Эссе про мемы

Эссэ / Философия, Другое
Небольшое эссе о том, почему мемы это искусство, а не просто глупые картинки
Теги: мемы мем рассказ искусство троян

Делать мем – это как рисовать картину. Никогда об этом не думали?
 

Даже не сама картина, а рисование – это некий способ самовыражения художника, так чем мемоделание не способ?
 

Вообще для начала нужно разобраться, что же такое мем: Мем — единица культурной информации. Мемом может считаться любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и т. д. (материал из википедии).
 

Если хорошенько подумать, то мем это и есть картина. Возьмем для примера прекрасную картину «Крик» (прикреплю к посту).
 

Что на ней изображено? Человек, хватающийся за голову и кричащий от ужаса. Чем не мем?
 

Тут ясно виден образ действия: паника, невозможность овладения ситуацией.
 

Любой мем – это прежде всего не смешная картинка, а образ действия.
 

Вот например возьмем этот мем со сверхинтеллектом (как я его называю). На нем показана градация интеллекта в зависимости от принятия решения, т. е если ты купишь доллары – то ты тупой, биткоин – умный, эфир – гений, а таблетки биткоин – сверхинтеллект. То есть, образ действия.
 

Картины этот образ действия зачастую и представляют. Да, возможно, есть такие картины которые просто показывают красоту природы, например, но вы удивитесь: красота природы тоже может быть образом действия! Спокойная природа – это спокойствие, овладение ситуацией, безмятежность. Тоже можно делать мемы.
 

В наше время чтобы делать искусство уже не нужно уметь рисовать, достаточно простой программки на компьютере – пара минут работы и все! Вы – мемодел. Вы сделали единицу культурной информации. Получается, что паблики с мемами – это галереи с картинами?
 

Возможно. Единица культурной информации – это конечно же, не несколько единиц. Если ты напишешь книгу – ты можешь сделать этой «культурной информации» намного больше, но если природа не одарила тебя талантом писателя, то уж для создания мемов талант вряд ли нужен – на этом и завершу этот текст.

Эссе на тему: «Мемы в повседневной жизни»

Тип
Эссе

Предмет
Социология

ID (номер) заказа
1277431

300 руб.


Мы живем в очень интересное время, когда ежедневно и ежечасно рождаются и расходятся по миру новые и новые явления. Сегодня, в условиях глобализации, информатизации, цифровизации всех процессов, у человечества появляется множество возможностей. В то же время, насущные потребности людей, в том числе потребность в общении, остаются неизменными.
С появлением в нашей жизни глобального интернет-пространства, изменилось сама направленность медиадеятельности, изменились способы передачи информации. Люди не стали больше общаться (скорее, гораздо меньше разговаривать и делиться чувствами и мыслями), но любая информативная единица за считанные секунды может мгновенно переместиться с одного края планеты Земля на другой. Эта стремительность, скорость передачи информации делает ее важнейшей частью нашей жизни. Мы действуем под влиянием информации, думаем под влиянием информации, поступаем и планируем под этим влиянием.
С наступлением цифровой эры в человеческой жизни обнаружились и совсем необычные явления, например, мемы и интернет-мемы. Теория, обосновывающая эти понятия, появилась немного раньше, в 1976 году, в книге «Эгоистичный ген». В тем времена умами людей завладела такая наука, как кибернетика – сплав информатики, математики, эволюционной теории и других отраслей научной мысли. Автор книги, американский профессор Ричард Докинз, эволюционный биолог, обосновал теорию о том, что вся информация, рождаемая человечеством, так называемая «культурная информация» делится произвольно на блоки, единицы, мемы. За основу нового понятия было положено греческое слово μίμημα — «подобие», которое произносится в английском языке, как «мем».
Итак, мем – это единица культурной информации (не путать с битами и байтами как техническими единицами, объемом информации).
Мемом можно назвать определенную порцию любой информации, в каком бы виде она ни передавалась: в рисунке или видео, ритуале, жесте, речевой форме и так далее. Подобно тому, как биологическая информация состоит из отдельных генов, информация, создаваемая человеком и передаваемая им другим людям, может отбираться, мутировать, эволюционировать или, наоборот, вымирать. Таким же образом возникают, живут или умирают мемы. Теория Р. Докинза имела не совсем научный характер, хотя он и предложил выделить ее в отдельную науку, меметику. Но она не была поддержана научным обществом, а вот термин «мем» прочно закрепился в нашей жизни и приобрел большую популярность. Это было связано уже с появлением в 80-х годах интернета и интернет-пространства.
Из теории мемов к применению их в обычной жизни можно взять такое их качество, как способность размножаться, копироваться – то есть копировать самих себя, с целью передать информацию в измененном или искаженном виде по воле их создателя или передатчика информации. Основатель теории, Докинз назвал мемы репликаторами, обосновав это свойство как репликаторное и приведя примеры произвольного распространения мемов в виде различных комбинаций, а также их видоизменения и разделения на группы, с целью создания новых мемов и новых комбинаций. Та информация, которую содержит мем, влияет на его «мутацию» и размножение, а также на степень воздействия на умы людей – носителей и распространителей данной информации. Также мемы подвержены «естественному отбору», самым главным конкурентным качеством в этой борьбе является возможность влияния на умы людей. Поведенческие и эмоциональные реакции лежат в основе того, как долго проживет мем и будет ли он конкурентоспособен.
Все эти положения теории мемов проверяются сегодня в интернет-пространстве, в котором все процессы происходят гораздо быстрее, чем в обычной жизни. Скорость распространения интернет-мемов делает их популярными за несколько часов, а длительность их жизни порой составляет несколько минут, а порой длится годами.
Для чего же нужны мемы в обычной жизни? Что они позволяют сделать людям? Какую информацию и какие эмоции дают возможность показать? И почему этого нельзя сделать обычными средствами – словами и предложениями? Чем интернет-мем отличается от карикатуры и шаржа? Что он значит для обычного человека в его повседневной деятельности? Давайте попробуем разобраться.
Сегодня теорией интернет-мемов заинтересовались психологи и политологи, социологи и педагоги. Суть данной заинтересованности – в способности этого явления воздействовать на умы подрастающего человека, а также влиять на коллективные решения – например, в процессе политических или иных выборов. Например, в книге Д. Рашкоффа «Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на наше сознание» мемы рассматриваются как уникальное явление, феномен нашего века, как своего рода интернет-вирус, учитывая скорость их распространения по каналам информации (а теперь еще и с помощью смартфонов, планшетов и других мобильных устройств) и способность воздействовать на массовую аудиторию, прежде всего, молодежную и детскую, что приводит порой к совершенно неожиданным социальным последствиям.
Приведем весьма показательный пример. Так, в детской, подростковой и молодежной субкультуре (чаще всего среди школьников и студентов) распространено слово «троллить». Оно означает насмехаться, «подкалывать», злобно шутить. Часто эти взаимодействия между подростками происходят путем интернета, но переносятся и в реальную жизнь. Если подросток обижен своими одноклассниками или чувствует давление, он может поинтересоваться: «Вы что меня троллите, что ли?» Таким образом, мем дал название особому психологическому и социальному явлению в молодежной среде.
В этой связи интересно узнать историю появления самого мема «Тролль». В отличие от многих других, безвестных и безымянных интернет-мемов, этот обладает собственной историей. В начале 2000-х годов американский студент мексиканского происхождения пытался рисовать лица с помощью планшета. Один из этих, довольно неумело сделанных рисунков, где изображены то ли досада, то ли раздражение, был выложен в сеть и по необъяснимой причине стал невероятно популярным. Появились многочисленные вариации интернет-троллей, так называемых тролл-фейсов, родились целые истории, комиксы, составленные из серии рисунков, где всегда присутствовал один персонаж – интернет-тролль. Кстати, создатель данного мема заработал, по его словам, на этом неказистом рисунке более 100 тысяч долларов США.
Смысл его появления, как я это вижу, – насмешка, выражение злобы, критики и неодобрения окружающих, травли. Этот мем очень показателен, особенно в отношениях подростков, которые склонны все вокруг подвергать критическому анализу, скептису. Пользуясь данным интернет-мемом, подрастающее поколение выражает свое пренебрежение к какому бы то ни было явлению, сомнение в доброте и справедливости целого мира! Отсюда и популярность троллей и троллинга в подростковой среде.
Один из первых русских интернет-мемов – это медвед-превед, введенный в наш обиход одним из представителей молодежной субкультуры «падонков». На картинке изображен вставший на задние лапы зверь, выходящий из кустов или прячущийся в зарослях и комментирующий происходящее каким-либо образом или пугающий своим появлением. Первоначально «медвед-превед» был просто грубым, неотесанным и смешным персонажем, но впоследствии стал символом неожиданности и непредсказуемости происходящего, какого-то взгляда под другим углом. Конечно, не обходится здесь и без пошлости, но иногда медведь отвешивает и очень меткие комментарии.
Еще один показательный пример «вирусной атаки» интернет-мема, который в обычной жизни был не слишком удачной попыткой создания произведения искусства – это Упоротый лис. Сшитое неумелыми руками чучело лиса, в процессе обучения искусству таксидермии, буквально за несколько дней заполонило интернет. После того как автор этого «шедевра» выставила его на продажу в интернет-аукционе «E-Bay», Упоротый лис обошел всю планету, каждый раз получая сотни комментариев. В конце концов его за несколько тысяч долларов купил любитель редкостей, коллекционер одежды. Но на этом история несчастного лиса не закончилась, а началось его путешествие по разнообразным сайтам и социальным сетям. Лис символизирует собой нечто нелепое, но при этом удивительно популярное и смешное – то, что проделывал в своей жизни каждый человек, когда пытался сделать то, что ему не по силам.
Так же, как и история Упоротого лиса, интересна интернет-жизнь Ждуна – еще одного персонажа, который поразил своим появлением миллионы людей, передававших его друг другу как некое послание. В отличие от двух описанных ранее мемов, Ждун создан пользователями интернета специально, по мотивам произведения искусства. Его образ был придуман голландской художницей Маргрит ван Бреворт в виде скульптуры, наверняка, поразившей создателей интернет-мема. называлась «Гомунклус Локсодонтос» (человек ожидающий) и была изготовлена для Лейденского университета. Как мы знаем из интернет-образа, Ждун представляет собой безногое существо серого цвета с головой северного морского слона, телом гигантской личинки и руками человека, которое сидит на стуле в комнате ожидания. Этот образ стал комическим интернет-мемом, означающих для огромного количества мгновенно полюбивших его людей пассивное ожидание чего-либо: любви, отношений, работы или других событий. Очевидно, что популярность данного мема связана с типичностью ситуации в человеческом обществе. Каждый из нас хоть раз испытывал такое состояние, когда необходимо что-то делать, но не знаешь, как произвести эти действия, или просто не хочется. И вот наступает такой период, который и иллюстрирует Ждун. Интересно, что этот мем используется не только в интернете, но и «выходит в люди». Так, на одном из заседаний Украинской рады депутат народной партии внес в зал пластмассового Ждуна и поставил на трибуну, заявив, что это символ безмолвного ожидания украинского народа. В одном из заявлений зарубежных политиков, напротив, Ждуна назвали символом русского народа, такого же пассивного и бездеятельного. Вот так, благодаря интернету, рождаются не только характеристики людей, но и целых национальных общностей, политических объединений, народов и стран. И все это заключено в небольшой картинке, а также подписи к ней.
В настоящее время в интернет-пространстве: различных порталах, сайтах, социальных сетях – распространяется огромное количество мемов. На наш взгляд, все мемы можно разделить на несколько смысловых групп:
политические мемы (Барак Обама, Владимир Жириновский, Ленин-гриб и др.);
психологические мемы (Ждун, Упоротый лис и т. д.);
профессиональные (для IT-специалистов, медиков, менеджеров и т. п.);
субкультурные (молодежные, подростковые, студенческие, «рокерские», «рэперские» и другие) – например, троллфейс. Его, кстати, можно отнести и к первой группе, психологических мемов.
Здесь мы привели лишь одну возможную классификацию мемов, по их смыслу и значению в обыденной жизни людей. Существуют и другие разделения интернет-мемов на группы, согласно их происхождению, использованию, количеству слов и предложений и даже длительности существования. Например, существуют, оказывается, аудио- и видеомемы, односоставные и двусоставные мемы, мемы-комиксы, мемы-мотиваторы и, в противоположность им, демотиваторы, ситуативные и компаративные (основанные на сопоставлении конкретного человека и мема – например, «Ты и тот парень»).
Основной типологией мемов является сегодня их деление на две главные, большие группы по принципу типа создателя и целей, которые он преследует. В первой, самой массовой, группе мемов значатся те, которые создает «народ», то есть обычные люди, мы с вами, делящиеся с другими посредством мемов своими мыслями, впечатлениями, эмоциями. Эта группа мемов рождается спонтанно, в процессе общения, для создания интересного и оригинального послания, с использованием символа, чтобы подкрепить высказывание или даже без него, если мем достаточно выразителен. Такой вид мема ближе всего к народному творчеству, фольклору.
Вторая группа мемов создается целенаправленно и систематически, с целью повлиять на интересы, взгляды и убеждения людей. Авторы подобных интернет-мемов – это маркетологи и политологи, реализующие определенную программу, по определенному социальному, политическому или коммерческому заказу. Примером могут служить мемы политиков, растиражированные во время их избирательной компании, с агитационной или, наоборот, провокационной целью, а также лозунги, ставшие мемами «Крымнаш!», карикатурные мемы с высказываниями реальных действующих лиц, влияющих на благосостояние народа. Также мемы могут использоваться коммерческими организациями для раскрутки своего бренда. Например, в 2017 году, одна из западных компаний сетевого питания отсудила огромную сумму у российской компании АО «Мегафон» за незаконное использование символа «Ждун» в собственных интересах. Интересный пример, когда интернет-мем становится отдельным брендом, торговой маркой и является коммерческой собственностью создавшего его лица или приобретается для дальнейшей перепродажи.
Итак, что же такое мем в обыденной жизни? Я провел небольшое исследование, опросив своих друзей и знакомых (в основном, из студенческой среди и несколько уже работающих людей) и задав им несколько вопросов:
Что вы представляете себе при слове «мем»?
Какими мемами пользуетесь в обычной жизни?
Для чего нужны мемы, на ваш взгляд?
Назовите три самых популярных мема.
Из 30 опрошенных мной молодых людей (18 – 28 лет) большинство охарактеризовало мем как картинку, изображение, передаваемое путем интернета, чаще всего – через группы в социальных сетях. Половина моих собеседников отметила наличие надписи и авторского начала в передаваемых мемах. Также одна треть (10 человек) поделилась впечатлениями от своего использования мемов. Примерно половина респондентов пользуется для создания интернет-мемов специальными программами, имеющимися на соответствующих ресурсах в глобальной сети, а также в соответствующих группах «ВКонтакте». Программы, позволяющие создать собственный мем на основе уже имеющегося, сегодня достаточно популярны, о них знают все опрошенные.
Несколько человек из числа участников опроса сказали, что использование изображения с похожими эмоциями позволяет в некоторых случаях сбросить негатив, злость, обиду, получить поддержку друзей и знакомых. По моему наблюдению, чаще всего эмоции, которыми делятся в социальных сетях люди с помощью мемов – это эмоции со знаком минус, то есть отрицательные. Практически никогда не делятся радостью, любовью, благодарностью. теплотой дружбы. Исключение среди положительных эмоций составляет юмор.
В обычной жизни опрошенные мной представители молодого поколения пользуются чаще всего мемами «троллфейс», «ты и тот парень», Фрай из рекламы «Футурама», а также мемами футболистов (в связи с прошедшим в России чемпионатом мира по футболу) и рэперов, например, ведущего программы «Тачку на прокачку» рэперу Xzibit. Вспомнили и Ждуна, и Упоротого лиса, и Медведа «в кустах». Конечно, точных подсчетов я не проводил, да и репрезентативность участников моего опроса была невелика, а выборкой служил факт знакомства со мной (недостаток исследования – наличие в нем респондентов одного круга), но сам опрос для меня лично многое прояснил. Я понял, насколько часто применяются мемы в сегодняшней жизни людей, оценил их значение и смог дать определение, опираясь на мнение моих знакомых.
Таким образом, как я выяснил для себя, наибольшее распространение мемы получили именно в интернете. Глобальная всемирная электронная сеть позволяет быстро распространять изображения, идеи, смыслы, заложенные в мемах, делает их популярными. Мемы в обычной жизни, вопреки мнению большинства, это не только «картинки» с комическим содержанием, но и тексты, лозунги, ссылки, а также подвижные изображения («гифки»). Некоторые исследователи склонны даже относить к мемами аудио и видеоматериалы, но другие не согласны с ними, поскольку «вирусные ролики» в интернете в настоящее время выделяются в особую категорию (кстати, исследователи отмечают, что вирусное видео живет гораздо меньше, чем популярный мем). Также одной из основных черт использования мемов в интернет-пространстве является возможность прибавления своего текста, будь то подпись или комментарий (с видео и аудиоматериалами это сделать затруднительно). Таким образом, между людьми в глобальной сети возникает ниточка коммуникации, происходит взаимообмен не только информацией, но и чувствами, эмоциями, переживаниями.
Механизм этого явления достаточно прост и в то же время сложен: увидев мем в интернете и восприняв смысл, который тот несет, посмеявшись над ним или удивившись ему, пользователь сохраняет изображение для себя, чтобы воспользоваться им или посылает ссылку на мем друзьям, знакомым в группе или сообществе. Далее, если мем напоминает о себе, человек может воспользоваться им для создания собственного изображения или коллажа, или нового мема на основе копированного, внеся в него элемент собственного творчества: надпись, дополнительное изображение или дорисованный, «декоративный» элемент. (Добавим, что здесь мы не рассматриваем изготовление и распространение мемов как профессиональное занятие, преследующее иные цели, чем в обыденной жизни типичного человека).
Чаще всего побудительным мотивом к применению мема становятся события личной жизни, взволновавшие индивида, возмутившие его и потребовавшие какой-то эмоциональной реакции. В подростковой среде чаще всего это эмоции от общения со сверстниками, одноклассниками, личные переживания (неудачи в школе или взаимоотношения с родителями) и другие события личной жизни. Чем старше становится индивид, тем более широким становится спектр проблем, затронутых его мемами: спортивные события, поступки известных личностей, события политической и общественной жизни. Реже всего пользуются мемами представители старшего поколения, так как не понимают смысла данного взаимодействия (для моих родителей, например, это взаимодействие осуществляется не с помощью интернета, а больше – с помощью звонка друзьям, родственникам или разговора с сотрудниками во время обеденного перерыва).
Сегодня мемы, и особенно интернет-мемы, довольно сильно интересуют исследователей, и уже появляется достаточно много теоретических обоснований данного явления. Чаще всего мемы изучают из-за возможности с помощью этого инструмента повлиять на массовое сознание, манипулировать людьми. Но встречаются и статьи (в основном, на электронных ресурсах), которые подробно разбирают особенности употребления мемов в обычной жизни, дают им определение, с точки зрения обычного человека. Мем называют феноменом массового сознания, в котором нашли отражение и недостаток прямого, не-опосредованного общения, и стереотипы мышления молодежи и людей среднего возраста (от 30 до 40 лет). С последним утверждением можно согласиться, но в связи с популярностью мемов, мне кажется, они достойны более полного изучения как своеобразное явление современной культуры, формирующееся на наших глазах.


Руководитель: 

Бальдинкинова Людмила Мазановна

В индивидуальном детском проекте по русскому языку на тему «Мем — как современный универсальный язык» дается определение понятия «мем», выясняется, какое место заняли мемы в современной языковой культуре, установлено, почему мемы обрели такую популярность в интернет-пространстве.

Подробнее о проекте:

Ученическая исследовательская работа на тему «Мем — как современный универсальный язык» рассматривает исторические сведения о появлении мемов как языкового явления на просторах Сети Интернет, анализирует виды мемов и классифицирует их, приводит исследование источников мемов и дает трактовку самым распространенным в Сети мемам.

Готовый проект по русскому языку «Мем — как современный универсальный язык» доказывает, что мем является неотъемлемой частью искусства. А интернет-мем, в частности, — не что иное, как вид сетевого фольклора. В работе говорится о том, что праобразом мема был анекдот. Автор проекта убежден, что мемы — часть нашей культуры, атрибут современного цифрового общества. Больше об этом современном культурном явлении далее в проекте.

Оглавление

Введение
1. История мемов.
2. Класс мемов.
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Введение

Добрый день, у меня для Вас две новости. Первая — мем это не любая смешная картинка в интернете, это даже не всегда картинка и не всегда в интернете. Вторая — мемы это хорошо и полезно. Так что же такое мем?

Мем – это единица культурной информации. Им может быть любая фраза, идея, символ, изображение или звук, которые передаются от человека к человеку на основе подражания. Последний критерий является основополагающим, потому что лишь на подражании (репликации) и строится весь механизм возникновения мема.

Как единица культурной информации, мем не зависит от конкретной ситуации, а представляет собой универсальный код. На практике это проявляется в случаях, когда один и тот же мем используется для объяснения самых различных ситуаций. Другими словами, мем становится мемом только тогда, когда из конкретного прецедентного события превращается в бесконтекстную единицу информации.

В то же время мем является неотъемлемой частью искусства. А интернет-мем в частности — не что иное, как вид сетевого фольклора. Да-да. Мем пришёл на смену анекдотам. Ведь сейчас при встрече или в компании никто не обменивается шутками из сборников, все обсуждают последние мемасы. И мы должны с этим смириться. Мемы — не плохо! Мемы — часть нашей культуры, атрибут современного цифрового общества. Давай узнаем об этом явлении побольше.

Приложение 1.

История мемов

Исследованием мема как феномена занимались многие западные ученые с 1970-х годов. Ему посвящена научная дисциплина меметика. В 1976 году английский учёный Ричард Докинз выпустил книгу «Эгоистичный ген», которая ознаменовала зарождение меметики как науки. В меметике происходит перенос концепции дарвиновской теории эволюции на человеческую культуру. В широком понимании это подход, который изучает идеи как единицы культурной информации. Термин «мем» возникает в работах Докинза как аналогия с «геном» в генетике.

Концепция мема развивается в работах другого ученого, Дугласа Рашкоффа, который переносит её на медиапространство. Книга Рашкоффа «Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание» (далее – «Медиавирус») развивает идеи Докинза и переносит понятие мема в медиасреду.

Если у Докинза «мем» — это некая единица информации, аналогичная «гену» в генетике, то «мем» Рашкоффа – это сложный вирус, имеющий разное происхождение. Медиавирусами он называет те явления и события (медиасобытия), которые косвенно или непосредственно воздействуют на общество. Соответственно, в одноимённой книге Рашкофф описывает примеры того, как различные медиа воздействуют на общество и манипулируют общественным мнением.

Концепция Дугласа Рашкоффа распространяется на период второй половины XX века. Именно тогда, по его мнению, общество перешло в новую эпоху, называемую им «инфосферой». Она даёт благоприятную почву для зарождения и распространения таких явлений, как медиаактивизм, политический пиар, интерактивные СМИ, медиавирусы и т.д.

Вызывая интерес у потребителей медиа и распространяясь, медиавирусы, как утверждает Рашкофф, «способны вызвать серьёзный сдвиг в массовом сознании».

Ещё немного определений

Итак, мем – это единица культурной информации. Им может быть любая фраза, любая идея, символ, изображение или звук, которые передаются от человека к человеку на основе подражания. Мемы создаются и распространяются людьми. Мемом, в его широком смысле, может быть что угодно, любой элемент массовой культуры, любой популярный бренд, строчка из песни, известный человек.

Среди субъектов, которые участвуют в процессе т.н. «мемизации» (создания мема из какого-либо явления), можно различить собственно источник мема, его непосредственный создатель и ретранслятор. Источником мема называется то самое событие или явление, которое становится мемом. Источником может быть человек, его слова, его образ, а может быть – неодушевленный предмет.

Так, источником популярного мема «георгиевская ленточка» является прообраз этого символа – георгиевская (или гвардейская) лента, которая служила основой для военной награды. Акция зародилась в рамках локального проекта информационного агентства РИА «Новости», которое и можно назвать в данном случае создателем мема. Его ретранслятором тут являются все люди, которые распространяют георгиевские ленточки и надевают их.

Можно встретить другое понимание термина «мем». На сайте «Мемы и медиавирусы» мем объясняется как «знак, очищенный от контекста». Действительно, это можно назвать одной из характеристик мема: как единица культурной информации он не зависит от конкретной ситуации, а представляет собой универсальный код. На практике это проявляется в случаях, когда один и тот же мем используется для объяснения самых различных ситуаций. Возьмем, например, известное сленговое слово «Дратути». Приложение 2.

Впервые оно появилось в речи одного из персонажей телепередачи «Городок». А как мем с картинкой в виде собаки — зародилось в соцсетях и на портале «Пикабу». Но теперь говоря «Дратути» мы же не имеем в виду Модэста из «Городка». И даже не всегда вспоминаем о собаке. Это значит, что слово уже утратило свой контекст, оно стало знаком. И поэтому «дратути» — это мем.

Таким образом, можно сделать вывод, что мем становится мемом только тогда, когда из конкретного прецедентного события превращается в бесконтекстную единицу информации.

Отдельной разновидностью мема можно назвать интернет-мем. Это та же единица культурной информации, получившая в качестве канала распространения новую среду – интернет. В интернете происходит обмен интернет-мемами, а сами они представлены в нескольких формах: в виде статичного или подвижного изображения, в звуковом и словесном виде. Об этом подробнее.

Классифкация мемов

Какие бывают мемы?

Классификаций у мемов множество. Их можно делить по самым разным признакам. Например, по способу зарождения различают:

  • Преднамеренно созданные (так называемые «форсед мем», которые создаются маркетологами или унылыми юзерами для раскрутки бренда или самих себя)
  • Кооптированные (такие, которые вроде бы возникают спонтанно, но моментально подхватываются заинтересованными сторонами и раскручиваются с какой-либо целью)
  • Самозарождающиеся (абсолютно народное творчество, мем в чистом виде, вирусняк).

Мемы стандартно делятся на визуальные, аудиальные, текстовые и смешанные.

  • Визуальные — самые массовые. Это и есть ваши любимые картинки, макросы, демотиваторы, эдвайсы, комиксы, фотожабы, фейсы и прочее-прочее. Приложение 3.
  • Аудиальные — песни, слоганы, девизы. Да, это тоже мемы. Между нами тает лёд! Аудио приложение 1.
  • Текстовые — любые словесные выражения, неологизмы («Крымнаш»), стихотворения, слоганы, существующие в текстовом виде. Стишки-пирожки, например. Приложение 4
  • Смешанные — к ним можно отнести видеомемы, потому что они сочетают в себе визуальные и аудиальные признаки. По некоторым источникам к смешанным мемам относятся картинки с текстом, потому что они совмещают в себе и визуальный, и вербальный контент.

Мемы можно классифицировать в зависимости от каналов их распространения, и на этом основании выделяется один из самых массовых и популярных видов – интернет-мемы. Аналогично тому, как распространяется массовая информация, выделяются такие каналы распространения мемов, как телевидение, печатная пресса, радио. Еще одной формой передачи мемов можно назвать т.н. каналы личной коммуникации: межличностное общение и общение одного лица с аудиторией. Данный принцип классификации условен, поскольку одни и те же мемы могут распространяться по разным каналам.

Интернет-мемы можно делить и по такому критерию, как срок жизни: на краткосрочные и долгосрочные. К долгосрочным можно отнести такие мемы, которые живут, т.е. активно распространяются пользователями, намного дольше, чем длилась сама история, ставшая основой для мема. Краткосрочный мем – тот, который перестает быть актуальным так же спонтанно, как он возник.

В зависимости от обстоятельств распространение мема занимает от нескольких дней до нескольких лет, после чего процесс репликации замедляется или останавливается. Наступает «период пресыщения»: мем вытесняется другими, новыми мемами. Иногда мем остается известным лишь узкой аудитории пользователей интернета.

В свою очередь каждый из видов мемов тоже подвергается делению по признакам. Например, существует классификация визуальных и текстово-визуальных интернет-мемов, представленная в статье Александра Горбачева «Все развлечения «Вконтакте». Типология мемов от улыбчивого кавказца до Саши Грей». В данном случае автор унифицирует понятие мема до его самого распространенного типа – вирусной картинки. Среди таких мемов выделяются по структурным типам следующие виды.

Двусоставные – двухчастное высказывание, состоящее из завязки и панчлайна. В большинстве случаев это картинка с обрамляющим ее текстом. К такому типу относятся, например, демотиваторы – изображения с подписями, формально направленными «на создание атмосферы обречённости и бессмысленности человеческих усилий». Или популярные когда-то эдвайсы.

Персонажные – мемы, основанные на изображении какого-либо специфического персонажа, где визуальная составляющая выполняет функцию вербальной. Например, мем, изображающий актера Роберта Дауни-младшего, закатывающего глаза, – даже в отрыве от контекста он несет в себе определенный посыл (отношение ретранслятора к предмету речи, выраженное усталостью и обреченностью).

Синтаксические – мемы, основанные на повторяющейся структуре текста, в которой по смыслу меняются отдельные элементы. Например, популярный афоризм «Можно бесконечно смотреть на три вещи…» становится мемом, если последнюю часть выражения заменить чем-то другим.

Ситуативные – мемы-комиксы, которые, подобно синтаксическим, представлены типовой схемой, в которой меняются отдельные элементы. Например, комикс в виде квадрата, разделенного на четыре части, в которых обыгрывается четырехчастная сценка с политиком Владимиром Жириновским.

Компаративные – мемы, основанные на сопоставлении двух или трех изображений (мем «Ты и тот парень»).

Заключение

Если коротко, мемы — это фольклор, как современный универсальный язык.

В классическом понимании этого феномена (по Р. Докинзу), мемами могут быть те же афоризмы и поговорки, а они, как известно, являются жанрами народного творчества. Соответственно, мемы в некоторых случаях тождественны фольклору, а интернет-мемы можно назвать современным фольклором или сетевым фольклором. В таком случае, мемы, безусловно, относятся к самодеятельному искусству.

Т.Е. Савицкая в статье «Интернет-мемы как феномен массовой культуры» тоже видит черты фольклора в мемах. Она пишет о том, что мем – явление комплексное и характерное для культуры постмодерности.

Мемы могут носить индивидуализированный, абсурдистский характер оговорок и описок, различных омофонов и т.д. По мнению Савицкой, такой персонализированный и «социально заостренный» комизм мема естественно связывает его с традицией «салонного острословия» и даже обычным анекдотом.

На это обращает внимание и А. Ашкеров. Он говорит, что в меме есть что-то от народного анекдота из-за его способности к тиражированию.

«Мем – это как бы кульминация анекдота, это наиболее живая его часть, это его пружина, которая приводит его в действие», — резюмирует автор.

Используемая литература

  1. Дуглас Рашкоффа. «Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание»;
  2. статья Александра Горбачева «Все развлечения «Вконтакте»;
  3. Максим Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва»;
  4. Сайт «Мем и медиавирусы».

Приложение

мем 1

мем 2

мем 3

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Автор: Ляпина Анастасия Владимировна

Место работы/учебы (аффилиация): МБОУ «Гимназия» г. Лесосибирска, Красноярский край, 6 класс

Сегодня в обществе в условиях ускоренного темпа жизни и популярности социальных сетей передача информации становится все более краткой, четкой и наглядной, в этом помогают мемы. В них минимум текста – максимум информации. Мемы хорошо воспринимаются, легко запоминаются. Многие люди ими активно пользуются. А вот у многих взрослых, нас окружавших, мем вызывает недоумение. Почему такое название? Откуда взялся этот мем? Чем является? Неужели это новый активный способ общения? Заинтересовавшись данными вопросами, мы решили исследовать мем и его роль в жизни современного человека.

Цель: исследовать мем как один из способов общения современного человека.

Выдвинули гипотезу исследования: мем в современном мире является активным способом общения. Возможно, имеет свою интересную историю. Думаем, что учёные активно занимаются изучением этого явления. Мем имеет свои плюсы и минусы.

Чтобы достичь поставленной цели, нами были определены ряд задач, которые необходимо решить:

  • найти в разных источниках определение слова мем;
  • найти информацию о появлении мемов;
  • изучить классификацию мемов (какие существуют виды, группы);
  • провести опрос среди одноклассников и выявить роль мемов в общении подростков, виды мемов в их речи;
  • подготовить алгоритм создания мема;
  • сделать выводы.

Объект исследования: Интернет-общение, общение современного человека.

Предмет исследования: мемы, их содержание.

Практическая значимость работы в том, что исследуемый материал может быть использован на уроках русского языка, во внеурочной деятельности по предмету и просто интересен для чтения.

При исследовании использовались следующие методы: наблюдение, анализ литературы, анкетирование, анализ полученных данных, обобщение.

Актуальность: мем – это мощный инструмент современной коммуникации, который активно действует на аудиторию подростков и манипулирует общественным мнением, они являются источником информации, способом продвижения.

Смешные картинки, которые мы каждый день видим в новостной ленте, однажды породили целую огромную культуру, развивающуюся до сих пор. Несмотря на то, что мемы по большей части – это картинка или интересная тема, которую пользователи смеха ради распространяют по Сети и изменяют ее иногда до неузнаваемости, эти забавные фразы, фотографии с текстом или видео могут изменить мир и иметь огромное влияние на него.

Почему мемы — это не просто шуточки, а целая культура, которую бесполезно игнорировать, а надо изучать

Как появились мемы?

Когда интернета еще не было, прототипами нынешних мемов были анекдоты. Суть такая же: кто-то рассказал смешную шутку про Чапаева, Суворова или Штирлица, слушателю она пришлась по душе, и он рассказал ее своим друзьям. По принципу сарафанного радио изначальный вид анекдота мог измениться, его главным героем часто становился другой человек, находящийся даже в другой обстановке, но сюжет и посыл оставались прежними. Позже «прото-мемы» начали рассказывать в газетах, показывать по телевизору, и только потом они перекочевали в интернет, где получили новый формат: курьезная и необычная картинка с забавной подписью рядом.

Но мемы в современном понимании могут быть не только веселыми. Мы встречаем и грустные картинки, сопровождаемые не менее печальными подписями, мемы, заставляющие задуматься о жизни или захотеть прочитать упомянутую в нем книгу. Мемом эти картинки или видео делает не их содержание, а желание распространить материал среди максимально большого количества людей, чтобы они обратили на него внимание. Многие интернет-сообщества обладают тематикой и объединяют в себе людей с общими интересами, что улучшает коммуникацию и побуждает к созданию самого актуального мема.

Почему мемы — это не просто шуточки, а целая культура, которую бесполезно игнорировать, а надо изучать

Мемы как средство захвата сознания людей

Несмотря на всю простоту мемных картинок и видео, ученые давно планировали использовать их в качестве инструмента манипуляции сознанием людей. Ричард Докинз увидел в мемах и в том, как пользователи интернета распространяют их и изменяют, общие черты со свойствами вируса. Как и вирусные заболевания, мемы имеют огромную скорость распространения, «мутируют» и получают новые толкования, меняют изначальный смысл. Биолог заявил, что это явление Интернета можно использовать как рычаг давление на сознание людей и транслировать в их сознание идеи, переданные через мемы.

Был проведен эксперимент, в ходе которых были созданы специальные интернет-приколы и выложены в Сеть. В каждом из этих фотографий, видео или текстов был заложен определенный смысл, развитие и распространение которого хотели отслеживать ученые из Института Планка. К сожалению или к счастью, идея манипуляции разумом через мемы потерпела фиаско. Смысл, заложенный в изначальный материал, практически сразу терялся, доходя лишь до третьего пользователя. На четвертом человеке мем уже менялся настолько, что его стоковый «месседж» не проглядывался.

Исследование показало полную непредсказуемость мемов и невозможность контролировать смысл, заложенный в них, ведь каждый пользователь интернета воспринимает информацию по-своему и передает ее, уже изменив ее на свой лад.

The Familiarity Backfire Effect

Эксперимент позволил сделать исследователям еще одно, не менее удивительное открытие, получившее название, которое находится в заголовке. Это явление, при котором смысл, заложенный в мем, чаще всего менялся на полностью противоположный и действующий против изначальной позиции. Бэкфаер-эффект может произвести полностью обратное действие тому, что хотел сказать автор. Если в сеть загрузить опровержение мифа о том, что человек сможет научиться летать при помощи мусорного пакета, через некоторое время эта информация может измениться на 180 градусов, и в другом сообществе можно будет увидеть уже запись о том, что человек действительно сможет взмывать в воздух, используя простой пакет.

Непредсказуемый вектор распространения информации в мемах может навредить создателям, желающим захватить умы масс, поэтому от идеи манипуляции сознанием посредством мемов забыли.

Влияние на культуру и общество

Распространившиеся фотографии и видео не всегда созданы ради того, чтобы рассмешить обитателей интернета. Мемы создаются и для привлечения внимания общественности к актуальным проблемам. Нередко встречаются истории, когда картинка или видеозапись с призывом обратить взор на проблему приобретала огромную огласку и меняла отношение к важному вопросу.

Ярким примером является история, когда жители Соединенных Штатов Америки требовали у властей пресекать полицейский произвол и остановить насилие сотрудников в отношении граждан. В этом людям помогли картинки, где вместо Статуи Свободы на постаменте стоит полицейский с зажженной газовой горелкой.

Российский лозунг «ямы Голунов», который за время судебного процесса над опальным журналистом набрал сумасшедшую популярность, помог неравнодушным гражданам добиться у российского правительства и суда остановить дело Ивана Голунова и освободить его из-под стражи. Позже лозунг превратился в популярный мем, и картинки, созданные на его основе, можно встретить даже сейчас, спустя несколько лет после тех событий.

Самые популярные мемы в России и мире

Почему мемы — это не просто шуточки, а целая культура, которую бесполезно игнорировать, а надо изучать

Современная культура отличается скоротечностью, и то явление, которое за короткое время набрало огромную популярность, так же стремительно ее теряет и становится историей. Это касается и мемов. Каждую неделю интернет взрывается от новых пикчей или видео, они становятся объектами обсуждения и распространения, а еще через неделю о них почти ничего не слышно.

За последние 15 лет форма, содержание и подача мемов менялась не один десяток раз, поэтому назвать популярные на данный момент мемы можно лишь с прогнозом на пару недель вперед.

Конечно, есть мемы, которые стали современной классикой и запали в сердца миллионов пользователей: Ждуна, Гарольда, терпящего боль, русского кота Шлеппу, мистера Дудца и других популярных персонажей можно встретить даже через несколько лет после их пика популярности. Но большинство прикольных картинок с текстом быстро «вспыхивают» и так же стремительно «гаснут». Жизнь в обществе изменяется с высокой скоростью, каждый день появляются шокирующие или радостные новости, и мем-культура меняется с такой же скоростью, как и окружающий ее мир, отображая события с долей юмора, ведь с улыбкой на лице жить намного проще.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал.

Читайте также:

Пообщались с экспертами: где мы будем отдыхать этим летом и сколько это будет стоить россиянам

Самые громкие и некрасивые скандалы с участием детей политиков

История курса рубля в Советском Союзе: как менялись цены в СССР

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *