Эссе про медиацию

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Костромского муниципального района Костромской области

«Минская основная общеобразовательная школа»

ЭССЕ

на тему

«Почему в современном обществе возрастает потребность в медиации»

Выполнила:

Гайденко Н.С.

«Медиация» — красивое и малопонятное для большинства людей слово. В данном эссе, я попытаюсь для себя определить, что представляет собой медиация и почему в обществе возрастает потребность в медиации.

Бывают ситуации, когда вы во что бы то ни стало, мы желаем достичь определённого соглашения, мы  можем быть готовы пойти на компромисс или даже уступить другой стороне просто потому, что сама ситуация нас «вымотала» или мы не видим другого выхода, кроме как отступить. Это может происходить, когда мы дорожим своими отношениями с другими участниками конфликта или своей работой, своим положением в группе, и боимся всё это потерять. В таком случае, жертвуя своими интересами ради другого, мы рискуем попасть в ловушку сожалений, которые рано или поздно могут разрушить не только дорогие нам отношения, но и нас самих.

Бывают и обратные ситуации, когда нас настолько захватывают эмоции, амбиции, стремление во что бы то ни стало добиться победы в споре, что мы  забываем за что боремся, и чего на самом деле хотим добиться.

Разного рода конфликты и споры встречаются нам буквально на каждом шагу. Постепенно мы учимся их урегулировать или избегать. Тем не менее, каждый человек может оказаться в ситуации, с которой не может справиться самостоятельно.

Чаще всего успешно урегулировать конфликт и выработать совместное решение нам мешает невозможность самостоятельно выстроить диалог с другим участником конфликта, просто поговорить. Бывает и так, что нам сложно определить и сам предмет конфликта, и его реальных участников, и интересы, и чувства, затронутые в конфликтной ситуации. Именно в таких случаях может помочь медиация. Медиативный процесс — это не волшебство, это процедура, направленная на выработку взаимовыгодного решения для конфликтующих сторон.

Медиатор — беспристрастное и незаинтересованное лицо, владеющее определёнными навыками, организует для нас безопасное и конфиденциальное пространство для ведения переговоров.

На мой взгляд, медиация имеет большое значение в нашей современной жизни. Мы часто ссылаемся на крылатое выражение: «в споре рождается истина». Конечно, хороший спор, интересная дискуссия могут иметь полезный характер. Но нередко бывает по-другому. Медиация, основными принципами которой являются проявление уважения друг к другу, принятие друг друга, умение слушать и слышать, обязательное соблюдение конфиденциальности – это возможность для всех участников спора выйти из него победителями при отсутствии побежденных.

Главный смысл в медиации – не найти виноватых, а достичь согласия. Применяя данную процедуру, можно попытаться изменить человеческую натуру, не прибегая, при этом, к административным наказаниям.

Эссе
«Медиация»

     Медиация –
профессиональная деятельность, помогающая спорящим сторонам приходить к
договорённостям, вырабатывать реалистичные и устраивающие все стороны решения
конфликта. На сегодняшний день это новая технология, рассматривающая конфликт
как точку новых отношений, позволяющая разрешать его, раскрывая за позициями
истинные интересы сторон и опираясь на договоренности как принцип человеческого
сосуществования.  

     Анализ кейса.
В споре между братом и сестрой очень важно медиатору помочь осознать двум
людям, что они составляют в этом мире одно целое, и роднее их у родителей не
было никого. Медиатор помогает брату и сестре придти к договоренности, реально
посмотреть на жизненную ситуацию, сложившуюся у брата, которому пришлось жить с
родителями и ухаживать за ними последние годы, а также брату выслушать сестру,
помочь понять ее жизненные обстоятельства. Медиатор помогает сторонам
выработать реалистичные и устраивающие все предложения, ведущие к разрешению
конфликта. Медиатор понимает суть спора между братом и сестрой и при этом не
направляет, а поддерживает каждую сторону, координирует ход процедуры медиации.
Медиатор, разрешая спор между братом и сестрой, не выясняет, как складывалась у
каждого жизнь до конфликта, а помогает сохранить им человеческие доброжелательные
отношения, помогает рассмотреть конфликт как точку новых отношений, раскрывая
за их рассказами и вопросами истинные интересы обоих.

     В результате,
в ходе долгого спора между братом и сестрой, когда брат никак не хотел понимать
все трудности, возникшие в жизни сестры, а сестра при этом соглашалась с
обвинениями брата, что нельзя ей было забывать о родителях, а брат в итоге
выслушал сестру и понял, как больно было бы смотреть родителям на их вражду
из-за наследства, так как у самого есть дети, опираются на договоренности как
принцип человеческого сосуществования.

     Медиатор
помог сторонам придти к общему пониманию вопроса, самим выработать решение
конфликта, урегулировать разногласия.

     Медиатору
очень важно, чтобы стороны разрешили конфликт на взаимовыгодных условиях. А для
этого вначале процедуры объясняет сторонам, что цель медиации – содействовать
способности и готовности участников спора разрешить свой конфликт
самостоятельно, на основе взаимного согласия и к обоюдной пользе.

     Медиатору
очень важно рассказать сторонам о медиации, как о процедуре, которая строится
на принципах:

— добровольности. Медиация
работает по закону добровольности. Медиатор должен выяснить у сторон
добровольно ли вы сюда пришли.


конфиденциальности.
Медиатор гарантирует закон (чувство)
безопасности. Медиатор гарантирует неразглашение информации. Закон не обязывает
стороны соблюдать конфиденциальность.

— ответственности.
Медиатор несет ответственность за процедуру. Стороны несут ответственность за
принятое решение и его исполнение.

— равноправия и
равенства.
У сторон есть равные права в высказывании
своих мнений. Медиатор поддерживает каждую сторону.

— нейтральности и
беспристрастности.
Медиатор слушает, не навязывает свою
точку зрения, является незаинтересованной стороной в споре. Не занимает
выраженную позицию какой-либо из сторон, а помогает в совместном поиске
взаимоудовлетворяющего решения.

— открытости и
прозрачности.
Процедура медиации строится таким
образом, что любая сторона и медиатор вправе задавать вопросы и открыто
высказывать свою точку зрения.

— уважения и
сотрудничества.
Медиатор предлагает сторонам
уважительно относиться друг к другу. Объясняет, что в ходе процедуры не стоит
оскорблять и перебивать друг друга, и тогда возможно стороны достигнут
положительного результата в решении спора.

     Преимущества
медиации перед судом:

— Быстрое
разрешение конфликта. В процессе переговоров выбирается такой вариант, который
действительно подходит обеим сторонам. В отличие от судебных процессов, такая
деятельность лишена бюрократизма и формализма: разрешение спора может отнять
несколько дней.

— Высокая
эффективность. Благодаря медиации можно удовлетворить претензии обеих сторон,
поэтому никто не останется обиженным. А значит, обжаловать решение не придется,
а это – экономия денег на юридическом обслуживании, госпошлине, а также своего
личного времени.

— Принятие взаимовыгодного
решения. И, наконец, самое главное преимущество – это полное разрешение
конфликта. Только благодаря процедуре медиации появляется возможность подписать
такое соглашение, которое устроит обе стороны.

     Если бы
стороны обратились в суд за разрешением конфликта, то технология разрешения
была бы иной:

Критерии разграничения

Технология разрешения конфликта

Медиация

Судебное
разбирательство

1

Вынесение
решения

Оппоненты

Судья

2

Цель

Поиск
решений

Выяснение
вины

3

Контроль
процесса

Оппоненты

Адвокаты

4

Процесс

Неформальный

Формальный

5

Время
слушания

3-6
недель

2
года и более

6

Цена
(в сравнении)

Низкая

Высокая

7

Публичность

Негласная
процедура

Гласная

8

Отношения
между сторонами в ходе разбирательства

Сотрудничество

Антагонизм

9

Принцип
разрешения спора

Достижение
соглашения

Состязательность

10

Ориентация
разбирательства

На
будущее

На
прошлое

11

Материальный
результат

Взаимный
выигрыш

Одна
из сторон чаще всего в проигрыше

12

Эмоциональный
результат

Чаще
снятие эмоционального напряжения и возможность дальнейшего продолжения
сотрудничества

Сохранение
эмоционального напряжения и невозможность дальнейшего сотрудничества

          Медиация
как самостоятельная технология разрешения конфликтов имеет собственные
особенности и ограничения в использовании, что определяет границы ее
применения.

          Медиация
– это урегулирование конфликта, спора между двумя сторонами независимой,
нейтральной (не заинтересованной в результатах спора), третьей стороной –
медиатором.

     Медиация –
процедура строго формализованная, со своими правилами, определенными стадиями.

     Конфликт в
образовательной системе может быть разрешен при помощи процедуры медиации.

     Последствия
конфликта разрушительны, приводят к снижению учебной мотивации и негативно
влияют на психику участников конфликтной ситуации. Многие согласятся, что
конфликт лучше предупредить, чем его урегулировать. Для профилактики конфликтов
не нужна специальная квалификация, но необходимо иметь медиативные знания,
использовать неформальную часть медиативной науки.

     Применение
медиативных техник, инструментов, приемов при обсуждении конфликтной ситуации и
называется «медиативный подход».

     Использование
медиативных технологий преподавателем с несовершеннолетними правонарушителями
имеет основополагающее значение. Под медиативными технологиями в работе с
несовершеннолетними понимается использование инструментов профессиональной
медиации в работе с несовершеннолетними для предупреждения и разрешения
конфликтов, выработки взаимоприемлемого и взаимовыгодного, отражающего интересы
обеих сторон решения, а также с целью восстановления отношений с окружающими.

     Медиативные
технологии могут быть использованы преподавателями с целью предупреждения
конфликтных ситуаций, возникающих между педагогом и подростком; снижения агрессивности
(психической, речевой и др.) подростка; выстраивания конструктивных отношений с
несовершеннолетним и его семьей; улучшения взаимопонимания между
несовершеннолетним и педагогом; урегулирования конфликтов, возникающих с
участием несовершеннолетнего (в школе, в группе одноклассников, в семье и
т.д.).

     Пример:
Рассказывает ученик 6 класса Петр К. «В начальной школе мне приходилось
нелегко… Это потом я научился стоять за себя, отвечать… а тогда… во-первых… я
не понравился учительнице своей бедностью… Я так думаю… все родители что-то
дарили… ходили в школу. Моей матери было некогда… учительница все время при
всех говорила о том, что я из неблагополучной семьи… во-вторых, я был
стеснительный, и она всем говорила, что я забитый…».

    
Восстановительно-медиативные технологии пониманию педагогами последствий их
«исключающего» отношения к ребенку, дают возможность лучше понять причины
девиантного поведения подростка.

     При
случившемся конфликте ученика с педагогом на уроке, перемене, внеклассном
мероприятии и т.д. прежде всего – не исключать, не делать подростка изгоем, не
акцентировать внимание на ребенке как «плохише» из-за мелких проступков
(отказался вытирать с доски, обманул педагога…) не осуждать ребенка как
личность, а конструктивно критиковать его действия, поступки, давая ему
возможность поступать по-другому.

     Медиативные
технологии предупреждению «исключения» несовершеннолетних правонарушителей,
способствуют конструктивному подходу к несовершеннолетним правонарушителям и выработке
более эффективных мер профилактики в образовательных учреждениях.

     Использование
медиативных технологий предполагает организацию групповой тренинговой работы с
детьми, имеющими отклонения в поведении, которые чаще всего относятся и к
категории детей, имеющих проблемы в обучении.

     В ситуации
непосещения ребенком уроков важно не только выяснить причину пропуска, но и
предпринять максимум мер для мотивирования, формирования заинтересованности
ребенка в посещении занятий

     Мои
полученные знания и опыт ориентированы на организацию работы с детьми и
взрослыми для них формате тренинговая работа, где можно обсудить возникающие
конфликты, выяснить причины этих конфликтов, понять поведение других сторон в
конфликте, разобраться в проявлении своих эмоций и эмоций двух сторон,
разрешить возникающие конфликты.

     Важно при
организации работы с родителями ребенка не «вешать ярлык» неблагополучия на
семью, а действительно стремиться к оказанию ей помощи.

     Медиативные
знания помогут мне в оказании родителям помощи в вопросах конструктивного
взаимодействия с их детьми. С одной стороны, такая ситуация требует разрешения
конфликтов, с другой стороны – она требует и научения ребенка, и окружающих его
взрослых конструктивному взаимодействию.

     Использование
возможностей медиации в своей работе обосновывается неоднозначностью ситуаций,
в которых приходится разбираться. Большинство конфликтов и споров, возникающих
в образовательном процессе, можно конструктивно решить на «месте», то есть, не
доводя их до судебных разбирательств. Важно научиться конструктивному поведению
в конфликте, а также научить этому самих детей. Обучившись медиации, я расширяю
свои возможности, тем самым делая свою работу проще с одной стороны, и
продуктивнее с другой. 

Эссе на тему:

«Медиация в ОО: преимущества и недостатки.»

Выполнила: Ситникова Светлана Александровна,

учитель «МБОУ Лицей № 3 им. К.А. Москаленко» г. Липецка

Содержание

Введение ……………………………………………………….3-4

Медиация в ОО: преимущества и недостатки ……………….5-8

Заключение……………………………………………………..9

Введение.

Выбранная мною тема актуальна в настоящее время, тем более, что работа в школе предполагает решение конфликтных ситуаций. Учитель в повседневной работе встречается с разными проблемами, одна из них – это частые ссоры детей, а так же различные конфликты, возникающие между учениками и учителями, родителями и учителями. Не обходится и без конфликтов происходящих внутри коллектива учителей.

Сегодня, когда практически каждый знает свои права, но почему то не всегда свои обязанности, можно часто наблюдать, как конфликтующие стороны не договариваются мирно, а пытаются решить свои проблемы с помощью судебных процессов, что в свою очередь не всегда быстро и дёшево. Более того, после вынесения судебного решения часто стороны остаются не довольны результатом, да и чувствуют эмоциональное напряжение между друг другом.

Процедура школьной медиации – своеобразная превентивная мера. Конфликты бывают разные и не всегда можно использовать медиацию в качестве их решения, но если есть шанс добровольно по обоюдному желанию договориться, попросить прощения или излить друг другу душу, а так же сэкономить время, деньги и нервы, то медиация является хорошим способом сделать это.

В связи с новым подходом к разрешению конфликтов у меня родились следующие строки:

Когда на свете нет добра,

Когда душа оголена,

Ты к медиатору пойди

Ему всю правду расскажи!

Твои проблемы он поймёт,

Тебя от гнева уведёт,

Он примирит вас на раз два

Такая служба нам нужна.

Уж если ты попал в тупик,

И кризис выхода возник,

Ты сядь за стол поговорить,

И всё удастся нам решить.

Зачем же в суд тогда идти?

Ты в медиацию приди!

Без публики, без нарочитых фраз

Она поможет вам на раз.

Медиация в ОО: преимущества и недостатки .

Хотелось бы начать своё рассуждение с того, что процедура медиации в школе является новой и интересной формой работы с учениками и, вообще,  школьным коллективом. Поначалу, услышав о данной процедуре, я относился к ней с некой долей скептицизма, хотя, если честно, то и сейчас я ощущаю небольшую неуверенность в успехе данного проекта.

Всё-таки хотелось бы разобраться в полезности данной процедуры и понять, нужны ли школы примирения в образовательных организациях.

Как известно, медиация – это процесс добровольный, и не каждый человек может решиться на такой шаг, как примирение. Тем более, если администрация школы не очень верит в успех данного предприятия, а дети подавно относятся к этому процессу не серьёзно. На мой взгляд,  ученики, находящиеся в конфликтной ситуации могут сами найти решение данной проблемы, если  у них есть желание. Так же степень конфликта очень важна. К примеру, если один из учеников обзывает другого на перемене и происходит небольшая потасовка, то вряд ли можно говорить о медиации. В данном случае ребята могут помириться и сами без использования услуг  медиаторов. Если же конфликт серьёзный, предполагает материальный ущерб или был нанесён физический вред здоровью, то тогда уместно говорить о данной процедуре. Никто не любит, когда сор выносится из избы, поэтому администрация школы не очень радуется, когда какой-либо конфликт между учениками и их родителями перерастает во что-то большее, например судебное разбирательство или заявление в полицию. Всегда эту проблему пытались решить полюбовно, без привлечения других сторон. Использование медиации в таких случаях может иметь позитивный эффект, так как конфликт можно  будет решить в стенах школы, не вынося ничего за стены родного образовательного учреждения. Да и время,  потраченное на разбирательства можно сократить. Медиация – бесплатная процедура в школе, а судебное разбирательство иногда требует адвоката, услуги которого нужно оплачивать. Это ещё один плюс данной процедуры. Кстати говоря, мобильность при решении конфликта с помощью медиации – это немаловажный фактор. Согласен, что принцип конфиденциальности играет большую роль в разрешении конфликтов, особенно в школе, так как ни один родитель или даже ученик не захочет быть посмешищем или предметом  всеобщего внимания. Говоря о личности медиатора нужно сразу подчеркнуть, что он должен быть нейтрален, беспристрастен, серьёзен, а так же должен уважать мнения обеих сторон. Медиатор – это посредник, который помогает мирно разрешить конфликт. Очень важно, что бы в качестве медиаторов выступали дети, имеющие уважение среди сверстников, были ответственными и коммуникативными. Они так же должны пройти специальное обучение. Очень трудно доверить свои проблемы или рассказывать о конфликте тому человеку, в котором не уверен, а тем более, если он твой одноклассник, например. Психологическое напряжение так же не облегчает положения.

Ещё одним плюсом медиации является то, что все решения принимаются только по обоюдному согласию сторон, и обе стороны добровольно несут ответственность за выполнение взятых на себя обязательств. Кстати говоря, стороны могут отказаться от участия в примирении в любой момент.

Главный смысл в медиации – не найти виноватых, а достичь согласия. Это верно и для школы, ведь воспитательный процесс играет не последнюю роль в данной процедуре. А ориентация на моральные нормы является ещё одним преимуществом медиации.

Процесс медиации является так же профилактическим способом решения конфликтов.

Хоть процесс медиации предполагает серьёзный подход к делу, на мой взгляд, ученики буду воспринимать эту деятельность как игру. Социальные роли медиатора, конфликтующих сторон будут восприниматься ими со скепсисом. Хотя, есть и плюс: любая социальная игра помогает развиваться личностно, почувствовать себя на месте того или иного человека.

В процессе медиации медиатор должен настроить конфликтующие стороны на то, чтобы они :

  1. проявляли готовность к разрешению спорных вопросов;
  2. давали необходимую информацию для разрешения конфликта;
  3. не тормозились на начальных позициях, были гибкими;
  4. уважительно относились  друг к  другу;
  5. стремились к реалистичному, выполнимому соглашению;

 На основе выше изложенного нужно сказать, что медиатор является ключевой фигурой в процессе медиации. А возможно ли подготовить такого медиатора в школе? Получится ли у детей соблюдать все принципы медиации? Ведь далеко не всем взрослым удаётся хранить секреты. И будет ли сохраняться интерес для выполнения данной работы у детей-медиаторов?

Ещё одним плюсом медиации является эмоциональное восстановление. Конфликты подрывают наше эмоциональное состояние. Нерешённые проблемы порой заставляют человека сильно нервничать, у него часто болит голова, он раздражён и агрессивен. После процедуры, когда обе стороны пришли к обоюдному согласию, выяснили истинные причины конфликта и подписали соглашение, проблема разрешается. Человек разряжается эмоционально, выяснив отношения с другой стороной, он решает или ему общаться с другой стороной или нет.

В школе часто прибегают к наказанию как к способу разрешения конфликта, но это не всегда приводит к желаемому результату. Сами по себе наказания со стороны администрации не часто эффективны, если нужно разрешить межличностный конфликт между учениками, которые постоянно находятся в контакте. В медиации результат и процесс контролируется сторонами. Это то, что нужно ученикам. Большинство учеников хотя получить 2 результата: первое – чтобы их перестали унижать,  второе – чтобы перед ними извинились.

В медиации делается  акцент на принятии ответственности перед личностью, а не перед властями, и касается воспитания, а не наказания.

 Действительно, процесс медиации может благотворно влиять на личность учеников, на их взаимоотношения, даже на их воспитание. Применяя данную процедуру в школе, можно попытаться изменить человеческую натуру, не прибегая, при этом,  к административным наказаниям.

 Что же касается недостатков данной процедуры, то можно выделить некоторые из них:

  1. Эффективность процедуры медиации зависит от того готовы ли стороны пойти на сближение, разговор, компромисс.
  2. В нашей стране данная процедура является молодой и поэтому нне все граждане ей доверяют и относятся с  серьёзностью;
  3. результат медиации во многом зависит от личности медиатора(посредника).
  4. Если в конфликте задействовано много сторон , то процедура медиации усложняется.

Заключение.

Программа школьной медиации будет иметь успех если:

1)медиация не будет восприниматься как волшебное средство разрешения конфликтов;

2)один или более учителей будут вести и контролировать ее внедрение;

3)администрация школы будет поддерживать эту программу;

4)учителя и ученики будут иметь положительное отношение к данной программе;  

5)ученики-медиаторы будут хорошо подготовлены и иметь поддержку;

 В заключение хотелось бы добавить, что в нашей образовательной организации ещё пока не открыта школа примирения, и процедура медиации не реализуется. Трудно судить о преимуществах и недостатках медиации в школе, не зная, что это на практике.

С уверенностью можно сказать, что если правильно организовать работу по примирению с помощью восстановительных процедур, то пользы она принесёт больше чем вреда.

Эссе на тему: «Современные форматы школьной медиации»

Передача опыта по созданию службы медиации в образовательных учреждениях.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации

(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Эссе

Тема: «Современные форматы школьной медиации»

Школа – это сфера взаимодействия нескольких субъектов. Помимо взаимоотношений между учениками, между учеником и учителем, часто в процесс взаимодействия включаются родители, участником отношений так же является и администрация учреждения. Как правило, это взаимовыгодное и эффективное сотрудничество, но случаются ситуации, когда стороны расходятся во мнениях относительно образовательного процесса, а иногда возникают расхождения во взглядах, выходящих за рамки сферы обучения. Случается, что разногласия переходят в стадию конфликта. Конфликт это не всегда негативная форма общения, иногда, если правильно выстроить процесс коммуникации и выхода из конфликта, конфликт может послужить точкой развития. Школа это маленькая модель общества и важно не заглушать конфликты, а научить стороны грамотно выходить из конфликтной ситуации.

В школьных конфликтах сторонами могут выступать любые стороны процесса, спор может возникнуть между детьми, детьми и учителями, между родителями и учителями, между родителями и администрацией учреждения, между учителями и администрацией, любой конфликт может сказаться на качестве образовательного процесса. Часто конфликт перерастает стадию требующего вмешательства третьих лиц, способных вывести стороны из эмоционального состояния и найти решение неразрешенному вопросу. В качестве такой третьей стороны в школе может выступать Служба школьной медиации.

В настоящее время существует нормативно-правовая база, которая регулирует сферу медиации. Но тем ни менее существуют разные мнения по поводу состава и службы медиации в школе. Обсуждается целесообразность участия непосредственно школьников в службе медиации и степень их участия. Сторонники включения учеников в состав службы медиации, основывают свое мнение на том, что школьникам легче найти общий язык со сверстниками и, возможно, при общении с участником, имеющим равный статус, школьнику-участнику конфликта будет легче открыться, а школьнику-медиатору понять суть конфликта. При этом ученик-медиатор приобретает ценный опыт разрешения конфликтов как независимый, сторонний участник.

Существует и противоположное мнение, что сфера школьных конфликтов может быть урегулирована только службой медиаторов, состоящей из взрослых людей, прошедших курс обучению медиации и имеющих жизненный опыт решения конфликтов, компетенции и навыки, которые еще не сформированы у подростков. Подросток, не имеющий педагогического, психологического и иного образования, не сформированный еще как личность в силу возрастных особенностей, может оказаться не способен отстранится от сути конфликта, выдержать структуру процедуры медиации, не правильно использовать инструменты медиации, тем самым не способствовать решению вопросов спора, а, возможно и спровоцировав рост конфликта.

Решение конфликтов, это важная сфера, способная формировать толерантное отношение стороны конфликта к другим участникам, умение находить решение, удовлетворяющее потребности сторон, формировать дружелюбную атмосферу в коллективе. Решение конфликта с помощью третьей независимой стороны – это эффективный способ преодоления разногласий. Школьная жизнь это тонкая сфера взаимоотношений, формирования нового поколения, нового общества. Создание служб медиации поможет сохранить положительную атмосферу в школьном коллективе, но как любая другая сфера, она нуждается в постоянном изучении, апробации новых методов, форм, модернизации, анализа проделанной работы. Участие в службе медиации детей будет интересным опытом решения конфликта для всех сторон, но безусловно, требуется строгая регламентация процесса и контроль со стороны взрослых, профессиональных медиаторов.

Эссе «Процедура медиации как альтернатива судебному разбирательству»

Процедура медиации как альтернатива судебному разбирательству

Алёна

Крюкова ,
студентка 2-го курса АНО ВПО «Омский экономический Институт»

Не бойтесь, примирять не трудно. Людям трудно самим умириться между собой, но, как только станет между ними третий, он их вдруг примирит… Уступить никто не хочет первый, но как только один решился на великодушное дело, другой уже рвётся как бы перещеголять его великодушьем. Вот почему у нас скорей, чем где-либо, могут быть прекращены самые застарелые ссоры и тяжбы, если только встанет среди тяжущихся человек истинно благородный, уважаемый всеми и притом ещё знаток человеческого сердца.

Николай Васильевич Гоголь.

В современном мире существует три основных способа решения споров. Первый и самый неприятный — это насильственный: спор решается с применением мер,  которые приводят к ущемлению прав одной из сторон. Второй, самый привычный способ, это решение спора с помощью судебного разбирательства. Третий способ, достаточно новый для правовой практики,  с помощью которого можно решить возникший спор, это процедура медиации, являющаяся альтернативой судебному разбирательству.


Медиация в настоящее время является наиболее актуальной и обсуждаемой темой.


Причиной тому послужил Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) вступивший в силу 1 января 2011 года. В законе чётко дано определение процедуры медиации – это способ урегулирования споров при содействии медиатора, на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.


Институт медиации берёт своё начало ещё в Римском праве, начиная с Кодекса Юстиниана, но развитие получил только во второй половине двадцатого столетия прежде всего в странах с англо-саксонской правовой системой. Что касается России, то для нас это достаточно новый институт. Попытки развития медиации присутствовали еще в царской России, в виде так называемых коммерческих судов, которые пользовались успехом, но с 1917 года суды были ликвидированы. Вспомнили о ней только в 1990-е годы, и спустя 20 лет медиация в России получила правовую основу. В чём же заключается смысл медиации и готово ли российское общество к альтернативному решению споров?


Смысл медиации в том, чтобы конфликтующие стороны, не прибегая к судебному разбирательству, при помощи посредника заключили соглашение, которое удовлетворяло бы обе стороны. Исходя из этого, возникают вопросы: кто именно может быть медиатором, какое должен иметь образование, как должна регулироваться его деятельность, какими морально-этическими качествами должен обладать и чем он руководствуется при выполнении своей работы?


Немецкий профессор доктор К. Грефин фон Шлиффен пишет: «Медиатор сопровождает стороны на пути устранения конфликта, но не ведёт их по нему». Для достижения данного результата посредник в процессе медиации не может: давать оценку происходящего, предлагать пути решения, по сути, он не может принимать никакое решение, которое затрагивало бы разбираемое дело. Решение, принятое сторонами, не может быть навязано медиатором, они исключительно сами должны дойти до его принятия. Медиатор может только подтолкнуть их к примирению, не затрагивая при этом суть спора.


Законодатель установил, что профессиональными медиаторами могут быть лица достигшие 25 летнего возраста, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утверждённой в установленном Правительством Российской Федерации порядке. Наряду с медиаторами- профессионалами, деятельность медиаторов могут осуществлять и непрофессионалы. К ним устанавливаются следующие правила: это должны быть лица, достигшие 18-летнего возраста, не имеющие судимости и имеющие полную дееспособность.


Что касается профессионального образования, то наиболее приемлемыми кандидатами для выполнения процедуры медиации кажутся специалисты в области юриспруденции и психологии. Но это спорный вопрос. С одной стороны, споры возникают на юридической основе и медиатор должен иметь представление о том, с какой проблемой работает, а с другой стороны, юрист, в силу знания закона может повлиять на решение сторон, что противоречит смыслу процедуры медиации. Психолог может тонко чувствовать внутреннее состояние участников и содействовать примирению, применяя знания психологии, но не понимать юридическую сторону проблемы. Конфуций говорил, что: «такой принцип как «золотая середина», представляет собой наивысший принцип». Возможность совместить юридические и психологические навыки для осуществления медиации выглядит наиболее идеальной.


Совершенно логично возникает следующий вопрос: если медиатором, по большому счёту, может быть кто угодно, зачем тогда идти по пути наибольшего сопротивления и приобретать статус профессионального медиатора? Ответ достаточно прост. Участники конфликта вправе сами выбирать медиатора которому готовы доверить решение своей проблемы. Сложно себе представить, что медиатор, не обладающий профессиональными знаниями, будет пользоваться успехом, тем более, что реклама своих услуг разрешена только специалистам в этой области. Обращение к непрофессионалу может произойти только в том случае, если человек имеет авторитет в обществе. А имея право в любой момент отказаться от услуг медиатора, участники конфликта как бы сами защищают себя от некачественной, на их взгляд, работы.


Всякая процедура медиации, несмотря на то, осуществляется она профессиональным медиатором или нет, должна осуществляться на принципах: добровольности, конфиденциальности, взаимоуважении, равноправии сторон, нейтральности и беспристрастности медиатора. Это обязывает медиатора обладать высокими нравственно-этическими качествами.    Область применения медиации обширна, начиная от семейных споров и заканчивая международными отношениями. Но приносит она результат только в том случае, если стороны сами готовы к примирению.


Что может побудить человека обратиться не в суд, а к медиатору? Как правило, на судебное разбирательство уходит много времени, необходимо осуществить подбор доказательств, и в отличие от судебного разбирательства, где одна сторона обязательно проиграет,  в медиации проигравших нет, так как решение не будет принято до тех пор, пока не будет удовлетворять обе стороны. Немаловажным является и то, что медиация, в отличие от судебного разбирательства, процедура закрытая и огласке не предаётся, говоря словами народной мудрости, не выносит сор из избы. Это может вызвать интерес крупных корпораций, так как информация о судебном разбирательстве может отпугнуть партнёров, привести к падению имиджа.


На мой взгляд, широкое применение процедуры медиации способно снизить нагрузку на суды общей юрисдикции, что, в свою очередь, положительно скажется на качестве работы судебной системы. В настоящее время существует большая пропасть между судебным решением и его исполнением: принятое и вступившее в законную силу судебное решение в силу различных причин может быть в конечном итоге не исполнено. Человек, выиграв суд и получив на руки исполнительный лист, должен постоянно обращаться в службу судебных приставов и фактически стать внештатным сотрудником данной службы. Он должен постоянно отслеживать имущественное положение должника и уведомлять об этих изменениях приставов. В свою очередь стороны, прибегнувшие к процедуре медиации, заранее избавляют себя от этих трудностей, так как готовы договориться.


Существуют разные мнения по поводу того, как приживется процедура медиации в России. Одни пророчат ей большое будущее, другие настроены крайне скептично. Скептики объясняют свою позицию тем, что сильная сторона, имеющая больше шансов выиграть судебный процесс, не согласится на альтернативный способ решения проблемы, боясь потерять свои преимущества. В противовес этому можно привести статистику, которая говорит о том, что 80% споров на Западе решаются с помощью медиации.


Я считаю, что введение процедуры медиации своевременно для современной России. Наше общество поступательно развивалось в решении конфликтов гражданского оборота. Начиная путь решения проблем и споров в основной своей массе «по понятиям» в начале 90-х годов, с укреплением судебной системы плавно перешло к разрешению споров в судебном порядке. На сегодняшний день в связи с расширением развития межгосударственных связей, ростом информационных потоков, процессом глобализации, с преодолением временных территориальных барьеров судебная система, в силу её консервативности и ограниченности процессуальными рамками, не успевает за ростом общественных отношений и не всегда способна разрешить возникающие в связи с этим споры. Медиация способна решить споры в ещё только нарождающихся общественных отношениях, которым законодатель не придал ещё соответственную правовую форму.


Список используемой литературы:

1. Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (медиатора)» // Консультант плюс: [справочно — поисковая система].
2. Федеральный закон от 13. 03. 2006 № 38-ФЗ (ред. От 01.07. 2011) «О рекламе» // Консультант плюс: [справочно — поисковая система].
3. Ю. Колковский «Препятствие развития медиации» // «эж-Юрист» № 17., Гарант: [справочно – поисковая система]
4. М. Соколов «О медиации за рубежом и в России» // Корпоративный юрист № 2., Гарант : [справочно – поисковая система]
5. Медиация в нотариальной практике. Альтернативные способы разрешения конфликтов/ Отв. ред. Катарина Грефин фон Шлиффен и Бернд Вегманн. – М.: Волтерс Клувер, 2005.

Назад

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *