Эссе про туву

Эссе на конкурс по истории Тувы

Скачать:

Предварительный просмотр:

Эссе

Что такое Тува?

Тува – очаровательное место, с прекрасными долинами, глубокими реками и озерами, высокими горами и с удивительной историей. В Туве проживают много народов.

Территорию Тувы населяли тюркские кочевые племена. Это были предки тувинцев. Раньше тувинцы делились на восточных и западных. Большую роль играло собирательство кореньев, орехов и трав. Они занимались скотоводством, земледелием, охотой, созданием войлочных изделий и ремеслом. Традиционное тувинское жилище – юрта. Достояние тувинского народа – горловое пение. Религия тувинцев тесно связана с шаманизмом. У тувинцев много традиций.

В середине 1921 года тувинские революционеры, поддержанные РСФР, приняли решение об образовании ТНР. Были приняты флаг, герб, утверждены золотой запас, бюджет и полномочные представительства в СССР и МНР. 25 июня 1941 года ТНР вступила во Вторую мировую войну на сторону СССР и стала первым государством, официально вступившим союзником СССР против гитлеровской Германии. С июня 1941 года по август 1944 года Тувинская Народная Республика поставила в СССР 50 тысяч коней, а также около 750 тысяч голов скота. В течение войны Тува поставила Советской армии 52 тысячи пар лыж, 10 тысяч полушубков, 19 тысяч пар рукавиц, 16 тысяч пар валенок, 67 тонн шерсти, 400 тонн мяса, ржаной, ячменной муки и топлёного масла, а также десятки тонн мёда, плодово-ягодных консервов и концентратов, рыбных изделий, тонны перевязочных бинтов, лекарств нетрадиционной медицины, воска и смолы. Кроме этого, Украине по окончании войны подарено 30 тысяч коров, с поголовья которого началось послевоенное возрождение украинского животноводства. В распоряжение СССР был передан весь золотой запас республики. 1942 году правительство СССР разрешило принимать на военную службу добровольцев из Тувы. Ранее была объявлена мобилизация в Красную Армию русскоязычных граждан. Добровольцы вступили в её ряды. Всего за годы войны в рядах Красной Армии служили до 8 тыс. жителей Тувинской Народной Республики и Советской Тувы, многие из них за боевые заслуги награждены орденами и медалями СССР и Тувинской Народной Республики.

Примеры из текста стали убедительным доказательством того, что у Тувы не только красивые места, но и заслуживающая внимания история. Очень хотелось бы, чтобы народ знал историю своей малой Родины и не забывал традиции своего народа.

Сочинение «История Тувы»

Тува или Тыва, или же Тувинская республика… Она расположена в «сердце Азии», то есть занимает географический центр континента. Ее столица, город Кызыл, на карте стоит ровно в точке данного центра… Это многолетняя обитель тюркских народов.

«Дикая» Сибирь уже более полутора тысячелетий не является дикой. Здесь действовали независимые тюркские государства: дин-линов, енисейских кыргызов, Во главе их стояли ханы, беки, каганы, иналы и прочие правители…

Тувинцы активно общались (а иногда и вступали в военные конфликты) с соседями: древними китайцами, уйгурами, различными тюрками… Побывали они и в составе Монгольской империи, и маньчжурской империи, позже вошли под протекторат России.

До 1944 года Тыва была независимой народной республикой Танну-Тува. В 1944 году ее правительство приняло решение о присоединении Тувы к Советскому Союзу.

Сегодня Тыва – автономная республика Российской Федерации. Ее история и традиционная культура интересны и экзотичны, непривычны для русского человека. В их изучение можно нырнуть с головой и не выныривать: так много полезного и удивительного в традициях и фольклоре тувинцев…

Здесь бок о бок жили русские староверы с тывинскими язычниками, здесь сильны корни шаманизма, но и исторически широко распространен буддизм, ламаизм. Не зря в Национальном музее Алдан-Маадыр очень много красочных экспонатов посвящено буддизму.

Лично меня в культуре моей родной Тывы больше всего очаровывают народные сказки – их рассказывали мне в детстве. О шаманах да батырах, о кузнецах да прекрасных сибирячках… А еще я влюблен в народные промыслы Тывы, ремесла… Наверное, нет красивее в мире домашнего устройства, чем скромное и при этом великолепное устройство традиционной юрты тувинцев: яркие коврики, разноцветные расписные сундучки, деревянные шкафчики аптара, украшенные орнаментом…

Тува сегодня и завтра Дипломант конкурса Тува сегодня и завтра

Contest diploma winner

Tuva today and tomorrow

K. S. Tyutrina

При выборе темы данного эссе мне не пришлось долго сомневаться. Я, коренная жительница Владивос­тока, бывала в Туве лишь однажды: летом 2008 года, в течение двух недель. Конечно, этого маловато для глубокого понимания индивидуального характера богатой культуры республики, но вполне достаточно для того, чтобы проникнуться ее неповторимым очарованием и заразиться неудержимым желанием непременно вернуться сюда в будущем. Первое впечатление всегда самое яркое. Именно оно – мое первое впечатление о Туве – и легло в основу данного сочинения.

Устуу-Хурээ

Так случилось, что едва соприкоснувшись с Тувой, я попала в самую гущу культурных событий. «Если вы интересуетесь культурой Тувы, –сказала мне В. Ю. Сузукей, – то обязательно должны побывать на музыкальном фестивале «Устуу-Хурээ». Я решила непременно воспользоваться советом.

Устуу-Хурээ – буддийский храмовый комплекс, основанный во второй половине XIX в. и разрушенный в советское время. Этот храмовый комплекс был и остается крупнейшим в истории Тувы, и, наверное, поэтому вопрос о его восстановлении нашел такой широкий отклик у тувинского народа. Строительные работы, проходящие в настоящее время на территории храма, можно по праву назвать «народной стройкой»: в реконструкции участвует большое число добровольцев. Средства на строительство собирались почти десять лет и только в 2008 году начались непосредственные работы. Одноименный фестиваль, организованный в поддержку возрождения, реконструкции храма, ежегодно собирает десятки участников.

X Международный фестиваль этнической музыки и веры «Устуу-Хурээ» прошел с 15 по 19 июля 2008 г. в г. Чадане (Дзун-Хемчикский кожуун). Среди участников много иностранцев, но удивляет не сам факт их желания преодолеть огромное географическое расстояние и принять участие в музыкальном празднике; удивляет тотальное желание преодолеть этнические границы и стать частью тувинской культуры. Среди таких музыкантов встречаются и европейцы (норвежцы, голландцы), и канадцы, и американцы. На фестивальную сцену они выходят непременно в тувинском национальном костюме и обращаются к публике перед выступлением исключительно на тувинском языке, независимо от уровня владения. Такие вступительные слова в некоторых случаях вызывают тихие смешки у тувинцев (если уровень владения языком невысок), в других – одобрительные кивки (если уровень владения настолько хорош, что даже удивляет). Все они готовы брать высокооплачиваемые уроки у тувинских музыкантов, которые в свою очередь очень охотно эти уроки дают.

Однако на этом желание иностранных музыкантов проникнуть в тувинскую культуру не исчерпывается. Особенно увлеченные музыканты вступают в брак с тувинками, тем самым образуя интернациональные семьи. Так, например, американец Шон живет в Туве уже не первый год, женат на тувинке, имеет в браке детей и не просто исполняет тувинские песни на национальном языке, но даже является единственным иностранцем – членом Национального оркестра Республики Тыва. Пример Шона не является единичным. Думаю, уже можно делать выводы о том, что имеет место некая тенденция.

С каждым годом фестиваль «Устуу-Хурээ» привлекает все больше и больше участников и гостей со всех уголков света. Не остаются в стороне и спонсоры. В целом фестиваль способствует не только сохранению традиционной музыки и консолидации тувинцев, но различным межкультурным контактам.

«Тувинское время»

Темпоральные представления являются одним из основообразующих факторов традиционной духовной культуры. Они формируют отношение человека к работе, отдыху, к различного рода деятельности. Глобализированное пространство и общество диктуют свои нормы отношения ко времени. Основной современный принцип – «время – деньги» – требует очень высокого темпа жизни, к которому стремится каждый деловой человек. Удивительно, что современные тувинцы являются своеобразным исключением из общих тенденций и вопреки всем глобальным процессам культурной интеграции проявляют особые черты в своей духовной культуре, что особенно четко прослеживается на примере феномена, который сами тувинцы иронично называют «тувинское время».

Идиому «тувинское время» я впервые услышала из уст одного из идеологов и бессменного ведущего музыкального фестиваля Устуу-Хурээ Андрея Чымба. Звучало это примерно так: «Уважаемые гости и участники фестиваля! Я понимаю, что сейчас все мы находимся в Туве, и «тувинское время» властвует над нами, но, тем не менее, я призываю вас приложить все усилия к тому, чтобы мы начали концерт вовремя». Казалось бы, ведущий просто хочет привлечь внимание к уникальности мероприятия и места его проведения. Но нет: в первый же день конкурсная программа фестиваля была задержана примерно на час. На второй день стало ясно, что эта задержка является скорее тенденцией, чем случайностью, а «тувинское время» – не мифом, а реальностью. Интересно, что под эту «особенность протекания времени» очень быстро подстраиваются и гости Тувы. Наблюдения показали, что не только тувинские исполнители не спешили на сцену, но и их славянские коллеги, не говоря уже о зрителях, которые начинали занимать свои места не ранее чем через 40 минут после официально заявленного времени начала. Регламента времени, отведенного на выступление каждому конкурсанту, также никто не придерживался.

Конечно, особенности темпорального поведения музыкантов и зрителей можно было списать на особую фестивальную реальность, отличную от профанных будней. Но гипотеза о том, что в обычной жизни тувинцы более бережно относятся ко времени, была разрушена. Наблюдения, проведенные в г. Кызыле в рабочие дни, показали, что реальное время работы того или иного заведения значительно отличается от указанного на вывеске. Например, на вывеске Национальной библиотеки им. А.С. Пушкина указано начало работы 9.00. Но работники этой библиотеке обязательно предупредят о том, что приходить лучше ближе к 10.00, поскольку «с утра еще никого нет». Также библиотекарь сообщит, что работу с книгами библиотечного фонда необходимо закончить не позднее, чем за полчаса до указанного на вывеске времени закрытия, т.е. в 17-30, потому как в 17-50 «все кабинеты запираются и ключи сдаются сторожу». Стоит ли упоминать о том, что увеличение обеденного перерыва на 15 минут в обе стороны является абсолютной нормой для большинства муниципальных учреждений Тувы?

Оставалось только проверить, применимы ли полученные выводы к официальным нерегулярным мероприятиям с четко фиксированным началом. К таким мероприятиям можно отнести концерт фольклорного ансамбля «Тыва Кызы», состоявшийся в дни моего пребывания в Кызыле – в Тувинском национальном музыкально-драматическом театре им. В. Кок-оола.

Тот факт, что в 18.00 (именно это время значилось на билете) концерт не начался, практически не удивлял. Удивительным было другое: несмотря на заверения кассира о том, что почти все билеты проданы, зал не был заполнен даже наполовину. Ближе к 18.30 зрители начали активно заполнять концертный зал театра. Казалось, что артисты просто терпеливо ожидают опаздывающего зрителя. Концерт начался примерно в то же время, когда последние опаздывающие заняли свои зрительские места.

Как мне удалось выяснить, единственным заведением в Кызыле, где очень ревностно относятся ко времени, является местный кинотеатр «Найырал» (Дружба). Плотный график сеансов не позволяет допускать получасовых задержек. Так же строго соблюдается расписание лекций в Тывинском государственном университете, что совсем не решает проблему хронических опозданий. Однако преподаватели ведут активную борьбу с данным явлением и не делают никаких поправок на «тувинское время».

Феномен «тувинское время» – не миф и не фольклорная шутка. Тувинцы действительно неторопливы и неспешны, и редко переживают по поводу опозданий куда-либо. Однако сложно уверенно утверждать, является ли эта ментальная черта традиционной или появилась только в современности.

 «Шаманская клиника»

Религиозную ситуацию в Туве можно обозначить одной фразой – тотальный религиозный синкретизм. Несмотря на очень сильную роль буддизма в жизни республики (хотя тувинские исследователи с этим утверждением не всегда согласны), нельзя сказать, что шаманизм здесь находится на втором плане. «Офисы» шаманских организаций соседствуют с хурээ, шаманы посещают буддийские мероприятия и направляют своих посетителей к ламам, а отношения между служителями двух совершенно разных культов можно охарактеризовать как более чем дружественные.

В настоящее время в Кызыле функционирует несколько шаманских организаций, престиж и авторитет которых определяется престижем и авторитетом шамана-лидера. Наиболее серьезными заведениями считаются республиканское общество шаманов «Дуңгур», президентом ко­торого является М. Б. Кенин-Лопсан (доктор исторических наук и недосягаемый мастер шаманизма), и организация тувинских шаманов «Тос-Дээр», лидером которой является шаманка Ай-Чурек Оюн. Имя Ай-Чурек, выражаясь современным языком, является очень «распиаренным», а ее лицо с небольшими оговорками можно назвать лицом республики. Так, например, Ай-Чурек ежегодно является почетной гостьей музыкального фестиваля «Устуу-Хурээ», а показательный номер камлания с бубном – обязательной частью программы фестиваля. Диски с аудиозаписями камланий шаманки пользуются большим успехом у покупателей.

Вывеска у входа в «Тос-Дээр» гласит: «Централизованная религиозная организация тувинских шаманов ЦРОТШ «Тос-Дээр». Принимает индивидуальные приемы: информация, хуваанак на камнях, очищение с бубном, камлания, обряды. Принимает заранее по записи. Часы работы: с 10 до 18 часов без обеда и выходных».

Именно это «заведение» получило народное название «шаманская клиника».

Мое первое посещение «Тос-Дээр» и попытка запечатлеть фасад здания на фотокамеру обернулась неудачей: «Здесь нельзя фотографировать, это «шаманская клиника», – услышала я и поспешила удалиться. В другой день я пришла утром, согласно вывеске к 10-00. В глубине одноэтажного деревянного здания обнаружилось нечто вроде приемной. На стенах можно было найти всевозможную информацию о деятельности шаманской организации от Положения общества до лицензий на деятельность отдельных шаманов. Такая лицензия представляет собой ламинированный листок бумаги с именем и фотографией шамана в своем облачении и следующим далее текстом на тувинском языке. Все увиденные мной лицензии были подписаны Ай-Чурек. Таким образом, деятельность шаманов, являющихся членами общества, лицензирует лидер этого общества. Кто же лицензирует деятельность лидера? Остается предположить, что такую лицензию выдает ведущий шаман республики М. Б. Кенин-Лопсан.

Кроме шаманских лицензий мое внимание привлек прейскурант на услуги, опять же, составленный на тувинском языке. Чтобы разобраться в нем пришлось прибегнуть к помощи появившейся в приемной женщины, должность которой мне сложно обозначить точно.

Согласно прейскуранту я могу просто задать некоторые вопросы, погадать на хуваанак (мелкие темные камешки, традиционно добываемые из зоба глухаря) и даже заказать обряд очищения с бубном. Также в прейскуранте предлагались индивидуальные камлания для организаций.

Закончив перевод прейскуранта, женщина «из приемной» сообщила, что шаманов сейчас нет, а появятся они на «рабочем месте» только после обеда в 15-16 часов. Действительно после трех часов дня меня приняли в «шаманской клинике». В «приемной» с меня взяли установленную плату, от руки выписали нечто вроде квитанции с печатью и убедили, что я непременно должна купить шаманский амулет. Амулет представлял собой маленький, наглухо зашитый текстильный мешочек размером примерно 2х3 см., украшенный бисером. Содержимое амулета является шаманским секретом и не разглашается посетителям.

Вручив мне в руки «квитанцию», женщина из приемной указала на дверь, за которой меня ждал шаман.

Шаман оказался довольно молодым на вид – около 30 лет. Одет он был в шаманский халат и светские брюки и ботинки. Традиционного для шамана головного убора на нем не было. Комната, в которой шаман принимал меня, выглядела довольно мрачно: окна завешаны плотными темными шторами, на стенах – шаманские шапки и маски из птичьих перьев. Сам шаман сел за небольшой стол, напоминающий письменный или даже школьную парту, а меня пригласил сесть на лавочку перед столом. Интересно, что среди шаманских атрибутов на столе я увидела и буддийские статуэтки.

Первые несколько минут шаман пристально смотрел на меня (взгляд его был очень тяжелым, а в совокупности с мрачным интерьером действовал угнетающе), затем спросил мое имя, достал из мешочка горсть камешков и передал их мне в руки. Какое-то время я держала хуваанак в руках, затем шаман взял их у меня, раскинул на разложенной на столе салфетке и начал свои предсказания. Наше взаимопонимание было несколько осложнено языковым барьером. На прощание шаман посулил мне работу «в Москве в Белом Доме» и легкую дорогу домой.

«Клиенты» у шаманов очень разные: пожилые люди, просящие здоровья и благополучия своим внукам, родители детей переходного возраста, пытающиеся совладать со своими чадами, и даже бизнесмены, небезразличные к итогу коммерческой сделки. Шаманские услуги пользуются спросом в Кызыле, и, судя по установленным на них ценам, неплохим.

Тува–2050

Примерно в этом месте моего эссе у читателя должен возникнуть вопрос: «Когда же будет про Туву будущего?» А вот и про будущее.

Исходя из вышеописанного, рискну предположить, что поток иностранцев, прибывающих в Туву в поисках повышения уровня музыкального мастерства, будет расти с каждым годом. Спрос на специалистов в сфере музыкального образования по классу народных инструментов и горлового пения будет расти согласно количеству предложений. И в 2050 году (а, возможно, и раньше) это приведет к реорганизации Кызылского училища искусств в Тувинскую национальную консерваторию. Вполне возможно, что уже знакомый читателю Шон станет одним из преподавателей этой консерватории, и не просто преподавателем, а профессором. К 2050 году уровень его мастерства достигнет таких высот, что нетувинское происхождение Шона будет выдавать только европейская внешность. В консерватории будет открыто особое международное отделение, где иностранцы смогут обучаться на английском языке.

Непременно увеличится количество интернациональных браков.

Загадочная Тува будет все больше и больше привлекать иностранцев. И связано это будет не только с музыкальной культурой, но и с развитием институтов неошаманизма, а также с паломничеством к Устуу-Хурээ, который к 2050 году обязательно достроят силами добровольцев.

Но обо все по порядку.

Развитие шаманизма и рост его популярности среди тувинцев приведут к необходимости создания шаманского образовательного учреждения. Традиционно шаманские знания и тайны передавались в наследство непосредственно от шамана к ученику. Однако в будущем количество учеников значительно вырастет и возникнет необходимость объединять их в группы: на одного учителя – несколько учеников. Вполне закономерным станет создание Тувинской академии шаманизма, которая будет носить имя М. Б. Кенин-Лопсана. И если в названии учебного заведения я могу сомневаться, то его посвящение верховному шаману Тувы не вызывает никаких сомнений.

Академия шаманизма также будет иметь возможность обучать иностранных студентов. Выпускники академии будут получать диплом специального образца, дающий право вести шаманскую практику.

Как я уже отметила выше, закончится реконструкция Устуу-Хурээ. Храмовый комплекс будет справедливо назван не просто крупнейшим в истории Тувы, но и в современности. Территория комплекса расширится и помимо исторически реконструированных построек будет включать новейшие сооружения. Теперь в комплекс Устуу-Хурээ будет входить буддийский институт. Своей мудростью с тувинскими хуураками здесь будут делиться тибетские ламы.

Устуу-Хурээ станет популярным не только среди буддийских паломников, но и среди обычных туристов. Архитектура и убранство храмового комплекса будут поражать воображение даже тех его гостей, которые ранее были равнодушны к буддийской религии.

В целом Тува станет еще более популярной, как туристическое направление. По всей территории республики будут открыты многочисленные санаторно-курортные зоны, где отдыхающие смогут наслаждаться горным воздухом, целебными свойствами соленых озер и просто восхищаться красотой тувинской природы. Как было бы чудесно отдохнуть в одном из таких мест!

И только с феноменом тувинского времени не произойдет ровным счетом ничего. Независимо от глобальных процессов экономического развития Тува останется Тувой – удивительным уголком нашей планеты, со своей особой историей, со своей уникальной культурой, которая немыслима без «тувинского времени».

Скачать статью в PDF: 2.3.-tyutrina-hh.pdf [273,07 Kb] (cкачиваний: 31)

К Содержанию номера

Обновлено: 17.04.2023

В летние каникулы я с тетей Алей и братом Сашей ездили отдыхать на озеро Ногаан-Хол (Зеленое) Тоджинского района. Озеро находится в 3 км. северней озера Азас. Из-под скалы рядом с озером бьет небольшой радоновый источник. На дне озера — целебная зеленая грязь, поэтому и вода кажется зеленой (отсюда и название озера). Вода ледяная, чистая, достанешь кусок грязи со дна — чувствуется сильный запах сероводорода. Люди приезжают сюда лечить суставы, кожные, нервные заболевания. Ставят палатки и живут по нескольку дней. Мы полечились и отдохнули там неделю. Сколько впечатлений, сказочных ощущений во мне осталось, не высказать! Этим летом я обязательно поеду именно в этот чудесный, волшебный, сказочный мир — Тоджа.

«Тот, кто в Тодже не бывал, тот Тувы не видал», — говорят в народе, и это действительно так. Тоджа — живописный район на северо-востоке Тувы, удаленный и труднодоступный. Пьянящий аромат хвои в воздухе и необозримые просторы, таежные заросли и высокогорная тундра.

По дороге в Тоджа нас встретили на дороге северные олени, с которыми я с большим удовольствием познакомилась и сфотографировалась. Какие красивые и благородные эти животные!

Меня удивило и заинтриговало своей неописуемой красотой жемчужина тувинского края – озеро Азас.

У озера не только купались, отдыхали, но и многие ловили рыбу: метровую щуку, сига, окуня, а самые опытные и удачливые царственную рыбу сибирских рек — тайменя.

Нас угощали свежей, валенной, соленой, копченой рыбой скотоводы близлежащих аалов. Какое вкуснотище, слюни бегут!

В один из дней нашего отдыха, дядя Тахир, местный житель, таежный проводник многих экспедиций, повез нас на лодке на экскурсию по озеру Азас.

Фотографировали чудные пейзажи красивой Тоджа, ловили рыбу, отдыхали на берегу. Побывали на одном из 9-и островов – острове Охотников. Самое незабываемое для меня это — удивительной красоты белые кувшинки, которую я сфотографировала, вставила в рамку и повесила у себя в комнате.

На берегу острова — обилие всевозможных ягод, и голубики, и кислицы, смородины, разнообразие рыб и птиц. В мой объектив попал также аист, ловивший рыбу.

Вся красота, богатство и разнообразие растительного и животного мира Тоджи чарует, манит и дразнит.

Жители Тувы! Будем бережны по отношению к таким девственно красивым уголкам природы нашего родного края, станем ярыми защитниками Матушки – Природы!

Республика Тува одна из маленьких республик в России. В нашей республике несколько городов и множество поселков. В Туве есть Центр Азии, чего нет ни в одной республике . Через Центр Азии протекает река Енисей, которая берет начало в Тодже.

В Тодже есть озеро Азас. Его вода кристально чистая .

Зимой ослепительно чистый снег . А если полезть на гору, начинает слепить глаза от его белизны.

Моя малая Родина – это Тува.

Я живу в поселке Тоора – Хем.

Наш поселок находится среди лесов, озер, рек, гор. В лесу много грибов, ягод, зверей.

У нас есть реки Енисей и Тоора – Хем. Есть лечебные травы, лечебные источники и лечебные грязи.

В Тодже чистый и свежий воздух.

Летом полно зелени, а цветы – просто дух захватывает!

А зимой у нас все заснежено.

В Тодже есть очень красивая, большая, крутая и опасная гора – Ленинская.

Зимой мы ходили на Ленинскую гору кататься. Мы там жгли костры, пекли картошку, поджаривали сало. Это было очень вкусно.

Потом забирались на самую вершину и скатывались вниз снежным комом. Нам было очень весело!

В Тоора – Хеме есть речка, которую назвали в честь поселка , ее так и зовут: Тоора –Хемка.

Еще есть поселок Салдам,а в нем протекает самая большая река Тувы – Енисей.

Я люблю свою Туву, свою Тоджу. Люблю свой поселок Салдам. Я очень горжусь Своей малой Родиной.

Я хочу рассказать о своем Тоора – Хеме.

Я люблю свой поселок. Вокруг Тоора – Хема красивая природа. Очень красивая! Свежий воздух.

А в других городах плохой воздух, его портят машины и заводы. Лес там далеко, потому что это город. Его срубили и положили асфальт, чтобы деревья не вырастали.

А в нашей Тодже хорошая природа!

Взрослые хотели, что бы мы, дети, росли в природе, на свежем воздухе.

Когда я вырасту, я буду часто отпускать своих детей в лес, и они вырастут здоровыми, и не будут болеть от плохого воздуха!

Мне кажется, что лучше природы и отдыха нет нигде на земле чем в Туве, в Тодже.

Здесь вы можете найти все, что душе угодно.

Который человек здесь родился, он очень доволен жизнью и природой. Ведь Тоджа это самое прекрасное, чудесное и очаровательное место на земле!

В широкой красавице России течет могучий богатырь Енисей. Он течёт по всей стране и впадает в вечно холодный Северный Ледовитый океан, а начало эта великая река берет в прекрасной голубой Туве. В этом месте две реки Бии-Хем и Каа-Хем сливаются в одну реку — Енисей.

Тыва — моя республика. Она для меня — самое прекрасное место на земле. Здесь я родилась и выросла, и я никогда не забуду ее.

Как мне нравится ее природа! Голубые горы, зеленая тайга и быстро уносящийся вдаль Енисей. Высокая степная трава, вдалеке возвышающиеся горы с белыми шапочками и просторные поля с разноцветными цветами. Прекрасны и озера Тувы: чистый,прозрачный Тере – Холь и целебный соленый Дус – Холь. Я очень люблю родниковую воду, она на вкус бывает разной, в зависимости от родника. Например: в некоторых местах вода в родниках соленая, в других местах она пресная, а бывает вода неопределенного вкуса, но везде вода вкусная, чистая, холодная и прозрачная.

Но больше всего мне нравятся горы. Они стоят неколебимой стеной, как могучие богатыри, защищая Тыву. Зимой они белоснежные и прекрасные, а летом они голые коричневые, оранжевые и зеленые, покрытые лесами, но всегда издалека горы моей республики голубого цвета.

А воздух в Туве несравним ни с чем! Он чистый и свежий, насыщен запахами природы, а рядом с водой он прохладный.

Животный и растительный мир Тувы ничуть не хуже его пейзажей. Здесь можно встретить много редких животных из красной книги. Хоть я их и не видела, но я знаю, что в горах Тувы живут снежные барсы, красные волки и дикие горные бараны, занесенные в Красную книгу, и ,может быть, если повезет, я их когда-нибудь увижу. Есть здесь и растения из Красной книги, например, белые кувшинки, растущие в заповеднике на озере Азас. Я их никогда не видела, но я решила, что обязательно их посмотрю.

Моя республика Тыва очень молода и прекрасна. Ее нетронутая человеком природа очаровывает и захватывает всякого своей красотой и разнообразием. Я очень люблю ее и всем сердцем желаю, чтобы она осталась навсегда такой же очаровательной и прекрасной, как сейчас.

1 Тува мой родной край Выполнила : Ученица 3 класса МБОУ СОШ 1 Шагонар Кара — Хуна С. С.

2 Республика Тыва расположена в центре Азии на юге Восточной Сибири, в верховьях реки Енисей. Протяжённость территории с севера на юг составляет 420 км, с запада на восток 630 км. Граничит : на юге и юго — востоке с Монголией, на северо — востоке с Иркутской областью, на северо — западе с Республикой Хакасия, на востоке с Республикой Бурятия, на западе с Республикой Алтай, на севере с Красноярским краем. Главная река Улуг — Хем ( Великий Енисей ). Общая площадь 168,6 тыс. кв. километров. Столица город Кызыл. Республика Тыва расположена в центре Азии на юге Восточной Сибири, в верховьях реки Енисей. Протяжённость территории с севера на юг составляет 420 км, с запада на восток 630 км. Граничит : на юге и юго — востоке с Монголией, на северо — востоке с Иркутской областью, на северо — западе с Республикой Хакасия, на востоке с Республикой Бурятия, на западе с Республикой Алтай, на севере с Красноярским краем. Главная река Улуг — Хем ( Великий Енисей ). Общая площадь 168,6 тыс. кв. километров. Столица город Кызыл. Азии Восточной Сибири Енисей Монголией Иркутской областью Республикой Хакасия Республикой Бурятия Республикой Алтай Красноярским краем Улуг — Хем ( Великий Енисей ) Кызыл Азии Восточной Сибири Енисей Монголией Иркутской областью Республикой Хакасия Республикой Бурятия Республикой Алтай Красноярским краем Улуг — Хем ( Великий Енисей ) Кызыл

4 Столица – город Кызыл

5 Культура Традиционная культура тувинцев это культура кочевников. Благодаря своему относительно изолированному положению отсутствию железной дороги, горам, окружающим территорию со всех сторон в Туве до настоящего времени сохранились самодостаточные кочевнические хозяйства. Тувинцы разводят овец, лошадей, в Тоджинском кожууне сохраняются оленеводство и о хота как основные занятия населения. кочевников Тувинцы оленеводство о хота

6 Традиционная религия тувинцев шаманизм в последнее десятилетие обрела второе рождение. Появились шаманские общества, камлания шаманов проходят в городах в качестве официальных мероприятий. Шаманство в Туве уживается с ламаизмом. шаманизм ламаизмом

7 Всемирную известность получило тувинское горловое пение, ставшее неофициальным символом республики. тувинское горловое пение тувинское горловое пение

8 Среди других символов камнерезное искусство, традиционные конные скачки, борьба хуреш. камнерезное искусство скачки хуреш камнерезное искусство скачки хуреш

10 Большую популярность приобрела археология Тувы археология. Символом древней Тувы стала свернувшаяся кольцом бронзовая пантера, обнаруженная при раскопках кургана Аржан -1, VIII в. до н. э. В 2001 году при раскопках кургана Аржан -2 было обнаружено богатейшее захоронение, названное первой археологической сенсацией XXI века. Аржан 2001 году Аржан -2

13 Природа Географическое положение Тувы на стыке между восточно — сибирскими таежными и центрально — азиатскими полупустынными ландшафтами предопределило богатство её флоры и фауны. Более 90 % территории представляют собой охотничьи угодья. Здесь обитают соболь, саянская белка, рысь, росомаха, горностай, медведь, волк, марал, горный козел, кабарга, снежный барс …

14 Тува родина аржаанов, целебных источников. На территории республики их насчитывается более 100. Самые крупные из них горячие источники Уш — Белдир ( Северный аржаан ) и Тарыс ( Южный аржаан ) в горах восточной Тувы на хребте Академика Обручева с температурой воды от 52 до 85 градусов Цельсия. Население республики широко использует холодные аржааны Шивилиг, Уургайлыг, Когээн — Булак, Хемчик, Кара — Суг, Торгалыг, Улаатай, Маннайлыг и др. Для лечебных целей используются степные озёра с соленой водой : Дус — Холь, Чедер. Минеральные источники и озёра Тувы обладают уникальными целебными свойствами и находятся в очень живописных местах региона. хребте Академика Обручева Дус — Холь Чедер

16 Здесь расположены 16 заказников, 14 памятников природы и два заповедника. Один из них государственный природный биосферный заповедник Убсунурск ая котловина является памятником всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО Убсунурск ая котловина ЮНЕСКО

Кызыл – столица Республики Тыва. Кызыл расположен в уникальном месте – географическом центре Азии. Город довольно маленький и компактный. Но я люблю свой город. С каждым годом город развивается: строятся дома, детские сады, новые здания. И это очень радует меня. В наш город приезжают гости из разных стран. Город многонациональный. Здесь живут хакасы, киргизы, армяне, корейцы, китайцы и другие народы. Город основан в 1914 году. За это время город сильно изменился. В этом году мы отмечаем 100 – летие Кызыла. Воздух моего города очень чистый, свежий в течении года. Лето жаркое, иногда засушливое. Зима холодная, малоснежная, зимой морозы достигают до минус 50 градусов. А природа очень красивая, уникальная.

Город состоит из нескольких микрорайонов: Центральный, Автодорожный, Южный (Автодорожный и Южный — самые молодые микрорайоны города), Восточный и Правобережный; кроме того, к городу относится 3 удалённых части: Строитель — находится в промышленном западном районе города, Спутник — самый южный район города и Кызыл — самый восточный район города (другое название — Ближний Каа-Хем), граничащий с Каа-Хемом, или, как его называют, Дальним Каа-Хемом. На границе расположено самое большое предприятие республики и ТЭК — Кызылская ТЭЦ.

Я очень люблю свой родной город и горжусь, что родился в этом прекрасном городе Кызыле. И хочу пожелать всё больше и больше красиво расцвела.

Читайте также:

      

  • Русский север поморье или еще двинское заволочье сочинение
  •   

  • Ну все поджигаю шепотом выдохнул славка сочинение егэ
  •   

  • Сочинение про сайгака на английском языке
  •   

  • Сочинение на тему вднх
  •   

  • Виссарион белинский михаил васильевич ломоносов сочинение ксенофонта полевого

Автор: Дервина Мария Сергеевна

Место работы/учебы (аффилиация): МБОУ «СОШ №7» им. Л.С. Новиковой г. Кызыла Республики Тыва, 10 класс

Научный руководитель: Мостовщикова Анна Юрьевна

Моя республика славится наличием на нашей территории очень редких видов животных, таких как снежный барс. Снежный барс – ирбис, очень редкое животное. Всего в России осталось двести особей. Из них шестьдесят особей обитают в нашей республике. Зверь занесён в красную книгу России и Тувы. На территории республики ирбиса можно встретить в Убсунурской котловине, где созданы все условия для сохранения популяции хищника. Большее количество особей, в основном, исчезло из-за истребления барса человеком. Ситуация с ирбисом, к сожалению, не становится лучше.

Загрузчик
Загрузка…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *