Эссе про марию монтессори

Автор:
Михайлова Галина Николаевна Воспитатель, МБДОУ «Детский сад «Радуга», Чувашская Республика Янтиковский район с. Янтиково

ЭССЕ «Роль педагогических идей Марии Монтессори в моей профессиональной деятельности»

Умственное развитие начинается не с университетской скамьи, а с момента рождения ребенка, и наиболее интенсивно оно протекает в первые три года жизни. (М. Монтессори)

О Марии Монтессори я знала давно, но ее идеи воспитания и развития детей заинтересовали меня недавно. Мария Монтессори – итальянский педагог, она разработала свои принципы воспитания детей. Раннее развитие детей становится популярным, и одной из самых популярных систем раннего развития является методика Монтессори. Уникальная авторская методика в первые была применена начале хх века в Италии. Мария Монтессори, педагог и врач, совершила переворот в воспитании детей: она разработала и обосновала методику самостоятельного развития ребенка, была одним из лучших педагогов того времени, посвятившим себя детям. Ее система востребована по сей день и широко используется в коррекционном и развивающем образовании малышей.

Философия Монтессори – педагогики.

Кратко философии методики укладывается во фразу: «Направлять детей на самостоятельное воспитание, обучение и развитие».

Это обосновывается такими тезисами:

  1. Ребенок от рождения уникальная личность.
  2. Всем детям от природы дано желание самосовершенствоваться и любить труд.
  3. Родители и педагоги должны быть просто помощниками в раскрытии потенциала ребенка, а не скульптурами характера и способностей.
  4. Педагоги и родители должны лишь правильно направлять самостоятельную деятельность детей, а не обучать их чему – либо.

В основе педагоги Монтессори лежит очень простое условие, состоящее из трех таких же простых принципов: самовоспитание, самообучение и саморазвитие. Задача взрослого – помочь ребенку реализовать свою индивидуальность, дать ему возможность приобщиться к вещам, пощупать их, попробовать на вкус, все прочувствовать, т.е научиться контактировать с предметами. Отсюда девиз Монтессори: «Помоги мне сделать самому».

Система Монтессори основана на максимальной свободе и индивидуальном подходе к детям.

Ее цель – это умелое направление саморазвития ребят, не ломая их, а принимая такими, какими они есть на самом деле, которое позволяет детям достичь максимального результата во всем самостоятельно, без корректировки этого процесса взрослыми.

Поэтому педагогам нужно только:

— Развивать самостоятельность всеми доступными способами.

— Всегда уважать выбор ребенка.

-Развивать чувственное восприятие особенно осязание.

— Создавать комфортную окружающую среду.

— Позволять детям изменять обстановку по потребности( выбирать место, переставлять мебель, перекладывать материал).

— Быть лишь нейтральными воспитателями и наблюдателями.

— Не создавать себе подобных личностей.

— Не корректировать процесс обретания самостоятельности.

Как построена система развития по Монтессори

«В каждом ребенке я пытаюсь разглядеть человека, мне не надо ничему его учить. Сами дети открывают мне свою природу, но только будучи помещенными в соответственно подготовленную среду». (Мария Монтессори)

Существует 3 основных принципа система Монтессори:

  1. Центр – ребенок самостоятельно принимающий решения.
  2. Вокруг — среда, дающее возможность развития ребенка.
  3. Рядом — воспитатель, помогающий по просьбе ребенка.

Развивающая среда- ключевой элемент в системе, без нее методика не может существовать. Она помогает ребенку развиваться самостоятельно, подталкивает к познанию, задействуя все органы чувств. А через нее лежит путь к интеллекту.

Правильная среда соответствует потребностям ребенка и выстраивается по определенной логике.

Она делиться на определенные функциональные зоны.

  1. Практическая жизнь — домоводство: приспособления для мытья, стирки, глажки, приготовление еды и т.д.—развитие крупной и мелкой моторики.
  2. Сенсорное развитие – предметы для изучения вкуса, запаха, цвета, формы – подготовка к чтению.
  3. Математическая – предметы, связывающие количество с символами-цифрами, обучающие простейшим вычислениям,— обучение счету и вычислениям.
  4. Языковая – предметы для обучения счету и письму.
  5. Космос – предметы, помогающие познать окружающий мир, историю, культуру, узнать о связи поколений, — умственное развитие.
  6. Гимнастика – коврики, линии на полу для выполнения двигательных упражнений на равновесие, внимание, координацию—физическое развитие.

Монтессори разработаны дидактические игры и различные пособия для совершенствования зрительного, слухового и тактильного восприятия детей. За основу были взяты идеи и пособия, предложенные известными французскими учеными. Это упражнения для развития мелкой моторики рук – нанизывание бусин, переливание воды, пересыпание круп, сортировка бобовых и еще много интересных заданий, игр.

Также нельзя не упомянуть о знаменитых рамках и вкладышах Монтессори, оставшихся неизменными до наших дней.

Изучив материал о системе Монтессори, мне стало интересно, а как же я могу применить ее идеи в своей практике. Решила взять за основу в своей работе принципы педагогической системы Монтессори

  1. «Помоги это сделать самому!» Для этого используется так называемая «подготовленная среда»; специальные материалы и их особое расположение побуждает ребенка самостоятельно раскрывать свои возможности. Развивающая среда, сконструированная Монтессори, делает ребенка по – настоящему независимым. Уже не надо просить маму застегнуть рубашку, потому что я умею делать это сам. В нашем ДОУ, как и, наверное, в любом другом предметно развивающая среда имеет огромное значение. Именно через окружающую среду ребенок начинает свое развитие.
  2. Свобода и дисциплина. Дисциплина в свободе- вот великий принцип. Как добиться дисциплины в коллективе свободных детей? Разумеется в системе Монтессори понятие дисциплина весьма отличается от других. Мы должны подавлять в ребенке все, что оскорбляет или неприятно действует на других или что носит характер грубого или невежливого поступка. Но все остальное, что делает ребенок для своей пользы, не только должно быть дозволено, но и должно стать объектом наблюдения для воспитателя. Наверное, этот принцип трудно применять на практике, но я думаю, что если с раннего детства прививать детям нормы поведения, объяснять им необходимые правила, то в дальнейшем трудностей не возникает.
  3. Самостоятельность—то есть минимальное вмешательство в деятельность детей. Человек не может быть свободен, если он не самостоятелен. По этому первые активные проявления индивидуальной свободы ребенка должны быть направлены так, чтобы в этой активности вырабатывалась его самостоятельность. В детях необходимо развивать умение достигать своих индивидуальных целей и желаний. В моей профессиональной деятельности этот принцип, наверное, является одним из основных. Я считаю, что детей к самостоятельности нужно приучать как можно раньше, потому что самостоятельному ребенку будет легче войти во взрослую жизнь.
  4. От
    администратора сайта: если Вы желаете ознакомиться с полным текстом
    представленной работы, Вы можете скачать её с сайта в полном объёме.

Современное
российское общество подвергается глобальным социальным, экономическим,
политическим и культурным изменениям, что делает необходимым обновление
содержания образования.

Мария Монтесорри создала свою систему, наблюдая
за детьми с отклонениями в развитии. Будучи первым дипломированным в Италии
врачом-психиатром она предположила, что этим детям может помочь применение
специальных методов, описанных в трудах Ж. Итара и Э. Сегена.

Развитие их идей привело к Монтесорри к
педагогическому открытию – при создании определенных условий интенсивное
самостоятельное развитие ребенка решает проблему здоровья и успешной социальной
адаптации. Роль педагога в наблюдении, помощи только при обращении – «помоги
мне это сделать самому» и, главное – организации среды.

Вот
уже почти сто лет имя Марии Монтессори приковывает к себе неослабевающее
внимание педагогов и ученых более чем в восьмидесяти странах мира. Известная
как выдающийся ученый и гуманист она создала систему, равной которой в мировом
опыте не было, и нет. Европа, Америка, Индия, Китай,
Япония — тысячи Монтессори школ открыты по всему миру. Что же делает метод
Монтессори таким привлекательным? Он удивительно технологичный, продуманный,
цельный и включает в себя не только развитие интеллектуальных способностей, но
и будущих «доспехов духа».  М. Монтессори действительно нашла уникальный способ
работы с каждым ребенком. По 
Марии Монтессори, процесс развития детской личности
подразделяется на четыре стадии:

·                    
первая стадия детства (0—6 лет);

·                    
вторая стадия детства (6—12 лет);

·                    
юность (12—18 лет);

·                    
взросление (18—24 года).

Каждая из этих стадий представляет собой
отчётливый самостоятельный отрезок развития.

Фаза первой стадии детства (0—6
лет) — важнейшее время жизни, поскольку именно в это время формируются
личность и способности ребёнка. Монтессори понимает первые три года жизни как
вторую эмбриональную фазу роста, в которую развиваются дух и душа ребёнка, и
называет это «Психический эмбрион». В то время как взрослый человек фильтрует
свои восприятия, ребёнок впитывает в себя окружающую среду и она становится
частью его личности.

В детском саду Монтессори день начинается со свободной работы.
Дети приходят в группу, самостоятельно раздеваются, приводят себя в порядок и
выбирают, чем они будут сегодня заниматься. Воспитатель встречает детей,
обязательно протягивая каждому руку для приветствия, и потом, уже в классной
комнате терпеливо наблюдает свободный выбор ими материала для занятий. Кто-то
начинает стирать кукольные платья, кто-то поливает цветы. Кто-то раскладывает
на ковре цветные таблички, нанизывает бусы. Мелет в маленькой мельнице зерно.
Учится пришивать пуговицы. Если воспитатель замечает, что ребенок впервые взял
материал для работы, он предлагает малышу алгоритм действия с этим предметом.
Иногда дети получают очень короткий и конкретный трехступенчатый урок. А иногда
учитель молча показывает способ работы с материалом.

Может ли ребенок во время свободной работы играть в игрушки?
Почему нет? Все куклы, кубики, машинки находятся здесь же, в одном из уголков,
и если малыш хочет с ними играть, не мешая другим, он спокойно наряжает или
кормит куклу, строит из кубиков гараж для своей машинки. Можно переодеваться во
взрослые одежды, которые сложены в специальной корзине или делать прическу
перед зеркалом. Все это можно. Другое дело – общая атмосфера рабочего дня.

Что такое Круг? Кто-то из Монтессори-учителей
назвал его «атмосферным явлением». Во всяком случае, это не ежедневное занятие
с традиционными пальчиковыми играми и песенками. Каждый круг имеет свой
контекст, который зависит от проживаемой ситуации. Многие круги связаны с
обсуждением событий, происходящих в жизни детей дома и в детском саду. На
других воспитатель рассказывает сказки, короткие истории из Библии. Осенью дети
все вместе разглядывают фрукты и овощи, пробуют их на вкус, учатся молоть зерно
и месить тесто. Зимой изучают свойства воды, растапливая над свечкой снег, или
разучивают рождественские песенки. Здесь же отмечаются дни рождения детей и
другие важные события. Здесь вспоминают, что кто — то из детей заболел или кому
— то предстоит неприятный поход к зубному врачу. В пятнадцать минут общего
круга умещается: личные детские проблемы, календарь, история, география,
биология, математика и словесность, пантомима и театр. Круг всегда ведет
учитель, но он лишь помогает общему разговору. За ребенком остается право
самостоятельного высказывания, попытки объяснить другим свое переживание.

Круг кончается через пятнадцать минут. Но дух общей
доброжелательности, уважения, доверия остается надолго, и, в конце концов,
становится неотъемлемой частью уклада жизни Монтессори — группы.

В ходе своего развития ребёнок проходит так называемые
«чувствительные», или 
«сензитивные» периоды. В такие периоды
ребёнок особенно чувствителен к определённым возбуждениям со стороны окружающей
среды, например, что касается развития движений, речи или социальных аспектов.
Если в течение фазы чувствительности ребёнок найдет занятие, соответствующее его
потребностям, он станет способным к глубокой концентрации. В продолжение
сенситивного периода ребёнок не позволяет себя отвлечь другим
раздражителям — он проходит процесс постижения, который, согласно
Монтессори, захватывает не только его интеллектуальную сторону, но и все
личностное развитие. Для этого процесса Монтессори употребляет термин
«нормализация».

Решающим для развития педагогики
Монтессори и соответствующих материалов является следующее наблюдение: одним из
важнейших сенситивных периодов каждого ребёнка является «усовершенствование
чувств». Каждый ребёнок обладает естественным стремлением все пощупать,
понюхать, попробовать на вкус. Из этого наблюдения Монтессори делает вывод, что
доступ к интеллекту ребёнка ведет не через абстракцию, а принципиально через
его органы чувств. Ощущать и познавать становятся в ходе процесса учёбы единым
целым. В этих положениях Монтессори испытала влияние учений 
Жана Итара и Эдуарда Сегена.

Основываясь на изложенных результатах,
Монтессори разработала свой учебный материал, ориентированный исключительно на
чувственные восприятия ребёнка. Так, её математический материал позволяет
ребёнку, ощущая в руке одну бусину и блок из тысячи бусин, получить
представление о числах один и тысяча задолго до того, как он будет способен на
абстрактное представление о числах.

Подготовленная среда — важнейший
элемент педагогики Монтессори. Без неё она не может функционировать как
система. Подготовленная среда даёт ребёнку возможность постепенно, шаг за шагом
освобождаться от опеки взрослого, становиться от него независимым. Поэтому
окружающая ребёнка среда должна, по Монтессори, ему соответствовать. Так,
оборудование в доме ребёнка или школе должно соответствовать росту и пропорциям
ребёнка соответствующего возраста. Дети должны иметь возможность самостоятельно
переставлять столы и стулья. Им должна быть дана возможность самостоятельно
выбирать место для занятий. Переставление стульев с места на место, производящее
шум, Монтессори рассматривает как упражнение моторики. Они должны научиться
переставлять предметы по возможности тихо, чтобы не мешать другим. Окружение
эстетично и элегантно, в домах ребёнка используется хрупкий фарфор. Дети должны
научиться уверенности в обращении с хрупкими предметами и осознавать их
ценность. Материал находится в свободном доступе, на уровне глаз ребёнка. Это
носит характер призыва к действию. Каждый вид материала имеется только в одном
экземпляре. Это должно научить ребёнка социальному поведению в отношении других
детей, учитывать их потребности. О своем окружении дети заботятся сами. В этом
они приобретают навыки независимости от взрослых.

Технология саморазвития была создана как
альтернатива муштре и догматизму в обучении, распространенным в конце XIX века.
М. Монтессори восприняла ребенка как существо, способное к самостоятельному
развитию, и определила главной задачей школы — поставлять «пищу» для
естественного процесса саморазвития, создавать окружающую среду, которая
способствовала бы ему.
Подготовленная среда является условием развития и обучения детей
и позволяет каждому ребенку развиваться в своем индивидуальном темпе. Задача
педагога – предоставить в распоряжение ребенка средства саморазвития и показать
ему, как с ними обращаться. Такими средствами являются автодидактические
самообучающие, Монтессори материалы. Ребенок работает с такими материалами
сначала по показанному педагогом образцу, а затем самостоятельно. При обучении
детей в технологии саморазвития должен соблюдаться один из важнейших принципов
этой системы: свою программу обучения могут создавать сами дети. «Дидактические
материалы» — термин, введенный в педагогику М. Монтессори, – обычно состоят из
отдельных предметов или ряда предметов, карточек, упражнений, карт и т. п.,
предназначенных для саморазвития детей, их самообучения и самовоспитания.

Особенность организации дидактического материала, так же как и
педагогического процесса, состоит в том, что центр активности в учебной
деятельности смещен с взрослого на ребенка. Дидактические материалы изготавливаются
педагогом не для облегчения своей работы, а для самостоятельной развивающей
деятельности детей в процессе самообучения. Дидактические материалы
саморазвития являются не вспомогательным, а основным средством в развитии и
самообучении ребенка.
Монтессори материалы ставят ребенка в позицию исследователя.
Взрослый  делает по пытку создать наивыгоднейшие педагогические условия для
саморазвития ребенка, ребенок – реализовать эти условия для получения новых
знаний, приобретения социального опыта. Получая конкретные знания в
подготовленной среде, ребенок самостоятельно выходит на обобщение, абстракцию,
открытие закономерностей в хаосе, которые предлагает ему жизнь, окружающая
среда. Подготовленное педагогическое пространство, через создаваемый педагогом
и самим ребенком алгоритм, план, классификацию помогает изучению любого
материала. В системе педагогики саморазвития все дидактические материалы
находятся в определенной логической взаимосвязи. Не проработав с одним из них,
нельзя перейти к другому. Так у ребенка постепенно развиваются внимание,
память, логическое мышление, вкус к самостоятельной работе и страсть к
саморазвитию. Постоянно предлагаемая детям возможность сделать открытие
усиливает положительную мотивацию к познавательной деятельности, а
следовательно, устремленность к саморазвитию.

 В России широко распространена технология
Марии Мантессори. В октябре 1913 года, благодаря Юлии Ивановне Фаусек, в
Санкт-Петербурге первые российские дети узнали, что такое «свободная работа» с
Монтессори-материалом. За 100 лет Монтессори-педагогика в России пережила и
тотальный запрет, и возрождение, и даже стала «модной». Меняется многое, но
неизменна наша любовь к детям и вера в их возможности. Создать такую среду, чтобы ребенок мог
стать творцом, способствовать раскрытию его возможностей и способностей.
Сделать процесс обучения естественным, радостным и интересным. 

 Сотрудничая с Монтессори — центрами не только в России, но и в
других странах мира, мы создали в нашем клубе особую атмосферу,
соответствующую мировым стандартам Монтессори образования.

Я  считаю, что Мария Монтессори считала главной задачей, целью
души самореализацию. Человек может достичь своего максимума только через опыт,
через проживание. Через опыт мысли, чувства, действия. Если человек лишён
возможности действовать, он никогда не познает самого себя, свои возможности и
способности, он никогда не станет тем, чем мог бы стать. Неотъемлемой и очень
важной частью опыта является выбор. Так устроен мир, что человек каждую секунду
своей жизни осуществляет выбор. И каждый выбор имеет свои последствия, это –
неизбежно, это закономерность. Жить, не проживая последствий своего выбора –
невозможно.

На мой взгляд,
технология саморазвития по Марии Монтессори является технологией, а не
методикой. Этому есть ряд доказательств.

Во-первых, эта
педагогическая система обладает жестко определенной системой предписания,
гарантированно ведущих к цели, т.е. проработанность и алгоритмизацию действий,
начиная с постановки целей, определения этапов, шагов, операций, ведущих к
цели. А главной целью М. Монтессори является воспитание самостоятельности, к
чему она идет различными методами и упражнениями.

Во-вторых, эта
система направлена на обучающихся, а не на обучающих, т.е. она ориентирована в
первую очередь на детей, чтобы детям было удобно (полки и шкафы на таком
уровне, чтобы всё можно было достать без помощи взрослых).

В-третьих, это
систематическое и последовательное воплощение на практике заранее
спроектированного процесса обучения системы, способов и средств достижения
целей и управления процессом обучения.

      

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБОУ ВО МО «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

ПЕДАГОГИКА МАРИИ МОНТЕССОРИ

Эссе

                    Аспирант: Кузьменкина С.Г.

Руководитель: Корнетов Г.Б., д.п.н., профессор

Московская область

2016

Мир сегодня объединен заботой о воспитании гражданина всей планеты. В течение XIX – XX веков в мировой практике интенсивно проходят эксперименты в поиске новых путей развития воспитательных систем. Для современной Российской системы образования также характерно постоянное обновление и саморазвитие. Особенно мощный инновационный процесс охватил российскую систему образования в 1980-90-е годы ХХ века. Вместо прежних единообразных школ и детских садов стали появляться гимназии и прогимназии, лицеи, колледжи, центры развития разных профилей и направлений. Все это в большей мере отвечает запросам современных детей и их родителей, дает возможность уйти от заформализованных методов обучения, создать базу для апробации новых педагогических программ и технологий. Достаточно актуальна для таких инноваций идея свободного воспитания. Это направление в воспитании привлекательно тем, что провозглашает человека высшей ценностью общества; предлагает пути и принципы воспитания личности, способной к активной творческой деятельности, саморазвитию и самосовершенствованию; является призывом к защите детства ребенка, человека вообще от разного рода насилия. Одним из наиболее ярких представителей свободного воспитания можно назвать Марию Монтессори, итальянского педагога, философа, врача, которая разработала свою антрополого-педагогическую систему в конце XIX – начале ХХ века. На сегодняшний день её педагогическая система является популярной моделью воспитания, она очень актуальна во многих образовательных учреждениях. Детские сады и школы, работающие по системе Марии Монтессори, есть во всех европейских странах. Более того, педагогический проект этого педагога будет получать все большее распространение в нашей стране. Ведь он в полной мере соответствует требованиям ФГОС НОО.

Я работаю  учителем начальных классов, поэтому мне близка и интересна система Марии Мантессори. Она была великим наблюдателем жизни младшего мира. Ее  интересовала вся жизнь ребенка — со дня рождения до гражданской зрелости. Маленькие и большие педагогические открытия рождались у нее благодаря ежедневным живым наблюдениям за поведением, настроением и состоянием детей.

Родилась Мария Монтессори 31 августа в 1870 году в Италии, в маленьком провинциальном городе Чиаpавалле, была единственным ребёнком Алессандpо и Рейнильде Монтессори. Ее отец был высокопоставленным государственным чиновником, а мать происходила из старейшего итальянского рода Стопани, в котором преобладали ученые.

Закончив школу, Мария с помощью возможностей семьи получила высшее образование, что для женщины в традиционном итальянском обществе того времени было неслыханным делом. Закончив Римский университет, Мария стала первой в Италии женщиной, получившей степень доктора медицинских наук и звание профессора антропологии и гигиены.

Следующим значимым этапом в жизни Монтессори был переворот в педагогике. Изучение детской психологии и педагогики привело Марию к мысли, что проблемы умственно отсталых детей — это не только медицинские, но, главным образом, педагогические. По её мнению, с такими детьми нужно учиться работать не в больнице, а в школе.

В дальнейшем она переключилась со специальной педагогики на общую, занимаясь c детьми, у которых не было отставания в умственном развитии. 6 января 1907 года, при поддержке итальянского миллионера Эдуардо Таламо, М. Монтессори открывает первый «Дом ребенка» — школу в Сан-Лоренцо для нормальных, хотя и запущенных детей. С тех пор и до конца жизни, Мария Монтессори занималась проблемами воспитания и образования здоровых детей.

Система Марии Монтессори – замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания, мощного гуманистически ориентированного педагогического течения, которое возникло в Европе и Америке на рубеже XIX-XX вв., суть которой заключается в том, что её средства направлены не столько на прямое воздействие на человека, сколько на стимулирование его собственной активности[1]. Педагогическая традиция, ориентированная на активизацию внутренних ресурсов человека берет начало в деятельности педагогов Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Фребеля, Л.Н. Толстого, К.Ф. Ушинского и др.

Система Монтессори является ярким представителем педагогики свободы. Свобода по Монтессори выражается в способности выбирать наилучшее для себя и другого и реализуется в следующих аспектах: свободе выбора занятия, материала, товарища для совместной работы, свободе общения, которая формирует чувство уверенности, свободе рефлексии, дающей ребенку возможность для обдумывания своих действий. В плане дисциплины представляют интерес сами по себе возникающие ограничения свободы. Свобода ограничивается интересами коллектива, наличием знаний о пользовании тем или иным материалом, правилами игры или учебного труда. Свобода сочетается с дисциплиной, но насильственное принуждение как метод обучения исключается в Монтессори-педагогике.

Детей, обучающихся по системе Монтессори, возможно, нельзя назвать более развитыми, по сравнению с другими детьми, просто они более самостоятельны. Каждый ребенок живет в том темпе, который присущ только ему. Именно этот факт можно считать показателем полноценной реализации на практике главного девиза Монтессори-педагогики – «Помоги мне это сделать самому! «

Поиск путей реорганизации учебно-воспитательного процесса на Западе в первой половине XX века был направлен на обновление содержания, форм и методов воспитания и привел к созданию нескольких школ нового типа, характеризующихся гуманистическим подходом.[2]

В числе ее трудов  — «Метод научной педагогики», «Самовоспитание и самообучение в начальной школе», «Воспитание гуманного потенциала», научно-методические разработки по преподаванию математики, обучению чтению и письму в детском саду (до 6 лет), начальной школе (6-12 лет) и средних учебных заведениях (12-18 лет).

Система М. Монтессори строилась не один день. Она дружила с основателем генетической психологии Жаном Пиаже и некоторое время он лично возглавляет Монтессори-общество Женевы, переписывалась с дочерью Зигмунда детским психологом Анной Фрейд. Под их воздействием она уточняет выводы своих наблюдений за закономерностями детского развития.[3]

Монтессори говорила о существовании мира детства, где развитие ребенка подчинено особым законам. Центральным основаниями ее концепции были положение об уникальности природы и жизни ребенка, спонтанном и творческом развитии детей во взаимодействии с окружающей средой. Деятельность ребенка трактуется как бессознательное проявление природной способности построения собственной личности, удовлетворение внутренних потребностей в действиях, максимальное проявление энергии[4].

М. Монтессори разработала оригинальный метод воспитания и обучения детей посредством создания особой образовательной среды, обеспечивающей развитие ребенка, в логике естественного роста его организма и опоры на внутреннюю активность. Она требовала видеть в ребенке самостоятельного саморазвивающегося человека[5]. Важной новацией М. Монтессори стало разрушение традиционной классно-урочной системы и создание оригинального учебного процесса для детей от 3 до 12 лет, построенного на признании за каждым учеником права на значительную автономию и самостоятельность, на свой темп работы и специфические способы овладения знаниями. Не случайно девизом школы Монтессори являются слова: «Помоги мне сделать это самому». Это достигалось за счет реализации в Монтессори-школах очень широкой образовательной программы, которая не является программой в нашем привычном смысле этого слова. Скорее, это определение стратегии и тактики деятельности детей.[6]

В процессе разработки своей методики, Мария Монтессори позволяла детям самостоятельно заниматься тем, чем они хотят, а сама наблюдала за их действиями со стороны. Благодаря этому она смогла иначе взглянуть на роль взрослого рядом с детьми. По её мнению, от воспитателя необходимо только создать благоприятные условия и лишь слегка помочь ребёнку, в таком случае, он сможет развиваться сам. «… Мы знаем, как находить жемчуг в устричных раковинах, золото в горах и уголь в недрах земли, но не знаем о духовных сокровищах, которые открывает в себе ребёнок,  вступая в наш мир.» — писала она.[7]

В основу своей педагогической системы Монтессори положила биологическую предпосылку – любая жизнь есть проявление свободной активности. Развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Исходя из этого, она отказывалась видеть суть воспитания в формирующем воздействии на ребенка, а ставила проблему организации среды, наиболее соответствующей его потребностям. Монтессори требовала одного – предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в его выборе, в самостоятельной работе. Дисциплину М. Монтессори также трактовала как активность, которая контролируется и регулируется самим ребенком и предполагает действия, определяемые им самим, а не налагаемые извне педагогом[8].

Одной из наиболее значимых идей её системы являлась идея тьюторства —  то есть индивидуального подхода к каждому ребёнку. В своем фундаментальном труде «Метод научной педагогики» Мария Монтессори пишет: «В моем методе наставница мало преподает и много наблюдает. Главная же ее задача — направлять психическую деятельность детей и их физиологическое развитие. Вот почему я заменила название «учительница» словом руководительница, наставница. … Ее руководство гораздо сложнее и важнее того, какое обычно имеется в виду, ведь наставница руководит жизнью и душой ребенка».[9]

Философские взгляды Монтессори базируются на «Космической теории», представленной ею в ряде поздних работ, в том числе в докладах «Место человека в творении» (Лондон, 1935) и «Космическое воспитание» (Индия, 1945). Согласно этой теории, все в мире — растения, животные, человек – существует и действует в соответствии с космическим планом развития Вселенной. М. Монтессори пишет, что космическая теория признает во всем творении единый план, от которого зависят не только разнообразные формы живых существ, но и эволюция самой Земли. Жизнь развивается в соответствии с космическим планом, и смысл жизни — не достичь совершенства на бесконечном пути прогресса, а оказать влияние на окружающую среду и достичь в ней определенной цели.[10] 

Феномен педагогики М. Монтессори заключается и в ее безграничной вере в природу ребенка, и в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, и в ее ориентации на идеал свободной, самостоятельной, активной личности. Вера в ребенка – краеугольный камень педагогики М. Монтессори, наиболее полное выражение ее гуманистических устремлений[11]. Многие ее идеи уже стали общим местом в области педагогики, в частности, дошкольной. На сегодняшний день, кажется, никто ещё не смог создать лучший, чем она, дидактический материал, поскольку она в процессе своей кропотливой работы отобрала именно тот, который стимулировал естественное развитие малышей. Она, врач и философ, терпеливо шла за ребёнком, открывая закономерности его физического и интеллектуального роста, искала возможности помощи в этом росте со стороны взрослого.

Большая часть её многочисленных открытий признана современной психологией и физиологией, часть отвергнута, как предрассудок, господствующий в науке её времени. Но главное, это то, что её методика позволяет ребёнку развиваться в его собственном темпе, соответствующем его способностям.

Каждый человек, соприкоснувшийся с педагогикой Монтессори, вдруг начинает ощущать нехватку чего-то важного в своем образовании, что, в конечном счете, подводит его на путь самоисследования и, прежде всего, на личностном уровне, и гораздо более глубинном, чем профессиональном. Люди, которым посчастливилось по-настоящему окунуться в педагогическое пространство Монтессори, всегда ощущают физическое наслаждение от свободы общения с детьми, которое, как правило, сопровождает их в течение всей жизни.[12]


[1] Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. М.: УРАО, 1997.

[2] Джуринский А.Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров / А.Н. Джуринский. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016.-676с.

[3] Мария Монтессори, «Дети – другие. Саморазвитие». Части вторая и третья, сост. К. Сумнительный / Litres, 2015

[4] Джуринский А.Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров / А.Н. Джуринский. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016.-676с.

[5] Корнетов Г.Б. Теория истории педагогики / АСОУ, 2013

[6] Монтессори М., сост., вступ.статья Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. Помоги мне это сделать самому. После 6 месяцев уже поздно / М: АСТ, 2014

[7] М.Монтессори, «Впитывающий разум ребёнка», СПб «Благотворительный фонд «Волонтёры», 2009г., с-261-265

[8] Монтессори М., сост., вступ.статья Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. Помоги мне это сделать самому. После 6 месяцев уже поздно / М: АСТ, 2014

[9]   Монтессори, М. Метод научной педагогики. Дом ребенка. — М.: Астрель: АСТ; Владимир: ВКТ, 2010. — 133-134 с.

[10] Физическое воспитание в образовательном пространстве дошкольных учреждений, Наталья Фомина‬‬, Виктор Меньщиков‬ / Litres, 2016‬‬

[11] Монтессори М., сост., вступ.статья Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. Помоги мне это сделать самому. После 6 месяцев уже поздно / М: АСТ, 2014

[12] Гуманистическая педагогика Марии Монтессори. Методическое пособие для студентов педагогических вузов по истории образования и педагогической мысли. — Казань: ТГГПУ, 2005. — 75 с.

© 2023 Моя Югра

Организация проведения дистанционных конкурсов
для дошкольников, школьников, воспитателей и педагогов

Пишите нам: info@moyaugra.ru

Сетевое издание «Моя Югра » Всероссийское СМИ «Моя Югра».

Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 – 68928 от 07.03.2017., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Учредитель ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ПЕДАГОГИКА. 21 ВЕК»

Главный редактор Щербинин С.В., адрес редакции: г. Тюмень, ул. Республики дом. 49-8.

E-mail: info@moyaugra.ru Телефон: 8 (938) 444-53-33.

Возрастная категория 0+

Педагогическое эссе

«Гордимся прошлым, строим будущее»

Жиловой Лейлы Ясорятовны,

воспитателя

МАДОУ «Детский сад № 276 комбинированного вида»

Советского района г. Казани

«…Я прошу моих дорогих детей, которым всё подвластно, работать вместе со мной над достижением мира между людьми и во всём мире»

Мария Монтессори

О педагогической системе, названной в честь своей основательницы Марии Монтессори, педагога, философа и медика, сегодня знают почти все. Огромное значение имеет целостность педагогической системы как таковой, постулирующей идеи самостоятельного и свободного развития каждого ребенка. В 2013 году отмечался столетний юбилей методики Монтессори, которая отличается своим гуманизмом, имеет уникальный набор инструментария.

Меня воодушевил тот факт, что с самого детства Мария проявила себя, как неутомимый источник энергии и тяги к познанию. Несмотря на то, что она росла в консервативной семье, ей удалось переубедить родителей и настоять на своем дальнейшем образовании. Уже в 24 года Мария была единственной женщиной в Италии, имеющей степень доктора медицинских наук!

Она начинала свой путь, работая ассистентом врача сначала с «особенными», потом с обычными детьми. Дальнейшие научные исследования позволили ей создать свою педагогическую технологию обучения и воспитания. Именно так Монтессори присоединилась к плеяде наиболее известных педагогов мира. Вот одно из свидетельств международного признания Марии Монтессори: в 1988 году ЮНЕСКО определило ее в один ряд с такими выдающимися деятелями, определившими способ педагогического мышления в 20 веке, как Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер и Антон Макаренко. По всему свету стали открываться школы, детские сады, взявшие за основу своей программы принципы системы Монтессори. В России продвижение педагогики Марии Монтессори шло сложным путем. Юлия Фаусек – одна из наиболее преданных последователей, работавших в Санкт-Петербурге, издала немало авторских пособий по системе Монтессори, и ее педагогическое наследие представляет огромный интерес. Сегодня, как и 100 лет назад, идеи и основы методики позволяют пересмотреть отношение к самой сущности воспитания, деятельности школ, дошкольных учреждений, внести положительные изменения в семейные отношения, побороть распространенные стереотипы, крепко пустившие корни в нашем сознании.

Непрерывный интерес к идеям Монтессори небезоснователен, он стал проявлением образовательных традиций, утверждающих внимание к индивидуальности каждого ребенка, гуманизму, необходимости воспитания настоящей личности, которая активна в гражданской среде, успешна в современном мире. Поэтому сегодня во многих детских садах и школах широко используется педагогика Монтессори, функционируют фабрики, специализирующиеся на изготовлении развивающих материалов. Общедоступными стали книги, статьи, методические пособия, демонстрирующие успехи этого направления во всем мире.

«Дети — другие!» — эта короткая фраза, прочитанная мной в 2007 году на обложке книги с фотографией незнакомой женщины, перевернула мое мировоззрение, и это стало началом увлекательного путешествия по замечательной стране, придуманной и созданной Великим педагогом Марией Монтессори. Мне открылась возможность пройти обучение на Международном курсе Монтессори-педагогики, Монтессори-терапии при КГМА. Нам, еще неопытным слушателям, читали курс и вводили в таинства Монтессори-педагогики увлеченные, «болеющие» идеями Марии Монтессори тренера с профессорским образованием. Получив диплом Монтессори-педагога, я получила возможность применить все эти теоретические знания и практические умения в работе с моими детьми.

Я видела, что глаза детей начинают светиться, а их руки искать ту самую «работу», о которой так много писала Мария Монтессори. Дети, погруженные в свою деятельность, преображались. Какие они, дети-монтессорики? Открытые, вежливые, уверенно отстаивающие свою точку зрения и нестандартно мыслящие! Моя практика показала, что эти дети лучше адаптируются в школе, обладая высоким уровнем внутренней мотивации к учебе. Они легко включаются в учебный процесс. Как правило, родители, выбирающие монтессори-образование, очень тщательно подходят и к выбору школы. И мои выпускники продолжили свое образование в гимназиях, лицеях города Казани. Родион проживает в Австралии, Камиль уже почти стал французом. Эти дети успешны и гармоничны не только в учебе, но и в своих увлечениях. Лиза лауреат и победитель соревнований Всероссийского уровня по художественной гимнастике. Камилла изучает английский и китайский языки, активно путешествует по миру, еще и прекрасно поет. Данил, талантливый исследователь, пробует свои силы в изобретательском деле. Перечислять могу долго. Слова благодарности родителей, сияющие доверием глаза детей, убеждают меня в том, что я счастлива в своей профессии, что могу быть полезной, могу подарить минуты радости и частичку своего счастья другим.

«Ребенок наделен неизведанными силами, которые могут привести нас к светлому будущему. И если мы действительно стремимся построить новый мир, то целью образования должно стать развитие скрытых способностей детей».

Мария Монтессори

1

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *