Эссе сенсорная алалия

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия – вариант речевого дизонтогенеза, обусловленный расстройством слухового восприятия при сохранном физическом слухе. Характеризуется непониманием обращенной речи, неразличением звуков, эхолалией, логореей, использованием элементарных словоформ (звукоподражаний, корней, междометий). Типично импульсивное поведение, быстрое истощение внимания, нежелание вступать в контакт. При обследовании сенсорных алаликов уточняется анамнез, состояние акустического и речевого гнозиса, лексико-грамматических и произносительных навыков. В рамках коррекционной программы осуществляется развитие слухового контроля, акустических дифференцировок, словаря, внимания к своей речи и речи окружающих.

Общие сведения

Сенсорная (или импрессивная, рецептивная) алалия – малоизученный нейропсихологический и лингвопатологический синдром. В общей структуре системного недоразвития речи на долю моторной алалии приходится 90% случаев, на сенсорный вариант – лишь 10%. В изолированном виде первичная сенсорная недостаточность встречается нечасто. В большинстве наблюдений приходится сталкиваться со смешанной сенсомоторной алалией или вторичным сенсорно-акустическим синдромом, возникающим на фоне другой патологии (дизартрии, ринолалии, дислалии, аутизма). В последние годы в логопедии все настойчивее высказывается мнение о необходимости замены термина «сенсорная алалия» на «сенсорная дезинтеграция», поскольку нарушения восприятия у таких детей всегда носят множественный характер.

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия

Причины сенсорной алалии

К несформированности импрессивной речи приводит раннее органическое поражение зон головного мозга, ответственных за анализ речевых звуков. Корковый конец слухоречевого анализатора (центр Вернике) располагается в задней трети верхневисочной извилины левого полушария. Именно его повреждение и вызывает расстройство рецептивной речи. Непосредственными этиологическими факторами выступают:

  • Внутриутробные патологии. Развитие плода может осложняться гипоксией, алиментарно-трофическими нарушениями (гипотрофией), внутриутробными инфекциями (врожденной краснухой, хламидиозом, герпесом, цитомегалией), иммунологической несовместимостью. Нейротоксическое действие на ЦНС плода оказывает злоупотребление психотропными и наркотическими веществами, алкоголем со стороны матери. Эти и другие пренатальные вредности, прежде всего, пагубно влияют на ассоциативные зоны коры, ответственные за анализ сенсорной информации.
  • Поражение ЦНС при родах. Патологическое течение интранатального периода (роды при узком тазе, стремительные роды, проведение акушерских операций) могут приводить к черепно-мозговым травмам у новорожденного. В этих случаях имеет место локальное повреждение височной доли механического характера. Гипоксически-ишемическое поражение церебральных структур возможно при преждевременном отхождении околоплодных вод, затяжных родах, обвитии пуповиной.
  • Заболевания раннего постнатального периода. Возникают после рождения, в первые годы жизни. Патология доречевого периода представлена травмами и опухолями головы, менингоэнцефалитами, заболеваниями, протекающими с инфекционным нейротоксикозом, тяжелыми отравлениями. При анализе причин сенсорной алалии чаще всего приходится говорить о перинатальном повреждении ЦНС, т. е. совокупном воздействии внутриутробных, интранатльных и постнатальных вредностей. Выделить какой-то один ведущий этиологический фактор обычно не представляется возможным.

Патогенез

Поражение корковой части речеслухового анализатора сопровождается слуховой агнозией – расстройством аналитико-синететических процессов, связанных с распознаванием звуковых раздражителей. При сенсорной алалии ребенок слышит обращенную к нему речь, однако не осознает ее смысла и содержания. Нарушение рецептивного механизма речи обусловливает несформированность фонематических процессов, неспособность к целостному восприятию слов, узнаванию и дифференцировке фонем, неустойчивость акустических следов. Неполноценность слухового восприятия приводит к тому, что в ответ на звуковые стимулы не происходит передачи возбуждения другим анализаторам (речедвигательному, речезрительному), вследствие чего формируется так называемая замыкательная акупатия – неспособность соотнести звуковые образы слов с реальными предметами или действиями.

Симптомы сенсорной алалии

При рецептивной алалии изначально страдает понимание обращенной речи. Степень речеслуховой недостаточности может быть различной. В тяжелых случаях дети безразличны абсолютно ко всем звуковым раздражителям, не различают речевые и неречевые звуки, не реагируют на свое имя. При более легкой степени импрессивной алалии ребенку доступно понимание некоторых обиходных слов и ситуативной речи; вне контекста или ситуации понимание теряется. Речевая активность у сенсорного алалика повышена, однако собственная речь состоит из лепетных звукосочетаний, слов-корней, междометий. Содержание речевого потока непонятно окружающим, поэтому такая речь носит название «словесного салата», или логореи.

Характерным признаком рецептивной алалии выступают эхолалии – невольные, бессознательные отраженные повторы отдельных слов. Однако целенаправленное воспроизведение слова по просьбе взрослого затруднено и недоступно ребенку-алалику. Нарушено формирование соотнесенности между предметом, явлением, действием и словом, его обозначающим. Отмечаются множественные погрешности в словах, указывающие на фонематическую недостаточность: неправильная постановка ударений, пропуски и замены звуков, контаминации. Контроль за собственной речью снижен, самостоятельное высказывание формулируется неточно, с грамматическими и семантическими ошибками.

Голос у сенсорных алаликов звонкий и выразительный. Слуховая функция не нарушена, интеллект первично сохранен. Неврологическая и психопатологическая симптоматика указывает на несформированность регуляторных механизмов. Включение, переключение и удержание внимания происходит с трудом. Непонимание речи вызывает быструю потерю интереса к играм и занятиям, повышенную истощаемость, колебания настроения. Ребенок ведет себя импульсивно, неуправляемо, не желает общаться с окружающими сверстниками и взрослыми. Может отмечаться повышенная, часто болезненная реакция на звуковые раздражители (гиперакузия).

Осложнения

Недифференцированное звуковое восприятие влечет за собой неточное проговаривание, в результате чего страдает экспрессивная речь. У дошкольников с сенсорной алалией всегда имеет место общее недоразвитие речи различного уровня, в школьные годы формируются расстройства учебных навыков (дисграфия, дизорфография, дислексия). Непонимание чужой речи и грубые искажения собственного речевого высказывания приводят к невозможности полноценной коммуникации. На фоне недоразвития рецептивной речи у детей возникают вторичные личностные расстройства, нарушения эмоционально-волевых реакций, отклонения поведения. Формируется вторичная умственная отсталость.

Диагностика

Специфика обследования сенсорного алалика вытекает из этиопатогенетических механизмов речевого нарушения. Диагностика включает в себя медицинский и психолого-педагогический блок. Медицинская составляющая направлена на установление морфологического субстрата речевой патологии, исключение нервно-психических и ЛОР-заболеваний, сопровождающихся безречьем. Психолого-педагогическое тестирование способствует подтверждению диагноза и планированию коррекционного процесса. Этапы диагностики включают:

  • Неврологическое обследование. При изучении анамнеза центральное место отводится анализу пренатального развития, течению родов и раннего постнатального онтогенеза. По показаниям детским неврологом может быть назначена эхоэнцефалография, ЭЭГ, рентгенография черепа, МРТ головного мозга, исследование акустических вызванных потенциалов. При этом отсутствие видимых изменений по данным нейрофизиологических и нейровизуализирующих методик не исключает наличия сенсорной алалии.
  • Исследование слуховой функции. Необходимо для исключения врожденной глухоты или значительного снижения слуха. Предполагает выполнение комплекса сурдологической диагностики: компьютерной аудиометрии, тимпанометрии, отоакустической эмиссии. У сенсорных алаликов может выявляться незначительное снижение слуха на определенных частотах, однако эти изменения не столь серьезны, чтобы затруднять понимание речи.
  • Логопедическое обследование. Нацелено на изучение речевого статуса и сформированности всех сторон речи. Из медицинской документации и беседы с родителями логопед выясняет особенности сенсорного и раннего речевого развития ребенка. В ходе традиционного обследования особое внимание уделяется оценке импрессивной речи: ребенка просят указать на называемый предмет или картинку, выполнить несложные действия, повторить слова. Для импрессивной алалии характерен речевой негативизм, бедная лепетная речь, дефицит фонематического восприятия, нестойкость слуховых следов.
  • Психологическая диагностика. Нейропсихолог исследует состояние слухового гнозиса, слухоречевую память, наблюдает за поведением ребенка. С учетом выявленных дефицитарных и сохранных психических функций специалист выстраивает карту психологического сопровождения пациента. Обычно требуются повторные консультации логопеда и психолога, поскольку в одной и той же ситуации сенсорные алалики могут вести себя по-разному, то демонстрируя полный отказ от общения, то проявляя определенное понимание речи.

Диагностика связана со значительными трудностями, поскольку импрессивная алалия по своим проявлениям сходна с другими слухоречевыми нарушениями и формами психического дизонтогенеза. Дифдиагностика проводится с кондуктивной и нейросенсорной тугоухостью, расстройствами аутистического спектра, УО, темповой задержкой речевого развития, детской афазией, сенсорно-акустической недостаточностью.

Коррекция сенсорной алалии

Коррекционно-терапевтическая работа строится на принципах биопсихосоциального подхода. Важнейшие аспекты – раннее начало лечения, сочетание медицинских, логопедических и психокоррекционных методов. Обязательным условием является вовлечение семьи, ознакомление родителей с планом терапии, их побуждение к длительной совместной деятельности, постоянное информирование о промежуточных результатах. Многоуровневый коррекционный комплекс включает:

  • Медицинские мероприятия. Основу составляет медикаментозная терапия. Назначается прием ноотропных препаратов, нейропротекторов, нейропептидов, витаминов, оказывающих активирующее влияние на ЦНС. Дополнительно используются физиотерапевтические методики (массаж, лечебные ванны, ЛФК), остеопатия. Лечебные курсы создают благоприятный фон для психолого-педагогического воздействия.
  • Логотерапию. Ее цель – выработка слухового восприятия и способности к анализу речевого потока. На первом этапе необходимо затормозить беспорядочную речевую активность ребенка, вовлечь его в совместную игровую деятельность, выработать усидчивость и внимание. Вначале алалика учат различать неречевые звуки, затем соотносить звуки речи и лепетные слова с конкретными предметами и действиями. Все речевые инструкции должны формулироваться четко, коротко и понятно ребенку. При формировании фонематических процессов широко используется кинестетический контроль. Уже с 4-х лет ребенка начинают обучать грамоте – опора на зрительное восприятие облегчает понимание речи.
  • Нейропсихологическую коррекцию. Включает развитие дефицитарных функций, процессов мышления, памяти и внимания, познавательной активности, саморегуляции, коррекцию поведенческой сферы. Доказанным положительным эффектом обладает сенсорно-интегративная терапия, проводимая с помощью занятий в специально организованной сенсорной среде. Иногда требуется семейное психологическое консультирование.

Непрерывная коррекционно-логопедическая работа при сенсорной алалии проводится не реже 3-х раз в неделю и длится в течение 2-4 лет. В дальнейшем за ребенком ведется катамнестическое наблюдение. Для организации специализированной помощи рекомендуется посещение логопедической группы детского сада, а в начальной школе – занятия со школьным логопедом.

Прогноз и профилактика

Речевой прогноз при рецептивной алалии сложен и индивидуален. Логотерапия эффективна только в случае четкого соблюдения плана коррекционной работы, ее сочетания с медицинской и психологической реабилитацией. Рано начатая и систематически проводимая междисциплинарная психолого-медико-педагогическая работа позволяет компенсировать речевые нарушения, предупредить вторичные отклонения, способствовать полноценной интеграции ребенка в социум. При позднем обращении сформировать полноценную речь зачастую не удается. Профилактика тяжелых нарушений речи требует тщательного планирования беременности, предупреждения раннего органического повреждения головного мозга на всех этапах развития ребенка.

Пути преодоления сенсорной алалии

Сенсорная алалия представляет собой одно из речевых нарушений в детском возрасте, которое имеет сложности в диагностике и коррекции. Специальная литература термин «сенсорная алалия» обозначает как резкое ограничение или отсутствие понимания речи детьми, у которых достаточно хорошо развиты острота слуха и интеллектуальные возможности.  Невзирая на сохранные способности для развития активной речи и довольно хороший слух, детям с сенсорной алалией присущи наличие между звучанием слов и их значением, а следовательно, нарушения в понимании речи окружающих. Такие дети речь не понимают, не используют ее, а это ведет к сопутствующим нарушениям – сложности контакта, искажение зрительного восприятия и отсутствие связи с окружающими, задержка интеллектуального развития и т.п. Такому ребенку может быть поставлен неправильный диагноз: аутизм, тугоухость, олигофрения и т.д., соответственно предлагается совершенно неадекватная коррекция.

Недостаточность единого суждения о характере и природе речевой патологии данной формы приводит к диагностическим ошибкам, создавая огромные сложности в педагогической практике.

Проведенные Кайдановой С.И. и Трауготт Н.Н. исследования говорят о том, что при сенсорной алалии проявляется особое состояние слуховых анализаторов, характеризующееся слабостью тормозных и возбудительных процессов, а также маловыраженной генерализацией (нерегулярное восприятие звуков, которые доступны физическому детскому слуху).

Основная отличительная особенность функции слуха при сенсорной алалии – легкость возникновения запредельного торможения из-за высокой функциональной истощаемости. Сложно дать ответ на вопрос, из-за чего проявляется такая истощаемость слуховых анализаторов,  среди версий можно назвать неполноценность функциональности периферического отдела либо центрального отдела слухового анализатора. Имеются данные, которые указывают на присутствие при сенсорной алалии ведущего к снижению слуха – поражения периферического отдела слуховых анализаторов.

При сенсорной алалии необычный дефект речевого слуха проявляется в том, что ребенок невнимателен к звукам; то слышит тихий звук, то совсем не реагирует на звуковой раздражитель,  с огромным трудом учит отдельные слова и с трудом сохраняет их в памяти, его пассивный словарь медленно обогащается, появляется разрыв между называемым предметом и пониманием обозначающего его слова.  Также при сенсорной алалии присутствует сниженная способность выделять звучание фонем из окружающей речи, отсутствие навыка на слух различать коррелирующие фонемы и т.п.  Ребенок плохо на слух дифференцирует отдельные фонемы, близкие по акустическим параметрам, при повышении голоса педагога (говорящего) звуковое различение существенно не улучшается, улучшается различение фонем в процессе обучения грамоте и устной речи, то есть в процессе, развивающем фонематический слух.

В работах Трауготт Н.Н. говорится, что дети с сенсорной алалией могут обладать высокой речевой активностью.  И на самом деле, часто сложно бывает остановить речевой поток и добиться вслушивания в речь окружающих (во многих случаях, при этом отмечается эхолалия). С удовольствием ребенок слушает свой голос, свою речь и свою интонацию.  Речь алалика имеет выразительную интонацию, богато модулирована, он сопровождает ее живыми жестами и мимикой и буквально «забивает» понимание, как собственной речи, так и речи окружающих.

Когда речь идет о нарушении у ребенка слухового внимания, он не использует слух практически совсем либо использует его в редких условиях сверхмотивации (слушает и слышит), если ему очень нужно что-то услышать и понять.  Как мы уже говорили ранее, подобное нарушений довольно характерно для деток с сенсорной алалией (однако не только для них).

Подытоживая, можно отметить, что у детей, страдающих сенсорной алалией, присутствуют нарушения не в самой возможности развития речи, а в основном либо исключительно возможность речевого обучения со слуха. Этот фактор определяет специфику коррекционных занятий с ребенком из данной категории, а также с ребенком, обладающим выраженным сенсорным компонентом.

Если говорить о слухоречевом развитии подобных детей, то прогноз зависит от многочисленных факторов. Значение имеет характер и тяжесть сенсорных нарушений, уровень снижения слуха, а также выраженность нарушений высшего анализа и синтеза слухового анализатора, умение подражать речевым звукам, характерологический и личностный аспект, особенности интеллекта, условия воспитания, развития и коррекции.

Для понимания характера слухоречевых особенностей у ребенка, страдающего сенсорной алалией, целесообразно дифференцировать симптомы, которые характерны для алалии сенсорной, с тугоухостью, проявившейся в доречевом периоде.

Неоспоримо значение нормального слуха при формировании речи малыша, по этой причине в любых случаях нарушения речевого развития, в первую очередь, требуется тщательное изучение слуховых функций ребенка.  Подчеркнем также необходимость тональной аудиометрии, ведь анализ слуха, основанный только на проверке шепотной и разговорной речи, способен натолкнуть на ошибочное заключение о наличии у малыша центральных нарушений типа алалии.

Бывает и так, что у детей, страдающих сенсорной алалией, диагностируют не только тугоухость, но и нарушения интеллекта. И действительно, при первом взгляде, клиническая картина сенсорной алалии выдает для этого основания. Кроме этого на определенных этапах развития ребенку с нарушенным интеллектом могут поставить диагноз сенсорная алалия.

Следовательно, сенсорным компонентом, выражающимся в различной степени, могут стать осложнениями разных нарушений функционального и органического (нарушение интеллекта, тугоухость) генеза, и здесь дети с нарушениями интеллекта и слуха составляют основную группу риска.

По той причине, что главным проявлением сенсорной алалии является нарушение синтеза слухоречевого анализатора и процессов высшего анализа, основной коррекционной целью должна стать компенсация данного нарушенного звена.

Но, так как страдающую функцию мы не можем развивать напрямую, следует сформировать новую функциональную систему с применением всех сохранных анализаторов посредством создания дополнительных опор.

Работа по преодолению сенсорной алалии, таким образом, использует двигательный и зрительный анализаторы, кинестетические ощущения, тактильно-вибрационное восприятие, обоняние, вкус, и, естественно, слух, дозировано привлекаемый в форме поврежденного звена.

Коррекционные занятия с детьми, которые страдают сенсорной алалией, должны включать элементы различных коррекционных программ, так например, многое заимствуется и адаптируется из систем работы с детьми, обладающими нарушениями слуха, а также из методик нейропсихологических.

Три этапа работы:

—  Этап подготовительный – он включает создание мотивации к занятиям, а далее потребности коммуникации (ребенка включают в группу детей).  

В связи с тем, что речь рассматривается, как ритмическая пространственно-временная структура, в данные занятия включаются данные три компонента. Тут же мы развиваем общую сенсорику, слуховой, зрительное, кинестетическое и тактильно-вибрационное восприятие, осязание и обоняние. Так мы получаем возможность развивать все базовые навыки и функции, опережающие и сопутствующие речевое развитие в онтогенезе у нормально развивающегося ребенка.

Работа над последовательностью, рядом, цветом, количественным элементом и прочими элементарными представлениями, которые в последующем лягут в основе письма, чтения и счета, выполняется до работы над элементами глобального чтения с артикуляторной опорой и звукового анализа.

2 – Этап основной – представляет собой работу над фазовой речью, а также ее грамматическим оформлением. На паре первых этапов работа над восприятием слуховым проводится лишь на музыкальных занятиях, а также в группе.

3 – Этап заключительный – работаем над слуховым восприятием, автоматизацией и дифференциацией звуков, работаем также над сложными грамматическими конструкциями.

На всех перечисленных этапах (конечно по-разному) активно применяются двигательные и зрительные опоры, также проводится работа словарная.

Опыт специалистов говорит о том, что указанные методические приемы, которые направлены на развитие процессов высшего анализа, а также синтеза анализатора слухоречевого и создание новой функциональной системы с использованием всех типов сохранных анализаторов, дают возможность, при сенсорной алалии, успешно компенсировать слухоречевые процессные нарушения.

Кроме этого, указанный комплексный подход является эффективным и при прочих видах нарушений речи и слуха (дислалия, дизартрия, комплексные нарушения и т.п.).

Сенсорная алалия, или рецептивная, импрессивная — недоразвитие речи вследствие нарушения слухового восприятия при нормальном физическом слухе. Ребенок с этой патологией не понимает обращенную речь, не различает звуки, фонематический слух. Также у него наблюдаются другие нарушения.

В чистом виде встречается редко, тем не менее требует вмешательства логопеда, дефектолога и невролога и своевременной коррекции. В статье вы узнаете причины болезни, лечение и прогноз сенсорной алалии.

Содержание статьи

  1. Причины сенсорной алалии у детей
  2. Признаки сенсорной алалии у детей
  3. Осложнения сенсорной алалии
  4. Диагностика сенсорной алалии у детей
  5. Лечение сенсорной алалии у детей
  6. Прогноз и профилактика

Причины сенсорной алалии у детей

Сенсорная алалия связана с повреждением тех областей головного мозга, которые отвечают на анализ звуков и речи. Если быть точнее — задней трети левого полушария: она проецируется на заушную область.

К болезни приводят:

  1. Патология во время беременности — внутриутробная гипоксия, инфекции, иммунная атака, употребление наркотических веществ, вредные привычки, вредные условия труда, интоксикации;
  2. Повреждение центральной нервной системы при родах: стремительное течение родов, узкий таз, акушерская помощь. Последствием является черепно-мозговая травма. А затяжные роды, обвитие пуповины, маловодие, преждевременное отхождение вод вызывает поражение клеток головного мозга из-за недостаточного поступление кислорода — гипоксии;
  3. Патология в послеродовом периоде и первые годы жизни — травмы, объемные образования, воспалительные и инфекционные заболевания головного мозга и оболочек мозга, интоксикации, токсическое поражение клеток мозга при инфекционных заболеваниях.

Чаще всего на ребенка воздействуют несколько факторов. Поражается корковая часть слухоречевого анализатора, нарушаются процесс распознавания звуковых раздражителей. Ребенок слышит речь, но не может уловить ее смысл и содержание. То есть у него не сформированы фонематические процессы, нет навыка целостного восприятия речи.

В результате возбуждение (импульс) не передается по цепочке другим анализаторам: речезрительному, речедвигательному. Таким образом, малыш слышит речь, но не может его воспринять, анализировать, а значит, никак на него не реагирует.

Признаки сенсорной алалии у детей

Основной симптом сенсорной алалии — непонимание обращенной речи различной степени:

  1. Легкая степень — дети понимают несложные слова, которые часто употребляются в обиходе и в привычной ситуации. При этом, если это же слово слышат в незнакомой обстановке, перестают его понимать;
  2. Средняя степень сопровождается более выраженными расстройствами. Количество слов, на которые ребенок хоть как-то реагирует, минимальное;
  3. При тяжелой степени дети абсолютно не реагируют на речь и даже на свое имя.

При этом характерным симптомом сенсорной алалии является многословие (логорея) — активная речь, богатая звукосочетаниями, междометиями. Обычно она непонятна окружающим. Также одним из признаков болезни является неконтролируемое повторение слов (эхолалия). Но если попросить малыша произнести это слово, он не сможет целенаправленно этого сделать.

У ребенка нарушен процесс соотнесения между явлением или предметом и словом, который его обозначает. Он неправильно ставит ударения, заменяет буквы или пропускает их.

Голос звонкий, слух и интеллект сохранены. Малыш быстро теряет интерес к занятиям, играм, у него нестабильное настроение. В целом он неуправляем, импульсивен, даже иногда агрессивен. Вследствие этого ему тяжело выстраивать общение с окружающими, а окружающие сторонятся его.

Осложнения сенсорной алалии

Нарушенное восприятие звука приводит к неправильному проговариванию и несформированной экспрессивной речи. Дополнительным симптомы сенсорной алалии является общее недоразвитие речи. Таким детям сложно усваивать школьный материал из-за расстройств учебных навыков — нарушения письменной речи и чтения. Им сложно общаться с ровесниками.

В дальнейшей жизни из-за этого возникают признаки психологических нарушений, эмоционально-волевые расстройства. Страдает интеллект и формируется умственная отсталость. Детки становятся нелюдимыми, замкнутыми, живут в своем мирке.

Диагностика сенсорной алалии у детей

Ввиду разнообразия причины и механизмов развития патологии, диагностика сенсорной алалии строится из двух частей: медицинского обследования и психолого-педагогической консультации. Медицинская часть нацелена на выявление органического поражения головного мозга, неврологических, психических расстройств, болезней уха, горла и носа, которым характерно отсутствие речи.

Обследование поэтапное и включает:

  1. Неврологические методы исследования — осмотр невролога, анализ течения беременности у матери, родов и раннего послеродового периода. Врач изучает амбулаторную карту ребенка, заключения специалистов на первом году жизни, выявляет перенесенные заболевания. Смотрит результат анализов и инструментальных методов исследований. При необходимости невролог назначает рентгенографию черепа, эхоэнцефалографию, электроэнцефалографию, МРТ или КТ головного мозга;
  2. Исследование у ЛОР-врача для исключения органического поражения органа слуха и врожденной глухоты. Проводят сурдологическую диагностику, аудиометрию, тимпанометрию. Ребенком занимается врач-оториноларинголог, иногда подключается сурдолог;
  3. Консультация логопеда — одна из важных частей диагностики сенсорной алалии. Специалист всесторонне изучает характеристики речи, выявляет раннее речевое и нервно-психическое развитие. Оценивает импрессивную речь, то есть понимание речи. Специалист дает несложные команды, которые малыш должен выполнить: показать предмет, сделать какое-то движение, повторить слоги или слова. Эти методы позволяют логопеду понять характер нарушений;
  4. Консультация психолога необходима для оценки состояния слухоречевой памяти, поведения малыша, выявления дефицита психических функций. На основе полученной картины специалист определяет тактику ведения пациента.

В большинстве случаев требуется несколько консультаций специалистов. Это связано с изменчивостью клинической картины при сенсорной алалии: иногда ребенок легко поддается контакту, иногда отказывается от общения.

Также трудность диагностики связана с необходимостью исключения других речевых нарушений и психических отклонений. Например, нужно исключить аутистические расстройства, нейросенсорную тугоухость, афазию, психическую патологию.

Лечение сенсорной алалии у детей

Лечение должно быть начато как можно раньше, пока нарушения речи не закрепились и нет грубых психологических расстройств. Важна роль семьи и близких: родители должны осознавать серьезность болезни, быть в курсе плана и этапов лечения. Их информируют о результатах лечения на каждом этапе. Если нужно, с ними дополнительно работает психолог: для мотивации, создания благоприятного психологического фона в семье.

Лечение такое же поэтапное, как и диагностика, и состоит из нескольких частей:

  1. Медицинские методы терапии включают назначение лекарственных средств с ноотропным действием, нейропротекторов, витаминов, которые влияют на центральную нервную систему. Закрепить действие лекарств позволяют физиотерапевтические методики (микротоки, электростимуляция, магнитотерапия), массаж, лечебные ванны, лечебная гимнастика. Как лечить сенсорную алалию, зависит от индивидуальных особенностей малыша и протекания у него болезни: нет универсальной методики или схемы;
  2. Занятия с логопедом позволяют выработать слуховое восприятие и способность к анализу речи. Специалист сначала работает с логореей — многословием, помогает ребенку сосредотачиваться и удерживать внимание, обучает навыкам совместных игр и другой деятельности в коллективе. Малыш учится различать неречевые звуки, затем соотносить звуки и короткие слова с предметами, действиями. Важно, чтобы в процессе занятий педагог четко, понятно и коротко формулировал задания и так же объяснял материал. Большее значение имеет обучение грамоте: развитие зрительного анализатора облегчает понимание речи;
  3. Психологическая помощь заключается в развитии мышления, памяти, внимания, познавательных способностей. Специалист обучает малыша навыкам контроля эмоции, корректирует поведение. Словом, помогает ему социализироваться.

Терапия при сенсорной алалии обычно длительная, непрерывная, продолжительностью до 4-х лет. После выздоровления ребенка наблюдают. Рекомендуется в детском садике и школе продолжить занятия с логопедом, чтобы предотвратить рецидивы и закрепить результат лечения.

Прогноз и профилактика

Прогноз при сенсорной алалии зависит от своевременности начала терапии. При легкой степени нарушения, активном участии родителей в коррекции, регулярных занятиях с логопедом результат будет хороший. Устраняются речевые нарушения, предотвращаются осложнения. Малыш приобретает навыки коммуникации, свободно общается с ровесниками, может осваивать школьную программу обучения.

При позднем обращении и отсутствии должного отношения со стороны родителей, отсутствии регулярности занятий выздоровление под вопросом, к сожалению.

Профилактика сенсорной алалии

Профилактика речевых нарушений, как и других проблем со здоровьем, начинается еще на этапе планирования беременности. Женщине необходимо пройти диагностику для выявления проблем со здоровьем. Затем провести коррекцию обнаруженных нарушений. Только после этого можно планировать зачатие.

Во время беременности важно следовать рекомендациям врача: вовремя проходить обследования, сдавать анализы. Если нужно — принимать лекарства и витамины. Важную роль играют образ жизни и питание — беременной женщине и ее будущему малышу для правильного развития нужны богатая витаминами и микроэлементами пища, достаточный сон и отдых, свежий воздух. Следует исключить стрессы, интоксикации, вредные привычки, работу во вредных условиях труда.

Необходимо предупредить повреждение центральной нервной системы во время родов, в раннем постнатальном периоде и первом году жизни.

Особенно внимательными нужно быть родителям, если в семье есть человек с нарушениями речи. Детки, особенно маленькие, повторяют со взрослыми: таким образом он может копировать взрослого, который плохо говорит или вообще не говорит.

Также мы хотим заострить внимание родителей на там, сенсорная алалия не проходит у детей самостоятельно. Это серьезная логопедическая, психологическая, иногда и психиатрическая патология с множеством причин, который можно победить только при совместных усилиях врачей, родителей и самого ребенка. Поэтому рекомендуем как можно раньше обратиться к специалистам при обнаружении признаков сенсорной алалии и начать лечение.

Речевая алалия у детей

В прошлый раз я рассказала о самом частом вопросе ко мне, перед или во время консультаций. Следующий вопрос по, скажем так, рейтингу, это «А у нас точно аутизм, как вы думаете? Знакомая с мед. образованием, говорит что это алалия» или «Нет, нет, у нас алалия с аутичными чертами», или «Если у нас не алалия, а аутизм, значит у него умственная отсталость в итоге будет?» Список можно продолжать, давайте тогда подробнее разберем что такое алалия, какая она бывает, и чем отличается от аутизма, и главное, что нам это дает?

Содержание статьи:

  1. Что такое алалия
  2. Виды алалии у детей
  3. Моторная алалия
  4. Сенсорная алалия
  5. Мой сын на занятиях с логопедом в моём центре «на Abaрдаж» (видео)
  6. Реабилитация алаликов
  7. Симптомы алалии
  8. Клиническая картина
  9. Методы диагностики и лечения алалии
  10. Коррекционная работа логопеда

Что такое «алалия?»

Алалия у детей — в строгом смысле слова означает полное отсутствие или выраженный дефицит речи, который проявляется при слухе, в соответствии с нормой, и первичный неповрежденный интеллект, который позволяет детям успешно познавать мир и учиться.  Частыми причинами этого заболевания являются повреждения во время родов областей левого полушария головного мозга, которые контролируют языковые способности, заболевания головного мозга или травмы, перенесенные ребенком в младенчестве, другими словами, в довербальном периоде. Это же обуславливает разделение алалии на различные формы. Алалия характеризуется прежде всего поздним появлением речевых реакций, аграмматизма, словарной бедности, слоговых нарушений, фонематических процессов и дефектов в произношении звука.

Какие виды алалии бывают у детей

Нарушение речи у детей

Виды алалии

Колоссальное значение для выявления формы алалии имеет определение зоны повреждения головного мозга. Так, например, при повреждении лобно-теменной части страдает произносительная сторона речи и можно диагностировать моторную алалию у ребенка. Если сложности с перестановкой звуков или их воспроизведением в принципе.  А если повреждена височная область — речь идет об алалии сенсорной. В таком случае у ребёнка отсутствует восприятие речи. При этом слух ребёнка не нарушен.

Различные формы речевого дефицита характеризуются совершенно разными клиниками и возможностями для детей в будущем. Однако это разделение заболевания носит условный характер. Существует и третий тип патологии, объединяющий особенности первых двух. Заболевание именуют сенсорно-моторной алалией или речевой алалией. Смешанный тип подразумевает присутствие тех же симптомов, как и в случае первых двух разновидностей патологии. Пациент нуждается в коррекции со стороны логопеда и невролога.

Моторная алалия у ребенка

Моторная алалия

Моторная алалия у детей

Патология появляется из-за недоразвития области Брока. Такое название получила часть коры головного мозга, отвечающая за воспроизведение речи. При этой форме заболевания у ребенка наблюдается слабое развитие моторики.

Явление выражается в следующем:

  1. У ребенка нарушена артикуляция. Пациент с трудом произносит согласные звуки путем работы языка, губ и зубов, также опускания нужного количества воздуха.
  2. Пациент не может выполнять действия, которые связаны с манипуляциями с мелкими предметами. Так, у таких детей наблюдается проблема с зашнуровыванием ботинок или застегиванием пуговиц на одежде. Всё это приводит к тому, что человек, страдающий патологией, не может самостоятельно себя обслуживать.
  3. Присутствует проблема и с совершением других движений. Пациент не может сохранять равновесие, когда двигается по бревну или прыгает на одной ноге. Такой ребёнок не ощущает ритм во время танца.
  4. Наблюдается проблема с концентрацией и вниманием. Ребёнку трудно на чём-либо сосредоточиться. Он не может понять грамматических особенностей языка. Пациент путает единственное число с множественным. Он не различает падежи и неправильно произносит окончания слов. Словарный запас ребенка очень ограничен.

В случае развития этой разновидности заболевания, ребёнок хорошо понимает речь, обращенную к нему. Однако пациентам трудно запомнить нужную последовательность звуков и воспроизвести их. В зависимости от сложности патологии, ребенок может не разговаривать до 5-10 лет. Если лечение отсутствует, болезнь может прогрессировать.

Речь младенцев с алалией первой ступени совершенно непонятна обычному слушателю, например, «ба» означает, что чашка упала. Чтобы понять высказывания ребенка, необходимо учитывать конкретную ситуацию, его жесты и мимику. Часто дети с этой патологией не могут выразить свои чувства с помощью слов, чтобы указать, что ему нужно.

Второй этап развития речи характеризуется появлением способности выражать в более понятной для окружающей среды форме некоторые наблюдения, например, «татья кутил сяк», что означает: «папа купил мяч».

Дети с третьей стадией развития речи используют более подробные фразы, содержащие лексические и грамматические ошибки. Особенностью этой формы алалии является понимание детьми речи, обращенной к ним. Они могут выбрать желаемую картинку с объектом или живым существом, которую родитель просит показать. Больные дети понимают только лексическое значение слова и не способны воспринимать их окончания, предлоги и приставки.

В связи с адекватным реагированием детей на призывы взрослых, выполнением простых инструкций существует опасность пропустить и запустить заболевание. Ведь родители считают, что когда их ребенок все понимает, но не говорит, то ему просто лень.

Диагностика двигательной формы алалии основана на работе с ребенком при выявлении его речевого потенциала. С целью уточнения и дополнения диагноза применяют электроэнцефалограмму. Исследования слуховых и интеллектуальных способностей ребенка также проводятся.

Моторная алалия у детей, ее прогноз зависит от своевременности постановки диагноза, степени тяжести болезни. Коррекция алалии направлена, прежде всего, на развитие механизмов речевой деятельности, создание речевой базы у ребенка, которая в дальнейшем позволит спонтанно развиваться и формировать речь.  На всех этапах коррекции значительное внимание следует уделять формированию у ребенка знаний об окружающей среде в соответствии с его возрастом.

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия у детей

К развитию сенсорной алалии приводят патологии височной области. Нарушения возникают в так называемом центре Вернике. Эта корковая область головного мозга отвечает за способность воспринимать смешанную речь, понимать сказанное и различать звуки. При выявлении патологии у ребёнка отсутствует восприятие речи. При этом слух ребёнка не нарушен.

Разновидность патологии характеризуется тяжёлой формой речевых нарушений. Больные дети хорошо слышат речь, однако практически не воспринимают и не понимают видео. Говорить самостоятельно они также не могут. Такие дети бессмысленно произносят звуки или их сочетания, а также жестикулируют. Речь у больных отличается навязчивым повтором звуков и слогов, а также звуковой заменой. Дети могут повторять чужие слова, однако не понимают их значение. Может присутствовать способность объединения отдельных словесных отрезков в одно целое. Пациенты, у которых выявлена патология, отличаются повышенной речевой активностью. Однако их речевое воспроизведение напоминает так называемый словесный салат. Смысл в том, что говорит ребёнок, отсутствует.

Если у пациента выявлена более легкая форма заболевания, он может воспринимать звучащую речь. Однако происходит понимание не указанных звуков, а тембра, словоформ. Иногда на помощь таким пациентам приходит чтение по губам.

Сенсорная словесная алалия проявляется в непонимании перевернутой речи, грубом расстройстве ее фонетического аспекта при отсутствии разделения звуков.  Для детей характерны трудности и замедление в формировании сравнения между словом и объектом.  Они не способны понять то, что произносит окружающая среда, в результате чего их выразительная речь очень ограничена.  Такие дети искажают слова, путают звуки, схожие по произношению, не слушают окружение, не отвечают на звонок, но в то же время реагируют на абстрактные звуки.  У них эхолалия, слуховое внимание резко нарушено, при этом интонация и тембр речи остаются неизменными.  При умственном развитии наблюдаются проявления органического повреждения головного мозга, часто их можно обнаружить в сочетании с умственной отсталостью.

Последствия алалии могут сохраняться долго, часто даже всю жизнь. Грамматическая структура и словарный запас, произношение формируются своеобразно, медленно и дисгармонично. К концу периода младенчества дети могут иметь запас слов от девяти до 100, но это не определяет прогноз заболевания. Словарь пополняется очень медленно и на каждом этапе развития достаточно беден.  Кроме того, следующие искаженные конструкции слова являются характерными:

  •  перестановки (вместо «молоко» — «моколо»);
  •  настойчивость — (вместо «волосы» — «вововос»);
  •  пропуск («Моко»);
  •  комбинации (вместо слова «белый и желток» получается «белок»).

Также многие исследователи отмечают искажение структуры слога слова.  Количество таких искажений увеличивается по мере развития речи. Существует два типа аграмматизма: впечатляющий и выразительный. У алаликов с двигательной формой почти всегда проявляется выраженный аграмматизм, а с сенсорной формой — внушительный аграмматизм.  Грамматическая структура речи сформирована поздно, дисгармонична и не имеет постановки.

Итак, алалия конечно похожа на аутизм, однако у нее нет той самой «триады аутистического нарушения» и характеризуется она замедленным формированием речи или полным её отсутствием. Однако стоит упомянуть, что в начале пути реабилитации алалика или ребенка с РАС можно заметить разницу в социальном взаимодействии. Алалик может не понимать обращенную речь, однако он как правило легко идет на социальное взаимодействие, хотя бы с помощью физического контакта. Он может тянуться к сверстникам, владеть начальным уровнем имитации, и как правило у него есть указательный жест. Есть мнение, что у алаликов и нежелательное поведение проходит быстрее и легче, чем у детей с аутизмом, но, я не имела опыта подобного сравнения, так как я как поведенческий аналитик убеждена, что нежелательное поведение зависит не от диагноза, а от многих факторов в совокупности (что конкретно запускает поведение, какие последствия этого поведения, в каких условиях это происходит, и как долго это поведение существует).

Конечно есть определенные «но» во всем. Дети не роботы, и 2 ребенка с одним и тем же диагнозом могут кардинально отличаться друг от друга. К тому же, достаточно «подтянутый» ребенок с РАС может дать «фору» даже самому легкому ребенку с алалией — это факт, проверенный не раз. Мой сын с аутизмом, далеко не с высокофункциональным на данный момент, однако у него настолько сформированное учебное поведение, что заниматься с ним педагоги очень любят и если сравнить его с ребенком говорящим, но не сформированным еще учебным поведением, будет казаться что мой ребенок «легче». Поэтому все относительно, друзья.

Вот мой сын на занятии с логопедом в моем центре поведенческой коррекции «АВАрдаж»

Реабилитация алаликов

Что же нам дает разбор этих двух диагнозов между собой и определением главного? Различаются ли методы коррекции этих диагнозов? Если смотреть на это с точки зрения лекарственной терапии, то да. Как правило детям с аутизмом назначают более тяжелые препараты «по старинке» и это далеко не прогресс современности. В США, например, такой каменный век уже давно ушел в небытие. А в России это все еще практикуется, «лечить» аутиста каким-нибудь нейролептиком. Алаликам как правило назначают ноотропы (которые тоже не гарантия, кстати), что конечно полегче, но не всем они подходят и не всем нужны. Если вы настроены лечить ребенка подобными медикаментами, то возможно это принесет какой то шанс преуспеть. Что касается педагогического воздействия, если вы попадете к профессионалу, то вас конечно спросят о диагнозе, но даже если его не будет, специалист должен подбирать методы коррекции исходя не из диагноза, а из проблемы:

  • Нет речи? — будем побуждать, формировать, вызывать. И не важно алалик, аутист, ЗПР, или ребенок без диагноза.
  • Есть нежелательное поведение? — соберем данные, выявим функцию, напишем план коррекции и вперед. Опять же, не важно, кто перед нами окажется.
  • Не понимает речь? — тестируем навыки, пишем программу индивидуального развития навыков с методами, подходящими для конкретного ребенка.

Я люблю в этом плане поведенческий анализ (АВА-терапию) как систему, которая настолько структурирована и продумана, что не может быть оценок «на глазок». В АВА не бывает «необитаемого ребенка», бывает некомпетентный специалист. В АВА не бывает «надо заставить» или «он должен стремится», бывает недостаточно замотивированный ребенок. В АВА не бывает «подождите в коридоре, мамаша, я 40 лет тут работаю, сама знаю», там идет командная работа. И успех измерим, и цели четкие, конкретные!

Какие прогнозы у алалика и аутиста? Стоит настроится не на быстрый эффект как у одного, так и у другого. Скорость усвоения информации, обучения также может сильно отличаться от ребенка к ребенку. И там и там возможны полные компенсации. Однако в процентном соотношении групп, алалики выше по успехам. Дети с Алалией при грамотной работе успешно выправляются, у детей с аутизмом все несколько сложнее и дольше, хотя бы просто потому, что сфера социального взаимодействия у них проседает сильнее…

 Симптомы алалии у детей

Нарушение функционирования определенных частей мозга приводит к рождению алалии у детей, которая может проявляться легкими дефектами речи, умеренными или тяжелыми расстройствами (ребенок не говорит до десяти, иногда до двенадцати лет, или его речь ограничена  довольно слабый словарный запас и грамматический, несмотря на длительное обучение).

 Моторная алалия у детей выражается:
  •  при расстройстве выразительной речи на фоне хорошего понимания перевернутой речи;
  •  в конце формирования фразовой речи, которая начинает развиваться после четырехлетнего возраста;
  • при нехватке предречевых этапов часто болтовня полностью отсутствует.

Эта болезнь сопровождается грубыми грамматическими дефектами, выражающимися в непоследовательности слов в регистре, поле и числе, перестановке слогов в слове, неверности в использовании предлогов в речи, отсутствии словесных форм и т. Д.

Моторная алалия у детей характеризуется выраженным дефицитом словарного запаса и является основой для расстройств в обучении, таких как дисография и дислексия, расстройства пространственного гнозиса и двигательные дефекты в виде апраксии.  Кроме того, алалия протекает в сочетании с очаговым и рассредоточенным неврологическим диспансером, поражением доминирующего полушария, которое определяет возможности выразительных речевых навыков.  У ребенка со сходной патологией в психическом состоянии часто проявляются признаки психоорганического синдрома различной степени тяжести, которые проявляются в виде инвалидности в сочетании с дефектами умственного развития, расстройствами внимания и двигательной расторможенностью.

Все формы алалии характеризуются разрывом между вербальными и невербальными структурами умственной деятельности.  Неречевые задания выполняются ребенком в соответствии с возрастным периодом без заметных затруднений (значение и последовательность сюжетных изображений, графические аналогии и т. Д.).  Замедление скорости формирования речи выражается в позднем наступлении определенных предречевых стадий.  Проще говоря, ворчание, лепет, отдельные слова и фразы в таких крошках образуются с отставанием, также наблюдается заметное сокращение этапов или полное отсутствие.  Помимо увеличения сроков отработки функции, характерно длительное сохранение ранее освоенных этапов речевого образования: эгоцентрической речи, подмены речи жестами или громкими несловесными криками.  Кроме того, часто не хватает словарного запаса, аграмматизма и косноязычных.

Часто у детей с алалией возникают невротические реакции, которые являются реакцией на наличие дефекта речи.  Кроме того, дети, страдающие этой патологией, характеризуются повышенной утомляемостью, снижением внимания и снижением работоспособности.  У них вторичная задержка в развитии психики.  В разные периоды формирования речи в двигательной алалии наблюдается недостаточная плавность речи и возникает заикание.

Коррекционная работа с алалией должна учитывать специфику нарушения речи, личностные особенности ребенка, его интересы и компенсаторный потенциал.  Большое внимание уделяется устранению невротических аспектов в природе крохи и воспитанию сознательного целеустремленного человека.

Клиническая картина и особенности поведения детей с алалией

Наблюдаются алалии различной степени: от легких нарушений речи до тяжелых, когда ребенок не говорит до 10 — 12 лет или, несмотря на длительное обучение, его речь ограничена скудным словарным запасом, сохраняясь на уровне элементарной аграмматичной речи.

При моторной алалии ребёнок может иметь объёмный пассивный словарь, но затрудняется в назывании даже хорошо знакомых слов. Дети не могут повторить за взрослым даже простых слов, имея при этом развитый артикуляционный аппарат. В словах они переставляют и заменяют слоги, опускают звуки. Эти замены не стойки, в одних обстоятельствах дети осуществляют замену слогов, в других — замену звуков в одном и том же слове. Особенно трудно им произносить слова, выражающие абстрактные понятия, и слова-обобщения. Дети с алалией осознают свой недостаток. Ребёнок с высоким интеллектом более критично относится к своей речи, общаясь с окружающими он заменяет слова мимикой и жестами. При завышенных требованиях родителей к произношению, при попытках логопеда «ставить» звуки, при том, что окружающие не понимают его, он проявляет негативизм.

Сенсорная алалия проявляется в недостаточном понимании обращенной речи и грубом нарушении фонетической ее стороны с отсутствием дифференциации звуков. У детей затруднено и задержано в развитии соотнесение между предметом и словом: они не понимают речь окружающих, в силу чего и экспрессивная речь крайне ограничена. Дети искажают слова, смешивают сходные по произношению звуки, не прислушиваются к речи окружающих, могут не откликаться на зов, но одновременно реагировать на отвлеченные шумы, отмечаются эхолалии; резко нарушено слуховое внимание, хотя тембр речи и интонации не изменены. В психическом состоянии отмечаются признаки органического поражения головного мозга — нередко в сочетании с интеллектуальным недоразвитием в широком диапазоне (от легких парциальных задержек развития до олигофрении).

С возрастом требуется всё большая автоматизация речи, и афферентная моторная алалия у детей только увеличивает проблемы малыша. У детей, страдающих от этой патологии, диагностируются нарушения внимания, памяти, мышления, анализа и синтеза слов и явлений, эмоций, воли, поведения.

Симптоматика алалии исключает уравновешенное поведение — оно нечасто встречается у детей с этим речевым нарушением, обычно они или заторможены или слишком возбуждены. У большинства детей страдает мелкая и крупная моторика, они неуклюжи, движения расторможены или замедлены.

Методы диагностики и лечения алалии

Дети с любой формой алалии нуждаются в помощи логопеда, невролога и психолога. Неврологическая диагностика помогает выявить степень повреждения головного мозга при помощи электроэнцефалограммы, проведения МРТ. Чтобы исключить тугоухость, проводятся отоскопия и аудиометрия, а чтобы дифференцировать симптоматику алалии от сходных по симптоматике патологий, таких как задержка развития речи, дизартрия, аутизм подключаются к работе невропатолога, логопеда и психолога.

Сенсомоторная алалия требует проведения логопедического обследования. Логопед определяет следующие параметры:

  • уровень понимания речи;
  • определение количества слов в словаре, включая все речевые проявления;
  • выявление возможностей речевого подражания;
  • выявление возможности употребления предлогов;
  • выявление состояния органов артикуляции и звукопроизношения;
  • определение максимального объёма употребляемых предложений;
  • исследование возможности изменения слов по числам.

Методика выполнения массажа

Логопеды-дефектологи используют различные подходы к развитию речи детей. Специальный массаж позволяет оказывать механическое воздействие на лицевые мышцы, что способствует развитию речевой функции.

Такие процедуры приводят к следующим положительным результатам:

  • насыщение клеток ткани полезными веществами;
  • укрепление мышц;
  • ускорение движения лимфы.

При лечении алалии очень эффективен логопедический массаж, стимулирующий речевые зоны. Полноценный массаж нельзя проводить без квалификации и использования специальных зондов. Под руководством специалиста родители могут освоить простейшие приёмы массажа лица, рук, губ, языка и проводить их в домашних условиях самостоятельно. Для этого можно использовать чайные ложки с гладкими краями, чистые тёплые руки мамы. Элементы массажа выполняются по 5 раз, все упражнения начинаются и заканчиваются поглаживаниями.

Последовательность массажных движений:

  • поглаживание лба от центра к вискам, висков по часовой стрелке с помощью выпуклой стороны ложки или рук;
  • аналогично гладятся глазные впадины;
  • по кругу гладятся щёчки;
  • затем массажируется межбровное пространство;
  • растирается нос, массажируется губа, язык.

Массаж рук и лица проводится в теплом помещении. Руки массажиста предварительно обрабатываются антисептиком.

С помощью массажа рук ребёнка у него развивается мелкая моторика, связанная с работой мозга и речью. Его можно выполнять не только руками, но и резиновыми мячами, колючими бигуди, Су джок. Разминка рук начинается с мизинца, сначала с его внешней стороны. Затем рекомендуется подниматься вдоль пальца вверх, плавно нажимая на подушечки, затем растирая их. После разминки ладони массажируется её внутренняя сторона.

Часто встречаю такую проблему, что ребенок отказывается сразу ложится на массаж у логопеда, вы как мама, можете помочь ему адаптироваться дома к этой процедуре. Например, делая ежедневно несложный массаж.

Коррекционная работа логопеда при алалии у детей

Суть логопедической работы состоит не в том, чтобы обучить алалика правилам грамматики, письма, чтения, а в том, чтобы вместо нарушенных каналов речевой деятельности включить те, которые сохранились, заставить их усиленно работать, выполнять двойную, а то и тройную нагрузку. Такая сложная задача требует частого обращения к различным доречевым навыкам. Это — жесты, ритмические движения, рисование, подражание неречевым звукам, например, вою ветра, голосам животных. По мере овладения этими навыками ребенка подводят к звукам, издаваемым голосом, похожим на речь, а также к словам, значение которых постепенно усложняется. Приемы такой работы доступны лишь специалистам высокой квалификации, и родители могут здесь только помочь логопедам, но не заменить их. Логопедическую работу при алалии следует начинать рано, как только замечено отставание ребенка в речевом развитии, так как самостоятельно и без помощи логопеда речь не формируется. В любом случае отсутствие речи к 2-м годам — это уже тревожный сигнал.

При сенсорной алалии логопедическое воздействие на­правляется на воспитание сознательного анализа соста­ва речи, развитие фонематического восприятия, пони­мания речевых структур. При обучении детей применяются специальные методы, направленные на развитие деятельно­сти, формирование звукового и морфологического анализа и смысловой стороны речи. При этом учитывается уровень не­доразвития понимания, собственной речи, познавательной деятельности, общих особенностей личности ребенка.

Основным принципом работы является последова­тельное и систематическое воздействие на все стороны речевой деятельности ребенка в их взаимосвязи. Работа оказывается результативной только при проведении врачом специфического лечения, нормализующего деятельность центральной нервной системы и стимулирующего созрева­ние клеток коры головного мозга.

Коррекционная работа логопеда при моторной алалии проводится в раннем детском возрасте. Многие родители имеют ошибочное мнение, начиная занятия после пяти лет. Специалисты рекомендуют записаться к логопеду сразу после того, как малышу поставили диагноз. Своевременная коррекция позволит быстро избавиться от речевого дефекта, в то время как игнорирование проблемы может привести к возникновению новых. Например, психологи отмечают, что дети с недоразвитой речевой функцией более импульсивны и рассеяны.

Режим тишины при коррекции сенсорной алалии

Логопед рекомендует родителям, как правильно организовать речевой и звуковой режимы малыша. Временно взрослым предлагается как можно меньше разговаривать с ребёнком, организовывая тихий час или день отдыха слуха. На это время в детской комнате нужно устранить лишние звуки: играющий телевизор, компьютер, планшет, иногда рекомендуется убрать звучащие зрительные раздражители (игрушки, книжки). Подобный звуковой режим способствует повышению у детей восприимчивости к звукам.

Следующий этап — пробуждение интереса к звукам, окружающим ребёнка, появление интереса к подражанию и восприятию собственной речи. На первых занятиях логопед развивает внимание, помогая ребёнку сосредоточиться на звуковых раздражителях, учит различать два — три звучащих предмета, например, дудочку, бубен и ложки. Затем ему предоставляется возможность поиграть в различные игры, способствующие развитию правильного, плавного, диафрагмального дыхания у него.

На следующем этапе коррекции основная задача логопеда — обратить внимание ребёнка на смех, плач и другие реакции окружающих людей, выработать усидчивость, умение копировать эмоциональные реакции окружающих. Если он устал, занятие прекращается. Чтобы работа логопеда была успешной, коррекция проводится с 2,5-3 лет. Специалист должен систематически воздействовать на каждый компонент речи.

Прогноз и профилактика алалии.

При правильно организованной и тщательно проведённой работе по коррекции моторной алалии можно к началу школьного обучения практически полностью компенсировать данный дефект и преодолеть опасность дальнейшего речевого и интеллектуального недоразвития. Но у таких детей имеется высокий риск появления дисграфии и дислексии в период их обучения в школе. Дети со сложным повреждением структур головного мозга или с которыми поздно начали коррекционную работу не смогут преодолеть данную патологию речевого развития. Поэтому в дальнейшем они направляются в специальные школы для продолжения коррекционной работы.

Для предупреждения появления такой сложной патологии, требуется тщательно проводить скрининг состояния здоровья беременных женщин, рационально вести роды, беречь детей от заражения нейроинфекциями и травматизма.

Есть повод порадоваться тому, что на сегодняшний день известно много работающих методов коррекции. Можно выбирать, пробовать, искать. Я как человек занимающийся АВА, беру в работу только методы проверенные, прошедшие доказательную базу, учитывающие безопасность для ребенка. И часто вспоминаю, что еще десяток лет назад, о них не знал никто в России, и уверена, мамы бы отдали за них все что могли бы, только чтобы помочь своим детям. А мы порой жалуемся, что какая-то книга дороже обычной, а какой-то онлайн курс специалиста не бесплатный. Мы ждем от других спасения, а спасение начинается с нас.

Интересные материалы и статьи:

  • система жетонов для занятий
  • игра подбери заплатку
  • игры для аутистов
  • игра числовые домики
  • аутизм и интеллект
  • упражнения на доске бильгоу методика
  • карточки pecs скачать
  • карточки pecs скачать бесплатно
  • жетоны для поощрения детей
  • занятия на балансировочной доске для мозжечковой стимуляции
  • упражнения на балансировочной доске
  • виды жетонов в ава
  • второй курс томатиса когда ждать результат

У сенсорных алаликов достаточно звонкий голос, при этом у некоторых детей диагностируется логорея. Речь ребенка становится похожа на своеобразный «словесный салат», в котором намешаны обычные и зачастую бессмысленные слова, могут быть перепутаны слоги. Может встречаться контаминация – объединение разных слов в одно.

При анализе анамнеза специалист должен внимательно изучить симптоматику, ведь зачастую это речевое расстройство путают с аутизмом и нарушением слуха. Но есть серьезные различия, которые позволяют отличить сенсорных алаликов от слабослышащих детей:

  • У них достаточно звонкий голос (у детей с тугоухостью голос глухой).
  • Увеличение громкости обращенной речи не улучшает понимание у сенсорных алаликов. Использование слухового аппарата также не дает результата, тогда как у слабослышащих детей функция восприятия значительно улучшается.
  • С сенсорными алаликами намного труднее наладить контакт, чем со слабослышащими.

Диагностика сенсорной алалии обязательно подразумевает неврологическое обследование. Как правило, специалист назначает электроэнцефалограмму, магнитно-резонансную терапию и эхоэнцефалограмму, которые позволяют определить характер и степень повреждения функций головного мозга.

Для исключения тугоухости проводится исследование слуховой функции.

Назначается компьютерная аудиометрия, отоскопия и другие исследование. Обязательно участие нейропсихолога, который анализирует поведение ребенка, а также исследует состояние слухоречевой памяти.

После проведения всех исследований и получения результатов диагностики, свое обследование начинает логопед. Выясняются особенности раннего речевого развития малыша. Тщательно оценивается импрессивная речь, т.е. ребенка просят повторить слова, указать на предмет, который озвучивает специалист (установление связи между словом и предметом).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *