Эссе про трудного подростка

Областное
государственное специальное (коррекционное) образовательное казенное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 2
г. Ангарск

Эссе
на тему:

«Мой
взгляд на проблему

«трудных
детей»

Дягилева
Наталья Леонидовна

2014
год

            Я
всегда думаю над этим странным выражением «Трудные дети». Особенно, если
вспомнить, что говорят: «Дети – цветы жизни», «Дети – это дар».

В последнее
время проблема общения с «трудными» детьми стала чрезвычайно актуальной.
Происходит это потому, что численность таких детей неуклонно растет. Если в 90
годы «трудными»  детьми становились по преимуществу подростки, то теперь дети
попадают в данную категорию нередко уже в возрасте 7-11 лет, а может и меньше.

Сейчас
очень много говорят о том, что нынешнее поколение детей — это трудные дети.
Современная педагогика слова «трудные дети», «трудный ребёнок» старается
использовать как можно реже, заменяя их словами «дети группы риска»,
«педагогически запушенные дети», «социально запущенные дети» или «дети
нестандартного поведения», «учащиеся с проблемами».

Я проанализировала,
что ребенок на каждом возрастном этапе преодолевает трудности, то всех детей
можно называть трудными в какой-то момент, но все-таки такой термин применяют
лишь к тем детям, проблемы которых никогда не прекращаются и не зависят от
возраста.

Трудные
дети не желают учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям,
воспитателям  авторитет сверстников завоевывается с помощью физической силы.
Именно такие дети чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще
всего отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях  мы часто
наблюдаем, что дети «уходят» из школы — интернат, он сближается с другими
«отверженными». Дети  зачастую бывают грубыми, циничными, не умеют соотносить
свои поступки с нормами поведения. Мальчики часто вспыльчивы, возбудимы. Они
легко вступают в драки, могут стать мстительными, злопамятными, проявить
жестокость, но это является маскировкой.    

Особо негативную роль играет отсутствие единства требований
со стороны учителей и воспитателей. Ребенок не желает выполнять их требования,
тем более что они бывают иногда полярными.

  Также причиной «отверженности» может служить хроническая
неуспеваемость. Это порождает отвращение к учебе, стремление самоутвердиться
другим способом. Ребята не способны устоять перед дурными примерами и в
асоциальных компаниях легко адаптируются. Начинают курить, выпивать, употребляют
наркотики, охотно включаются в авантюры.

С какими
же проблемами сталкивается воспитатель при работе с подростками?    Я выделила
три основные проблемы, с которыми столкнулась сама. Это известные моменты, и я
не открою Америки, говоря о них.

Во-первых,
с началом интенсивного физического и физиологического созревания у подростков
заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости. Но хотя
стремление и проявляется, еще недостаточно сформированы навыки самостоятельной
деятельности, их надо последовательно развивать и укреплять. Здесь очень хорош,
на мой взгляд, ролевой компонент – когда у каждого ребенка в классе есть своя
роль, функция, свои обязанности. Но распределив обязанности, важно
контролировать их исполнение. Без контроля может ничего не делаться, так как в
этом возрасте происходит потеря активности (особенно в общественных, школьных
делах). Нередко можно услышать выражения типа: «Только не я», «Я не буду»,
«Почему я?» и т.п.

Во-вторых,
отношения с взрослыми значительно усложняются: подросток преждевременно
начинает считать себя уже взрослым, требуя соответствующего с собой обращения
как со взрослым человеком. У ребенка нередко возникают разные виды протеста,
неподчинения, непослушания, которые проявляются в открытом неповиновении, негативизме.
Часто данные конфликты возникают по причине расхождения мнений о правах и
обязанностях детей и взрослых. Отсюда склонность спорить, оспаривать слова
взрослого, агрессивно воспринимаются нотации, нравоучения. разговоры.

Снятию
данных межличностных конфликтов между подростком и взрослым, на мой взгляд,
может способствовать установление доверительных, дружеских взаимоотношений,
взаимного уважения между ними. Созданию таких отношений помогает, по мнению
психологов, изменение стиля общения, изменение отношения к подростку, обращение
к нему с серьезными просьбами в разных делах или, если приказы, требования
вызывают протест,  можно заменить их на совет или ненавязчивое предложение
прийти на помощь. Это принесет больше результатов.

Но вместе
с этим нельзя, конечно, забывать, что дети еще далеко не во всем отвечают
требованиям взрослости, поэтому нужен постоянный контроль за ними и их
поступками. То есть, давая им право выбора, свободы действий, поручая им
серьезные дела, нужно внушать подростку чувство ответственности за свои
поступки, принятые решения.

В-третьих,
не только с взрослыми усложняются отношения у подростка, но и со сверстниками.
Группа редко представляет собой единое целое: он состоит из отдельных
микрогрупп, созданных по интересам. В отношениях со сверстниками  возникают
конфликты, нередко можно слышать оскорбления и сквернословия. Через это дети стараются
казаться взрослыми. В это время важно говорить о культуре взаимоотношений, о
взаимоуважении, толерантности, о добром отношении к другому человеку, личности.

Американский
психолог Адлер считал, что одна из самых лучших мер, предотвращающих проблемы
трудных детей, является культивирование дружбы, то есть детей следует учить
быть хорошими друзьями и товарищами по отношению к окружающим, учить более
адекватному и гуманному пониманию других людей. Отсюда проведение бесед,
тренингов, часов общения о дружбе, культуре общения, этикете и т.п.

Это далеко
не все проблемы, с которыми сталкивается воспитатель при общении, работе с
подростками. Да, возраст действительно самый трудный и сложный из всех детских
возрастов. Плюс – это и самый ответственный период, так как здесь складываются
основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе,
людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируется черты
характера и основные формы межличностного поведения. Поэтому важно, чтобы в
этот период рядом с ребенком были воспитатели, психологи, социальные педагоги,
которые в любую минуту готовы прийти на помощь. Но, чтобы ребенок обратился со
своей проблемой именно к вам, нужно изначально строить процесс воспитания на
чувстве сотрудничества, сотворчества и товарищества, как между самими детьми,
так и между воспитателем и ребенком.

И основной
принцип, которым, на мой взгляд, нужно руководствоваться в воспитании
подростков — это принцип уважения, понимания их и их проблем. Как писал
Радзиховский (исследователь подросткового возраста): «Уважение к личности
подростка – основа успешности его изучения и воспитания».

Трудные
дети, они совсем другие, не такие как все. И чем старше, тем видней разница,
тем трудней их принимать. Но их надо принимать именно такими. А для этого их
надо понять. А чтобы понять, их надо узнать. Узнать, чтобы полюбить. Без любви
воспитание не возможно! Чаще с нескрываемым интересом и любопытством надо
задавать детям вопросы: «Что читают? Что модно? Что означает это новое слово?»
Надо уметь разговаривать на «их языке», не допуская панибратства и
фамильярности. Оставаться культурным Человеком, Воспитателем, стоящим чуть-чуть
выше, но так, чтобы детям захотелось подняться, дотянуться рукой до тебя. Не
забудем протянуть им свою руку…

Для
воспитания трудных детей нужно большое сердце, способность к общению, к
признанию равенства душ. Когда ребенок в школе, в нем как бы два существа он
один: и он один из тысячи других детей. Как один из тысячи, он подлежит
управлению. Как один, как человеческая душа, он управлению не поддается —
только бесстрашному общению.

В ребенка
необходимо верить — это главное!

Эссе  «Мой самый «трудный» ученик».

Трудный ученик … Я много раз слышал это сочетание слов, но как-то не вникал глубоко в это понятие, пока не стал классным руководителем. Судьба «подарила» мне такого ученика, и я невольно стал размышлять о том, чем он отличается от основной массы учащихся, как мне вести себя с этим ребёнком (теперь уже подростком).

Обычно, к категории “трудный” ученик относят детей и подростков, с которыми нелегко общаться педагогам, которые не прислушиваются к наставлениям взрослых. Трудный ученик — это ученик, с которыми сложно найти общий язык не только учителям, но и родителям, порой даже одноклассникам, сверстникам. В обществознании есть такое понятие: “девиантное поведение”. Наблюдая за учащимися, я пришёл к выводу, что поведение «трудных» учеников часто бывает именно таким. Как правило, эти дети склонны к правонарушениям и отстают в учёбе, хотя являются способными и во многом талантливыми детьми.

Как учитель, я понимаю, что причины, влияющие на поведение ребёнка, могут быть разные: социально-экономическая нестабильность общества или усиленное влияние псевдокультуры, порой это просто несоблюдение моральных норм внутри семьи. Многие факторы приводят к изменению в содержании ценностной ориентаций молодого человека. На мой взгляд, очень важна атмосфера, царящая в семье, именно в семье с раннего детства закладываются основы поведения. А неблагоприятные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля за поведением детей, чрезмерная занятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства, эпидемия разводов — это самые распространенные проблемы семей двадцать первого века, которые ведут к серьёзным проблемам в поведении ребёнка.

Как помочь ребёнку (подростку) социализироваться в обществе? Что посоветовать его родителям? Как вести себя с ним учителям? Теоретически я знаю и знал ответ на эти непростые вопросы, но когда я стал классным руководителем 5 класса, то одной теории оказалось недостаточно. Пришлось на практике постигать все сложности воспитания и обучения «трудного» ребёнка. Из моих воспитанников сразу выделился один ученик, как раз относящийся к типу «трудных» учеников, для которых характерна низкая успеваемость, недисциплинированность, склонность к рискованным развлечениям, отсутствие твёрдых принципиальных установок. Прежде чем что-то предпринять, я проанализировал характеристику ученика, его успеваемость за прошлые годы и, конечно, побеседовал с его  учителем начальных классов. Это информация подтвердила мои опасения, что ученик и правда девиантный. Следующим моим шагом было знакомство с его родителями: я надеялся найти в их лице союзника. Зная, что любому родителю неприятно слышать плохое о своих детях, разговор начал о хороших сторонах мальчика. Затем деликатно попросил о том, чтобы они старались больше внимания уделять сыну, следили за выполнением домашних заданий, интересовались поведением на уроках и внеурочное время, знали, с кем дружит и как проводит свободное время их ребёнок. Родители во всем со мной согласились и подтвердили, что обязательно последуют моим рекомендациям.

Прошел месяц, второй, а положительных изменений ни в учёбе мальчика, ни в его поведении не происходило. Я был молодым, начинающим классным руководителем, а опыт приходит со временем. Я понял, что выход из сложившейся ситуации придётся находить мне без помощи родителей, что инициативу нужно брать в свои руки, и начал действовать.

Первое, что я сделал, – это установил причины неуспеваемости мальчика по различным предметам. Нетрудно было заметить, что он не выполнял домашние задания, на уроках был невнимателен, конфликтовал с учителями и одноклассниками, порой проявлись странности в поведении. К тому же его незаинтересованность, узость мышления, отсутствие познавательных интересов приводили к серьезным трудностям в усвоении учебного материала. Совокупность этих качеств определили отрицательное отношение ребёнка к знаниям, к школе, к учителям, а также у него появилось стремление оставить школу.

Меня, как учителя и классного руководителя, мучал вопрос: как предотвратить «смысловой барьер» и вернуть утраченный мальчиком интерес к учёбе? После долгих размышлений (я обращался и к специальной литературе!!), пришёл к выводу, что воспитательное воздействие должно найти выражение в той сфере, которая для ребенка представляет большой интерес. Найти эту сферу было совсем непросто. Из разговора с учителями-предметниками выяснилось, что никакой школьный предмет мальчика особо не интересовал. По моему мнению, таким трудным ученикам, как он, в школе привлекают такие предметы, как: физкультура, уроки технологии. Но мой ученик и здесь был исключением!!! Когда я уже в отчаянии подумал, что я не смогу справиться с этим заданием, то решение пришло само собой.

Однажды играя в футбол в школьном спортзале со своими коллегами, я заметил, что Серёжа (назовем его так), с интересом наблюдает за нашей игрой и даже старается подсказывать. Тогда я подошёл к нему и предложил сыграть с нами. Он как-то растерялся, засмущался, но быстро взял себя в руки и согласился.

   Серёжа играл достойно, многим сверстникам было далеко до него. Он очень гордился этим. После окончания игры я сказал ему, что мы ещё не раз сыграем, что ему чуть-чуть стоит потрудиться — и мы возьмём его к себе в команду. На следующий день, к удивлению всех учителей, Сергей пришёл в школу с выполненным заданием, на уроках сидел тихо, выражение лица его было задумчиво. После уроков он подошёл ко мне и поинтересовался, когда будет следующая игра. Это означало, что «психологический барьер» между нами снят и у нас появилась общая тема для разговора. Наши встречи в школьном спортзале продолжались в течение всего учебного года.  Поведение Сергея на уроках заметно изменилось, хотя говорить о том, что и с учёбой всё наладилось, нельзя (сказались несколько лет «ничегонеделания»). Но лёд тронулся!!!

И сейчас, по-моему, когда образовалась эта пока ещё тоненькая ниточка общения и взаимопонимания, очень нужна помощь учителей (возможно, дополнительные занятия с Серёжей по предметам), помощь родителей в учёбе (может быть, даже нужны репетиторы, для того чтобы восстановить глубочайшие пробелы в знаниях), необходимо вовлечение его во внеклассную работу. Когда Сергей поймёт, что он не один, что рядом есть те, кто всегда поддержит, что его любят и переживает за него, у мальчика (а сейчас уже у юноши-подростка) повысится самооценка и появится стимул к освоению новых знаний. И возможно, через несколько лет мы, глядя на уже взрослого реализовавшегося в жизни мужчину, будем с удивлением вспоминать, что когда-то он был «трудным ребёнком!» Жизнь покажет …

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/350460-jesse-trudnyj-uchenik

Они вызывающе одеваются и грубят, слушают ужасную музыку и не знают, кто такой Ленин, они требуют денег на дискотеки и игнорируют чувства близких, у них проблемы с учёбой и алкоголем, сексом и наркотиками; они могут довести папу до бешенства, маму до слёз, а бабушку до инфаркта, они не собираются прислушиваться к вашему мнению, и что самое главное – они не собираются раскаиваться! Это – трудные подростки.

Многие семьи знают, что это такое. Редакторы газет размещают статьи на тему подростковых культурных течений, педагоги стремятся сделать вид, что их нет, родители наговаривают сотни часов бесполезных и нравоучительных речей, спортклубы напрасно стараются привлечь их к культуре здоровья. Трудные подростки не собираются прислушиваться к вам, сколько бы у вас не было денег, как бы Вы не умели плавать или тягать штангу, каких бы высот в политике или культуре вы не достигли. У них на всё есть своё мнение, и для них совершенно неважно, что они не могут подтвердить и доказать его никакими аргументами. Они признают только свои желания; если они и раскаиваются – то только затем, чтобы получить от вас деньги и затем обмануть ваши ожидания. Иногда вы, возможно задумываетесь – кто же кем управляет: родители – ими, или же они родителями; по результату последний довод кажется пугающе верным.

Почему они становятся «трудными» ? Как из вчера ещё милых, таких смешных и забавных детей возникают эти ужасные трудные подростки? Думаю, мы сумеем объяснить вам это. Равно как и то, что делать родителям, если вчера любимый ребёнок сегодня стал необъяснимо «трудным» .

Трудный подросток – это в недавнем прошлом милый ребёнок, родители которого, не подозревая об этом, допустили множество стратегических и тактических ошибок в его воспитании. 2/2

Показать ещё

В наши дни подростком быть не легко. Мир уже смотрит на тебя как на взрослого, а ты еще по многим показателям — почти ребенок. Подростковый период не зря называют сложным.

Последние исследования доказали, что у подростков некоторые отделы мозга все еще продолжает развиваться, в связи с чем они не испытывают некоторых чувств, например, способности сопереживать. Неспособность понять чужое горе происходит вовсе не по причине черствости, просто та часть мозга, которая отвечает за проявление этого чувства, пока не активна. А все окружающие твердят в один голос: «ты эгоист, ты не думаешь ни о ком, кроме себя». А между тем эта часть причиняет подросткам большие неудобства: они едва могут контролировать свои эмоции, поэтому у них часты перепады настроения. Почти все эмоции новы для них и у них пока не было возможности разобраться в себе.

Попав в любую среду, кроме своих друзей-одногодок, подростки чувствуют на себе враждебные взгляды: за то, что они любят собираться стайками, за то, что шумят, наконец, за то, что они инстинктивно пытаются найти себя, вырвавшись из-под опеки родителей.

Пройдет время о подростки перерастут свой возраст, станут более мягкими и дружелюбными, более сочувствующими и добрыми. Взрослым нужно только научиться ждать.


­Пример сочинения 1

День, когда ребенок становится подростком, является очень важным периодом в его развитии. Ведь он берет на себя ответственность за поступки, которые совершает, то есть прибегает к самостоятельности. Тяжело или трудно будет ему в этот момент – зависит только от него.

Характер, сформировавшийся, к концу периода детства человека и будет помогать ему в юношестве, а так же на протяжении всей жизни. Если родители и сам человек не смогли вовремя воспитать в его душе твердость, решительность, самостоятельность, то ему, возможно, будут непонятны многие вещи, и будут казаться сложными, самые простые незаурядные ситуации.

Подросток, способный рассмотреть и проанализировать ситуацию с разных сторон, легко будет справляться с задачами, поставленными перед ним. Из всего сказанного, можно сделать вывод о том, что только от самого человека зависит, на сколько, легко или трудно будет проходить каждый период его жизни. Юноша или девушка, стремящиеся к самореализации в жизни, не будут иметь трудностей перед поставленными целями, ведь они знают, что им необходимо, для достижения положительных результатов, перед какой-либо задачей.


Пример сочинения 2

Легко ли быть подростком? Этот вопрос занимает всех. И у каждого на него свой ответ. Попробуем разобраться.

С одной стороны подростком быть нелегко. У большинства школьников расшатана нервная система, они принимают всё слишком близко к сердцу. Чувствуют себя одинокими и недопонятыми.

На многих лежит большая ответственность: присмотр за младшими, непонимание взрослыми, огромная нагрузка в школе, предстоящие экзамены. Одна из малоприятных черт подростков – резкие перепады настроения. Вот только что он был веселым, улыбался, шутил, принимал активное участие в беседе и вдруг притих, нахмурился, не отвечает на вопросы и просит его не трогать. Врачи объясняют это так: тело уже выросло, а гармонии и баланса в организме еще нет. Всё стабилизируется годам к 20-ти, но этого не понимают (или забывают об этом) ни ребята, ни родители, ни учителя. Трудно сказать, кто конкретно виноват в депрессиях подростков. Возможно, от них много требуют. Некоторые хотят вырастить гения, и никто не спрашивает ребенка, а хочет ли он им быть? А главное – может ли?

В таких ситуациях, как бы подросток ни старался, родителям всегда мало. А тем временем начинают появляться мысли: «Может, я недостаточно умен? Кому я вообще нужен?» Порой настроение бывает очень тяжелым и даже опасным. Ежегодно каждый двенадцатый подросток в возрасте от 15 до 17 лет пытается свести счеты с жизнью. Это неумолимая статистика. С другой стороны, это замечательный период у каждого человека.

Во-первых, материальные проблемы не волнуют, так как обеспечение полностью на родителях. Они стараются выполнять все прихоти, покупают бесконечное количество гаджетов, чтобы ребенок не чувствовал себя белой вороной среди друзей.

Во-вторых, это возраст, когда мы начинаем задумываться о нашем будущем, строим планы и ставим цели. Так легко ли быть подростком? Нелегко, но интересно, волнующе. Ведь это время дружбы, любви, открытий, приключений, великолепное чувство свободы и взрослости. Надо только постараться не испортить это время глупостью и плохими привычками.


Пример сочинения 3

Подросток – это человек, превращающийся из ребенка во взрослого. Легко ли проходит этот процесс? Нет! Очень и очень тяжело! Настроение постоянно меняется, хочется то смеяться, то плакать; то скакать до потолка, то лечь, отвернуться к стене и тихо умереть. Да, да, мысли о смерти часто посещают подростков. Я знаю это по себе и по своим друзьям. Нам вечно кажется, что нас никто не понимает. Особенно родители. Мама и папа, которые еще вчера были самыми любимыми и дорогими людьми на свете, вдруг превращаются во врагов. И ты грубишь им, хамишь, огрызаешься. А в минуты просветлений винишь себя за это и плачешь. Но гордость не дает просто пойти и попросить прощения, обнять, поцеловать… 

А еще хочется все решать и делать самим – не спрашивая у взрослых. Но легко ли подростку быть независимым? Сочинение на эту тему можно писать вечно… Родители, конечно, переживают за нас и запрещают гулять до 12 ночи, лазить на крыши, самостоятельно решать куда и с кем ходить. А нас это бесит, раздражает. Хочется сделать наперекор. И мы делаем, чем причиняем родным большую боль. А когда попадаем в неприятные ситуации из-за своего стремления к независимости, ищем у них помощи. Потому что, да, мы уже не дети. Но ведь еще и не взрослые, чтобы решать серьезные проблемы.

Такие вот вечные противоречия. Такое получилось у меня мини-сочинение на тему «легко ли быть подростком». Надеюсь, тот, кто его прочтет, сможет нас хоть немножко понять. И простить наши глупые поступки. Мы не плохие… Мы просто неуклюжие и странные – как тот гадкий утенок из сказки. Но пройдет немного времени, и мы обязательно превратимся в прекрасных белых лебедей!

Жизнь подростка очень сложна. Это трудный возраст, в котором стоит ожидать много проблем. С ними очень тяжело справиться одному.

Большинство взрослых людей говорят, что жизнь подростка легка, потому что они живут в доме родителей, где их материально поддерживают. Но это не так, потому что помимо этого, у подростков очень много трудностей.

Проблемой, в данном возрасте, является непонимание между ребенком и родителями. В большинстве случаев подростки просто хотят казаться взрослыми и поэтому ведут себя агрессивно и выражают протест. Они

не хотят подчиняться своим предкам, потому что считают себя взрослыми.

Я считаю, родители должны беседовать с ребенком и поддерживать его во всех начинаниях, чтобы он чувствовал свою значимость в жизни.

Еще одна из самых важных проблем подростков – образование. Не каждый может определиться с будущей профессией. Данная ситуация вызывает множество размышлений и споров с родителями. Мне кажется, родители не должны настаивать на определенном решении.

Необходимо предложить ребенку варианты, а выбирать только ему. Потому что, если отец

или мама скажет, что их чадо будет учиться там, где хотят они – возникнет конфликт. Также, одной из важных проблем является внешний вид подростка. Многие девочки в этом возрасте считают, что они не красивы, имеют лишний вес.

Именно поэтому они сидят на диете и наносят на свое лицо кучу косметики. В таком случае, маме нужно поговорить со своей дочерью и объяснить ей, что она красива, чтобы дочь поверила в это и перестала худеть.

Подростковый возраст несет за собой жестокость и боль. Именно в этом возрасте многие встречают свою первую любовь. Чтобы чувства были взаимны, они готовы сделать огромное количество необдуманных поступков, чтобы доказать свою любовь.

Личная жизнь должна быть у каждого. Она влияет на поведение, характер, поступки и, конечно же, на учебу. Обычно, родители против отношений в этом возрасте. Многие подростки часто слышат подобную фразу: “Сначала отучись, а потом уже люби”.

Родители не понимают своих детей. Они отказываются слышать о том, что их ребенку нравится противоположный пол. Я считаю, каждый человек имеет право на личную жизнь.

У каждого взрослого человека, в свое время, была первая любовь. Может быть, к сожалению, она закончилась еще в далекой юности, а может, идет рядом спустя многие годы. Поэтому, подросткам свойственно влюблять и ошибаться.

В заключение, хотелось бы сказать, что у каждого подростка свои проблемы, но в большинстве случаев они схожи. Чтобы справиться с трудностями, необходимо разговаривать о них с людьми, которым ты доверяешь, чтобы тебе дали совет.

Loading…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *