Эссе про лескова

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Лесков

Сочинения по творчеству Лескова

  • По сказу Левша
  • По повести Очарованный странник
  • Левша — народный герой
  • Русский богатырь Иван Флягин
  • Образ Левши
  • Анализ произведения Очарованный странник
  • Образ русского народа в сказе Левша
  • Как относятся к левше другие герои?
  • Иван Флягин

Одним из известных русских писателей 19 века является Николай Семенович Лесков. Свои первые произведения он написал уже в зрелые годы. Это были короткие публицистические статьи для журналов о медицине, экономике и промышленности, позже из-под его пера уже выходили более серьезные произведения пьесы, романы, сказания и повести.

Все литературное творчество Лескова, манера писать, его художественный стиль в основном схож с творчеством Гоголя.

Первой статьей в местной газете «Северная пчела» стала статья о пожарах, которые периодически возникали. Суть статьи была о действиях нарушителей и бездействии властей, которые прочитав оную, были очень рассержены. Тогда редакция газеты решила уберечь своего сотрудника и  отправила его в командировку. Вся эта поездка заняла довольно длительное время и стала поводом для написания нескольких дорожных очерков.

Чуть позже, Николай Семенович решился написать первую повесть «Житие одной бабы». А вслед за ней появлялись и другие произведения:

  • «Овцебык»;
  • «Некуда»;
  • «Леди Макбет Мценского уезда»;
  • «Воительница»,

которые вызвали резкую реакцию литературных критиков. Эти произведения носили сатирический характер, нести антидемократическую позицию. Они то и заложили тот особый стиль писателя, и навсегда остались в его произведениях. А именно разновидность сказа.

Используя русский стиль народного повествования, былин и сказаний, отражение русских традиций, прибауток, разговорную манеру общения главных героев все это и старался воплотить в своем творчестве Лесков. Он старался использовать не только сами разговорные слова, но и отражал сам диалект и особую интонацию простого народа.

Роман «На ножах» не особо нравился самому автору, он несколько раз переписывал и редактировал его, называя его «злым». Главными героями этого романа являются представители русского духовенства, поскольку сам автор когда – то в молодости занимался иконописью. Позже они и стали основными героями его дальнейших произведений на некоторое время.

Уже в 90-х годах, отношение Лескова к церкви резко меняется, и автор в своей повести «Полунощники» подвергает критике все духовенство в лице проповедника Иоанна Крондштадского. Результатом стало, то, что Лескова перестают печатать.

Он и сам сознавался в этом, поскольку считал, что его произведения злы и жестоки.

В завершении своего творчества Лесков перешел к собранию собственных сочинений.

Примеры сочинений: Художественный мир Лескова

­Пример сочинения 1

Лесков начал собственную литературную деятельность в довольно зрелом возрасте, но именно эта зрелость позволила автору сформировать собственный стиль, свою повествовательную манеру. Отличительной особенностью Лескова является умение довольно точно передавать народную манеру речи. Он действительно знал, как говорят в народе, и знал невероятно точно.

Тут следует отметить весьма существенный факт, который читатели могут наблюдать в сказе о Левше. Там много так называемых народных слов, которые стилизуют повествование под историю, который один мужик мог рассказать другому. При этом все эти слова выдумал сам Лесков, он не брал и не пересказывал народную речь, но настолько грамотно ориентировался в этом аспекте языка чтобы самому фактически выдумывать какие-то новшества для такой речи, более того, новшества, которые смотрелись вполне гармонично и, возможно, после публикации произведения действительно стали использоваться простыми людьми в своем общении.

Также отдельного внимания заслуживает жанр придуманный Лесковым для русской литературы и этим жанром является сказ. Этимологически термин восходит к слову сказка и глаголу сказывать, то есть рассказывать какую-то историю.

Сказ, однако, не является сказкой и выделяется в совершенно особенный жанр, который отличается многогранностью и самобытностью. Он более всего похож на историю, которую один человек мог бы рассказать другому где-то в кабаке, либо в перерыве на работе. В общем, представляет собой нечто наподобие такой народной молвы.

Так же сказ, характерным примером которого является произведение (наиболее известное у Лескова) «Сказ о тульском косом левше, который блоху подковал», представляет собой в какой-то степени эпическое произведение. Как известно, эпос отличается наличием какого-то грандиозного героя, который обладает особенными качествами и харизмой. Сказ, в свою очередь, основывается как бы на подлинной истории, но из этой истории делает нечто невероятное, эпичное и сказочное.

Манера изложения приводит читателя к мысли о каком-то рассказчике и о дружеском общении, которое происходит между читателем и этим рассказчиком. Так Сказ о левше, например, идет от лица какого-то оружейника из-под Сестрорецка, то есть Лесков говорит: мол, эти истории идут из народа, они настоящие.

К слову сказать, такая повествовательная манера, которая дополнительно подкрепляется характерной структурой произведения (где есть удивительные ритмы и рифмы, самоповторы, которые снова приводят к мысли о разговорной речи, каламбуры, просторечия, разговорная манера словообразования) нередко приводит читателя к мысли о подлинности истории. Сказ о левше у некоторых критиков создавал впечатление о простом пересказе историй тульских мастеровых, простые люди иногда вообще хотели отыскать этого левшу и узнать о нем подробности.

При этом левша был полностью придуман Лесковым.

В этом особенность его прозы, которая соединяет в себе как бы две действительности. С одной стороны, мы видим истории о повседневности и простых людях, с другой стороны, сюда вплетается сказка и эпос. На самом деле таким способом Леском передает удивительный феномен.

Благодаря сказу и своему стилю Лескову удалось понять, как передавать опыт сознания целого народа. Ведь из чего он складывается? Из преданий, легенд, сказаний, фантазий, вымыслов, разговоров, домыслов, которые накладываются на повседневную действительность.

Именно этим существует и этим «дышит» простой народ, в этом его самобытность и красота. Лесков в свою очередь смог запечатлеть эту красоту.


Пример сочинения 2

Каждый писатель в своем произведении создает мир (который принято называть художественным), отличающийся не только от других художественных миров, но и от мира реального. Причем давно замечено, что в разных произведениях одного и того же писателя “миры” могут быть тоже разными, варьируясь в зависимости от характеров изображаемых героев, от сложности социальной или духовной обстановки, изображаемой автором.

Сказанное относится в первую очередь к творчеству таких оригинальных и самобытных писателей, как Н. С. Лесков.

Сюжеты, герои, тематика его произведений настолько разнообразны, что порой бывает достаточно сложно составить представление о каком-либо художественном единстве.

Однако в них много общего, в частности: мотивы, тональность, черты характеров персонажей и главных героев. Поэтому прочитав несколько произведений Лескова и открывая очередное, невольно уже настраиваешься на определенный лад, представляешь себе обстановку, среду, атмосферу, погрузившись в которую, открываешь удивительный и прекрасный в своем своеобразии мир.

Мир Лескова неподготовленному читателю может показаться странным, мрачноватым, ведь его населяют в основном герои-“правдоискатели”, окруженные невежественными глупцами, для которых единственной целью является достаток и спокойствие. Однако благодаря силе неповторимого лесковского таланта в изображении героев преобладают жизнеутверждающие мотивы. Отсюда — ощущение внутренней красоты и гармоничности художественного мира Герои Лескова удивительно чисты и благородны, их речь проста и вместе с тем красива, так как передает мысли, содержащие “вечные” истины — о силе добра, о необходимости милосердия и самопожертвования. “Жители” огромного лесковского мира настолько реальны, что читателя не покидает уверенность в том, что они списаны с натуры. Мы не сомневаемся в том, что автор действительно встречался с ними во время своих многочисленных поездок по России. Но какими бы обыкновенными и простыми ни были эти люди, все они — праведники, как их определяет сам Лесков. “Люди возвышающиеся над чертой простой нравственности и потому святы господу”. Читатель ясно представляет себе цель автора — обратить внимание на русский народ, на его характер и душу. Лескову удается в полной мере раскрыть характер русского человека со всеми его плюсами и минусами.

Что особенно бросается в глаза при чтении произведений Лескова — вера его героев в Бога и безграничная любовь к родине. Эти чувства настолько искренни и сильны, что человек, обуреваемый ими, может преодолеть все преграды, стоящие на его пути. Вообще, русский человек всегда готов пожерт- ^ вовать всем и даже своей жизнью, чтобы добиться поставленной цели — высокой и прекрасной. Кто-то жертвует собой ради веры, кто-то — ради Отечества, а Катерина Измайлова, героиня “Леди Макбет Мценского уезда”, пожертвовала всем “ради того, чтобы спасти свою любовь”, и когда все способы и средства были перепробованы, а выход из создавшегося положения так и не был найден, она бросилась в реку. Это похоже на финал пьесы Островского “Гроза”, где Катерина Кабанова гибнет из-за своей любви, и в этом Лесков и Островский схожи.

Но как бы ни был прекрасен и чист душою русский человек, у него есть и отрицательные качества, одним из которых является склонность к пьянству. И этот порок Лесков обличает во многих своих произведениях, герои которых понимают, что пить глупо и нелепо, но ничего не могут с собой поделать. Это, наверное, тоже чисто русская особенность поведения — отводить душу, заливая горе вином.

Вырастая на лоне природы, среди прекрасных пейзажей, простора и света, простой лесковский герой из народа стремится к чему-то возвышенному, к красоте и любви. У каждого конкретного героя это стремление проявляется по-своему: у Ивана Флягина это любовь к лошадям, а у Марка Александрова — это восторженное отношение к искусству, к иконе.

Мир Лескова — мир русских людей, трепетно творимый и хранимый ими для них же самих. Все произведения написаны Лесковым с таким пониманием даже самых непостижимых глубин человеческой психики, с такой любовью к “праведникам” и России, что читатель невольно проникается лесковской манерой письма, начинает по-настоящему задумываться над теми вопросами, которые волновали когда-то писателя и не потеряли своей актуальности и в наше время.


Пример сочинения 3

Творчество Лескова трудно сопоставить с произведениями русских писателей XIX века, – и это не потому, что его талант не так велик, как у признанных классиков литературы, а в силу того, что Лесков смотрит на жизнь под другим углом, пытается уловить в ней что-то свое, иное, нежели его предшественники и современники. Л. А. Аннинский так говорит об этой особенности писателя: «Лесков смотрит на жизнь с какого-то другого уровня, чем Толстой или Достоевский; ощущение такое, что он трезвее и горше их, что он смотрит снизу или изнутри, а вернее – из «нутра». Они с необъятной высоты видят в русском мужике… неколебимо прочные основы русского эпоса

Лесков же видит живую шаткость этих опор: он знает в душе народа что-то такое, чего не знают небожители духа, и это знание мешает ему выстроить законченный и совершенный национальный эпос». Своеобразие творческого подхода писателя в том, что он не пытается заковать образ в рамки той или иной традиции, он смотрит на жизнь гораздо шире».

Н.С. Лесков вошёл в русскую и мировую литературу как оригинальный живописец русской действительности и русского национального характера. Неотъемлемую часть писательского мировоззрения составляют его взгляды на русского человека, во многом определившие представления Лескова о русском характере и в целом – его творческую эволюцию. Значительная часть литературного наследия Лескова – разнообразие типов русского характера. Писатель создал яркие, порой неоднозначные, многогранные живые характеры.

Наметившийся в раннем творчестве интерес Лескова к проблеме русского национального характера, к его типологии впервые получил объёмное воплощение в первом романе «Некуда» (1864). Имеющий устойчивую негативную репутацию в русской критике 1860-х г.г. антинигилистический роман «Некуда» интересен для современного читателя как роман-выражение заветных представлений Лескова о России, о русском национальном характере, о его цельности и устойчивости по отношению к различным политическим деформациям, идейным вихревращениям и соблазнам.

Авторское понимание русского начала связано в его первом романе с почвой и противостоит политическому радикализму, который, несомненно, этот характер деформирует. Органическое поведение человека, связанного с почвой, видится писателю в следовании законам жизни и природы. Изображая почву, Лесков рисует многообразие русской природы, которая во многом определяет особенности русского национального характера. Лесков живописует быт и нравы, особенности национального мироощущения, изображает уклад русской жизни в соответствии со временами года, с миром православных ценностей и традиций. Уклад старой жизни, усадьбы, сама жизнь художником понята как система, изображена как система, в центре которой изображен человек в органическом единстве с природой. В своём романе писатель показывает разные грани русского человека почвы.

В повести Лесков представил «целую массу русских положений и характеров», используя подход, определённый им так: «Велика растёт чужая земля своей похвальбой, а наша крепка станет своею хайкою».

Такой принцип для писателя важен, поскольку самолюбование русского человека самим собой лишь усложнит ситуацию, а разумная самоирония поможет противостоять природному стремлению к «витанию в облаках», мечтательности о несбыточном и оттого спонтанно возникающей жажде к радикальным переменам.

Лесков в большом и малом выражал свой взгляд на русское начало. Для писателя типы и лица чернозёмной России представляли особый интерес как проявления русского характера.

В русской душе Лесков подметил нечто такое, что способно сделать грешника праведником. Так, писатель побуждал обратиться к «Житиям», в которых написано о русских святых: «Сегодня стяжатель и грешник – завтра всё всем воздал с лихвою и всем слуга сделался; сегодня блудник и сластолюбец – завтра постник и праведник… Как вы всего этого не понимаете и не цените!

Художественное своеобразие этого сочинения нам видится в жанре мини-эпопеи, поскольку жизнь народа, его душа раскрыты на примере частной судьбы супругов Вишневских. Писатель восторгается этим типом, не сосредоточивая внимание ни на социальном статусе персонажа, ни на историческом фоне событий, ему интересна сама личность.

Лесков стремился познать русского человека, его характер в самую глубину. Постепенно освобождая его от политического и социального, он хотел дойти до этнопсихологических основ, обнажить сердцевину характера. Представления Лескова о русском человеке эволюционировали от раскрытия духовного богатства русского человека в его противостоянии чужеродным идейным соблазнам времени начала 1860-х г.г. ко всё большему пог

антинигилистический роман «Некуда» интересен для современного читателя как роман-выражение заветных представлений Лескова о России, о русском национальном характере, о его цельности и устойчивости по отношению к различным политическим деформациям, идейным вихревращениям и соблазнам.

Авторское понимание русского начала связано в его первом романе с почвой и противостоит политическому радикализму, который, несомненно, этот характер деформирует. Органическое поведение человека, связанного с почвой, видится писателю в следовании законам жизни и природы. Изображая почву, Лесков рисует многообразие русской природы, которая во многом определяет особенности русского национального характера. Лесков живописует быт и нравы, особенности национального мироощущения, изображает уклад русской жизни в соответствии со временами года, с миром православных ценностей и традиций. Уклад старой жизни, усадьбы, сама жизнь художником понята как система, изображена как система, в центре которой изображен человек в органическом единстве с природой. В своём романе писатель показывает разные грани русского человека почвы.

В повести Лесков представил «целую массу русских положений и характеров», используя подход, определённый им так: «Велика растёт чужая земля своей похвальбой, а наша крепка станет своею хайкою».

Такой принцип для писателя важен, поскольку самолюбование русского человека самим собой лишь усложнит ситуацию, а разумная самоирония поможет противостоять природному стремлению к «витанию в облаках», мечтательности о несбыточном и оттого спонтанно возникающей жажде к радикальным переменам.

Лесков в большом и малом выражал свой взгляд на русское начало. Для писателя типы и лица чернозёмной России представляли особый интерес как проявления русского характера.

В русской душе Лесков подметил нечто такое, что способно сделать грешника праведником. Так, писатель побуждал обратиться к «Житиям», в которых написано о русских святых: «Сегодня стяжатель и грешник – завтра всё всем воздал с лихвою и всем слуга сделался; сегодня блудник и сластолюбец – завтра постник и праведник… Как вы всего этого не понимаете и не цените!

Художественное своеобразие этого сочинения нам видится в жанре мини-эпопеи, поскольку жизнь народа, его душа раскрыты на примере частной судьбы супругов Вишневских. Писатель восторгается этим типом, не сосредоточивая внимание ни на социальном статусе персонажа, ни на историческом фоне событий, ему интересна сама личность.

Лесков стремился познать русского человека, его характер в самую глубину. Постепенно освобождая его от политического и социального, он хотел дойти до этнопсихологических основ, обнажить сердцевину характера. Представления Лескова о русском человеке эволюционировали от раскрытия духовного богатства русского человека в его противостоянии чужеродным идейным соблазнам времени начала 1860-х г.г. ко всё большему погружению в этнопсихологию русского характера в прозе 1880-1890-х г.г., к пониманию в человеке его души, к изучению скрытой за внешне причудливым колоритным и неоднозначным поведением духовного потенциала, в котором открываются причины для пробуждения «непостыдной совести», «скрытой теплоты», а также для проявления дикости, зверства и в тоже время терпеливости.

Н.С. Лесков не создал исторических произведений в строгом смысле этого слова, но чувство истории присутствует в большинстве его произведений. В его рассказах мы встречаем исторические образы, параллели, экскурсы. Писатель обладал редким художественным кругозором, имел свой взгляд на историю России, на путь её движения, развития. Он был убеждён, что «для очень многих людей нашего общества, претендующих на звание людей образованных, действительно совершенно впору и в пользу было бы, если им под видом новостей сообщать в современных изданиях рассказы из русской истории и даже из истории священной.

Подобные рассуждения представляют большой интерес для характеристики сложной литературной позиции писателя. Лесков следовал мысли о том, что литература не может быть противопоставлена жизни, истории, у них общие цели и идеалы, литератор же является только посредником между ними. Конечно, всякая фотографичность или стенографичность чужды Лескову. Материалы действительности он по-своему расцвечивал и комбинировал, добиваясь «внутренней достоверности» (А.В. Лужановский) художественного произведения. Документально-художественный тип повествования, открытое авторское присутствие в тексте, максимальная выраженность личности и взглядов автора, присущие очерковому жанру, наиболее репрезентативны в плане анализа творческой самобытности Лескова.

В соответствии с этими задачами сложилась и уникальная жанровая система писателя. Исследователи не раз писали о мемуарности как значимой черте метода Лескова, о важной роли публицистического начала в произведениях писателя, об устойчивом тяготении сложных жанровых модификаций в его творчестве к очерковым формам.

Н.С. Лесков стремился познать русского человека, самую глубину его характера. Постепенно освобождая его от политического и социального, он хотел дойти до этнопсихологических основ, обнажить сердцевину характера. Представления Лескова о русском человеке эволюционировали от раскрытия духовного богатства русского человека в его противостоянии чужеродным идейным соблазнам времени начала 1860-х г.г. ко всё большему погружению в этнопсихологию русского характера в прозе 1880-1890-х г.г., к пониманию в человеке его души, к изучению скрытой за внешне причудливым колоритным и неоднозначным поведением духовного потенциала, в котором открываются причины для пробуждения «непостыдной совести», «скрытой теплоты», а также для проявления дикости, зверства и в тоже время терпеливости.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Лесков

Сочинения по рассказам Лескова

  • Анализ Очарованный странник
  • Анализ произведения Левша
  • Анализ произведения Леди Макбет Мценского уезда
  • Анализ произведения Старый гений
  • Анализ рассказа Тупейный художник
  • Герои произведения Старый гений
  • Герои рассказа Человек на часах
  • Главные герои сказа Левша
  • Жизненная ситуация в рассказе Старый гений
  • Иван Иваныч в рассказе Старый гений
  • История жизни Ивана Флягина в повести Очарованный странник
  • История создания повести Левша
  • История создания рассказа Очарованный странник
  • Как относятся к Левше другие герои
  • Катерина Измайлова в повести Леди Макбет Мценского уезда
  • Кто виноват в страданиях героини? по рассказу Старый гений
  • Левша — народный герой
  • Левша — народный герой
  • Николай Павлович в рассказе Левша
  • О чем заставляет задуматься сказ «Левша»?
  • Образ и характеристика Груши в повести Очарованный странник
  • Образ и характеристика Ивана Флягина в повести Очарованный странник
  • Образ и характеристика Платова в повести Левша
  • Описание Левши из рассказа Левша
  • Основная главная мысль Человека на часах
  • Основная идея Левши
  • Особенности жанра произведения Левша Лескова
  • Особенности стиля и языка Лескова (своеобразие повествовательной манеры)
  • Особенности языка сказа Левша
  • Патриотизм в повести Левша
  • План рассказа Левша
  • План рассказа Старый гений
  • По рассказу Старый гений
  • По сказу Левша
  • Почему Толстой назвал Лескова писателем будущего?
  • Прошлое старушки из рассказа Старый гений
  • Рассуждение по повести Очарованный странник
  • Русский богатырь Иван Флягин
  • Русский народ в сказке Левша
  • Русский национальный характер в повести Очарованный странник
  • Русский национальный характер Левши
  • Сербский сражатель в рассказе Старый гений
  • Смысл названия повести Очарованный странник
  • Судьба мастера в России (Левша)
  • Тема сказа Левша
  • Франт в рассказе Старый гений
  • Характеристика героев повести Очарованный странник
  • Характеристика и образ Александра Павловича в повести Левша
  • Характеристика и образ Левши в рассказе Левша
  • Характеристика и образ Старушки в рассказе Старый гений
  • Чему учит сказ Левша?

Николай Семенович Лесков — известный русский писатель, драматург и публицист 19-ого века.

Рассматривая его творчество хочется отметить, что произведения Николая Семеновича вышли в свет довольно поздно, лишь когда ему исполнилось 26 лет. Самая первая публикация автора появилась в газете «Санкт-Петербургские ведомости». Позже Лесков стал печатать свои рассказы в «Отечественных записках». Первой публикацией, так же как и первой работой, Николай Семенович считает «Очерки винокуренной промышленности (Пензенская губерния)». Чуть позже автора стали публиковать в таких газетах, как «Русская речь», »Северная пчела», «Современник». Первые повести «Житие одной бабы» и «Овцебык» (1863-1864) — считаются началом его писательской карьеры. В 1864 году появился в изданиях так же первый роман писателя «Некуда».

Лесов никогда не был консерватором и ненавидел крепостное право, что отразилось на сюжете его романа. Многие писатели того времени, из-за появления данного романа, объявили «войну» Лескову (Писарев, В.А. Зайцев, М.Е. Салтыков-Щедрин). В 1864-1866 годах были выпущены так же произведения «Леди Макбет Мценского уезда» и «Воительница». Эти повести наполнены драмой, но, как ни странно, именно в них появился индивидуальный юмор Николая Семеновича. Позже специалисты выделили уникальный стиль писателя, который принес ему после  смерти большую известность. В 1867 году пьеса «Расточитель» появилась на сцене Александринского театра, которую тут же раскритиковали. В 1865-1866 годах появились на свет повести, которые отметили критики («Обойденные» и «Островитянин»).

Николай Семёнович так же писал о народе, о социальных слоях, пытался показать характер русского человека, что отразилось в его произведениях «Человек на часах» (1887), «Инженеры-бессребреки» (1887). На закате своей жизни и писательской карьеры Лесков пишет роман-хронику «Соборяне», «Захудалый род», «Старые годы в селе Плодомасове».
Лесков, благодаря своему творчеству, показал дух и характер русского народа, а так же Николай Семенович внес неоценимый вклад в развитие русской литературы.

Николай Семёнович Лесков родился 4 февраля (по старому стилю) 1831 года в селе Горохове Орловской губернии. Отец Лескова, Семён Дмитриевич, был заседателем Орловской уголовной палаты. По словам писателя, отец отличался религиозностью, «прекрасным умом», честностью и «твёрдостью убеждений, из-за чего наживал себе очень много врагов».

Сюжеты, герои, тематика произведений Лесоква настолько разнообразны, что порой бывает достаточно сложно составить представление о каком-либо художественном единстве.

Однако в них много общего: в частности, мотивы, тональность, черты характеров персонажей и главных героев. Поэтому, прочитав несколько произведений Лескова и открывая очередное, невольно уже настраиваешься на определённый лад, представляешь себе обстановку, среду, атмосферу, погрузившись в которую, открываешь удивительный и прекрасный в своём своеобразии мир. Мир Лескова неподготовленному читателю может показаться странным, мрачноватым.

Современному же читателю Лесков интересен героями, которые удивительно благородны, их речь чиста и, вместе с тем, красива, так как передаёт мысли, содержащие «вечные истины» – о силе добра, необходимости милосердия и самопожертвования. «Жители» огромного лесковского мира настолько реальны, что читателя не покидает уверенность в том, что они списаны с натуры. Каждого читателя по-разному привлекает творчество Николая Сергеевича Лескова, ведь его «живой» мир достаточно красив и интересен.

Оценка: 5

(183 слова)

Скачать

Жизнь Лескова полна противоречий. Крайний социалист, сочувствующий всему антиправительственному, нигилист, вхожий в такие опасные места, как “коммуны”. Потом – антинигилист, угождающий правительству, подозреваемый чуть ли не в услугах Третьему отделению. И дальше – бытописатель, знаток “углов”, бесхитростный рассказчик анекдотов. И он же – мастер витой речи, виртуоз тайнописи, словесный маг, ничего не говорящий просто. Почти все это Лесков мог слышать при жизни. Кроме одного – того, кем суждено ему было в реальности стать для русской литературы. Он стал национальным мифологом. Для этого потребовался век.
Все прежние характеристики отошли, выцвели, опроверг-лись, либо застыли хрестоматийным глянцем, затвердели бронзой, под которой оставалась загадка.
Век, минувший после смерти Лескова, обозначил ему роль, обмеривание, которые и в голову не приходили ни его критикам, ни апологетам. Лесков – творец легенд, создатель нарицательных типов, не просто схватывающих некоторую характерность в людях его времени, но нащупывающих сквозные, кардинальные, подспудные, почвенные, фундаментальные черты русского национального сознания и русской судьбы. Именно в этом измерении он воспринимается теперь как национальный гений.
Первой легендой, выведшей Лескова из бытописателей и анекдотистов в мифотворцы, был косой Левша, подковавший стальную блоху. Следом шагнули в русский национальный синодик Катерина – ради любви душегубка; посрамивший немца Сафроныч; непредсказуемый богатырь Иван Флягин; артистка Люба – обреченная-нареченная тупейного крепостного художника.
Рассказы и повести, написанные в пору художественной зрелости Н. С. Лескова, дают довольно полное представление обо всем его творчестве. Разные и о разном, они объединены думой о судьбе России. Россия является тут многоликой, в сложном переплетении противоречий, убогой и обильной, могучей и бессильной одновременно. Во всех проявлениях национальной жизни, ее мелочах и анекдотах Лесков ищет сердцевину целого. И находит ее чаще всего в чудаках и бедоносцах, как бы перекликаясь с Достоевским, писавшим в “Братьях Карамазовых”, что чудак “не вечно частность и обособление, а, напротив, бывает так, что он-то, пожалуй, и носит в себе другой раз сердцевину целого, а остальные люди его эпохи – все каким-либо наплывным ветром, на час почему-то от него оторвались”.
Рассказ “Очарованный странник” – чемпион успеха: это самое хрестоматийное, самое эмблематичное произведение Лескова. По количеству изданий оно вдали опережает другие лес-ковские шедевры и у нас, и за рубежом. Это – визитная карточка “русскости”: воплощение богатырства, широты, мощи, вольности и таящейся на дне души праведности, герой эпоса в лучшем и высоком смысле слова.
Надо высказать, что былинность заложена в самую основу замысла рассказа. Фольклорная краска с самого начала введена в палитру “Очарованного странника” – факт, не слишком характерный для Лескова; обычно он не выставляет национально-патриотическую эмблематику напоказ, а прячет ее под нейтральными названиями. Конечно, “Очарованный странник” – название не совершенно нейтральное, и мистический налет в нем чутко уловили критики тех времен.
В 1897 году, на исходе века, критик Николай Михайловский возвращается к “Очарованному страннику”: “В смысле богатства фабулы это, может быть, самое замечательное из произведений Лескова, но в нем же особенно бросается в глаза отсутствие какого бы то ни было центра, так что и фабулы в нем, собственно говоря, нет, а есть целый ряд фабул, нанизанных, как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута, заменена другою, а можно и еще сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку”.
В 1898 году А. Горелов писал: это “произведение с обнаженно-символическим авторским заданием, с монументальным героем в центре, олицетворяющим новую историческую стадию движения национального характера”, это “широкое раздумье мастера над судьбой России, субстанциональной, природно самобытной силой ее народа”, “никогда еще герой из толщи масс не был поднят на высоту такого обобщения”.
Иван Северьянович Флягин несомненно богатырь, у Лескова так и сказано: “простодушный, добрый русский богатырь”. Но тремя строками ниже добавлено, что раз богатырь, то колесить бы ему в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как “смолой и земляникой пахнет темный бор. “.
От первых до последних строк в рассказе выдержана эта многослойно-коварная интонация. В финале старик хочет отправиться на войну. Игумен не может разобраться, что он такое: “так просто добряк или помешался”. Последним решающим аргументом повисает в повествовании фраза: “А как же-с? Непре-менно-с: мне за народ очень помереть хочется”.
Нужно быть очарованным, чтобы не отметить, каким ядом напоена эта патриотическая декларация. Безусловно, элементы богатырства, народного эпоса и “черноземной силы” введены Лесковым в рассказ, причем введены аккурат в знаковом качестве: мы и они. Недаром же все неотступнее является рядом с русским героем соглядатай – гость нашей страны. Только что в “Запечатленном ангеле” стоял перед русским “разбойником” остолбеневший англичанин, скоро в “Железной воле” встанет остолбеневший немец, в “Очарованном страннике” такое взаимолюбование вплетено в экспозицию, когда наш витязь соревнуется с английским профессионалом в деле усмирения коня. Господину Рарею ничто не помогает: ни специальные знания, ни специальные доспехи – он сброшен и посрамлен. А наш герой бешеное животное усмиряет. Чем? Тем, что “рассвирепел”, “зубами заскрипел” и лупил коня до тех пор, пока тот не покорился, “только скоро издох”.
Другой англичанин другим русским умельцем будет в свой час посрамлен в части ремонта заводной танцующей блохи, и это будет главная лесковская легенда, в очаровании которой мало кто заметит ту странность, что блоха в результате ремонта танцевать разучится. Так что вдали метит “Очарованный странник”.
В чем же суть этого причудливого, разбросанного, ни к чему единому не сведенного странствия, этого скифски дикого смешения “мистики с водевилем”?
Суть – как раз в версии воссоединения, всеединства.
Можно извлекать из этого рассказа мистерию распада и бесцельности. А можно – легенду всеединства. “Разнообразие возможных вариантов судьбы” – так формулирует современная исследовательница “Очарованного странника” Б. Дыханова, полагающая, что это богатство и делает рассказ подлинным шедевром.
Лесков не был так ясен и последователен, как, скажем, Тургенев. Он не старался “измерить бездну”, подобно Достоевскому, не пытался ревизовать самые основы веры, подобно Толстому, он не ставил своей задачей ни мифотворчество, ни пророчество, ни вероучительство. Он просто писал “всякую всячину”.

1. Истоки народности творчества Лескова.
2. Дебют в литературе.
3. История в произведениях писателя.
Я не изучал народ… я вырос в народе на гостомельском выгоне с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного под теплым овчинным тулупом да на замашной панинской толчее. Я с народом был свой человек.
Н. С. Лесков
Н. С. Лесков родился в 1831 году в семье небогатого судейского служащего, в селе Горохове на Орловщине. Жила семья в богатом имении М. Страхова — его жена была родной теткой Николая. До восьми лет он путешествовал с бабушкой на богомолья по монастырям, под ее присмотром шло воспитание мальчика. С двоюродными братьями Николай получил образование и светское воспитание. Из имения Лесковы переехали в дом в Орле, рядом с монастырской слободкой — Николай интересовался «духовенными», встречался с ними. В 1839 году его отец ушел в отставку, и семья, продав дом, переселилась на хутор Панино. С детства мальчик был очарован родной природой, русской стариной, народные поверья будили в нем воображение. В деревне он жил, пользуясь абсолютной свободой, знал народный быт во всех его проявлениях. Народное творчество, общение с крестьянами дало будущему писателю понимание духовности народа.
После пятилетнего обучения в Орловской гимназии он отказался в 1846 году от переэкзаменовки и был уволен, о чем впоследствии жалел. Отец отдал его писцом в уголовную палату, где перед его глазами прошли тысячи людских судеб. В 1848 году отец Николая умер от холеры. Семью приютил в Киеве дядя по матери, профессор медицины С. П. Алферьев. Николай был зачислен помощником столоначальника по рекрутскому столу Киевской казенной палаты. В 1857 году Лесков уезжает из Киева на службу к другому дядьке в Пензенскую губернию — англичанину А. Я. Шкотту, управляющему графов Перовских и Нарышкиных, Николай должен был сопровождать переселяемых на новые земли крестьян. Как доверенный от фирмы за три года Лесков объехал всю Россию! Его письменные отчеты обратили на себя внимание и вскоре Лескова публиковали в киевских газетах. В литературу он вошел довольно поздно, в тридцать лет. Его приглашают в московскую газету «Русская речь», где он приобретает репутацию талантливого публициста.
Живя в Петербурге, он пишет очерки, фельетоны, литературно-критические обозрения, публицистические статьи, такие как «О рабочем классе», «О найме рабочих людей», «Сводные браки в России», «Русские женщины и эмансипация». Полиция считает его «крайним социалистом и нигилистом», а он, напротив, пишет серию антинигилистических романов и заслуживает у революционеров-демократов репутацию шпиона. Это и разгромное выступление Д. И. Писарева осложняет писательскую судьбу Лескова — журналы не хотят с ним сотрудничать. Писатель тщетно пытался оправдаться, затем уехал за границу, создал исторический памфлет — роман «Некуда». Роман демократы объявили враждебным. Но Лесков продолжал — в 1866 году он пишет роман «Обойденные», где противопоставляет новых людей и обыкновенных. Антинигилистические мотивы прослеживаются также в его романе «На ножах» (1870), где говорится о «мошенниках от нигилизма». Так, в пылу Споров, многие произведения тех лет остались незамеченными — «Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница», «Старые годы в селе Плодомасове», «Захудалый род».
В его ранних статьях и фельетонах есть характерные приметы времени, национальной истории. Жизненный опыт и «запас бытовых сведений» Лескова постоянно рос, он изучил все религии до тонкостей, в гостях у него можно было встретить представителя любой из них. Он выражает свое мнение о крепостничестве, о героическом характере народа в «Житии одной бабы», «Тупейном художнике», «Юдоли». Чудаки и праведники из народа становятся его героями в «Однодуме», «Кадетском монастыре», «Несмертельном Головане». В повести «Очарованный странник» Лесков описывает героев, открывая в них черты русского национального характера.
Лесков живописует «русскую ширь», ее красоту и многообразие метким колоритным языком. Он предпочитает форму сказа, которая освобождает его от соблюдения литературных канонов, позволяет свободно обращаться с сюжетом. Его рассказчик — русский православный человек, ценящий красоту жизни. В сказовой манере написаны «Запечатленный Ангел» (1872), «Очарованный странник» (1873). «Левша» (1881), «Тупейный художник» (1883).
Герои Лескова — русские православные люди-праведники, с бескорыстно- созерцательным отношением к жизни. Составляющие русского характера для писателя — это мудрость, вера в Бога и добро, чувство красоты, эмоциональная открытость, нравственная интуиция, любовь к жизни и живым существам, забота о ближних, способность на духовный подвиг. Праведники не ждут признания, они ищут идеалы справедливости. Эти люди, по убеждению автора, и творят историю. История и современная действительность переплелись в произведениях писателя. Поворотным этапом в творчестве стала хроника «Соборяне» об «обитателях старгородской поповки», по сути, обобщенная картина русского национального бытия, показанная через частную жизнь людей. После этого произведения отношение к Лескову меняется в лучшую сторону.
В 1874 году он получил возможность служить и устроился в особый отдел Ученого комитета министерства народного просвещения по рассмотрению книг, издаваемых для народа, где работает до 1883 года. Писатель жил до самой смерти в Петербурге, почти не выезжая. Его похоронили в 1895 году в полном молчании, как он и завещал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *