Эссе реформы солона

Реферат на тему: Реформы Солона в Древней Греции

Содержание:

Введение

Развитие греческого общества от патриархальных структур и протогосударств гомеровской эпохи к классическому рабовладению и расцвету античной демократии обнаруживает некоторые закономерности в развитии политической жизни и в изменении самих форм градо-государственного устройства. В конце 11-го тысячелетия до н. э., как свидетельствует гомеровский эпос, в греческом мире наметилась относительно общая тенденция к усилению власти царя как военачальника, судьи, верховного главы дворцового хозяйства и т. д. В методах его правления все более и более проявлялись деспотические черты древних монархов, особенно восточных. Аналогичную картину можно наблюдать несколько столетий спустя в Риме в эпоху царей.

Распад патриархально-общинных связей, на которых покоилась единоличная власть царя (Басилевса, Рекса), и рост оппозиции со стороны аристократических семей, обладающих большим богатством и общественным влиянием, привели к разрушению царской власти почти во всем древнем мире, сопровождавшемуся в некоторых случаях (как это было в Риме с Тарквинием Гордым) убийством самого царя.

Упразднение монархии привело к победе республиканского строя в древнем мире, а также к окончательному утверждению (до эпохи кризиса и распада рабовладельческого общества) полисной системы государственного устройства. Но в раннереспубликанский период демократический потенциал, заложенный в полисной системе, предусматривающей элементы прямой демократии (народные собрания и т. Простой народ полиса, не имевший политического опыта и черпавший свои идеи власти из патриархального и религиозного прошлого, отдал бразды правления почти во всех древних полисах племенной, жреческой и новой собственнической аристократии. Такова была государственная власть в Афинах накануне реформ Солона, в ранний период патрицианской республики в Риме и т. д.

Процесс демократизации политической жизни в древних городах-государствах сопровождался обострением борьбы между аристократией, державшей власть в своих руках и стремившейся сохранить старые полисные порядки, и народом (демосом), все больше осознававшим свое гражданское единство. Результатом этой борьбы (Евпатриды и демосы в Афинах, патриции и плебеи в Риме и т. д.) стал ряд законодательных реформ, которые подорвали монополию аристократии в государственных органах и создали основу для развития демократических институтов.

Цель работы-раскрыть сущность реформ Солона, значение личности Солона для государства и права Древней Греции.

Исходя из поставленной цели, задачи данной работы заключаются в следующем:

  • Определить социально-политическое положение Греции до начала реформ;
  • Исследовать содержание реформ Солона;
  • Рассмотрим влияние реформ на жизнь в государстве;
  • Подчеркните значение реформ для истории права в целом.

Афинская рабовладельческая демократия

Во втором  тысячелетии до нашей эры греческие племена поселились на юге Балканского полуострова. Отделенные друг от друга естественными барьерами горной страны, они с тем же рвением стали защищать свою изоляцию. В узких пределах каждой из этих областей со временем вырастет столица: Коринф, Мегара, Фивы, Спарта и т. д.

В конце второго тысячелетия греки, объединившись в единую армию и избрав единого вождя, осадили малоазийский город Трою. О событиях этой самой знаменитой из войн повествуют поэмы гомеровского эпоса — «Илиада» и «Одиссея».

В древнегреческом обществе, как описывает его Гомер, происходят сложные процессы. Классов еще нет, но разделение между простым народом и родовой знатью глубоко укоренилось. Лучшие земли, самые большие стада, все главные посты находятся в руках последних.

Государства еще нет. Племя управляется народным собранием, советом старейшин и вождем Басилевсом. Народное собрание-это тоже армия, а Басилевс и старейшины-в основном военачальники. Американский историк прошлого века Л. Г. Морган назвал эту систему военной демократией.

По всем своим признакам период военной демократии является последним периодом первобытнообщинного строя. Сельское хозяйство становится основной отраслью экономики, оттесняя скотоводство. Ремесло выделяется как самостоятельная отрасль. Обмен товарами принимает регулярный характер. Появляются торговцы. Рабство все более и более укореняется, и не только в домах и хозяйствах знати. Формируется семья, в которой доминируют мужчины. Древняя племенная организация все еще существует, но она уже подорвана. На территории фратрий и племен поселилось большое количество чужаков, то есть хотя и соотечественников, но принадлежащих к другим племенам, фратриям и родам. Население было смешанным, и старые формы правления стали невозможны. Все это, вместе взятое, служит основанием для перехода к государству как к новой, более высокой ступени общественного развития.

Наиболее интересным и в то же время наиболее изученным является процесс формирования государства в двух известных греческих полисах — древних Афинах и Спарте. Первая была образцом рабовладельческой демократии, вторая-аристократии.

Ионийцы, как назывался союз четырех племен, унаследовали во время переселения малопродуктивную область, омываемую морем, — Аттику. Земледелие здесь ограничивалось сравнительно небольшой территорией, но существовали благоприятные условия для ремесел и морской торговли.

Сельская община, столь устойчивая на Востоке, не нашла здесь благоприятных условий и начала быстро разлагаться. Земельные участки стали частной собственностью отдельных семей.

В восьмом веке до нашей эры вырос город Аттика (вокруг древней крепости), который должен был стать величайшим центром античной и мировой культуры. Он был назван в честь богини-покровительницы Афин.

Город стал центром людей, принадлежащих к разным племенам, кланам, фратриям: вместо простого соседства племен они сливаются в единый народ. Старое деление заменяется новым. Дворяне образуют класс евпатридов («благородных»), мелкие земледельцы получают общее название геоморцев, ремесленники-демиургов.

Заполнение всех важных должностей стало привилегией евпатридов. В результате совет старейшин превращается в чисто аристократическое собрание, никем не избранное и никому не подотчетное. Он стоял на холме бога войны Ареса и потому назывался ареопагом. Ареопаг издает законы, осуществляет верховный суд и контролирует действия должностных лиц, первое место среди которых принадлежит коллегии, состоящей из 9 старейшин — архонтов. Они избираются ареопагом сроком на один год.

Господство земельной аристократии пагубно сказалось на положении народа. «Бедные, — пишет Аристотель, — были порабощены не только собой, но и своими детьми и женами. Их называли… шестилетними, потому что при таких условиях они возделывали поля богатых (то есть получали за свой труд одну шестую урожая. ). Вся земля вообще находилась в руках немногих. В то же время, если бедняки не платили арендную плату, они и их дети могли быть взяты в рабство.»

Повсюду в полях лежали закладные камни. На них было написано, кому и на какой срок заложен участок. Эта форма залога, ипотека, была ранним греческим изобретением. Земля была отдана в пользование должнику, но в случае несвоевременной оплаты-столь распространенной — переходила к кредитору.

Развивающаяся денежная экономика, — правильно пишет Ф. Энгельс, — проникал в сельские общины, воздействуя, как разъедающая кислота, на их родовой, основанный на натуральном хозяйстве образ жизни».

Начиная с шестого века до нашей эры в политическую жизнь афинского общества все более интегрировался новый социальный элемент. Сравнительно высокий уровень производительных сил, достигнутый в Средиземноморском регионе в VIII-VI веках до н. э., и особенно благоприятные природные условия самой Аттики (с ее небольшим земельным фондом и удобным расположением для торговли) способствовали появлению значительного ремесленного и купеческого населения. Его боевая часть состояла из моряков многочисленного афинского флота. В отличие от аристократии, все эти новые люди (как и крестьяне) называли себя «демос» — «народ».

Демос постоянно враждовал с аристократией, которая его презирала. Шаг за шагом он отнимал у нее политическую власть. Когда ему это удалось, в Афинах установилась рабовладельческая демократия, а значит, и государство в его первоначальной, еще не завершенной форме.

Реформы Солона

К шестому веку до нашей эры ситуация в Афинах была крайне сложной. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. Среди евпатридов и геоморов выделяются богатые землевладельцы, некоторые из евпатридов становятся беднее, а геоморы превращаются в батраков, обрабатывающих чужую землю, получая за это 1/6 урожая, или попадают в долговую кабалу, теряют свободу и продаются в рабство за границу. Растет экономическая роль богатой торгово-ремесленной элиты горожан, все еще отстраненных от власти. Растет и число бедных ФЭТ. Положение средних и мелких землевладельцев и ремесленников становится все более неустойчивым. В результате возникает целый комплекс противоречий между свободными-между богатыми и обедневшими евпатридами, которые все еще удерживают власть, и богатыми из помещиков, купцов и ремесленников, которые стремятся к власти и пользуются недовольством бедных и средних и мелких собственников. Эти противоречия кристаллизовались как противоречия между богатой племенной аристократией и народом (демосом), возглавляемым богатыми.

В 594 году до нашей эры всеобщее недовольство вылилось, по словам Аристотеля, в «великую смуту». «Подавляющее большинство, а также люди большой физической силы, — пишет греческий историк Плутарх в своих Сравнительных биографиях, — собрались и уговорили друг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбрать одного вождя, надежного человека, и освободить должников, пропустивших срок уплаты, и переделать землю, и полностью изменить государственный строй.»

Оказавшись в столь сложной ситуации, противоборствующие стороны договорились о кандидатуре поэта и политического деятеля Солона. Было известно, что он не был «соучастником богатых в их преступлениях» и в то же время «не угнетался нуждой».» Избранный архонтом, Солон получил чрезвычайные полномочия, среди которых самым важным было право законодательной власти. Чувствуя давление одних, стремившихся к установлению самодержавия, и других, жаждавших самых широких народных прав, Солон избрал политику «золотой середины».

Требовались глубокие социальные и политические преобразования, чтобы смягчить противоречия и объединить всех свободных в единый правящий класс. Солон был евпатрид, сколотивший состояние на торговле и пользовавшийся доверием населения. Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих фракций свободных. Поэтому они носили компромиссный, половинчатый характер.

Реформы Солона явились важным этапом в становлении государства в Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией. Прежде всего, солт провел sicofi-долговую реформу, которая означала прямое вмешательство в отношения собственности. Задолженность бедняков была аннулирована. Афиняне, которые были порабощены за долги, были освобождены, а те, кто был продан за долги за границу, были выкуплены. Долговое рабство в Афинах отныне было отменено.

Саффия посягала на интересы знати и была уступкой демосу. В то же время Солон не выполнил важного требования бедноты-он не перераспределял землю, хотя и установил максимальный размер земельной собственности. Но, разрешив свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений в интересах богатых афинян, он сделал неизбежным дальнейшее обезлюдение бедных.

Имя Солона также связано с цензурной реформой, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий дворянства, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Солон закрепил деление граждан на четыре категории по признаку собственности.

Самые богатые граждане были отнесены к первой категории, менее богатые-ко второй и т. д. Каждая категория имела определенные политические права: государственные должности могли занимать только граждане первых трех категорий, а должность архонта (и, следовательно, члена ареопага) — только граждане первой категории. Бедняки, принадлежавшие к самой низшей, четвертой категории, все еще были лишены этого права. Но они могли бы участвовать в народном собрании, роль которого возрастает. Собрание стало составлять законы, избирать чиновников и принимать от них отчеты.

В то же время Солон пошел на уступки как бедным, так и евпатридам, интересы первых нашли отражение в создании нового судебного органа — Гелиея, в который мог быть избран любой афинский гражданин, независимо от его имущественного положения. В интересах последних был создан новый руководящий орган-Совет четырехсот, избираемый из граждан первых трех категорий, по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись племенные традиции и влияние евпатридов.

Плутарх о Солоне

Поскольку неравенство между бедными и богатыми достигло, так сказать, высшей точки, государство оказалось в крайне опасном положении. Все простые люди были в долгу перед богатыми: одни отрабатывали деньги, выплачивая богатым шестую часть урожая… Другие брали деньги у богатых под залог тела: их кредиторы могли превратить их в рабов, при этом одни оставались рабами дома, другие продавались в чужие страны. Многие были вынуждены продать даже собственных детей (ни один закон не запрещал этого) и бежать из отечества из-за жестокости кредиторов. Но подавляющее большинство … собрались и уговорили друг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбрать одного лидера. Надежный человек и освободит должников, пропустивших срок оплаты, и переделает землю, и полностью изменит государственный строй.

Тогда самые разумные люди в Афинах, видя, что Солон. — пожалуй, единственный человек, который не имеет вины, который не является богатым соучастником своих преступлений и в то же время подавлен не бедностью, как бедняк, стал просить его взять на себя государственные дела и положить конец междоусобицам. Однако Фаний Лесбосский (писатель IV-III веков до н. э.) говорит, что Солон сам прибегал к обману обеих сторон: он тайно обещал бедным раздел земли, а богатым-предоставление долговых обязательств.

Он был избран архонтом (высшими должностными лицами Афин, составлявшими коллегию из 9 человек) и одновременно посредником и законодателем. Все принимали его с радостью: богатые-как состоятельного человека, а бедные — как честного …Первым актом его государственной деятельности был закон, в силу которого прощались существующие долги и на будущее запрещалось давать деньги взаймы «под залог тела»…

Солон с гордостью говорит, что он «взял много закладных с земли, которую он ранее заложил …» и что из числа граждан, которые были порабощены за долги, он возвратил некоторых из чужой земли «… аттическая речь тех, кто забыл » … «А тех, кто перенес тяжкий позор на родине», он, по его словам, освободил.

Солон не угодил ни одному из них. Не на ту сторону. Богатые были озлоблены разрушением своих долговых обязательств, а бедные — еще больше — тем, что не произвели передела земли, на который рассчитывали.

Желая оставить все высшие должности за богачом, как это было раньше, и позволить ему присоединиться к другим должностям, в исполнении которых простой народ ранее не участвовал, Солон ввел оценку имущества граждан. Так, тех, кто производил в общей сложности пятьсот мер продуктов, как сухих, так и жидких, он ставил первыми и называл их » пентакосиомедимнами» (пятьсот метров), вторыми ставил тех, кто мог держать лошадь или производить триста мер; таких называли » принадлежащими всадникам»; «зевгитами» владеющими упряжкой волов, лошадей, мулов назывались люди третьей квалификации, имевшие двести мер этих и других продуктов вместе взятых. Все остальные назывались «празднествами»; он не позволял им исполнять какие-либо должности; они участвовали в управлении только тем, что могли присутствовать на народном собрании и быть судьями (речь идет о гелизе, суде присяжных). Последнее поначалу казалось бессмысленным правом, но потом стало чрезвычайно важным, потому что большинство важных дел перешло к судьям. В дальнейшем. И приговоры по тем делам, решение которых Солон предоставлял чиновникам, он тоже разрешал обжаловать в суде.

Солон сформировал совет Ареопага из ежегодно сменявшихся архонтов: он сам входил в него как бывший архонт. Но, видя в людях смелые замыслы и высокомерие. Порожденный уничтожением долгов, он учредил второй совет, отобрав по сотне членов от каждого из четырех филеев. Он поручил им обсуждать вопросы заранее, перед народом, и не допускать, чтобы какой-либо вопрос был вынесен на Народное собрание без предварительного обсуждения.

Значение Солоновских реформ

Реформы Солона казались вершиной политической мудрости, триумфом политики компромисса. В то же время именно реформы Солона убедительно доказывают хрупкость политики компромисса.

Борьба между демосом и родовой знатью не закончилась мирной сделкой. Афины переживают острый политический кризис, кульминацией которого является установление тирании.

Реформы нанесли удар по племенной организации власти и привилегиям племенной аристократии. Они явились важным этапом в формировании политической организации Афин. Но компромиссный характер реформ мешал разрешению острых противоречий. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не вполне удовлетворили демоса. Борьба между ними продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании Писистрата, а затем и его сыновей (560-527 до н. э.), которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и укрепили политический строй, созданный Солоном. Существующие органы управления продолжали функционировать, но теперь под контролем тирана, захватившего власть. Тиран в Афинах был незаконным правителем, который не обязательно устанавливал жестокий режим. Писистрат облегчил положение мелких землевладельцев, предоставив им кредит. Активная внешняя политика и создание военного флота привлекли на его сторону афинских купцов. Большие масштабы строительства общественных зданий, украшавших город, обеспечивали беднякам средства к существованию. Соблюдение законов, действующих в Афинах, также играло важную роль.

Однако эти меры требовали все возрастающих средств, пополнение которых было поручено богатым афинянам, что в конечном итоге вызвало их недовольство. При поддержке Спарты, опасавшейся усиления Афин, тирания была свергнута. Последующая попытка аристократии захватить власть закончилась неудачей. Опираясь на бедноту, богатая торгово-ремесленная элита афинских рабовладельцев во главе с Клисфеном изгнала спартиатов и закрепила свою победу новыми реформами. Реформы Клисфена, проведенные в 509 году до н. э., ликвидировали последние остатки языческой системы в Афинах. Они уничтожили старое разделение населения на четыре племени.

После смерти Солона политики долгое время обращались к его конституции, используя ее как авторитетный источник права.

Заключение

Итак, мы рассмотрели деятельность Солона как архонта. Нельзя не согласиться с тем, что любые реформы, проводимые властными лицами, не могут удовлетворить интересы и потребности всех слоев населения, и Солон не был исключением.

Реформы Солона явились важным этапом в становлении афинского государства, и их результаты можно сравнить с политической революцией.

Первое, что он сделал, — это отменил долговую кабалу и аннулировал все земельные долги. Закладные камни убирались с полей, граждане, ставшие рабами за долги, освобождались, а проданные за границу выкупались за счет государства.

Со времен Солона рабами в Афинах могли быть только иностранцы, захваченные в плен на войне или купленные на мировом невольничьем рынке того времени.

Чтобы предотвратить разграбление крестьянских наделов в будущем, Солон установил максимальный размер земельной собственности в частных руках.

В то же время была санкционирована широкая свобода завещания. Наследственные владения, как и крестьянские дворы, могли переходить к наследникам по воле наследодателя. Земельные владения дворянства — оплот их власти-были включены в общегражданский оборот.

Важнейшей политической реформой Солона было установление имущественного ценза. Самые богатые были отнесены к первой категории. Просто богатые-ко второму. Обе эти категории граждан получили право занимать все важнейшие должности в государственном аппарате, но только представители первой категории могли стать архонтами и казначеями.

Таким образом, вместо аристократического принципа (принадлежности к определенным родам) утвердился принцип собственности, принцип богатства. Купцы и ростовщики выиграли от этого, а родовое дворянство проиграло.

Третью категорию составляли граждане среднего класса. Все остальные-  были зачислены в четвертую и последнюю категорию.

В качестве единицы расчета богатства был выбран медимн, мера сыпучих веществ (приблизительно 50-60 литров). Для зачисления в первый класс требовался доход в 500 медимной зерна ежегодно (или эквивалент); для зачисления во второй — три, для зачисления в третий — двести медимной.

Первые две категории служили в кавалерии. Эта услуга стоила дорого, но на войне она была менее опасна. Третья категория-тяжеловооруженные гоплиты-пехотинцы стали истинной славой афинской армии. Четвертый класс, первоначально отстраненный от военной службы, затем составлял легкооруженную пехоту.

Согласно конституции Солона, Афинское народное собрание стало высшей властью. Напротив, были созданы два новых органа: совет четырехсот и так называемая гелия-суд присяжных.

Совет четырехсот был избран старыми ионийскими племенами, которые продолжали существовать, несмотря на все изменения. Каждый из них послал в совет по 100 человек. Играя важную роль в законодательном процессе, управляя всеми текущими делами, совет четырехсот оказывал сдерживающее влияние на народное собрание и непосредственно ограничивал власть ареопага.

Гелиея была одновременно судебным и законодательным органом.

В народном собрании участвовали все классы свободного населения, в том числе и празднества. Это была явная уступка демосу. Но выборы в совет четырехсот были в руках тех, кто правил в старых племенах, то есть в руках родовой знати. Гелиея, с ее широким кругом участников, была создана к большей выгоде демоса. Но ареопаг остался нетронутым.

Список литературы

  1. Учебник по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. О. А. Жидкова, Н. А.Крашенинниковой. — М. Юрист, 2000.
  2. Всеобщая история государства и права / Под ред. З. М. Черниловского, М. Бек, 1997.
  3. Курс лекций по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. Кузнецова, Алексеева и др. — М. Юрайт, 1998.
  4. Плутарх о Солоне / / Памятники юридической литературы. — М.: Юридическая библиотека, 2000.

Реферат на тему: Реформы Солона в Древней Греции

  • Реферат на тему: Крещение Руси: сущность и значение христианизации Древней Руси.
  • Реферат на тему: На примере Немецкой слободы рассмотреть внутреннюю политику государства по отношению к иноземцам (1652-1725 гг.)
  • Реферат на тему: Великая Отечественная война — важнейшая и решающая часть Второй мировой войны
  • Реферат на тему: Влияние монголо-татарского ига на ход развития русской истории: дискуссия в исторической науке
  • Реферат на тему: Флаг Башкортостана
  • Реферат на тему: Методы диагностики и лечения в западноевропейской медицине эпохи Средневековья
  • Реферат на тему: Уголовное право и процесс в Великобритании XX в
  • Реферат на тему: Реформы Петра I и их влияние на дальнейшее развитие России
  • Реферат на тему: Александр II: исторический портрет
  • Реферат на тему: Международные санкции и ответ России: История и современность
  • Реферат на тему: Великие торговые пути средневековья и участие русского купечества в торговых операциях запада и востока
  • Реферат на тему: Российская Федерация: проблемы социально-экономического и культурного развития
Автор статьи

Дмитрий А Верг

Эксперт по предмету «История»

Задать вопрос автору статьи

Солон

Особой остроты, социально-политическая борьба достигает в $VI$ веке до н.э., когда правящая верхушка приходит к необходимости введения экстраординарных мер. Самым естественным путем примирения всех слоев общества было назначение на государственную должность особо уважаемого человека. Такой человек нашелся в Афинах, им оказался Солон.

Солон был выдающимся политическим деятелем, философом, мыслителем, поэтом, самым знаменитым законодателем эпохи. Он происходил из обедневшего рода эвпатридов, и чтобы поправить финансовое положение некоторое время занимался морской торговлей, поэтому хорошо знал нужды торгово-ремесленного люда Афин. Постоянные путешествия расширили кругозор, а разносторонняя деятельность, снискала ему репутацию мудрого человека. Впоследствии Солона включили в число «семи мудрецов Греции». Особо известны были в Афинах его политические стихи, обличавшие недостатки правления аристократии. В $600$ году до н.э. Солон стал инициатором военной акции против Мегар, в результате которой, греки взяли под контроль остров Саламин.

Логотип iqutor

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

Бесплатное пробное занятие

*количество мест ограничено

В $594$ году до н.э., в связи с разрастающимся общественным конфликтом, Ареопаг избирает Солона на должность Архонта, и наделяет его чрезвычайными полномочиями. Реформатор пробыл у власти всего год, но полностью оправдал надежды народа, заложив основы знаменитой Афинской демократии.

Солон прекрасно понимал, что косность эвпатридов, которые боролись за пережитки родового строя, живущих в праздности, беспощадно эксплуатируя народ, машет экономическому и культурному развитию полиса, создают взрывоопасную обстановку. Солон прекрасно понимал, что косность эвпатридов, которые боролись за пережитки родового строя, живущих в праздности, беспощадно эксплуатируя народ, машет экономическому и культурному развитию полиса, создают взрывоопасную обстановку. Блестящее будущее Афин, законодатель видел в развитии экономики, совершенствовании системы земледелия, процветании торговли и ремесла. Солон пытался создать гарантии благополучной жизни для всех прослоек гражданского общества.

«Реформы Солона» 👇

Законы Солона

Избранный архонтом – простатом, Солон приступил к созданию серии коренных государственных преобразований, вошедших в историю как «Реформы Солона», которые затронули экономические отношения, социальную и военную структуру, а также, государственное управление.

Определение 1

Простат – политик, защитник демоса в период государственных преобразований в полисе.

Экономические преобразования.

Главной целью данного блока реформ стало оживление хозяйственной жизни Афинского полиса. Для чего Солон предпринял следующие шаги:

  • Регулирование водоснабжения в Аттике, часто страдающей от засухи.
  • Развитие оливководства. Был разрешен экспорт оливкогого масла, в то время как вывоз зерна законодательно запрещен. Изданы предписания, регулирующие посадки и обработки оливковых деревьев. Благодаря чему, произошло оживление отрасли, а оливковое масло Аттики славилось своим качеством во всем эллинском мире.
  • Развитие ремесленного производства. В частности, сын освобождался от обязанности содержать престарелого отца, если тот не научил его никакому ремеслу.
  • Меры, направленные на активизацию торговли. Вместо архаической фидоновской системы мер и весов была введена более удобная эвбейская весовая и денежная система, распространенная по всему Эгейскому региону.
  • Запрет на излишества и непроизводительные траты. Запрещались дорогостоящие погребения и строительство роскошных гробниц, жертвоприношения большого количества животных.

Социальные преобразования

Солон разделил свободное население Афин на четыре разряда по величине земельного дохода, каждая из групп получала свой набор прав и обязанностей.

  • Пентакосиомедимны (пятисотники) — Лица, получающие $500$ медимнов зерна, вина или масла ($1$ медимн = $52$ л.). Они служили в коннице и имели право занимать высшие государственные должности.
  • Всадники – лица, получающие $300$ медимнов дохода. Это группа также состояла из зажиточных граждан, способных содержать боевого коня, которые имели всю полноту гражданских прав, также как и первая группа, служили в коннице.
  • Зевгиты – Граждане, чей доход состоял из $200$ медимнов. Эта группа стала основой полисного коллектива, представители которой, призывались в тяжеловооруженную пехоту.
  • Феты — имели менее $200$ медимнов. Данная группа не могла занимать государственные должности, но имела право голоса на народном собрании.

Солон изменил в корне социальную структуру. И теперь, не принадлежность к тому или иному роду, а величина его собственности определяла статус человека. Деление на родовые филы и фратии сохранилось, но потеряло свою значимость.

Реформа долговых отношений

  • Проведение кассации долгов, взятых под заклад земли и сисастхии («стряхивание бремени»). Кредиторы ставили на поле должника камни с записями на участках, задолжавших крестьян. По реформе Солона, эти камни были сброшены или торжественно вывезены за пределы Аттики.
  • Отмена долговой кабалы (Запрещение обращения в рабство гражданина за долги). Эта мера стала тяжелым ударом по аристократии, так как являлась постоянным источником увеличения их земельных наделов и использования дешевой рабочей силы.
  • Принятие мер по возвращению граждан, проданных в рабство в другие полисы.
  • Введение ограничения ссудного процента.

Замечание 1

Эти радикальные меры должны были укрепить социальное положение граждан и активизировать развитие экономики. Принципиальное значение имела отмена долгового рабства, так как ориентировала крупные аграрные и ремесленные хозяйства не на труд зависимого работника из числа кабальных соплеменников, а на труд рабов, приобретаемых на рынке.

  • Свобода завещания при отсутствии прямых наследников. Раньше вся земля в таком случае оставалась роду.
  • Введение земельного максимума (запрещение иметь наделы свыше установленной законом нормы)

Военно-политические преобразования

До Солона военная организация была тесно связана с родовым коллективом, где ведущие позиции занимала знать, после реформ, она основывалась на социальном делении общества.

  • Основной военной единицей стали тяжеловооруженные гоплиты, комплектовавшиеся из зевгитов
  • Повышение роли народного собрания, которое до преобразований собиралось по желанию знати, и было одним из инструментов манипулирования общественным мнением. Теперь, на народном собрании обсуждаются важные государственные дела, принимаются законы. Новое социальное деление, расширение политических прав граждан повышали роль среднего класса, что способствовало превращению народного собрания в важный государственный институт. Для лучшей организации его работы, Солон ввел совет 400, избираемый по $100$ человек от каждой филы. В компетенции совета была подготовка дел для всеобщего обсуждения, и разбор текущих вопросов. Повышение роли народного собрания и введение совета $400$ ограничивала роль Ареопага, исполнявшего роль суда по уголовным делам.
  • Введение гелиэи – общегражданский суд, состоящий из $6000$ гелиастов из всех сословий, избираемых жребием на Народном собрании. Занимался разбором уголовных и гражданских дел, принимал отчеты полисных магистратов. Это был самый демократичный орган государственной власти.
  • Полная кодификация письменного свода законов, полностью заменившая законы Драконта. В дальнейшем, Афины жили по законам Солона, подвергая их незначительным изменениям.
  • Введение должности казначея, полета (заведовал сдачей в аренду гос. Имущества), коллакретов (следили за финансовым обеспечением жертвоприношений).
  • Введение коллегии $11$, выполнявшей полицейские функции.

Замечание 2

Реформы Солона, несмотря на их положительный эффект, на первых порах вызывали негативную реакцию общества: аристократия была недовольна утратой своим привилегий, демос был недоволен отсутствием передела земель на условиях равенства. В результате, Солон вынужден был уйти из полиса, приняв добровольное изгнание на десять лет. К счастью, его законы не были отменены и вскоре дали свой положительный результат.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Реформы Солона

Введение

Развитие греческого общества от патриархальных структур и протогосударств гомеровской эпохи до классического рабства и расцвета античной демократии обнаруживает некоторые закономерности в развитии политической жизни и в смене самих форм устройства городов-государств. В конце 11 тысячелетия до н.э., о чем свидетельствует и гомеровский эпос, в греческом мире наблюдалась сравнительно общая тенденция к усилению власти царя как военачальника, судьи, верховного руководителя дворцового хозяйства и т.д. В методах его правления все более проступали деспотические черты, присущие монархам древности, особенно восточным. Аналогичную картину можно видеть несколькими веками позже в Риме в эпоху царей.

Распад патриархально-общинных связей, на которые опиралась единоличная власть царя (базилевса, рекса), рост оппозиции со стороны аристократических семей, обладающих большими богатствами и общественным влиянием, имели своим результатом практически во всем античном мире уничтожение царской власти, сопровождавшееся в ряде случаев (как было в Риме с Тарквинием Гордым) убийством самого царя.

Ликвидация монархии привела к победе в античном мире республиканского строя, а также к окончательному утверждению (до эпохи кризиса и разложения рабовладельческого общества) полисной системы организации государства. Но в раннереспубликанский период демократический потенциал, присущий полисной системе, предусматривающей элементы непосредственной демократии (народные собрания и т.д.), не получил полного развития. Простой народ в полисах, не имевший политического опыта и черпавший свои представления о власти из патриархально-религиозного прошлого, уступил бразды правления практически во всех античных полисах родовой, жреческой и новой имущей аристократии. Именно таковой была государственная власть в Афинах накануне реформ Солона, в ранний период патрицианской республики в Риме и т.д.

Процесс демократизации политической жизни в античных городах-государствах сопровождался обострением борьбы между аристократией, державшей в своих руках власть и стремившейся законсервировать старые полисные порядки, и народом (демосом), все более осознающим свое гражданское единство. Результатом этой борьбы (эвпатридов и демоса в Афинах, патрициев и плебеев в Риме и т.д.) стала серия законодательных реформ, подрывающих монополию аристократии в государственных органах и создающих основу для развития демократических институтов.

Цель нашего исследования – раскрыть сущность реформ Солона, значение личности Солона для государства и права древней Греции. Опираясь на поставленную цель, задачи, данной работы следующие:

 определить общественно-политическое положение Греции до реформ;

 исследовать содержание реформ Солона;

 рассмотреть влияние реформ на жизнь в государстве;

 выделить значение реформ на историю права в общем.

Афинская рабовладельческая демократия

Во II тысячелетии до н. э. греческие племена заселили юг Балканского полуострова. Отгороженные друг от друга естественными преградами горной страны, они с тем большом рвением стали оберегать свою обособленность. В тесных пределах каждого из таких районов вырастет с течением времени столица: Коринф, Мегары, Фивы, Спарта и др.

В конце II тысячелетия греки, соединившись в единое войско и избрав себе одного вождя, осадили малоазиатский город Трою. О событиях этой известнейшей из войн повествуют поэмы гомеровского эпоса — «Илиада» и «Одиссея».

В древнегреческом обществе, как его рисует Гомер, происходят сложные процессы. Классов еще нет, но разделение на простой народ и родовую знать глубоко укоренилось. Лучшие земли, большие стада, все основные посты находятся в руках последней.

Государства еще нет. Племенем управляют народное собрание, совет старейшин, вождь — базилевс. Народное собрание -вместе с тем войско, а базилевс и старейшины — главным образом военные предводители. Американский историк прошлого века Л.Г. Морган назвал этот строй военной демократией.

По всем своим признакам период военной демократии есть последний период первобытнообщинного строя. Земледелие становится главной отраслью хозяйства, оттесняя скотоводство. Ремесло выделяется в самостоятельную отрасль. Обмен товарами принимает регулярный характер. Появляются купцы. Рабство все более укореняется, и уже не только в домах и хозяйствах знати. Образуется семья с господством мужчины. Древняя родовая организация еще существует, но уже подорвана. На территории фратрий и племен селились во множестве чужаки, то есть хотя и соотечественники, но принадлежащие к другим племенам, фратриям и родам. Население смешивалось и оттого становились невозможными старые формы управления. Все это, вместе взятое, служит основой для перехода к государству как новой, высшей ступени общественного развития.

Наиболее интересным и вместе с тем наиболее изученным представляется процесс образования государства в двух известных греческих полисах — древних Афинах и Спарте. Первая являла собой образец рабовладельческой демократии, вторая — аристократии.

Ионийцам, как назывался союз четырех племен, досталась во время переселения малоплодородная область, омываемая морем, — Аттика. Земледелие здесь было ограничено сравнительно небольшим районом, зато имелись благоприятные условия для ремесла и морской торговли.

Сельская община, столь устойчивая на Востоке, не нашла здесь благоприятных условий и стала быстро разлагаться. Земельные наделы сделались частной собственностью отдельных фамилий.

В VIII столетии до н. э. в. Аттике вырос (вокруг древней крепости) город, которому предстояло сделаться величайшим центром античной и мировой культуры. Его назвали в честь богини-покровительницы Афинами.

Город стал средоточием людей, принадлежащих к разным племенам, родам, фратриям: вместо простого соседства племен происходит их слияние в единый народ. На смену старому делению приходит новое. Знатные образуют сословие эвпатридов («благородных»), мелкие земледельцы получают общее для них название геоморов, ремесленники — демиургов.

Замещение всех важных должностей стало привилегией эвпатридов. В результате этого совет старейшин превращается в чисто аристократическое собрание, никем не выбираемое и ни перед кем не отчитывающееся. Оно заседало на холме бога войны Ареса, и потому его назвали ареопагом. Ареопаг законодательствует, осуществляет высший суд, наблюдает за действиями должностных лиц, первое место среди которых принадлежит коллегии, состоящей из 9 старейшин — архонтов. Они избираются ареопагом сроком на год.

Господство земельной аристократии пагубным образом отразилось на положении народа. «Бедные, — пишет Аристотель, -находились в порабощении не только сами, но и их дети и жены. Назывались они… шестидольниками, потому что на таких условиях обрабатывали поля богачей (то есть получали за свой труд одну шестую часть урожая. — 3.4.). Вся же вообще земля находилась в руках немногих. При этом если бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих и их детей».

Всюду на полях стояли закладные камни. На них было написано, кому и на какой срок заложен участок. Такая форма залога — ипотека — была ранним изобретением Греции. Земля отдавалась в пользование должника, но при просрочке платежа — столь обыкновенной — переходила к кредитору.

«…Развивающееся денежное хозяйство, — справедливо пишет Ф. Энгельс, — проникало в сельские общины, воздействуя, точно разъедающая кислота, на их исконный, основанный на натуральном хозяйстве образ жизни»‘.

Начиная с VI века до н. э. в политическую жизнь афинского общества все более активно включался новый социальный элемент. Относительно высокий уровень производительных сил, достигнутый в районе Средиземного моря в VIII-VI веках до н. э. и особенно благоприятные природные условия самой Аттики (с ее небольшим земельным фондом и удобным для торговли местоположением) способствовали появлению значительного ремесленного и торгового населения. Боевую часть его составляли матросы многочисленного афинского флота. В отличие от аристократии все эти новые люди (а также крестьяне) называли себя «демосом» — «народом».

Демос находился в постоянной вражде с презиравшей его аристократией. Шаг за шагом вырывал он у нее политическую власть. Когда это ему удалось, в Афинах установилась рабовладельческая демократия, а значит, и государство в его начальной, еще не завершенной форме.

Реформы Солона

К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. В среде эвпатридов и геоморов выделяются богатые землевладельцы, некоторая часть эвпатридов беднеет, а геоморов — превращается в батраков, обрабатывающих чужую землю, получая за это 1/6 часть урожая, или попадает в долговую кабалу, теряет свободу и продается в рабство за границу. Растет экономическая роль богатой торгово-ремесленной верхушки горожан, по-прежнему отстраненной от власти. Растет и число бедняков-фетов. Все неустойчивее становится положение средних и мелких землевладельцев и ремесленников. В результате в среде свободных возникает целый комплекс противоречий — между богатыми и обедневшими эвпатридами, все еще удерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремящимися к власти и использующими недовольство бедноты и средних и мелких собственников. Эти противоречия кристаллизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами.

В 594 году до н. э. всеобщее недовольство вылилось, по словам Аристотеля, в «великую смуту». «Огромное большинство, и к тому же люди большой физической силы, — пишет греческий историк Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях», — собирались и уговаривали друг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбрать себе одного вожака, надежного человека, и освободить должников, пропустивших срок уплаты, а землю переделить и совершенно изменить государственный строй».

Оказавшись в столь сложной ситуации, борющиеся стороны сошлись на кандидатуре поэта и политического деятеля Солона. Было известно, что он не является «сообщником богатых в их преступлениях» и в то же время «не угнетен нуждою». Избранный архонтом, Солон был наделен чрезвычайными полномочиями, среди которых самым важным было право законодательства. Испытывая давление одних, стремившихся к установлению единовластия, и других, рвавшихся к самому широкому народоправству, Солон выбрал политику «золотой середины».

Для Смягчения противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования. Солон был эвпатридом, он разбогател на торговле и пользовался доверием среди широких слоев населения. Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок свободных. Поэтому они носили компромиссный, половинчатый характер.

Реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией[1][1]. Прежде всего, Солон провел сисахфию — долговую реформу, которая означала прямое вмешательство в отношения собственности.. Задолженность бедняков была аннулирована. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, — выкупались. Долговое рабство в Афинах впредь отменялось.

Сисахфия посягала на интересы родовой знати и была уступкой демосу. В то же время Солон не выполнил важного требования бедноты — не произвел передела земли, хотя и установил максимальный размер земельного владения. Но разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты.

С именем Солона связана также цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Солон закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку.

Самые богатые граждане были отнесены к первому разряду, менее богатые — ко второму и т.д. Каждый разряд имел определенные политические права: общественные должности могли занимать только граждане первых трех разрядов, а должность архонта (и, следовательно, члена ареопага) только граждане первого разряда. Бедняки, входившие в низший, четвертый разряд, этого права по-прежнему были лишены. Но они могли участвовать в народном собрании, роль которого увеличивается. Собрание стало вырабатывать законы, избирать должностных лиц и принимать от них отчеты.

Одновременно Солон сделал уступки и бедноте, и эвпатридам, интересы первых получили отражение в создании нового судебного органа — гелиэи, в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. В интересах вторых был учрежден новый орган управления — Совет четырехсот, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов.  

Плутарх о Солоне

Поскольку неравенство между бедными и богатыми дошло тогда, так сказать, до высшей точки, государство находилось в чрезвычайно опасном положении. Весь простой народ был в долгу у богатых: одни обрабатывали деньги, платя богатым шестую часть урожая… другие брали у богатых деньги под залог тела: их заимодавцы могли обратить в рабство, при этом одни оставались рабами на родине, другие продавались на чужбину. Многие были вынуждены продавать даже собственных детей (никакой закон не воспрещал этого) и бежать из отечества из-за жестокости заимодавцев. Но огромное большинство… собирались и уговаривали друг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбрать себе одного вожака. Надежного человека и освободить должников, пропустивших срок уплаты, а землю переделить и совершенно изменить государственный строй.

Тогда наиболее рассудительные люди в Афинах, видя, что Солон. – пожалуй, единственный человек, за которым нет никакой вины, который не является сообщником богатых в их преступлениях и в то же время не угнетен нуждою, как бедные, стали просить его взять в свои руки государственные дела и положить конец раздорам. Впрочем, Фаний Лесбосский /писатель IV-III вв. до н.э./ рассказывает, что сам Солон прибегнул к обману обеих сторон: неимущим он по секрету обещал раздел земли, а людям богатым – обеспечение долговых обязательств.

… Его выбрали архонтом /высшие должностные лица Афин, составлявшие коллегию из 9 человек/, а вместе с тем посредником и законодателем. Все приняли его с удовольствием: богатые – как человека зажиточного, а бедные – как честного …Первым актом его государственной деятельности был закон, в силу которого существовавшие долги были прощены и на будущее время запрещалось давать деньги в долг «под залог тела»…

… Солон с гордостью говорит, что с заложенной ранее земли он «поставленных камней закладных много снял…» и что из числа закабаленных за долги граждан одних он вернул с чужбины «… уж аттическую речь забывших»… «А тех, кто дома рабства тяжкого позор переносил», он, по его словам, сделал свободными.

Солон не угодил ни той. Ни другой стороне. Богатых он озлобил уничтожением долговых обязательств, а бедных – еще больше – тем, что не произвел передела земли, на который они надеялись.

… Желая оставить все высшие должности за богатыми, как было и прежде, а к прочим должностям, в исполнении которых простой народ ранее не участвовал, допустить и его, Солон ввел оценку имущества граждан. Так, тех, кто производил в совокупности пятьсот мер продуктов, как сухих, так и жидких, он поставил первыми и назвал их «пентакосиомедимнами» /пятисотмерники/, вторыми поставил тех, кто мог содержать лошадь или производить триста мер; этих называли «принадлежащими к всадникам»; «зевгитами» /владеющий упряжкой волов, лошадей, мулов/ были названы люди третьего ценза, у которых было двести мер тех и других продуктов, вместе взятых. Все остальные назывались «фетами»; им он не позволял исполнять никакой должности; они участвовали в управлении лишь тем, что могли присутствовать в народном собрании и быть судьями /речь идет о гелизе, суде присяжных/. Последнее казалось вначале ничего не значащим правом, но впоследствии стало в высшей степени важным, потому что большая часть важных дел попадала к судьям. Далее. А приговоры по тем делам, решение которых Солон предоставил должностным лицам, он позволил также апеллировать в суд.

Солон составил совет Ареопага из ежегодно сменяющихся архонтов: он и сам был его членом как бывший архонт. Но, видя в народе дерзкие замыслы и заносчивость. Порожденные уничтожением долгов, он учредил второй совет, выбрав в него по сто человек от каждой из четырех фил. Им он поручил предварительно, раньше народа, обсуждать дела и не допускать внесения ни одного дела в народное собрание без предварительного обсуждения.

Значение реформ Солона

Реформы Солона казались верхом политической мудрости, триумфом политики компромисса. Вместе с тем именно реформы Солона убедительно доказывают недолговечность политики компромиссов.

Борьба между демосом и родовой знатью не закончилась полюбовной сделкой. Афины переживают острый политический кризис, завершившийся установлением тирании.

Реформы нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии. Они были важным этапом формирования политической организации в Афинах. Но компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий. Реформы вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос. Борьба между ними продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании Писистрата, а затем его сыновей (560—527 гг. до н.э.), которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном. Существовавшие органы управления продолжали функционировать, но теперь уже под контролем захватившего власть тирана. Тираном в Афинах считался незаконный правитель, не обязательно устанавливающий жестокий режим. Писистрат облегчил положение мелких землевладельцев, предоставив им кредит. Активная внешняя политика и создание военного флота привлекли на его сторону афинских торговцев. Большой размах строительства общественных сооружений, украшавших город, давал средства существования бедноте. Немаловажную роль играло и соблюдение действовавших в Афинах законов.

Однако эти мероприятия требовали все возрастающих денежных средств, пополнение которых возлагалось на богатых афинян, что в конце концов вызвало их недовольство. При поддержке Спарты, опасавшейся усиления Афин, тирания была свергнута. Предпринятая вслед за этим попытка аристократии захватить власть закончилась неудачей. Опираясь на бедноту, богатая торгово-ремесленная верхушка афинских рабовладельцев, возглавленная Клисфеном, изгнала спартиатов и закрепила свою победу новыми реформами. Реформы Клисфена, проведенные в 509 году до н. э., ликвидировали в Афинах последние остатки родового строя. Они уничтожили старое деление населения на четыре племени.

После смерти Солона, еще долгое время политики обращались к его конституции, используя ее в качестве авторитетного источника права.

Заключение

Итак, мы рассмотрели деятельность Солона как архонта. Нельзя не согласиться, что любые реформы, проводимые личностями, наделенными властными полномочиями не могут удовлетворить интересы и запросы всех слоев населения, и Солон не стал исключением.

Реформы Солона явились важным этапом в образовании государства в Афинах, и их результаты можно сравнить с политической революцией.

Первым делом он отменил долговую кабалу и аннулировал все поземельные долги. Закладные камни были убраны с полей, граждане, ставшие рабами за долги, — отпущены на свободу, а те, кто был продан за границу, — выкуплены за счет государства.

Со времени Солона рабами в Афинах могли быть только иноплеменники, захваченные на войне или купленные на мировом рабовладельческом рынке того времени.

Чтобы предотвратить разграбление крестьянских наделов в будущем, Солон установил максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках.

Одновременно с тем была санкционирована широкая завещательная свобода. Родовые владения, подобно крестьянским дворам, могли переходить наследникам по воле завещателя. Земельные владения знати — опора ее власти — включались в общий гражданский оборот.

Важнейшей политической реформой Солона было установление имущественного ценза. Самые богатые были причислены к первому разряду. Просто богатые — ко второму. Оба эти разряда граждан получали право замещения всех важнейших постов в государственном аппарате, но архонтами и казначеями могли становиться лишь представители первого разряда.

Таким образом, вместо принципа аристократического (принадлежность к определенным родам) был утвержден принцип имущественный, принцип богатства. От этого выигрывали купцы и ростовщики, проигрывала родовая знать.

Третий разряд составили граждане среднего достатка. Все прочие — феты — были зачислены в один четвертый и последний разряд.

За единицу исчисления богатства был избран медимн — мера сыпучих тел (приблизительно 50-60 л). Для зачисления в первый класс требовался доход в 500 медимнов зерна ежегодно (или соответствующий эквивалент); для зачисления во второй — триста, для зачисления в третий — двести медимнов.

Первые два разряда служили в коннице. Служба эта требовала больших расходов, но зато была менее опасной на войне. Третий разряд — тяжеловооруженные гоплиты — пехотинцы сделались истинной славой афинского войска. Четвертый разряд, первоначально отстраненный от военной службы, составил затем легковооруженную пехоту.

Высшим органом власти сделалось, по конституции Солона, афинское народное собрание. В противовес ему были созданы два новых органа: совет четырехсот и так называемая гелиэя -суд присяжных заседателей.

Совет четырехсот избирался старыми ионическими племенами, продолжавшими существовать, несмотря на все перемены. Каждое из них посылало в совет 100 человек. Играя важную роль в законодательной процедуре, заведуя всеми текущими делами, совет четырехсот оказывал сдерживающее влияние на народное собрание и прямо ограничивал власть ареопага.

Гелиэя была судебным и законодательным органом одновременно.

В народном собрании участвовали все разряды свободного населения, включая фетов. Это было явной уступкой демосу. Зато выборы в совет четырехсот были в руках тех, кто распоряжался в старых племенах, то есть в руках родовой знати. Гелиэя с ее широким кругом участников учреждалась к большей выгоде демоса. Но оставался нетронутым ареопаг.

Список литературы

1. Учебник по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. О.А.Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. – М. Юристъ, 2000.

2. Всеобщая история государства и права / Под ред. З.М. Черниловского. М. Бек, 1997.

3. Курс лекций по истории государства и права зарубежных стран / Под ред. Кузнецова, Алексеева и др.- М. Юрайт, 1998.

4. Плутарх о Солоне / Памятники правовой литературы. – М. Правовая библиотека, 2000.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://tarasei.narod.ru

Ответ:К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. В результате в среде свободных возникает целый комплекс противоречий, которые кристаллизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами.

Для смягчения этих противоречий и сплочения всех свободных в единый господствующий класс требовались глубокие социальные и политические преобразования. Начало им положил Солон, избранный архонтом в 594 году до н.э. Хотя Солон был эвпатридом, он пользовался доверием среди широких слоев населения. Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных враждующих группировок свободных. Поэтому они носили компромиссный, половинчатый характер.

Реформы Солона:

сисахфия — долговая реформа, которая означала прямое вмешательство в отношения собственности. Задолженность бедняков была аннулирована. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, — выкупались. Долговое рабство в Афинах впредь отменялось.

установление максимального размера земельного владения. В то же время Солон не выполнил важного требования бедноты — не произвел передела земли. Разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты.

цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства.

провозглашалась свобода завещаний.

закреплено деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку: класс пентакосиомедимнов (пятисотмерников, т.е. получающих 500 мер в совокупнос­ти сухих и жидких продуктов со своей земли); класс всадников (по­лучающих 300 мер); зевгитов (200 мер); фетов.

создан новый судебный орган – гелиэя, в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. Расширены функции народного собрания (принимает законы, обсуждает важные государственные дела); ареопаг надзирает за соблюдением законов и деятельностью народного собрания; гелиэя — суд присяжных.

учрежден новый орган управления — Совет четырехсот, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов.

Результат реформ Солона:

нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии, однако компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий;

вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос.

Борьба аристократии и демоса продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании Писистрата, а затем его сыновей (560-527 гг. до н.э.), которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном.

Реформы Клисфена

После низвержения тирании к власти пришел Клисфен (510-507 гг.), обещавший народной массе политические права.

Реформы Клисфена:

распределил всех граждан между десятью филами (новыми общинами) вместо старых четырех.

учредил Совет пятисот (по 50 граждан от каждой новой филы).

разделил страну по демам на тридцать частей: десять взял из демов пригородных, десять — из демов внутренней полосы и десять — из демов прибрежной полосы. Назвав эти части триттиями, он в каждую филу назначил по жребию три триттии, причем в состав каждой филы входили части из всех этих трех областей. Так произошло основательное «смешение народа» и возникло выражение «не считаться филами» (т.е. племенным происхождением).

ввел закон об остракизме, который предусматривал возможность изгнания (после процедуры голосования остраконами — черепками для голосования) лица, пользую­щегося сильным влиянием и являющегося в силу этого претендентом на тиранство.

Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления государства в Древних Афинах.

Реформы Эфиальта

После реформы Клисфена афинское государственное уст­ройство пережило еще несколько перемен — правление тира­нов, затем аристократии, — прежде чем демократические тен­денции достигли наивысшей фазы. Это произошло под началом двух вождей демоса, ставших последовательно обладателями высших и наиболее влиятельных должностей. Первым был Эфиальт (462 г. до н.э.), человек неподкупный и справедливый в глазах демобной практики по делам о п:как-то танару


Солон появился в Афинах, когда полис переживал далеко не лучшие времена. Политический и экономический кризис раздирал на части греческий город. Вернуть Греческому городу бывалое могущество решил Солон. Он был хоть и знатен и богат, но пользовался большим уважением и почтением у народа. В VI веке до нашей эры его приглашают на самую высшую должность – архонта в Афинах, Солон соглашается и практически тут же принимается за реформирование.

Экономическая реформа.

1) Первые нововведения касались имеющихся у крестьян долгов, они по решению Солона полностью отменялись. Всех кабальных крестьян следовало немедленно освободить, а камни, постоянно напоминающие об их долгах немедленно убрать с их участков. Если же афинского жителя к тому время продали в рабство за море, в чужие земли, следовало применить все меры к его поиску, причем все действа оплачивались за государственный счет. После его реформы все граждане полиса стали иметь право на свободу, понятие «раб» ушло в прошлое.
2) Что бы ускорить развитие экономики Солон проводил политику защиты местных производителей. Например, был категорически запрещен вывоз за пределы Греции хлеб, которого и так было катастрофически мало. Но при этом правитель настаивал на экспорте изделий из оливок, именно их было в достатке. Что бы ремесленники трудились больше и качественнее им в награду предоставляли большие права. Имущественные отношения между людьми были упорядочены, например, в Афинах появилась практика составления специального документа, по которому имущество умершего в дальнейшем переходило наследникам.

Политическая реформа.

Солон поделили всех граждан полиса на четыре категории, они определялись по состоянию его богатства, оно измерялось в количестве продуктов (денег тогда не было). Что бы точнее разобраться в количестве продуктов правитель ввел меру– медимн ( на сегодняшний пересчет примерно чуть более 50 литров). К первой категории относили жителей, богатство которых достигало четырехсот и более медимнов, ко второй причислялись люди с объемом продуктов около трехсот медимнов. Третья категория должна была иметь запас тянущий на неменее двухсот медимнов, а четвертая, последняя категория объединяла бедняков совокупной годовой доход которых составлял менее ста пятидесяти — двухсот медимнов.

Отныне статус афинского жителя, а так же наделяемый объем их политических прав строго зависел от принадлежности к той или иной категории. Естественно высшие посты занимали жители только первой категории, вторая и третья так же имела права занимать должности, но среднего порядка. При этом первые три разряда так же могли войти в новый орган — «Совет четырехсот», который в дальнейшем представлял интересы жителей. Так же одной из значимых задач органа стоит отметить — это подготовка проектов изменений или решений, которые дальше рассматривались на высшем уровне. То есть это не просто орган совещательного типа, а высшую инстанцию решения насущных проблем.

Судебная система.

Эта сфера так же подверглась реформированию. Суд присяжных, который выносил решения по делам, стал более совершенным и беспристрастным, так как отныне практически все жители имели возможность стать его членами, они заносились в специальные списки и при помощи жребия выбирались на должность, прежде судьи приносили клятву о честном исполнении своих обязанностей.

Солон так же проделал большую работу касаемую составления единого кодекса законов. Он отныне охватывал все виды отношений между людьми. Но самое главное – законом удалось заменить ранее действующие жесткие правила Драконта, впоследствии времена меняли, но Афины так и продолжали жить по изданным Солоном законам.

В итоге архонт проделал огромную работу, именно он считается «отцом — прародителям демократии» в Афинах, Солон ввел огромное количество изменений, но, к сожалению так и не смог удовлетворить потребности всего населения. Простым людям правитель не дал земли, в которой они так нуждались, у богатых отнял возможность собирания долгов и превращения людей в рабство, вызвал тем самым недовольство как низов, таи верхов. Поэтому в конце ему даже пришлось покинуть любимые Афины на долгие десять лет, а после возвращения занимать пост он не пожелал, так и остался сторонним наблюдателем новой жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *