Эссе самые известные

Традиция эссеистики — это, в первую очередь, подвижность ассоциаций, установка на интимную откровенность и разговорную интонацию. Это одновременно и научная статья, и литературный очерк, и философский трактат. T&P выбрали 5 важных произведений этого жанра, заставивших нас по-другому взглянуть на вещи.

Речь, произнесенная Бродским перед выпускниками Дармутского колледжа, мало похожа на торжественные наставления в духе Stay Hungry, Stay Foolish. От текста разит тоской, мизантропией и местами даже сожалениями о потерянных годах.

Бродский объясняет, что скука — главный атрибут человеческой истории, что механическое повторение, будучи пагубным для искусства, вместе с тем есть основной инструмент эволюции и развития сугубо материального мира. Конкретных рецептов от скуки Бродский не дает, зато объясняет природу сопутствующих скуке симптомов и предостерегает от главных ловушек, расставленных ей.

При всей грустной раздражительности, с какой написана речь, главное в ней — искренность. «Похвала глупости» — это будни Бродского-поэта, это его творческие муки и нелюбовь к заскорузлой будничности; и если уж в тексте чего-то и нет, так это попыток притвориться, что творческая натура — это праздник, который всегда с тобой.

«Ни точные науки, ни гуманитарные не предлагают вам курсов скуки. В лучшем случае они могут вас познакомить со скукой, нагоняя ее. Но что такое случайное соприкосновение по сравнению с неизлечимой болезнью? Наихудший монотонный бубнеж, исходящий с кафедры, или смежающий веки велеречивый учебник — ничто по сравнению с психологической Сахарой, которая начинается прямо в вашей спальне и теснит горизонт»

Лаконичное эссе Уэллса посвящено феномену «оригиналов», расцветшему к концу XIX века: они, если верить Уэллсу, были сведущи во всех вопросах, имели собственное мнение по любой проблеме, а главное — шутили обо всем на свете с завидной хлесткостью. По мнению Уэллса, произведения искусства «умников» — не что иное, как помещенные в раму лучшие их остроты.

Поразмышляв о том, кому хорошо от таких шуток (и придя к выводу, что никому), Уэллс замахивается на более масштабные рассуждения — о судьбах государств и о тех, кто стоит в их главе. «Уверяю вас, разумное есть противоположность великому. Британская империя, как и Римская, создана тупицами. И не исключено, что умники нас погубят», — пишет Уэллс, и затем в одном абзаце объясняет родство великого искусства с умением избегать того мелкого эгоизма, проявлением которого и является умничанье.

Наивный Уэллс полагал, что конец XIX века — последнее пристанище «умничанья», но, как показала история, джентльменство с его «умением быть великодушно-банальным» осталось в истории, уступив место острословию в качестве высшего проявления человеческого духа.

«Наверно, эпоха умничанья переживает свой последний расцвет. Люди давно уже мечтают о покое. Скоро заурядного человека будут разыскивать, как тенистый уголок на измученной зноем земле. Заурядность станет новым видом гениальности. И тогда, подымет голову круглолицая и заспанная литература, литература огромной цели и крупной формы, полнотелая и спокойная»

«Доверие к себе»

Чтобы понять, откуда растут ноги у сегодняшних экоактивистов во всем их разнообразии (начиная с защитников китов и заканчивая теми, кто вопреки здравому смыслу сортирует мусор у себя на кухне), достаточно прочесть сборник эссе Эмерсона «Природа». Правда, воспринимать его в сугубо материалистичном контексте не стоит: оно, как никакое другое, пытается понять что есть человеческий разум, вернее даже — сознание.

Ученик Эмерсона (а позже его садовник) Генри Торо, прочитав работы своего наставника, стал по сути первым экопоселенцем, уйдя жить в леса. В некотором смысле его поступок предельно ясно выражает идею о том, что человеческая действительность ущербна в первую очередь потому, что сами люди открещиваются от собственной природы. Для Эмерсона важно было также определить само понятие человеческой природы — не привычки, возобладавшей человеком на протяжении жизни, но подсознательного стремления к прекрасному, ведущего через заросли человеческих обычаев и заблуждений.

«Человек — существо боязливое, вечно оправдывающееся; он больше не осмеливается сказать «я думаю» и «я убежден», но прикрывается авторитетом какого-нибудь святого или знаменитого мудреца. Ему должно быть стыдно при виде побега травы или розы в цвету. Вот эти розы, растущие у меня под окном, не оправдывают свое существование ни тем, что до них здесь тоже росли розы, ни тем, что бывают и более красивые экземпляры; они то, что они есть, они живут сегодня и живут вместе с Богом»

В ключевом эссе из сборника «Назначение поэзии» Элиот размышляет о двух составляющих поэзии: личном чувстве автора, вносящего свою индивидуальность в произведение, и также о литературной традиции, в которой автор существует. Ключевая мысль эссе, если пытаться втиснуть ее в рамки одной неловкой фразы, — о ценности эмоции, возникающей внутри произведения (она, по мнению Элиота, — плод попытки автора убежать от того, что он чувствует в своей привычной реальности).

Гениальность «Традиции…» — в том, что, разбирая как будто бы только поэтическое творчество, Элиот охватывает всю литературу, а если вдуматься, то и все искусство. И еще в виртуозно простом определении разницы между хорошими и плохими поэтами, которая заключается в осознанном или бессознательном подходе к созданию: хороший поэт, уверен Элиот, предпочитает сознание как более тонкую сферу.

«Ни один поэт, ни один художник, представляющий свой вид искусства, взятый сам по себе, не исчерпывает своего значения. Его значение, его оценка является оценкой его отношения к поэтам и художникам прошлого. Нельзя оценить только его одного, необходимо, ради контраста и сравнения, рассматривать его в сопоставлении с предшественниками. Я считаю это принципом эстетического, а не только исторического критицизма»

В небольшом — всего несколько страниц — эссе Беньямин поднимает, в общем-то, все главные вопросы об искусстве «тогда» и «сейчас». О том, как мы воспринимаем искусство вообще. О том, как менялось это восприятие на протяжении веков. О том, искусство ли фотография — и о том, как изменилось представление об искусстве вообще с появлением фотографии. О том, как оценивать пресловутую «техническую воспроизводимость» в контексте ценности отдельного произведения.

Ответов, как таковых, у Беньямина нет, но способ, который он избрал для объяснения своей позиции, вполне красноречиво заменяет все пространные рассуждения, которые могли бы появиться, задай он себе труд ответить. По большому счету, для того, чтобы понять бурление чувств автора, достаточно несколько раз подряд прочитать одно-единственное предложение из его эссе: «Ориентация реальности на массы и масс на реальность — процесс, влияние которого и на мышление, и на восприятие безгранично».

«Удивительный рост наших технических возможностей, приобретенные ими гибкость и точность позволяют утверждать, что в скором будущем в древней индустрии прекрасного произойдут глубочайшие изменения. Нужно быть готовым к тому, что столь значительные новшества преобразят всю технику искусств, оказывая тем самым влияние на сам процесс творчества и, возможно, даже изменят чудесным образом само понятие искусства»

Еще три эссе на T&P

  • Как Нильс Бор преобразил Красную Пресню: очерк Александра Иличевского «Вселенная, сознание, знание»

  • Эссе Бориса Гройса: «Под взглядом теории»

  • Свобода созидательных импульсов: эссе Леонарда Рида «Я, Карандаш»

Рейтинг 100 лучших книг всех времен

Перед вами список 100 лучших книг, составленный по результатам голосования посетителей нашего сайта. В голосовании участвуют произведения художественной литературы любой длины, любого жанра, написанные на любом языке в любой период времени.

Участники голосования сами решают, что понимать под словами «лучшие книги». Вы можете добавить в список и проголосовать как за самое эпохальное с вашей точки зрения литературное произведение, так и за просто интересную книгу, которую можете перечитывать раз за разом (подробнее в разделе «О проекте»). Система голосования позволяет голосовать как «за», так и «против». Онлайн голосование является бессрочным, результаты обновляются немедленно в режиме реального времени.

Добро пожаловать в рейтинг 100 лучших книг всех времен! Читайте и любите книги!

Лучшие эссе
x

 

+

Наличие:

Все книги

По языкам:

Все

По времени:

Все

Метки:

  Название
Посчитать прочитанное 
Копировать список
Год Средний балл Проголосовало Баллы
1
 — Опыты
1580 2.70 356 962
2
Станислав Лем — Сумма технологии
1967 1.30 472 618
Книги из списка кандидатов на включение в основной список лучших книг:
3  ?
Валентин Пикуль — Миниатюры
2000 2.60 1283 3344
4  ?
Альбер Камю — Миф о Сизифе
1942 1.26 601 763
5  ?
Альбер Камю — Бунтующий человек
1951 1.18 570 675
6  ?
Иосиф Бродский — Меньше единицы (сборник эссе)
1986 0.36 1835 661
7  ?
Юрий Домбровский — Записки мелкого хулигана
1966 1.10 542 598
8  ?
Рюноскэ Акутагава — Новеллы
1914-1927 1.24 458 568
9  ?
Антуан де Сент-Экзюпери — Цитадель
1936-1944 1.46 328 481
10  ?
Марина Цветаева — Мать и музыка
1935 1.08 387 419
11  ?
Виссарион Белинский — Сочинения Платона
1842 4.94 51 252
12  ?
Дмитрий Скирюк — Другой Rock-and-Roll
2008 0.29 403 120
13  ?
Фридрих Ницше — Ecce Homo. Как становятся сами собою
1888 0.16 703 118
14  ?
Виктор Ерофеев — Страшный суд
1996 0.19 488 95
15  ?
Джебран Халиль Джебран — Пророк
1923 0.23 99 23
16  ?
Людвиг Витгенштейн — Логико-философский трактат
1921 -0.92 354 -327

Страницы: 1

Список кандидатов
Копировать список
Проголосовать

 

Подписывайтесь на наш Инстаграм аккаунт @100bestbooks. Ежемесячный список 100 лучших книг на текущий момент, другие литературные рейтинги и списки, тематические списки книг. Азартные игроки постоянно крутят барабаны онлайн слотов. Популярные игровые автоматы с выводом денег на otzivycasino.xyz пользуются спросом у многих ценителей казино. Однако, нельзя торопиться с выбором сайта. Далеко не все п…

Сайту и списку 100 лучших книг всех времен исполнилось 10 лет! За это время мы зарегистрировали более 90 миллионов посещений и почти 35 тысяч проголосовавших. Мы поздравляем всех причастных с этой замечательной вехой и благодарим всех посетителей и участников голосования за ваш интерес и участие. У нас получился действительно хороший и замечательный список. Ура! Читайте и любите книги! Обратите внимание на лицензионные сайты с азартными играми. Экспертный

© 2009–2023 «100 лучших книг» 
При частичном или полном цитировании материалов сайта ссылка на 100bestbooks.ru обязательна

 | О проекте

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика

Эссе — чрезвычайно интересный, во многом пограничный жанр. То ли литература, то ли журналистика, то ли вообще нечто особое. Свободное по форме высказывание, «необязательный» этюд-импровизация, заметка о мимолетном — но порой и безукоризненный по композиции текст ученого, яркая и отточенная миниатюра писателя. Этому жанру не противопоказаны парадоксальность и элементы игры, а иные авторы видят в нем возможность обратиться к нетипичной для себя читательской аудитории. Вышедшие недавно сборники эссе известных ученых и писателей демонстрируют географию жанра, его тематический диапазон, а также точки соприкосновения с «большими» литературными форматами. И, конечно же, подборки хорошей эссеистики всегда добавляют какие-то новые — зачастую весьма неожиданные — штрихи к сложившимся репутациям их авторов.

Наиболее известна эссеистика поэтов, романистов, философов. Но и среди представителей академической науки немало мастеров этого жанра. Создатель структурной антропологии Клод Леви-Стросс умел доступным языком и в сжатой форме донести до читателя газет и журналов свои мысли о современности, основанные на глубоком знании мифов, обычаев людей прошлого. Книга его эссе «Все мы каннибалы», созданных в середине и конце ХХ века, была переведена на тридцать языков мира, а в нынешнем году вышла и на русском.

Клод Леви-Стросс - Все мы каннибалы

Все мы каннибалы


416 ₽



832

В книгу крупнейшего антрополога современности Клода Леви-Стросса (1908—2009) вошли шестнадцать статей, написанных в последнее десятилетие минувшего века и эссе «Казнь Деда Мороза» (1952). Переведенный с десятка языков, этот сборник знаменует начало ХХI века.

Выдающийся ученый искал материал для размышлений в событиях современности. И в архаических, и в высокотехнологичных обществах существуют ритуальные, мифологические формы сознания. Многие привычные традиции наших дней берут начало в средневековье, а то и в античности. Так, поводом для написания одного из эссе стала конфликтная ситуация вокруг фигуры Деда Мороза, сложившаяся во Франции в 1950-е годы. Церковь в этой стране развернула настоящую борьбу с главным рождественским персонажем, называя его пережитком язычества. Леви-Стросс с точки зрения своей специальности рассмотрел феномен популярности Деда Мороза в наши дни и выяснил его «родословную». По мнению ученого, сказочный старец с мешком подарков — наследник ряда древних ритуалов и мифов, в этом образе соединились элементы многих верований и обрядов. Святой Николай — лишь один из его многочисленных прототипов. «Рождественские ритуалы — не обломки истории, а формы мышления и поведения, фиксирующие самые универсальные условия общественной жизни», считает Леви-Стросс. По его словам, несомненна связь Рождества с языческими сатурналиями. Древний предводитель веселья, король сатурналий переродился с течением веков в Деда Мороза.

В послевоенной Франции этот персонаж, призванный, казалось бы, объединять людей, неожиданно стал причиной раздора. В городе Дижоне даже прошла даже символическая «казнь» Деда Мороза возле городского католического собора. «Церковь безошибочно угадала в персонаже Деда Мороза самый неприступный бастион и самый живой очаг современного язычества. Остается гадать, сумеет ли современный человек защитить свое право быть язычником», резюмирует ученый. Это эссе было написано 68 лет назад, но и сегодня в Европе нередко возникают конфликты, в основе которых — глубинные мировоззренческие противоречия.

Среди работ 1980-х—1990-х годов привлекает эссе «Все мы каннибалы». Между прочим, в ней идет речь о полевых исследованиях биолога, лауреата Нобелевской премии Карлтона Гайдузека, ставшего прототипом героя романа современной американской писательницы Ханьи Янагихары «Люди среди деревьев». Гайдузек в середине прошлого века обнаружил в труднодоступной горной местности острова Новая Гвинея племя «последних на земле каннибалов». Леви-Стросс в связи с этим задается вопросом: а намного ли мы, «цивилизованные» люди, лучше тех, кто еще недавно жил в первобытных условиях? По мнению ученого, современным людям, живущим в эпоху внедрения в тела чужого биологического материала (инъекции гипофиза, трансплантацию органов и т.д.) тоже не чужд своего рода «каннибализм».

Леви-Стросс пишет в своих эссе о мифах и обычаях индейцев Америки. О мышлении мифологическом и научном. О «критических точках» внутри человеческих обществ, где не работают современные виды отношений и подчас оживают «пережитки прежних порядков». Об экспансии индустриальной цивилизации, сократившей простор для исследований этнолога. По его наблюдению, даже гибель принцессы Дианы способствовала пробуждению некоторых «архаических структур» сознания… Он полемизировал по многим злободневным вопросам современности, истолковывал странные и даже шокирующие обычаи, неоднократно утверждал, что между «развитыми» и «примитивными» обществами расстояние не так уж велико. На протяжении многих десятилетий этот патриарх науки продолжал удивлять читателей «своей пронзительной ясностью ума, соседствующей с бодрящим пессимизмом», как выразился в предисловии к книге Морис Олендер.

Знание обычаев и традиций разных народов необходимо и для авторов, пишущих о гастрономических путешествиях. Александр Генис — признанный мастер этого жанра. Когда-то он (вместе с Петром Вайлем) написал книгу о русской кухне в изгнании. Свою репутацию гурмана Генис подтверждал во многих своих книгах, в том числе автобиографических. Его новый сборник «Княгиня Гришка» составлен из эссе разных лет, объединенных темой национальных блюд и застольных традиций разных стран и сообществ. Еда и напитки у Гениса встроены в его личную культурологическую картину мира. Почему книга названа именно так? У Ильфа и Петрова «Княгиня Гришка» — ироническое собирательное название голливудских фильмов 20-х—30-х годов про русскую дореволюционную жизнь. Ведь иностранным вариациям на тему русской кухни также нашлось место в книге.

Александр Генис - Княгиня Гришка. Особенности национального застолья

Княгиня Гришка. Особенности национального застолья


Нет в продаже

Автобиографическую эпопею мастера нон-фикшн Александра Гениса («Обратный адрес», «Камасутра книжника», «Картинки с выставки», «Гость») продолжает том кулинарной прозы. Один из основателей этого жанра пишет о еде с той же страстью, юмором и любовью, что о странах, книгах и людях.

Чем русское застолье хуже индийской йоги, якутского эпоса, португальских фаду или быта забайкальских староверов, ныне занесенных, как часть «нематериального наследия человечества», в охранные списки ЮНЕСКО? Даже пивная культура Бельгии (родина легендарного Гамбринуса), узбекский плов, неаполитанская пицца и турецкий кофе в джезве, не говоря уже о японской и мексиканской кухне, взяты под охрану. Свою книгу Генис открывает «заявкой» на включение русского застолья в списки мирового наследия, подлежащего изучению и охране. Будем надеяться, что мнение столь авторитетного знатока будет услышано в официальных инстанциях.

Изучать русское застолье Генис начал еще в 60-е в Риге. Материальная скудость в ту пору компенсировалась душевностью человеческих отношений. Это ярко проявлялось и в разнообразных трапезах. Недаром в первой главе книги эссеист рассматривает советскую кухню «в исторической перспективе и общеполитическом контексте». Русская кухня, рассуждает автор, хлебоцентрична, изобилует кислыми блюдами и супами, крайне важную роль в ней играет рыба, важным подспорьем здесь всегда был сбор дикорастущих грибов, ягод, орехов и трав. При этом кулинарное искусство в советскую эпоху, констатирует Генис, обессмысливалось дефицитом, а гастрономия постоянно упрощалась: «За несколько поколений из коллективной памяти исчезли и сами старинные блюда, и их названия». Зато создавались системы распределения продовольствия: пайки, талоны, спецмагазины. На заре советской эпохи, под флагом коллективизации, велась даже борьба с домашними кухнями, но громадные нарпитовские столовые так и не вытеснили из квартир «индивидуальную» плиту с кастрюлями. Гастрономическая тема, по наблюдению эссеиста, нашла отражение и в творчестве писателей-фантастов («пища будущего»). В полной и окончательной победе советской кулинарной концепции призвана была убедить весь мир «Книга о вкусной и здоровой пище», в которой полностью игнорируется заграничный гастрономический опыт. Этот уникальный памятник сталинской эпохи — наряду с метро и ВДНХ — трактует кухню «не как частное семейное дело, а как важнейшую функцию правительства», замечает Генис.

Но железный занавес пал, и российским гурманам стали доступны все мировые гастрономические изыски (автор книги приобщился к этим благам цивилизации еще в 70-е, эмигрировав в США). Из всех поездок по белу свету Александр Генис привозит не только книги и сувениры, но и впечатления о местных блюдах, поварских методах, застольных обычаях и даже некоторых агротехнических приемах. Он посещал пещеру в Пиренеях, где наскальная живопись запечатлела охоту на бизонов — пищу людей эпохи неолита. Бродил по восточным базарам, где не только торгуют съестным, но и варят отличный кофе. Собирал сморчки в Америке. Видел старинные итальянские мельницы, вырабатывающие муку для пасты. В Португалии Генис размышлял о влиянии кулинарии на великие географические открытия (плавание Васко да Гамы в поисках пряностей). В Индии дегустировал буйволиное масло, которое древние арийцы считали «магическим концентратом мировой энергии». В Швеции, отведав маринованную селедку местного посола, он понял, почему ее в банке сворачивают рулоном… Попутно автор развенчивает ряд обывательских стереотипов о национальных кухнях: личное посещение дальних стран помогло ему докопаться до сути.

Еще одна книга для гурманов — сборник рассказов и эссе Штефана Пауля «Молочные реки, кисельные берега». Автор — немецкий повар высокой квалификации, в последнее время также получивший известность как «кулинарный» колумнист и прозаик. В книге Пауля каждая история увенчана реальным рецептом блюда, играющего сюжетообразующую роль. Например, салат «Коул-слоу» с овощами, внесенный в комнату в разгар интригующего рассказа о «потерянной» много лет назад невесте. Или каша для страдающих желудком — именно этот профессиональный недуг заработал за долгую карьеру некий влиятельный ресторанный критик. Чечевичная похлебка по-швабски в одном из рассказов — тест на профпригодность у старого ресторатора, знатока немецких кулинарных традиций. Повариха из столовой, существовавшей еще со времен ГДР и упраздненной новыми владельцами торгового центра, пробирается туда ночью, чтобы приготовить свою фирменную «борщ-солянку»…

Штефан Пауль - Молочные реки, кисельные берега. Книга об успокаивающем воздействии рисовой каши, искусстве готовить

Молочные реки, кисельные берега


Нет в продаже

Книгу рассказов и рецептов повара Штефана Пауля категорически запрещается читать сидящим на диете, не имеющим доступа к качественным свежим продуктам и возможности готовить из них в свое удовольствие. Его книга вызывает резкое желание перестать есть, чтобы жить, и начать жить, чтобы есть.

В историях, рассказанных Паулем, житейская и кулинарная линии сюжета интересно и причудливо взаимодействуют; их конфигурация в каждом рассказе различна. Героем может быть повар, официант или обычный, далекий от гастрономии человек. Отношение к еде помогает глубже раскрыть характер персонажа. Писателю важно показать и мир человеческих взаимоотношений, и кулинарную вселенную. Для героев книги приготовленное блюдо — не просто набор пищевых ингредиентов, а символ иной жизни, воспоминание о годах молодости или сконцентрированный философский образ. Такова (в одном из рассказов) форель холодного копчения с салатом из диких трав — изобретение молодого повара из ресторана при альпийском отеле. Прошли годы, отель обветшал и продан на снос, но постаревший портье помнит все оттенки вкуса и процесс приготовления. «Это блюдо вызывало у гостей зависимость». Для него тот повар был кем-то вроде сына.

От блюд «альпийской» кухни перейдем к писателям, связанным со Швейцарией. В этой стране живет и работает один из ведущих современных русских прозаиков Михаил Шишкин, там родился классик европейской литературы Роберт Вальзер, там умер великий Джеймс Джойс, туда приезжал талантливый российский писатель наших дней Владимир Шаров. Этих авторов разных эпох связывает новая книга Шишкина «Буква на снегу». Опубликовав когда-то исторический путеводитель «Русская Швейцария», отечественный романист продолжает изучать культуру страны, находящейся в центре Европы на пересечении многих путей, в том числе литературных.

Три эссе, собранные в книге, объединены «швейцарским» сюжетом и мотивом писательского одиночества. Каждый из трех героев Шишкина идет особым путем, нарушая табу и ломая каноны. Вальзер, Джойс и Шаров остро ощущают свой отрыв от литературного истеблишмента своих эпох. Три литератора не входят в творческие группировки или объединения и в целом избегают публичности. Идеальное место для уединения — Швейцария, где горы и чистый воздух умиротворяют и дарят новый прилив творческих сил. Здесь в начале ХХ века, живет Вальзер — как настоящий аскет-затворник. «Его келья — полупустая холодная каморка под самой крышей в дешевых номерах „У голубого креста“». В комнате литератора — только кровать, стол и стул. «Ему нужна свобода от всех потребностей и обязательств. У него обязательства только перед ненаписанным текстом». Даже его рукописи, отмечает Шишкин, напоминают тайнопись, специальный шифр, разобрать их крайне сложно. Автор романа «Семейство Таннер» во всем был не похож на других. Он не «делал карьеру писателя», он пропускал сквозь себя энергию слова. И разум его не выдержал такого перенапряжения…

Джойс, покинув родную Ирландию, жил в разных европейских странах. К концу 30-х он был уже знаменитым писателем, хотя и с репутацией авангардиста и крайнего эстета. Шишкин внимательно читает его «Поминки по Финнегану»: «В этой книге слова ведут себя совсем не так, как им положено. Они проступают друг сквозь друга — как на страницах раскрытой книги, оставленной под дождем. Слова убегают из грамматики, как из тюрьмы». Начавшаяся война застала Джойса во Франции. Пока его секретарь Поль Леон спасал в Париже рукописи и архив писателя, автор «Улисса», уже тяжело больной, хлопотал о швейцарской въездной визе. В дни европейских битв получить убежище в альпийской стране оказалось непросто. Дошло до того, что швейцарские литераторы начали кампанию в поддержку Джойса. И в конце концов необходимые документы были получены.

Романы Владимира Шарова многие годы игнорировали жюри ведущих литературных премий, для литературного мейнстрима он был человеком «с обочины». В эссе-некрологе, написанном в форме письма умершему другу, Михаил Шишкин попытался осмыслить творческий метод Шарова. Его путь к истине, подчеркивает эссеист, — не через науку, а через поэзию. При этом сам Шаров (профессиональный историк, специалист по Смутному времени) упорно называл себя реалистом. «Фантасмагории твоих романов — лишь тень, бросаемая самым достоверным безумием русской жизни», пишет Шишкин. Свой последний роман Шаров дописывал в 2016 году Швейцарии, близ Женевского озера.

В этой стране многие годы жил и Герман Гессе — автор всемирно известных романов «Игра в бисер», «Степной волк», «Сиддхартха», лауреат Нобелевской премии. В его наследии также множество статей и очерков о литературе, книгах и библиофильстве. Часть этих работ включены в сборник эссеистики Гессе «Магия книги», вышедший в Петербурге.

Герман Гессе - Магия книги

Магия книги


508 ₽



924

В этой книге собраны критические эссе классика о мировой литературе, о судьбах книг и духовных ценностей в ХХ веке. Они посвящены творчеству писателей и философов Германии, Австрии, Франции, Англии, России, а также Испании и Китая.

«У всех народов слово и письменность священны и связаны с магией, именование вещей и письмо изначально были магическими действиями, колдовством, благодаря которому дух овладевал природой; письмо почиталось как дар богов. В древности у большинства народов письмо и чтение были тайными искусствами, занятиями, дозволенными лишь жрецам…» — так пишет Гессе в эссе 1930 года, давшем название сборнику. И хотя с тех пор книга во многом утратила свой магический ореол и стала доступна каждому, тайна ее по-прежнему существует. Традиционной книге не грозит исчезновение, несмотря ни на какие прогнозы технократов, именно благодаря ей «человечество имеет историю и непрерывное самосознание», резюмирует писатель, знавший толк в старопечатных изданиях, в сортах старинной бумаги, в изысканных шрифтах. Как-никак, его родина Германия подарила миру книгопечатание.

Гессе на протяжении всей жизни сотрудничал с периодическими изданиями, регулярно публиковал очерки, рецензии, путевые заметки, статьи на волнующие его темы. Он писал об уходе многих талантливых литераторов в сценаристы (уже в 20-е годы эта тема считалась актуальной). О запоздалом признании талантливых авторов, отвергаемых или безвестных при жизни. О том, как каждый, кто научился читать в детстве, прокладывает для себя собственный путь в книжном море. О необходимости тщательно «культивировать чтение», планомерно воспитывать свой вкус..

Он часто обращался к творчеству своих любимых поэтов, прозаиков, философов. В романе «Степной волк» можно найти спор автора с Гете, но великому поэту и мыслителю Гессе посвятил и несколько эссе. Среди его работ «малого жанра» немало настоящих жемчужин. Гессе приветствует издание нового полного перевода «Путешествий Гулливера» — «прекрасной, ужасной, опасной книги». Признается в любви к Новалису, поэту-романтику, «чьи песни и даже литературный псевдоним звучат и в наше время словно изысканная музыка, ласкающая слух». Восхищается трудами Фрейда, новеллами Кафки, романами Достоевского. Но не перестает думать и о собственной прозе. Недаром в одном из эссе обнаруживается сюжетная перекличка с романом «Игра в бисер».

Еще одна книга эссе о литературе, написанная Нобелевским лауреатом. Выдающийся польский поэт ХХ века Чеслав Милош работал над циклом «Легенды современности» во время Второй мировой войны в Варшаве, фактически в подполье. Суровый режим немецкой оккупации не помешал Милошу размышлять о книгах своих любимых писателей и философов. Как единый цикл, эти работы были изданы только после смерти автора, а недавно они впервые выпущены и в русском переводе.

1942–1943 годы. Польша захвачена гитлеровской Германией. Свободная мысль загнана в подполье, многие деятели польской культуры находятся в эмиграции. Милош, вернувшийся в Варшаву после краха польской армии, погружен в эссеистику. Для него это всегда был естественный (наряду с поэзией) способ выразить себя, задать вопросы о самом важном. Именно поэтому он в дни оккупации пишет о Даниэле Дефо, Стендале, Бальзаке, Льве Толстом, Анри Бергсоне, пристально всматривается в их судьбы и творчество.

Чеслав Милош - Легенды современности. Оккупационные эссе

Легенды современности. Оккупационные эссе


429 ₽



858

Книга военного времени (1942—1943) включает эссе, посвященные выдающимся литературным и философским текстам, и полемическую переписку Милоша и Е. Анджеевского. Исследуя современные мифы и предубеждения, апеллируя к традиции рационализма, Милош пытается найти точки опоры для униженной двумя мировыми войнами европейской культуры.

Эссе Милоша — своего рода комментарий к многим его стихам и большим литературоведческим работам. Есть в этой книге и черты сходства с писательским дневником. И в то же время, читая книгу, нельзя забывать, что эти эссе о вечном порождены «темным временем» самой страшной в истории человечества войны.

Ключевые темы цикла — избавление человека от старых привычек и иллюзий, устаревших методов мышления и стиля, разрушение легенд, которые человек сам о себе творит, поиск более надежной точки опоры. «Всюду нечуткость и жестокость, борьба всех против всех. Всюду поток чего-то таинственного и неизвестного, что называется жизнью и чему подчиняется человек, хотя он и прилагает усилия вырваться из-под власти примитивных законов», — эти слова из эссе Милоша характеризует книгу в целом. Время становления, заката и крушения мифов (этот процесс не обошел стороной и Польшу) дало писателю повод создать цикл текстов о мифоборчестве. Большое значение для концепции Милоша имеет «миф большого города», созданный Бальзаком в цикле романов «Человеческая комедия». Когда Милош писал об этом, рушились не только мифы: под снарядами и бомбами сотрясались многие европейские города, включая Варшаву. Менялись границы стран, война перемалывала народы. Поэтому так ценны сегодня эти эссе о литературе, созданные три четверти века назад.

Жанр: Эссе

Эссе — В этой секции вы найдете книги, написанные научными работниками и литераторами. Они позволят вам лучше понять мир и себя, а также узнать о различных темах, которые интересны вам. Прочитайте эссе и расширьте свой кругозор.

  • Хочу спросить

       Вчера была Пасха — праздник Воскресения Христова, как нам это объясняют…

       Лично я ни верю ни в Бога, ни в Чёрта и ни в какую другую ересь… И при чём здесь попы, церкви, иконы, поклоны, свечи… …

    Хочу спросить

    17.04.2023

    Герман Колесов

  • Что я вижу

       Наш главнокомандующий Владимир Владимирович Путин стоит со свечкой. Это как понимать?

       Кто начал специальную военную операцию? Уже больше года не понятно кто кого оперирует..? А патриарх Кирилл молится, …

    Что я вижу

    16.04.2023

    Герман Колесов

  • Она курила кисэру — японскую длинную трубку, серебряные чашу и мундштук которой украшал искусный узор с драконом.По квартире в «японском» стиле она ходила в приспущенном с плеч кимоно, выставляя на показ длинную шею и верх белой груди.Не знаю, кем …

    Токио — 311

    12+

    06.04.2023

    Иван Бирюков

  • Ярославль – столица Золотого кольца России

    Это все она – культура Ярославля. Ярославль по праву может считаться столицей Золотого кольца, эта жемчужина российской истории. В нашем городе большое количество музеев, богатая архитектура, развитый …

    Ярославль — столица Золотого кольца

    12.03.2023

    Artem Tikhonov

  • Это все она – война с историческим прошлым. В наше время — это актуальный вопрос. Уже на протяжении нескольких десятилетий страны Европы и Прибалтики сносят памятники советским войнам и освободителям. Не так давно начался демонтаж не только …

    Война с историей

    18+

    12.03.2023

    Artem Tikhonov

  • Каждому дьяволу положен свой ангел…Какая заманчивая фраза. Я услышала её очень-очень давно в одной песне и придала значение лишь красоте, а не внутренней сочности смысла. Недавно я услышала эту песню снова. Теперь эта песня, которая может …

    Каждому дьяволу положен свой ангел

    03.03.2023

    Owl Book

  • или сказание о временной петле

    ***С каждым новым оборотом Земли вокруг своей оси моя жизнь всё больше напоминает мне день сурка. Пробуждение ближе к вечеру, в близком к полуобморочному состоянии, когда ломит всё тело, ком в горло не лезет и …

    ночь сурка

    12+

    11.02.2023

    Серёжа Гусев

  • или о ценности и смысле пути человеческого***

    Закрываю глаза. Но открываю вновь.
    Нет, погружаться в сон мой мозг сегодня явно не планирует.
    Встаю. Смотрю в окно. Полпятого, а кто-то всё равно куда-то спешит.
    Прямо под домом дорога, по …

    2

    и мотылёк живёт целую жизнь

    12+

    10.02.2023

    Серёжа Гусев

    1+

    avatar

  • Примечание. Заметка написана 2 года назад, но как показывает жизнь, актуальность ее остаётся все ещё высока.

    В последнее время, авторов все чаще вынуждают принять чью то сторону в политических дрязгах. Кажется, для того чтобы слова писателя, или …

    2

    Все на баррикады!

    18+

    02.02.2023

    Игорь Надежкин

    2+

    avataravatar

  • С творчеством М. Ю. Лермонтова мне довелось познакомиться трижды. Первая наша встреча состоялась ещё в средней школе, и к сожалению, мне не хватило ума понять тогда, какой самородок попал ко мне в руки. Оно и немудрено… Разве дано подростку …

    3

    Лермонтов. Пронизанный войной и горем обреченный

    12+

    31.01.2023

    Игорь Надежкин

    1+

    avatar

  • Примечание автора:
    В этой статье, не раз будет употреблен термин «90-е». Стоит оговориться, что речь идёт не о конкретных временных рамках, а о культурном явлении «лихих времен». В нашем регионе они совпали  именно с этим десятилетием, но мне …

    Килт — малинового пиджака не хуже

    18+

    29.01.2023

    Игорь Надежкин

  • Бит-поколение (Разбитое поколение) — название группы американских поэтов и прозаиков, которая оказывала влияние на культурное сознание своих современников с середины 40х годов и завоевало признание в конце 50х. Термин «бит-поколение» появился в …

    А битникам места не нашлось

    12+

    28.01.2023

    Игорь Надежкин

  • Человек – элементарная единица общества. Значит, общество состоит из людей, из так называемых индивидов. Каким будет общество (прогрессивным или регрессивным) все зависит от степени развития человека (индивида того или иного общества). Это …

    3

    Человек и общество

    18+

    27.01.2023

    Artem Tikhonov

  • Никто на этом свете , на самом деле, друг другу не нужен. Мы можем друг без друга обойтись. И выходит так, что истинного понимания не существует… Что же тогда существует?.. Пустота. Всё родилось из пустоты, пустота порождает пустоту и смерть. Есть …

    Искренность и люди

    18+

    20.12.2022

    Owl Book

  • «…что есть красотаИ почему ее обожествляют люди?Сосуд она, в котором пустота,Или огонь, мерцающий в сосуде?»Н.А. Заболоцкий «Некрасивая девочка»(1955г.)Сегодня наткнулась на небольшую статью о девушке, изменившейся под шрапнелью бесконечных …

    1

    Игра, в которой не выиграть

    12+

    11.12.2022

    Василиса Сухотина

    1+

    avatar

  • В начале XX столетия реальность, расколотая на части стремительным ходом военных действий, потеряла прежнюю свежесть и яркость красок, характерных для картин первых импрессионистских апостолов. Спектр восприятия их тонущих в отчаянии неофитов …

    Немного об искусстве

    12+

    05.12.2022

    Василиса Сухотина

    1+

    avatar

  • Иногда религиозные постулаты воспринимаются верующими как предельные истины. Но, на самом деле, это не так. Религия — это универсальный конструкт, апеллирующий к абстрактной массе людей, имеющих вполне конкретные установки и намерения. Сакральная …

    Размышления о религии

    12+

    30.11.2022

    Василиса Сухотина

    1+

    avatar

  •     Выхожу и любуюсь мокрыми скатами крыш. Дом ещё спит, спит и сосед-буян, который в полночь рычал за стенкой. Миную несколько сонных дворов, вдыхаю утренний запах помойки и попадаю на дорогу, которая тянется вдоль «железки».

        Шум машин, …

    По дороге на работу

    12+

    23.11.2022

    derzkiy pisatel

  • Из всех пролетариев офисные «трудяги» — самая гнусная мразь. Судьба редко улыбается бездомным, а бездомным котам — тем более. Нашел хорошую лужу, большую, не самую грязную. Попил водички, как говорится. Вижу перед собой приближающееся колесо. …

    Кошачье сердце

    6+

    22.11.2022

    paranoid_android

  •     -Что тут сказать? — произнёс Александр с привычной скукой в голосе, разглядывая своё отражение в зеркале. — Старость подкралась, зараза!

        — Вот здесь не было морщин, — он приподнял брови, чтобы кожа на лбу скукожилась. — Ну, точно не было. …

    Зеркало

    12+

    10.11.2022

    derzkiy pisatel

    1+

    avatar

Заметки человека, умудренного жизнью

Поздравляем участников Конкурсной программы!

Синяя кровь

О ВРЕДЕ ТЕАТРА И ТАКСИ

Гадание на блюдце

Гадание на блюдце

     Поздним вечером с прогулки вернулась моя дочь. Обычно спокойную, её переполняли эмоции: «Мама, мы гадали, и у нас всё получилось!

Танцуй Сердцем (фильм)

Танцуй Сердцем (фильм)

Секс или Дружба? Вопрос на засыпку. Но что если секс, — это танец, который и не нужно ОПОШЛЯТЬ.

Архетип Афродиты, или секреты пробуждения женского эротизма

На распутье

На распутье

       Желание раскрыть свой взгляд на мир, найти контакт с совестью, в который раз объясниться в любви, выразить общие взгляды на

Рыжая. Серия " Мудрость жизни".  Не придумано!

Наши поэтические трудовые будни, достижения и немножко даже и празднички…

Люблю богатого русского языка

Вечерний полёт

Вечерний полёт

Темнеет, весенний  вечер  по особому  очень  приятен своим летним дыханием  жизни. Терраса , новый дом, смешанные чувства.

Последний лист

Последний лист

         Круглый год кружится без остановки погодная карусель, и вот уже снова пришла пора сырых ветров и холо

Голубая тема (немного религии и свободный мир)

Южная Готика и Black Lives Matter



← Предыдущая

Следующая →



1

2

3

4

69

Показаны 1-15 из 1025

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *