Эссе про наставника учителя

КОНКУРСНОЕ
ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»

Кручева Г.З.,

МОАУ «СОШ № 3», г.
Оренбург

«Педагог и наставник – учить и
учиться»

Кто такой педагог-наставник? Какова его роль в
современном обществе? Что он знает такого, чего не знают другие? Думаю, это
одни из самых актуальных вопросов как среди подрастающего поколения в сфере
образования, так и среди тех, кто посвятил всю свою жизнь профессии учителя.

По моему мнению, наставник — это человек,
который вкладывает в другого свою душу, отдаёт частичку себя, общение с которым
приносит пользу.

Наставниками становятся не сразу, каждый человек в любом деле
становится умудренным опытом постепенно, пополняя копилку знаний, приобретая
всё новые качества, развивая свои способности. Наставничество — это одна из
высших ступеней профессиональной деятельности каждого педагога.
Учитель-наставник для молодого педагога – это как первый учитель для
первоклассника, это тот, кто направляет в правильный путь, это тот, кто
формирует безукоризненную, квалифицированную личность, он всегда будет примером
для молодого поколения…

Взаимное доверие
является той основой, на которой с самого начала строятся отношения. Педагог —
наставник должен создать условия для добрых, доверительных отношений. Для этого
использовать только демократический стиль общения. Назидательный тон
недопустим, так как нужно понимать, что у твоего подопечного может быть
достаточно высокий уровень теоретических знаний. Ему не хватает в первую
очередь опыта, которым ты и должен поделиться. А ещё должен быть примером для
молодого учителя в отношениях с учащимися, с коллегами и с родителями. Ведь ещё
В.И. Даль говорил: «Наставник сам должен быть тем, чем он хочет сделать
воспитанника». Я сама человек, который беззаветно влюблён в свою профессию
и это же стараюсь привить молодому специалисту.

Я считаю, главное в работе педагога — не только
знание своего предмета, умение доступно его преподнести, но и умение любить
детей, верить в каждого из них, умение находить «жемчужину» в каждой «раковине».
Быть не только учителем, но и другом. Все трудности, неприятности,
разочарования отступают, когда видишь блеск глаз своих учеников. Их радостные
приветствия, улыбки и смех заставляют забыть обо всём, пробуждают во мне силы и
желание сделать всё, чтобы этот яркий свет, эта любовь не только никогда не
исчезали, а становились всё сильнее и ярче. И тогда я готова свернуть горы,
отбросить своё плохое настроение и идти вперёд, дарить ученикам радость
познания и помочь им поверить в себя.

      Древнеримский философ Сенека утверждал:
«Уча других, мы учимся сами». Да, учитель должен сегодня не только учить, но и
учить учиться, в том числе и у своих учеников.
Как важно выслушать, понять других,
услышать рациональные решения, подсказать, посоветовать, дать возможность
проявить инициативу – вот они, важные глаголы действия, разные грани мастерства
педагога. Я не наблюдаю, я вместе с учениками  думаю и действую… Тогда мир для
меня становится целостным, а наша совместная деятельность – полезной, любимой,
интересной и для всех полной открытий и чудес. 

Исходя из вышесказанного, с уверенностью можно
сделать выводы о том, что профессия педагога – одна из важнейших в современном
мире. Учитель – не просто профессия, это судьба! Потому, что учитель, уходя с работы,
продолжает работать. Переживать, анализировать, беспокоиться об учениках, их
успехах и поражениях. Учитель – наставник — это инженер, создающий еще никому
неведомый шедевр. Действительно, изо дня в день, по кирпичику, по капельке, по крупинке,
он вкладывает в своего ученика.
Перед учителем XXI века находится ученик
XXI века, и такому ученику скучно получать готовые формулы знаний и проверенные
жизненные постулаты. Это значит, что он ждет другого учителя – искателя,
странника, всегда находящегося в пути, готового всегда учиться…

Мой наставник.

Учительство – это искусство, труд не менее титанический, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, впрямую. Воспитывает своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.

Д. Лихачёв

Во все времена старшее поколение помогает младшему. В этом древнем процессе как нельзя лучше осмысливаются драгоценные слова «что посеешь, то и пожнёшь». Во всех толковых словарях слово «наставник» трактуется одинаково – это специалист, профессионал или опытный работник, у которого другие работники могут получить совет и рекомендацию.

В нашей городской школе, куда я, будучи молодым специалистом, окончившим педагогический факультет, пришла работать учителем начальных классов, работает замечательный педагог Успенская Инна Владимировна.

В своём рассказе о наставнике, я не зря начала именно с толкования этого слова. Ведь все характеристики определения как нельзя точно выражают деятельность Инны Владимировны. Это специалист с большой буквы, профессионал своего дела и соответственно опытный работник.

Инна Владимировна – добрейшей души человек, энтузиаст своего дела. Этот человек живет интересами и болью своих учеников.

Посещая уроки своего наставника, я черпаю для себя много нового и интересного. Эмоциональная, красивая речь заставляет внимать тому, о чем она говорит. Ее уроки, как музыка, завораживают, заставляют жить тем, о чем она говорит.

Свое человеческое тепло и свои знания без остатка отдает Инна Владимировна людям, которые окружают ее. Будь то ученики ее класса, родители или коллеги, никто не остается без внимания и чуткой заботы.

Свою педагогическую деятельность Инна Владимировна начала около 25 лет назад. Выбор будущей профессии был предопределен, с юных лет она знала, что ее цель – школа. С самого детства ее окружали замечательные педагоги. Мама – Людмила Семеновна Наяндина и дедушка – Семен Александрович Ступаков. И сейчас с гордостью можно сказать, что учительская династия имеет свое продолжение в лице Инны Владимировны.

Я бесконечно ей благодарно за участие, за все её мудрые советы, которые она давала и дает сегодня. Нелегко заслужить добрую славу, но ещё труднее сохранить ее за собой на долгие годы. И в этом отношение Инна Владимировна верна себе: она по-прежнему щедра на помощь. Нас с ней связывают не только рабочие взаимоотношения, но и дружеские. Как здорово она умеет дружить! Всегда, в любую трудную минуту она протянет руку помощи, даст мудрый и очень ценный совет.

Сегодня каждый учитель активно занимается самообразованием. Инна Владимировна постоянно совершенствует свой профессиональный уровень на курсах повышения квалификации, изучая учебно-методический материал, посещает районные методические объединения, семинары, делится опытом с учителями других школ.

Благодаря своему наставнику я с гордостью могу сказать, что профессия учителя самая важная и главная на свете!

Автор: учитель начальных классов МБОУ СОШ № 6 имени И.Т. Сидоренко – Буцанова Яна Михайловна.

Эссе Мой наставник Татьяна Васильевна.

Педагогом быть-

это призвание

И любить детей,

выбрать подход

На другом языке давать знания

превратить «подопечных« в достойный народ.

Профессия педагога — очень трудная и ответственная. И далеко не каждый может стать настоящим педагогом. Ведь умение передать свой опыт молодым, только вступающим в самостоятельную жизнь людям, — это талант.

Цель нашей деятельности- это не только вызвать у детей интерес и желание изучать иностранный язык, но и раскрыть его творческие способности. А в центре внимания современного образования, а значит и каждого педагога поставлена — личность, уважение к ней, стремление помочь ее развитию.

Творчески работающий педагог постоянно задается вопросом: как построить урок, чтобы детям было интересно учиться, а сам педагог испытывал бы моральное и профессиональное удовлетворение от своего труда.

О них можно слагать целые поэмы. Но сегодня мне хочется рассказать об одном, очень замечательном, грамотном, справедливом, порядочном человеке , с которым я встретилась, когда училась в школе. Случайно оказавшись на внеклассном мероприятие по иностранному языку, я была удивлена как педагог смог заинтересовать всех ребят, мероприятие прошло на одном дыхании, где мы чувствовали себя комфортно, интересно, легко. Татьяна Васильевна смогла «пробудить» ребёнка, зажечь в нем костер, желание узнавать новое, вовлечь в познавательную деятельность, а это возможно только через мероприятия, через приближение изучаемого материала к жизни ученика. Уже тогда она привлекла моё внимание и оставила след в душе.

Татьяна Васильевна не только хороша в работе, но и собой. Всегда ухожена, аккуратна, опрятна, удивляет своими нарядами, аксессуарами. Человек доброжелательный, отзывчивый, любящий и понимающий детей, который показывает, что быть учителем, значит быть эталоном знаний, красоты, как для детей, так и для окружающих. А как известно, без развития интереса к языку-нет успеха. Любая нетрадиционная работа, проводимая с детьми по предмету, способствует достижению высоких целей.

Татьяна Васильевна знает, как преподнести те или иные знание, очень доступно все объясняет. Яркость, красочность и разнообразность материала привлекает, заманивает ребят. Своим талантом и способностью вовлекать в мир « неизвестного» этот педагог вызывает интерес к изучению языка не только у детей, но и у родителей. Чтобы  «пробудить» ребёнка, зажечь в нем костер желания узнавать новое, вовлечь в раздумья, познавательную деятельность, есть только одно средство: интерес через содержание учебного материала, через мероприятия, через приближение изучаемого материала к жизни ученика. И только такое занятия пройдёт живо и интересно, детям никогда не бывает скучно. Поэтому разного рода нестандартные уроки, игровые ситуации и другие виды деятельности способствуют развитию познавательной деятельности.

С введением федерального государственного образовательного стандарта этот педагог смог влиться в образовательный процесс проектной технологии с использованием ИКТ. Данная технология позволяет учитывать особенности, темперамент, специфику интересов и интеллекта, потребностей и способностей учащихся. Поэтому проектная деятельность помогает педагогу сделать учебный процесс для каждого ученика значимым, в котором он получает возможность полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности, фантазию, активность и самостоятельность. Я очень горжусь, что смогла найти такого прекрасного наставника-помощника, со мной на всю жизнь останутся только хорошие и светлые воспоминания.

Можно очень много говорить и писать хорошего об этом человеке, но всё равно этого будет не достаточно, так как Татьяна Васильевна заслуживает намного больше и это не передаётся словами.

Поэтому своё эссе мне хотелось закончить простым, но замечательным высказыванием выдающего педагога ХХ века В.А. Сухомлинского:

«Без интереса к предмету методически правильно построенное занятие с изложением материала на самом высоком научном уровне, с привлечением необходимых примеров из практической жизни не даст желаемого результата. Все наши замыслы, все поиски  и построения превращаются  в прах, если у ученика нет желания учиться. А именно настоящий и талантливый, любящий своё дело педагог сможет пробудить интерес у любого ребёнка».

Юденко Татьяна Викторовна,

педагог дополнительного образования

Людиновского М БОУДОД

Дома детского творчества

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Хемчикская средняя общеобразовательная школа

села Хемчик муниципального района

 «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва»

ЭССЕ

«Я учитель-наставник»

Чанзан-оол  Окан-оол  Кууларович,

учитель физической культуры и ОБЖ

с. Хемчик-2022г.

«Уча других, мы учимся сами»

(Л. Сенека)

Кто такой учитель-наставник? Какова его роль в современном обществе? Что он знает такого, чего не знают другие? Пожалуй, это одни из самых актуальных вопросов как среди подрастающего поколения в сфере образования, так и среди тех, кто посвятил всю свою жизнь профессии учителя.   Наставниками становятся не сразу, каждый человек в любом деле становится опытным постепенно, накапливая багаж знаний, приобретая всё новые качества, развивая свои способности. Наставничество, можно сказать, это одна из высших ступеней профессиональной деятельности каждого педагога. Учитель-наставник для молодого педагога – это как первый учитель для первоклассника, это тот, кто направляет в правильный путь, это тот, кто формирует безупречную, квалифицированную личность, он всегда будет примером для молодого поколения…

Будучи учителем-наставником, я нередко оглядываюсь назад, в свой пройденный путь и понимаю то, какую неимоверную роль в моей жизни сыграл учитель физической культуры нашей родной школы, где я обучался, Баавыл Арбай-оол Кужугетович. Он был для меня тем человеком, на которого я стремился равняться. Арбай-оол Кужугетович был не только учителем в школе, но и отрадным туристом всей России. Вместе с ним все учащиеся нашей Тээлинской школы №2  каждый год ходили на пятидневные походы и обходили многие красивые уголки и местечки нашего кожууна, например, такие как Чараш-Даш, Шивилиг, Дустуг-Хем, Сарыг-Хая и др. Каждый поход оставлял после себя незабываемые эмоции и прекрасные впечатления. С тех самых пор я очень полюбил покорение красивых мест нашей Республики, нашего кожууна.  

Баавыл А. К. прекрасно ладил с учащимися, его любили все дети нашей школы, в том числе и я. Всегда относился к нему с великим уважением и почтением, он был для меня примером для подражания. Я у него научился многому. Прошли годы, окончил школу и после, в 1985 году, меня призвали служить в армии. После службы в армии, в 1988 году, свою педагогическую деятельность начал в Тээлинской средней школе №3 старшим пионер вожатым. Затем в 1989 году начал работать в Тээлинской средней школе №2 учителем ОБЖ. А в 1993 году закончил Ак-Довуракское  педагогическое  училище по специальности «Учитель физической культуры». В 2013 году заочно окончил ТувГУ по специальности «Физическая культура». Большую часть своей трудовой деятельности провел в нашей Хемчикской СОШ, где продолжаю быть учителем физической культуры и ОБЖ.

Работа с детьми увлекла, поглотила меня всецело. И вот уже тридцать лет я ношу гордое звание «Педагог».

Школа–это мой второй дом, наши прекрасные ученики, наш дружный коллектив –одна большая семья. Каждый мой прожитый день не обходится без школы. Как и свой учитель Арбай-оол Кужеготович, я всегда стремлюсь передавать свои знания и умения нашим молодым учителям, делюсь ими накопленным опытом, а они, в свою очередь, также делятся своими знаниями с нами, ведь с быстрым развитием технологий, людям старшего поколения приходится нелегко в плане пользования компьютерами, ноутбуками, планшетами и т.д. Нередко возникают вопросы, связанные с заполнением электронных журналов. В наше непростое время, во время пандемии, иногда приходится работать в дистанционном режиме, следовательно, иногда возникают некоторые трудности в проведении онлайн-уроков. А молодые учителя помогают старшим, старшие же учат молодых быть духовно-развитыми людьми. Таким образом, педагоги-наставники и молодые учителя всегда находятся в тесной связи, и самой основной целью в их профессиональной деятельности всегда будет –формирование достойной личности из своих учеников.

Цель моей педагогической деятельности состоит в том, чтобы воспитать активную, творческую личность, способную делать открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. О средствах достижения этой цели невозможно думать только в рабочее время. Этим надо жить!

Став наставником, я пытаюсь донести эти истины до моих молодых коллег. На мой взгляд, наставник не должен творить копию себя, а, уважая индивидуальность, делиться тем, что накопил.

Прежде всего, необходимо выстроить отношения доверия и взаимопонимания между наставником и молодым педагогом. Если молодой педагог доверяет тебе, то он на любом этапе возникшей проблемы обязательно спросит совета, выслушает рекомендации, проанализирует, и таким образом, найдет выход из создавшегося положения. Необходимо так представить ситуацию, чтобы молодой педагог сам нашёл правильные пути решения. А наставник только направлял и стимулировал процесс профессионального роста молодого педагога.

Исходя из вышесказанного, с уверенностью можно сделать выводы о том, что профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. Именно от его усилий зависит будущее человечества. Работа педагога не проста. Яркая, творческая, благородная, в то же время ответственная, сложная и порой даже изматывающая! Принято считать, что учитель – это тот, кто учит. Но современный учитель не только учит детей, но и сам способен учиться у своих учеников.

Учитель – не просто профессия, это судьба! Потому, что учитель, уходя с работы, продолжает работать. Переживать, анализировать, беспокоиться об учениках, их успехах и поражениях.

Учитель — наставник это инженер, создающий еще никому неведомый шедевр: нового, молодого, творческого педагога. Действительно, изо дня в день, по кирпичику, по капельке, по крупинке, он вкладывает в своего ученика всё доброе, разумное, вечное, что так необходимо молодому учителю в жизни и его нелегкой работе, что подтверждает мой многолетний опыт наставничества.

Молодой педагог, еще, по сути, сам недавний ребенок, приходит в школу с широко раскрытой душой в ожидании увидеть что-то необычное, удивительное и немедленно начать творить, созидать! И настоящий наставник, стараясь не потревожить эту детскую чистоту, начинает осторожно учить, воспитывать, развивать молодого коллегу, стараясь делать это как можно тактичнее. Очень важно, чтобы как можно дольше душа юного коллеги оставалась для вас открытой, а отношения добрыми и доверительными.

Как приятно, спустя какое-то время, увидеть, что ваши труды были не напрасны. Ваш росточек вырос и превратился в настоящее прекрасное крепкое дерево, которое готово ко всем жизненным испытаниям, которое не сломает ни одна буря. 

   Быть современным учителем-наставником трудно, но прекрасно. Наставник старается быть интересной личностью,  справедливым и строгим, понимающим, не только для своих учеников, но и для своих молодых коллег, а ещё он счастливый человек.  Ведь только у счастливого учителя могут быть счастливые ученики!    

«В мире есть две сложные вещи

— воспитывать и управлять»

Одной из самых уважаемых и одновременно сложных считается профессия педагога. Для детей воспитатель является значимой фигурой, умеющий их воспитывать и обучать жизненным премудростям. От того, кто будет воспитывать человека, зависит его будущее, его мировоззрение, его жизнь.

Педагог — это состояние души. Он дарит обучающимся тепло своего сердца. Я уверенна, вы согласитесь со мной, что педагог — это первый после мамы человек, который встречается подростками на их жизненном пути. Самое главное в этой профессии — любить их, любить просто так, ни за что, отдавать им свое сердце. Для меня профессия педагог — это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии.

К выбору профессии педагог я пришла сразу, осознавая, какая это большая ответственность перед ребятами, перед родителями, и перед самим собой. Несмотря на уверенность в себе, внутри меня был страх, ведь каждый мой ученик — это чистый лист бумаги, если напишешь с ошибкой, исправить ее в дальнейшем будет очень трудно. Мне уже не молодому, но опытному преподавателю необходим был совет педагога — наставника. Во все времена старшее поколение помогает младшему. В этом процессе как нельзя лучше осмысливаются драгоценные слова «что посеешь, то пожнешь».

Во всех толковых словарях слово «наставник» трактуется одинаково — специалист, профессионал или опытный работник, у которого другие работники могут получить совет и рекомендацию. В те далекие 90-е годы моим наставником стал замечательный человек, прекрасный классный руководитель и просто человек широкой души — Сталина Михайловна Подмозго, преподаватель русского языка и литературы школы № 82 города Уфа.

Сталина Михайловна уделяла большое внимание работе, создавая обстановку творчества и поиска в ученическом коллективе, раскрывая индивидуальные возможности каждого обучающегося. Она профессионал своего дела, проводник достижений педагогической науки и практики. Глубокое знание методики и психологии с учащимися 5-10 классов помогало ей создавать условия для всестороннего развития нас, искать нестандартные пути решения поставленных задач. И именно о ней, как о своем наставнике, я хочу рассказать.

Сталина Михайловна Подмозго не считалась со временем, охотно делилась своим опытом, учила быть не пассивным наблюдателем, а активным другом и партнером в работе уже теперь с моими студентами. И хотя мне недолго довелось работать под ее руководством, я всегда с благодарностью и теплом вспоминаю ее за «фундамент», который она заложила в моих знаниях и умениях педагога сначала в школе, а затем в техникуме. Умела сделать замечания так, что это не казалось обидным. Учила быть бодрой, энергичной, оптимистично настроенной, ведь они очень чутко чувствуют твое настроение. И я с благодарностью учитывала все ее пожелания и наставления. Сталина Михайловна дала мне понимание того, что воспитатель должен уметь все: петь, танцевать, декламировать правильную речь, владеть правила хорошего тона. Я, в то время, как начинающий молодой специалист, у которого не было опыта работы с учащимися, нуждалась в поддержке со стороны опытного педагога, порой даже в мелочах терялась, но мне было комфортно постоянно ощущать её надёжное плечо, я знала, что с любым вопросом могу подойти к своему наставнику, который мне поможет.

Свой рассказ, я не зря начала именно с толкования слова «наставник», ведь все характеристики определения как нельзя точно выражают деятельность Сталины Михайловны. Это специалист с большой буквы, опытный педагог. Она на протяжении 40 лет отдавала всю себя благодарным ученикам. Наша школа № 82 г.Уфы была одной из лучших в нашем Черниковском районе. О Сталине Михайловне можно сказать, что она золотой души человек, образец трудолюбия, терпения, самопожертвования, творчества и оптимизма.

За добросовестный труд С.М.Подмозго награждена значком «Отличник народного образования». В настоящее время Сталины Михайловны нет в живых, но мы, её ученики, помним и чтим эту великую женщину и замечательного педагога — наставника.

Благодаря своему наставнику я с гордостью могу сказать, что профессия педагог — самая важная и главная на свете! Результаты моей профессиональной деятельности — это труд моего наставника Сталины Михайловны Подмозго. Спасибо педагогу — Наставнику!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *