всего два года. Воспитанием будущего поэта занималась его бабушка Елизавета Арсеньева.

    После пролетевшего беззаботного детства, молодой Миша Лермонтов поступает в благородный пансион при московском Университете. Но, вскоре ему приходится уйти оттуда в школу подпрапорщиков, и после ее окончания, Лермонтов становится офицером лейб гвардии гусарского полка.

    Михаил Юрьевича Лермонтова принято разделять на два периода: период раннего творчества с 1829 по 1836 гг, и зрелый период с 1837 по 1841 гг. В 1837 году происходит перелом в судьбе поэта. Лермонтов пишет несколько стихотворений, направленных против российского самодержавия, за что поэта отправляют в ссылку на Кавказ. Благодаря своей бабушке, Елизавете Арсеньевой, поэт был помилован, возвращен в Петербург, и даже восстановлен на прежней службе. Но спустя пару лет, Лермонтова как дуэлянта, отправляют в ссылку на Кавказ во второй раз. На этот раз Михаил Юрьевич попадает уже не в мирную обстановку, а на арену боевых действий.

    Попытки родных и друзей реабилитировать поэта в глазах царя, успеха не принесли. Гибель поэта В 1841 году, Лермонтов возвращался из отпуска на место службы. Проезжая через Пятигорск у него возникла ссора с Мартыновым, где поэт был застрелен на дуэли своим противником. Гибель поэта произошла 15 июля 1841 года. Творчество Михаил Юрьевича Лермонтова оставила глубокий след в русской литературе.

    Такие произведения, как краткое содержание «Мцыри», «Бородино», «Демон», «Узник», «Герой нашего времени» навсегда останутся в истории отечественной литературы!

    Читайте также: Мцыри — это образ, носящий отпечаток трагической раздвоенности. Для понимания этого необходимо обратиться к имени героя, не случайно выбранного Лермонтовым. «Мцыри» по-грузински — не только «послушник», но еще и «чужак».

    Сочинение на тему «Творчество М.Ю. Лермонтова»

    Лермонтов – фигура совершенно уникального масштаба и формата в русской литературе. Младший современник Пушкина, он не попал в когорту сочинителей, причисленных к золотому веку русской поэзии. Не оказалось ему места и в ряду великих русских прозаиков: Гоголя, Достоевского, Толстого, — оказавших огромное влияние не только на русскую, но и на всю мировую литературу.

    В тени Пушкина

    Не уступая, быть может, по уровню таланта солнцу русской поэзии, Лермонтов на долгие годы оказался в тени Пушкина. Вернее, он сам избрал это место, полагая, что не достоин навязывать собственное общество всеобщему кумиру. Они не раз могли встретиться, но так и не были представлены друг другу.

    Смерть Пушкина, оказалась тем рубежом, после которого к Лермонтову пришло понимание, что свою силу и дар он не имеет права утаивать далее. Он пишет стихотворение «На смерть поэта» и начинает публиковать свои произведения.

    Вместе с тем, у Лермонтова практически не было круга литературных знакомств, он оставался одинокой и вполне самодостаточной личностью. Возможно, причиной тому была предрасположенность поэта к философским и психоаналитическим темам в творчестве («Демон», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу»), который были достаточно экзотичны для русских писателей.

    Последние годы жизни поэта – это практически вертикальный взлет, который не дает даже ориентировочно предположить уровня высот, которых мог достичь Лермонтов. Если еще можно представить, что одной из тем позднего творчества Пушкина, не погибни он на дуэли, оказалась бы русская история – то строить догадки о перспективах литературной деятельности Лермонтова нет никакой возможности.

    Герой нашего времени

    Автор «Героя нашего времени» является, скорее, литературным современником следующего, а не своего века. Разве можно предположить, что «Мертвые души» и роман о Печорине были написаны в одни и те же годы? Не то, чтобы Лермонтов не видел социальных проблем. Но его размышления совершенно другого уровня. Да, он индивидуалист – но уже вовсе не романтик байроновского типа. Он из другого времени, гость из будущего.

    Говорят, талант – это тот, кто абсолютно точно попадает в мишень, которую выбрал. Гений же стреляет в цель, которая другим не видна.

    Лермонтов изначально метил за горизонт. И возможно, самой точно оценкой его гения являются слова величайшего классика европейской литературы XX века Джойса о том, что единственной книгой, похожей на его «Портрет художника в юности» является «Герой нашего времени» краткое содержание которого есть на нашем сайте.

    Сочинение «Мотивы одиночества, тоски по свободе в лирике М.Ю. Лермонтова.»

    Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на скитание, на одиночество в мире, на непонятость. Лермонтов в своем творчестве создает уникальную философскую концепцию одиночества. В ранний период тема одиночества раскрывается им в традиционно романтическом ключе. Но позже в стихотворении «Стансы» появляется неожиданная нота:

    Я к одиночеству привык, Я б не умел ужиться с другом, Ни с кем в отчизне не прощусь — Никто о мне не пожалеет!..

    Одиночество лирического героя не навязано ему миром, но избрано им добровольно как единственно возможное состояние души. Ни дом, ни отчизна не составляют необходимых элементов его существования. Отсюда начинается именно лермонтовская трактовка темы одиночества — изгнания — странничества.

    Мир отвергает героя, изгоняет — но и герой отвергает этот мир, уходит от него.

    Изгнаньем из страны родной Хвалюсь повсюду, как свободой…

    В лермонтовском творчестве объединяются темы одиночества и свободы.

    Так, в стихотворении «Желанье» («Отворите мне темницу…»), написанном в 1832 году, лирический герой просит сначала как будто только временной свободы:

    Дайте раз на жизнь и волю. Как на чуждую мне долю, посмотреть поближе мне.

    Но во второй части появляются «дворец высокий» с фонтаном, который бы «в мечтаньях рая…/Усыплял и пробуждал». Повторы, обилие внутренних созвучий, анафоры, постоянные эпитеты придают стихотворению черты фольклорной песенности.

    «Узник» (1837) написан под арестом перед первой ссылкой. Теперь мечты героя ограничены желаниями сладко поцеловать «красавицу младую» и улететь на коне «в степь, как ветер». Свобода мыслится единственной подлинной ценностью, даже без девицы и дворца. К «тюремной» теме примыкает тема изгнанничества. «Тучи» (1840). Образы тучки, облака или волны у Лермонтова — устойчивые символы свободы и беспечности, а лирический герой «Туч» несвободен и подавлен: тучки, с которыми он сопоставляет себя, — «вечные странники», но не изгнанники, вопреки первоначальному сравнению; грусть героя — лирическая доминанта стихотворения, окольцованного словами «изгнанники» и «изгнания».

    Не случайно обращение к тучам нежное — «тучки», а в заглавии стоит мрачное «Тучи». Тучкам «наскучили нивы бесплодные», а для лирического героя это «милый север» со «степью лазурною». Жанр «Туч» — соединение элегии с романсом, для романса характерно мелодическое трехчастное построение: сравнительно ровная интонация первой строфы, подъем на вопросах второй и понижающий интонацию ответ на них в третьей строфе. Смысловой перелом — от сопоставления к противопоставлению — предваряет особенности литературы XX века. Элементы в литературе XX века более однородные. Вопросы героя выражают не только тоску, но и бесконечное одиночество героя-изгнанника.

    О Лермонтове — кратко

    Михаил Юрьевич Лермонтов, был рожден в семье небогатых московских помещиков в 1814 году. Отец Михаил Юрьевича, отставной военный из Тульской губернии. Мама Лермонтова умерла, когда маленькому Мише было всего два года. Воспитанием будущего поэта занималась его бабушка Елизавета Арсеньева.

    После пролетевшего беззаботного детства, молодой Миша Лермонтов поступает в благородный пансион при московском Университете. Но, вскоре ему приходится уйти оттуда в школу подпрапорщиков, и после ее окончания, Лермонтов становится офицером лейб гвардии гусарского полка.

    М.Ю. Лермонтов

    Творчество М. Ю. Лермонтова

    Творчество Михаил Юрьевича Лермонтова принято разделять на два периода: период раннего творчества с 1829 по 1836 гг, и зрелый период с 1837 по 1841 гг. В 1837 году происходит перелом в судьбе поэта. Лермонтов пишет несколько стихотворений, направленных против российского самодержавия, за что поэта отправляют в ссылку на Кавказ. Благодаря своей бабушке, Елизавете Арсеньевой, поэт был помилован, возвращен в Петербург, и даже восстановлен на прежней службе. Но спустя пару лет, Лермонтова как дуэлянта, отправляют в ссылку на Кавказ во второй раз. На этот раз Михаил Юрьевич попадает уже не в мирную обстановку, а на арену боевых действий. Попытки родных и друзей реабилитировать поэта в глазах царя, успеха не принесли.

    Гибель поэта

    В 1841 году, Лермонтов возвращался из отпуска на место службы. Проезжая через Пятигорск у него возникла ссора с Мартыновым, где поэт был застрелен на дуэли своим противником. Гибель поэта произошла 15 июля 1841 года.

    Творчество Михаил Юрьевича Лермонтова оставила глубокий след в русской литературе. Такие произведения, как «Мцыри», «Бородино», «Демон», «Узник», «Герой нашего времени» навсегда останутся в истории отечественной литературы!


    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *