Эссе про макаренко

Нижник С.С.

КГУ «Гимназия № 79»

ЭССЕ о классике гуманной педагогики А.С. Макаренко

На данный момент одной из, пожалуй, основных задач современной педагогики является соединение опыта прошлых веков и накопленных знаний в единое целое. В педагогике существует много людей, которые внесли неоценимый вклад в развитие и становление именно гуманной педагогики. Одним из таких людей является Антон Семенович Макаренко. Именно о нем, о его работе, нравственном образе жизни и о его великих трудах я бы хотела рассказать в своем ЭССЕ. Педагогическое творчество А.С. Макаренко — педагогика реального гуманизма. Имя его всегда будет стоять в ряду величайших педагогов-гуманистов прошлого, таких, как И.Г. Песталоцци и К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и С.Т. Шацкий. И нелишне еще раз заметить: педагогический опыт каждого из них был стремлением помочь обездоленным детям. На самый трудный участок педагогического фронта — на спасение беспризорных детей подвигла судьба Антона Семеновича Макаренко в годы гражданской войны и всеобщей разрухи. И он добился поразительных результатов.

С творчеством А.С. Макаренко я знакомилась по крупицам, читая небольшие статьи о его жизни и работе. Затем я прочитала его произведение «Педагогическая поэма». И вот тут- то я и заметила как красной нитью через все его творчество и его жизнь проходят гуманизм, любовь к детям и к своему делу. Антон Семенович начинал свою трудовую деятельность с создания колонии для несовершеннолетних правонарушителей. Необходимо отметить, что Макаренко реализовывал свою работу в единстве практики и теории. Работая с беспризорными детьми, с мальчишками на которых в принципе никто не хотел обращать внимание, которых считали отщепенцами общества, Макаренко, добился невообразимых результатов. Он смог доказать детям и обществу что необходимо верить в человека, необходимо дать ему возможность, показать ему что-то новое, заинтересовать его. И как только те малолетние преступники, которые пришли к нему в самом начале, поняли и доверились своему учителю, в их жизнях многое изменилось. Для них открылись новые грани. Конечно, путь, который прошел Макаренко со своими подопечными был очень долгим и тернистым, но Антон Семенович ни на секунду не сомневался в правильности и в необходимости своей работы, своего дела.

Макаренко можно назвать поистине великим учителем, ведь он сумел разглядеть в своих подопечных то чего не смогли увидеть другие, он увидел в них потенциал, стремление к изменениям, тягу к жизни. Благодаря ему, его поддержке и наставлениям многие из детей смогли найти свое истинное место в жизни, смогли утвердиться в обществе, стать полноценными гражданами своей страны.

Невозможно не восхищаться этим человеком, его жизнью, его великими трудами. Ведь необходимо очень много сил, времени, терпения для того что бы воспитать личность. Очень много детей вспоминают с гордостью и благодарностью своего учителя, ведь он помог им обрести надежду, веру в завтрашний день, смог открыть для них новые горизонты, раскрыть их таланты и возможности.

Антон Макаренко- великий советский педагог

Автор:   •  Декабрь 12, 2019  •  Эссе  •  492 Слов (2 Страниц)  •  645 Просмотры

Страница 1 из 2

Государственное учреждение образования
«Средняя школа №6 г. Минска»

Эссе на тему

«Антон Макаренко- великий советский педагог»

Подготовила учащаяся 10 «А» класса

Бохан Вероника

Минск, 2018

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) – выдающийся советский педагог и писатель. Благодаря своим успешным педагогическим разработкам вошел в историю как один из лучших специалистов в этой области. Биография Макаренко Антона Семеновича служит прямым доказательством того, как любовь к своей работе может не только привести к успеху, но и изменить судьбы многих людей.

Сейчас его имя упоминается очень редко или, можно сказать, его выбросили на помойку вместе с многими вещами, которые достались нам от советской власти. В наше время беспризорников почти столько, как и тогда при Макаренко. Вот только он смог найти подход к ним. Так как же действовал Макаренко?

В сентябре 1920 г. под Полтавой была открыта детская трудовая колония имени Горького. Заведующим был сам Антон Макаренко. Он не понимал, как найти путь к их сердцам. Он перечитал множество педагогической литературы, сколько не читал за всю свою жизнь. Но это ничего не дало ему. Для начала он вел дисциплину. В детском доме появились колонии. Один из воспитателей детского дома увлек ребят созданием вечного двигателя. Они настолько увлеклись этим заданием, что воспитатель сам начал верить в это. Души ребят постепенно оттаивали, и он делает вывод, чтобы воспитанники почувствовали себя полноценными членами общества, им никогда нельзя напоминать о их прошлой жизни. Так может именно этого толчка беспризорникам и не хватало? Постепенно Антон Семенович привлекал воспитанников колонии к общественно — полезному труду. Так, он ставил разнообразные задачи перед каждым воспитанником отдельно и группой воспитанников, перед активом в целом, подавал личный пример, завоевывал уважение воспитанников. Колонисты работали не только в садах и на полях, но и охраняли дорогу от грабителей, защищали государственный лес от вырубки. Эти работы, несомненно, приносили отличные результаты в формировании нравственности у воспитанников.

Доступно только на Essays.club

Посвящаю любимому преподавателю

Сухушиной Тамаре Сергеевне

Автор.

Ребенок эпохи

Эссе

     На пороге нового столетия, когда шведская писательница Элен Кей бросила пророческий девиз, что будет этот век « Веком Ребенка », было время небывалого педагогического оживления….

    … С лозунгом  за «Новое Воспитание» многие  выступали  с различными педагогическими инициативами, крупномасштабными экспериментами, старались построить универсальную науку о ребенке, подвергали разгромной критике старые методы воспитательного влияния и демонстрировали новые способы организации жизни ребенка.

      Прошли  годы,  но  XX век, в котором история осуществила много сценариев геноцида, в отличие от предыдущего века, не стал   “ Веком Ребенка “, но стал веком детей-сирот, детей улицы. К счастью, появлялись люди, которые стремились изменить положение детей в обществе, не боялись вставать на место ребенка, и вырабатывать новые методы воспитания. Антон Семенович Макаренко был одним из них.

    Он был, именно, ребенком той, именно, эпохи.

    Свою воспитательную практику он начал в 1905 г., почти  17- летним юношей. Квалификацию и педагогический опыт добывал еще перед началом первой мировой войны. В 1917 году закончил Учительский Институт в Полтаве. Его самые большие педагогические достижения пришлись на двадцатые годы и начало тридцатых. Последние годы Макаренко, особенно когда он  поселился в Москве, были периодом его творческого подъема.

    Почти вся его основная писательская, кроме «Педагогической поэмы» наработка, возникла именно в это время: “Флаги на башнях”, “Книга для родителей”, “Воспитание в семье”, многочисленные слушания и педагогические статьи, а также разного вида произведения литературы (романы, новеллы, сценические произведения). Макаренко  писал очень быстро, применяя различные формы и новшества.

    В педагогических произведениях он старался донести важные мысли, к которым пришёл в своей многолетней воспитательской деятельности. Он спешил использовать свой почти тридцатилетний багаж знаний. Вынашивал далеко идущие творческие планы. Но не успел, однако, довести  свои замыслы до конца. Умер неожиданно, в пригородном поезде, спеша в Москву на собрание Союза Писателей. Случилось это ранней весной в 1939 году. Макаренко было тогда 51 год. Сердце его подвело, не выдержало неслыханного темпа и напряжения, в котором он жил и работал.

    Макаренко решал самые трудные задачи воспитания, и одновременно применял их в общественной жизни. Когда в первые годы после Революции 1917 года появление бездомных детей угрожающе выросло, особенно на Украине, Макаренко   отказался от работы в обычной школе и встал на борьбу с этой угрозой. В своей деятельности он  не ограничивался просто спасением детей от влияния улицы, но и прилагал большие усилия на переработку психики и физического воспитания развращенной молодежи. Воспитательный эксперимент Макаренко  непрестанно разрастался с точки зрения организационной и педагогической.

    В своей экспериментальной деятельности он сознательно, последовательно и настойчиво переходил с одного этапа на другой, не бросал одно дело, чтобы взяться за другое. Он знал точно, чего хотел, и искал новые пути в воспитании, переламывая существующие стереотипы мышления и педагогического воздействия.

    Организовывая в 1920 г. детский лагерь для бездомной молодежи, Макаренко встал во главе многих новых и трудных проблем. История Колонии им. M. Горького была по сути дела драматической историей борьбы за существование. Макаренко  оказался в глухом лесу один на один с бандой разбойников, не имея и не ожидая ни от кого помощи. Он переживал тяжелым минуты и сломы, но все же сделал очень много. Постепенно начал превращать многочисленный, перессоренный сброд подростков в молодежный работающий коллектив, который начал подниматься со дна человеческой цивилизации. Но Макаренко не удовлетворяется  этим, и вместе с воспитанниками охватывает ближайшее аграрное хозяйство и приводит его в порядок. Со временем формы коллективной жизни совершенствуются.  

     В 1927-1934 годах наступает дальнейший этап развития воспитательного эксперимента Макаренко. В это время он организовывает и возглавляет Коммуну им. Ф. Дзержинского. Здесь он переходит от кустарной хозяйственной деятельности к выпуску промышленной продукции в современных условиях. Коммуна достигает со временем почти полную финансовую независимость.

    Решая сложные проблемы воспитания и перевоспитания, Макаренко  обращался, прежде всего, к самой молодежи, ее внутренним возможностям и к возможностям, которые создавал новый общественный строй. Он считал особенно важным взаимное влияние воспитанников друг на друга. Не случайно то, что создавал он новые коллективы преимущественно путем почкования, путем  влияния небольшой, но хорошо организованной группы колонистов на неорганизованную массу воспитанников, принятых чаще всего с  улицы. Таким образом, он развивал новую отрасль педагогической техники.

    В то время в педагогической практике использовали метод влияния небольшой группы на отдельную личность. Макаренко обнаруживает новую, очень важную возможность влияния малой группы на большую и дезорганизованную. Он сознательно направлял усилия на решение проблемы массового воспитания. Не ограничивался он также воспитательными методами, направленными на личность или небольшую группу, и пытался найти оптимальные формы и способы охватывания большой группы молодежи, включая в ее жизнь практическую деятельность, ускоряя тем самым процесс общественного дозревания.

    Стремление Макаренко каждый раз к более массовой, и одновременно непрерывной и современной организации процесса воспитания возникало из его глубокого убеждения в том, что только целостный опыт может составлять основу развития воспитательной системы. И только такого рода опыт уполномочивает  к формулировке теоретических обобщений, и даже позволяет обнаруживать правила, управляющие процессом воспитания.

    Исходной точкой, и одновременно основой теоретических изысканий Макаренко  была своеобразная философия человека, глубокая работа над его судьбой, человеческой природой и ее возможными превращениями. Слишком рано,  уже как студент Учительского Института в Полтаве, он  настойчиво искал ответа на вопросы: от чего зависит поведение человека, какие его мотивы деятельности, и насколько они определяют его обычные и юридические нормы, что можно сделать, чтобы изменить это поведение, от чего зависят внутренние превращения человека? Это были вопросы, которые он должен был решать в своей практической деятельности.

    Его “Концепция человека”, характеризуется любовью к людям и убеждением в неповторимой обворожительности каждого человека. Этим гуманизмом  проникнута вся деятельность и творчество Макаренко, который боролся за каждого человека, переламывая в нем внутренние опоры и глубоко укоренившиеся комплексы. Своих воспитанников он характеризует как людей, обиженных судьбой, несчастных, оставленных самим себе, а не как несовершеннолетних преступников. У него вызывает отвращение раздуваемая в литературе и педагогике так называемая романтика бездомности, которая делает из человека морального урода и предмет для нездорового наслаждения.

   В трактовке Макаренко   культура и характер не представляют конечную цель воспитания. Конечной целью является хорошее самочувствие человека в новых условиях, и счастье. Эта мысль волновала его с юношеских времен, когда он делал первые шаги как учитель. К этой мысли он возвращается в последние годы жизни, при написании 4-томной Книги для Родителей.

    Последний том он намеревался посвятить вопросу как воспитать счастливого человека. Макаренко  отлично понимал и непрерывно подчеркивал то, что невозможно воспитать счастливого человека, если  не учитывать историческую, классовую и политическую обусловленность процесса воспитания. В своих размышлениях Макаренко  идет дальше и развивает оригинальную, хотя наверно и  дискуссионную, Теорию Счастья.

    Человек,  по его мнению,  не имеет права быть несчастным. Наоборот, он имеет обязанность быть счастливым. Этой цели можно достичь, если человек поймет, что счастье не выигрывается в лотерее, случайно, под воздействием, так называемых способствующих обстоятельств, а что нужно произвести его и завоевать.  Необходимы для этого —  усилие и выносливость.

    Руководствуясь педагогической логикой, Макаренко  обращает внимание на диалектику воспитательных методов, обнаруживает их внутреннюю противоречивость, которая коренится почти в каждом из них. Подчеркивает также, что система педагогических средств должна изменяться вместе с развитием общества и самих воспитанников. Здесь можно отметить, что наши актуальные трудности и воспитательские неудачи связываются в значительной степени с тем, что в современной жизни наступили огромные изменения, изменилась также в очень серьезной степени молодежь, а мы  непрерывно  пробуем влиять на нее с помощью достаточно устаревшего уже комплекта средств.

    Педагогическая логика обязывает также наблюдать относительность средств воспитательного влияния. В одних условиях и ситуациях они могут  действовать положительно, в других  негативно. Это значит, что применяя отдельные средства и методы нужно считаться с общим воспитательным контекстом, с общей ситуацией, в которой мы пробуем применить данное средство или метод. Возникает также проблема дозирования воспитательных средств, нахождения соответствующей меры в пользовании им. Например, ставя определенные задачи перед личностью нужно четко улавливать момент, в котором эти задачи побуждают ее развитие, и в котором начинают действовать сдерживающе, формируя ситуацию пассивного подчинения и пассивной покорности. Необходимо развивать у молодежи здоровые стремления и умение стремится к цели, и в то же время учить умению отказа от некоторых стремлений.

    От Макаренко  следовало бы перенять, прежде всего, его глубокий педагогический оптимизм, убеждение, что всегда нужно видеть благо в человеке и что педагог обязан подходить к человеку с оптимистичной гипотезой, даже тогда, когда это влечет за собой риск совершения ошибки. Не всегда легко наблюдать в человеке благо.

    Благо бывает  обычно скрыто ежедневной борьбой за существование и конфликтами, которые не заканчиваются, между людьми. Найти хорошее в человеке,  невзирая на ужасную,  иногда катастрофическую  запущенность отдельных   детей, представляет собой колоссально трудную задачу, но это есть основной критерий нашей компетентности как педагогов.

    Когда Макаренко  приступал в 1920 году к работе в детском лагере для несовершеннолетних преступников, он видел перед собой молодых людей, над которыми надругались жизнь,  духовно опустошённых, искалеченных психически. Нужно было иметь необычайное мужество и сильную волю, чтобы  глядя прямо в глаза этому человеческому  несчастью не потерять, все-таки,  веру в человека и желание бороться  за него.  В похожей ситуации, хотя может не такой драматической,  находится почти каждый воспитатель и учитель. Задача педагога заключается в том, чтобы высечь в себе необходимую искру оптимизма, чтобы прийти на помощь к  наиболее трудным детям.

    Каждый, кто стремится изменить поведение и расположение детей, должен ответить себе на вопрос: — какие существуют реальные возможности развития  воспитанников? На первый взгляд они могут показаться никакими, невзрачными, минимальными.

    В убеждении Макаренко  возможности превращения людей очень большие, просто неограниченные. Доказали это в конечном итоге его результаты педагогической деятельности. Они подтвердили, что можно очень много достичь в самых трудных условиях. Однако мы знаем из ежедневной  практики, что возможности развития людей часто игнорируются. Это делается по многим обстоятельствам. Во многом это не позволяет сделать сложившийся уклад жизни, как общественный, так и экономический.

    Могут обманывать также образовательные системы, которые не способны решить таких проблем как уравнивание стартовых возможностей детей из разных сред, преодоление односторонней интеллектуализации процесса учебы и т.д.

    В наше время все еще дают о себе знать безапелляционные методы воспитательного влияния, не считающиеся с потребностями и стремлениями воспитанников. Это так называемое “старое воспитание”, которое вынуждает  детей к повиновению.

   Какими способами можно преодолеть эти  стереотипы мышления в педагогических действиях? Ответы на это находятся в деятельности и творчестве Макаренко: «Моим основным принципом всегда было, больше требовать от человека, и одновременно больше уважать его».

    Макаренко умел перед воспитанниками рисовать привлекательные, обворожительные перспективы превращения окружающей их жизни и превращения самих себя. Он знал, что такие перспективы могут стать приводной силой  процесса воспитания. Человек, по его мнению,   не может жить, не может развиваться, если не видит перед собой чего-то радостного  сегодня, завтра, послезавтра, через месяц, через год.

    Эта потребность радости завтрашнего дня представляет один из важнейших стимулов деятельности человека, один из сильнейший средств воспитания.

     Необыкновенная концепция «Развивающих перспектив» Макаренко (близких, средних и далеких), имеет глубокий психологический смысл, придает большой, жизненный вес мечте, которая побуждают человека к действию.

    Непрерывное, интенсивное стремление к реализации своей мечты становится основанием хорошего самочувствия, удовлетворения, счастья.

    Воспитать человека  утверждает Макаренко — это дать ему ощущение перспективы, ощущение радости завтрашнего дня.

    Чтобы этой цели достичь нужно очень хорошо для  себя осознать, что стремление к лучшему будущему, влечет за собой необходимость победы многочисленных трудностей, которые существуют вокруг нас. Макаренко  считал, что следует приучать детей и молодёжь к борьбе с этими трудностями, что нужно их побеждать, не останавливаясь ни перед чем. В его воспитательных методах был обязательный принцип, не ныть даже при наиболее сложных и обременительных ситуациях. Нытье ничего не изменяет, а только разоружает людей, становится оправданием для их бездеятельности. Существом воспитания же  в трактовке Макаренко  является участие в создании ценностей, которые обеспечивают развитие личности и развитие коллектива. Невозможно этого достичь без усилия и борьбы.  

    В такой работе, имеющей существенное жизненное значение, нужно участвовать с самых молодых лет. Однако Макаренко не фетишизировал работу. Он не утверждал, что она  сама  является каким-то чудесным воспитательным средством. Он исходил из того, что работа только тогда начинает влиять в воспитательном плане, формируя человека, его отношение к себе, к другим людям, к прошлому, когда представляет существенную часть целой системы средств влияния на него.

    В чем же заключается особенная ценность и пригодность педагогического наследства Макаренко:

— она представляет собой оригинальный, значимый вклад в мировую педагогику, и особенно подходит к решению самого трудного вопроса, которым является воспитание человека в новых условиях общественного строя;

— опирается на гуманистические основания, обращается к людям во всем мире, вселяет в них веру в человека и в возможности воспитания;

— развивает и обогащает новую педагогическую технику, которая позволяет эффективно влиять на личность, группу и большое сообщество.

    Эффективность педагогики Макаренко  рождалась из глубокого понимания грядущих времен,  понимания последствий научно-технической революции, и в связи с этим также из новых потребностей и человеческих устремлений.

(Кузнецова М. февраль 2013г.)

В 30-е годы «Педагогическая поэма» Антона Семеновича Макаренко произвела фурор среди всех слоев населения страны. Педагог  в своем произведении изложил абсолютно новую, можно сказать, революционную систему воспитания подрастающего поколения. Одним из ключевых понятий в системе Макаренко стало понятие «трудовое воспитание».

Он считал, что трудовое воспитание является одним из важнейших элементов воспитания в целом, при этом труд должен был быть именно производственным, ведь именно в этом случае ребенок превращается в самостоятельного, «взрослого» гражданина. Труд, в понимании Макаренко, должен идти «в одной упряжке» с общественным, гражданским воспитанием, только тогда он может быть действительно полезен и выполнять свою главную функцию — сплочение коллектива, который впоследствии способствует развитию личности каждого ребенка.

Система Антона Семеновича была очень похожа на современную систему загородного лагеря, несмотря на то, что преследовала иные цели. Макаренко создавал временные сводные отряды существовавшие не более 1-2 недель, обязательно возглавляемые командиром. Командир отряда назначался советом командиров также на неделю, а после этого переходил в новый отряд, но уже не в должности командира, а рядовым членом. Командирами становились практически все колонисты, кроме самых трудных подростков. Это было справедливо, потому что командование сводным отрядом было связано с большой ответственностью. Именно такой описывает свою систему трудового воспитания Макаренко.

Сила и действенность сводных отрядов заключалась в том, что они давали всем колонистам широкий опыт как во всех трудовых процессах, так и в организаторских функциях. Эта система, несмотря на разность времен и появление новых ценностей, актуальна и сейчас.

В условиях современного детского лагеря также существуют отряды, а задачей педагога является воспитания человека нового времени, всестороннее развитие личности.

Однако, если в системе Макаренко мы видели приоритет в воспитании человека прежде всего в коллективе, человека, способного заниматься ручным трудом, то в наше время этот приоритет поменялся.

Из индустриального общества произошел переход в общество информационное.  На первый план вышли сфера потребления, а также интеллектуальный труд.  Если в 20 веке человек работал на общество и это общество взамен заботилось о нем, то сейчас вперед выходят потребности отдельного человека, вынужденного самому о себе заботиться. Научный прогресс, скачек в развитии технологий, медицины и пр. требуют новый тип человека — человека, способного заниматься интеллектуальным трудом. При этом, мы вовсе не хотим сказать, что труд как таковой потерял свою ценность.

Детский труд в современных оздоровительных лагерях называется общественно-полезным, его продолжительность для детей разного возраста определена санитарными нормами, а характер труда должен соответствовать индивидуальным особенностям ребенка и состоянию его физического здоровья. Даже самые маленькие дети (6-8 лет) справятся с такими несложными действиями как: сбор веток и шишек на прилегающей территории, уход за растениями, уборка постели и личного пространства, полив цветов на клумбе, сервировка стола. Но разве мы заставляем ребенка накрывать в столовой или выступать на сцене? Нет! Он до всего этого доходит сам в условиях конкуренции современного общества, существующей даже в условиях замкнутой системы загородного лагеря. Но кроме конкуренции ребенка мотивирует на деятельность личный пример вожатого: активного, деятельного, целеустремленного и трудолюбивого. Трудиться, заниматься полезными делами, узнавать что-то новое, осваивать умения и навыки становится модно. #Трудкрут — этот лозунг актуален не только для студенческих отрядов, но и для подрастающего поколения.   Таким образом, можно сказать, что правильная, «здоровая» мотивация — вот один из главных  компонентов трудового воспитания детей и подростков в наше время. В работе нашего СПО мы используем, в качестве инструмента мотивации, систему индивидуального и отрядного стимулирования: успехи порождают за собой новые достижения для каждого отдельного ребенка, позволяя ему чувствовать себя важным, полезным и самостоятельным членом общества.

К примеру, каждый навык, заработанный отдельным ребенком на тематических и профильных сменах, разработанных СПО «Данко» позволит ему в дальнейшем стать более успешным. Будучи командиром он научится ответственности и организации других людей; выступая на сцене, освоит навыки публичного выступления и ораторского искусства; оформляя отрядный уголок и готовясь к мероприятиям, разовьет креативное, творческое мышления, участвуя в интеллектуальных делах и квестах — тренирует логическое мышление, развивает аналитические способности.

Нужна помощь в написании эссе?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать эссе

Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему — именно под таким девизом в настоящее время работают вожатые СПО «Данко».

В современных реалиях мы находим много общего с той историей, которой минул уже целый век. Я для себя недавно открыл прекрасного педагога начала двадцатого века Антона Семеновича Макаренко. Его умение достать в человеке личность перекликается с желанием того же Максимом Горьким и Антоном Чеховым в культовых произведениях литературы того времени. Книга Макаренко «Педагогическая поэма» совместила в себе учение о развитие личности, основных аспектах советского воспитания, истории постреволюционного времени и становлении социума на новые рельсы.

История написания книги

В течение десяти долгих лет Макаренко и его «Педагогическая поэма» наполнялись свежими и актуальными фактами. Я не увидел в произведении художественного почерка, в нем присутствует документализм – фактическое отражение реальных событий. Макаренко лишь добавляет шика в свою сторону, он словно главный герой романа организовывает колонию, делает верные шаги по исправлению ребят, а в итоге становится творцом их реализации в мирной жизни.

Я не умаляю заслуг Антона Сергеевича, но на сегодня всё это смотрится приторно-сладким в той жесточайшей действительности, какой подкинула обществу страны революция. Когда мы пытаемся сбить запах пота после трудового дня, мы просто желаем, чтобы люди рядом не задохнулись. Макаренко же стремился этот запах выдать за некое торжественное и легендарное, при этом, не забывая про нюансы педагогических методик, которые актуальны по сей день.

книга а. с. макаренко педагогическая поэма

Сочинение «Педагогическая поэма» Макаренко

Теоретическое наследие А. С. Макаренко, его убеждения и сверкающий талант, получившие полное развитие в 20-е и 30-е годы, до сих пор верно служат школе, обогащают нашу идейную и творческую жизнь. Время не гасит, а открывает все новые и новые грани его подвижнической и разносторонней педагогической работы, пережитых им 200 тысяч часов рабочего напряжения — тех драгоценных часов, в течение которых через его руки прошло более 3000 детей и подростков. «Педагогической поэме» А. С. Макаренко отдал 10 лет напряженного труда. Одним из самых важных
событий в истории создания этой замечательной книги является посещение A. M. Горьким колонии, которой руководил Макаренко. Большой интерес великого писателя к намерению создать книгу о педагогическом эксперименте объяснялся, по словам Макаренко, тем, что Горького живо «интересовали новые позиции человека на земле, новые пути доверия к человеку и новые принципы общественной творческой дисциплины». «Поэма» рассказывает, как в детской колонии, созданной в первые годы после гражданской войны, шло формирование «настоящего человека» из числа беспризорных, мелких воров, людей, искалеченных трудными и жестокими условиями гражданской войны. Создание великолепного по своим идейно-нравственным качествам коллектива показано в поэме широко и многопланово. В работе над книгой были и взлеты и периоды неверия в успех. Бывало так, что законченные главы казались не художественным произведением, а «книгой по педагогике», написанной в форме воспоминаний. Уверенность в писателя вселил А. М. Горький — первый читатель и редактор «Педагогической поэмы». Он писал: «На мой взгляд, «Поэма» очень удалась Вам. Не говоря о значении ее сюжета, об интереснейшем материале, Вы сумели весьма удачно разработать этот материал и нашли верный, живой и искренний тон рассказа, в котором юмор Ваш уместен, как нельзя более». «Поэма» состоит из трех частей. В ее основе — хронологическое описание становления и развития очень сложного воспитательного учреждения, прошедшего путь от анархизма беспризорщины и мещанского индивидуализма до боевой, кипучей советской действительности, освещенной нормами социалистического общежития. Отличительной особенностью «Поэмы» является мастерское сочетание художественного повествования, теоретической борьбы в педагогике 20-х годов и публицистики. Тонкий художественный вкус А. С. Макаренко не допустил перегруженности книги деталями быта и подробностями педагогических исканий. Он заостряет внимание читателя на фактах и событиях, которые в конечном результате и определили систему воспитания коллектива колонистов и очень выпукло раскрыли суть гуманистической со кой педагогики, а самого автора выдвинули в число лучших выразителей ее боевого духа. Нравственно-эстетический идеал автора поэмы аходит наиболее полное выражение в уважении к человеку и в высокой требовательности к нему, в поэтизации творческого труда. А С. Макаренко был очень одаренным человеком. Свою педагогическую деятельность он начинал в то время, когда наряду с талантливостью особое значение имели жизненный пример, гражданский пафос, нравственно-идейная целеустремленность и высочайшее бескорыстие. Эти качества позволили ему добиться блестящих успехов в борьбе за воспитание нового человека. Поэзию педагога Макаренко питало его стремление передать воспитанникам все богатство нового мироощущения, обрадовать их новыми перспективами, мыслями и чувствами, сделать их лучше и окрыленнее. Главное в его труде — не «укрощение» дикой ватаги беспризорников, а становление детского коллектива, формирование личности нового человека.

О чем ведется речь в каждой главе книги?

Каждая глава – это продолжение сериала про ребят из колонии. В двадцатых годах прошлого века она была организована под Полтавой. Действие происходит даже не на территории современной России. Две женщины педагога плюс сам Макаренко и завхоз организуют исправительную колонию, у них всего шестеро подопечных, но большие амбиции. В итоге парни законам педагогики и правилам не подчиняются, один из них даже совершает убийство в городе.

В первой главе «рэмбо» Макаренко избивает одного из ребят, или по книге устраивает столь ненужную и несвоевременную порку, за которую педагогу безумно стыдно. По мановению волшебного «пенделя» дети начинают прислушиваться к педагогу и начинают его уважать. Поэма описывает правила колонии, в которой были свои дежурные, наказание за проступки и определенная иерархия взаимоотношений.

Огромной разницы между содержанием книги «Педагогическая поэма» и фильмом «Республика Шкид» я не нашел, может читатели в комментариях укажут мне нюансы, которых с первого взгляда не видно. Фильм четко показал, историю с обворовыванием бабушки, ситуацию с появлением вора продовольствия, буржуя и только прибавил историю любви.

содержание книги Макаренко педагогическая поэма

В третьей главе коллектив всё-таки образуется, создается патрулирование. Сразу стоит четко понять, что дети в колонии были не только воры и потенциальные убийцы, но и вполне образованные, но оставшиеся одни после жестокой революции. Поэтому Макаренко, безусловно, лучший, но и внутри коллектива происходили логичные процессы роста и обмена информацией.

Пропаганда блестящей советской жизни описывается в четвертой главе, к ребятам приезжает Горький, они уже готовы трудиться на благо единым целям. Социализм, если подводить краткий анализ, прекрасен в грамотных руках и логичному к нему отношению. Может быть, он и не приносит развития стране и радостей человеку, но если он идеологически прописан, значит это и есть социализм.

Вечная молодость “Педагогической поэмы” А. С. Макаренко

… Я неопытный и даже заблуждающийся создавал коллектив из людей заблудших и отсталых.

А. Макаренко

Теоретическое наследие А. С. Макаренко, его убеждения и сверкающий талант, получившие полное развитие в 20-е и 30-е годы, до сих пор верно служат школе, обогащают нашу идейную и творческую жизнь. Время не гасит, а открывает все новые и новые грани его подвижнической и разносторонней педагогической работы, пережитых им 200 тысяч часов рабочего напряжения – тех драгоценных часов, в течение которых через его руки прошло более 3000 детей и подростков.

“Педагогической

поэме” А. С. Макаренко отдал 10 лет напряженного труда. Одним из самых важных событий в истории создания этой замечательной книги является посещение A. M. Горьким колонии, которой руководил Макаренко. Большой интерес великого писателя к намерению создать книгу о педагогическом эксперименте объяснялся, по словам Макаренко, тем, что Горького живо “интересовали новые позиции человека на земле, новые пути доверия к человеку и новые принципы общественной творческой дисциплины”.

“Поэма” рассказывает, как в детской колонии, созданной в первые годы после гражданской

войны, шло формирование “настоящего человека” из числа беспризорных, мелких воров, людей, искалеченных трудными и жестокими условиями гражданской войны. Создание великолепного по своим идейно-нравственным качествам коллектива показано в поэме широко и многогшаново.

В работе над книгой были и взлеты и периоды неверия в успех. Бывало так, что законченные главы казались не художественным произведением, а “книгой по педагогике”, написанной в форме воспоминаний. Уверенность в писателя вселил А. М. Горький – первый читатель и редактор “Педагогической поэмы”. Он писал: “На мой взгляд, “Поэма” очень удалась Вам.

Не говоря о значении ее сюжета, об интереснейшем материале, Вы сумели весьма удачно разработать этот материал и нашли верный, живой и искренний тон рассказа, в котором юмор Ваш уместен, как нельзя более”.

“Поэма” состоит из трех частей. В ее основе – хронологическое описание становления и развития очень сложного воспитательного учреждения, прошедшего путь от анархизма беспризорщины и мещанского индивидуализма до боевой, кипучей советской действительности, освещенной нормами социалистического общежития.

Отличительной особенностью “Поэмы” является мастерское сочетание художественного повествования, теоретической борьбы в педагогике 20-х годов и публицистики. Тонкий художественный вкус А. С. Макаренко не допустил перегруженности книги деталями быта и подробностями педагогических исканий. Он заостряет внимание читателя на фактах и событиях, которые в конечном результате и определили систему воспитания коллектива колонистов и очень выпукло раскрыли суть гуманистической со кой педагогики, а самого автора выдвинули в число лучших выражателей ее боевого духа.

Нравственно-эстетический идеал автора поэмы а ходит наиболее полное выражение в уважении к человеку и в высокой требовательности к нему, в поэтизации творческого труда.

А С. Макаренко был очень одаренным человеком. Свою педагогическую деятельность он начинал в то время, когда наряду с талантливостью особое значение имели жизненный пример, гражданский пафос, нравственно-идейная целеустремленность и высочайшее бескорыстие. Эти качества позволили ему добиться блестящих успехов в борьбе за воспитание нового человека. Поэзию педагога Макаренко питало его стремление передать воспитанникам все богатство нового мироощущения, обрадовать их новыми перспективами, мыслями и чувствами, сделать их лучше и окрыленнее. Главное в его труде – не “укрощение” дикой ватаги беспризорников, а становление детского коллектива, формирование личности нового человека.

Поэзия его человеческого и учительского подвига, поэзия постижения и преобразования жизни его воспитанников логически вылилась в “Педагогическую поэму” – одну из самых удивительных и читаемых книг мировой литературы.

Секрет вечной молодости “Поэмы” заключается в глубоком проникновенна автора в социальные проблемы своего времени, в деятельной любви к детям, в смелой постановке вопроса о стиле, тоне, организационных формах и средствах советского воспитания, в том, что автору удалось сказать свою пусть не очень большую, но необходимую правду. Как художник слова, он глубоко чувствовал социально-экономические сдвиги в нашем обществе. Как педагог, он перспективно и смело прокладывал пути новой советской системы воспитания. Сейчас хорошо видно все величие подвига педагога-новатора.

Такой опыт требовал апробации временем. Время показало, что педагог и художник до сих пор учит нас масштабно мыслить, ответственно и конкретно подходить к каждому педагогическому явлению.

Чему учит книга?

Произведение Макаренко, как мы уже понимаем, учит взаимодействию с детьми, их педагогическому воспитанию и личностному развитию в угоду строю, актуальному на тот период. Есть некий «золотой стандарт», который открывает даже краткое содержание произведения. В нем основы общения и организации групп детей, которые на сегодня реально применять в детских домах, а также исправительных колониях для совершеннолетних.

чему учит и чем полезна книга Макаренко педагогическая поэма

В свое время работал вожатым в детском пионерлагере, там большинство воспитателей используют методики Макаренко. Насколько слабым оказался советский строй в плане появления новых учений в сфере педагогического воспитания, застой в этом направлении характеризует то, что не было у того государства будущего и огромных шансов на долгосрочное существование.

«Педагогическая поэма»: анализ произведения (Макаренко А.С.)

По совету Горького Антон Макаренко создал основное литературное произведение — “Педагогическую поэму”. На материале жизни колонии писатель показал сам процесс социалистического перевоспитания детей, искалеченных двумя войнами, голодом, беспризорностью, раскрыл рождение нового человека в коллективе и труде.

Тему труда — одну из важнейших тем советской литературы – Александр Макаренко наполнил новым содержанием, ибо показал труд как строительство нового мира и формирование нового человека. Герои “Педагогической поэмы” — дети и подростки — изображены не преступниками, не “отбросами общества”, не маргиналами, но людьми; в каждом из них писатель-педагог находит человеческое, открывает человека по-своему талантливого, многогранного, со стремлением к добру и справедливости. Поэтому каждый из них способен, изжив прошлое, обрести смысл жизни, выпрямиться и осуществить фундаментальную “потребность в самореализации” (Телль). Потому, проводя анализ “Педагогической поэмы” Макаренко, можно заметить, что поколение беспризорников и правонарушителей 20-х годов предстает у писателя спасенным, а не “потерянным поколением”, что подтвердили судьбы их реальных прототипов в 30-50-е годы. Смыслом жизни для колонистов становится не материальное благополучие, постепенно создаваемое собственным трудом, а становление человеческой личности как универсальной и гармонической, обретение ею мужества (“не пищать!”) и гуманизма, устроение общества по законам красоты (“завоевание” Куряжа).

Деятельность воспитателя показана в произведении “Педагогическая поэма” Макаренко как борьба за человека, как творчество и подвиг. Автобиографический образ заведующего колонией им. А.М. Горького принадлежит к числу лучших воплощений советского человека в литературе. “Педагогическая поэма” — уникальное художественное произведение о научном творчестве в области воспитания. Основные положения новаторской педагогической теории воплощены в книге через развитие характеров воспитателя и колонистов, диалектику взаимоотношений коллектива и личности, жизненные конфликты и ситуации. “Педагогическая поэма” представляет собой особую жанровую разновидность романа воспитания — в типологическом ряду с “Жизнью Клима Самгина” М. Горького, “Как закалялась сталь” Н. Островского, “Кащеевой цепью” М. Пришвина и другими романами советской литературы 30-х годов.

Источник: Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. — М.: Флинта: Наука, 1998

Кому стоит прочесть книгу?

О чем данное произведение вам уже понятно. Но кому рекомендуется книгу читать в обязательном порядке. Выделим основные группы людей, которым полезно «Педагогическая поэма» для прочтения:

  • студенты педагогических университетов;
  • преподаватели школ;
  • специалисты области культуры;
  • «фанаты» советского уклада жизни;
  • желающие новой революции;
  • образованные люди;
  • старшие из числа детей в колониях и специализированных детских домах.

кому стоит прочесть книгу Макаренко педагогическая поэма

Слушать произведение можно в наушниках в аудиоформате, поэтому особых проблем изучения литературы классиков педагогики нет.

Отзывы читателей

Не хочу умных фраз, но произведение нашло только положительный отклик в лице читателей. Наш читатель лучший в мире. Есть небольшой процент, который считает, что актуальность материала отчасти потерялась, но их мало. Если смотреть вглубь книги, то там пустота, но даже простые и логичные методы Макаренко игнорируются современными преподавателями, причем взамен ничего не применяется. Из комментариев читателей приятно читать позитивные аннотации, ведь время было доброе пусть и немного напускное. А когда человек желает добра ближнему, то он из обезьяны способен сделать человека.

К похожим произведениям можно отнести, Пантелеев «Республика Шкид», Макаренко «Книга для родителей», Николай Островский «Как закалялась сталь».

[Всего: 1 Средний: 5/5]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *