Эссе сандро боттичелли

Сочинение: Творчество Сандро Боттичелли

План

Биография

Ранний период творчества

Расцвет мастера

Кризис души кризис творчества

Анализ некоторых произведений

Росписи в Сикстинской капелле 1481-1482 г

Биография

Нет живописи более поэтичной, чем живопись Сандро Боттичелли (Botticelli, Sandro). Художник получил признание благодаря тонкости и выразительности своего стиля. Ярко индивидуальной манере художника присущи музыкальность легких, трепетных линий, прозрачность холодных, изысканных красок, одушевленность ландшафта, прихотливая игра линейных ритмов. Он всегда стремился влить душу в новые живописные формы.

Алессандро ди Мариано Филипепи родился 1 марта 1445 года в семье Мариано и Смеральды Филипепи. Подобно многим жителям этого района, его отец был дубильщиком. Первые упоминания об Алессандро, как и о других флорентийских художниках, мы находим в так называемом «portate al Catasto», то есть кадастре, куда вносились заявления о доходах для обложения налогом которые в соответствии с постановлением Республики от 1427 года обязан был делать глава каждой флорентийской семьи. В 1458 году Мариано Филипепи указал, что у него четыре сына: Джованни, Антонио, Симоне и тринадцатилетний Сандро и добавил, что Сандро «учится читать, мальчик он болезненный». Свое имя-прозвище Боттичелли («бочонок») Алессандро получил от старшего брата. Отец хотел, чтобы младший сын пошел по стопам Антонио, работавшего ювелиром по меньшей мере с 1457 года, что положило бы начало не большому, но надежному семейному предприятию.

По словам Вазари, между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других, и Сандро, изрядно поднаторевший в рисунке — искусстве необходимом для точного и уверенного «чернения», вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных. Около 1464 года Сандро поступил в мастерскую Фра Филиппо Липпи из обители Кармине, превосходнейшему тогдашнему живописцу, которую покинул в 1467 году в возрасте двадцати двух лет.

Ранний период творчества

Стиль Филиппо Липпи оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом в определенных типах лиц, орнаментальных деталях и колорите. В его произведениях конца 1460-х годов хрупкая, плоскостная линеарность и грация, перенятые от Филиппо Липпи, сменяются более мощной трактовкой фигур и новым осмыслением пластики объемов. Приблизительно в это же время Боттичелли начинает применять энергичные охристые тени для передачи телесного цвета — прием, который стал характерной чертой его стиля. Эти изменения проявляются во всей полноте в самой ранней документированной картине для Торгового суда Аллегория силы. (ок.1470, Флоренция, галерея Уффици) и в менее выраженной форме в двух ранних Мадоннах (Неаполь, галерея Каподимонте; Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер). Две знаменитые парные композиции История Юдифи (Флоренция, Уффици), также относящиеся к числу ранних произведений мастера (ок.1470), иллюстрируют другой важный аспект живописи Боттичелли: живую и емкую повествовательность, в которой соединены экспрессия и действие, с полной ясностью раскрывающие драматическую сущность сюжета. В них также обнаруживается уже начавшееся изменение колорита, который становится более ярким и насыщенным, в отличие от бледной палитры Филиппо Липпи, преобладающей в самой ранней картине Боттичелли — Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея).

Вероятно, уже в 1469 году Боттичелли можно считать самостоятельным художником, поскольку в кадастре того же года Мариано заявил, что сын его работает дома. Ко времени смерти отца Филипепи владели значительным имуществом. Он умер в октябре 1469 года, а уже в следующем году Сандро открыл собственную мастерскую.

В 1472 году Сандро поступает в Гильдию Святого Луки. Заказы Боттичелли получает главным образом во Флоренции.

Расцвет мастера

В 1469 году власть во Флоренции перешла к внуку Козимо Старого — Лоренцо Медичи, прозванному Великолепным. Его двор становится центром флорентийской культуры. Лоренцо — друг художников и поэтов, сам утонченный поэт и мыслитель, становится покровителем и заказчиком Боттичелли.

Среди произведений Боттичелли лишь несколько имеют достоверные датировки; многие из его картин были датированы на основе стилистического анализа. Некоторые из самых известных произведений относят к 1470-м годам: картина Св. Себастьян (1473), самое раннее изображение обнаженного тела в творчестве мастера; Поклонение волхвов (ок.1475, Уффици). Два портрета — молодого человека (Флоренция, галерея Питти) и флорентийской дамы (Лондон, музей Виктории и Альберта) — датируются началом 1470-х годов. Несколько позже, возможно в 1476, был выполнен портрет Джулиано Медичи, брата Лоренцо (Вашингтон, Национальная галерея). Произведения этого десятилетия демонстрируют постепенный рост художественного мастерства Боттичелли. Он использовал приемы и принципы, изложенные в первом выдающемся теоретическом трактате о ренессансной живописи, принадлежащем перу Леона Баттисты Альберти (О живописи, 1435-1436), и экспериментировал с перспективой. К концу 1470-х годов в произведениях Боттичелли исчезли стилистические колебания и прямые заимствования у других художников, присущие его ранним произведениям. К этому времени он уже уверенно владел совершенно индивидуальным стилем: фигуры персонажей приобретают крепкое строение, а их контуры удивительным образом сочетают ясность и элегантность с энергичностью; драматическая выразительность достигается соединением активного действия и глубокого внутреннего переживания. Все эти качества присутствуют во фреске Св. Августин (Флоренция, церковь Оньисанти), написанной в 1480 в качестве парной композиции к фреске Гирландайо Св. Иероним. Предметы, окружающие св. Августина, — пюпитр, книги, научные инструменты, — демонстрируют мастерство Боттичелли в жанре натюрморта: они изображены с точностью и ясностью, обнаруживающими способность художника схватывать сущность формы, но при этом не бросаются в глаза и не отвлекают от главного. Возможно, этот интерес к натюрморту связан с влиянием нидерландской живописи, вызывавшей восхищение флорентийцев 15 в. Конечно, нидерландское искусство повлияло на трактовку пейзажа у Боттичелли. Леонардо да Винчи писал, что «наш Боттичелли» проявлял мало интереса к пейзажу: «…он говорит, что это пустое занятие, потому что достаточно просто бросить пропитанную красками губку на стену, и она оставит пятно, в котором можно будет различить прекрасный пейзаж». Боттичелли обычно удовлетворялся использованием условных мотивов для фонов своих картин, разнообразя их включением мотивов нидерландской живописи, таких, как готические церкви, замки и стены, для достижения романтически-живописного эффекта.

Художник много пишет по заказам Лоренцо Медичи и его родственников. В 1475 году он расписывает по случаю турнира знамя для Джулиано Медичи. А однажды он даже запечатлел своих заказчиков в виде волхвов на картине «Поклонение волхвов» (1475-1478) Здесь же можно найти первый автопортрет художника. Начинается наиболее плодотворный период в творчестве Боттичелли. Судя по количеству его учеников и помощников, зарегистрированных в кадастре, в 1480 году мастерская Боттичелли пользовалась широким признанием.

В 1481 Боттичелли был приглашен папой Сикстом IV в Рим вместе с Козимо Росселли и Гирландайо для того, чтобы написать фрески на боковых стенах только что отстроенной Сикстинской капеллы. Он выполнил три из этих фресок: Сцены из жизни Моисея, Исцеление прокаженного и искушение Христа и Наказание Корея, Дафана и Абирона. Во всех трех фресках мастерски решена проблема изложения сложной богословской программы в ясных, легких и живых драматических сценах; при этом в полной мере используются композиционные эффекты.

После возвращения во Флоренцию, возможно, в конце 1481 или начале 1482, Боттичелли написал свои знаменитые картины на мифологические темы: Весна, Паллада и Кентавр, Рождение Венеры (все в Уффици) и Венера и Марс (Лондон, Национальная галерея), принадлежащие к числу самых знаменитых произведений эпохи Возрождения и представляющих собой подлинные шедевры западноевропейского искусства. Персонажи и сюжеты этих картин навеяны произведениями античных поэтов, прежде всего Лукреция и Овидия, а также мифологией. В них чувствуется влияние античного искусства, хорошее знание классической скульптуры или зарисовок с нее, имевших большое распространение в эпоху Возрождения. Так, грации из Весны восходят к классической группе трех граций, а поза Венеры из Рождения Венеры — к типу Venus Pudica (Венера стыдливая).

Некоторые ученые видят в этих картинах визуальное воплощение основных идей флорентийских неоплатоников, особенно Марсилио Фичино (1433-1499). Однако приверженцы этой гипотезы игнорируют чувственное начало в трех картинах с изображением Венеры и прославление чистоты и непорочности, которое, несомненно, является темой Паллады и Кентавра. Наиболее правдоподобна гипотеза, согласно которой все четыре картины были написаны по случаю свадьбы. Они являются самыми замечательными из сохранившихся произведений этого жанра живописи, который прославляет бракосочетание и добродетели, ассоциирующиеся с рождением любви в душе непорочной и прекрасной невесты. Те же идеи являются главными в четырех композициях, иллюстрирующих рассказ Боккаччо Настаджо дельи Онести (находятся в разных коллекциях), и двух фресках (Лувр), написанных около 1486 по случаю бракосочетания сына одного из ближайших сподвижников Медичи.

Кризис души кризис творчества

В 1490-е Флоренция переживает политические и социальные потрясения — изгнание Медичи, кратковременное правление Савонаролы с его обличительными религиозно-мистическими проповедями, направленными против папского престижа и богатого флорентийского патрициата.

Раздираемая противоречиями душа Боттичелли, чувствовавшая красоту мира, открытого Ренессансом, но боявшаяся ее греховности, не выдержала. В его искусстве начинают звучать мистические ноты, появляются нервозность и драматизм. В Благовещении Честелло (1484-1490, Уффици) уже появляются первые признаки манерности, которая постепенно нарастала в поздних произведениях Боттичелли, уводя его от полноты и богатства натуры зрелого периода творчества к стилю, в котором художник любуется особенностями собственной манеры. Пропорции фигур нарушаются для усиления психологической выразительности. Этот стиль в той или иной форме характерен для произведений Боттичелли 1490-х и начала 1500-х годов, даже для аллегорической картины Клевета (Уффици), в которой мастер возвеличивает собственное произведение, ассоциируя его с творением Апеллеса, величайшего из древнегреческих живописцев

В картине «Венчание Богоматери» (1490) в лицах ангелов видна суровая, напряженная одержимость, а в стремительности их поз и жестов — почти вакхическая самозабвенность».

После смерти покровителя мастера Лоренцо Медичи (1492) и казни Савонаролы (1498) характер его окончательно изменился. Художник отказался не только от трактовки гуманистических тем, но и от свойственного ему ранее пластического языка. Его последние картины отличаются аскетичностью и лаконизмом цветового решения. Произведения его проникнуты пессимизмом и безнадежностью. Одна из известных картин этого времени, «Покинутая» (1495-1500), изображает плачущую женщину, сидящую на ступенях у каменной стены с наглухо закрытыми воротами.

«Нарастающая религиозная экзальтация достигает трагических вершин в его двух монументальных „Оплакиваниях Христа“, — пишет Н.А. Белоусова, — где образы близких Христа, окружающих его бездыханное тело, полны душераздирающей скорби. И вместе с этим как бы мужает сама живописная манера Боттичелли. Вместо хрупкой бестелесности — четкие, обобщенные объемы, вместо изысканных сочетаний блеклых оттенков — мощные красочные созвучия, где в контрасте с темными суровыми тонами особенно патетически звучат яркие пятна киноварного и карминно-красного цвета».

В 1495 году художник выполнил последние из работ для Медичи, написав на вилле в Треббьо несколько произведений для боковой ветви этой семьи.

В 1498 году семья Боттичелли, как показывает запись в кадастре, владела немалым имуществом: имела дом в квартале Санта-Мария Новелла и, кроме того, получала доход с виллы Бельсгуардо, расположенной вне города, за воротами Сан-Фредиано.

После 1500 года художник редко брал кисть в руки. Единственное подписное его произведение начала шестнадцатого века — «Мистическое рождество» (1500, Лондон, Национальная галерея). Внимание мастера сосредоточено теперь на изображении чудесного видения, пространство же выполняет вспомогательную функцию. Эта новая тенденция в соотношении фигур и пространства характерна также для иллюстраций к «Божественной комедии» Данте, выполненных пером в великолепном манускрипте.

В 1502 году художник получил приглашение перейти на службу к Изабелле д’Эсте, герцогине Мантуанской. Однако по неизвестным причинам эта поездка не состоялась.

Хотя он был уже пожилым человеком и оставил живопись, с его мнением продолжали считаться. В 1504 году вместе с Джулиано да Сангалло, Козимо Росселли, Леонардо да Винчи и Филиппино Липпи Боттичелли участвовал в комиссии, которая должна была выбрать место для установки Давида, только что изваянного молодым Микеланджело. Решение Филиппино Липпи было признано самым удачным, и мраморный гигант был помещен на цоколе перед Палаццо делла Синьория. В воспоминаниях современников Боттичелли предстает жизнерадостным и добрым человеком. Он держал двери своего дома открытыми и охотно принимал там своих друзей. Художник ни от кого не скрывал секретов своего мастерства, и у него отбоя не было от учеников. Даже его учитель Липпи привел к нему своего сына Филиппино.

Боттичелли скончался 17 мая 1510 года и был погребен в семейной гробнице в церкви Оньисанти.

Анализ некоторых произведений

«Юдифь», ок 1470 г.

Представляет собой произведение, явно связанное с поздним творчеством Липли. Это своего рода размышление о том, что такое чувство. Героиня изображена в трепетном свете зари после свершения своего подвига. Ветерок теребит ее платье, волнение складок скрадывает движение тела, непонятно, как она удерживает равновесие и сохраняет ровную осанку. Художник передает грусть, охватившую девушку, то ощущение пустоты, которое пришло на смену активному действию. Перед нами не какое-то определенное чувство, а душевное состояние, стремление к чему-то неясному то ли в предчувствии будущего, то ли из сожаления по содеянному, сознание бесполезности, бесплодности истории и меланхолическое растворение чувства в природе, не имеющей истории, где все происходит без помощи воли.

«Святой Себастьян» 1473 г.

Фигура святого лишена устойчивости, художник облегчает и удлиняет ее пропорция, для того чтобы прекрасная форма тела святого могла быть сравнима лишь с голубизной неба-пустого, кажущегося еще более недосягаемым из-за удаленности пейзажа. Ясная форма тела не наполнена светом, свет окружает материю, словно растворяя ее, а линия делает определенными тени и свет на фоне неба. Художник не превозносит героя, а лишь грустит о поруганной или поверженной красоте, которую мир не понимает, ибо ее источник находится за пределами мирских представлений, за пределами природного пространства, равно как и исторического времени.

«Весна» ок.1478 г.

Ее символическое значение разнообразно и сложно, идея ее может быть понята в разных ключах. Ее концептуальное значение доступно до конца лишь специалистам-философам, более того, посвященным, но оно ясно всем, кто способен проникнуться красотой рощи и цветущего луга, ритмом фигур, привлекательностью тел и лиц, плавностью линий, тончайшими. хроматическими сочетаниями. Еели смысл условных знаков не сводится более к тому, чтобы зафиксировать и объяснить действительность, в используется для того, чтобы преодолеть и зашифровать ее, то к чему тогда все богатство позитивного познания, которое было накоплено флорентийской живописью в первой половине века и которое привело к грандиозным теоретическим построениям Пьеро? А посему теряет смысл перспектива как способ изображения пространства, не имеет смысла свет как физическая реальность, не стоит заниматься передачей плотности и объема как конкретных проявлений материальности и пространства. Чередование параллельных стволов или узор из листьев на заднем плане «Весны» не имеют ничего общего с перспективой, но именно по сравнению с этим фоном, лишенным глубины, обретает особое значение плавное развитие линейных ритмов фигур, контрастирующих с параллельностью стволов, точно так же, как тонкие цветовые переходы получают особое звучание в сочетании с резко выделяющимися на фойе неба темными стволами деревьев.

Росписи в Сикстинской капелле 1481- 1482 г

Фрески Боттичелли написаны на библейские и евангельские сюжеты, но трактованы не в «историческом» плане. Например, сцены из жизни Моисея призваны стать прообразом жизни Христа. Темы других росписей также имеют переносный смысл: «Очищение прокаженного» и «Искушение Христа» содержат в себе намек на верность Христа закону Моисея и, следовательно, на преемственность Ветхого и Нового заветов. «Наказание Корея, Дафана и Авирона» также намекает на преемственность закона божьего (что символически выражено аркой Константина на заднем плане) и на неизбежность наказания тех, кто его преступает, что недвусмысленно увязывается в сознании зрителя с еретическими учениями. Кое в чем можно усмотреть намек и на современных художнику лиц и обстоятельства. Но, связывая воедино исторически разновременные события, Боттичелли разрушает пространственно-временное единство и даже смысл самого повествования. Отдельные эпизоды, несмотря на разделяющее их время и пространство, спаяны друг с другом бурными взлетами линейного ритма, возникающими после длительных пауз, и этому ритму, утратившему мелодический, плавный характер, полному внезапных порывов и диссонансов, доверена теперь роль носителя драматизма, который не может быть более выражен через действия или жесты отдельных персонажей.

«Рождение Венеры» ок.1485

Это отнюдь не языческое воспевание женской красоты: среди заложенных в нее значений фигурирует и христианская идея рождения души из воды во время крещения. Красота, которую художник стремится восславить,-это в любом случае красота духовная, а не физическая: обнаженное тело богини означает естественность и чистоту, ненужность украшений. Природа представлена своими стихиями (воздух, вода, земля). Море, волнуемое ветерком, раздуваемым Эолом и Бореем, представляется голубовато-зеленой поверхностью, на которой волны изображены одинаковыми схематическими знаками. Символична и раковина. На фоне широкого морского горизонта развиваются с различной интенсивностью три ритмических эпизода — ветры, Венера, выходящая из раковины, служанка, принимающая ее с украшенным цветами покрывалом (намек на зеленый покров природы). Трижды ритм зарождается, достигает максимального напряжения и гаснет.

«Благовещение » 1489-1490г

художник вносит в сцену, обычно столь идиллическую, непривычную смятенность, Ангел врывается в комнату и стремительно падает на колени, и за его спиной, как струи воздуха, рассекаемого при полете, вздымаются его прозрачные, как стекло, едва видимые одежды. Его правая рука с большой кистью и длинными нервными пальцами протянута к Марии, и Мария, словно слепая, словно в забытьи, протягивает навстречу ему руку. Кажется, будто внутренние токи, невидимые, но ясно ощутимые, струятся от его руки к руке Марии и заставляют трепетать и изгибаться все ее тело.

«Мистическое Рождество» 1500 г,

Возможно, самое аскетическое, но в то же время наиболее заостренно-полемическое из всех произведений его последнего периода. И сопровождает его апокалипсической надписью, в которой предсказываются огромные беды для грядущего века. Он изображает немыслимое пространство, в котором фигуры на переднем плане меньше, чем более удаленные, ибо так поступали «примитивы», линии не сходятся в одной точке, а зигзагообразно расходятся по пейзажу, словно в готической миниатюре, населенной ангелами.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

САНКТ
— ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

У
Н И В Е Р С И Т Е Т П Р О Ф С О Ю З О В

р
е ф е р а т

по
Истории искусств

Тема:
ТВОРЧЕСТВО САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ

Проверил:
Карпов
А.В.

Выполнил: студент I курса

факультета культуры 3 группы

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение……………………………………………………….3

1.
ШТРИХИ БИОГРАФИИ С.Боттичелли………………….5

2.
ХАРАКТЕР И ОСОБЕННОСТИ

ТВОРЧЕСТВА
С.Боттичелли……………………………..7

2.1. Общая
характеристика творчества…………………..7

2.2. Наиболее
значительные произведения……………10

Заключение…………………………………………………13

Библиографический
список………………………..15

В В Е Д Е Н И Е

Цель,
которую мною преследовалась при
выполнении настоящей работы, состояла
в том, чтобы на основании изучения,
анализа и обобщения ряда источников
раскрыть сущность и содержание творчества
одного из наиболее выдающихся живописцев
раннего Итальянского Возрождения Сандро
Боттичелли.

Актуальность
рассматриваемой темы связана одновременно
с целым рядом обстоятельств.

Во
— первых, с тем значение, которое творчество
Сандро Боттичелли занимает в истории
не только Итальянского Возрождения, но
и изобразительного искусства вообще.

Во
— вторых, с тем, что С.Боттичелли, как
никакой другой мастер раннего Итальянского
Возрождения, оказывает влияние на
современную художественную культуру.
Как справедливо указывается в этой
связи биографами художника: “С.Боттичелли
стал любимцем нашего времени больше
чем кто — либо другой из итальянских
мастеров раннего Возрождения благодаря
тонкости и выразительности своего
стиля… Все душевные колебания от
отблесков утонченной чувственности до
пафоса страдания нашли воплощение в
изысканных формах его творений”.0

В
— третьих, многогранностью творческого
таланта С.Боттичелли. Считается (по
крайней мере некоторыми авторами), что
именно Сандро Боттичелли одним из первых
внес в изобразительное искусство
античный миф и аллегорию.0
Вообще же, перечень его сюжетов включает
в себя (помимо упомянутых мифологии и
аллегории) историю, патетические
религиозные темы, иллюстрации к
художественным произведениям (например,
иллюстрации к “Божественной комедии”
Данте и т.д.

И,
наконец, в четвертых, актуальность темы
связана и с сохраняющейся до настоящего
времени дискуссионностью в оценках как
самого художника, так и его произведений.
Причем в этих оценках С.Боттичелли
предстает перед нами в самом широком
“спектре” от едва ли не самого выдающегося
мастера всех времен и народов, до…
“неврастеника, который писал для
неврастеников”.0

Исходя
из всего сказанного выше и сформулированной
ранее цели, при выполнении настоящей
работы мною была предпринята попытка
решить следующие задачи:


осветить (хотя бы в самых общих чертах)
биографию С.Боттичелли;


проанализировать основные направления
творчества С.Боттичелли;


вскрыть место и роль С.Боттичелли в
художественной культуре раннего
Итальянского Возрождения;


подробно охарактеризовать одно из
наиболее выдающихся произведений
С.Боттичелли;


по результатам проделанной работы
подвести некоторые итоги и сформулировать
обобщающие выводы.

Источниковой
базой для написания настоящей работы
мне послужили отдельные монографии
российских специалистов в сфере истории
искусство, рекомендованные учебники и
учебные пособия, а также справочная
литература.

1.
ШТРИХИ БИОГРАФИИ С.Боттичелли

Если
говорить в самом общем виде, то следует
в первую очередь видимо отметить, что
Боттичелли (в другом написании — Ботичелли)
(Sandro Botticelli) собственно, Алессандро
Филипепи, является одним из наиболее
видных живописцев Тосканской школы.

Даты
жизни этого художника в разных источниках
несколько разнятся. Так, В.Г.Власов в
своем издании указывает 1445 — 1510 гг.0
По мнению одного из немногих отечественных
биографов С.Боттичелли — И.А.Смирновой,
датами жизни последнего следует считать
1447 — 1515 гг.0
В одном из коллективных трудов советских
искусствоведов приводятся даты 1444 —
1510 гг.0
И т.д.

Однако
учитывая незначительность приводимого
временного разрыва, а также то
обстоятельство, что речь идет о рубеже
XV — XVI вв., можно с определенной долей
условности считать даты жизни С.Боттичелли
установленными и относящимися, по
крайней мере, к концу XV — началу XVI
столетия.

Есть
также несколько версий и происхождения
фамилии живописца. Так, уже упомянутый
мною выше В.Г.Власов полагает, что
первоначально слово “боттичелли”
играло роль прозвища (botticello — “бочонок”)
принадлежавшего к тому же не самому
Сандро, а его старшему брату художника,
и впоследствии закрепившегося за
художником.0

Впрочем,
в работе одного из отечественных
искусствоведов первой трети XX в.
указывается на то, что в ранней юности
Сандро учился ремеслу у золотых дел
мастера Боттичелли, от которого,
собственно, и получил фамилию.0

Большинство
искусствоведов полагают, что на закате
жизни С.Боттичелли стал приверженцем
Савонаролы0
и в конечном итоге собственноручно
уничтожил лучшие свои работы: “Весна”
(1478 г.), “Рождение Венеры” (1484 г.) и др.

Во
сяком случае, многие специалисты сходятся
в том, что после 1500 г. в поведении
С.Боттичелли стал резко нарастать
аскетизм и он уже редко брал в руки
кисти. В свете сказанного приходится с
большим доверием относится и к
свидетельствам о том, что еще в действе
С.Боттичелли отличался от сверстников
причудами характера и “неврозным
состоянием”, вылившимися позднее в
“причуды в искусстве”. Впрочем, нужно
заметить, что аскетизм С.Боттичелли
имел не только отрицательные, но и вполне
позитивные последствия, т.к. во многом
благодаря аскетизму, он тщательно изучил
Данте, а (результатом этого изучения
стали гравюры на меди, иллюстрировавшие
вышедший в свет во Флоренции в 1481 г. “Ад”
Данте).

2.
ХАРАКТЕР И ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА
С.Боттичелли

2.1. Общая
характеристика творчества

Как
следует из сказанного выше, вопрос о
том, был ли С.Боттичелли учеником золотых
дел мастера остается открытым. Однако
достоверно известно то, что обнаружив
в себе в какой — то момент влечение к
живописи, С.Боттичелли поступил в ученики
к монаху Филиппо Липпи, от которого, по
мнению некоторых специалистов, “…перенял
ту страстность в изображении трогательных
мотивов, которые отличали исторические
картины Липпи… Оригинальная же черта
собственного таланта его состоит в
наклонении (Так в тексте — Прим. мое —
Н.Д.) к фантастическому”.0

В.Г.Власов
идет несколько дальше и полагает, что
искусство С.Боттичелли представляет
собой “отклонение от основного течения
Итальянского Возрождения, ориентированное
на классицизм. Поэтому индивидуальный
стиль С.Боттичелли был так близок
ретроспективизму интернациональной
готики”… Поэзия (его произведений —
Прим. мое — Н.Д.) сочетается с болезненной
надломленностью, даже вычурностью и
загадочностью композиции, лиричность
с экспрессивностью, локальность цветов,
отношений, орнаментальная “ковровость”
с жестким готическим рисунком и типично
готической жесткой прорисовкой
контуров… Отвлеченные музыкальные
линии силуэтов являются характерным
качеством Боттичеллевского стиля… У
Боттичеллевского стиля, — пишет далее
В.Г.Власов, — настолько он интимен,
субъективен и религиозен не
могло быть преемников, а только подражатели
(Подчеркнуто мною — Н.Д.).0

Довольно
интересно к секрету творческого успеха
С.Боттичелли подходит Б.Бернсон,
полагающий, что до появления последнего
“…европейская живопись не знала
художника, который был бы настолько
равнодушен к предмету своего изображения
и настолько бы стремился к изобразительности.
Выросший в годы, когда натурализм
торжествовал свою победу, С.Боттичелли
с полной самозабвенностью и серьезностью
стал знакомиться с живописью… Будучи
одарен чувством реального он создал
такой тип мыслителя, как святой Августин
на фреске в церкви Оньисанти во Флоренции.
Однако в годы расцвета С.Боттичелли
отходит от всего этого, даже от
спиритуализма, характеризующего его
ранние вещи и стремится выразить в
живописи те ее ни с чем не сравнимые
свойства, которые непосредственным
образом приобщают нас к жизни и повышают
интенсивность нашего восприятия.
Воздействие С.Боттичелли на зрителя
двойственно: он властно привлекает тех,
кто не ищет в произведении искусства
ничего, кроме того, что там изображено,
и отталкивает других необычностью
художественных образов и какой — то
лихорадочностью своих чувств…. Однако
если мы обладаем легко возбудимым
чувством осязания и движения, то испытаем
от С.Боттичелли такое наслаждение,
которое вряд ли смогут нам доставить
другие художники (возможно, отсюда пошло
мнение, что С.Боттичелли неврастеника,
который писал для неврастеников — Прим.
мое — Н.Д.). Только много спустя, после
того, как мы переживем и страстную
привязанность и неистовую враждебность
к тому, что внушают его картины, мы дойдем
до объективной и полной оценки истиной
гениальности С.Боттичелли”.0

Сказанное
выше в той или иной степени подтверждается
и иными авторами. Так, по мнению
И.В.Даниловой, “Изображение само по
себе было для С.Боттичелли не более чем
либретто… Он не позволяет взгляду
зрителя опуститься в глубину картины,
чтобы тот (зритель) мог сосредоточиться
на ее (картины) линейном ритме.0

Со
своей стороны, мне хотелось бы подтвердить
сказанное тем, что С.Боттичелли (как это
нетрудно заметить даже при самом
поверхностном ознакомлении с его
произведениями) либо совершенно не дает
задних планов, либо упрощает их настолько,
насколько это возможно чтобы “за них
не цеплялся взгляд”.

К
сказанному необходимо добавить, что
колорит художник также всецело подчинял
своей линейной схеме (разумеется,
игнорируя при этом его изобразительные
функции), а цвет в его картинах лишь
выделял линию не доминируя над ней (в
отличии от работ большинства его
современников и предшественников).

Таковыми
мне видятся объяснения того, что шедевры
С.Боттичелли сохраняют свою ценность
вот уже более пяти столетий.

2.2. Наиболее
значительные произведения

Говорить
о наиболее значительных произведениях
С.Боттичелли чрезвычайно трудно хотя
бы уже потому, что каждое из них является
по своему значительным. К тому же, подходы
отдельных авторов здесь существенно
разняться (что, естественно, определяется
личными вкусами и пристрастиями). Однако
попробуем рассмотреть данную проблему
по — порядку.

Так,
в специальной литературе нередко
указывается, что Сандро Боттичелли с
особой любовью работал над мифологическими
сюжетами. Особенно эффектной считается
его “Венера” (Флоренция), которая
обнаженной плывет по морю в раковине,
осыпаемая богами ветров дождем роз.
“Характерность” этой картины для
творчества С.Боттичелли состоит, как
справедливо указывает Т.В.Ильина, в том,
что в ней нашли отражение и декоративность,
и нарядность, и лиричность, и романтический
характер образов. Здесь нашла отражение
удивительная способность С.Боттичелли
создавать фантастический пейзаж,
пастозно, почти рельефно накладывая
краски, свойственные ему “готицизмы”
(удлиненные невесомые фигуры, изображенные
так, как будто они вовсе не касаются
земли). С.Боттичелли создает вполне
определенный тип лиц, особенно женский.
Для последних характерны:


удлиненный овал лица;


пухлые губы;

кажущиеся
заплаканными глаза и т.д.0

Со
своей стороны считаю необходимым
заметить, что практически такой же тип
женщины изображен на картине С.Боттичелли
“Весна”. Здесь соединены в единую
композицию фигуры Весны, Мадонны,
Меркурия, трех граций, нимфы, зефира и
т.д., представленные, к тому же, среди
фантастической природы. (Вместе с тем,
здесь нужно признать, что образ
разбрасывающей из подола цветы Весны
(впрочем, как и образы Мадонн), у
С.Боттичелли на этом полотне несколько
отличается от предыдущего, в частности:
застывшим лицом с печатью какой — то
трагичности и отсутствием радости).

Вообще
же, поскольку речь зашла о мадоннах, то
хотелось бы отметить, что в творческом
наследии этого мастера насчитываются
десятки если даже не сотни мадонн, лучшей
из которых бесспорно считается Мадонна
дель Магнификат в Уфицци.

Небезынтересной
мне представляется работа С.Боттичелли
(к сожалению, мало освещаемая в специальной
литературе) — это “Афина, укрощающая
кентавра”. Здесь обращает на себя
внимание то, что изображая кентавра,
символизирующего политические неурядицы
Флоренции, С.Боттичелли щедро расточает
на него самые сокровенные дарования
своего таланта. Действительно, нетрудно
убедиться в том, что торс и бедра кентавра
изображены так, что каждая округлость
не может не вызвать у зрителя чувства
осязания. Лицо же кентавра передано
наверное еще более убедительно. Во
всяком случае здесь видно, что каждая
линия лица в совершенстве выполняет
свое назначение., обрисовывает структуру
лица — лба, носа и щек. Более того,
С.Боттичелли не оставил своим вниманием…
даже волосы кентавра. Они даются
тончайшими линейными очертаниями,
подобными трепещущим контурам пламени,
и в то же время необычайно пластичными.

Однако
лучшим творением С.Боттичелли все таки
считается начатая им в 1474 г. стенная
живопись в Сикстинской капелле Ватикана
(Это сцены из жизни Моисея и искушения
Христа, изображения поклонения волхвов
а также такие произведения, как “Мужество”,
“Клятва Апелеса” (помимо уже упомянутых
мною “Весны” и “Венеры”). Над росписью
стен капеллы С.Боттичелли работал вместе
с такими выдающимися современниками
как Гирландайло и Перуджино. Видимо в
ходе росписи капеллы С.Боттичелли
ощутимо коснулись и упомянутые мною
выше проблемы учения Савонаролы. Во
всяком случае, как полагают его биографы,
это отражено уже в работе “Оплакивание”.

В
целом же, завершая краткий обзор
настоящего вопроса нужно признать, что
Н.А.Дмитриева абсолютно права, когда
пишет, что повсюду мы встречаем у
С.Боттичелли простое, милое, задумчивое
вместе с тревожно — волнующим, нервно —
подвижным, изысканным, иногда почти
манерным…”.0

Причем
это касается практически любого
произведения, будь оно фантастическим
(“Весна”), религиозным (“Коронование
Марии”), политическим (Афина, укрощающая
кентавра”) или наивно — аллегорическим
(фрески “Виллы Лемми”.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проделанная
работа позволяет подвести некоторые
итоги и сформулировать обобщающие
выводы. Так, в частности, нужно признать,
что Сандро Боттичелли (Алессандро
Филипепи) (примерно 1445 — 1515 гг.) является
одним из наиболее видных живописцев
Тосканской школы.

Для
творчества этого мастера были в целом
характерны:


склонность к фантастическому;


ориентация на классицизм;


близость ретроспективизму интернациональной
готики;


поэзия в сочетании с болезненной
надломленностью, вычурностью и
загадочностью композиции (что, поводимому,
определялось особенностями его развития
и становления как личности);


лиричность в сочетании с экспрессивностью;


локальность цветов в сочетании с жестким
готическим рисунком и типично готической
жесткой прорисовкой контуров;


спиритуализм;


стремление выразить в живописи те ее
свойства, которые непосредственным
образом приобщают зрителя жизни и
повышают интенсивность его восприятия;


стремление не дать зрителю возможность
погрузиться взглядом в глубину картины
(для чего задние планы либо вовсе
отсутствуют на его полотнах, либо
предельно упрощены.

Подчиненным
линейной схеме является и колорит
художника. Цвет же его картин лишь
выделяет линию не доминируя над ней.

Есть
основания полагать, что все изложенное
в совокупности объясняет причину того,
что шедевры С.Боттичелли сохраняют свою
ценность до настоящего времени.

Характерно,
что С.Боттичелли с одинаковым успехом
работал над мифологическими сюжетами,
фантастическими, религиозными,
политическими, наивно — аллегорическими
или иллюстрациями произведений литературы
(Данте).

К
наиболее значительным произведениям
этого мастера можно отнести такие, как
“Венера”, “Весна, “Мадонна дель
Магнификат”, “Афина, укрощающая
кентавра”, “Мужество”, “Клятва Апелеса”
и т.д.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК

  1. Бернсон
    Бернард. Живопись Итальянского
    Возрождения. М.: Искусство, 1965.

  2. Вельфлин
    Д. Искусство Италии и Германии Эпохи
    Возрождения. Л.: Б.м., 1934.

  3. Власов
    В.Г. Стили в искусстве. В 3 томах. Т. 2.
    Спб.: Кольна, 1996.

  4. Данилова
    И.В. От Средних веков к Возрождению. М.:
    Искусство, 1974.

  5. Дмитриева
    Н.А. Краткая история искусств. В 2 — х
    книгах. Кн. 1. М.: Искусство, 1996.

  6. Ильина
    Т.В. История искусств. Западноевропейское
    искусство: Учебник. 3 — е изд., перераб.
    и доп. М.: Высшая школа, 2000.

  7. История
    искусств зарубежных стран. Т. 2 и 3. М.:
    Искусство, 1963.

  8. Смирнова
    И.А. Боттичелли. М.: Наука, 1967.

0
Смирнова
И.А. Боттичелли. М.: Наука, 1967. с. 6 — 7.

0
Вельфлин
Д. Искусство Италии и Германии Эпохи
Возрождения. Л.: Б.м., 1934. с. 73.

0
Власов
В.Г. Стили в искусстве. В 3 томах. Т. 2.
Спб.: Кольна, 1996. с. 122.

0
Власов
В.Г. Стили в искусстве. В 3 томах. Т. 2.
Спб.: Кольна, 1996. с. 121.

0
Смирнова
И.А. Боттичелли. М.: Наука, 1967.

0
История
искусств зарубежных стран. Т. 2 и 3. М.:
Искусство, 1963. с. 256.

0
Власов
В.Г. Стили в искусстве. В 3 томах. Т. 2.
Спб.: Кольна, 1996. с. 121.

0
Вельфлин
Д. Искусство Италии и Германии Эпохи
Возрождения. Л.: Б.м., 1934. с. 198.

0
Итальянский
реформатор (1452 — 1498), проповеди которого
по признаниям современников отличались
такой силой, что значительная часть
флорентийцев по собственной воле
оставляла светские удовольствия и
предавалась аскетическому образу
жизни.

0
Вельфлин
Д. Искусство Италии и Германии Эпохи
Возрождения. Л.: Б.м., 1934. с. 199 — 200.

0
Власов
В.Г. Стили в искусстве. В 3 томах. Т. 2.
Спб.: Кольна, 1996. с. 121.

0
Бернсон
Бернард. Живопись Итальянского
Возрождения. М.: Искусство, 1965. с. 86 — 87.

0
Данилова
И.В. От Средних веков к Возрождению. М.:
Искусство, 1974. с. 137.

0
Ильина
Т.В. История искусств. Западноевропейское
искусство: Учебник. 3 — е изд., перераб.
и доп. М.: Высшая школа, 2000. с. 105.

0
Дмитриева
Н.А. Краткая история искусств. В 2 — х
книгах. Кн. 1. М.: Искусство, 1996. с. 255.

В картине «Весна» три неразрывных друг от друга направления нашли свое место. Это те направления, в стиле которых развивались наука, философия и искусство. Куртуазный, помпезный стиль, часто в таком стиле на то время изображались возлюбленные.

Описание картины Сандро Боттичелли «Весна»

Вариант 1

Античный стиль на картине представляют мотивы из мифов Древней Греции, а также и их персонажи. Христианский стиль представлен образом Мадонны, которая своей рукой будто бы благословляет всех.

Справа западный ветер – Зефир, который похищает греческую нимфу Хлориду, повелительницу полей и цветов. В левой части вы найдете три грации, которые своим присутствием олицетворяют целомудрие, наслаждение и любовь в единстве. Меркурий, погружает зрителя в воспоминания из мифов о Парисе, который отдал яблоко богине. У греков этой богиней была Афродита, а у римлян – Венера. На картине она нежно ступает по травам и цветам. а над головой богини расположился маленький амур, который целится в одну из граций.

Мадонна изображена неспроста. Ведь ее, как и других богинь, низвели к лику святых и для христиан она – богиня. Для художника она является образом идеальной женщины и “прекрасной дамы”, изображение которой вдохновляет как художников, так и поэтов.

В картине художник дает понять, что разные эпохи искусства существенно же не отличаются друг от друга, они просто постепенно преобразуются в новые образы и героев мифов и легенд. Не обращая внимания на то, что в картине смешались христианство и языческая вера, художник упорно отстаивает право на существование различных направлений и взглядов.

Картина поражает своей гармонией и миролюбием, теплотой и потоками любви, как будто действительно амуры посылают свои стрелы в сердца тех, кто с теплотой и вниманием относится к искусству. Хочется долго и неустанно изучать каждый уголок и завиток, хочется стать ее частью.

Вариант 2

Италия 15 века. Эпоха Раннего Ренессанса. Флоренция. Этот город явил миру гениального художника Сандро Боттичелли. Его творчество пришлось на вторую половину 15 века. Живописные полотна Боттичелли несут в себе отпечаток флорентийской школы. Более ста шедевров великого живописца вошли в мировое культурное наследие. Художник посвящал свои произведения религиозной и светской тематике.

Одна из наиболее известных его картин — «Весна» (1482). По мнению исследователей, эту картину Боттичелли заказал глава Флорентийской республики Лоренцо ди Пьеро де Ме?дичи как подарок к свадьбе своего племянника. Это произведение полно загадок. Жанр картины — аллегория, и сюжет её интерпретируют по-разному. Источниками вдохновения принято считать поэму Лукреция «О природе вещей» и поэму Овидия «Фасты».

Картина представляет цветущую поляну под кущей апельсиновых деревьев, на поляне расположены фигуры, слегка касающиеся земли, словно парящие. Цветов на поляне множество, разных видов, точность их изображения высока. Бледный свет раннего утра льётся сквозь ветви деревьев.

Расположение фигур при рассмотрении справа чередуется в порядке три – один – три — один. Первая тройка — Зефир, бог ветра; нимфа Хлорида; Флора, богиня цветов. Крылатый Зефир настигает убегающую от него Хлориду, которая тут же обращается Флорой. В процессе превращения из открытых уст нимфы летят цветы. И вот уже божественная Флора с улыбкой рассыпает вокруг себя розы.

Следующая композиционная фигура — центральная. Она стоит обособленно. Это Венера — богиня, в чьём ведомстве находится любовь земная и небесная. На картине она окружена ореолом из листьев миртового куста. Это напоминает о том, что митр — непременный атрибут богини любви. Свод апельсиновых деревьев над головой Венеры образует арку, что напоминает принятое для того времени изображение Мадонны. Правая рука Венеры в жесте благословения направлена в сторону фигур, расположенных слева.

Над головой Венеры порхает Амур со стрелами. Глаза его завязаны (ведь любовь слепа), он целится в среднюю из трёх танцующих граций. Эта группа изображена слева от Венеры. Прекрасные грации в прозрачных одеждах (Аглая, Ефорсина и Талия) танцуют, взявшись за руки. Взор Ефросины (средней) направлен на Меркурия, вестника и бога торговли, который стоит на охране сада. У него меч, шлем, сандалии с крыльями, Меркурий смотрит вверх, в правой руке его высоко поднят жезл, которым он разгоняет тучи.

Самая достоверная интерпретация — философская. Она основана на неоплатонизме, с которым Боттичелли был знаком. По этой версии Венера олицетворяет Гуманность, и под её рукой человек от земной страсти, которая выражена первой группой картины, посредством разума, воплощённого в грациях, приходит к возвышенной созерцательности, запечатлённой в Меркурии. Правдоподобность этого толкования подтверждается тем, что Зефир устремлён вниз, а Меркурий — ввысь.

Впечатление от картины можно назвать благотворным. Это произведение излучает гармонию: красота цветов, деревьев, персонажей. Любовь, теплота, дыхание весны — всё это удалось передать в картине великому мастеру в сочетании с загадочной аллегорией.

Вариант 3

Картина «Весна», написанная Боттичелли в 1478 году, объединяет в себе три различных, но связанных друг с другом направления. Помпезный куртуазный стиль — в то время в таком стиле изображались возлюбленные. Также художник использовал в картине античный стиль — персонажи и мотивы из мифов Древней Греции. Христианский стиль представляет образ Мадонны, благословляющей всех персонажей своей рукой.

В правой части картины изображен Зефир — быстрый вестник богов, похищающий нимфу Хлориду, хозяйку полей и лугов. В левой части картины изображены три грации, символизирующие единство наслаждения, целомудрия и любви. Рядом с ними расположился Меркурий, по-видимому, вспоминающий известный миф о Парисе, отдавшем яблоко богине. У римлян эту богиню звали Венера, у греков — Афродита. Она изображена в правой части картины, идущая по траве, над ее головой летит младенец-амур, целящийся в одну из граций.

В самом центре полотна изображена Мадонна. И это неспроста: художник представляет ее в образе «прекрасной дамы», идеальной женщины, образ которой благословляет и дарует вдохновение поэтам и художникам.

Сандро Боттичелли своей картиной «Весна» пытается сказать, что различные периоды искусства незначительно отличаются друг от друга, они просто модифицируются, черты и характеры одних персонажей легенд и сказаний перетекают в других. Не взирая на смешение на одном полотне язычества и христианства, художник убежден в том, что разные точки зрения и течения имеют право на совместное существование.

Картина излучает теплоту, спокойствие и гармонию, и просто струится любовью. Уже более пятисот лет настоящие ценители живописи восхищаются непревзойденным мастерством Сандро Боттичелли.

Год написания картины: 1478.

Размеры картины: 314 х 203 см.

Материал: панель.

Техника написания: темпера.

Жанр: аллегория.

Стиль: раннее Возрождение.

Галерея: Уффици, Флоренция, Италия.

«Весна» Боттичелли. Главные герои и символы

Мало, кто знал о «Весне» Боттичелли целых … 450 лет!

Сначала она хранилась у потомков Медичи. Потом попала в Галерею Уффици. Но … Вы не поверите – она пролежала в запасниках 100 лет!

И только в начале 20 века ее выставили на всеобщее обозрение благодаря тому, что ее разглядел известный искусствовед. Это было начало славы.

Теперь это один из главных шедевров Галереи Уффици. И одна из самых известных картин Эпохи Возрождения.

Но «прочесть» ее не так просто. Вроде она про весну. Но здесь немало персонажей.

Зачем их столько? Почему Боттичелли не изобразил одну девушку в образе Весны? Попробуем разобраться.

Для того, чтобы прочесть картину, разделите ее мысленно на три части:

Правая часть состоит из трёх героев, которые олицетворяют первый весенний месяц МАРТ.

  1. ЗЕФИР

Бог западного ветра Зефир начинает дуть в самом начале весны. С него и начинается прочтение картины. Из всех героев – он самый неприглядный на вид. Синеватый оттенок кожи. Щеки вот-вот лопнут от напряжения. Но это объяснимо. Этот ветер для древних греков был малоприятным. Часто приносил дожди и даже бури.

Как и с людьми, так и с божественными созданиями, он не церемонился. Полюбилась ему нимфа Хлорида, и не было у неё шансов убежать от Зефира.

  1. ХЛОРИДА

Зефир силой принудил стать его женой это нежное создание, отвечающее за цветы. А чтобы как-то компенсировать ей моральные переживания, сделал он из нимфы настоящую Богиню. Так Хлорида превратилась во Флору.

  1. ФЛОРА

Флора (в девичестве – Хлорида) о замужестве не жалела. Хоть и взял Зефир ее в жены против воли. Видимо девушка была меркантильной. Ведь стала она гораздо могущественнее. Теперь не только за цветочки отвечала, но вообще за всю растительность на Земле.

Следующие пять героев составляют группу «АПРЕЛЬ». Это Венера, Амур и три Грации.

  1. ВЕНЕРА

Богиня Венера отвечает не только за любовь, но и за плодородие и процветание. Так что она здесь не просто так. А древние римляне отмечали праздник в ее честь как раз в апреле.

  1. АМУР

Сын Венеры и ее постоянный спутник. Всем известно, что этот несносный мальчишка особенно активен весной. И стреляет своими стрелами налево и направо. Конечно, даже не видя, в кого собирается попасть. Любовь слепа, ведь у Амура завязаны глаза.

  1. ГРАЦИИ

А попадёт Амур скорее всего в одну из Граций. Которая уже загляделась на молодого человека слева.

Боттичелли изобразил трёх сестёр, держащими друг друга за руки. Они олицетворяют начало жизни, красивое и нежное благодаря своей юности. И тоже часто сопровождают Венеру, помогая распространять ее заветы на всех людей.

«МАЙ» представлен лишь одной фигурой. Зато какой!

  1. МЕРКУРИЙ

Меркурий, Бог торговли, разгоняет своим жезлом тучи. Что ж, неплохая помощь Весне. К ней он имеет отношение через свою мать, плеяду Майю.

Именно в ее честь древние римляне дали месяцу название «Май». А самой Майе приносили жертвы 1 мая. Дело в том, что отвечала она за плодоносность земли. А без этого никак в предстоящее лето.

Почему же тогда Боттичелли изобразил ее сына, а не саму Майю? Она между прочим была прелестна – старшая и самая красивая из 10 плеяд-сестёр. Мне нравится версия о том, что Боттичелли очень уж хотелось изобразить мужчин в начале и конце этого весеннего ряда.

Все-таки Весна – это зарождение жизни. А без мужчин в этом процессе никак (по крайней мере во времена художника). Ведь недаром он изобразил всех женщин беременными. Заложить весной плодородие – очень важно.

А вообще символами плодородия «Весна» Боттичелли пропитана насквозь. Над головами героев – апельсиновое дерево. Оно и цветёт, и плодоносит одновременно. Не только на картине: оно на самом деле так может.

А чего только стоит ковёр из пятисот реально существующих цветов! Это просто цветочная энциклопедия какая-то. Осталось только названия на латыни подписать.

Герои хорошо постарались – там, где они ступают, плодородия хоть отбавляй! Но и сама красота героев (не считая Зефира) очень уж подходят под тему Весны.

Боттичелли как всегда смог изобразить красоту, которая никогда не выходит из моды. Его герои столь прекрасны, что даже нет смысла удивляться, почему «Весна» так нам нравится.

Так что художник не искал легких путей. Ему мало было изобразить одну-единственную красавицу и назвать её «Весной». Этому времени года он «пропел» целую оду. Сложную, многогранную, необычайно красивую.

Это интересно: Сочинение на тему Весна – это традиционная творческая работа для отработки навыков описания и рассуждения. Предлагаем подборку сочинений о весне для школьников 2–9 классов.

Обновлено: 17.04.2023

Италия 15 века. Эпоха Раннего Ренессанса. Флоренция. Этот город явил миру гениального художника Сандро Боттичелли. Его творчество пришлось на вторую половину 15 века. Живописные полотна Боттичелли несут в себе отпечаток флорентийской школы. Более ста шедевров великого живописца вошли в мировое культурное наследие. Художник посвящал свои произведения религиозной и светской тематике.

Картина представляет цветущую поляну под кущей апельсиновых деревьев, на поляне расположены фигуры, слегка касающиеся земли, словно парящие. Цветов на поляне множество, разных видов, точность их изображения высока. Бледный свет раннего утра льётся сквозь ветви деревьев.

Расположение фигур при рассмотрении справа чередуется в порядке три – один – три — один. Первая тройка — Зефир, бог ветра; нимфа Хлорида; Флора, богиня цветов. Крылатый Зефир настигает убегающую от него Хлориду, которая тут же обращается Флорой. В процессе превращения из открытых уст нимфы летят цветы. И вот уже божественная Флора с улыбкой рассыпает вокруг себя розы.

Следующая композиционная фигура — центральная. Она стоит обособленно. Это Венера — богиня, в чьём ведомстве находится любовь земная и небесная. На картине она окружена ореолом из листьев миртового куста. Это напоминает о том, что митр — непременный атрибут богини любви. Свод апельсиновых деревьев над головой Венеры образует арку, что напоминает принятое для того времени изображение Мадонны. Правая рука Венеры в жесте благословения направлена в сторону фигур, расположенных слева.

Над головой Венеры порхает Амур со стрелами. Глаза его завязаны (ведь любовь слепа), он целится в среднюю из трёх танцующих граций. Эта группа изображена слева от Венеры. Прекрасные грации в прозрачных одеждах (Аглая, Ефорсина и Талия) танцуют, взявшись за руки. Взор Ефросины (средней) направлен на Меркурия, вестника и бога торговли, который стоит на охране сада. У него меч, шлем, сандалии с крыльями, Меркурий смотрит вверх, в правой руке его высоко поднят жезл, которым он разгоняет тучи.

Самая достоверная интерпретация — философская. Она основана на неоплатонизме, с которым Боттичелли был знаком. По этой версии Венера олицетворяет Гуманность, и под её рукой человек от земной страсти, которая выражена первой группой картины, посредством разума, воплощённого в грациях, приходит к возвышенной созерцательности, запечатлённой в Меркурии. Правдоподобность этого толкования подтверждается тем, что Зефир устремлён вниз, а Меркурий — ввысь.

Впечатление от картины можно назвать благотворным. Это произведение излучает гармонию: красота цветов, деревьев, персонажей. Любовь, теплота, дыхание весны — всё это удалось передать в картине великому мастеру в сочетании с загадочной аллегорией.

Музыкальный момент: R.E.M. — Losing My R 09.09.2017 —> Смотрели: 8 (2)

-Музыка

-Стена

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Сообщества

-Статистика

Сандро Боттичеллли «Весна (Примавера)» Анализ картины

Весна (Примавера)1485, 314×203 см • Темпера, Дерево (700x460, 92Kb)

Знаменитый флорентийский живописец Сандро Боттичелли пронес влюбленность в античную культуру через всю свою жизнь.

Пристрастие к мифологическим сюжетам сказывается на стиле многих полотен мастера. Именно он вывел живописную интерпретацию древнегреческих и древнеримских мифов на новый уровень, создавая картины на эту тематику с тем же мастерством и колоритом, с которым он писал библейские образы.

Это неоспоримый шедевр, исполненный в готическом стиле раннего Средневековья. .

Работа выполнена в манере, которая не предполагает учета перспективы. Это связано с тем, что великий художник стремился к эмоциональной и художественной выразительности, к передаче мистического смысла своего сюжета, а не к обычному изображению реального мира.

Свое произведение автор писал, выполняя заказ главы Флоренции Лоренцо Великолепного для украшения жилища опекаемого им родственника.

Весна (Примавера). ДетальФлора (491x700, 204Kb)

Весна (Примавера). ДетальФлора

Существует множество трактовок и прочтений сюжетных линий этого полотна. Находясь под впечатлением произведений римского поэта Тита Лукреция и античных мифов, живописец создает изображение, полное философского смысла, с множеством явных и скрытых нюансов.

Центральная фигура картины – Венера – напоминает Мадонну. Глядя на нее, мы видим основной посыл художника: духовная красота не противоречит внешней. Они связаны. Сюжет и манера исполнения этого произведения отражают убеждения Боттичелли, его душу.

Весна (Примавера). Деталь Зефир, бог ветра, преследует нимфу Хлою (557x700, 160Kb)

Весна (Примавера). Деталь Зефир, бог ветра, преследует нимфу Хлою

Условно мы можем поделить картину на две части. Расположенная в центре богиня любви, по замыслу художника, объединяет героев правой части изображения, которые символизируют плотскую любовь и земные ценности, с героями левой части, воплощающих моральные ценности и непорочную любовь. Справа бог ветра Зефир преследует прекрасную нимфу Хлорис, чтобы заставить ту стать его женой.

Этот союз превращает нимфу в богиню природы Флору, которая в роскошных одеждах величественно шествует по цветущему саду.

Весна (Примавера). Деталь Венера (522x700, 86Kb)

Весна (Примавера). Деталь Венера

Слева изображен Меркурий – символ разума и красноречия. Он охраняет этот сад. Рядом изображены Грации – возвышенные спутницы Венеры. Замкнутый круг танцующих девушек символизирует целомудрие, платоническую любовь и возвышенное наслаждение.

Весна (Примавера). Деталь Меркурий разгоняет облака (506x700, 130Kb)

Весна (Примавера). Деталь Меркурий разгоняет облака

Образ Венеры в центре, чуть позади остальных героев, на фоне листвы, трав и цветов, объединяет всех, олицетворяя собой как духовные чувства, так и земные.

Весна (Примавера). Деталь Три Грации (496x700, 121Kb)

Весна (Примавера). Деталь. Три Грации

Полотно со сложным философским содержанием, изысканное и самобытное, заняло там свое место как одно из бесценных художественных достояний эпохи Возрождения.

Весна 1482 г.

Непревзойдённая картина Сандро Боттичелли “Весна” была создана в 1482 году. Такой тип работ очень ценился в эпоху раннего Средневековья. В сюжетной линии живописца прослеживаются мифологические составляющие присущи практически в каждой из творений Боттичелли.Работа была написана для известного рода Медичи, поэтому композиция наполнена супружеской символикой.

Описание картины

Художник в своем творении не стремился показать всю реальность нашего мира. Ему больше по душе создать картину, которая будет воплощением эмоциональности и мистики. Имея мифологический подтекст, Боттичелли вывел мифологию древнего Рима и древней Греции на совершенно новый уровень живописи. Создавая “Весну”, Боттичелли учитывал все тонкости, так как полотно должно было висеть намного выше уровня глаз человека, героев своей композиции он сделал немного вытянутыми. Чем же уникальна данная работа? Какая из перечисленных трактовок олицетворяет задуманный сюжетный смысл “Primavera”?

Сюжетная линия полотна

Боттичелли — это тот живописец который свое произведения искусства вкладывал огромный смысл и в какой-то степени душу. У художника в почтении находился известный по тем временам поэт Тита Лукреций и мифология античности. Под впечатлением произведений он создавал композиции наполненные философским и мифологическим смыслом.

Интерпретация сюжетной линии разная, споры продолжаются по сей день. Девять прелестных, отлично прорисованных фигур, каждый объект несет в себе информацию и замысловатый подтекст. Почва под ногами героев картины, усыпана разнообразными цветами. Интересно, что ученые ботанических наук насчитали более 170 видов различных цветов, которые были прорисованы с невероятной точностью.

Действующие лица произведения

Сюжетная линия “Весны” начинается справа налево. ЕЕ героями являются:

  • Зефир (Бог Западного ветра);
  • Хлорида (нимфа);
  • Флора;
  • Венера (Богиня любви);
  • Амур (сын Венеры);
  • Аглая Сияющая, Ефросина Благомыслящая, Талия Цветущая (Грации);
  • Меркурий.

Правую часть картины занимает крылатый Бог ветра Зефир. Влюбленный в Хлору, он насильно взял ее в супруги, но затем раскаявшись сделал из нее Флору. На изображении уже заметно перевоплощение, из-за рта Хлориды начинает расти ветвь. На картине Хлора еще не знакома с Флорой, художник изобразил их рядом, но их параллельные миры еще не встретились, даже одежда нимф развивается в разные стороны.
Флора изображена в качестве настоящей цветочной нимфы. Ее наряд и волосы усеяны невероятной красоты цветами, даже вокруг себя она рассеивает их держа в подоле платья.

В центре изображения находится Богиня любви Венера. Облачена она в превосходное платье с алым плащом. Ее образ здесь схож с образом Мадонны. Венера находится между апельсиновыми деревьями и ветвями мирта, что символизирует верность супругов.Рука Венеры символизирует благословение, она направлена на левую часть картины, туда же свои стрелы нацелил ее сын Амур.

Стрела предназначена для одной из танцующих граций Грацию (Талию Цветущую), ведь только она смотрит в сторону Меркурия. Предполагается, что стрела может попасть и в Ефросину. Она ближе всего находится к Купидону ее взор также может быть направлена в сторону Меркурия. На картине четко видно, глаза у Амура закрыты, это говорит о том что любовь слепа. Интересно в кого попадет стрела?

А что же делает сам Меркурий? Художник изобразил божество с жезлом в руке, с помощью которого он разгоняет тучи над садом. Принято считать, что Меркурий является охранником этого весеннего сада, говорит об этом кинжал висящий на его поясе.

Существует много интерпретаций этого произведения искусства. Боттичелли, любил мифологию, но картина была предназначена для рода Медичи, которые были христианами. Из этого непонятно “Primavera” создана с мифологическим смыслом или религиозным, а может и вовсе философским. Множество мнений и споров, которые бытуют и по сей день.

Непревзойдённая работа Боттичелли, завораживает зрителей своим свежим по тем временам трактованием любви. Весна и множество цветов, божественные персонажи склоняют каждого из нас к созерцанию и любви.

Весна 1482 г.

Непревзойдённая картина Сандро Боттичелли “Весна” была создана в 1482 году. Такой тип работ очень ценился в эпоху раннего Средневековья. В сюжетной линии живописца прослеживаются мифологические составляющие присущи практически в каждой из творений Боттичелли.Работа была написана для известного рода Медичи, поэтому композиция наполнена супружеской символикой.

Описание картины

Художник в своем творении не стремился показать всю реальность нашего мира. Ему больше по душе создать картину, которая будет воплощением эмоциональности и мистики. Имея мифологический подтекст, Боттичелли вывел мифологию древнего Рима и древней Греции на совершенно новый уровень живописи. Создавая “Весну”, Боттичелли учитывал все тонкости, так как полотно должно было висеть намного выше уровня глаз человека, героев своей композиции он сделал немного вытянутыми. Чем же уникальна данная работа? Какая из перечисленных трактовок олицетворяет задуманный сюжетный смысл “Primavera”?

Сюжетная линия полотна

Боттичелли — это тот живописец который свое произведения искусства вкладывал огромный смысл и в какой-то степени душу. У художника в почтении находился известный по тем временам поэт Тита Лукреций и мифология античности. Под впечатлением произведений он создавал композиции наполненные философским и мифологическим смыслом.

Интерпретация сюжетной линии разная, споры продолжаются по сей день. Девять прелестных, отлично прорисованных фигур, каждый объект несет в себе информацию и замысловатый подтекст. Почва под ногами героев картины, усыпана разнообразными цветами. Интересно, что ученые ботанических наук насчитали более 170 видов различных цветов, которые были прорисованы с невероятной точностью.

Действующие лица произведения

Сюжетная линия “Весны” начинается справа налево. ЕЕ героями являются:

  • Зефир (Бог Западного ветра);
  • Хлорида (нимфа);
  • Флора;
  • Венера (Богиня любви);
  • Амур (сын Венеры);
  • Аглая Сияющая, Ефросина Благомыслящая, Талия Цветущая (Грации);
  • Меркурий.

Правую часть картины занимает крылатый Бог ветра Зефир. Влюбленный в Хлору, он насильно взял ее в супруги, но затем раскаявшись сделал из нее Флору. На изображении уже заметно перевоплощение, из-за рта Хлориды начинает расти ветвь. На картине Хлора еще не знакома с Флорой, художник изобразил их рядом, но их параллельные миры еще не встретились, даже одежда нимф развивается в разные стороны.
Флора изображена в качестве настоящей цветочной нимфы. Ее наряд и волосы усеяны невероятной красоты цветами, даже вокруг себя она рассеивает их держа в подоле платья.

В центре изображения находится Богиня любви Венера. Облачена она в превосходное платье с алым плащом. Ее образ здесь схож с образом Мадонны. Венера находится между апельсиновыми деревьями и ветвями мирта, что символизирует верность супругов.Рука Венеры символизирует благословение, она направлена на левую часть картины, туда же свои стрелы нацелил ее сын Амур.

Стрела предназначена для одной из танцующих граций Грацию (Талию Цветущую), ведь только она смотрит в сторону Меркурия. Предполагается, что стрела может попасть и в Ефросину. Она ближе всего находится к Купидону ее взор также может быть направлена в сторону Меркурия. На картине четко видно, глаза у Амура закрыты, это говорит о том что любовь слепа. Интересно в кого попадет стрела?

А что же делает сам Меркурий? Художник изобразил божество с жезлом в руке, с помощью которого он разгоняет тучи над садом. Принято считать, что Меркурий является охранником этого весеннего сада, говорит об этом кинжал висящий на его поясе.

Существует много интерпретаций этого произведения искусства. Боттичелли, любил мифологию, но картина была предназначена для рода Медичи, которые были христианами. Из этого непонятно “Primavera” создана с мифологическим смыслом или религиозным, а может и вовсе философским. Множество мнений и споров, которые бытуют и по сей день.

Непревзойдённая работа Боттичелли, завораживает зрителей своим свежим по тем временам трактованием любви. Весна и множество цветов, божественные персонажи склоняют каждого из нас к созерцанию и любви.

Читайте также:

      

  • Дом в жизни человека сочинение
  •   

  • Сочинение на тему я хочу научиться готовить
  •   

  • Самое прекрасное на земле это жизнь на которую смотришь влюбленными глазами сочинение
  •   

  • Сочинение сентябрь 2 класс
  •   

  • Русский общественный деятель и писатель чернышевский утверждал что отдельные люди сочинение

СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ

ПО КАРТИНЕ САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ

«РОЖДЕНИЕ ВЕНЕРЫ»

             t1578231850aa.gif

Сандро Боттичелли, Рождение Венеры, 1482-1486г., Галерея Уффици, Флоренция.i

План:

    1. Сюжет картины Сандро Боттичелли «Рождение Венеры».
    2. Композиционное решение полотна.
    3. Символика произведение.
    4. Мое отношение к описываемой картине.

    Картина «Рождение Венеры» была написана в конце XV века известным всему миру итальянским художником Сандро Боттичелли. В основе сюжета картины лежит один из основополагающих древнегреческих мифов, рассказывающий о рождении из крови титана Урана и морской пены богини любви и красоты Венеры. На своем полотне Боттичелли изображает кульминационный момент повествования, когда новорожденное божество вот-вот ступит на землю, где будет владеть сердцами и вершить судьбы человечества. Это произведение, предстает как новаторский опыт создания картины на мифологический сюжет и переосмысления художественных идеалов античности, еще во многом малоизвестных для европейского средневекового искусства, но четко ощущаемых в творчестве художника, которому удалось прочувствовать и передать зрителю главные принципы эстетики Раннего Возрождения.

    На мой взгляд, картина пронизана чувством гармонии, покоя, безмятежности, что подчеркивается прежде всего композиционным решением полотна: фигура Венеры делит пространство картины на две уравновешенные части. В центре мы видим главную героиню, скромно стоящую на морской раковине, Боттичелли наделил свою Венеру невероятной нежностью, скромностью, целомудрием, в отличие от других художников Ренессанса. Её фигура скользит не на зрителя, а к берегу. На её плечи спадают длинные пряди золотистых волос, прекрасные локоны развеваются под легким дуновением ветра, глаза смотрят слегка удивлённо, руки пытаются прикрыть обнажённое тело, это и предаёт всему образу невинность, непорочность. Одним словом перед нами прекрасная статуя: удлинённые пропорции, причудливый изгиб тела, вертикальность плавных линий шеи, плеч, бедер – это всё напоминает искусство готики. Для передачи чувства гармонии Боттичелли выделяет некоторые детали: колышущиеся на ветру складки одежд, изломанная линия берега, стройные, изящные стволы деревьев.

    Для придания произведению повествовательности Боттичелли использует символы, обогащающие сюжет, раскрывающие его более полно. Морская раковина, на которой стоит Венера, – недвусмысленный символ женского первоначала: богиня уже жива, но еще не пришла в мир жизни. Несущая богиню ракушка, подгоняемая богом ветра Зефиром, скоро коснётся берега, на котором её ждёт Ора – одна из богинь времён года. В руках у Оры затканное цветами полотно, для того чтобы укутать новорождённое божество. Она словно мать, ждущая своё дитя, чтобы укрыть его, защитить. В левой части изображена пара – Зефир и его супруга богиня цветов Флора, от них исходит легкий воздушный поток, в котором кружатся прекрасные распустившиеся цветы. Нежный дождь из роз своим хрупким строением подчёркивает эмоциональный тон картины. Они движут и вдохновляют к жизни только что рождённую богиню и в то же время вздымают мантию, в руках Оры, словно хотят помешать укрыть обнажённое тело Венеры. На заднем плане картины виднеется несколько острых мысков, а на берегу с правой стороны колышутся апельсиновые деревья, олицетворяющие бессмертие. Отчётливо видна символика трёх стихий: вода, по которой ракушка несёт Венеру, земля и ветер.

     Я очень люблю картину «Рождение Венеры». Сюжет привлекает моё внимание своей изящностью и лёгкостью. Черты лица Венеры очаровывают своей скромность и красотой, не теряя в то же время божественного величия. Картина зацепила меня и цветовым решением. На полотне запечатлён момент, когда еще едва рассеялась ночь, и в предрассветных утренних лучах на землю в холодных тонах, приходит богиня. Голубые и бирюзово-серые оттенки передают воздушность и праздничность, но в то же время и некую скромность. Так же присутствует и зелёный цвет в правой части полотна, который олицетворяет торжество жизни над смертью. А пурпурно-красный цвет мантии символизирует могущество и власть. Каждый оттенок что-то доносит до нас, пытается объяснить настроение произведения. Венера несёт в мир любовь, оставаясь сама далёкой от него!

Автор материала: Е. Тимонина (2 курс)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *